Чем отличается воздействие на природу людей. Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных. Примеры влияния человека на природу океана и гор, на состояние пресной воды

Перед всем человечеством стоит важнейшая задача - сохранение многообразия всех организмов, живущих на Земле. Все виды (растительность, животные) тесно взаимосвязаны. Уничтожение даже одного из них приводит к исчезновению взаимосвязанных с ним других видов.

С того самого момента, как человек придумал орудия труда и стал более-менее разумным, началось его всестороннее влияние на природу планеты. Чем больше развивался человек, тем большее влияние он оказывал на окружающую среду Земли. Каким образом человек влияет на природу? Что есть положительного и что отрицательное?

Отрицательные моменты

Есть и плюсы, и минусы влияния человека на природу. Для начала рассмотрим негативные примеры пагубного :

  1. Вырубки лесов, связанные со строительством магистралей и проч.
  2. Загрязнение почвы происходит в связи с использованием удобрений и химикатов.
  3. Сокращение численности популяций из-за расширения площадей для полей с помощью вырубки лесов (животные, лишаясь нормальной среды обитания, погибают).
  4. Уничтожение растений и животных в связи со сложностями их адаптации к новой жизни, сильно изменённой человеком, или же просто истребление их людьми.
  5. и воды разнообразными и самими людьми. К примеру, в Тихом океане существует “мёртвая зона”, где плавает огромное количество мусора.

Примеры влияния человека на природу океана и гор, на состояние пресной воды

Изменение природы под влиянием человека очень существенно. Сильно страдают флора и фауна Земли, загрязняются водные ресурсы.

Как правило, лёгкий мусор остаётся на поверхности океана. В связи с этим затрудняется доступ воздуха (кислорода) и света к обитателям этих территорий. Многочисленные виды живностей пытаются искать новые места для своего обитания, что, к сожалению, удаётся не всем.

Ежегодно течения океана приносят миллионы тонн мусора. Это самая настоящая катастрофа.

Негативное влияние оказывает и вырубка лесов на склонах гор. Они становятся голыми, что способствует возникновению эрозии, как следствие, происходит разрыхление почвы. А это приводит к разрушительным обвалам.

Загрязнение происходит не только вод океанов, но и пресной воды. Ежедневно в реки попадают тысячами кубометров стоки канализационных или промышленных отходов.
А заражены пестицидами, химическими удобрениями.

Ужасные последствия разливов нефти, добычи полезных ископаемых

Всего лишь одна нефтяная капля приводит к непригодности примерно 25 литров воды для питья. Но это не самое страшное. Довольно тонкая пленка нефти покрывает поверхность огромной площади вод - примерно 20 м 2 воды. Это губительно для всего живого. Все организмы под такой пленкой обречены на медленную смерть, потому что она препятствует доступу кислорода в воду. Это тоже прямое влияние человека на природу Земли.

Люди добывают полезные ископаемые из недр Земли, сформировавшиеся за несколько миллионов лет, - нефть, уголь и проч. Такие промышленные производства вместе с автомобилями выбрасывают в атмосферу углекислый газ в огромных количествах, что приводит к катастрофическому уменьшению озонового слоя атмосферы - защитника поверхности Земли от несущего смерть ультрафиолетового излучения от Солнца.

За период последних 50 лет температура воздуха на Земле возросла всего лишь на 0,6 градуса. Но это очень много.

Такое потепление приведет к повышению температуры Мирового океана, что будет способствовать таянию полярных ледников в Арктике. Таким образом, возникает самая глобальная проблема - нарушается экосистема полюсов Земли. Ледники - это самые главные и объемные источники чистой пресной воды.

Польза людей

Надо отметить, что люди приносят и определенную пользу, и немалую.

Надо и с этой точки зрения отметить влияние человека на природу. Положительное заключается в мероприятиях, проводимых людьми для улучшения экологии окружающей среды.

На многих обширных территориях Земли в разных странах организованы заповедные территории, заказники и парки - места, где все сохраняется в первозданном виде. Это самое разумное влияние человека на природу, положительное. В таких заповедных местах люди способствуют сохранению растительного и животного мира.

Благодаря их созданию многие виды животных и растений сохранились на Земле. Редкие и уже исчезающие виды обязательно заносятся в созданную человеком Красную книгу, по которой запрещается промысел на них и сбор.

Также люди создают искусственные водные каналы и оросительные системы, которые помогают поддерживать и увеличивать

В больших масштабах проводятся и мероприятия по высадке многообразной растительности.

Способы решения возникающих проблем в природе

Для решения проблем необходимо и важно в первую очередь активное влияние человека на природу (положительное).

А что касается биологических ресурсов (животных и растений), то их следует использовать (добывать) таким образом, чтобы в природе всегда оставались особи в количествах, способствующих восстановлению прежней численности популяций.

Также необходимо продолжить работы по организации заповедников и посадке лесов.

Проведение всех этих мероприятий по восстановлению и улучшению окружающей среды - влияние человека на природу положительное. Все это необходимо во благо самого себя.

Ведь благополучие жизни человека, как и всех биологических организмов, зависит от состояния природы. Сейчас перед всем человечеством стоит самая главная проблема - создание благоприятного состояния и устойчивости среды жизни.

Нерациональное использование воды для орошения и нужд промышленных предприятий приводит к высыханию мелких рек и резкому уменьшению стока крупных рек. Чрезмерное расширение орошаемых плантаций чревато опасностью высыхания рек и морей. Вследствие бесконтрольного и небрежного использования воды крупных рек, они не доходят до морей, что приводит к нарушению природных экологических систем и ухудшению здоровья жителей этого региона.

Поступление минеральных удобрений, отходов животноводства и канализационных стоков в водные бассейны влечёт за собой увеличение содержания азота и фосфора в воде, размножение водорослей и гибель животных, особенно рыб , вследствие уменьшения запасов кислорода.

Вырубка лесов и уменьшение их площадей в последнее время приводят к очень неблагоприятным результатам. В результате загрязнения атмосферы, водоёмов и почвы заболевает и гибнет большое количество деревьев. Гибель лесов обусловливает резкое изменение климата, сокращение водных богатств и ухудшение структуры почвы (рис. 78).

Для энергетического обеспечения хозяйства в настоящее время широко развёрнуто строительство тепловых, гидро- и атомных электростан-ций. Тепловые электростанции используют природное топливо, что приводит к загрязнению атмосферы (рис. 79), гидроэлектростанции требуют строительства водохранилищ на очень больших терри-ториях, в результате чего обширные земли с плодородной почвой оказываются под водой. Выяснилось, что атомные электростанции, которые ранее считались экологически чистыми и безопасными, также являются весьма опасными. Катастрофа на Чернобыльской АЭС в Украине вызвала экологический кризис, нанесла большой вред растительному и животному миру и привела к широкому распространению различных заболеваний среди населения.

Результаты деятельности человека в природе

В последний век воздействие человека на биосферу значительно возросло, что привело к возникновению острых проблем:

  • природные ресурсы постоянно сокращаются;
  • среда загрязняется и отравляется промышленными и бытовыми отходами, ядовитыми химическими веществами;
  • нарушаются природные экосистемы , озера , леса.

Эти неблагоприятные изменения оказывают сильное влияние на растительный и животный мир, на самого человека. Недопонимание человеком закономерностей эволюции биосферы может привести к нежелательным изменениям в окружающей среде.

Постоянно возрастающее влияние человека на гидросферу и атмосферу вызывает климатические изменения в масштабах биосферы. В част-ности, в течение последних лет в атмосфере наблюдается постепенное увеличение содержания углекислого газа. Использование органичес-кого топлива приводит к сгоранию и сокращению содержания кислорода и росту содержания углекислого газа в атмосфере с образо-ванием «парникового эффекта», что обусловливает повышение температуры земной поверхности.

Установлено, что за последние сто лет температура земной поверхности повысилась в среднем на 0,6°C. Изменение климата приводит ко всё большему увеличению площадей пустынь и степей, к таянию ледников в горах , понижению уровня воды океанов и морей. Атмосфера имеет озоновый слой, максимальная концентрация которого находится на высоте 15-25 км от поверхности Земли. В результате поступления в атмосферу оксидов азота (II) и фреона на протяжении ряда лет происходит уменьшение толщины озонового слоя. Материал с сайта

Фреон широко используется при распылении лаков и красок, в качестве охлаждающего вещества в холодильниках и кондиционерах. В последние годы в результате значительного уменьшения со-держания озона в атмосфере над Антарктидой наблюдается такое опасное явление, как «озоновые дыры». В целях предотвращения этого явления и предупреждения дальнейшего разрушения озонового слоя представители 50 стран мира в канадском городе Монреале в 1987 г. подписали международное соглашение о сокращении производства фреонов в среднем на 50%.

Загрязнение атмосферы

Загрязнение атмосферы беспрерывно продолжается и увеличивается из года в год. Это происходит за счёт поступления в атмосферу отходов промышленных предприятий, выхлопных газов транспорта, в составе которых содержатся вредные соединения, сероводород, углерод и тяжёлые металлы (частицы свинца, меди, кадмия, никеля и др.). Отходы заводов, построенных вблизи городов, приводят также к снижению плодородия почв и росту заболе-ваемости животных и людей. Выбросы химических заводов во многом способствуют загрязнению окружающей среды.

В атмосферу ежегодно выделяются сотни миллионов тонн загрязняющих веществ. Увеличение содержания H 2 S (сероводорода) в воздухе приводит к частому выпадению «кислотных» дождей. Одной из главных причин уменьшения плодородия фруктовых деревьев и поражения виноградников являются именно «кислотные» дожди.

Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных - страница №1/1

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЭКОЛОГИИ

учени_________7__ класса

МБОУ СОШ №181 г.Екатеринбурга

___________________________________

Задание 1. Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Дополните рассказ о взаимоотношениях человека и животных:

Невозможно переоценить роль животных в жизни человека. Конечно, они имеют большое практическое значение: из __________________________________________________________________

человек изготовляет одежду. Перевозить грузы помогают ________________

__________________________________________________________________

Человек использует в пищу произведенные животными___________________


Охраняют нас и наше имущество _________________________________________________________________

Животные также являются для нас источником хорошего настроения, воспитывают в людях чувство прекрасного. Многим нравятся скаковые лошади___________________________________________________________

_________________________________________________________________

В трудную минуту нас поддерживают домашние любимцы - ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Песня ________________________ ранней весной извещает о конце зимы.

Но некоторые животные являются причиной заболеваний человека. Например_________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 3. Отметьте правильный ответ:

Предельными условиями существования называют

а) условия, в которых животные быстрее всего размножаются

б) полное отсутствие света и воздуха

в) отсутствие пищи

г) условия, ограничивающие жизнь и размножение животных в данной среде

Задание 4. Перечислите предельные условия существования, которыми ограничено распространение животных на поверхности суши.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Дополните текст об условиях существования диких животных:

В нашей местности неблагоприятные условия существования для животных наступают ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Животные по разному приспособлены к выживанию в это время:

Ведут кочевой образ жизни, __________________________________________________ впадают в спячку, _____________________________________________________делают запасы корма. Человек помогает животным выжить в неблагоприятных условиях, например_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Детеныши рыси рождаются беспомощными и слепыми, а детеныши сайгака уже через несколько часов могут следовать за матерью. Подумайте, как это связано с условиями обитания названных животных.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7 . Продолжите предложения.

Большинство растений являются автотрофами, так как могут______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Все животные относятся к __________________ т.е._____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8 . Укажите способы активного питания и приведите примеры.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 9. Отметьте правильный ответ:

1. Выделение слез у крокодила помогает ему:

а) отвлечь внимание жертвы

б) удалить из организма избыток минеральных солей

в) лучше видеть намеченную жертву
2. Фактором, который не позволяет земноводным заселять тропические острова, удаленные от материка, является

а) глубина океана

б) большое расстояние между островом и материком

в) высокая соленость морской воды

г) низкая температура морской воды
3. Предельным условием существования животных в пустыне является

а) длина светового дня

б) засоление почвы

в) колебания температуры в течение дня

г) количество влаги

Задание 10. Заполните пропуски в тексте

Наземные животные, как правило______________воду. Вода поступает в организм водных животных через_________________________и___________

Выделение воды из организма необходимо для выведения ______________________________ и _________________________

Через покровы тела испаряется вода у______________________

__________________________________________________________________
Задание 11 . Укажите, какие приспособления для жизни в воде есть у китов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде. По отношению к воде животных делят на:


  1. влаголюбивые животные _________________________

  2. животные, обитающие в условиях умеренной влажности___________

  3. сухолюбивые животные___________________________

А Б В


Г Д Е


Ж З И
А.варан, Б.тюлень, В.верблюд, Г.пингвин, Д.жираф, Е. водосвинка, Ж.белка, З.рыба-клоун, И.бобр.

Задание 13. Каков состав природной воды?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Заполните таблицу

Дыхание у животных


Тип дыхания

Органы дыхания

Организмы, для которых это характерно

Задание 15 . В зимние месяцы в прудах и озерах часто происходят заморы – гибель водных животных из-за недостатка кислорода. Предложите меры борьбы с этим явлением.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 16.. Тест «Дыхание животных»

1. Для одноклеточных организмов характерно дыхание:

а) клеточное;


б) трахейное;
в) кожное.
2. Органы дыхания рыб:

а) лёгкие;


б) жабры;
в) трахеи.
3. Для майского жука характерно дыхание:

а) клеточное;


б) кожное;
в) трахейное.
4. Большинство наземных животных дышит при помощи:

а) трахей;


б) жабер;
в) лёгких.
5. У лягушки в дыхании принимает участие:

а) кожа и лёгкие;


б) только кожа;
в) только лёгкие.
6. Жаберное дыхание характерно для:

а) рыб;
б) птиц;


в) насекомых.
7. Лёгочное дыхание характерно для:

а) одноклеточных организмов;


б) зверей;
в) насекомых

Задание 17 . Из перечисленных животных выберите теплокровных

А. крокодил, Б. кобра, В. ящерица, Г. черепаха, Д. сазан, Е. мышь,

Ж. кошка, З.степная пустельга

Задание 18. Установить соответствие между животными и их приспособлениями к изменениям температуры среды

Приспособления Животные

А) Прогревание на солнце. 1) Теплокровные

Б) Густота волосяного и перьевого покрова 2) Холоднокровные

В) Наличие подкожного жира

Г) Частота дыхательных движений

Д) Увеличение двигательной активность.

Е) Оцепенение


А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 19. Установить соответствие между животными и их образом жизни (дневной, ночной и сумеречный)

1. дневной________ 2. ночной_________ 3. сумеречный


Г Д Е Ж


А.сова Б. ящерица, В.леопард, Г.окапи, Д.белый медведь,

Е.летучая мышь Ж.капустная белянка.

Задание 20 . Расшифруйте анаграммы и жилищу и назовите обитателей каждого жилища.

Зендог, роан, говало, логареб, бежилще.



Название жилища

Краткая характеристика

Обитатели

Задание 21. Зарисуйте гнезда различных птиц и укажите названия их хозяев

Задание 22. Соедините название животного и его жилище.


  1. ласточка

  1. раковина

  1. дятел

  1. хатка

  1. мышь

  1. норка

  1. корова

  1. дерево

  1. бобр

  1. муравейник

  1. хомяк

  1. улей

  1. тюлень

  1. озеро

  1. волк

  1. нора

  1. моллюск

  1. гнездо

  1. черепаха

  1. дупло

  1. муравей

  1. скворечник

  1. летучая мышь

  1. нора

  1. скворец

  1. лежбище

  1. аскарида

  1. панцирь

  1. пчела

  1. пещера

  1. карась

  1. берлога

  1. ленивец

  1. организм человека

  1. медведь

  1. сарай

животное

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

жилище

Задание 23. Опишите жилище одного животного.

Задание 24. Заполните таблицу

Среды жизни


Характеристика среды

Вид среды

наземно-воздушная

водная

почвенная

живой организм

плотность

освещенность

колебания температуры

количество воды

количество кислорода

общее название организмов населяющих данную среду

экологические группы организмов, населяющих данную среду

обитатели

примеры приспособленности к среде

Задание 25. Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов, распределив, таким образом, животных по природно-климатическим зонам.

Вариант I

I. Животные тундры_________________________________________________

II. Животные степей_________________________________________________

III. Животные саванн________________________________________________

IV. Животные прерий________________________________________________
1. Степной орёл. 2. Гиена. 3. Полярная сова. 4. Антилопа гну. 5. Зебра.

6. Дрофа. 7. Сурок байбак. 8. Гагарка. 9. Койот. 10. Страус. 11. Бизон.

12. Серебристая чайка. 13. Лисица корсак. 14. Вилорог. 15. Жаворонок.

16. Антилопа дзерен. 17. Кайра. 18. Лемминг. 19. Серый лунь. 20. Песец.

21. Белая куропатка. 22. Бегемот. 23. Волк. 24. Тюлень. 25. Манул. 26. Тупик. 27. Носорог. 28. Северный олень. 29. Журавль-красавка. 30. Луговой тетерев. 31. Белый медведь. 32. Канадский журавль.33. Гепард. 34. Луговая

собачка. 35. Цесарка.

Вариант II

I. Животные лесов умеренной зоны________________________

II. Животные тропических лесов___________________________

III. Животные пустынь___________________________________

IV. Животные горных областей____________________________
1. Фаланга. 2. Зелёная пеночка. 3. Ящерица-круглоголовка. 4. Як. 5. Кулан.

6. Летяга.7. Рысь. 8. Серый варан. 9. Клёст. 10. Кобра. 11. Анаконда.

12. Бурый медведь. 13. Скорпион. 14. Снежный барс. 15. Паук-птицеед.

16. Лама. 17. Кабан. 18. Снежная коза. 19. Хамелеон. 20. Летучий дракон.

21. Кондор. 22. Соня. 23. Горная горилла. 24. Птица-носорог. 25. Слизень. 26. Саксаульная сойка. 27. Жужелица. 28. Орангутан. 29. Веретеница. 30. Альпийская галка. 31. Двугорбый верблюд. 32. Гиббон. 33. Пума.

34. Колибри. 35. Кайман.


Задание 26. Выберите правильный вариант ответа.

1. Вода стала вторичной средой обитания для:

а) ряда рыб; в) ряда млекопитающих;

б) некоторых земноводных; г) иглокожих.
2. Если в реке началась массовая гибель рыбы, то наиболее вероятная причина этого явления:

а) изменение скорости течения реки;

б) уменьшение содержания кислорода в воде;

в) изменение атмосферного давления;

г) увеличение концентрации озона в наземно-воздушной среде.
3. В водной среде с увеличением глубины абиотические факторы изменяются

следующим образом:

а) повышается давление и солёность, уменьшается температура;

б) повышается давление и солёность, концентрация кислорода не меняется;

в) повышается давление и солёность, увеличивается температура;

г) давление не меняется, солёность увеличивается, концентрация кислорода

остаётся неизменной.


4. Такие абиотические факторы, как температура и степень насыщения воды кислородом, варьируют в разных водоёмах суши в зависимости от высоты и времени года. Наиболее холодная вода и максимальное содержание кислорода характерны для:

а) среднего течения рек (осенью);

б) горных рек (в течение года);

в) стоячих водоёмов (осенью);

г) болот (весной).
5. У рыб, обитающих среди кораллов, тело часто:

а) укорочено; б) удлинено; в) сильно утолщено; г) прозрачно.


6. Рыбы, способные выдержать низкое содержание кислорода в воде:

а) радужная форель, кумжа; б) сазан, линь, карась; в) гольян, акула;

г) лосось, кета, горбуша.
7. Самыми быстроходными рыбами являются:

а) лососи; б) скаты и камбалы; в) мурены; г) тунцы и меч-рыбы.

8. Рыба, способная длительное время сохранять жизнеспособность, будучи вмёрзшей в лёд:

а) голомянка байкальская; б) камбала желтопёрая;

в) корюшка обыкновенная; г) сом дунайский.
9. Самая плодовитая рыба морей и океанов:

а) луна-рыба; б) осётр; в) атлантическая сельдь; г) акула.

10. Некоторые рыбы приспособились к периодическому пересыханию водоёмов. К тем, которые зарываются в ил и как бы сублимируются, объединяют только:

а) мурен, миксин и миног;

б) шиповок и вьюнов;

в) двоякодышащих – рогозуба, протоптеруса и лепидосирена (чешуйчатника);

г) илистых прыгунов.

Задание 27. Решите кроссворд


  1. Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду.

  2. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем.

  3. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений.

  4. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие.

  5. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов.

  6. Вещество, помогающее корням растений дышать.

  7. Жидкое вещество почвы.

п

о

ч

в

а

1

2

3

4

5

6

7

и

Е

Задание 28. Напишите “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________ _________________ _________________

__________________ __________________ __________________


Задание 31 .Сделайте выводы по уроку:


Задание 32. Расселите животных по средам их обитания, вписав в колонках номера, которыми обозначены животные.

1. Карп. 2. Ногохвостка. 3. Осьминог. 4.Блохи. 5. Личинка майского жука.

6. Лямблия. 7. Тюлень. 8. Бабочка-капустница. 9. Жук-короед. 10. Жаба.

11. Бычий цепень. 12. Ястреб. 13. Слепыш. 14. Рак-отшельник.



Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

Живой организм

На начальных этапах существования человеческого общества интенсивность воздействия людей на среду обитания не отличалось от воздействия других организмов. Получая от окружающей среды средства к существованию в таком количестве, которое полностью восстанавливалось за счет естественных процессов биотического круговорота, люди возвращали в биосферу то, что использовали другие организмы для своей жизнедеятельности. Универсальная способность микроорганизмов разрушать органическое вещество, а растений - превращать минеральные вещества в органические обеспечивала включение продуктов хозяйственной деятельности людей в биотический круговорот.

В настоящее время человек извлекает из биосферы сырье в значительном и все возрастающем количестве, а современные промышленность и сельское хозяйство производят или применяют вещества, не только не используемые другими видами организмов, но нередко и ядовитые. В результате этого биотический круговорот становится незамкнутым. Вода, атмосфера, почвы загрязняются отходами производства, вырубаются леса, истребляются дикие животные, разрушаются природные биогеоценозы.

Нежелательные последствия неконтролируемой человеческой деятельности осознавали естествоиспытатели уже в конце XVIII - начале XIX в. (Ж.-Л.-Л. Бюффон; Ж.-Б. Ламарк). В настоящее время человечество стоит перед возможностью экологического кризиса, т. е. такого состояния среды обитания, которое вследствие произошедших в ней изменений оказывается непригодным для жизни людей. Ожидаемый кризис по своему происхождению является антропогенным, так как. к нему ведут изменения в природе Земли, развивающиеся в связи с воздействием на нее человека.

По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными. Последние особо привлекают к себе внимание. Основные пути воздействия людей на природу заключаются в расходовании естественных богатств в виде минерального сырья, почв, водных ресурсов; загрязнении среды, истреблении видов, разрушении биогеоценозов.

Естественные богатства планеты делятся на невосполняемые и восполняемые. К первым, например, относят полезные ископаемые, запасы которых ограничены. Тенденцию в изменениях восполняемых природных ресурсов можно проследить на примере леса. В настоящее время лесом покрыта примерно треть суши (без Антарктиды), тогда как в доисторические времена им было занято не менее 70%. Особенно пострадал лес в районах древних цивилизаций. Оголение горных склонов Ливана началось 5000 лет назад, когда по приказу царя Соломона 80 000 дровосеков вырубили для строительства дворца и храмов рощи ливанских кедров на значительной территории. Густые леса Далмации начали интенсивно уничтожать при создании римского флота, а затем при строительстве Венеции. На большей части территории Китая и Индии леса были почти полностью вырублены уже в позапрошлом тысячелетии.

Уничтожение лесов прежде всего резко нарушает водный режим планеты. Мелеют реки, их дно покрывается илом, что приводит в свою очередь к уничтожению нерестилищ и сокращению численности рыб. Уменьшаются запасы грунтовых вод, создается недостаток влаги в почве. Талая вода и дождевые потоки смывают, а ветры, не сдерживаемые лесной преградой, выветривают почвенный слой. В результате возникает эрозия почвы. Древесина, ветви, кора, подстилка аккумулируют минеральные элементы питания растений. Уничтожение лесов ведет к вымыванию этих элементов из почв и, следовательно, падению ее плодородия. С вырубкой лесов гибнут населяющие их птицы, звери, насекомые-энтомофаги. Вследствие этого беспрепятственно размножаются вредители сельскохозяйственных культур. Лес очищает воздух от ядовитых загрязнений, в частности он задерживает радиоактивные осадки и препятствует их дальнейшему распространению, т. е. вырубка лесов устраняет важный компонент самоочищения воздуха. Наконец, уничтожение лесов на склонах гор является существенной причиной образования оврагов и селевых потоков.

Таким образом, из-за нерационального землепользования человечество потеряло вследствие эрозии почв обширные территории, ставшие практически непригодными для земледелия. Так, за период, равный примерно 150 годам, в США эрозия привела к резкому снижению плодородия почв на территории, равной 120 млн. га.

Промышленные отходы, пестициды, применяемые для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур, радиоактивные вещества, образуемые, в частности, при испытании ядерного и термоядерного оружия, загрязняют природную среду. Так, только автомобили в крупных городах за год выбрасывают в атмосферу около 50 млн. м 3 угарного газа, кроме того, каждый автомобиль ежегодно выделяет около 1 кг свинца. Обнаружено, что в организме людей, проживающих вблизи крупных магистралей, содержание свинца повышено. Из-за бесконтрольного использования количество инсектицида ДДТ (по данным 50-х годов), находящегося в распыленном состоянии на обширных территориях планеты и вредного для живых организмов, достигло 1 млн. т. Троекратная обработка в 60-е годы инсектицидом, сходным с ДДТ, района живописного оз. Клири в США привела к почти полному уничтожению популяции гагар, достигавшей 1000 пар. В среднем в организме жителя США в 1961 г. обнаружено около 925 мг хлорорганических соединений.

Считая с 1600 г., человеком было истреблено более 160 видов и подвидов птиц и около 100 видов млекопитающих. В настоящее время около 600 видов позвоночных животных находятся на грани полного истребления. К ним относятся киты, австралийские сумчатые (кенгуру), крокодилы, бегемоты, носороги, ряд крупных хищников.

Отдельные виды животных исчезают не только в результате их непосредственного истребления человеком. Между естественными и искусственными биоценозами все время идет борьба за территорию. Но человеческий труд оказывается фактором настолько мощным, что искусственные биоценозы, сами по себе малоустойчивые, тем не менее теснят естественные биоценозы.

Деятельность человека изменяет структуру земной поверхности, отчуждая под сельскохозяйственные угодья, строительство населенных пунктов, коммуникаций, водохранилищ территорию, занимаемую природными биогеоценозами. К настоящему времени указанным образом преобразовано около 20% суши.

К числу отрицательных влияний относится нерегулируемый промысел рыбы, млекопитающих, беспозвоночных, водорослей, изменение химического состава вод, воздуха, почвы в результате сбросов отходов промышленности, транспорта и сельскохозяйственного производства.

Положительное влияние человека выражается в выведении новых пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений, создании культурных биогеоценозов, а также в разработке новых штаммов полезных микроорганизмов как основы микробиологической промышленности, развитии прудового рыбного хозяйства, интродукции полезных видов в новых условиях обитания.

Прогнозы будущего человечества с учетом экологических проблем, стоящих перед ним, представляют непосредственный интерес для всего населения планеты. По мнению экспертов, экологическая ситуация, складывающаяся на Земле, таит в себе опасность серьезных и, возможно, необратимых нарушений биосферы в том случае, если деятельность человечества не приобретет планомерный, согласующийся с законами существования и развития биосферы характер. Вместе с тем расчеты показывают, что человеческое общество не использует значительные резервы биосферы.

Одной из наиболее острых проблем современности является проблема быстрого роста населения Земли. Ежегодный прирост населения в абсолютном исчислении достигает 60-70 млн. человек, или примерно 2%. К 2000 г. численность населения достигла 6 млрд. человек. Площадь поверхности суши на планете равна 1,5 10 14 м 2 , что достаточно для размещения 15-20 млрд. человек со средней плотностью 300-400 человек на 1 км 2 , имеющей место в настоящее время в Бельгии, Нидерландах, Японии.

Растущее население Земли должно быть обеспечено пищей. Известно, что производство продовольствия на душу населения растет медленнее, чем производство энергии, одежды, различных материалов. Многие миллионы людей в слаборазвитых странах испытывают нехватку продуктов. Вместе с тем из всей территории суши, пригодной для земледелия, в среднем по Земному шару под сельскохозяйственные угодья занято лишь 41%. При этом на используемой территории, по мнению разных экспертов, получают от 3-4 до 30% от возможного при современном уровне развития агротехники количества продуктов. Причины этого отчасти заключаются в недостаточной энерговооруженности сельского хозяйства. Так, в Японии, получая урожай, в 5 раз больший, чем в Индии (с 1 га сельскохозяйственных угодий), затрачивают в 20 раз больше электроэнергии и в 20-30 раз больше удобрений и пестицидов.

Уже сейчас 30% металлоизделий изготовляют из вторичного сырья. При существующей технологии из месторождений нефти извлекается лишь 30-50% запасов. Выход полезных ископаемых, таким образом, может быть увеличен путем разработки прогрессивных способов добычи. Около 95% энергии получают в настоящее время за счет сжигания ископаемого топлива, 3-4% за счет энергии речного стока и только 1-2% за счет атомного горючего. Использование атомной энергии в мирных целях решает проблему энергетического кризиса.

Преобразующая деятельность людей неизбежна, так как с ней связано благосостояние населения. Современное человечество располагает исключительно мощными факторами воздействия на природу планеты, которое по своим последствиям может быть и отрицательным, и положительным. Следование принципу научно обоснованного рационального природопользования позволяет получить в целом позитивный итог.

Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия животных? Вроде бы все мы – и люди, и представители фауны – жители одной планеты, все потребляем ее ресурсы, но есть ли различия в степени влияния на окружающую природу? Вопрос очень интересен, и ответ на него неоднозначен, несмотря на кажущуюся очевидность. Итак, начнем по порядку.

Что было вначале?

Человек на заре своей истории мало чем отличался от животного, и воздействие его на природу было минимальным – не больше, чем у других животных, живущих рядом. Такое положение называется гомеостазом, или природным равновесием, когда живые существа потребляют не более того, что природа может восстановить. Но вот человек становится полностью (в нашем понимании) разумным – появляется гомо сапиенс, первые представители которого зафиксированы во французской пещере Кро-Маньон (останки датируются возрастом 30-40 тысяч лет), поэтому получили название кроманьонцы. Появление кроманьонца стало отправной точкой развития современной человеческой цивилизации.

Великий американский ученый 19 века Льюис Морган предложил оригинальную периодизацию истории, имеющую непосредственное отношение к воздействию человека на природу. Согласно теории Моргана, историю человека следует разделить на три крупных периода: дикость, варварство и цивилизация. На стадии дикости в социуме господствует присваивающая экономика – охота, собирательство, рыболовство; на стадии варварства зарождается экономика производящая – земледелие, скотоводство, возникает частная собственность; ну, и стадия цивилизации – это появление первых государств. Нетрудно догадаться, что лишь на стадии дикости воздействие человека на природу минимально и не превышает воздействия животных – то есть дикари живут в равновесии с природой.

Отличие воздействия на природу людей от воздействия животных состоит в том, что воздействие животных не приносит природе вреда. А вот с человеком не все так просто. Начало стадии «варварства» ознаменовалось интенсивным освоением земельных угодий, только вот при отсутствии агрономических знаний эта обработка нередко становилась хищнической – даже на начальных этапах развития человечества. Это и неудивительно: с единицы земельной площади тогда получали намного меньше продукции, чем сегодня, поэтому люди были вынуждены осваивать новые земли, когда истощались прежние пашни. А на старом месте биоценоз в прежнем виде не восстанавливался практически никогда – здесь возникали новые экосистемы, нередко сильно отличающиеся от тех, что были раньше.

Сравнение

Особенно интенсивным воздействие людей на природу стало в Новое время (с 16-17 веков), когда человечество благодаря открытию новых земель стало энергично расселяться по всей территории Земли. За негативными примерами неграмотного и хищнического вмешательства в природу далеко ходить не надо: взять хотя бы Америку. В погоне за пахотными землями люди практически полностью истребили бизонов, бывших важнейшим звеном экосистемы американских прерий. А уничтожение сложившегося в течение тысяч лет ландшафта привело к частому появлению в бывших прериях (которые теперь стали полями) торнадо, которые наносят экономике Соединенных Штатов большой урон. Это только один пример, а их можно привести множество: человек сильно изменил природу, и, к сожалению, для восстановления погубленного делается слишком мало.

Спрашивается: ну а животные-то способны негативно воздействовать на природу? Ответ: да, конечно!Правда, для этого нужен внешний толчок, потому что в обычных условиях животные занимают свою экологическую нишу, покидать которую им просто нет смысла. И таким толчком обычно (увы!) становится человеческое вмешательство. Классический пример – ввоз в Австралию кроликов в конце 18 века.

Казалось бы, милые пушные зверьки с нежным диетическим мясом – ну что тут такого? Однако условия для кроликов в Австралии оказались идеальными, и никакие ухищрения людей по снижению кроличьего поголовья к кардинальному результату не привели. Забавные ушастики не только поедают побеги садовых растений или саженцы деревьев, но и из-за интенсивного рытья нор стали причиной развития эрозии почвы. По данным экологов, по их вине исчезли некоторые австралийские животные.

Таблица

Подведем итог, в чем разница между воздействием на природу человека и воздействием животных. Животные, живя в равновесии с природой, сами фактически и есть природа или ее часть. Человек же, осуществляя хозяйственную деятельность, вмешивается в естественное развитие природы, и часто, слишком часто это вмешательство бывает нерациональным, губя среду обитания как животных, так и самого человека.

Воздействие животных Воздействие человека
Прямое вмешательство Воздействие животных на природу минимально, так как они занимают свою экологическую нишу и потребляют не более того, что природа может восполнить естественным образом На начальных стадиях развития социума воздействие минимально, по мере роста человеческой популяции воздействие растет, со временем достигая критического уровня, когда восстановление биоценоза или невозможно, или очень продолжительно по времени
Опосредованное вмешательство При насильственном переселении животных в чуждый им биоценоз они порой могут оказывать разрушающее воздействие на экологическую систему, прекратить которое или очень трудно, или невозможно Нередко человек, воздействуя на природу, не предполагает о последствиях такого воздействия или самонадеянно считает, что в состоянии их предотвратить. В результате возникают непредвиденные разрушающие факторы, борьба с которыми требует привлечения дополнительных ресурсов