Старинные кавказские кинжалы. Боевой кавказский кинжал. Холодное оружие. Кама — кавказский кинжал

Кинжалы как один из видов холодного оружия были известны человечеству с античных времён. Часто их применяли как дополнительное оружие или инструмент в хозяйственной деятельности. Это был ещё и последний довод в политической борьбе в Европе эпохи Возрождения или на Востоке, где правители менялись как перчатки вследствие тайных убийств и дворцовых переворотов. На Кавказе это был обязательный атрибут для мужчин: напоминание об ответственности за свои слова и поступки и необходимости защитить честь рода даже ценой собственной жизни.

Первые упоминания в истории

Кавказский кинжал и время появления его является предметом споров у многих исследователей. Археологические находки подтверждают тот факт, что кинжалы присутствовали в жизни народов Кавказа ещё в бронзовом веке. Один из наиболее ярких примеров - находки из 10-метрового кургана (имеется в виду Майкопский курган на реке Белой). Учёные при раскопках обнаружили погребальную камеру, разделённую на три сектора деревянными перегородками. В центральном, или главном отсеке обнаружен скелет мужчины с золотой диадемой на голове. Среди предметов хозяйственной утвари и украшений из золота и серебра обнаружены и медные кинжалы. Майкопская культура уже существовала примерно во второй половине 3 тысячелетия до н. э. Необходимо упомянуть и имя известного арабского историка Рашида ад-Дина. Он упоминает о прямых коротких мечах, и это особенно интересно. Арабский историк 13 века описывает вторжение татаро-монголов на Кавказ и говорит о том яростном сопротивлении, которое учинили горцы. Используя особенности своей местности, они в узких горных проходах рубили оккупантов «короткими мечами». Данные археологии подтверждают, что кавказский кинжал в те времена уже прочно вошёл в обиход у местных народов благодаря своим качествам и практичности.

Использование кинжала в бою у кавказских народов

Если ознакомиться с материалами некоторых исследователей, описывающих технику боя на кинжалах, то иногда можно узнать некоторые интересные факты. Остановимся на двух наиболее ярких. Первый: техника боя сформировалась примерно в Средневековье. Она минималистична. Существовали блоки, хитрые финты, рубящие и колющие удары. Особенно интересно узнать про колющие удары. Если поинтересоваться мнением гордых потомков вайнахов (чеченцы, ингуши), тех, кто ещё не забыл традиции и законы предков, они объяснят, что колющие удары и проворачивание недостойны мужчины-воина. Это в старину считалось бесчестным. Допускались только рубящие удары. В подтверждение этому необходимо вспомнить войны на Кавказе в 19 веке. Сами чеченцы на такого сородича, который заколол в бою врага, смотрели с неодобрением и не считали это доблестью.

Второе утверждение: народы Кавказа были настолько сильны и искусны во владении кинжалом, что европейцы не решались с ними схватиться врукопашную. Это лучше всего рассказать военным историкам или казакам. Как минимум это утверждение их развеселит.

Легендарные мастера кузнечного дела Северного Кавказа

Клинки вайнахов пользовались и пользуются заслуженной славой на Кавказе. О них весьма лестно отзывались и европейцы. Стоит упомянуть хотя бы В. А. Потто, военного историка 19 века, или генерала Д. В. Пассека. Трудолюбие, взаимное заимствование передовых технологий других народов и творческий подход в разработке своих собственных уникальных методов в обработке металлов очень быстро вывели вайнахские клинки на лидирующие позиции. Такие клинки перерубали клещи, высекали огонь как огниво и не поддавались слесарным инструментам - об этом можно прочесть у Г. А. Вертепова. Слава об изделиях искусных мастеров распространилась по всему Кавказу, и не только. Тушины, хевсуры и другие народы весьма охотно пользовались изделиями мастеров из аулов Большие и Малые Атаги, Дарто, Джугурта и других. Необходимо упомянуть и имена знаменитых мастеров-оружейников. Вот далеко не полный список: Хамста, Мусради, Баттак и множество других. Описание их изделий и достижений - тема отдельная, ее хватит на несколько книг. Кавказ - не то место, где что-то быстро забывается. Сейчас остались мастера, которые дают надежду на то, что это благородное ремесло не исчезнет. В наше время наиболее известные мастера - Гаджи Курбанкадиев, братья Мовлади и Мовсар Юсоповы, Апти Абдулхамидов.

Отдельно стоит упомянуть деятельность коллекционера, популяризатора и исследователя такого благородного оружия, как кавказский кинжал, - Марата Ахмедова. Он автор статей и ведущий собственного канала на "Ютюбе", развенчивающий домыслы и раскрывающий малоизвестные факты для широкой публики. Возрождение духовных ценностей и нравственное воспитание подрастающего поколения невозможны без учёта опыта и наработок предков - это непреложная истина для всех народов без исключения. Так же как и достижения всех народов являются фундаментом для всей человеческой цивилизации.

Изготовление кинжалов

Служители молота и наковальни занимали достойное положение с древних времён у всех народов. Секреты мастерства бережно хранились и передавались. Предпринимались неустанные попытки усовершенствования технологического процесса от простого к сложному. Ярким примером служит знаменитый амузгинский булат. Его главный секрет в том, что он изготавливается из сплава практически любых металлов после многократной ковки и закалки. Клинки получаются сверхпрочными. Брусок - заготовка может состоять из сплава более чем 300 металлов. Само изготовление боевого кавказского кинжала проходило в несколько стадий. Первая заключалась в том, что выбиралась сталь крепкая, мягкая и специальная сверхпрочная. Мягкую сталь использовали для основной части клинка, сверхпрочную для подложки, а крепкая шла на лезвие. Все три металла попадали в горн, а потом обрабатывались на наковальне - так и создавалась форма будущего оружия. Вторая стадия - это кропотливая работа резцом: вырезание желобка или дола с двух сторон. Вопреки общепринятому мнению дол (или кровосток, как его любят называть в народе) не служит для обильного кровопускания. Его главными функциями являются снижение веса клинка, балансировка, уменьшение поверхности трения и эстетическая. Следующая стадия - шлифовка и заточка. Старинный кавказский кинжал изготавливался из дамасской стали и булата. Такие изделия могут оказаться жемчужиной в коллекции любого музея мира.

Типы кавказских кинжалов

Различают два основных типа боевых кавказских кинжалов: кама и бебут. Кавказский кинжал кама отличается прямой обоюдоострой формой, где край лезвия резко ссужается, переходя в остриё. Обычно лезвие имеет два дола, но встречаются экземпляры с тремя и даже четырьмя. Различаются кинжалы по размерам: малые - до 30 см, средние - до 40 см и большие - 50-60 см. Клинки бывают с воронением и зеркальные. Кавказские боевые кинжалы принято сравнивать с гладиусами - древнеримскими мечами. Ширина лезвия доходила до 4 пальцев.

Другой тип кавказского кинжала - бебут - реже встречается в работах древних мастеров по причине меньшей востребованности (он служил скорее эстетическим целям, подчёркивая статус и богатство владельца). От камы его отличает форма лезвия - она изогнутая и затачивалась лишь внутренняя сторона. Широко внедрять в российскую царскую армию его начали примерно в 1907 г. Сначала его взяла на вооружение полиция - нижние чины жандармерии, а потом и армия - разведка, пулемётчики и артиллерия.

Ножны

Для хранения и переноски клинков существует особый футляр. Ножны кавказского кинжала заслуживают отдельного описания. Обычно их изготавливали из дерева, обтягивали кожей, а в качестве украшения могли использовать металлические накладки (иногда встречаются полностью металлические ножны). Заканчиваются они шариком или фигуркой в форме семечка. Помимо эстетической функции шарикообразный наконечник имеет и практическое применение: кожаный ремешок, цепляющийся к нему, позволял зафиксировать кинжал, что дорогого стоит во время боя. Внутри ножен присутствует обойма, это примерно 4-5 см от фигурки на конце.

Главная функция обоймы - придание прочности и защита клинка в какой-то степени, особенно при ударе по ножнам. Имеется ещё и верхняя обойма. За этот обвес, собственно, и прикрепляется боевой кавказский кинжал к поясу. Особой похвалы достойна практичность этого оружия. Она выражается в том, что на ножнах компактно размещался в ряде случаев подкинжальный ножик или шило, что особенно было удобно при походах.

Рукоять

Рукояти кавказских кинжалов - это тоже тема для отдельного разговора, потому как затрагивается вопрос о хвате на три пальца. «Специалистами» выдвигаются предположения одно интереснее другого. Одна из версий: рост предков был гораздо меньше. Это даже и не стоит обсуждать - достаточно обратиться к антропологии. Ещё один довод, о малой руке предков нынешних кавказцев, опровергается чисто логически. Ну невозможно жить в том суровом краю, тяжело физически работать да и просто вести более активный образ жизни (войны, походы) и иметь руки малого размера. Скорее всего, разгадка кроется в самой манере боя, что тогда сложилась на Кавказе. Но чтобы наверняка утверждать это, необходимо больше данных о предмете изучения и более тщательный анализ. Рукояти кавказских кинжалов изготавливались из кости или металлических накладок. Гвозди на рукояти выполняли тоже сразу несколько функций. Первая - это удержание накладки на рукояти, а вторая - это ориентиры или маячки для руки. Они позволяли в ночное время нащупать и правильно выхватить кинжал.

Ещё несколько слов о спорах: слон или кит?

Изучение фото кавказских кинжалов не даёт всей полноты картины для анализа. Оружие необходимо держать в руках, прочувствовать его. Хотя как не бывает абсолютных и совершенных видов единоборств, а всё всегда зависит от уровня индивидуального мастерства бойца, так не бывает совершенства и в кузнечном деле. Тема скользкая, потому как в разных источниках и у разных авторов можно встретить различные мнения по поводу качества холодного оружия у разных народов Кавказа. Антикварный кавказский кинжал - давно большая редкость. Эти артефакты поражают качеством исполнения и функциональностью. Они безоговорочно свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры и понимания передовых технологий предками различных народов. Поэтому спор о том, чьи клинки ценились выше и были лучше, неуместен.

Армянские и азербайджанские кинжалы

На фото кавказских кинжалов народов Армении и Азербайджана видно, как они похожи, но это только на первый взгляд. Основное их отличие - в украшении. Но, приглядевшись, можно очень чётко выделить орнамент, который украшает не только рукоятку, но и лезвие. Дело в том, что азербайджанцы создали особый вид узоров и орнаментов с элементами растительных и исламских мотивов (по законам исламских традиций нельзя изображать человека и животных).

Кубачинские (или дагестанские) кинжалы

Одной из отличительных особенностей кубачинских кинжалов является отсутствие дополнительной прокладки под шляпкой. Обязательна оковка металлом рукояти внизу. В отличие от чеченских кинжалов, в дагестанских применяется сплошная оковка ножен, иногда встречаются экземпляры с костяными вставками. Украшение данного типа оружия отличается изяществом и пафосом.

Заключение

В современности кинжал утратил то значение, которое он имел в жизни народов Кавказа в давние времена. Это не значит, что мужчины Кавказа отказались от холодного оружия. Просто сейчас для удобства они носят ножи, которые не стесняются применять.

Сувенирный кавказский кинжал в настоящее время легко найти в свободной продаже. Большинство покупателей это изделие рассматривают не как оружие: документы оформлять на него не надо. Поэтому многие люди, покупая сувенирные изделия, не обращают внимания на способы заливки рукоятки и режущие способности клинка.

В средние века кинжал носили представители всех слоев общества. Он служил для самообороны, был столовым прибором и украшением. В XVI в. кинжал, как принадлежность костюма, начал уступать место шпаге. Из-за удобства ношения и несложности в обращении еще в XVI в. – первой половине XVII в. он оставался в Европе широко распространенным холодным оружием как среди военных, так и гражданского населения. На протяжении последних столетий этот короткий клинок играет роль скорее вспомогательного боевого оружия, а также аксессуара военной или гражданской одежды...

Россия, расположенная на стыке Востока и Запада, всегда успешно осваивала оружейные традиции народов мира. Кинжалы больше всего «полюбили» казаки. Как и во всем мире, в нашей стране они оказались эффективнее другого холодного оружия при единоборстве, внезапных нападениях или схватках в тесных помещениях.

Первоначально твердо установленных образцов в казачьих частях не было, поэтому повторялись в основном кавказские, персидские, турецкие образцы. Делали кинжалы не только кавказские мастера. Русские оружейники тоже внесли свою лепту в совершенствование их изготовления: Петр Волков, Станислав Лешинский из Петербурга, суженский казак Карасев из станицы Михайловской Терской области, терский казак Степан Антонов, Павел Соколов из Владикавказа, столицы Терского войска и другие. У каждого мастера были свои секреты и тонкости технологии, присущие только им способы ковки клинков, отличная от кавказских мастеров орнаментация серебряных оправ в русском стиле, черневой и резной рисунок по серебру. Также работы русских оружейников можно было узнать по форме и отделке рукоятей.

Описание кинжала низших чинов Черноморского казачьего войска образца 1840 г.
«Клинок стальной, прямой двухлезвийный, ромбического сечения. Эфес состоит только из рукояти. Рукоять белого рога, фигурная, в верхней и нижней части металлические заклепки. Ножны деревянные, обтянутые кожей. Металлический прибор состоит из устья и наконечника. К устью припаяна скоба с кольцом для ремешка. Наконечник заканчивается фигурной пуговкой. В 1840 году кинжал принят на вооружение казаков конных и артиллерийских подразделений Черноморского казачьего войска».*
Кинжал офицерский Черноморского казачьего войска:
«Клинок стальной, прямой двухлезвийный, ромбического сечения. Встречались также произвольные варианты клинков. Эфес состоит только из рукояти. Рукоять фигурная, лицевая сторона покрыта серебром, украшена орнаментом. Ножны деревянные, покрытые кожей. Металлический прибор состоит из устья и наконечника с шариком, украшенным резьбой по серебру и чернью. В 1840 г. принят на вооружение офицеров конных и артиллерийских частей. Состоял на вооружении наряду с произвольными образцами».**
Кинжал кавказских казачьих войск образца 1904 г.
«Клинок стальной, прямой двухлезвийный, с четырьмя узкими долами. Характерный признак - аббревиатура на пяте клинка «ККВ» (Кубанское казачье войско) или «ТКВ» (Терское казачье войско). Эфес состоит только из рукояти. Рукоять из червоного золота, фигурная. Верхняя и нижняя пуговки серебряные. Ножны деревянные, обтянутые кожей. Металлический прибор состоит из устья со скобой для ремешка и наконечника с шариком». Для этой модели был утвержденный орнамент металлических деталей.

Казачьи войска уже несколько веков делятся на степовые: Всевеликое войско Донское, Сибирское, Уральское, Оренбургское, Астраханское, Забайкальское, Семиреченское, Уссурийское, и кавказские: Терское, Кубанское.

Когда из степной вольницы казачество реорганизовалось в иррегулярные войска русской армии, их основным оружием стали пики, сабли, шашки, ружья и винтовки. В Кавказских казачьих войсках кинжал остался только обязательным атрибутом формы. Первым, официально утвержденным образцом, был кинжал Черноморского (со временем переименованного в Кубанское) казачьего войска образца 1840 г. В дальнейшем эта модель частично была на вооружении и Терского войска.

При повседневном ношении кинжал являлся оружием и элементом формы. Ножны практически всех кинжалов заканчивались фигурным шариком. В боевом положении, в походе, при езде на лошади, длинный конец поясного ремня привязывался за наконечник кинжала. Таким образом, он висел параллельно талии и не мешал движению. В шарик упирался узел тонкого кожаного ремня и служил опорой узла. В начале ХХв. на вооружение был принят кинжал кавказских казачьих войск, сконструированный русским оружейником Федоровым, изобретателем первого в мире автомата.

Следует помнить, что в казачьих войсках, особенно кавказских, в начале ХХ в., наряду с уставным оружием было широко распространено так называемое «дедовское» холодное оружие, передававшееся от отца к сыну. Оно отличалось большим разнообразием. С ним казакам было разрешено выходить на службу. Конечно, боевой дух казака, вооруженного овеянной дедовской славой шашкой, кинжалом или другим оружием был несокрушим.

Для артиллеристов был принят на вооружение кинжал «бебут» образца 1907 года, вместо укороченной шашки.

Иррегулярные войска вооружались за свои деньги. Казак должен был являться на службу на своем коне и с личным холодным оружием. Обеспеченные казаки, конечно, могли заказывать себе вооружение у частных мастеров, которые имели патент правительства на изготовление оружия для русской армии и казаков. Но не все могли себе позволить выложить столько денег на экипировку. Для удешевления стоимости оружия, в том числе и кинжалов, на деньги из войсковой казны закупались клинки фабричного производства Златоустовской оружейной фабрики. Они проходили приемку по государственному стандарту и монтировались войсковыми оружейниками.

По уставу, Казачьи кавказские войска должны были иметь холодное оружие, оправленное в серебро или белый металл (мельхиор, нейзильбер и т.д.).

Кинжал кривой, солдатский, образца 1907 года:
«Клинок стальной, незначительной кривизны, с двумя узкими долами, двухлезвийный. Ножны деревянные, обтянуты кожей. Металлический прибор состоит из устья, и расположенной под ним скобы с кольцом для ремешка. Наконечник заканчивается шариком».**** Первые партии имели металлический прибор из белого металла (мельхиор, нейзильбер), затем он был заменен желтым медным прибором.
Во время Первой мировой войны, у низших чинов пулеметных команд был принят на вооружение прямой кинжал.
«Клинок стальной, прямой, ромбического сечения. Рукоять деревянная, с двумя заклепками из меди. Металлический прибор состоит из устья и расположенной под ним скобы с кольцом для ремешка. Наконечник заканчивается шариком. Весь металлический прибор состоит из желтой меди».*****
Кинжалы изготовлялись двух видов:
1. С длинными массивными шариками, клинками, длиной 40-50см. и шириной 4-5мм. Такие крупные модели делали для высокорослых, физически сильных заказчиков; 2. Кинжалы с небольшими, узкими, легкими и изящными клинками. Их покупали в основном жители городов, где этот размер был наиболее распространенным.
Любопытно посмотреть на выписку начала века из прейскуранта мастерской Гузунова, поставщика Терского казачьего войска во Владикавказе:
1. «Кинжалы от 25 до 75р. Такой же, но большего размера (12 вершков), ценой 40-100р.;
2. Кинжал в серебряной оправе слоновой кости с насечкой из червонного золота - 25-75р.;
3. Кинжал под названием «Базалай», размером 12 вершков в стальной оправе, с насечкой из червонного золота - 120р.;
4. Кинжал с ручкой из слоновой кости, с серебряными чайками и наконечником -15- 35р.;
5. Кинжал с ручкой из черного рога в серебряной оправе - 6-25р.;
6. Кинжал простой кривой (бебут) черный - 3-10р.;
7. Охотничий кинжал с серебряными гвоздиками и чайками - 5-12р.;
8. Кинжал в черной оправе, под названием «Базалай» - 6-12р.»

Во время Кавказских войн, горцы позаимствовали многие элементы русской культуры. В том числе, начался подъем производства ювелирно украшенного оружия. Под влиянием моды на кавказское оружие, серебряники Кубачий (Дагестан) получили возможность совершенствовать не только национальные орнаменты (Мархарай, Тутата), но и осваивать незнакомые. Возник новый орнамент – «Московнакыш», переводимый как «московский рисунок». Офицеры русской армии и казачества заказывали у местных мастеров высокохудожественные изделия. Это послужило большим стимулом для подъема оружейного ремесла, которое постепенно стало превращаться в художественный промысел. Кроме оружия кавказские мастера совершенствовались в изготовлении столовых приборов, табакерок, ручек для тростей, предметов быта, стараясь угодить благородным заказчикам. Следуя моде,оружейники Кавказа закупали готовые клинки в Европе и России, и копировали на них клейма европейских и восточных клинков. Работы разных оружейников отличалась по методам резьбы по серебру, чернению, золочению, насечкам по стали, слоновой кости и другим видам ювелирных работ.

В современном мире кинжал перестал быть только оружием. Конечно, он остался элементом казачьей формы, но чаще в качестве раритетного антикварного оружия висит на ковре, или является предметом коллекции любителей экзотических смертоносных игрушек. Сегодня большинство современных кинжалов делают в Дагестане. На знаменитой Златоустовской фабрике также изготовляют сувенирные и охотничьи кинжалы. В Пятигорске, Ессентуках, Владикавказе остались частные мастера, хранящие традиции ковки клинков. Они вооружают казаков Терского войска.

Использованная литература:

1. Полное собрание законов Российской Империи., собр. 2-е, m.VI № 14241;
*А.Н. Кулинский «Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800-1917гг.». Спб. 1994г., стр.114;
** Там же, стр.115. А так же «Полное собрание законов», собр.2-е, m.VI № 14241;
*** Там же, стр.116. А так же «Приказ по Военному ведомству 1904г. № 133»;
**** Там же, стр.118. А так же «Приказ по Военному ведомству 1907г. № 287»;
**** Там же, стр.119.

Давно прошли те времена, когда кавказский кинжал был важным атрибутом мужского гардероба на Кавказе. Горцы с большой любовью относились к кинжалам, воспевали его в песнях и стихах. Не зря Расул Гамзатов наставлял: «Кинжал в руках глупца - нетерпелив. В руках у мудреца - нетороплив» .

Много традиций и обычаев на Кавказе связаны с ношением либо применением кинжала. К примеру, на свадьбах джигиты танцевали лезгинку возле своих избранниц, держа при этом в зубах свои клинки. Конечно же, уже не встретить на улице человека с кинжалом на поясе. Тем не менее, в последние годы популярность его растет. Связано это с тем, что широкую известность в России получили кавказские хореографические ансамбли. Практически все танцы народов Северного Кавказа исполняются с кинжалом на поясе.

Но самой главной причиной возрождения интереса к кавказскому холодному оружию стало то, что люди начали ценить настоящее народное творчество, больше интересуются историей и традициями, и хотят дарить своим родным и близким действительно ценный подарок!

Где на Северном Кавказе изготавливают самые лучшие кинжалы?

В последние годы на волне спроса кинжалы стали клепать чуть ли не в каждом ауле. Это не могло не сказаться на качестве изделий, что подрывает авторитет кавказских оружейников. Радует и то, что люди становятся сведущими в вопросах выбора клинка.

Центром оружейного дела на Кавказе всегда был знаменитый город Кизляр. Местные мастера-оружейники известны на весь мир своими невообразимыми по красоте и крепости стали изделиями. Знаменитые на весь мир бренд ножей Кизляр именно оттуда. Ниже Вы узнаете, какие виды кинжалов изготавливают кизлярские мастера, на что нужно обратить внимание в первую очередь при выборе кинжала, и как правильно ухаживать за ним.

Как правильно выбрать кавказский кинжал для подарка?

Кинжал - очень ценный и значимый подарок для уважаемого человека. Важно тщательно подойти к его выбору, но для этого нужно знать основные моменты, на которые необходимо обращать внимание при выборе кинжала.

В первую очередь , нужно определиться, какое именно изделие вы хотите подарить - сувенирное либо настоящее. Здесь все зависит от того, как будет использовать его человек, которому вы хотите подарить кинжал. Одно дело, если он просто повесит изделие на стену, либо поставит на полку и будет любоваться, другое - начнет рубить им дрова.

В первом случае вполне можно обойтись сувенирным кинжалом, во втором понадобится настоящий клинок. Только нужно учесть одну важную деталь: настоящий клинок подпадает под понятие «холодное оружие». И все, что связано с его ношением, хранением и применением определяется Федеральным законом «Об оружии» №150-ФЗ от 13 декабря 1996 года.

Если хотите подарить настоящий клинок, то обязательно вначале ознакомьтесь с требованиями вышеназванного закона. А мы с вами разберемся, как правильно выбрать кавказский сувенирный кинжал для подарка. Открою небольшой секрет: у хороших мастеров очень сложно найти грань между сувенирным и настоящим кинжалом.

Поэтому, если хотите подарить кинжал либо приобрести себе, то лучше остановиться на сувенирном варианте. Во-первых, проблем с законом никаких не будет; во-вторых, совсем несложно из сувенирного кинжала сделать боевой (при желании и определенной сноровке).

Выбирая кинжал в подарок, нужно обратить пристальное внимание на следующие аспекты:

  • Наличие лицензии и паспорта на изделие.
  • Сталь, которая применена для изготовления клинка и ножен.
  • Дизайн и параметры кинжала.
  • Чистота и аккуратность работы мастера.

Остановимся подробнее на каждом аспекте…

Обязательно требуйте предъявлять лицензию на изделие у продавца. Неважно, где и у кого вы покупаете: в обычном магазине либо в интернет-магазине. Конечно же, продавец не обязан вам давать саму лицензию (он должен только предъявить ее), но мы всем клиентам, купившим у нас кавказский кинжал , к сопроводительным документам в заказе прикладываем копии лицензий.

Кроме лицензии, каждый кинжал в обязательно порядке должен иметь паспорт, в котором указывается ГОСТ, размеры изделия, организация-изготовитель, печать производителя, дата изготовления и прочая информация.

Вывод №1 - всегда и везде требуйте показать Вам лицензию на изделия, а вместе с кинжалом вам ОБЯЗАНЫ выдать паспорт на него.

Следующий важный аспект - сталь клинка и ножен. Для изготовления самого клинка применяется одна сталь, а для ножен - другая. Помните, что этот аспект - самый сложный для проверки. Все выявится со временем в процессе эксплуатации.

В изготовлении ножен и рукояток кинжалов применяют два основных металла - мельхиор и латунь. И первый, и второй имеет свои плюсы и минусы. К примеру, латунь со временем может начать темнеть, поэтому придется раз в год протирать ножны специальным блескообразующим средством. Мельхиор в этом отношении устойчивее, но он больше подвержен коррозии.

Пример латунных ножен и рукоятки:

Пример мельхиоровых ножен и рукоятки:

Клинок - главный элемент кавказского кинжала. От его твердости зависит долговечность всего изделия. К сожалению, некоторые производители, пользуясь неосведомленностью клиентов, не всегда добросовестно относятся к выбору стали для изготовления клинка.

Во всех наших кинжалах использована сталь 65Х13, обзор которой вы можете прочитать в блоге, обладающая отличной коррозийной стойкостью и режущей способностью, очень легко затачивается. Основное применение данной стали - медицинская промышленность (скальпели, ножницы и другие медицинские инструменты). Кроме того, согласно ГОСТу, данная маркировка стали применяется при изготовлении кухонных ножей и пил в деревообрабатывающей промышленности.

Важно : не забывайте обслуживать клинок, дабы не допустить коррозию. Раз-два в год нужно протирать его маслом и тогда будет он служить вам долго и верно.

Продолжим работу над кинжалом и займемся его отделкой. В данном случае это будет кинжал с простой отделкой, Кара Кама - черный кинжал. Подобные кинжалы имели большое распространение по всему Кавказу владение таким в общем то мог

Себе позволить любой горец, так как стоил он не дорого, но от этого не становился менее значимым в жизни горца. Процесс одевания сам по себе не сложный, но требует определенных знаний и навыков, технология в общем осталась без изменений на наше время и соответствует тому как делали раньше.

Начинаем с рукояти, для этого беру буйволиный рог нужного размера, находить такой в наше время становится крайне сложно, на буйволах уже не пашут как раньше и в хозяйстве все чаще отказываются от их содержания заменяя их коровами и бычками, их рог для данной работы менее желателен. Итак, разрезаю рог на две части, в работе нужно использовать свежесрубленный рог.

Вывариваю рог в воде для того что бы сделать его более мягким и податливым в дальнейшей обработке. Работа не совсем эстетическая, но делать её кто то должен.


Закладываю горячие пластины под импровизированный пресс, можно выравнивать и в струбцинах, но так проще. Далее рог надо поместить под винтовой пресс и оставить сохнуть, время полной сушки не меньше трех месяцев.


Готовый рог обрезается в пластины нужного размера, шлифуется для получения ровных поверхностей, обычно это делается ножами, рашпилем и циклями, в процессе работы рог необходимо периодически пропитывать маслом.



Затем я приклеиваю и сами роговые пластины, можно конечно и не клеить, но нам надо делать качественно. Со временем на старых кинжалах ручки деформируются и иногда значительно отходят от рукояти образуя щели, пытаясь избежать этого проводятся и все эти процедуры. Рог материал очень капризный, но заменить его менее прихотливым искусственным материалов в моей работе нельзя, иначе весь смысл работы будет утрачен.


Начинаем делать ножны, для этого берем липу, она применяется по ряду практических причин и заменять её другим материалом не стоит, об этом говорит опыт многих поколений.


Подгоняю внутреннюю часть ножен под клинок, клинок не должен из них произвольно выскакивать при движении человека, но в то же время не должен и извлекаться с большой нагрузкой. Обе половинки склеиваются.



Готовим элементы оправы, изготавливались они из простого железа слесарным инструментом. Сначала я сделал заклепки, правильно они называются гвозди.


Путем несложных манипуляций пара кусочков железа превращается в готовое изделие, формы гвоздей в общем то разнообразны, но имеют определенные критерии.

На Кавказе всегда ценилось оружие, в первую очередь холодное. Его тщательно выбирали, содержали в порядке, затачивали до нереальной остроты, ведь когда-то от качества ножа или кинжала могла напрямую зависеть жизнь владельца оружия и его семьи.

Сейчас интерес к истории, к традициям возрождается и, хотя никто не будет надевать кинжал к современному костюму, каждый мужчина желает обладать хотя бы одним современным или старинным кавказским кинжалом. Это важная часть национального костюма кавказского мужчины. Даже знаменитую лезгинку джигиты танцуют с кинжалами, держа их в зубах. Слагаются песни, пишутся стихи, народ сочиняет поговорки: «Кинжал, обнаженный глупцом, опаснее кинжала храбреца».

Особенности кинжалов разных частей Кавказа

Знаменитые кавказские клинки известны далеко за пределами этого региона. У них есть ряд сходных признаков для всех народностей, населяющих Кавказ, но имеют они и некоторые национальные особенности.

По форме кинжалы разделяются на прямые и изогнутые. Причем прямые пользуются большей популярностью, нежели с изогнутым концом. Ещё на большую или меньшую распространенность кинжалов повлияло и то, что некоторые образцы выпускались поштучно отдельными мастерами, а в некоторых местах технические и технологические возможности были выше, и производство клинков было более производительно. Примером этому служат кинжалы кавказские казачьи: кама, на лезвии которого четыре симметричных дола и бебут, на его лезвии только два дола.

Рукоятки клинков также характерны и имеют расширенное основание и удлиненную головку. Чаще всего рукоятки изготавливаются из ценных материалов, например из поделочной кости, рога и могут быть как монолитными, так и разборными. Металл на рукоятках также широко применяется в виде отдельных накладок или иногда рукоять полностью выполнена из металла, украшенного различными способами. Так же разнообразно украшаются и ножны кинжалов.

Что касается национальных особенностей кинжалов, то кроме общекавказской формы, каждый народ привнес что-то свое. Например, грузинские кинжалы отличаются более коротким по сравнению с другими видами клинком. В средней части клинков они обычно украшены накладными пластинами, а у пятки декорированы сквозными насечками. Орнамент – цветочный. Прием декорирования – чернение с гравировкой.

Кинжалы из Армении мало отличаются от общекавказской модели. Несколько более удлиненная головка и вырезы перехваты – основные отличия. Украшены армянские клинки растительным орнаментом или стилизованными надписями на армянском языке. Рукоятки дорогих изделий могут быть украшены драгоценными камнями.

Кинжалы, сработанные мастерами из Азербайджана почти не отличаются от армянских. Основное отличие – в декорировании. Узор может составлять как растительные мотивы, так и несколько угловатые, графические мотивы. Также распространено нанесение мусульманских мотивов – изгибающиеся стилизованные ветки и арочные перекрытия. Часто рукоять украшена в технике прорезного орнамента.

Очень похожи на грузинские кинжалы клинки хевсурдских мастеров-оружейников. Основа их прибора – латунь или железо, а украшают они простым орнаментом в виде медной насечки.
У адыгов и черкесов, народов Западного Кавказа, кинжалы отличаются коротким и широким клинком.

Карачаево-балкарские кинжалы называют «Кара кама», что означает «черный кинжал». Цвет клинку придает повышенное содержание молибдена в железе. При ковке металл приобретал характерный графитовый оттенок.

Осетинский кинжал «хъама» является непременным атрибутом национального костюма. Обоюдоострый прямой клинок с долами на лезвии носится в ножнах их черной кожи. В длину такое оружие может достигать метра.

В Абхазии клинки называют ножом. На рукояти обязательно металлическое кольцо и кожаный шнурок для мгновенного извлечения клинка из ножен. Традиционно нож использовался как охотничий – для разделки дичи.

Дагестанские кинжалы хорошо известны и пользуются значительным спросом далеко за пределами Кавказа. Мастера из села Кубачи изготавливают клинки в лезгинской манере – с ассиметричными долами на лезвии. Высокий эстетический уровень и изящество оружия сделало кубачинские клинки желанным приобретением многих людей. Лезвие между долами у них, как правило, подвергается воронению. Основные типы орнамента – мархарай, тута, а также сита и москов-накыш. Два первых орнамента – самые распространенные.

Также знамениты оружейники города Кизляр. Их клинки отличает необыкновенная крепость стали и красивая, оригинальная отделка. Несмотря на недавнюю историю – всего несколько десятилетий, кизлярские клинки собрали со всего Кавказа все лучшее в создании холодного оружия и смогли на этой основе создать свое уникальное и узнаваемое производство.

По поводу долов существует легенда, что они предназначены для того, чтобы по ним выливалась кровь жертвы после удара кинжалом. Представляется маловероятным, чтобы такой замысловатый и крайне медлительный способ когда-либо применялся на практике.
Долы – желобки на лезвии кинжала, предназначены для облегчения массы оружия, для увеличения сопротивлению изгибу и прочности в качестве ребер жесткости. Желобки наносят на клинок либо фрезеровкой, либо прокаткой. Также долы можно получить в процессе ковки. могут быть однодольными, двух- и трех- дольными и четырехдольными. Количество долов зависит от принятой в конкретном регионе их изготовления формы, традицией и эстетических соображений мастеров.

Возрождающийся интерес к кавказским кинжалам, к этому поистине народному промыслу объясняется тем, что люди стали больше ценить красоту подлинности, уникальности и мастерства, стали проявлять больший интерес к истории своего народа, своей семьи, больше интересуются традициями.

Самые редкие и дорогие образцы кавказских кинжалов до сих пор изготавливаются полностью вручную – от клинка, который куется особым образом, до изготовления ножен или украшения рукоятки. Их разнообразие и разброс цен велики, поэтому каждый мужчина сейчас, как и века назад, может подобрать вариант по руке, по кошельку, по мировосприятию.