Зима. Зимние месяцы. Зимние явления природы. Зимние приметы о погоде. Конспект занятия «Признаки зимы

Зима - это лютое время, особенно на севере планеты. Иногда ее появление не совпадает с календарным временем. Признаки зимы способны проявиться раньше. Слякотная погода меняется на морозы, водоемы замерзают, а земля покрывается белым снежным одеялом. День в этот период короткий, а ночи холодные.

Первые признаки зимы. Снег

Календарь природы

Морозы и снега появляются по-разному. Природа имеет свой календарь, поэтому признаки зимы заметны в различное время года.

Каждый год сроки годовых сезонов изменяются. Поэтому весна может прийти рано или, наоборот, поздно. Такое происходит и зимой. Каждый год может быть разное количество осадков, дней может быть больше ясных или пасмурных, температура также может преподносить свои сюрпризы.

Многим людям важно следить за колебаниями в природе. Обращают на них внимание садоводы, землевладельцы, рыболовы, охотники. Зависят от погодных условий такие отрасли:

  • птицеводство;
  • сельское хозяйство;
  • рыбная ловля;
  • животноводство;
  • шелководство;
  • пчеловодство.

Окончание зимы

Зима не длится вечно, в конце концов наступает ее завершение. Появляются первые проталины, виднеется земля. Раньше их можно заметить на косогорах, а далее - на полях. Но на севере в лесах снег может держаться долго.

Перелетные птицы начинают возвращаться домой. Первыми можно заметить грачей. Но есть и места их жительства, из которых они не улетают, так как там нет суровых зим.

Начало зимы в живой природе

Существуют признаки зимы в живой природе. Можно наблюдать такие изменения:

  1. Деревья, кусты сбрасывают листья. Происходит это из-за того, что зимой мало света, поэтому эта часть им не нужна. Только хвойные деревья не теряют листья, они выпадают постепенно, чтобы вырастали новые. Эти иголочки елок, сосен покрыты налетом, который защищает их от лютых морозов.
  2. В зимний период мало корма. По этой причине животные, например медведь, впадают в спячку. Те, которые продолжают вести активную жизнь, обрастают теплой шубкой. Такие изменения не позволят им замерзнуть. Кстати, заяц на зиму белеет, а ежик находит уютное место и спит там, свернувшись в калачик, до весны.
  3. Количество птиц зимой уменьшается, так как перелетные пернатые летят в края, где теплее. Остаются только те, кто приспособился употреблять в пищу различные виды корма. Да и много насекомых пропадает зимой, поэтому найти пищу птицам становится труднее.

Такие признаки зимы в живой природе.

Из чего состоит снег?

Снежинки бывают различных размеров, но не больше 5 мм. А ажурное плетение отличается друг от друга, удивляя своей уникальностью. Разные существуют признаки зимы, но самым основным считается снег. Снежинки симметричные, имеют четкие геометрические грани, соединены в шестиугольник. Молекула воды имеет шестиугольную форму. Из-за этого она, замерзая в облаках, перевоплощается в маленькие кристаллы. Формирование происходит с захватом соседних молекул. Таким образом, получается цепочка замерзших молекул.

На получившуюся форму влияет температура воздуха, влажность. Снег зимой играет важную роль, так как обеспечивает защиту земле в холода, укрывая ее снежным покрывалом. Оно позволяет сохранить тепло, растения и маленькие животные не погибнут в таких условиях. Если не будет снега, то озимые не дадут урожай. Также снег сохраняет влагу, которая необходима весной.

Игры для детей, которые помогут распознать начало зимы

Многие родители хотят, чтобы их ребенок быстрее смог рассказать, какие признаки зимы существуют. Можно научить его этому играя. При этом его умственные способности будут развиваться, улучшаться.

Первая игра называется "Самодельное лото". Ее можно применять для 3-летних малышей. Признаки зимы для детей станут понятны, они смогут об этом рассказать. Для этого нужно сделать лото на каждое время года. Собираются картинки, на которых нарисованы признаки зимы и других периодов года. После этого нужно предложить своему ребенку выбирать из рисунков те, которые связаны с зимним периодом. Родитель может вынимать по очереди картинки, а малыш должен определять признаки холодной поры года. Чтобы ребенку было интересно, можно поменяться позже с ним ролями. Это позволит закрепить его знания. Разрешается делать ошибки, чтобы малыш исправлял своего родителя.

Подобно предыдущей игре, можно написать на картонках слова: признаки к слову "зима" и другим порам года. Занятие происходит схоже с предыдущим, ребенок должен собрать слова, связанные с зимой.

Хорошо развивает мысли малыша игра "Что надеть". Для этого потребуется одежда, которую следует надевать в разное время года. Ребенок должен выбрать из кучи только те вещи, которые подойдут к зиме. Родитель также может показывать по одному атрибуту гардероба, а дети делают вывод относительно него. Такая же игра может проходить с обувью. Если есть беспокойство, что вещи запачкаются, можно использовать картинки. На них должна изображаться разная одежда. Чтобы ребенок развивал свое логическое мышление, можно спросить, почему он выбрал конкретную вещь.

Помочь распознавать признаки зимы можно во время прогулки. Когда мама отправилась гулять с малышом на улицу, он может начать рассказывать о тех изменениях, которые пришли с появлением зимнего периода. Родитель может помогать детям, обращая внимание, что у собаки шерсть стала гуще, а из коттеджей виднеется дым, так как там топят печь. Ребенок будет осознавать, что с приходом зимы становится холодно, поэтому происходят такие изменения.

Также можно играть в зимние слова. Для этого участники называют поочередно слова, связанные с зимой. Например, холод, снег, Дед Мороз, Снеговик и другие. Если кто-то не знает, какое слово назвать, он выбывает с игры. Последний оставшийся участник становится победителем.

Итак, есть много изменений в с приходом зимы. Каждый человек их должен замечать, а детям следует помочь увидеть эти признаки.

Не за горами самое сказочное время года - зима. Во многих уголках земного шара все ее признаки уже налицо, а где-то их никогда не бывает. В любом случае, ваш малыш должен четко знать «прописные» отличительные черты зимы, даже, если в местности, где вы живете, она проходит в несколько ином варианте.

Учим месяцы

Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы выучить с ребенком названия всего трех месяцев, однако, путаются в них даже многие дошколята. Поиграйте с малышом в веселую игру. Вначале несколько раз повторите с ребенком, какие существуют месяцы зимы. Затем называйте подряд месяцы разных времен года, а малышу дайте задание поднять руку, когда он услышит название именно зимнего месяца.

Еще одна игра - «Кривляки». Когда ребенок запомнит все названия, сделайте вид, что вы вдруг потеряли память. Называйте месяцы зимы, только с небольшими неправильностями: не декабрь, а дикубрь, не январь, а янбарь и т.д., а малыш пусть поправляет вас и говорит, как они должны звучать правильно. В зависимости от возраста ребенка можно «шифровать» названия месяцев сильнее, чтобы малышу было интереснее отгадывать. Это веселая игра, она непременно понравится вашему чаду.

Внешние признаки зимы

Если в вашем городе не бывает настоящей зимы, воспользуйтесь всеми доступными средствами для того, чтобы наглядно продемонстрировать малышу, как выглядит зима. Это могут быть как книги, журналы, энциклопедии, так и интернет, телевизор и пр.

Существуют специальные подборки, например, зимних видеоклипов или заставок, есть аудиодиски с зимними песенками для детей и сказками. Не игнорируйте в процессе воспитания ребенка аудиопродукцию - она способна развить его интеллект и воображение гораздо лучше, чем видео. Человек с хорошо развитым воображением может гораздо лучше представить и ощутить холод зимы, послушав ее описание, нежели посмотрев на картинку со снегом.

Обязательно расскажите малышу о том, какая зима в вашей местности: похожа ли она на классическую, или она гораздо суровее, так, что детям не позволяют много резвиться на свежем воздухе, или она совсем бесснежная и теплая. Объясните, почему так происходит.

Легче всего придется тем родителям, которые могут выглядывать с ребенком в окно и наблюдать за падающими хлопьями снега, за свисающими с крыш сосульками, бросать на подоконник зернышки и крошки для замерзших пернатых и рассказывать об изменениях в природе, пришедших с зимой.

Сравнивайте времена года: контраст гораздо ярче сможет дать ребенку увидеть и понять, что такое зима. Покажите малышу на картинке ветку с зелеными листьями, с желтыми листьями и ветку без листьев. Нарисуйте с ребенком летнюю и зимнюю полянку.

Поделки

Займитесь с вашим чадом «зимним» творчеством. Во время рукоделия общайтесь с малышом, рассказывайте и объясняйте ему, что и почему происходит зимой в природе: отчего лужи покрываются льдом, почему птицы улетают на юг и т.д.

Зимняя полянка

Вам понадобится: лист картона, пластилин, ветки, шишки, желуди, манная крупа.

Картон обмажьте коричневым пластилином и прилепите на него деревья и человечков, сделанных из шишек, веток и желудей. Посередине поставьте большую елку, сделанную либо из зеленого пластилина, либо из самой большой шишки. Всю поделку посыпьте манной крупой как снегом. Если ваш пластилин слишком твердый и на него не прилипает манка, воспользуйтесь канцелярским клеем или клеем ПВА: нанесите его на все части поделки, где вы хотите, чтобы лежал снег и посыпьте сверху крупой. Дайте высохнуть поделке и поставьте ее как украшение на Новый год.

Снежинки

Все мы в детстве вырезали снежинки из салфеток и развешивали их на окнах. Сегодня в продаже есть много различных украшений, однако ребенку будет очень интересно сделать снежинки самому и увидеть их на окне в своей комнате.

Вырезайте снежинки не только из салфеток, используйте красивую бумагу для творчества. Воспользуйтесь снегом, инеем, блеском из баллончиков - покройте этими средствами свои изделия.

Снежинки не обязательно прилеплять на стекло. Можно развесить их на ниточках по всей комнате, или украсить одно место, например, люстру, шторы или саму елку.

Рисунки на стекле

На окне или зеркале можно нарисовать настоящий зимний пейзаж. Приобретите специальные краски для рисования по стеклу. Также вам пригодятся искусственные снег и иней в баллончиках.

Вначале нарисуйте задуманное на листе бумаги, или найдите подходящую картинку в книжке, на открытке, с которой вы потом будете срисовывать. Перенесите иллюстрацию простым карандашом на стекло и начинайте разукрашивать. Пусть ваш малыш принимает активное участие в украшении окна или зеркала, даже если он сделает что-то не совсем так, как вам хотелось бы, ведь все эти картинки вы рисуете, прежде всего, для него.

Елочные игрушки

Заранее приготовьте десяток скорлупок от яиц. Для этого, когда будете готовить, не разбивайте яйцо полностью, а проделывайте в нем небольшую дырочку с одного конца и аккуратно выливайте яйцо, оставляя скорлупу почти целой. Вымойте ее изнутри и снаружи и оставьте сушиться.

Эти заготовки могут превратиться в ваших руках во что угодно: в голову Петрушки, в шарики для елки, в снеговиков, цыплят и т.д. Дырочку закрывайте приделанными колпачками, шляпками, и другими украшениями. Также на этом месте приделывайте веревочку, на которой будет висеть поделка.
Используйте для творчества клей ПВА, цветную бумагу, картон, краски, различные баллончики с блестками и т.д.

Игры

Даже обычную кукольную игру можно сделать зимней. Помогите малышу нарядить кукол (человечков из киндер-сюрпризов и т.п.) в шапки и шарфы. Смастерите из настоящего снега или из снега из морозильной камеры ледяную горку, поставьте ее в тарелку с бортиками, чтобы талая вода не растекалась по столу. Покажите малышу, как его игрушки-человечки катаются с горки.

Когда это надевают

Ведущий делает небольшую кучу из одежды для разных сезонов и вытягивает по одной вещи. Ребенок должен посмотреть на вещь и отгадать, когда ее надевают: зимой, летом или весной-осенью. В эту игру можно играть нескольким детям, отгадывая по очереди.

Я знаю

Ведущий говорит первую фразу, которую должны продолжить участники. Например: «Я знаю три зимних месяца…» продолжение должны произнести игроки. Далее ведущий говорит: «Я знаю пять признаков зимы…», «Я знаю пять видов зимней одежды», «Я знаю четыре зимних развлечения» и т.д. Сбившийся игрок уступает очередь следующему.

Снежки

Даже, если у вас за окном нет снега, не печальтесь. Сшейте из белой ткани десять-двадцать небольших шариков, наполнив их синтепоном или ватой. Включите веселую детскую музыку и под нее начинайте играть в «Домашние снежки».

Если ребенок постарше - можно играть с условиями. Проведите посередине комнаты, где вы будете обкидываться снежками, линию (можно положить веревку и т.п.), разделив помещение на две равные части. Когда начинается музыка, начинайте обкидываться. Задача игроков, чтобы на их стороне осталось как можно меньше «снежков» на момент окончания песни. Когда музыка перестает звучать, идет подсчет снежков и определение победителя. В эту игру можно играть и командами, тогда лучше сделать большее количество снежков.

Викторина

С ребятишками от четырех-пяти лет можно поиграть в зимнюю викторину. Заранее подготовьте вопросы и по очереди задавайте их игрокам. Вопросы могут звучать так:
1. Что появится в стакане с водой, если его вынести на мороз? (Лед)
2. Во что зимой превращается дождь? (В снег)
3. Как можно перенести воду без посуды? (Заморозить ее)
4. Какие вы знаете зимние развлечения? (Каток, снежная горка, снежки, лыжи)
5. Длинное, прозрачное, холодное свисает с крыши. Что это? (Сосулька)
6. Что будет со снегом, если его принести домой? (Растает)
7. Встречаются ли две одинаковые снежинки? (Нет)
8. Когда длиннее день: зимой или летом? (Летом)
9. Когда длиннее ночь: зимой или летом? (Зимой)
10. Какое животное зимой спит? (Медведь)

Если даже малыши не смогут ответить на какой-то вопрос, для них будет познавательным услышать ваш ответ и объяснение: почему это так, а не иначе.

Загадки

Пусть ребятишки поищут ответ на зимние загадки:

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)

В них упрячешь две ноги -
И в мороз гулять беги. (Валенки)

Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода. (Шарф)

Пушистый сугроб,
Тело облепил,
От мороза укрыл. (Шуба)

Рисует художник пейзаж на стекле,
но эта картина погибнет в тепле. (Мороз)

Две полоски на снегу
Оставляют на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной. (Лыжи)

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? (Коньки)

Он всю зиму долго спал,
Лапу правую сосал,
А проснулся - стал реветь.
Этот зверь лесной - … (Медведь)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила. (Зима)

Пухом землю замело,
За окном белым-бело.
Эти белые пушинки
Не годятся для перинки. (Снег)

Использование разнообразного материала и всевозможных форм позволит вам наиболее доступно и интересно донести до сознания ребенка, что такое зима, чем она отличается от других времен года и почему зимой происходят те или иные метаморфозы в природе. Смена рода деятельности (загадки, поделки, игры и т.д.) не даст ребенку заскучать и устать, а совместное времяпровождение сблизит вас с вашим малышом.

Полина Андреенко
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции.

Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Продолжать совершенствовать умение рисовать карандашами. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.

Материал:

Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д. ; для рисования: цветная бумага (черная или фиолетовая, белый карандаш, муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. Беседа о зиме.

Дети сидят на стульчиках.

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас - где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:

Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?

Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

Физминутка «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

На катке потом катались,

А ещё в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А

загадки

отгадывать умеете?

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)

Кто мостит на реке мосток

Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

И не снег, и не лед,

А серебром зимой деревья уберет. (иней)

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.

Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»

(хлопнуть в ладоши):

Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.

Дидактическая игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

5. Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром!

Воспитатель: Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белым карандашом.

Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору).

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского .

Готовые рисунки ребята прикрепляют на доску.

6. Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?

Описание работы: Данный материал будет полезен воспитателю, учителю-дефектологу, учителю-логопеду. Материал предназначен для воспитанников старшего дошкольного возраста. Викторина проводится в конце зимы (февраль).

Цель : создать атмосферу соревнования, сплочённости детей.

Задачи: обобщить знания детей о зиме, способствовать развитию связной речи, обогащать активный и пассивный словарный запас, развивать логическое мышление, слуховое внимание и память.

Оборудование : материал для рисования (листы ватмана, гуашь, кисти), картинки с изображением зимующих птиц, картинки с изображением диких животных, грамоты и призы.

Ход игры-викторины

В викторине участвуют 3 команды со своими группами поддержки. С помощью жеребьёвки определяется очерёдность ответов каждой команды: №1, №2, №3. Команды рассаживаются за столы. Объявляется состав жюри. Жюри внимательно следит за выполнением заданий и за правильный ответ ставит по 1 баллу.

Ведущий читает стихотворение «Вы узнаете зиму?»

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд не кину,

Метёт и кружится пурга

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли, недвижимы.

Горят сугробы серебром.

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаете зиму?

Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый.

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаете зиму?

Задание №1. «Назови признаки зимы»

Ведущий: Каждая команда по очереди перечисляет признаки зимы. (По каким признакам мы узнаем зиму?)

*Зимой самые короткие дни и длинные ночи.

*Солнце стоит высоко и греет мало.

*Небо часто серое.

*Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.

*Реки и озёра покрыты льдом.

*На окнах мороз рисует причудливые узоры.

*Деревья и кусты стоят без листьев.

*Все насекомые спрятались в трещины коры, под листья и в землю.

*Остались только зимующие птицы.

*Зайчик и белочка поменяли свои шубки.

*Медведь, барсук, ёж накопили за лето и осень толстый слой жира, спят в берлоге и норах.

*У детей зимние забавы - лыжи, коньки и санки.

*На полях делают снегозадержание.

*Люди носят зимнюю одежду и т.д.

Задание №2. «Расскажи стихотворение»

Ведущий: Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов писать музыку, поэтов - стихи. Недаром зиму называют «волшебница, кудесница, кружевница, красавица».

Ведущий предлагает каждой команде рассказать стих о зиме. В это время группа поддержки рисует «Зимний пейзаж».

Задание №3. «Подбери слово»

Каждая команда подбирает слова-признаки к заданным словам.

1 команда. Заданное слово «ЗИМА» - холодная, суровая, морозная, метельная, длинная и т.д.

2 команда. Заданное слово « СНЕГ» - белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, чистый, сверкающий и т.д.

3 команда. Заданное слово «МОРОЗ» - жгучий, трескучий, крепкий, сильный, злой и т.д.

Задание №4. «Назови птицу»

Ведущий: Осенью перелётные птицы улетели на юг, а у нас остались зимующие, задание командам:

а) по очереди перечислить зимующих птиц,

б) узнать на картинках и назвать зимующих птиц.

Задание №5. «Скажи слово»

а) Ведущий каждой команде читает предложение, но не до конца, дети должны добавить последнее слово:

1 команда. - Заяц зимой белый, а летом…

Белка живёт в дупле, а ёж …

У лисы хвост длинный, а у зайца …

2 команда. - Заяц пушистый, а ёж …

Белка зимой серая, а летом …

Лиса живёт в норе, а волк …

3 команда. - У зайца хвост короткий, а уши …

- Ёж маленький, а медведь …

Сова спит днём, а охотится …

б) Ведущий: Мы перешли к диким животным. Предлагаю вам узнать диких животных на картинках и назвать.

в) Ведущий: Я называю слово - признак, а вы должны определить к какому животному или птице это относится, например: мудрая - сова.

1 команда. Трусливый… (заяц)

Голодный… (волк)

2 команда. Хитрая… (лиса)

Косолапый… (медведь)

3 команда. Зубастый… (волк)

Колючий … (ёж)

Задание №6. «Загадки»

Ведущий: Самое приятное и лёгкое задание - это отгадывание загадок. Группа поддержки может помогать своей команде.

1. Наступили холода,

Обернулась в лёд вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (зимой)

2. Кто поляны белит белым.

И на спинах пишет мелом.

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (зима)

3. Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнёт перинки - над миром пушинки? (зимушка-зима)

4. Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза - уголки,

Руки - сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая? (снежная баба)

5. Я катаюсь на нём до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу,

И коня своего за верёвку вожу (санки)

6. Деревянные кони

По снегу бегут,

А в снег не проваливаются (лыжи)

7. Два коня у меня, два коня,

По льду они возят меня,

А лёд твёрдый, каменный (коньки)

8. Кто зимой в трубе гудит? (ветер)

9. Как по небу с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала - сыпала

На поля, озёрушки

Белый пух да пёрышки (снежная туча)

10. Подморозило вчера

Налетела мошкара.

И от этой мошкары

Стали белыми дворы (снег)

Задание №7. «Игра в слова» (Можно выполнять стоя около столов).

Ведущий: Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите слово, которое подходит к заданному слову. Например: заданное слово - волк. Я перечисляю слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышали слово, которое подходит к волку - «пушистая» не подходит, «берлога» тоже не подходит, «голодный» - подходит, значит нужно хлопнуть в ладоши.

1 команда: Заданное слово «лиса».

Рыжая (хлопок), скачет, колючий, воет, волчонок, пушистая (хлопок), нора (хлопок), лисёнок (хлопок), хитрая (хлопок) и т.д.

2 команда: Заданное слово «ёж».

Маленький (хлопок), длинноухий, колючий (хлопок), медвежонок, фыркает (хлопок), косолапый, ежонок (хлопок) и т.д.

3команда. Заданное слово «заяц».

Белый (хлопок), хищник, сильный, зайчонок (хлопок), бегает (хлопок), логово, неуклюжий, скачет (хлопок) и т. д.

Ведущий: Задания закончились. Команды справились со своими заданиями. Жюри подсчитывает результаты, а я хочу закончить нашу викторину стихотворением.

Пройдёт зима холодная,

Настанут дни весенние.

Теплом растопит солнышко

Как воск, снега пушистые.

Листами изумрудными

Леса заколыхаются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые!

Жюри объявляет результаты и начинается награждение победителей.

Ирина Антонова
Конспект занятия «Признаки зимы»

Ход занятия:

Загадка : Снег на полях,

Лёд на реках,

Ветер гуляет.

Когда это бывает?

Молодцы, вы легко догадались, что сегодня мы будем говорить о зиме, о признаках , по которым мы определяем наступление этого времени года.

Когда зима приходит в наши края? А с какого месяца берет начало календарная зима? Как мы определяем, что зима уже наступила?

Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы рисует всегда снег . Снег - это не только краски : белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит не таким тёмным и мрачным, как поздней осенью.

Рассмотреть иллюстрации о зиме.

А теперь поиграем в игру, называется она "Что случилось? Почему? Это я сейчас пойму!"

Отвечая на вопросы педагога, дети выявляют основные признаки наступления зимы .

Что случилось?

1. Стало холодно.

2. Постоянный снеговой покров.

3. Замерзание почвы и водоёмов.

4. Дни короткие, ночи длинные.

5. Стало мало птиц, исчезли насекомые.

6. Растения спят.

7. Некоторые животные меняют окраску.

Низкая температура воздуха, мало солнечного тепла.

Солнце светит меньше по времени.

Холодно, насекомые в спячке.

А теперь ребята давайте познакомимся с новыми зимними словами. Как вы думаете, что такое оттепель, метель и изморозь? (Ответы детей) .

Итоги занятия :

О каких признаках наступления зимы мы говорили ?

С чем связаны все эти изменения в природе?

Публикации по теме:

Целевая прогулка для детей старшего дошкольного возраста. «Признаки Зимы» «Признаки Зимы» Задачи -Закреплять знания детей о зимних явлениях; -Учить элементам спортивной игры «Хоккей»; -Развивать способности к.

Конспект целевой прогулки «Признаки весны» Цель прогулки: -обобщить и систематизировать представления детей о весне по основным существенным признакам. Задачи: -развивать познавательный.

Конспект итогового занятия по теме недели "Признаки весны" Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация. Цель:.

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и лепке в средней группе «Весна. Весенние признаки. Подснежник» Тема. Весна. Весенние признаки. Подснежник. Программные задачи. Расширять представления детей о временах года. Закрепить знания детей о весенних.

«Признаки осени». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей ТНР План - конспект занятия с использованием интерактивной доски. Организационная информация Тема урока «Признаки осени» Предмет, занятие Развитие.

Конспект логопедического занятия «Характерные признаки осени. Листопад» Цель: познакомить с понятием «листопад», расширять знания о признаках осени, способствовать развитию внимания, мышления, памяти, развивать.

Конспект НОД «Весна. Признаки весны» (2 младшая группа) Конспект НОД по познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию "Весна. Признаки весны" 2 младшая группа Цель: закрепить.

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей младшего дошкольного возраста «Признаки ранней весны» Задачи: Познание - Закрепить представления детей о ранней весне, ее признаках. - Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе.