Холодное оружие. Кама — кавказский кинжал

Кинжал Кама

Кинжал Кама (абх. аҟама, кабард.-черк. къамэ, карач.-балк. къама) - холодное оружие, кинжал, использовавшийся у народов Кавказа, Закавказья и Ближнего Востока. Название кинжала пришло из тюркских языков.

Клинок длинный (30-50 см), прямой, обоюдоострый. Вдоль клинка по центру идёт узкий дол, причём долы с разных сторон клинка могут располагаться асимметрично относительно друг друга. Сечение клинка - линзовидное. Клинок плавно сужается к острию. Рукоять узкая, без крестовины, с массивным навершием.

Кинжал носится в ножнах на поясе и на шее. Несмотря на хорошее проникающее действие, применяется в первую очередь как рубяще-режущее оружие. По причине малого веса клинка и смещённого к рукояти центра тяжести в качестве рубящего оружия малоэффективен. Является развитием линии колющего оружия.

  • азербайджанский клинок имеет отличительной особенностью разнообразные рисунки (орнаменты). Орнаменты могут быть нарисованы на клинке или на приборе. В этом орнаменте используются растительные, несколько геометризированные элементы, а также мотивы мусульманского орнамента: арки, извивающиеся ветки с редко расположенными стилизованными листками. Кроме того, сюда же вносятся переработанные элементы своеобразного широко распространенного в азербайджанском прикладном искусстве прорезного орнамента.
  • армянский - черен кинжала имеет головку вытянутой формы, что придает ему форму восточной арки. Детали, из которого изготовлен кинжал, делают из стали, а затем украшают фестонами в форме тюльпанов. Удлиненные головки рукоятей дополнительно видоизменяются путём вытягивания вверх их вершины, чем сильно напоминают восточную арку, а с боков головки делаются несколько углубленные вырезы - перехваты. Шляпки загвоздок имеют конусообразную, слегка выпуклую с боков форму; в других случаях - высокие цилиндрические или круглые, очень низкие, чуть выпуклые. Прокладки под шляпками загвоздок имеют также характерную ромбовиднуюформу. На ножнах устье, соединенное с обоймицей, и наконечник имеют небольшие треугольные выступы с краями, обрезанными наподобие восточной арки. Вершины этих выступов обычно заканчиваются большими фестончиками в форме тюльпанов. Детали прибора армянских кинжалов изготовляются в основном из стали и украшаются крупным стилизованным растительным орнаментом, нередко сочетающимся со стилизованными же армянскими надписями, исполненными золотой или серебряной таушировкой. Эти драгоценные металлы часто употребляются одновременно. У другой группы армянских кинжалов металлические детали прибора сплошь украшены мелким стилизованным растительным орнаментом, исполненным золотой или серебряной таушировкой.
  • грузинский вариант обладает коротким и широким клинком, переклад у кинжала серебристый или металлический, помимо этого на нём (в частности, на его рукояти) встречаются шляпки с краями, вырезанными в форме лепестков цветка. Грузинские кинжалы украшают различными фигурными прорезями с просечками из драгоценных металлов таких как золото или серебро. клинки у них довольно короткие, клиновидной формы, рукояти имеют обычную (общекавказскую) небольшую полуовальную головку. Кроме того, на рукоятях часто встречаются низкие полусферические шляпки загвоздок с круглыми прокладками под ними, с краями, вырезанными в форме лепестков цветка, а на ножнах большое устье с обоймицей и наконечник с треугольными выступами, нередко соединенными между собой тройными фигурными полосками того же металла, пространство между которыми оклеивается кожей. Клинки грузинских кинжалов обычно украшены в средней части накладными сварочными пластинками и у пятки фигурными сквозными прорезями, обрамленными золотой или серебряной насечкой. Серебряный оклад рукоятей и ножен художественно украшен сплошным крупным растительным или цветочным орнаментом, исполненным чернью с гравировкой, нередко с позолотой и канфарением.
  • дагестанский кинжал имеет очень вытянутую головку черенка. В этом он схож с армянскими кинжалами. Кинжалы, созданные мастерами из Дагестана всегда считались и считаются самыми лучшими на Кавказе. Высоко ценят их и за пределами Дагестана как по изяществу самой конструкции, так и по исключительно выдающемуся мастерству и художественному исполнению.
  • кубачинские кинжалы имеют исключительно благоприятное соотношение длины клинка с его шириной и с размерами рукояти. Помимо тонкого расчета размеров, эти кинжалы имеют некоторые отличительные особенности и в деталях: так, клинки их обычно изготовляются по лезгинскому образцу - однодольные, когда глубокий долс правой стороны расположен несколько выше, чем дол на левой стороне. Такая конструкция обеспечивает наибольшую жесткость клинка и делает его наиболее легким. В долах, когда их делается по нескольку с каждой стороны, часто травлением наносится узор, напоминающий рисунок сварочной стали. На клинках лезгинского типа пространство между долами и лезвиями подвергается воронению в виде широких полос. Головки рукоятей кинжалов делают значительно удлиненными, несколько сужающимися к их закругленному верху или же повторяют форму головки так называемого казенного образца, принятого на русских казачьих, в особенности уставных, кинжалы пулеметных команд и артиллерийских бебутах. Металлические шляпки загвоздок на составных рукоятях делаются небольшими конусообразными или в виде многогранных пирамидок, иногда эти пирамидки изготовляются с несколько вдавленными ребрами. При этом в Дагестане вообще не принято устраивать под шляпкой дополнительные прокладки. Нижняя часть рукояти, её головка, а также шляпки загвоздок оковываются металлом. Металлический прибор ножен (устье с обоймицей и наконечник), а также часто применяемая сплошная металлическая оковка рукоятей и ножен, сочетающаяся иногда с костяными вставками, обычно украшаются мелким стилизованным растительно-цветочным орнаментом, создававшимся в течение многих столетий златокузнецами Дагестана. Это те же самые четыре типа орнамента тутта, мархарай, москов-накыш и сита, которые используются в Кубачах и при украшении деталей прибора или оклада оружия с длинным клинком. Причем и здесь первые два орнамента употребляются особенно широко. Техника украшения аналогична технике украшения кубачинского оружия с длинным клинком.
  • лезгинский кинжал - разновидность дагестанского кинжала. На каждой голомени имеется по одному несимметрично расположенному долу.
  • хевсурская разновидность грузинского кинжала, но с латунным прикладом имеет обычную грузинскую форму или же изготовляются по общекавказскому типу, сильно приближенному к грузинской форме. Детали прибора рукоятей и ножей изготовляются из латуни или железа, украшенного простейшим орнаментом, исполненным медной насечкой.

И Ближнего Востока . Название кинжала пришло из абхазо-адыгских языков .

Клинок длинный (30-50 см), прямой, обоюдоострый. Вдоль клинка по центру идёт узкий дол , причём долы с разных сторон клинка могут располагаться асимметрично относительно друг друга. Сечение клинка - линзовидное. Клинок плавно сужается к острию. Рукоять узкая, без крестовины, с массивным навершием.

Кинжал носится в ножнах на поясе и на шее. Несмотря на хорошее проникающее действие, применяется в первую очередь как рубяще-режущее оружие. По причине малого веса клинка и смещенного к рукояти центра тяжести в качестве рубящего оружия малоэффективен. Является развитием линии колющего оружия.

Разновидности кинжала

  • азербайджанский клинок имеет отличительной особенностью разнообразные рисунки (орнаменты). Орнаменты могут быть нарисованы на клинке или на приборе. В этом орнаменте используются растительные, несколько геометризированные элементы, а также мотивы мусульманского орнамента: арки , извивающиеся ветки с редко расположенными стилизованными листками. Кроме того, сюда же вносятся переработанные элементы своеобразного широко распространенного в азербайджанском прикладном искусстве прорезного орнамента .
  • армянский - черен кинжала имеет головку вытянутой формы, что придает ему форму восточной арки . Детали, из которого изготовлен кинжал, делают из стали , а затем украшают фестонами в форме тюльпанов . Удлиненные головки рукоятей дополнительно видоизменяются путём вытягивания вверх их вершины, чем сильно напоминают восточную арку , а с боков головки делаются несколько углубленные вырезы - перехваты. Шляпки загвоздок имеют конусообразную , слегка выпуклую с боков форму; в других случаях - высокие цилиндрические или круглые, очень низкие, чуть выпуклые. Прокладки под шляпками загвоздок имеют также характерную ромбовидную форму. На ножнах устье, соединенное с обоймицей , и наконечник имеют небольшие треугольные выступы с краями, обрезанными наподобие восточной арки. Вершины этих выступов обычно заканчиваются большими фестончиками в форме тюльпанов. Детали прибора армянских кинжалов изготовляются в основном из стали и украшаются крупным стилизованным растительным орнаментом, нередко сочетающимся со стилизованными же армянскими надписями, исполненными золотой или серебряной таушировкой .Эти драгоценные металлы часто употребляются одновременно. У другой группы армянских кинжалов металлические детали прибора сплошь украшены мелким стилизованным растительным орнаментом, исполненным золотой или серебряной таушировкой .
  • грузинский вариант обладает коротким и широким клинком, переклад у кинжала серебристый или металлический, помимо этого на нём (в частности, на его рукояти) встречаются шляпки с краями, вырезанными в форме лепестков цветка. Грузинские кинжалы украшают различными фигурными прорезями с просечками из драгоценных металлов таких как золото или серебро . клинки у них довольно короткие, клиновидной формы, рукояти имеют обычную (общекавказскую) небольшую полуовальную головку. Кроме того, на рукоятях часто встречаются низкие полусферические шляпки загвоздок с круглыми прокладками под ними, с краями, вырезанными в форме лепестков цветка, а на ножнах большое устье с обоймицей и наконечник с треугольными выступами, нередко соединенными между собой тройными фигурными полосками того же металла, пространство между которыми оклеивается кожей. Клинки грузинских кинжалов обычно украшены в средней части накладными сварочными пластинками и у пятки фигурными сквозными прорезями, обрамленными золотой или серебряной насечкой. Серебряный оклад рукоятей и ножен художественно украшен сплошным крупным растительным или цветочным орнаментом, исполненным чернью с гравировкой, нередко с позолотой и канфарением.
  • дагестанский кинжал имеет очень вытянутую головку черенка. В этом он схож с армянскими кинжалами. Кинжалы, созданные мастерами из Дагестана всегда считались и считаются самыми лучшими на Кавказе . Высоко ценят их и за пределами Дагестана как по изяществу самой конструкции, так и по исключительно выдающемуся мастерству и художественному исполнению.
  • Кубачинские кинжалы имеют исключительно благоприятное соотношение длины клинка с его шириной и с размерами рукояти. Помимо тонкого расчета размеров, эти кинжалы имеют некоторые отличительные особенности и в деталях: так, клинки их обычно изготовляются по лезгинскому образцу - однодольные, когда глубокий дол с правой стороны расположен несколько выше, чем дол на левой стороне. Такая конструкция обеспечивает наибольшую жесткость клинка и делает его наиболее легким. В долах, когда их делается по нескольку с каждой стороны, часто травлением наносится узор, напоминающий рисунок сварочной стали. На клинках лезгинского типа пространство между долами и лезвиями подвергается воронению в виде широких полос. Головки рукоятей кинжалов делают значительно удлиненными, несколько сужающимися к их закругленному верху или же повторяют форму головки так называемого казенного образца, принятого на русских казачьих , в особенности уставных, кинжалы пулеметных команд и артиллерийских бебутах . Металлические шляпки загвоздок на составных рукоятях делаются небольшими конусообразными или в виде многогранных пирамидок, иногда эти пирамидки изготовляются с несколько вдавленными ребрами. При этом в Дагестане вообще не принято устраивать под шляпкой дополнительные прокладки. Нижняя часть рукояти, её головка, а также шляпки загвоздок оковываются металлом . Металлический прибор ножен (устье с обоймицей и наконечник), а также часто применяемая сплошная металлическая оковка рукоятей и ножен , сочетающаяся иногда с костяными вставками, обычно украшаются мелким стилизованным растительно-цветочным орнаментом, создававшимся в течение многих столетий златокузнецами Дагестана. Это те же самые четыре типа орнамента тутта, мархарай, москов-накыш и сита, которые используются в Кубачах и при украшении деталей прибора или оклада оружия с длинным клинком. Причем и здесь первые два орнамента употребляются особенно широко. Техника украшения аналогична технике украшения кубачинского оружия с длинным клинком.
  • Лезгинский кинжал разновидность дагестанского кинжала. На каждой голомени имеется по одному несимметрично расположенному долу.
  • хевсурская разновидность грузинского кинжала, но с латунным прикладом имеет обычную грузинскую форму или же изготовляются по общекавказскому типу, сильно приближенному к грузинской форме. Детали прибора рукоятей и ножей изготовляются из латуни или железа , украшенного простейшим орнаментом, исполненным медной насечкой.

Напишите отзыв о статье "Кама (кинжал)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кама (кинжал)

Вся свита отступила, и Ростов видел, как генерал этот что то довольно долго говорил государю.
Государь сказал ему несколько слов и сделал шаг, чтобы подойти к лошади. Опять толпа свиты и толпа улицы, в которой был Ростов, придвинулись к государю. Остановившись у лошади и взявшись рукою за седло, государь обратился к кавалерийскому генералу и сказал громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его.
– Не могу, генерал, и потому не могу, что закон сильнее меня, – сказал государь и занес ногу в стремя. Генерал почтительно наклонил голову, государь сел и поехал галопом по улице. Ростов, не помня себя от восторга, с толпою побежал за ним.

На площади куда поехал государь, стояли лицом к лицу справа батальон преображенцев, слева батальон французской гвардии в медвежьих шапках.
В то время как государь подъезжал к одному флангу баталионов, сделавших на караул, к противоположному флангу подскакивала другая толпа всадников и впереди их Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. Он ехал галопом в маленькой шляпе, с Андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом, чепраке. Подъехав к Александру, он приподнял шляпу и при этом движении кавалерийский глаз Ростова не мог не заметить, что Наполеон дурно и не твердо сидел на лошади. Батальоны закричали: Ура и Vive l"Empereur! [Да здравствует Император!] Наполеон что то сказал Александру. Оба императора слезли с лошадей и взяли друг друга за руки. На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка. Александр с ласковым выражением что то говорил ему.
Ростов не спуская глаз, несмотря на топтание лошадьми французских жандармов, осаживавших толпу, следил за каждым движением императора Александра и Бонапарте. Его, как неожиданность, поразило то, что Александр держал себя как равный с Бонапарте, и что Бонапарте совершенно свободно, как будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный, обращался с русским царем.
Александр и Наполеон с длинным хвостом свиты подошли к правому флангу Преображенского батальона, прямо на толпу, которая стояла тут. Толпа очутилась неожиданно так близко к императорам, что Ростову, стоявшему в передних рядах ее, стало страшно, как бы его не узнали.
– Sire, je vous demande la permission de donner la legion d"honneur au plus brave de vos soldats, [Государь, я прошу у вас позволенья дать орден Почетного легиона храбрейшему из ваших солдат,] – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся.
– A celui qui s"est le plus vaillament conduit dans cette derieniere guerre, [Тому, кто храбрее всех показал себя во время войны,] – прибавил Наполеон, отчеканивая каждый слог, с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывая ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат, всё держащих на караул и неподвижно глядящих в лицо своего императора.
– Votre majeste me permettra t elle de demander l"avis du colonel? [Ваше Величество позволит ли мне спросить мнение полковника?] – сказал Александр и сделал несколько поспешных шагов к князю Козловскому, командиру батальона. Бонапарте стал между тем снимать перчатку с белой, маленькой руки и разорвав ее, бросил. Адъютант, сзади торопливо бросившись вперед, поднял ее.
– Кому дать? – не громко, по русски спросил император Александр у Козловского.
– Кому прикажете, ваше величество? – Государь недовольно поморщился и, оглянувшись, сказал:
– Да ведь надобно же отвечать ему.
Козловский с решительным видом оглянулся на ряды и в этом взгляде захватил и Ростова.
«Уж не меня ли?» подумал Ростов.
– Лазарев! – нахмурившись прокомандовал полковник; и первый по ранжиру солдат, Лазарев, бойко вышел вперед.
– Куда же ты? Тут стой! – зашептали голоса на Лазарева, не знавшего куда ему итти. Лазарев остановился, испуганно покосившись на полковника, и лицо его дрогнуло, как это бывает с солдатами, вызываемыми перед фронт.
Наполеон чуть поворотил голову назад и отвел назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду в чем дело, засуетились, зашептались, передавая что то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперед и почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив ее дожидаться ни одной секунды, вложил в нее орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошел к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награжден и отличен от всех в мире, нужно было только, чтобы его, Наполеонова рука, удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только прило жил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип.
Русские и французские услужливые руки, мгновенно подхватив крест, прицепили его к мундиру. Лазарев мрачно взглянул на маленького человечка, с белыми руками, который что то сделал над ним, и продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто он спрашивал Александра: всё ли еще ему стоять, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или может быть еще что нибудь сделать? Но ему ничего не приказывали, и он довольно долго оставался в этом неподвижном состоянии.
Государи сели верхами и уехали. Преображенцы, расстроивая ряды, перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них.
Лазарев сидел на почетном месте; его обнимали, поздравляли и жали ему руки русские и французские офицеры. Толпы офицеров и народа подходили, чтобы только посмотреть на Лазарева. Гул говора русского французского и хохота стоял на площади вокруг столов. Два офицера с раскрасневшимися лицами, веселые и счастливые прошли мимо Ростова.
– Каково, брат, угощенье? Всё на серебре, – сказал один. – Лазарева видел?
– Видел.
– Завтра, говорят, преображенцы их угащивать будут.
– Нет, Лазареву то какое счастье! 10 франков пожизненного пенсиона.
– Вот так шапка, ребята! – кричал преображенец, надевая мохнатую шапку француза.
– Чудо как хорошо, прелесть!
– Ты слышал отзыв? – сказал гвардейский офицер другому. Третьего дня было Napoleon, France, bravoure; [Наполеон, Франция, храбрость;] вчера Alexandre, Russie, grandeur; [Александр, Россия, величие;] один день наш государь дает отзыв, а другой день Наполеон. Завтра государь пошлет Георгия самому храброму из французских гвардейцев. Нельзя же! Должен ответить тем же.
Борис с своим товарищем Жилинским тоже пришел посмотреть на банкет преображенцев. Возвращаясь назад, Борис заметил Ростова, который стоял у угла дома.

Кинжалы как один из видов холодного оружия были известны человечеству с античных времён. Часто их применяли как дополнительное оружие или инструмент в хозяйственной деятельности. Это был ещё и последний довод в политической борьбе в Европе эпохи Возрождения или на Востоке, где правители менялись как перчатки вследствие тайных убийств и дворцовых переворотов. На Кавказе это был обязательный атрибут для мужчин: напоминание об ответственности за свои слова и поступки и необходимости защитить честь рода даже ценой собственной жизни.

Первые упоминания в истории

Кавказский кинжал и время появления его является предметом споров у многих исследователей. Археологические находки подтверждают тот факт, что кинжалы присутствовали в жизни народов Кавказа ещё в бронзовом веке. Один из наиболее ярких примеров - находки из 10-метрового кургана (имеется в виду Майкопский курган на реке Белой). Учёные при раскопках обнаружили погребальную камеру, разделённую на три сектора деревянными перегородками. В центральном, или главном отсеке обнаружен скелет мужчины с золотой диадемой на голове. Среди предметов хозяйственной утвари и украшений из золота и серебра обнаружены и медные кинжалы. Майкопская культура уже существовала примерно во второй половине 3 тысячелетия до н. э. Необходимо упомянуть и имя известного арабского историка Рашида ад-Дина. Он упоминает о прямых коротких мечах, и это особенно интересно. Арабский историк 13 века описывает вторжение татаро-монголов на Кавказ и говорит о том яростном сопротивлении, которое учинили горцы. Используя особенности своей местности, они в узких горных проходах рубили оккупантов «короткими мечами». Данные археологии подтверждают, что кавказский кинжал в те времена уже прочно вошёл в обиход у местных народов благодаря своим качествам и практичности.

Использование кинжала в бою у кавказских народов

Если ознакомиться с материалами некоторых исследователей, описывающих технику боя на кинжалах, то иногда можно узнать некоторые интересные факты. Остановимся на двух наиболее ярких. Первый: техника боя сформировалась примерно в Средневековье. Она минималистична. Существовали блоки, хитрые финты, рубящие и колющие удары. Особенно интересно узнать про колющие удары. Если поинтересоваться мнением гордых потомков вайнахов (чеченцы, ингуши), тех, кто ещё не забыл традиции и законы предков, они объяснят, что колющие удары и проворачивание недостойны мужчины-воина. Это в старину считалось бесчестным. Допускались только рубящие удары. В подтверждение этому необходимо вспомнить войны на Кавказе в 19 веке. Сами чеченцы на такого сородича, который заколол в бою врага, смотрели с неодобрением и не считали это доблестью.

Второе утверждение: народы Кавказа были настолько сильны и искусны во владении кинжалом, что европейцы не решались с ними схватиться врукопашную. Это лучше всего рассказать военным историкам или казакам. Как минимум это утверждение их развеселит.

Легендарные мастера кузнечного дела Северного Кавказа

Клинки вайнахов пользовались и пользуются заслуженной славой на Кавказе. О них весьма лестно отзывались и европейцы. Стоит упомянуть хотя бы В. А. Потто, военного историка 19 века, или генерала Д. В. Пассека. Трудолюбие, взаимное заимствование передовых технологий других народов и творческий подход в разработке своих собственных уникальных методов в обработке металлов очень быстро вывели вайнахские клинки на лидирующие позиции. Такие клинки перерубали клещи, высекали огонь как огниво и не поддавались слесарным инструментам - об этом можно прочесть у Г. А. Вертепова. Слава об изделиях искусных мастеров распространилась по всему Кавказу, и не только. Тушины, хевсуры и другие народы весьма охотно пользовались изделиями мастеров из аулов Большие и Малые Атаги, Дарто, Джугурта и других. Необходимо упомянуть и имена знаменитых мастеров-оружейников. Вот далеко не полный список: Хамста, Мусради, Баттак и множество других. Описание их изделий и достижений - тема отдельная, ее хватит на несколько книг. Кавказ - не то место, где что-то быстро забывается. Сейчас остались мастера, которые дают надежду на то, что это благородное ремесло не исчезнет. В наше время наиболее известные мастера - Гаджи Курбанкадиев, братья Мовлади и Мовсар Юсоповы, Апти Абдулхамидов.

Отдельно стоит упомянуть деятельность коллекционера, популяризатора и исследователя такого благородного оружия, как кавказский кинжал, - Марата Ахмедова. Он автор статей и ведущий собственного канала на "Ютюбе", развенчивающий домыслы и раскрывающий малоизвестные факты для широкой публики. Возрождение духовных ценностей и нравственное воспитание подрастающего поколения невозможны без учёта опыта и наработок предков - это непреложная истина для всех народов без исключения. Так же как и достижения всех народов являются фундаментом для всей человеческой цивилизации.

Изготовление кинжалов

Служители молота и наковальни занимали достойное положение с древних времён у всех народов. Секреты мастерства бережно хранились и передавались. Предпринимались неустанные попытки усовершенствования технологического процесса от простого к сложному. Ярким примером служит знаменитый амузгинский булат. Его главный секрет в том, что он изготавливается из сплава практически любых металлов после многократной ковки и закалки. Клинки получаются сверхпрочными. Брусок - заготовка может состоять из сплава более чем 300 металлов. Само изготовление боевого кавказского кинжала проходило в несколько стадий. Первая заключалась в том, что выбиралась сталь крепкая, мягкая и специальная сверхпрочная. Мягкую сталь использовали для основной части клинка, сверхпрочную для подложки, а крепкая шла на лезвие. Все три металла попадали в горн, а потом обрабатывались на наковальне - так и создавалась форма будущего оружия. Вторая стадия - это кропотливая работа резцом: вырезание желобка или дола с двух сторон. Вопреки общепринятому мнению дол (или кровосток, как его любят называть в народе) не служит для обильного кровопускания. Его главными функциями являются снижение веса клинка, балансировка, уменьшение поверхности трения и эстетическая. Следующая стадия - шлифовка и заточка. Старинный кавказский кинжал изготавливался из дамасской стали и булата. Такие изделия могут оказаться жемчужиной в коллекции любого музея мира.

Типы кавказских кинжалов

Различают два основных типа боевых кавказских кинжалов: кама и бебут. Кавказский кинжал кама отличается прямой обоюдоострой формой, где край лезвия резко ссужается, переходя в остриё. Обычно лезвие имеет два дола, но встречаются экземпляры с тремя и даже четырьмя. Различаются кинжалы по размерам: малые - до 30 см, средние - до 40 см и большие - 50-60 см. Клинки бывают с воронением и зеркальные. Кавказские боевые кинжалы принято сравнивать с гладиусами - древнеримскими мечами. Ширина лезвия доходила до 4 пальцев.

Другой тип кавказского кинжала - бебут - реже встречается в работах древних мастеров по причине меньшей востребованности (он служил скорее эстетическим целям, подчёркивая статус и богатство владельца). От камы его отличает форма лезвия - она изогнутая и затачивалась лишь внутренняя сторона. Широко внедрять в российскую царскую армию его начали примерно в 1907 г. Сначала его взяла на вооружение полиция - нижние чины жандармерии, а потом и армия - разведка, пулемётчики и артиллерия.

Ножны

Для хранения и переноски клинков существует особый футляр. Ножны кавказского кинжала заслуживают отдельного описания. Обычно их изготавливали из дерева, обтягивали кожей, а в качестве украшения могли использовать металлические накладки (иногда встречаются полностью металлические ножны). Заканчиваются они шариком или фигуркой в форме семечка. Помимо эстетической функции шарикообразный наконечник имеет и практическое применение: кожаный ремешок, цепляющийся к нему, позволял зафиксировать кинжал, что дорогого стоит во время боя. Внутри ножен присутствует обойма, это примерно 4-5 см от фигурки на конце.

Главная функция обоймы - придание прочности и защита клинка в какой-то степени, особенно при ударе по ножнам. Имеется ещё и верхняя обойма. За этот обвес, собственно, и прикрепляется боевой кавказский кинжал к поясу. Особой похвалы достойна практичность этого оружия. Она выражается в том, что на ножнах компактно размещался в ряде случаев подкинжальный ножик или шило, что особенно было удобно при походах.

Рукоять

Рукояти кавказских кинжалов - это тоже тема для отдельного разговора, потому как затрагивается вопрос о хвате на три пальца. «Специалистами» выдвигаются предположения одно интереснее другого. Одна из версий: рост предков был гораздо меньше. Это даже и не стоит обсуждать - достаточно обратиться к антропологии. Ещё один довод, о малой руке предков нынешних кавказцев, опровергается чисто логически. Ну невозможно жить в том суровом краю, тяжело физически работать да и просто вести более активный образ жизни (войны, походы) и иметь руки малого размера. Скорее всего, разгадка кроется в самой манере боя, что тогда сложилась на Кавказе. Но чтобы наверняка утверждать это, необходимо больше данных о предмете изучения и более тщательный анализ. Рукояти кавказских кинжалов изготавливались из кости или металлических накладок. Гвозди на рукояти выполняли тоже сразу несколько функций. Первая - это удержание накладки на рукояти, а вторая - это ориентиры или маячки для руки. Они позволяли в ночное время нащупать и правильно выхватить кинжал.

Ещё несколько слов о спорах: слон или кит?

Изучение фото кавказских кинжалов не даёт всей полноты картины для анализа. Оружие необходимо держать в руках, прочувствовать его. Хотя как не бывает абсолютных и совершенных видов единоборств, а всё всегда зависит от уровня индивидуального мастерства бойца, так не бывает совершенства и в кузнечном деле. Тема скользкая, потому как в разных источниках и у разных авторов можно встретить различные мнения по поводу качества холодного оружия у разных народов Кавказа. Антикварный кавказский кинжал - давно большая редкость. Эти артефакты поражают качеством исполнения и функциональностью. Они безоговорочно свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры и понимания передовых технологий предками различных народов. Поэтому спор о том, чьи клинки ценились выше и были лучше, неуместен.

Армянские и азербайджанские кинжалы

На фото кавказских кинжалов народов Армении и Азербайджана видно, как они похожи, но это только на первый взгляд. Основное их отличие - в украшении. Но, приглядевшись, можно очень чётко выделить орнамент, который украшает не только рукоятку, но и лезвие. Дело в том, что азербайджанцы создали особый вид узоров и орнаментов с элементами растительных и исламских мотивов (по законам исламских традиций нельзя изображать человека и животных).

Кубачинские (или дагестанские) кинжалы

Одной из отличительных особенностей кубачинских кинжалов является отсутствие дополнительной прокладки под шляпкой. Обязательна оковка металлом рукояти внизу. В отличие от чеченских кинжалов, в дагестанских применяется сплошная оковка ножен, иногда встречаются экземпляры с костяными вставками. Украшение данного типа оружия отличается изяществом и пафосом.

Заключение

В современности кинжал утратил то значение, которое он имел в жизни народов Кавказа в давние времена. Это не значит, что мужчины Кавказа отказались от холодного оружия. Просто сейчас для удобства они носят ножи, которые не стесняются применять.

Сувенирный кавказский кинжал в настоящее время легко найти в свободной продаже. Большинство покупателей это изделие рассматривают не как оружие: документы оформлять на него не надо. Поэтому многие люди, покупая сувенирные изделия, не обращают внимания на способы заливки рукоятки и режущие способности клинка.

«Бамбарбия! Киргуду!» В знаменитой сцене из «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая знакомое с детства трио «Трус-Балбес-Бывалый» (Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов) пыталось создать образ суровых представителей народов Кавказа, дабы убедить Шурика (Александр Демьяненко) исполнить местный обычай похищения невесты. Помимо национальной одежды на животе у Бывалого висел один из самых узнаваемых атрибутов любого кавказца - кинжал или кама. Действительно, этот клинок был не просто традиционным видом оружия, но частью костюма, подручным инструментом и символом достоинства и чести, к которому приучали с детства.

Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

М. Ю. Лермонтов «Кинжал»

Арабский кинжал кама

Кама получил широкое распространение на Ближнем Востоке примерно между XVII – XIX веками. На Кавказе кинжал такой формы стал популярен уже в XVIII – XIX столетиях. Там он использовался не только в качестве оружия, но и как подручный инструмент в хозяйственных делах: например, чтобы хворост нарубить. В Дагестане, Адыгее, Осетии, Чечне или Кабарде кинжал носили чуть ли не постоянно и с подросткового возраста.

После Кавказской войны (1817 – 1864) шашки, которыми также славились горцы, было разрешено носить только тем, кто вступил в ряды русской армии. Все это способствовало тому, что во второй половине XIX века, как отмечают исследователи, наступил пик производства кавказских кинжалов, которые теперь должны были не только сопутствовать шашке, но и полноценно ее заменить. Кстати, казаки, жившие на пограничных территориях империи и участвовавшие в кавказских войнах, во многом перенимали оружие своих противников (а в начале XX века кама и вовсе поступил на вооружение русской армии).

Лакский кинжал (Дагестан)

Для этого кинжала характерно наличие обоюдоострого прямого клинка, с вытянутым четырехгранным острием. Несмотря на его явные колющие свойства, как ни странно кинжал горцы использовали в основном как режущее-рубящее оружие: по одному из поверий, уколоть человека было делом неблагородным, поэтому рубка была предпочтительней.

Сам клинок отличался наличием долов (хотя и не всегда), число которых могло доходить до 4, в основном в зависимости от региона изготовления. Подобным образом кавказские мастера, как и викинги или средневековые кузнецы, уменьшали вес клинка, придавали ему большую прочность, а заодно и украшали его. В разных регионах, как правило, оружие украшали по-своему. В свою очередь, историки отмечают, что нельзя забывать о том, что кама в основном изготавливался на заказ, а значит, отвечая требованиям заказчика, мог иметь не характерные для какой-то определенной местности особенности.

Кабардинский кинжал

Стандартная длина кавказских кинжалов варьировалась между 30 – 50 см. Однако известны экземпляры и с более длинным лезвием. Так, кама с длинным клинком, который кстати мог достигать аж 90 см, назывался «кваддара» и походил больше на меч, являясь той самой заменой шашки или сабли. Наиболее длинные и широкие кинжалы в большей степени характерны для Дагестана и Армении: в длину их клинки достигали 45 – 55 см при ширине в 4,5 – 5 см. Среднее по размеру оружие, длина которого составляла 33 – 35 см, а ширина - 3 см или 3,2 см, в основном свойственно кабардинцам, черкесам (народам большей части Северного Кавказа) и грузинам. А вот сравнительно небольшие кинжалы, длиной в 25 – 30 см и шириной 3 см, были распространены на территории современной Ростовской области.

Грузинский кинжал

Происхождение оружия можно было узнать и по его отделке: например, по форме и украшению рукояти или ножен. Рукоять мастерили из различных материалов: в ход шли и рога животных, и кости, железо или серебро. Обычно ее приделывали к хвостовику клинка при помощи заклепок. При этом, как утверждает исследователь оружия Эмма Аствацатурян в книге «Оружие народов Кавказа», две большие заклепки на навершии и непосредственно у клинка присущи оружию Северного Кавказа (в том числе и Дагестана), в то время как три - с плоской посередине рукояти - для Закавказья. Рукояти украшались различными гравировками так же, как и ножны: их делали либо из дерева, обтягивая кожей и приделывая металлический наконечник, либо из железа или серебра. Таким образом, кинжал превращался не только в оружие убийства, но и в произведение искусства, поэтому мастера оставляли на нем свои метки, своеобразную подпись. Так по узору, рукояти или украшению ножен знаток может определить и регион происхождения, и мастера, сделавшего оружие.

Николай II с камой на поясе

В Российской империи в 1904 году имела место попытка привести кинжалы к одному стандарту, вследствие чего появился так называемый уставной кинжал, который принято называть ККВ, то есть кинжал Кубанского казачьего войска. Этот вариант, сделанный на основе кавказских предшественников, приобрел клинок с четырьмя долами с обеих сторон и рукоять из роговых накладок. Однако некоторые офицеры продолжали обращаться к кавказским мастерам, чтобы те сделали им оружие по образцу уставного, но вместе с тем с более дорогим и красивым декором. Таким образом, закон, призванный регламентировать оружие, нужного эффекта, по сути, не возымел: кинжалы все равно изготавливались в большинстве своем, исходя из соображений экономических, а не согласно предъявляемым нормам.

БОЛЬШОЙ КАВКАЗСКИЙ КИНЖАЛ

Технические параметры и характеристики.

Общая длина кинжала в ножнах................780 мм.
Общая длина кинжала.................................7 55 мм.
Длина клинка.................................. ............610 мм.
Ширина клинка. ........................................ ..54 мм.
Толщина клинка.................................. .........4,8 мм.
Вес кинжала................................. ................831 гр.
Вес кинжала в ножнах...............................103 1 гр.

Кинжал кавказский, большой. Клинок стальной, кованный. Рукоять кинжала изготовлена из рога коричневого цвета, и состоит из хвостовика клинка и накладных плашек из рога, скрепленных с клинком металлическими заклепками. На лицевой части рукоятки кинжала установлены две металлические пуговицы.
Клинок простой традиционной формы. Без украшений и клейм. В сечении клинок имеет ромбовидную форму со слегка вогнутыми внутрь плоскостями поверхности граней.
Ножны кинжала современной работы: дерево, кожа, металл (наконечник и обоймица).
Кинжал изготовлен в середине или конце XIX века.
Кавказские кинжалы такого размера всегда считались редкими и сохранились в единичных экземплярах. Ориентировочная цена отдельных экземпляров в зависимости от сохранности, мастера, истории происхождения, использованных материалов для изготовления клинка, рукоятки, ножен и их украшения (простые, металл, серебро, инкрустация, резьба и т.д.), колеблется от 50 000 до 1 000 000 рублей (15 000-30 000 $ US).
Кинжалы такого размера изготавливались исключительно на заказ. В традиции изготовления кинжалов таких размеров усматривается подражание на Кавказе русским армейским (артиллерийским) тесакам (стояли на вооружении русской армии с середины XVII до середины XIX века – см. Фото 4.), или трофейными французскими тесаками, часто использовавшимся кубанскими казаками-пластунами* во время и после Крымской войны. Однако, от армейских тесаков, кавказский большой кинжал отличался не только размерами - клинок тесаков до 50 см, кинжала более 50 см, но разнообразием форм, весом, стандартами украшений, конструкцией и качеством. Кинжал был не только легче, но и качество его клинка выше.
При этом однозначно прослеживается и в отношении армейских русских и французских пехотных тесаков и больших кавказских кинжалом преемственность славы римских легионов и их мечей.
Большие Кавказские кинжалы до сегодняшнего дня можно найти или встретить в горных частях Чечни и Дагестана. Где в принципе они и сохранились в максимально доступном количестве. При этом прослеживается не только традиция заимствования в среде кавказских племен** всего необычного, и доведение его до определенных местных стандартов и традиций. Обращает на себя внимание так же и то, что кинжалы таких размеров вполне могли быть заимствованы именно в этих своих качествах, в такой характеристике – как размер, но с сохранением принятых традиционных форм кавказского кинжала в части противопоставления их грузинским традициям длинных мечей и палашей.
Традиционно, так же вероятно, влияние персидских оружейных традиций на кавказское оружие вообще и кинжалы в частности. Например, первые каджары или кинжалы с изогнутым клинком, бебут, изготовленные для вспомогательных казачьих частей персидского Шаха были так же большого размера, и по своим характеристикам сочетали в себе качества и кинжала и тесака.
По мнению некоторых исследователей Кавказа кинжалы таких размеров могли использоваться кавказскими народами для ритуальных целей. В том числе для совершения обрядов и приведения в исполнения различных наказаний.
Размеры кинжала позволяют предположить использование таких экземпляров исключительно пешими воинами, для которых требовалось иметь универсального оружия, заменявшего одновременно и кинжал, и саблю, и шанцевый (саперный) инструмент.
Одновременно, следует заметить, что для нанесения рубящего удара в бою таким кинжалом, не смотря на его мощь и силу, по сравнению с кавказской шашкой времени требовалось больше. Для нанесения рубящего удара большим кинжалом требовалось предварительно выполнить замах, на что требовалось время. Значит, следовало забыть о ловкости и скорости. Это требовало не столько ловкости и сноровки, сколько наличия большой физической силы. Преимущество шашки над рубящими свойствами большого кинжала было именно в скорости действия и максимально полезно исключительно для кавалериста. Одновременно, большой кинжал позволял пешему эффективно защищаться от конного.
Размеры, конструкция и вес (баланс веса кинжала в ножнах) представленного образца позволяют говорить (и это очевидно) о том, что традиционное ношение такого кинжала на поясе спереди с казачьей одеждой и одеждой народов Кавказа, и особенно на коне в седле, в значительной степени затруднительно и неудобно. Однако для пеших казаков–пластунов, такое холодное оружие, которое включало в себя два качества в одном, затруднение вряд ли было существенным.

28-05-2013
Александр Травников

* По мнению некоторых исследователей, с которыми автору удалось пообщаться, большой кавказский кинжал в некоторых станицах именовался «пластунским мечем». И после Крымской войны был распространен среди пластунов и безконных абреков во время Кавказской войны середины и конца 19 века.

** Термины народ и племя требуют некоторого пояснения. По мнению автора к определению народ следует относить те консолидированные группы населения, которые имеют опыт создания национального государства. Иные национальные общности, несмотря на их численность, следует относить к понятию племя. Таким образом, чаще всего на Кавказе, при изучении его истории, мы имеем дело именно с племенами.

Фото приложение:
Фото 1. Большой кавказский кинжал.

Фото 2. Большой кавказский кинжал в ножнах.

Фото 3. Большой кавказский кинжал рядом с традиционными кавказскими казачьими кинжалами Кубанского казачьего войска - ККВ обр. 1904 года. Первый образец кинжала ККФ ЗОФ на фото - современной работы (Кизляр), второй образец кинжала ККВ – кустарной работы, время изготовления ориентировочно в период с 1904-1914 год.

Фото 4. Тесак русский пехотный солдатский (