Предмет социально-экономической географии мира. Методы экономико-географических исследований. Предмет социально-экономической географии Что изучает социально-экономическая география мира и России

География – наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности. Географическую науку можно разделить на два больших раздела: физическую географию с одной стороны и социально-экономическую географию – с другой.

Физическая география

Объектами изучения физической географии является географическая оболочка Земли, почвоведение, климатология, гляциология, которая изучает льды, океанология и гидрология, а также палеогеография, которая изучает прошлое географической оболочки. Физическая география изучает климат и рельеф стран мира, их особенности расположения на материках.

В последние годы проявляется интерес к такой дисциплине физической географии, как урбанистика. Урбанистика – наука о городах, о взаимодействии городских систем между собой и с человеком.

Рис. 1. Нью-Йорк – огромный мегаполис.

Физическую географию изучают с 6 класса школы, а социальную и экономическую, как более сложную отрасль науки, проходят в 10 -11 классе.

Физическая география в зачаточном виде зародилась еще в IV веке до нашей эры. Но только спустя столетия, после крупных морских экспедиций Колумба, Поло, Магеллана человечество осознало, как важно изучать и постигать окружающий мир.

Рис. 2. Ф. Магеллан.

Социальная и экономическая география

Социальную и экономическую географию зачастую объединяют в один большой раздел – социально-экономическую географию. Социальная география изучает общество, жизнь и взаимодействие людей в нем. Экономическая география изучает экономическую жизнь общества, его место в мировом хозяйстве. Но в центре любого общества находится человек, поэтому две отрасли одной науки объединились в одну.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Рис. 3. Человек и общество.

Социально-экономическая география ставит перед собой конкретный предмет и задачи. Предметом является исследование мировой экономики в целом, а также экономика отдельных государств и обществ внутри различных государств. Также предметом является процесс формирования и развития социально-экономических систем, а также способы управления ими.

Объектом изучения социально-экономической географии являются отдельные страны, их население, политические институты. Главной целью являются совершенствование территориальной организации общества и рациональное размещение производственных сил.

Социально-экономическая география начала развиваться еще в античности. Происходило это во время процесса заселения новых территорий.

Место социально-экономической географии в системе наук очень велико, так как в нашем стремительно развивающемся обществе необходимо обладать знаниями о социально-экономическом развитии общества, о свойствах и особенностях образа и качества жизни людей.

Что мы узнали?

Физическая, экономическая и социальная география являются важными отраслями одной науки. Социальную и экономическую географию часто объединяют в одну отрасль, и рассматривают их как зависящие друг от друга дисциплины.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 100.

Появление словосочетания «экономическая и социальная география» было отражением сложных процессов, начинающихся в нашем обществе и географической науке. Оно означало начало поворота к человеку, к его производственной и непроизводственной деятельности.

Экономическая и социальная география раскрывает картину состояния хозяйства и жизни населения в разных странах, помогает глубже познать современный этап их развития, конкретно представить себе мир.

Объектом изучения экономической и социальной географии является освоенная часть географической оболочки Земли. Мировое хозяйство — объект исследования многих экономических наук. Например, население — объект демографии, этнографии и ряда других наук; природные условия — один из объектов физической географии; минеральные ресурсы -частный объект геологии и физической географии. Каждая страна обладает своими особенностями в структуре и размещении хозяйства и населения. Эти особенности определены всем историческим ходом развития страны, теми общественными условиями, которые господствовали в ней на разных этапах ее истории. Поэтому, чтобы понять современное состояние хозяйства, надо хорошо помнить и знать историю.

Большое влияние на хозяйство оказывают природные условия. Богатство природы благоприятствует развитию хозяйства. Отсутствие минеральных богатств, трудные для сельского хозяйства климатические условия, бедные почвы, наоборот, тормозят развитие хозяйства.

Умение правильно оценить природные условия с точки зрения возможностей их использования в хозяйстве — важная задача экономической географии. Для того, чтобы научиться этому, надо знать физическую географию.

Современная наука обеспечила прогресс техники, который во много раз повышает производительность труда, увеличивает объем выпускаемой продукции всех отраслей хозяйства. Вместе с тем новая техника меняет технологию производства, вводит новые виды сырья, позволяет использовать земли, еще недавно считавшиеся малопригодными. Пониманию вопросов технологии различных отраслей хозяйства помогут знания по биологии, химии, физике, математике.

Экономическая и социальная география занимается анализом цифровых показателей и различными экономическими расчетами. Многие задания в учебнике потребуют от учащихся умения работать со статистическими таблицами, производить подсчеты, строить графики и картодиаграммы.

Экономическая и социальная география исследует также особенности и закономерности территориальной организации хозяйства в разных странах и районах.

Внимание к человеческому фактору усиливает роль географии сферы услуг, географии условий жизни, географии культуры и т. д.

Истоки экономической географии прослеживаются в недрах старой, общей, описательной географии. Это были разнообразные сведения о природе, размещении населения и хозяйства отдельных территорий, вначале в форме маршрутных записок путешественников, а затем — в краеведческих и страноведческих описаниях. Так постепенно происходило выделение отдельных направлений, изучающих географию хозяйства и отдельные его отрасли.

Научные основы хозяйственного освоения новых территорий, вопрос эффективного формирования производственных комплексов, урбанизация и экологические проблемы, рациональное природопользование — все эти задачи могут решаться только междисциплинарными науками.

Экономическая и социальная география представляет собой междисциплинарную область знания, в которой происходит тесное взаимодействие естественных и общественных наук.

Экономическая и социальная география мира является наукой общественной и поэтому входит одновременно в другие системы наук, изучающих общество, человека, общественное производство.

Часть 1. Введение в экономическую географию

Часть 2. Экономическая география мира

Раздел 1. География мирового населения

Глава 1.Динамика мирового населения

Глава 2. Социально-демографические классификации регионов и стран мира
1.

Глава 3. Прогнозы роста численности населения мира и его регионов

Глава 4. Особенности политики народонаселения в странах и регионах мира

Глава 5. Территориальное передвижение населения (миграция)

Глава 6. Городские и сельские поселения. Урбанизация

Раздел 2. География мирового хозяйства

Глава 1. География мировой информационной индустрии

Глава 2. География мировой электросвязи
1.
2.
3.

Глава 3. География всемирной компьютерной телекоммуникационной системы Интернет
1.
2.

Глава 4. География мирового машиностроения
1.
2.
3.

Глава 5. География мировой химической промышленности
1.
2.
3.

Глава 6. География мировой энергетики
1.
2.

Глава 7. География мировой металлургии
1.
2.

Глава 8. География мирового сельского хозяйства
1.
2.
3.

Глава 9. География мировой пищевой промышленности
1.
2.

Глава 10. География мировой легкой промышленности
1.
2.

Часть 3. Экономическая география России

Глава 1. Общая географическая характеристика России

Конспект урока

Тема урока: Предмет социально-экономической географии мира. Методы экономико-географических исследований.

Цель урока:

образовательная: сформировать в учеников общее представление о предмете и задании социально-экономической географии мира, расширить знания о методах экономико-географических исследований;

развивающая: развить интерес к изучения темы;

воспитательная - воспитывать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.

Оборудование: атлас, учебник, тетрадь.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: стандартная.

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.

ІІ. Сообщение темы, цели задач урока и мотивации учебной деятельности.

Актуальность курса социально-экономической географии мира значительно выросла в связи с большими изменениями, что произошли в обществе за последние десятилетия. Это общественная наука, которая исследует население и его хозяйственную деятельность, а также хозяйство отдельных регионов, стран мира в целом. Таким образом, главное задание курса - выучить отдельные стороны жизни общества и хозяйства, чтоб знать как его улучшить.

ІІІ. Изучение нового материала.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

Предметом изучения социально-экономической географии мира являются особенности и закономерности пространственной (территориальной) организации общества как части географической оболочки Земли. Основные задачи этого курса:

получить представление о современной политической карте мира;

научить различать государства мира по форме правления, территориально-административному устройству и уровню развития;

познакомиться с закономерностями в размещении мировых природных ресурсов, научиться оценивать обеспеченность ресурсами мира и отдельных стран;

рассмотреть глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения;

рассмотреть глобальные проблемы и возможные пути их решения;

выявить и изучить наиболее характерные особенности населения и хозяйства мира и отдельных стран;

показать роль регионов и крупнейших стран в мировом хозяйстве.

Исследуя определенное пространство, социально-экономическая география использует знания по физической географии. Это позволяет комплексно изучить регионы и страны, устанавливая взаимосвязь между их природными и социально-экономическими объектами. В этом появляется принцип единства системы географических наук.

Территориальная организация общества - это пространственная организация жизни людей, что включает размещение населения и хозяйства, а также ихние пространственные комбинации, объединения с определенными законами на определенной территории.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

Как научная дисциплина социально-экономическая география очень сложная. Ведь она опирается на природные, экономические, социальные и политические понятия и факты. Поэтому спектр методов, которые применяют в общественно географических исследованиях, очень широкий, он включает как общенаучные, так и отраслевые методы.

Среди общенаучных методов общественно-географических исследований традиционно применяют наблюдения за новостями и фактами, их описание и объяснение с помощью анализа. Отдельно существует метод анализа аналоговых объектов, которые применяются в тех случаях, когда исследованные объекты подобны (аналогичны) и когда про одного из них есть достоверное знание. В этом случае основные результаты уже исследованного объекта переносят на все другие аналогичные объекты. Успешно используют и давний сравнительно-географический метод, отдельно в пространственных исследованиях политико-географических явлений и процессов.

Заметное место среди общенаучных методов имеет исторический метод, что дает возможность выучить динамику и тенденции социально-экономического развития.

В общественной географии пользуются также общенаучным балансовым методом, когда, составляют определенные компоненты, определяют схожесть, между ними. Так, например, часто рассматривают балансы природных ресурсов, населения и трудовых ресурсов, топлива, электроэнергии, продовольствия, грузопотоков, производства и потребления и др. Более специальным есть метод межотраслевых балансов, по которым анализируют движение или иных ресурсов между отраслями и между регионами. Такие исследования, где есть численные показатели требуют математических методов обработки данных.

Для получения оперативных данных нередко используют аэрометоды, космические методы с компьютерным дешифрованием полученной информации.

Картографический метод, что давно считается традиционным у географии, сейчас получил новый толчок развития благодаря ГИС-технологиям. Ведь теперь считывание и анализ карт можна можно использовать в автоматических режимах. К тому же для социально-экономической географии, что часто опирается на динамические характеристики, очень важным есть часовое зависимость ГИС. Ведь, в отличии от обычной географической карты, ГИС - активна многофункциональная база данных, которая может постоянно дополняться и обновляться.

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

На протяжении всех лет изучения географии вы пользовались разными картами. Вам известно, что они содержат в десятки раз больше информации, чем текст. Важными источниками географических знаний являются энциклопедии, географические словари и другая научная и научно-популярная литература. Огромные возможности предоставляет также компьютер. С его помощью можно работать с электронными учебниками, картами и атласами.

Какие преимущества имеют электронные учебники перед обычным?

Географии необходим выход в мировое пространство.

ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ МИРА.

Социально-экономическая география предлагает вам познакомиться с деланием мира на историко-географические регионы.

Европа: Западная Европа, Центральная и Восточная Европа.

Азия: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, Центральная Азия, Северная Азия.

Африка: Северная Африка, Тропическая и Южная Африка.

Америка: Англо-Америка, Латинская Америка.

Австралия и Океания.

IV . Закрепление изученного материала.

Дайте ответы на вопросы.

1.Дайте определение социально-экономической географии мира.

2.Роскройте сущность понятия «территориальная организация общества».

3.Назавите задачи социально-экономической географии.

4.Какие вы знаете источники географических знаний?

V . Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1.

Современную социально-экономическую географию можно рассматривать как группу наук, которая включает географию населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг, культуры, политическую географию. Постройте в тетради схему, которая будет отображать социально-экономическую географию как группу наук.

Задание 2.

Блицопрос.

1.Что изучает социальная география?

2.Что изучает экономическая география?

3.Перечислите какие методы изучения географии вы знаете?

4.Объясните как вы понимаете «историко-географический регион»?

5.Назовите причины формирования историко-географических регионов.

Задание 3.

Пользуясь картой атласа «Историко-географические регионы мира», определите, к какому европейскому субрегиону относиться Украина.

Проблемное задание.

Границы частей света проведены довольно условно. Так, в последних изданий атласов 10 класса к Азии отнесена часть острова Новая Гвинея, которая раньше традиционно считалась частью Австралии и Океании. Такой подход, наверное, не совсем последователен. Поскольку если руководствоваться исключительно проведением границ регионов по границам государств, то Гавайские острова нужно относить не к Океании, а к Америке (это территория США). Но при таком подходе больше всего вопросов могут вызывать границы между Европой и Азией. Приведите примеры стран, территория которых расположена в двух частях света, и предложите свой подход к тому, относить их к Европе или Азии.

Таблица 1

Страны, расположенные в двух частях света.

Страна

Часть света

VI . Итог урока.

Прием «Микрофон»

Дети, пятью предложениями скажите, что вам понравилось на уроке?

VIII . Домашнее задание.

Мира и России? Каков предмет исследования ландшафтоведения? Что изучает экономическая география и региональная экономика?

Истоки науки

Когда возникла география? Ответить на этот вопрос непросто. Возможно, она родилась именно тогда, когда древнейший человек впервые начертил острым камешком на стене своей пещеры примитивный рисунок местности, окружающей место его непосредственного обитания.

Первые научные экспедиции осуществляли древние египтяне примерно 5 тысяч лет назад. Их в первую очередь интересовал бассейн Красного моря, а также центральные районы Африки. Они же придумали календарь, чтобы было удобнее следить за разливами рек и прочими природными явлениями.

Огромный скачок на раннем этапе развития географической науки произошел в античные времена. Эратосфен, Страбон, Клавдий Птолемей - все эти ученые внесли в нее огромный вклад. В трудах Аристотеля были заложены основы современной метеорологии и океанологии. Кстати, именно в так называемый эллинистический период истории наметились первые признаки разделения единой науки географии.

Структура современной географической науки

Пять-шесть веков назад ведущие страны мира с небывалым азартом упражнялись в колонизации новых земель. Соответственно, суть географии в те времена сводилась лишь к одному: тщательному изучению вновь открытых территорий и прокладыванию новых маршрутов для будущих плаваний и экспедиций.

Но сегодня все совсем по-другому. Современная география - это наука, которая тратит немало времени на систематизацию знаний и фактов, добытых естествоиспытателями и путешественниками на протяжении предыдущих столетий. Она пытается выявить те закономерности, которые будут справедливы как для природных, так и для общественно-экономических процессов и явлений.

Географию сегодня принято делить на три большие отрасли. Это:

  • физическая;
  • экономическая;
  • социальная география.

Последние две области знаний очень часто объединяют в одну дисциплину под названием «социально-экономическая география».

В рамках каждой из вышеперечисленных отраслей существует еще целый ряд научных дисциплин. Например, в составе физической географии выделяют гидрологию, климатологию, геоморфологию, гляциологию и т. д. Социальная и экономическая география делится на политическую, медицинскую, военную, культурную географию, урбанистику, страноведение и прочие дисциплины.

Что изучает экономическая география? Каковы основные цели и задачи этой науки? Попробуем ответить на эти вопросы далее.

Что изучает экономическая география?

Данная научная дисциплина изучается сегодня в старшей школе, колледжах, техникумах и университетах. В чем ее суть? Что изучает предмет?

Экономическая география (или общественная) - это комплексная научная дисциплина, изучающая пространственную организацию экономической жизни общества, страны, региона, планеты в целом. Главный объект ее исследований - это так называемые территориально-экономические системы.

Что изучает экономическая география более конкретно? Предметом данной науки выступает изучение хозяйственного разнообразия конкретной страны или региона, поиск схожих и различных черт в экономическом развитии разных районов, выявление важных закономерностей в размещении общественного производства.

Современная экономическая география ставит перед собой массу теоретических и практических задач: от поиска конструктивных решений проблем территориально-экономических систем до подготовки соответствующих специалистов - экономико-географов. При этом в экономико-географических исследованиях используется широкий спектр научных методов: балансовый, статистический, «полевой», сравнительно-описательный, исторический, картографический и многие другие.

Что изучает социальная география и региональная экономика?

Если экономическая география занимается изучением экономики, то социальная, соответственно, исследует социум (население). Демографические показатели, образование и медицина, этнический состав населения, локальные конфликты и уровень развития культуры - все это входит в широкий круг интересов данной научной дисциплины.

Пожалуй, главной задачей социальной географии является определение особенностей социализации конкретного человека, а также оценка темпов развития в целом. При этом наука не просто исследует различные социальные процессы, происходящие в региональных общественных системах, но и пытается выработать алгоритм их оптимизации.

Региональная экономика - еще одна дисциплина, которая тесно связана с экономической и социальной географией. Однако она относится к системе чисто экономических наук. Региональная экономика изучает региональную организацию производства. Ее основной задачей является выявление специфики конкретных экономических регионов, а также разработка действенных программ по их развитию в будущем.

Что изучает социально-экономическая география мира и России?

Разница между социально-экономической географией мира и России очевидна. Если в первом случае наука изучает пространственную организацию экономической жизни общества в планетарном масштабе, то во втором она занимается изучением территориально-экономических систем в пределах одного государства.

Что изучает экономическая география России? Данная дисциплина раскрывает общую картину развития хозяйства в государстве, помогает понять особенности размещения основных производств, исследует закономерности развития экономики страны в целом и по отдельным регионам.

На сегодняшний день важнейшие центры развития социально-экономической географии находятся в США (университет Кларка в штате Массачусетс), Великобритании (Оксфордский университет) и России (МГУ им. Ломоносова).

Физическая география и ландшафтоведение

Физическая география занимается изучением географической оболочки нашей планеты в целом, а также исследованием ее отдельных компонентов. В связи с этим она подразделяется на несколько самостоятельных научных дисциплин, среди которых:

  • климатология;
  • метеорология;
  • геоморфология;
  • гидрология;
  • океанология;
  • палеогеография;
  • биогеография и др.

Несколько обособленно находится ландшафтоведение - наука, изучающая генезис, структуру, функционирование и развитие природных комплексов (ландшафтов). Название дисциплины происходит от немецкого слова Landschaft, что переводится как «пейзаж», «вид местности». Фундамент ландшафтоведения был заложен в работах немецких ученых - Карла Риттера и Александра Гумбольдта.

К слову, этот «пласт» географических наук наиболее тесно связан с другими науками естествознания - физикой, химией, биологией, экологией и почвоведением.

по курсу «Экономическая география и регионоведение»

по теме: «Экономическая и социальная география»


1. Территориальная организация мирового хозяйства

Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука. Она изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, социально-экономическая география позволяет лучше понять современный этап мирового развития.

Предметом изучения социально-экономической географии являются процессы формирования, функционирования и развития территориальных социально-экономических систем, а также способы управления ими.

Методологической основой экономической географии является системный подход.

Методы – это пути исследования, способы изучения объекта.

Общенаучные методы применяются в науках, имеющих родственный (или близкий) объект или предмет. Такими являются математические методы, прогностические методы, статистические методы и некоторые другие.

Специфические методы выработала и применяет сама география. В Экономической географии при использовании любого метода учитываются два аспекта:

1) пространственный – любой объект закреплен на территории, которая определяет ее свойства, условия, пути развития.

2) временной – с течением времени любой объект изменяется, как и территория на которой он закреплен. При изучении объекта учитываются оба аспекта.

Специальными теориями и методами являются экономическое районирование, энерго-производственные циклы, территориально-производственные комплексы (ТПК).

Размещение производительных сил осуществляется в соответствии с его закономерностями, принципами, факторами и отраслевыми особенностями.

Объективные закономерности размещения производительных сил:

· планомерно, пропорциональное размещение производства по территории страны;

· рациональное территориальное разделение общественного труда;

· комплексное развитие хозяйства страны и ее экономических районов;

· выравнивание уровней экономического и социального развития, обеспечение подъема экономики всех территориальных структур;

· единство экономического районирования с административным делением;

· приближение производства к источникам сырья, топлива, электроэнергии, трудовым ресурсам, районам потребления;

· первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных природных ресурсов;

· учет интересов укрепления обороноспособности;

· сокращение потерь труда в процессе производства и обращения готового продукта.

При изучении мирового производства используют следующие научные методы:

1. Программно-целевой метод. Служит для разработки комплексных программ по отраслям и территориям. Включает сбор фактических данных, оценку свойств территориальной системы, установление закономерностей, прогноз развития и изменения территориальной системы.

2. Метод системного анализа. Включает изучение внутренних и внешних связей территориальной системы и всестороннее изучение всей территориальной системы.

3. Балансовый метод. Используется при разработке региональных программ. Позволяет увязать объемы производства с различными видами ресурсов и установить пропорции для оптимального развития.

4. Статистический метод. Включает обработку и анализ большого массива количественной информации.

5. Картографический метод. Необходим для изучения размещения хозяйства и населения в разрезе стран и отдельных регионов.

6. Экономико-математическое моделирование. Предполагает расчет вариантов поведения систем при различных условиях функционирования и выбор оптимального варианта.

7. Сравнительно-географический метод. Предполагает сравнение различных территориальных систем по различным признакам.

8. Исторический метод. С помощью сравнения общего и особенного в исторических явлениях выявляет основные тенденции развития.

Национальное хозяйство – хозяйство отдельно взятой страны. Мировое хозяйство – это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.

География мирового хозяйства изучает общую географию мирового хозяйства, затрагивающую общие вопросы развития; отраслевую географию мирового хозяйства, изучающую географию мировой промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.; региональную географию мирового хозяйства, которая рассматривает эти вопросы в разрезе крупных регионов современного мира.

С течением времени структура мирового хозяйства постоянно усложняется. До конца XIX в. преобладал один центр мирового хозяйства – Европа. В начале XX в. сформировался второй центр – США. В период между двумя мировыми войнами возникли такие крупные державы, как Япония и СССР. После второй мировой войны стали формироваться группы нефтедобывающих стран Юго-Западной Азии, Канада, Австралия, Бразилия, Индия, Китай и др. В последнее десятилетие на мировую арену выходят новые индустриальные страны. Современная модель мирового хозяйства носит полицентрический характер.

Достижениями НТР на мировом рынке в большей степени сумели воспользоваться экономически развитые страны. Они начали перевод всего производства на новую технику и технологии. Этот процесс получил название реиндустриализации производства, или III промышленная революция.

Выделяют несколько факторов, влияющих на размещение производства. Их делят на две группы: возникшие до эпохи НТР и возникшие в период НТР.

К первой группе относят следующие факторы:

1. Фактор территории. Территория – это важнейший элемент географической среды. Чем больше размер территории, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает вариантов размещения населения и производства.

2. Фактор экономико-географического положения. Выделяют четыре разновидности экономико-географического происхождения: центральное, глубинное, соседское и приморское.

3. Природно-ресурсный фактор. На первых этапах индустриализации география полезных ископаемых во многом определяла размещение промышленности, которая тяготеет к бассейнам каменного угля и железной руды. В настоящее время этот фактор оказывает решающее воздействие только на отрасли добывающей промышленности.

4. Транспортный фактор. До эпохи НТР оказывал решающее воздействие на размещение всех отраслей. В эпоху НТР транспортные расходы заметно уменьшились, что сделало перевозку грузов и людей на большие расстояния более экономичными. В настоящее время транспортный фактор обеспечивает преодоление транспортного разрыва между производством и потреблением.

5. Фактор трудовых ресурсов. В эпоху НТР он проявляется двояко. Во-первых, в промышленность и непроизводственную сферу привлекается дополнительная рабочая сила из других стран. Во-вторых, наиболее выгодным оказывается перемещать производство к источникам дешевой рабочей силы.

6. Фактор территориальной концентрации. До недавнего времени концентрация производства происходила в старопромышленных районах. Это привело к ухудшению экологической обстановки. Поэтому в последнее время прослеживается тенденция децентрализации производства, основанная на размещении и создании мини-заводов и мини-ГЭС.

Ко второй группе относят:

1. Фактор наукоемкости. Оказывает влияние на размещение новейших наукоемких отраслей. Он привел к созданию научных парков, технополисов, технологических парков, которые представляют собой новые формы территориального сосредоточения науки и производства.

2. Экологический фактор. Ограничивает территориальную концентрацию производства и приводит к демонтированию «грязных» производств или перемещению их в другие места.

В зависимости от степени влияния этих факторов на размещение производства выделяют три основных типа экономических районов. Во-первых, это высокоразвитые районы, где преобладают наукоемкие отрасли производства и непроизводственной сферы. Во-вторых, депрессивные районы, к которым относят старопромышленные районы. В-третьих, отсталые аграрные районы, которые слабо затронуты индустриализацией.

На современной политической карте насчитывается около 230 стран. За этим количественным ростом следуют важные качественные сдвиги. Это проявляется в том, что из 230 государств 193 – это суверенные государства. Остальные приходятся на так называемые несамоуправляющиеся территории.

При таком большом числе стран возникает необходимость в их группировке, которая проводится в первую очередь на основе разных количественных критериев. Наиболее распространена группировка стран по величине их территории и численности населения. Нередко применяется группировка стран по особенностям их географического положения.

1. По размерам выделяют: самые большие страны; крупные; средние; небольшие; микрогосударства.

2. По количеству населения.

3. По экономико-географическому положению: приморские страны; полуостровные; островные; страны-архипелаги; страны, занимающие внутриконтинентальное положение.

В отличие от классификации (группировки) стран, основанной преимущественно на количественных показателях, в основу типологии положены качественные признаки, определяющие место той или иной страны на политической и экономической карте мира. Эти признаки могут быть различными и учитывать уровень социально-экономического развития стран, их политическую ориентацию, степень демократизации власти, включенности в мировую экономику и др.

Широко применяется двухчленная типология с подразделением всех стран на экономически развитые и развивающиеся. Основным критерием при такой типологии служит уровень социально-экономического развития государства, выраженный через показатель валового внутреннего продукта на душу населения.

К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Северной Америки, Австралии и Океании. Все они характеризуются более высоким уровнем экономического и социального развития и, соответственно, ВВП из расчета на душу населения. Однако эта группа стран отличается довольно значительной внутренней неоднородностью и в ее составе можно выделить четыре подгруппы.

Первую подгруппу образуют страны «Большой Семерки» (США, Канада, Великобритания, Франция, Япония, Германия и Италия). Эти страны-лидеры западного мира отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности. Имеют ярко выраженную постиндустриальную структуру хозяйства и высокий уровень развития рыночных отношений. На долю стран «Семерки» приходится около 50% мирового ВНП и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции, ВВП из расчета на душу населения составляет в них от 20 до 30 тыс. долларов.

Ко второй подгруппе можно отнести менее крупные, но также высокоразвитые страны Западной Европы (Швеция, Норвегия, Дания и др.). Несмотря на то, что политическая и экономическая мощь каждой из этих стран невелика, в целом они играют всевозрастающую роль в мировых делах. Они активно участвуют в мировой системе территориального разделения труда. ВВП из расчета на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «Большой Семерки».

Третью подгруппу образуют неевропейские страны – Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканская республика. Это бывшие переселенческие колонии Великобритании, которые практически не знали феодализма. В настоящее время отличаются некоторым своеобразием политического и экономического развития. В последнее время к этой группе относят и Израиль.

Четвертая подгруппа находится еще в стадии формирования. Она образовалась в 1997 г., после того, как в разряд экономически развитых стран были переведены такие страны и территории Азии, как Республика Корея, Сингапур и Тайвань. Эти государства вплотную приблизились к другим экономически развитым странам по показателю ВВП на душу населения. Они обладают широкой и разнообразной структурой экономики, включая быстро растущий сектор обслуживания, активно участвуют в мировой торговле.

К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, которые вместе занимают более половины площади земной суши и концентрируют около 3/5 мирового населения. На политической карте эти страны охватывают обширный пояс, простирающийся в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании к северу и особенно к югу от экватора. Некоторые из них (Иран, Таиланд, Эфиопия, Египет, страны Латинской Америки и др.) обладали независимостью еще задолго до второй мировой войны. Но большинство из них завоевало независимость только в послевоенный период.

Развивающиеся страны можно разделить на шесть подгрупп.

Первую подгруппу образуют ключевые страны – Индия, Бразилия и Мексика, которые обладают очень большим природным, людским и экономическим потенциалом и во многих отношениях являются лидерами развивающегося мира. Эти три страны производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые. Но ВВП из расчета на душу населения в них значительно ниже, чем в экономически развитых странах.

Во вторую подгруппу входят некоторые развивающиеся страны, также достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития и имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1 тыс. долларов. Больше всего таких стран в Латинской Америке (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.), но они есть также в Азии и в Северной Америке.

К третьей подгруппе можно отнести новые индустриальные страны (НИС), специализирующиеся в ряде трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности. В 80-х и 90-х гг. XX в. они добились такого скачка, что получили прозвище «азиатских тигров». В «первый эшелон» таких стран вошли Республика Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг. Ко «второму эшелону» обычно относят Малайзию, Таиланд, Индонезию.

Четвертую подгруппу образуют нефтеэкспортирующие страны. Благодаря притоку «нефтедолларов» душевой ВВП достигает от 10 до 20 тыс. долларов. Это прежде всего страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран), а также Ливия, Бруней и некоторые другие страны.

В пятую, самую большую, подгруппу входит большинство «классических» развивающихся стран. Это страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов. В них преобладает довольно отсталая многоукладная экономика с сильными феодальными пережитками. Больше всего таких стран в Африке, но они есть также в Азии и Латинской Америке. К этой подгруппе можно отнести государства концессионного развития капитализма, разбогатевшие на развитии туризма (Ямайка, Багамы и др.).

Шестую подгруппу образуют примерно 40 стран (с общим населением 600 млн. человек), которые по классификации ООН относятся к наименее развитым странам. В них преобладает потребительское сельское хозяйство, почти нет обрабатывающей промышленности, 2/3 взрослого населения неграмотно, а среднедушевой ВВП составляет 100-300 долларов в год. К этой подгруппе относят такие страны как Бангладеш, Непал, Афганистан, Мали, Эфиопия, Гаити и др.

Международное географическое разделение труда (МРТ) – это специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг и последующем обмене ими.

Основу МРТ составляет конкурентная борьба между странами, которая приводит к производству товаров и услуг внутри страны сверх внутренних потребностей в расчете на международный рынок. На МРТ оказывают влияние следующие факторы: природно-климатические; природно-географические; различия в масштабах производства национальных экономик; возможности внутристранового разделения труда.

Степень развития МРТ определяется участием страны и ее подсистем в международном обмене. Показателями участия в МРТ являются: доля экспорта в ВВП; отношение объема внешней торговли к ВВП; удельный вес страны в международной торговле; внешнеторговый оборот на душу населения.

Участие в МРТ выступает предпосылкой международного кооперирования производства. Процесс кооперирования привел к интернационализации производственных связей и глобализации производства, что явилось причиной возникновения интеграционных группировок.

Международная экономическая интеграция – это объективный процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики.

Самым крупным интеграционным объединением является Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), куда входят США, Китай, Россия, Новая Зеландия и др. Суммарная площадь территорий этих стран составляет 43,7 млн. км 2 . Население более 2,2 млрд. человек. ВВП составляет свыше 12 трлн. долларов. Доля в мировой торговле составляет – 40%, в золотовалютных резервах – 80%. Недостатком АТЭС является то, что в его структуру входят страны, отличающиеся по уровню социально-экономического развития и с диаметрально противоположной политической ориентацией. В задачи АТЭС входит: обмен информацией о политике и развитии экономики с целью достижения экономического роста; разработка стратегий, обеспечивающих сокращение пути движения товаров и услуг; сотрудничество в области энергетики, рыболовства, туризма, транспорта, телекоммуникаций и охраны окружающей среды; содействие развитию региональной торговли, движению финансовых потоков, передаче технологий и обеспечению трудовыми ресурсами.

Следующим крупным интеграционным объединением является Североамериканская зона свободной торговли, куда входят США, Канада и Мексика. Совокупный ВВП этих стран составляет 8 трлн. долларов, территория занимает около 21 млн. км 2 , численность населения составляет 400 млн. человек.

Крупнейшим интеграционным объединением Западной Европы является Европейский Союз (ЕС), который объединяет 15 стран. Территория этого объединения занимает 2,3 млн. км 2 , население составляет 380 млн. человек, ВВП составляет 7 трлн. долларов. Целями ЕС являются: образование тесного союза народов Европы; содействие сбалансированному социально-экономическому прогрессу; утверждение ЕС на международной арене; развитие сотрудничества в области юстиции и внутренних дел; сохранение и приумножение общего достояния.

Организация ОПЕК объединяет 12 стран-экспортеров нефти. Основными целями ОПЕК являются: унификация нефтяной политики; определение эффективных средств защиты интересов стран-участниц; использование способов обеспечения стабильности стран-участниц на мировом рынке нефти; обеспечение стабильных доходов; эффективное, регулярное и рентабельное снабжение нефтью стран-потребителей; реализация программ по стабилизации мирового рынка нефти.

В последние годы образовалось новое интеграционное объединение – СНГ – которое объединяет 12 стран, ранее входивших в состав СССР. Территория этого объединения занимает площадь 22, 1 млн. км 2 , население составляет 284 млн. человек, ВВП – 1 трлн. долларов. К целям этого объединения относят: поэтапное создание общего экономического пространства; формирование условий стабильного развития; совместное осуществление крупных экономических проектов; решение экологических проблем и ликвидация последствий стихийных действий; создание равных эффективных возможностей и гарантий всем экономическим субъектам.

К крупным интеграционным группировкам развивающихся стран относятся: Карибское сообщество; Ассоциация государств Юго-Восточной Азии; Центральноамериканский общий рынок; Латино-американская ассоциация интеграции; ЮДЭАК (центральная Африка); ЭКОВАС (Западная Африка); САДК (Южная Африка); КОМЕСА (государства Восточной и Южной Африки).

Эффективно транспортировать энергоносители, регулируя объемы подачи и гибко меняя их с учетом потребности. 4 Территориальная организация отраслей и ведущих предприятий комплекса Ресурсный потенциал топливно-энергетического комплекса страны, включая материальные активы и запасы природных ресурсов, формируется как совокупный потенциал региональных топливно-энергетических комплексов, в...

Поведения ученых в стрессовой ситуации. 2. Провести типологию стрессовых ситуаций и проанализировать их генезис. 3. Разработать курс аутотренинга для ученых, становящихся объектом социального прессинга малой научной группы. Курс направлен на сохранение работоспособности ученого, стабилизацию деятельности научного коллектива. 4. Апробировать подготовленный курс. Проанализировать результаты...

Мониторинг формирования сети городских поселений в нашей стране, систематически публикуя весьма обстоятельные статьи и разделы в своих монографиях. Среди работ О.А. Константинова, продолжившего исследования в различных областях географии городов (формирование сети городов СССР в первое десятилетие после революции, города Урала, типология городов и др.), особо следует отметить его аналитические...

Мира как наиболее важного компонента природы в целом. Орогидрографический «крен» географии прошлого был выправлен. В географической литературе советского периода огромное значение для эволюции научной географии приписывается Карлу Марксу (1818-1883) и Фридриху Энгельсу (1820-1895). Бесспорно, что оба основоположника учения марксизма осуществляли теоретические научные исследования, делали...