Штурмовые вертолеты. Лучшие ударные вертолёты в мире


В мире используется двадцать семь моделей военных боевых вертолетов, и наверняка многим было интересно, какой же из них лучший. Следующий список из десяти самых современных боевых вертолетов в мире основан на совокупности показателей производительности, скорости, защиты, маневренности и огневой мощи.

1. Boeing AH-64D «Longbow Apache»


США
Боинг AH-64 «Апач Лонгбоу» стал самым мощным противотанковым оружием в войне в Персидском заливе. Последняя версия AH-64D - это AH-64E Apache Guardian. AH-64 Apache вооружен 30-миллиметровой пушкой M230, 16 противотанковыми ракетами AGM-114L Hellfire 2, 4 ракетами «воздух-воздух» Stinger или 2 AIM-9 Sidewinder, 2 противорадарными ракетами AGM-122 Sidearm, а также 4 подвесками по 19 залпов 70-миллиметровых неуправляемых ракет Hydra 70.

2. Ми-24 «Лань»


Россия
Ми-24 является одним из самых известных десантных и боевых вертолетов в мире, который эксплуатируется ВВС 50 стран. Хотя производство Ми-24 было прекращено в 1991 году, он считается одним из лучших и самых современных боевых вертолетов в истории. Ми-24 вооружен 23-мм двухствольной пушкой, а также противотанковыми управляемыми ракетами 2К8 «Фаланга» и «Штурм».

3. Agusta A129 «Mangusta»


Италия
Первым ударным вертолетом специального предназначения, который выпустили в Западной Европе, является Agusta A129 Mangusta. Это двухместный, двухмоторный легкий боевой вертолет, разработанный специально для противоракетных атак. Он имеет 20-мм пушку и может нести на борту 12-мм пулеметы. Mangusta оснащен 8 противотанковыми ракетами TOW-2A и 52 70-миллиметровыми (или 81 мм) ракетами Medusa.

4. Denel AH-2 «Rooivalk»


Южная Африка
Rooivalk - это новый вертолет следующего поколения от компании Denel Aviation из Южной Африки. AH-2 Rooivalk может нести разнообразное вооружение в зависимости от профиля миссии. Базовая модификация оснащена 20-мм пушкой F2, 4 пусковыми установками для противотанковых ракет TOW или Denel ZT-6 Mokopa и пусковыми установками 70-миллиметровых неуправляемых ракет.

5. Z-10


Китай
CAIC Z-10 - это новый и первый специализированный китайский боевой вертолет, разработанный на основе «Проекта 941» российского бюро Камова. Считается, что он относится к тому же классу, что и A-129 Mangusta и AH-2 Rooivalk. Он имеет стандартную конфигурацию боевого вертолета с узким фюзеляжем и ступенчатыми тандемными кокпитами. Z-10 оснащен пушкой 30 мм, противотанковыми ракетами HJ-9 или HJ-10, ракетами класса «воздух-воздух» TY-90 и 4 блоками неуправляемых ракет.

6. Eurocopter «Tiger»


Франция/Германия
Один из самых современных боевых вертолетов Eurocopter Tiger в настоящее время эксплуатируется немецкими и французскими военно-воздушными силами. Это четырехлопастный двухмоторный вертолет средней грузоподъемности, который впервые был введен в строй в 2003 году. Tiger имеет 30-мм пушку, 8 противотанковых ракет HOT 2, HOT 3 или Trigat 2, четыре ракеты «воздух-воздух» Stinger 2 или Mistral ближнего радиуса действия, 68 неуправлямыми ракетами 68 мм и пулеметами 12,7-мм на подвесках.

7. Ми-28 «Ночной охотник»


Россия
Российский всесезонный двухместный противотанковый вертолет Ми-28 является одним из самых передовых боевых бронированных вертолетов в мире. Российская армия получила его на вооружение в 2006 году. Ми-28, который может развивать максимальную скорость 320 км/ч, вооружен 30-мм пушкой, 9 противотанковыми управляемыми ракетами M114 «Штурм-С», 9 ракетами M120 / M121F «Вихрь» или A-2200.

8. Ка-52 «Аллигатор»


Россия
Более новая, улучшенная двухместная версия Ka-50 является одним из самых быстрых и самых современных боевых вертолетов в мире. Ка-52 «Аллигатор» - многоцелевой, невероятно мощный ударный вертолет, который является один из самых маневренных вертолетов в мире, а еще способен совершать вылеты как днем, так и ночью. Ка-52 использует 30-мм пушку (460 снарядов), 12 противотанковых ракет «Вихрь» (AT-9) или 4 ракеты класса «воздух-воздух» «Игла-Б», а также может нести на борту неуправляемые ракеты «Игла».

9. Bell AH-1Z «Viper»


США
Самый совершенный в техническом плане боевой вертолет в мире - Bell AH-1Z, который является современной версией AH-1 Cobra. Это единственный боевой вертолет с полностью интегрированной ракетной системой «воздух-воздух». AH-1Z Viper оснащен трехствольной пушкой 20 мм (750 снарядов), противотанковыми ракетами AGM-114A / B / C, противокорабельными ракетами AGM-114F, ракетами «воздух-воздух«» AIM-9, подвесками с 70-миллиметровыми неуправляемыми ракетами и бомбами.

10. AH-64E «Apache Guardian»


США
В США Boeing AH-64E Apache Guardian является самым передовым из когда-либо построенных боевых вертолетов. «Апач Гуардиан» развивает максимальную скорость 300 км/ч и оснащен 30-мм пушкой, 16 ракетами AGM-114L Hellfire, 2 противотанковыми ракетами, 4 ракетами «воздух-воздух» AIM-92 Stinger или 2 AIM-9 Sidewinder, 2 противоракетными ракетами AGM-122 Sidearm, а также подвеской неуправляемых ракет Hydra 70 с 19 выстрелами.

Представляю Вам пятерку лучших военных вертолетов мира.

Самый мощный

Ми-26 разработан в ОКБ Миля как многоцелевой тяжелый транспортный вертолет. Существует 16 модификаций машины как военного, так и гражданского назначения. «На гражданке» Ми-26 тушит пожары, эвакуирует больных, участвует в спасательных операциях, переносит на внешней подвеске многотонные грузы на строительстве, а также пассажиров – до 63 человек. В качестве военного участвует в десантировании, решает транспортные задачи. Существуют противолодочный, радиотехнический и командно-диспетчерский варианты исполнения.

Ми-26 имеет одновинтовую схему с рулевым винтом. Диаметр 8-лопостного несущего винта - 32 м, рулевого – 7,6 м. Два двигателя по 11400 л.с. поднимают в воздух 56-тонную машину с полезной нагрузкой в 20 тонн.

Максимальная скорость – 295 км/ч, крейсерская – 265 км/ч

Практический потолок – 6500 м

Дальность действия – 800 км.

Вертолет оснащен современными навигационными средствами, включая автопилот и систему гашения колебаний груза на внешней подвеске.

Ми-26 переносит 80 десантников с полной выкладкой, 60 носилок с ранеными, 20 тонн груза в кабине или 18,5 тонн на подвеске.

Экипаж – 5 человек.

Выпущено 310 машин.

Самый маневренный

В 1982 году совершил первый полет разработанный в ОКБ Камова ударный вертолет Ка-50 «Черная акула». Имеет фюзеляж и хвостовое оперение самолетного типа. Оснащен двумя соосными несущими винтами.

Машина уникальна рядом конструктивных особенностей, впервые в ней использованных, позволивших добиться превосходных летных и боевых характеристик. «Черная акула» делает мертвую петлю, а также маневр «воронка» - перемещение вокруг цели с изменением высоты на скорости 180 км/ч. За счет использования высокой автоматизации пилотирования и ведения огня Ка-50 управляется одним пилотом. На испытаниях «Черная акула» неподвижно зависала в воздухе на 12 часов без существенного участия пилота в ее стабилизации.

Существует режим маловысотного полета с автоматическим отслеживанием рельефа местности. Телевизионный и инфракрасный сенсоры позволяют определять цель, расположенную на удалении 20 км. В Ка-50 используется широкий набор огневых средств – от 30-мм пушки, разработанной для БМП-2, до ракет различного типа – противоракетных, противотанковых, зажигательных, а также фугасных авиабомб.

Максимальная взлетная масса – 10800 кг, масса вооружения – 3000 кг, из них на пилонах – 2000 кг.

Максимальная скорость – 315 км/ч, скорость на пикировании – 390 км/ч

Статический потолок – 4300 м, динамический потолок – 5700 м

Дальность – 545 км.

В 1997 году в воздух поднялся Ка-52 «Аллигатор», который был создан на базе «Черной акулы». Отличия заключатся в основном в использовании новых индикаторов на основе жидкокристаллических панелей. Также появилось дополнительное кресло-катапульта для второго пилота. Все летные характеристики те же самые.

Самый быстрый

Винтокрылая машина компании Lockheed AH-56 Cheyenne смогла подняться в воздух в 1972 году. Это был ударный вертолет для ВВС США, развивавший скорость в 407 км/ч. Однако в серию машина не пошла в связи с затягиванием сроков исполнения госзаказа и возникшими на этой почве финансовыми неурядицами.

Но машина достойна упоминания хотя бы потому, что никто более скоростного военного вертолета пока не создал. Было изготовлено 10 опытных образцов Cheyenne.

И практический потолок, достигнутый в этой разработке, также впечатляет – 7925 м.

Дальность – 1400 км

Взлетная масса – 7700 кг

Экипаж из двух человек был защищен бронеплитами.

Уникальная стрелковая станция позволяла контролировать 210 градусов окружающего пространства. Она включала в себя 12 перископов для наводки, систему ПТУР, лазерный дальномер и систему ночного видения.

Самый невидимый

Совместная разработка компаний Boeing и Sikorsky – разведывательно-ударный вертолет RAH-66 Comanche – стоила $2,8 млрд., а производство 1300 машин оценивалось в $36 млрд. В небо опытный образец поднялся в 1996 году. Это был самый дорогостоящий за всю историю вертолетный проект.

При создании этой машины наибольшее внимание уделялось ее низкой обнаружимости в радиолокационном, инфракрасном и оптическом участках спектра, а также снижению уровня шума, создаваемого двигателями и винтами. «Каманч» строился по технологии стелс с использованием композиционных материалов. Проблема инфракрасной «засветки» была решена за счет смешивания выбрасываемых горячих газов с забортным холодным воздухом.

В результате по параметру «эффективная площадь рассеивания» у «Каманча» в 360 раз лучше, чем у легендарного «Апача», и в 28 раз лучше, чем у наиболее необнаружимого до его появления «разведчика» Bell OH-58 Kiowa. По акустическим показателям RAH-66 также является чемпионом. Что касается визуальной маскировки, то в полете вертолет прячет внутрь все, что можно спрятать, включая пушку. Помимо этого машина весьма «худая» - ширина фюзеляжа составляет 2 метра.

Максимальная взлетная масса – 7900 кг, масса полезной нагрузки – 2300 кг

Максимальная скорость – 324 км/ч

Дальность действия – 280 км

Работой всех систем вертолета «ведает» мощный бортовой компьютер.

Однако, несмотря на потраченные средства и достижение прекрасного результата, машину так и не запустили в серийное производство. Одна из причин заключается в том, что было решено применять для разведывательных целей беспилотники. В начале века за счет развития цифровых технологий они приобрели высокие тактико-технические показатели.

Самый массовый и долгоживущий

Многоцелевой вертолет Ми-8, разработанный в ОКБ Миля, поднялся в воздух в 1961 году. Он стал не только самым массовым вертолетом военного и гражданского применения (к настоящему моменту выпущено более 13 тыс. машин), но и самым универсальным, и самым старым из серийно выпускаемых.

Вертолеты эксплуатируются более чем в 80 странах мира. К настоящему моменту ОКБ Миля создало более 60 различных модификаций машины, которая благодаря своей неприхотливости, легкости в обслуживании и хорошим летным данным используется чуть ли ни во всех сферах человеческой деятельности, где решаются транспортные задачи. (К данному семейству машин принадлежат вертолеты с базовым номером как Ми-8, так и Ми-171 и Ми-172).

Что же касается использования Ми-8 в армии, то существует транспортный вариант, ударный, штурмовой, десантный, миноукладчик, вертолет-амфибия, заправщик, разведчик, радиационно-химический разведчик, воздушный командный пункт, бронированный воздушный госпиталь, постановщик радиопомех.

Количество бойцов, которых берет на борт эта машина – от 18 до 32

Максимальная взлетная масса – 13000 кг

Мощность двигателей – от 2х1500 л.с. до 2х2000 л.с.

Максимальная скорость – 250 км/ч

Динамический потолок – от 4500 м до 6000 м

Дальность – от 480 км до 710 км.

Армии мира не так давно начали использовать боевые вертолеты. Собственно говоря, всего было создано 27 моделей этих машин. Но какая из них является лучшей на данный момент? Мы составили небольшой список, отбирая претендентов по нескольким важным параметрам. Во внимание принимался комбинированный показатель производительности, скорости, защиты, ловкости, огневой мощи и возможностей БРЭО. Все боевые вертолеты в этом списке - невероятно мощные машины смерти.

Ми-24

Россия Ми-24 остается одним из наиболее известных атакующих вертолетов во всем мире. Хотя производство машины прекратилось еще в 1991 году, он до сих пор эксплуатируется во многих странах. Вертолет оснащен двойной пушкой калибра 23 миллиметра и несет ракеты Штурм-В, Атака-В и Гермес-А.

Апач

США AH-64D Longbow Apache («Апач» по российской классификации) служит основным ударным вертолетом Армии США и является самым распространенным ударным вертолетом в мире. Его активно использовали во время войны в Персидском заливе. Вооружен «Апач» 30-мм пушкой M230, несет 16 ракет AGM-114L Hellfire 2, 4 Mistral 2 класса «воздух-воздух» и может быть оснащен противокорабельными ракетами.

Мангуст

Италия Первый ударный вертолет, разработанный в Европе. Agusta A129 Mangusta является двухместной легкой машиной, разработанной специально для атаки бронированных целей. Пара 20-мм пушек, пулеметы калибра 12.7 и 8 TOW-2A противотанковых ракет.

Пустельга

Южная Африка Вертолет Denel AH-2 Rooivalk предназначен для ударов по живой силе и технике противника, но также активно используется в качестве машины поддержки и сопровождения. На борту «Пустельга» несет пушку калибром 20 миллиметров, на 6 точек подвески монтируются управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Z-10

Китай Китайский вертолет Z-10 Gunship является первым специализированным ударным вертолетом КНР. Считается, что Z-10 находится в том же классе, что и A-129 Mangusta и Rooivalk AH-2. Корпус вертолета имеет стандартную конфигурацию Gunship с узким фюзеляжем. Z-10 оснащен 30 мм пушкой и несет 10 противотанковых ракет HJ-9 или HJ-10.

Тигр

Франция/Германия Один из самых современных вертолетов мира Eurocopter Tiger в настоящее время состоит на вооружении Германии и Франции. Этот ударный двухмоторный вертолет среднего веса впервые был введен в эксплуатацию в 2003 году.

Ми-28

Россия Российский красавец «Ночной охотник» (Havok, «Опустошитель» по классификации НАТО) предназначен для поиска и уничтожения целей в условиях активного огневого противодействия танков противника. Максимальная скорость этого бронированного убийцы составляет 320 км/ч, что делает его весьма трудной целью. На вооружении «Ночного охотника» две 30-мм пушки и ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Ка-52

Россия Хищные обводы «Аллигатора» способны напугать даже опытных пилотов противника. Этот мощнейший вертолет, являющийся одним из самых быстрых и самых современных в мире, использует 30-мм пушки, противотанковые ракеты ракеты Игла-5 класса «воздух-воздух» бронированного убийцы составляет 320 км/ч, что делает его весьма трудной целью. На вооружении «Ночного охотника» две 30-мм пушки и ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Вайпер

США Bell AH-1Z Viper представляет собой современную версию AH-1 Cobra. Это единственный ударный вертолет с полностью интегрированным воздушно-ракетным потенциалом. 6 точек подвески, 16 управляемых ракет «воздух-земля» и 8 неуправляемых ракет AIM-9.

Ка-52 "Аллигатор" является лучшим ударным вертолетом в мире. Его нетрадиционная компоновка, фантастическая маневренность и мощное оружие оставляют далеко за флагом даже легендарный АН-64 Apache, не говоря о других машинах. Подробности в нашем обзоре.

Невидимый дракон

Ударный вертолет Changhe Z-10 - один из немногих образцов китайской военной техники, созданный собственными силами. Ну или почти. Такое решение было вызвано невозможностью (из-за введенных США санкций) купить современный боевой вертолет за рубежом и скопировать его по обыкновению. Впрочем, когда Z-10 обрел очертания и характеристики, выяснилось, что заграница все-таки помогла Китайскому вертолетостроительному институту.

Не имея современных турбовальных двигателей, КНР купила 10 моторов для опытной партии вертолетов у "Пратт-Уитни Канада" - дочерней структуры United Technologies Corp., жестоко оштрафованной американскими властями за поставки военных технологий в Китай. На серийных образцах Z-10 установлены, по официальной информации, двигатели китайского производства, разработанные с участием российских и украинских специалистов.

Французская компания "Еврокоптер" разработала главный ротор, а итальянская "Агуста" - трансмиссию. Эмбарго удалось обойти, поскольку по документам узлы создавались для гражданского вертолета. А когда появились первые фотографии китайского вертолета, стало очевидно, что конструкторы Поднебесной изобрели Апач, граненый фюзеляж которого намекает на применение стелс-технологий.

Вертолет оборудован электродистанционной системой управления и "стеклянной кабиной", где показания приборов, аэронавигационная и боевая обстановка выводятся на многофункциональные дисплеи. Есть в нем и нашлемная прицельно-информационная система. В носовой части Z-10 установлены инфракрасная камера, лазерный дальномер и камера для ночных полетов.

Основным вооружением Changhe являются восемь противотанковых управляемых ракет HJ-10, аналог американской ПТУР AGM-114 "Хеллфайр". Также вертолет оснащен 30-миллиметровой пушкой в носовой турели, неуправляемыми реактивными снарядами и легкими ракетами "воздух-воздух" для защиты от воздушного нападения. В общем, американские технологии 30-летней давности, приводимые в движение маломощными двигателями, могут произвести впечатление на соседей (у которых и такого нет), но не способны реально противостоять лучшим машинам в этом классе.

Африканский крокодил

Южноафриканский Super Hind, производимый компанией ATE, является одной из многочисленных модернизаций советского Ми-24, сотнями поставлявшегося в развивающиеся страны. История конкретно Хинда началась с 40 алжирских вертолетов, переданных ЮАР для обновления. По сравнению с Ми-24 его африканский потомок имеет измененную носовую часть. Улучшен обзор из кабины, установлено новое радиоэлектронное оборудование. Центровка машины сместилась назад, в связи с чем улучшилась маневренность - особенно при полете на сверхнизких высотах с огибанием препятствий.

Вес машины уменьшился на две тонны. Экипаж защищен кевларовой броней и снабжен многофункциональными дисплеями для получения оперативной информации. Советскую 30-миллиметровую пушку в носовой части вертолета сменила 20-миллиметровая южноафриканская с большими скоростями и углами наведения. В топовой комплектации Super Hind оснащен нашлемным визиром, позволяющим пилоту взглядом управлять как обзорно-прицельной системой, так и вооружением.

Вертолет способен использовать большую номенклатуру российского и южноафриканского оружия. Основным ударным вооружением являются ПТУР Ingwe - восемь ракет могут размещаться в двух пусковых установках под крыльями. На испытаниях было выпущено более 400 ПТУР и 90 процентов из них поразили цели.

Достойная машина, а для африканского континента просто первоклассная. Но, несмотря на все свои достоинства, Ми-24 (Крокодил на военно-воздушном сленге) - машина вчерашнего дня. В особенности, если летают на ней не русские парни.

Пластмассовый тигр

Созданию итало-франко-германского ударного вертолета Eurocopter Tigеr помешал развал Советского Союза и вывод советских войск из Германии. Вероятность того, что "русские придут" резко снизилась и Германия тут же уменьшила вдвое план по закупке Тигров. Затем Франция переключила финансовые потоки с еврокоптера на свой собственный, получивший имя Жаффе (Кочет). Тем не менее в 1994 году проект машины был окончательно утвержден и она пошла в производство.

Фюзеляж и крыло "Тигра" из углепластика, обтекатели из стекловолокна и кевлара. Большое внимание уделено живучести - вертолет без проблем переносит попадания 23-миллиметровых снарядов ЗСУ "Шилка". Редуктор трансмиссии способен 30 минут проработать без смазки, а избыточная прочность делает его нечувствительным к попаданию 12,7-миллиметровых пуль. Неубирающееся трехстоечное шасси способно выдержать жесткую посадку с вертикальной скоростью до 6 метров в секунду.

Кабина двухместная, тандемная: впереди сидит пилот, за ним оператор. Сиденья у них ударопоглощающие и бронированные. Tiger оказался первым серийным вертолетом с жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими считывать показания при любом освещении. Комбинированная система оповещения об угрозе чувствительна как к радиолокационному облучению, так и лазерным лучам. Экипажу полагаются нашлемные прицелы для управления оружием.

Что до самого вооружения, то оно у каждой страны-участницы проекта свое. Общая только 30-миллиметровая автоматическая пушка. На четырех точках подвески под крыльями Tiger может нести восемь франко-германских ПТУР HOT или столько же "Хеллфайров" и по четыре оборонительных зенитных ракеты "Мистраль" или "Стингер". Вместо ПТУР можно подвешивать блоки с 22 неуправляемыми ракетами, крупнокалиберные пулеметы и дополнительные топливные баки.

Несмотря на высокие технологии и общую культуру производства судьбу еврокоптера завидной не назовешь. Министерство обороны Германии признало Tiger негодным для использования в связи с многочисленными дефектами и недоработками. 22 машины, вооруженные AGM-114 "Хеллфайр", приобрела Австралия для последующей модернизации и адаптации. Интерес к покупке вертолетов проявляли Индия и Саудовская Аравия, но сделки не состоялись.

Вождь апачей

Армейская авиация США, Великобритании, Израиля, Нидерландов и Японии использует различные модификации легендарного AH-64 Apache. Согласно сформулированному в 1972 году техзаданию министерства обороны США новая машина должна была бороться с танками в условиях активного противодействия ПВО и РЭБ в любое время суток и при любой погоде, обладать хорошей маневренностью, высокой живучестью и автономностью. В разработке ударного вертолета участвовали все вертолетные и ряд самолетных фирм США, на его доводку ушло 12 лет, на вооружение Apache был принят в 1984 году.

Передние кромки лопастей несущего винта из титана - он выдерживает легкие касания деревьев и других препятствий, что необходимо на бреющем полете с огибанием препятствий. Два турбовальных двигателя мощностью по 1625 лошадиных сил разнесены и взаимозаменяемы. Для снижения уровня шума хвостовой винт сделан Х-образным, а лопасти его установлены под разными углами: каждая из них подавляет часть шума, производимого предыдущей. Основные стойки неубирающегося шасси снабжены мощными амортизаторами, способными поглотить энергию удара при аварийной посадке с вертикальной скоростью 12 метров в секунду.

Основным вооружением АН-64 являются ПТУР "Хеллфайр", работающие по принципу "пустил и забыл". Прицельно-навигационная система автоматически захватывает цели и обстреливает их. Вращающийся в двух плоскостях модуль на носу вертолета имеет инфракрасную и телевизионную камеры, а также лазерный дальномер. Другая система позволяет летать вслепую на любой высоте. Информация от ее сенсоров выводится на цветной дисплей и нашлемный индикатор.

Боевое крещение Апачи получили в Ираке. Именно эти вертолеты совершили первые выстрелы "Бури в пустыне", выпустив в ночь на 17 января 1991 года "Хеллфайры" по двум иракским радарам системы ПВО в пригородах Багдада. Обе РЛС были уничтожены. Далее АН-64 осуществляли поддержку наземной операции, расстреливая иракские танки. По разным данным, Апачи сожгли от 278 до 500 боевых машин.

Во время второй войны в Ираке и его оккупации американскими войсками стали выявляться слабые места вертолета. АН-64 защищен от огня пулеметов и малокалиберных зенитных пушек, но беззащитен перед ПЗРК - в особенности при полетах на малой высоте над городскими кварталами, где вертолет не успевает выполнить противозенитный маневр. В общей сложности в Ираке было потеряно около полусотни Апачей - часть из них партизаны сожгли, обстреливая из минометов места дислокации американских ВВС.

Сейчас на вооружении стоит модификация Longbow. От прежней ее отличают мощный, расположенный над несущим винтом радар и усовершенствованная электроника. В частности, интегрированная система управления огнем позволяет одному вертолету из группы наблюдать за целями и наводить на них ПТУРы, выпускаемые другими машинами из укрытия.

Симметричный ответ

Как бы ни был хорош Апач - а он действительно хорош и останется основным ударным вертолетом НАТО на ближайшие десятилетия, - ему далеко до российского Ка-52 "Аллигатор". Сравнивать их попросту некорректно, поскольку это машины разных поколений - как Фарман и ПАК ФА: задачи одни и те же выполняют, но разница очевидна.

Благодаря соосной схеме с двумя несущими винтами Ка-52 обладает фантастической маневренностью - он может лететь задом со скоростью 130 километров в час, боком - 100 километров в час. Максимальная скорость "Аллигатора" тоже лучшая в классе - 370 км/ч. Машина способна выполнять пилотаж, недоступный вертолетами классической компоновки. Чего стоит одна фигура "Воронка", когда Ка-52 кружит над целью, будучи постоянно развернут к ней носом и поливая непрерывным огнем. Вертолет способен выполнять и самолетный пилотаж: бочку, косую петлю и другие элементы.

Соосные винты обеспечили Ка-52 настоящую всепогодность - он может лететь против урагана со скоростью 140 километров в час, четко выдерживая по спутниковой навигации маршрут и местоположение. Взлетная мощность каждого из двух двигателей 2500 лошадиных сил, при отказе одного мотора другой выдает до 2800. Есть режим выхода из помпажа и автоматический запуск после остановки мотора в воздухе.

Обзорно-пилотажная и поисково-прицельные системы интегрированы в единый цифровой комплекс с бортовой вычислительной машиной, комплексом обороны и тремя радиостанциями. Ка-52 способен засекать, сопровождать и обстреливать цели (в том числе малозаметные) в любое время суток и в густом тумане. Бортовая электроника имеет открытую архитектуру, позволяя при необходимости устанавливать новое программное обеспечение без замены "железа".

Вооружен "Аллигатор" ПТУР "Вихрь" с лазерной системой наведения и тандемной боевой частью. Ракета пробивает 900-миллиметровую броню, не обращая внимания на активную защиту. Первая ступень боеголовки отражается защитой, а вторая прожигает любой танк с любой проекции, устраивая внутри локальный ад. Серией "Вихрей" вертолет накрывает четыре мишени за 30 секунд. У американцев подобные характеристики есть пока только на бумаге - в перспективной системе, заказанной DAPRA.

Для расправы над легкобронированными целями, радарами и зенитными установками у Ка-52 имеется 30-миллиметровая автоматическая пушка. Расположена она у центра масс, что повышает точность стрельбы, скорость и маневренность машины. Снаряды пробивают 15-миллиметровую броню на дистанции 1500 метров при угле встречи 60 градусов - недостижимый показатель в мире. Ни одна другая авиапушка в мире на такое не способна.

Кабина "Аллигатора" бронирована, топливная система защищена от взрыва и пожара. Эксперименты показали, что вертолет может продолжать полет даже при полном разрушении хвостового оперения, в то время как Апач при повреждении рулевого винта выходит из-под контроля. При отказе обоих двигателей Ка-52 планирует на авторотации. Жесткую посадку компенсируют амортизаторы и стойки шасси, бронированная носовая часть и сминаемые блоки под сиденьями. Катапультируемые кресла разработаны с учетом вертолетной специфики. В аварийной ситуации полосы взрывчатки разрывают остекление кабины, а лопасти винтов отстреливаются.

Министерство обороны России заказало 240 вертолетов Ка-52, более 50 уже поступило в войска. Сто с лишним "Аллигаторов" примет на вооружение военно-морской флот - для поддержки десантов и охоты на корабли малого и среднего тоннажа.

Подписывайтесь на канал https://www.youtube.com/channel/UC77Vn2lK0BWl4EqNZNUkgxQ Группа ВКонтакте https://vk.com/club103057662 Ударный вертолёт –это универсальная боевая машина, способная поражать бронированную и не бронированную технику, живую силу и даже воздушные цели противника. Основной ролью ударных вертолётов на поле боя является поражение бронетехники противника как в составе наземных боевых групп в роли воздушной поддержки, так и независимыми штурмовыми группами. Представляем вашему вниманию топ 5 самых мощных ударных вертолетов мира. Рейтинг боевых вертолетов состоит из: 1. HAL LCH – представитель армейской авиации Индии 2. Eurocopter Tiger (Еврокоптер Тайгер/Тигр) – боевая вертушка Франции и Германии 3. Bell AH-1Z Viper (Белл AH-1Z «Вайпер) – современный Американский штурмовик 4. AH-64D apache longbow AH-64 (апач, апачи) - летающая крепость производства США 5. Ка-52 Аллигатор – самый лучший вертолет России, а возможно и лучший тяжелый штурмовик мира. Вертолеты России выступают достойно на мировой арене. В первой части рейтинга лучших военных военных штурмовиков Вы увидите такие машины: 5.Changhe Z-10 – Китайский штурмовой вертолет 4.Ми-24 Российский ударный вертолет (советский штурмовик) 3. Denel AH-2 Rooivalk (африк. Пустельга) – боевой вертолет ЮАР 2.Agusta A 129 «Mangusta (Агуста А129 Мангуст) – военный вертолет Италии и Великобритании 1. Bell AH-1 Super Cobra (супер кобра) – Американский военный вертолет боевая машина США Так выглядит список лучших боевых летающих машин мира. Не забывайте делится в комментариях какие лучшие вертолеты по вашему мнению. Боевые вертолеты могут быть трудноуловимыми целями, например, «Дефендер» имеет диаметр главного ротора всего чуть более 8 метров. Такие прицельные системы все чаще встречаются у боевых вертолетов. Конструкции морских вертолетов охватывают диапазон от небольших до крупных противолодочных, у которых есть два экипажа: летный и боевой. Большинство морских вертолетов должны быть достаточно компактными, чтобы действовать не только с авианосцев, но и с других кораблей меньшего размера. Новейшая крупная многофункциональная машина этого класса - европейский «Уэстлэнд/Агуста» ЕН.101 - имеет такой же размер, как и «Си Кинг», хотя на 50 процентов тяжелее и мощнее. Среди последних новинок - американский боевой «Боинг/Сикорский» RAH-66 «Команч». Он чуть меньше, но много легче, чем АН-64 «Апач», вооружен установленной в носу трехствольной 20-мм пушкой «Локхид Мартин». Другие новые вертолеты: «Денел» CSH-2 «Роивалк» в ЮАР, европейские «Тайгер» и «Тигр» в Германии и Франции; «Урокоптер Феннек» и «Пантер» во Франции; «Камов» Ка-50 и Ка-52, и «Миль» Ми-28 в России; «NH Индастриз» NH90 во Франции, Германии, Италии