Классный час "золотая красавица -осень"

Классный час «Осенняя пора».

Цели:

    Воспитывать способность любоваться природой.

    Обобщить знания детей об осенних изменениях в природе и приметах осени.

    Воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование: Жетоны-листочки, иллюстрации деревьев и их листья.

Ход классного часа

Посмотри, как день прекрасен

И как ясен небосклон,

Как горит под солнцем ясень,

Без огня пылает клён.

И на взгорке, в рыжих листьях,

Словно в пышных шубах лисьих величавые дубы

С грустью смотрят на грибы –

Старые и малые сыроежки алые

И пурпурный мухомор посреди кротовых нор.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Сегодня мы проводим классный час «Краски Осени».

Назовите осенние месяцы.

Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?

Сейчас каждый из вас выберет себе листочек. (По цвету листочка дети делятся на три команды, придумывают название команды).

Проводятся конкурсы.

Конкурс №1. Узнай дерево.

Какие деревья растут на улицах нашего города? А знаете ли вы, что деревья – живые существа? Они даже похожи на людей.

Вопрос команде №1. (За правильный ответ 1балл)

Вспомним деревья, которые встречаются в нашем городе: высокие прямые, стоят ровно в ряд, как часовые на посту. (Тополя).

Найти в гербарии лист тополя и иллюстрацию дерева.

Вопрос команде №2.

Это дерево похоже на человека, сильного могучего богатыря. (Дуб).

Найти в гербарии лист дуба и иллюстрацию.

Вопрос команде №3.

Это дерево похоже на девушку: печальную, задумчивую, которая склонилась над рекой. (Ива).

Найти в гербарии лист ивы и иллюстрацию.

Конкурс № 2 Кроссворд «Грибы»

1.Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще.

2.Я не привыкла нравиться, кто съест меня – отравится.

3. И красив он и велик. Это гриб …

4.Вот и модницы сестрички.

И у них свои привычки –

Шляпки есть любого цвета.

Ты проверить можешь это.

5.Нет грибов дружней, чем эти.

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

6. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички, золотистые…

Конкурс №3 Аукцион пословиц. (об осени)

(За каждую пословицу 1 балл)

В сентябре одна ягода, да и та – горькая рябина.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Холоден сентябрь, да сыт.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Октябрь землю покроет, где листком, а где снежком.

В ноябре зима с осенью борется.

Конкурс №4. Конкурс чтецов. (Стихи об осени)

Конкурс №5. Осенние приметы.

Люди издавна наблюдали за природой, отмечали какие-либо закономерности, происходящие в природе. В результате возникли народные приметы. Вот некоторые из них:

Если в этот день будет тепло, то осень ожидается дождливая, а если этот день будет дождливым, то можно ждать сухую осень.

Если в этот день ветер северный – быть стуже, если дует восточный – к ветру, западный – к дождю, южный – к теплу.

Если к этому дню берёза и дуб останутся без листьев – быть тёплой зиме, а если нет, то к холодной.

Если журавли улетают до Покрова, зима будет ранняя.

- А какие приметы осени знаете вы? (По одному очку за правильный ответ).

Чтение сказки учителем.

Три бабочки (венгерская сказка)

Жили на свете три бабочки: белая, красная и жёлтая. С утра до ночи играли они друг с другом, порхая с цветка на цветок, и собирали пыльцу. Лето было тёплым, и солнце светило целыми днями.

Как-то раз, когда бабочки по обыкновению собрались играть, солнышко вдруг исчезло. Небо сразу заволокли тёмные грозовые тучи, и бабочки очень испугались.

Я так боюсь дождя, - сказала одна из них

Если намокнут наши крылышки, мы уже не сможем летать, заметила другая.

«Надо спешить», - решили они и полетели к дому. Но летели бабочки медленно, а тем временем первые капли дождя уже падали на землю.

Не добраться нам, ох не добраться, - сказала жёлтая бабочка, - дождь уже начинается.

Так что же мы стоим? – закричала красная бабочка. – Спрячемся в чашечке тюльпана и переждём дождь.

И бабочки полетели к тюльпану.

Тюльпан тоже боялся дождя и потому изо всех сил зажмурился и плотно сложил лепестки.

Впусти нас, тюльпан, - пролепетала жёлтая бабочка. – Дождь начинается, а до дома ещё далеко. Тюльпан нехотя открыл глаза и, помедлив, ответил:

Жёлтую я, пожалуй, ещё впущу, возможно, и красную. Ну уж белую ни за что.

Что ты, что ты, тюльпан! – воскликнула жёлтая бабочка. – Мы не можем бросить нашу подружку одну: ведь дождь начинается. Но тюльпан закрыл глаза и уже ничего не ответил.

Что же нам делать? – спросила красная бабочка.

Летим к лилии, - предложила белая бабочка. – Уж она-то наверняка нас примет.

И они полетели к лилии, а дождь лил уже вовсю. С трудом взмахивая крыльями, бабочки, наконец, добрались до озера, где жила лилия.

Здравствуй, лилия! – воскликнули они. Лилия едва кивнула в ответ. Она была очень гордым цветком.

Впусти нас, лилия, - попросила белая бабочка. – Видишь, мы мокнем под дождём.

Лилия задумалась:

Белую, - проговорила она, - белую я, пожалуй, могла бы впустить, но жёлтую и красную – ни за что.

Как же я могу бросить подруг? – заплакала белая бабочка.

Ну, как хочешь, - заявила лилия и закрыла свои лепестки.

А дождь лил всё сильнее и сильнее. Бабочки от огорчения горько заплакали. Услышав, что кто-то плачет, солнышко проснулось и посмотрело вниз. Оно сразу же высушило слёзы бабочек, улыбнулось им, и бабочки, заулыбавшись, полетели играть в поле.

Обсуждение сказки по вопросам.

Кто из героев сказки вам понравился? Почему?

А кто нет?

Что бы вы посоветовали тюльпану и лилии?

-Какие же изменения происходят с насекомыми с наступлением осени?

А сейчас я предлагаю вам нарисовать рисунки к сказке «Три бабочки».

Подведение итогов.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

г.Ак-Довурак РТ

Классный час

«Осень славная пора»

Учитель начальных классов

Хертек Ай-кыс Сергеевна.

2014 г.

осень славная пора.

Цели и задачи: воспитывать любовь к России и своей малой Родине, чувство красоты природы осенью; вспомнить названия деревьев и овощей, повторить приметы осенних месяцев, осени.

Эпиграф на доске : Любить природу –

значит любить свою Родину.

М. Пришвин

Ход занятия

Учитель . Отгадайте загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

(Осенью.)

Ребята, сегодня мы подведем итоги наших наблюдений за признаками осени, изменениями в жизни растений и животных весной.

1. Беседа по вопросам:

Какое сейчас время года? Какой месяц?

Какие еще осенние месяцы вы знаете?

Посмотрите на картинки и выберите те, на которых изображена осень. Почему вы выбрали именно эти картинки?

Назовите признаки осени. (Желтые, красные листья, идет дождь, люди одеты в плащи и куртки и т. д.)

Какие приметы осени вы знаете? (Улетают птицы; собирают урожай; заготавливают на зиму овощи и фрукты и др.)

2.Игра «Лето – осень».

З а д а н и е: разложить картинки под «лето» и «осень».

На доске висят картинки с изображением лета и осени. Дети подходят по одному, берут картинку со стола и прикрепляют ее под «лето» или под «осень».

3. Динамическая пауза .

Мы – листики осенние,

Летим, летим, летим.

Легко и плавно в воздухе

Кружим, кружим, кружим.

Повертелись, покружились

И на землю опустились.

Можно повторить дважды.

Осень . Здравствуйте, ребята! Очень много вы знаете осенних примет. А пришла я к вам с тремя братьями – осенними месяцами. Вы знаете их?

Тогда отгадайте загадки:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к вам пришел?

(Сентябрь.)

Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?

(Октябрь.)

Поле черно-белым стало.

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)

Учитель . Осень – очень важная пора для наблюдений. Все живое готовится к приходу зимы. Загляните в лес и постарайтесь подметить эти приготовления.

Раннее утро. Солнце еще невысоко. Его лучи скользят по верхушкам деревьев, а на земле лежит седая роса. Лес совсем не такой, каким он был летом – зеленым, тенистым. Теперь он весь разноцветный. Желтеют березы, клены, и среди них выделяются своим ярко-красным нарядом осины. Только ели да сосны остались по-прежнему зелеными.

Подует ветер, и в воздухе запорхают и упадут на землю разноцветные листья. С каждым днем их падает все больше и больше, оголяются ветки деревьев, и от этого в лесу становится как-то просторнее и светлее. Огромное большинство растений давно отцвели и теперь уже завяли. Но зато все они рассеяли на землю множество семян; из них будущей весной снова вырастут зеленые молодые растеньица.

21 сентября – день осеннего равноденствия. Теперь дни, продолжая убывать, будут уже короче ночей. Становится все холоднее. Забились в разные щели насекомые. Многие из них, отложив яички, погибают, а другие на зиму засыпают непробудным сном. Как только похолодает, прячутся лягушки, змеи, ящерицы. Лягушки зарываются в тину на дне водоемов, а некоторые забираются в ямы под опавшие листья. Ящерицы и змеи заползают в разные норки, щели или в трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

В воздухе летают тонкие серебряные нити паутины. Поймайте такую паутинку, и вы увидите, что на ее конце сидит крошечный паучок. Это он выпустил из себя длинную серебристую нить, а ветер подхватил ее и понес вместе с паучком. Так на своей паутинке и расселяются молодые паучки.

Осенью, куда ни погляди, всюду видишь, как разные животные готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупла орехи и желуди. Все это ей пригодится в бескормицу зимой. А вот барсуку не нужно делать запасы. За осень он так отъелся, разжирел, что еле-еле ходит. Натаскает барсук в свою глубокую нору сухую подстилку из листьев и уляжется спать до весны.

Особенно заметны осенние приготовления у птиц. Высоко в небе уже слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей. Собираются в огромные стаи грачи, скворцы и другие перелетные птицы. Поглядите на ласточек, вон как их много уселось на телеграфных проводах, будто черные бусинки на нитку нанизаны. Сидят и щебечут, словно переговариваясь о предстоящем далеком пути.

Зато вместо улетающих птиц в наших лесах скоро появятся стайки снегирей, клестов, свиристелей. Это все зимние гости. Они залетают к нам из более северных лесов, чтобы вместе с нами провести долгую суровую зиму.

Много интересного можно увидеть осенью в лесу. Нужно только уметь все подмечать и со вниманием, с любовью вглядываться в жизнь окружающей нас родной природы.

Ребята, а как ведут себя другие животные? Как они спасаются от непогоды, где ищут приют?

(Учащиеся дают ответы.)

В октябре давно уже исчезло большинство насекомых, жуков. Следом за ними стал делать в глубине в земле свои ловчие ходы неутомимый охотник – крот.

Не встретишь поздней осенью в лесу и ежика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул.

Огромный медведь тоже скоро ляжет в берлогу и задремлет там до теплых весенних дней.

Но совсем по-иному готовятся к холодам те звери, которые не спят зимним сном и запасов себе не делают: зайцы, лисицы, волки. Все они только переодеваются осенью в теплую шубу. В ней и мороз не страшен.

Ученик . Лес осенний облетает,

Льется рыжий листопад.

Скоро белка поменяет

Золотистый свой наряд.

Шубка зимняя на ней

Станет гуще и пышней.

Станет серым, серебристым

Хвостик белочки пушистой.

Сегодня у нас праздник осени, праздник листопада. Мы
с вами почитаем стихи, споем песни об этом чудесном времени года.

1-й учащийся . Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

2-й учащийся . Утром мы во дворе идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

3-й учащийся . Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит, должно быть, это

Улетает наше лето.

4. Беседа о бережном отношении к хлебу.

Ведущая . Осенью из пшеницы нового урожая пекут хлеб – наше главное богатство.

(Ведущая беседует о бережном отношении к хлебу.)

Девочка (в русском костюме).

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Мальчик . Но не сразу зерна стали

Хлебом тем, что на земле.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Вывод учителя.

5. Игра “Собери овощи и фрукты”

Две команды собирают в разные корзинки урожай. В одну – фрукты, в другую – овощи.

6. Отгадай загадки.

Прежде чем мы его съели,

Все наплакаться успели.

(Лук.)

Учитель . В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди талисман – обыкновенную луковицу. Поэтому один из видов лука и назвали «лук победный».

Во все времена у всех народов луку приписывали лечебное свойство. У восточных народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь».

А какая поговорка о луке есть у славянского народа? (Лук от семи недуг.)

Уже в средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Российский ученый П. Б. Токин установил, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии и даже лягушки и крысы.

Достаточно в течение 3 минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Отгадайте следующую загадку:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная… (картошка).

Верно. Это картофель. Каждый из вас знает сказку «Вершки и корешки» – о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы – корешки. Медведь оказался бестолковым, проиграл человеку, не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.

Учитель . С историей картофеля связано много забавных рассказов.

Еще в XVI веке один адмирал привез из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Англии.

Много занятного писали про аптекаря Пармантье. Цветы картофеля, принесенные им в королевский дворец, вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди, а королева украсила ими прическу.

В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались.

Но был в России в XVIII веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Он постоянно разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля. Тогда-то и родились в народе пословицы: «Картофель – хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка».

Родиной картофеля считается Южная Америка.

1. Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи,

Мне зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

2. Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

3. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар, сладкая.

(Морковь.)

Учитель . В средние века морковь считали лакомством гномов – сказочных маленьких человечков. Существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье.

Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу.

В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови. Многим известен сорт самой маленькой моркови, называемой каротелью. Но есть морковь длиной до 1 м и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для нее обрабатывают почву на глубину 1,5 м.

Ребята, закончите загадку:

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста.

Если я... (капуста).

Учитель . Большие круглые кочаны капусты напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что означает «голова».

Капуста была известна еще жителям древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.

Капуста стала основой русских национальных блюд.

Великий полководец А. В. Суворов любил «кипящие» русские щи.

Капуста весьма полезна, несмотря на то, что в ее составе много (до 90 %) воды. Сок ее улучшает пищеварение.В капусте содержится много витамина С.

Отгадайте загадку:

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

(Огурец.)

Учитель . Родина огурца – Индия. Там дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы. Огурцами оплетены заборы в деревнях.

В Китае и Японии земледельцы снимают урожай различных овощей три раза в год. Они сначала выращивают огурцы в ящиках на крышах, а затем высаживают в землю и подвязывают к кольям. Со шпалер свисают громадные плоды огурцов 1,5 м длиной.

В старое время, когда огурцы были большой редкостью, турецкий султан Магомет Второй, жестокий и жадный, однажды приказал вскрыть животы своим семи придворным, чтобы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок огурцов.

С давних пор огурцы являются любимым овощным растением в России.

7. Занимательная страница.

1. В и к т о р и н а «Что растет на грядке?».

п/п

2. К р о с с в о р д «Овощи» .

П о г о р и з о н т а л и :

1. Под кустом в земле плоды –

Человеку за труды.

(Картофель.)

2. Привязан кустик к колышку,

На кустике – шары,

Бока подставив солнышку,

Краснеют от жары.

(Помидоры.)

4. Нужнее всех из овощей

Для винегретов и борщей

Из урожая нового

Красавица лиловая.

(Свекла.)

6. Сколько стрел

Растет на грядках.

А стрельнуть

Нельзя ребяткам.

(Лук.)

7. Белый, тощий корнеплод

Под землей растет.

И хотя он очень горек,

В пищу нам он годен:

Все, от взрослых до ребят,

С холодцом его едят. (Хрен.)

8. Вырастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку –

Будет пахнуть очень долго.

(Чеснок.)

П о в е р т и к а л и :

1. Воду пьет – себя торопит.

И растет, и листья копит.

Набирает вес кубышка,

В середине – кочерыжка.

(Капуста.)

3. Все узнают молодца,

Что растет на грядке:

Он побольше огурца,

Толстый он и гладкий.

Тоже держится за плеть...

Приходите посмотреть.

(Кабачок.)

5. Играли в прятки

Ребятки с грядки.

И прямо с грядки

Попали в кадки.

(Огурцы.)

9. Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок –

Зелененький лесок.

(Редис.)

Дети (расхаживая) . Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключения,

В этом нет сомнения.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас важнее!

8. И г р а «Найди на ощупь ».

Ученикам предлагается найти на ощупь и достать из мешочка какой-нибудь заданный овощ.

9. И г р а «Дай кролику морковку ».

Для игры нужна мишень, на которой нарисована голова кролика. Играющий становится в 4–5 шагах от мишени, ему завязывают глаза и дают в руки морковку. Нужно подойти к кролику и дать ему морковку.

10. И г р а «Посадка картофеля».

Дети становятся в две колонны. У детей, стоящих первыми, в руках по мешочку с 5–6 картофелинами. Напротив колонн чертится 5–6 кружков в ряд. По сигналу первые игроки бегут к своим кружкам, раскладывают картофелины по одной в кружок, возвращаются и передают пустые мешочки следующим. Те бегут к кружкам, собирают картофелины в мешочки, возвращаются и передают следующим по очереди игрокам. Таким образом, одни сажают картошку, другие ее собирают. Выигрывает та колонна, все игроки которой раньше выполнят задание.

Итог мероприятии . Все поют, славя урожай и тех, кто трудился.

Урожай собирай

Сл. Т. Волгиной Муз. А. Филиппенко

Мы корзиночки несем,

Хором песенку поем.

Урожай собирай

И на зиму запасай!

Мы – ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох –

Урожай у нас не плох!

Ты, пузатый кабачок,

Отлежал себе бочок.

Не ленись, не зевай,

А в корзинку полезай!

Ой-да, не зевай,

А в корзинку полезай!

Мы вспомнили осенние приметы, пели песни, читали стихи. И еще раз поняли, как прекрасна наша Родина в любое время года, а осенью – особенно!

Образовательная система « Школа 2100»

Классный час в 1 классе

Тема: Путешествие в осень.

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

2. Научить отличать признаки осени.

3. Воспитывать любовь к природе края, животным и птицам; любовь к прекрасному.

4. Развитие общеучебных умений.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Посмотрите на иллюстрации. Какое время года изображено? По каким признакам вы догадались?

Действительно, сегодня на классном часе мы будем говорить об осени

2.Совместное открытие новых знаний.

Сколько месяцев у осени? (Три) Назовите.

Угадайте, о каком месяце говорится и соотнесите иллюстрацию с названием месяца.

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришёл?/сентябрь/ /слайд 3/

Сентябрь – первый осенний месяц, румянец осени. В старину его называли

златоцвет, листопадник, ревун.

Как вы думаете, почему? (Листья на деревьях меняют окраску, листопад, часто идут дожди)

Ушёл сентябрь, а вслед за ним пришёл… Угадайте, о каком месяце осени говорится…

Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился? /октябрь/ /слайд 3/

В старину называли Октябрь - грязник, ветродуй, листобой .

Действительно, октябрь – хмурый, мокрый.

Ну а вслед за ноябрём что за месяц приходит, угадайте.

Поле чёрно-белым стало

Падает то дождь, то снег,

Льдом покрыты воды рек,

Мёрзнет в поле оземь ржи.

Что за месяц, подскажи? /ноябрь/ /слайд 3/

Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный. В старину его называли

Ноябрь - полузимник.

Почему?

Мы рассмотрели, как меняется природа с приходом осени, а почему так происходит, мы узнаем, если вспомним приметы осени.

Поиграем в игру «Да или нет»

Дайте правильный ответ. (Дети отвечают хором)

Осенью расцветают цветы? (нет)

Осенью растут грибы? (да)

Тучки солнце закрывают? (да)

Колючий ветер прилетает? (да)

Туманы осенью плывут? (да)

Ну а птицы гнёзда вьют? (нет)

А букашки прилетают? (нет)

Звери норки закрывают? (да)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

Достаём ли сапоги? (да)

Солнце светит очень жарко? (нет)

Можно детям загорать? (нет)

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать? (да)

Итак, как изменилась погода с приходом осени? (Стало холоднее)

Похолодание меняет жизнь растениям. Многие из них, рассеяв семена, погибают. У деревьев начинают опадать листья. Как называется эта пора? (Листопад)

Все ли деревья меняют цвет листьев? (нет)

Какие деревья осенью остаются зелёными? (хвойные)

Практическая работа.

Раскрась осенние листья в нужный цвет.

Как похолодание отражается на жизни зверей и птиц? (Звери готовят запасы на зиму, птицы готовятся к отлёту в тёплые края)

Осенью в лесу можно увидеть много интересного. Вот послушайте стихи об этом.

Белка щёлкает орешки

На дубу без всякой спешки.

Чистит дюжину за час,

Будет на зиму запас.

Белка спряталась в дупло.

В нём и сухо, и тепло.

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

Под корягою в берлоге

Спит медведь, как в тёплом доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький, сосёт.

Зёрен хочется синице, но в кормушке есть боится.

«Будь смелей, не робей!» -

Приглашает воробей.

Под берёзой на пригорке

Серый ёж устроил норку.

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

Физкультминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Чем заняты осенью люди?. (Убирают урожай)

Действительно, осень –пора сбора урожая. Какие овощи убирают осенью?

Отгадайте загадки:

1. Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок. (капуста)

  1. Круглая, рассыпчатая, белая.

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь правда вкусная….(картошка)

  1. Красный нос в землю врос

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (морковь)

Какую пользу приносят овощи и фрукты организму чаловека?

Вывод: Овощи и фрукты – полезные продукты.

3. Обобщение

О каком времени мы сегодня говорили? (Об осени)

Вся ли осень одинакова? (Есть ранняя осень и поздняя)

Если раннюю осень называют золотой, то позднюю – серебряной. Почему?

Многие поэты посвятили осени свои произведения.

Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённый седой зимы угрозы.

Коллективная работа

На листе бумаги изобразите волшебное многоцветье осени.

3. Итог.

Что радует и удивляет осенью? Что огорчает?

Осень-это хорошо или плохо? Что плохо? Что хорошо?


Классный час :”Осенняя пора очей очарованье.”
Описание материала:
предлагаю вам сценарий классного часа в игровой форме «Унылая пора очей очарованье» для детей 5 класса. Данный материал будет полезен классным руководителям.

Цель: формирование познавательного интереса учащихся, бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Расширить кругозор.
2. Формировать навыки работы в команде.
Организация:
Классный час построен в форме игры.
Дети делятся на 2 команды, которые в процессе мероприятия будут соревноваться между собой.
За каждое верно выполненное задание команды получают жетоны в виде осенних листьев. В конце классного часа полученные жетоны подсчитываются, и определяется команда-победитель.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями), жетоны в виде листьев, листы ватмана, ножницы, клей, цветная бумага, краски или фломастеры

Ход мероприятия:

Наш урок посвящен времени года, про которое А.С.Пушкин говорил:

Унылая пора.

Очей очарованье! (Осень)

И сегодня мы проведем итоги тому, что знаем об осени, осенних изменениям в природе. А кроме того, мы еще сможем и посоревноваться.

Про осень говорят, что она мать-

Осенью кисель да блины;

Осень дождлива да сытна.

А почему такие поговорки народ сложил об осени?

Какие вы еще знаете?

Нам сегодня осень принесла свои гостинцы. Но вы их можете взять только в том случае, если правильно разгадаете загадки:

    Разминка.

    Под землей птица гнездо свила и яиц нанесла. (картофель)

    Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (капуста)

    Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)

    В земле сидит, хвост вверх глядит, сахар их нее можно добыть, вкусный борщ сварить. (свекла)

    Маленький, горький, луку брат..(чеснок)

    Я красна, да не девица.

Зелена, да не дубрава.

С хвостом, да не мышь. (морковь)

    В маленьком горшочке кашка сладка. (орех)

    Раунд 1. «Давайте познакомимся».
    Учитель: Для начала, давайте познакомимся с нашими командами. В течение минуты вы должны посовещаться и придумать название для своей команды. Но есть одно условие: название должно соответствовать тематике нашей сегодняшней игры, то есть осени.
    Раунд 2. «Осенняя викторина».
    Командам раздаются карточки с вопросами викторины. В течении определенного времени команды должны посовещаться и написать на карточках ответы. За каждый правильный ответ- один жетон-лист.
    Викторина:
    1. Кого, согласно народной пословице, считают по осени? (цыплят)
    2. Назовите день осеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи одинакова и равна 12 часам? (22 сентября)
    3. Кто такие «хмурень», «грязник» и «грудень» ? (старинные названия месяцев сентябрь, октябрь и ноябрь).
    4. Какой праздник отмечают в западных странах 31 октября? (Хэллоуин)
    5. Как называется период осени с 28 августа по 21 сентября? (Бабье лето).
    Раунд 3. «Музыкальный аукцион».
    Участники команд должны вспомнить строчки песен, в которых звучит слово «осень» и пропеть их. Конкурс проводится по принципу аукциона. Сначала одна команда называет песню и поет её отрывок, затем другая. Побеждает команда, которая последней назовет песню. Повторять песни, нельзя. Если дети не справились заданием, то можно дать другое

пропеть 1-й куплет песни «Голубой вагон», как кукушка (ку-ку)

пропеть 1-й куплет песни «Крокодила Гены», как воробей (чик-чирик)

пропеть 1-й куплет песни «Чунга- чанга», как ворона (кар-кар)

Раунд 4. «Литературный».
Учащимся раздаются карточки с известными стихотворениями об осени, в которых пропущены строки. Задача учащихся вспомнить стихи и дописать недостающие слова.

« Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я …. (пышное природы увяданье)
А.С. Пушкин

«Осень наступила, высохли цветы.
И ….. (глядят уныло голые кусты)
А. Плещеев

"Осень. Сказочный чертог.
Всем открытый для обзора.
Просеки …. (лесных дорог,
Заглядевшихся в озера)
Б.Пастернак

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь …. (день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.)
Ф. И. Тютчев

А) Ласточки пропали,

(А вчера грачи летали да как сеть мелькали

Вон над той горой А.Фет «Осень )

Б) Славная осень,

(Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит. Н Некрасов)

В) Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

(Зашумела у опушек

Ярко – желтая листва. А.Твардовский )

Г) Лес точно терем расписной,

(Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стено,

Стоит над светлою поляной. И.Бунин «Осень»)

Д) Кроет уж лист золотой

(Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу. А.Майков «Осень»)

Раунд 5. Конкурс капитанов «Осенние приметы».
В этом раунде участвуют капитаны команд. Их задача в течение 1 минуты вспомнить и написать на листе как можно больше признаков наступления осени.
Например:
На деревьях желтеют листья
Начинается листопад
Птицы улетают на юг ит.д.
За каждый верный признак капитан получает 1 лист-жетон. Побеждает капитан, набравший большее количество жетонов.
Раунд 6. «Палитра осени».
Командам выдаются листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, краски.
Задача команд: создать, с помощью полученных материалов, панно на тему «Золотая осень».
По завершении конкурса каждая команда представляет свою работу. (Полученные панно можно в дальнейшем использовать для осеннего оформления кабинета).
По окончанию игры команды подсчитывают полученные ими жетоны-листья. Определяется команда – победительница.

«Осень – славная пора» Урок–конкурс 5 класс

Учитель Махун В.И.

Цель : Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Ход урока.

Наш урок посвящен времени года, про которое А.С.Пушкин говорил:

Унылая пора.

Очей очарованье! (Осень)

И сегодня мы проведем итоги тому, что знаем об осени, осенних изменениям в природе. А кроме того, мы еще сможем и посоревноваться. Про осень говорят, что она МАТЬ-

Осенью кисель да блины;

Осень дождлива да сытна.

А почему такие поговорки народ сложил об осени? Какие вы еще знаете?

Нам сегодня осень принесла свои гостинцы. Но вы их можете взять только в том случае, если правильно разгадаете загадки:

    Разминка.

    Под землей птица гнездо свила и яиц нанесла. (картофель)

    Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (капуста)

    Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)

    В земле сидит, хвост вверх глядит, сахар их нее можно добыть, вкусный борщ сварить. (свекла)

    Маленький, горький, луку брат..(чеснок)

    Я красна, да не девица.

Зелена, да не дубрава.

С хвостом, да не мышь. (морковь)

    В маленьком горшочке кашка сладка. (орех)

Итог разминки.

Знакомство с командами, придумать название связанное с природой и в то же время юмористическое, и небольшое приветствие.

    Представление команд.

    Осень – перемен восемь. Какие перемены происходят осенью? (ответы детей)

И не зря осень мы делим на … (раннюю, золотую, позднюю)

1 конкурс. Расскажите стихотворение об осени .

Задание: Определите, какая осень описана. Докажите.

Сегодня день особый, пришел Гурий(28 ноября). В народе примета: коли на Гурия ляжет снег, так лежать ему до половодья.

Осенью происходят изменения и в жизни животных, птиц, насекомых. Как ведут себя птицы осенью?

2 конкурс. (один участник от команды) тянут карточку.

Карточка 1. Назовите 5 перелетных птиц.

Карточка 2. Назовите 5 оседлых птиц.

Карточка 3. Назовите 5 кочующих птиц. (участники прыгая через скакалку, называя птиц «Я знаю пять перелетных птиц…)

3 конкурс капитанов. Капитаны команд выбирают задание.

А) пропеть 1-й куплет песни «Голубой вагон», как кукушка (ку-ку)

Б) пропеть 1-й куплет песни «Крокодила Гены», как воробей (чик-чирик)

В) пропеть 1-й куплет песни «Чунга- чанга», как ворона (кар-кар)

4 конкурс. Вспомните и напишите сказки , где действующие лица – деревья. (2-3мин)

5 конкурс. Каждая команда получает гербарий растений . Узнайте какое это растение.

6 конкурс . Капитаны записывают на листочках ответы на вопросы:

Назовите дерево, которое первым желтеет. (береза)

Назовите дерево, которое плачет. (ива)

Назовите дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. (осина)

7 конкурс. Концовка песен , в которых есть названия деревьев.

8 конкурс. Узнайте эти деревья. (кроссворд)

По вертикали: 1. Маленький мужичок, костяная шубка (орех)

2. Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко (слива)

По горизонтали: 2. Этой бабке сто лет, горба у нее нет

Высоконько торчит, далеконько глядит,

Придет смерть за старушкой, станет бабка избушкой. (сосна)

3. Стоит красавица на поляне: в белом сарафане, в зеленом полушалке (береза)

4. Весной цвету, летом плод приношу,

Осенью не увядаю, зимой не умираю. (ель)

5. Сижу на дереве: красная, как кровь,

Круглая, как шар, вкусная, как мед. (вишня)

Итоги кроссворда.

9 конкурс. Продолжите стихотворение , назовите автора и название стихотворения.

А) Ласточки пропали,

(А вчера грачи летали да как сеть мелькали

Вон над той горой А.Фет «Осень )

Б) Славная осень,

(Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит. Н Некрасов)

В) Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

(Зашумела у опушек

Ярко – желтая листва. А.Твардовский )

Г) Лес точно терем расписной,

(Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стено,

Стоит над светлою поляной. И.Бунин «Осень»)

Д) Кроет уж лист золотой

(Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу. А.Майков «Осень»)

Подводим итоги конкурса.