План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Человек и природа»

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1476» города Москвы (дошкольное отделение № 2)

Воспитатель: Коршунова Ольга Викторовна

Москва, 2013 – 2014 учебный год

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Человек и природа» (Образовательные Области: «коммуникация», «познавательное развитие»).

Программные задачи.

Уточнить знания детей о компонентах природы и их связях, обобщить знания, полученные в процессе наблюдений на прогулке и во время образовательной деятельности.

Помочь детям понять значение природы в жизни человека, формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.

Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамиду; объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.

Оборудование и материалы : карточки с описанием путешествия капельки; кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев (сосна, рябина, дуб, береза), цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).

Ход деятельности.

Ребята, как вы думаете, что такое природа? (солнце, птицы, деревья).

Что относится к неживой природе? (камни, песок).

Неживая природа – это солнце, вода, воздух, почва, камни.

Что относится к живой природе? (животные, человек).

По каким признакам вы решили, что это живая природа? (движутся, кушают, пьют).

А как вы считаете, к какой природе относятся растения? (разные варианты ответов).

Растения относятся к живой природе. Все растения, так же как и люди и животные растут, питаются, размножаются, всем растениям необходима вода, свет, тепло, воздух.

Слово «природа» включает в себя и живую и неживую природу. Это – вода, воздух, солнце, камни, песок, глина, почва, растения, животные, человек. Теперь давайте поговорим о некоторых компонентах природы в отдельности.

Скажите, в каком виде встречается вода в природе? (дождь, снег, роса, град).

А что такое лед и пар?

Подвести детей к пониманию того, что вода существует в различных состояниях: лед, вода, пар. В результате перехода воды из одного состояния в другое на Земле наблюдается круговорот воды.

Показать детям на примере путешествия капельки, как происходит круговорот воды: сначала выпал дождь – вода попала во все водоемы – на солнце вода стала испаряться – образовались облака, состоящие из капелек воды и кристалликов льда – снова выпал дождь (педагог сопровождает свой рассказ показом карточек).

Ребята, а как вы думаете, для чего нужна вода? (пить, мыться).

Вода является важным условием существования жизни. Она необходима и растениям, и животным, и человеку. В воде живут растения, плавают мелкие водные животные (рачки, личинки, насекомые), рыбы, лягушки. Возле воды растет много влаголюбивых растений, летают комары, стрекозы. Человек пользуется водой: берет ее для полива растений и для других хозяйственных нужд.

А что станет, если мы будем засорять пруды и озера? (ответы детей).

Грязная вода превращается в болото, в нем меняется вся жизнь.

Предложить детям поразмышлять о том, что будет, если все водоемы будут загрязнены.

Ребята, для чего нам нужен воздух? (дышать).

Правильно, воздух необходим всему живому для того, чтобы дышать. Движение воздуха называется ветром. А для чего нужен ветер? (тучи разгонять).

Ветер распространяет семена растений, помогает испариться воде, которая превращается в пар, а затем в облака. А где чище воздух в лесу или в городе? Почему?

Воздух чище в лесу, потому что там много деревьев, а листья деревьев втягивают вредные вещества и выделяют кислород. Кислород – это такое вещество, которое необходимо нам для дыхания. А что надо делать, чтобы воздух был чистым? (беречь деревья, не рвать листья).

Физкультминутка. Воспитатель предлагает сыграть в игру «Снежинки и ветер». Дети собираются в круг и берутся за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильней, разлетайтесь, снежинки!» - дети разбегаются в разных направлениях, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Воспитатель говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети сбегаются в круг и берутся за руки.

После физкультминутки воспитатель интересуется, знают ли дети для чего необходимо солнце. Солнце – источник света и тепла, необходимое условие для жизни растений, животных, человека. Для чего нужно солнце растению? (чтобы листья не желтели).

Правильно, в листьях есть особое вещество – хлорофилл. Когда света растение получает меньше, хлорофилл разрушается и не успевает восстановиться. Растение желтеет.

Для чего нужно солнце человеку? (загорать).

Когда мы загораем, под воздействием солнечных лучей вырабатывается витамин Д. Для чего нужен витамин Д? (чтобы руки и ноги были крепкие).

Посмотрите вокруг: растения, вода, воздух, солнце – это все природа. Можем мы без нее прожить? Нет! А почему?

Человек зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть ее. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.

В конце образовательной деятельности воспитатель предлагает провести настольно – печатную игру «Пирамидки». Дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех – четырех звеньев к птице названной воспитателем или он сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают.


Муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №48»

Ленинского района г. Саратова

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшей группы

«Человек - часть природы»

Разработал воспитатель: Морозова А.А.

2016г.

Цель: сформировать у ребенка представления о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое); совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать у детей чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровыми.

Словарная работа : природа, человек, органы, части тела.

Материал: сюжетная картинка о природе, вата, карточки с изображением продуктов, зеркало.

Ход занятия

Вводная беседа. Органы зрения

Сегодня мы будем говорить о человеке. Человек и природа – единое целое. Для того чтобы жить, человек должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Назовите основные части тела.

Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? Отгадайте загадку:

Два братца через дорогу живут,

Друг друга не видят (глаза)

Глаза являются главными помощниками человека. Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать предметы, их цвет, форму, величину и т.д. Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? Каким бывает цвет глаз? Как ты о них заботишься?

Гимнастика для глаз

Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.

Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев.

Делай круговые движения глазами: налево- вверх – направо – вниз. Повтори 10 раз.

Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом также медленно отодвигая обратно. Повтори 5 раз.

Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 минуты.

Органы слуха

Какие органы слуха нам помогают слышать речь, звуки? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши в порядке? Послушайте стихотворение «Уши» Э. Мошковской:

Доктор, доктор, как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть?

Часто мыть или по реже?

Отвечает доктор гневно:

Еже-еже-ежедневно!!!

Воспитатель предлагает провести опыт, положив в уши вату.

Что произошло? Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. Благодаря органам слуха нам подвластен целый мри звуков: шуршание листьев, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.

Слух – огромная ценность для человека. А что нужно еще делать каждое утро одновременно с умыванием

Зубы

Воспитатель предлагает отгадать еще одну загадку: «Полный хлевец белых овец (зубы

Знаете ли вы, для чего нужны зубы? И как их беречь?

Почему они болят?

Как надо за ними ухаживать?

Почему нужно чистить зубы?

Как поел, почисти зубки,

Делай так два раза в сутки.

Игра «Полезные - неполезные»

Карточки с изображением продуктов. На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «Фанта» и т.д.

Игра «Свет мой, зеркальце, скажи…»

Дети садятся или стоят у зеркала и нахваливают свои глаза, уши, зубы.

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Глазки у меня самые красивые,

Лучше всех видят.

Ушки у меня все слышат,

А зубы самые белые,

Самые крепкие.

Итог занятия

Каждый человек может вспомнить состояние, которое появляется после выполнения правил гигиены - будто вновь родился. Человек, как и природа, любит чистоту.

Вы знакомы со словом «природа»? А что оно означает? А что нельзя назвать природой? А что собой представляет человек по отношению к природе? Докажите, что человек – часть природы. Как он связан с природой? Человека называют царем природы. Правильно ли это? Почему? Человек - существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

Чтение стихотворения С.Кирсанова:

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Список используемой литературы:

1.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет Год: 2014

2. Фесюкова Лариса Уроки экологии: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы Год: 2014

3. Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе Год: 2009

Цель: сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое), что мы - люди - являемся частью природы;

Задачи: Закреплять знания детей о Земле — как общем доме (растения, животные, человек). Подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, что человек является частью природы. Развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас; совершенствовать речь детей; развивать фантазию.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о природе, беседы с детьми о нашей планете и ее жителях; рассматривание глобуса, какие цвета имеет наша земля; дидактическая игра «Кто где живет».

Материалы: Макеты: леса, речки и города, фигурки деревьев, животных, рыб, насекомых, домов, людей, таблицы «Чем природа помогает человеку», «Чем человек отличается от природы», фигурки животных, музыкальное сопровождение.

Методические приемы: игровые действия по размещению животных, насекомых, людей, рыб на макетах, заполнение таблиц, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание музыкальных записей, просмотр слайдов.

Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? (Ответы детей)

— А хотели бы вы отправиться путешествовать в космос, и увидеть все то, что видят космонавты?

Дети: Да

Воспитатель: Нам предстоит совершить фантастический полет в космос, где вы встретитесь с чудесами, неизведанными открытиями.

А вы знаете, что космонавты в космических кораблях находятся в невесомости. Давайте и мы представим, что мы в космическом корабле в невесомости, а для этого ложитесь поудобнее на ковер, закройте глаза и представьте, что вы в космосе.

(дети ложатся по кругу, закрывают глаза и представляют космос, звучит музыка)

Воспитатель: Ребята, откройте глаза и расскажите, что вы видели в космосе? А какие были звезды? Какого цвета луна? Солнце? (ответы детей)

— А на что похожа наша планета Земля?

Дети: Земля похожа на шар

А какого цвета наша земля?

Дети : Cинего, коричневого, зеленого, белого

Воспитатель: Почему?

Дети: Синий цвет — реки, моря, океаны; зелёный цвет — леса, луга; жёлтый и коричневый цвет — суша, горы, равнины, пустыни; белый — снег и льды.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите посмотреть фильм про нашу планету?

Дети: Да

Воспитатель: Я вас приглашаю на передачу «Клуб путешественников», посмотреть фильм.

(Показываются слайды по стихотворению, звучит музыка)

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

Небо светло- голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,

Человек и время года — это всё вокруг природа.

Воспитатель: -Ребята, а что вы видели?

Дети: Гору, реку, поле, лес и т.д.

Воспитатель: Мы живём на большой и красивой планете, имя которой – Земля. Как прекрасен и удивителен мир, окружающий нас. Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озёра, высокие горы и зелёные равнины, бескрайние степи и пустыни!

— Ребята, а вы хотите построить свой дом? Но это будут не просто дома, чтобы их построить надо превратиться в волшебников, ведь они творят чудеса.

На столе находятся 3 макета.

— Как вы думаете, что они означают?

Дети: Река, лес, город.

Воспитатель: Выберете какой макет вы оживите и создавайте свой лес, реку или город. (работа в группах, дети оживляют макеты фигурками, звучит музыка)


— Вы создали прекрасный лес, чудесный город и красивую реку. Все это наша земля. А кто живет в этом доме?

Дети: Растения, животные, птицы, насекомые, человек.

Воспитатель: Можно ли сказать, что земля наш общий дом? Почему? (ответы детей)

А человек — это часть природы? (ответы детей)

Почему? Как он связан с природой? (ответы детей)

— Я предлагаю вам заполнить таблицу «Чем природа помогает человеку». Выберите нужные картинки и прикрепить их на нашу таблицу.

(работа с таблицей — детям предлагаются картинки, из которых необходимо выбрать те, на которых изображено чем природа помогает человеку. Дети выбирают картинки и вклеивают их в таблицу)

Обсуждение таблицы, чем природа помогает человеку.

Воспитатель: Правильно, природа помогает человеку. Человек без природы не сможет.

Ребята, а с каким животным вы бы сравнили человека? Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать животное, с которым вы бы сравнили человека.

(дети подходят к столу и выбирают среди диких и домашних животных тех, с которыми они бы сравнили человека)

А человек отличается от животного? (высказывания детей)

Я предлагаю вам заполнить таблицу и выяснить отличается человек от животного или нет.

(работа с таблицей — детям предлагаются картинки, из которых необходимо выбрать картинки отличия животного от человека. Дети выбирают картинки и вклеивают их в таблицу)

Обсуждение таблиц, чем человек отличается от животного

Молодцы, ребята, вы хорошо работали и мы многое с вами узнали. Мы узнали, что планета Земля – наш общий дом, человек — часть природы. Мы будем беречь нашу землю и делать ее еще краше.

И получить сертификат к аттестации ?

Конспект ООД в старшей группе по ознакомлению с природой.
Тема: «Человек – часть природы.
Цель: Обобщение знаний детей о том, что человек часть природы.
Задачи Учить выполнять элементарные правила поведения в природе.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предшествующая работа: Беседы о природе, рассматривание альбомов, слайдов о заповедниках, о том, что делать нельзя в природе и как надо относиться ко всему живому, чтение художественной литературы.
Материал: картинки, мяч, презентация о правилах поведения в природе, мультфильм «Уроки тетушки Совы».
Ход:
Организационный момент.
Послушайте стихотворение: «Мир вокруг»
Как чудесно все вокруг,
Когда солнце светит,
Как цветет душистый луг
И дует свежий ветер.
Когда белеют облака,
На небе голубом,
Когда река так глубока,
Что спрячет весь наш дом.
Когда в лесу так много птиц,
Что радуется слух!
Но не для злых все это лиц,
А лишь для тех, кто друг.
Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно: раз, два, три,
Откроем праздник – День Земли!
22 апреля мы с вами будем отмечать праздник «День Земли». В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы будет пронесено по всей нашей стране. Из кусков составляют флаг Земли - драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 квадратных метров.
Наша планета весьма засорена.
Вот послушайте, ребята, что происходит на нашей Земле.
Воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов, котельных, транспорта все больше. Заводы и фабрики выбрасывают в воздух вредные вещества, которые отравляют все вокруг. Идут загрязненные (кислотные) дожди. Люди, животные и растения очень страдают от этого. Нужно с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.
Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.
Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушать ее можно очень быстро. Люди осваивали целинные и залежные земли, получали хорошие урожаи. А потом ветры – суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.
Леса. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и безумным уничтожением всего живого. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулок, существуют знаки предупреждения не вырубать леса, не уничтожать животных, не трогать лесных животных, не разорять гнезда, быть осторожным с костром, не рвать растения, занесенные в Красную книгу…
В.: У каждого растения, животного есть своя Родина, то место где они живут и растут. Природа прекрасна и удивительна, нужно только научиться быть наблюдательным, тогда сможем увидеть всю ее красоту: разнообразие цветов, кустарников, деревьев. Природа должна быть чистой, тогда будет красивой. На природе мы отдыхаем, восстанавливаем силы, укрепляем здоровье, дышим чистым воздухом. Ребята, а почему в лесу дышится легче? Дети: В лесу воздух чище. Растения поглощают углекислый газ и вредные вещества из воздуха, а выделяют кислород.
В.: Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и дети. С.Михалков «Прогулка» .Мы приехали на речку воскресенье провести
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят: загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли
-Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
- Эй, ребята! – крикнул Дима.
-Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли, веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли! И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти!
В: Ребята назовите, какие правила поведения были нарушены.
А теперь, давайте попробуем представить, как вы выйдете из ситуаций, которые могут встретиться в природе.
Ситуация 1. Озеро, на котором живут дикие утки. Во время охотничьего сезона в озеро попадает много свинцовой дроби, отравляющей дно и воду. Для пищеварения уткам необходимо заглатывать камешки. Но вместе с камешками они заглатывают, и дробинки и нередко погибают от отравления свинцом. Ваша задача – помочь уткам (ответы детей).
Ситуация 2. За лето на озере побывало много отдыхающих, и вода покрылась слоем мусора. А у уток появилось потомство. Чтобы утята могла плавать по чистому озеру, надо….. (очень быстро очистить водоем).
Нашей планете грозит беда. С тех пор как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумывал, чтобы улучшить свою жизнь.
Физкультминутка.
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.
Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.
Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников. Иначе муравьи не успевают отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут.
И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
К сожалению, мы не редко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.
Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки!
Дидактическая игра « Где растет?» (с мячом).
Педагог называет среду обитания, дети перечисляют характерные для нее растения, показ наглядного пособия.
В лесу – сосна, береза, ель, папоротник, ландыш, лесная земляника, фиалка…
В поле – ромашка, колокольчик, клевер, одуванчик, мятлик…
В тундре – лиственница, лишайники, карликовая береза, верба, Иван- чай, жарки…
В.: Лес, тундра, поле, степи, горы – природный дом для животных, т.е. то место, где они обитают. Мир животных очень разнообразен.
Животный мир является одним из основных частей природы (природной среды). Кем должен быть человек для животного?
Дети: Другом. Сильным, умным, справедливым. Именно от людей во многом зависит жизнь и разнообразие растительного и животного мира.
Дидактическая игра: «Где чья Родина?»
Педагог спрашивает: «Кто живет…?» Дети отбирают нужные карточки с изображение животного.
На севере (белый медведь, северный олень, овцебык, морж, тюлень, полярный волк…) В лесу (лось, Бурый медведь, кабан, волк, лиса, заяц, косуля, бобр, рысь…) - в пустыне (верблюд, варан, кобра, скорпион…) В горах (снежный барс, горный козел, серна…)
В.: На какие группы можно разделить животных по способу питания?
Дети: травоядные, хищники, всеядные.
Хищники – волк, лиса, енот, песец, рысь…, они питаются другими животными,
Травоядные – лось, заяц, косуля, баран, олень…,
Всеядные – медведь, куропатка, кошка, собака.
Игра ТРИЗ «Что было бы, если бы …?»
В.: Ребята, представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял свою летнюю шубку, на зимнюю?
Дети: Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замерз, зимняя шубка теплее, чем летняя.
В.: А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок
Дети: Ему трудно было бы спасаться от врагов.
В.: Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму?
Дети: Остался бы голодный, нет ни ягод, ни меда. Бродил бы злой, нападал на людей.
В.: Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого хвоста? Дети: Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее как руль.
Воспитатель: На все мои вопросы вы дали очень интересные ответы. Молодцы! Все были очень внимательны. Давайте поиграем еще в одну игру. Здесь тоже надо быть внимательными, но еще и ловкими.
Подвижная игра «Лисы и зайцы».
В.: Если то, что я вам скажу, бывает на самом деле, то лисы ловят зайцев. А если такое в жизни не бывает, то наоборот, зайцы будут ловить лис. На удар бубна игра прекращается. Те, кого поймали, подходят ко мне. Будьте внимательны.
1 – У лисы длинный пушистый хвост. (лисы ловят зайцев)
2 – Волк любит скакать по веткам. (зайцы ловят лис)
3 – Медведь все лето спит в берлоге. (зайцы ловят лис)
4 – Заяц – длинноухий. (лисы ловят зайцев)
Рефлексия
В.Ребята, в конце нашей с вами деятельности, мы посмотрим мультфильм «Уроки тетушки Совы», о том, как надо относиться к нашей природе.
В.: Ребята, давайте сядем на коврик отдохнем, расскажите, какая игра больше всего вам понравилась?
Почему?
Что нового вы узнали?

Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Природа и человек».

Цели:

Закрепить знания о приметах лета, о лесе, как сообществе растений,

животных и насекомых.

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных

человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи

человека с природой (человек - часть природы). Развивать познавательную

активность детей в процессе формирования представлений о природе;

продолжать знакомить детей с охраняемыми объектами, занесенных в

Красную книгу.

Развивать умение рисовать нетрадиционными способами.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа:

Знакомство с Красной книгой, рассматривание картинок, знакомство со

способами нетрадиционного рисования.

Оборудование:

Картина "В лесу", предметные картинки, мяч.

Краски акварельные, гуашь, восковые мелки, листы для рисования разного

формата, кисточки, ватные палочки.

Природный материал (веточки, сухие листья, хвоя и др.)

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель. Отгадайте загадки:

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (Летом.)

Спросить, какие приметы лета они ещё могут назвать? (Летом цветут цветы,

день длиннее, ночь – короче.)

Есть у ребят

Зелёный друг,

Весёлый друг.

Он им протянет

Сотни рук,

И тысячи ладошек. (Лес.)

Основная часть

Дефектолог: Хотите побывать в лесу? (Да.)

Хорошо, а отнесёт вас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток подхвати–

В лесу прохладном опусти.

Вывешивается картина "В лесу".

Воспитатель: Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу?

Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу. А я постараюсь,

глядя на вас, угадать, что делает в лесу каждый из вас.

Дети имитируют: любуются красотой леса, слушают пение птиц, кормят

белку, нюхают цветы, собирают ягоды.

Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут

только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят

кулачки к глазам).

Воспитатель: Кто там прячется за деревьями, кустами, камнями? (Дети

называют животных, насекомых.)

Воспитатель. Некоторые насекомые спрятались под этим пеньком.

Угадайте, какие?

Имя взял у кузнеца,

Цвет у огурца,

Крылья – у мошки,

Ножки – у блошки. (Кузнечик)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Сок из цветов она берёт,

И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)

Дети рассматривают картинки с насекомыми.

Дефектолог: Ребята, мы сегодня с вами находимся в лесу. А что означают

(растения, птицы, животные)? (Живой мир.)

Воспитатель: Вам знакомо слово «природа». Всю природу Земли можно

делить на 2 огромных мира: мир живой и мир неживой природы.

Мир неживой природы это – то, что сделано руками человека. Мы сейчас

поговорим о природе и о том, что создано человеком.

На столе лежат, картинки помогите их разделить на доске, прикрепите на

левую сторону природу, на правую не природу (дети по очереди выходят и

прикрепляют, проверяем).

Игра «Что создано природой, а что человеком?»

Ребята, давайте поиграем, я сейчас буду вам бросать мяч и называть предмет,

а вы внимательно послушайте, если я назову предмет природы, вы ловите

мяч, если не природы то отталкиваете.

Воспитатель: Мы часто говорим о неразрывной связи человека с природой

(человек – часть природы). Что может и должен делать человек для природы?

Дети рассказывают о том, как человек может охранять природу. Перечисляют

животных и растения, которые занесены в Красную книгу.

Воспитатель: Как вы думаете почему, они занесены в Красную книгу?

(Потому, что они на грани исчезновения.)

Воспитатель: Что же делать, для того, чтобы они не исчезли совсем?

(Охранять, бережно относится к природе.)

Воспитатель предлагает детям нарисовать, то как они представляют себе природу и человека.

Дети делятся на небольшие группы и рисуют.

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия. Проводится выставка рисунков.