Неформальные группы и неформальное лидерство. Типы неформальных лидеров в организации. Неформальный лидер в организации и способы работы с ним

В теории лидерства выделяют различные виды данной категории управления.

Лидерство классифицируют как формальное и неформальное.

- формальные лидеры являются руководители организаций, которые могут

одновременно быть неформальными лидерами или не быть таковыми;

- неформальные лидеры – это люди, которые не связаны с возможностью применения

силы, принуждением, давлением, обусловленным положением в организации (должность,

статус) или официальными, формальными полномочиями.

Неформальным лидерам свойственно:

быстрее, чем остальным членам группы осознавать складывающиеся внутригрупповые

нормы поведения, способствовать их закреплению в жизнедеятельности группы;

эффективное общение; они легко вступают в контакт с другими людьми, используют

наиболее успешные формы общения, чтобы повлиять на поведение членов группы;

стремление к руководству, потребность направлять действия других людей;

чувство удовлетворения, которое возникает при успешном выполнении роли

неформального руководителя.

Билет 13.

1. Внешние и внутренние цели организации

Цель организации - это желаемое состояние, которое организация стремится

воплотить в реальность (А. Этциони). Цели должны удовлетворять, по крайней мере, двум требованиям: - максимально соответствовать функциональной природе организации,

учитывая потенциальные конфликты этой организации; - максимально отражать интересы различных субъектов организации.

Внешние цели - это те, достижение которых позволяет организации изменить

внешнюю среду, а внутренние цели - это те, достижение которых позволяет

организации развиваться самой. Достижение и тех и других целей взаимосвязано,

т.е. невозможно пытаться достичь какой-либо внутренней цели без достижения

внешней и наоборот.

Среди множества внешних целей можно выделить одну главную цель, которая

остается неизменной в течении всего времени существования предприятия, и

которая называется его миссией. Что касается внутренних целей, то они будут

различными в зависимости от рода деятельности организации:

Для коммерческого предприятия, ориентированного на рынок основополагающей

внутренней целью является получение прибыли за счет удовлетворения

потребностей покупателей в условиях конкуренции;

Для некоммерческой организации - получение финансирования, достаточного

для осуществления своей деятельности;

Для органа государственного управления - качественное и своевременное

выполнение возложенных на него обязанностей.

2. 14 Принципов администрирования а.Файоля.

1. Разделение труда . Специализация является естественным порядком вещей.

Целью разделения труда является выполнения работы, большей по объему и

лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения

числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность . Полномочия есть право отдавать приказ,

а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются

полномочия - там возникает ответственность.

3. Дисциплина . Дисциплина предполагает послушание и уважение к

достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление

этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают

дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач

руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо

применяемые санкции.

4. Единоначалие . Работник должен получать приказы только от одного

непосредственного начальника.

5. Единство направления . Каждая группа, действующая в рамках одной

цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим . Интересы одного работника или

группы работников не должны превалировать над интересами компании или

организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала . Для того, чтобы обеспечить верность и

поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою

8. Централизация . Как и разделение труда, централизация является естественным

порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет

варьировать в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос

о правильном соотношении централизации и децентрализации. Это проблема

определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9. Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих

должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой

цепочке, вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказаться

от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было

бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит

ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место - для всего и все на своем месте.

11. Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала . Высокая текучесть кадров

снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который

держится за место, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый

менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива . Инициатива означает разработку плана и обеспечение его

успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух . Союз - это сила. А она является результатом гармонии

Формальн o е и неформальн o е лидерство

Для того чтобы лучше понять суть явлений власти, руководства и лидерства в целом, а также выявить особенности отношений между ними, вначале следует обратиться к понятию типа организации. Все организации и группы могут быть разделены на два основных типа - формальные и неформальные. Любая формальная организация и группа - это институционально устанавливаемая общность людей, объединенных для достижения какой-либо цели. Неформальные группы образуются в результате институционально нерегламентированной, спонтанной активности людей, вступающих между собой в регулярные взаимодействия. Формальные группы - это группы, созданные по воле руководства, а неформальные - продукт стихийного взаимодействия людей в ходе их повседневной жизни и деятельности. Формальная организация создается по заранее выработанному плану. Неформальная организация является своеобразной реакцией людей на их неудовлетворенные индивидуальные потребности, в частности, потребности в общении, в защите, в поддержке и т.п.

Формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
- неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

«Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерства. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности. Поэтому официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Если же руководитель не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у подчинённых, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером.

Основными причинами образования неформальных групп являются следующие факторы.

Потребность в социалъной принадлежности. Потребность в принадлежности к какой-либо социальной общности является одной из самых сильных и наиболее типичных потребностей человека. Ее неудовлетворенность порождает сильные негативные эмоции и наоборот - удовлетворение ведет к чувству социального и личностного комфорта.

Потребность в помощи. Люди вынуждены объединяться в группы и для того, чтобы иметь возможность преодолеть присущую им ограниченность индивидуальных возможностей. Осознание этой ограниченности и необходимости ее преодоления порождает сильную потребность в помощи, а она, в свою очередь, ведет к образованию групп, прежде всего неформальных.

Потребность в защите. Степень защищенности человека, включенного в группу, выше индивидуальной защищенности.

Осознание этого факта также выступает причиной объединения людей в группы.

Потребность в общении. Помимо того, что она сама по себе является одной из главных потребностей человека, удовлетворяемой лишь через групповые контакты, эта потребность выполняет еще одну функцию. Она ведет к повышению меры информированности, а через это - расширяет адаптивные (приспособительные) возможности человека, повышает эффективность его контактов с внешним миром.

Эти базовые психологические потребности человека являются причинами возникновения неформальных групп, через которые они удовлетворяются. Эти группы не устанавливаются директивно, а складываются спонтанно - как естественный продукт межличностных взаимодействий. Формальные группы (организации) имеют противоположный генезис - они навязываются, устанавливаются исходя из тех или иных внешних требований, прежде всего, - исходя из потребностей организации определенной совместной деятельности. Формальные группы также позволяют реализовать все отмеченные потребности, однако в них возникает новый механизм их организации - наличие регламентированной структуры и иерархии. В результате этого вся групповая динамика неформальных организаций обусловлена лишь закономерностями межличностных взаимодействий как таковых. Динамика же формальных организаций обусловливается новыми закономерностями - властными, принудительными, иерархическими.

И формальные, и неформальные группы должны быть по необходимости как-то организованы, что и происходит в действительности. Основным и относительно наиболее простым способом такой организации является выделение среди членов группы человека, на которого возлагаются функции по ее координации. Однако если в неформальных группах этот человек выделяется самой группой, делегируется ею в эту позицию, то в формальных группах он, как правило, ставится в эту позицию в силу внешних причин. Поэтому для неформальной группы характерно наличие неофициального лидера, а для формальной - наличие лидера официального - руководителя. Неформальное и формальное лидерство - это достаточно разные по своему возникновению и закономерностям явления. Уяснение их сходства и различия необходимо для понимания сути управленческой деятельности.

Прежде чем рассмотреть этот вопрос, следует отметить, что разделение формальных и неформальных организаций (и групп), несмотря на его очевидность, не является абсолютным. Неформальные группы могут трансформироваться в формальные и наоборот. И те и другие, различаясь по механизмам возникновения, имеют и важные черты общности - наличие структуры, «ведущего» и «ведомых» членов, множество общих социально-психологических феноменов. И те и другие при условии их достаточно большого объема, как правило, дифференцируются на подгруппы. В формальных организациях это, например, регламентирование устанавливаемые подразделения, отделы. Неформальные организации также разделяются на подгруппы, группировки - так называемые клики и подклики, между которыми устанавливаются довольно слохеные отношения. Наконец, наиболее важно то, что любая формальная организация не исключает, а наоборот, предполагает наличие внутри себя ряда, а часто - многих неформальных групп. Тем самым в структуре организаций, особенно - крупных, тесно взаимодействуют и как бы «накладываются» друг на друга формальные и неформальные способы их структурирования. Взаимодействие формальных и неформальных групп внутри организаций - одна из важнейших проблем и трудностей управления; она будет рассмотрена ниже. Здесь же следует отметить главное: наличие двух типов организации групп - формальной и неформальной является причиной двух разных способов управления ими - механизмов формального и неформального управления. Это - и причина двух типов лидерства - формального и неформального.

Они могут вступать в сложные отношения - или сочетаться, или резко расходиться, или взаимодействовать. Понятие лидерства относится к характеристике психологических отношений, возникающих в группе «по вертикали», т.е. с точки зрения отношений доминирования - подчинения. Понятие руководства относится к общей организации деятельности всей группы, к процессу управления ею. В русском языке, в отличие, например, от английского, для обозначения неформального лидерства чаще употребляется просто понятие лидерства, а для обозначения формального лидерства - понятие руководства. Хотя термин leadership буквально означает «лидерство», он предполагает синонимичное использование для обозначения и лидерства, и руководства.

Термину «руководитель» более соответствует понятие Organizational leadership - организационный лидер.

Различия неформального лидерства и формального руководства, специфика их влияния на деятельность группы (организации) определяются следующими основными положениями:
лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой является группа); руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

лидерство возникает стихийно; руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив - целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей мере зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное;

руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

процесс принятия решения руководителем гораздо более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он является лидером; сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет группу в более широкой социальной системе.

Итак, лидерство есть преимущественно психологическая характеристика поведения отдельных членов группы (организации). Руководство же - это социальная характеристика отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Лидер выдвигается в позицию ведущего потому, что он демонстрирует более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении каких-либо задач. Иные члены группы, таким образом, добровольно принимают лидерство, т.е. ставят себя в позицию ведомых (субдоминантных) по отношению к лидеру. Руководитель же - это тот, кого ставят в указанную роль ведущего и наделяют для этого системой принудительных полномочий, по преимуществу официально-правового, властного характера.

В силу этого лидер и руководитель обладают качественно различными формами и степенью воздействия на группу (организацию). Эти различия, в свою очередь, непосредственно и сильно влияют на то, как конкретно может быть осуществлена ими деятельность управления, как они могут реализовать свою позицию ведущего. Лидер обладает влиянием - способностью оказывать воздействие на отдельные личности и группы, направляя их на достижение каких-либо целей. Влияние, в основном, реализуется через феномен авторитета. Руководитель же обладает (либо наряду с авторитетом и влиянием, либо помимо них) властью, статусом. Это - уже не «способность влиять», а обязанность оказывать влияние. Таким образом, все рассмотренные понятия следует разделить на две группы, что дифференцирует явления лидерства и руководства.

Следовательно, лидер и руководитель могут использовать для организации деятельности управления существенно разные источники и формы воздействия - соответственно влияние и власть («власть авторитета» и «авторитет власти»). Различия между ними очень существенны, а наибольшее значение для психологической характеристики управленческой деятельности имеет раскрытие особенностей властных отношений руководителя и подчиненных.

Руководство можно определить как процесс реализации способностииндивида влиять на других людей для достижения определенной цели.

Руководство как социальная характеристика поведения менеджера предполагает распределение ролей управления и подчинения.

В зарубежных учебниках по менеджменту руководство часто трактуется как синоним лидерства и наоборот. Например, определение Р. Дафта гласит: «Лидерство (руководство) можно определить как способность индивида влиять на других людей для достижения организационных целей» .

Контекст определения лидерства в другом уважаемом учебнике также позволяет предположить, что авторы не различают понятия «руководство» и «лидерство»:

«Лидерство определяется как способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации» .

В универсальном словаре английского языка «руководство» выражается двумя словами: «guidance» и «leadership». В управленческом контексте используется только «leadership».

Существует ли понятийная грань между руководством и лидерством? Может быть, это действительно синонимы?

Если рассматривать руководство не как способность, а как процесс воздействия или влияния на людей для достижения определенных целей, то

лидерством следует считатьхарактеристику менеджера , показывающую,насколько он может влиять и воздействовать на людей. Отсюда следует, что менеджер может быть лидером в большей и меньшей степени. Ведь кроме формального лидера может быть еще и неформальный, который ни при каких условиях не будет формальным! Пример: Менеджер, являясь формальным лидером коллектива, может не быть его неформальным лидером, и, если это так, то бо льшим руководителем, то есть более способным влиять на людей, может оказаться неформальный лидер.

Формальное и неформальное лидерство

Формальное лидерство порождается организационной иерархией. Формальным лидером может стать человек, обладающий не самыми лучшими профессиональными, личностными, организационными качествами. Выдвижение человека в формальные лидеры связано с множеством ситуационных переменных.

Неформальный лидер порождается не организационной, а естественной иерархией. Это всегда человек, который отличается такими личностнымикачествами, которые ставят его выше других, формируя естественную иерархию. Естественная иерархия, как правило, возникает в любом социуме.

Особое значение имеет вопрос о взаимоотношениях формального и неформального лидера коллектива в случаях, когда есть и тот и другой. Формальный лидер в формальной организации есть всегда, а неформального может и не быть.

Если в коллективе есть неформальный лидер, то формальный лидердолженэто учитывать и нейтрализовать или использовать в своих интересах действияиливлияние неформального лидера.

Когда ставят знак равенства между руководством и лидерством, то, скорее всего, имеют в виду не лидерство, а лидирование, то естьпроцесс воздействия или влияния на людей для достижения определенных целей. В этом смысле руководство и лидирование – процессы, а значит, в рассматриваемом контексте – синонимы.

Руководство (лидирование) является процессом влияния или воздействия на людей для достижения определенной цели.

Власть является инструментом руководства и лидирования. Обладая властью, личность или группа личностей воздействует на других людей.

Лидерство можно определить как степень умелости применения такого инструмента как власть.

Таким образом, метафорически эти три понятия соотносятся следующим образом:

Руководство – технология, власть – инструмент, лидерство – умелость применения этого инструмента менеджером.

Вконтакте

Одноклассники

Из этой статьи вы узнаете:

  • Чем неформальный лидер в организации отличается от формального
  • Какой неформальный лидер может завестись в организации
  • Какими качествами он обладает
  • Какую играет роль неформальный лидер в организации
  • Как с ним работать
  • Поддается ли неформальный лидер в организации перевоспитанию

Неформальный лидер в организации способен как принести ей пользу, так и навредить. Обнаружить его появление довольно просто, хотя сотрудники, обладающие всеми шансами взять на себя эту роль, не указывают на данный факт в резюме и не говорят о нем на собеседовании, но скрывать свои амбиции долго они не станут. Обязательно ли увольнять неформального лидера? Может быть, попробовать договориться и извлечь пользу из его деятельности? Ответ на эти и многие другие вопросы вы сможете найти в данной статье.

Формальные и неформальные лидеры в организации: в чем разница

В каждом коллективе существует взаимосвязь «лидер – последователи». При этом лидер может быть как формальный, так и неформальный. Руководитель – это официальная должность, предоставляющая определённую власть над подчинёнными. Положение управляющего закреплено конкретными правилами, регламентами и инструкциями. Неформальный лидер в организации оказывает влияние на остальных сотрудников, не опираясь на свое место в корпоративной иерархии. Он может использовать только собственный авторитет и сформировавшиеся взаимоотношения.

Распознать официального руководителя в любом офисе достаточно просто: у него есть свой кабинет, он отдает распоряжения и требует их выполнения в указанные сроки. Найти неформального лидера в организации немного сложнее. Визуально этот человек может сливаться с остальными работниками, но при этом ему удается грамотно подчинять людей собственным идеям. Зачастую и рядовые сотрудники не догадываются об уровне его влияния, хотя в сложных ситуациях они обращаются именно к нему, рассуждая о проблеме активнее и энергичнее, чем при официальном рассмотрении.

Что же способствует появлению неформального лидера в организации? Многие специалисты считают, что это абсолютно нормальная ситуация для любого коллектива, так как неофициальные взаимоотношения всегда были и будут частью рабочего процесса. Какими бы способностями ни обладал назначенный начальник, претенденты на роль неформального лидера в организации найдутся. Как стать настоящим лидером не на словах, а на практике? Примите участие в Бизнес-регате Practicum Group 2018 в Хорватии.

Существует и другое мнение, которое заключается в том, что появление такого человека в коллективе продиктовано упущением некоторых функций непосредственным руководителем. Их и берет на себя авторитетный сотрудник. В любом случае необходимо отметить, что роль неформального лидера в организации непосредственно связана с позицией официальной администрации, они могут являться обратным отражением друг друга. Если в фирме царит строгий авторитарный стиль управления, а руководитель не стремится завести дружеские взаимоотношения со своими подчиненными, то в коллективе обязательно найдется общительный и обаятельный работник, который сможет разрядить обстановку и снять накал отношений, выслушивая и утешая коллег. А очень мягкий и податливый начальник гарантирует появление жесткого сотрудника, способного принимать решение за всех людей в компании.

Представляем несколько стандартных сценариев становления неформального лидера в организации:

  • Он появляется только благодаря ситуации: любой сотрудник может стать авторитетом, но при подходящих обстоятельствах.
  • Лидеры иногда меняются, и обычно это происходит при обновлении коллектива или начальства.
  • Иногда в компании появляется несколько авторитетных сотрудников, которые хорошо взаимодействуют друг с другом. Случается и так, что каждый из этой группы выполняет функции предводителя какого-то одного направления, и в данном случае процесс работы идет очень эффективно и результативно.

Бывают неформальные лидеры, которые стремятся занять должность официального руководителя. Подобные сотрудники не хотят отходить на второй план, так как это не соответствует их амбициям. Часто они не раскрывают все карты, а манипулируют коллективом скрытно. Такой человек может встать в оппозицию с официальным руководством и действовать в своих корыстных интересах.

Если неформальный лидер покидает организацию, то в коллективе могут возникнуть длительные брожения, длящиеся до появления нового авторитетного сотрудника. Официальный руководитель обязан находить этих скрытых предводителей и направлять их активность в полезное для фирмы русло. Для этого нужно проводить с ними беседы, хвалить, поощрять и мотивировать.

Возникновение позиции неформального лидера в организации продиктовано как человеческим желанием быть главным, оказывать влияние на некоторые ситуации, так и современным трендом в социуме. Но это смелое решение, ведь данное место не всегда безопасно. Кроме повышенного внимания, сотрудник сталкивается с большим риском и массой сложностей. Сегодня лидерство является ярким показателем общественной значимости, оно подразумевает популярность и лучшую жизнь. На этой почве появилось множество тренингов развития лидерских качеств, куда отправляется огромное количество людей, многие из которых не предназначены для главных ролей. К сожалению, первым трудно стать и при отсутствии некоторых способностей, и даже после специального обучения.

Типы неформальных лидеров в организации

Есть различные типы неформальных лидеров в организации, одни из которых полезны для фирмы, другие лишь вредны. Обратимся к наиболее частым вариантам:

  1. Эмоциональный лидер. Это во многом полезный для организации сотрудник, который обладает хорошей фантазией, предлагает множество интересных идей и вдохновляет коллектив. Он легко убеждает коллег в достоинствах своих предложений, но быстро сдаётся при первых проявлениях критики в его адрес. У таких людей эффективность рабочего процесса очень сильно зависит от настроения. Они часто проявляют эгоизм, а их мечты и цели не всегда ждет реальное воплощение.
  2. Организатор. Данный тип лидера умеет хорошо организовывать коллег – составляет планы, знает, кого нужно подключить к работе, кому что доверить, отлично рассчитывает время. Но у него бывают проблемы с харизмой и выразительностью. Если человек не проявляет эмоций, то вызывает отчуждение у остальных сотрудников. Его идеи могут быть на самом деле полезными, но он не умеет «заражать» ими своих коллег.
  3. Антилидер. Этот сотрудник абсолютно точно подбирает нужные слова и может правильно выражать свои мысли. Он легко вступает в спор, потому что уверен в своей правоте. Если негативный неформальный лидер организации конфликтует с руководством и увольняется с работы, то за ним может уйти и большая часть отдела. Такой человек способен развалить самый дружный коллектив.

Также неформальных лидеров можно разделить по мотивационно-поведенческом показателям.

  • «Дирижер». Хорошо взаимодействует с начальством. Если руководителю нужен отличный результат, но он не стремится к выстраиванию доверительных отношений с подчиненными, то можно использовать именно этого сотрудника для управления коллективом. Такие неформальные лидеры в организации строго придерживаются заданной начальником линии, их мотивирует ощущение собственной значимости перед вышестоящим лицом. Чаще всего эти люди исполнительны и дружелюбны, они прекрасно организовывают деятельность коллектива в рамках целей компании, прививают коллегам желание и интерес к рабочей деятельности. «Дирижеры» отличаются медленным, но уверенным ростом по карьерной лестнице. Должность менеджера среднего звена – это самая подходящая профессия для такого типа людей, топ-менеджмент им дается сложнее из-за необходимости принимать самостоятельные решения.
  • «Рубаха-парень». Душа компании, коммуникабельный и харизматичный, он прекрасно способен мотивировать отдельных сотрудников на выполнение тех указаний, от которых им хотелось бы уклониться. Такой эффект достигается с помощью обаяния и позитивной энергетики. В его устах даже обыденные задачи становятся интересными, и отказать этому неформальному лидеру очень трудно. Его собственная мотивация заключается в том, что он имеет право общаться с начальством «на равных».
  • «Серый кардинал». Очень значимый для руководителя сотрудник. Данный неформальный лидер создаст грамотные и результативные тактики достижения поставленных целей, при этом он учитывает индивидуальные особенности каждого человека. Такой работник хорошо помнит все мелочи, ведь именно с их помощью проще всего манипулировать людьми. Он не претендует на звание автора всех проектов, не пытается расти в чужих глазах, ему достаточно роли на заднем плане, так как «Серый кардинал» понимает, что в действительности многие задачи реализованы именно благодаря его стараниям.
  • «Бунтарь». Довольно сложный вид неформального лидера в организации. Ощущает природный зов к протесту, не может смириться с любой несправедливостью и постоянно с ней сталкивается. Характерной чертой этого сотрудника является частая постановка каких-либо условий, и даже организация бунтов. Такой человек будет активно защищать чужие интересы, причем как начальника, так и подчиненного, – все зависит от того, чьи права были ущемлены.

Обычно руководство не пытается выстраивать особые отношения с неформальным лидером в организации, что может привести к ряду проблем. Бесконтрольный авторитетный сотрудник способен серьезно понизить результативность деятельности коллектива или стать причиной постоянных конфликтов.

Самым «безобидным» типом неформального лидера в организации можно назвать «дирижера» и «рубаху-парня». Но даже они могу создавать определенные сложности в работе всей компании.

Неформальный лидер в организации и его основные качества

Вне зависимости от окружающих людей неформальный лидер в организации характеризуется рядом отличительных черт, к которым можно причислить следующие:

  • Высокая коммуникабельность. Любому неформальному лидеру не составит труда найти общий язык с нужными людьми и завязать с ними беседу.
  • Способность одерживать победу в споре и корректировать мнение собеседника таким образом, что оппонент сам этого не замечает.
  • Желание быть главным. Такие сотрудники стараются полностью взять ситуацию под контроль и управлять остальными работниками.
  • Умение фокусировать внимание окружающих на собственной личности и на своем мнении.
  • Харизма. Неформальным лидером в организации может стать привлекательный внешне и внутренне человек. Такой сотрудник притягивает людей и вызывает доверие.
  • Отсутствие страха перемен. Этот человек легко ориентируется в непривычной обстановке, способен найти выход из сложной ситуации, с которой столкнулся впервые.
  • Положительный настрой . Неформальный лидер в организации излучает позитив даже в тяжелый период, он не сдается перед трудностями, потому что верит в успех и заряжает своей энергетикой остальных сотрудников.

Если обратиться к природе, то можно увидеть, что среди животных вожаком является тот представитель вида, который обладает рядом отличительных качеств. К примеру:

  1. Бойцовские навыки и особенности:
  • Размеры и вес тела.
  • Лучшее развитие органов, способствующих успеху в драках.
  • Агрессивность.
  • Ловкость.
  • Склонность к борьбе.
  • Физическая отвага.
  • Уверенность.
  • Напористость.
  • Опытность.
  • Бдительность.
  • Быстрая реакция на опасность.
  • Физическая сила и выносливость.
  • Большая двигательная активность.
  1. Сексуальные характеристики:
  • Повышенные сексуальные возможности (вожак-шимпанзе справляется с несколькими самками каждый день, порой прибегая к насильственным действиям).
  • Сексуальная привлекательность для половозрелых самок.
  1. Качества, помогающие вожаку обрести успех в отношениях с сородичами:
  • Предводитель должен находиться в стае достаточно долгий срок, ведь новички не вызывают доверия и не имеют необходимого авторитета.
  • Вожаку необходимо найти общий язык с остальными членами группы.
  • Он является организатором всех действий стаи.
  • Обычно у предводителя достаточно высокий и развитый интеллект, и по этому показателю он превосходит остальных особей.

Следует отметить, что лидеры животного царства отличаются в основном физическими возможностями для реализации доминирования. В первобытном обществе вожаками могли быть мужчины, ведь они намного сильнее и выносливее женщин. И в наше время неформальный лидер в организации чаще всего выделяется с первого взгляда. Обычно это сотрудник, который смотрится эффектнее остальных. Он может быть высоким, стройным и приятным. Другой отличительной чертой является возраст. Обычно лидер старше большинства работников компании.

3 примера про влияние неформального лидера на организацию

Положительное или отрицательное влияние на организацию оказывают неформальные лидеры? Дать точный ответ на этот вопрос нельзя. Роль неформального лидера в организации очень неоднозначна.

Пример 1. В бухгалтерию приняли новенькую сотрудницу, но руководитель не очень подробно рассказал ей об обязанностях, а указал только, где находятся бумаги – счета, накладные и т.д. Главный бухгалтер не представил женщину остальному коллективу и даже не показал, где расположены другие отделы, с которыми нужно работать. Но ситуацию спасла коллега, занимающая должность старшего бухгалтера. Именно она в подробностях предоставила необходимую информацию. Старший бухгалтер была неформальным лидером в организации. У неё имелся большой стаж работы, а её авторитет признавал даже генеральный директор.

В этой ситуации лидер направляет свои силы на полезные для компании действия. Официальный руководитель не исполняет полный список своих обязанностей, специально или неосознанно перекладывая их на неформального представителя. Таких людей поддерживают, наделяют особыми полномочиями, а иногда делают их своеобразными начальниками. Для этого можно повысить сотрудника до заместителя или добавить к существующему названию должности слова «старший», «главный», «ведущий» и т.д. Нужно отметить, что особенной власти работнику это не даст, но он станет официальным представителем руководителя отдела организации.

Необычный подход применили в вооруженных силах Соединённых Штатов. Они смогли грамотно использовать неформальное лидерство. Во всех подразделениях, кроме руководителя-офицера, есть сержант. Именно он организует исполнение приказов, которые отдает офицер. Это особенное звание, так как сержант должен проявлять себя как настоящий лидер. Он считается образцом поведения для рядовых солдат, поэтому обязан держать свои показатели на самом высоком уровне. В этой армии есть даже некая параллельная иерархия сержантов – штаб-сержант, мастер-сержант, сержант первого класса, главный сержант.

Пример 2. Главный бухгалтер организации отметил, что его указания выполняют не всегда одинаково быстро – иногда это происходит сразу, а в других случаях дело серьезно затягивается. Он решил пообщаться на эту тему с сотрудниками, и оказалось, что, перед тем как преступить к работе, большинство подчинённых обращается к неформальному лидеру в организации. Авторитетный сотрудник даёт советы и рекомендации, вносит собственные изменения.

Неформальные лидеры могут негативно влиять как на работу официального руководства, так и на деятельность обычных сотрудников.

Пример 3. Кадровая служба организации заметила, что работники бухгалтерии стремительно увольняются друг за другом. Главный бухгалтер долго не мог найти причину такого феномена, но вскоре от одной из уволившихся сотрудниц была получена интересная информация. Оказалось, что авторитетный работник устроил подобие дедовщины в отделе. Неформальный лидер сформировал вокруг себя коалицию, члены которой осложняли жизнь другим сотрудникам – тем, кто не хотел подчиняться его власти. Команда вела настоящую войну: они заставляли противников задерживаться допоздна, не делились рабочими данными, вынуждали остальных брать отпуск в неудобное время, совместно подавали жалобы руководству, выставляя «оппозиционеров» в невыгодном свете, и при этом прикрывали промахи друг друга.

Негативные неформальные лидеры в организации могут объединять работников, организуя своего рода «преступные» группы. Это крайне отрицательно сказывается на всей деятельности компании.

Как выявить неформального лидера организации

Для того чтобы определить, кто именно из сотрудников организации является неформальным лидером, вам придется ответить на несколько вопросов:

— Чья оценка деятельности компании является наиболее значимой для вас как для сотрудника?

— С кем бы вы предпочли работать, если вам представится возможность занять более высокое положение?

А еще учтите следующие моменты, которые также помогут распознать неформального лидера в организации:

  • Обратите внимание, на кого падают взгляды большей части сотрудников, отслеживая лидерскую реакцию, при объявлении каких-либо новостей, например, на совещании или собрании.
  • Узнайте, у кого обычно работники компании просят помощи или совета.
  • Неформальный лидер организации часто посещает курилку с разными сотрудниками.
  • Он может формировать круг, в котором идет активное обсуждение каких-либо вопросов.

По этим признакам официальный руководитель организации легко может определить неформального лидера.

Неформальный лидер в организации и способы работы с ним

Множество управленцев считают, что неформальных лидеров в организации необходимо постоянно поощрять и мотивировать. Это вполне логичный подход, так как для реализации единых целей можно создать такому сотруднику оптимальные и благоприятные условия для деятельности. Помните, что неофициальные лидеры в организации выступают в качестве передатчиков информации среди коллег, сплачивают коллектив, помогают сориентироваться новичкам. Очень многое зависит и от умения руководителя направлять способности выдающегося сотрудника в правильное русло. Его уважают, просят совета и т.д. Кроме помощи в организации текущей деятельности компании, лидеры могут оказывать содействие в проведении праздничных мероприятий.

Если начальник организации хочет сотрудничать с таким работником, то ему нужно определить его сильные стороны и уязвимые места.

Но существуют и негативные неформальные лидеры в организации, которые занимаются подрывом имиджа руководителя и снижают общую результативность деятельности компании. Специалисты по работе с персоналом разработали методы борьбы с такими сотрудниками. Можно поставить перед ними больше задач или отправить в другой отдел. Если эти способы не срабатывают, то специалисты предлагают принять меры по снижению авторитета лидера, компрометировать его перед рядовыми сотрудниками и после этого прощаться с ним.

Но для начала найдите корень проблемы. Может быть, дело совсем не в индивидуальных особенностях человека, а в недопонимании политики организации или в сложностях, появившихся внутри коллектива. Если ваши попытки наладить взаимоотношения и направить энергию сотрудника в полезное для компании русло не принесли ожидаемых результатов, то этого работника лучше уволить. Но если первоначальную причину появления негативного неформального лидера в организации не устранить, то ситуация будет повторяться, и увольнять людей придется снова и снова.

6 советов как должны уживаться формальные и неформальные лидеры в организации

Неформальный лидер в организации прекрасно понимает, что имеет серьезное влияние на коллектив, он стремится не потерять своего авторитета. Ситуация, способная поставить его в глупое положение перед остальными сотрудниками, может негативно отразиться на имидже, именно поэтому он постарается не допустить такого развития событий или устранить его причину.

Например, работница отдела бухгалтерии признана неформальным лидером в организации, ее авторитет не вызывал у коллектива сомнений и в областях, которые не связаны с рабочей деятельностью – мода, макияж, стиль и т.д. Но новая сотрудница имела неосторожность выразить свою насмешку в адрес ее вкусовых предпочтений перед основной частью коллег. Естественно, авторитетная женщина незамедлительно отреагировала, начав операцию по усложнению жизни неугодного ей работника: ежедневно она жаловалась начальству на девушку, добиваясь ее увольнения.

Рядовой сотрудник очень рискует своим местом, демонстрируя несогласие с неформальным лидером в организации. Помните, что у авторитетного работника гораздо больше способов влияния, чем у остальных, он может использовать и официальное руководство для достижения своих целей. Не следует показывать свою компетентность, даже если вы на самом деле профессиональнее лидера. Зачастую именно так поступают новички. Устроившись в компанию, они пытаются доказать остальным сотрудникам свой высокий уровень способностей. Слишком активная деятельность будет только раздражать неформального лидера. Тем более не следует давать авторитетному сотруднику оценку и указывать на его рабочие или личные недостатки. Оценивать лидера вообще не стоит.

Не следует устраивать соревнований с неформальным лидером, даже шуточных. Сюда можно отнести и корпоративные конкурсы, ведь победа в таких играх иногда оборачивается для рядового сотрудника серьезной проблемой. Лидер любым путем старается поддерживать свое высокое положение во всех областях, он очень трепетно относится к репутации и пытается казаться лучшим во всем.

На корпоративном празднике один из работников победил авторитетного сотрудника в силовом конкурсе. Казалось бы, какое отношение это имеет к рабочему процессу? Но лидер был настолько уязвлен, что решил воспользоваться своим служебным положением для отмщения. Он предоставил сотруднику неверную информацию для подготовки финансового отчета. Несложно догадаться, в какое положение неформальный лидер организации смог поставить ненавистного ему работника.

В чем причина подобного поведения? Все дело в пяти источниках власти:

  1. Насилие (если руководитель имеет физическую власть; такие ситуации не редки в армии).
  2. Власть вознаграждения (если начальник может воздействовать материально: платить премии, бонусы, давать льготы).
  3. Информационная власть (если руководитель знает то, чего не знают другие сотрудники, он сможет управлять, выдавая информацию частями).
  4. Экспертная власть (если начальник имеет знания и обладает навыками и опытом, превосходящими рядовых сотрудников).
  5. Власть харизмы (умение грамотно использовать обаяние, притягательную внешность или удачно подстраивать свое поведение).

Официально руководитель способен использовать большую часть этих источников власти. Его влияние распространяется на выплату оклада, он может распоряжаться определенной информацией и принуждать работников к выполнению обязанностей. Это и многое другое продиктовано высокой занимаемой должностью. Руководитель более уравновешено воспринимает критику, ведь его власти ничто не угрожает. С неформальным лидером все обстоит иначе, его рычагом воздействия может выступать лишь харизма, поэтому он очень тщательно формирует свой имидж и старается всеми силами его поддерживать, ведь авторитетная позиция такого работника менее устойчива.

У него есть лишь три возможности обретения власти:

  • Выиграть честным путем.
  • Выиграть нечестным путем.
  • Проиграть, а потом устранить победителя.

Совет 3. Принимайте от неформального лидера обратную связь

Как уже было сказано, неформальные лидеры плохо переносят критику, зато активно дают оценки другим работникам, что может использовать руководитель. Если вы стремитесь плодотворно сотрудничать с основным авторитетом коллектива, то стоит обращать внимание на его рекомендации как профессионального характера, так и бытового.

Некоторые работники пытаются отстраниться, они не спешат следовать за неформальным лидером, имея собственное мнение по многим вопросам. К сожалению, такая позиция не является устойчивой. В конечном счете нужно будет определиться – противостоять неформальному лидеру в организации или сотрудничать с ним.

Легкий вариант противостояния, который основывается на возвращении собственной власти.

К примеру, группа бухгалтеров организации осуществляла инвентаризацию, а это очень длительный и сложный процесс. Неформальный лидер предложил внести изменения в стандартную процедуру, придуманная им система подсчета оказалась гораздо эффективнее. В таком случае нужно поддержать полезную идею, но контроль над процессом взять в свои руки.

Перехватить инициативу необходимо для того, чтобы сохранить авторитет официального руководителя.

Другой мягкий способ заключается в игнорировании активности неформального лидера. К нему прибегают руководители при необходимости «наказать» авторитетного сотрудника, который перешел некие рамки дозволенного.

К примеру, на важные заседания главный бухгалтер организации регулярно брал в сопровождение работника, который был признанным лидером отдела. На одном из таких собраний сотрудник позволил себе резкое высказывание, и в следующий раз его просто не включили в список приглашенных.

Имидж неформального лидера прочно стоит на двух основах – на лояльности к нему рядовых работников и на благосклонности начальства. Коллектив очень тонко определяет, что отношение к их представителю изменилось. И авторитет неформального лидера начинает стремительно падать.

Порой обстоятельства вынуждают пойти на конфликтные действия по отношению к неформальному лидеру. Нельзя назвать это вариант самым лучшим, ведь такой сотрудник необходим коллективу, особенно если он берет на себя некоторые из функций начальника. К примеру, если руководитель сильно отличается от коллег своей возрастной категорией.

Если отношения с авторитетным работником не складываются, то его нужно устранить. Постоянные конфликты могут подорвать ваше положение в глазах рядовых сотрудников, и в то же время влияние неформального лидера только усилится.

Как уволить неформального лидера

Не следует афишировать свои действия в такой ситуации, ведь место лидера обычно базируется на имидже эксперта и его харизме, а значит, можно доказать коллективу, что в действительности он не является профессионалом и подорвать его авторитет.

Способ первый. Искать ошибки

Даже высококлассные специалисты иногда совершают ошибки, но неформальный лидер должен максимально избегать их. Если вы подметите оплошности в работе такого сотрудника и продемонстрируете их коллективу, а в дальнейшем неоднократно будете упоминать об этом, то сможете снизить его влияние на людей.

Способ второй. Дать невыполнимое задание

Неформальный лидер компании постоянно старается продемонстрировать свои уникальные способности. Предоставьте ему такую возможность в виде особенного поручения. Человек не откажется от шанса показать свое превосходство. Но помните, что задание должно быть сложным, а не абсурдным.

Способ третий. Вырастить нового лидера

Если устоявшийся неформальный лидер негативно влияет на имидж начальства, то необходимо найти ему достойного конкурента. Для этого существуют различные способы. Можно устроить «своего» сотрудника, который будет иметь соответствующую профессиональную подготовку и лидерские качества. Проблема в том, что новенький, вне зависимости от уровня профессионализма, не способен быстро заработать авторитет в коллективе. Самый простой способ – это выделить кого-то из действующих работников организации. Например, поручите ему достаточно сложное задание, назначьте помощников, а после выполнения продемонстрируйте свое одобрение в присутствии большинства сотрудников. Если с первой попытки коллектив не принял нового неформального лидера, то действия по формированию авторитета необходимо провести еще раз.

Если же неформальный лидер демонстративно смеётся над начальником, провоцирует конфликты, отпускает саркастические замечания в его адрес, то бороться с ним придется открыто. По возможности подчеркивайте его некомпетентность, указывайте на совершенные ошибки. Но помните, что ваши претензии должны не только иметь основания, они обязаны застать оппонента врасплох, поэтому будьте жестким и уверенным в себе. Заранее подготовьтесь к ответным обвинениям, продумайте все возможные варианты и достойные реакции. После подобной битвы сотрудник уволится или сменит позицию на более благоприятную для вас.

Подведем итоги. Для эффективной работы необходимо вычислить неформального лидера коллектива. Выгоднее всего выстраивать политику компании, учитывая его наличие. В любой организации найдется место сотрудничеству официального руководства и неформального лидера, но если наладить выгодные взаимоотношения не удается, то придется уволить работника.

Поддается ли неформальный лидер в организации воспитанию?

Возможно ли воспитать такого сотрудника специально? Нужно помнить, что неформальный лидер не наделен какими-то особыми полномочиями, в его распоряжении только личные качества, которые даны ему природой. Естественно, что люди способны развивать в себе разные способности, но это очень сложно и не слишком оправданно в данной ситуации.

Неформальный лидер есть в каждой организации, его позиции закрепляются естественным образом в соответствии с его индивидуальными особенностями. Таким человеком становится сильный, энергичный, заинтересованный и ответственный сотрудник. Он способен повести за собой весь коллектив. Именно по этим причинам невозможно воспитать неформального лидера на пустом месте, но вполне реально использовать для этого работника, в котором вы увидели необходимые задатки. Старайтесь развивать их в правильном направлении.

Ситуации, в которых действительно оправдано готовить неформального лидера в организации:

  • Если начальнику нужен преемник. Такая необходимость может появиться, если руководитель стремится активно расти по карьерной лестнице и решает поставить кого-то на собственное место.
  • Начальник намерен разделить свой отдел на два , тогда ему понадобится глава для второй группы сотрудников.
  • Начальник намерено формирует неформального лидера, чтобы лучше контролировать коллектив. Тогда у руководителя появится информация о настроениях среди сотрудников и отличный способ влияния на ситуацию.

Потенциального лидера в организации необходимо вычислить на раннем этапе, тогда будет проще сформировать выгодное сотрудничество. Хорошими способами эффективного взаимодействия считается общение «на равных», поручение важных заданий и финансовая мотивация. Так вы приобретёте полезного работника, который с вашей подачи сможет регулировать настрой всего коллектива компании.

Подробнее о правилах взаимодействия с неформальными лидерами вам расскажет бизнес-тренер фирмы «Practicum Group» Евгений Котов на собственных тренингах «Усиление руководителей. Мотивация персонала» и «Эффективное управление персоналом».

Владислав Вавилов, эксперт по подбору и обучению персонала, практикующий HR-директор, магистр экономики.

Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — человек в какой-либо группе/организации, который пользуется большим, признанным авторитетом, обладает влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Неформальный лидер — это член группы, который официально не имеет руководящей должности, но благодаря определенным качествам личности в сочетании с жизненным опытом и поведением занял особое положение. Имеет на окружающих большее влияние, чем непосредственный руководитель.

Неформальное лидерство зарождается внутри коллектива чаще всего стихийно и является своеобразным символом общности сотрудников. Оно основывается на компетентности, личных симпатиях и ряде психологических свойств. Например, умение человека найти эффективный выход из сложных ситуаций. Неформальный лидер обычно пользуется очень большим влиянием в коллективе.

Неформальные лидеры обладают характерными качествами:

  • наличие активной потребности контроля действия других людей и управления ими;
  • умение легко вступать в контакт с людьми, используя при этом наиболее выгодные в каждом конкретном случае формы общения;
  • способность концентрировать на себе основные потоки психологической информации;
  • быстрая реакция на изменения норм поведения.

Чтобы понять, кто же является неформальным лидером в вашем коллективе, необходимо понаблюдать за всеми его членами, их деятельностью и взаимоотношениями, определить позиции каждого сотрудника в группе и типы межличностных связей.

Неформального лидера в группе можно определить в личных беседах с подчиненными, задавая им следующие вопросы:

  • к кому бы вы обратились за советом в случае, требующем компетентной консультации?
  • кого бы вы пригласили с собой в другую фирму, если бы вам предложили хорошие условия работы и возможность сформировать свою команду?

Основная характеристика для распознавания неформального лидера в группе — это реакция членов коллектива на его присутствие, а также частота упоминаний о нем, ссылок на его слова, цитирование его высказываний, следование его советам и указаниям. Иногда неформальный лидер пользуется некоторыми привилегиями, например, лучше обустроенное рабочее место, возможность приходить позже на работу.

Неформальный лидер — проблема или опора?

Неформальный лидер может стать как серьезной проблемой, так и надежной опорой для руководителя. В зависимости от влияния неформального лидера на коллектив можно выделить конструктивных и деструктивных (положительных и отрицательных) лидеров.

Неформальные лидеры конструктивного типа влияют на учреждение и работу коллектива положительно. Они инициируют обмен информацией, способствуют реализации общих интересов, помогают в адаптации новых сотрудников и создании корпоративной культуры.

Неформальные лидеры деструктивного типа используют свое влияние, чтобы саботировать решения руководителя, противостоять изменениям, могут подрывать авторитет руководителя, ставить под сомнение его распоряжения, снижая эффективность работы и мотивацию сотрудников. Уволившись с места работы, они могут увести за собой часть коллектива.

Что же делать с деструктивным лидером?

Естественно, если «теневой авторитет» приносит компании одни неудобства и даже убытки, от него хочется быстрее избавиться. Но это далеко не лучший метод, а для медицинского учреждения он вовсе нежелателен. Не следует забывать, что неформальный лидер уже приобрел сторонников среди персонала, сформировал определенную точку зрения и оценку действий руководства, и скоропалительное увольнение может лишний раз подтвердить его «правоту». К тому же такой радикальный шаг может вызвать потерю ценных кадров: лидер способен увести за собой целую команду, а это означает серьезный сбой функционирования клиники, для которой найти хороших специалистов не так просто.

Директору в этой ситуации необходимо как можно быстрее восстановить функции и коммуникации, «перехватить» функции у неформального лидера. Например, начали распространяться слухи — директор должен подробнее информировать подчиненных; недостаток общения — устроить корпоративное мероприятие и т.д. Главное же — постоянно держать обратную связь с сотрудниками, иначе влияние «неформала» будет усиливаться не по дням, а по часам.

В большинстве случаев неформальный лидер является ценным и незаменимым на своем месте специалистом, ведь профессионализм — важная составляющая его авторитета. Поэтому вам, не прибегая к крайним мерам, придется набраться терпения. Эксперты советуют трезво оценить ситуацию и причину деструктивных действий сотрудника. Необходимо разобраться — дело заключается только в личностных качествах лидера или же в политике руководства, что не находит по каким-то причинам поддержку коллектива. Приготовьтесь к долгой и кропотливой работе по налаживанию отношений: в каждой конкретной ситуации пытайтесь как можно лучше узнать мотивы этого человека. Покажите, что его опыт и знания будут востребованы, и вы прислушаетесь к его мнению. Давайте ему такие задачи, чтобы он мог проявить себя: — требующие самостоятельности и ответственности. В конце концов, мотивируйте его материально — возможно, корень проблемы находится именно здесь? Но при этом не пытайтесь грубо угодить «конкуренту», нужно быть очень жестким в рабочих вопросах и одновременно очень мягким в личных. Не давайте коллективу повода думать, что «серый кардинал» имеет больше прав и привилегий, чем остальные. Ваши отношения должны быть совершенно прозрачны для всех сотрудников. Ни в коем случае не отчитывайте его в присутствии подчиненных. Если он сам пытается скомпрометировать вас, скажем, на совещании, не начинайте дискуссию прилюдно — выясняйте отношения наедине. Проявив излишнюю эмоциональность, вы рискуете заполучить в оппоненты и других подчиненных.

Хорошо влияет на деструктивного лидера также его приближение к официальному руководству. Сделайте его власть законной: такой сотрудник — прекрасный эксперт в области внутренних проблем. Встав за пульт официального управления, человек, возможно, начнет лучше понимать позицию руководства и перестанет действовать вразрез его интересам. Кроме того, такая «формализация» лидера лишит его идеи и взглядов оппозиционной привлекательности, чем значительно уменьшит его влияние на группу.

Поскольку неформальный лидер очень хорошо чувствует атмосферу и настроение коллектива, он окажет неоценимую помощь в вопросах, связанных с психологическим климатом в вашей клинике. Его потенциал может быть использован в ряде случаев, таких как:

  • сплочение команды для решения стоящих задач;
  • улучшение морального климата в команде;
  • разрешение споров, конфликтов;
  • инициатива в выдвижении новых идей;
  • повышение дисциплины.

Если же вы полностью уверены, что предприняли все возможные шаги по заключению мира, а лидер, вопреки всему, продолжает свою деструктивную деятельность, тогда имеет смысл с ним попрощаться. Но как это сделать максимально безболезненно? Прежде всего, вы должны удостовериться, что вместе с лидером не уйдут другие сотрудники. Поэтому, прежде чем увольнять лидера, обсудите еще раз с коллективом политику руководства. Уточните все слабые места и спорные вопросы. Ваши подчиненные должны понимать, что вы не устраняете «борца за справедливость», а наоборот, пытаетесь достигнуть этой справедливости общими усилиями, избежав раскола в коллективе.

Как воспитать лидера?

Может ли руководство вырастить неформального лидера искусственно, «под себя»? Не следует забывать, что неформальный лидер не имеет власти и полномочий, поэтому единственное, что может позволить ему быть лидером, — персональные качества (харизма, эмоциональный интеллект). Эти качества на 90% врожденные. Существует мнение, что человек может развить в себе необходимые качества, но в большинстве случаев это неблагодарное дело, поскольку результат не оправдывает потраченных усилий.

Неформальный лидер есть в любом коллективе: в любой постоянной группе людей естественным путем выделяется лидер — личность энергетически сильнее, активнее, готовая взять ответственность, принять решение. Это человек, за которым в экстремальной ситуации пойдут люди. Поэтому руководитель не может воспитать неформального лидера «с нуля», но может выделить в коллективе личность, которая уже имеет такие задатки, и просто развивать их дальше, ориентируя человека на путь конструктивного сотрудничества.

Случаи, когда растить неформального лидера может быть оправдано:

  • руководитель планирует «вырастить» преемника, т.е. он сам собирается занять более высокую должность и хочет поставить кого-то на свое место;
  • руководитель планирует разделить свой отдел на две части, поэтому необходимо, чтобы кто-то возглавил вторую команду;
  • руководитель целенаправленно «воспитывает» лидера, который будет «засланным казачком» и докладывать руководителю о настроениях и ситуациях в коллективе и за счет своего персонального влияния (которого нет у самого руководителя) влиять на коллектив (необходимым руководителю образом, конечно).

Кому же еще как не медикам знать, что профилактика болезни всегда лучше, чем ее лечение? Во избежание появления деструктора в вашем коллективе необходимо уделять постоянное внимание групповым процессам. Сотрудников с лидерскими качествами нужно распознать как можно раньше и сразу же привлечь к себе в союзники. Лучшими методами взаимодействия здесь является общение на равных, наличие ответственных задач и материальных стимулов. Направив энергию лидеров в конструктивное русло, вы получите незаменимых сотрудников, которые смогут контролировать настроение всего коллектива.