Манекенщицы 70 годов. Красные королевы: судьба самых ярких советских манекенщиц

Сегодня стать моделью мечтает чуть ли не каждая вторая девушка. В советские же времена профессия манекенщицы не то что не была престижной, но считалась почти неприличной и при этом скудно оплачивалась. Демонстраторы одежды получали по ставке максимум 76 рублей – как рабочие пятого разряда. При этом самых известных русских красавиц знали и ценили на Западе, но на родине работа в “модельном” бизнесе (хотя тогда такого понятия не было) нередко создавала им проблемы. Из этого выпуска вы узнаете о судьбе самых ярких манекенщиц Советского Союза.

Регина Збарская

Ее имя стало синонимом понятия «советская манекенщица», хотя долгое время о трагической судьбе Регины знали только близкие ей люди. Все изменил ряд публикаций, которые появились в прессе уже после развала СССР. О Збарской заговорили, но до сих пор ее имя больше окутано мифами, чем овеяно реальным фактами. Не известно точно место ее рождения – то ли Ленинград, то ли Вологда, нет точных данных о родителях. Поговаривали, что Збарская была связана с КГБ, ей приписывали романы с влиятельными мужчинами и чуть ли не шпионскую деятельность, но те, кто действительно был знаком с Региной, говорят однозначно: все это неправда. Единственным мужем знойной красавицы был художник Лев Збарский, но отношения не сложились: супруг ушел от Регины сначала к актрисе Марианне Вертинской, затем – к Людмиле Максаковой. Збарский умер в 2016 году в Америке, а Регина после его ухода так и не смогла прийти в себя: в 1987 году она покончила с собой, выпив снотворное.
Регину Збарскую называли «русской Софи Лорен»: образ знойной итальянки с пышной стрижкой «паж» придумал для нее Вячеслав Зайцев. Южная красота Регины пользовалась популярностью в Советском Союзе: темноволосые и темноглазые девушки на фоне стандартной славянской внешности казались экзотикой. Но иностранцы относились к Регине сдержанно, предпочитая приглашать для съемок – если, конечно, удавалось добиться на них разрешения властей – голубоглазых блондинок.


Мила Романовская

Полный антипод и давняя соперница Збарской – Мила Романовская. Нежная утонченная блондинка, Мила была похожа на Твигги. Именно с этой знаменитой британкой ее не раз сравнивали, сохранилось даже фото Романовской а-ля Твигги, с пышными накладными ресницами, в круглых очках, с зачесанными назад волосами. Карьера Романовской начиналась в Ленинграде, затем она перевелась в Московской дом моды. Здесь-то и возник спор о том, кто является первой красавицей большой страны – она или Регина. Мила победила: именно ей доверили демонстрировать платье «Россия» модельера Татьяны Осьмеркиной на международной выставке легкой промышленности в Монреале. Алый наряд, расшитый по горловине золотыми пайетками, запомнился надолго и даже вошел в учебники истории моды. Ее фото охотно публиковали на Западе, например, в журнале Life!, называя Романовскую Snegurochka. Судьба Милы сложилась в целом счастливо. Она успела родить дочь Настю от первого мужа, с которым познакомилась во время учебы во ВГИКе. Затем развелась, закрутила яркий роман с Андреем Мироновым, вновь вышла замуж за художника Юрия Купера. С ним она эмигрировала сначала в Израиль, потом в Европу. Третьим мужем Романовской стал британский бизнесмен Дуглас Эдвардс.


Галина Миловская

Ее также называли «русской Твигги» – типаж худенькой девушки-сорванца был чрезвычайно популярен. Миловская стала первой в истории СССР моделью, которой разрешили позировать для зарубежных фотографов. Съемку для журнала Vogue организовал француз Арно де Роне. Документы подписывал лично председатель совета министров Косыгин, а списку локаций и уровню организации этого фотосета и сейчас мог бы позавидовать любой продюсер глянца: Галина Миловская демонстрировала одежду не только на Красной площади, но и в Оружейной палате и Алмазном фонде. Аксессуарами на той съемке стали скипетр Екатерины II и легендарный алмаз «Шах». Впрочем, вскоре разразился скандал: один из снимков, на котором Миловская сидит на брусчатке самой главной площади страны спиной к Мавзолею, признали в СССР аморальным, девушке стали намекать на отъезд из страны. Поначалу эмиграция казалась Гале трагедией, но на деле обернулась большим успехом: на Западе Миловская сотрудничала с агентством Ford, ходила на показах и снималась для глянца, а потом и вовсе сменила профессию, став режиссером-документалистом. Личная жизнь Галины Миловской сложилась удачно: в браке с французским банкиром Жан-Полем Дессертино она прожила 30 лет.

Лека Миронова

Лека (сокращенное от Леокадия) Миронова – модель Вячеслава Зайцева, которая до сих пор продолжает сниматься в различных фотосессиях и принимает участие в телевизионных программах. Леке есть что рассказать и показать: в свои годы выглядит она великолепно, а воспоминаний, связанных с работой, хватит на толстую книгу мемуаров. Миронова делится нелицеприятными подробностями: признается, что ее подруги и коллеги часто были вынуждены уступать домогательствам сильных мира сего, в то время как она нашла в себе смелость отказать высокопоставленному ухажеру и жестоко поплатилась за это. В молодости Леку сравнивали с Одри Хепберн за стройность, точеный профиль и безупречный стиль. Его она сохранила до глубокой старости и сейчас охотно делится секретами красоты: это обычный детский крем для увлажнения кожи, красное вино вместо тоника и маска для волос с яичным желтком. Ну и разумеется – всегда держать спину ровно и не сутулиться!


Татьяна Михалкова (Соловьева)

Супругу известного режиссера Никиты Михалкова привыкли видеть достойной матерью большого семейства, и уже мало кто помнит ее стройной юной девушкой. А между тем в юности Татьяна более пяти лет выходила на подиум и снималась для советских модных журналов. Ее тоже сравнивали с хрупкой Твигги, а Слава Зайцев окрестил Татьяну ботичелиевской девушкой. Шептались, что работу в манекенщицы девушке помогло получить смелое мини – худсовет единогласно восхитился красотой ног претендентки. Подруги в шутку называли Татьяну «Институточкой» – у нее в отличие от других манекенщиц было престижное высшее образование, полученное в институте им. Мориса Тереза. Правда, сменив фамилию с девичьей Соловьева на Михалкову, Татьяна была вынуждена расстаться с профессией: Никита Сергеевич довольно резко заявил ей, что воспитывать детей должна мама, и никаких нянь он не потерпит. В последний раз на подиум Татьяна выходила на седьмом месяце беременности, нося под сердцем свою старшую дочь Анну, а затем полностью окунулась в быт и воспитание наследников. Когда дети немного подросли, Татьяна Михалкова создала и возглавила благотворительный фонд «Русский силуэт», который помогает начинающим модельерам.


Елена Метелкина

Ее знают благодаря ролям в фильмах «Гостья из будущего» и «Через тернии к звездам». Амплуа Метелкиной – женщина будущего, инопланетянка. Огромные неземные глаза, хрупка фигура и совершенно нетипичная для того времени внешность приковывали внимание к Елене. В ее фильмографии – шесть киноработ, причем последняя датирована 2011 годом, хотя актерского образования у Елены нет, по первой профессии она библиотекарь. Взлет Метелкиной относится к эре, когда популярность профессии манекенщицы уже пошла на спад, и вот-вот должно было появиться новое поколение – уже профессиональных моделей, скроенных по западному образцу. Елена работала в основном в демонстрационном зале ГУМа, снималась для советских модных журналов с выкройками и советами по вязанию. После краха Союза ушла из профессии и, как и многие, была вынуждена приспосабливаться к новой действительности. В ее биографии много крутых поворотов, в том числе и криминальная история с убийством бизнесмена Ивана Кивелиди, секретаршей которого она была. Метелкина не пострадала по случайности, ее сменщица-секретарша погибла вместе с шефом. Сейчас Елена время от времени появляется на телевидении и дает интервью, но большую часть своего времени посвящает пению в церковном хоре в одном из храмов Москвы.


Татьяна Чапыгина

Эту девушку идеальной классической внешности в СССР знала в лицо наверное каждая домохозяйка. Чапыгина была очень востребованной моделью и помимо участия в показах много снималась для журналов, демонстрируя тенденции очередного сезона в изданиях, которые предлагали советским женщинам самостоятельно сшить или связать модную одежду. Тогда имена моделей в прессе не упоминались: подписывали только автора очередного платья и фотографа, его запечатлевшего, а информация о девушках, представлявших стильные образы, оставалась закрытой. Тем не менее, карьера Татьяны Чапыгиной складывалась удачно: ей удалось избежать скандалов, соперничества с коллегами и другого негатива. Из профессии она ушла на взлете, выйдя замуж.


Румия Руми Рей

Ее звали только по имени, или по некогда данному подругами прозвищу – Шахиня. Внешность у Румии была очень яркой и сразу притягивала взгляд. Взять ее на работу предложил Вячеслав Зайцев – на одном из просмотров он, что называется, запал на яркую красоту Румии и вскоре сделал ее своей любимой моделью. Ее типаж называли «женщиной будущего», а сама Румия прославилась не только благодаря красоте, но и своему характеру. Он, по ее собственному признанию, был не сахар, девушка часто спорила с коллегами, нарушала принятые порядки, но в ее бунтарстве было нечто привлекательное. В зрелые годы Румия сохранила стройную фигуру и яркую внешность. Она до сих пор поддерживает дружеские отношения с Вячеславом Зайцевыми выглядит, что называется, на все сто.


Евгения Куракина

Евгения Куракина – сотрудница Ленинградского дома моды, девушка с аристократической фамилией выступала в амплуа «грустный подросток». Евгению много снимали зарубежные фотографы, причем для работы с девушкой они специально приезжали в Северную столицу, чтобы запечатлеть красоту Жени на фоне местных достопримечательностей. Манекенщица потом сетовала, что большую часть этих снимков она так и не увидела, ведь они предназначались для публикации за рубежом. Правда, в архиве самой Евгении хранится множество самых разных фото, снятых в 60-х и 70-х годах прошлого века, которые она иногда предоставляет для тематических выставок. Судьба самой Евгении сложилась счастливо – она вышла замуж и уехала жить в Германию.

Кадр из киносериала "Красная королева" о Регине Збарской

Русские девушки самые красивые — так утверждают не только российские мужчины, но и представители сильного пола многих стран мира. И с этим высказыванием сложно не согласиться, ведь именно русские красавицы сочетают в себе не только потрясающие внешние данные, но и внутренние, отчего их красота становится только ярче.

Сейчас работой в модельном бизнесе никого не удивишь, многие девушки с юных лет мечтают приобщиться к этому миру и занять там свою нишу. Но не всегда карьера модели или «манекенщицы» была так привлекательна в нашей стране — в СССР данная работа считалась непрестижной и не была высокооплачиваемой. Это и не удивительно, ведь в революционные и военные времена мода мало кого интересовала, у людей были другие, более жизненные приоритеты.

Но ситуация начала меняться с приходом хрущевской оттепели — железные ворота начинают открываться, и среди прочих западных веяний в нашу страну медленно начала просачиваться мода. Именно тогда можно было наблюдать эру стиляг, которые рьяно примеряли на себя самые безбашенные наряды. В тот период и зарождается профессия «демонстратора одежды», которая позволила некоторым советским красавицам сорвать джекпот и стать известными не только на родине, но и за рубежом.

Может быть, для кого-то Елена Метёлкина — это талантливая актриса, которая сыграла Полину — сотрудницу института времени в фильме «Гостья из будущего», или инопланетянку Нийю в «Через тернии к звездам». Но сначала Елена — просто красивая женщина, которая волей судьбы из простого библиотекаря превратилась в манекенщицу. Фантастическая внешность позволила ей добиться успехов как в модельном бизнесе тех времен, так и в мире советского кино.

Но не всегда она была так успешна — в школе над ней постоянно смеялись из-за высокого роста и нескладности, но карьера манекенщицы вдохнула в неё новую жизнь, после чего её творческий путь пошел в гору. Личная жизнь у неё, к сожалению, не сложилась.

Женщина, покорившая не только СССР, но и весь мир — Регина Збарская — одна из самых легендарных советских манекенщиц, которая и после смерти оставила тысячи вопросов, на которые уже никто не даст ответов. Случайно попав в мир советской моды, она сразу вскружила головы кутюрье, а представители западной прессой называли её «советской Софи Лорен» и «самым красивым оружием Кремля».

Казалось бы, такой успех должен был обеспечить ей счастливую жизнь, но неудачи в личной жизни сильно подкосили Збарскую, после чего она оказалась в психиатрической больнице. Но после первого возвращения из её стен она уже не смогла найти себе место на подиуме, и после второй госпитализации её состояние сильно ухудшилось, что привело в 1987 году к самоубийству.

Романовская была главной соперницей Регины Збарской на подиуме. Она также вызывала восхищение не только у представителей советской моды, но и у зарубежных ценителей прекрасного. Характеры этих девушек были полными противоположностями, в то время, как Збарская показывала свой характер, Романовская всегда шла на уступки и отличалась доброжелательностью. Пик их соперничества пришелся на 1967 год, когда модельер Татьяна Осмеркина создала платье, которое представило СССР не на одном международном модном конкурсе. Платье шилось для Збарской, но в итоге честь представлять его досталась Романовской. Именно после этих конкурсов зарубежная пресса стала называть её berezka и snegurochka.

В 1972 году Мила Романовская покинула Родину вместе со своим мужем, художником Юрием Куперманом. Дальнейшая её судьба мало афишировалась: по одним данным, её модельная карьера за рубежом успешно развивалась, и Мила работала с Пьером Карденом, Диор и Живанши; по другим — она потерпела крах и больше не работала манекенщицей.

«Советская Одри Хепбёрн», как называли Леку Миронову за рубежом, — еще одна известнейшая представительница советских манекенщиц. В отличие от Регины Збарской, Миронова не мечтала об этой карьере. Все произошло очень прозаично — она пришла в Дом моделей, чтобы поддержать подружку, но Вячеслав Зайцев заметил именно её. На тот момент у девушки были другие приоритеты — она занималась балетом, но из-за болезни ног от этой мечты пришлось отказаться, как и от желания быть архитектором — проблемы со зрением поставили на этом крест. Миронова согласилась на предложение Зайцева.

Позднее она часто благодарила его за то, что он подарил ей эту профессию. Карьера за рубежом у неё не сложилась — она была «невыездная». Её даже не выпустили на Парад лучших манекенщиц мира. Личная жизнь у неё не сложилась.

Галина Миловская — еще один феномен советского мира моды. При росте 170 сантиметров её вес составлял 42 килограмма, в связи с чем Галину сравнивали с Твигги. В ней сразу разглядели большой потенциал, и не зря, ведь Миловская стала первой советской манекенщицей, снявшейся для Vogue. Фотографом той знаменательной съемки был Арно де Роне. Но это принесло ей не только славу, но и привело к большому скандалу — девушку обвинили в «антисоветчине» — непозволительная поза (широко раздвинутые ноги), неуважение к Ленину (сидит спиной к мавзолею). После этого Миловскую часто обвиняли в неподобающем поведении.

В 1974 году она эмигрировала. Модельная карьера Миловской за рубежом сложилась удачно — ей покровительствовало модельное агентство Ford. Личная жизнь также сложилась, кроме того, Галина Миловская состоялась как режиссер-документалист.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

При этом самых известных русских красавиц знали и ценили на Западе, но на родине работа в «модельном» бизнесе (хотя тогда такого понятия не было) нередко создавала им проблемы. Рассказываем, как сложилась жизнь самых известных манекенщиц СССР.

Валентина Яшина

Первая настоящая советская звездная манекенщица, она начала карьеру еще в 50-х. На подиум выходила до 65 лет. Так что бабушки-модели - это совсем не современное изобретение.

В профессию Яшина пришла из оперетты. Окончив училище, она уехала с первым мужем в Ригу, но громкий роман с партнером по «Сильве» поставил крест на сцене и браке. Чтобы не сидеть на шее у родителей, она решила попробовать себя в роли модели. И практически сразу поняла, что именно это ее призвание, и стала одной из прим Дома моделей на два десятилетия.


После прихода молодого поколения она не впала в депрессию, а продолжала работать, пусть и не на первых ролях. Удачно сложилась и личная жизнь. Ее всегда окружали поклонники, самым известным из которых был Иосиф Кобзон. Ее муж, Николай Малахов, был обеспеченным человеком, но после того, как он умер в 1991 году, сын и внук быстро прогуляли оставленные им средства, и Валентина Яшина умерла в одиночестве и бедности.

Регина Збарская

Одна из самых известных в мире советских моделей. Ее карьера началась в хрущевскую оттепель, она участвовала в знаменитом первом заграничном показе Дома моделей одежды на Кузнецком. Тогда коллекция Веры Араловой произвела фурор, но не меньшего восхищения удостоились манекенщицы, которых советская делегация привезла с собой.


Збарская привлекла внимание западной и совершенно несоветской красотой. В прессе ее называли «самым красивым оружием Кремля». Она активно ездила по всему миру, снималась у известных фотографов. Однако в конце 1960-х ее муж, известный художник Лев Збарский, ушел к Марианне Вертинской, а затем к Людмиле Максаковой.


Пережив депрессию и лечение в психиатрической больнице, Регина снова вернулась на подиум, однако прежней славы было уже не вернуть. Тем не менее, Збарская продолжала работать, пока не влюбилась в югославского журналиста. Увы, этот роман оказался для нее роковым. Журналист опубликовал книгу «Сто ночей с Региной Збарской», в которой рассказал о том, что Збарская работает на КГБ и была любовницей чуть ли не всего ЦК.

После этого работать она смогла только уборщицей в том самом Доме моделей, в котором когда-то блистала. Неудовлетворенность жизнью и неустойчивое психическое состояние привели Регину к самоубийству.

Мила Романовская

Образ яркой блондинки в платье «Россия» в конце 60-х для многих в мире стал символом СССР. Изначально наряд готовили для Збарской, но именно на Романовской он производил на аудиторию самое ошеломляющее впечатление. На главном событии советского мира моды времен застоя - Московском международном фестивале моды, прошедшем в 1968 году в Лужниках, - она стала неофициальной «Мисс СССР» по мнению иностранных гостей. И она первая совершила удачный рывок Запад.


Романовская попала на подиум случайно: однажды ее просто попросили подменить подругу, и она оказалась настолько гармоничной в этом амплуа, что тут же получила предложение о постоянной работе. Сначала в Ленинграде, а потом и в Москве она быстро вышла на первые роли, даже потеснив признанную приму - Збарскую. Вот только за этот успех пришлось заплатить разрушенным первым браком.


Романовская недолго оставалась одна, вскоре она выходит замуж за художника Юрия Купера и неожиданно в 1972 году вместе с ним эмигрирует в Израиль. Очень скоро она оказалась в Лондоне, где много работала. Топ-моделью не стала, но востребована была. Пять лет ее рабочий график был настолько насыщенным, что не было «окна» даже на встречу с мужем, с которым в результате тоже развелась.

Впрочем, свое новое счастье Романовская нашла практически сразу. Возвращаясь в Англию, она встретила в самолете обаятельного лондонского бизнесмена. Сейчас сама ведет бизнес и много путешествует.

Галина Миловская

«Советская Твигги» и самая скандальная модель СССР. Ее звезда взошла в 1968 году, когда молодую манекенщицу ВИАЛЕГПРОМа (Всесоюзного института ассортимента лёгкой промышленности и культуры одежды) заметили иностранные фотографы.


Произошло это также на Московском международном фестивале моды. Вслед за этим ее пригласили на съемки для журнала «Vogue». Тогда в Москву приезжал фотограф Арно де Роне. С собой он привез целую коллекцию одежды, которую и предполагалось снять на ком-нибудь из русских моделей на фоне московских достопримечательностей. По уровню организации этот проект считается беспрецедентным до сих пор. Дело не в том, что было получено разрешение на съемку на Красной площади, хотя по советским временам одно это казалось совершенно невероятным. Проводить фотосессию разрешили даже в Оружейной палате Московского Кремля. А кроме того, для съемки разрешили использовать подлинные драгоценности, хранящиеся в музее. Галина позировала с жезлом Екатерины II и алмазом «Шах», который Россия получила в свое время от Ирана в качестве компенсации за смерть Грибоедова.

Миловская до этого относилась к работе модели всего лишь как к интересному приработку на время учебы в Щукинском театральном училище. Предложение известного фотографа открывало для нее совершенно другой мир.



К сожалению, для Миловской фотографии Арно де Роне обернулись катастрофой. На фотографиях, которые были сделаны на Красной площади, Галина Миловская сидела на брусчатке спиной к Мавзолею и портретам коммунистических лидеров, развешанным на Кремлевской стене по случаю праздника. Девушку изгнали с подиума и училища. Вскоре после этого она эмигрировала из СССР.



Карьера Миловской на Западе не сложилась, хотя ее достаточно долго продолжали снимать, но в топовые модели она не пробилась. Зато она удачно вышла замуж за банкира, закончила Сорбонну и стала довольно известным режиссером-документалистом.

Татьяна Михалкова (Соловьева)

Хотя карьера Татьяны Михалковой (Соловьевой) была короткой - всего пять лет, - она успела стать одной из самых ярких манекенщиц Дома моделей. Интересно, что ее профессия в те годы была настолько непрестижной, что ее знаменитый супруг Никита Михалков долгое время предпочитал представлять жену как переводчицу.



Главного советского кутюрье Вячеслава Зайцева привлек в первую очередь ее классический славянский типаж. Ей доставались многие наряды, в которых требовалось подчеркнуть национальные корни советской моды.


Сложно сказать, как сложилась бы ее карьера, но в 1972 году она познакомилась с начинающим кинорежиссером Михалковым. Она не стала сразу уходить с работы. Даже будучи беременной первым ребенком участвовала в показах. Но когда стало известно, что будет второй, окончательно покинула подиум. Сама модель однажды призналась, что муж поставил ее перед выбором: либо он, либо работа манекенщицей. И даже собрал чемодан.

Леокадия Миронова

Советская модель, которую сравнивали с Одри Хепберн. Ей одной из первых начали предлагать солидные контракты на Западе, хотя она долгое время была невыездной из-за репрессированного отца.



Сегодня Миронова больше известна благодаря тому, что первой начала рассказывать о неприятных моментах мира моды: низких зарплатах, несправедливом отношении и больших партийных начальниках, которые могли потребовать близости. Собственно, с одним из таких начальников ей пришлось столкнуться самой, и за отказ она дорого заплатила. Ее отстранили от работы, полтора года она никуда не могла устроиться, пока ее не взяли в Дом моделей в Химках.


Сейчас Миронова давно на пенсии, она никогда не была замужем, живет в «хрущевке», но все равно изредка принимает участие в показах. Каждое ее появление на подиуме всегда сопровождается аплодисментами.

Елена Метелкина

Настоящая слава к пришла после выхода культового фантастического фильма «Через тернии к звёздам». Его создатели, Ричард Викторов и Кир Булычев, все никак не могли найти девушку на роль инопланетянки и тут им на глаза попался журнал мод с моделью с необычной, неземной внешностью. После выхода фильма в прокат Метелкина стала звездой.



Надо сказать, что до фильма ее карьера была довольно рядовой. Она не поступила в Щукинское училище и ВГИК и пошла устраиваться манекенщицей. В Дом моделей ее тоже не взяли, тогда она легко устроилась демонстратором одежды в ГУМ.



После звездной роли в кино Метелкина вышла замуж и стала одной из моделей Вячеслава Зайцева. Увы, на этом белая полоса в ее жизни закончилась. Муж оказался аферистом, из-за интриг которого Метелкина чуть не лишилась квартиры, мать заболела, а отец покончил с собой. Кинокарьера тоже не сложилась, а неурядицы выдавили ее и с подиума. Чтобы выжить, Елена работала секретарем, воспитателем в коррекционном интернате, продавщицей в обувном магазине, менеджером на курсах иностранных языков.

Татьяна Чапыгина

Ее можно было увидеть практически во всех модных журналах, она регулярно мелькала на страницах «Работницы» и «Крестьянки». Может быть, вокруг нее не крутились толпы фотографов с Запада, но в СССР именно она была самой востребованной моделью.



Как и многие советские манекенщицы, Чапыгина даже не задумывалась о карьере на подиуме. Она закончила медицинский, но работать врачом не захотела и устроилась на санэпидемстанцию. Из чистого любопытства пошла на пробы в Дом моделей, и там ее увидел Вячеслав Зайцев. Два года она работала только внутри страны, потом пробилась в состав «прим», которые представляли СССР в мире. Дальше ее карьера развивалась спокойно и без скандалов, наверное, именно поэтому ее сейчас редко вспоминают на ток-шоу.


Ушла из Дома моделей в 37 лет почти сразу после свадьбы. Будущий муж впервые увидел ее на показе, дождался его окончания и пригласил в кафе. Сейчас она домохозяйка, изредка дает интервью и до сих пор выходит на подиум во время «Недели моды» в Москве.

Фото на превью: Советские манекенщицы в Лондоне в 1961 г.

Пегги Моффит - вот лишь несколько имён знаменитых иностранных моделей, покоривших мировые подиумы и украшавших собой обложки глянцевых изданий 1960-х. В Советском Союзе, напротив, профессия манекенщицы не была столь престижной, и немногие сейчас смогут вспомнить известных красавиц того времени - эпохи, в которую родились знаменитые манекенщицы СССР. Мила Романовская сияет среди них особенно ярко.

Ранние годы

Несмотря на то что будущая звезда советского подиума родилась в Ленинграде, её первые осознанные воспоминания связаны с иным городом - Самарой. Именно туда в период блокады были эвакуирована маленькая Людочка вместе с матерью. Отец за семьей не последовал - не позволило звание капитана первого ранга. Четыре года разлуки не прошли бесследно. Харизматичный, веселый отец девочки познакомился с другой женщиной и ушёл от законной супруги.

Официально развод будет оформлен спустя четырнадцать лет, но уже по возвращении в Ленинград девочка с матерью начинают жить отдельно.

Беспокойное детство

Тощая, длинная, задиристая Мила Романовская - отъявленная хулиганка. Сложно с большей точностью описать подростковый портрет девочки. Пока мама была на работе, она все свое время проводила то в школе, то во дворе.

От природы Мила Романовская не была обделена различными талантами: с ранних лет увлекалась пением и танцами, занималась спортом - бегом на скоростных коньках. Тем удивительнее тот факт, что девушка поступила в электромеханическое училище. Кто мог подумать, что Мила Романовская - манекенщица в недалеком будущем? Но время все расставило на свои места.

Прирожденная модель

Всерьёз о карьере манекенщицы Мила Романовская никогда не задумывалась. Поступление в консерваторию, изучение истории искусств - вот что интересовало её на тот момент. Да и какой неподдельный интерес мир моды мог вызвать у молодой девушки, когда в послевоенном Ленинграде блузки кроились из парашютной ткани?

Мила Романовская - манекенщица, биография которой должна была сложиться совсем иначе. Но свою роль сыграл всесильный случай. Неожиданно на предстоящем показе понадобилось заменить заболевшую подругу. У девушек были схожие параметры, и Милу пригласили на пробы в Ленинградский Дом моделей. Там и обнаружилось, что Мила Романовская - манекенщица от природы. Дефиле юной красавицы вызвало такой восторг, что с ней сразу же был подписан контракт, и всего через пару месяцев ее отправили в командировку в Финляндию. Карьера девушки начала мгновенно набирать обороты.

Замужество, рождение дочери

Не менее стремительно последовала свадьба с Володей - студентом ВГИКа, с которым Мила встречалась с 18 лет. Дальше был переезд в столицу. В Московский Дом моделей Милу взяли не сразу: сказали, что манекенщицы уже набраны, но попросили оставить номер телефона. Начался непростой период: отчисление мужа из ВГИКа, изоляция от внешнего мира, друзей. И лишь какое-то время спустя раздается звонок с предложением о работе в Доме моделей.

Мила Романовская, биография которой описана в статье, на какое-то время была вынуждена прервать карьеру из-за рождения дочери Насти. Стали портиться отношения с мужем.

Вездесущее КГБ

Работа манекенщицы, связанная с частыми поездками за границу, не могла не вызвать интерес к личности Романовской со стороны советских спецслужб. Через несколько лет после переезда в Москву начались непонятные звонки, посылки от «родных», тщетные попытки вербовки. Здание КГБ юной красавице пришлось посетить целых четыре раза, но результат оставался все тем же - Мила отказывалась идти на сотрудничество. Спасли, как ни странно, советы мужа, прикинуться этакой ничего не понимающей дурочкой.

Конкуренция и «Мисс Россия 1967»

В те годы за звание лучшей манекенщицы СССР боролись две девушки: и Мила Романовская. Они были полными противоположностями. Регина - жгучая брюнетка, вспыльчивая, требовательная, капризная. Мила - блондинка, мягкая, уступчивая, терпеливая. Накал страстей достиг апогея, когда Мила Романовская в платье «Россия», которое изначально готовилось для Збарской, уехала на международный

На этом показе в она победила! пленила сердца членов комиссии, которые называли ее Снегурочкой, и получила заслуженный титул «Мисс Россия 1967».

Окрылённая неожиданным успехом, с огромным букетом цветов в руках девушка вернулась домой. Следом за ней приехал американский фотограф, который просил, чтобы ему для журнала Look позировала Мила Романовская. Манекенщица платье «Россия» сделала своей визитной карточкой. В нем девушка появилась на обложке иностранного журнала. Это был беспрецедентный случай для того времени.

Развод и новый роман

Но ее успех стал причиной семейного разрыва. Пьяный муж устроил Миле скандал на почве ревности. Фактически эта сцена поставила точку в отношениях между супругами.

Вскоре после этого Мила знакомится с Между известным актёром и манекенщицей завязывается бурный, но достаточно непродолжительный роман. Инициатором разрыва выступила сама Мила.

Еще один мужчина. Свадьба

В её жизнь, как вихрь, ворвался Юрий Купер. Знакомство произошло совершенно случайно - на банкете в Доме художника. Но Мила практически сразу же потеряла голову. Влюблённые достаточно быстро стали жить совместно в студии Купера. Художник не отличался верностью - к нему периодически захаживали поклонницы. Но Юрий решился сделать Миле предложение, которое та с радостью приняла.

Практически сразу же после свадьбы молодая пара задумывается об эмиграции. Разрешение на выезд выдали в течение нескольких месяцев. Но любой эмигрант автоматически становился врагом народа, поэтому неудивительно, что оставила карьеру манекенщицы Мила Романовская. История моды СССР навсегда запомнила свою Снегурочку в платье «Россия».

Годы эмиграции

22 апреля, наконец-то, настал долгожданный день вылета. Сначала была Австрия, затем - Израиль. Купер и Романовская были одними из первых, кому удалось вырваться за «железный занавес». Впереди ждала неизвестность, но ей завидовали все советские манекенщицы.

Мила Романовская быстро адаптировалась к новым жизненным реалиям. Поначалу она работала моделью для компании «Бегед-Ор», месяцем позже её переманила фирма «Котекс». А вот Юру такое положение дел не устраивало, он все порывался покинуть Израиль в поисках лучшей жизни. Как оказалось, в Израиль проще было попасть, чем впоследствии оттуда уехать. Молодых специалистов из страны отпускали неохотно, ставя на их пути всевозможные бюрократические препоны. Неимоверными усилиями через пять месяцев Миле удалась получить «нансеновские» паспорта, позволяющие свободно путешествовать по всему миру, но без права проживания на территории другой страны. Правда, оставалась одна загвоздка: покинуть Израиль мог только один из супругов, второй должен был остаться своего рода «заложником».

Переезд в Великобританию

Мила летит на месяц в Лондон, куда всего спустя пару недель приезжает Юра. Только чудом ей удаётся забрать дочь из Израиля, ведь в случае малейшей проверки отсутствие второго «заложника» обнаружилось бы сразу. Воссоединившись, супруги начинают обосновываться в Англии.

Первое время Купер ничего не зарабатывал. Средства от двух-трёх картин, проданных им своим знакомым, едва ли могли обеспечить благополучное существование семьи. Практически все финансовые заботы легли на хрупкие плечики Милы. Она в буквальном смысле из кожи вон лезла - бралась практически за любую работу. Успевала параллельно трудиться моделью в лондонском филиале «Бегед-Ор», машинисткой на «Би-Би-Си» и манекенщицей на модных показах Пьера Кардена, Кристиана Диора, Живанши.

Снова развод

Дела Юры стали резко идти в гору: публикация первой книги, выставка в одной из галерей в Париже. Последнее обстоятельство и стало роковым для семейной жизни Купера и Романовской: Мила с дочерью остаются в Англии, а Юра переезжает во Францию. Продолжительные разлуки, редкие встречи, частые телефонные звонки - и так на протяжении нескольких лет. Логичным итогом стало появление в жизни «мэтра» новой пассии. Выносить этого Мила больше не могла - пара разошлась.

Поздняя любовь

Собраться с мыслями на тот момент помогла любимая работа, в которую, получив аттестат переводчика, Мила уходит с головой. Интервью, переводы, написание различных программ - не оставалось времени даже передохнуть, не говоря уже о личной жизни. И только по прошествии пяти лет Мила перестаёт избегать близкого контакта с мужчинами, начинает заводить новые романы - всё больше несерьёзные и непродолжительные.

Окончательная точка в отношениях Купера и Романовской была поставлена в Париже - ланч, пара бутылок шампанского, спокойный разговор и совместно принятое решение жить раздельно. В лёгкой, пьянящей эйфории от вновь обретённой свободы Мила едет в аэропорт, где поджидал сюрприз - её билет по ошибке оказался продан. Судьбоносный момент - Мила получает билет не только на первый класс, но и в новую жизнь. Именно на борту бизнес-класса Мила знакомится со своим третьим мужем - Дагласом. Всего через три месяца они поженились. Сегодня у них общий бизнес, а по миру они путешествуют на собственном самолете.

Биография Милы Романовской напоминает историю о Золушке. Несмотря на все жизненные перипетии, судьба отнеслась к ней весьма благосклонно: блистательная карьера, любящий муж и любимая дочь. Снегурочка, как её называли на Западе, стала настоящим символом непревзойденной славянской красоты как на родине, так и за рубежом.

Профессия модели, такая популярная в современном мире, считалась непрестижной. Моделей называли «демонстраторами одежды», а их зарплата не превышала 76 рублей.

И всё же нашлись красавицы, которым удалось построить карьеру - одним на родине, другим за рубежом. Фактрум публикует подборку советских топ-моделей.

Регина Збарская

Одна из самых известных и легендарных манекенщиц 60-х, Регина Збарская, после ошеломительного успеха за рубежом вернулась в СССР, но так и не нашла здесь «своего места». Частые нервные срывы, депрессии, антидепрессанты привели к тому, что она лишилась работы. В результате неудач в личной жизни и профессиональной нереализованности самая красивая женщина страны в 1987 году покончила с собой.

Галина Миловская

Галину Миловскую называли русской «Твигги» - из-за нехарактерной для манекенщиц того времени худобы: при росте в 170 см она весила 42 кг. В 1970-х Галина покорила не только московский подиум, но и зарубежные. Ее пригласили для съемок в «Vogue», в 1974 г. она эмигрировала и осталась жить в Лондоне. Она вышла замуж за французского банкира, оставила карьеру модели, окончила факультет кинорежиссуры в Сорбонне и состоялась как режиссер-кинодокументалист.

Татьяна Соловьева

Возможно, одной из самых благополучных и успешных стала судьба Татьяны Соловьевой. В Дом моделей она пришла случайно, по объявлению. У Татьяны было высшее образование, из-за чего к ней приклеилось прозвище «институточка».

Позже Соловьёва вышла замуж за Никиту Михалкова и до сих пор живет с ним в счастливом браке. Хотя профессия манекенщицы была настолько непопулярна, что Михалков на первых порах представлял всем свою жену как переводчицу или учительницу.

Елена Метелкина

Наверное, все помнят женщину из будущего - Полину - которая помогала всеми любимой Алисе Селезневой в фильме «Гостья из будущего». Мало кто знает, что эту роль блестяще сыграла манекенщица Елена Метелкина. Её неземная внешность способствовала тому, что она сыграла не одну роль в кино - в фильме «Через тернии к звездам», например, это была инопланетянка Нийя.

Мила Романовская

Мила Романовская - постоянная соперница Регины Збарской - была ещё одной звездой советского подиума 1960-х. За границей блондинку называли «воплощенной славянской красавицей». Несмотря на успех в СССР, Мила в результате все же уехала из страны: сначала во Францию, потом в Англию, где она и осталась.