Как природа помогает человеку занятие в доу. НОД. Образовательная область «Познание» в старшей группе на тему «Мы – друзья природы

КОНСПЕКТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»

старшей группе № 9 «Медвежонок»

Воспитателя

МБДОУ д/с № 49 «ФЕЯ»

Аврамчук О. Н.

Г. Ставрополь

Цель: продолжать формирование представлений о природе.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Показать детям, что природа существует независимо от человека. Закрепить умение решать противоречия. Развивать монологическую речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уважение к природе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Природа, кислород, преклонялся, в древности, морской прибой и т. д.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Закрепить знания о природе у Кристины, Вани, Ангелины.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Беседы о природе, знакомство с пословицами и загадками.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ. Сюрприз, рассматривание иллюстраций, худ. слово, игра, беседа.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ.

1ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите, ребята, к нам опять пришёл Незнайка. Что же у него случилось?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Конечно, он опять чего-то не знает. Чего же он сегодня не знает? Ему опять дали задание, а он его выполнить не может. Незнайка принёс картину, ему надо найти на ней природу. Поможем Незнайке?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Скажите, а вы видите на этой картине природу?

ДЕТИ. Да. Природа – это деревья, коровы, овцы, цветы, земля, солнце.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А почему вы не назвали дома, машины? Они тоже нарисованы на картине.

ДЕТИ. Дома – не природа. Их сделал человек.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Природа – это то, что существует независимо от человека. И сам человек часть природы.

Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко.

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной Земли

Зовётся этот дом.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Мы с вами живём в этом доме. Очень его любим, любуемся им весною, грустим осенью и зимой, радуемся солнышку летом. Но человек не только любуется природой, он научился ею пользоваться.

ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ.

  1. Какую пользу приносит нам лес? (Лес даёт нам тепло. Он нас кормит. Лес очищает воздух от примесей и выделяет кислород).
  2. Как использует человек реки? (Реки дают человеку воду. По рекам мы перевозим грузы, по рекам плавают теплоходы. В реках мы купаемся.)
  3. Как мы используем рыбу? (Мы ловим рыбу в реках и морях и едим её.)
  4. Какую пользу человеку приносит солнце? (Солнце нас согревает, люди придумали солнечные батареи, которые дают нам энергию.)

2ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Получается, что природа приносит пользу человеку. Я думаю, что Незнайка теперь понял, что такое природа. А давайте его проверим. Вот у меня картинки: на одних из них изображена природа, а на других природы нет.

(Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них изображено, есть ли на них природа. Доказывают свою точку зрения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

К речке быстро мы спускались,

Наклонялись, умывались.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе- раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один поплыли.

Мы похожи на дельфина.

Выплыли на берег крутой

И отправились домой.

(Дети выполняют соответствующие движения.)

3ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Скажите, природа – друг человеку или враг?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек всегда дружил с природой, преклонялся перед ней, боялся её и изучал. В древности человек выражал свою наблюдательность в рисунках, загадках, поговорках. Вот сейчас вы и будете отгадывать загадки.

Зимой белый, а летом серый. (Заяц).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как родилась эта загадка?

ДЕТИ. Люди заметили, что заяц зимой бывает белый, а летом всегда серый.

Сильнее солнца,

Слабее ветра.

Ног нет, а идёт

Глаз нет, а плачет. (Туча).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Что может закрыть солнце в летний день?

Почему говорят, что туча слабее ветра?

Как это туча может ходить?

Что за слёзы у тучи?

(Ответы детей).

Не стукнет, не брякнет,

А в окошко войдёт. (свет).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек заметил, что свет приходит в дом через окно, причём он приходит так тихо, что никто его не слышит.

Махнула птица крылом

И закрыла весь свет пером. (Ночь).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Люди сравнивали ночь с птицей, потому что они не знали, как наступает темнота, и очень её боялись. Они сравнивали ночь с таинственной страшной птицей, роняющей перо, которое закрывает солнце и наступает темнота.

4ЧАСТЬ.

ОБЪЯСНЕНИЕ ПОСЛОВИЦ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как рождались загадки, вы поняли. Люди наблюдали за природой, замечали изменения и придумывали загадки. А как же придумывали пословицы? Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Послушайте пословицу и скажите, что тут взяли у природы.

Весна красна цветами,

А осень пирогами.

ДЕТИ. Весной много цветов, а пирогов нет, потому что хлеб только посадили, и ему ещё долго расти. А осенью поспевает хлеб, ну, а цветов, конечно, уже нет. Так и появилась эта пословица.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А объясните другую пословицу.

Что летом уродится,

То и зимой пригодится.

ДЕТИ. Летом вырастают овощи, фрукты, хлеб. Их заготавливают на зиму.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие вы знаете овощи?

ДЕТИ ПЕРЕЧИСЛЯЮТ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие вы знаете фрукты?

Дети перечисляют.

Воспитатель. А какие вы знаете ягоды?

Дети перечисляют.

5ЧАСТЬ.

ИГРА «ЧТО ЛИШНЕЕ».

Картошка, капуста, морковь, яблоко.

Груша, яблоко, слива, лук.

Малина, калина, смородина, помидор, арбуз.

Солнце, воробей, жук, кукла.

ВОСПИТАТЕЛЬ читает стихотворение С. Кирсанова.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймёшь ты, наконец,

Врубаясь в мёртвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек, конечно, может всё. Но человек из-за своего всемогущества стал причиной гибели многих животных и растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.

Ребята, Незнайка благодарит вас за помощь, ему пора уходить.

Дети прощаются с Незнайкой.

ИТОГ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы сегодня на славу потрудились. Вы узнали много нового, а сейчас вам предстоит высказать своё отношение к сегодняшнему занятию, но не словами, а цветными кругами. Покажите круг того цвета, который показывает ваше настроение на занятии. Спросить детей, почему они показали круг того или иного цвета.


Цель : формирование бережного отношения к природе.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о значении природы в жизни человека;

— воспитывать осознанное отношение к эстетической и нравственной ценности русской природы;

— формировать навыки практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование : диктофон; наглядно-печатные игры «Найди лекарственные растения», «Как рубашка в поле выросла» (лента времени), лото «Кому что нужно для труда?»; альбом «Природа в жизни русских людей»; рисунки с изображением растений, в том числе лекарственных.

Воспитатель. Ребята, к нам за помощью обратились мастера фабрики игрушек. К ним поступил заказ на изготовление настольно-печатных игр по теме «Природа в жизни русских людей». Часть игр они уже сделали: «Уральские ягоды», «Съедобные и несъедобные грибы», «Домашние и дикие животные». Мастера считают, что этих игр недостаточно, потому что природа помогала русским людям не только питаться, но и одеваться, быть здоровыми. Они не знают, как об этом можно рассказать детям через настольно-печатные игры. Мастера не случайно обратились к вам: они слышали, что вам в детском саду много рассказывали о значении природы в жизни русских людей, у вас есть много альбомов, книг, игр по этой теме.

Ребята, как мы можем помочь работникам фабрики игрушек, обратившимся к вам за помощью?

Дети . Рассказать им о значении природы в жизни русских людей, об играх, которые есть в нашей группе, можно выслать альбом с картинками.

Воспитатель . Предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о значении природы в жизни русских людей. Ваши рассказы я запишу на диктофон, и мы их отправим мастерам по изготовлению игр. В древние времена предки русских — славяне — селились по берегам рек и озер, рядом с лесом. «У леса жить — голодным не быть» — гласит пословица. Почему так говорят?

Дети. В лесу много грибов, ягод, которыми можно питаться. Правильно, ребята, в лесу — зверь и птица, грибы и ягоды, дикий мед, съедобные коренья и травы.

Воспитатель . Ребята, какие игры есть в нашей группе, которые рассказывают о том, как природа помогает людям питаться?

Дети. «Съедобное — несъедобное», «Уральские ягоды», «С какой ветки детки», лото «Овощи».

Воспитатель . Русский народ сложил много пословиц, поговорок о дарах леса. Вспомните их.

Дети. «Где один гриб, там и другой», «Грибы ищут — по лесу рыщут», «Появились опенки — лето кончилось», «Пропустя лето — да в лес по малину».

Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «Пропустя лето — да в лес по малину»?

Дети отвечают.

Русским людям приходилось много трудиться, чтобы добыть еду, в этой пословице осуждается лень. Наши предки были трудолюбивыми людьми.

Но не только добывать еду, но и лечиться от всех болезней приходилось самим. Ведь больниц и аптек тогда не было, скорую помощь не вызовешь. Постепенно люди узнали, что многие растения являются лечебными. Лес рядом, а в нем, как говорили русские люди, «на всякую болезнь зелье вырастает». Знаете ли вы, от каких недугов помогают клюква, липа, малина, подорожник?

Дети. Липа и малина помогают бороться с простудой, подорожник заживляет раны, клюква снимает жар.

Воспитатель . Эти чудесные свойства растений использует человек и сейчас. Какие народные пословицы и поговорки о здоровье вы знаете?

Дети . «Живи просто — проживешь лет до ста», «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Кто долго жует, тот долго живет».

Игра «Найди лекарственные растения»

Воспитатель предлагает выбрать из нарисованных на листе бумаги растений те, которые помогают людям избавиться от болезней (клюква, малина, цветы липы, подорожник, черника, ромашка) и отметить их любым значком. Благодарит детей за правильно выполненное задание.

Воспитатель. Ребята, чтобы вспомнить о том, как природа одевала русских людей, предлагаю поиграть в игры.

Игра «Как рубашка в поле выросла» (лента времени)

Две подгруппы детей работают одновременно. Первая подгруппа раскладывает по порядку картинки, на каждой из которой нарисован один из этапов выращивания льна и изготовления одежды (сеяние, уборка, вымачивание, трепание, чесание, прядение, ткут холст, шьют рубашки). Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровная).

Игра-лото «Кому что нужно для труда?»

Вторая подгруппа подбирает к большой карте с изображением женщины, которая вяжет теплые вещи из шерсти, маленькие карточки с изображением орудий труда, необходимых для изготовления теплых вязаных вещей: ножницы для состригания шерсти, прялка, веретено, спицы для вязания, иголка с ниткой. После выполнения задания каждая подгруппа рассказывает о последовательности труда русских людей по изготовлению одежды изо льна и шерсти.

Воспитатель . Вот как много приходилось трудиться русским людям, чтобы изготовить одежду из шерсти животных и ткани изо льна! Вспомните пословицы и поговорки об их труде.

Дети. «Всякое умение трудом дается», «Терпение и труд все перетрут!», «Была бы охота — будет ладиться работа!», «Умелые руки не знают скуки!», «Есть терпенье — будет и уменье!».

Воспитатель . Природа не только одевала, но и обувала русских людей. Послушайте загадку о самой распространенной обуви русского народа: «Два котика, четыре хвостика» (лапти). Из чего же плели лапти? Отгадайте загадки.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают —

Шкурку тонкую сдирают. (Липа.)

Как же не грустить липе, ведь с ее ствола снимали кору или, как говорили в народе, «драли лыко». Поэтому в старину лапти называли еще по-другому: лыченица. Еще лапти плели из бересты. Вспомните, что такое береста.

Дети. Кора березы.

Воспитатель . Такие лапти считались праздничными. Секреты, умения, необходимые для плетения лаптей, передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. С давних времен до нас дошла веселая русская игра «Лапти». Давайте поиграем в нее.

Русская народная игра «Лапти»

На полу выкладывается большой круг из веревки. Водящий встает в центр круга, участники игры — за кругом спиной к нему. Игроки перебрасывают через голову какой-нибудь предмет — «лапоть». Повернувшись к водящему, они спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет!» Играющие еще раз задают тот же вопрос. Водящий отвечает: «Да!» Дети вбегают в круг, чтобы взять свой предмет. Водящий караулит «лапти» и старается «запятнать» играющих (только в кругу). Кто не успел взять предмет, выбывает из игры.

Воспитатель . Благодаря тому, что природа помогала человеку жить, быть здоровым, люди считали ее живой и воспевали ее красоту в песнях, сказках, былинах. В каких сказках сказочные персонажи разговаривают на человеческом языке и помогают людям?

Дети . «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Иван-царевич и Серый волк».

Воспитатель. С особой любовью относились наши предки к березе. Почему?

Дети. Они верили, что береза приносит здоровье и добро.

Воспитатель . Верно, они считали ее счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро и высаживали рядом с домом. Любовь к этому дереву люди передали в народных песнях, поговорках. Какие вы знаете стихи о березе?

Дети

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

Под тобой, березонька,

Травка шелковая.

Близ тебя, березонька,

Красны девушки

Хоровод водят.

По предложению воспитателя дети заводят хоровод «Во поле береза стояла».

Воспитатель. С нежностью обращались русские люди к рябинушке кудрявой. Почему почиталась рябина?

Дети . Люди верили, что рябина излечивает от болезней.

Воспитатель . Какие еще деревья почитались русскими людьми?

Дети . Верба, дуб.

Воспитатель . Почему почитался дуб?

Дети . Дуб был самым большим деревом.

Воспитатель. Верно, дуб — символ мощи, силы, твердости. А почему почиталась верба?

Дети . Потому что она раньше всех цвела весной.

Воспитатель. Правильно, ребята, верба — первое цветущее дерево. С давних времен существует поверье, что расцветающее Дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Давайте поиграем в игру «Верба-вербочка», в которую любили играть наши предки.

Русская народная игра «Верба-вербочка»

Дети образуют два круга. В один встает мальчик, в другой — девочка. Дети водят хоровод, напевая.

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая,

Не расти, верба, во ржи,

Расти, верба, на меже.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо вьет.

На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают свои круги и делают руками воротца. Дети проходят в них, продолжая припевать.

Канарейка — (имя девочки).

Соловейка — (имя мальчика).

Люди спросят: «Кто такой?»

(Имя девочки) скажет: «Милый мой».

В конце девочка и мальчик танцуют.

Воспитатель . Ребята, флешку с записью ваших рассказов и описание игр, альбом «Природа в жизни русских людей» я отправлю мастерам фабрики игрушек, которые обратились к нам за помощью. Думаю, что ваши интересные рассказы помогут им в изготовлении игр для детей.

Татьяна Карелина
Конспект занятия: «Человек–часть природы».

Занятие «Человек – часть природы » .

Цели : сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое ) ; совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать у детей чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым.

Словарная работа : природа , человек , органы, части тела .

Материал : сюжетная картинка о природе , вата, игра по валеологии «Органы зрения, слуха, зубы» , зеркало.

Ход занятия

Вводная беседа. Органы зрения.

Сегодня мы будем говорить о человеке . Человек и природа – единое целое . Для того чтобы жить, человек должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Назовите основные части тела .

Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? Отгадайте загадку :

Два братца через дорогу живут,

Друг друга не видят. (Глаза)

Глаза являются главными помощниками человека . Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать предметы, их цвет, форму, величину и т. д. повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза!

Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? Каким бывает цвет глаз? Как ты о них заботишься?

Гимнастика для глаз

1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.

2. Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев.

3. Делай круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз. Повтори 10 раз.

4. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за подушечкой пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 5 раз.

5. Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 минуты.

Органы слуха

Какие органы слуха нам помогают слышать речь, звуки? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши в порядке? Послушайте стих. «Уши» э. Мошковской :

Доктор, доктор,

Как нам быть :

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть?

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор гневно :

Ежедневно!

Опыт : предложить детям положить в уши вату. (включить музыку)

Что произошло? Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. Благодаря органам слуха нам подвластен целый мир звуков : шуршание листьев, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.

Слух – огромная ценность для человека . А что еще нужно делать каждое утро одновременно с умыванием? (чистить зубы)

Отгадайте еще одну загадку :

«Полный хлебец белых овец» . (Зубы)

Знаете ли вы, для чего нужны зубы? И как их беречь?

Почему они болят?

Как надо за ними ухаживать?

Почему нужно чистить зубы?

Как поел, почисти зубки,

Делай так два раза в сутки.

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали ! (дети ходят)

Вверх на солнце посмотрели (смотрят вверх на солнце)

«Фонарики» )

Бабочки летали,

Крыльями махали. (имитируют бабочку)

Посмотрите вниз, друзья,

Вот бегут муравьи.

Посчитаем их мы

Раз, два, три, четыре, пять.

Убежали опять! (разводят руки в стороны)

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягодки собрали.

(Кладут ягодки в рот)

Ох, как ягодки вкусны! (Покачивают головой)

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

Игра «Органы зрения, слуха….»

Карточки с изображением ситуаций правильного и неправильного ухода за тем или иным органом.

Игра «Свет мой зеркальце скажи…»

Дети садятся и берут зеркала и нахваливают свои глаза, уши, зубы.

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи :

Глазки у меня самые красивые,

Лучше всех видят.

Ушки у меня все слышат,

А зубки самые белые,

Самые крепкие.

Итог занятия

Человек , как и природа , любят чистоту.

Вы знакомы со словом природа ?

Природа бывает живая и неживая. Всю природу земли можно разделить на два огромных Мира :

Мир неживой природы (солнце, Земля)

Мир живой природы – животные , растения, человек .

Как человек связан с природой ? (обратить внимание детей на картину) Посмотрите на природе дети с родителями прекрасно отдыхают, наблюдают за жизнью бабочек и жуков, любуются красотой родной природы , дышат чистым и свежим воздухом…

Человека называют царем природы . Правильно ли это? Почему? (конечно, человеку ничего не стоит истребить множество животных, вырубить лес или осушить болота, но от этого наша жизнь не станет лучше. Ведь человек часть Природы . У природы человек учится красоте , чувству меры, добра, справедливости.

Знаете ли вы, что на свете важнее всего?

Дети (поочередно) .

Я - солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.

Я - вода, главнее. Без меня вы погибнете от жажды.

Я - воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я - самый важный.

Я - почва, я - самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.

Я - растение - земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.

Я - насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!

Я - заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.

Я - хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

Я - человек . Могу управлять водой и вечером, распахать землю, посадить растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.

Я - микроб. Если ты, человек , не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!

Не хвались, микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят!

Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.

Дети (хором) . Все связано со всем! (Поднимают руки вверх.)

Это один из главных законов экологии - науки, которая изучает, как человек и природа влияют друг на друга и что нужно делать, чтобы сохранить природу . А что мы можем сделать? Чем можем помочь Природе ? Вы можете сделать очень много. Не бросать мусор. Лучше соберите его аккуратно, а потом выбросите в отведенном для этого месте. Помыли руки – закройте кран. Помните, что чистой пресной воды на Земле не так уж много. Будете зимой кормить птиц – летом будет меньше мух и комаров. И, главное, старайся всегда и во всем любить и понимать Природу , и она обязательно ответит вам тем же!

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали ! (дети ходят)

Вверх на солнце посмотрели (смотрят вверх на солнце)

И их лучики погрели. (движение «Фонарики» )

Бабочки летали,

Крыльями махали. (имитируют бабочку)

Посмотрите вниз, друзья,

Вот бегут муравьи. (показывают пальцем вниз и считают)

Посчитаем их мы

Раз, два, три, четыре, пять.

Убежали опять! (разводят руки в стороны)

Мы листочки приподняли, (приседают, имитируя сбор ягод)

В ладошку ягодки собрали.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ,9, 10! (Кладут ягодки в рот)

Ох, как ягодки вкусны! (Покачивают головой)

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Природа и человек».

Цели:

Закрепить знания о приметах лета, о лесе, как сообществе растений,

животных и насекомых.

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных

человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи

человека с природой (человек - часть природы). Развивать познавательную

активность детей в процессе формирования представлений о природе;

продолжать знакомить детей с охраняемыми объектами, занесенных в

Красную книгу.

Развивать умение рисовать нетрадиционными способами.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа:

Знакомство с Красной книгой, рассматривание картинок, знакомство со

способами нетрадиционного рисования.

Оборудование:

Картина "В лесу", предметные картинки, мяч.

Краски акварельные, гуашь, восковые мелки, листы для рисования разного

формата, кисточки, ватные палочки.

Природный материал (веточки, сухие листья, хвоя и др.)

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель. Отгадайте загадки:

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (Летом.)

Спросить, какие приметы лета они ещё могут назвать? (Летом цветут цветы,

день длиннее, ночь – короче.)

Есть у ребят

Зелёный друг,

Весёлый друг.

Он им протянет

Сотни рук,

И тысячи ладошек. (Лес.)

Основная часть

Дефектолог: Хотите побывать в лесу? (Да.)

Хорошо, а отнесёт вас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток подхвати–

В лесу прохладном опусти.

Вывешивается картина "В лесу".

Воспитатель: Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу?

Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу. А я постараюсь,

глядя на вас, угадать, что делает в лесу каждый из вас.

Дети имитируют: любуются красотой леса, слушают пение птиц, кормят

белку, нюхают цветы, собирают ягоды.

Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут

только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят

кулачки к глазам).

Воспитатель: Кто там прячется за деревьями, кустами, камнями? (Дети

называют животных, насекомых.)

Воспитатель. Некоторые насекомые спрятались под этим пеньком.

Угадайте, какие?

Имя взял у кузнеца,

Цвет у огурца,

Крылья – у мошки,

Ножки – у блошки. (Кузнечик)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Сок из цветов она берёт,

И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)

Дети рассматривают картинки с насекомыми.

Дефектолог: Ребята, мы сегодня с вами находимся в лесу. А что означают

(растения, птицы, животные)? (Живой мир.)

Воспитатель: Вам знакомо слово «природа». Всю природу Земли можно

делить на 2 огромных мира: мир живой и мир неживой природы.

Мир неживой природы это – то, что сделано руками человека. Мы сейчас

поговорим о природе и о том, что создано человеком.

На столе лежат, картинки помогите их разделить на доске, прикрепите на

левую сторону природу, на правую не природу (дети по очереди выходят и

прикрепляют, проверяем).

Игра «Что создано природой, а что человеком?»

Ребята, давайте поиграем, я сейчас буду вам бросать мяч и называть предмет,

а вы внимательно послушайте, если я назову предмет природы, вы ловите

мяч, если не природы то отталкиваете.

Воспитатель: Мы часто говорим о неразрывной связи человека с природой

(человек – часть природы). Что может и должен делать человек для природы?

Дети рассказывают о том, как человек может охранять природу. Перечисляют

животных и растения, которые занесены в Красную книгу.

Воспитатель: Как вы думаете почему, они занесены в Красную книгу?

(Потому, что они на грани исчезновения.)

Воспитатель: Что же делать, для того, чтобы они не исчезли совсем?

(Охранять, бережно относится к природе.)

Воспитатель предлагает детям нарисовать, то как они представляют себе природу и человека.

Дети делятся на небольшие группы и рисуют.

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия. Проводится выставка рисунков.

Тема урока : «Человек – часть природы. Природа в опасности ».

Возраст учащихся: 3 класс.

Задачи:

Обучающие: обобщить представления уч-ся о природе, взаимосвязях человека с окружающей средой;

Развивающие: формировать мотивацию природоохранной деятельности, сформулировать важнейшие правила поведения детей в природе;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Средства обучения: ПК, проектор, экран, рисунки, учебник.

Ход урока

    Орг. момент.

На доске плакат! Любить природу - значить охранять её».

Посмотри мой милый друг.

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром туманы и роса.

Человек и время года -

Это всё вокруг … (природа).

А теперь ребята закройте глаза.

Представьте себе различные предметы, которые нас окружают. Вы их не видите, но перед вами создаются, возникают образы. Это и есть природа.

    Проверка знаний и умений.

    Что такое природа?

    Какая бывает природа?

    Что относится к живой природе?

    Что относится к не живой?

Тестовое задание

    Что сделано руками человека?

А) облако Г) трава

Б) корабль Д) воробей

В) стол Е) солнце

2) Укажите, что не сделано руками человека

А) река Г) вода

Б) кит Д) небо

В) парта Е) дом

3) Какое выражение правильно?

1- Природой называется всё то, что окружает человека.

2- Природой называется всё то, что сделано руками человека.

3- Природой называется всё то, что окружает человека и не сделано его руками.

А лес относится к природе?

Стихотворение «Лес».

Человек от природы получает многое. По схеме рассказать, что природа даёт человеку?

    Физкультминутка.

Я называю предметы, если этот предмет относится к живой природе, то вы делаете 2 хлопка, если к не живой природе топаем ногам.

Лиса, собака, глина, песок, рыба, воздух, бабочка. Солнце, гора, человек.

    Изучение нового материала.

Человек – часть природы, её живого мира. Как и другие живые существа, он дышит, питается, растёт. И поэтому людям, как и животным необходимы: воздух, вода, тепло, пища. (Беседа с уч-ся)

Чем человек отличается от животного? (Он мыслит, обладает речью, трудится. Человек создал заводы, фабрики, города, дороги, телефоны, телевизоры, компьютеры. Люди пишут книги, рисуют картины.)

А вы можете назвать поэтов, писателей или художников. (Пушкин, Паустовский, Некрасов, Пришвин, Левитан (Грачи прилетели).)

Работа по рисунку:

Что изображено?

А кого же здесь не хватает? Правильно человека, ведь человек – часть природы. В природе человек является одним из главных лиц потому, что он строя дороги вырубает леса, они долго растут. Леса нет, животные остаются без жилья и корма. Так как в природе всё взаимосвязано - бабочке нужен цветок, пчеле тоже, то нет цветов - не будет и мёда. Почему?

Дружат пчёлка и цветок

Дружат лист и мотылек

Ломая ветви, срывая цветы, выбрасывая мусор в реку, разводя костры, мы делаем маленькую ранку. А на земле людей много и если каждый нанесёт природе по ранке, то она превратится в большую рану. К природе надо относиться бережно. Нельзя ей наносить вред.

Ребята продолжите фразы.

Закончи фразу:

Не будем срывать …

Не будем ломать …

Не будем обижать …

На доске выставляются экологические знаки. Уч-ся с помощью учителя объясняют каждый знак.

Задание: зарисовать в тетради 3 экологических знака (по выбору уч-ся)

    Закрепление изученного материала.

- Чтение рассказа « Кто поступил правильно?».

Дети бродили по лесу. Вышли на полянку. Глаз радуют ромашки и колокольчики, мышиный горошек и полевая гвоздика.

Соберём букет, - сказала Оля.

Сорвём несколько цветов, - предложил Миша.

Лучше полюбуемся, - вздохнула Алёнка.

Беседа по рассказу.

Мы должны любить природу. Каждое растение, каждое животное нужно природе.

А, что значит любить природу в вашем понятии?

Стихотворение « Планета – сад».

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо

Береги свою планету!

Ведь другой, похожей, нету!

    Итог урока. Выставление оценок.

Сегодня на уроке мы говорили о природе, о влиянии человека на природу, о бережном отношении к ней.

Где можно применять полученные знания? - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем надо ещё поработать? Рефлексия деятельности:

Теперь представьте себе, что над вами висит чудесная звезда. Это - ваша звезда, она принадлежит вам. Представьте себе, что вы озарены светом этой звезды, светом экологической радости... И этот свет насквозь пронизывает вас... Теперь приложите свои руки к своему сердцу. Представьте, что вы, как и эта звезда, тоже излучаете лучи экологического света, и что этот свет рассеивается по всей нашей планете... Будем беречь нашу планету!