Лучшие самоходные гаубицы. САУ «Коалиция-СВ»: история и ТТХ

Несмотря на возрастающее значение авиации на поле современного боя, артиллерия не сдает свои позиции и сохраняет свою роль эффективного средства поражения любых целей — от пехоты до фортификационных сооружений. Одной из ее важнейших видов являются самоходные артиллерийские установки (САУ). Они часто применяются для огневой поддержки войск на поле боя, для артподготовки перед штурмом позиций противника, а также для минирования опасных участков обороны и уничтожения минных полей врага. Внедрение новейших технологий обеспечивает самоходным артиллерийским установкам высокую точность, скорострельность и мобильность. Значимость САУ в реалиях типичного регионального конфликта нашего времени значительно возросла.

Одной из наиболее ожидаемых новинок, которую широкая публика могла видеть одном из недавних парадов Победы в Москве, стала новейшая самоходная артиллерийская установка 2С35 «Коалиция-СВ». Эта машина имеет долгую и непростую историю создания.

История

В 1989 году на вооружение была принята самоходная гаубица 2С19 «Мста-С ». По своим основным характеристикам она ничем не уступала зарубежным аналогам. Но со временем все изменилось: дальность стрельбы зарубежных САУ увеличилась до 40 километров (некоторыми боеприпасами), и в ЦНИИ «Буревестник» (Нижний Новгород) начали разрабатывать новую артиллерийскую систему, получившую наименование «Мста-СМ». Параллельно с ними специалисты данного НИИ разрабатывали несколько многоствольных артиллерийских систем.

В начале 2003 года конструкторы уже имели достаточные наработки для создания двухствольной гаубичной самоходной системы. В 2004 году начались ее испытания, в результате которых от двухствольной компоновки решили отказаться. Установка сразу двух стволов на одной машине серьезно усложняла и удорожала конструкцию. Именно эти работы и дали начало новому проекту, позже получившему название «Коалиция».

Официально проект стартовал в 2006 году. В 2013 году были сделаны два первых опытных образца, а в следующем – первая партия САУ из десяти машин.

К 2020 году эта 152-мм самоходная гаубица должна заменить устаревшие САУ «Акация » и «Мста».

Конструкция

САУ «Коалиция-СВ» построена на базе основного российского танка Т-90. В будущем ее хотят перевести на базу универсальной боевой платформы «Армата », а также создать колесный вариант.

САУ выполнена по башенной схеме и устройство ее корпуса в целом повторяет компоновку корпуса Т-90 . Корпус состоит из трех отделений: силового, боевого и отсека управления. Отделение управления расположено в носовой части корпуса, в нем расположено место водителя-механика и приборы управления машиной. Рядом находятся места для командира орудия и наводчика.

Боевое отделение полностью необитаемо, оно размещено в средней части корпуса. Заряжание и формирование выстрела происходит полностью в автоматическом режиме, без участия экипажа. Заряжание раздельное. Экипаж полностью отделен от боевого отсека, что повышает его безопасность, а также ограждает от пороховых газов. Модуль управления компьютеризирован, все информация выводится на дисплеи. Места командира машины и наводчика оборудованы системами контроля исполнения операций. На своих местах командир и наводчик могут получать информацию об окружающей местности, производить нацеливание орудия, принимать целеуказания по специальному каналу связи и вычислять поправки для стрельбы. Все это они могут выполнять в любое время суток.

В кормовой части машины расположен силовой отсек с двигателем и трансмиссией. Нарезная гаубица калибра 152 мм расположено в поворачивающейся башне. На башне также расположена система постановки дымовых помех и датчики предупреждения об облучении лазером.

На дульном срезе орудия имеется дульный тормоз. Заряжается орудие автоматически, при этом снаряд может быть загружен в орудие при любых углах его наклона: опускать ствол на линию заряжания не требуется. Механизм заряжания – пневматический. Выстрел производится за счет микроволнового заряда.

Механизм заряжания существенно повысил темп стрельбы «Коалиции-СВ». Скорострельность установки в 1,5 раза выше, чем САУ «Мста» и «Акация». Боекомплект орудия составляет от 50 до 70 снарядов. САУ может использовать осколочно-фугасные снаряды, управляемые снаряды, полет которых можно корректировать, используя информацию от системы ГЛОНАСС, а также снаряды специального назначения: дымовые, осветительные, зажигательные.

САУ способна стрелять на дальность до 70 километров. «Коалиция-СВ» может работать в режиме «шквал огня», при котором производится большое количество выстрелов по одной цели, но по разным траекториям, благодаря чему снаряды попадают в цель почти одновременно. Машина может быть подготовлена к стрельбе в кратчайшие сроки и покинуть позицию через одну минуту после ее окончания.

Для «Коалиции-СВ» была создана специальная машина на базе КамАЗа, которая может перевозить и разгружать боекомплект. Для пополнения БК с этой машины требуется всего лишь 15 минут.

На крыше башни САУ расположена пулеметная установка, с пулеметом КОРД . Она управляется дистанционно, угол ее возвышения составляет 75 градусов. В установке присутствуют система наведения и лазерный дальномер.

Броня корпуса артиллерийской установки — стальная противопульная.

«Коалицию» планируют поставить на вооружение в бригады Сухопутных войск РФ .

Модификации машины

Сейчас САУ выполнена на базе танка Т-90, но некоторые эксперты считают, что универсальная платформа «Армата» подойдет для этих целей намного лучше. Тем не менее, существует еще несколько вариантов — например, в качестве базы самоходной установки может быть использован автомобиль повышенной проходимости КамАЗ-6560. Проходимость колесного варианта, скорее всего, будет ниже гусеничного, однако, он должен быть намного более мобилен и серьезно выигрывать в скорости.

Имеется информация об экспериментах с зарядом для этого орудия. Новый заряд, созданный на основе вещества с большой энергетической емкостью сможет существенно повысить дальность стрельбы. Но официального подтверждения этому пока не было.

Существует и еще один вариант этой установки. Он представляет собой две сочлененные машины: первая – это САУ, а вторая – транспортно-заряжающая машина, которую установка возит на прицепе. Благодаря такой схеме время заряжания артиллерийской установки уменьшается в несколько раз и значительно увеличивается проходимость комплекса.

Планируется также установка орудий САУ «Коалиция-СВ» на боевые корабли.

Технические характеристики

Полная информация о машине пока недоступна.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Самоходная артиллерийская установка (САУ), которая должна в перспективе заменить имеющиеся в войсках 152-мм САУ Мста-С. Калибр у новой гаубицы остался таким же, однако само орудие новое и обладает отменными характеристиками по дальности и точности — если у Мста-С максимальная дальность огня составляла около 25 км, то «Коалиция-СВ», по разным данным, сможет поражать цели на расстояниях от 40 до 70 км. Ещё одно важное новшество — роботизированный процесс заряжания и стрельбы. Используется полностью автономный автомат заряжания, кроме того перезарядка боекомплекта проходит с помощью автоматической транспортно-заряжающей машины в высоком темпе ...

Артиллерия тяжелых механизированных и мотострелковых бригад Сухопутных войск России до конца 2015 года примет на вооружение новые тяжелые самоходные артиллерийские установки (САУ) 2С35 «Коалиция-СВ». Согласно планам российского Министерства обороны к 2020 году новые САУ должны будут заменить все самоходные артиллерийские установки 2С19 «Мста-С», 2С3 «Акация» и 2А65 «Мста-Б» калибра 152 миллиметра. По сравнению с устаревающими артиллерийскими установками САУ «Коалиция-СВ» будет иметь значительно большие дальность ведения огня и боевую эффективность.

Разработка артиллерийской установки «Коалиция-СВ» калибра 152 миллиметра ведется Центральным научно-исследовательским институтом «Буревестник» с 2006 года. В 2011 году завершились разработка и выпуск рабочей конструкторской документации для новой самоходной артиллерийской установки «Коалиция» и транспортно-заряжающей машины к ней, а в 2014 году Министерство обороны России получило первые десять предсерийных образцов нового орудия, которые приняли участие в Параде Победы 9 мая 2015 года. Их участие в параде наряду с другими новыми вооружениями стало первой публичной демонстрацией САУ 2С35 «Коалиция-СВ».


Артиллерийская установка

Основу перспективной САУ «Коалиция» с точки зрения ее вооружения составляет орудие 2А88 калибра 152 миллиметра с длиной ствола, равной 52 калибрам. Установка оснащена дульным тормозом и модульной системой заряжания с пневматическим механизмом досыла снаряда в канал ствола. Новая система позволяет заряжать 2А88 при любых углах наведения без необходимости возврата ствола установки в горизонтальное положение после каждого выстрела. Такая система позволила увеличить скорострельность орудия «Коалиции» в полтора раза до 16 выстрелов в минуту.

Основной боекомплект установки включает в себя осколочно-фугасные и корректируемые боеприпасы. Наведение последних осуществляется по данным системы навигации ГЛОНАСС. Кроме того, САУ «Коалиция» может вести огонь осветительными, дымовыми и зажигательными снарядами. Максимальная дальность ведения огня для орудия установки «Коалиция» составляет 70 километров. Для сравнения, этот же показатель для САУ «Мста-С» составляет всего 29 километров. В ЦНИИ «Буревестник» объясняют столь значительно увеличенную дальность стрельбы орудия «Коалиции» использованием «новых физических принципов».

В возимый боекомплект САУ «Коалиция» в зависимости от версии установки могут входить от 50 до 90 боеприпасов. В паре с самоходной артиллерийской установкой может работать и универсальная транспортно-загрузочная машина 2Ф66-1, разработанная «Буревестником» на базе грузового автомобиля КамАЗ-6560. Последний может перевозить боеприпасы калибра 120-155 миллиметров и загружать боекомплект самоходной артиллерийской установки в течение 15 минут.

Следует отметить, что САУ «Коалиция» будет оснащаться системой автоматизированного управления огнем. Она позволит орудию установки в полностью автоматическом режиме выбирать цель, наводиться на нее и вести огонь вплоть до полного уничтожения. Кроме того, орудие будет интегрировано в единую систему управления тактического звена, которая позволит САУ «Коалиция» получать данные целеуказания от других машин или бойцов по цифровому защищенному каналу. Эта система позволит орудию установки «Коалиция» работать днем и ночью и быстро корректировать свой огонь.


Версии САУ «Коалиция»

Весной на Параде Победы показали гусеничные варианты самоходной артиллерийской установки «Коалиция» — САУ «Коалиция-СВ». Эта машина выполнена на шестикатковом шасси основного боевого танка Т-90А, мало подходящем для таких тяжелых машин. Полная боевая масса САУ «Коалиция-СВ» составляет 48 тонн. Для сравнения, аналогичный показатель для Т-90 в полном боевом обвесе составляет чуть больше 46 тонн.

Впрочем, серийные образцы САУ «Коалиция-СВ» после запуска полномасштабного производства установки планируется выпускать уже на базе семикатковой универсальной гусеничной платформы тяжелой техники «Армата», на шасси которой также планируется выпускать танки Т-14, боевые машины пехоты Т-15, инженерные машины разграждения, зенитные ракетные комплексы и несколько других классов техники.

Гусеничная версия САУ «Коалиция» собрана по башенной схеме с корпусом, разделенным на три отделения — управления, боевой и моторно-трансмиссионный отсеки установки. Отделение управления в установке «Коалиция-СВ» расположено в передней части корпуса с центральным размещением механика-водителя и боковым — командира орудия и наводчика. Боевое отделение установки «Коалиция» сделано полностью необитаемым именно благодаря новой системе управления огнем и автомату заряжания.

Сама гаубица установлена в поворотной башне, по левому и правому борту которой размещены гранатометы типа 902 для постановки дымовых завес. На крыше установки «Коалиция» также расположены по два датчика системы предупреждения о лазерном облучении спереди и сзади. Кроме того, на крыше башни «Коалиции» имеется и дистанционно управляемая турельная установка 6С21 с пулеметом КОРД калибра 12,7 миллиметра и боекомплектом на 200 боеприпасов. Моторно-трансмиссионное отделение САУ «Коалиция» расположено в кормовой части корпуса артиллерийской установки.


«Буревестник» также вел разработку и самоходной артиллерийской установки сочлененной конструкции, при которой две гусеничные машины объединяются в систему множества единиц с управлением второй машины из первой. Согласно проекту в первом звене установки планировалось размещать экипаж с боевым отделением, а во втором — дополнительный боекомплект САУ на 200 выстрелов.

Помимо гусеничной САУ «Коалиция-СВ» для российских Вооруженных сил будет выпускаться и колесный вариант самоходной артиллерийской установки. Он получил обозначение САУ 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ». Эта гаубица размещена на шасси доработанного КамАЗ-6560. В этом грузовике для установки тяжелого орудия разработчики усилили каркас рамы и бронирование кабины, в которой размещается экипаж. При этом боевое отделение колесной САУ, так же как и в гусеничной артиллерийской установке, осталось необитаемым.

В целом новые самоходные артиллерийские установки «Коалиция» позволят значительно повысить боевые возможности Вооруженных сил России, однако судьба этих САУ на вооружении пока до конца не определена.

2С35 «Коалиция-СВ» — российская 152-мм самоходная гаубица бригадного звена. Разработана в нижегородском ЦНИИ «Буревестник». САУ 2С35 предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования манёврам резервов противника в глубине его обороны. 9 мая 2015 года новая самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ» была впервые официально представлена на Параде в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне.


В 1989 году на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий Советской армии была принята 152-мм самоходная гаубица 2С19. По своим характеристикам на момент принятия на вооружение САУ «Мста-С» приблизительно соответствовала своим зарубежным аналогам, однако, уже начале 1990-х годов, странами-участницами НАТО был принят «Совместный меморандум о баллистике», определявший новый стандарт для 155-мм гаубиц и устанавливавший максимальную дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами в 30 км, а активно-реактивными — в 40 км. С целью ликвидации отставания дивизионной артиллерии России от артиллерии стран НАТО была начата разработка новой модификации 2С19 под наименованием 2С33 «Мста-СМ» (в некоторых источниках приводится индекс 2С19М).

Параллельно с работами по модернизации «Мсты» в 3-м ЦНИИ велись исследования по вопросу дальнейшей унификации артиллерийского вооружения самоходных гаубиц с системами морского базирования, а в ЦНИИ «Буревестник» прорабатывалась возможность создания трёхствольного артиллерийского комплекса. Из-за развала СССР и тяжёлого финансового положения России работы были остановлены, но уже в начале 2002 года под руководством главного конструктора Рогова А. П. отдел № 0514 нижегородского ЦНИИ «Буревестник» спроектировал модель многофункционального перспективного боевого модуля, вооружённого двухствольной перспективной артиллерийской системой. В результате успешной демонстрации разработанного модуля было принято решение о разработке и изготовлении в течение двух лет экспериментального образца новой артиллерийской системы. К марту-апрелю 2003 года были спроектированы и приняты к дальнейшей работе оптимальные конструкции люльки, обоймы, направляющих и затвора орудия.


После окончательного согласования, было начато изготовление орудия. ОАО «Мотовилихинские заводы» изготовило детали ствольно-затворной группы и люльки, в то время как ЦКБ «Титан» изготовило систему пневмодосылки снарядов. В июле 2003 года конструкторскими отделениями ЦНИИ «Буревестник» на базе буксируемой гаубицы Б-4 было начато конструирование стенда для стрельбовых испытаний. В июне-июле 2004 года завершилась сборка и отладка стенда, а к сентябрю были получены результаты испытаний, подтвердившие правильность конструктивных решений артиллерийской системы. Одновременно со стендом на базе гаубицы Б-4 на Уральском заводе транспортного машиностроения был изготовлен подвижный комплексный стенд, представлявший собой САУ 2С19 с установленным вместо гаубицы 2А64 двуствольным орудием. Данный стенд также прошёл испытания, подтвердившие работоспособность конструкции механизмов заряжания будущей перспективной САУ. Помимо двуствольного варианта, также был изготовлен и испытан одноствольный вариант орудия, размещённый на шасси самоходной пушки 2С5. По результатам анализа в дальнейшем было принято решение отказаться от двуствольной схемы, так как одноствольный вариант обладал большей надёжность работы механизмов и меньшей ценой. Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Коалиция-СВ» (индекс ГРАУ — 2С35).

Официально работы по созданию 2С35 были начаты в 2006 году. В 2011 году был завершён этап выпуска рабочей конструкторской документации для колёсного и гусеничного вариантов системы, а также транспортно-заряжающей машины к ним. К 2013 году Уральским заводом транспортного машиностроения были изготовлены первые два опытных образца САУ «Коалиция-СВ», а в 2014 году сдана серия из 10 единиц 2С35, принявших участие в юбилейном Параде победы на Красной площади. После завершения всех видов испытаний самоходная гаубица 2С35 планируется к принятию на вооружение бригадного звена сухопутных войск Российской Федерации, где к 2020-у году должна будет сменить устаревшие САУ 2С3 «Акация» и 2С19 «Мста-С».


Модификации

Несмотря на то, что опытные образцы для полномасштабных испытаний базируются на шасси основного танка Т-90А, в дальнейшем, по мере отработки, шасси может быть заменено на универсальную межвидовую тяжёлую платформу «Армата». Помимо гусеничного варианта САУ 2С35, разрабатывается также колёсный вариант, получивший обозначение 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ». В отличие от гусеничного вариант САУ «Коалиция-СВ-КШ» размещается на доработанной базе грузового автомобиля КамАЗ-6560. Основные доработки шасси коснулись усиления каркаса рамы грузовика. Как и базовая САУ 2С35 самоходная гаубица 2С35-1 имеет необитаемое боевое отделение. Экипаж САУ размещается в бронированной кабине шасси. Время развёртывания составляет до полутора минут. Принятие на вооружение САУ 2С35-1 планируется также в 2015 году, одновременно с базовым вариантом. Наряду с выполнением работ по созданию колёсного и гусеничного вариантов САУ «Коалиция» были выполнены проработки сочленённой конструкции. Система представляет собой два звена на гусеничном шасси, соединённые между собой. В первом звене размещается экипаж с боевым отделением, во втором — дополнительный боекомплект из 200 выстрелов. В рамках инициативных работ, проводимых ЦНИИ «Буревестник», на базе модифицированной ОАО «Мотовилихинские заводы» артиллерийской части САУ «Коалиция» было разработано опытное орудие работающее на новых физических принципах, позволяющее повысить максимальную дальность стрельбы в 1,5 раза. Полученные в ходе опытных работ результаты определили дальнейшую перспективу развития артиллерийских систем. Как заявил генеральный директор ЦНИИ «Буревестник» на базе «Коалиции-СВ» будет создан артиллерийский комплекс для береговых войск ВМФ.

Броневой корпус и башня

Самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ» выполнена по башенной схеме. Корпус машины по геометрии подобен корпусу танка Т-90 и разделён на три отделения: отделение управления, боевое и силовое (моторно-трансмиссионное). По сравнению с танком Т-90 передняя часть корпуса существенно видоизменена для размещения в ней отделения управления. По середине отделения управления расположено место механика-водителя с органами управления шасси, а слева и справа от него соответственно размещены места командира орудия и наводчика. В средней части корпуса располагается безлюдное боевое отделение. Процесс формирования выстрела и заряжание орудия производятся в полностью автоматическом режиме. В поворотной башне САУ установлена 152-мм гаубица 2А88. По левому и правому борту башни, а также на крыше установлены гранатомёты системы 902 для постановки дымовых завес. В передней и задней частях крыши находятся по два датчика предупреждения о лазерном облучении САУ. В корме находится моторно-трансмиссионное отделение с силовой установкой.


Вооружение

Основным вооружением САУ 2С35 является 152-мм гаубица 2А88. На дульном срезе трубы 2А88 закреплён дульный тормоз. Заряжание орудия модульное. Досылка снаряда в канал ствола производится с помощью пневматического механизма заряжания. Конструкция механизма заряжания обеспечивает заряжание САУ при любых углах вертикального наведения без возвращения ствола на линию заряжания. Выстрел осуществляется микроволновой системой инициирования заряда. Благодаря применённой конструкции механизмов заряжания на САУ 2С35 обеспечен высокий темп стрельбы с максимальной скорострельностью 16 выстрелов в минуту. В основной боекомплект самоходной гаубицы 2С35 входят осколочно-фугасные снаряды, а также управляемые снаряды, созданные на основе снаряда «Краснополь», и использующие коррекцию траектории полёта с помощью ГЛОНАСС. Кроме того, предусмотрено использование снарядов специального назначения, таких как осветительные, дымовые и зажигательные. Максимальная дальность стрельбы составляет 70 км.

Возимый боекомплект САУ составляет по разным данным от 50 до 70 выстрелов. Для снабжения самоходных гаубиц 2С35 выстрелами конструкторским бюро центрального научно-исследовательского института «Буревестник» на базе грузового автомобиля КамАЗ-6560 была разработана универсальная транспортно-загрузочная машина 2Ф66-1, способная перевозить снаряды калибра 120—155 мм. Общий возимый боекомплект составляет более 90 выстрелов, а время загрузки САУ занимает менее 15 минут.

В качестве дополнительного вооружения на крыше башни самоходной гаубицы 2С35 установлена дистанционно-управляемая турельная установка 6С21 с 12,7-мм пулемётом КОРД. Установка состоит из блока вооружения приводов наведения и лазерного дальномера. Управление осуществляется через телевизионные каналы, углы вертикального наведения составляют от −5° до +75°. Боекомплект в патронной коробке — 200 патронов.

Специальное оборудование

Самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ» оснащена системой автоматизированного управления процессами наведения орудия, выбора цели, навигации и позиционирования САУ. Рабочие места наводчика и командира оснащены дисплеями, на которых отображается информация единой информационно-командной системы. Интеграция самоходных артиллерийских установок 2С35 в Единую систему управления тактического звена позволяет принимать целеуказания по цифровому каналу связи, осуществлять круглосуточный обзор местности как днём, так и в тёмное время суток, выполнять автономный расчёт установок для стрельбы и корректировать свой огонь.

Организационная структура

Самоходная гаубица 2С35 предназначена для вооружения артиллерии тяжёлых механизированных и мотострелковых бригад Сухопутных войск на замену 152-мм гаубицам 2С19 «Мста-С». В то время как колёсная гаубица 2С35-1 должна будет поступать на вооружение средних мотострелковых бригад Сухопутных войск на замену 152-мм гаубицам 2А65 «Мста-Б». Кроме того, колёсные САУ могут поступить на вооружение десантно-штурмовых и горных бригад.

САУ 2С35 планируется к принятию на вооружение для замены САУ предыдущего поколения 2С19 «Мста-С». По сравнению с «Мстой-С», «Коалиция-СВ» обладает существенно увеличенной максимальной дальностью стрельбы (70 км против 29 км) и повышенной в 1,5 раза скорострельностью. Так же, как и САУ 2С19М2, в самоходной гаубице 2С35 реализована функция «одновременного огневого налёта» , которая позволяет поражать цель одновременно несколькими снарядами, выпущенными из одной САУ и находящимися на разных траекториях полёта. Кроме того, в боекомплект 2С35 входят снаряды повышенного могущества. Экипаж САУ сокращён до трёх человек. Ведение стрельбы полностью автоматизировано и не требует наличия членов расчёта орудия в боевом отделении самоходной гаубицы 2С35, благодаря новой компоновке увеличена боевая эффективность САУ.

После принятия в начале 1990-х годов странами-участницами НАТО «Совместного меморандума о баллистике» рядом государств были начаты работы по созданию новых САУ или модернизации уже существующих самоходных артиллерийских установок с оснащением 155-мм стволом длиной 52 калибра и объёмом зарядной каморы в 23 литра. К 1998 году в ФРГ было развёрнуто серийное производство самоходных гаубиц PzH 2000, созданных на базе ранее отменённого проекта PzH 70. В отличие от предшественника PzH 2000 вооружена орудием с новой баллистикой, что позволило увеличить дальность стрельбы снарядами L15A2 до 30 км, а активно-реактивными снарядами ERFB-BB до 41 км. Кроме того, скорострельность была увеличена до 8—10 выстрелов в минуту. По сравнению с САУ «Коалциия-СВ» самоходная гаубица PzH-2000 имеет меньшую максимальную дальность стрельбы, большую массу и больший экипаж (5 человек против 3). Кроме того, заряжание и ведение стрельбы из САУ PzH-2000 автоматизированы не полностью, как и у других современных аналогов САУ 2С35.

Прямым концептуальным аналогом САУ 2С35 являлся североамериканский проект самоходной гаубицы XM2001 «Crusader», начатый в 1994 году для замены САУ M109 и её модификаций. САУ XM2001 имела новое 155-мм орудие длиной 56 калибров с увеличенной дальностью стрельбы и скорострельностью на уровне 10—12 выстрелов за первую минуту. Экипаж составлял 3 человека, а весь процесс заряжания и ведения стрельбы, как и в САУ 2С35, был полностью автоматизирован. В 2006 году планировалось начать мелкосерийное производство, а в 2007 году — массовое, однако из-за высокой стоимости и недостаточной мобильности САУ, проект «Crusader» был закрыт и не получил дальнейшего развития. По сравнению с САУ 2С35, самоходная гаубица XM2001 имела меньшую максимальную дальность стрельбы (57 км против 70 км), но при этом полная масса САУ составляла 43,64 т, против 48 тонн у 2С35.

Ещё одним современным аналогом самоходной гаубицы 2С35 является китайская САУ PLZ-05, созданная при помощи полученных в 1980-е годы технологий от американской компании Space Research. В отличие от «Коалиции-СВ» САУ PLZ-05 имеет меньшую дальность стрельбы и больший экипаж, но несмотря на это составляет конкуренцию на потенциальных рынках сбыта лучшим аналогичным западным образцам вооружения.

Принятие на вооружение и оснащение артиллерийских формирований бригадного звена самоходным артиллерийским установками «Коалиция-СВ» позволит Российской армии ликвидировать сохранявшееся после развала СССР отставание от западных стран и Китая в области артиллерийского вооружения. По оценкам Министерства обороны Российской Федерации по комплексу характеристик САУ 2С35 превосходит аналогичные системы в 1,5—2 раза. По сравнению с состоящими на вооружении армии США буксируемыми гаубицами M777 и самоходными M109 самоходная гаубица «Коалиция-СВ» имеет более высокую степень автоматизации, повышенную скорострельность и дальность стрельбы, отвечающую современным требованиям ведения общевойскового боя. В то же время, несмотря на свои недостатки по мнению издания Popular Mechanics артиллерия США, имеющая на вооружении буксируемые гаубицы M777, транспортировка которых возможна конвертопланами MV-22, и САУ M109A6 «Паладин», в области обычной артиллерии сохраняет с Россией паритет.

Источник -

10

В САУ Archer используется шасси автомобиля Volvo A30D с колесной формулой 6х6. На шасси установлен дизельный двигатель мощностью 340 лошадиных сил, который позволяет развивать скорость на шоссе до 65 км/ч. Стоит отметить, что колесное шасси может двигаться по снегу глубиной до одного метра. Если колеса установки были повреждены, то САУ может еще в течение некоторого времени передвигаться.

Отличительной особенностью гаубицы является отсутствие необходимости в дополнительных номерах расчёта для её заряжания. Кабина экипажа имеет бронирование, обеспечивающее защиту расчёта от обстрела стрелковым оружием и осколков боеприпасов.

9


«Мста-С» предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности.

Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь осуществляется с помощью УКВ-радиостанции Р-173 (дальность до 20 км).

К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое ППО 3-кратного действия с аппаратурой управления 3ЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; ТДА, работающая от основного двигателя; система 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора (ТДП).

8 AS-90


Самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси с вращающейся башней. Корпус и башня выполнены из 17-мм стальной брони.

AS-90 сменили в Британской армии все остальные типы артиллерии, как самоходные так и буксируемые, за исключением лёгких буксируемых гаубиц L118 и РСЗО и применялись ими в бою в ходе Иракской войны.

7 Krab (на базе AS-90)


SPH Krab является 155 мм НАТО совместимой самоходный гаубицей производимой в Польше центром Produkcji Wojskowej Huta Stalowa Wola. САУ является комплексным симбиозом польского шасси танка РТ-90 (с двигателем S-12U), артиллерийской частью от AS-90M Braveheart с длинной ствола в 52-го калибра, и собственной (польской) системой управления огнем «Topaz». Версия SPH Krab 2011 года используется новый орудийный ствол от компании Rheinmetall.

SPH Krab сразу создавали с возможностью ведения огня в современных режимах, то есть и для режима MRSI (нескольких снарядов одновременного воздействия) в том числе. В результате, SPH Krab в течении 1-й минуты в режиме MRSI выпускает по противнику (то есть по цели) 5-ть снарядов в течении 30 секунд, после чего покидает огневую позицию. Таким образом, для противника создается полное впечатление, что по нему ведут стрельбу 5 САУ, а не одна.

6 M109A7 «Паладин»


Самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси с вращающейся башней. Корпус и башня выполнены из катаной алюминиевой брони, которая обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов полевой артиллерии.

Помимо США, стала стандартной САУ стран НАТО, в значительных количествах поставлялась также в ряд других стран и использовалась во многих региональных конфликтах.

5 PLZ05


Башня САУ сварена из катаных броневых листов. На лобовой части башни установлены два четырёхствольных блока дымовых гранатомётов для создания дымовых завес. В кормовой части корпуса предусмотрен люк для экипажа, который может быть использован для пополнения боезапаса, во время подачи боеприпасов с грунта в систему заряжания.

PLZ-05 оснащена автоматической системой заряжания орудия, разработанной на основе российской САУ «Мста-С». Скорострельность составляет 8 выстрелов в минуту. Орудие гаубицы имеет калибр 155-мм и длину ствола 54 калибров. Боекомплект орудия расположен в башне. Он состоит из 30 выстрелов калибра 155-мм и 500 патронов для 12,7-мм пулемёта.

4


155-мм самоходная гаубица Тип 99 - японская самоходная гаубица, состоящая на вооружении Сухопутных сил самообороны Японии. Пришла на смену морально устаревшей САУ Тип 75.

Несмотря на интересы к самоходке армий нескольких стран мира, продажа экземпляров этой гаубицы за границу была запрещена японским законодательством.

3


САУ K9 Thunder была разработана в середине 90-х годов прошлого века корпорацией «Samsung Techwin» по заказу министерства обороны Республики Корея, в дополнение к состоящим на вооружении САУ К55\K55A1 с последующей их заменой.

В 1998 году корейское правительство заключило контракт с корпорацией «Samsung Techwin» на поставку САУ, и в 1999 году первая партия K9 Thunder была поставлена заказчику. В 2004 году Турция купила лицензию на производство а также получила партию K9 Thunder. Всего заказано 350 единиц. Первые 8 САУ были построены в Корее. С 2004 по 2009 год в турецкую армию было поставлено 150 САУ.

2


Разработана в нижегородском ЦНИИ «Буревестник». САУ 2С35 предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования манёврам резервов противника в глубине его обороны. 9 мая 2015 года новая самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ» была впервые официально представлена на Параде в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

По оценкам Министерства обороны Российской Федерации по комплексу характеристик САУ 2С35 превосходит аналогичные системы в 1,5-2 раза. По сравнению с состоящими на вооружении армии США буксируемыми гаубицами M777 и самоходными M109 самоходная гаубица «Коалиция-СВ» имеет более высокую степень автоматизации, повышенную скорострельность и дальность стрельбы, отвечающую современным требованиям ведения общевойскового боя.

1


Самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси с вращающейся башней. Корпус и башня изготовлены из стальной брони, обеспечивающей защиту от пуль калибра до 14.5 мм и осколков 152 мм снарядов. Предусмотрена возможность применения динамической защиты.

PzH 2000 способна выпускать три снаряда за девять секунд или десять за 56 секунд на дальность до 30 км. Гаубице принадлежит мировой рекорд - на полигоне в Южной Африке она выстрелила на 56 км снарядом V-LAP (активно-реактивный снаряд с улучшенной аэродинамикой).

По совокупности показателей PzH 2000 считается самой совершенной серийной САУ в мире. САУ заслужила крайне высокие оценки независимых экспертов; так, российский специалист О. Желтоножко определил её как эталонную систему для настоящего времени, на которую ориентируются все производители самоходных артиллерийских установок.

Самоходная артиллерийская установка 2С2 «Пион» возглавляет рейтинг самых мощных и дальнобойных орудий, до недавнего времени стоящих на вооружении. Согласно международным договорам основное число САУ Пион было снято с вооружения в 1990, законсервировано и отправлено на хранение. Небольшая часть установок эксплуатируется и сейчас, но все они передислоцированы в восточный военный округ. Калибр пушки - 203 мм при длине ствола 55 калибров. Она обеспечивает стрельбу снарядами нескольких модификаций весом около 100 кг на дальность 47 км. САУ «Пион» изначально разрабатывалась для стрельбы ядерными боеприпасами.

История разработки

Дальнобойные орудия, сверхмощные артиллерийские установки активно использовались во Вторую мировую войну. В последующее десятилетие интерес к ним спал, так как они показали существенные недостатки в их применении. Это высокая сложность и стоимость механической части. Очень низкая скорострельность и мобильность. Резкое возобновление интереса к системам дальнобойной артиллерии произошло после появления тактических ядерных зарядов. Наступила целая эпоха конструирования мощных артиллерийских систем. Инженеры дошли до калибра 420 мм на миномете «Ока». Мощную артиллерийскую установку, ведущую огонь с закрытых позиций, трудно заметить. В этом ее преимущество, однако с появлением и удешевлением ракетных систем, подобное вооружение постепенно сходит с арены, но продолжает оставаться в запасах армии.

Ключевые даты для САУ «Пион»:

  • 1975 - принятие на вооружение;
  • 1983 - модернизация;
  • 1990 - снятие с вооружения.

Основные тактико-технические характеристики

  • Калибр орудия - 203 мм;
  • Длина ствола - 55 калибров (более 11 метров);
  • Дальность стрельбы по баллистической траектории – 47 км;
  • Дальность выстрела прямой наводкой – 6-8 км;
  • Вес снаряда – 80-110 кг для различных модификаций;
  • Скорострельность – 1,5-2,5 выстр/мин (скорострельность режимная и максимальная);
  • Угол наведения – 0-60 градусов по вертикали и -15 +15 градусов по горизонтали;
  • Управление наведением - гидравлическое с питанием от отдельного двигателя;
  • Прицел - панорама орудийная (панорама Герца) + дополнительный прицел для прямой наводки;
  • Заряжание - ручное с помощью тележки для снаряда или с кузова грузовика (транспортная машина для боекомплекта);
  • Боекомплект шасси – 4-8 снарядов с пороховыми выстрелами и капсюльными трубками;
  • Боекомплект транспортной машины - 40 выстрелов.

Самоходное шасси:

  • Масса шасси - до 45 тонн;
  • Экипаж – 7 человек;
  • Класс брони - противопульная;
  • Мощность двигателя - 780-840 л.с. по модификации 2С7 и 2С7М (2С7М обновленный вариант, выпускавшийся с 1983-1986);
  • Трансмиссия - механическая, две коробки передач на 7 ступеней. Гидравлическое управление переключением;
  • Скорость по шоссе -50 км/ч (13.8 м/сек);
  • Запас хода по шоссе – 675 км;
  • Время перевода в боевое положение – 10-7 мин;
  • Преодолеваемый ров – 2500 мм;
  • Преодолеваемый брод - 1200 мм;
  • Преодолеваемый подъем/спуск – 25.

Данные ТТХ вполне подходят для стрельбы тактическими ядерными боеприпасами. Кодовое название ядерных зарядов на калибр 23 мм «Клещевина», «Саженец», «Перфоратор». Помимо ядерных снарядов возможна стрельба обычными осколочно-фугасными и кассетными зарядами. Также на данный калибр разработан химический боеприпас.

Общая компоновка

Корпус выполнен с минимальной высотой, что обеспечивает хорошую защищенность установки при опущенном стволе пушки в маршевом положении. Конструкция безрамная, а несущей является сваренная пустотелая конструкция из листа противопульной брони. Корпус разделен поперечными перегородками на четыре отсека. Кабина экипажа расположена в самой передней части, которая выполнена как передний свес над гусеницами. Следующие за кабиной отделения - моторно-трансмиссионные. Привод выполнен на передние звездочки через две коробки передач.

Орудие установлено в кормовой части. В транспортном положении ось ствола орудия параллельна продольной оси по центру шасси. Это обеспечивает хорошую устойчивость. Задняя и кормовая части уравновешенны. Это важно при преодолении рвов на 2500 мм.

Двигатель

Самый первый вариант САУ Пион комплектовался двигателем В-46 или В-46-1. Это дизельный танковый дизель на 12 цилиндров и 780 л.с. мощности. Двигатель был взят от танка Т-72. Перед установкой в нем были проведены компоновочные изменения для подгонки под моторный отсек шасси. Для сохранения мотор-ресурса и быстрого зимнего запуска мотор оснащен мощным предпусковым подогревателем.

В ходе модернизации САУ 2с7 Пион на САУ 2С7М дизель В-46 был заменен на более совершенный многотопливный двигатель В-84. Топливо - солярка, летние и зимние сорта, керосин, бензин, смесовое топливо. Общая мощность мотора возросла до 840 л.с.

Трансмиссия и ходовая

Трансмиссия - полностью механическая без гидротрансформаторов, а гидравлика используется только для управления. Конические редукторы и коробки передач позаимствованы от танка Т-72. МКПП 7 ступенчатая + 1 передача на задний ход. Привод выполнен на передние звездочки, что несколько необычно для гусеничного шасси на 45 т массы.

При разработке изначально ставилось условие массы до 50 тонн, поэтому основные узлы шасси были позаимствованы от танка Т-72. Это шесть пар сдвоенных обрезиненных стальных катков. Они имеют индивидуальную торсионную подвеску. Гидроамортизаторы снабжены системой блокировки. Она включается при опускании бульдозерного сошника и переводе установки в боевое положение.

Прицеливание

Наведение осуществляется классическим орудийным прицелом (панорама герца). Была выбрана хорошо себя зарекомендовавшая модель ПГ-1М. В модернизированной версии 1986 года к наводчику поступают данные от радиостанции Р-173. Для отображения данных используются цифровые индикаторы. Скорострельность удалось поднять в 2,5 раза. Для стрельбы прямой наводкой имеется прицел ОП-4М.

Вспомогательное оборудование, противооткатные устройства

Тактическое применение самоходных артиллерийских систем предусматривает стрельбу с защищенных закрытых позиций. На марше САУ защищена противопульной броней, но в боевом положении ей требуется защищенная позиция. Специально для этих условий гидравлика подъема ствола, прицеливания и установки противооткатных устройств имеет привод не от основного, а от вспомогательного двигателя. В качестве него был выбран надежный четырехцилиндровый дизель-генератор 9Р4-6У2. Генератор имеет мощность 18 кВт (24 л.с.). Через основной насос гидравлической системы обеспечивается привод всех систем САУ, необходимых для стрельбы.

Основное противооткатное устройство выполнено в виде бульдозерного отвала, смонтированного в задней части машины. Сошник опускается и поднимается гидравлической системой. Второй противооткатной элемент - опускаемая на грунт задняя звездочка. Каждая звездочка поднимается и опускается одним гидроцилиндром. После этого гусеницы меняют форму, и у шасси появляется мощный задний упор.

В комплект вспомогательного оборудования входит ручная тележка для перевозки снаряда. При заряжании с транспортной машины, она не требуется. С тележкой возможна подача снаряда с уровня грунта при любом наклоне ствола.

100-килограммовый снаряд с тележки или транспортной машины устанавливался на специальный манипулятор с правой стороны машины, после чего загружался в казенную часть ствола орудия. Система заряжания получилась сложной, но она позволяет проводить максимально быстрый перезаряд без изменения угла ствола.

Вспомогательное вооружение

Дополнительное вооружение предназначено для защиты машины на марше и в огневой позиции. От штурмовой авиации защита обеспечивается ПЗРК и зенитным пулеметом НСВТ калибром 12 мм. Экипажу выдаются автоматы и гранаты Ф1.

Связь, средства наблюдения

С 1975 года САУ Пион комплектовалась радиостанцией Р-123М. В модификации 1986 года радиостанция была заменена на более современную Р-173. Р123М - ламповая бортовая радиостанция для открытой FM связи на 20-51 мГц. Передатчик на лампе ГУ-50 обеспечивает 40 Вт максимальной мощности и связь на 25 км и больше. Устройство устарело и к 1986 году было заменено на самую современную бортовую радиостанцию Р-173.

Р-173 работает на 30-76 мГц с мощностью передатчика 45 Вт. Элементная база - радиационно-стойкие микросхемы военного назначения. Предусмотрена передача цифровых данных на 16 кбит/сек. Это обеспечивает совместимость с различными алгоритмами шифрования речи, передачи точного времени, координат целей и любых других данных, необходимых для тактической работы. Р-173 обеспечивает функционирование САУ в автоматизированной системе управления огнем. Радиостанция Р-173 находится сейчас на вооружении и устанавливается на все машины РВСН.

Работа в обычных дневных условиях ведется без применения электроники. В дневное время задействуется 8 призменных перископических приборов ТНПО-160, имеющих широкое применение на различной бронетанковой технике. В ночное время необходима часть из них заменяется на приборы ночного виденья ТВНЕ-4Б.

Снаряды

Большая дальность стрельбы делает рациональной систему раздельного заряжания. В этом случае не используется гильза. Сначала в ствол с помощью гидравлической системы загружается снаряд массой около 100 кг. Затем загружается пороховой заряд в полотняных мешках. Запал обеспечивается одноразовой капсюльной трубкой, которая выбрасывается после каждого выстрела при движении затвора на повторный заряд.

Основным типом является осколочно-фугасный заряд 3ВОФ34 массой 110 кг. Дальность стрельбы – 37 км. Он же есть в активно-реактивном варианте с увеличенной дальностью до 47 км, что является максимальным значением для данного орудия.

Называют боевые машины, которые являются не чем иным как смонтированным на самодвижущихся шасси артиллерийским орудием. В обиходе их иногда называют самоходками или артсамоходами. В этой статье мы с вами разберемся, что такое САУ, где они используются, как классифицируются и чем отличаются от других видов вооружения.

Резюме

Итак, что такое САУ? В широком смысле в качестве САУ можно рассматривать все боевые машины, которые вооружены пушками. Однако в узком смысле к САУ относятся только те машины, которые вооружаются пушками или гаубицами, но не являются танками или бронеавтомобилями.

Виды САУ разнообразны, равно как и сфера их применения. Они могут иметь колесное или гусеничное шасси, защищаться или не защищаться броней, иметь фиксированную или башенную монтировку основного орудия. Многие самоходные артиллерийские установки мира, оборудованные башенной установкой, внешне напоминают танки. Однако они существенно отличаются от танков по тактическому применению и балансу «броня-вооружение».

Самоходная артиллерийская установка (САУ) начала свою историю примерно тогда же, когда и первые пушечные бронеавтомобили, - в начале 20 века. Более того, с точки зрения современной военной науки, первые были скорее аналогом более поздних САУ, нежели танками. В середине и второй половине двадцатого века в ведущих государствах настал период бурного развития всяческих самоходных артиллерийских установок.

В начале двадцать первого века, благодаря внушительному скачку военной науки, САУ, по мнению многих экспертов, стали претендовать на первенство среди прочей бронетехники. Раньше, оно, безусловно, принадлежало танкам. Роль САУ в условиях современного военного сражения растет с каждым годом.

История развития

На поле боя Первой мировой войны использовали самоходные установки, построенные на базе грузовиков, тракторов или гусеничных шасси. Позже, с развитием танков, инженеры осознали, что для монтажа мощных артиллерийских систем лучше всего подходит танковая база. Орудия на небронированных шасси также не были забыты, ведь они славились большой мобильностью.

В России первую бронированную САУ предложил сын Д. И. Менделеева - В. Д. Менделеев. Во времена Первой мировой и Гражданской войны активно использовали 72-миллиметровые орудия Лендера, построенные на базе грузовика «Руссо-Балт». Кабины некоторых из них даже частично бронировались. В 20-е годы прошлого века разработкой САУ занимались СССР, Германия и США, однако большинство проектов представляло собой не более чем суррогатные установки.

Когда Советский Союз и Германия стали активно развивать свои танковые силы, появилась возможность массово устанавливать на танковые шасси артиллерийские установки. Так, в СССР на базе танков Т-35 и Т-28 был создан прототип САУ СУ-14. В Германии для переделки под САУ применяли устаревшие танки Pz Kpfw I.

Вторая мировая война потребовала использования всех ресурсов участников. Германия массированно производила САУ на основе старых и трофейных танков. На базе собственных машин они делали более простые и дешевые установки. В историю вошли такие немецкие образцы: StuG III, и StuG IV, Hummel и Wespe, самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» (так называли истребители танков Hetzer и Elefant) и некоторые другие. С конца 1944 года производство САУ в Германии превысило по объему производство танков.

Красная Армия начинала воевать без серийной самоходной артиллерии. Производство единственной самоходной гаубицы СУ-5 было остановлено еще в 1937 году. Но уже в июле 1941 года появилась САУ ЗиС-30 суррогатного типа. А в следующем году с конвейера сошли штурмовые орудия модели СУ-122. Позже в противовес немецкой тяжелой бронетехнике появились знаменитые СУ-100 и ИСУ-152.

Инженеры Англии и Америки сосредотачивали свои силы в основном на производстве самоходных гаубиц. Так появились модели: Sexton, Bishop, М12, и M7 Priest.

Из-за развития основных боевых танков, необходимость в использовании штурмовых орудий отпала. системы вместе с боевыми вертолетами вполне успешно могут заменить противотанковые САУ. А вот гаубицы и зенитные установки развиваются до сих пор.

По мере развития САУ сфера их применения росла, а классификация расширялась. Рассмотрим типы самоходных артиллерийских установок, фигурирующих в военной науке на сегодняшний день.

Как можно понять из названия, такие боевые машины специализируются на уничтожении бронетехники. Как правило, они получают в качестве вооружения длинноствольные полуавтоматические орудия калибром от 57 до 100 мм с унитарным способом заряжения, позволяющим достичь высокой скорострельности. Тяжелые истребители танков, предназначенные для борьбы с аналогичными машинными противника и тяжелыми танками, могут вооружаться длинноствольными орудиями с раздельным заряжением, калибр которых доходит до 155 мм. Установки такого класса малоэффективны против укреплений и пехоты. Скачок в развитии они получили во времена Второй мировой войны. Характерными представителями истребителей танков того времени являются советская САУ модели СУ-100 и немецкая «Ягдпантера». В настоящее время установки этого класса уступили свое место ракетным противотанковым системам и боевым вертолетам, которые гораздо эффективнее справляются с танками.

Штурмовые орудия

Представляют собой бронированные машины для огневой поддержки танков и пехоты. САУ такого типа вооружаются крупнокалиберными (105-203 мм) короткоствольными или длинноствольными орудиями, которые без проблем поражают укрепленные позиции пехоты. Кроме того, штурмовые орудия могли эффективно применяться против танков. Этот вид САУ, так же как и прошлый, активно развивался во время Второй мировой войны. Яркими примерами германских штурмовых самоходных орудий стали StuG III, StuG H42 и Brummbar. Среди советских машин отличились: Су-122 и Су-152. После войны развитие основных боевых танков привело к тому, что их стали вооружать крупнокалиберными орудиями, способными без проблем поражать укрепления противника и небронированные цели. Таким образом, необходимость в использовании штурмовых орудий исчезла.

Самоходные гаубицы

Представляют собой мобильные орудия для огня с закрытых позиций. По сути, это самоходный аналог буксируемой артиллерии. Такие САУ вооружались артиллерийскими системами калибром от 75 до 406 миллиметров. Они имели легкое противоосколочное бронирование, которое защищало разве что от контрбатарейного огня. С самого начала развития самоходной артиллерии развивались и самоходные гаубицы. Пушки крупного калибра вместе с высокой мобильностью и современными системами позиционирования делают этот вид вооружения одним из наиболее эффективных по сей день.

Особое распространение получили самоходные гаубицы калибром более 152 миллиметров. Они могут наносить удар по врагу ядерными боеприпасами, что дает возможность уничтожать крупные объекты и целые группы войск при малом количестве выстрелов. Во времена Второй мировой войны прославились немецкие машины Wespe и Hummel, американские гаубицы M7 (Priest) и M12, а также британские САУ Sexton и Bishop. СССР пробовала наладить выпуск таких машин (модель Су-5) еще в 40-х годах прошло века, однако эта попытка не увенчалась успехом. Сегодня на вооружении современной российской армии стоит одна из лучших самоходных гаубиц в мире - 2С19 «Мста-С» калибром 152 мм. В армиях стран НАТО на вооружении стоит ее альтернатива 155-миллиметровая САУ «Паладин».

Противотанковые

САУ данного класса представляют собой полуоткрытые или открытые машины, вооруженные противотанковым оружием. Обычно их строят на базе легкобронированных танковых шасси, которые уже устарели для своего прямого назначения. Такие машины отличались хорошим сочетанием цены и эффективности и выпускались в довольно больших объемах. Вместе с тем они все же проигрывали по боевым характеристикам машинам более узкой специализации. Неплохим примером противотанковой САУ Второй мировой войны являются немецкая машина Marder II и отечественная СУ-76М. Как правило, такие установки вооружали мелко- или среднекалиберными орудиями. Однако иногда встречались и более мощные версии, к примеру, немецкая Nashorn калибром 128 мм. В современной армии такие агрегаты не используют.

Зенитные установки

Это специализированные пушечно-пулеметные установки, задача которых состоит в поражении низколетящих и средневысотных самолетов, а также вертолетов противника. Обычно они вооружались мелкокалиберными автоматическими пушками (20-40 мм) и/или пулеметами крупного калибра (12,7-14,5 мм). Важным элементом была система наведения на быстролетящие цели. Иногда они дополнительно вооружались ракетами типа «земля-воздух». В городских боях и в случаях, когда нужно противостоять большой массе пехоты, зенитные установки показывали себя как нельзя хорошо. Во времена Второй мировой войны особо отличились немецкие зенитные установки Wirbelwind и Ostwind, а также советская ЗСУ-37. Современная российская армия имеет на вооружении две ЗСУ: 23-4 («Шилка») и «Тунгуска».

Суррогатные

Представляют собой импровизированные боевые машины, сконструированные на базе коммерческих или тракторов. Бронирование у суррогатных САУ, как правило, отсутствовало. Среди отечественных установок такого класса распространение получила 57-миллиметровая противотанковая самоходная боевая машина ЗиС-30, построенная на базе гусеничного артиллерийского тягача «Комсомолец». Наиболее широко суррогатные машины использовали нацистская Германия и фашистская Италия по причине недостатка другой бронетехники.

Типичная самоходная артиллерийская установка СССР с успехом совмещала в себе функции сразу нескольких классов. Явным тому примером стала модель ИСУ-152. Немцы придерживались стратегии создания узкоспециализированных САУ. Как следствие, некоторые немецкие установки были лучшими в своих классах.

Тактика использования

Разобравшись, что такое САУ и какими они бывают, давайте узнаем, как их используют на практике. Основной задачей самоходной артиллерийской установки на поле боя является поддержка других родов войск артиллерийским огнем с закрытых позиций. Благодаря тому, что САУ обладают высокой мобильностью, они могут сопровождать танки во время прорывов через линию обороны противника, значительно повышая боевые возможности танковых и мотопехотных войск.

Высокая мобильность также дает самоходной артиллерии возможность самостоятельно атаковать противника. Чтобы это осуществить, заранее рассчитываются все параметры стрельбы. Затем САУ выходят на огневую позицию и без пристрелки ведут массированную атаку по врагу. После этого они быстро покидают огневой рубеж, и к тому времени, когда противник рассчитает место для ответного удара, позиции уже будут пусты.

Если вражеские танки и мотопехота прорывают линию обороны, самоходная артиллерия может выступить в качестве успешного противотанкового средства. Для этого некоторые модели САУ получают в свой боекомплект специальные снаряды.

В последние годы самоходная артиллерия стала применяться для уничтожения снайперов, которые укрываются в неудобных для атаки другими огневыми средствами местах.

Одиночные самоходные артиллерийские установки, вооруженные ядерными снарядами, могут уничтожать крупные объекты, укрепленные населенные пункты, а также места скопления вражеских войск. При этом ядерные снаряды САУ практически невозможно перехватить. Вместе с тем радиус возможных поражаемых целей у артиллерийских боеприпасов меньше, чем у авиации или тактических ракет, равно как и мощность взрыва.

Компоновка

Наиболее распространенные на сегодняшний день самоходные машины обычно строятся на базе танкового шасси или легкобронированных гусеничных машин. В обоих случаях компоновка узлов и агрегатов схожа. В отличие от танков, башенная установка САУ располагается в задней части броневого корпуса, а не в средней. Так процесс подачи боеприпасов с земли значительно облегчается. Моторно-трансмиссионная группа, соответственно, находится в передней и средней части корпуса. Из-за того, что трансмиссия расположена в носовой части, целесообразно, чтобы передние колеса были ведущими. Однако в современных САУ наблюдается тенденция к использованию заднего привода.

Отделение управления, оно же - рабочее место механика-водителя, располагается возле коробки передач по центру машины или ближе к ее левому борту. Мотор размещается между местом механика-водителя и боевым отделением. Боевое отделение включает в себя боезапас и устройства для наводки орудия.

Кроме описанного варианта размещения узлов и агрегатов, ЗСУ может компоноваться по танковому образцу. Иногда они и вовсе представляют собой танк, штатная башня которого заменена на специальную башню со скорострельным орудием и оборудованием для наведения. Вот мы с вами и узнали, что такое САУ.