В какой океан впадает река кама. Где находится исток Камы

Кама входит в десятку крупнейших водотоков Европы. Само слово «кам» можно перевести с удмуртского языка как «большая река». Кама собирает свои воды с огромной площади (520 тысяч квадратных километров). Эта территория по размеру сопоставима с такими европейскими странами, как Франция или Испания.

Многих интересует вопрос о том, где исток реки? Кама, согласно географическим исследованиям, начинается в Удмуртии и впадает в Куйбышевское водохранилище Волги.

Общая характеристика

Одна из крупнейших рек Европы зарождается и течет в пределах России. Общая длина Камы составляет 1805 км, а площадь ее бассейна - около 520 000 кв. км. Река протекает по пяти современным регионам РФ: Удмуртии, Кировской области, Пермскому краю, Башкортостану и Татарстану. На берегах Камы выросло несколько крупных и известных городов страны: Соликамск, Пермь, Набережные Челны и другие.

Как и любая другая равнинная река Европы, Кама питается преимущественно дождевыми и талыми снежными водами. Ее русло замерзает примерно в середине ноября, а вскрывается в начале апреля. Средний расход воды в районе устья свыше 4000 кубических метров. У Камы гидрологи насчитали около 75 тысяч притоков разной длины.

Имя реки происходит, скорее всего, от удмуртского слова «кам» («большая река»). От него же, согласно одной из теорий, произошло название народа коми.

исток и устье

Кама в последнее время все чаще становится предметом спора российских и зарубежных географов. Далеко не все согласны считать ее Но об этом немного позже. Рассмотрим, где находится исток реки?

Кама берет свое начало из родников в окрестностях села Кулига Кезского района Удмуртской Республики. В своем верхнем течении река представляет собой небольшой ручеек, протекающий через многочисленные поля и луга. Вначале она течет строго на север, затем меняет свое направление на восток, а потом резко поворачивает на юг. Постепенно Кама набирает силу и становится весьма полноводной рекой.

Устье Камы в середине прошлого столетия было затоплено водами большого Куйбышевского водохранилища.

Исток реки Камы расположен на высоте 330 метров над уровнем моря, а ее устье - на высоте 35 метров. Таким образом, водоток на своем долгом пути снижается почти на 300 метров. При этом невелик и составляет 0,11 м/км.

Кама или Волга: кто главнее?

Какую реку в той или иной речной системе можно считать главной? Ответить на этот вопрос достаточно сложно. Для определения главной реки принимается во внимание не только общая длина водотоков, но и ряд других параметров:

  • площадь водосбора;
  • водность реки;
  • число притоков;
  • возраст речной долины;
  • высота расположения истока и т.д.

Учитывается даже цвет воды в двух реках, а также угол, под которым они сливаются.

Если принять во внимание все вышеперечисленные факторы гидрологии, то именно Каму правильно будет считать главной рекой в своей речной системе. Иными словами, в Каспийское море близ Астрахани впадает именно Кама, а не Волга.

Почему же географами допущена такая серьезная ошибка? Здесь главную роль сыграл историко-культурный фактор. Волга издавна является едва ли не главным природным символом России, ее святыней. Для русских эта река так же сакральна, как Днепр для украинцев или Ганг для индусов. К тому же хозяйственное значение Волги куда более существенно, нежели уровень освоения Камы.

Кстати, это далеко не единственный в мире случай, когда главным называют вовсе не тот водоток. Еще один аналогичный пример - американские и Миссисипи.

Исток реки Камы как туристический объект

В Кезском районе вдали от цивилизации находится небольшое село Кулига. Поселение известно тем, что в нем проживает крупная община русских старообрядцев. Еще одна достопримечательность села - природная. Именно в окрестностях Кулиги расположен исток реки Камы.

«Там из крошки-родника - Кама выросла река!» - вот как описал это место пермский поэт Борис Ширшов. Кама действительно начинается из родника. Мощная струя прохладной и вкусной воды вырывается из железной трубы, и маленький ручеек с веселым журчанием устремляется в свой длинный путь.

Исток реки Камы облагорожен и ухожен. Рядом разбит уютный сквер и установлена небольшая каменная стела с соответствующей надписью: «Здесь берет начало уральская река Кама». Неподалеку через русло перекинут крохотный мостик. Приезжие туристы любят фотографироваться в этом месте, встав ногами на двух разных берегах великой русской реки.

Заключение

Кама считается крупнейшим притоком Волги. Однако не все географы соглашаются с подобной формулировкой. Некоторые уверены, что не Кама впадает в Волгу, а совсем наоборот.

Где находится исток реки? Кама рождается в Удмуртии, близ села Кулига, протекает по территории пяти регионов России и впадает в Куйбышевское водохранилище Волги, расположенное недалеко от Казани.

Трудно представить себе человека, который не имел бы представления о такой шишкинской картине, как "Утро в сосновом лесу", который не знал бы шишкинскую "Рожь" или "Корабельную рощу". На ряде своих полотен живописец запечатлел и окрестности родной Елабуги. На небольшей остановке зайдите в местный музей. В музее имеются экспозиции краеведческого характера и стенд, посвященный героине Отечественной

войны 1812 года Надежде Дуровой. Необыкновенная судьба "девицы-кавалериста" привлекала в разное время писателей и драматургов. Выйдя в отставку, Дурова поселилась в Елабуге и написала здесь свои

воспоминания, которые высоко оценил Пушкин. Могила Дуровой находится на старом городском кладбище.

Река Белая приходит к Каме между низменных берегов поймы, и возможно, с парохода устье притока было бы плохо различимым, если бы не цвет воды. Тут разница в окраске особенно резка и заметна. Воды реки Белой врезаются в камские и теснят их своим широким потоком, над которым кружатся чайки. Длина Белой, главного притока Камы, - 1420 километров. Начинаясь в горах Южного Урала, Белая устремляется затем на равнины Башкирии, связывая с Камой ряд городов этой автономной республики и ее центр Уфу. По существу в бассейне Белой находится почти вся равнинная часть Башкирии. По реке перевозится много леса, хлеба, нефти.

Пароход идет под мост казанской железной дороги, и почти тотчас же можно заметить еще далекий Сарапул. Невысокий остров сначала закрывает часть города, расположенную в низине. Но вот остров кончается, и Сарапул виден весь. Это один из наиболее привлекательно расположенных городов Прикамья. На фоне зеленого густого бора белеют кварталы, занявшие склоны долины речки Сарапулки, пересекающей город. Центральная часть Сарапула застроена каменными домами, среди которых особенно выделяются здания горсовета и ремесленного училища, обращенные к нам фасадами. Над всем этим господствует гора с крутыми склонами, оканчивающаяся резко очерченным мысом. Сарапул возник еще в конце XVI века. Приречная часть города в наибольшей степени сохранила черты далекого прошлого.

Здесь можно увидеть следы древнего городища, старинные монастырские стены. Кстати, само название города на языке стародавних обитателей Прикамья означало "желтая рыба", т. е. стерлядь, которая, очевидно, водилась тут в изобилии. При прогулке по городу следует обратить внимание на деревянные резные украшения оконных наличников, ворот и даже стен домов: резьбой по дереву сарапульские умельцы особенно славились.

Через два часа пароход завершит рейс у Молотовского речного вокзала, но близость большого города явственно чувствуется.

Вот слева пристань Закамск. Это уже заречный Кировский район Молотова. Вдоль берегового яра далеко уходит сосновый бор. Но присмотритесь: сосны остались только у самого берега, а дальше, вглубь, все занято кварталами жилых домов, цехами предприятий. Кое-где сосны гуще, под ними расположены либо дома дачного типа, либо легкие постройки пионерских лагерей. Вот над Камой отчетливо вырисовались пролеты

железнодорожного моста, построенного более полувека назад. И до него, и сразу после него справа от нас берег занят причалами промышленных предприятий. Дым фабричных труб стелется над рекой. Утесом вздыбился элеватор. Опять видны краны - это один из участков старого Молотовского порта.

В этом районе еще много неказистых домов и складов, построенных камскими пароходчиками. Но вот начались молотовские причалы пригородного сообщения. Видна башня картинной галереи и стоящее у

самого края откоса высокое здание с колоннами - управление Молотовлеса. Город Молотов, самый крупный промышленный и культурный центр Прикамья, значительно моложе многих уральских городов.

Шлюзовой мир реки Кама. Судно идет к шлюзу. Он не похож ни на одно из сооружений, которые

встречаются по пути из столицы. Дело в том, что Кама - первая в стране шлюзованная река с огромным сплавом леса. Шлюз обычной конструкции никогда не смог бы пропустить за навигацию те 10-12 миллионов

кубометров древесины, которые идут через "лестницу" Камского гидроузла. Правая по течению, или, как ее называют, "Западная нитка" шлюза предназначена исключительно для спуска плотов по Восточной, или левой; пропускают - в зависимости от надобности - и суда, и плоты. Все сооружения шлюза растянулись в длину на 2,5 километра. Наше судно направляется к левой "нитке".

НИЖНЕКАМСК - ПРИСТАНЬ - КРАСНЫЙ КЛЮЧ

ПРЕДАНИЯ О РЕКЕ КАМА

Это было в те далекие времена, когда на пространстве от Белого моря до Уральских гор и от Уральских гор до Черного моря жили древние Ведические Боги. Они рождались,обустраивали землю,просвещали людей, сменяли друг друга. И то, что совершалось на небе, обязательно оставляло следы на Земле. Настало время, когда у рожденной от лучей Золотистых звезд Златы Майи и Бога Вышня родился сын Крышень. Во лбу у него сияла, а в руках у него Звездная книга Вед. Много знаний он открыл Богам и много совершил добрых дел на небе. У богини Вод Водыни и Бога солнца Ра выросла красивая дочь Рада. Встретились Крышень и Рада и полюбили друг друга. Как родился у них сын Кама - вся природа ликовала, цветы расцветали, соловьи распевали, было на небесах пирование великое. Как - то ехал Кама по полюшку - видит в поле наездница Ока, конь играет, шлем сверкает, на руке соловушка. Стали они пускать друг в друга любовные стрелы. И в любовном поединке оба погибли. Там, где протекла кровь Камы - протекает река Кама, где кровь Оки - река Ока. На небе Бог Кама стал Богом любви. Звездную книгу Вед восприняли Волхвы и передали ее людям. Крышень появляется на небе легким, золотистым облачком, Рада обернулась и приносит людям радость. Река Кама стала источником и символом чистой, дарующей силу и наслаждение воды. В старину на Руси шаман именовался Кам. Камлание - обрядовое действо шамана. Сейчас среди учёных идёт спор, где действительно начинается Кама. Одни утверждают, что в соседней деревне Жерноково, другие выяснили, что первый правый приток Камы - Камка полноводнее и длиннее. Но в Кулиге самый бурный родник (колодец 6 м наполняется и вытекает ручейком).

УСТЬЕ РЕКИ ЗАЙ - ТАТАРСТАН

Мифы и предания славян - Ра, Ока, Кама и Алатырка

Когда бог Ра состарился, он сказал Небесной Корове: «Я живу, только сердце устало жить... Подыми меня ввысь на рогах своих! Стану я небесной рекою - той, что Явь и Навь разделяет».

И он протек Ра-рекою с гор, которые потом назвали Уральскими, ибо они расположены у Ра-реки. Ныне эту реку именуют Волгой, в верхнем течении - Белой Воложкой, в нижнем - Доном (в древности Волга и Дон сходились близ Волге-Донского канала).

На Солнечном Острове у Рады и Крышня родился сын - бог любви Кама. Черный Ворон украл Каму и понес его над морем, а потом сбросил с высоты.

Бога Каму проглотил кит, но Кама попросил помощи у Всевышнего и был услышан. Всевышний повелел, и кит изверг бога Каму на Землю. И Кама пошел в Ирий. Там его приветствовали все боги.

Лук и стремы дал ему Крышень,

привела коня ему Рада,

я Сварог дал Каме колечко.

Лада-матушка - розу алую.

Если Кама выстрелит в сердце -

вспыхнет сердце любовной страстью.

Коль наденет кольцо на палец -

значит, вскоре сыграют свадьбу.

Коль подарит он розу алую -

будет вечно цвести любовь!

«Книга Коляды», 11 е

Как то раз, проезжая чистым полюшком, Кама встретил прекрасную богиню любви Оку. Они полюбили друг друга. И вскоре сыграли свадьбу.

На свадьбе Кама и Ока заспорили - чьи любовные чары сильнее? Тогда Кама предложил поехать во полюшко и пускать Друг во дружку стрелы, дабы выяснить кто кого сразит любовной стрелою. Чары их оказались такими сильными, что как только стрелы, а ими были алые розы, поразили сердца Камы и Оки, они пали на землю и умерли от любви. Из их сердец потекли потоки крови и стали реками Камой и Окой.

А река Алатырка образовалась так. Как-то раз Крышень на Белогривом коне поехал к Алатырской горе. Вдруг он увидел, что на Алатыре сидит Черный Ворон. Крышень вынул золотую стрелу и натянул лук. Но Ворон ему сказал:

Ты не бей в меня, не стреляй в меня! А послушай-ка весть мою! Призывает тебя Всевышний! Истекла вода из крыницы - и окончилось время Крышня! Наступает иное время! Колесо небес повернулось.

Крышень не послушал и пустил стрелу, но стрела обернулась и попала в сердце Крышня. Кровь, текущая из сердца Крыш- ня, стала рекой Алатыркой.

А когда к Алатырской горе пришли Рада и Майя, они увидели, как Крышень поднимается по склону горы к трону Всевышнего.

Ра - древнее славянское имя Бога Солнца, а также название Ра-реки (Волги) в «Книге Велеса», Ведах Индии (Раса) и Авесте (Ранха), в трудах античных греков и римлян (Ра, Рос).

Наиболее полно миф о боге Ра, о его сыне Хорсе сохранила египетская мифология («Книга Коровы»), что говорит об едином для славян и египтян истоке этого мифа, лежащем в Атлантиде. Ра был женат на Амелфе, когда тек в Черное море, потом потек в Каспийское (Хвалынское) и стал женат на Волыни. О Свадьбе Ра и Волыни (Вялкани) рассказано в «Веде славянъ» (I т.)

Кама и Ока - реки, втекающие в Волгу. Текст о Каме и Оке восстановлен по различным изложениям былин о Дунае (вариант - Доне) и его жене. Заметим, что Дон в древности часто также назывался Ра- рекой, ибо было время, когда Ра-река впадала не в Каспий, а в Черное море. Значит, былина о Доне-Дунае имеет отношение и к Волге, и к Каме (старое имя - Белая Воложка), и к Оке. Истоком Ра-реки (Волги) в древности считали не источник близ озера Селигер, а Урал. То есть Кама тогда именовалась Волгой (в Авесте река Ранха стекает с горы Хукарья, то есть с Урала), а Камой тогда называли реку, вытекающую из источника близ Селигера.

В Индии Каму почитают богом любви. Ока - подобна индийской Лакшми (на Клязьме, впадающей в Оку, сегодня существует город Лакинск).

УСТЬЕ РЕКИ ИЖ Река Кама

ИСТОРИЯ СУДОХОДСТВА НА КАМЕ

Человек с древнейших времен обживал ее берега, использовал в качестве выгодного и удобного транспортного пути, ну и, наконец, слагал о Каме легенды и предания. Путеводители по Каме известных пароходных товариществ не только приглашали милостивых господ отправиться в путешествие по одной из красивейших рек Восточно-Европейской равнины, но рассказывали об истории прикамских городов, больших сел и небольших поселков. В этих путеводителях и называли Каму рекой былых легенд, грозной соперницей Волги…

«Кама долго с Волгой спорила - не хотела в нее течь. Сначала воду ее хотела отбить, отбила половину, а дальше не смогла. Поднялась Кама на хитрость. Сговорилась с коршуном: «Ты, коршун, крикни, когда я на той стороне буду, чтобы я слышала, а я под Волгу подроюсь и выйду в другом месте». - «Ладно», - отвечает коршун. Вот Кама и начала рыться под Волгу. Рылась, рылась, а тем временем коршуна беркут заметил и погнался за ним. Тот испугался и закричал как раз над серединой Волги. Кама услышала этот крик, думала, что она уже на том берегу, выскочила из-под земли и прямо в Волгу угодила». Вот так и несет Кама свои воды вдаль, к Волге, как и сотни лет назад.

ПЛОТ НА КАМЕ

Заселение края, освоение его богатств, - все это неразрывно связано с рекой. Старинные летописи упоминают о том, что еще четырнадцать веков назад торговые караваны с Ближнего Востока плыли по Каме в Пермь Великую и Пермь Вычегодскую. Хотя кто сейчас может с уверенностью сказать, что именно это и стало началом судоходства на Каме. Ибо сама река гораздо древнее.

В арабских источниках обычно называлась Кама - Аги-дель. Можно встретить утверждение и о том, что в старину Кама носила название - Идель, и при том едва ли на том протяжении, какое ей дается ныне, то есть до встречи с Волгой, а до самого конца, до впадения ее в Каспийское море, где был знаменитый город того же имени.

По Каме с севера пришли в лесной край новгородские и московские люди. В русских летописях впервые название «Кама» упоминается в 1220 году, когда «Василько Константинович из Ростова полк посла, а другим с Устюга на верх Камы». Но самыми древними поселенцами в верхнем и среднем течении реки были финно-угорские племена, а в нижнем течении Камы - булгары.

&nnbsp;bsp; РЕКА КАМА ОКОЛО ВЕЛИКИХ БУЛГАР

Благодаря Каме Урал, начиная с XIV века, поставлял Русскому государству пушнину, а позднее соль. С падением же Казанского ханства в 1552 году был открыт сквозной путь по Каме. Это способствовало расширению торговых связей между Уралом и другими русскими землями. И со второй половины XVI века берега Камы начинают активно заселяться русским населением, во многом благодаря Строгановым, основавшим здесь свои солеварни. В верхнем течении Камы появлялись «городки» и «острожки», а наряду с ними и монастыри (Пыскарский Спасо-Преображенский монастырь, основанный на месте старого строгановского монастыря в г. Кангорь). К этому же времени относится и основание нескольких монастырей в среднем и нижнем течении реки. Так, в XVII веке был основан Успенский, бывший Лихотин, монастырь в с. Яромаска.

Однако плавание в XVI веке по Каме было сопряжено с очень большими опасностями. Грабеж был тогда обычным явлением, как видно из «Жития Святого Трифона», написанного в XVII веке: «По реке Каме грабят суда и торговых людей всяких чинов убивают…» Плавание Святого Трифона совершалось на струге в 1572 году вверх по течению реки в Пыскор. Да и суда, использовавшиеся тогда, главным образом, для перевозки грузов, были не самоходными. Получили распространение уже упоминавшиеся струги, ладьи, дощаники, беляны. И строились они здесь же, на Чусовой и на Каме.

СТРЕЛКА НА СЛИЯНИИ РЕК КАМА И ЧУСОВАЯ

Сама река определяла характер сплавных судов: краткий период навигации - лишь шесть месяцев в году, и мелководье большинства притоков Камы. Наиболее совершенным для своего времени стал тип грузового судна, хорошо приспособленный к плаванию по Каме и Волге, причем, как по течению, так и против него, и получивший название расшивы. Расшива была вместительной, и доставляла от восьми до двадцати пяти тысяч пудов груза.

Вниз по течению суда шли под парусом, на веслах, вверх их уже тянули бечевой бурлаки. Бурлачеством занимались прибрежные жители Волги и ее притоков. В крупных городах, таких как Пермь, Чистополь и других, существовало даже что-то вроде бурлацких базаров. Обыкновенно хозяин судна брал бурлаков, исходя из общего веса груза. И на каждую тысячу пудов приходилось от двух до шести бурлаков в зависимости от условий сплава. А в том случае, если судно было большим, то численность артели бурлаков доходила до 60 - 100 человек. Наибольшего развития бурлачество получило в первой половине XIX века, в особенности перед введением пароходства.

УСТЬЕ РЕКИ ШЕШМА - ТАТАРСТАН

Возникновение и развитие в XVII - XVIII вв. крупных заводов и промыслов, отсутствие других видов перевозки грузов, - все это заставляло искать талантливых инженеров и механиков способ механизировать движение судов. Так, еще в 1804 году И.П. Кулибин предложил идею «водоходного судна», движущей силой для которого стала бы сила течения реки. Однако эта идея не нашла практического применения.

В это же время мастер Огурдинского лесопильного завода на Каме А.И. Дурбажев сконструировал и построил «коноводную машину». В народе эта «коноводная машина» получила название «коноводки».

«Коноводка» состояла из плоскодонного судна, на середине которого устанавливался в вертикальном положении ворот. На уровне нижней палубы от вала ворота отходили в радиальном направлении рычаги, в каждый из которых впрягалось по нескольку лошадей. Беспрерывно двигаясь по кругу, лошади вращали вал, на верхний конец которого наматывался канат. Коноводка подтягивалась за канат к якорю, а в это время завозили второй якорь. Именно таким образом судно шло вверх по течению практически беспрерывно. «Коноводки» зачастую вели за собой караван судов, а количество лошадей, в них находившихся, доходило до двух сотен.

Изобретение «коноводок» приписывали и французскому инженеру Поуодебару, служившему при заводах Всеволожского. Так, в «Летописи губернского города Перми» составленной Ф.А. Прядильниковым, говорилось, что в 1816 году «во время сплава соляных караванов показались впервые коноводные машины».

Однако вскоре коноводки были заменены кабестанами, в которых паровые (сорокасильные) ворота заменили конную тягу. Скорость движения кабестанов против течения составляла 2,5-3 версты в час, что было лишь немногим более скорости «коноводки» (в среднем около 2 верст в час). Применение кабестанов также не решило проблем судоходства и оказалось непродолжительным.

Первая половина XIX века ознаменовалась значительным развитием судоходного дела. В 1815 году на Неве появился первый в России пароход, построенный в Петербурге на заводе Берда. В 1817 г. был построен и первый пароход в Волго-Камском бассейне на Пожевском заводе В.А. Всеволожского. Весной 1819 г. жители г. Перми были удивлены появлением на Каме двух пароходов г. Всеволожского. Именно В.А. Всеволожский стал первым строителем и пароходовладельцем на Каме и Пожве. Это событие перевернуло весь существовавший до этого строй и ознаменовало начало нового этапа в истории судоходного дела.

Первый пожевский пароход имел узкий деревянный корпус. Мощность машины составляла всего 24 лошадиные силы. Применение паровых судов доказало преимущество перед «коноводками» и кабестанами. Вскоре были построены еще два парохода в 36 и 6 лошадиных сил.

Первый рейс этих пароходов («паровых ботов» или «стимботов», как их тогда называли), однако, оказался неудачным. В августе 1817 г. они отправились в рейс на Волгу. Подразумевалось, что они дойдут до Нижнего Новгорода и проследуют далее, в Москву. Но рано начавшаяся зима заставила суда вернуться на Каму, где они и зазимовали. А весной 1818 г. были срезаны ледоходом.

СОРОЧЬИ ГОРЫ - САМЫЙ ДЛИННЫЙ В ТАТАРСТАНЕ МОСТ

Часто зачинателем пароходного дела становилось купечество. Купцы, владельцы заводов стремились иметь суда для обеспечения собственных грузоперевозок. Так, в 1839 г. один из пароходов купца Киселева с грузом товаров поднялся с Волги на Каму до г. Перми, и ушел обратно на Волгу. Купец А.В. Татаринов в 1841 г. на своем пароходе «Опыт» возил хлеб. Вместе с Татариновым вошел в компанию его родственник, сарапульский купец И.С. Колчин. И уже совместно ими был построен пароход «Вера». Однако при строительстве третьего парохода, компаньоны потерпели неудачу, в результате которой Татаринов разорился, и взятый им подряд по доставке водой 150 тыс. кулей муки в Кронштадт не был выполнен.

В 1846 году в Перми было образовано «Пермское пароходное товарищество». Значимым этот факт стал, потому что этим пароходным товариществом был построен пароход «Пермь», и сделано объявление об открытии регулярного сообщения вниз по Каме. В дальнейшем образование пароходств лишь набирало темп. Не проходило ни одного года, чтобы не возникало на Каме нового пароходства или компании. В конце 40-х гг. XIX века открыли свои пароходства - И.С. Колчин и П.А. Саваж.

Вскоре, вслед за буксирным пароходством, в 1858 году состоялось открытие и пассажирского сообщения между Пермью и Нижним Новгородом, а в 1860 году вверх по течению Камы - от Перми до Усолья. Вот только пассажиров найти на эти пароходы было сложно. Существовало убеждение, что грешно плавать на таком «огненном самоходе». Даже бесплатно не соглашались. Одними из первых пассажиров, вернувшихся в Сарапул в 1858 г. из поездки на богомолье в Киев, были сарапульский купец Д.Г. Ижболдин и мещанин В.И. Смагин. Путешествовали они на пароходе компании «Кавказ и Меркурий».

К слову сказать, первые пассажирские пароходы не отличались особой комфортабельностью. Вплоть до 70-х гг. XIX века пароходы строились без второй палубы. Все каюты и первого, и второго классов располагались в корпусе: одна общая для мужчин и вторая для женщин. Отапливались каюты железными печками, а освещались свечами. Труднее приходилось пассажирам третьего класса - для них на пароходах не предусматривалось совсем никаких удобств. Пассажиры размещались на открытой палубе как в летний зной, так и под проливным дождем. Но самым, пожалуй, значительным неудобством были вылетавшие из трубы искры, сажа и мелкие кусочки угля, прожигавшие шляпы и платья пассажиров. И лишь начиная с навигации 1856 года на пассажирских судах стали применяться железные крыши, а с боков пароходы старались закрывать на первых порах парусиновыми шторами, позже загораживать рейкой.

Постоянная конкуренция между владельцами пароходств и судовладельцами приводила к совершенствованию флота, и, следовательно, созданию комфортабельных условий пассажирам. Деревянные корпуса пароходов с течением времени заменялись железными, дрова, используемые в качестве топлива и ранее грузившиеся почти на каждой пристани, заменил мазут. Общая вместимость таких судов уже составляла около 80-100 пассажиров.

КАМА - НИЖНЕКАМСКИЙ - ЧИСТОПОЛЬСКИЙ РАЙОНЫ

Все больше плавало по Каме больших трехэтажных пароходов, освещавшихся электричеством. Эти гиганты предлагали уже своим пассажирам максимально возможный в то время перечень услуг и необходимого комфорта. Помещения I, II и III классов отапливались в холодное время года паром. Наиболее комфортабельные каюты I и II классов, помимо общих помещений, имели и отдельные одноместные, двухместные и трехместные каюты. IV класс, появившийся на пассажирских пароходах, предполагал размещение рабочих, едущих по артельным билетам. Пассажирам I класса предлагалось в качестве услуг пианино, которым господа пассажиры могли пользоваться с 10 часов утра до 10 часов вечера. На новых пароходах имелись уже ванны и душ.

Буфеты пароходов того времени достойны особого внимания. Обыкновенно пассажирам предлагался обед из 2, 3 и 4 блюд по выбору из семи блюд дневной карты обеда (в том числе: 2 горячих, 1 соус, 2 жарких и 2 пирожных). А меню было способно удивить самого искушенного гурмана. Не менее интересен и тот факт, что с пассажиров, приносивших в буфет свои напитки, взималась плата…с каждой пробки. Причем достаточно весомая. Так, за пробку иностранного шампанского пассажиры платили - 2 руб, русского - 1 руб, за бутылку водки - 50 коп. И это при стоимости копмлексного обеда из 4 блюд с чашкой кофе в 1 руб. 10 коп. Также вносили плату в буфет и за игру в карты своей колодой. Данное удовольствие обходилось в 40 коп.

КАМА - ПЕРМСКИЙ КРАЙ

Река Кама

Но все это отнюдь не означало, что все усилия пароходств отныне были направлены на развитие лишь пассажирского сообщения. По-прежнему важным видом перевозок оставался и сплав грузов, особенно лесоматериалов. Лес-кругляк стремились сплавлять на плотах, а другие виды лесоматериалов (брус, доски и т.д.) перевозили на судах (белянах, насадах, барках).

Частью всей судоходной жизни Камы были и пристани. Как и на других реках, они одновременно предназначались для обслуживания речного транспорта, а подчас становились и центрами торгово-промысловых районов. Были как небольшие пристани, функционировавшие, как правило, весной, так и пристани большие, имевшие многомиллионные обороты. На таких пристанях за долгий зимний период скапливалось значительное количество товаров, предназначенных для отправки с началом навигации в Нижний Новгород, Рыбинск, Екатеринбург и Сибирь.

Такой и была Сарапульская пристань.

…О ней говорили много, чаще ругали. Ругали за грязь, необустроенность и невнимание городского общества к нуждам большой судоходной реки, что собственно не выделяло Сарапул из ряда других таких же портовых городов.

Ближе к берегу Камы стояли деревянные лабазы, каменные склады и лавки, брезентовые палатки, харчевни, ряды с рыбой и прочей снедью. Летом шумела ярмарка, сновали лоточники, крутилась карусель с деревянными лошадками, так радовавшая местную детвору. Здесь же, на пристани, матросы и пассажиры запасались черным хлебом сарапульского производства, по праву снискавшего себе славу лучшего в этом крае, и совсем недурно исполненными открытыми письмами с видами города и его окрестностей. Сюда, при приближении парохода, стекалась сарапульская публика.

План самой пристани был утвержден Казанским Окружным Управлением путей сообщения в 1847 году. Однако, еще в 1816 году, в документах смотрителя дистанции Мунгалова значилось, что пристань в Сарапуле не только существует, но имеет самый большой грузооборот из всех пристаней, входящих в дистанцию. Следовательно, пристань существовала и ранее.

ЗИМА НА РЕКЕ КАМА

По утвержденному плану пристань обозначалась выше речки Юрманки, против слободы «Оползино». Прежде на месте слободы стояли жилые избы рыбаков, бурлаков, портовых грузчиков, - всех тех, чья жизнь была тесно связано с рекой. Здесь же, почти у самой воды разместились и частные пристани (причалы) с конторками судовладельцев и агентами пароходных товариществ. Так, на каждую частную пристань отводилось по сорок сажень берега. Здесь разместили свои представительства пароходство «Братьев Каменских», акционерное общество «Любимов и Ко» и другие. Немного ниже речки Юрманки размещались четыре причала общего пользования и городской перевоз.

На протяжении всей истории существования пристани тема ее благоустройства была наиважнейшей. В 1872 году сарапульский уездный исправник г. Волкович, обращаясь в Городскую Думу, писал: «Проезд пристани загроможден, засорен, не выровнен и не вымощен, не проходимая грязь по загроможденной дороге и зловоние неприятно поражает всякого пассажира, ступающего на городскую землю Сарапула…»

И уважаемому читателю будет не сложно представить всю ту грязь и неустроенность, что отличало городскую пристань. Судовладельцы и купцы, получавшие от грузоперевозок значительные капиталы, тем не менее не спешили вкладывать средства в благоустройство той самой пристани, от которой они так зависели. Пока, наконец, в 1878 году Городская Дума не приняла решение «подъезды выровнять и засыпать гравием с песком, для пешеходов устроить тротуары в две доски». С этого момента началось хотя бы относительное ее благоустройство. Уже в 1890-х гг. частично вымостили камнем подъезды к пристани и укрепили сваями берега от речки Юрманки до перевоза.

___________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА И ФОТО:

Архивы Кочующих

Сайт Википедия

http://www.geocaching.su/

http://www.uraltravel.com/

http://nordural.ru/article/reka_kama/

http://clubs.ya.ru/

http://www.trip-guide.ru/

http://www.legendy.net/

фото Михаила Плотникова, Владимир Прокошин, Дмитрий Щукин.

http://club.foto.ru/

http://fotki.yandex.ru/

http://mozhga18.ru/

http://www.pronk.ru/photo/

http://images.esosedi.ru/panoramio/

Кама - одна из самых крупных рек России и евразийского континента. Разговор о ней выбивается из общей темы нашего сайта, т.к. река Кама настолько крупная, что ее нельзя отнести к региону Урала, а точнее только к Уралу. Но и умолчать о ней тоже никак нельзя, т.к. она формирует облик современного Урала и является одним из самых важных природных объектов (наравне с Уральскими горами) в нашем уральском регионе.

Река Кама. Фото отсюда http://ru.wikipedia.org/wiki/Кама

Длина Камы , ни много, ни мало, 1805 километров. Даже одно из толкований имени Камы относят к удмуртскому «кема», означает «длинная». Раньше, до появления трех водохранилищ, она была еще длинней - более двух тысяч километров. Общая площадь водосбора более 500-та тысяч квадратных километров! Ширина реки может достигать 1,2 километров. Расход воды один из самых больших в мире - 3800 метров кубических в секунду. Кама собирает воды более 70-ти тысяч рек, среди которых самые значительные Вишера с Колвой , Южная Кельтма, Чусовая с Сылвой , Белая с Уфой, Ик, Коса, Обва, Вятка. В русле современной Камы находится три водохранилища с гидроэлектростанциями: Камское (Камская ГЭС), Воткинское (Воткинская ГЭС) и Нижнекамское (Нижнекамская ГЭС). С учетом того, что среди притоков Камы очень много горных речек, питание река имеет в основном снеговое, но присутствует и дождевое, и подземное.

Кама возле Соликамска

Исток реки находится на территории Верхнекамской возвышенности, возле деревни Карпушата (село Калига). Исток расположен на высоте 331 метр над уровнем моря, а устье на высоте 36 метров. Русло Камы очень извилисто, с большим количеством стариц (в верхней части течения). Достаточно сравнить две цифры: общая длина Камы, как говорилось выше, 1805 км, а расстояние по прямой от истока до устья - всего 450 км. Полноценной полноводной рекой Кама становится только после впадения Вишеры. Берега Камы имеют равнинный характер, лишь местами встречаются возвышенности. Средний уклон реки 0,1%. Скорость течения колеблется от 0,3 до 1 км/ч. Объем стока воды Камы у Перми равняется 52 кубических километров в год! Если сравнить сток Камы с другими крупными реками, то Кама превзойдет и европейскую Рону, и Днепр, и По. Интересна еще одна цифра: общая длина Нила составляет 6671 км (все ж таки, самая длинная в мире), а это значит, что Нил длиннее Камы в три с половиной раза. Площадь водосбора Нила превышает водосбор Камы уже в 5,5 раза, но по такому показателю, как среднегодовой расход воды он ей уступает.

На берегах Камы располагаются большие города, среди которых можно отметить Соликамск, Березники, Пермь, Краснокамск, Чайковский, Сарапул, Набережные Челны.

Камская ихтиофауна включает следующих представителей: стерлядь, осетр, сазан, карась , густера, лещ, уклея, язь , голавль, судак , окунь , щука , сом , налим , ерш. В верховьях реки Камы встречаются хариус и таймень (преимущественно в устьях притоков).

История названия Камы

Самое популярное толкование названия Камы связано с его индийским происхождением. Действительно, в пантеоне индийских богов есть Кама (божество любви, ср. «Кама-Сутра»). В переводе с индийского «Кама» означает любовь, желание. Вопрос лишь в том, как это название могло попасть на территорию современного Урала. Возможно, это название дали реке местные племена, которые имели индийские корни либо очень тесно контактировали с выходцами из Индии. В древние времена Кама имела несколько названий, в том числе ее называли Иделем (как и одноименный город на ее берегах). У разных народов бытовали и такие топонимы: Буджим-кам (удмурты), что значит «белая река», Шур Атал (чуваши), Чолман-вис (черемисы и татары). Надо отметить, что в некоторых языках (в том числе и в древнеиндийском) корень «кам» или «кама» переводился просто как «река» или «вода». Сравните с тем же Буджим-кам у удмуртов. Этот корень попал к местным племенам в середине 2-го тысячелетия до нашей эры, когда в бассейн междуречья Волги и Камы проникли индо-иранские племена. Есть версия происхождения названия Камы от имени мифологического персонажа - богатыря Кама (иногда Кома). По легенде, бытовавшей среди местных племен, он спас человечество от потопа, прорыв в земле канал. Интересен сам способ, с помощью которого он это сделал: на веревке протащил огромный камень, который оставил после себя глубокую борозду, и по ней вода и ушла.

Волга или Кама?

До сих пор не утихают споры вокруг того, какая же река является главной: Волга или Кама? Если опираться на строгие научные данные, то это Волга впадает в Каму , а не наоборот. В пользу этого говорят следующие факты:
1. В месте слияния Камы и Волги, по такому показателю как водность, они абсолютно равнозначны.
2. Исток Камы находится выше истока Волги, а это один из критериев определения главенства той или иной реки.
3. Площадь бассейна Волги превышает камскую, но Кама принимает воды большего количества рек, чем Волга.
4. Доказан факт, что долина Камы имеет более древнюю историю, чем долина Волги. Грубо говоря, когда древняя Кама (палео-Кама) уже существовала, то Волги еще не было. И только потом, в связи с геологическими трансформациями, Волга присоединилась (под прямым углом) к Каме. Если даже посмотреть на современную карту, то видно, что в месте слияния Волги и Камы правильнее говорить о продолжении камского русла, а не волжского.

Фото отсюда http://ts333.narod.ru/CHAIK/chaik10/99.jpg

Все эти факторы, в совокупности, говорят нам, что именно Волга впадает в Каму , но есть один нюанс. Название этому нюансу - история, или народная память. Так уж сложилось, что освоение русскими этих земель шло со стороны Волги, и для них она была первична. Именно поэтому, по общему признанию и некому коллективному договору, принято считать, что в этой паре первое место принадлежит Волге, а не Каме . Ради справедливости надо отметить, что в научной практике это не единичный случай. Даже если разобрать факт слияния Вишеры и Камы, то там тоже все не так однозначно, как представляется. Если уж отбросить все условности, то это даже не Кама впадает в Каспийское море, а Вишера (а Кама и Волга - лишь ее притоки). Но воды реки под названием история вспять не повернешь, поэтому оставим все как есть и на своих местах: Вишера впадает в Каму, Кама в Волгу, а Волга в Каспийское море.

Попытки соединить Каму с северными реками

При разговоре про Каму нельзя умолчать об одной вещи. А именно о какой-то навязчивой идее русских властей всех формаций (и царской России, и Советской и даже периода РФ) соединить воды Камы с водами рек северного бассейна (Печоры , Вычегды). Впервые эта идея родилась в голове Василия Татищева в 1721 году. Тогда был разработан проект канала, соединяющего Северную и Южную Кельтму с Камой. В последующем (1789 год), адмирал Рибас предложил соединить Каму с Печорой через Колву . В результате, обе эти идеи были воплощены в виде Северо-Екатерининского канала, который строился на протяжении 35-ти лет и был закончен в 1822 году. Но прослужил он очень недолго, всего 16 лет. Причина проста и банальна - канал обмелел. Он до сих пор существует в заброшенном виде и доступен для туристов энтузиастов, но пройти по нему можно только на сплав-средствах с маленькой осадкой (катамараны и байдарки). Значительно позже, перед революцией 17-года и уже во времена Советской власти, к вопросу объединения бассейнов рек Камы и Печоры возвращались неоднократно. Главная причина - нехватка воды в бассейне Камы и Волги (особенно после строительства водохранилищ, с площади которых только испаряется более 11 кубических километров воды). В период СССР вопрос переброски северных рек в южном направлении попытались решить даже с помощью ядерных взрывов (недалеко от Чусовского озера). Кроме того, была идея создания еще одного, четвертого по счету, водохранилища в устье реки Колвы. Слава Богу, все попытки соединить Печору и Каму заканчивались, по сути, провалом. Иначе трудно представить, к каким бы экологическим последствиям это могло бы привести.

Туризм на Каме

В силу своих больших размеров Кама дарит много возможностей для хорошего отдыха. Конечно, для активного отдыха и сплава более интересны верховья реки. На берегах реки Камы стоит большое количество баз отдыха, рыболовных хозяйство и даже профилакториев. Кама полноводна практически на всем своем протяжении, и вверх по течению можно подниматься на моторных лодках, катерах и водометах. Кроме этого, отдых на Каме отличается тем, что есть возможность посетить очень много значимых исторических мест. История освоения Камы - это есть история освоения Руси и на ее берегах произошло огромное количество знаменательных событий. Каждая деревня и город на Каме отмечен былой славой и имеет место в исторической памяти русского народа.

Фото отсюда http://de.invest-perm.ru/regions/view/?id=1779®ion=6

Интересна Кама и как место для спортивной рыбалки. Вот только желательно ограничиться верхним течением, т.к. ниже Соликамска на берегах реки стоит огромное количество промышленных предприятий. По этой причине экологическая ситуация в среднем и нижнем течении Камы очень неблагоприятная.

Водосборный бассейн реки больше площади любой из Европейских стран, кроме Франции, а по своей протяженности Кама занимает седьмое место в Европе, уступая Волге и Дунаю, Днепру и Дону , Печоре и Уралу. Число притоков реки составляет более 70 тысяч.

Кама является главной рекой Пермского края, ее символом и гордостью. Жители западного Урала называют ее Камушкой и красавицей, голубой дорогой Прикамья. Река является транспортной артерией, источником воды и энергии, рыбы и хорошего настроения.

Кама является более древней рекой, чем Волга: еще до ледникового периода она впадала в Каспийское море, а Волга тогда была притоком Дона .

На берегах реки расположены такие крупные города как Соликамск и Березники, Пермь и Краснокамск, Чайковский и Сарапул, Нижнекамск и Набережные Челны.

До сих пор возникают споры на тему, Кама впадает в Волгу или наоборот. Кама возникла раньше Волги, ее исток находится значительно выше и принимает она значительно большее число притоков. Все эти факторы говорят о том, что Волга впадает в Каму. Но есть народная память, ведь освоение русских земель шло со стороны Волги и именно она для русского народа первична.

Название

Существует несколько версий происхождения названия реки:

  • В некоторых языках, в том числе в удмуртском, слово «кам» или «кама» переводится как «река» или «вода»
  • По другой версии, название реки происходит от имени мифологического персонажа - богатыря Кама, который, согласно легенде, спас человечество от потопа, прорыв в земле канал. Герой на прочной веревке протащил огромный камень, оставивший после себя глубокую борозду, по которой вода и ушла.

Следует отметить, что название реки не уникально: река с таким именем есть также в Свердловской, Тюменской и Новосибирской областях.

Основные характеристики

  • Длина реки составляет 1805 км, из них 1600 км - судоходные. Русло извилистое, об этом говорит такая цифра - по прямой расстояние от истока до устья составляет всего 450 км
  • Высота над уровнем моря у истока – 331 метр, в устье – 36 метров, средний уклон реки составляет 0,1 %
  • Ширина реки – 450 – 1200 метров.

Исток Камы

Исток реки находится недалеко от деревни Карпушата, здесь происходит слияние двух ручьев - Камского и Быструшки. Камский ключ бьет из-под корней старых берез, в этом месте построен деревянный сруб с двухскатной тесовой крышей и сделан отвод воды через трубу. Небольшой журчащий ручеек бежит и встречается со своей сестренкой – речкой Быструшкой, Соединившись, они и дают начало реке.

Русло Камы

На своем пути от истока до устья река несколько раз меняет свое направление, петляет и выглядит на карте, как вопросительный знак.

В верхнем течении ее русло извилистое, а берега низинные и заболоченные. Во многих местах они покрыты таежными елово-сосновыми и елово-пихтовыми лесами. В районе поселка Гайны ширина достигает уже 200 метров, а после впадения в нее Вишеры река становится по-настоящему полноводной.

Берега ровные, лишь изредка встречаются возвышенности, ниже устья Вишеры река уже испытывает подпор Камского водохранилища.

Камский, Воткинский и Нижнекамский гидроузлы входят в Камский каскад гидроэлектростанций.

Камский гидроузел

Камский гидроузел – это старейшая часть гидрокаскада. Решение о его строительстве было принято еще в 1933 году, но в 1937 году строительство было приостановлено и возобновилось лишь после Великой Отечественной войны.

Пуск первого гидроузла состоялся 18 сентября 1954 года, тогда это была самая крупная ГЭС в Уральском регионе. Гидроузел включает в себя водосливную железобетонную плотину, земляные плотины, а также судоходный двухниточный шлюз.

Камское водохранилище

Жители Прикамья часто с любовью называют Камское водохранилище Камским морем.

  • Его площадь составляет 1915 кв. км
  • В месте слияния рек Обвы и Косьвы с Камой удаленность противоположных берегов достигает 27 километров
  • Максимальная глубина водохранилища наблюдается рядом с плотиной и составляет 30 метров.

Водохранилище образовалось в 1954 году, когда в районе Перми была сооружена плотина, поднявшая уровень воды на 22 метра. Крупные реки Пермского края Яйва и Иньва, Косьва и Обва, Чусовая и Сылва впадают в водохранилище, при этом многие из них образуют протяженные заливы.

Воткинская ГЭС

Позже, в 1955 – 1963 годах был сооружен Воткинский гидроузел, он расположен у города Чайковский в Пермской области и включает здание ГЭС с 10 гидроагрегатами, водосливную бетонную и земляные плотины, а также судоходный двухниточный однокамерный шлюз.

В ходе строительства гидроузла на левом берегу Камы появился рабочий поселок Чайковский, названный в честь композитора Петра Ильича Чайковского, родившегося в удмуртском городе Воткинске, расположенном в 37 км от поселения. В 1962 году поселок Чайковский получил статус города.

Воткинское водохранилище раскинулось на участке от Перми до Чайковского , подпор его доходит до Камского гидроузла.

Нижнекамская ГЭС

Нижнекамский гидроузел расположен выше устья реки Вятки, в республике Татарстан, рядом с городом Нижнекамском. Первый агрегат был пущен в 1979 году. Гидроузел включает в себя здание ГЭС совмещенного типа, земляную плотину и двухниточный однокамерный шлюз.

По плотине устроен железнодорожный переход и проходит автомобильная дорога федеральной трассы М-7. В настоящее время уровень воды в водохранилище находится на отметке 63,3 метра при проектном уровне 68 метров.

Создание водохранилищ улучшило условия судоходства на Каме и ее притоках и обеспечивает надёжное водоснабжение городов и поселений близлежащих областей и республик.

Рыбалка на Каме

Кама богата многими видами рыб, в реке водятся стерлядь и осетр, сазан и карась, жерех и лещ, язь и судак, окунь и щука, сом и налим, ерш и другие виды рыб. В устьях притоков, а также в верховьях реки, обитают хариус и таймень Но самые лучшие места для рыбалки расположены в верхнем течении, поскольку уже ниже Соликамска на берегах реки построено огромное количество промышленных предприятий и экологическая ситуация в среднем и нижнем течении Камы неблагоприятна.

Кама и северные реки

Начиная с XVIII и до конца XX века, власти России поднимали вопрос о соединении Камы с реками северного бассейна.

Еще в 1721 году Василий Татищев разработал проект канала, соединяющего Северную и Южную Кельтму с Камой. Идея была воплощена при сооружении Северо-Екатерининского канала, который строился 35 лет и был открыт в 1822 году. Канал соединил реку Джурич, приток Южной Кельтмы, которая, в свою очередь, является притоком Камы, и реку Северную Кельтму, приток Вычегды - притока Северной Двины.

Надо отметить, что местные жители, коми-зыряне препятствовали нормальному движению судов по каналу. Они засаживали его ивняком и сбрасывали в воду бревна, чтобы сплавщики обращались к «аборигенам» за помощью и те охотно им помогали, разумеется, за определенную плату.

Северо-Екатерининский канал прослужил всего 16 лет и в 1838 году был официально закрыт в связи с утратой экономического значения и технической изношенностью. Несмотря на это местные жители его использовали вплоть до 1920-х годов, когда он был полностью заброшен и обмелел.

В Советское время вопрос о соединении Камы с северными реками вновь неоднократно поднимался, что было вызвано нехваткой воды в Волго-Камском бассейне. Особенно остро эта проблема возникла после строительства водохранилищ, с площади которых только испаряется более 11 кубических километров воды.

  • В городе Чайковском установлен памятник великому композитору Петру Чайковскому. Работают краеведческий музей и картинная галерея, фонды которой насчитывают 2 186 картин, среди которых работы выдающихся русских художников Василия Тропинина и Ивана Айвазовского, Осипа Браза и других мастеров живописи. Вот уже несколько десятилетий в городе проводятся различные музыкальные фестивали. Хотя чаще остановка в этом городе используется как "зеленая стоянка" с хорошим песчаным пляжем
  • В Набережных Челнах установлен самый большой в стране памятник Владимиру Высоцкому, также гости могут посетить художественную галерею
  • В Елабуге туристы совершат экскурсии в литературный музей Марины Цветаевой, музей-усадьбу Надежды Дуровой и музей Ивана Шишкина.
  • На территории Татарстана расположен Национальный парк «Нижняя Кама», по территории которого организованы экскурсии, среди них маршруты «Красная горка» и «Шишкинский край», «Древности Прикамья» и «Святой источник», а также водные путешествия по рекам Тойма, Кама и Криуша.

    В европейской части России протекает главный приток Волги – река Кама, которая является одной из крупнейших водных артерий региона и страны. Есть мнение, что не Кама служит притоком Волги, а наоборот. Величественная Кама начинает свое течение с истока, расположенного в Удмуртии в селе Кулига из четырех ручьев. Речной исток расположен на Верхнекамской возвышенности на высоте 330-ти метров над уровнем моря. В Куйбышевском водохранилище на Волге Кама завершает свой долгий путь, протяженностью в 1805 км.

    Общее описание

    В верхнем течении русло Камы извилистое и образует многочисленные старицы – пойменные озера. На протяжении 125 км речной поток движется в северо-западном направлении, после чего поворачивает на северо-восток (еще 200 км). Крутой изгиб потока направляет Камские воды в южном направлении по территории Пермского края. Вначале узкий речной поток разливается полноводной рекой после впадения в Каму реки Пильвы (Республика Коми) и Вишеры (границы Свердловской области).

    Самые важные факты:

    • Река Кама является сухопутной
    • На Каме есть 3 водохранилища
    • Водное питание – талые воды
    • Ледостав наступает в ноябре
    • В Каму впадает 73000 разных рек

    Площадь камского водосбора составляет 507 кв.км. Большая часть притоков, впадающих в Каму, - небольшие потоки протяженностью до 10 км. Самые крупные впадающие реки: горные – Вишера, Чусовая, Косьва, Яйва, равнинные – Коса, Уролка, Весляна, Леман, Кондас. Для точности – в Каму впадет 73718 рек. Помимо талых вод и притоков реку питают подземные источники и дожди. Наибольшая глубина водной артерии отмечается в Камском водохранилище – 30 м, а средние колебания уровня воды – 7-8 метров.

    Водохранилища и хозяйство

    Исторически освоение Камы началось с волжского бассейна. До строительства плотин протяженность реки достигала 2000 км. Водные потоки Волги и Камы, ранее протекавшие параллельно, разделяла 12-тикилометровая каменная гряда. Теперь река впадает в Камский залив Куйбышевского водохранилища, ширина которого на отдельных участках достигает 40 км. Здесь же расположена местная природная достопримечательность Танаевские пойменные луза на территории национального парка «Нижняя Кама».

    Водохранилища реки Камы

    Камское - Начинается с р. Уролки протяженностью 140 км, правый приток Камы. Плотина Камкой ГЭС расположена в Перми. Длина Камского водохранилища – 350 км, ширина – 14 км, глубина – 30 м.
    Нижнекамское - Плотина Нижнекамской ГЭС расположена в Набережных Челнах. Протяженность водохранилища 185 км, его ширина – 20 км, а глубина – 22 м.
    Воткинское - Плотина Воткинской ГЭС находится в Чайковском, среднем по величине городе. Размеры Воткинского водохранилища – в длину 365 км, по ширине 9 км, по глубине 29 м.

    Фото Камы



    После строительства плотин на Каме скорость течения реки уменьшилась в полтора раза, а водный поток изменил цвет и стал более темным. Интересно, что у Камы нет устья, поскольку его образуют воды Куйбышевского водохранилища Волги. Исторически сложилось так, что Волгу считают главной русской рекой, впадающей в Каспийское море, хотя Кама более полноводная и широкая.

    Кама славится живописными берегами, судоходный путь имеет протяженность от устья до Соликамска и поселка Керчево. До 1995 года здесь был крупнейший рейд сплава леса. По Каме можно доплыть в Москву и Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону, Астрахань и Волгоград. Каму любят речные туристы – по полноводности и живописности берегов она споит с могучей Волгой.