"Всегда готов!": о чем жалеют последние советские пионеры

Ко Дню рождения Пионерской организации

Всем известно, сколь много детей самоотверженно трудились во время Великой Отечественной войны, заменяя ушедших на фронт взрослых. Сколь многие из них воевали в составе подполья, в партизанских отрядах, в действующей армии - и погибали, совсем юные, спасая родную страну!..

Почему же пионеры становились героями? Что заставляло этих детей быть такими самоотверженными и преданными Родине? Тут есть над чем задуматься.

До начала ХХ века в России никаких отдельных детских организаций не было, да и в мире они появились лишь в середине XIX века. Первыми в России появились Христианское молодёжное движение, Молодёжная организация «Потешные войска», общество «Сетлемент» и прочие не слишком массовые организации для детей из господствующих классов. Бедняки вынуждены были зарабатывать себе на пропитание, а не объединяться в какие-то движения.

Первым по-настоящему массовым стало скаутское движение, но оно, опять же, объединяло «барчуков».


1. Скауты

История скаутского движения начинается в 1907 году с публикации книги Роберта Баден-Пауэлла «SCOUTING FOR BOYS». В Россию она попала под названием «Юный разведчик».

В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения - полковник Олег Иванович Пантюхов (с 1919 г. имевший титул Старший Русский Скаут). По идеологии лидеры русского скаутизма могут быть разделены на два «крыла»: монархическое и демократическое. Идеологом демократического крыла был скульптор И.Н.Жуков, который утверждал, что скаут «не военный разведчик, а … ,пионер культуры“, „разведчик всего хорошего“, маленький друг всего мира….». Жуков вместе с Н.К.Крупской стояли у истоков пионерии (в частности, он предложил название «пионерская организация»).

(Кстати, Антон Семенович Макаренко был одним из первых людей, кто начал организовывать отряды российских скаутов. В это время он работал надзирателем в интернате при Долинском железнодорожном училище).

Скаутов к 1917 году - около 50 тысяч. Дети рабочих и крестьян не любили их по идеологическим соображениям, ведь скауты были ярко выраженными представителями «барчуков». Но движение скаутов после революции распалось надвое по идеологическому принципу: часть из них были «белыми», а часть - «красными». «Красные» влились потом в пионерскую организацию.

Острая потребность в создании детской общественной организации появилась сразу после Октябрьской революции. Не могли дети, захваченные бурной революционной стихией, оставаться к ней безучастными, и требовали своего включения в революционную борьбу.

2. Коммунистические детские движения.

А) Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена.

Б) В 1921-1922 годы новые идейные и педагогические принципы детской организации разрабатывались на заседаниях Революционного Коммунистического Союза Молодёжи (РКСМ ), коллегии Наркомпроса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), научно-педагогической секции Государственного учёного совета . К работе были привлечены видные партийные деятели и педагоги, среди которых - Надежда Константиновна Крупская , Анатолий Васильевич Луначарский , Михаил Николаевич Покровский , Павел Петрович Блонский .

Из резолюции II Всероссийской конференции РКСМ - Революционного Коммунистического Союза Молодёжи - 19 мая 1922г.: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает Центральному Комитету разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы скаутинг. Учитывая опыт московской организации, конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации Революционного Коммунистического Союза Молодёжи под руководством ЦК».

В октябре 1923 года 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака» .

21 января 1924 года , в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Владимира Ильича Ленина.

В марте 1926 года установлено официальное название - Всесоюзная пионерская организация им. Владимира Ильича Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования).

Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Надежда Константиновна Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры - ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионерское движение имеет такое совершенно исключительное значение».

* * *

К началу Великой Отечественной войны советское общество измени-лось качественно . Главным стабилизирующим фактором стала не только внешняя угроза, но и успехи в экономике, науке, образовании, которые превратили граждан СССР в единое целое с таки-ми характерными чертами как дружба, интерна-ционализм, героизм, веротерпимость, воля, муже-ство, коллективизм, общинность. Ушла в далекое прошлое разница между богатыми и бедными, различными социальными слоями. Сохранилось понимание христианских ценностей, несмотря на воинствующий атеизм. Пионер осознавал себя участником совместных действий детей и взрослых по улучшению окружающей сре-ды.

Война обострила осознание самого себя, свое-го места в жизни и в обществе, которое было сформировано за два предыдущих десятилетия: понима-ние общности ценностей, общее понимание своей истории, истории своей страны, общества, общие перспективы своего развития.

Во время войны продолжалась воспитательная работа в детской и молодёжной среде.


Пассивными формами воспитания были публикации в кни-гах, научных и публицистических статьях в газетах, короткие сообщения в листовках в партизанской пе-чати, а также воспитание через художественные образы , вызы-вающие стремление подражать героям. Были и та-кие формы, которыми действовали общественные, политические и государственные объединения - комсомол, компартия, пионерская организация и школа - собрания, беседы, встречи с военными, бойцами, людьми ратного и трудового подвига, из-вестными людьми.

Активными формами было участие в кон-кретных делах: помощи фронтовикам (тимуровское движение), уход за ранеными в госпиталях, высту-пления в составе агитбригад с концертами, восста-новление разрушенного войной, посадка деревьев, трудовая деятельность на предприятиях и в сель-ском хозяйстве, сбор денег, металлолома, маку-латуры, лекарственных растений, пузырьков для лекарств и другое. Формировало чувство патрио-тизма и негодование по фактам зверства фашистов на оккупированных территориях.

Совокупность воспитания, духовности, социо-культурных факторов, стимулирования и принуж-дения и составляло ресурс победы. Организующей силой выступала Коммунистическая партия, под руководством которой действовали и молодежные, детские объединения - комсомол и пионерская ор-ганизация.

Духовным компонентом в борьбе с фашизмом была в том числе и гордость за героическое прошлое страны: по-беда над Наполеоном, суворовские походы, героическая оборона Севастополя в Крымской войне и другое.

Война заставила общественные объединения искать и находить новые формы, методы и новое содержание деятельности . Аркадий Гайдар обратился к пионерам и школьникам СССР по радио 21 августа 1941 с призывом помогать своим трудом в борьбе за победу. В пионерских отря-дах, школах, во дворах городов и сёлах возникли тимуровские команды. В июле - середине августа 1941 годов они начали действовать по всей стране. Только в РСФСР тимуровцев было более 2-х млн. чел.

Формы активной работы:

1.Тимуровцы;

2.Зарабатывание и сбор денег в фонд обороны, на именное вооружение;

3. Труд на производствен-ных местах (фабриках, заводах, колхозах, совхо-зах).

4. Участие в боевых дей-ствиях в партизанских отрядах и подполье.

За боевые действия больше 200 тысяч пионе-ров было награждено боевыми орденами и медаля-ми. Из них более 20 тысяч «За оборону Москвы», 15249 человек - «За оборону Ленинграда». А 6 че-ловек получило звание Героев Советского Сою-за (посмертно).

* * *

А теперь - не очень широко известная страница в истории Великой Отечественной войны:

Нацистские организации молодежи

Фашистами предполагалось, что советское го-сударство и общество, имевшее многонациональ-ный состав, противоречия в «тоталитарном» обще-стве и низкий жизненный уровень распадется на враждующие группировки. Они считали, что заво-евать такую страну можно быстро. Но народ проде-монстрировал дружбу и сплоченность всех наций, мужество, героизм, самопожертвование. А ком-партия приобрела авторитет, количество людей, вступивших в ее ряды, резко увеличилось. Свои-ми действиями приобрели авторитет и комсомол, и пионерская организация. Это ярко продемон-стрировали процессы, происходящие в молодеж-ной и детской среде на временно оккупированной территории, где могли проявить себя лишь резуль-таты ранее проведенной воспитательной работы и менталитет людей, семейное воспитание и тра-диции. В основе этого воспитания было формирование коллективизма, интернационализма, взаимопомо-щи, жертвенности, любви к родине.

Нацисты, в противовес этому, воспитывали национализм, индивидуализм, стремление под-чиняться завоевателям. В русло своей идеологии они обращали население, прежде всего молодежь, ок-купированных стран. По-пытки создания молодежных объединений с фа-шисткой идеологией были предприняты во всех оккупированных странах и территориях: во Франции, Бельгии, Польше, Латвии, Литве, Эстонии, Украи-не и других. При этом организации строились по национальному признаку, состав определяла «ти-тульная» нация.

Удивляет, на первый взгляд, тот факт, что Гер-мания, находящаяся несколько лет в состоянии войны, когда, казалось бы, все ресурсы должны быть направлены на военную победу, выделяет средства, материалы, готовит кадры для работы с молодежью оккупированных стран, шьет для этих детей форму, выпускает литературу, оплачи-вает работу инструкторов. И все для формирова-ния лояльного отношения к Германии, воспитания нового понимания патриотизма.

Но созданные немцами молодежные, детские объединения на оккупированных территориях СССР распались еще до прихода Красной армии. Народ не принял чужеродные идеи.

* * *

Говоря об участии пионеров, школьников в об-щих делах народа, сложно вычленить, был ли па-триотизм детей на фронте, на оккупированной территории, в тылу только следствием их членства в пионерской организации, или же их патриотиче-ские поступки были результатом влияния воспита-тельной системы школы, пионерской организации, семьи, всех институтов советского общества. Ско-рее всего, больше влияло последнее, но нравствен-ные формы проявления патриотизма, результат и процесс воспитания оформлялись в организацион-ные формы деятельности пионерии. В годы войны среди 20 млн детей пионерского возраста (с 10 до 16 лет) лишь каждый 3-й - 4-й был в организации. Да и внутри неё не все были активистами. Однако это нисколько не умаляет заслуг пионерской организации в воспитании настоящих героев, даже если не все они были пионерами.

Вступить в ряды , причем добровольно, в СССР имел возможность любой школьник, переставший по возрасту быть октябренком и не достигший 14 лет. Но существовали зачастую, правда, формально, и некоторые ограничения. Связаны они были, прежде всего, с успеваемостью и поведением ученика. Во всяком случае, право на то, чтобы стать пионером, всерьез обсуждалось вначале в его классе, а потом и на Совете школьной . И ему могли иногда и отказать. На деле же красные галстуки повязывали практически всем. Основной массе четвероклассников их вручали 22 апреля, в день рождения Ленина. Причем проходили эти церемонии либо у памятника вождю, либо в крупном зале, например, кинотеатра.

Вначале мальчики и девочки читали вслух «Торжественное обещание». После чего кто-то из приглашенных или коммунистов повязывал каждому из них символизировавший своими тремя концами связь трех коммунистических поколений красный галстук и вручал пионерский значок такого же цвета с портретом Ленина. Завершали праздник жест новоиспеченного пионера рукой, поднятой по диагонали над головой в пилотке, и своеобразный пароль со словами «Будь готов! Всегда готов!». Те же, кому не посчастливилось стать в пионерский строй в апреле, получали свой шанс в праздничный день 19 мая. Но только уже без особых торжеств и речей.

Отряды и звенья

Став пионерским, обычный школьный тут же превращался в отряд, возглавлявшийся вожатым из числа старшеклассников и носивший, как правило, имя какого-то пионера-героя или просто погибшего героя одной из войн ХХ века. Например, убитого кулаками Павлика Морозова или «молодогвардейца» Олега Кошевого. Отряд делился на звенья. А совокупность всех школьных отрядов именовалась дружиной. Основными занятиями пионеров, помимо хорошей учебы и подготовки к вступлению в комсомол, считались участие в «Тимуровском движении» и субботниках, сбор и металлолома. Покинуть ряды организации пионер мог только в двух случаях: после достижения 14 лет и вступления в комсомол, или при исключении за « » и хулиганство.

День пионерии

Кстати, праздник, отмечаемый 19 мая и получивший при рождении название «День Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина», мог стать таковым и в другой день. Но предпринятая в 1918 году первая попытка создать в Советской России, по примеру американских , отряды юных коммунистов, оказалась не слишком успешной. В стране началась Гражданская война, и большевикам стало не до малочисленных отрядов своих несовершеннолетних последователей.

Вторая попытка, случившаяся в ноябре 1921 года, получилась более жизнестойкой. После принятия решения о создании детской политической организации, поначалу носившей имя римского раба и Спартака, в Москве появилось несколько «спартаковских» групп, использовавших невиданные до того символы - красные галстуки и пятиконечные звездочки. 7 мая того же года в одном из столичных парков запылал первый пионерский костер. А еще через 12 дней Всероссийская конференция , позднее ставшая Съездом ВЛКСМ, приняла решение о создании в стране организации, состоящей из пионерских отрядов. В том же году композитор Сергей Кайдан-Дешкин и поэт Александр Жаров написали песню со словами «Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы пионеры - дети рабочих», и она сразу же получила статус гимна.

Связанная статья

«Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут!». Слова этой нехитрой песенки, посвященные школьникам младших классов советских времен, знают, наверное, многие носившие в детстве с гордостью пятиконечную звездочку. И кто понятия при этом не имел, что входил в массовую политическую организацию. Но вряд ли все они столь же хорошо помнят, кто и как принимал их в октябрята и вручал значок с портретом юного Ленина.

В октябрята - в ноябре

Первый недоуменный вопрос, который мог бы задать зарубежный исследователь истории детско-юношеских политических движений Советского Союза, звучит так: «Почему именно ?». И определенная логика в этом присутствует. Ведь торжественное вручение звездочек обычно приурочивалось к праздничной советской дате 7 ноября, ко дню Октябрьской революции.

Ответ иностранцу кроется как раз в упомянутом названии российской революции 1917 года. 7 ноября, когда в Петрограде прозвучал знаменитый выстрел из пушки крейсера «Аврора», по старому стилю было 25 октября. И именно по этой «календарной» причине революция стала именоваться «Октябрьской». А младшеклассников советских школ, чтобы они не забывали о важнейшем для страны событии, с 1923-1924 года начали называть «октябрятами». Любопытно, что поначалу в октябрята принимали только наиболее достойных детей, родившихся в 1917-м. А вот в последние СССР в них поголовно записывали всех, кто учился в первом классе.

Рубиновая звездочка

Нынешнее поколение юных своим « » из прошлого, может, наверное, по-хорошему немного позавидовать. Ведь церемония принятия в октябрята была для семи-восьмилетних ребят действительно грандиозным праздником. Готовиться к ней и к будущему вступлению они начинали заранее, с первых школьных дней учили стихи и утвержденные руководившим школьными организациями ЦК ВЛКСМ правила поведения и законы. Такие, например, как «Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые»; «Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут»; «Октябрята стремятся стать юными пионерами» и другие.

Неординарной для советских детей являлась и проходившая, как правило, в спортивном или актовом зале школы процедура получения символов движения - красивых пятиконечных звездочек рубинового цвета. Из центра которых на ребят и мир внимательно смотрел кудрявый мальчик Володя Ульянов. Он же - будущий вождь Октябрьской революции Владимир Ленин. Значки, первые в жизни удостоверения и красные флажки октябрятам вручали, а заодно и напутствовали, ставшие их вожатыми и . Кстати, у первых советских октябрят звездочки были из ткани и пришивались на левой стороне рубашки.

Под знаком серпа и молота

На следующий день после торжественного приема новоиспеченные октябрята, их классный руководитель и вожатые проводили первое собрание, на котором формировались так называемые «звездочки» или «пятерки». Иначе говоря, группы школьников по пять человек, каждый из которых имел свою должность и свои обязанности - командир, библиотекарь, санитар, физкультурник, цветовод. Вожатый группы и его помощник, помогавшие подшефным не только в подготовке к вступлению в пионеры, но и в организации всех общественных мероприятий, именовались в честь государственного страны «серп» и «молот». Главным для октябрят считалась Всесоюзная неделя, предшествовавшая дню рождения Ленина (22 апреля). Встречать ее было нужно отличными оценками по учебе и поведению и активным участием в проходивших 22 числа каждого месяца «Ленинских чтениях».

ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Комитет Союза Молодежи), или просто комсомол, являлся крупнейшей молодежной политической организацией Советского Союза. Он считался непосредственным резервом коммунистической партии, готовя для нее, в том числе, и руководящие кадры. Любая акция комсомольцев проходила обязательное согласование у «старших товарищей». А одна партийная рекомендация для вступления в члены ВЛКСМ даже равнялась двум комсомольским.

Сколько орденов у комсомола?

В советские времена декларировалось, что стать членом ВЛКСМ может любой того желающий гражданин страны от 14 до 28 лет. В реальности же все было не столь просто. Фактически прием в комсомольцы-добровольцы осуществлялся только после очень серьезной проверки кандидата на соответствие высокому, как тогда считалось, званию молодого коммуниста. Первое, что требовалось от претендента на комсомольский билет, это написать заявление в свою организацию и обосновать его стремлением строить «светлое коммунистическое будущее» именно в составе ВЛКСМ. Важным приложением к заявлению являлись две рекомендации от со стажем не менее десяти месяцев, либо одна, но уже от члена КПСС.

Следующий этап приема заключался в рассмотрении заявления в первичной комсомольской организации, например, в учебном заведении или в роте . Она могла либо одобрить его, либо по каким-то причинам отклонить. Те, чьи заявления в итоге одобрялись, а их, особенно в конце эпохи социализма, было большинство, в определенный день приглашались в райком ВЛКСМ или в комитет комсомола воинской части на собеседование. Слишком сложным оно, впрочем, не являлось и обычно состояло из нескольких шаблонных вопросов и предполагало столь же шаблонные и «правильные» . Будущих комсомольцев экзаменовали на знание Устава ВЛКСМ, просили рассказать, почему они хотыт вступить в организацию. Кроме того, им предлагали назвать количество государственных наград у комсомола (их было шесть; половина из них - ордена Ленина, еще три - ордена Красного , Трудового Красного знамени и Октябрьской революции), вспомнить имена руководителей страны и ВЛКСМ, а также наиболее важные советские даты.

Двухкопеечный взнос

Пройдя собеседование, потенциальный обычно уже знал, приняли ли его. И вскоре получал от секретаря комитета новенький красный с портретом Владимира Ильича Ленина и комсомольский билет такого же цвета со своей фотографией и графами для отметок о сдаче ежемесячных взносов. Школьники, студенты и призванные на срочную армейскую службу платили две копейки (стоимость двух коробков спичек или ежедневной газеты). Для тех, кто работал, взнос составлял один процент от зарплаты. Собирал их комсорг первичной организации, и он же ставил штамп. Неуплата взносов являлась одним из оснований для исключения из комсомола - наряду с аморальным поведением, пьянством, тунеядством, нарушениями дисциплины, и прочим, что именовалось негативными явлениями и подвергалось заслуженной критике.

К слову, столь уж безобидным исключение из комсомола, равно как и отказ вступить в него, не являлось. В дальнейшем оно нередко сказывалось на содержании характеристики для поступления в вуз или на хорошую работу. Достаточно серьезной санкцией для беспартийного, то есть не являвшегося членом КПСС или ВЛКСМ, был, к примеру, отказ комиссии райкома партии разрешить выезд за границу. Естественно, не мог человек, не получивший предварительно комсомольский билет, и вступить в единственную в СССР политическую партию. А, и сделать хорошую служебную карьеру.

Рожденный в октябре

Все годы своего существования комсомол гордился тем, что является ровесником Октябрьской революции. На самом деле в октябре 1917-го в России создавались только разобщенные и именовавшиеся «социалистическими» молодежные союзы. Официальная же ВЛКСМ - 29 октября 1918 года, когда в Москве открылся I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи. Руководителем советского комсомола на этом съезде был избран Ефим Цетлин, в 37-м расстрелянный как «враг народа». В тех же 1937-1939 годах печальную судьбу Цетлина разделили еще пятеро предвоенных комсомольских вожаков. И вообще, из всей первой главных комсомольцев СССР своей смертью умер только отсидевший 17 лет в лагерях Александр Мильчаков.

Видео по теме

Павлик Морозов – пионер, чье имя было прославлено советскими средствами массовой информации. Его подвиг заключался в том, что он выдал властям своего родного отца, узнав о том, как тот активно решил сопротивляться советской власти. Его имя стало неким собирательным образом подростка, готовым пойти на все ради светлого коммунистического будущего. В 30-е годы XX века известно более 30 детей, которые повторили подвиг Павлика Морозова и стали символами молодого советского государства.

Родился Павел Тимофеевич Морозов в 1918 году в селе Герасимовка Свердловской области. Он организовал в своем родном селе первый и активно агитировал за создание колхоза. Кулаки, в число которых входил и Тимофей Морозов, активно противодействовали советской власти и устроили заговор, с целью сорвать хлебозаготовки. Павлик случайно узнал о готовившейся диверсии. Юный пионер не остановился ни перед чем и разоблачил кулаков. Селяне, узнавшие о том, что сын сдал своего родного отца властям, зверски расправились с Павликом и его младшим братом. Их жестоко убили в лесу.


О подвиге Павлика Морозова написано немало книг, о нем слагали песни и стихи. Первую песню о Павлике Морозове написал тогда еще никому не известный молодой писатель Сергей Михалков. Это произведение сделало его в одночасье очень популярным и востребованным автором. В 1948 году именем Павлика Морозова была названа улица в Москве и поставлен памятник.


Павлик Морозов был не первым


Известно, по меньшей мере восемь случаев, когда детей убивали за доносы. Эти события произошли раньше убийства Павлика Морозова.


В селе Сорочинцы Павел Тесля также донес на своего отца, за что и поплатился жизнью пятью годами ранее Морозова.


Еще семь подобных случаев произошло в различных деревнях. За два года до гибели Павлика Морозова в Азербайджане был зарезан доносчик Гриша Акопян.


Еще до смерти Павлика, газета «Пионерская правда» рассказывала случаи, когда юных доносчиков жестоко убивали односельчане. Здесь же публиковались тексты доносов детей, со всеми подробностями.


Последователи Павлика Морозова


Жестокие расправы над юными доносчиками продолжались. В 1932 году было убито за доносы трое детей, в 1934 – шесть, а в 1935 – девять.


Примечательна история Прони Колыбина, который донес на свою мать, обвинив ее в краже социалистической собственности. Нищая женщина собирала на колхозном поле опавшие колоски, чтобы хоть как-то прокормить семью, включая самого Проню. Женщину посадили, а мальчика отправили на отдых в Артек.


Митя Гордиенко также приметил на колхозном поле пару, которая собирала опавшие колоски. В итоге по доносу юного пионера мужчину расстреляли, а женщину приговорили к десяти годам лишения свободы. Митя Гордиенко получил в подарок наградные часы, «Ленинские внучата», новые сапоги и пионерский костюм.


Чукотский мальчик, которого звали Ятыргин, узнал, что оленеводы собрались увести свои стада на Аляску. Он сообщил об этом большевикам, за что разъяренные оленеводы ударили Ятыргина топором по голове и бросили в яму. Думая, что мальчик уже умер. Однако он сумел выжить и добраться до «своих». Когда Ятыргина торжественно принимали в пионеры, то было решено дать ему новое имя – Павлик Морозов, с которым он и дожил до старости.

Видео по теме

Большая часть людей, которым исполнилось 10 лет до 1989 года, помнят тот день, когда они перед строем своих одноклассников произнесли: «Я, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза». Пионером мог стать каждый школьник, достигший 10 лет и произнесший на торжественной линейке обещание выполнять законы пионерской организации. А кто не мог им быть?

Дети классовых врагов

У истоков пионерской организации стояла Надежда Константиновна Крупская. В 1921 году она выступила с докладом «О бойскаутизме», в котором советовала комсомольцам обратить внимание на опыт скаутских детских отрядов и создать организацию «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Резолюция, принятая 19 мая 1922 года на II конференции ВЛКСМ, гласила: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы «скаутинг». Учитывая опыт Московской организации, Конференция поставляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК».
Пионерия с самого начала создавалась как коммунистическая организация пролетарских детей. «Мы - пионеры, дети рабочих!» - пелось в хорошо известной всем песне. В пионерскую организацию принимали, прежде всего, детей из рабочих и бедных крестьянских семей. Детям «классовых врагов» - представителей буржуазии и кулачества – путь в организацию был заказан.

Впрочем, вряд ли они туда стремились, ведь первые пионеры должны были действительно соответствовать идеалам строителей коммунизма, в том числе быть активными борцами с религией и другими «пережитками прошлого». Пионеры помогали старшим бороться с беспризорностью, обучали желающих грамоте, работали наравне со взрослыми, когда была объявлена борьба с разрухой.
Позднее, в 30-е годы, прием в пионеры стал массовым, пионерские организации существовали во всех школах. Жизнь детей сделалась более упорядоченной, в число пионерских обязанностей вошли хорошая учеба и примерное поведение в школе. В этот период в пионеры не принимали детей «врагов народа». Сохранилось много воспоминаний тех, кому довелось пройти через унизительную процедуру исключения из пионеров, - с них снимали галстук при всей школе.

Хулиганы и двоечники

Позднее, в эпоху развитого социализма, из жизни пионерской организации ушли романтика ее первых лет и яростная непримиримость к врагам. В пионеры стали принимать всех, кому исполнилось 10 лет. Считалось, что пионерами могут стать самые лучшие, те, кто хорошо учится, активно участвует в жизни школы, в сборе макулатуры, является тимуровцем и так далее. Но на деле в пионеры принимали всех. Происходило это по следующей схеме. Самых лучших, круглых отличников и активистов, в пионеры принимали красиво в день рождения Ленина на главной площади города, у памятника вождю. Тех, кто учился похуже и особых достижений не имел, - в школе на торжественной линейке. А потом совсем незаметно и без парадности галстук повязывали самым отпетым двоечникам и хулиганам. Считалось, что их могут и вовсе не принять в пионеры, что действительно крайне редко, но происходило. Каждый такой случай считался едва ли не ЧП. Неудивительно, что такое формальное отношение привело в итоге к тому, что пионерия погрязла в формализме.

Дети священников

Была в СССР еще одна категория детей, которые не носили красных галстуков, - это дети священнослужителей и верующих людей. Таких семей было немного. При этом детям священников не было запрещено вступать в пионеры, напротив, в школе были бы рады тому, что еще один ребенок из «поповской» семьи отказался от заблуждений своих родителей. Такие дети сами не хотели вступать в пионерскую организацию. Некоторые - под давлением родителей, другие – по причине искренней религиозности. Поскольку в стране была объявлена свобода совести и вступление в пионеры декларировалось как дело добровольное, никто этих детей повязывать галстуки не принуждал.

Что в СССР делали пионеры, как принимали в комсомол и кто такие октябрята?

Ответ редакции

После победы Октябрьской революции в различных городах возникли красные детские организации, группы и объединения. 19 мая 1922 года 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

В первые годы советской власти пионеры помогали беспризорникам и боролись с безграмотностью, собирали книги и устраивали библиотеки, занимались в технических кружках, ухаживали за животными, ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг.

АиФ.ru вспоминает, как в советское время принимали в октябрята, пионеры и кто мог стать комсомольцем.

С какого класса принимали в октябрята?

Октябрятами становились школьники 1-3-х классов, объединяемые на добровольных началах в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок — пятиконечная звезда с детским портретом Ленина. Символом был красный октябрьский флажок.

В честь победы Октябрьской революции с 1923 года школьников называли «октябрята». Октябрята объединялись в звёздочки (аналог пионерского звена) — 5 октябрят и ещё «серп» и «молот» — вожатый звёздочки и его помощник. В звёздочке октябрёнок мог занять одну из должностей — командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.

В последние десятилетия советской власти в октябрята принимали всех подряд учеников начальной школы, обычно уже в первом классе.

Кого принимали в пионеры?

В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Формально приём осуществлялся на добровольной основе. Отбор кандидатов производился открытым голосованием на сборе пионерского отряда (обычно соответствовавшего классу) или на высшем — на уровне школы — пионерском органе: на Совете дружины.

Ученик, вступающий в пионерскую организацию, на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза (текст обещания в 1980-х годах можно было увидеть на задней обложке школьных тетрадей). Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал новичку красный пионерский галстук и пионерский значок. Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей её знамени. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров; пионер был обязан заботиться о своём галстуке и беречь его.

Приветствием пионеров был салют — поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. «Будь готов!» — призывал пионеров вожатый и слышал в ответ: «Всегда готов!»

Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, например 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.

К членам организации, нарушившим Законы пионеров Советского Союза, применялись наказания: обсуждение на сборе звена, отряда, совета дружины; замечание; предупреждение об исключении; как крайняя мера — исключение из пионерской организации. Исключить из пионеров могли за неудовлетворительное поведение и хулиганство.

Сбор металлолома и макулатуры и другие виды общественно-полезной работы, помощь младшеклассникам, участие в военно-спортивных «Зарницах», занятия в кружках и, конечно, отличная учёба — вот чем были наполнены пионерские будни.

Как становились комсомольцами?

Комсомольцами становились с 14 лет. Приём проводили индивидуально. Для подачи заявления нужна была рекомендация коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой.

Тем, чьё заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Чтобы пройти собеседование, нужно было выучить устав ВЛКСМ, имена ключевых вождей комсомола и партии, важные даты и главное — ответить на вопрос: «Почему ты хочешь стать комсомольцем?».

Любой из членов комитета мог на испытательном этапе задать каверзный вопрос. Если кандидат успешно проходил собеседование, ему вручали комсомольский билет, в котором документировалась уплата взносов. Школьники и студенты платили 2 коп. в месяц, работающие — один процент от зарплаты.

Исключить из комсомола могли за разгильдяйство, посещение церкви, за неуплату членских взносов, за семейные неурядицы. Исключение из организации грозило отсутствием хорошей перспективы и карьеры в будущем. Бывший комсомолец не имел права вступить в партию, уехать за границу, в некоторых случаях ему грозило увольнение с работы.