Биология в лицее. Значение одноклеточных в природе и жизни человека

Простейшие - источник питания других животных. В морях и в пресных водах простейшие, прежде всего инфузории и жгутиконосцы, служат пищей для мелких многоклеточных животных. Многие черви, моллюски, мелкие ракообразные, а также и мальки многих рыб питаются преимущественно одноклеточными; без простейших их существование было бы невозможным. Этими многоклеточными животными в свою очередь питаются более крупные животные, и прежде всего подрастающие мальки рыб. Отсюда огромное значение простейших в жизни природы и в народном хозяйстве.

Самое крупное из когда-либо живших на Земле животных - голубой кит - питается очень мелкими ракообразными, которые населяют океаны. Ими же питаются и другие беззубые киты. А эти рачки в свою очередь питаются мелкими животными. В конечном счете существование китов зависит от одноклеточных животных и растений.

Простейшие - участники образования горных пород. Рассматривая размельченный кусочек обыкновенного писчего мела под микроскопом, можно видеть, что он состоит преимущественно из мелких раковинок каких-то животных. Также из микроскопических раковинок состоят и многие известковые горные породы Поволжья, Урала, Крыма, Кавказа. Каждая такая раковинка содержала когда-то тело простейшего животного - фораминиферы, жившего в далекие времена на дне морей и океанов. Многие известняки состоят почти целиком из раковин различных фораминифер. Известняки с давних пор имеют огромное практическое значение как строительный материал. Из них построены, например, гигантские сооружения древности - египетские пирамиды.

И в настоящее время значительная часть дна океанов покрыта илом, состоящим из раковинок фораминифер.

Фораминиферы - простейшие животные, ближе всего они стоят к амёбам. Различные их виды отличаются строением известковой раковины, внутри которой помещается протоплазма с ядрами. Часто раковина спиральная и внутри многокамерная. В перегородках между камерами есть отверстия, через которые сообщается протоплазма, расположенная в смежных камерах. Латинское слово «форамен» означает «отверстие», отсюда и название «фораминиферы» («несущие отверстия»).

Остатки фораминифер в горных породах имеют большое значение в геологической разведке: находка в известняках определенных видов фораминифер, указывает на близость нефтеносных слоев.

Надо иметь, однако, в виду, что не все известняки состоят из раковинок простейших. Многие известняки образованы остатками скелетов кораллов, раковинами моллюсков и т. п.

Простейшие - показатель степени загрязненности пресных водоемов. Борьба с загрязнением водоемов - важнейшая государственная задача. Каждому виду простейших животных необходимы для существования определенные условия. Одни простейшие могут жить только в чистой воде, содержащей много растворенного воздуха и не загрязненной отходами фабрик и заводов; другие приспособлены к жизни в водоемах средней загрязненности. Наконец, есть и такие простейшие, которые могут жить и в очень загрязненных сточных водах. Нахождение в водоеме определенного вида простейших дает возможность судить о степени его загрязненности, после чего можно назначать меры для его очистки.

Причина заболевания малярией состоит в том, что в кровь человека попадают зародыши малярийного плазмодия. Они внедряются в красные кровяные клетки (эритроциты), питаются ими и, в результате, разрушают их. Размножаясь в крови человека, плазмодии поражают огромное количество эритроцитов, что ведет к тяжелому малокровию.

Хотя малярия - болезнь заразная, здоровый человек не может непосредственно заразиться от больного малярией. Ее передают от больного к здоровому человеку особые виды комаров - так называемые малярийные комары (анофелес).

Плазмодий малярии проходит в крови человека и в теле комара сложный цикл развития. Если малярийный комар насосется крови человека, больного малярией, то в кишечник комара попадут малярийные плазмодии. В теле комара они размножаются, и большое количество зародышей плазмодия собирается в слюнных железах комара. Такой зараженный комар опасен для человека. Высасывая кровь, он со своей слюной вводит в кровь здорового человека зародышей малярийного плазмодия. В настоящее время в СССР благодаря принятым мерам заболевания малярией значительно сократились (см. ст. «»).

Из заболеваний животных, вызываемых трипаносомами, наиболее опасна в пределах СССР болезнь суауру, от которой погибают в Нижнем Поволжье и Средней Азии верблюды и лошади. Возбудитель суауру передается слепнями и некоторыми кровососущими мухами.

Итак, простейшие имеют огромное значение в жизни природы, в жизни человека и в народном хозяйстве. Одни из них не только полезны, но и необходимы; другие, напротив, возбуждают очень опасные заболевания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Простейшие, обитающие в океанах, пресных водах, почве и высших организмах, занимают важнейшее место в круговороте веществ в биосфере. В водной среде простейшие - основа планктона, используемая в пищу другими более крупными животными. Из скелетов простейших: фораминифер, радиолярий и панцирных жгутиконосцев - кокколитофорид образуются мощные пласты осадочных пород. Многие водные простейшие - седиментаторы, питающиеся взвешенными органическими частицами и бактериями, играют существенную роль в биологической очистке вод. Почвенные амебы, инфузории и жгутиконосцы - важное звено почвенной фауны: они принимают участие в почвообразовании. Ряд видов простейших составляют полезную группу симбионтов высших

Однако в жизни человека простейшие могут приносить не только пользу, но и большой вред.

В борьбе с указанными заболеваниями наиболее существенная роль отводится профилактике, которая базируется на знании жизненных циклов патогенных простейших. Так, в борьбе с протозойными заболеваниями, с кишечной инвазией (амебиаз, лямблиоз, токсоплазмоз, балантидиаз) важно соблюдение гигиены питания. Профилактика трансмиссивных заболеваний (малярия, трипаносомозы, лейшманиозы) предполагает борьбу с переносчиками возбудителя и предохранительные меры от укусов кровососущими насекомыми.

К наиболее опасным протозойным заболеваниям домашних животных (птиц, млекопитающих) относятся: трипаносомозы, лейшманиозы, кокцидиозы, токсоплазмоз, пироплазмоз, балантидиаз. Шелководству и пчеловодству наносят ущерб микроспоридии, а рыбоводству - миксоспоридии.

В последнее время все шире используются простейшие для биотехнологии. Разводят инфузорий на корм малькам ценных пород рыб на рыбозаводах. Простейших используют в системе очистки вод в больших городах, для чего содержат культуры нескольких видов инфузорий, жгутиковых, питающихся бактериями и органикой. При рекультивации почв наряду с искусственным заселением их почвенными животными вносят культуру почвенных простейших для активизации почвообразования.

Простейших используют для биоиндикации степени органического загрязнения водоемов, так как многие виды жгутиконосцев, инфузорий тонко реагируют на содержание органики в воде. По составу видов простейших можно судить об эвтрофности водоемов, т.е. об их органическом загрязнении.

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека.

Задачи урока.

1. Образовательные:

2. Развивающие :

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
  • развивать логическое мышление.

3. Воспитательные :

  • воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;
  • прививать экологическую культуру учащимся;
  • развивать мировоззренческие позиции.

Оборудование: таблицы: « Одноклеточные животные»; «Строение желудка крупно-рогатого скота», «Строение ротового аппарата мухи», рисунки представителей простейших; карточки; схемы, компьютер, диск с презентацией урока, основной раздаточный материал.

Структура урока.

1. Послушайте рассказ. (Идет презентация слайды № 1-11)

Ребята, послушайте, одну историю. Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит: - И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает: - Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: - Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: - Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, - добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков?

Тут третья вмешалась: - Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.

Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.

Ребята, скажите, можно ли разрешить их спор?

О каких видах взаимоотношений между животными говорится в этом отрывке?

Это проблема, решить которую мы, и постараемся на уроке.

А сейчас открываем тетради и записываем тему урока.:«Многообразие простейших, их значение в природе и в жизни человека ». .

Сначала мы вспомним отличительные особенности простейших. Для этого заполнит каждый таблицу, поставив крестик там, где верный ответ? Ответы сверьте с таблицей на экране. (Приложение №1 , слайд № 13).

«Сходство и различия простейших».

Органоиды

П р о с т е й ш и е

Амеба

Евглена зеленая

Инфузория-туфелька

1.Оболочка

2.Цитоплазма

4. Ложноножка

6. Ресничка

7.Пищеварительная вакуоль

8.Сократительная вакуоль

9.Ротовое отверстие

10.Порошица

11.Хлоропласты

12.Светочувствительный глазок

Игра – викторина.

На доске расположены карточки разных цветов: красная, жёлтая, оранжевая, синяя, зелёная.

Ответив на вопрос, подойди к доске и возьми карточку соответствующего цвета, Прочитай вопрос и подумав ответь, или попроси помощи у одноклассников.

  • Какого цвета светочувствительный глазок евглены зеленой?
  • На что по форме похожу фораминеферы?
  • Какого цвета вода?
  • Какого цвета пигмент хлорофилл?
  • Какого цвета плод у абрикоса?

Вопрос № 1: Что произойдет с амебой, если поместить её в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой?

(Амеба или погибнет, или образует цисту, так как кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается).

Вопрос №2: Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?

(Сократительные вакуоли удаляют избыток воды из организма, при их отсутствии простейшие могут погибнуть от высокого внутреннего давления)

Вопрос № 3: Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин?

(Раковины – средство защиты, кроме того, выросты, шипы обеспечивают плавучесть морских амеб).

Вопрос № 4: В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?

(Неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Цист много в пыли на берегу озера. Ветром цисты могли быть занесены на пальму).

Вопрос № 5: В ходе опытов отметили, что евглена зеленая всегда плывет из более темной в более светлую часть водоема; инфузория-туфелька- из капли соленой жидкости в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями.

(Эти явления – проявление раздражимости – ответной реакции организма на изменение окружающей среды. В опытах наблюдаем положительные пищевой и световой \таксисы, таксис – это направленное движение простейших, отрицательный хемотаксис).

Какую же роль играют простейшие в нашей жизни?

Составление схемы «Роль простейших в природе и жизни человека», при помощи цветных карточек.

Схема выстраивается совместно с учащимися на доске при помощи магнитов. Учащиеся приводят пример простейших, имеющих то или иное значение, например:

  • осадочные породы, мел и кремнезем, образованы раковинами фораминифер и лучевиков;(Слайды № 14-16)
  • инфузория - туфелька может служить биологическим фильтром;
  • морские простейшие составляют планктон и являются пищей для других организмов и т.д.;
  • в кишечнике человека обитает кишечная амеба, питающаяся кишечными бактериями (симбиоз);

Ю.И.Полянский пишет: «Если взять каплю содержимого рубца и рассмотреть её под микроскопом, то в поле зрения инфузории буквально кишат. Трудно даже в условиях культуры получить такую массу инфузорий. Количество инфузорий в 1куб.см содержимого рубца достигает миллиона, а нередко и более» Масса всех инфузорий в желудке коровы может достигать 3 кг. А что они там делают?

Оказывается, что многие жвачные животные (крупный рогатый скот, верблюды, овцы, антилопы) постоянно жуют. Желудок этих животных устроен очень сложно, он состоит из нескольких отделов. Сначала пища поступает в рубец, здесь пищеварительный сок не выделяется, зато здесь живет огромное количество инфузорий и бактерий, которые и переваривают целлюлозу, скатывая её в шарики, которые в свою очередь скатываются в другой отдел желудка – сетку, а от туда снова в рот. Это и есть та «жвачка», которую усердно пережёвывают животные. Затем пища вновь проглатывается в следующий отдел желудка – книжку, а из неё в сычуг. Где и окончательно переваривается под действием пищеварительного сока.(Смотри таблицу «Строение желудка крупно-рогатого скота»).

2. Изучение нового материала.

Давайте тогда с ними познакомимся. (На столах у учащихся есть карточки с названием простейших и их описанием. Они читают материал и готовят устную презентацию). (Слайды № 17-20).

Профилактика. Личная – индивидуальная защита от укусов москитов; общественная – уничтожение природных резервуаров (бродячих собак, шакалов, грызунов и т. д.) Одновременно рекомендуется проводить санитарно-просветительную работу среди населения, а также делать прививки.

Профилактика. Соблюдение правил личной гигиены. Употребление в пищу мытых овощей и фруктов. Употребление для питья только кипяченой воды. Борьба с загрязнением почвы. Санитарно-просветительская работа.

Профилактика. Применяют различные лекарственные препараты, прививки. Осушают болота, в которых выводятся малярийные комары. А на Кавказе для борьбы с малярией была акклиматизирована небольшая рыбка гамбузия, которая поедает личинок малярийных комаров. Малярийным плазмодием – это возбудитель малярии, одного из древних и до сих пор широко распространенных заболеваний

Составление памятки профилактики.

Говоря о заболеваниях, которые вызывают простейшие, необходимо повторить с учащимися профилактические меры (Приложение №6):

  • соблюдение правил личной гигиены;
  • кипячение воды;
  • добросовестное приготовление пи
  • требования к качеству сырых продуктов;
  • своевременное прохождение медицинских исследований (медосмотр)
  • научно-просветительская работа среди населения. (Слайд № 21).

Разрешение проблемной ситуации. Закрепление материала, работая по классификации простейших, учитывая внешние признаки.

О каких видах взаимоотношениях шла речь в отрывке?

Проверка результатов.

И в заключении мне хотелось бы проверить, как вы запомнили особенности простейших и сможете распределить простейших по систематическим группам.(Приложение 7)

Домашнее задание.

Стр.68-71, тетрадь-тренажер стр.41 № 1, стр.58 № 1.

Литература:

  1. Программно-методические материалы Биология 6-11 классы 2-е издание Москва, «Дрофа», 1999 год.
  2. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина Современный урок часть 1, «Учитель», 2005 год.
  3. О.А. Пепеляева, И.В.Сунцева Поурочные разработки по биологии, «ВАКО», Москва,2004 год.
  4. Г.И. Лернер Уроки биологии, Тесты, вопросы, задачи, Москва, «Эксмо» 2005 год.
  5. И.Х.Шарова Зоология беспозвоночных, Москва, «ВЛАДОС».1999 год.
  6. В.И.Ярыгин Биология, Москва, «Медицина»,1985 год.
  7. Виртуальная школа Кирилла и Мифодия Уроки биологии Животные V SCHOOL. Ru.
  8. Электронный атлас для школьника Зоология 7-8 классы, Новый диск, www.nd.ru .
  9. Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Е.А Дмитриева. Разнообразие живых организмов. Методические рекомендации. «Сфера». 7 класс, М.,»Просвещение», 2008 г.
  • Определите по рисунку 36, каково значение простейших в жизни животных - обитателей водоемов?
  • Какие болезни, вызываемые одноклеточными животными, вы знаете?

Значение свободноживущих простейших. Многие простейшие, особенно инфузории, питающиеся бактериями, гниющими органическими остатками, участвуют в очищении водоемов от загрязнения. При благоприятных условиях жизни они быстро размножаются. Их несметное количество служит пищей личинкам и малькам рыб, различным мелким рачкам, водным насекомым и их личинкам, которые, в свою очередь, поедаются подросшими мальками рыб и более крупными водными животными (рис. 36). Рис. 36. Пищевое значение простейших в жизни пресноводных организмов Большое значение в очищении водоемов и в питании многих мелких пресноводных животных имеют эвглены. Кроме того, создавая на свету органические вещества из неорганических, они, как растения, уменьшают в воде содержание углекислого газа и увеличивают количество кислорода.

Многие из простейших служат показателями (индикаторами) чистоты воды. Так, высокая численность эвглен и инфузорий некоторых видов свидетельствует о загрязненности воды органическими веществами. В более чистой воде живут трубачи, спиростомумы, инфузории-туфельки, а в воде с малым содержанием органических и большим количеством минеральных веществ живет обычно амеба обыкновенная.

К типу споровиков относятся и кокцидии. Они поселяются в клетках стенок кишечника или желудка кроликов, кур и других животных. Заболевшие животные отказываются от корма и вскоре погибают. Заражение происходит через пищу, загрязненную испражнениями больных животных. Известны случаи кокцидиоза и у людей.

➊ Каково значение простейших в жизни других животных - обитателей водоемов? ➋ Какие простейшие и каким образом участвуют в очищении водоемов? ➌ Присутствие каких простейших в воде служит показателем загрязнения ее органическими веществами? ➍ Какие простейшие и как образовали на Земле толщи мела и известняка? ➎ Какие простейшие организмы являются возбудителями заболеваний человека и животных?

Открытие А. Левенгука породило значительный интерес к изучению микроскопических существ у ученых во всех странах мира. В конце ХVII в. появилось большое число сочинений, посвященных их описанию. Левенгук явился основоположником науки микробиологии.


Простейшие - источник питания для других животных. В морях и в пресных водах простейшие, прежде всего инфузории и жгутиковые, служат пищей для мелких многоклеточных животных. Черви, моллюски, мелкие ракообразные, а также мальки многих рыб питаются преимущественно одноклеточными. Этими мелкими многоклеточными, в свою очередь, питаются другие, более крупные организмы.

Самое большое из когда-либо живших на Земле животных - голубой кит, как и все другие усатые киты, питается очень мелкими ракообразными, населяющими океаны. А эти рачки питаются одноклеточными организмами. В конечном счете существование китов зависит от одноклеточных животных и растений.

Простейшие - участники образования горных пород. Рассматривая под микроскопом размельченный кусочек обыкновенного писчего мела, можно видеть, что он состоит преимущественно из мельчайших раковинок каких-то животных. Морские простейшие (корненожки и радиолярии) играют весьма важную роль в образовании морских осадочных горных пород.

В течение многих десятков миллионов лет их микроскопически мелкие минеральные скелеты оседали на дно и образовывали мощные отложения. В древние геологические эпохи при горообразовательном процессе морское дно становилось сушей. Известняки, мел и некоторые другие горные породы в значительной мере состоят из остатков скелетов морских простейших. Известняки с давних пор имеют огромное практическое значение как строительный материал.

Простейшие, обитающие в океанах, пресных водах, почве и в высших организмах, занимают важнейшее место в круговороте веществ в биосфере. В водной среде простейшие - основа планктона, используемая в пищу другими более крупными животными. Из скелетов простейших: фораминифер, радиолярий и панцирных жгутиконосцев - кокколитофорид образуются мощные пласты осадочных пород.

Многие водные простейшие - седиментаторы, питающиеся взвешенными органическими частицами и бактериями, играют существенную роль в биологической очистке вод. Почвенные амебы, инфузории и жгутиконосцы - важное звено почвенной фауны: они принимают участие в почвообразовании. Ряд видов простейших составляют полезную группу симбионтов высших животных, улучшающих пищеварение и обменные процессы в организме.

Более 200 видов жгутиковых обитают в желудках термитов, превращая в них клетчатку в сахар.

Воротничковые жгутиконосцы – возможные предки многоклеточных животных.

Инфузории-туфельки служат кормом для обитателей водоемов.

В морях и океанах ежечасно гибнет множество раковинных корненожек. Падая на дно, они образуют отложения известняка. Мел, которым пишут на классной доске, белят стены и потолки зданий, и известняк, идущий на постройку домов, состоят в основном из раковин морских простейших. По остаткам скоплений раковин вымерших морских одноклеточных животных геологи находят места залежей нефти и других полезных ископаемых.

Пищевые цепи в водных экосистемах начинают с микроскопических водорослей. Вторым звеном в них обычно являются планктонные простейшие - первые потребители зелёной продукции. Затем они становятся основой питания животноядных обитателей водных экосистем рачков, мальков рыб и всех последующих потребителей. Когда остатки мёртвых растений и животных, опускающих на дно, их подбирают донные простейшие.

Немало простейших населяет и каждой миллиметр почвы, насыщенной грунтовой влагой. Вместе с другими обитателями они поддерживают плодородие почв.
Ирония судьбы: растительноядные животные сами не в состоянии переваривать целлюлозу (клетчатку - прим.! За них это делают простейшие, заселяющей их пищевой тракт с первых дней жизни. Кишечник термита, слепая кишка зайца и желудок коровы оборудованы специальными складами для размещения этих сожителей. Хозяин усваивает лишь результат их пищеварения, а заодно и самих простейших.