Отличается тем что сама природа. Энергия человека и природы: в чем отличие? Понятие природы и общества

Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура.

Можно сказать, что для философского понимания культуры ее определение как «второй природы» является исходной базовой предпосылкой. Мир культуры - это все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир преобразованной человеком природы.

Материальные объекты культуры, так сказать, одухотворены человеческой деятельностью, которая придала им определенное содержание, наделила теми или иными функциями, вдохнула в них «душу» в виде определенного ценностного начала или смысла. Поэтому вся материальная культура на самом деле есть единство материального и идеального.

Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. К ней относятся разные виды искусства - музыка, живопись, художественная литература, а также этические ценности и нормы, системы философских идей, религиозные учения и т.п. Но чтобы эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть объективированы, то есть материализованы в действиях человека, в языке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах (например, на полотне художника, на пленке аудио- или видеокассеты). Значит, любые явления культуры соединяют в себе материальное и идеальное.

Произведения искусства, научные открытия, технические новации - все это продукты творческого труда. Его специфика в том, что художник, ученый опирается на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества. Действительно, чтобы создать что-то новое в любой сфере деятельности, надо овладеть ее достижениями, то есть быть на высоте культуры своего времени. Это обстоятельство таит в себе огромные, хотя и исторически ограниченные достигнутым уровнем культуры возможности для развертывания сознательно целенаправленной и свободной творческой деятельности.

Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Бытие культуры - это бытие человека как субъекта, это его субъективная активность, деятельность, это созданный им материальный и духовный мир, это их единство и взаимосвязь.

На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.

Другой особенностью первобытной социальности был ее «естественный» характер. Родоплеменные, а также внутри- и межобщинные отношения «естественно» возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

Цивилизация представляет собой социокультурное образование, возникающее как способ существования людей в условиях и на основе общественного разделения труда.

Цивилизация включает в себя всю созданную человеком культуру, человека, освоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания (в девственной природе существование цивилизации невозможно), а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Формационные различия в европейском обществе, после выхода его из первобытного состояния, - это различия внутри европейской цивилизации.

Первые цивилизации появились там, где развитие производительных сил, общественное разделение труда, рост численности населения, социальное расслоение сделали невозможным существование человека в рамках родоплеменного строя.

Становление цивилизации связано с глубинным переворотом в культуре. Происходит отделение умственного труда от физического, развиваются различные формы общественного сознания, возникают зачатки наук. Принципиальным цивилизационным новшеством является письменность. Бесписьменных цивилизаций история практически не знает.

Социальные механизмы цивилизации, бесспорно, находятся в весьма сложном и противоречивом взаимоотношении с культурой, способствуя ее развитию и тормозя его. Причем такие тенденции могут действовать одновременно, с преобладанием той или иной. Это иногда служит основанием для утверждений о враждебности культуры и цивилизации. Но точнее можно было бы сказать, что цивилизация характеризует социальное бытие культуры. Другой вопрос, что это бытие бывает противоречивым.

Сам ход истории подвел к тому, что ныне проблему цивилизации требуется рассматривать на двух уровнях - локальном и всемирном, что речь можно вести о локальных и единой всемирной цивилизации, включающей в себя многообразие культур, а не стирающей их различия.

На предыдущей лекции Вы познакомились с многообразием мето­дологических установок в анализе такого социального феномена как культура. Наиболее обобщающим все рассмотренные точки зрения выступает признание культуры как выражение специфического единс­тва человека с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способностей личности, когда она объединяет не только предметную сторону деятельности людей, но субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в процессе деятель­ности (См.: Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. С.294).

Необходимо подчеркнуть, что в первобытном состоянии человек представлял собой естественное существо неразрывно связанное с окружающим миром. Это свойство отмечалось в исследованиях Э.Тэйлора «Первобытная культура» и З.Фрейда «Тотем и табу». Явления природы составляли неотъемлемую часть его бытия. Примитивный человек не противопоставлял себя и окружающую среду обитания. Он не противопоставлял себя социальной общности, отождествляя себя с родом, племенем. На уровне примитивного мышления не было раздвоения процесса познания. Явления окружающего мира увязывались с собственным состоянием человека. Так, рождение и смерть, вызывая определенные чувства (страх, ужас), выступали таинственной загадкой. Однако, постепенно по мере окультуривания человека происходит противопоставление окружающей реальности, социуму и собственному внутреннему миру. По своей сути культурный человек уже представляет надприродное существо. С эволюцией происходит раздвоение и противопоставление человека и окружающей среды.

Культура составляет основу цивилизации. Переход от первобытной (примитивной) культуры к цивилизации становится возможным с отделением умственного труда от физического, с возникновением ремесел, оформлением письменности и научных знаний, появлением товарного производства и обмена.

Понятия культура и цивилизация не являются тождественными, но одновременно оказываются связанными между собой. С эпохи Древней Греции в уровне развития присутствует разделение на цивилизацию и варварство. Цивилизованным народам приписывалась вся добродетельность. Варвары оценивались как разрушители «цивилизации». В Новое времени просвещенный человек, как представитель Западного мира, должен был привнести плоды цивилизации дикарям.

Общими свойствами для культуры и цивилизации являются следующие:

1) уровень развития культуры и цивилизации есть ценностная характеристика общественного бытия;

2) причина их порождения – человеческая деятель­ность;

В перево­де слово «цивилизация» в переводе с латинского языка «civilis» означает - гражданский, госу­дарственный. Истоки понятия "цивилизация" относят к эпохе античности, "где гражданин (civis) был непосредственно причастен к общест­венным делам (civilis) в обществе (civitas), обладавшем четкой и определенной организацией". Именно эта четкая организация и да­вала возможность римлянам (а до них грекам) противопоставлять себя варварам как человеческой общности совсем иного рода.

В средневековье Данте разрабатывает идею и понятие civitas – как характеристику общечеловеческого единства, которое находится "над" отдельной личностью, "над" отдельными группами людей, "над" целыми народа­ми. Данте находился на позиции расмотрения единого христианского мира.

В середине XVIII века под данным термином подразумевалось некая характеристика состояния уровня общественного развития. Французские просветители, остро ощущавшие и необходимость, и противоречивость перехода общества на принципиально новую ступень развития, связанную с формированием капиталистических отношений, с возникновением гражданского общества, в котором важнейшими являются права человека, с развитием научно-технического прогресса. Цивилизация отождествляется с идеальным обществом, основанного на принци­пах разума и справедливости.

В XIX веке, термин цивилизация использовался как характеристика высшей стадии социокультурного развития (дикость-варварство-цивилизация). В результате огромного массива этноисторического материала сформировалась "этнографическая концепция цивилизаций", согласно которой для каждого народа характерна своя цивилизация.

В XIX веке в научной литературе ут­вердились в науке три основных подхода в понимании "цивилизация":

1) утилитарный, представляющий цивилизацию как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого (концепция Ф. Гизо о существовании локальных цивилизаций) и в качестве прогресса человеческого общества в целом («этноисторичность цивилизаций»);

2) стадиальный, рассматривающий цивилизацию как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого (концепции "исторических" и "неисторических" народов, закон Г. Гегеля «трех стадий развития нравственности» (семья, гражданское общество и государство), закон О.Конта «трех стадий эволюции мысли» (теологической, метафизической и позитивной), теория К.Маркса «общественно-экономических формаций»;

3) локально-исторический, утверждающий качественную уникальность различных этнических и исторических общественных образований (Н.Данилевский и его концепция культурно-исторических типов, которую в дальнейшем развил О.Шпенглер).

Н.Я. Данилевский показал взаимоотношения двух различных культур, ввел в научный оборот термин «культурно-исторический тип». Он доказал научную ценность этого термина. Одним из первых поднял вопрос о существовании единой всеславянской цивилизации во главе с Россией и ввел понятие «всечеловеческой цивилизации». В настоящее время существует понятие о возможной общечеловеческой цивилизации. Против последнего утверждения говорит то, что общечеловеческая цивилизация построена на унификации всего богатства цивилизаций на основе одной (западной). Данилевский же выступал за возможность создания Всечеловеческой цивилизации, цивилизации - где все входящие в нее культурно-исторический типы равноценны. Конечно, его работа излишне политизирована. Так, в произведении отчетливо прослеживается негативное отношение автора к Европе.

О.Шпенглер довел противопоставление культуры и цивилизации до логического конца. Он рассматривал цивилизацию и культуру как взаимоисключающие, полярно противоположные состояния общества. Если культура есть естественное развитие социальных систем, то цивилизация становится гибелью культуры. О. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудительность», интеллектуальный холод, практический рационализм, смену душевного бытия умствованием, преклонение перед деньгами, развитие современной науки, иррелегиозность и тому подобные проявления.

Очень долго оба эти термины «культура» и «цивилизация» применяли для характеристики человека. Еще в начале ХХ века про­тивопоставляли человека истинно культурного, воспитанно­го и образованного, человеку цивилизованному, полагая, что цивили­зованность предполагает лишь внешнюю характеристику, следование образцу и не может дать полное представление о человеке.

В современной научной литературе присутствуют несколько позиций видения понятия «цивилизация», как:

1) определенной ступени развития культуры отдельных народов и мира в целом, характер который определяется господствующими производственными отношениями (В «античной цивилизации – рабовладельческие отношения", в "буржуазной цивилизация" – капиталистические отношения и т.д.);

2) этапа общественного развития, как последующего за периодом варварства, и противостоящего ему. Для нее характерно образование классов, государс­тва, урбанизации и наличия письменности (Морган, Ф.Энгельс);

3) состояние культуры в той или иной области человеческой деятельности («техническая», «эстетическая», «массовая» и т.д.);

4) характеристика целостности всех культур, подчеркивающая их общечеловеческое единство ("мировая цивилизация", "цивилизо­ванный образ жизни" и т.д.);

5) уровень или ступень развития общества и культуры. Например, «античная цивилизация» или «современная цивилизация»;

6) определенный исторический этап, используемый для обозначения развития национальной или региональной культуры. В частности, китайская цивилизация средневековья, русская цивилизация петровских времен, западная цивилизация, арабская цивилизация.

Культура в представленных подходах предстает как матрица, код цивилизации. Культура может жить (пусть в фрагментарном, размытом виде) даже после того, как цивилизация ушла в прошлое. Так, в современной цивилизации продолжают жить элементы античной цивилизации, легенды, традиции. Культура представляет собой общечеловеческое, а цивилизация временное понятие. В отличие от культуры как сферы духовной деятельности, цивилизация представляется в качестве материальной деятельности и ее результатов. Если понятие «культура» определяет уровень овладения социально-значимой информацией, то понятие «цивилизация» характеризует состояние самой культуры.

Культура обеспечивает хранение и трансляцию, от поколения к поколению, информации, правил и норм, гарантирующих историческую воспроизводимость и самоидентичность социума. Ядро культуры вырабатывается веками и обретает устойчивость и прочность социокультурно-генетического аппарата. Оно также обладает высокой устойчивостью потому, что оно окружено особым защитным культурным поясом. Он состоит из системы социальных, поведенческих, нравс­твенных и интеллектуальных реакций на все виды акультурации. За­щитный пояс препятствует обратному воздействию на ядро культуры со стороны внешней культурной среды, защищает это ядро от разру­шения и трансформации. Культура – это внутреннее состояние самого человека, оценка его духовного развития, его свободы, его духовной автономности и направлена на формирование личности.

Сегодня наиболее распространенной является просветительское определение цивилизации, согласно которой – это состояние общества, воплощающее рациональные способы воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека. Такое представление породило требования «вести дело цивилизованно», «жить цивилизованно». В современном понимании цивилизованный человек – это, прежде всего, ориентированный на непринятие тоталитаризма во всех его формах. (Тоталитаризм – от лат. тоталис – полный, целый – государственный режим, характеризующийся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, наукой, искусством, политикой и т.д.). В экономическом отношении – это отказ от обогащения любыми средствами ради наживы и переход к честной деятельности. В политическом отношении – это привычка к уважению свободы и прав человека. В области нравственности - это установка на культурный плюрализм, признание морально-нравственных ценностей различных культур.

В обыденной жизни понятие цивилизации увязывается с уровнем социального и экономического развития общества и представляет собой преобразованный человеком мир материальных объектов. Цивилизация все чаще понимается как синоним урбанизации, скученности, тирании машин, как источник дегуманизации мира.

Цивилизация, как достаточно высокая ступень овладения силами природы, безусловно, несет в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению изобилия материальных благ. Вместе с тем развитие техники, материальное изобилие сами по себе еще не означают собственно культурного, духовного расцвета. Цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. К негативным качествам цивилизации обычно относят ее тенденцию к стандартизации мышления, ориентацию на абсолютную верность общепринятым истинам, свойственную ей низкую оценку независимости и оригинальности индивидуального мышления, которые воспринимаются как «социальная опасность».

В любом случае цивилизация предстает неотъемлемой чертой, характеристикой культуры. Она включает в себя:

1) преобразованную человеком окультуренную природу (в естественной природе существование цивилизации невозможно);

2) средства этого преобразования (материальную культуру);

3) социальную культуру (общественные отношения, духовную культуру общества);

4) собственно человека, усвоившего материальные и духовные ценности;

В широком смысле слова под цивилизацией подразумевается совокупность материальных и культурных достижений общества в его историческом развитии. Цивилизованность подразумевает осознание человечества как единого существа. Так, В.Соловьев в работе «Русская идея» подчеркивал следующее: «Мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения, очевидно, что ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества».

Узкая интерпретация понятия «цивилизация» предусматривает вычленение только уровня развития материальной культуры.

В утилитарном представлении цивилизация – это то, что дает "комфорт", удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой". Комфорт (его создание и использование) предъявляет такие моральные и физические требования к цивилизованному человеку и благодаря ему человек до такой степени срастается с техническим окружением, что у него не остается ни времени, ни сил для культуры и он часто больше не ощущает внутренней потребности быть не только цивилизованным, но так же культурным.

Особенности цивилизации образуют следующие факторы:

1) географическая или природная среда обитания;

2) духовные ценности (религия или идеология, возводимая в ранг светской религии;

3) система ведения хозяйства;

4) политическая организация общества;

5) ментальность (характеристика, применяемая для больших групп народов) и менталитет (описание свойств отдельного челове­ка).

В научной литературе присутствуют разные основания в выделении признаков и характерных черт цивилизации. Наиболее распространенным является следующие признаки:

образование государства;
возникновение письменности;
отделение земледелия от ремесла;
расслоение общества на классы;
появление городов.

В качестве характерных черт принято выделять следующие параметры:
устойчивая общественная организация;
малоподвижность;
инерционность;
порядок и дисциплина.

Цивилизация, включая в себя все характеристики культуры, переносит акцент на характер, уровень, на степень зрелости, на тип организации и самоорганизации того или иного общества.

В развитии современной культуры и цивилизации наблюдается тенденция единения, способствующая оформлению метакультуры и метацивилизации.

Метакультура – это правила общечеловеческой морали, регулирующие выживание человечества как единого целого. Метацивилизация – правовые, финансовые, социальные объединения, определяющие вектор развития современных народов.

Не случайно сегодня мы говорим о мировой цивилизации, которая вклю­чает в себя весь самобытный опыт каждого народа, опыт всех ми­нувших эпох и несет в себе некую интегральную функцию. Причины тому очевидны: все более возрастающая система мировых экономи­ческих взаимосвязей, необходимость общего согласия для того, чтобы обеспечить всему человечеству и каждой его части нормаль­ное, мирное развитие, ход научно-технического прогресса со всеми его достижениями, проблемами и опасностями. В настоящее время в политике многих государств успешно используется концепция "общего дома" - попытка рассмотреть жизнь современного человечества с точки зрения общемировых масштабов, а множество существующих в современном обществе куль­тур с позицией единой мировой цивилизации.

Завершая рассмотрение первого вопроса, следует подчеркнуть, что важнейшей причиной кризисного состояния культуры и цивилизации является изменение иерархии ценностей, соотношения материального и духовного в потребностях и деятельности человека, в его целеполаганиях и оценках. Духовная и материальная стороны культуры развиваются неравнозначно, с преимущественным опережением материального производства, техники, технологий и позитивной науки. Техническое творчество в настоящее время становится одной из главных причин культурно-цивилизационного кризиса. Путь, способный вывести нас из сложившегося кризисного положения – этическое саморазвитие, самосовершенствование в идеале каждого человека, в том содержании и объеме, которые заданы этическими императивами XXI века.

На вопрос В чём отличие культуры от цивилизации? заданный автором Европеоидный лучший ответ это Цивилизация бывает культурной, а бывает некультурной. А так как и культура бывает цивилизованной и не очень, то смею предположить, что это синонимы.
Источник: привет Санна!
Данко из Дивного Березника
Оракул
(74218)
Теперь я знаю! А культуризм тогда что? А цивилизованый человек?

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чём отличие культуры от цивилизации?

Ответ от Ёнегирек [гуру]
Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) , исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие Культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная Культура, социалистическая Культура, Культура майя) , а также специфических сфер деятельности или жизни (Культура труда, художественная Культура, Культура быта) . В более узком смысле термин «Культура» относят только к сфере духовной жизни людей.Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) , 1) синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная Цивилизация, современная Цивилизация) . 3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс) . Понятие «Цивилизация» появилось в 18 в. в тесной связи с понятием «культура» . Французские Философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. понятие «Цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о Цивилизация не было господствующим, Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или Цивилизация, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных Цивилизация, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции О. Шпенглера Цивилизация - это определённая заключительная стадия развития любой культуры. Её основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы» . При таком понимании цивилизация как эпоха упадка противопоставляется целостности и органичности культуры. Эти и др. идеалистические концепции не раскрывают природы Цивилизация, действительной сущности её развития. Классики марксизма проанализировали движущие силы и противоречия развития Цивилизация, обосновав необходимость революционного перехода к новому её этапу - коммунистическому обществу.


Ответ от Проследить [гуру]
В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эти традиции, Н. А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры» . В рамках его концепции культура - символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе» . На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации» , «цивилизация пытается осуществить жизнь» , реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни» . В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность» , интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления. Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация - это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры - не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д. , культура же - способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же - отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.

РЕФЕРАТ

по социальной философии на тему:

Субъект культуры

Выполнил :

студент Сапарбаев Эрик Серикович

Группа 1401

Проверил :

к.ф.н., доцент Таратута Валентин Петрович

НОВОСИБИРСК 2013 г.


Субъект культуры - человек культуры

Слово ≪субъект≫ и производные от него формы происходят от лат. subject, которое можно перевести как ≪лежащий внизу, находящийся в основании, выступающий фундаментом≫.

Субъект - это не ≪идеальная вещь≫, а прежде всего практика. Сегодня и в повседневной практике, в том числе в культурологии, под ним подразумевается носитель предметно-практической деятельности или познания, источник активности, направленной на объект, которым является окружающий субъекта мир. Субъектом может выступать как индивид, отдельный человек, так и социальная группа, некоторая совокупность людей. Однако для этого недостаточно просто быть человеком или образовать некоторое сообщество. Субъективность - не бытийственная характеристика, а показатель отношений, возникающих между двумя сторонами: делателем и предметом возделывания. Поэтому ее необходимым уровнем является активная деятельность. Именно в актах овладения, трансформации, вторжения в окружающий мир, воссоздания его проявляются субъективные черты. Субъект культуры - это активный деятель, творец, преобразователь культурной реальности. Как любая биологическая целостность, положенная в контекст природной реальности, человек подчиняется тем или иным законам природы. Однако человек определяется как человек не этими чертами, а теми характеристиками, которые позволяют ему стать активным реформатором окружающей реальности. Мы можем очертить границы человеческой уникальности - только в культурной плоскости человек проявляется как существо суверенное и автономное, принципиально несводимое к другим формам природного мира. То же самое справедливо и относительно человеческих сообществ: некое образование индивидов лишь тогда становится социальной автономностью, когда начинает выступать в качестве коллективного субъекта культуры. Поэтому необходимо более подробно остановиться на тех чертах человека и человеческих сообществ, в которых проявляется человеческое, т.е. культурное.



Различие мира человека и природы

Безусловно, человек не исчерпывается биологическими или физиологическими характеристиками. Он принципиально отличается от животных. Тем не менее не так-то просто указать, в чем же именно состоит радикальное различие человеческого и природного миров. Выражение ≪человек общественный≫, т.е. живущий в окружении себе подобных, не может считаться решающим аргументом. Прекрасно известно, что очень многие животные живут стаями, в которых имеется довольно разветвленная система специализации (волки, крысы, муравьи, обезьяны, пчелы и пр.). Однако оттого, что природе человека присуща некая черта, мы называем объединения людей -социумом, а объединение, допустим, волков -стаей. Сама по себе способность с помощью тех или иных ≪знаковых≫ форм (телодвижений, звуковых сигналов, артикуляционных последовательностей, мимических комбинаций и т.д.) передавать собратьям информацию не позволяет называть обращение человека к человеку речью. Наоборот: именно потому, что отправитель -человек, отправляемое им послание становится речью. Как и животные, люди едят, спят, заботятся о потомстве, защищают себя от внешней агрессии, отдыхают, страдают от болезней, обладают памятью и т.д. Животные же, подобно людям, преобразуют природу, вторгаются в окружающий мир, активно действуют (вьют гнезда, роют норы, устраивают запруды и т.д.). Каждому аспекту жизни людей, едва ли не всякому их поступку можно отыскать аналог в животно-природном мире. Следовательно, не какие-то отдельные характеристики человека как биофизиологической автономности являются основанием для его отделения от природного мира, но, напротив, самим этим характеристикам придается статус человеческих, потому что они принадлежат человеку. Остановимся на трех моментах, имеющих существенное значение для определения человека вообще, человека культурного, и субъекта культуры: 1) сознательности; 2) воспитанности; 3) креативности.

Сознательность. Любой человеческий факт всегда с определенностью позволяет идентифицировать его именно как факт человеческий - или оппозиционный природному, или предполагающий некоторое ≪приращение≫ природного. Он человеческий именно потому, что не сводим к природности: сверхприроден. Итак, собственно человеческое в человеке -это сверхприродное, идеальное, надстроенное над реальностью. Человек облададает ≪второй природой≫, и именно тогда, когда в его поступках проявляется это качество, он становится субъектом. Его поступки и действия определяются не только материально-природными зависимостями, но и осознанным выбором.

Воспитанность. Разумеется, люди должны поддерживать своя физиологическое существование, поэтому в своих поступках они нередко руководствуются ≪зовом природы≫. Тем не менее в большинстве случаев человеческие желания и действия подчиняются требованиям и указаниям, исходящим не из сферы природных инстинктов, а из области сверхприродной, духовной. В зависимости от тех или иных обстоятельств приоритетность природных и духовных импульсов может варьироваться - вплоть до радикального отказа подчиняться закону одной сферы и полного подчинения другой. Зависимость людей от произвола природных стихий от века к веку ослабляется, степень воздействия на человеческую жизнь надприродного компонента возрастает. В этом проявляется прогресс человечества, который как раз и исчисляется мерой возрастания в обществе неприродности или культурности. Из мира вообще, из окружающей действительности, из природных задатков, дающихся человеку при рождении, выбирается не все, а только то, что необходимо в данных конкретных условиях. При этом выборка в большей степени диктуется не природной предрасположенностью, а культурной целесообразностью.

Креативность. Как нами уже не раз отмечалось, не все действия человека правомерно именовать собственно человеческими. Человек может прожить долгую жизнь, но так и не заявить о себе как о человеке - субъекте культуры, т.е. существе, наделенном сверхприродными качествами и способном их проецировать вовне. При этом он даже может считать себя вполне счастливым - успешно обеспечивая полное удовлетворение непосредственных физиологических потребностей и довольствуясь достигнутым. Каждодневное ≪отправление нужд тела≫ и полное отсутствие иных желаний - то, что чаще всего называется ≪обывательством≫. Человеческая деятельность не замыкается в границах природы. Человек выступает субъектом культуры лишь тогда, когда создает новые формы жизнедеятельности, несводимые полностью ни к прошлому природному, ни к прошлому надприродному. Он не просто активен, но творчески активен.

Итак, среди наиболее важных характеристик субъекта культур выступают сознательность (способность и потребность проявлять надприродные качества), воспитанность (сформованность по реально-идеальной культурной матрице) и креативность (умение производить ≪культурный продукт≫, не уничтожая великие ценности прошлого, но, напротив, используя их в своих действиях). Субъект культуры, как и субъект любого иного порядка, -это

активно действующая инстанция. Поэтому следует рассмотреть характер и основные черты культурной деятельности.

К природным компонентам относятся: воздух, поверхностные и подземные воды, горные породы, почвы, растительный и животный мир.

Компоненты природы — земля, недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Панда
Оглядитесь по сторонам. Может быть, вы увидите стены, окна, стулья, столы и другие предметы. Возможно, вы увидите какие-нибудь устройства, автомобили или приборы. Может быть, рядом окажутся другие люди, животные или растения. Что из всего этого живое? Скорее всего, вам достаточно одного взгляда, чтобы понять, живое существо или нет. Например, собака живая, а книга нет.

Однако как именно вы узнаете, что живое, а что нет? Большая панда, которую вы видите, — всего лишь картинка, но одного взгляда на настоящую, не нарисованную панду достаточно, чтобы понять, что она живая. А почему?

Все живые существа называются организмами. Мы узнаем, живой это организм или нет, по характерным признакам.

Признаки живого организма:

Организм растет и в своем развитии проходит определенные этапы, обычно изменяя форму и увеличиваясь.
Внутри организма идут жизненные процессы, при которых одни химические вещества превращаются в другие.
Чтобы расти организм нуждается в питательных веществах и в энергии, поддерживающей жизненные процессы.
Организм размножается, то есть воспроизводит себе подобных.

Представители живой природы: 1. Амеба, 2. Божья коровка, 3. Секвойя, 4. Динозавр
Живые существа бывают самых разных форм и размеров. Некоторые малы, что их можно разглядеть только а микроскоп, например, амебу в капле воды. Других, таких как божья коровка, можно хорошо рассмотреть через простое увеличительное стекло. Такие растения, как секвойя, достигают колоссальных размеров. Животные, подобные динозаврам, жили в доисторические времена и давно с лица земли. Мы, люди тоже относимся к живым существам.

Живая природа

Живая природа — совокупность живых организмов. Главное свойство живой природы — способность нести генетическую информацию, размножаться и передавать наследственные признаки потомству. Живая природа делится на пять царств: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Живая природа организуется в экосистемы, которая, в свою очередь, составляет биосферу.

Неживая природа

Неживая природа представлена в виде вещества и поля, которые обладают энергией. Она организована в несколько уровней: элементарные частицы,атомы, химические элементы, небесные тела, звёзды, галактика и Вселенная. Вещество может пребывать в одном из нескольких агрегатных состояний (например, газ, жидкость, твёрдое тело, плазма).

На Земле существуют миллионы живых организмов. Некоторые из них гиганты, такие, как голубые киты и красное дерево, другие же — совсем крошечные, такие как насекомые и бактерии. Все они нуждаются в пище и крове, которые получают в естественных условиях.