Легендарное оружие ниндзя. Вот это оружие

Меч ниндзя (синобигатана; ниндзято ) - один из самых любопытных предметов в арсенале японских «воинов ночи». И дело даже не в особой хитроумности его устройства - с этой стороны как раз всё просто, а в том огромном количестве нелепиц, которое в настоящее время сообщается об этом оружии в многочисленных популярных изданиях.


Мечи ниндзя


Меч в разобранном виде и ножны в разрезе

Что же реально представлял собой этот загадочный меч синобигатана ? Нава Юмио описывает его следующим образом (названия частей японского меча и ножа см. на рис. на с. 419). Рукоять меча (цука ) ниндзя была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, в оплетку рукояти синобигатаны не вплеталось украшение мэнуки . Гарда у синобигатана была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывали черным лаком, либо сначала обтягивали кожей и лишь затем крыли лаком. Никаких украшений на них обычно не было. На конец ножен надевали конусовидную железную головку кодзири . Для прочности ножны охватывали металлическим кольцом. К куригата - специальному выступу с отверстием на ножнах крепился более длинный, чем обычно, шнур сагэо - около 3,6 м. Сам клинок обычно был относительно коротким.


Названия частей японского меча и ножен

Интересно, что здесь нет ни слова о том, что «шпионский» меч имел прямой клинок, хотя на этом настаивают многие авторы популярных работ о ниндзюцу , и хотя в настоящее время подобный меч «синобигатана » выставлен даже в так называемом «музее» ниндзюцу в городе Ига Уэно (интересно, что во время моего первого посещения этого «музея» в 1997 г. синобигатана с прямым клинком представлена не была…), который представляет собой отнюдь не научно-исследовательское, а чисто туристически-увеселительное учреждение.

Популяризаторы ниндзюцу и разного рода «сэнсэи » утверждают, что ниндзя не имели возможности приобретать мечи у профессиональных кузнецов и потому наладили собственное производство. Правда, при этом, то ли в силу незнания технологий, то ли в силу отсутствия у них доступа к качественному металлу, они были принуждены выковывать мечи самой простой формы - с прямым сравнительно широким клинком и толстой спинкой, по качеству далеко не равные благородным классическим японским мечам-катана . Другие авторы, в глазах которых положение ниндзя выглядит, видимо, не столь безнадежно-отчаянным, объясняют специфическую форму синобигатаны спецификой шпионского стиля фехтования, строившегося главным образом на уколах.

Однако в действительности в работах наиболее авторитетных историков ниндзюцу и специалистов по традиционному японскому оружию мечи синобигатана с прямыми клинками либо вообще не упоминаются, либо ставится под сомнение сам факт их существования. Специалисты полагают, что синобигатана с прямыми клинками - выдумка режиссеров кинобоевиков, имевшая целью дополнительно заинтриговать публику и нашедшая живой отклик у фальсификаторов ниндзюцу и их не в меру экзальтированных последователей.

Разделяю эту точку зрения и я. И самым убедительным доказательством ее правоты считаю тот простой факт, что до сего дня не найдено ни одного меча синобигатана с прямым клинком, относительно которого были бы даны весомые доказательства того, что он действительно принадлежал реальному ниндзя , участвовавшему в феодальных войнах.


Выхватывание меча из положения за спиной

Главной особенностью шпионского меча авторы работ по истории ниндзюцу называют его функциональность. Так, чтобы ножны синобигатаны (сая ) не привлекали к себе внимание, их делали очень простыми, лишенными всякой красивости, но прочными, чтобы их можно было использовать в качестве дубинки или подвесного насеста при длительном наблюдении за врагом. Нередко ножны делали сантиметров на десять длиннее клинка. В образовавшуюся пустоту помещали различные мелкие предметы: бо-сюрикэны , секретные документы, ослепляющий порошок и т. д. У некоторых образцов наконечник ножен (кодзири ) снимался, благодаря чему ножны, как утверждают некоторые авторы, можно было использовать как духовое ружье для стрельбы отравленными иголками или как трубку для дыхания под водой.

Более длинный, чем обычно, шнур сагэо также давал лазутчику массу преимуществ. Его использовали для связывания, устройства ловушек и т. д. Синоби даже кодифицировали так называемые «семь способов использования сагэо » - сагэо сити-дзюцу , о которых подробнее будет говориться далее.

Гарда (цуба ) синобигатаны , как уже говорилось, часто была квадратной со стороной около 8–10 см и толщиной около 5 мм. Такая простая форма, как считают, лучше соответствовала специфике работы ниндзя , использовавших гарду как ступеньку при подъеме на стену. Кроме того, большой квадратной гардой с заточенными краями и углами можно было располосовать лицо противника в ближнем бою, а стальным наконечником ножен - кодзири - пробить ему грудную клетку или выбить глаз. Правда, такие необычные цуба и кодзири не могли не бросаться в глаза и должны были постоянно привлекать к себе внимание.

Нава Юмио указывает, что акулья кожа, которой отделывались рукояти японских мечей, при попадании на нее воды сильно разбухает, и мечом становится пользоваться неудобно. Поэтому для защиты от воды ниндзя покрывали акулью кожу лаком (катаны с такими рукоятями действительно встречаются в коллекциях), а сверху закрывали еще и оленьей кожей, которая от воды, наоборот, сжимается, и обматывали нитью.

Мечи ниндзя , как правило, были относительно короткими, так как длинный меч - обуза во время разведывательных операций, когда надо продираться сквозь буераки и буреломы, лазить по деревьям и стенам. Длина клинка синобигатаны , судя по сохранившимся описаниям, колебалась в пределах от 42,5 до 54,5 см. При этом клинок действительно был относительно толстым и широким, но обладал прекрасными рубяще-режущими качествами.

В отличие от стандартных мечей, которыми пользовались обычные самураи, на клинке синобигатаны , как правило, не было ни желоба для стока крови, ни гравировки, так как гравированный меч легче поддается ржавчине при попадании на него воды (а ниндзя , как известно, постоянно приходилось форсировать реки, рвы, действовать под проливным дождем), а меч со стоком при рубке издает характерный свист, который может выдать синоби врагу.

Хочется отметить один любопытный факт. В западной и отечественной литературе почему-то модно описывать синобигатану не по сохранившимся описаниям в источниках, а по тайваньским и испанским подделкам-имитациям. Вот как описывает синобигатану уже упоминавшийся в этой главе В. Момот: «Кроме того, синоби-сайа (правильнее сая. - А.Г. ) часто оканчивается дополнительной заглушкой-пеналом с конусообразным кончиком, в котором имеется прорезь для универсального метательного ножа (хранящегося в нем же), который можно не только метать, но и, вставляя в прорезь и фиксируя его там, превратить ножны в короткое копье…

…В современных модификациях синобигатана под гардой очень часто имеется фиксатор для закрепления двух тонких сякэнов (метательных звезд) …

…За гасира (правильнее - касира. - А.Г. ) в рукояти меча ниндзя чаще всего скрывался еще один тайник, в котором воин-тень мог носить ослепляющую смесь или порох, яды, лекарства и т. п. Гасира в синобигатана не служит для укрепления шнура, а является крышкой для полости в цука, удерживающейся в рукояти за счет двух распирающих изнутри упругих пластинок».

Выглядит это описание, конечно, колоритно, но отражает оно не реальную историческую традицию японских средневековых лазутчиков-диверсантов (по крайней мере, ничего подобного не описывает ни один из японских специалистов), а технические находки современных дизайнеров, воплощенные в «синобигатана », которыми сейчас завалены сувенирные магазины по всему миру.

В кино мы то и дело видим ниндзя с заброшенным за спину мечом, с торчащей над правым плечом рукоятью и выступающим у левого бока наконечником ножен кодзири . Однако Нава Юмио считает, что таким способом ношения меча ниндзя в действительности не пользовались. Аргументы японского специалиста таковы.

Во-первых, торчащие рукоять и кодзири болтаются из стороны в сторону и беспрестанно задевают за ветки и кусты, производя совершенно ненужный шум. Во-вторых, такое положение меча не позволяет делать перекаты и кувырки, так как ножны при этом причиняют боль, а большая гарда грозит распороть лицо или пробить висок. В-третьих, выхватив меч, его практически невозможно вложить обратно в ножны. И, в-четвертых, относительно длинный меч в таком положении просто невозможно выхватить из ножен.

Вообще, традиция меча за спиной была известна японцам с глубочайшей древности. Правда, носили его иначе, нежели показывают в кинофильмах про ниндзя : рукоять над левым плечом, а кодзири у правого бока. При таком положении меча правша может легко выхватить даже довольно длинный меч и столь же легко вложить его обратно. По мнению Навы, именно этим традиционным для японских воинов способом и пользовались в случае необходимости «воины-тени», отнюдь не бывшие новаторами-рационализаторами в этом вопросе. Впрочем, это лишь гипотеза исследователя. И другие авторы считают, что ниндзя всё-таки носили меч на киношный манер в тех случаях, когда надо было куда-то лезть либо ползти.

Как бы то ни было, чаще всего меч ниндзя носили так же, как обычные воины: за поясом на левом боку. Именно это положение наиболее рационально, ибо меч находится в буквальном смысле под рукой. Его можно мгновенно выхватить, вытащить вместе с ножнами или засунуть обратно. Такая свобода маневра была очень кстати во время тайного проникновения во вражеский дом. Двигаясь в кромешной тьме, ниндзя почти до конца выдвигал меч вместе с ножнами из-за пояса и орудовал его рукоятью, как щупом. Если было нужно сделать кувырок, лазутчик одним движением левой руки сдвигал меч на центр живота, если же было нужно присесть, он перемещал меч на спину. Пролезая в щель под забором, «невидимка» вынимал его из-за пояса совсем, клал наземь, зажимал сагэо в зубах, лез в дыру, а затем втягивал меч за собой при помощи шнура.

Одной из самых интересных загадок меча синобигатана является окраска его клинка. Один из японских исследователей выдвинул любопытную гипотезу о том, что синобигатана специально делались черными, чтобы отблеск лунного света ночью не выдал местонахождения лазутчика. По его словам, с глубочайшей древности были известны так называемые «черные мечи» (курогатана ), считавшиеся одними из лучших. Это название, по его мнению, объясняется тем, что клинки курогатана целиком покрывались черным лаком.

Действительно, в настоящее время известны некоторые образцы японского оружия, выкрашенные в черный цвет. Например, в ХХ в. японцы специально чернили штыки, чтобы они не отсвечивали во время ночных атак. Да и сюрикэны , которые использовали ниндзя , тоже были черными. Тем не менее гипотеза о «черных мечах» на поверку оказывается совершенно беспочвенной.

Во-первых, название курогатана не встречается ни в каких старинных текстах. Во-вторых, ни один из знаменитых боевых мечей не имеет лакового покрытия. Дело в том, что для шлифовки и заточки такого меча требуются колоссальные усилия, так как необходимо каждый раз удалять весь лак. В действительности крытые лаком мечи назывались о-каси-гатана , что буквально означает «меч, даваемый взаймы». В периоды мира князья-даймё заказывали дешевые мечи десятками про запас на случай войны, чтобы после начала военных действий вооружать ими нанимаемых воинов. Так как эти мечи подлежали длительному хранению в арсеналах без употребления, их во избежание ржавления покрывали лаком (хорошие же мечи самураи хранили в бочках с маслом). Мечи о-каси-гатана обычно имели стандартную длину от 60 до 70 см, то есть были слишком длинными для ниндзя . Скорее всего, мечи ниндзя не были ни черными, ни серо-буро-малиновыми. И по внешнему виду их клинки ничем не отличались от обычных.

В. Момот в своей работе «Традиционное оружие ниндзя » пишет, что ниндзя никогда не полировали своих мечей, чтобы не «отсвечивать». Однако эта идея выглядит весьма сомнительной, так как в действительности полируют мечи совсем не для красоты, а ради защиты их от ржавчины.

Ниндзя (в вольном переводе - «воин-тень») - так называли разведчиков-невидимок, специалистов по тайным убийствам, шпионов, не оставлявших следов средневековых лазутчиков. Однако точный перевод более прост и емок - «терпеливые», а учение, которому они следовали, - ниндзюцу - переводится как «искусство быть терпеливым». Ниндзя слыли мастерами всех видов оружия, блестящими кулачными бойцами, знатоками многочисленных ядов, гениями маскировки, способными укрыться от врагов даже в чистом поле.

Ниндзя, тайные агенты средневековой Японии, не были самураями, но в продолжавшихся столетиями столкновениях военной знати они играли важную, иногда решающую роль. Они совершали порой невероятное. Так, утром 1540 года в одной из многочисленных комнат замка, принадлежавшего известному самураю Фугаси, слугам открылось страшное зрелище: в луже крови на татами лежало тело их хозяина. Вероятно, Фугаси даже не увидел своих убийц. Чуткий слух самурая не потревожил ни один звук - его убили спящим. Удивительным оказалось и другое: воины охраны лежали тут же, перебитые столь быстро, что даже не успели обнажить мечи. У некоторых на теле не было ран, но остекленевшие глаза застыли в ужасе. Чудовищное событие поражало и тем, что все двери были заперты изнутри, а сам замок представлял собой крепость, окруженную высокими стенами и глубоким рвом. У каждой двери, ведущей в покои Фугаси, стояла стража, так и не заметившая ни одного постороннего.

Сам факт убийства в средневековой Японии, раздираемой клановыми распрями, был неудивителен, однако характер удавшегося покушения и его загадочность породили немало слухов. Говорили о призраках-убийцах, обитавших в темных подвалах замка и проникших сквозь решетчатые бойницы в покои Фугаси, о духах мертвых, мстящих самураям за свою смерть. В то, что подобное могли совершить люди, верилось с трудом.

Почти через два столетия после этого события кортеж самурая Сёгуми направлялся в столицу. Дорога шла по опушке леса. Авангард охраны скрылся за поворотом, следом - Сёгуми. Когда и свита сделала поворот, ей открылась поистине мистическая картина - на конях сидели два воина без голов. Сам же самурай исчез, а его конь в испуге задирал морду вверх. Подняв взоры, охранники увидели тело их господина, повешенное на суку ели, наклонившейся над дорогой. Кто же сумел за несколько секунд расправиться с тремя сильными воинами? Поиски убийц в лесу ничего не дали.

Оба загадочных убийства уже в наше время были отнесены на счет ниндзя.

Предполагается, что ниндзя и их искусство действовать тайно и незаметно появились благодаря развитому в средневековой Японии ремеслу шпионажа.

Но есть утверждения, что ниндзюцу зародилось в Японии в VI веке, вскоре после проникновения в нее буддизма из Китая и Кореи. Однако другие исследователи, считают это вымыслом, который объясняется спецификой Востока, где считается, что чем древнее явление, тем оно ценнее. А раз ниндзюцу пережило столько веков, то уже одно это доказывает его ценность.

Уже с VI-VII веков в Японии было известно многое, что впоследствии взяли на вооружение ниндзя, например: изготовление и использование ядов, бои подручными средствами. Из буддизма приходят особые положения пальцев (мудра) и произнесение звуков (мантра), наполненных мистическим смыслом. Тогда же появляются знаменитые монахи-воины - ямабуси, воплощавшие собой дух отшельничества и мудрости. Они странствовали по Японии либо жили в горах, занимались самовоспитанием. Ямабуси великолепно владели всеми видами боевого искусства и нередко в периоды запрета на хранение холодного оружия обучали крестьян кулачному бою.

С усилением централизованной власти в VII-VIII веках возникает спрос на умелых шпионов и лазутчиков. Чтобы удовлетворить его, близ Киото появилась первая школа ниндзюцу, которая принадлежала клану Хаттори. Члены школы многому учились у ямабуси, однако в отличие от горных отшельников-воинов активно использовали знания для шпионажа в пользу своего хозяина. Самого названия «ниндзя» тогда не существовало, и те, кого принято считать родоначальниками ниндзюцу, сильно отличались от мифологизированных персонажей. Они состояли на службе у господина, работали по найму и не задумывались, что такое духовность.

К началу XII столетия в Японии наступил период кровавых междоусобиц. Самураи с еще большим усердием принялись за боевые искусства. Их практика в основном включала искусство владения копьем (содзюцу), фехтование на алебардах (нагината), стрельбу из лука (кодо), искусство владения мечом (кэндо), искусство верховой езды и бой на коне (бадзюцу). Шпионы, состоявшие при воюющих кланах, немало переняли из воинской подготовки самураев, однако устранили многие ритуальные элементы, не имеющие практического значения в бою. Использовали лишь то, что позволяло быстро одержать победу и избежать опасности. Если самурай не мог нарушить ритуал, так как все время находился на виду, да и вообще речь шла о его чести и духовности, то для шпионов проблемы морали, а тем более чести, не существовали.

Кроме того, само оружие накладывало отпечаток на технику ведения боя. Настоящий самурайский меч катана стоил страшно дорого.

Естественно, катана - «душа самурая» - был недоступен лазутчику. Шпионы пользовались малыми мечами - легкими и более хрупкими. Искусство владения катаной проявлялось в тати-кадзе - количестве махов мечом. Их должно быть как можно меньше, а оптимальным вариантом считалось убить соперника одним ударом, едва вынув катану из ножен. Легкий меч ниндзя не позволял наносить таких сокрушительных ударов, зато его можно было вращать и перебирать в руке, что делало технику более разнообразной и скоростной. Опытный ниндзя вращал меч с такой скоростью, что перед его корпусом возникал как бы защитный барьер, преграждавший путь стрелам.

Любой предмет в руках опытного воина превращался в оружие. Ниндзя, переодетый бродячим монахом, мог пустить в ход тяжелый монашеский посох. Для противника было полной неожиданностью, когда из конца безобидной палки выскакивало острое лезвие или вылетала отравленная стрелка. Иногда в посохе делалось отверстие, и там пряталась длинная цепь. Другая, короткая палка использовалась не только для защиты от ударов, но и в качестве рычага для заломов конечностей жертвы.

Характерным оружием ниндзя были кусаригама - крестьянский серп с прикрепленной к его рукояти длинной цепью; нунтяку (нунчаку) - цеп для обмолота зерна; тонфа - ручка ручной зерновой мельницы. Особую категорию составляли мелкие подручные предметы - тонки (например, обычная иголка). К тонкам относились и метательные орудия - например, сюрикены (остро заточенные многогранные пластины). Брошенные опытной рукой, они поражали цель на расстоянии до 25 метров. Сюрикены могли быть отравленными, от них почти не удавалось спастись, когда их метали веером по 5-6 штук.

Чтобы обезопасить себя от погони, ниндзя оставлял за собой острые шипы - тетсу-биси. В полутемных анфиладах замка стража неизбежно напарывалась на эти маленькие «мины», а ниндзя вновь исчезал непойманным и неузнанным.

Огнестрельное оружие редко использовалось лазутчиками. Выстрел обнаруживал стрелявшего. В ход шли эффективные на ближней дистанции и крайне неожиданные для жертвы духовые трубки с набором отравленных игл. Яд тоже входил в арсенал ниндзя.

Чтобы заполучить пленника, ниндзя обычно использовал тонкую крепкую веревку (Гасило) с небольшими утяжелителями на концах. Он бросал ее в ноги соперника, утяжелители по инерции закручивались вокруг них, и тот спотыкался; подскочив, ниндзя окончательно опутывал руки и ноги жертвы, продевая веревку под пах и закрепляя ее петлей на шее. При малейшей попытке освободиться пленник лишь затягивал ее еще больше.

Междоусобные войны XII века в Японии усилили роль наемных телохранителей и знатоков шпионажа, а последующий период японской истории - Камакура (1185-1333 гг.) стал временем возникновения многих школ ниндзюцу (только на острове Хонсю их насчитывалось от 25 до 70). Каждая деревня выделяла в дружину самурая-феодала людей - копьеносцев, пеших воинов, слуг. Часть из них превращалась в самураев низшего ранга, прозванных асигару (легконогие). Они-то и были прообразом тех, кого стали позднее называть ниндзя.

Со временем они стали образовывать кланы. Бойцы могли быть связаны родственными узами. Но превыше самого близкого родства была присяга. Она связывала клан строгой дисциплиной, основанной на подчинении младших старшим и соблюдении ритуалов самурайского общения. Тогда появилось разделение на три категории - гении, тюнин и дзенин. Непосредственными исполнителями саботажа, убийств, шпионажа были генины, а разрабатывали операции, руководили мелкими группами тюнины. Дзенины стояли на вершине этой иерархии.

Кланы ниндзя зачастую формировались и в деревнях - для обороны родного очага от набегов бандитов и удалых бродячих самураев. Между деревенскими ниндзя и самураями нередко происходили жестокие стычки. Чтобы не быть узнанными, простолюдины прикрывали лица масками из темной материи, оставляя открытыми лишь глаза. Отряды самообороны нередко нанимались и для сведения счетов между самураями.

Если ниндзя попадал в плен, наказание для него было крайне жестоким - его заживо варили в кипящем масле. Труп вывешивался на стене замка в качестве назидания, причем самураи гордились большим количеством неудавшихся покушений на них. Это говорило об их неуязвимости и о том, что «их берегут духи».

Придерживаясь крайнего практицизма, ниндзя не стремились победить врага «по правилам», как предписывал кодекс самурайской чести - бусидо. Надо было неожиданно появиться, нанести удар стилетом или мечом, подсыпать яд и так же неожиданно скрыться: «ниндзя приходит из пустоты и уходит в пустоту, не оставляя следов». Для осуществления этой заповеди имелись десятки методов. «Терпеливый» умел просачиваться сквозь небольшие щели, например пролезть под забором, сделав подкоп не более чем в 20×20 сантиметров. Благодаря тренировкам, начинавшимся в детстве, ниндзя могли без вреда для себя делать искусственные вывихи в плечевом, локтевом, тазобедренном суставах. Это помогало им, извиваясь как змея, освободиться от тугих пут или притвориться мертвым, лежа в немыслимой позе.

Основа тактики заключалась в том, чтобы выдавать ложное за действительное. Избегая неожиданного нападения, ниндзя, например, разжигал огонь в своем жилище, накрывал стол, а сам ночевал в укромном шалаше или землянке - личная безопасность превыше удобств. Великолепными притворщиками были ниндзя в бою. Получив удар, они делали вид, что корчатся от боли. Изо рта шла кровь, якобы из горла, а на самом деле высосанная из десны. Ниндзя падал, агонизировал, издавая предсмертные хрипы. Но стоило противнику приблизиться, как снизу следовал удар ножом либо в горло летел сюрикен.

Ниндзя старался избегать прямого столкновения, не рассчитывая оказаться сильнее самурая. В открытых дуэлях меч самурая был для шпиона смертным приговором. Вот почему надо было «прийти из пустоты» и нанести решающий удар. Случаи, когда казалось, что именно так и происходит, были нередки, и в феодальной Японии верили в существование тенго - мистических созданий, наполовину воронов, способных исчезать в одно мгновение, будто растворяясь в воздухе. На самом деле ниндзя достигал «невидимости», действуя, например, под покровом ночи, неслышно выслеживая свою жертву.

Огромное внимание уделялось умению маскироваться и использовать рельеф местности. Ниндзя мог часами плыть по реке, держась за бревно и сливаясь с ним, мог неделями делать подкоп под самурайский дом и подпиливать в нем каменные половицы. Вероятно, именно так убийцы проникли в замок самурая Фугаси.

Среди ниндзя было немало женщин, называемых куноити. Их главным оружием были красота, изворотливость и фанатизм. Они могли служить гейшами, служанками, выполнять крестьянскую работу. Лишенные возможности носить меч, уступая мужчинам в физической силе, они использовали заколки для волос и веера, которыми наносили удары в горло и лицо противнику. Если самурай распознавал куноити, ее отдавали на поругание страже и лишь потом убивали. Поэтому женщины ниндзя в минуту опасности следовали древнему ритуалу самоубийства. В отличие от мужчин, взрезавших себе живот в акте харакири или сеппуку, куноити производили дзигай - удар ножом в шею. Как правило, они делали это хладнокровно, на глазах врага показывая полное презрение к смерти.

Школы, где готовились ниндзя, находились в уединенных, недоступных, строго охраняемых местах. Все, что делалось в этих школах, было окутано глухим покровом тайны.

В секретных школах ниндзя обучали огромному множеству вещей. Главное внимание уделялось тренировке силы, выдержки и умения в совершенстве владеть своим телом, ведь от этого впоследствии могла зависеть жизнь ниндзя. Вдобавок будущие агенты осваивали различные способы выживания в экстремальных ситуациях - в ледяной воде или под водой, при длительном голодании, после получения тяжелых увечий. Они должны были также уметь быстро и незаметно, в полном снаряжении преодолевать любые препятствия - стены замка, засеки, бурные водные потоки, болота, проникать в самый неприступный вражеский лагерь. Немаловажное значение для успешной деятельности ниндзя имело владение искусством маскировки, ведь им часто приходилось под самыми разными личинами, в самых разных облачениях неожиданно скрываться, заметая следы. И потом, будущему тайному агенту, разумеется, полагалось безукоризненно владеть всеми существовавшими в Японии видами оружия, и прежде всего теми, что убивали бесшумно. Главным «оружием» ниндзя было терпение. Известен случай, когда ниндзя пробрался в замок самурая и, прикрепившись к потолку специальными когтями, ждал, пока самурай зайдет в зал. Однако самурай пришел не один, с ним были гости, которые сели играть в японские шашки - го.

Игра затянулась до поздней ночи. Ниндзя провисел под потолком почти пять часов, но он умел ждать. Когда гости наконец ушли, ниндзя выполнил свою задачу.

Молодые люди, прошедшие подобное многолетнее обучение, становились членами разбросанных по всей стране тайных обществ, в которых никто друг друга не знал. Ловко маскируясь, ниндзя поодиночке жили в городах и деревнях. Они не знали ни имен своих предводителей, ни где они живут и даже никогда не видели их. Такие меры предосторожности гарантировали, что в организацию не сможет проникнуть ни предатель, ни шпион.

Как ниндзя получали и выполняли задания? Когда самурай высокого ранга хотел воспользоваться услугами ниндзя, он направлял своего слугу в условленное место, где, как ему было известно, находился посредник тайной организации.

Такими местами, в частности, были увеселительные кварталы крупных городов. Как только посредник признавал в слонявшемся по улице чужаке вероятного заказчика, он подходил и завязывал беседу. Если эти двое заключали сделку, то посредник сообщал об этому другому посреднику. Тот, в свою очередь, передавал поручение - опять же окольными путями - начальнику ниндзя того округа, в котором следовало выполнить задание заказчика. Сначала начальник ниндзя узнавал о всех деталях планируемой операции, а затем отдавал приказ о ее проведении.

Ниндзя, который получал заказ, был полностью предоставлен самому себе. Он тщательно, учитывая каждую мелочь, готовился к предстоящему делу. Он собирал подробнейшую информацию обо всем, что имело отношение к его заданию: о месте будущей операции, человеке, которого он должен был убить, планировке замка, охране военного лагеря, устройстве защитных сооружений и о многом другом. Затем он подбирал подходящую одежду, необходимое снаряжение и оружие и под видом монаха, бродячего актера, торговца, крестьянина или переодевшись женщиной отправлялся в путь. По дороге он прислушивался ко всем разговорам и старался завязать нужные знакомства. Добравшись до места назначения, ниндзя начинал наблюдать за интересующими его людьми или объектами. Для этого он выбирал подходящее укрытие, где проводил, не шелохнувшись, по многу часов.

Узнав таким образом все, что было необходимо, он приступал к разработке плана действий. Следовало взвесить все возможные варианты и выбрать из них лишь один. Например, если ниндзя получал задание убить высокопоставленного самурая, то с помощью разных хитростей или акробатических трюков он должен был попасть к нему в дом. Нападал он обычно из засады - тихо, внезапно и вероломно, тут все средства были хороши. Ниндзя мог убить приговоренного к смерти человека, ударив его ребром ладони, задушив или заколов кинжалом. Иногда несчастных отправляли на тот свет, например, влив им в рот яд в то время, когда они спали.

Продумывая свои действия шаг за шагом, ниндзя всегда предусматривал и пути отступления. Скрываясь с места преступления, «воин-тень» мог прыгнуть в глубокий крепостной ров (тогда ему приходилось прятаться под водой и дышать через бамбуковую трубку) либо, вооружившись крючьями и веревкой, перескакивать с крыши на крышу или с одной верхушки дерева на другую - потому и пошла молва, что ниндзя умеют летать.

Чтобы очистить себе дорогу назад, ниндзя пользовался разными отвлекающими средствами: например, подготовив все заранее, поджигал дом своей жертвы. Поднималась суматоха. Пока домочадцы и челядь бегали за водой, звали на помощь, пытались тушить огонь, убийца уходил никем не замеченным.

Ниндзя был готов и к неудачному исходу дела. Если он попадал в руки противников, то убивал себя, вонзая в горло кинжал, или, если заколоть себя не успевал, раскусывал капсулу с ядом - ее во время чреватой опасностями операции он всегда предусмотрительно держал за щекой.

Ниндзя должен был владеть не только специальным оружием и приемами для осуществления тайных операций, но и не хуже самураев действовать их вооружением. Дело в том, что ниндзя часто внедрялись на службу к противнику и состояли в числе самураев этого клана. И если бы их вооружение чем-либо отличалось от вооружения остальных самураев, то плохо пришлось бы этим шпионам. Кроме того, ниндзя, как правило, имели достаточно средств, чтобы приобрести хороший меч, а хорошее оружие они любили ничуть не меньше самураев.

Видео о Ниндзя.

Оружие Ниндзя (сверху фото, снизу описание).

Колющее оружие с клинком круглого или многогранного сечения. Крюк у рукояти предназначен для перехвата оружия противника

Метательный нож

Меч длиной около полуметра. Навершие рукояти снабжено иглой, часто отравленной. Игла могла убираться внутрь полой рукояти. Меч носили за спиной

Обоюдоострый кинжал с дополнительным клинком, снабженный длинной веревкой с кольцом. Использовался как ударное оружие, а также в качестве кошки

Трансформировавшийся из сельскохозяйственного серпа. Часто им пользовались как парным оружием

Дополнительно оснащался цепочкой длиной 2,5 метра с грузом на конце

Японское метательное оружие скрытого ношения (хотя иногда использовалось и для ударов). Представляет собою небольшие клинки, изготовленные по типу повседневных вещей: звёздочек, игл, гвоздей, ножей, монет и так далее.

Металлический шарик с шипами, который ниндзя метал под ноги противнику

Миниатюрное духовое ружье длиной около полуметра, стреляло отравленными стрелками - хари (вверху)

Бамбуковое духовое ружье, стрелявшее стрелками в виде бумажного конуса с зазубренным отравленным наконечником

Боевой веер, при раскрывании которого обнажались отравленные спицы. Иногда веер скрывал миниатюрный арбалет

— укороченная стрела с более тяжёлым наконечником, напоминает дротик для дартс, но большего размера.Метательные стрелки длиной 10-15 сантиметров ниндзя носил по несколько штук в футляре, пристегнутом к ноге или предплечью

Боевой посох, внутри которого скрывалась цепь с гирьками

Полый посох, внутри которого замаскирована цепь с крюком на конце

Пустотелый шест с пропущенной через него веревкой с крюком. Выпущенные через специальные отверстия петли позволяют использовать сино-битсу в качестве лестницы.

Ниндзя. Многие про них знают, и многим они нравятся. Воспитанные и с самого детства обученные сложному искусству ниндзюцу, они боролись со своими главными соперниками - самураями. Передвигавшиеся словно тень в ночи, эти отважные воины нанимались за самую высокую цену, чтобы совершать своё чёрное дело, на которое самураи не способны.

Но что, если всё это - абсолютная неправда? Что, если современный образ древних ниндзя был полностью основан на комиксах и литературе в стиле фэнтези XX века?

Сегодня мы откроем вам 25 захватывающих фактов про настоящих ниндзя, существовавших в прошлом, и вы узнаете о них всю правду. Читайте и наслаждайтесь более точным и привлекательным образом этих японских воинов.

25. Ниндзя не назывались "ниндзя"

Согласно документам, идеограммы для этого слова в средневековый период правильно читались как "синоби-но моно". Само же слово "ниндзя", которое означает те же самые идеограммы, произнесённые в китайском чтении, стало популярным уже в XX веке.

24. Первое упоминание о ниндзя


Первая историческая запись о ниндзя появилась в военной хронике Тайхэйки, написанной приблизительно в 1375 году. В ней говорится, что однажды ночью ниндзя были отправлены в тыл врага, чтобы поджечь вражеские сооружения.

23. Золотой век ниндзя


Расцвет ниндзя пришёлся на XV-XVI века, когда Япония была охвачена междоусобными войнами. После 1600 года, когда в страну пришёл мир, начался упадок ниндзя.

22. Исторические записи


Существует ничтожное количество записей о ниндзя, сделанных в период войн, и только после прихода мира в 1600-ых годах некоторые ниндзя стали писать руководства о своих навыках и умениях.

Самым знаменитым из них является руководство по боевому искусству ниндзюцу, которое являлось своеобразной библией ниндзя и называлось "Бансэнсюкай". Оно было написано в 1676 году.

По всей Японии насчитывается порядка 400-500 руководств для ниндзя, многие из которых до сих пор хранятся в секрете.

21. Врагами самураев были не ниндзя


В популярных средствах массовой информации ниндзя и самураи часто изображаются врагами. На самом же деле, термин "ниндзя" часто соотносится к воинам любого класса в самурайской армии, а сами ниндзя были чем-то вроде спецназа, если сравнивать с современной армией. Многие самураи обучались ниндзюцу, сложному искусству, которым владели ниндзя, и хозяева держали их ближе к себе.

20. Ниндзя не были крестьянами


В популярных средствах массовой информации ниндзя также изображаются, как представители крестьянского сословия. На самом деле, ниндзя могли стать представители любого класса - как низшего, так и высшего сословия.

Только после 1600 года, когда в Японии воцарился мир, официальное положение ниндзя внутри клана было понижено с самурая до нового социального сословия под названием "дошин" (doshin) - самурая низкого ранга, "полусамурая". С течением времени ниндзя становились всё ниже в статусе, однако они всё ещё занимали более высокое социальное положение по сравнению с большинством крестьян.

19. Ниндзюцу - это не вид рукопашного боя


Распространено мнение о том, что ниндзюцу - это вид рукопашного боя, совокупность боевых искусств, которой обучают до сих пор по всему миру.

Однако идея специализированной формы рукопашного боя, практикуемого ниндзя, была придумана одним японцем в период 1950-60 годов. Эта новая боевая система стала популярной в Америке в 1980-ых годах во время бума ниндзя, превратившись в одно из самых популярных заблуждений про ниндзя.

На сегодняшний день в древних рукописях не найдено ни единого упоминания о подобной форме боевого искусства.

18. "Звёздочки ниндзя"


Метательные "звёздочки ниндзя" не имеют практически никакой исторической связи с ниндзя. Сюрикэны (именно так называется это метательное оружие скрытого ношения, изготовляемого в форме различных предметов: звёздочек, монет и др.) были секретным оружием во многих самурайских школах, и только в XX веке их стали ассоциировать с ниндзя благодаря комиксам, фильмам и анимэ.

17. Маска ниндзя


"Ниндзя никогда не увидишь без маски". На самом деле, нет ни единого упоминания о ниндзя, которые носили маски. Неожиданно, но, согласно древним руководствам для ниндзя, они не носили маски. Когда противник был близко, они должны были закрывать лицо своими длинными рукавами, а когда ниндзя работали группами, то надевали на голову белые повязки, чтобы видеть друг друга при лунном свете.

16. Костюм ниндзя

Популярный образ ниндзя невозможно представить без культового костюма. Это ошибочное наименование, так как "костюм" ниндзя кажется форменной одеждой только жителям западных стран. На самом деле это просто традиционная японская одежда вместе с маской.

Чёрные японские одежды можно сравнить с чёрным костюмом в современном Лондоне. Жители средневековой Японии могли носить маски на улице, чтобы остаться неузнанными. Так что неуместным и выделяющимся такой образ выглядит только в современном мире.

15. Чёрное или синее?


Сегодня популярен аргумент, что ниндзя не носили чёрное, потому что тогда в темноте они бы вообще друг друга не увидели, поэтому на самом деле они носили синюю одежду. Это неправильное представление, появившееся из руководства для ниндзя под названием "Шонинки" (Shoninki) ("Настоящий путь ниндзя" (True Path of the Ninja), написанного в 1861 году.

В нём говорится, что ниндзя могут носить синее, чтобы смешаться с толпой, так как этот цвет был популярным, подразумевая, что ниндзя не выделялись бы в городе среди людей. Им также предписывалось носить одежду чёрного цвета в безлунную ночь и белого - в полнолуние.

14. Ниндзя-то, или меч ниндзя


Знаменитый "ниндзя-то" или традиционный меч ниндзя - это меч с прямым лезвием с квадратной цубой (гардой). Современные ниндзя-то чаще всего имеют прямое лезвие, однако оригинальные мечи были слегка изогнутыми.

Мечи, которые были почти прямыми (они были изогнуты всего на несколько миллиметров) существовали в средневековой Японии и имели квадратную цубу, однако ассоциировать их с ниндзя стали лишь в XX веке. Руководства для ниндзя предписывали использовать обычные мечи.

13. Тайные жесты ниндзя

Ниндзя известны своими тайными жестами рук. Эта особая техника положения рук под названием "кудзи-кири" не имеет реальной связи с ниндзя.

Техника кудзи-кири, как её назвали в Японии, своими корнями уходит в даосизм и индуизм. Из Индии она была привезена в Японию буддийскими монахами, поэтому многие ошибочно воспринимают её как метод наведения порчи.

На самом же деле, это серия жестов, которую использовали при медитации, во время ритуалов и в японских боевых искусствах. Связывать кудзи-кири с ниндзя, опять же, стали только в XX веке.

12. Ниндзя не пользовались дымовыми бомбами


Образ ниндзя, использующего дымовую бомбу, очень распространён. Однако, будучи полностью ошибочным, он вводит в заблуждение.

Руководства для ниндзя на самом деле не содержат упоминаний о дымовых бомбах, однако в них есть сотни инструкций для создания "огненного" оружия: фугасов, ручных гранат, водостойких факелов, греческого огня, огненных стрел, взрывных снарядов и отравленного газа.

11. Никто не знал, кем на самом деле были ниндзя


Это полуправда. Ниндзя делились на ян-ниндзя, которых можно было увидеть, и инь-ниндзя, невидимых ниндзя, личность которых всегда оставалась в тайне.

Поскольку никто никогда не видел инь-ниндзя, они могли принимать участие в миссиях, не боясь быть кем-либо узнанными. С другой стороны, группу ниндзя можно было нанять в открытую: они перемещались вместе с армией, у них были собственные бараки, они были освобождены от несения обязанностей во время привала и были хорошо известны среди равных себе.

10. Ниндзя - это чёрные колдуны

До образа ниндзя-убийцы был популярен образ ниндзя-колдуна, воина-заклинателя. В старых японских фильмах ниндзя используют магию, чтобы обмануть своих врагов.

Занимательно, но среди умений и навыков ниндзя действительно существовало определённое количество ритуальной магии: от волшебных шпилек, делающих их невидимыми, до принесения собаки в жертву, чтобы получить божью помощь. Впрочем, обычные самурайские навыки также содержали элементы магии. В то время это было обычным делом.

9. Ниндзя не были убийцами


Это больше семантический аргумент. Проще говоря, ниндзя с самого раннего возраста не обучали искусству убивать, чтобы их могли нанять другие кланы.

Большинство ниндзя обучались тайным операциям, шпионскому мастерству, умению добывать информацию, проникать в тыл противника, обращаться со взрывчатыми веществами и многое другое. Ниндзя нанимали в качестве убийц лишь в последнюю очередь. В руководствах для ниндзя крайне редко говорится на эту тему. Убийства не были их основным профилем.

8. Хаттори Хандзо (Hattori Hanzo) - реальный человек

Хаттори Хандзо стал известным благодаря фильмам "Убить Билла" (мастер-оружейник, создававший лучшие японские мечи в мире), но в реальности он был самураем и главой рода ниндзя. Он стал знаменитым полководцем, получив за свою свирепость в бою прозвище "дьявол Хандзо".

Считается, что он написал или унаследовал один из древнейших существующих манускриптов ниндзя.

7. Большинство ошибочных утверждений о ниндзя появилось в XX веке


Эпоха ниндзя завершилась в конце XIX века, когда Япония встала на путь модернизации. Хотя домыслы и фантазии о ниндзя существовали даже во времена ниндзя, первый большой бум популярности ниндзя в Японии начался в самом начале 1900-х г.г., когда об исторических шпионах и разведчиках было известно не очень много.

Книги о ниндзя были популярными и между 1910 и 1970 годами, а поскольку многие из них были написаны любителями и энтузиастами, то они были полны ошибочных утверждений и фальсификаций, которые позже, в 1980-ых годах, во время бума популярности ниндзя, были переведены на английский язык.

6. Научное изучение ниндзя

Тема ниндзя была поводом для смеха в японских академических кругах, и на протяжении десятилетий изучение их техник и учений осуждалось и ставилось в один ряд с причудливыми фантазиями.

Доктор Стивен Тернбулл (Stephen Turnbull) из Лидского университета (Англия) в 1990-ых годах издал несколько книг о ниндзя, однако в своей недавней статье он признался, что исследования были ошибочными, и теперь он изучает эту тему досконально с единственной целью - опубликовать правду про ниндзя.

Только в течение последних 2-3 лет в Японии начали проводить серьёзные исследования. Адъюнкт-профессор Юдзи Ямада (Yuji Yamada) возглавляет команду учёных из Университета Миэ (Mie Universit), ведущих исследования, посвящённые теме ниндзя.

5. Манускрипты ниндзя закодированы


Как было сказано, манускрипты ниндзя были закодированы, чтобы оставаться в секрете. На самом деле, это неправильное представление о японском способе составления списка навыков. Многие свитки в Японии, по разным темам - это просто перечни навыков.

Например, "мастерство Лиса" или "навык невидимого плаща" без соответствующего обучения передавались из поколения в поколение, поэтому со временем их истинные значения были утеряны, однако их никогда не зашифровывали.

4. Если ниндзя провалит миссию, он покончит жизнь самоубийством


На самом деле, это всего лишь голливудский миф. Не существует никаких доказательств того, что ошибка в миссии ведёт к самоубийству.

На самом деле, некоторые руководства учат, что лучше провалить миссию, чем выполнять её в спешке, создавая проблемы. Лучше подождать другой, более подходящей возможности.

Существуют исторические доказательства того, что ниндзя могли убивать себя и сжигать себя заживо, если попадали в плен к врагу - чтобы скрыть свою личность.

3. Сверхчеловеческая сила


Считается, что ниндзя обладают гораздо большей физической силой, чем обычные воины, однако на самом деле было лишь определённое количество ниндзя, которые обучались и тренировались в войсках специального назначения.
Многие ниндзя вели двойную жизнь, притворяясь обычными жителями в провинциях противника: они занимались ежедневными обычными делами, торговали или путешествовали, что способствовало распространению о них "нужных" слухов.

Ниндзя должны были быть устойчивыми к болезням, обладать высоким интеллектом, уметь быстро разговаривать и иметь глупый вид (потому что люди игнорируют тех, кто выглядит глупым).

Забавный факт: один ниндзя ушёл в отставку из-за болей в спине.

2. Ниндзя больше не существует


В Японии есть люди, называющие себя мастерами школ , происхождение которых восходит к временам самураев. Этот вопрос очень спорный и деликатный. На сегодняшний день все те, кто называет себя настоящими ниндзя, не предоставили никаких доказательств, чтобы убедить в своей правоте.

Это значит, что не осталось ни одного настоящего ниндзя. Хотя мир всё ещё ждёт доказательств…

1. Реальные ниндзя гораздо круче, чем вымышленные


В то время как вымышленные ниндзя будоражили сердца людей на протяжении почти 100 лет, всплывающая историческая правда оказывается гораздо более впечатляющей и интересной.

С появлением исторических руководств для ниндзя, которые сейчас публикуются на английском языке, всплывает их более реалистичный и неожиданный образ. Теперь ниндзя можно рассматривать как часть самурайской военной машины, каждый с определённым набором навыков и умений, имеющий подготовку в таких областях, как шпионаж, проведение секретных операций, одиночная деятельность в тылу врага, слежка, специалисты по взрывчатым веществам и подрывники, специалисты-психологи.

Этот новый и улучшенный образ японского ниндзя вызывает больше уважения за глубину и сложность приёмов ведения войны самураев.



Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] Горбылев Алексей Михайлович

Меч ниндзя

Меч ниндзя

Меч ниндзя (синоби-гатана, ниндзя-то) - один из самых любопытных предметов в арсенале японских «воинов ночи» (рис. 43).

Дело не в особой хитроумности его устройства - с этой стороны как раз все просто, а в том огромном количестве нелепиц и лжи, которое в настоящее время сообщается о нем в многочисленных популярных изданиях.

Что же реально представлял собой этот «загадочный» меч ниндзя-то?

На основе дошедших до наших дней образцов этого оружия, Нава Юмио описывает синоби-гатану следующим образом (названия частей японского меча и ножа см. на рис. 44).

Рукоять меча (цука) ниндзя была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, в оплетку рукояти синоби-гатаны не вплеталось украшение мэнуки. Гарда у ниндзя-то была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывали черным лаком, либо сначала обтягивали кожей и лишь затем крыли лаком. Никаких украшений на них обычно не было. На конец ножен надевали отточенную железную головку кодзири. Для прочности ножны охватывали одним металлическим кольцом. К специальному выступу с отверстием на ножнах куригата крепился более длинный, чем обычно, шнур сагэо - около 3,6 метров. Сам клинок обычно был относительно коротким.

И все. Ничего не заметили? Здесь нет ни слова о том, что «шпионский» меч был прямым! Действительно, ни в музее нин-дзюцу в Ига Уэно, ни в ниндзя-ясики в г. Конан я таких мечей не видел. Кроме того, прямые мечи ниндзя-то не описаны ни в работах японских историков нин-дзюцу, ни в японских энциклопедиях по традиционному оружию, ни в справочниках по мечам. Иными словами, прямые мечи ниндзя-то - выдумка режиссеров боевиков. Так что если кто-то попытается демонстрировать вам «технику фехтования ниндзя» с прямым мечом в руках, можете быть уверены - перед вами жулик. Никакие утверждения вроде: «у нас в школе было именно так…», - здесь не проходят. Как не проходят и объяснения, что ниндзя не имели возможности изготовить или купить качественный меч, а потому делали свои мечи прямыми и довольно грубыми. Ниндзя ценили качественное оружие не меньше самураев, да и средств у них на его приобретение вполне хватало. Кроме того, у прямого меча по сравнению с обычной катаной очень много недостатков в бою.

Главной особенностью шпионского меча являлась его функциональность. Для того чтобы ножны ниндзя-то (сая) не привлекали к себе глазы любопытных, их делали очень простыми, лишенными всякой красивости, но прочными, чтобы их можно было использовать в качестве дубинки или как подвесной насест при длительном наблюдении за врагом. Нередко ножны были сантиметров на десять длиннее клинка. В образовавшуюся пустоту помещали различные мелкие предметы: бо-сюрикэны, секретные документы, ослепляющий порошок и т. д. У некоторых образцов наконечник ножен (кодзири) снимался, благодаря чему появлалась возможность использовать ножны как духовое ружье для стрельбы отравленными иголками, или как трубку для дыхания под водой.

Более длинный, чем обычно, шнур сагэо также давал лазутчику массу преимуществ. Его использовали для связывания, устройства ловушек и т. д. Синоби даже кодифицировали пресловутые «семь способов использования сагэо» - сагэо сити-дзюцу, о которых подробнее будет говориться далее.

Гарда (цуба) синоби-гатаны, как уже говорилось, была квадратной, со стороной около 8-10 см и толщиной около 5 мм. Такая простая форма лучше соответствовала специфике работы ниндзя, использовавших гарду как ступеньку при влезании. Кроме того, большой квадратной гардой с заточенными краями и углами можно располосовать лицо противника в ближнем бою, а стальным набалдашником ножен кодзири пробить ему грудную клетку или выбить глаз.

Нава Юмио указывает, что акулья кожа, которой отделывали рукояти японских мечей, при попадании на нее воды сильно разбухает, и мечом становится пользоваться неудобнее. Поэтому для защиты от воды ниндзя покрывали акулью кожу лаком (такие образцы мечей действительно встречаются в коллекциях), а сверху закрывали еще и оленьей кожей, которая от воды, наоборот, сжимается, и обматывали нитью.

Мечи ниндзя, как правило, были относительно короткими, так как длинный меч - обуза во время разведывательных операций, когда надо продираться сквозь буераки и буреломы, лазить по деревьям и стенам. Длина клинка синоби-гатаны, судя по сохранившимся образцам, колебалась в пределах от 42,5 см до 54,5 см. При этом клинок был относительно толстым и широким, но обладал прекрасными рубяще-режущими качествами.

В отличие от стандартных мечей, которыми пользовались обычные самураи, на клинке синоби-гатаны, как правило, не было ни желоба для стока крови, ни гравировки, так как гравированный меч легче поддается ржавчине при попадании на него воды (ниндзя, как известно, то и дело приходилось форсировать реки, рвы, действовать под проливным дождем), а меч со стоком при рубке издает характерный свист, который может выдать синоби врагу.

Хочется отметить один любопытный факт. В западной и отечественной литературе почему-то принято описывать мечи ниндзя-то не по сохранившимся подлинникам, а по испанским подделкам-имитациям. Вот как описывает синоби-гатану уже упоминавшийся в этой главе В. Момот: «Кроме того, синоби-сайа (правильнее сая - прим. автора) часто оканчивается дополнительной заглушкой-пеналом с конусообразным кончиком, в котором имеется прорезь для универсального метательного ножа (хранящегося в нем же), который можно не только метать, но и, вставляя в прорезь и фиксируя его там, превратить ножны в короткое копье…

…В современных модификациях ниндзя-то под гардой очень часто имеется фиксатор для закрепления двух тонких сякэнов (метательных звезд)… За гасира (правильнее касира - прим. автора) в рукояти меча ниндзя чаще всего скрывался еще один тайник, в котором воин-тень мог носить ослепляющую смесь или порох, яды, лекарства и т. п. Гасира в ниндзя-то не служит для укрепления шнура, а является крышкой для полости в цука, удерживающейся в рукояти за счет двух распирающих изнутри упругих пластинок».

Выглядит это описание, конечно, колоритно, но отражает оно не реальную историческую традицию японских средневековых лазутчиков-диверсантов (по крайней мере, ничего подобного не описывает ни один из японских специалистов), а технические находки испанских дизайнеров, воплощенные в тех фантастических «ниндзя-то», которыми сейчас завалены магазины Москвы и других крупных городов Европы.

НОШЕНИЕ МЕЧА НИНДЗЯ-ТО

В кино мы то и дело видим ниндзя с заброшенным за спину мечом, с торчащей над правым плечом рукоятью и выступающим у левого бока набалдашником-кодзири. Однако Нава Юмио считает, что таким способом ношения меча ниндзя в действительности не пользовались. Аргументы японского специалиста таковы:

Во-первых, торчащие рукоять и кодзири беспрестанно задевают за ветки и кусты, производя совершенно ненужный шум. Во-вторых, такое положение меча не позволяет делать перекаты и кувырки, так как ножны при этом причиняют боль, а большая гарда грозит распороть лицо или пробить висок. В-третьих, выхватив меч, его практически невозможно вложить обратно в ножны. И, в-четвертых, относительно длинный меч в таком положении просто невозможно выхватить из ножен.

Вообще способ ношения меча за спиной был известен японцам с глубокой древности. Правда, носили его иначе, нежели показывают в фильмах про ниндзя: рукоять над левым плечом, а кодзири у правого бока. Этот вариант хорош тем, что правша может легко выхватить даже довольно длинный меч и столь же легко вложить его обратно. По мнению Навы, именно этим традиционным для японских воинов способом пользовались в случае необходимости «воины-тени», отнюдь не являвшиеся новаторами в данном вопросе.

Как бы то ни было, чаще всего меч ниндзя носили так, как и обычные воины - за поясом на левом боку. Именно это положение наиболее рационально, ибо меч находится в буквальном смысле под рукой. Его можно мгновенно выхватить, вытащить вместе с ножнами или засунуть обратно. Такая свобода маневра очень кстати во время тайного проникновения во вражеский дом. Двигаясь в кромешной тьме, ниндзя почти до конца выдвигал меч вместе с ножнами из-за пояса и орудовал его рукоятью как щупом. Если было нужно сделать кувырок, лазутчик одним движением левой руки сдвигал меч на середину живота, если же было нужно присесть, он перемещал меч на спину. Пролезая в щель под забором, «невидимка» вынимал его из-за пояса совсем, клал наземь, зажимал сагэо в зубах, лез в дыру, а затем втягивал меч за собой шнуром.

ОКРАСКА НИНДЗЯ-ТО

Один из японских исследователей мечей выдвинул любопытную гипотезу, согласно которой ниндзя-то специально делали черными, чтобы отблеск лунного света ночью не выдавал местонахождение лазутчика. По его словам, с глубочайшей древности были известны так называемые «черные мечи» (курогатана), считавшиеся одними из лучших. Это название, по его мнению, объясняется тем, что клинки курогатана целиком покрывались черным лаком.

Действительно, в настоящее время известны некоторые образцы японского оружия, выкрашенные в черный цвет. Известно, например, что в XX веке японцы специально чернили штыки, чтобы они не отсвечивали во время ночных атак. Да и сюрикэны, которые использовали ниндзя, тоже были черными. Тем не менее, гипотеза о «черных мечах» на поверку оказывается совершенно беспочвенной.

Во-первых, название «курогатана» не встречается в древних текстах. Во-вторых, ни один из знаменитых боевых мечей не имеет лакового покрытия. Дело в том, что для шлифовки и заточки такого меча требуются колоссальные усилия, так как необходимо каждый раз удалять весь лак. В действительности, покрытые лаком мечи назывались о-каси-гатана, что буквально означает «меч, даваемый взаймы». В периоды мира князья-даймё заказывали дешевые мечи десятками про запас на случай войны, чтобы после начала военных действий вооружать ими вновь призванных на службу воинов. Так как эти мечи подлежали долгому хранению в арсеналах без употребления, их во избежание ржавления покрывали лаком (хорошие же мечи самураи хранили в бочках с маслом). Мечи о-каси-гатана обычно имели длину от 60 до 70 см, т. е. были слишком длинными для ниндзя.

В.Н. Попенко в своей книжке «Древнее оружие Востока» приводит десятки способов окраски мечей в разные цвета радужного спектра, якобы соответствующие традициям разных школ нин-дзюцу. Он пишет: «Каждая школа, чтобы подчеркнуть свое отличие и индивидуальность, использовала, помимо традиционных, также и клинки «своего» цвета… Рецепты окраски каждая школа хранила в тайне, однако секреты многих цветов были разгаданы». Согласно утверждениям Попенко, мечи Тогакурэ-рю были голубыми, Синсю-рю - сине-черными, Хатуро-рю (вероятно, имеется ввиду Хагуро-рю - прим. автора) - темно-вишневыми, Ёсицунэ-рю - бронзово-коричневыми и т. д. и т. п.

Познакомившись с этими «разгаданными» секретами, автор испытал настоящее чувство зависти: какой счастливый человек, этот Виктор Николаевич Попенко! У него, видимо, в кланах ниндзя обширные связи! Даже в японских музеях нин-дзюцу ни одного крашенного меча нет, а он уже где-то рецепты окраски клинков сразу по одиннадцати школам раздобыл!

Но увы! Крашенных «по-попенковски» мечей в Японии пока не нашли. И как ни поражают воображение отдельных слишком доверчивых «товарищей» голубые мечи школы Тогакурэ-рю, все это чистейшей воды выдумка «горе-ниндзеведа», начитавшегося работ по современной металлургии. Чего стоит только одна фраза в описании технологии хромирования (его, согласно Попенко, использовали «все школы»): «В современных условиях применяются различные способы хромирования (металлизации): электролитический, химический, газоплазменный (напыление), плакированием, осаждением химических соединений из газовой фазы, электрофорезом, вакуумным взрывом, лазерный, плазменный, погружением в расплав и другие». Да, далеко шагнула мысль средневековых лазутчиков…

Нет! Не были мечи ниндзя ни черными, ни серо-буро-малиновыми. И по внешнему виду клинки их ничем не отличались от обычных.

Другой «крутой» отечественный специалист, В. Момот, в своей работе «Традиционное оружие ниндзя» (том 1, с. 176) пишет, что ниндзя за редким исключением никогда не полировали своих мечей, чтобы те не «отсвечивали». Однако и это утверждение далеко от истины, так как в действительности мечи полируют совсем не для красоты, а ради защиты их от ржавчины.

САГЭО СИТИ-ДЗЮЦУ - «СЕМЬ СПОСОБОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САГЭО»

Сагэо - шнур для крепления ножен на поясе - представляет собой длинный плоский шнур, продеваемый в отверстие на специальном выступе ножен, называемом кури-гагата и находящемся в 7–8 см от их устья. После того, как меч в ножнах засовывают за пояс, ножны привязывают к поясу посредством сагэо, чтобы предотвратить его выпадение оттуда и надежно зафиксировать на месте.

Обычно сагэо имеет длину около 180 см. Однако у синоби-гатаны он намного длиннее - от 240 до 360 см. Дело в том, что ниндзя использовали сагэо не только для крепления ножен за поясом, но и другими способами, которые известны под общим названием «семь способов использования сагэо».

1. В абсолютной темноте ниндзя, как и все обычные люди, видеть не могли. Поэтому при проникновении во вражеский дом следовало использовать кое-какие меры предосторожности, чтобы не напороться вдруг на хозяина, севшего в засаду с занесенным над головой мечом.

Если ниндзя предполагал наличие засады, он использовал уловку, именуемую «дзасагаси-но дзюцу », или «дза-сагурино хо », - «техника поиска места» (рис. 46).

Суть этой техники состоит в том, чтобы двигаться в кромешной тьме по комнате по траектории полукруга, используя меч в качестве щупа. Для этого нужно вытащить меч вместе с ножнами из-за кушака, достать клинок из ножен так, чтобы в устье осталось лишь 5–6 см и, взявшись за рукоять, выставить меч вперед(лезвие обращено вверх, спинка меча, естественно, развернута вниз) с подвешенными на нем ножнами как щуп. Чтобы ножны не упали на пол, их нужно придерживать, натягивая сагэо, который сначала держат левой рукой, а потом зажимают между зубами. Приняв такую изготовку, можно перемещаться, двигаясь спиной вдоль стены и как можно ниже припадая к полу. Мечом с висящими на нем ножнами действуют как щупом, двигая из стороны в сторону, словно обмахиваясь веером. Если ножны вдруг натолкнутся на какую-то преграду, значит, в темноте притаился враг - ведь в середине японской комнаты никакой мебели не бывает, а шпион двигается спиной вдоль стены и может хорошо ориентироваться в пространстве. В такой ситуации ниндзя выплевывает шнур, ножны падают на пол, а «невидимка», мгновенно отдернув руку с клинком для замаха, наносит два-три укола в темноту, туда, где был обнаружен объект.

Здесь нужно отметить две дополнительных хитрости. Во-первых, ниндзя должен двигаться, опустившись максимально низко, чтобы его не настиг внезапный горизонтальный рассекающий удар. Во-вторых, уколы нужно выполнять, развернув клинок горизонтально, так как велика вероятность, что они придутся в область ребер. Если клинок стоит вертикально, он наткнется на ребра, и рана не будет опасной.

2. Сагэо можно использовать как замену пояса, если его перерезали в рукопашной схватке, или просто нет под рукой. В случае ранения шнур может заменить жгут для остановки кровотечения путем тугой перетяжки конечности на отрезке, расположенном ближе к сердцу, чем рана.

Другой вариант применения - связывание пленника. Длины «шпионского» шнура вполне для этого достаточно.

Правда, в такой ситуации ниндзя мог воспользоваться и гораздо более короткой веревочкой, длиной в каких-нибудь 6 сун (около 18 см), откуда и происходит ее название: «рокусун-нава» - «веревка длиной в 6 сун». Иное название той же веревочки раскрывает сущность этого способа связывания - «юби-гатамэ-нава» - «веревка для связывания (удержания) пальцев». Пленнику заводили обе руки за спину, скрещивали большие пальцы его рук и крестообразно перетягивали их шнурком пониже сустава (рис. 47).

Освободиться от такой «фиксирующей повязки» практически невозможно. А небольшие размеры шнурка позволяют запросто «перевязать» одним сагэо, порезанным на части, человек семь-восемь.

3. Сагэо можно использовать в качестве ёдзин-нава - «веревки предосторожности» при использовании уловки нава-бари - «натягивание веревок». Этот способ использования шнура входит, кроме того, в число так называемых «хитростей на дороге» (цуро-сикакэ ). Чтобы уберечься от «визита» нежданного гостя, ниндзя протягивал веревку поперек входа в свою спальню на высоте голени. В ночной темноте при отсутствии освещения такая веревочная преграда оказывалась весьма неприятным сюрпризом для врага: споткнувшись о нее, он кубарем летел на пол комнаты. Разбуженный шумом падения, ниндзя располагавшийся, как правило, в самом центре комнаты, моментально выхватывал меч из ножен и одним махом наносил удар в том направлении, куда падал незадачливый противник.

4. Перебираясь через высокий забор, ниндзя приставлял к нему синоби-гатану, воткнув ее окованным металлическим кончиком ножен-кодзири в землю. Зажав кончик сагэо в зубах, он отталкивался ногой от широкой гарды и прыгал вверх, стараясь схватиться руками за гребень. Вскарабкавшись на вершину стены, «невидимка» шнуром втягивал за собой меч. Такая уловка называлась «цури-гатана-но хо» - «способ ужения меча» (рис. 48–49).

5. Сагэо использовали для постановки «походной палатки» при ночевке в «полевых условиях» («нонака дзин-бари-но хо» - «постановка лагерем в поле»). Для этого ниндзя обвивал шнуром три-четыре стоящих поблизости друг от друга дерева и сверху натягивал лист промасленной бумаги, под которым можно было укрыться от дождя и снега.

6. Еще один вариант употребления сагэо для устройства «места ночлега» назывался табимакура-но хо - «способ походной подушки». В этом случае использовалась пара мечей - длинный и короткий. Связав шнуры обоих мечей друг с другом, ниндзя туго натягивал их под телом. Мечи помещались вдоль тела, и ниндзя ложился спиной поверх связанных сагэо. Большой меч (дайто) находился слева от шпиона, а малый (сёто) - справа. Спал шпион, обхватив дайто левым предплечьем (рис. 50).

Если подкравшийся враг пытался отобрать меч у заснувшего ниндзя, то связка с другим мечом не позволяла сделать это незаметно. А ниндзя, очнувшись ото сна, но все еще оставаясь в лежачем положении, сбрасывал ножны в сторону ног и одновременно обнажал меч движением руки в сторону головы и закалывал врага. Подобный вариант обнажения меча (батто) очень характерен для ниндзя. Из-за того, что выхватывание происходит одновременно с броском ножен в противоположном направлении, скорость этого движения почти в два раза выше, чем при других способах выхватывания меча.

Кроме того, при неожиданном нападении противника, когда нужно срочно удирать, а времени заткнуть мечи за пояс нет, благодаря связанным сагэо их можно просто повесить на шею и бежать в таком виде, на ходу приводя себя в порядок.

7. Яри-домэ-но дзюцу - «способ остановки копья», или нагацука-дори - «захват длинного древка» - так называется техника оплетания длинного древкового оружия противника вроде копья или алебарды с помощью шнура, чтобы сковать его действия и, воспользовавшись временной беспомощностью, заколоть мечом (рис. 51).

Для этого необходимо вытащить меч из-за пояса вместе с ножнами и мгновенно привязать к рукояти конец сагэо. После этого клинок извлекают из ножен правой рукой. Ножны как дубинку берут в левую руку рядом с устьем (коигути) и вытягивают в сторону противника в положение сэйган: рука находится напротив точки тандэн, локализуемой в месте на три пальца ниже пупка, а кончик оружия устремлен в горло противника. Правую руку с обнаженным мечом поднимают над головой в позицию дзёдан, так чтобы сагэо оказался туго натянутым в вертикальном положении с левой стороны от тела шпиона. В этой позиции нужно ждать действий противника.

Если противник наносит укол копьем в живот, удар отражают скрещенными мечом и ножнами движением сверху вниз, стараясь прижать копье к земле. Если это удалось, следует мгновенно наступить ногой на древко, придавить его к земле и одновременно уколом меча поразить противника. Если противник наносит укол в лицо, удар отклоняется «крестом» снизу вверх, после чего нужно нанести укол мечом, скользя им вдоль древка копья.

Если же противник колет в грудь слева от сагэо, нужно сделать небольшой шаг вперед-вправо по диагонали, отражая укол влево, согнуть левую руку в локте и зажать древко копья в сгибе руки. Затем, скрещивая меч и ножны, оплести шнуром древко копья противника. Следуя за возвратным движением копья, сблизиться с противником и пронзить ему грудь клинком, находящимся в горизонтальном положении.

Если противник выполняет укол справа от сагэо, нужно сделать шаг по диагонали вперед-влево, отклонить копье влево, зажать его древко под правую мышку и оплести шнуром, сковав движения. При попытке противника выдернуть оружие моментально с ним сблизиться и заколоть.

автора

Глава 2. ОРУЖИЕ НИНДЗЯ Описание оружия ниндзя традиционно составляет один из самых больших разделов в книгах о ниндзюцу. Различные виды боевых цепей, серпов, кастетов, духовых трубок и прочих «дьявольских» штучек, равно как и способы применения таковых действительно

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Огнестрельное оружие и артиллерия ниндзя Как это ни странно, но такой крупнейший специалист по истории нин-дзюцу как Нава Юмио начинает разговор о вооружении ниндзя именно с огневых средств. Дело в том, что японские «невидимки» в числе самых первых в стране Восходящего

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Меч ниндзя Меч ниндзя (синоби-гатана, ниндзя-то) - один из самых любопытных предметов в арсенале японских «воинов ночи» (рис. 43). Дело не в особой хитроумности его устройства - с этой стороны как раз все просто, а в том огромном количестве нелепиц и лжи, которое в настоящее

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Фехтование ниндзя Сразу нужно оговориться, что о фехтовании ниндзя (синоби-кэн-дзюцу, синоби иай-дзюцу) мы знаем очень и очень мало по той простой причине, что в старинных источниках эта тема практически не отражена. С другой стороны, кино успело уже сформировать

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Потайное оружие ниндзя Действуя на территории противника, ниндзя не должен ни на секунду забывать о том, что все вокруг враги, что надо всегда быть готовым дать им отпор. Однако у «невидимки» далеко не всегда есть возможность использовать стандартное оружие. На этот

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Фантастическое вооружение ниндзя Хацуми Масааки включил в свою книгу «Ниндзя нинпо гахо» (Токио, 1977) целый ряд оригинальных видов вооружения и снаряжения, упоминаний о которых не найти в старинных текстах или работах других исследователей. В принципе, эта его книга была

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Глава 4. НИНДЗЯ-ЯСИКИ - «ШПИОНСКАЯ УСАДЬБА» С некоторой натяжкой к снаряжению ниндзя можно отнести и специальные дома ниндзя-ясики, в которых «ночные демоны» проживали со своими семьями. До наших дней сохранилось довольно много таких «шпионских домов», начиненных

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Питательные и жаждоутоляющие пилюли ниндзя Одно из значений иероглифа «нин», как, вероятно, знает читатель, - «терпеть», «выносить». Рассказывают, что, пробравшись в дом врага, «ночные демоны» порой неделями выжидали удобного случая, чтобы отправить на тот свет свою

Из книги Когти невидимок [Подлинное оружие и снаряжение ниндзя] автора Горбылев Алексей Михайлович

Лекарства и военно-полевая медицина ниндзя Знание медицины и фармакологии в тех суровых условиях, в которых приходилось жить ниндзя, имело первостепенное значение. Ранения мечом, стрелами, ножом; падения, сопровождающиеся переломами, вывихами, растяжениями; ушибы,

автора Тарновский Вольфганг

Кто такие ниндзя? Ниндзя (в вольном переводе - «воин-тень», лазутчик) - так называли воинов-одиночек, специально подготовленных для выполнения тайных поручений - разведки, диверсий, убийств предводителей врагов. Ниндзя, тайные агенты старой Японии, не были самураями, но

Из книги Самураи [Рыцари Дальнего Востока] автора Тарновский Вольфганг

Как ниндзя получали и выполняли задания? Когда сегун, даймё или самурай высокого ранга хотел воспользоваться услугами ниндзя, он направлял слугу в условное место, где, как ему было известно, находился посредник тайной организации.Такими местами, в частности, были

автора

НИНДЗЯ: ГЕРОИ, НАЁМНИКИ И ПРЕДАТЕЛИ «Post mortem nihil est; ipsa que mors nihil». «После смерти нет ничего; да и сама смерть – тоже ничто». Фраза в римском театре Сколько разнообразных легенд и историй ходит о великих шпионах и лазутчиках японского средневековья – ниндзя. Это –

Из книги Школа ниндзя. Тайны воинов тьмы автора Маслов Алексей Александрович

ВОССТАНИЕ НИНДЗЯ «На самом деле, умирать имеет смысл только за свободу, ибо лишь тогда человек уверен, что он умирает не целиком». Альбер Камю Родина ниндзяВ конце ХVI в. Ода Нобунага начинает гонения против буддизма. Кланы ниндзя восприняли их крайне негативно. И вот

Из книги Школа ниндзя. Тайны воинов тьмы автора Маслов Алексей Александрович

НИНДЗЯ ВОЗВРАЩАЮТСЯ?! Игра в ниндзяКажется, давно канули в Лету подвиги «воинов ночи»; ушли в прошлое штурм крепостей, хитро умные способы преодоления оборонительных рвов и методы тайного устранения конкурентов. Современная разведка действует эффективнее, превосходит

Из книги Дворцовые перевороты автора Згурская Мария Павловна

Докё и ниндзя Считается, что амбициям монаха Докё мы обязаны возникновению и такого культурного феномена, как таинственные воины-ниндзя, прочно обосновавшиеся в умах людей, пространстве легенд и мифов и современном искусстве. Есть ли в такой гипотезе хотя бы доля истины?

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Ниндзя: путь невидимых воинов Они нападали молниеносно. Убивали бесшумно. Сеяли страх и ужас. Как призраки, они слетали на указанных им врагов. В средневековой Японии, где сто лет не стихала гражданская война, такие бойцы были как нельзя кстати. Их ремесло долго оставалось

В книгах, посвященных искусству ниндзюцу, можно увидеть описания огромного количества типов холодного боевого оружия ниндзя – всевозможных мечей, серпов, алебард, трубок, сюрикенов и т.д.

Но с исторической точки зрения специфическим холодным оружием ниндзя, которое использовали лишь «воины ночи» являлись всего пара десятков видов военных предметов, которые были незаметны и использовались скрытно. Остальное в такой же мере применялось самураями и бандитами.

Виды холодного оружия синоби

Меч ниндзя (ниндзя – то, гатана) – короткий изогнутый меч с металлической рукоятью, опутанный черными полосками кожи. О мече ниндзя под влиянием боевиков сложилось большое количество заблуждений. Ниндзя–то был не прямым, а слегка изогнутым и не носился за спиной, как показано в фильмах. Во избежание привлечения внимания к наемному убийце на лезвии, ножнах и рукояти отсутствовали узоры, орнамент и драгоценности. Зачастую ножны меча (сая) делали длиннее, чем лезвие и в пустое пространство клали небольшие вещи, которые могли помочь синоби в сложной ситуации – сюрикены, отравляющие порошки, документы.

Ашико – острые металлические когти, которые надевались на ступни и помогали с высокой скоростью взбираться на деревья и стены. Также использовались в качестве оружия – ими можно было нанести тяжкие повреждения.

Шуко – подобно ашико применялся для лазания по деревьям и преодоления высоких укреплений.

Какуте – оружие женщины–ниндзя. Представляло собой кольцо с заостренными выступами, на которые наносился яд.

Кама – боевое оружие в виде серпа, с рукоятью длиной 45 см и закрепленным перпендикулярно к ней лезвием изогнутой формы. Зачастую применялось в качестве парного оружия.

Кусари-гама – кама, к которой крепилась цепь с грузом на другом конце. С помощью цепи производился перехват оружия врага и выбрасывание лезвия на расстояние длины цепи с последующим возвращением камы в руки ниндзя.

Кагинава – кошка на веревке или цепи большой длины. Использовалась для преодоления стен.

Киёкетсу-шоге – веревка с привязанным на одном конце ножом, а на другом – рукояткой в виде обруча.

Нагината – японская алебарда с пятнадцатисантиметровым лезвием. Нагинату часто носили монахи-воины сохеи, ниндзя использовали ее, если хотели замаскироваться под них.

Неко-те – металлические, иногда отравленные когти, которые надевались на пальцы. В основном, применялись женщинами – синоби куноичи для повреждения глаз соперника.

Саи – японский трезубец, представляющий собой острый круглый или многогранный шестидесятисантиметровый стержень, с заточенными гардами.

Шобо – острый металлический стержень, который присоединялся к среднему пальцу с помощью специального кольца.

Сюрикен – тонкая заточенная металлическая пластина, которая использовалась, в основном, для остановки врага. Иногда на концы сюрикена наносился яд, но ниндзя с отравленным сюрикеном по неосторожности мог ранить сам себя и умереть от своего же яда.

Метательные стрелки – заостренные стержни длиной 10-15 см, носились скрытно в специальном колчане на руке.

Тэссэн - веер металлическими заточенными спицами. Часто использовался в качестве небольшого щита.

Фукия, фукибари – духовая трубка 5-30 сантиметров длиной. С помощью нее ниндзя мог стрелять отравленными иглами.

Оружие ниндзя видео

В видео перечислены наиболее интересные предметы из арсенала синоби.