Иван Соколов-Микитов — В зимнюю ночь: Сказка. На теплой земле читать онлайн, соколов-микитов иван сергеевич

Иван Сергеевич Соколов-Микитов “Зима” – это первый рассказ, который мой сын вписал в свой читательский дневник. В этой статье я покажу как мы разбираем прочитанное, какое изложение произведения сделал ребенок. Также представлю дополнительные материалы, которые помогут разнообразить и дополнить занятие.

Здравствуйте уважаемые читатели, мы начинаем работу с читательским дневником. Сегодня разберем первый рассказ из книги издательства Речь, которую я описала в отдельной статье. Данное произведение короткое, понятное для восприятия ребенком (моему сыну сейчас 6 лет 4 месяца), именно с него мы и начнем учиться делать мини-анализ прочитанного.

Читаем текст

Выпал снег.
Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.

Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес. На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.

Вот у обглоданных осинок натропил ночью зайчишка-беляк; подняв чёрный кончик хвоста, охотясь за птичками и мышами, пробежал горностай. Красивой цепочкой вьётся по лесной опушке след старого лисовина. По самому краю поля, след в след, прошли разбойники-волки.

А через широкую наезженную дорогу, взрывая копытами снег, перешли лоси…

Много крупных и мелких зверей и птиц живёт и кормится в накрытом снежною нависью, притихшем зимнем лесу.

Иван Сергеевич написал данное повествование поющим, спокойным языком, используя периодически незнакомые для современных детей слова. В книге учтиво сделаны сноски с расшифровкой, вы можете увидеть их внизу страницы, кликнув на фото.

Фото увеличивается при клике

Работаем с читательским дневником

Есть много видов их заполнения, наш создан ориентируясь на уровень моего шестилетнего ребенка. Биография писателя пройдена нами отдельно, вы можете

Вопрос-ответ

Детям дошкольного и младшего школьного возраста можно, и даже нужно, помогать с заполнением дневника. Наш процесс таков: когда мой сын читал текст, я просто молчала, не перебивая. Затем задала наводящие вопросы, прося найти фразы в произведении, которые могут подтвердить его ответы. Мы обсудили прочитанное и сын записал краткую зарисовку.

Порой легче работать с текстами бОльшего объема, в них развиваются определенные события, которые проще вычленить. Тем не менее, я не заметила проблем у ребенка, ответить на мои вопросы по рассказу “Зима”.

Где и когда происходит действие? Зимой, в лесу.
Кто основные герои рассказа?

  • зайчишка-беляк с черным кончиком хвоста;
  • горностай;
  • старый лисовин (лис);
  • разбойники-волки;
  • лоси.

Понравившаяся фраза:

По самому краю поля, след в след, прошли разбойники-волки.

  • заячьи;
  • горностая;
  • лисьи;
  • волчьи;
  • лосиные.

Где прошли волки? По самому краю поля.
Через что перешли лоси? Через широкую наезженную дорогу.
Тебе понравился рассказ? Да.

Изложение прочитанного

Вся предыдущая работа проводится для того, чтобы дитя осознало главные мысли автора. А у родителя появляется возможность увидеть, понял ли ребенок суть произведения. Только после этого можно приступать к его описанию.

Хоть это и первый раз в жизни сына, мне хотелось увидеть его собственный потенциал. Поэтому, попросив сделать запись в читательском дневнике, я просто вышла из комнаты. Так я смогла понять что имеем на данный момент, над чем нужно работать, и в дальнейшем смогу брать этот текст за отправную точку. Вот что получилось у Александра.

Была зима, выпал снег. Он накрыл лес, сделались сугробы. Пробежал зайчишка, пробежал горностай. Охотники увидели цепочкой след старого лисовина. Пробежали волки, они искали добычу. В зимнем лесу многие звери не спят.

Развлекательная страничка

Обычно в дневнике юного читателя имеется место для рисунка, кроссворда или какого-то другого занятия по теме прочитанного. В этот раз мне показалось логичным дать возможность увидеть то о чем пишет прозаик. Я подготовила фото описанных им животных и их “узоры” на снегу. Всё это совсем несложно найти в картинках интернета. Александр сопоставил увиденное и вклеил на развороте.

Интегрированный урок

по теме:

«И.Соколов – Микитов.

Зима в лесу»

2 класс

Валеева Р.Ш.

2012 – 2013 уч.г.

Интегрированный урок

внеклассное чтение, изобразительное искусство, технология,

окружающий мир, музыка

2 класс

Тема: И. Соколов-Микитов " Зима в лесу"

Цель: формирование метапредметных универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных) на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений.

Задачи:

1. познакомить с рассказом И. Соколова-Микитова «Зима в лесу»;

2. формировать умение работы с текстом, совершенствовать навык выразительного, осознанного, правильного чтения;

3. обогащать словарный запас детей, учить анализировать, сравнивать, делать выводы;

4. обучать коллективной работе (в парах, в группе), развивать коммуникативные компетенции;

5. создавать условия для положительного восприятия окружающего мира через слушание и чтение литературных произведений, развитие творческого воображения и художественного вкуса.

Урок сопровождается слайдовой презентацией (Приложение 1)

Ход урока.

I этап. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Цель : акцентировать внимание, вызвать интерес учащихся к теме урока, желание активно работать, получать и открывать новые знания.

Создать на уроке условия психологического комфорта.

Используемые педагогические приемы :

    наглядные сопровождение (аудио-визуальное, на основе ИКТ):

    Музыкально-художественное сопровождение - произведение П.И.Чайковского «Времена года» (звуки зимы);

    эмоциональное стимулирование (костюм зимы, сундук);

    слайдовая презентация иллюстраций зимнего пейзажа;

Учитель :

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная встреча. Давайте улыбнёмся друг другу. Слайд 1 «Зимний лес»

На фоне музыкального сопровождения учитель с выражением читает стихи.

Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много разных сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живет сама!!!
Красавица, волшебница-зима!

II этап. Целеполагание и актуализация знаний. Активизация познавательной деятельности.

Цель: определение проблемы и постановка цели урока на основе активизации познавательной деятельности и создания творческих условий для её решения.

:

    элементы проблемного диалога (подводящие вопросы);

    активизация ассоциативного мышления на основе обыденных знаний обучающихся (характеристика зимы);

    «мозговой штурм» (определение соответствия авторов пройденных произведений)

    игра «Доскажи словечко»

    поисковый метод (определение следов животных);

    слайдовая презентация (игра «Загадочный сундучок»);

    совместная постановка проблемы урока (подводящие вопросы проблемной беседе);

    правильный поиск названий стихов и автора произведения;

    самопроверка

    создание проблемной ситуации (прогнозирование содержания текста);

    педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся и т.д.)

Учитель : О чем мы будем говорить на уроке? (о зиме)

Как только пора для Зимы наступает,
Свои сундучки она вновь открывает
Есть пять ледяных у нее сундуков:
В одном спит метель - это мать ветерков,
В другом сундуке затаилась пороша
И множество градин - стеклянных горошин,
А в третьем спит вьюга, в четвертом – снежинки
И иней в последнем - в хрустальной корзинке.

В моём Сундучке спрятались все зимние звуки. Давайте послушаем!

Слайд 2 «Звуки зимы»

Игра «Волшебный сундучок», учащиеся наполняют волшебный сундучок зимними словами – характеристиками.

Цель: пополнение словарного запаса, РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ.

(ИЗ СПИСКА, ПРЕДЛОЖЕННОГО УЧИТЕЛЕМ ребята выбирают зимние слова)

Учитель : Прочитайте с доски слова. Положите в волшебный сундучок только зимние слова.
- Какая зима? (морозная, дождливая, снежная, ласковая, лютая)

Что сделала зима? (заморозила, сковала, растопила, убаюкала, закутала.)

Слайд 3(зимние слова складываются в сундучок)

Учитель : Вы прочитали много произведений об этом волшебном времени года, и мы вспомним некоторые из них.

Целеполагание. Работа в парах . Создание проблемной ситуации.

Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах – карточки с названием произведений и фамилиями авторов. Ваша задача – соединить фамилию автора с названием произведения.

Слайд 4

(Карточки)

С. Есенин

И. Соколов-Микитов

А. Барто

Ф. Тютчев

«Дело было в январе»

«Чародейкою зимою»

«Берёза»

«Зима в лесу»

Самопроверка (слайд 5)

С. Есенин

«Берёза»

Ф. Тютчев

«Чародейкою зимою»

А. Барто

«Дело было в январе»

И. Соколов-Микитов

«Зима в лесу»

Учитель: Все верно сделали! Молодцы! Поэты восхищались этим волшебным временем года! А вы знаете эти стихи?

Игра «Доскажи словечко»

Обучающиеся вспоминают строчки стихов любимых поэтов:

1.С.Есенин. «Белая береза под моим окном…….(принакрылась снегом точно серебром)

На пушистых ветках снежною каймой…(распустились кисти белой бахромой)

2.А.Л.Барто «Дело было в январе…..(стояла елка на горе)

А возле этой елки…(бродили злые волки).

3.Ф.Тютчев.

«Чародейкою зимою…..(околдован лес стоит)

И под снежной бахромою, неподвижною, немою……(чудной жизнью он блестит)

Учитель стимулирует активность младших школьников

Введение в тему урока

Учитель

Что вы заметили? А еще что можно сказать? (все поэты, А И.С.Соколов -Микитов -писатель)

Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока.

III этап. Открытие новых знаний. Знакомство с творчеством И.Соколова - Микитова и его произведением «Зима в лесу».

Цель : формирование метапредметных универсальных учебных действий на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений

Используемые педагогические методы и приемы :

    работа со словарем (обогащения словарного запаса детей)

    работа с текстом (отработка умений):

    с лушания образца художественного чтения (« Живое слово»);

    выразительного, правильного, осознанного чтения (чтение «цепочкой», выборочное чтение, «жужжащее» чтение);

    выделения основной мысли текста озаглавливание частей текста обоснование своего выбора, составление плана рассказа (элементыметода критического мышления);

    анализа , сравнения, вывода ;

    слайдовая презентация («И.С. Соколова - Микитов» «Первый снег», «Следы животных», «Охотник»);

    краткая биографическая справка о писателе на основе книжной выставки с произведениями писателя;

    беседа (обратная связь)

Наглядность: портрет писателя, выставка с произведениями писателя.

Слайд 6 Портрет писателя

1.Рассказ учителя.

Расширение кругозора учащихся.

Мотивирование на читательский интерес.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) родился в простой семье. Мальчик получил хорошее "домашнее" образование, в семье большое внимание уделялось художественным произведениям, мальчик с детства полюбил читать и был очень любознательным ребенком.

И. С.Соколов-Микитов очень любил природу, был путешественником, он побывал не только во многих местах в нашей стране и за границей, но и был участником полярных экспедиций, которые потом красочно описал в детском журнале «Юный натуралист».

(выставка произведений И.С. Соколова - Микитова)

Основной темой в творчестве писателя была природа. И сейчас мы в этом убедимся.

Учитель :

Ребята, сегодня познакомимся с произведением И.С Соколова-Микитова «Зима в лесу». (Запись О. Табакова «Зима в лесу»)

2.Знакомство с произведением И.Соколова-Микитова «Зима в лесу».

А) прогнозирование проблемы произведения (Словарная работа по развитию речи):

Учитель: Прочитайте ключевые слова на экране. О чем или о ком будем читать? (о мишке, о зайчике, о снеге, о звериных следах)

Слайд 7 Работа со словарем

    пороша – (свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега (толковый словарь русского языка С. И. Ожегов.)

    большая толстая коряга

    медвежья лесная квартира

    заяц натропил

Б) Работа с текстом (Чтение произведения).

Чтобы лучше понять писателя, его замысел произведения послушаем этот текст в записи народного артиста Олега Табакова.

Живое слово-самый тонкий инструмент, который помогает услышать и понять красоту окружающего мира. (И.С.Соколов- Микитов «Зима в лесу».)

Слайд 8 (развитие умения слушания)

3. Проверка восприятия (обратная связь).

- понравился ли вам этот рассказ?

Какие животные встретились в лесу?

Какую картину зимы нарисовал в своем рассказе писатель?

IV этап. Физминутка (музыкально - танцевальная пауза «Синий иней»)

Использование технологии здоровьесбережения.

Слайд 9

4. Работа над произведением И.С.Соколова - Микитова «Зима в лесу»

И. Соколова-Микитова « Зима в лесу».
I.



Но вот пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки.
Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.
II.
Собрался по первой пороше охотник звериные следы считать.
Много следов в лесу. Вот пронеслась от дерева к дереву лёгкая белочка

Вот ночью хорёк проскакал. Вот пробежала через поляну осторожная, хитрая лисица...
Под большой толстой корягой нашёл он медвежью берлогу.
III.

Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник.

5. Работа по частям. Сколько смысловых частей? (Составление плана по ходу)

1 часть. "цепочкой "

    Кому плохо в осеннем лесу и почему? Прочитайте.

    Чему обрадовались зайцы-беляки? Прочитайте.

    Озаглавьте 1 часть этого рассказа

«Первый снег» Слайд 10

2 часть . " Жужжащее чтение".

    Зачем отправился охотник в лес?

    Кого в лесу увидел охотник?

    Как озаглавим 2 часть рассказа?

«C леды на снегу» Слайд 11

Игра «А, ну-ка отгадай!»

Косолапый, неуклюжий….(мишка)

Шустрая, запасливая……(белка)

Косой….. (заяц)

Хитрая, осторожная………..(лисица)

3 часть. "На диктора".Иванова Наташа, Серов Феликс, Шабуранов Рома)

Читает хорошо читающий ученик.

    Кому лучше всех зимой в лесу?

    Как медведь готовился к зиме?

    Как чувствует медведь в этой берлоге?

    Озаглавьте 3 часть рассказа.

«Медвежья квартира» Слайд 12

Учитель.

Молодцы, ребята! Мы составили план рассказа И.Соколова-Микитова » Зима в лесу»

Слайд 13

    Первый снег.

    Следы на снегу.

3.Медвежья квартира

Учитель:

Какие краски возьмете для рисования картины?

V этап.Закрепление и проверка понимания учебного материала. Творческая работа учащихся «Пишем страничку учебника».

Цель: проверка понимания содержания урока, закрепление и обобщение знаний обучающихся и его практическая отработка через творческую работу.

Используемые педагогические методы и приемы :

    ИЗО – студии («Зимняя сказка». Картинный план. « Первый снег»),

    Мастерская моделирования («Медвежья квартира»),

    Исследовательская мастерская («Следы на снегу»)

    Игровые мастерские («Пазлы», «Путаница», «Заплатка», «Доскажи словечко», «Зимний лес»)

    дозированная помощь учителя (учитель - консультант)

    беседа (обсуждение)

    метод аналогий;

    игровые приемы;

    приемы решения логических задач;

    работа с дидактическим материалом;

    уровневая дифференциация (групповая и индивидуальная работа)

    педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся, подведение итогов этапа урока и т.д.)

1.Творческая работа по парам (звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)

Учитель: Вы очень хорошо поработали. Предлагаю самим изготовить книжку с рассказом Соколова-Микитова «Зима в лесу». Откройте конверты с заданием. Внимательно читайте. Желаю успехов и творчества!

Учитель оказывает дозированную помощь

У нас есть план рассказа, мы его составляли, чтобы передать своими словами содержание текста или пересказать его.

Творческая лаборотория: «В мастерской художника». Учитель дает задание по парам.

1 пара . (ИЗО – студия) «Первый снег».

Задание : нарисовать пейзаж к 1 части. Наложить снег ватными дисками, украсить снежинками и подготовить пересказ 1 части.

2 пара . (Мастерская «Следопыты»)

Задание : наклеить Следы животных и подготовить пересказ 2 части.

3 пара. ( Мастерская моделирования ) Медвежья квартира . ( Смастерить медвежью берлогу и приготовить пересказ 3 части.)

4 пара . (ИЗО – студия «Зимняя сказка»

Задание: нарисовать обложку книги.

2.Самостоятельная работа в парах.

Игровые мастерские:

5 пара -Игра «Путаница »

Задание:

- составь предложения 1 части так, чтобы они были в правильной последовательности ;

Приклей на страничку;

Обрадовались беляки-зайцы. Голодный и холодный шумит лес. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки.

Голодный и холодный шумит лес.
Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.
Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.

6 пара - Игра « Пазлы ».

Задание:

А) -собрать картинку и наклеить на страничку;


Б) - продолжи предложение, проверь по тексту.

Собрался по первой пороше охотник …

Вот пронеслась от дерева к дереву…

7 пара «Заплатка».

Задание:

-наклеить недостающие кусочки и подписать картинку;

-

-продолжи предложение и проверь по тексту учебника.

Вот пробежала через поляну….

Вот ночью … проскакал.

8 пара-Игра «Следопыты».

Задание :

Узнай следы зверей;

Допиши словечко;

Косолапый __________ Шустрая, запасливая____________

Беляк - _________ Осторожная, хитрая____________

9 пара - Оживи картинку, сделай ее зимней.

Выбери название и подпиши картинку.

    Лучше всех в лесу лежебоке-медведю.

    Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире.

    Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.


10 пара - «Мастерская писателя».

Задание:

- придумать концовку рассказа.

Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.
Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник…

VI этап. Систематизация и обобщение знаний. Проверка работы творческих групп

Цель: выявить уровень усвоения пройденного материала на уроке в форме.презентации творческого продукта.

Используемые педагогические методы и приемы :

    презентация творческого продукта творческих мастерских учащихся;

    создание творческого продукта коллективной работы «Пишем страничку Учебника»

    педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся)

    подведение итогов (оценка учебной деятельности учащихся на уроке)

Учитель:

У нас получилась книжка и картинный план, он вам поможет пересказать текст своими словами.
Какие вы молодцы, ребята! Посмотрите, какая книжка-самоделка у нас получилась! Теперь вы тоже сможете стать учителями!

VII этап. Домашнее задание.

Цель : развитие оригинального мышления и творческих способностей учащихся.

Используемые педагогические методы и приемы :

    подготовка пересказа;

    уровневая дифференциация (задания по выбору):

- «Мастерская волшебника» (рисунки, стихи, загадки, кроссворды, аппликации о зиме).

Учитель:

Предлагаю дома побыть волшебниками, художниками и поэтами. Девочкам - сочинить стихотворение о зиме или загадку. Мальчикам - придумать продолжение рассказа, а всем- подготовить пересказ текста.

VIII этап. Рефлексия.

Вам понравился урок?

Кому было легко?

На парте у ребят картинки:

снежинка – урок понравился, настроение хорошее,

тучка – урок не понравился, настроение грустное

(учащиеся оценивают урок)

X этап. Итог.

Учитель: Как только я цветок встречаю,

Люби!” – ко мне цветок взывает.

Лишь подхожу я к деревцу,

Погладь!” – склоняется к лицу.

А на гнезде увижу птицу,

Привет!” – пропеть она стремится.

Присядь!” – лягушка из болота.

Побудь!” – кузнечик из осота...

О, как прекрасен мир вокруг!

Иду домой, как добрый друг!

Учитель раздает детям памятку «Правила друзей природы».

Межпредметная связь: более подробно с «Правилами друзей природы вы познакомитесь на уроке по «Окружающему миру» или на классном часе.

Будь природе другом!

1. Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев.

2. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

4. Береги лягушек, жаб, головастиков.

5. Не лови диких животных и не уноси их домой.

6. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

7. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

8. Не шуми в лесу.

Учитель подводит итог. Оценивает работу учащихся на уроке.

Вы очень активно работали! Спасибо! Всем ставлю «5»! Молодцы! Вы это заслужили. Вы подарили мне радость общения. А где же мой сундучок? А там….наши герои! Угощайтесь! Спасибо за урок! До свидания!

Будь природе другом!

1.Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев.

2.Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

3.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

4.Береги лягушек, жаб, головастиков.

5.Не лови диких животных и не уноси их домой.

6.Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

7.Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

8.Не шуми в лесу.

Хороши, чисты русские снежные зимы. Глубокие сверкают на солнце сугробы. Скрылись подо льдом большие и малые реки. В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым. Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля. Тихи и светлы зимние ночи. Обливая снега тонким светом, сияет луна. В лунном свете мерцают поля, вершины деревьев. Хорошо видна накатанная зимняя дорога. Темны тени в лесу. Крепок зимний ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев. Высокие звезды рассыпаны по небу. Ярко светит Большая Медведица с ясной Полярной звездою, указывающей на север. От края до края протянулся по небу Млечный Путь, загадочная небесная дорога. В Млечном Пути распростер свои крылья Лебедь - большое созвездие.
Что-то фантастическое, сказочное есть в лунной зимней ночи. Вспоминаются пушкинские стихи, гоголевские рассказы, Толстой, Бунин. Кому приходилось ездить лунной ночью по зимним проселочным дорогам, наверное, вспомнит свои впечатления. А как хороши зимний рассвет, утренняя заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают золотые лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает ослепительная белизна! Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи!

Некогда бродили по снежным полям и дорогам голодные волки; пробегали, оставляя на снегу тонкие цепочки следов, лисицы, разыскивая спрятавшихся под снегом мышей. Даже днем можно было увидеть в поле мышкующую лисицу. Неся над снегом пушистый хвост, пробегала она по полям и перелескам, острым слухом чуяла спрятавшихся под снегом мышей.

В высокое небо возносят сосны свои кудрявые побелевшие вершины. На зеленых колючих ветвях развесистых елей лежит белый снег. Под тяжестью инея в дугу согнулись молодые высокие березки. Темные муравьиные кучи покрыты снегом. В них зимуют черные муравьи. Полон жизни зимний, казалось бы, мертвый лес. Вот простучал на сухом дереве дятел. Неся в клюве шишку, пестрым платочком перелетел на другое место - к своей "кузнице", устроенной в развилине старого пня, ловко вправил шишку в свой верстак и стал долбить клювом. Во все стороны полетели смолистые чешуйки. Вокруг пня валяется много расклеванных шишек. С дерева на дерево перепрыгнула шустрая белочка. Большая белая снежная шапка упала с дерева, рассыпалась снежной пылью. На краю леса можно увидеть сидящих на березах черных тетеревов. Зимою они кормятся почками берез. Бродя по снегу, собирают черные ягоды можжевельника. Крестообразными следами тетеревиных лап исписана между кустами поверхность снега. В студеные зимние дни тетерева, падая с берез, зарываются в снег, в глубокие лунки. Счастливому лыжнику иногда удается поднять спрятавшихся в снежных лунках тетеревов. Один за другим в алмазной снежной пыли вылетают птицы из глубокого снега. Остановишься, любуясь дивным зрелищем. Много чудес можно увидеть в зимнем спящем лесу.

Соколов-Микитов И.

I
Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег - пришла зима. Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья - ждали зимней одежды. Ели и сосны стали ещё зеленее. Много раз большими хлопьями начинал падать снег, и, просыпаясь, люди не узнавали поля, такой необыкновенный свет светил в окно. По первой пороше охотники пошли на охоту. И целыми днями слышался по лесу заливистый лай собак.

II
Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий разгонистый след. Лисий, строчёный, лапка за лапкой, вьётся вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, вздёрнув пушистым хвостом, махнула на ёлку. На вершинах ёлок грозди тёмно-лиловых шишек. Прыгают по шишкам бойкие птички - клесты. А внизу, на рябине, рассыпались грудастые краснозобые снегири.

III
Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник.

Зимняя ночь

Соколов-Микитов И.

Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном высоком небе видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звёзды. Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

Но и в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка - это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин. Завыли и замолчали волки.

По алмазной скатерти снегов, оставляя узоры следов, пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Новый год

Вагнер Н.П.

С Новым годом! С Новым годом! И все веселы и рады его рождению.

Он родился ровно в полночь! Когда старый год - седой, дряхлый старикашка - укладывается спать в темный архив истории, тогда Новый год только, только что открывает свои младенческие глаза и на весь мир смотрит с улыбкой.

И все ему рады, веселы, счастливы и довольны. Все поздравляют друг друга, все говорят:

Он родится при громе музыки, при ярком свете ламп и канделябр. Пробки хлопают! Вино льется в бокалы, и всем весело, все чокаются бокалами и говорят:
- С Новым годом! С Новым годом!

А утром, когда румяное морозное солнце Нового года заблестит миллионами бриллиантовых искорок на тротуарах, домах, лошадях, вывесках, деревьях; когда розовый нарядный дым полетит из всех труб, а розовый пар из всех морд и ртов,- тогда весь город засуетится, забегает. Заскрипят, покатятся кареты во все стороны, полетят санки, завизжат полозья на лощеном снегу. Все поедут, побегут друг к другу поздравлять с рождением Нового года.

Вот большая широкая улица! По тротуарам взад и вперед снует народ. Медленно, важно проходят теплые шубы с бобровыми воротниками. Бегут шинелишки и заплатанные пальтишки. Мерной, скорой поступью - в ногу: раз, два, раз, два - бегут, маршируют бравые солдатики…

Котя

Вагнер Н.П.

Знаешь, как косой зайка скачет зимой по сугробам?

Ветерок в зимнее время злой-презлой. Он так тебя проберет насквозь, нащиплет и нос, и уши, и щеки, что просто хоть плачь. Дует ветер, метет и такие сугробы везде нанесет, что ни пройти, ни проехать. Натворит чудес и стихнет, успокоится, рад и доволен, спит-лежит. А солнышко так и засияет бриллиантиками по снегу. И вот, в это самое тихое, солнечное времечко, косой вскочит и начнет прыгать и бегать - обрадуется солнцу и тихой погоде. Скакнет на сугроб и провалится, выскочит, потрет мордочку, ушки, лапки отряхнет, поводит усами и опять зальется: побежит кубарем, колесом. Прыг, скок! прыг, скок! То-то раздолье!

Мороз. (Из рассказа «Сосны»)

Бунин И.А.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо… Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах уже играет золотистый солнечный свет…Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо-зелёной, стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия,- и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла… Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке…

Снег идёт.

Воронкова Л.

Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу: «Я иду-у-у… Я бреду-у-у…!»

Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная - и дорога, и избы, и огород. Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:
— Вот и снежок пошёл!

Таня подбежала к окну:
Где снежок пошёл?

За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:
- Снег идёт!

Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок… Таня подставила ладонь - они и на ладонь упали. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они разные. У одной лучики зубчатые, у другой - острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось - снежинки растаяли на тёплой ладони.

После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая - и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый… А потом выглянуло солнышко, и снег заблестел. И Тане стало так весело, будто праздник наступил.

Она побежала к Алёнке и застучала в окно:
- Алёнка, выходи скорее -к нам зима пришла!

Зимний дуб (отрывки)

Нагибин Юрий Маркович

Едва они вступили в лес, как сразу очутились в мире спокойствия и особой тишины.

Кругом было бело, деревья все убраны снегом до самого малого сучка. Лишь в вышине чернели обдутые ветром верхушки берёз, и их тонкие веточки казались нарисованными тушью на синей глади неба.

Тропинка бежала вдоль ручья. Иногда деревья расступались, открывая солнечные весёлые полянки, перечёркнутые заячьим следом. Попадались и крупные следы какого-то большого зверя. Следы уходили в самую чащобу, в бурелом.

— Сохатый прошёл! - словно о добром знакомом сказал мальчик, увидев, что Анна Васильевна заинтересовалась следами.- Только вы не бойтесь,- добавил он, увидев, как учительница всматривалась в глубь леса,- лось - он смирный.

— А ты его видел? - спросила учительница.

— Самого?.. Живого?..- Савушкин вздохнул.- Нет, не видел,- с какой-то затаённой грустью сказал он.

Дорожка вновь сбежала к ручью. Местами ручей был застелен толстым снеговым одеялом, местами припорошён снегом, через который виднелся лёд, а порой среди снега и льда проглядывала тёмная живая вода.

— А почему он не замёрз? - спросила Анна Васильевна.

— В нём тёплые ключи бьют. Вон видите струйку?

Анна Васильевна, наклонившись над полыньёй, разглядывала тоненькую струйку, которая поднималась со дна и, не достигая поверхности ручья, лопалась мелкими пузырьками.

Этих ключей страсть как много,- с увлечением сказал Савушкин, как будто все он их пересчитал.- Ручей под снегом живой…

Он разметал валенком снег, и показалась дегтярно-чёрная, но такая прозрачная вода.

Анна Васильевна сбросила в воду снег. Снег не растаял, а повис в воде студенистой массой. Это ей так понравилось, что она стала носком ботика сбрасывать в ручей снег, радуясь, как журчит, как живой, ручей и уносит комочки снега. За этим занятием она не заметила, как Савушкин ушёл вперёд и, усевшись на сук, нависший над ручьём, дожидается её.

— Смотри, какой лёд тонкий, даже течение видно!

— Нет, Анна Васильевна! Это не течение видно, а тень, это я сук раскачал, вот тень и ходит. А кажется, что это течение.

Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать. И они продолжали идти по чуть заметной тропинке. Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах стоял дуб, огромный и величественный, как собор. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать ему развернуться во всей силе. Его нижние ветви раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата ствол казался на солнце прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела. Дуб до самой вершины был покрыт сухими коричневыми листьями, присыпанными снегом.

Так вот он, зимний дуб! - вырвалось у Анны Васильевны.

Он весь блестел мириадами крошечных звёздочек, переливающихся, сверкающих в листьях, на стволе, и светился необыкновенным светом. Он казался ей в своём зимнем сне сказочным, живущим какой-то своей особенной, сказочной жизнью.

Нисколько не ведая, что творится в душе учительницы, Савушкин возился у подножия дуба, запросто обращаясь с ним, как со своим старым знакомцем.

Анна Васильевна, поглядите!..

Он с усилием отвалил глыбу снега, облипшую снизу землёй с остатками прошлогодних трав. Там, в ямке, лежал шарик, обёрнутый паутинно-тонкими сопревшими листьями. Сквозь листья торчали острые иголки.

— Это ёж! - с удивлением воскликнула Анна Васильевна.

— Вон как укутался! - сказал Савушкин и заботливо прикрыл ежа старой листвой.

Затем он раскопал снег у другого корня. Открылся маленький гротик с бахромой сосулек на своде. В нём сидела коричневая лягушка, будто сделанная из картона; её натянутая по косточкам кожа казалась лакированной. Савушкин потрогал лягушку, та не шевельнулась.

Притворяется,- засмеялся он,- будто мёртвая. А дай солнышку пригреть, и заскачет ой-ой как!

Савушкин продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку. Подножие дуба приютило ещё многих постояльцев: жуков, ящериц, каких-то козявок. Одни хоронились под корнями, другие забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё и крошечные, невесомые насекомые не могли себе сыскать лучшего жилья на зиму.

…Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах солнца, и увидела у подножия его небольшую тёмную фигурку: Савушкин не ушёл, он издали охранял свою учительницу. И всей теплотой сердца Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чинёной небогатой одёжке, сын погибшего за Родину солдата и «душевой нянечки», чудесный и загадочный человек будущего.

Она помахала ему рукой и тихо двинулась по извилистой тропинке… Какие думы таились у неё и у мальчика, оставшегося около зимнего дуба, что чувствовал каждый из них?.. Да, многое можно открыть для себя на глухой тропинке…