География минеральных ресурсов мира. Ископаемые ресурсы

Минеральные ресурсы

(a. mineral resources; н. Mineralressourcen, mineralische Ressourcen; ф. ressources minerales; и. recursos minerales ) - совокупность полезных ископаемых, выявленных в недрах отд. регионов, стран, континентов, дна океанов или Земли в целом, доступных и пригодных для пром. использования и, как правило, количественно оценённых геол. исследованиями и геол. разведкой. M. p. являются невозобновляемыми Природными ресурсами. Подготовленную к освоению часть M. p. называют минерально-сырьевой базой.
Понятие M. p. имеет неск. аспектов. B горно-геол. аспекте M. p. являются совокупностью выявленных в недрах скоплений (м-ний) различных п. и., в к-рых хим. элементы и образуемые ими минералы находятся в резко повышенной концентрации по сравнению c кларковыми содержаниями в земной коре, обеспечивающей возможность их пром. использования. B экономич. аспекте M. p. служат сырьевой основой для развития важнейших отраслей пром. произ-ва (энергетика, топливная пром-сть, чёрная и , хим. пром-сть, стр-во), a также возможным объектом междунар. сотрудничества. B условиях капиталистич. общества M. p. могут быть одной из причин междунар. конфликтов, вызываемых борьбой капиталистич. гос-в за захват наиболее богатых источников Минерального сырья.
Пo областям использования M. p. подразделяются на топливно- энергетическиe ( , природный газ, угли, торф, ); руды чёрных металлов (железные, марганцевые, хромовые и др.); руды цветных и легирующих металлов (алюминия, меди, свинца, цинка, никеля, кобальта, вольфрама, молибдена, олова, сурьмы, ртути и др.); руды редких и благородных металлов; горнохимическиe ( , апатиты, каменная, калийная и магнезиальная соли, cepa и её соединения, бром и иодсодержащие растворы, флюорит и др.); ; нерудное индустриальное сырьё (слюда, асбест, кварц и др.); нерудные (цементное и , мраморы, шиферные , глины, туфы, гранит); гидроминеральныe (подземные пресные и минерализованные воды, в т.ч. бальнеологич., термальные и др.). Приведённая является условной, т.к. области пром. применения нек-рых п. и. могут быть многообразными, напр. являются также сырьём для хим. пром-сти, и др. - сырьём для металлургии, произ-ва, хим. пром-сти и пром-сти строит. материалов.
Понятие M. p. изменяется во времени и зависит от уровня развития общества, от потребностей произ-ва, a также от уровня техники и возможностей экономики. Природные минеральные вещества становятся M. p. только после того, когда в них появляется потребность и появляются способы их практич. использования. Чем выше техн. вооружённость, тем шире ассортимент п. и. и большее число новых видов минерального сырья вовлекается в пром. произ-во. Напр., кам. стал п. и., имеющим пром. значение, только c кон. 17 в., нефть - c cep. 19 в.; руды алюминия, магния, хрома и редких элементов, и др. - c кон. 19 - нач. 20 вв.; урановые руды - c cep. 20 в. Oб истории освоения M. p. см. в ст. Горное дело .
Пространств. M. p. в недрах Земли в целом, a также отд. континентов и стран характеризуется неравномерностью.
Cв. 80% разведанных запасов угля промышленно развитых и развивающихся стран сосредоточено в недрах пяти капиталистич. стран - США, ФРГ, Великобритании, Австралии и ЮАР, 87% марганцевых руд - в ЮАР и Австралии, 86% калийных солей - в Канаде. Значительная часть M. p. мн. важнейших видов п. и. сосредоточена в недрах развивающихся стран (рис. 1).


Как правило, M. p. количественно оцениваются Запасами полезных ископаемых и Прогнозными ресурсами. B минерально-сырьевом балансе мира, a также в балансе отд. стран св. 70-80% запасов каждого вида п. и. приходится на сравнительно небольшое число крупных м-ний и м-ний-гигантов, остальные сосредоточены в средних и многочисл. мелких м-ниях. Пo пром. значению и размерам запасов п. и. условно различают уникальные м-ния, имеющие большое значение в мировых запасах планеты в целом, крупныe - в запасах больших по территории и обеспеченных M. p. стран, средние - в запасах cp. и небольших стран или отд. регионов крупных стран, небольшие и мелкиe - в запасах небольших стран или отд. p-нов и предприятий. Данные o запасах отд. видов п. и. по континентам приведены в табл., a их распределение по странам - в статьях об отд. видах п. и. и гос-вах.


Наиболее изучены давно действующие горнопром. p-ны, территории социалистич. и промышленно развитых капиталистич. стран, в меньшей степени - территории развивающихся стран Африки и Азии, нек-рых p-нов Латинской Америки, a также Мирового океана;. Несмотря на истощение давно эксплуатируемых отд. м-ний и сокращение разведанных запасов п. и. в нек-рых странах, уровни добычи, достигнутые в мире в нач. 80-x гг., обеспечиваются на длит. сроки (рис. 2).


Однако значит. часть выявленных п. и. сосредоточена в м-ниях c относительно бедными рудами или залегающими на больших глубинах и в сложных горно-геол. условиях.
Пром. освоение M. p. включает их оценку (н.-и., поисковые и геол.-разведочные работы) и собственно освоение (добыча, обогащение и переработка), масштабы и интенсивность к-рого определяются особенностями пром. и социально-экономич. развития общества, ролью минерально-сырьевого сектора x-ва в экономике страны. Невозобновляемость M. p. обусловливает необходимость их рационального использования, сокращения потерь при добыче, переработке и транспортировке, a также утилизации вторичного сырья и соблюдения эколого-экономич. подхода при эксплуатации M. p. Литература : Быховер H. A., Экономика минерального сырья, (т. 1-3), M., 1967-1971; Мирлин Г. A., Минеральные ресурсы на рубеже XX и XXI столетий, "Изв. AH CCCP, cep. Геол.", 1983, No 9. Г. A. Мирлин.


Горная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Е. А. Козловского . 1984-1991 .

Смотреть что такое "Минеральные ресурсы" в других словарях:

    Совокупность запасов полезных ископаемых в недрах Земли (района, страны, региона, континента, планеты в целом), пригодных для использования в различных отраслях хозяйства. Многие минеральные ресурсы (нефть, уголь, золото, серебро, вольфрам,… … Экологический словарь

    Совокупность запасов полезных ископаемых в недрах, пригодных для промышленного использования в современных условиях и в перспективе. По английски: Mineral resources Синонимы: Ресурсы литосферы См. также: Исчерпаемые природные ресурсы Литосфера… … Финансовый словарь

    минеральные ресурсы - Природные вещества минерального происхождения, пригодные для получения энергии, сырья и материалов в современных условиях и в перспективе. Syn.: полезные ископаемые; минерально сырьевые ресурсы … Словарь по географии

    Совокупность запасов полезных ископаемых в недрах района, страны, группы стран, континента, мира в целом, подсчитанных применительно к существующим кондициям на полезные ископаемые с учетом научно технического прогресса (увеличение глубины… … Большой Энциклопедический словарь

    Природные вещества минерального происхождения, используе­мые для получения энергии, сырья и материалов. Относятся к категориигаевозобновимых. Краткий географический словарь. EdwART. 2008 … Географическая энциклопедия - – 1). В соответствии с Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики, м.р. – это все неживые; в Заключительном акте IV Специального консультативного совещания государств участников Договора об Антарктике предусмотрено, что … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

    минеральные ресурсы - 24 минеральные ресурсы Прогнозируемые потенциальные запасы полезных ископаемых в земной коре, пригодные для извлечения и использования как в современных условиях, так и в перспективе

Урок 1 5 . Тема : География м инеральны х ресурс ов мира .

Ц ель : - актуализировать знания об основных закономерностях размещения месторождений определенных видов полезных ископаемых ; - обосновать роль и значение минеральных ресурсов для развития хозяйства ; - охарактеризовать размещение различных видов минеральных ресурсов мира; - развивать умение работать со статис ти ческими материалами, картами атласа, диаграммами.

Оборудование :политическая карта мира, учебник, справочники, атласы, таблицы, диаграмма.

Основные понятия : минерально-сырьевые ресурсы, топливн ое , рудн оё , нерудн ое сыоьё.

Тип урока : комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Вопрос ы:

Какие виды природных ресурсов вы знаете?

Какие из них являются наиболее важными для развития промышленности?

Что такое полезные ископаемые?

На какие группы делятся полезные ископаемые по хозяйственному назначению?

На какие группы делят полезные ископаемые по происхождению?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Еще в древние времена люди начали использовать минеральные ресурсы. Но в ые этапы их освоения даже отражены в названиях периодов исторического развит ия : каменный век, бронзовый век, железный век. В наши времена в хозяйстве используется более 200 различных видов минерального сырья. По образному

выражением академика А. Есть. Ферсмана, сейчас к ногам человечества возложена вся периодич еская таблица Менделеева. Однако земную кору нельзя рассматривать как волшебную скатерть-самобранку, которая по желанию людей станет поставлять им сокровищ а земных недр. Во-первых, почти все минеральные ресурсы относят к категории не возобновляемых , во-вторых, мировые запасы отдельных видов далеко неодинаковы, а в-третьих, «аппетиты»человечества ежегодно растут. Поэтому человечество должно использовать их рационально.

IV. Изучение нового материала

Тектоническое и геологическое строение земной коры обусловливает неравномерное размещение полезных ископаемых. Россия, Китай, Австралия, Канада и США имеют практически все виды минерально-сырьевых ресурсов и принадлежат к категории стран максимальной ресурсообеспечен ности . Другие страны обеспечены лишь несколькими видами полезных ископаемых.

1. Особенности размещения топливных, рудных и нерудных ресурсов мира

(работа по вариантам I –III, можно рядами, каждый вариант прорабатывает размещения определенной группы полезных ископаемых и составляет таблицу, см. раздел «Закрепление».)

2. Задание. Пользуясь картами атласа и диаграммами, определите регио-

ны, страны с:

I вариант - крупнейшими запасами топливных полезных ископаемых.

II вариант - крупнейшими запасами рудных полезных ископаемых.

III вариант - важнейшими месторождениями нерудных полезных ископаемых.

    Угольные бассейны мира (их около 3600) охватывают до 15 % площади су ши . Общие запасы - 15 трлн тонн, разведанные - 9 трлн тонн. Крупнейшие месторождения угля находятся в КНР, США, России, Украине, Казахстане, Польше, Австралії, ФРГ, Канаде .

    Общемировые запасы нефти - 350-450 млрд тонн). Ведущие страны по запасам: Саудовская Аравия, Россия, Кувейт, Иран, Ирак, США. Основные районы залегания: Персидский залив; Сибирь; Урало-Поволжье; шельф Мексиканского залива; Аляска; акватория Северного моря; север Южной Америки; Ґв и нейська залив, Северная Африка; Большие Зондские острова.

    Природный газ образуется с нефтью, поэтому их месторождения часто совпадают территориально. Запасы природного газа - 200-300 трлн куб. м (достоверные - к 100 трлн куб. м). Ведущие страны по запасам: Россия (43 %), Иран, США, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Алжир, Норвегия.

    Рудные полезные ископаемые представлены рудами черных и цветных, р едких , рассеянных, благородных металлов. Большие запасы железной руды (в мире - 800 млрд тонн, разведанные 200-250 млрд тонн) есть в России, Австралии, Бразилии, Украине, США, Канаде, Индии и др. Мировые запасы марганцевых руд составляют почти 17 млрд тонн. Более чем 90 % из них приходится на Ю А и Украину. За по-

пасами руд хрома выделяются Ю А, Зимбабве, Казахстан.

    Из руд цветных металлов наиболее распространенными являются руды алюминия (запас ы - более 70 млрд тонн). Крупнейшие месторождения алюминиевого сырья размещено в Гвинее, Бразилии, Австралии, Индии, Суринаме, России, Ямайке. Медные руды на и более распространены в Чили (90 % мировых), Замбии, ДРК, США, Канаде, Австралии.

Значительные запасы полиметаллических руд имеются в США, Канаде, Австралии, России, Казахстане, Ю А. Более 90 % оловянных руд находятся в «олов"яному поясе»: Ро с сия - Монголия - КНР - Вьетнам Таиланд - Малайзия - Индонезия - Австрал и я. На киноварь (ртутная сырье) богатые Россия, Украина, Словения, Алжир, Италия, Кыргызстан. Большинство мировых запасов золота и платины находятся

в ПА, США, Канаде, России, Австралии; урановых руд Австралии, Южной Аф-

рике, Канаде, Н и ґер ии , Бразилии, США.

    Нерудное горно-химическое сырье - апатиты, нефелины, каменная и калийная соли, сера, барий фосфориты. Значительные месторождения калийных солей в США и Канад е , Германии, России, Беларуси; апатитов - на полуостровах Лабрадор и Кольськом, фосфоритов - в Западной Африке (Марокко), на Аравийском полуострове, в США (Флорида).

    Наибольшие объемы добычи приходятся на строительные материалы , которые распространены повсюду. Запасы драгоценных и полудрагоценных камней имеют Индия, Ро с сия, Шри-Ланка, Канада и др. Значительные алмазоносні провинции расположены в Африке, России, Австралии.

2. Проблемы использования минеральных ресурсов

З .3 ада ние . Сформулируйте главные проблемы эксплуатации месторождений минеральных ресурсов. Предложите пути их решения.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Обобщить результаты работы вариантов.

Страны, которые имеют наибольшие запасы отдельных видов полезных ископаемых .

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Проработать §__.

Обозначить на контурной карте страны с крупнейшими запасами нефти, природного газа, угля, железных руд, алюминиевых руд, алмазов.

Объединиться в группы по 3-4 ученика и подготовить защиту проектов по темам:

«Земельные ресурсы мира», «Климатические ресурсы мира», «Водные ресурсы мира », «Ресурсы Мирового океана», «Лесные ресурсы мира», «Рекреационные ресурсы мира». Доклады желательно сопровождать наглядными материалами.

Уроки 15-17. Тема : География минеральных ресурсов, земельных, лесных, водных, рекреационных ресурсов и ресурсов Мирового океана.

Цели урока : - Формирование научного представления о богатстве, разнообразии и проблемах природных ресурсов.

Отработка приёмов публичного выступления;

Формирование умений и навыков отбора информации в Интернет-ресурсах.

Развитие у школьников творческих умений и навыков, формирование креативного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Ознакомление с использованием и проблемами мировых ресурсов.

Тип урока : урок формирования новых знаний с применением современных компьютерных технологий;

Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская, инновационная направленность педагогической деятельности на уроках географии.

Форма урока : комбинированный.

Ценностный компонент урока : вся история человеческого общества – это история взаимодействия его с природой, с географической средой.

Оборудование : класс с интерактивным оборудованием, учебник, атласы.

Организация учебной деятельности на уроке

    Организационный этап.

    Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Учитель: С природными ресурсами и экологическими проблемами вы уже начали знакомиться в предыдущих курсах географии. Мы продолжим их изучение. Это особенно важно потому, что данная проблема – важнейшая, «дирижирующая» в современной географической науке. Она более всего связывает географию с практикой, с прогнозированием. В настоящее время в географической науке сформировались такие научные направления, как география природных ресурсов, геоэкология, медицинская, рекреационная география и др.

III .Актуализация опорных знаний

Учитель: прежде чем приступить к изучению данной темы, вспомните:

1 ) Что такое «географическая среда»? (Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития).

2) Что такое «окружающая среда»? ( Окружа́ющая среда́» - обобщённое понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Как правило, применение термина относится к описанию природных условий на поверхности , состоянию её локальных и глобальных и их взаимодействие с человеком . В таком значении термин используется в международных соглашениях ).

Окружающая среда - обычно рассматривается как часть , непосредственно окружающей (отсюда и название) некоторую живую (человека, животного и т. д.) и состоящей из объектов живой и неживой природы.

Окружающая среда - и деятельности , весь окружающий человека мир, включая и , и антропогенную среду .

В современную эпоху человеческая деятельность охватила практически всю и её масштабы теперь сравнимы с действием глобальных природных процессов, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды .

3 )Что такое природные ресурсы ? (Это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности можно использовать для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности).

4.Учитель: В свою очередь сырьевые материалы, вовлечённые в общественное производство и многократно в нём преобразованные, превращаются уже в экономические ресурсы.

IV .Изучение нового материала

Учитель . Мировые природные ресурсы играют огромную роль в жизни человека; всё, что ему необходимо в жизни, он получает благодаря добыче и переработке природных ресурсов. Они являются связующим звеном в системе “природа-общество”. Давайте вспомним, какие виды природных ресурсов вам известны? (анализ рис.25 – стр.55) – Классификация природных ресурсов.

Ученик.

1. Минеральные ресурсы.

2. Земельные ресурсы.

3. Водные ресурсы.

4. Биологические ресурсы.

5. Ресурсы Мирового океана.

6. Рекреационные ресурсы.

Самостоятельная работа : используя текст учебника – стр. 55-56 и рис.25, составить логический конспект по теме: «Классификация природных ресурсов».

Учитель: В XXI веке во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Превращение природных ландшафтов в антропогенные – городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, рекреационные и т.д. – чрезвычайно ускорилось, распространяясь на всё новые пространства. Общество стало изымать из природы всё больше ресурсов и одновременно возвращать в природу всё более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы: 1)Рационального использования природных ресурсов и 2)Охрана окружающей среды от загрязнения.

6. Вспомните из курса географии 9 класса: Что такое «ресурсообеспеченность»? ( это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения).

7.Это интересно знать! Подборка материалов произведена группой учащихся. Например:

По расчетам учёных, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн.т. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить на 1000 лет.

В развивающихся странах находится 90% олова и кобальта, 75% бокситов, 60% меди, более 60% нефти и т.д.

(работы представлены в виде отдельных слайдов).

Учитель : Что такое «природопользование»? (Это совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению).

Границы природопользования очень подвижны. Они учитывают все воздействия на природу – как полезные, так и вредные для человека. Отсюда и разделение природопользования на рациональное и нерациональное.

Рациональное природопользование – система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учётом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

Нерациональное природопользование – система деятельности, не обеспечивающая сохранения природно-ресурсного потенциала (например, неконтролируемая вырубка леса, хищнический подход к лову рыбы и т. Д.).

По этим видам темам учащиеся получили опережающее задание: подобрать материал на сайтах Интернета и подготовить презентацию для публичной защиты.

8. Презентация на тему: «Характеристика мировых природных ресурсов».

9.По ходу рассмотрения данной презентации учащиеся заполняют таблицу:

Сделайте анализ круговой диаграммы, начертите её в тетрадях. Выводы записать.

На изучение всех видов природных ресурсов достаточно двух уроков. По мере представления презентаций, учащихся класса составляют план-конспект (п.12-14), (таблицы, схемы, опорные конспекты или др.).

V . Характер творческих работ:

Минеральные ресурсы – достаточно ли их?

Земельные ресурсы: два противоположных процесса.

Водные ресурсы суши: проблема пресной воды.

Биологические ресурсы: предотвратить оскудение!

Ресурсы Мирового океана: кладовая богатств.

Климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.

Рекреационные ресурсы – основа отдыха и туризма.

Учащиеся представляют свою самостоятельную творческую работу, дают пояснения и отвечают на вопросы одноклассников. Обязательно вместе с учащимися оцениваем презентацию и её представление, таким образом, ребята приобретают навыки публичного представления своих работ.

VI . Заключительные презентации на темы : «Загрязнённость окружающей среды, охрана природной среды», «Экологические проблемы человечества», пути их решения».

Учитель : В развитых странах мира важное место в системе природопользования начинает занимать мониторин г – комплекс научных, технических, технологических, организационных и других мер по обеспечению систематического контроля за состоянием и тенденциями развития природных и техногенных процессов.

Дополнительный материал:

1. Земельные ресурсы

Земельные ресурсы - земли, которые используются или могут использоваться в различных отраслях хозяйства. Относятся к восстановительным и характеризуются определенной территорией, качеством почв, климатом, рельефом, г и дролог и ч еским режимом, растительностью и тому подобное. Земельный фонд (без Антарктиды) составляет 133,9 млн кв км2, или 26,3% общей площади земного шара, в том числе: пахотные

земли (пашня, сады, плантации) - 11 %, луга и пастбища - 24 %, леса и кустарники - 31 %, малопродуктивные земли (болота, пустыни, ледники) - 30 %, антропогенн ые застройки (города, заводы, транспорт) - 3 %. Одним из важнейших показателей в земельном фонде территории является част ь пахотных земель. На Евразию приходится 59 % мировой пашни, на Северную и Центральну ю Америку - 15 %, на Африку - 15 %, на Южную Америку - 8 %, на Австралию - 3 %. 80 % мировой пашни находится в засушливой зоне. Круп ная доля пастбищ - в странах Африки (24 %) и Азии (18 %). Структура земельного фонда планеты не остается неизменной. Ежегодное сокращение с е льско хозяйственных угодий составляет более 9 млн га.

2. Водные ресурсы

К водным ресурсам относят поверхностные и подземные воды, которые испольются или могут быть использованы в хозяйстве. Реально пригодными для освоение является прежде всего воды рек, пресных озер и подземных вод неглубокого залегания - это менее 1 % ресурсов пресной воды и лишь 0,03 % всех водн ы х запасов Земли. Запасы доступной пресной воды размещены очень нер а вном е рно. Треть земли уже сейчас испытывает нехватку воды. 700 млн человек, которыеживут в 43 странах мира, страдают от постоянного дефицита воды, а более 900 млн человек не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды.

Проблема дефицита пресной воды обусловлена прежде всего бурным развитием хозяйства. Основными потребителями пресной воды является сельское хозяйство (63 %), промышленность (27 %), коммунальное хозяйство (7 %) и транспорт. Мировое потребление пресной воды превышает 3 800 млрд м3 в год. Главными

путями преодоления проблемы является уменьшение расхода вод, водоемкости производства, внедрение новейших технологий (опреснение морской воды, транспор тирование айсбергов, территориальное перераспределение речного стока и т. п).

3. Лесные ресурсы

Лесные ресурсы - это леса определенной территории, которые используются или могут использоваться для удовлетворения любых потребностей общества. Составляются из древесных, технических, пищевых, кормовых, лекарственных ресурсов. Леса исполняют также защитные, водоохранные, оздоровительные, заповедные функции. Лесной фонд мира составляет примерно 28 % суши. Большая часть лесов сконцентрова в двух лесных поясах - северном, с преобладанием хвойных пород (про ходит через Канаду, США, Скандинавию, Россию) и южном, с лиственными породами деревьев (территории Центральной и Южной Америки, Экваториальной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии). По запасам древесины ведущие места в мире принадлежат России, Канаде, Бразилии, США, Индонезии; из африканских стран ДРК.

Ежегодно площади лесов сокращаются на 125 тыс. км2. Только за последние двести лет лесистость земной суши уменьшилось вдвое. Чтобы преодолеть проблем сокращение лесных ресурсов, предлагаются такие меры, как лесопосадки , комплексное использование древесины, замена древесины на синтетические мате-

риалы.

4. Ресурсы Мирового океана

Минеральные (нефть, природный газ, каменный уголь, соль, железо марганце вые конкреции и т. п), энергетические (механическая и тепловая энергия вод) и био ресурсы (представители растительного и животного мира океана), рекреационные и транспортн ые ресурсы. Проблема экономного использования богатств Мирового океана является общей проблемой человечества. В последние годы распространилось р а зведения некоторых видов организмов на морских плантациях и фермах (аква - и марикультур ы ).

5. Климатические ресурсы

Климатические ресурсы - неисчерпаемые природные ресурсы, что содержат солнечную энергию, влагу и энергию ветра (энергетические, сельскохозяйственные и рекреац ионные ресурсы климата). Сочетание тепла, влаги, водного режима, почв определенной территории, используемые в сельском хозяйстве, называют агроклиматическими ресурсами.

6. Рекреационные ресурсы

Рекреационные ресурсы - совокупность природных и антропогенных объектов и явлений, которые можно использовать для отдыха, лечения и туризма. Два направления - природные и социально-экономические.

Природные - морские побережья, берега рек, озер, леса, парки, горные ра й оны подобное.

Социально-экономические - памятники истории, архитектуры, этнографические элементы.

VII .Домашнее задание:

-выучить п.11-12, 13-14 (на два урока);

-повторить все ключевые слова по данной теме; подготовиться к диспуту;

-закончить оформление всех таблиц, логических конспектов, схем.

Для любознательных: подготовить творческий проект на тему: «Экологическая политика на современном этапе».

Урок 18. Тема: Практическая работа № 2. Сравнительная оценка ресурсообеспеченности 2-х отдельных стран или регионов мира.

Обобщение по темам: «География населения мира» и «География мировых природных ресурсов».

Цели : -Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

-Формирование умений рассчитывать ресурсообеспеченность на основе статистических данных, представлять результаты работы в различных формах (таблица, диаграмма), делать выводы на основе полученной информации.

-Развитие навыков работы с тематическими картами.

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма урока : урок самостоятельной практической работы.

Ход урока:

    Организационный момент.

О порядке работы на уроке. Форма представления результатов работы.

    Практическая работа (выполняется в тетрадях для практической работы с печатной основой).

    Обобщение

Минеральные ресурсы – это полезные ископаемые, которые извлекаются из недр земли. Под полезными ископаемыми понимают природные минеральные вещества земной коры, которые могут быть применены в хозяйстве в натуральном виде и после предварительной переработки. Использование минеральных ресурсов в настоящее время постоянно растет, практически используется около 200 видов минерального сырья.

Минеральное сырье – это основная база для производства промышленной продукции. В мире каждый год из недр извлекают свыше 100 млрд т различного минерального сырья и топлива.

Минеральные ресурсы – это учтенные запасы месторождений полезных ископаемых (рудных и нерудных), отложенные поверхностно и в водах озер, морей (соль, россыпи), используемые народным хозяйством.

Среди рудных полезных ископаемых различают руды:

1) черных металлов (железо, марганец, хром, титан, ванадий);

2) цветных металлов (медь, олово, алюминий, цинк, вольфрам, молибден, свинец, кобальт, никель);

3) благородных металлов (золото, платина, серебро);

4) радиоактивных металлов (радий, уран, торий). Рудные месторождения комплексны, в них присутствуют полезные компоненты нескольких минералов.

Нерудные полезные ископаемые – это негорючие и неметаллические твердые горные породы и минералы, в том числе:

1) строительные материалы (глина, песок, гравий, мел, известняк, мрамор);

2) химическое сырье (сера, апатит, фосфорит, калийные соли);

3) металлургическое сырье (асбест, кварц, огнеупорные глины);

4) драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма, малахит, хрусталь и др.).

Размещение минеральных ресурсов по планете связано с различиями в тектонических процессах, условиями их образования в прежние геологические эпохи. Древние горы богаче полезными ископаемыми. В горах и древних щитах на материках находятся рудные полезные ископаемые. В осадочных породах предгорных прогибов и платформ, в межгорных впадинах находятся месторождения нефти, природного газа, угля.

Большие запасы железорудного сырья сконцентрированы в США, России, Индии, КНР, Латинской Америке. Крупные запасы алюминиевого сырья расположены во Франции, США, Индии, России, а свин-цово-цинкового – в Канаде, Австралии, США.

Основная доля мировых угольных ресурсов сосредоточена в Северной Америке, Европе и Азии, крупнейшие угольные бассейны – в России, США, Германии.

Нефтегазоносные ресурсы в основном сосредоточены в Северной Америке, Азии, Африке.

Изменения в географии добычи и потребления сырья, динамика цен на мировом рынке оказывают значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в отдельных странах.

Запасы довольно динамичны, их размеры меняются в процессе развития науки и техники, при разведке и разработке все новых месторождений полезных ископаемых, рациональном их использовании. Обнаружены крупные запасы марганца, железа, кобальта, меди и других минералов на дне Мирового океана.

Минеральными ресурсами принято называть полезные ископаемые, извлеченные из недр. Полезные ископаемые - это природные минеральные вещества в земной коре, которые при данном состоянии развития техники могут быть с достаточным экономическим эффектом извлечены и использованы в народном хозяйстве в естественном виде или после предварительной переработки.

Современное хозяйство использует около 200 видов минерального сырья. Единой, общепринятой системы их классификации нет. В зависимости от физических или химических свойств добываемого сырья, от отрасли экономики, где оно находит применение, от особенностей возникновения в земной коре известные полезные ископаемые подразделяются на группы.

Широко используется классификация полезных ископаемых на основе технологии их использования: топливно-энергетическое сырье (нефть, уголь, газ, уран), черные, легирующие и тугоплавкие металлы (руды железа, марганца, хрома, никеля, кобальта, вольфрама и др.), цветные металлы (руды алюминия, меди, свинца, цинка, ртути и др.), благородные металлы (золото, серебро, платиноиды), химическое и агрономическое сырье (калийные соли, фосфориты, апатиты и др.), техническое сырье (алмазы, асбест, графит и др.), флюсы и огнеупоры, цементное сырье.

Мировые прогнозные геологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн т. При современном уровне добычи этих ресурсов должно хватить на 1000 лет. Эти запасы состоят из угля (до 60%), нефти и газа (около 27%), а также сланцев и торфа.

Среди топливно-энергетических ресурсов наибольшие запасы в мире приходятся на уголь. Мировые разведанные запасы каменного и бурого угля составляют свыше 5 трлн т, а достоверные - около 1,8 трлн т.

Угольные ресурсы разведаны в 75 странах мира. Крупнейшие месторождения угля сосредоточены в США (445 млрд т), Китае (272 млрд т), России (200 млрд т), ЮАР (130 млрд т), Германии (100 млрд т), Австралии (90 млрд т), Великобритании (50 млрд т), Канаде (50 млрд т), Индии (29 млрд т) и Польше (25 млрд т).

В целом мировые ресурсы угля обильны, и обеспеченность ими значительно больше, чем другими видами топлива. При современном уровне мировой добычи угля (4,5 млрд т в год) разведанных к настоящему времени запасов может хватить примерно на 400 лет.

В странах Европы, а также во многих угольных бассейнах России верхние слои залежей уже разработаны, а извлекать уголь с глубины свыше 1000 м нерентабельно при нынешней технике и технологии. Выгодной остается лишь разработка угольных месторождений открытым способом (в Западном бассейне США, Восточной Сибири, ЮАР, Австралии). Так, добыча 1 т антрацита в Германии обходится втрое дороже, чем импорт из ЮАР, включая расходы по доставке.

Большая часть нефтяных месторождений рассредоточена по шести регионам мира и приурочена к внутриматериковым территориям и окраинам материков: Персидский залив - Северная Африка; Мексиканский залив - Карибское море (включая прибрежные районы Мексики, США, Колумбии, Венесуэлы и о. Тринидад); острова Малайского архипелага и Новая Гвинея; Западная Сибирь; северная Аляска; Северное море (главным образом норвежский и британский секторы); о. Сахалин с прилегающими участками шельфа.

Мировые запасы нефти составляют более 132,7 млрд. т. Из них 74% приходится на Азию, в том числе Ближний Восток (более 66%). Наибольшими запасами нефти обладают: Саудовская Аравия, Россия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Иран, Венесуэла.

Объем мировой добычи нефти составляет около 3,1 млрд. т, т.е. почти 8,5 млн. т в сутки. Добыча ведется 95 странами, причем более 77% продукции сырой нефти приходится на долю 15 из них, включая Саудовскую Аравию (12,8%), США (10,4%), Россию (9,7%), Иран (5,8%), Мексику (4,8%), Китай (4,7%), Норвегию (4,4%), Венесуэлу (4,3%), Великобританию (4,1%), Объединенные Арабские Эмираты (3,4%), Кувейт (3,3%), Нигерию (3,2%), Канаду (2,8%), Индонезию (2,4%), Ирак (1,0%).

Следует также учитывать, что при ныне существующей технике добычи на поверхность извлекается в среднем лишь 30-35% нефти, залегающей в недрах.

Разведанные запасы этого вида топлива за последние 15 лет выросли со 100 до 144 трлн м 3 . Прирост объясняется как открытием ряда новых месторождений (в частности, в России - в Западной и Восточной Сибири, на шельфе Баренцева моря), так и переводом части геологических запасов в категорию разведанных.

Крупнейшие разведанные запасы природного газа сосредоточены в России (39,2%), Западной Азии (32%), они есть и в Северной Африке (6,9%), Латинской Америке (5,1%), Северной Америке (4,9%), Западной Европе (3,8%). В последнее время выявлены значительные запасы его в Центральной Азии. На начало 1998 г. запасы природного газа составляли: Россия - 47600 млрд м 3 ; Иран - 21200 млрд м 3 ; США - 4654 млрд м 3 ; Алжир - 3424 млрд м 3 ; Туркмения - 2650 млрд м 3 .

Обеспеченность природным газом при современном уровне его добычи (2,2 трлн м 3 в год) составляет 71 год. В пересчете на условное топливо запасы газа приблизились к разведанным запасам нефти (270 млрд т).

Важное значение для производства черных металлов имеют запасы железной руды. Мировые прогнозные ресурсы железной руды достигают примерно 600 млрд т, а разведанные запасы - 260 млрд т. Крупнейшие в мире месторождения железной руды находятся в Бразилии, Австралии, Канаде, России, Китае, США, Индии, Швеции. Добыча железной руды в мире составляет 0,9-1,0 млрд т в год. Ресурсообеспеченность мирового хозяйства этим видом сырья - примерно 250 лет.

Из сырья для производства цветных металлов на первом месте находятся бокситы. Крупнейшие месторождения бокситов сосредоточены в Австралии, Гвинее, Бразилии, Венесуэле, на Ямайке. Добыча бокситов достигает 80 млн т в год, так что нынешних запасов должно хватить на 250 лет. В России запасы бокситов сравнительно невелики.

Геологические запасы медных руд оцениваются в 860 млн т, из них разведанных - в 450 млн т (в Индии, Зимбабве, Замбии, Конго, США, России, Канаде). При нынешнем объеме добычи - 8 млн т в год - разведанных запасов медных руд хватит примерно на 55 лет.

Наибольшими запасами бокситов (главное сырье алюминиевой промышленности) располагают Гвинея (42% мировых запасов), Австралия (18,5%), Бразилия (6,3%), Ямайка (4,7%), Камерун (3,8%) и Индия (2,8%). По масштабам добычи (42,6 млн. т) первое место занимает Австралия.

Общий объем добычи золота в мире составляет 2200 т. Первое место в мире по добыче золота занимает ЮАР (522 т), второе - США (329 т). Старейший и самый глубокий золотой рудник в США - Хоумстейк в горах Блэк-Хилс (Южная Дакота); добыча золота там ведется свыше 100 лет. Современные методы экстракции (иманирование) делают рентабельным извлечение золота из многочисленных бедных и убогих месторождений.

Примерно 2/3 мировых ресурсов серебра связано с полиметаллическими медными, свинцовыми и цинковыми рудами. Серебро извлекается в основном попутно из галенита (сульфида свинца). Месторождения преимущественно жильные. Наиболее крупные производители серебра - Мексика (2323 т), Перу (1910 т), США (1550 т), Канада (1207 т) и Чили (1042 т). Наибольшими разведанными запасами урана обладают Австралия (более 20% мировых запасов), Казахстан (18%), Канада (12%), Узбекистан (7,5%), Бразилия и Нигер (по 7%). Крупное месторождение уранита Шинколобве находится в Демократической Республике Конго. Значительными запасами располагают также Китай, Германия и Чехия.

Еще один важный минеральный ресурс - поваренную соль - получают из месторождений каменной соли и путем выпаривания воды соленых озер и морской воды. Мировые ресурсы поваренной соли практически неисчерпаемы. Почти каждая страна обладает либо залежами каменной соли, либо установками по выпариванию соленой воды. Колоссальный источник поваренной соли - сам Мировой океан. Первое место по добыче поваренной соли занимают США (21%), затем следуют Китай (14%), Канада и Германия (по 6%). Значительная добыча соли ведется во Франции, Великобритании, Австралии и Польше.

Алмазы - самые известные из драгоценных камней - играют важную роль в промышленности благодаря их исключительно высокой твердости. Мировая добыча алмазов составляет 107,9 млн. каратов (200 мг); в том числе технических алмазов было добыто 91,2 млн. каратов (84,5%), ювелирных - 16,7 млн. каратов (15,5%). В Австралии и Конго доля ювелирных алмазов составляет всего 4-5%, в России - около 20%, в Ботсване - 24-25%, ЮАР - более 35%, в Анголе и Центральноафриканской Республике - 50-60%, в Намибии - 100%.

Минеральные ресурсы - полезные ископаемые, которые образуются естественным образом в земной коре. Они могут иметь органическое и неорганическое происхождение.

Были идентифицированы более двух тысяч минералов, и большинство из них содержат неорганические соединения, образованные различными комбинациями восьми элементов (O, Si, Al, Fe, Ca, Na, K, и Mg), которые составляют 98,5% от коры Земли. Мировая промышленность зависит от около 80 известных минералов.

Месторождением полезных ископаемых является скопление твердых, жидких или газообразных минералов, в или над земной корой. Минеральные ресурсы являются невозобновляемыми и исчерпаемыми природными ресурсами, а также могут обладать металлическими (например железо, медь и алюминий), а также неметаллическими свойствами (например, соль, гипс, глина, песок, фосфаты).

Минералы представляют собой ценные . Это чрезвычайно важное сырьё для многих базовых отраслей экономики, которое являются основным ресурсом для развития. Управление минеральными ресурсами должно тесно интегрироваться с общей стратегией развития, а при эксплуатации полезных ископаемых следует руководствоваться долгосрочными целями и перспективами.

Минералы обеспечивают общество всеми необходимыми материалами, а также дорогами, автомобилями, компьютерами, удобрениями и т.д. Спрос на полезные ископаемые растет во всем мире по мере роста населения, а добыча минеральных ресурсов Земли ускоряется и возникают экологические последствия.

Классификация минеральных ресурсов

Энергетические (горючие) минеральные ресурсы
(уголь, нефть и природный газ)
Неэнергетические минеральные ресурсы
Металлические свойства Неметаллические свойства
Драгоценные металлы (золото, серебро и платина) Строительные материалы и камни (песчаник, известняк, мрамор)
Черные металлы (железная руда, марганец) Другие неметаллические минеральные ресурсы (соль, сера, поташ, асбест)
Цветные металлы (никель, медь, олово, алюминий, свинец, хром)
Феросплавы (сплавы железа с хромом, кремнием, марганцем, титаном и др.)

Карта минеральных ресурсов мира

Роль минеральных ресурсов

Минеральные ресурсы играют важную роль в экономическом развитии стран мира. Есть регионы богатые минералами, однако неспособные их добывать. Другие регионы, добывающие ресурсы, имеют возможность расти с экономической точки зрения и получать ряд преимуществ. Значение минеральных ресурсов можно объяснить следующим образом:

1. Промышленное развитие

Если минеральные ресурсы могут быть извлечены и использованы, промышленность, в которой они используются будет развиваться либо расширяться. Бензин, дизельное топливо, железо, уголь и т.д. необходимы для промышленности.

2. Занятость населения

Наличие минеральных ресурсов создает рабочие места для населения. Они позволяют квалифицированным и неквалифицированным кадрам иметь возможность трудоустройства.

3. Развитие сельского хозяйства

Некоторые минеральные ресурсы служат основой для производства современного сельскохозяйственного оборудования, техники, удобрений и т.д. Они могут быть использованы для модернизации и коммерциализации сельского хозяйства, которые помогают развивать аграрную отрасль экономики.

4. Источник энергии

Существуют различные источники энергии, такие как бензин, дизельное топливо, природный газ и т.д. Они могут обеспечить необходимой энергией промышленность и населенные пункты.

5. Развитие собственной независимости

Развитие минерально-сырьевой отрасли позволяет создать больше рабочих мест с высоким качеством продукции, а также независимость отдельных регионов и даже стран.

6. И многое другое

Минеральные ресурсы являются источником иностранной валюты, позволяют зарабатывать на развитии транспорта и связи, увеличивать экспорт, поставки строительных материалов и т.д.

Минеральные ресурсы океанов

Океаны покрывают 70% поверхности планеты и задействованы в огромном количестве различных геологических процессов, ответственных за формирование и концентрацию минеральных ресурсов, а также являются хранилищем для многих из них. Следовательно, океаны содержат огромное количество ресурсов, которые в настоящее время являются основными потребностями человечества. Ресурсы в настоящее время добывается из моря или районов, которые раньше были в его пределах.

Химические анализы показали, что морская вода содержит около 3,5 % растворенных твердых веществ и более шестидесяти идентифицированных химических элементов. Извлечение растворенных элементов, а также добыча твердых полезных ископаемых, почти всегда экономически затратная, так как учитывается географическое расположение объекта (транспортировка), технологические ограничения (глубина океанических бассейнов) и сам процесс добывания необходимых элементов.

На сегодняшний день, основными минеральными ресурсами, получаемыми из океанов являются:

  • Соль;
  • Калий;
  • Магний;
  • Песок и гравий;
  • Известняк и гипс;
  • Железомарганцевые конкреции;
  • Фосфорит;
  • Металлические осадки, связанные с вулканизмом и вентиляционными отверстиями на дне океанов;
  • Золото, олово, титан и алмаз;
  • Пресная вода.

Добыча многих минеральных ресурсов из глубин океанов, является слишком затратной. Тем не менее, рост населения и истощение легко доступных наземных ресурсов, несомненно, приведет к более широкой эксплуатации древних месторождений и увеличения добывания непосредственно из вод океанов и океанических бассейнов.

Добыча минеральных ресурсов

Целью добычи минеральных ресурсов является получение полезных ископаемых. Современные процессы горнодобывающей промышленности включают поиск минералов, анализ потенциальной прибыли, выбор метода, непосредственная добыча и переработка ресурсов, а также окончательная рекультивация земель по завершению работ.

Добыча полезных ископаемых, как правило, создает негативное воздействие на окружающую среду, как в ходе горных работ, так и по их окончанию. Следовательно, большинство стран мира приняли правила, направленные на снижение вредного воздействия. Безопасность труда уже давно является приоритетной, а современные методы значительно уменьшили количество несчастных случаев.

Особенности минеральных ресурсов

Первой и самой основной характеристикой всех минералов является то, что они встречаются в природе. Минералы не производятся под влиянием человеческой деятельности. Тем не менее, некоторые минералы, такие как алмазы, могут быть изготовлены человеком (они называются синтезированными алмазами). Однако, такие искусственные алмазы классифицируются как минералы, потому что отвечают их основным пяти характеристикам.

Помимо того, что они формируется благодаря естественным процессам, твердые минеральные вещества стабильны при комнатной температуре. Это означает, что все твердые минералы, которые встречаются на поверхности Земли, не изменяются в форме при нормальной температуре и давлении. Эта характеристика исключает воду в жидком состоянии, однако включает ее твердую форму - лед - в качестве минерала.

Минералы также представлены химическим составом или структурой атомов. Атомы, которые содержатся в минералах расположены в определенном порядке.

Все минералы обладают фиксированным или переменным химическим составом. Большинство минералов состоят из соединений или различных комбинаций кислорода, алюминия, кремния, натрия, калия, железа, хлора и магния.

Образование минералов является непрерывным процессом, однако очень длительным (уровень потребления ресурсов превышает скорость формирования) и требует наличия многих факторов. Поэтому минеральные ресурсы относятся к невозобновляемым и исчерпаемым.

Распределение минеральных ресурсов неравномерное по всему миру. Это объясняется геологическими процессами и историей формирования земной коры.

Проблемы использования минеральных ресурсов

Горнодобывающая промышленность

1. Пыль, появляющаяся в процессе добычи, вредит здоровью и вызывает заболевания легких.

2. Добыча некоторых токсичных или радиоактивных минералов несет угрозу жизни людей.

3. Взрыв динамита при ведении горных работ очень рискованный, так как высвобождающие газы чрезвычайно ядовитые.

4. Подземные горные работы является более опасным, чем наземные, поскольку существует высокая вероятность несчастных случаев, связанных с обвалами, наводнением, недостаточной вентиляцией и т.д.

Быстрое истощение минералов

Повышение спроса на минеральные ресурсы вынуждает добывать все большее количество полезных ископаемых. В результате чего увеличивается потребность в энергии и появляется больше отходов.

Разрушение почвы и растительности

Почва - это самый ценный . Проведение горных работ способствует полному разрушению почвы и растительности. К тому же, после экстракции (получения минералов), все отходы сбрасываются на землю, что также влечет за собой деградацию.

Экологические проблемы

Использование минеральных ресурсов привело ко многим экологическим проблема, среди которых:

1. Превращение продуктивных земель в горные и промышленные районы.

2. Добыча минералов и процесс экстракции являются одними из главных источников загрязнения воздуха, воды и почвы.

3. Добыча включает в себя огромное потребление энергетических ресурсов, таких как уголь, нефть, природный газ и т.д., которые в свою очередь являются невозобновляемыми источниками энергии.

Рациональное использование минеральных ресурсов

Не секрет, что запасы минеральных ресурсов на Земле стремительно сокращаются, поэтому необходимо рационально использовать существующие дары природы. Люди могут экономить минеральные ресурсы за счет использования возобновляемых ресурсов. Например, при использовании гидроэлектроэнергии и солнечной энергии, в качестве источника энергии, можно сохранить полезные ископаемые, такие как уголь. Минеральные ресурсы также могут быть сохранены за счет рециркуляции. Хорошим примером является переработка металлолома. Кроме того, использование новых технологических методов добычи и подготовка шахтеров, сберегает минеральные ресурсы и сохраняет жизни людей.

В отличие от других природных ресурсов, минеральные ресурсы являются невозобновляемыми, и они неравномерно распределены по планете. Для их формирования требуются тысячи лет. Одним из важных путей сохранения некоторых минералов является замещение дефицитных ресурсов на обильные. Полезные ископаемые, для получения которых требуется большое количество энергии, должны перерабатываться.

Добыча минеральных ресурсов оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, в том числе уничтожает места обитания многих живых организмов, загрязняет почву, воздух и воду. Эти негативные последствия могут быть сведены к минимуму за счет сохранения минерально-сырьевой базы. Полезные ископаемые оказывают все большее влияние на международные отношения. В тех странах, где были обнаружены минеральные ресурсы, их экономика значительно улучшилась. Например, нефтедобывающие страны Африки (ОАЭ, Нигерия и т.д.) считаются богатыми из-за прибыли, полученной от нефти и ее продуктов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .