Огненный ливень. Самое грозное многоствольное оружие России и США. Крупнокалиберные пулеметы России и мира. Сравнение крупнокалиберных пулеметов


Китай Китай
Китайская Республика Китайская Республика
КНДР КНДР Войны и конфликты Гражданская война в Испании ,
Бои на Халхин-Голе ,
Зимняя война ,
Великая Отечественная война ,
Гражданская война в Китае ,
Корейская война
История производства Конструктор Шпитальный Б. Г. , Комарицкий И. А. Разработан 1930 Производитель завод № 525
завод № 536
завод № 486 (установки)
завод № 187 (звенья лент)
Годы производства 1932-1945 Всего выпущено около 150 000 Варианты турельный
крыльевой
синхронный Характеристики Масса, кг 10,5 (турельный)
9,8 (крыльевой)
11,1 (синхронный)
Патрон 7,62 × 54 мм R Калибр , мм 7,62 Принципы работы отвод пороховых газов ,
перекос затвора Скорострельность ,
выстрелов/мин 1800 (турельный и крыльевой)
1650 (синхронный) Начальная скорость
пули , м/с 775-825 (турельный и крыльевой)
800-850 (синхронный) Вид боепитания ленточное ШКАС на Викискладе

ШКАС (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный) - первый советский скорострельный синхронный авиационный пулемёт . Пулемёт был разработан в 1930 году и производился с 1932 по 1945 год, когда было принято решение о прекращении выпуска авиационных пулемётов винтовочного калибра. ШКАС - первый пулемёт, разработанный специально для авиации, для него также были разработаны специальные авиационные патроны повышенной надёжности с бронебойными и бронебойно-зажигательными пулями .

Пулемёт ШКАС устанавливался на всех советских самолётах, выпущенных с 1934 по 1941 год, и использовался во всех военных конфликтах с участием СССР этого периода, начиная с гражданской войны в Испании и заканчивая Великой Отечественной войной . Имеются также данные о применении самолётов И-16 , оснащённых этими пулемётами, в корейской и китайской гражданских войнах. Причиной такой популярности стала высокая скорострельность, достигнутая использованием подающего барабана для извлечения патрона из ленты и газового поршня для приведения автоматики в действие.

Выпуск пулемёта был налажен в трёх вариантах , также выпускались спаренные установки , рассматривались возможности сухопутного и морского использования. В 1937 году была разработана модификация «УльтраШКАС» со скорострельностью, достигавшей 3000 выстрелов в минуту, но отличавшаяся низкой надёжностью . Параллельно конструктор С. В. Владимиров разрабатывал крупнокалиберный вариант пулемёта, получивший наименование ШВАК , а из него, в свою очередь, путём увеличения калибра была разработана одноимённая пушка .

История создания

Предыстория

В 1920 году, будучи работником Мытищинского вагоностроительного завода , Б. Г. Шпитальный заинтересовался устройством автоматического оружия. На волне этого интереса он задался целью изготовить пулемёт , по скорострельности превышающий существовавшие образцы (главным образом, пулемёт «Максим »). Но на тот момент он не обладал необходимыми для такого дела опытом и знаниями . Тем не менее, как человек целеустремлённый, Шпитальный не забыл о своём желании, поэтому в 1926 году во время обучения в он вновь вернулся к этому проекту. К 1928 году, работая в , он завершил проектирование пулемёта и отправил чертежи на рассмотрение комиссии Оружейно-пулемётного треста .

В то время в авиационной промышленности СССР остро стоял вопрос модернизации авиационного вооружения, поэтому проект был принят к рассмотрению. Комиссия отметила смелость подхода к проектированию некоторых элементов конструкции автоматического оружия и назначила Оружейно-пулемётному тресту прикомандировать к проекту опытного оружейного конструктора и производственника И. А. Комарицкого . В задачи ему ставилось оказание помощи в доработке проекта, находившегося на завершающей стадии подготовки, и приспособлении производства к выпуску принципиально нового оружия .

Принятие на вооружение

При наличии неоспоримых достоинств первые партии пулемётов новой системы имели ресурс около 1500-2000 выстрелов, что при таком темпе стрельбы сочли недостаточным. Поэтому в марте 1933 года при заказе первой крупной партии пулемётов конструкторам предложили повысить их живучесть, доведя её до 5000 выстрелов. В апреле Б. Г. Шпитальный и И. А. Комарицкий представили комиссии образец, отличавшийся от опытного варианта не только живучестью, но и некоторыми конструкционными изменениями. В новом варианте существенно изменена коробка, снижено количество отдельных деталей. Выпуск модернизированных пулемётов начат в июле того же года . К концу года ТОЗ перешёл от полукустарного к серийному выпуску пулемёта ШКАС .

Оставалась ещё одна проблема: возвратно-боевая пружина пулемёта выходила из строя после примерно 2500-2800 выстрелов. Попытки использовать различные сорта стали , смены диаметра пружин и толщины проволоки успеха не принесли, и после определённого количества выстрелов пружину всё равно приходилось менять. Решение нашёл Шпитальный: он предложил делать пружину витой из трёх жил. Испытания показали, что живучесть витой трёхжильной возвратно-боевой пружины достигает 14 000 выстрелов. 24 декабря 1934 года завершились испытания пулемёта ШКАС с новой пружиной .

В 1941 году проведены незначительные доработки конструкции пулемёта для упрощения и удешевления выпуска в условиях военного времени .

Особенности конструкции

В системе применён сравнительно новый на тот момент принцип автоматики, основанный на отводе пороховых газов . Газы через отверстие в стволе попадают в камеру закрытого типа и действуют на газовый поршень , непосредственно связанный со штоком, приводящим в движение всю систему . Запирание канала ствола производится перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины и обеспечивает ведение непрерывного огня. Шептало запирается предохранителем флажкового типа. Предохранитель двухпозиционный, имеет положения «автоматический огонь» и «нет огня» . Затвор и затворная рама снабжены пружинными буферами для смягчения ударов подвижных частей о шептало при посадке и после окончания очереди .

ШКАС обладает высоким темпом стрельбы благодаря короткому ходу подвижных частей и сокращению времени, занимаемого операциями по перезарядке, путём их совмещения. На неподвижном кожухе барабана расположен винтовой паз. Патрон зацепляется за него закраиной гильзы, извлекается из ленты и подаётся к патроннику . Стреляная гильза экстрагируется в два такта лапками затвора в подвижный отражатель, связанный со штоком затворной рамы .

Принцип работы

Для зарядки необходимо вставить снаряжённую ленту в лентоприёмник, после чего поднимать и опускать ручку перезарядки до упора для прокрутки барабана. Движение ручки перемещает газовый поршень, а тот в свою очередь посредством штифта на поршне и паза на барабане поворачивает сам барабан. Патроны продвигаются внутри барабана, последние пол-оборота которого, происходящие при возвращении штока газового поршня в изначальное положение, выдвигают патрон для досылания в патронник . По окончании прокрутки барабана пулемёт заряжен .

При ведении огня движение газового поршня вращает барабан. Выстрел производится путём нажатия на спусковой крючок . Стрельба одиночными выстрелами невозможна . Когда затвор при нажатии спускового крючка возвращается в изначальное положение, он досылает патрон в патронник и запирается специальным выступом, а шток газового поршня, продолжая движение вперёд, продвигает плавающий боёк, и тот ударяет в капсюль заряженного патрона .

После выстрела, проходя мимо отверстия в стенке ствола, пуля открывает проход пороховым газам в газовую камеру, где они толкают газовый поршень. Первые полтора сантиметра движения поршня и штока затвор остаётся неподвижным, после затвор отпирается и движется назад . После того, как затвор отодвигается назад на расстояние, превышающее длину патрона, экстрактор подбрасывает патрон, который, ударяясь об отражатель, покидает ствольную коробку через специальное отверстие. В это время барабан выдвигает следующий патрон, который обратным ходом затвора досылается в патронник, и цикл автоматики продолжается .

Электроспуск

Боеприпасы

Боепитание производится из металлической разъёмно-звеньевой ленты через приёмник барабанного типа на десять гнёзд посредством движения затворной рамы, причём каждый патрон извлекается за десять циклов работы автоматики, что предотвращает демонтаж патрона при столь высоких скоростях стрельбы . Лента подаётся из короба на 250 , в более поздних версиях - на 750 и 1000 патронов. К некоторым пулемётам устанавливались патронные коробы на 1500 патронов .

Для пулемёта ШКАС на базе штатного винтовочного патрона 7,62×54 мм R разработаны патроны калибра 7,62 мм с трассирующими (Т-30 и позже Т-46), зажигательными (Аз, ЗП и ПЗ), бронебойными (Б-30) и комбинированного действия бронебойно-зажигательными (Б-32) , бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ) пулями, способные воспламенять бронированные бензобаки . В патронах ШКАС для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы от 30 до 50 выстрелов в секунду утолщены стенки гильзы , усилено крепление капсюля в гнезде, увеличено усилие извлечения пули. Для патронов с обыкновенными пулями Л и Д введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы, сама пуля посажена в гильзу глубже . На донце гильзы патронов, предназначенных для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, в конце 30-х годов ставилась буква «Ш». Капсюль таких патронов окрашивался в красный цвет . В остальном окраска была стандартной для соответствующих типов пуль. Боеприпасы, предназначенные для пехотного оружия, в пулемётах ШКАС применяться не могли из-за недостаточной надёжности. Боеприпасы к пулемёту ШКАС стали первым в мире случаем разработки и производства патронов специально для авиации .

Необычные осечки

В начале 1940-х неожиданно в процессе эксплуатации пулемёта стали происходить систематические осечки . Для выяснения причин по поручению Народного комиссара обороны С. К. Тимошенко создана специальная комиссия под управлением Н. Н. Воронова . Комиссия организовала опытные стрельбы. Они показали, что патроны, дающие осечки в ШКАС, нормально работают в винтовках и пулемётах сухопутных войск. Маршал Воронов обратил внимание комиссии на то, что «рабочие» и «нерабочие» патроны различаются цветом лака в месте крепления капсюля: патроны с использованием чёрного отечественного лака дают осечки, а те, где фольга на соединении покрыта красным импортным - нет. В результате расследования выяснилось, что причина осечки - недоработка советских химиков, чей лак взаимодействовал с фольгой капсюля, чем выводил последний из строя .

Варианты установки

Турельный и крыльевой варианты

Крыльевой пулемёт ШКАС взаимозаменяем с турельным за небольшими отличиями, обусловленными дистанционным управлением огнём подвешенного на крыле пулемёта из кабины пилота: ручку перезаряжания заменили тросовым механизмом, а ручку управления - механизмом подавателя . Крыльевой вариант легче турельного - его масса составляла 9,8 кг .

Синхронный вариант

Сухопутные варианты

В 1930-х годах рассматривалась возможность использования пулемёта ШКАС в сухопутных войсках. Изготовленные автомобильная и мотоциклетная установки для пулемётов так и остались опытными экземплярами . В 1935-1936 годах велись изыскания по созданию зенитной установки для оснащения наземной техники от бронеавтомобилей до бронепоездов, а в стандартную цилиндрическую танковую башню предлагалось устанавливать помимо 45-мм пушки спаренный с ней ШКАС. Звучали и предложения по замене шаровой установки под ДТ на аналогичную под пулемёт Шпитального на танках Т-28 и Т-35 . В 1936-1937 годах в СССР разрабатывался плавающий бронеавтомобиль ПБ-7 с установленным на нём пулемётом ШКАС . Эти испытания свёрнуты в 1937 году в связи с недостатком средств и более в прежнем объёме не возобновлялись .

Определённого успеха достигли конструкторы в установке ШКАСа на плавающий танк Т-37А - создан опытный образец. Для этого в самом пулемёте сделаны незначительные изменения, позволившие использовать для боепитания матерчатые ленты. Такое требование обусловлено тем, что звенья разборной ленты могли попадать в движущиеся части танка и заклинивать их; вдобавок такую ленту сложнее снаряжать в полевых условиях. Боекомплект к пулемёту составлял 2750 патронов в лентах по 250 патронов: 750 хранились в коробе, непосредственно питающем пулемёт, а остальные - в коробках, размещённых в специальном держателе. Подача патронов из короба осуществлялась через гибкий металлический рукав, аналогичный использовавшемуся в авиации. На башне присутствовал специальный стопор на 39 положений, позволявший закреплять угол поворота во время стрельбы. Шаровая установка позволяла наводить пулемёт без поворота башни влево на 10°30", вправо на 18°, вниз на 4°, вверх на 22° .

Фото с испытаний из архива РККА

Шаровая башенная установка

Горизонтальный угол наведения

Вертикальный угол наведения

Держатель с патронными коробками

Внешние изображения
ШКАС на тумбовой установке фото Наума Грановского , 1941 год, Москва .

Согласно заключению комиссии, составленному после испытаний, разработка признана неудачной: матерчатая лента при высокой скорострельности показала низкую надёжность, так как от влажности разбухала и рвалась при стрельбе, вызывала перекосы патрона и даже их демонтаж. Высокая скорострельность приводила к тому, что даже с учётом времени на замену лент боезапас мог быть истрачен за 3–5 минут боя. Также нарекания вызвала и шаровая установка: отмечалось неудобство её использования в тесной башне танка, а также малый угол вертикальной наводки, создававший слепую зону вблизи танка. Вдобавок ко всему, промышленность была не способна обеспечить специальными патронами, необходимыми пулемёту , сверх авиации ещё и бронетанковые войска .

В 1940 году на волне замены малокалиберных ШКАСов в авиации на более мощные, но такие же скорострельные ШВАКи на заводе № 66 заказана опытная партия станков Соколова для использования с пулемётами ШКАС в пехотных частях. Однако широкого распространения они не получили .

Вариант для ВМФ

Имеются данные об установке пулемётов ШКАС на торпедные катера . Катера Г-5 сначала выпускались с двумя установленными пулемётами ДА , после на них стали устанавливать ШКАСы, а в 1941 году их заменили на ДШК . В блокадном Ленинграде на недостроенные торпедные катера Д-3 за неимением необходимого количества ДШК на 10 катеров установили пулемёты ШКАС и ДТ .

Модификации

ШВАК

Ещё до принятия пулемёта ШКАС на вооружение, в 1931 году С. В. Владимиров начал разработку на его основе пулемёта под специальный фланцевый патрон 12,7 × 108 мм R , созданный для этого пулемёта. От гильзы штатного патрона 12,7 × 108 мм гильза патрона ШВАК отличалась не только наличием закраины (фланца), но и более выраженной конусностью, пули использовались идентичные . В процессе разработки Владимиров перенёс газовую камеру под ствол, усовершенствовал зубчатый барабан и затвор. Новый пулемёт был принят на вооружение в турельном, крыльевом, синхронном и моторном вариантах .

Полигонные испытания, проведённые в 1932 году, показали, что калибр нового пулемёта, получившего наименование ШВАК, может быть увеличен заменой ствола до 20 мм. При этом не было необходимости менять габариты других подвижных частей оружия, потому как диаметр фланца гильзы и её длина не менялись . Так в 1934 году появилась одноимённая авиационная автоматическая пушка , выпускавшаяся в крыльевом, турельном и моторном вариантах. Последний в 1941-1942 годах ограниченно устанавливали на танки Т-60 и Т-38 .

ШВАК стал первой в мире унифицированной бикалиберной системой . В конце Великой Отечественной войны создавались также опытные образцы под снаряд калибра 37 мм, которые так и не получили широкого распространения .

Спаренный пулемёт МСШ

В 1935-1937 годах группой конструкторов во главе с К. Н. Рудневым разрабатывалась спарка пулемётов ШКАС, получившая индекс МСШ. Для обеспечения синхронной работы штоки двух пулемётов снабжались зубчатыми рейками и соединялись шестернёй так, что цикл автоматики включал в себя два выстрела. Это позволило получить скорострельность до 6000 выстр./мин. при незначительном увеличении отдачи . Дальнейшие разработки спаренных установок на основе ШКАСа были свёрнуты в связи с планировавшимся переходом ВВС на более крупный калибр .

УльтраШКАС

Применение и оценки

К 1936 году пулемётами системы Шпитального - Комарицкого вооружались практически все боевые самолёты советской авиации , в основном благодаря непревзойдённой на тот момент скорострельности в 1800 выстр./мин. , тогда как лучшие зарубежные образцы не превышали порога в 1200 выстр./мин . В 1938 году на значках выпускников военной школы лётчиков и лётных наблюдателей вместо пулемёта ДА стали изображать ШКАС .

Первое боевое применение пулемётов ШКАС произошло в период Гражданской войны в Испании . Отмечалось, что пулемёты обладают низкой эффективностью стрельбы при использовании патронов с обычными пулями, но использование специальных (бронебойных, разрывных, зажигательных) боеприпасов позволяло при высокой плотности огня - до 5 пуль на квадратный метр - достигать неплохих показателей . В начальный период боёв за Мадрид И-16 , вооружённые пулемётами ШКАС и пушками ШВАК , сбили около 350 самолётов противника при минимальных потерях .

Пулемёты также использовались в конфликтах у озера Хасан и на Халхин-Голе . По итогам применения пулемёт получил преимущественно положительные отзывы от лётчиков .

Однако к началу 40-х годов повышение пассивной защиты самолётов (бронирование рабочих мест экипажа, протектирование бензобаков) привело к тому, что эффективность пулемётов винтовочного калибра, в том числе и ШКАС, резко снизилась, они могли разрушить самолёт противника только при очень большом числе попаданий. Применение пулемёта во время

ШКАС (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный) - первый советский скорострельный авиационный пулемёт.

В 1920 году, работая механиком на одном из заводов, Шпитальный задался целью изготовить скорострельный пулемёт. Но в то время у него не было необходимого опыта, не хватало знаний. После окончания Московского механического института молодой инженер приступил к осуществлению своего замысла и вскоре представил проект такого пулемёта, который обратил на себя внимание исключительной смелостью решений ряда сложных вопросов конструирования автоматического оружия. Когда проект был готов, для оказания помощи Шпитальному в доработке образца и скорейшем изготовлении его к нему был прикомандирован опытный оружейный конструктор И. А. Комарицкий.

1930 год. Был изготовлен первый образец скорострельного авиационного пулемёта, созданный Шпитальным при участии Комарицкого. Это была первая в мире авиационная система, которая сразу выдвинула СССР на первое место в этой области вооружения.

1932 год. Была завершена окончательная отладка конструкции.

Июнь 1932 года пулемёт был представлен К. Е. Ворошилову
14 июля 1932 года пулемёт был одобрен правительством, которое приняло решение форсировать его доработку и предъявить на государственные испытания.
7 октября 1932 года Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний пулемёта.
11 октября 1932 года принял постановление о принятии его на вооружение под наименованием "7,62-мм авиационный скорострельный пулемёт системы Шпитального - Комарицкого образца 1932 года.

Особенности конструкции
В системе применили принцип построения автоматики, основанный на отводе части пороховых газов. Газы, проходя камеру закрытого типа, оказывают давление на поршень, связанный непосредственно со штоком, который и приводит в движение систему. Этот принцип автоматики был использован в дальнейшем при создании ряда удачных конструкций.
Запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины. Спусковой механизм обеспечивает ведение только непрерывного огня. Он снабжен предохранителем флажкового типа, запирающим шептало. Питание патронами производится из металлической звеньевой разъемной ленты. Механизм подачи ленты к приемнику барабанного типа, приводится в действие от затворной рамы. Экстракция стреляной гильзы производится лапками затвора, а её отражение - подвижным отражателем, связанным со штоком затворной рамы. Пулемёт снабжен пружинными буферами затворной рамы и затвора.
Высокий темп стрельбы в пулемёте ШКАС получен за счёт короткого хода подвижных частей автоматики и совмещения ряда операций по перезаряжанию. Во избежание демонтажа патрона его извлечение из звена ленты осуществляется за десять циклов работы автоматики, что достигается за счет винтового паза на кожухе зубчатки. Для смягчения ударов подвижных частей на шептало, при посадке и после окончания очереди, установлена буферная пружина.

Патроны
Для пулемёта ШКАС под руководством Н. М. Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигательные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищённые броней. В этих патронах для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы в 30-50 выстрелов в секунду, утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы. На дне гильзы патронов для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, ставилась буква «Ш». Капсюль окрашен в красный цвет. В остальном окраска стандартная для соответствующих типов пуль. Патроны, предназначенные для пехотного оружия в пулемётах ШКАС не могли применяться. Патроны к пулемёту ШКАС явились первыми в мире авиационными патронами.

Необычные осечки
Неожиданно при стрельбе возникли осечки. Для выяснения причин была создана специальная комиссия. Ее возглавил главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов.
«Мы организовали опытные стрельбы. Они показали, что все сомнительные патроны в обычных винтовках, ручных и станковых пулемётах сухопутных войск работают безотказно, а в авиационных пулемётах продолжают давать осечки. Выяснилось и то, что есть какие-то партии патронов, которые не дают осечек при стрельбе из ШКАС. Но какие и почему - этого никто не мог точно установить. На очередном заседании комиссии я обратил внимание на лежащие на столе образцы боевых капсюлей. Стал внимательно их рассматривать и обнаружил одну деталь: фольга в месте крепления с капсюлем была покрыта чёрным или красным лаком. Красный лак был импортным, а чёрный - отечественным. Провели новые стрельбы. Капсюли, покрытые импортным лаком, не давали осечек. Вторые, наоборот, давали осечки. Все патроны с капсюлями, покрытыми чёрным лаком, были немедленно изъяты из ВВС и переданы для использования в сухопутные войска. Военно-воздушные силы стали снабжаться патронами с капсюлями, покрытыми красным лаком. Комиссия предложила также провести тщательное исследование отечественного лака. Оказалось, что наши химики не доработали: лак, предложенный ими, вредно влияет на фольгу. Было предложено срочно устранить этот дефект. Вскоре создали новый лак, вполне отвечающий предъявляемым к нему требованиям. Осечки прекратились».


Модернизация
При всех достоинствах пулемётов системы ШКАС их первые выпуски, изготовленные по чертежам опытного образца, имели недостаточный ресурс - около 1500-2000 выстрелов.
В марте 1933 г. советское правительство, давая заказ на первую крупную партию пулемётов, предложило конструкторам повысить их живучесть, доведя её до 5000 выстрелов.
В апреле 1933 г. Шпитальный и Комарицкий представили образец, который отличался от своего предшественника не только лучшей живучестью, но и некоторыми изменениями, положительно сказавшимися на простоте конструкции пулемёта. В новой модели была существенно изменена её основная деталь - коробка, введены пять новых деталей вместо тринадцати упразднённых. Эти переделки повлекли за собой значительное количество изменений размеров и допусков сопряжённых деталей.
В июле 1933 г. начался выпуск пулемётов по новым чертежам.
24 декабря 1934 г. закончено испытание пулемёта ШКАС с витой трёхжильной возвратно-боевой пружиной. Предыдущая возвратно-боевая пружина часто выходила из строя, не выдерживая более 2500-2800 выстрелов. Пробовали различные сорта стали, меняли диаметр пружин и толщину проволоки, но ничего не помогало, и после определённого количества выстрелов, стрельбу приходилось останавливать для замены пружины. Оригинальное решение было найдено Шпитальным, который предложил делать пружину многожильной витой. Испытания показали, что живучесть витой трёхжильной возвратно-боевой пружины равна 14 000 выстрелов.
В 1935-1936 гг. К. Н. Рудневым, В. Н. Полюбиным и А. А. Троненковым была разработана механическая спарка пулемётов ШКАС, в которой суммарный темп стрельбы двух пулемётов был доведён до 6000-6400 выстрелов в минуту.
15 мая 1937 г. Шпитальный и Комарицкий закончили изготовление опытного образца пулемёта УльтраШКАС. Применив в нём принцип подвижного ствола при ходе вперёд, они достигли скорострельности - 2800-3000 выстрелов в минуту.

С 1936 г. пулемёты системы ШКАС заняли доминирующее положение в системе вооружения советской авиации.

ШКАС-турельный вариант

Описание

Принятие на вооружение в 1932 г. 7,62-мм авиационного пулемёта ШКАС открыло новую страницу в истории развития стрелкового оружия не только в СССР, но и во всём мире. Пулемёт ШКАС (Шпитальный-Комарицкий авиационный скорострельный) специально проектировался для применения в авиации. Он не являлся переделкой какого-либо сухопутного образца в авиационную модель, а представлял собой совершенно самостоятельную конструкцию.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Основные характеристики

Всего было принято на вооружение 3 типа пулеметов ШКАС:

Название Вес/скорострельность Начальная
Скорость
пули
Описание
ШКАС (т) - турельный 10,5 кг / 1800 выстр./мин 825-830 м/с Турельный, первая модификация.
ШКАС (к) - крыльевой 9,8 кг / 1800 выстр./мин 825-830 м/с Крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с турельным и имел только те различия, которые диктовались удобством эксплуатации. Ручка заряжания в нем была заменена тросовым механизмом.
ШКАС (с) - синхронный 11,1 кг / 1650 выстр./мин 850-870 м/с Синхронный вариант пулемета ШКАС был создан в 1936 г. конструкторами В. Н. Салищевым, К. Н. Рудневым и В. П. Котовым. Отличительной особенностью конструкции синхронного механизма этого пулемета являлось перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку. Увеличение длины ствола снизило скорострельность, но увеличило начальную скорость пули.

Состав лент

ШКАС (к) и ШКАС (с):

Название ленты Состав Описание
Стандартная Т-П-П-БЗ-ПЗ Стандартная лента, доступна сразу при покупке самолета, обладает низким бронебойным и зажигательным эффектом, что несколько компенсируется высокой скорострельностью оружия. Имеет в составе трассирующие пули, что позволяет вести более точную стрельбу, но демаскирует вас.
Универсальный вариант Т-БЗ-ПЗ-БЗТ Походит для атак практически всех целей. Отлично поджигает противников, как бронированных - бомбардировщики, так и ранних бипланов с полотняной обшивкой.
Трассирующая БЗТ Лента полностью состоящая из БЗТ выстрелов. Отлично подходит для изучения баллистики полета пули. Эффективна против всех видов целей.
Скрытая атака БЗ-БЗ-БЗ-ПЗ Самая эффективная лента, однако требует навыка стрельбы и знания баллистики оружия. Вариант для опытных игроков.

ШКАС (т):

Типы используемых боеприпасов:

1 - пристрелочная пуля
2 - трассирующая пуля
3 -бронебойно-зажигательная пуля
4 - пристрелочно-зажигательная пуля
5 - бронебойно-зажигательная трассирующая пуля

  • П - пристрелочная пуля, как видно на изображении - цельнометаллическая пуля. В условиях игры обладает наименьшим поражающим действием.
  • Т - трассирующая пуля, пуля с запрессованным в днище трассирующим составом, в связи с чем обладает несколько худшей баллистикой, но позволяет значительно точнее вести огонь, благодаря заметному дымному шлейфу.
  • БЗ - Бронебойно-зажигательня пуля, пуля сочетающая в себе бронебойное и зажигательное действие, наиболее эффективная пуля из представленных в игре, обладая неплохой баллистикой, позволяет пробивать легкобронированные цели, в том числе баки бомбардировщиков, мотогондолы двигателей и бронестекло кабины пилота. При этом не несет демаскирующего эффекта трассирующих пуль.
  • ПЗ - Пристрелочно-зажигательная пуля, не обладая бронебойным эффектом отлично поджигает полотняную и фанерную обшивку ранних самолетов, но малоэффективная против любых типов бронирования.
  • БЗТ - Бронебойно-зажигательная трассирующая пуля, фактически теже БЗ боеприпасы с дополнительным эффектом трассера, обладают чуть худшей баллистикой, чем обычные БЗ пули.

Как видно из сравнения самый "медленный" ШКАС (с) скорострельнее любого из конкурентов минимум на 500 выстрелов в минуту.

Так же ШКАС может похвастаться неплохой надежностью, благодаря его барабанной механике, уникальной системе подачи патрона и экстракции гильзы, однако стрельба длинными очередями не рекомендовалась, т.к. значительно увеличивался износ ствола.

Стоит отметить что ШКАС разрабатывался именно как авиационный, в то время как основные аналоги были адаптацией пехотных пулеметов для установки на самолеты.

Применение в бою

Наиболее эффективен данный вид вооружения против легких истребителей противника, при дистанции стрельбы не более 350 (максимум 400) метров, при стрельбе на большие расстояния указанной - пуля теряет энергию, а следовательно и поражающее действие. Так же тактика применения зависит от типа и места установки пулеметов:

ШКАС (с) , т.е. синхронный, устанавливается носу самолета, что обеспечивает высокую точность стрельбы на предельные дистанции, не беспокоясь о расстоянии сведения, как основное оружие устанавливается только на ранних самолетах СССР, наиболее видными представителями которых являются И-16 "Ишак" и И-153 "Чайка". Вести огонь по истребителям рекомендуется очередями по 1-2 секунды. При атаке бомбардировщиков стоит выцеливать уязвимые места такие как двигатели, экипаж, баки. Даже не смотря на высокую скорострельность атаки по корпусу бомбардировщика малоэффективны, что характерно для всех пулемето винтовочного калибра.

ШКАС (к) - крыльевой. Аналогично выше описанному ШКАС (с), только с поправкой на дистанцию сведения.

ШКАС (т) - турельный. Благодаря высокой скорострельности, является неплохим оборонительным вооружением на ранних этапах игры. Открывать огонь рекомендуется на расстоянии не более 600м, вести огонь лучше по двигателю, крыльям и пилоту машины неприятеля.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Высокая скорострельность;
  • Высокая надежность;
  • Низкая отдача;
  • Хорошая кучность стрельбы;
  • Большой боекомплект;
  • Быстрая перезарядка турельных пулеметов;
  • Хороший выбор лент.

Недостатки:

  • Низкая эффективность на дистанции более 400 метров;
  • Низкая эффективность против более поздних самолетов;
  • Невысокая настильность траектории полета пули.

Историческая справка

Впервые ШКАСы на советских истребителях применялись в воздушных боях в ноябре 1936 г. над Мадридом (тогда же в небе Испании воевали и бомбардировщики СБ, также несшие ШКАСы). Год спустя вооруженные ими И-15 и И-16 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в советско-финской войне. Однако, к началу 40-х годов повышение пассивной защиты самолётов (бронирование рабочих мест экипажа, протектирование бензобаков) привело к тому, что эффективность пулемётов винтовочного калибра, в том числе и ШКАС, в борьбе с вражескими самолётами резко снизилась, они могли разрушить вражеский самолёт только при очень большом числе попаданий.

После войны Б. Г. Шпитальный писал: «Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался, на первый взгляд, необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и лист бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС-7,62, и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласящий о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать. Немецкие специалисты не сумели раскрыть все секреты тульского пулемета». Для пулемёта ШКАС под руководством Н. М. Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигательные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищённые броней. В этих патронах для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы в 30-50 выстрелов в секунду, утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы. На дне гильзы патронов для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, ставилась буква «Ш». Капсюль окрашен в красный цвет. В остальном окраска стандартная для соответствующих типов пуль. Патроны, предназначенные для пехотного оружия в пулемётах ШКАС не могли применяться. Патроны к пулемёту ШКАС явились первыми в мире авиационными патронами, так же как сам ШКАС был первым мире авиаионным пулеметом.

Медиа

    Турельный пулемет ШКАС

    Устройство ШКАС (т)

    Установка пулемета ШКАС (к) в крыле штурмовика ИЛ-2

    Стрелок ведет огонь из ШКАС (т)

    Внешний вид и краткое описание пулемета ШКАС (т) на развороте журнала "Техника Молодежи"

См. также

  • ШВАК - первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.
  • ТНШ (20-мм) - танковый вариант пушки ШВАК

Ссылки

· Авиационные пулемёты
Америка 7,62-мм: Browning
12,7-мм:

Первая половина XX века стала золотым периодом для авиационной промышленности, которая сумела аккумулировать в себе все самые последние достижения науки и техники. Именно в авиастроительной отрасли впервые использовались самые передовые технологии, вновь созданные двигатели, приборы и образцы вооружения, проводились испытания новых материалов. За разработками в авиационной промышленности следили и представители других отраслей. В середине 1930-х годов одним из многочисленных примеров взаимодействия советского авиа- и танкостроения стала попытка установки на плавающий танк Т-37А авиационного пулемета ШКАС.Стоит отметить, что в советской истории были удачные примеры подобного взаимодействия. В очень трудный для страны период, когда немецкие солдаты стояли под Москвой, а Красная Армия лишилась почти всех своих танков, очень важное значение сыграли не самые совершенные и очень простые легкие танки Т-60, который в сжатые сроки освоила советская промышленность. Эти боевые машины были вооружены 20-мм пушкой ТНШ, которая представляла собой танковый вариант авиационной пушки ШВАК. Пушка изначально разрабатывалась как авиационная, конструкторы не планировали устанавливать ее на наземной боевой технике, однако в условиях войны в сжатые сроки смогли адаптировать ее для установки на легком танке. Но первые попытки установить авиационное вооружение на танк были предприняты в Советском Союзе еще до начала Второй мировой войны.


Еще в 1930 году в СССР был сконструирован первый в стране пулемет, созданный специально для авиации - это был 7,62-мм ШКАС (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный). Он стал первыми советским скорострельным синхронным авиационным пулеметом. Серийно производился с 1932 по 1945 гг., когда ему на смену пришли новые образцы. Специально для пулемета ШКАС были созданы новые авиационные патроны повышенной надежности с бронебойно-зажигательными и бронебойными пулями. Пулемет ставился на все советские самолеты, которые были выпущены с 1934 по 1941 гг., и использовался во всех вооруженных конфликтах с участием СССР, начиная с гражданской войны в Испании и заканчивая сражениями Великой Отечественной войны. Пулемет производился в крыльевом, турельном и синхронном вариантах.

Шаровая установка ШКАС, РГВА

В авиационных вариантах пулемета ШКАС лента подавалась из короба на 250 патронов, в более поздних версиях - на 750 и 1000 патронов. К некоторым пулеметам специально устанавливали патронные коробы на 1500 патронов. В танке Т-37А питание пулемета должно было осуществляться из короба на 750 патронов. Помимо этого в корпусе боевой машины находился запас в 2000 патронов. Полный боезапас пулемета составлял 2750 патронов в лентах по 250 штук, которые располагались внутри танка следующим образом: три ленты укладывались в короб, который непосредственно питал пулемет. А 2000 патронов - в короба по 250 патронов, которые вставлялись в специальную решетку-держатель с гнездами на 7 коробов. Еще одна коробка с патронами лежала отдельно. Подача патронов из короба происходила с помощью гибкого металлического рукава, который был аналогичен тем, что использовались в авиации. Такое устройство позволяло обеспечить бесперебойное питание пулемета при ведении огня с любыми углами прицеливания как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости.

Основным отличием танкового пулемета ШКАС от авиационного было то, что по требованию специалистов ГАБТУ он был переведен на матерчатую ленту вместо рассыпной металлической ленты. Объяснялось это довольно просто: матерчатую ленту было проще набивать патронами, и не было необходимости собирать рассыпавшиеся после стрельбы звенья в специальную емкость. Помимо этого существовал риск, что звенья рассыпной ленты случайно могли оказаться в движущихся частях внутри танка, заклинив их. Для перехода на матерчатую ленту был изменен приемник и подача патронов в пулемете.

По итогам проведенных испытаний эксперимент с установкой пулемета ШКАС в башню плавающего танка Т-37А был признан неудачным. Выделялся целый ряд причин: небольшие углы вертикальной наводки пулемета, низкая надежность матерчатой ленты, которая была чувствительна к влажности, разбухала и затем рвалась, вызывала перекосы при столь высоком темпе стрельбы. Работа над устранением этих проблем отнимала у командира боевой машины много времени. Но и без проблем с лентой пулемет ШКАС оказался слишком сложным и неудобным для небольшой и тесной башни танка Т-37А. Военные сочли недостатком и слишком большую скорострельность пулемета. Весь боекомплект можно было расстрелять буквально за 5 минут боя, даже принимая во внимание время на замену коробок. Отмечалось и то, что для ШКАСа необходимы были особые, более надежные патроны, которыми советская промышленность не могла в достаточном количестве обеспечить и авиацию, и танковые части.

Наведение пулемёта по вертикали.

Одно можно сказать точно: установка на плавающий танк пулемета ШКАС, обладающего скорострельностью 1800 выстр./мин, могла оказать сильное моральное воздействие на противника. Знаменитый единый немецкий пулемет MG-42 обладал скорострельностью на уровне 1200-1500 выстр./мин в зависимости от затвора. Это было ужасное оружие, с которым пришлось столкнуться всем противникам гитлеровской Германии, недаром оно заслужило такие прозвища, как газонокосилка и циркулярная пила Гитлера. Советский авиационный ШКАС по скорострельности превосходил и его. 1800 выстрелов в минуту - это 30 выстрелов в секунду. При этом человеческий глаз воспринимает изображение как плавное и непрерывное уже при частоте 18 Гц или 18 кадров в секунду. Общепринятым стандартом в кино стала частота 24 кадра в секунду. При скорострельности 1800 выстр./мин и использовании трассирующих боеприпасов мог возникнуть зрительный эффект, при котором стрельба из танка воспринималась бы глазом как непрерывные лучи, тянущиеся в сторону противника. При атаке танков с воды в ночное время эффект был бы особенно сильным.

Период с 30-х до 40-х годов прошлого века, пожалуй, самый интересный с точки зрения создания разных образцов вооружения. В этот короткий промежуток времени, по сути, зародились все виды оружия, которые используются до сих пор: какие-то в значительно модернизированном виде, а какие-то почти без изменений. Одна из областей, которая серьезно продвинулась в это время, была, конечно же, авиация. В частности - истребительная. Все страны соревновались в создании самого быстрого, скороподъемного и маневренного самолета. СССР тоже участвовал в этой гонке и благодаря усилиям гениального конструктора Поликарпова были созданы такие передовые для своего времени истребители, как И-15, а позже - И-16 . Но истребитель - это не только сам самолет, но и вооружение: не таранить же вражеские машины. А чтобы поражать скоростные самолеты нужен скорострельный пулемет. С этим, увы, были проблемы.

Основным пулеметом Красной армии в тридцатые годы был известный всем "Максим". Несмотря на то, что пулемет был создан аж в 1883 году и успел морально устареть, он все еще активно использовался в армии. Вторым по популярности был не менее известный пулемет Дегтярева. Оба пулемета делались в разных исполнениях: на станке, на турели, танковые, зенитные и т.д. За неимением альтернативы на базе Максима и Дегтярева делали их авиационные модификации, которые назывались, соответственно, ПВ-1 (Пулемёт Воздушный) и ДА (Дегтярёв Авиационный). Тут и выяснилось, что пулеметы, пригодные для пехоты совершенно не годятся для авиации. И главная причина - упомянутая выше скорострельность.

Возьмем тот же Максим. Максимальная скорострельность у него 600 выстрелов в минуту. Для обстрела пехоты - это просто за глаза. Потому его, собственно, и использовали в армии в течении всей войны: да, неудобный, устаревший, сложный. Но задачу свою при этом выполняет. Смотрим на современнный для того времени Дегтярёв. У него максимальная скорострельность того меньше - порядка 550 выстрелов в минуту. Казалось бы - 10 выстрелов в секунду! Это же так много! Но это много, когда стреляешь по бегущему со скоростью 7 км/час пехотинцу. Если стрельнуть по нему с короткой очереди, то он всю ее в себя и примет. А когда ведешь огонь по самолету, летящему со скоростью 350 км/ч это очень мало. Пехотинцу одна-две пули - смерть, а самолету надо гораздо больше. Да и маневрирует он, зараза, постоянно. Не дает прицелиться. Поэтому в тот короткий промежуток, когда он попал в перекрестие прицела надо успеть нашпиговать его максимальным количеством пуль.

Потому товарищи военные начали понимать, что переделки пехотных пулеметов лишь переходный этап, а авиации нужны специальные авиационные пулеметы с повышенной скорострельностью. Понял это и инженер Шпитальный, который напару с Комарицким создали свой пулемет ШКАС - Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный. 11 октября 1932 года пулемет был принят на вооружение. Вышел он для своего времени просто передовым! Калибр был стандартным 7,62×54 мм R, а вот скорострельность поражала - 1800 выстрелов в минуту. Но Шпитальный с Комарицким на этом не остановились. Они продолжали дорабатывать свое детище и в итоге появился УльтраШКАС с совсем уж заоблачной скорострельностью в 3000 выстрелов в минуту.

1. Сам пулемет выглядит так:


В пулемете заметен барабан - там проходит лента. Это фотография из музея техники Задорожного, если что. Увы, в моей коллекции такой красоты нет.

2. А вот лента с патронами как раз есть:

Тут видно два типа ленты. Если присмотритесь, увидите разницу. Она не только в сохране.

3. Рядом с обычной лентой от пулемета Калашникова:

В авиационном вооружении используются не сплошные, а рассыпные ленты - после извлечения из ленты патрона звено улетает вместе с гильзой.

4. Чтобы был понятен механизм, проиллюстрирую. Вот лента заходит в барабан:

5. Из нее вытаскивается назад патрон:

6. Досылается в патронник:


А звено в этот момент уже свободно и улетает. Следом за ним через мгновение полетит и гильза.

7. Как я писал, в ШКАСе используются патроны 7,62×54 мм R. Но не обычные. Здесь слева обычный бронебойный патрон, а справа - для ШКАС:

Внешне разница незаметна, а на деле она была. Для ШКАСа выпускались отдельные партии патронов с утолщенными стенками гильзы, усиленным обжимом пули в гильзе и надежно закрепленным капсюлем. Потому у пулемета и была такая потрясающая скорострельность: инженеры создали полноценный комплекс оружие-патрон. Кстати, этот патрон был первым в мире специализированным авиационным патроном (хоть и сделанным на базе обычного).

8. Бронебойная пуля обычного патрона и ШКАСовского:

9. Клейма на донце:



На втором патроне видна буковка "Ш" - именно так маркировались патроны для ШКАС. Маркировка такая была необходима, так как при внешней похожести в ШКАСе нельзя было применять стандартные патроны 7,62×54 - с ними во время стрельбы появлялись проблемы.

Разумеется этот пулемет был выполнен во всех авиационных модификациях: крыльевой, синхронный (который стреляет через крутящийся винт), турельный. Он устанавливался почти на всех отечественных самолетах довоенного и военного периода, в том числе на легендарном штурмовике Ил-2

Ну и рассказывая про ШКАС нельзя упомянуть такой момент. В книжке Новикова "Накануне и в дни испытаний" есть такой отрывок:
«Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, - писал после войны Б. Г. Шпитальный, - то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался на первый взгляд необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС 7,62-мм и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласивший о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать».

Учитывая, что эту легенду рассказал о своем же пулемете сам Шпитальный мне в правдивость как-то не очень верится. Чую, приврал инженер. Пулемет великолепный - спору нет! Но чтоб уж так, прям в канцелярии да под стеклом... Еще меня настораживает, что больше ни в одном источнике эта информация не встречалась.