Военные машины древнего мира. Метательные орудия древности

Введение

С названиями метательных машин в научной литературе царит ужасная неразбериха. На то есть четыре причины:

– путаница между греческими, римскими и позднейшими системами классификации;

– смешивание названий метательных машин вообще (катапульта) с названиями отдельных видов (скорпион, онагр);

– туманное изложение технических вопросов в трудах античных и средневековых авторов;

– небрежность современных исследователей.

Я тоже исследователь неблагонадежный. С Архимедом я лично знаком не был, с Вегецием на брудершафт не пил и в осаде Алезии не участвовал.

Данная статья призвана ввести неосведомленного читателя в основной круг понятий, связанных с допороховой артиллерией, а не расставить все точки над "и" в этом темном вопросе. Однако, автора не покидает надежда, что и достаточно осведомленные в вопросе читатели смогут найти здесь по меньшей мере две-три любопытных иллюстрации.

Прототипы: праща и лук

Самым первым метательным устройством была праща . Как все знают, праща представляет собой кожаную или веревочную вроде бы авоську. В эту авоську вкладывали поначалу камень, а позднее стали использовать и небольшие свинцовые слитки, лат. glandes . Потом авоську искусно раскручивали над головой, отпускали веревочку (?) – и смертоносный предмет летел в лоб противнику.

Предмет летел, конечно, не очень прицельно. Однако за счет увеличения линейной скорости камня при отрыве от авоськи по сравнению с простым броском рукой, это был прогресс, первый шаг вперед на нелегком пути человечества к нейтронной бомбе.

Позднее, но никак не позже 1500 г. до н.э., появился лук. Называя столь позднюю дату, я не имею в виду, что именно тогда появился первый лук – ясно, что история метательных устройств подобного типа насчитывает многие тысячи, если не десятки тысяч лет. Я имею в виду лишь неоспоримо достоверную датировку массового применения луков в военном деле.

Вначале лук делался из цельного куска подходящего дерева. (В Средние Века самым подходящим считался испанский тис, а как обстояли дела с военными материалами в Египте или в Ассирии мне неизвестно.) Такой цельнодеревянный лук у современных исследователей называется простым .

Потом был изобретен лук композитный . Это уже своего рода HiTec. Композитный лук изготавливался по меньшей мере из трех частей:

1. Одной центральной, как правило прямой, за которую, собственно, лучник держал лук при стрельбе.

2. Двух "плечей" или "рогов", которые являлись упругими метательными элементами и изготавливались из дерева, из кости (рога крупных животных) или по более сложным технологиям, например выклеивались во много слоев из различных пород древесины.

Конструкция лука могла усиливаться дополнительными элементами, костяными или бронзовыми пластинами, металлическими или роговыми наконечниками в местах крепления тетивы и т.д.

Первыми композитный лук достоверно применили скифы в VI в. до н.э., но как любые "первые" они были наверняка по меньшей мере вторыми. В частности, у Гомера тоже описаны композитные луки. Другой вопрос, что датировка самих "Одиссеи" и "Илиады" по сей день остается под большим вопросом, а потому относить изобретение композитного лука ко временам Троянской войны (XII в. до н.э.?) было бы опрометчиво.

Забавно, что эти два вида ручного метательного оружия – праща и лук – по сути исчерпывают физические принципы, на которых работали серийные метательные машины Античности. (О не-серийных я расскажу отдельно.) Эти принципы таковы: использование потенциальной энергии согнутого/скрученного упругого элемента (как в луке) и удлинение плеча броскового рычага при вращательном движении для увеличения линейной скорости снаряда (как в праще).

Исследователи архаической военной техники на второй принцип обычно закрывают глаза, поскольку в любой метательной машине Античности в конечном итоге главным являлась энергия сгибания/скручивания. До принципа пращи дошли только в онаграх , а до этого все метательные машины представляли собой импровизации на тему лука или, если угодно, арбалета.

С этих импровизаций и начнем.

Есть мнение, что метательные машины были изобретены ассирийцами приблизительно в VII в. до н.э. и позднее через персов и финикийцев заимствованы греками. Это вполне вероятно, однако за полным отсутствием конкретной информации муссировать тему ассиро-финикийской артиллерии я не буду, а перейду сразу к греческому гастрафету .


Рис. 2. Гастрафет. Общий вид

Гастрафет ("брюшной лук") представляет собой по существу примитивный арбалет (Рис.2). Арбалет настолько тугой, что его для заряжания одним концом упирали в землю, а на другой конец, уперев его предварительно в живот, наваливались всем весом тела, отчего и происходит название "гастрафет". Наличие гастрафета в греческой армии начиная с IV в. до н.э. опровергает расхожее мнение о том, что арбалеты были изобретены не то китайцами в II в. до н.э. (как от вольной масти уверял Л.Гумилев), не то европейцами в X в. (как обычно утверждают поверхностные научно-популярные источники).

Гастрафет стрелял сравнительно короткими (40-60 см) стрелами с гранеными металлическими наконечниками. Такие стрелы принято называть болтами (англ. bolt) или карро (лат. carro) в противоположность длинным стрелам луков (англ. arrow).

Естественным развитием гастрафета стало увеличение его размеров, использование более тугого лука и появление заряжающего механизма с воротом (Рис. 3).

Это были уже достаточно внушительные и тяжелые механизмы, которые использовались стационарно, а именно при осадах и обороне крепостей. Это были первые полноценные метательные машины, которые принято именовать станковыми луками (греч. оксибелес, Рис.4).

Следующим шагом был переход от стрельбы стрелами по настильной траектории к метанию камней по облической или, если угодно, баллистической траектории. По этой причине такие машины принято называть баллистами, хотя в некоторых книгах подпись "баллиста" можно встретить и под стрелометом. Нет в научном мире порядка, нет стандартов и совершенства...

Для того, чтобы метать камни, тонкую тетиву заменили широкой полотняной/кожаной полосой, ложе расширили и придали ему значительный угол возвышения. Благодаря этим усовершенствованиям супостата можно было достать "навесом", через крепостную стену.

Тенсионные и торсионные машины

Мы подходим к еще двум весьма важным дистинкциям. Во-первых, к переходу от не-торсионных (англ. non-torsion) машин к торсионным (англ. torsion). (Вместо неблагозвучного термина "не-торсионные" иногда используют другой термин – тенсионные (англ. tension), однако это не вполне одно и то же, поскольку есть еще гравитационные машины, которые рассматриваются ниже.) Во-вторых, мы подходим к разделению на эвтитоны и палинтоны .

Не-торсионными называют либо те метательные машины, принцип действия которых основан на сгибании плечей лука, являющегося основой конструкции метательной машины (тенсионные машины), либо те, которые используют энергию поднятых на высоту противовесов и/или мускульную силу обслуги (гравитационные машины). Торсионными – машины, в которых произошел переход к использованию энергии скручивания толстых канатов из пучков жил животных, конского волоса или человеческих волос. Второй принцип более эргономичен и надежен (см., например, Дж. Гордон, "Луки и катапульты" ).

Для того, чтобы использовать энергию скручивания, потребовалось изменить конструкцию метательных механизмов. Основой торсионных машин становится не лук, а рычаг, вставленный в канат из воловьих жил / человеческих волос. На цветном изображении палинтона оба рычага, на которые натянута тетива, видны хорошо, а сами пучки жил просматриваются неважно. Зато на схематичной иллюстрации (Рис.5) отлично видны оба пучка жил и оба рычага.

Обязательным атрибутом новых метательных машин становится рама, к которой крепятся торсионные элементы (жилы/волосы), и которая в свою очередь прикреплена к ложу, служащему направляющей для камня, стрелы или другого метательного снаряда.

В это же время возникает жесткое разделение торсионных метательных машин на палинтоны (palintonon, греч. камнемет) и эвтитоны (euthytonon, греч.стреломет). По этой классификации машина, изображенная вверху страницы, является палинтоном, а скорпион – эвтитоном (Рис.6). Заметим, что обе эти машины двухплечевые , то есть используют два рычага и два блока упругих элементов.

Рис. 6. Скорпион


Рис. 7. Онагр (схема)

По существу, онагр представляет собой одноплечевой палинтон. Упругий элемент в нем один и, в отличие от двухплечевых машин, расположен горизонтально (Рис.7). В конструкции онагра наконец-то происходит полный отказ от миметического следования внешней форме лука и своеобразный откат к принципу пращи.

"Классически"-голливудская катапульта "с ложкой" является скорее упрощенческой фантазией реквизиторов, нежели данью исторической истине. Снаряд настоящего, исторического онагра размещался обычно не в "ложке", а в праще, подвешенной к верхнему концу метательного плеча на достаточно длинных веревках (Рис.8). Когда метательное плечо ударялось о стопорную балку, влекомая инерцией праща выводила снаряд в верхнюю точку дуги, что придавало ему дополнительную кинетическую энергию.


Рис. 8. Онагр (общий вид)

Конечно, не исключено использование и "ложечных" онагров. Из общих механических соображений следует, что при прочих равных условиях онагр с "ложкой" должен был иметь меньшую дальность выстрела, но более крутую траекторию полета снаряда и несколько бо льшую техническую надежность.

Основные направления развития античной артиллерии

Если онагры представляли собой аналог тяжелой осадной артиллерии XX в., то скорпионы можно сравнить со скорострельной полевой артиллерией, предназначенной для стрельбы прямой наводкой (Рис.9). Скорпионы были достаточно компактными и технически совершенными двухплечевыми стрелометами и широко использовались в римской армии со времен I Пунической войны (середина III в. до н.э.).

Скорпионы также использовались римлянами и в качестве корабельной артиллерии. Онагры на кораблях устанавливались значительно реже; мне известен только один случай, а именно осада Марцеллом Сиракуз, когда римские корабли были использованы в качестве носителей осадной техники и, в частности, онагров.

Дальнейшее развитие метательных машин в Античности шло по следующим направлениям:

– облегчение конструкции, повышение точности, стандартизация деталей;

– замена некоторых деревянных частей бронзовыми или железными; в частности, как в хиробаллистре Герона (Рис. 9, 10);

– создание многоствольных скорпионов и псевдоавтоматических многозарядных камне- и стрелометов (полиболы ).

Метательные машины в Средние Века

В Средние Века к торсионным и не-торсионным машинам в Европе прибавились машины с противовесами и машины, использующие мускульную силу от нескольких до нескольких тысяч (!?) солдат. Этими машинами стали требюше и перрье (перьеры) . В них вообще не было упругих элементов.

Вместо упругих элементов в требюше применялась потенциальная энергия противовесов, поднятых на большую высоту мускульной силой обслуги. Во всем остальном требюше представляли собой громоздкие и мощные одноплечевые камнеметы. Требюше имели сравнительно низкую скорострельность, но зато их калибр мог достигать 1000 фунтов (400 кг). Свои снаряды требюше могли метать на дальность 50-400 м.

Перрье же являлись уменьшенными по физическим размерам требюше, в которых, однако, отсутствовал противовес. Метание снарядов осуществлялось обслугой, которая резко и согласованно дергала за канаты, прикрепленные к основанию плеча (рычага) перрье. Такие требюше можно назвать "мускульными" или "ручными". Бриколи представляли собой ручные требюше, в которых, однако, все-таки имелся небольшой дополнительный противовес.

Также в Средневековье появились спрингалды . Это было своеобразное не-торсионное оружие, использующее для метания стрелы энергию оттянутой назад упругой доски. С классификаторной точки зрения такой спрингалд можно назвать одноплечевым гастрафетом, хоть и звучит это дико.

Наряду с тенсионными спрингалдами существовали спрингалды торсионные , представляющие собой вариации на темы античных скорпионов.

Тогда же, в Средние Века, в Германии был изобретен эйнарм – своеобразная метательная машина, по принципу действия сходная с тенсионным спрингалдом, но предназначенная для метания камней.

Возможно, встречались – правда, весьма редко – гибридные камнемёты, использующие один вертикальный рычаг, который, отводясь назад, натягивал лук. Такое сооружение следовало бы по логике вещей именовать двухплечевым гастрафетом-онагром , но этот диковинный классификационный гибрид может служить разве что иллюстрацией к абсурдности стремления быть наукообразным.

На сладкое – Summa Summarum, классификация.

Итоговая классификация

Палинтоны : двухплечевые камнеметы, использующие пучки жил/волос (торсионные машины);

(К двухплечевым торсионным машинам следует отнести и такой подкласс как полиболы – легкие автоматические стрело- и камнемёты, в которых действие автоматики гарантировалось за счет притока энергии извне, от мускульной силы обслуги.

* Малоизвестно, что во время Македонских войн (сер. II в. до н.э.) праща была приспособлена к стрельбе также и короткими дротами.

Публикация:
XLegio © 1999


в Избранное в Избранном из Избранного 0

Существует мнение что метательные орудия это вымысел историков, что с материалами, существующими в то время, такие машины вообще невозможно построить. Но существуют вполне работоспособные современные реконструкции. Я не сторонник ни одной из теорий только потому что к каждой конструкции нужно подходить отдельно. Я только представляю Вам попытку систематизации метательных орудий.

Если собрать воедино названия метательных орудий древности, получится внушительный список на много десятков терминов (даже если не брать экзотические языки Востока). Палинтон, онагр, скорпион, анжен, фундибул, эспрингаль, робине, мангонель, калабра… Недолго и запутаться во всем этом великолепии и решить, что типов осадных орудий - примерно столько же, сколько разновидностей мечей. Но это, конечно же, было бы ошибкой.

Принципы действия осадных машин

Все метательные машины, кроме сифонофора, можно поделить на три категории по тому, какая сила используется для запуска снаряда.

Тенсионные машины работают по той же схеме, что и лук: разгибаясь, плечо машины посылает снаряд вперед. Этот метод великолепен, так сказать, «в малых формах», то есть для ручного и легкого стационарного оружия, но при увеличении размеров оказывается, что очень трудно подобрать удачные параметры лука. К тому же нередко лук в процессе ломается - с весьма и весьма неприятными последствиями. Тенсионные машины - самые легкие из всех.

Торсионные машины используют более хитрый метод. В пучок натянутых воловьих жил или веревок вставляется рычаг, который вращают до тех пор, пока он не дает должной силы натяжения. Потом его еще доворачивают зарядным механизмом, и, когда рычаг отпускают, сила скрученных жил посылает снаряд. Торсионная машина - это гораздо более совершенная и сложная технология, но она дает заметно больше возможностей.

С ходу представить себе работу торсионной машины может быть непросто; но попробуйте растянуть между пальцами двух рук обычную канцелярскую резинку, вставить в нее карандаш и закрутить. Принцип сразу станет понятен…

Наконец, гравитационные машины работают на обычной силе тяжести - то есть противовес запускает снаряд. Такая конструкция оправдана лишь для самых больших машин, когда добиться нужного усилия от торсионной схемы становится невозможно.

На самом деле наука знает всего-то четыре типа доогнестрельных метательных орудий (ручное оружие - луки, арбалеты, пращи - из рассмотрения исключаем). Это катапульта, баллиста, требюше и сифонофор. И все эти калабры, робине и онагры - суть просто разновидности первых трех из них. Сифонофоры с успехом применялись только одним народом, а потому обилием подвидов похвастаться не могут.

Нередко оказывается даже, что очередной «новый тип осадного орудия» - суть не что иное, как имя собственное, данное солдатами своей любимой баллисте. Так, в позднейшие времена у итальянских кондотьеров каждую бомбарду или пушку называли по имени; метательные орудия древности реже удостаивались личных имен, но все же это случалось…

Тут надобно заметить, что немалую путаницу в классификацию осадных орудий вносят древние хронисты и историки. Ведь никак нельзя не упомянуть о машинах, метавших камни при легендарной осаде крепости такой-то, но… сам историк эту машину в глаза не видел. Зато он неплохо (как ему кажется) представляет ее себе внешне и хочет донести эти сведения до потомков.

Вот и появляются чудо-рисунки, изображающие механизм, который ни один инженер на свете работать не заставит. Особенно такими картинками славится, например, Полибий, оставивший нам ценнейшие сведения о римской военной науке времен Пунических войн. Вегеций, знатный вояка, испытывал большие проблемы с пропорциями при рисовании. А потомки гадают: так чем же, черт возьми, вооружались эти древние?

Другое дело - Леонардо да Винчи: этот, несомненно, и в оружии разбирался, и чертить умел - дай бог всякому. Но и тут незадача: великий тосканец обладал весьма богатым воображением и рисовал не только то, что в реальности применялось, но и то, что изобрела его собственная фантазия. Его устройства работают отлично, но не всегда можно понять, были ли они построены в реальности…

Баллиста

аллиста мечет стрелы или камни примерно по тому же принципу, что и арбалет. Тетива, натягиваемая специальным механизмом (тут уж банальным крюком или козьей ножкой не обойтись!), изгибает плечи баллисты, затем ее отпускают, и плечи, распрямляясь, посылают вперед камень или стрелу.

Слово «баллиста» происходит от греческого глагола «баллейн» - швырять, метать.

о IV века до н.э. катапульта называлась баллистой, а баллиста - катапультой. Потом в силу каких-то не вполне понятных обстоятельств названия поменяли владельцев. Эта путаница изрядно попортила кровь историкам!

У большинства баллист нет единого лука, как у арбалета, а есть два отдельных плеча. Нередко стрелу посылает не изгиб самого плеча, а другая сила: плечо крепится к закрученной веревке Это называется торсионной машиной. Но и легких тенсионных баллист тоже немало.

Взводят баллисту чаще всего обычным воротом наподобие колодезного, на который намотана веревка с крюком - крюк удерживает тетиву. Конструкции крюка бывали довольно затейливыми - попадалось даже что-то вроде карабинного замка.

Среди метательных орудий баллисты - самые легкие и мобильные. Поэтому неудивительно, что встречались они и на кораблях, и даже в «конном» варианте (подобно позднейшей конной артиллерии). Такие устройства назывались карробаллистами. (Существовали и передвижные катапульты, но их надо было тащить упряжкой из нескольких волов, и по-настоящему «мобильными» их не назовешь.)

Карробаллисты в позднейшей римской тактике стали обязательным элементом: так, Вегеций сообщает, что на каждую центурию в обязательном порядке полагается по одной такой машине, приводимой в действие 11 солдатами (стало быть, легион везет с собой 60 карробаллист).

Существует миф что древние осадные орудия применялись только при штурме. На деле еще римляне осознали, что против больших скоплений людей баллиста творит чудеса, и вовсе не брезговали применять ее даже в открытом поле.

Еще одно достоинство этого орудия - достаточно высокая прицельность. Опытные солдаты достаточно точно посылают ядра и из катапульт, но тут нужна все же приличная пристрелка. У некоторых баллист было два боевых режима - прицельный и дальнобойный; в последнем варианте вполне можно было надеяться на 500-метровый полет снаряда! Рекорд же дальности древней баллисты составляет 700 с небольшим метров. Прицельность достигалась на много меньших дистанциях - около 100 метров, максимум - 200.

Мощью выстрела баллиста, конечно, не может тягаться с катапультой или требюше. Зато стрела летит по относительно пологой траектории, и можно пытаться угодить ей прямо в ворота крепости; а ядром катапульты, летящим по высокой дуге, это едва ли получится сделать.

Среди видов баллисты числятся:

Гастрафет

Это древнейшая греческая баллиста - точнее, помесь баллисты и арбалета. Название означает по-гречески «брюшной лук». Гастрафет представляет себе арбалет настолько большой, что держать его в руках невозможно, и потому его опирают с помощью костыля о землю, а приклад широкой дугой охватывает живот.

Таким чудом вооружались незадолго до македонского завоевания, и в армии Александра их тоже хватало. Но вскоре их усовершенствовали, и появилась….

Аркбаллиста

Аркбаллиста, она же оксибел, - это по-прежнему гигантский арбалет, тенсионная машина. Но у нее уже есть настоящий станок и большой ворот. Снарядом служит специальная тяжелая стрела.

Рассказывают также о большой аркбаллисте, где тетиву двигали шесть вертикально поставленных луков. Но это, скорее всего, миф: пишут о ней в основном авторы позднего средневековья, причем пишут как о седой древности, и нет оснований полагать, что они знали, о чем говорили.

Аркбаллиста по природе своей довольно сильно ограничена в своих возможностях; и дело не только в тенсионной схеме, но и в отсутствии возможности менять угол наклона ложа. Это урезает дальнобойность до примерно 40-60 метров; несерьезно!

Палинтон и скорпион

Палинтон.

Палинтон - это двухплечевая торсионная баллиста, мечущая камни (иногда палинтонами называют вообще все камнеметы - по происхождению слова). Жилы, в которые вставлены рычаги-плечи, закреплены на жесткой деревянной раме прямоугольной формы.

Укреплялся палинтон на хитроумном штативе, позволявшем поворачивать и наклонять орудие, довольно точно фиксируя угол. Этот самый штатив позволяет преодолеть основной недостаток аркбаллисты и обеспечивает орудию дальность выстрела, измеряемую в сотнях метров.

Скорпион

Скорпион отличается от палинтона тем, что мечет все же стрелы, а не камни; в остальном устройство машины не изменилось. Его называют еще эвтитоном (буквально - «стреломет»). Герон впоследствии попытался усовершенствовать скорпион, сделав свою схему - хейробаллисту; она не особо прижилась, зато дала начало целому семейству арбалетов.

Палинтон и скорпион - это и есть две основных схемы баллисты, просуществовавшие более тысячи лет. Их популярность продержалась до XIV века, а кое-где и подольше.

Полибол

Мечта сделать оружие, которое стреляет быстро, существовала с древнейших времен, и чуть ли не на каждую стреляющую штуковину находился свой Гатлинг или Максим. Скорострельный арбалет родился на Востоке, а вот скорострельная баллиста - в Александрии, и известен даже автор идеи - небезызвестный Дионисий.

В полиболе (он же полиболос) две оригинальных детали: механизм для стрел, примерно такой же, как в арбалете чо-ко-ну, и зубчатое колесо, взводящее тетиву (нередко его изобретение ошибочно приписывают Леонардо да Винчи). Конечно, на по-настоящему большую мощь такого орудия рассчитывать нельзя; вероятно, это и трудности изготовления стали причиной того, что полибол так и не стал массовой машиной.

Катапульта

Катапульта обладает большим рычагом, один конец которого прикреплен к оси, другой свободен. Свободный конец оснащен либо ложкой, либо «корзинкой» на веревках наподобие пращи (ее часто так и называют - пращей); в эту ложку или корзинку кладут снаряд - как правило, большой камень или, реже, специальное ядро (кое-где применяли еще глиняные кувшины с греческим огнем).

Большинство катапульт приводится в действие так. Ось, к которой прикреплен рычаг, крепится к пучкам жил или веревок (торсионный метод) и накручена почти до предела; ворот тянет рычаг вниз, накручивая веревки еще сильнее. Потом рычаг отпускают - и он отправляет ядро в полет.

Снаряд, естественно, летит по навесной траектории, точность - умеренная, зато его легко забросить за стену. Масса снаряда - килограммов 20-40, иногда даже до 50-60.

Слово «катапульта» - изначально однокоренное с «баллистой», хотя по нынешнему звучанию и не догадаешься. «Ката» означает «против», «для борьбы с чем-либо», а «пульт» - это то же самое искаженное «баллейн», то есть «метать».

Характерная дальнобойность катапульты - около 300-350 метров.


Иногда эти машины собирались прямо на месте из найденных тут же деревьев (с собой везли только металлические части и веревки). Римляне, впрочем, предпочитали возить катапульты с собой в качестве тяжелой артиллерии (баллисты - легкая). Но резво катать их на лошадях не получалось - впрягали быков, как в XIX веке, - в осадные пушки. И на легион полагалось всего 10 катапульт. Нередко машины транспортировали в разобранном виде.

Основное предназначение катапульты при штурме - атака на стены и башни (баллиста может выбирать более мелкие цели, но не проломит серьезную стену). На крепостной стене ее обычно ставили для борьбы с осадными башнями - лучшего средства не найдешь. Применялись катапульты и во флоте - прежде всего для метания греческого огня, пока не нашлось лучшего способа. Корабль - слишком верткая цель для медленно взводящейся и медленно наводящейся катапульты.

Стрельба из этой машины много сложнее, чем из баллисты, и квалифицированные артиллеристы ценились очень высоко.

В средние века катапульта потеснила баллисту потому, что 300-350 метров - это и максимальная, и прицельная ее дальность. А это больше, чем расстояние полета стрелы из английского лука или генуэзского арбалета, пущенной с высоты замковой стены. Что и стало решающим преимуществом. Впрочем, полного вытеснения не случилось.

Онагр

Онагр - самая популярная катапульта древнего Рима. Единственная ее особенность - корзинка на веревках вместо более распространенной в Греции ложки.

Слово «онагр» означает «дикий осел». О том, почему катапульту приравняли к ослу, существует по меньшей мере три версии. По первой, дикий осел отгоняет хищников, швыряя в них камни задними копытами. Современной зоологии этот феномен неизвестен, но древние обладали странными воззрениями насчет поведения зверей… Вторая версия утверждает, что рычаг катапульты взметывается вверх, словно нога лягающегося осла; ассоциации - дело индивидуальное, конечно, но уподобление весьма странно. Наконец, третья версия, относительно правдоподобная, гласит, что устройство работало с душераздирающим скрипом, напоминающим ослиный вопль.

Дожил бойцовый ослик и до средневековья; правда, там он обзавелся прозвищем «мангонель». С годами машинка измельчала, зато научилась стрелять чем-то наподобие картечи; неоценимо против плотного строя!

Эспрингаль

Довольно редкая боевая машина: катапульта на тенсионном принципе. Ее рычаг - упругий, ворот изгибает его, и рычаг, распрямляясь, швыряет камень (его кладут в мешочек или корзинку). Самая, по-видимому, удачная схема принадлежит Леонардо, но первый известный образец мы находим еще у Флавия Вегеция.

Делать эспрингаль (он же спрингальд) трудно, силой он уступает онагру; правда, довольно-таки дальнобоен. Есть еще то преимущество, что эспрингаль почти не надо пристреливать после установки. Но все равно эти устройства большой популярности никогда не имели.


Существовал и стреломет на том же принципе - назывался он бреколь. Утверждают, что на 300 шагах он пробивал насквозь 15-сантиметровое бревно, а вообще-то запускал стрелу на 1300 шагов. Правда, утверждения эти весьма сомнительны.

Требюше


Это достижение уже не античной, а средневековой мысли: появляется только в XII веке, на закате эры доогнестрельного оружия. Слово означает на старофранцузском «перебрасывать через что-либо». По-латыни тот же агрегат именуется фрундибулом, по-итальянски фрондиболой.

Постепенно фортификация совершенствовалась, и стали появляться замки, которые обычной катапультой можно долбить чуть ли не годами. И возникла потребность в более мощном оружии. Которую и удовлетворил неизвестный французский изобретатель.

(По другой версии, требюше впервые изобрели на Востоке, а затем через персов, арабов и византийцев устройство прибыло в Европу. Но эта идея не нашла подтверждения; кроме всего прочего, Византия узнала эту машину явно позже Франции. Дошло даже до того, что переносчиками идеи попытались объявить… наших с вами предков, варягов и славян. Но и тут не получается: варяжская боевая машина - уж никак не требюше.)

Требюше вообще не содержит гибких элементов. Это гравитационная машина: рычаг приводится в действие противовесом.

Чтобы такая система дала преимущество по сравнению с торсионной, нужны поистине гигантские масштабы; так оно и было. Самый что ни на есть легкий противовес требюше тянул килограммов на 400-500, а бывала и тонна, и две. Ну и снаряд, само собой… 150 килограммов - с этого требюше только начались. Позднейшие машины способны были метать, к примеру, дохлую лошадь - а это уже полтонны. Рекорд массы снаряда, о котором доводилось читать вашему покорному слуге, составляет 630 кг! Дальнобойность при этом чуть-чуть превосходит катапульту: 350-420 метров.

Часто рассказывают что при осаде забрасывали в крепости дохлых лошадей, кидали ради психологического эффекта. Как по мне это довольно сомнительно даже ради эпидемий.

Средневекового горожанина зрелищем лошадиной туши не смутить. Но поскольку многие настойчиво отказывают людям тех времен в праве представлять себе, что распространяет заразу, - то они и придумали такую мотивацию вопреки всякой очевидности. Конечно, психические атаки тоже случались - тогда кидали тела послов или заложников, а Аллаудин Кильджи при штурме Дели метал во вражескую крепость… мешки с золотом.

За мощь выстрела приходилось расплачиваться, во-первых, громоздкостью устройства (рычаг в длину - метров 20, прочие размеры нетрудно вообразить), а во-вторых, очень долгой перезарядкой. Поднять на нужную высоту пару тонн очень нелегко! Одно из остроумных решений, с успехом применявшихся французами, представляет собой пару «беличьих колес», внутри которых бегут люди - сотни человек.

Конечно, применение требюше иначе как против крепостных стен крайне затруднительно - очень уж долго надо целиться и стрелять.

Сильно упрощенный аналог требюше, без противовеса, приводящийся в действие простой мускульной силой, называется перрье.

Сифонофор

Этот последний тип средневековых метательных орудий, строго говоря, нельзя назвать «неогнестрельным», хотя порох в нем и не используется. Стреляет он как раз огнем - греческим. По сути своей это - византийский флотский огнемет. Еще его называют просто сифоном.

Многие ошибочно считают, будто бы греческий огонь метали исключительно из катапульт. Будь это так - ему никогда бы не обеспечить византийскому флоту столь решительного превосходства над всеми соперниками. Ведь средиземноморская боевая галера - посудинка мелкая, быстрая и очень неудобная для прицеливания. А тем паче - варяжская либо славянская ладья.

Говорят, что придумал сифонофор некий Каллиник из Гелиополя в VII веке нашей эры.

Устройство это представляет собой довольно простой насос-разбрызгиватель. Точно прицеливаться горящей смесью необязательно - достаточно задеть мишень, а все «лишнее» все равно упадет на морские волны и быстро прогорит, не причиняя вреда (потому-то греческий огонь редко применялся на суше - велик риск устроить пожар где не надо). Брызги легко накрывают и большой корабль, и лодку.

Как по мне так это оружие из области фантастики. Кто знаком с устройством огнемета тот наверняка со мной согласится.

Кроме того что такое греческий огонь, в точности неизвестно, но понятно, что это какая-то смесь на основе нефти. Нефть покупалась византийцами в Зихии - стране, располагающейся на территории нынешней Грузии и юга Краснодарского края. По всей вероятности, те источники давно истощились, во всяком случае, сегодня нефти там что-то не видно. Да и сырая нефть вообще очень плохо горит, а о перегонных устройства в те времена почему-то молчат.

Древнее оружие о котором вы не слышали December 29th, 2015

История войн – это история изобретения оружия. И стоит отметить, что даже в мире современных технологий оружие, которое создавалось сотни лет назад, и сегодня выглядит достаточно эффективным. Как то мы с вами обсуждали , а в этом обзоре собраны самые невероятные виды вооружения, которые сегодня выглядят достаточно странно.

Начинаем обзор …

1. Греческая паровая пушка

В 214 году до нашей эры войска Римской республики осадили сицилийский город Сиракузы, чтобы получить стратегический контроль над островом Сицилия. Полководец Марк Клавдий Марцелл командовал военно-морским флотом из 60 квинкерем (римских боевых галер с 5 рядами весел). Он атаковал город с моря (из Мессинского пролива), в то время, как сухопутные войска начали атаку Сиракуз с суши. Несмотря на то, что город обложили со всех сторон и блокировали от внешнего мира, его никак не удавалось взять из-за того, что в противниках у римлян был такой знаменитый изобретатель, как Архимед.

Баллисты на стенах перебили атакующую кавалерию. А со стороны моря кораблям пришлось тоже непросто. Во время осады Архимед разработал оружие, которое могло буквально превращать корабли на расстоянии до 150 метров в пепел. Для этого требовалось всего… несколько капель воды. Устройство было обманчиво простым: медная трубка нагревалась на углях, после чего в нее закидывали глиняный полый снаряд. Когда труба нагревалась до красноты, в нее заливали немного воды, которая тут же испарялась. Пар выстреливал снаряд, который при попадании в деревянный корабль заливал его легковоспламеняющимися химическими веществами.

2. Вихревая катапульта

Катапульты – военные машины, которые существовали много веков назад. В фильмах обычно показывают огромные сооружения, бомбардирующие стены камнями. В это же время китайцы разработали уменьшенный вариант этой боевой машины, которую назвали Xuanfeng или «вихревая катапульта», отличающуюся необычайной точностью. Как и снайперская винтовка, вихревая катапульта стреляла один раз, но зато точно в цель. Эти боевые машины были достаточно небольшими и их можно было быстро перемещать по полю боя, что давало им стратегическое преимущество перед более тяжелыми катапультами и требушетами, которые были более разрушительными, но гораздо менее маневренными.

3. Реактивные кошки

Вплоть до 2014 года о реактивных или ракетных кошках никто даже не слышал. По крайней, мере, никто, кроме Франца Хельма, который их изобрел. Примерно в 1530 г. н.э. артиллерийский мастер из Кельна создал руководство по ведению осадной войны. В то время в Европе начинали активно использовать порох, поэтому в руководстве было подробное описание всевозможных видов бомб с красочными иллюстрациями. Среди них было описание ракетной кошки. Рекомендовалось поймать кота из осажденного города, привязать к нему бомбу и отпустить. Кот якобы удерет к себе домой (т.е. внутрь города), где и взорвется.

4. Тройная аркбаллиста

Баллиста - гигантский арбалет на тележке - была изобретена еще во время Древней Греции и Рима. Это было очень мощное оружие, но китайцам явно этого было мало и они создали три гигантских лука в одном. Эволюция аркбаллист, в которых использовалась пара или больше дуг, проходила постепенно, начавшись еще во время династии Тан. Записи того времени свидетельствуют о том, что аркбаллисты могли стрелять железными болтами на расстояние до 1100 метров, т. е. в три раза дальше других осадных орудий. Именно благодаря аркбаллистам монголы смогли переломить ход войны в свою пользу, что в итоге привело к возникновению династии Юань.

5. Стреляющий щит

Даже в 16-ом веке, когда огнестрельное оружие было новинкой, люди поняли, что за огнестрелом будущее. В оружейной короля Генриха VIII, помимо его любимых моргенштернов, были три пистолета и 46 огнестрельных щитов. Эти щиты, как правило, представляли собой деревянные или металлические диски с пистолетом, торчащим из центра. Хотя ранее эти щиты считались исторической диковинкой, возможно, они были довольно распространенным явлением. На некоторых щитах в музеях обнаружили следы пороха, что явно указывает на то, что их ранее активно использовали.

6. Китайский огнемет

Китайские изобретатели создали одни из самых странных орудий, которые когда-либо видел мир. Первые прототипы огнеметов, так называемые «огненные копья», появились еще в 10-м веке. Это были копья, к которым были прикреплены бамбуковые трубки, способные стрелять огнем и шрапнелью на расстояние до нескольких метров. Их вскоре сменили бамбуковые пушки, которые могли извергать огонь почти непрерывно благодаря пороху с низким содержанием нитратов.

Такие пушки могли производить почти непрерывный поток пламени в течение до пяти минут. Также в огненную смесь добавляли оксид мышьяка, который при сгорании вызывал у противника рвоту и судороги. Более того, в стволы пушек также часто засыпали острые, как бритва, осколки фарфора для дополнительной поражающей силы.

7. Хлыст-пистолет

17 марта 1834 года Джошуа Шоу запатентовал кнут с пистолетом, скрытым внутри ручки. Вместо обычного курка у этого пистолета была кнопка на рукоятке хлыста, которую можно было легко нажать большим пальцем. Это позволяло человеку пользоваться кнутом, как обычно, но при этом иметь возможность стрелять из его рукояти.

8. Хвачха

На рубеже 16-го века в Корее изобрели хвачху - первую реактивную систему залпового огня, которая могла выстреливать более 100 ракетами за один залп. Также у императоров существовали более большие версии этого оружия, которые выпускали по 200 ракет за раз. В качестве боеприпасов хвачха использовала стрелы, взрывающиеся от удара о цель.

Когда в 1592 году началось японское вторжение в страну, на вооружении у Кореи было уже сотни хванх. Во время осады Хаенджу в 1593 году 30-тысячная японская армия потерпела сокрушительное поражение от 3 тысяч солдат, горожан и воинов-монахов, которые просто залили осаждающую армию огнем со стен. Погибло более 10 тысяч захватчиков.

9. Топор-пистолет

Почти в каждой развитой культуре встречались свои протопипы ганблейдов - стреляющих клинков. Наиболее оригинальной в этом оказалась Германия, где в середине 1500-х годов были изобретены топоры со встроенными стволами. Их можно было использовать одновременно в качестве рубящего и огнестрельного оружия.

10. Хеллбёрнер

В 1584 году в начале Восьмидесятилетней войны Испания осадила Антверпен, в котором скрывались голландские повстанцы. Федериго Джиамбелли (который несколько лет назад предлагал свое изобретение испанцам, но те лишь посмеялись над ним) предложил властям Антверпена прорвать испанскую осаду при помощи «адских сжигателей» - усовершенствованных брандеров.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

История военного ремесла человечества так же затягивает, как «Игра престолов», только намного, намного более жестокая. Снова и снова мудрость веков используют для выяснения того, как эффективно бить, калечить, стрелять и убивать врагов. И, черт возьми, как же мы хороши в этом ремесле! Впрочем, ребята в книжках по истории были не менее изобретательными, чем мы. На войне как на войне.

Греческая паровая пушка

В 214 году до н. э. Римская республика осадила сицилийский город Сиракузы в попытке получить стратегический контроль над островом. Генерал Марк Клавдий Марцелл провел флот из 60 квинкерем - римских боевых кораблей - через Мессинский пролив и ударил в лоб, тогда как вторая часть армии наступала по суше. Но когда петля вокруг города стянулась, могучая римская армия оказалась перед неожиданным противником: Архимедом.

Но что бы римляне ни бросали на него, Архимед был всегда на три шага впереди. Баллисты на внешних стенах разбили наступающую кавалерию. На море «Коготь Архимеда» поднимал целые корабли из воды и разбивал их на дождь из обломков и кричащих от ужаса рабов. Осада затянулась на два года в эпическое сражение военной мощи и научного остроумия.

Во время этой осады, считают, что Архимед разработал настолько разрушительное оружие, что оно было способно сжигать корабли в пепел на расстоянии 150 метров. И требовалось для этого всего несколько капель воды. Устройство было обманчиво простым: медная труба нагревалась на углях, а внутри нее был полый глиняный снаряд.

Когда труба разогревалась достаточно, в трубу под снарядом вводили немного воды. Вода мгновенно испарялась, выталкивая снаряд в сторону наступающих кораблей. При ударе глиняная ракета взрывалась, разбрызгивая горючие химикаты на деревянные суда.

Даже сегодня паровая пушка Архимеда остается вопросом ожесточенных споров. Разрушители мифов сказали «отказать», но команда из Массачусетского технологического института сумела построить рабочую - и крайне эффективную - модель, используя оригинальное описание пушки.

Они подсчитали, что их 0,45-килограммовая металлическая пуля была запущена с кинетической энергией, в два раза превышающей по силе стрельбу пулемета M2 калибра.50. Если бы снаряд не запускали прямо в стену грязи, он мог бы пролететь расстояние в 1200 метров. И все это за полстакана воды.

Вихревая катапульта

Катапульты ­- довольно старые машины войны, и, подобно современным ружьям, существовало множество типов катапульт под разные цели. Хотя в фильмах обычно показывают осадные баллисты и мощные катапульты, используемые греческими и римскими войсками, в Китае сделали небольшую катапульту, способную поражать важные цели с чрезвычайной точностью: сюанфенг, или вихревая катапульта.

Как снайперская винтовка, вихревая катапульта работала в стиле «один выстрел — одна смерть». Она была достаточно малой, чтобы ее можно было быстро перемещать по полю боя, и целую катапульту можно было перевозить на ее базе, пока кто-нибудь не увидит цель. Это давало вихревой катапульте стратегическое преимущество перед более тяжелыми катапультами и требушетами, которые хотя и причиняли большие разрушения с одного выстрела, требовали времени и сил для маневра.

В дополнение к убийственной точности, китайцы строили вихревые катапульты с двумя стропами и двумя держателями, в результате чего сумка для снаряда располагалась точно в центре. Ни одна другая культура такого не делала.

Ракетные коты

Никто и никогда не слышал о ракетных котах до 2014 года. Никто, кроме Франца Хельма, человека, который их изобрел. Где-то в 1530 г. н. э. мастер артиллерии из Кельна в Германии писал военное руководство по ведению осады. Порох только начинал оказывать влияние на боевые действия, и благодаря этому книга стала популярна. Руководство Хельма включало описание всевозможных мыслимых и немыслимых бомб, красочно проиллюстрированных и мрачно удивительных.

Затем он добавил раздел, в котором посоветовал осадным армиям найти кота. Любой кот, говорил он, будет приходить из города, который вы пытаетесь победить. Привяжите к нему бомбу. В теории, кот вернется в свой дом и затем сожжет весь город. Голуби тоже подойдут.

Было это или нет, решать не нам, но, скорее всего, нет. По мнению Митча Фрааса, ученого Пенсильванского университета, который имел удовольствие первым перевести этот текст про осаду, нет никаких исторических свидетельств, что кто-то когда-то пытался осуществить предложенное Хельмом. По такой схеме наиболее вероятным результатом будет ваш сгоревший лагерь.

Аркбаллиста из трех луков

Изобретенная и совершенствуемая во времена расцветов греческой и римской империй, баллиста представляла собой по сути гигантский арбалет, установленный на тележке. Но ее дуга не сгибалась, как у обычного арбалета. Вместо нее между скрученными мотками веревки устанавливались твердые лучи из древесины. Когда заводился рычаг, концы дуги вращались в обратную сторону и скручивали веревки, создавая натяжение.

Это было очень мощное оружие, но китайцам было мало одного лука. Они захотели сразу три. Эволюция многолуковой аркбаллисты была постепенной, началась с династии Тан, с арбалета, который использовал два лука для дополнительной мощности. Записи с того периода показывают, что этот лук мог выстреливать железный болт на 1100 метров, что в три раза дальше, чем могли другие осадные арбалеты.

Но спустя двести лет вторжение монгольского ига вдохновило китайцев на добавление еще одной дуги к аркбаллисте. В самом начале династии Сун они выкатили «санчонг чуанцзи ну» - «небольшое ложе с тремя луками».

Подробностей об этой аркбаллисте сохранилось немного. Считается, что монгольская орда, испугавшись этих мощных защитных машин, наняла китайских инженеров для создания собственных трехлуковых монстров. В конечном итоге ход войны был переломлен в пользу монголов и привел к возникновению династии Юань.

Щиты-пушки

Уже в 16 веке, когда понятие огнестрельного оружия было относительно новым, люди начали понимать, что если совместить что-то с пушкой, будет в два раза круче. Король Генрих VIII особенно заинтересовался этой идеей. В дополнение к дорожному посоху, который был совмещен с цепом и тремя пистолями, в его арсенал входило 46 щитов-пушек, как на картинке выше.

Эти щиты представляли по сути деревянные диски с пушкой, которая проходила через центр, хотя местами и различались. Некоторые были обиты железом спереди, другие имели металлическую решетку над пушкой для прицеливания, но все они по большей части рассматривались скорее в качестве декоративных курьезов, не представляя особого исторического интереса.

Большинство из них отправилось в разбросанные музеи, где они пылились на стендах вместе с другими странными произведениями средневековья. Недавно Музей Виктории и Альберта в Великобритании изучил образцы таких щитов и обнаружил, что они, возможно, были более распространенным явлением, чем считало большинство историков изначально. Поэтому они решили собрать максимальное число таких щитов и тщательно их изучить.

Выяснилось, что у некоторых из таких щитов-пушек были порошковые ожоги, то есть их использовали. Некоторые были разработаны для блокировки борта судна, где, по всей видимости, использовались в качестве дополнительного защитного слоя и линии противопехотного огня. В конечном итоге, наверное, было больше смысла держать ружье и щит отдельно, поэтому это странное оружие кануло в безвестность.

Китайский огнемет

Подобно ранним прототипам огнестрельного оружия, китайские протопушки представляли собой огромный арсенал, отдельные экземпляры которого сложно представить. Понятия не имея, как должно выглядеть пороховое оружие, китайские изобретатели придумывали на своей табула раса самые странные орудия, которые мир когда-либо видел.

Огненные копья, первое воплощение, появились где-то в 10 веке. Это были копья, прикрепленные к бамбуковым трубкам, которые могли выстреливать огонь и шрапнель на несколько метров. Некоторые стреляли свинцовыми гранулами, другие выпускали ядовитый газ, третьи - стрелы.

Очень скоро они освободили дорогу чисто огненным трубам, поскольку войска отказывались от копий в пользу дешевых одноразовых бамбуковых пушек, которые стреляли только один раз, но могли производиться массово и стрелять одна за другой. Стволы зачастую объединяли, что приводило к почти бесконечному потоку смерти.

Из недр этого творческого беспредела на свет появилась разбрызгивающая огонь трубка. Историки называют это оружие огнеметом, но это описание не совсем корректно. Используя низконитратную форму пороха, такое оружие могло производить постоянные вспышки пламени в течение пяти минут.

Но смертельным его делало добавление оксида мышьяка в смесь. Токсичный дым вызывал рвоту и конвульсии. Ко всему прочему, ствол часто набивали острыми как бритва осколками фарфора. Результатом было мгновенное вспарывание, сопровождающееся баней из ядовитого огня. Если враг китайца не погибал на месте, его внутренности постепенно переставали работать из-за воздействия мышьяка. В конечном счете он погружался в кому и умирал.

Кнут-пистолет

17 марта 1834 года Джошуа Шоу получил патент на единственную вещь, которая могла сделать «Индиану Джонс: В поисках утраченного ковчега» даже лучше: ездовой кнут с пистолетом, скрытым в ручке кнута. Что делало его особенно полезным - и опасным в то же время - так это метод стрельбы.

Вместо того чтобы использовать курок, как в большинстве орудий, пистолет имел кнопку сбоку рукоятки, которую можно было бы нажать большим пальцем. Это позволяло человеку держать кнут как обычно и иметь доступ к курку пистолета. Обычно курок был на одном уровне с ручкой, но будучи взведенным выпирал и настаивал на немедленной стрельбе.

По крайней мере один из таких кнутов-пистолетов был сделан на самом деле, хотя нет никаких свидетельств того, что их производили массово. В большей степени это курьез, а не оружие. Основным его недостатком было то, что пистолет можно было разрядить один раз, но, опять же, иногда один выстрел - все, что вам нужно.

Хвачха

Китай яростно отстаивал свое пороховое оружие во время 14 и 15 веков. Он произвел самый взрывоопасный прогресс в военной технике со времен лука и стрелы и не планировал сдавать его без боя. Китай ввел жесткое эмбарго на эксперт пороха в Корею, оставив корейских инженеров самостоятельно справляться с, казалось бы, бесконечным натиском японских захватчиков.

На рубеже 16 века, однако, Корея существенно продвинулась в освоении пороха и построила собственные машины, способные посоперничать с китайскими огнеметами. Корейским секретным оружием была хвачха, многоракетная пусковая установка, способная запускать свыше 100 ракет за один залп. Большие версии, используемые монархом, могли запускать и под 200. Эти штуки были существенной угрозой для самураев, способные укладывать на землю пласты из плотно упакованных самураев с каждым залпом.

Боеприпасы хвачхи назывались сингиджон и представляли собой взрывающуюся стрелу. Предохранители сингиджонов настраивались в зависимости от расстояния до соперника, так что они взрывались от удара. Когда японское вторжение началось в полную силу в 1592 году, у Кореи уже были сотни огненных повозок.

Возможно, самой большой проверкой силы хвачха стала битва при Хэнгчу в 1593 году. Когда Япония развернула наступление тридцатитысячного войска на вершину холма к крепости Хэнгчу, у крепости было едва ли 3000 солдат, граждан и боевых монахов, которые стояли на ее защите. Шансы на оборону были крайне низкими, и пребывая в уверенности японские силы продвигались вперед, не зная, что у крепости есть один козырь в рукаве: 40 хвачха, установленных на внешних стенах.

Японские самураи пытались взобраться по холму девять раз, постоянно встречаясь с дождем адского пламени. Больше 10 000 японцев погибло, прежде чем решили отказаться от осады, что стало первой крупной корейской победой над японским вторжением.

Ружье-топор

Почти у каждой культуры есть как минимум одна версия оружия-лезвия. Оно не только круто выглядит, но и предлагает гибкость на поле боя. Штыки, используемые во время Крымской войны и Американской гражданской войны, являются самыми известными современными примерами, но эта тенденция наметилась еще во времена появления первых китайских огненных копий в 10 веке.

Тем не менее никто не доводил ее до такого уровня, как Германия. Среди хорошо сохранившихся примеров германских ружей-топоров, которые хранятся в историческом музее Дрездена, есть экземпляры, датируемые серединой — концом 1500-х.

Некоторые можно было использовать в качестве рубила и ружья одновременно, тогда как другие становились огнестрельными лишь при удалении насадки с лезвием. Разрабатывались они, по всей видимости, для кавалерии, что объясняет расширенные рукоятки, в противном случае они были бы пистолями.

Адские сжигатели

Шел 1584 год, шестая долгая зима Восмидесятилетней войны, и Федерига Джамбелли мог почувствовать месть в воздухе. Годы назад он предложил свои услуги конструктора оружия при испанском дворе, но его обсмеяли. В гневе он переехал в Антверпен, где, наконец, нашел возможность отомстить за оскорбленное итальянское эго.

Отмечая победу над османами, Испания послала герцога Пармы осадить Антверпен, который стал центром голландских сепаратистов. Герцог надеялся задушить город блокадой судов через реку Шельда.

Антверпен ответил, послав горящие корабли - буквально корабли в огне - на блокаду. Со смехом испанская армия отталкивала их пиками, пока суда не сгорели и не рассыпались в реке. Тем не менее, желая отомстить испанцам, Джамбелли испросил городской совет дать ему 60 кораблей, обещая прорвать блокаду. Город дал ему всего два.

Не отчаявшись, Джамбелли начал мастерить свой оружейный шедевр. Он срезал трюм с каждого корабля, построил внутри цементную камеру со стенами 1,5-метровой толщины и загрузил по 3000 килограмма пороха. Закрыл его мраморной крышей и доверху набил каждый корабль «каждой опасной ракетой, которую только можно было представить».

Наконец, он построил часовой механизм, который должен был зажечь весь груз в заранее определенное время. Эти два корабля стали первыми в мире дистанционно взрываемыми бомбами с часовым механизмом, «адские сжигатели».

Когда наступила ночь 5 апреля, Джамбелли отправил 32 горящих корабля перед своими адскими сжигателями, чтобы отвлечь испанцев. Герцог созвал своих людей с блокады, чтобы оттолкнуть корабли. Но один из важных кораблей погрузился слишком глубоко и далеко от блокады и мягко утонул, когда его зажигатель дал осечку. Когда горящие корабли погасли, второй важный корабль легко коснулся линии испанских кораблей и, казалось, намертво осел в воде. Некоторые из испанских солдат начали смеяться.

И тогда второй корабль взорвался, убив 1000 человек и проделав 60-метровую дыру в блокаде. С неба посыпались цементные блоки размером с надгробия. Что важно, взрыв открыл артерию для пополнения городских запасов.

Шокированные голландцы даже не сдвинулись, чтобы попытаться получить запасы, которые были размещены вниз по реке. Несколько месяцев спустя они сдались испанцам. Джамбелли сделал все, что мог. Его война с Испанией была окончена, и его имя она запомнила хорошо.

По материалам listverse.com

По материалам hi-news

В предыдущей «Хохме» я вскользь коснулся темы «античной» артиллерии - метательных осадных машин, катапульт, баллист и прочая. А ведь при внимательном взгляде на эту тему проявляются интереснейшие, можно сказать, пикантные подробности!

Вот любопытно: в старинных источниках полно рисунков и гравюр, убогих и примитивных, изображающих пушки и канониров за работой. Перспектива, позы, композиция - все никуда не годится, но хоть пушки узнаваемы. Более или менее. А вот таких же слабеньких, детских рисунков баллист и катапульт нет! Уж если катапульта - то строго соблюдены законы пропорции, рельефно и анатомически правильно бугрятся мышцы на руках и спинах легионеров, крутящих «заряжающий ворот», лошади устрашающе взвиваются на дыбы, и т. д., и т. п. Почему так?

Ответ «рыцарей» КВИ - Канонической Версии Истории, готов: Римская империя пала под ударами кочевников, Европа погрузилась во мрак раннего Средневековья, по окончании которого европейцам пришлось заново учиться читать, писать и справлять естественные надобности… В том числе и рисовать, естественно. Поэтому в книжках наших историков чудные картинки с изображением античных «камнемётчиков» вполне законно соседствуют с примитивными зарисовками средневековых артиллеристов.

Хорошо, зайдем с другого конца. А где же археологически достоверные останки «античных» (а равно и средневековых!) камнеметательных машин? Их не наблюдается. Точь-в-точь, как в случае с триремами, чьи палубы те баллисты якобы украшали. Вот интересно: скребла и резаки палеолита в арсенале археологов есть, гарпуны и копья неолита у археологов имеются, мечи-кинжалы бронзового века у них тоже налицо. Даже окаменевшие экскременты силурийского трилобита есть. А вот относительно недавних камнемётов нет, - как отрезало. Если где-то и стоит такая боевая машина, уверен: новодел. Причём небоеспособный.

Ю. Шокарев («История оружия. Артиллерия»), описывая «катапультный» период истории артиллерии, сам вдруг с недоумением замечает, что с археологическими подтверждениями на эту тему дело обстоит, мягко говоря, проблематично. Мол, мелькнуло как-то раз сообщение о якобы находке останков древней баллисты, но при ближайшем рассмотрении они оказались настолько сомнительными, что решено было их, от греха, близко не рассматривать. А еще лучше - вообще не рассматривать и сделать вид, что ничего и не находили.

А можно зайти и с третьего конца. Если не осталось прямых свидетельств, возможно, остались косвенные?

Как ни странно, они остались. Это - те самые стены, против которых, собственно, и мастерились все так называемые камнемёты.

Мы ничего не поймем, если не рассмотрим историю фортификации в динамике. Есть очень четкий рубеж: XV век, вторая половина. Начиная с этого времени, крепостные укрепления начали довольно-таки быстро «оседать в землю» и «раздаваться вширь». Высоченные каменные или кирпичные стены превращаются в низкие толстые земляные валы, башни - в четырёхгранные бастеи-бастионы, тоже низкие, толстостенные, земляные. Наконец, крепостная стена, как средство размещения и прикрытия стрелков, приказала долго жить.

С конца XIX века крепость, форт - это система маленьких (визуально маленьких, ибо внутри полно бетона, оружия и сложных систем жизнеобеспечения, иногда выстроенных в два-три яруса; - сам видел), предельно утопленных в землю и великолепно замаскированных укреплений, снабженных пулеметами и скорострельными капонирными пушками. От капонира к капониру нет сплошной цепи бойцов вдоль эскарпа или вала. Собственно вал со рвом - всего лишь средство задержать атакующую пехоту противника на те секунды, что потребуется фланкирующему ров пулемету для того, чтобы ее срезать. Высокая каменная стена заменена незримой стеной пуль и орудийной картечи. Разумеется, в сочетании с земляными сооружениями и колючей проволокой. Особенно, если проволоку усиливает «ноу-хау» генерала Карбышева: рыболовные крючки на стальных поводках. Весьма неприятная вещь, знаете ли.

Я о чем, собственно? Я об огнестрельном осадном оружии. До его появления инженеры-фортификаторы как бы даже и ведать не ведали о существовании какого-то иного оружия дальнего боя. Все эти «античные» и «средневековые» стены - сугубо противопехотные сооружения. Грубо говоря, чем выше загородка, тем труднее на нее взобраться. Конечно, в высокий «забор» легко влепить булыжник из камнемёта. Но фортификаторов это почему-то совершенно не волнует, в отличие от их потомков, которым пришлось строить укрепления против пушек. Они знают, что поломать их стены нельзя, и потому громоздят их и в пять, и в десять метров высотой - великолепные мишени для «античной артиллерии». А толщина тех стен определяется исключительно требованиями устойчивости: чем выше постройка, тем больше должна быть площадь её основания.

Но и командир нашего воображаемого осадного корпуса это знает! Не может не знать: иначе его на этот пост просто не назначили бы. И что, он с унылой обреченностью тащит на быках тяжеленные махины чёрт-те знает откуда и с безнадежным упорством садит в стены заведомо бесполезными кольями и камнями? А некий герцог, финансирующий всю кампанию, сложив руки на животе, спокойно наблюдает, как его денежки в буквальном смысле пускаются на воздух? Что за нелепость!

Попробуем подойти к проблеме с четвертого конца, а именно с точки зрения физики. Спросим: а реально ли вообще создать такую метательную машину, чтобы она камнями и кольями разрушила оборонительную стену образца, скажем ХII века?

Практика современных инженеров показывает, что нет. Выше я уже упоминал о попытках американских инженеров создать работоспособные реплики «камнемётов» по заказу кинопродюсеров. Не вышло. Причина - не было в распоряжении средневековых и «античных» мастеров материалов, пригодных для этой цели. Пришлось, скрепя сердце, проектировать «баллисты» и прочую абракадабру с использованием каучуковых жгутов, упругих элементов из современной стали и синтетических материалов.

Из книги в книгу кочует баллада о самоотверженности неких женщин, жительниц некоего осажденного города, которые в порыве патриотизма пожертвовали свои волосы защитникам якобы для «техобслуживания» камнемётов. Сей подвиг приписывают то горожанкам Карфагена, то дамам Монсегюра, то еще кому. Причем всегда из контекста следует, что означенные волосы пошли именно на оборудование каких-то «баллист». Между тем хорошо известно, что женский волос очень хорош для изготовления тетивы лука. Уж не знаю, добровольно или не очень, но стриглись дамочки именно для лучников, и никак иначе…

А может быть, «древние эллины» располагали капроновым волокном? Все в порядке! - говорят нам КВИсты. Они знали такие особые способы то ли вымачивать, то ли высушивать всякие такие бычьи не то жилы, не то кишки, потом сплетать их с женскими волосами и сыромятными ремнями, потом приделывать куски воловьих рогов и чуть ли не китового уса, в общем, всё у них работало как надо! А потом, - горестно вздыхают историки, - секрет был безнадежно утрачен…

Эта пресловутая Сага об Утраченном Секрете (СУС) настолько уже навязла в зубах, что сравнима, пожалуй, только с Балладой о Неизвестном Кочевнике (см. раньше). Порой поражаешься полному отсутствию элементарной эрудиции у людей, которые просто по определению обязаны быть эрудитами, хотя бы по верхушкам. Ну не надо тебе лезть в тонкости технологических процессов, разберись хотя бы с их результатами! Чего только не загоняли в категорию СУС - дамасскую сталь и златоустовский булат, ювелирное искусство инков и железную колонну в Дели.

И невдомек балбесам, право, не подберешь другого слова, что не мог полуграмотный средневековый кузнец-эмпирик знать больше, чем целый металлургический НИИ, и не приходит им в голову заглянуть в тот НИИ на часок, поймать в курилке какого-нибудь МНСа и немножко его порасспросить. И объяснил бы им оный МНС, что технология изготовления, скажем «дамасской» стали в принципе несложна, но чертовски трудоёмка и поглощает уйму времени, если есть желание - можно сварганить, но встанет это в такую копеечку, займет столько времени, что проще заказать нож, скажем, из напильника. Сделаем в десять раз быстрее и в десять раз дешевле, а качество клинка будет даже выше. Просто дамасский клинок красивее, его шлифованная поверхность кажется «волнистой», только и всего-то. И про делийский столб рассказал бы. А златоустовский булат вообще никуда и не думал исчезать, из него по сей день куют офицерские кортики и парадные палаши в том же самом Златоусте. Сталь - чудо, хоть стекло режь.

Так или иначе, колья и камни в какой-то момент таки начали летать. Но как летать? Снаряд мало добросить до цели. Нужно, чтобы в конце траектории он сохранил достаточно энергии для пробития или хотя бы повреждения преграды. В нашем случае - средневековой («античной») крепостной стены. Такая стена представляет собой две стенки из каменных блоков или кирпичей, толщиной от метра и более, с поперечными связями и отсеками-кессонами, заполненными плотно утрамбованным грунтом. Кинетическая энергия снаряда определяется как половина произведения его массы на квадрат скорости в момент соударения с преградой. Так вот, снаряды киношных катапульт такой энергией не располагают!

Допустим, легионеры, кряхтя, заложили в ковш катапульты аж двадцатикилограммовый булыжник. Начальную скорость его беру в 50 м/с, не более, и вот из каких соображений: в кадрах фильмов он отлично виден в полете. Мне довелось вдоволь пострелять из подствольного гранатомёта ГП-25; начальная скорость полета его гранаты - 76 м/с. Стрелок - или наблюдатель, смотрящий поверх его плеча - какую-то долю секунды гранату видит, поскольку его линия визирования совпадает с линией бросания гранатомёта. Иными словами, угловое перемещение гранаты относительно стрелка равно нулю. Но стоит сместиться чуть в сторону, и гранату в полете уже не увидишь. Так что - 50 м/с, и не более того.

Имеем: кинетическая энергия нашего воображаемого булыжника в момент выстрела 25 кДж. Много это или мало? Есть с чем сравнить! Аналогичный показатель для 23-мм зенитной пушки «Шилка» - 115 кДж. В четыре с лишним раза больше. И тем не менее даже и мечтать о том, чтобы с помощью такой зенитки пробить, скажем, стену обыкновенной кирпичной «хрущёвки» - в три кирпича - не приходится. Я имел случай попробовать. Можно «просверлить», влепив длинную очередь в одно и то же место снарядов пятьдесят, но это при снайперской точности, которую может обеспечить только нарезное автоматическое оружие с его высокой кучностью стрельбы! Про кремлевскую стену я даже не заикаюсь.

И совершенно не важно, что вес 23-мм снаряда - 200 г, а вес булыжника 20 кг: важен не вес сам по себе, а именно энергия. Больше того, из-за своей неоптимальной, с точки зрения аэродинамики, формы оный булыжник очень быстро потеряет скорость на полете, и в стенку грохнется уже совершенно обессиленным. А если взять камень побольше? Но он и полетит медленнее, и скорость будет терять быстрее из-за больших геометрических размеров при той же неудачной форме. Он вообще может до цели не долететь.

Хорошо, а колья? А еще хуже. Снаряд, кроме всего остального, должен быть сделан из материала, механическая прочность которого, как минимум, не уступает прочности преграды. Деревяшкой - по камню?! А если конец железом оковать? А если толстый, мощный набалдашник приделать? Нельзя: вес! Такая «стрела» вообще прямо перед баллистой шлепнется, ещё и кого из своих покалечит.

Ладно, не унимается оппонент, а горшки с горючей жидкостью? Чем не «огнемёт»? А с какой, собственно, жидкостью? Все современные жидкие и сгущенные огнесмеси изготовлены на основе легких, легковоспламеняющихся топлив, типа бензина. Сырая нефть для этого дела, как ни странно, малопригодна; я не хочу загромождать изложение, поэтому скажу только, что загорается она крайне неохотно и горит вяло, пока не нагреется, а за это время ее легко можно потушить, да и в горшке ее ой как немного. Какое-нибудь растительное масло? Но оно очень дорого даже сейчас, при современных агротехнологиях, и к тому же (вот досада!) само по себе опять-таки не горит: нужна пакля, фитиль, способствующий его нагреванию и испарению. Так что предъявите мне, пожалуйста, античную крекинг-колонну.

Хорошо, налили мы какой-то горючей дряни в кринку, зарядили в катапульту, подожгли и рванули спусковой рычаг… Где через секунду окажется то горючее? Правильно, у нас на головах. Оно нам надо?

Короче, все это чушь. В современных напалмовых бомбах для воспламенения огне-смеси используются ударный взрыватель, разрывной заряд для разрушения корпуса и воспламенитель, мгновенно дающий сверхвысокую температуру для испарения и зажигания смеси.

Можно, конечно, метать просто смоляные факелы. Но ведь далеко они не улетят: лёгонькие, с большим сопротивлением воздуха… Вот если бы придать им приличную аэродинамическую форму!

Так ведь это уже сделано. Строим роту лучников и раздаем каждому по колчану зажигательных стрел. Дальность стрельбы - выше, чем у какого-нибудь тяжелого огнемета. Скорострельность - неизмеримо выше. И главное: быстро и недорого создаётся множество очагов пожара. Стрела - она маленькая, шустрая, отследить падение каждой - из сотен! - нереально, а одна не обнаруженная вовремя стрела дает очаг пожара. Так зачем нам НЕ-эффективное средство, если есть эффективное?!

Несколько особняком в исторических измышлениях об античном огнеметании стоят некие «огнемётные трубы». Историки пытаются убедить себя и других, что речь тут идёт о «классическом» огнеметании, то есть струей горючей жидкости. Огнемет в действии они, конечно, видели - в кадрах военной кинохроники. Но взять, например, книжку В. Н. Шункова «Оружие Красной Армии», и прочитать в ней описание устройства того огнемета, вряд ли удосужились, иначе не писали бы ерунды. Неотъемлемая составная часть классического огнемета - баллон с воздухом под давлением 100-200 атм. Если бы «эллины», опираясь на уровень тогдашней металлургии, и смогли бы смастерить бронзовый резервуар, рассчитанный на такое давление, то чем бы они его заряжали? Ручными мехами? Не смешно.

А ведь разгадка-то лежит на поверхности. «Труба, мечущая огонь» - это просто пушка, такая, какой видит ее не привыкший к этому зрелищу наблюдатель. Тогдашний порох, будучи невысокого качества, сгорать полностью в стволе не успевал, и орудие, действительно, извергало чудовищные языки пламени. Это сейчас высококачественные пороха обеспечивают почти беспламенный выстрел. И все: «античный» текст, упоминающий «огнемётные трубы», благополучно уехал туда, где ему быть и надлежит - в Средние века.

Остались еще столь экзотические боеприпасы, как горшки с нечистотами и трупы заразных больных. Это просто неэффективное оружие. Даже если мы отсыплем золотишка нескольким придуркам, чтобы они притащили такой труп на «батарею», как перебросить 70-80-килограммового покойника через вражескую стену?! Какая нужна катапульта?! Да ведь и на той стороне не идиоты сидят, смекнут, что дело нечисто, и вызовут врачей и санитаров-трупоносов. А уж те знают, что делать. Ведь, собственно, серьезную опасность представляют собой не трупы умерших от болезней, а вполне живые и внешне здоровые инфицированные люди, которые, в пределах инкубационного периода, даже не подозревают о том, что заражены. Согласен, наши предки были не сильны в микробиологи, но уж карантинные-то меры принимать умели. Так что и этот тезис не проходит.

Наконец, самый термин камнемёт. «Устройство, бросающее камни», ничего более. Катапульта - точный перевод с латыни: «бросалка», ничего более. И так везде! «Лито-бола» с греческого: «устройство, бросающее камни». Нигде - ни намека на применение каких-то упругих элементов. Но ведь ядра первых пушек были сплошь каменными! Значит?!

Позволю себе небольшое замечание. Все вышесказанное отнюдь не следует понимать так, будто бы пушки появились лишь в середине XV века. Конечно, нет. Просто к этому моменту качественный рост могущества артиллерии достиг такого уровня, что сделал невозможным и ненужным само существование традиционных отвесных высоких стен. Пушки с ними слишком быстро расправлялись. В этот момент просто произошёл опять-таки качественный скачок в развитии фортификационной архитектуры. Орудия появились гораздо раньше, но для прогрызания «традиционных» стен им требовалось значительное время и чудовищный расход боеприпасов. Совсем как англо-франко-турецким интервентам под Севастополем в 1855-1856 годах: история повторилась на качественно новом уровне.

И кстати, середина XV века - это в аккурат взятие Константинополя Мехмедом II, огромную роль в котором сыграли именно осадные пушки. Вот после этого-то и призадумались фортификаторы: если уж такие стены не устояли, значит, нужно срочно изобретать что-то принципиально новое. А первыми призадумались именно итальянцы, как одни из ближайших кандидатов на роль объекта очередного турецкого натиска (см. Яковлев В. В., «История крепостей»).

Общий вывод по хохме № 2.

Никаких «античных», никаких «средневековых» боевых машин, принцип действия которых основан на применении каких-то упругих элементов, попросту не существовало. Были только лук, арбалет… и всё.

Вопрос: а откуда же они взялись? В смысле, на картинках - как теперь становится понятным, времен Ренессанса и позднее?

Есть мнение. Надо бы приглядеться к творчеству гениального художника/учёного/изобретателя Леонардо да Винчи (1452-1519).

«Леонардо»

Выписывал я, выписывал книжки в издательстве «Терра», и вот меня за усердие премировали «бонусом» - бесплатной книжкой. Называется «Мир Леонардо». Автор (некий Роберт Уоллес) не пожалел чувственных придыханий, чтобы расписать, как был велик и гениален Леонардо. Лучше бы уж он этого не делал, честное слово. Потому что результат получился прямо противоположный, по крайней мере, если книгу читать, а не просто листать картинки.

Оказывается, за 67 лет жизни гений сработал аж 12 картин. Не густо для классика, но бывает. Однако «железно» принадлежат кисти да Винчи только две из них: набившая оскомину «Джоконда», над которой «каждому культурному человеку» надлежит восторженно ахать, и «Крещение», которое даже искусствоведы смущенно называют «необъяснимой ошибкой великого художника». Принадлежность остальных картин определена так: «на авторство Леонардо неопровержимо указывает хищная поза горностая и изящный изгиб руки женщины…» Это о портрете Цецилии Галлерани, любовницы герцога Сфорца. Аргумент, конечно, неопровержимый. Вот свернулся бы горностай клубочком, и все, и уже не Леонардо.

Остальное еще невнятнее, еще неразборчивей. Да и «Джоконда»… Мое, конечно, личное мнение, и я никому его не навязываю, но в упор не вижу ничего из ряда вон выдающегося. Сомнительной прелести женщина с перекошенным судорогой ртом. К тому же их как минимум восемь - «джоконд», и все не подписанные. Почему именно луврский портрет принадлежит кисти «великого»?

А вот написал титан некую фреску («Тайная вечеря»). Ну, уж так написал, так написал, что загляденье! Вот только она тут же отслоилась и осыпалась. И не осталось ничего, кроме «удивительных тонов». После чего фреску не один раз переписывали другие художники. Спрашивается, где здесь Леонардо? Штукатурка, дескать, виновата. Да не штукатурка виновата, а титан, не знающий того, что обязан знать маляр 3-го разряда по окончании профтехучилища: где уже можно красить, а где еще нельзя, потому что не просохло, и чем загрунтовать, чтоб через пять минут не отвалилось.

По всей книге тут и там в изобилии разбросаны - открытым тестом! - прямые указания на то, что маэстро был ленив, несобран, организовать свой труд не умел и не хотел. А между тем, давно замечено, что гений - это 1% таланта и 99% пота. Талант у Леонардо, судя по всему, имелся, вот только трудиться корифей категорически не хотел. Тем не менее, жил широко, только под старость пришлось приужаться в запросах; держал слуг и лошадей (по средневековым понятиям, чрезвычайно дорогое удовольствие, символ принадлежности к знати!), позволял себе разные широкие жесты (которые всегда требуют денег). Черта: подобрал симпатичного мальчика, покупал ему штанишки и курточки… Мальчик крал у мэтра все, что ни попадя, а мэтр только вздыхал понимающе и - продолжал покупать бархатные штанишки… До самого последнего своего вздоха.

Картина вырисовывается отталкивающая, но для психиатров и сексопатологов вполне знакомая…

И вот теперь самое время присмотреться к личности Леонардо, как «ученого» и «изобретателя».

Нам твердят (в том числе авторы серьезного, вроде бы, журнала «Техника - молодежи»), что Леонардо предвосхитил и то, и сё, и пятое, и десятое… Вертолёт, самолёт, танк, водолазное снаряжение и т. д., и т. п. Основанием для таких утверждений стали картинки, там и сям разбросанные в рукописных трактатах, возьмем его в кавычки, «Леонардо». Слов нет, картинки красивые. Некоторые из них даже похожи на чертежи. Но кто в них всматривался?!

Я в детстве тоже нарисовал схемы разных космолетов, подводных лодок и шестиногих танков (хвала Всевышнему, никому не пришло в голову воплотить эти проекты в металл). Но это же не причина провозглашать меня гениальным изобретателем, опередившим время!

Опять же, не хочу загромождать изложение: любая, повторяю, любая выдумка «Леонардо» страдает неустранимым недостатком: она не согласуется не то что с базовыми законами физики, но даже с обычным, повседневным практическим опытом, которым обладает в той или иной степени любой ремесленник. Гений явно не понимал, как соотносятся мощность и масса, сила, объём и давление, и так далее - по всей таблице СИ. Гений явно не держал в руках настоящую аркебузу, когда проектировал ее пятиствольный вариант: где взять столько здоровья, чтобы ворочать таким оружием?! Корифей явно не представлял себе, сколько будет весить броня и вооружение его «танка», не ведал, каковы реальные силы тех четырех человек, которым надлежит приводить этого монстра в движение, не осознавал, что сядет это чудо техники в землю по самые оси, едва скатившись с мощеной дороги. Далее - везде! Он увлеченно обсасывал мелкие технические детали, не решив фундаментальных проблем, даже не поставив их, даже не заметив! Титан порхал в небесах фантазии, предоставляя «черную работу» всяким декартам с паскалями. Нехай там Торричелли разбирается, отчего у герцога фонтан не фонтанирует. Галилей, дурачок, ядра с Пизанской башни роняет, школяр. А вот я-то!

Однако, все «технические чудеса» Леонардо очень хорошо прорисованы. Что есть, то есть - этого не отнять. Рисунки симпатичные.

Так называемое «Возрождение» - это всплеск человеческой самонадеянности, возможно, первый, но, к сожалению, не последний, когда люди вообразили, что наука позволит им преодолеть все преграды и скоро даст возможность окончательно восторжествовать над природой. Нужно только побольше осей, шкивов и шестеренок. Что-то не получается? Значит, мало шестеренок.

Прискорбно, но факт. Красиво расчерченные механизмы «Леонардо» неработоспособны. Красиво разрисованные баллисты с катапультами заведомо неработоспособны.

Мое мнение таково. Мэтр жил как раз в то самое время, когда начала формироваться искусственная версия «античности» и «средневековья». И вот, у историков возникла проблема: они отлично знали, что пушки и аркебузы появились сравнительно недавно. И в их версии истории образовался, так, сказать, «военно-технический вакуум»: а что же заменяло древним осадную артиллерию? И вот тут какой-то титан блеснул. Очень подозреваю, что «Леонардо». Блеснул - а историки подхватили. Блеснул - а нам уже пятый век мозги пудрят.

Я не знаю, кто такой Леонардо да Винчи, и как его настоящее имя, и жил ли он вообще в действительности. Зато я знаю, что «античные» и «средневековые» метательные машины были кем-то просто нарисованы на бумаге. Небездарно нарисованы, это правда. И первый кандидат на авторство - тот, кого в современной историографии называют «Леонардо да Винчи».