Манекенщицы 70 годов. Самые знаменитые советские модели

Кадр из киносериала "Красная королева" о Регине Збарской

Русские девушки самые красивые — так утверждают не только российские мужчины, но и представители сильного пола многих стран мира. И с этим высказыванием сложно не согласиться, ведь именно русские красавицы сочетают в себе не только потрясающие внешние данные, но и внутренние, отчего их красота становится только ярче.

Сейчас работой в модельном бизнесе никого не удивишь, многие девушки с юных лет мечтают приобщиться к этому миру и занять там свою нишу. Но не всегда карьера модели или «манекенщицы» была так привлекательна в нашей стране — в СССР данная работа считалась непрестижной и не была высокооплачиваемой. Это и не удивительно, ведь в революционные и военные времена мода мало кого интересовала, у людей были другие, более жизненные приоритеты.

Но ситуация начала меняться с приходом хрущевской оттепели — железные ворота начинают открываться, и среди прочих западных веяний в нашу страну медленно начала просачиваться мода. Именно тогда можно было наблюдать эру стиляг, которые рьяно примеряли на себя самые безбашенные наряды. В тот период и зарождается профессия «демонстратора одежды», которая позволила некоторым советским красавицам сорвать джекпот и стать известными не только на родине, но и за рубежом.

Может быть, для кого-то Елена Метёлкина — это талантливая актриса, которая сыграла Полину — сотрудницу института времени в фильме «Гостья из будущего», или инопланетянку Нийю в «Через тернии к звездам». Но сначала Елена — просто красивая женщина, которая волей судьбы из простого библиотекаря превратилась в манекенщицу. Фантастическая внешность позволила ей добиться успехов как в модельном бизнесе тех времен, так и в мире советского кино.

Но не всегда она была так успешна — в школе над ней постоянно смеялись из-за высокого роста и нескладности, но карьера манекенщицы вдохнула в неё новую жизнь, после чего её творческий путь пошел в гору. Личная жизнь у неё, к сожалению, не сложилась.

Женщина, покорившая не только СССР, но и весь мир — Регина Збарская — одна из самых легендарных советских манекенщиц, которая и после смерти оставила тысячи вопросов, на которые уже никто не даст ответов. Случайно попав в мир советской моды, она сразу вскружила головы кутюрье, а представители западной прессой называли её «советской Софи Лорен» и «самым красивым оружием Кремля».

Казалось бы, такой успех должен был обеспечить ей счастливую жизнь, но неудачи в личной жизни сильно подкосили Збарскую, после чего она оказалась в психиатрической больнице. Но после первого возвращения из её стен она уже не смогла найти себе место на подиуме, и после второй госпитализации её состояние сильно ухудшилось, что привело в 1987 году к самоубийству.

Романовская была главной соперницей Регины Збарской на подиуме. Она также вызывала восхищение не только у представителей советской моды, но и у зарубежных ценителей прекрасного. Характеры этих девушек были полными противоположностями, в то время, как Збарская показывала свой характер, Романовская всегда шла на уступки и отличалась доброжелательностью. Пик их соперничества пришелся на 1967 год, когда модельер Татьяна Осмеркина создала платье, которое представило СССР не на одном международном модном конкурсе. Платье шилось для Збарской, но в итоге честь представлять его досталась Романовской. Именно после этих конкурсов зарубежная пресса стала называть её berezka и snegurochka.

В 1972 году Мила Романовская покинула Родину вместе со своим мужем, художником Юрием Куперманом. Дальнейшая её судьба мало афишировалась: по одним данным, её модельная карьера за рубежом успешно развивалась, и Мила работала с Пьером Карденом, Диор и Живанши; по другим — она потерпела крах и больше не работала манекенщицей.

«Советская Одри Хепбёрн», как называли Леку Миронову за рубежом, — еще одна известнейшая представительница советских манекенщиц. В отличие от Регины Збарской, Миронова не мечтала об этой карьере. Все произошло очень прозаично — она пришла в Дом моделей, чтобы поддержать подружку, но Вячеслав Зайцев заметил именно её. На тот момент у девушки были другие приоритеты — она занималась балетом, но из-за болезни ног от этой мечты пришлось отказаться, как и от желания быть архитектором — проблемы со зрением поставили на этом крест. Миронова согласилась на предложение Зайцева.

Позднее она часто благодарила его за то, что он подарил ей эту профессию. Карьера за рубежом у неё не сложилась — она была «невыездная». Её даже не выпустили на Парад лучших манекенщиц мира. Личная жизнь у неё не сложилась.

Галина Миловская — еще один феномен советского мира моды. При росте 170 сантиметров её вес составлял 42 килограмма, в связи с чем Галину сравнивали с Твигги. В ней сразу разглядели большой потенциал, и не зря, ведь Миловская стала первой советской манекенщицей, снявшейся для Vogue. Фотографом той знаменательной съемки был Арно де Роне. Но это принесло ей не только славу, но и привело к большому скандалу — девушку обвинили в «антисоветчине» — непозволительная поза (широко раздвинутые ноги), неуважение к Ленину (сидит спиной к мавзолею). После этого Миловскую часто обвиняли в неподобающем поведении.

В 1974 году она эмигрировала. Модельная карьера Миловской за рубежом сложилась удачно — ей покровительствовало модельное агентство Ford. Личная жизнь также сложилась, кроме того, Галина Миловская состоялась как режиссер-документалист.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

На территории Советского Союза профессия манекенщицы была не столь престижной, как за рубежом. Эта профессия считалась в обществе чуть ли не постыдной, а зарплата манекенщиц граничила с прожиточным минимумом - их ставка была сопоставима с зарплатой рабочих пятого разряда, несмотря на тяжелый ежедневный труд. При этом русских красавиц знали и ценили в других странах. Сейчас мало кто вспоминает об известных моделях того времени, в частности яркой звезде советского подиума Миле Романовской.

Молодые годы

Мила Романовская родилась в Северной столице, но ее первые воспоминания связаны в первую очередь с Самарой - именно туда она была эвакуирована еще ребенком вместе со своей матерью в страшное блокадное время. Отец будущей манекенщицы не последовал за своей семьей - ему не позволяло сделать этот шаг звание капитана. К сожалению, через четыре года он ушел из семьи - время разлуки не прошло просто так, и Мила осталась без отца.

В детстве Мила Романовская была худенькой девочкой, отъявленной хулиганкой. Пока мать пропадала целыми днями на работе, девочка проводила время за учебой, по вечерам играла вместе с дворовыми ребятами. Мила с раннего детства демонстрировала разные таланты - увлекалась пением, различными танцами, а потом и спортом. Поэтому для ее семьи и друзей было большим сюрпризом, что она хочет поступить в училище на специальность электромеханика. Никто не мог и предположить, что Мила в будущем станет одной из самых известных манекенщиц не только на территории Страны Советов, но и за рубежом. Ее жизнь сложилась совершенно иначе, чем можно было предположить.

Планы юности

Она никогда не размышляла о подобной карьере всерьез. Планы строились относительно учебы в консерватории. Также будущая манекенщица Мила Романовская серьезно интересовалась историей искусств. К тому же вряд ли у юной девушки в те времена могло возникнуть увлечение модой, ведь тогда женские блузки кроились из парашютной ткани. В Московский дом моды Романовскую приняли не сразу, ей было сообщено, что набор манекенщиц закончен. Она могла только оставить свой номер телефона. После этого в жизни Милы начался непростой период - она практически полностью изолировалась от внешнего мира, перестала общаться с друзьями.

Начало карьеры

Однако все решил его величество случай. Как-то раз Миле пришлось заменить на модном показе заболевшую подругу. Параметры их не очень отличались, и девушка была приглашена в Дом моделей. Именно на том показе и обнаружилось, что Мила - одаренная от природы, талантливая модель.

Ее работа вызвала неподдельный восторг. Миле был практически сразу же предложен контракт. Практически мгновенно ее карьера начала набирать стремительные обороты. Уже через два месяца Мила поехала на показы в Финляндию. Практически в то же время она выходит замуж за одного из студентов ВГИКа, Владимира, с которым ее отношения длились с 18 лет. Вслед за супругом Мила переезжает в столицу, и ей приходится на время сделать паузу в своей карьере по причине рождения дочери.

Вербовка в КГБ

Деятельность Романовской не могла не вызвать интереса у советских спецслужб, ведь по работе ей нередко приходилось ездить за границу. Через несколько лет после того, как Мила переехала в Москву, ей стали приходить странные посылки, поступать таинственные звонки. Юной модели пришлось четыре раза побывать в КГБ, однако она отказалась от сотрудничества. Ее спасли наставления супруга - Мила прикинулась ничего не понимающей глупышкой.

Модели-антиподы

Романовская выступала на подиуме в то же время, что и другая известная модель того времени - Регина Збарская. Манекенщицы считались антиподами: Регина вела себя, как правило, высокомерно и неприступно, а Мила была мягкой и дружелюбной. Первая постоянно капризничала на примерках, вторая же переносила все тяготы профессии терпеливо. Пик их конкуренции пришелся на 1967 год, когда модельерами было создано платье, названное впоследствии специалистами в области искусства «Россия» и на несколько лет получившее статус визитной карточки Страны Советов. Мила одержала победу на показе мод, и заслуженно получила титул «Мисс Россия 1967».

Платье «Россия»

Роскошное платье красного цвета шилось специально для Збарской. Однако когда его довелось примерить Миле, было решено, что это наиболее точное попадание в образ. Помимо этого, было решено, что Романовская подойдет лучше для примерки этого платья, так как она более терпелива. Фото Милы Романовской в платье «Россия» до сих пор вызывает неподдельный интерес у всех, кто связан с миром высокой моды. И не зря - ведь в свое время манекенщица каждый раз срывала бурю аплодисментов, выходя в наряде на подиум.

Модель похожа в нем на настоящую византийскую красавицу. Платье было сшито из специальной ткани для верхней одежды - букле. Вдоль ворота оно было отделано золотыми пайетками, которые создавали эффект кольчуги. Автор платья - Татьяна Осмеркина - руководствовалась в своей работе идеями русской иконописи и традиционной обрядовой одежды. Фото манекенщицы Милы Романовской появилось во многих советских и зарубежных изданиях. Платье модель демонстрировала как на родине, так и за рубежом, на Международном фестивале моды в Монреале. После возвращения на родину модель снимал фотограф из Америки - специально для журнала Look. Стоит отметить, что съемки проходили в Успенском соборе на территории Кремля.

Романовская была вынуждена работать в жесточайших условиях работы. «Их знали только в лицо», - так говорили о сотрудницах подиума того времени. Для того чтобы о манекенщице написали в прессе, было необходимо попасть на обложку европейского журнала, и лишь тогда у нее появлялось имя. Как и другие модели, Мила Романовская не получала от своей работы ничего, кроме копеечного вознаграждения. Платья, которые манекенщицы демонстрировали на подиумах, им не доставались. На фото Романовская кажется счастливой и беззаботной женщиной, однако это всего лишь образ. Если женщина хотела выглядеть привлекательно не только на подиуме, но и в реальной жизни, ей приходилось выкручиваться всеми возможными способами. Кроме того, зная о том, что такое хорошая одежда, непросто было обходиться ситцевыми платьями.

Переезд в Израиль

К Романовской приехал иностранный журналист, который устроил для нее фотосессию для зарубежного журнала мод. Однако такие визиты послужили поводом для разлада в семейной жизни - супруг стал демонстрировать ревность, устраивая жене пьяные скандалы. Мила, недолго думая, ушла. Прошло немного времени, и она познакомилась с актером Андреем Мироновым. По словам манекенщицы, с ним случился достаточно бурный, однако непродолжительный роман. После этого Мила начинает встречаться с художником Ю. Куперманом и выходит за него замуж. Они становятся одной из первых семейных пар на всей территории СССР, которой удается получить официальное разрешение на выезд из страны. Романовская получает шанс построить карьеру в Израиле. Карьера продолжает складываться достаточно успешно - Мила работает сначала с фирмой «Бегед-Ор», затем - «Котекс». Но у Купермана дела вдали от Родины не заладились, и он предлагает жене попытать счастья в другой стране.

Дальнейшая эмиграция

Покинуть Израиль оказалось достаточно сложной задачей. Только по прошествии 5 месяцев Миле удается собрать все необходимые документы. Позже Мила Романовская вспоминала о том, что политика Израиля состояла в удержании специалистов высокого класса. Даже уплатив все налоги и пошлины, было не так-то просто покинуть страну. Манекенщице дали совет: задобрить работников госслужб дорогими подарками. Это сработало, и супруги переехали в Лондон. Там Мила продолжает свою карьеру.

Ходят слухи, что перед отъездом из Советского Союза Романовскую вызвали на Лубянку и попросили «не распространять антисоветских мнений». Но она и не планировала этого делать. В действительности о ее дальнейшей модельной карьере известно мало. Советский манекенщик Лев Анисимов как-то упоминал, что вдали от родины ее карьера так и не сложилась.

Развод с Куперманом

Поначалу ее супругу не удавалось заработать достаточно средств на существование. Он едва ли мог продать одну-две картины в кругу знакомых. Практически полностью финансовое обеспечение семьи ложится на плечи Милы. Она не отказывалась ни от какой работы - успевала трудиться одновременно и моделью в лондонском агентстве, и манекенщицей на показах Пьера Кардена, и машинисткой на Би-би-си. Но со временем Куперману тоже удается получить общественное признание. Он устраивает выставку в одной из лондонских галерей, которая проходит достаточно успешно. Он выпускает книгу и переезжает во Францию. Длительные разлуки, редкие встречи и звонки - такая жизнь была очень сложной для Милы. Кроме того, через некоторое время у Купермана появляется новая пассия.

Новая встреча

Собраться Миле помогла работа: она получает диплом переводчика и буквально уходит с головой в трудовую деятельность. Ей не оставалось времени даже на отдых - бесчисленные интервью и переводы отнимали все силы. Романы с мужчинами становятся все более поверхностными. Мила разводится с Куперманом. По дороге в аэропорт оказывается, что ее билет продан некоему предпринимателю по имени Д. Эдвардс. Эта встреча оказалась судьбоносной.

Долгожданное счастье

Знакомство перерастает в бурный роман, а затем и свадьбу. Биография Милы Романовской в конечном счете складывается удачно. С третьим супругом Романовская смогла сохранить длительные отношения. Несмотря на все трудности, ей удалось построить счастливую жизнь - у нее есть и блистательная карьера, и заботливый муж, и любимый ребенок. На западе манекенщицу прозывают Снегурочкой, и модель Мила Романовская становится настоящим символом славянской красоты. Сейчас женщина занимается бизнесом - у нее два магазина. При этом дела идут вполне успешно - супруги путешествуют по миру на собственном самолете.

До сих пор точно неизвестно, кем были родители звезды советского подиума и где она родилась. По одной из версий, Регина родом из Ленинграда. Она родилась в семье цирковых артистов, которые погибли во время опасного трюка. Регина выросла в детском доме. По другой версии, Регина родилась в Вологде, в обычной советской семье: мать — госслужащая, отец — отставной офицер. Биография« советской Софи Лорен» становится прозрачной только с 1953 года — с того момента, когда 17-летняя Регина приехала в Москву и поступила во ВГИК. Девушка, как и большинство ее ровесниц, мечтала быть актрисой, но почему-то выбрала экономический факультет. Впрочем, Регину несколько раз приглашали на кинопробы, но сниматься в кино ни разу не предложили. Зато девушка обзавелась полезными знакомствами: Регину заметила художник-модельер Вера Аралова и пригласила на работу в Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту. В начале 60-х популярность Регины вышла за пределы Союза: «самым красивым оружием Кремля» ее называли французы.


А вот коллеги по подиуму называли Регину иначе — «Снежная королева». Она была замкнутой, ни с кем не заводила близкой дружбы, а потому многие считали ее высокомерной. Но, возможно, дело было не в сложном характере звезды, а в проблемах, которые сопутствовали ее браку.

Популярное

В начале 60-х Регина вышла замуж за московского художника Льва Збарского. Пара была счастлива до тех пор, пока Регина не забеременела. Муж настаивал на аборте. При этом вместо того, чтобы поддержать супругу, завел роман на стороне — с актрисой Марианной Вертинской. А вскоре ушел к другой актрисе — Людмиле Максаковой, и та родила от него сына. Регина Збарская, находившаяся в депрессии, оказалась в психиатрической клинике.

После лечения манекенщица вернулась на подиум и попыталась наладить личную жизнь. И снова детали никому не известны. По одной из версий, Регина начала встречаться с молодым югославским журналистом, который использовал ее, чтобы прославиться. Якобы он написал книгу« 100 ночей с Региной Збарской», в которой было подробно рассказано о работе манекенщицы на КГБ. Саму книгу никто не видел, но тем не менее разразился скандал, после которого манекенщица попыталась покончить с собой. По другой версии, Збарская решила совершить самоубийство, поскольку не смогла вернуться в форму. Так или иначе, но манекенщица снова оказалась в клинике. О возвращении на подиум не шло и речи. Вячеслав Зайцев предложил ей место уборщицы — это было единственным, что он мог для нее сделать.

В 1987 году, в 52 года Регина Збарская все-таки совершила суицид. Но снова неизвестно, где и когда — в психиатрической больнице или в квартире. На похороны Регины Збарской никто не пришел. Где она похоронена — неизвестно.

Лека(полное имя — Леокадия) Миронова мечтала быть оперной певицей, балериной или архитектором. Но в юности она повредила голосовые связки и петь больше не смогла. Зато в Вагановское училище поступила, но и тут подвело здоровье: развился остеопороз. Архитектором Лека тоже не стала — из-за проблем со зрением. Зато стала одной из самых известных манекенщиц Советского Союза. Но сначала она поступила в театрально-техническое художественное училище, где ей часто приходилось выступать в качестве натурщицы. Педагоги оценили красоту студентки и предложили ей попробовать себя в качестве манекенщицы. Так Лека оказалась в Доме моделей, где ее заметил Слава Зайцев. Модельер и манекенщица сотрудничали больше полувека.

Лека была« невыездной», но за пределами СССР ее хорошо знали. Когда американцы снимали фильм« Три звезды Советского Союза», третьей звездой рядом с Майей Плисецкой и Валерием Брумелем стала Лека. Но даже после съемок Миронову так и не выпустили за границу. Может быть, потому, что она стала первой манекенщицей, осмелившейся заговорить о домогательствах, которые терпели модели.

Личная жизнь Мироновой не сложилась. Лека была замужем, но супруг оказался патологическим ревнивцем, модель ушла. Затем Лека познакомилась с фотографом из Литвы. Эти отношения разбила система: пара столкнулась с серьезными угрозами… Замуж она больше не вышла.

Галя Миловская

«Русская Твигги»

Галина Миловская была главной конкуренткой Регины Збарской: почти кинематографическое противостояние блондинки и брюнетки, спор яркого, южного типа и нежной славянской красоты. При этом Галя Миловская сильно отличалась от коллег по подиуму: при росте 170 сантиметров она весила 42 килограмма и для советской манекенщицы была определенно слишком худой. А вот для фотосессии в Vogue Галина подошла идеально. В 1968 году в Москву прибыл французский фотограф Арно де Роне. Правительство выдало разрешение, снимать планировали на Красной площади и в Оружейной палате Кремля. Съемка состоялась, но стоила Галине карьеры.

На одном снимке Галя сидит в свободной позе. Но тогда сидеть на Красной площади, раздвинув ноги, да еще спиной к портретам« вождей» — считалось кощунством. Впрочем, первое« прегрешение» манекенщице простили, но вскоре Галя приняла участие в еще более рискованном проекте: Галина стала первой советской боди-арт моделью. Ее снимки в обнаженном(пусть и раскрашенном) виде появились в итальянском журнале. На этом карьера Миловской закончилась: манекенщица с «антисоветскими» настроениями не могла появляться в советских журналах.


В 1974 году Миловская покинула СССР. Во Франции она познакомилась с банкиром, вышла замуж и простилась с модельным бизнесом, став режиссером. Один из ее фильмов завоевал несколько наград на международных фестивалях. Назывался он «Эти безумные русские».

Классическая, холодная красота Валентины Яшиной, возможно, досталась ей от отца, но о нем Валя знала только одно: он был шведом. Мать Валентины вскоре вышла замуж за мужчину, который удочерил девочку и дал ей свою фамилию.

Шестидесятые годы - это время революции в моде, в музыке, само сознание человека перевернулось с ног на голову. Консервативные послевоенные 50-е сменились эпохой Битлов. Под громкую музыку на улицы вышли дерзкие привлекательные девушки в мини-юбках с ярким макияжем и невероятными прическами на голове. Как и у каждого времени, у 60-х были свои героини и иконы стиля, женщины, которым подражали в манере одеваться, в прическе и макияже. В этой статье мы расскажем о моделях 60-х годов.

Ее настоящее имя Лесли Хорнби. Известная на весь мир модель, актриса и певица из Великобритании. Свой псевдоним «Твигги» она получила за невероятную худобу (в переводе с английского twig- тростинка, twiggy – тоненькая). Родилась будущая модель в пригороде Лондона в 1949 году.

В 16 лет стала лицом салона красоты. В 17 «Daily Express» признал ее лицом года. Работала с культовыми фотографами 60-х: Хельмутом Ньютоном и Сесилом Битоном. Ее называют первой супермоделью в истории модного бизнеса. В 67-68 годах компания Mattel даже выпускала Барби- Твигги. Она положила начало моде на очень худое, детское тело, что вызвало волну анорексии, девушки хотели быть похожими на нее.

Ее стиль – это коктейль из рок-н-ролла, культуры хиппи, атрибутики панка. Она как ребенок, как большая кукла. Короткие юбки на ней смотрелись не вызывающе, а очень мило, будто на школьнице. Твигги сделала мальчишескую стрижку невероятно популярной, на фоне сложных «Вавилонов» и «Баббет» это выглядело более чем оригинально. В макияже она делала основной акцент на свои огромные глаза, стараясь визуально увеличить их еще больше. Твигги очень густо красила ресницы тушью, прокрашивая даже нижние реснички, так, что они практически слипались, создавая абсолютно кукольное впечатление. Подвижную складку века она подчеркивала темным тоном, что делало глаза просто огромными. При этом брови и губы были максимально естественными, а нежная фарфоровая кожа выступала фоном для яркого макияжа глаз.

Немецкая модель Верушка - на самом деле голубых кровей, она является урожденной графиней Верой Готлиб Анной фон Лендорф. В их владениях в годы Второй Мировой войны устраивали встречи нацистов, но, впоследствии, ее отец предстал перед военным судом и был казнен, а маленькая Вера с мамой и сестрами и братьями оказалась в концлагере, где семье изменили фамилию.

Первый серьезный контракт Вершуки- модели был с американским агентством «Ford Models», в которое ее пригласили, когда она переехала для работы в Париж. После чего она уезжает работать в Америку, но вскоре приезжает оттуда ни с чем. Возвратившись на родину, в Мюнхен она становится известной, снявшись в небольшом эпизоде легендарной картины Антониони «Фотоувеличение». Как большую модель ее открыл фотограф Франко Рубартелли, сделав серию авангардных снимков. После чего она работала с великим провокатором Сальвадором Дали. За время своей карьеры она снялась для, более чем, 800 обложек журналов!

Опыт работы с Дали не прошел бесследно для формирования ее стиля. Он был очень неожиданным и авангардным даже для революционной моды 60-х. Встретив художника Хольгера Трюча, Верушка обрела не только мужа в его лице, но и соратника в творчестве, вместе с которым они создавали бодиарт-шедевры. Мы можем любоваться гениальными фотографиями, где Верушка становится частью природы или архитектуры, сливаясь с окружающим ее пейзажем. Интересно то, что в жизни она отдавала предпочтение черному цвету в одежде, который выступал как обрамление для ее тела, ставшего настоящим полотном для картин ее мужа.

Джин Шримптон

Британская модель Джин Шримптон родилась в разгар войны в 1942 году, в Бакингемшире. В 17 лет она встретила режиссера Саема Эндфилда, который и открыл ей дорогу в большой модельный бизнес. Она поступила в школу моделей и очень скоро смотрела с обложек таких монстров глянца как Harper`s Bazaar" и Vogue. Как и в судьбе многих моделей, в ее жизни очень важной и судьбоносной оказалась встреча с фотографом Дэвидом Бэйли, который сделал ее безумно популярной.

Ее называли самой красивой моделью за всю историю. Она действительно была хороша, все ее параметры – идеальны, большие глаза, густые волосы, легкая походка. Также она имела звание и «самой высокооплачиваемой модели». Джин очень любила мини- юбки и сделала их невероятно модными.

Ее лицо было признано эталоном красоты. Она практически всю свою модельную карьеру эксплуатировала образ «испуганной лани», как его называли многие. Ее очаровательная челка, высокий начес делали черты лица еще более миловидными. Поднятые в вечном удивлении брови делали лицо еще моложе, получалась такая вот немного капризная, но очень красивая кукла Джин.

Мариса Беренсон

Дочь американского дипломата Мариса Беренсон с детства привыкла жить красиво. Она родилась в семье обеспеченной и знаменитой. Любовь к моде ей была передана оп наследству – ее бабушка Эльза Скиапарелли, художница и модельер, выбравшая сюрреализм как средство выражения своих мыслей.

Начало ее карьеры было очень громким, она практически сразу попала на обложки журналов «Vogue» и «Time». Но быть просто моделью ей, рожденной в такой известной семье, было мало, и она стала реализовывать себя как актриса. Свою карьеру Мариса снялась в большом количестве фильмов. Жизнь Маррисы оборвалась трагично – она была пассажиркой одного из самолетов, захваченных 11 сентября 2001 года.

Ее образ, всплывающий в памяти, это, прежде всего, грива волос, обрамляющих красивое лицо. Ее бездонные глаза всегда с «немного слишком» накрашенными ресницами были ее визитной карточкой. Она умела очень искусно подать классические вещи и одновременно выглядеть в абсолютно авангардных нарядах так, будто в них родилась - это настоящий дар модели. Ее musthave в макияже - это цветные - тени, подводки, туши и накладные ресницы.

Необычная внешность модели запоминается с первого взгляда. Густая прямая челка как у маленьких пони, огромные глаза, фарфоровая кожа с россыпью веснушек и пухлые губы, которые она любила подчеркнуть блеском нежных оттенков. Подумать только, она была той девушкой, о которой пели Битлы и Эрик Клептон. Конечно же, все хотели быть на нее похожими. Она многое заимствовала у хиппи, в стиле одежды, прически, макияжа, носила цветочные принты, летящие платья, заплетала свои золотые волосы в косички, носила смешные круглые очки.

Следите за fashion блогом от FACE nicobaggio, мы расскажем вам самые интересные вещи об истории моды и макияжа, вспомним о самых красивых и влиятельных женщинах в модной индустрии, расскажем о мужчинах, создающих красоту.

Сегодня стать моделью мечтает чуть ли не каждая вторая девушка. В советские же времена профессия манекенщицы не то что не была престижной, но считалась почти неприличной и при этом скудно оплачивалась. Демонстраторы одежды получали по ставке максимум 76 рублей - как рабочие пятого разряда. При этом самых известных русских красавиц знали и ценили на Западе, но на родине работа в "модельном" бизнесе (хотя тогда такого понятия не было) нередко создавала им проблемы. Сегодня "РГ" рассказывает о судьбе пяти самых ярких манекенщиц Советского Союза.

"Самое красивое оружие Кремля"

"Самое красивое оружие Кремля" - так написал о Регине Збарской, советской модели №1, французский журнал "Пари матч"; еще на Западе ее называли "советской Софи Лорен". Впрочем, понятие "модели" в мире советской моды тогда не существовало, только "манекенщицы", что не сильно отличалось от "манекена".

Регина Збарская - одна из самых известных и в то же время загадочных советских манекенщиц. В ее биографии - множество пробелов, начиная с места и обстоятельств рождения и заканчивая смертью. Достоверно известно, что 17-летняя Регина приехала покорять Москву, поступив на экономический факультет ВГИКа. Девушка, тянувшаяся к красивой жизни, вполне вероятно, сочинила себе биографию, более подходящую образу и моменту, чем заурядное "мама бухгалтер, папа офицер; родом из Вологды". Легенда гласила, что Регина - дочь цирковых гимнастов, разбившихся на манеже, что яркой внешностью ее одарил папа-итальянец. Эта версия была куда романтичнее реальной.

В Москве Регина, выражаясь современным языком, активно "тусовалась" - ходила по частным вечеринкам, даже не будучи приглашенной, обзаводилась связями. Так она познакомилась с известным художником-графиком Львом Збарским. Сын известного ученого, бальзамировавшего Ленина, модный, стильный, обеспеченный, острый на язык - он был типичным представителем "золотой молодежи" того времени. Они с Региной быстро нашли общий язык, и она стала для него "музой" и женой.

В Дом моделей на Кузнецком мосту Регину привела художник Вера Аралова, моментально выделив ее в толпе наметанным глазом. Но находку Араловой оценили не сразу, мол, "привела какую-то кривоногую". Ноги у Регины действительно были не идеальны, но этот недостаток, способный поставить крест на карьере любой другой манекенщицы, умница Регина умела скрыть, выработав особую походку на подиуме. Аралову же девушка привлекла своей "западной" красотой. И действительно, Збарская быстро стала "моделью №1", представлявшей СССР практически на всех зарубежных показах. В ней был лоск. Ею восхищались Ив Монтан и Пьер Карден. Но какую плату она заплатила за возможность заграничных поездок, популярность и красоту? "Выездная" супермодель, она просто не могла не быть вне сферы внимания "органов".

О Збарской говорили всякое: якобы они с мужем специально приглашали в свой дом диссидентов, чтобы доносить на них. Что ее "подложили" под Ива Монтана во время его визита в Советский Союз. Что в зарубежных командировках она исполняла обязанности тайного агента - этакая Мата Хари... Что было на самом деле - сейчас точно не может сказать никто. Но внимание действительно было.

Ее женская судьба сложилась несчастливо. Она хотела детей, супруг был против. По его настоянию она сделала аборт, свалившись после него в депрессию. Выкарабкивалась с помощью антидепрессантов, подсев на таблетки. Вскоре отношения с мужем совсем разладились. Увлекающаяся натура, Збарский сначала закрутил роман с Марианной Вертинской, потом с Людмилой Максаковой, к которой и ушел вскоре насовсем, а потом и родил ребенка - для Регины это был удар "ниже пояса". Она попыталась покончить жизнь самоубийством, но ее спасли, и она даже вернулась в Дом моделей.

Соломинкой, за которую схватилась утопающая Збарская, стал югославский журналист, с которым у нее начался роман. Но любовник ответил ей неблагодарностью. По одной из версий, после его возвращения на родину в Германии вышла книга "100 ночей с Региной Збарской", в которой автор описывает мутные любовные истории Регины с высшими чинами партийного руководства СССР. Об этой книге в своих интервью упоминает Вячеслав Зайцев и другие персоны, имевшие непосредственное отношение к миру советской моды. Но существовала ли книга на самом деле - достоверно неизвестно. Зато известно, что в этот период ее действительно вызывали в КГБ, но что было причиной, не ясно. Возможно, что и эмиграция бывшего мужа.

Регина снова пыталась покончить с собой, и после этого на несколько лет попала в психиатрическую больницу. В конце концов, одна из ее попыток суицида удалась - Регина Збарская добровольно ушла из жизни в 1987 году, в возрасте 51 года. Обстоятельства смерти тоже достоверно неизвестны. По одной версии, она умерла в психиатрической клинике, по другой - дома в одиночестве, наглотавшись таблеток. Ее мифический дневник (тоже - то ли был, то ли нет), в котором якобы она описывала все тайны своих отношений с КГБ, исчез. Где находится могила - неизвестно. Скорее всего, тело кремировали, а прах так и остался невостребованным.

Русская "березка"

Мила Романовская блистала на подиуме в то же время, что и Регина Збарская, и была главным ее конкурентом и антиподом. Регина - жгучая брюнетка, Мила - блондинка, Регина - высокомерная и неприступная, Мила - простая в общении и доброжелательная, Регина - капризная на примерках и показах, Мила - терпеливая и дотошная... Апогей их соперничества случился в 1967 году, когда модельер Татьяна Осмеркина создала платье, впоследствии получившее у искусствоведов название "Россия" и на несколько лет ставшее своего рода визитной карточкой Советского Союза.

Ярко-красное платье шилось специально для Регины Збарской, но досталось Миле Романовской. Когда его надела блондинка Мила, художники Дома моделей единогласно решили, что это более точное попадание в образ.

Это было вечернее платье, сшитое из шерстяного букле - ткани для верхней одежды, расшитое по вороту и на груди золотыми пайетками, создававшими эффект кольчуги. Придумывая платье, Осмеркина вдохновлялась русской иконописью, изучала древнерусскую обрядовую одежду.

Мила Романовская демонстрировала это платье на Международном фестивале моды, затем открывала в нем показ на Международной выставке легкой промышленности в Монреале. Именно тогда и родились "западные" прозвища Милы: berezka и snegurochka - так называли ее в зарубежной прессе.

Манекенщицы рассказывали мне, что наши эмигранты во время показа плакали. Кстати, о манекенщицах. Органичный образ Милы Романовской очень совпал с моей моделью. На фестивале в этом платье она, как говорят очевидцы, была лучше всех, - вспоминала Татьяна Осмеркина.

По возвращении Романовскую в платье "Россия" для журнала Look снимал американский фотограф, и не где-нибудь, а в Успенском соборе Кремля - беспрецедентный случай для того времени.

Есть в биографии Регины Збарской и Милы Романовской общая черта: они обе были замужем за художниками. Супругом Милы был график Юрий Куперман. В начале 1970-х годов он эмигрировал из Советского Союза, сначала в Израиль, затем - в Лондон. В 1972 году за ним, вполне официально, последовала и Мила. Ей было 27 лет.

Говорят, что перед отъездом ее вызвали на Лубянку и, якобы, попросили красавицу не устраивать антисоветских кампаний на Западе. Мила и не устраивала. О дальнейшей ее судьбе известно мало. По одним сведениям, ей удалось пробиться в модельном бизнесе - она рекламировала продукцию британских марок, не только одежду, и даже работала с ведущими модными домами - Пьер Карден, Диор, Живанши... Но советский манекенщик Лев Анисимов в одном из своих интервью со ссылкой на саму Милу говорил, что на западе ее карьера модели так и не состоялась.

Зато вполне состоялась личная жизнь. С Юрием Куперманом они расстались довольно быстро после отъезда - у художника начался роман с Катрин Денев, и он перебрался во Францию, Мила осталась в Англии. Она трижды была замужем, ее третий супруг бизнесмен Даглас Эдвардс. Сама она тоже занимается бизнесом - у нее два магазина. Бизнес идет успешно - по миру супруги передвигаются на собственном самолете.

"Солженицын" мира моды

История Галины Миловской показательна в плане отношений к манекенщицам советской системы. Галина - из того же поколения манекенщиц, что и Регина Збарская, и Мила Романовская, но совершенно иного типа. Студентка Щукинского училища, по совету знакомой она начала подрабатывать во Всесоюзном институте ассортимента легкой промышленности. В то время как раз искали советский аналог Твигги, произведшей революцию в фэшн-индустрии. А Галя Миловская при росте 170 сантиметров весила 42 килограмма и обладала "западной" внешностью. Модельер Ирина Крутикова сразу "разглядела" Галю и ее потенциал. Но по-настоящему ее звезда взошла на Московском международном фестивале моды.

Галю тогда заметили и западные агентства. Журнал Vogue два года добивался разрешения на съемки Миловской - и добился. Галина Миловская стала первой советской моделью, снявшейся для зарубежного журнала. Специально ради фотосессии в Москву приехал фотограф Арно де Роне.

Этот проект до сих пор считается беспрецедентным по уровню организации - съемки проходили на Красной площади и в Оружейной палате Кремля, Галина позировала со скипетром Екатерины Второй и алмазом "Шах", подаренным России Ираном после смерти Грибоедова. Говорят, разрешение на работу подписывал председатель Совета министров Косыгин.

Скандал разразился, когда одну из фотографий Vogue перепечатал советский журнал "Америка". В невинном по нынешним временам снимке - Галина в брючном костюме сидит на брусчатке Красной площади - идеологи усмотрели "антисоветчину": вульгарная поза (девушка широко раздвинула ноги), неуважение к Ленину и советским вождям (сидит спиной к мавзолею и портретам партийных деятелей). Миловская сразу же стала "невыездной", а остальным манекенщицам запретили даже думать о работе с иностранными журналами. Но это было только начало череды скандалов, связанных с Миловской.

На показе купальников Виалегпрома каким-то образом очутились руководители моего курса, обоим, кстати, было под 80 лет, - вспоминала Галина в одном из интервью. - Я так морально пала в их глазах, что в училище мне указали на дверь.

Затем в итальянском журнале "Эспрессо" был опубликован снимок Миловской, сделанный фотографом Кайо Марио Гаррубба - Марио работал как репортажный фотограф и искал интересный материал для своего издания. Его привлек рисунок, который сделал на теле Гали ее приятель, художник нонконформист Анатолий Брусиловский, нарисовавший на плечах и лице девушке цветок и бабочку. В этом же номере под заголовком "На прахе Сталина" была опубликована запрещенная в СССР поэма Твардовского "Теркин на том свете". Такого Миловской простить уже не могли.

В 1974 году Галина Миловская эмигрировала. Она вспоминала, что отъезд был для нее трагедией. Но ее модельная судьба за рубежом сложилась удачно - ей покровительствовала Эйлин Форд, основательница модельного агентства Ford, и Галина участвовала в показах и конкурсах, снималась для Vogue. Но если в СССР она была "русской Твигги", то за границей стала "Солженицыным моды".

Все это продолжалось до тех пор, пока Галина не вышла замуж за французского банкира Жан-Поля Дессертино, с которым прожила больше 30 лет. По его настоянию она оставила карьеру модели, поступила в Сорбонну на факультет кинорежиссуры, окончила ее. Она состоялась как режиссер-документалист, мировую известность ей принес фильм "Это безумие русских" о художниках-авангардистах, эмигрировавших из СССР в 1970-х годах.

"Юнона и Авось" по-советски

Лека (полное имя - Леокадия) Миронова - одна из самых известных советских моделей. Как и большинство манекенщиц того времени, в Дом моделей на Кузнецком мосту она попала случайно: пришла поддержать подружку, там ее увидел начинающий модельер Вячеслав Зайцев, и тут же предложил остаться работать. Лека только-только окончила школу. Занималась балетом, но с танцами пришлось расстаться из-за болезни ног. Хотела поступать на архитектурный факультет, но тоже не сложилось из-за проблем со зрением. И девушка согласилась попробовать себя в роли манекенщицы.

Позднее Лека много раз вспоминала этот момент с благодарностью, повторяя в интервью: "Родители подарили мне жизнь, а Слава Зайцев - профессию". Она стала настоящей его музой, одной из любимых моделей. Ни он, ни она тогда и подумать не могли, что их сотрудничество продлится больше полувека.

В отличие от Регины Збарской, Милы Романовской и других известных советских манекенщиц, Лека Миронова была "невыездной" из-за своего происхождения. Ее родители, театральные деятели, были потомками дворянских родов. Тем не менее, за рубежом Леку знали и называли "русской Одри Хепберн" за внешнее сходство с великой актрисой. После съемок в американском фильме "Три звезды Советского Союза" (одной из них, к слову, была Майя Плисецкая), Леку пригласили на парад лучших манекенщиц мира. Но за границу ее так и не выпустили.

Лека Миронова - одна из первых, кто открыто заговорил о домогательствах красавиц со стороны власть предержащих.

Мужчины, наделенные властью, во все времена убеждены: все самое красивое в мире должно принадлежать им. Сколько сломанных женских судеб! - рассказывала в одном из интервью Лека Миронова. - Во время международных показов партийцы, приставленные следить за моральным обликом девушек, приходили в номера с вином. А получая от ворот поворот, начинали мстить.

Сама Лека также была одной из пострадавших. Ни разу, ни одному изданию она не назвала имя человека, поломавшего ее карьеру, "потому что живы его дети и внуки", - объясняла она. Но о том, как в один миг перед ней закрылись двери в профессию, как полтора года сидела без работы и жила чуть ли не впроголодь, как грозили посадить ее за тунеядство, но она так и не уступила, рассказывала охотно.

В конце 1960-х меня захотели поставить в эскорт сильных мира сего. Наше начальство открыто говорило: "Либо ты будешь с нами, либо с ними". А я говорила, что ни там, ни там не буду. За что потом поплатилась, - вспоминала Лека.

Личная жизни у Леки Мироновой не сложилась - красота гарантирует внимание мужчин, но не женское счастье. Она была замужем за телережиссером, но рассталась с супругом, когда тяжело заболела мама и нужно было за ней ухаживать. Между мамой и мужем она выбрала маму. Но была в ее жизни и большая любовь - к фотографу из Литвы по имени Антанис. Мимолетно увидевшись на каком-то показе, они влюбились друг в друга с первого взгляда. Но по-настоящему познакомились только через несколько лет. Их роман длился два года, но прибалтийские националисты угрожали Антанису: "Если ты будешь с этой русской встречаться, мы тебя прибьем. А она приедет к тебе, мы и ее на тот свет отправим. А если сам уедешь в Москву, мы твою мать с сестрой в живых не оставим". Лека испугалась за жизнь Антаниса и предпочла расстаться. Но любила его всю свою жизнь, так и не подпустив к себе больше ни одного мужчину, оставшись одинокой и без детей. Его личная жизнь тоже не сложилась - после Леки он так и не женился. Такой вот вариант "Юноны и Авось" по-советски.

Нийя-инопланетянка

Елена Метелкина, которая также принадлежит плеяде талантливых советских манекенщиц, свою карьеру начала чуть позже - в 1974 году в ГУМе. Сверстники в школе над ней откровенно смеялись - высокая, нескладная, в огромных очках, при этом замкнутая и нелюдимая, Метелкина была чуть ли не изгоем. Но, попав в "демонстраторы одежды", девушка преобразилась, расцвела и быстро стала одной из ведущих моделей в Советском Союзе. Участвовала в съемках для журналов мод, в показах.

Именно в журнале мод увидели ее фотографию писатель Кир Булычев и режиссер Ричард Викторов, которые работали тогда над фильмом "Через тернии к звездам" и мучительно искали актрису на роль инопланетянки Нийи. Художник-постановщик фильма Константин Загорский изобразил Нийю как тонкую, хрупкую девушку с идеальными пропорциями тела, практически с плоской грудью, длинной шеей, маленькой лысой головой, красивым необычным лицом с огромными глазами. Когда Булычев и Викторов увидели фото Лены Метелкиной, хором воскликнули: "Это она!"

У Елены Метелкиной не было ни соответствующего образования, ни сколько-нибудь стоящего опыта работы в кино. Позднее Елена вспоминала, что, прочитав сценарий, подумала, что он написан как будто про нее. Это было стопроцентное попадание в образ - и "внутренне", и "внешне".

Я не могла охватить сразу всю роль, потому что была маленькой и глупой, а он видел дальше. Я слушалась, и все получилось, - вспоминала потом Елена о работе с Викторовым.

Фильм "Через тернии к звездам" имел триумфальный успех. За год в Советском Союзе его посмотрели больше 20 миллионов зрителей, а Лена Метелкина из неизвестной "широким народным массам" манекенщицы превратилась в популярную актрису, а также получила приз за лучшую женскую роль на международном кинофестивале фантастических фильмов в Италии. После этого она сыграла еще в нескольких картинах, в основном фантастических, но в кино ее приглашали не очень активно - слишком уж специфическое амплуа за ней закрепилось. В перерывах между съемками продолжала работать манекенщицей.

"Гонений" за красоту Метелкиной испытать не пришлось: на дворе стояли 1980-е - пришла другая эпоха. Наоборот, необычная внешность открыла закомплексованной некогда школьнице путь к успеху.

В начале 1990-х годов Елена устроилась секретарем-референтом к известному бизнесмену Ивану Кивелиди. Поговаривали, что у шефа с секретаршей были более тесные отношения, чем просто рабочие. После его гибели (а Кивелиди отравили, обработав трубку телефона в его офисе токсическим веществом, погибла также его секретарша, отравился эксперт-криминалист), чудом оставшись в живых, Елена Метелкина ударилась в религию, стала крайне набожной. Сменила несколько самых обычных мест работы, сейчас работает менеджером по работе с клиентами в центре изучения иностранных языков, поет в хоре одного из храмов Москвы.