Календарь народных примет на август на каждый день

Свое название месяц получил в честь римского импе-ратора Октавиана Августа. На Руси его называли серпень, хлебосол, припасиха-собериха, жнивень, зарев (так как в это время бывают яркие и холодные зори), разносол, густоед; густарь.

ПРИМЕТЫ АВГУСТА

Август — венец лета, страды государь.

Август — закат лета.

Август — разносол, всего вдоволь.

Август — месяц птичьих стай.

В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.

В августе серпы греют, вода холодит.

Овцы да льны в августе смотри.

В августе всего в запасе: и дождь, и ведро, и серпогодье.

В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.

Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.

На зимний стол август готовит разносол.

В августе зима с летом борются.

Август запасает хлеб на год: у зимы огромный рот.

Август устали не знает — все собирает, припасает.

Август придет — свои порядки заведет. Греет спину, холодит грудь.

Кто в августе спит, тот спит на свою голову.

В августе солнце греет по-летнему, веет ночь про-хладой.

Лето переломилось — позже занимается рассвет, раньше смеркается.

Приметы августа:

Утренняя заря скоро потухает — будет ветер.

Красные облака до восхода солнца — к ветру.

Ветер полосами, порывами — к тихой погоде.

Ненастье более бывает при верховом (южном) ветре.

Если далеко видно по горизонту — к ведру.

Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизон-та — к хорошей погоде.

Хорошая погода сохранится, если ночью ясно.

Сильное мерцание звезд на рассвете предвещает через два-три дня дождь.

Хорошая погода сохранится, если в низких местах вече-ром и ночью образуется поземный туман, рассеивающийся после восхода солнца.

Будет скоро сильный ветер, если высокие (перистые) облака вытягиваются узкой и длинной полосой.

Ночная роса не высыхает — к грозе.

Коль пошел парной туман над лесом — идти по грибы.

Зацвела сосна — зернистый масленок появился.

Полетел пух с осины — идти за подосиновиками.

Уж выползает на дорогу греться — перед дождем.

Муравьи спешно среди дня заделывают входы — будет дождь.

Если идет дождь, но пауки начинают ткать паутину — небо скоро прояснится.

Паук ткет паутину колесом — к ведру.

Полетела паутина — жди длительной солнечной по-годы.

Перед сухой погодой мухи просыпаются рано и начи-нают гудеть, перед дождем же сидят тихо и смирно.

1 августа

Макридин день. Оводы кусаются по-следний день. Заканчиваются летние работы, начинаются осенние.

Смотри осень по Макриде.

Коли на Макриду дождь — на следующий год уродится рожь.

Макрида мокра — и осень мокра: суха — и осень тоже.

Паутина летает — к безденежью.

Грибов мало — к мокрой и снежной зиме.

Кто на Макриду поссорится, того весь год ждут склоки.

2 августа

Ильин день . Илья-пророк — распоряди-тель самых могучих сил природы, разъезжающий по небу на своей огненной колеснице и посылающий на землю молнии, гром и дождь.

Этот божественный образ постепенно вытеснил из религиозных представлений славян бога Перуна, которого считали главным небесным распорядителем в дохристи-анские времена. Илья-пророк нетерпим ко грешникам и к нечистой силе, которая, спасаясь от его гнева, в Ильин день превращается в зверье. В это время начиналась жатва и сбор других сельскохозяйственных культур, и Илью-пророка благодарили в обрядовых песнях:

Илюшка накормил,

И накормил, и напоил,

А Петрушка было

С голоду не уморил.

Здесь Ильин день противопоставляется Петрову дню (25 июня) — голодному времени, когда старые запасы уже давно закончились, а новый урожай еще не созрел.

Рано-рано Илья жито зажинает,

Золотым серпом поле выметает.

Поле выметает, колос высыпает.

Где раз резнет, там сноп кладет,

Где горушечки, там конопушечки,

Где лужок, там снопочек.

По дворам ходили славильщики:

Илья-пророк по межам ходит,

По межам ходит, рожь зажинает,

Рожь зажинает, ярь наливает.

Часты, густы звезды в небесах,

Чаще того копны в полях;

Ясен, красен мак в садах,

Ясней, красней снопы в полях.

На этих полях добра много!

За этим же, хозяинушка,

Живи здорово, богато и долго!

Подари ты нас, певцов —

Каждому певцу по красному яйцу,

Спевальщикам — по калачикам.

Не томи много, дари скоро!

К этому дню крестьяне спешили завершить сенокос, так как он редко обходился без грозы. А дожди, начавшиеся с Ильина дня, бывали затяжными:

До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.

Если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель.

На Ильин день дождь — в закрома, а после Ильина дня — на закрома.

Сгребешь сено в кучи — так и не страшись тучи.

Дождевая вода, собранная в Ильин день, хорошо по-могает от сглаза и порчи.

Начиная с Ильина дня запрещалось купаться в водо-емах.

Считалось, что вода холодеет от того, что одна из ло-шадей, несущих огненную колесницу Ильи, теряет свою подкову и та падает в воду. Еще говорят, что Илья бро-сает в воду кусочек льда, что лось обмакивает в нее свои рога...

До Ильи мужик купается, а после Ильи с рекой про-щается.

Чтобы не рассердить ненароком грозного библейского пророка, в этот день не работали — грех! — и не выго-няли скота. Принято было выпекать хлеб нового урожая. Старший мужчина в семье — «батюшка-пахарь» — бла-гословлял новый хлеб, «новину», разламывал и раздавал членам семьи. Есть его нужно было молча, бережно, не роняя ни крошки.

С Ильина дня погода поворачивает к осени, хотя жара может продержаться еще долго.

Илья лето кончает.

На Илью до обеда лето, а после обеда осень.

С Ильина дня ночь длинна и вода холодна.

С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются.

Петр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк — два уволок.

Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет и два.

На Ильин день дождь — будет мало пожаров, ведро — пожаров много.

Комары кусаются последний день. Колодцы рыть нель-зя — вода в них будет плохая. В этот день первое ведро в колодец нужно опустить с мятой — это понравится колодезнику, и он будет хранить колодец.

3 августа

Лошадей работать не заставляют, весь домашний скот кормят сытно и вкусно. Считали зерна в сорванном огурце: четное количество — к благу и при-были.

4 августа

День Марии Магдалины , в который опа-сались молнии и не выходили в поле. В остальном же день считался счастливым.

Марья — добрый день.

Коли на Марью гроза — сена будет за глаза.

Если огурцы засаливаются плохо, не будет ни дождей, ни гроз. Молоко быстро скисает — к грозам.

5 августа

День Трофима-бессонника. С этого дня разрешается спать днем. Пора собирать малину и калину.

На Трофима калинники-малинники.

Лес — что купец пузатый: всяким харчем, всяким товаром торгует.

Найти в этот день хлебную матку — жирный стебель пшеницы или ржи с 12 колосьями — почти то же самое, что найти цветок папоротника в купальскую ночь: при-валит необыкновенное счастье, исполнится сокровенное желание.

6 августа

День Бориса и Глеба . Пора собирать черемуху. В этот день опасались грозы и не собирали копны — молнией подожжет:

На Глеба и Бориса за хлеб не берися.

Борис и Глеб — поспел хлеб.

7 августа

День Анны-холодницы , зимоуказатель- ницы.

Какова погода до обеда, такова и зима до декабря; ка-кова погода после обеда — такова зима после декабря.

Если утренник холодный, и зима холодная.

7 августа (25 июля по старому стилю) называют также «Макарьев день» — время открытия знаменитой нижего-родской ярмарки. Первоначально она происходила у стен Макарьевского монастыря под Нижним Новгородом, чем и объясняется ее название. С перенесением ярмарки в го-род изменились сроки ее проведения (раньше в Макарьев день она уже заканчивалась). «Суета всякого рода, общее стремление к торговле, движение огромных капиталов, утонченный обман в оборотах, заготовление всего на всю Россию, словом, центр всех купеческих расчетов. Вот что такое Макарьевская ярмонка» (И.М.Долгорукий. «Жур-нал путешествия из Москвы в Нижний» 1813 года).

Торговля на русских ярмарках традиционно сопро-вождалась всевозможными развлечениями. Неизменным успехом у публики пользовались так называемые раеш-ники, которые привозили большой деревянный ящик с прорезанными в нем отверстиями — раек. В него были встроены два валика, на которые наматывалась широкая бумажная лента с нарисованными на ней картинками — некое подобие фотопленки, поделенной на кадры. Раешник поочередно показывал картинки и сопровождал зрелище увлекательным рассказом. Первоначально основной темой таких представлений была жизнь Адамы и Евы в раю, отсюда и название устройства — раек. Со временем те-матика расширилась: раешники стали иллюстрировать и иронически, с шутками и прибаутками комментировать последние новости, ярко, с выдумкой изображать произо-шедшие события: «Посмотрите, поглядите, вот большой город Париж, в него въедешь — угоришь, а вот большая колонна, на нее посадили Наполеона. А вот в двенадца-том году наши солдатики были в ходу, на Париж идти уладились, а французы взбудоражились». Рядом с райком располагались торговцы сладостями, здесь же зрителям предлагались и лубочные картинки, повторяющие наи-более яркие сцены представления. Таким образом, пло-щадка вокруг райка становилась самым бойким местом на ярмарке.

Непременными участниками ярмарочных гуляний были и скоморохи — странствующие самодеятельные артисты. Первоначально они являлись действующими лицами язы-ческих обрядов, в дальнейшем их функция стала чисто развлекательной, а со временем скоморошьи представ-ления приобрели остро сатирическую, политизированную окраску. Это вызвало недовольство властей, и в XVIII веке скоморошество запретили. Тем не менее образ скомороха остается одним из самых ярких в русском фольклоре.

8 августа

Пора идти в лес по грибы. Если тропинки покрылись плесенью — грибов будет много.

Гриб-грибовой,

Унесу тебя с собой!

Волнушки — в кадушки,

Сморчки — в бурачки,

Опенки — в бочонки,

Грузди — в кузовки,

Боровички — в сундучки,

Масленки — в ведерки.

Уж ты, бор-борок!

Дай нам ягод коробок.

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек!

В гнезда клали монетки — на счастье и прибыль. Пасечников задаривали подарками, а меда не ели вплоть до медового Спаса. По берегам рек раскладывали новые льны и холсты, чтобы все женские работы шли как по маслу.

9 августа

День Николы Кочанского . Капуста на-чинает завиваться в кочаны, поспевает голубика.

Ельник-березник — чем не дрова, хлеб да капуста — чем не еда!

Без капусты брюхо пусто.

В некоторых местностях это был день Пантелеймона Зажнивного — предосенний сбор лекарственных трав.

10 августа

День Прохора .

Кто сегодня продает, меняет — все потеряет.

Прохоры и Пармены — не затевай мены.

11 августа

Калинник . В этот день крестьяне опа-сались заморозков:

Пронеси, Господи, Калинника мороком (туманом), а не морозом!

Если овес опять зазеленел — будет плохая осень. Муравьи увеличили кучи — к морозной зиме.

12 августа

День Силы и Силуяна . Лучший срок сева озимых:

Рожь, посеянная на Силуяна, родится сильно.

Святой Сила прибавит мужику силы.

На Силу и Силуяна рожь бывает пьяна (колосья кло-нятся к земле).

Девки крестят кукушку, ведьмы воруют молоко. Ро-дившийся в этот день будет счастливым купцом, сильным умом и телом.

13 августа

День Евдокима , заговенье, последний день перед Успенским постом.

Успенский пост — не голодный.

Пекут маленькие блинцы — охранные. Их кладут в каждый угол дома, чтобы нечисть не заходила. Часть блинцов нужно съесть, обходя дом, лавку, магазин — для прибытка и отвращения воров. Собранные в этот день ягоды черемухи — прекрасное лекарство от заболеваний желудка. .

14 августа

Медовый Спас , первые смотрины резуль-татов крестьянского труда (всего в календаре три Спаса). Этот день — проводы лета, первая встреча осени. Пчелы перестают носить мед, пчеловоды начинают выламывать соты. Первый мед приносили в церковь для освящения и поминали родителей. Мед после этого для становится лечебным. По-другому этот праздник называли Спасов-ка-лакомка.

На первый Спас и нищий медку попробует.

В этот день устраивали крестный ход к воде (еще одно его название — Мокрый Спас), а после водосвятия ку-пались сами и в последний раз в году купали лошадей. Полагалось освящать колодцы и обсеивать избы семенами дикого мака — считалось, что он отпугивает ведьм. От-цветают розы, падают хорошие росы. Начинается отлет в теплые края перелетных птиц — ласточек и стрижей.

Ласточка весну начинает, осень накликает.

В этот день можно пойти на перекресток дорог, начер-тить крест, приложить ухо и послушать: если покажется, что кто-то тяжелый едет — быть богатым в этот год; если едет налегке — к бедности.

15 августа

Степан-сеновал . Окончание сенокосных работ.

Каков Степан, таков и сентябрь.

Чтобы домашние птицы и животные были здоровы, их нужно поить с серебра.

16 августа

День Антона-вихровея .

Каков Антон-вихровей, таков и октябрь.

Если ветер с вихрями — ожидай снежную зиму.

Завихрит со всех сторон — будет злющая зима с тол-стым снегом на дома.

Пыльный день — много хлеба.

17 августа

День Авдотьи-малиновки, огуречницы.

Какова Авдотья, таков и ноябрь.

Пора собирать малину — сегодня она особенно це-лебна, а также огурцы, лук и чеснок. Опасались дождя: если в этот день мокро, то все сено сгниет. Второй отлет ласточек. В этот день предпринимали пост на луке, квасе, хлебе и соли.

18 августа

День Евстигнея-житника .

Каков Евстигней, таков и декабрь.

Жатва в разгаре. Жать хлеб издревле считалось сугубо женским занятием. Женщины пели за работой особые жатвенные песни, способствующие ритмичным движениям серпа. Каждая строчка заканчивалась возгласом «У!» — выше на октаву:

Пора же, мати, жито жати,

Ох и колосок налился — у!

Колосок налился — у!

Пора же, мати, дочку дати — у!

Возвращаясь домой, пели:

И говорило, и говорило

Ржаное жито:

Не хочу я в поле стояти,

Не хочу я колосом махати,

А хочу я во пучок завязаться,

В засенку ложиться,

А чтоб меня, ржаное жито,

Во пучок вязали,

Из меня рожь выбирали.

Много желудей на дубе — к прибыли и хорошему урожаю.

19 августа

Яблочный Спас (или «Спас на горе», так как этот день совпадает-с праздником в честь Пре-ображения Господня на горе Фавор).

Пришел Спас — ушло лето от нас.

С этого дня начинается уборка яблок и разрешается употреблять в пищу плоды и фрукты. Существовало пове-рье, что в этот день в Царствии Небесном раздают яблоки детям — но не всем, а только тем, чьи родители устояли перед искушением попробовать яблочко до Спаса. Поэто-му взрослые, причем не только родители умерших детей, считали за великий грех съесть яблоко, не дождавшись Спаса. На первых сорванных яблоках загадывали:

Думу крепкую надумываю, думу трудную заклинаю, по второму по Спасу да сбудется, а этой осенью — не минуется.

Яблоки приносили в храм для освящения, раздавали бедным.

На второй Спас и нищий яблочко съест.

Вечером ходили в поле и с песнями провожали закат солнца, встречали осенины. Уборка урожая идет полным ходом:

Пришел Спас — всему час.

Начинается отлет журавлей, погода портится:

Пришёл Спас - бери рукавицы про запас, второй Спас шубу припас.

Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму.

Горох в этот день — лечебный.

20 августа

День Пимены-Марины .

Каковы Пимены, таков и январь.

Ягодная пора прошла.

Пимены-Марины — не ищи в лесу малины.

Если в этот день улетают аисты — осень будет хо-лодной.

21 августа

День Мирона-ветрогона . Время со-бирать опят.

Коли грибовно — так и хлебовно.

Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.

Иней на траве — к хорошему будущему урожаю.

23 августа

День Лаврентия .

Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик.

Ти хая вода — к хорошей рыбалке осенью.

В полдень вода в реках и озерах тиха — осень будет тихая, а зима без вьюг и злых метелей. Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго — всю осень.

Урожай еще не собран, но судить о нем можно по множеству примет:

В августе дуб желудями богат — к урожаю.

Много сосновых шишек — к урожаю ячменя.

Урожай сморчков — к урожаю проса и гречихи.

Гречиха плоха — овсу пороет.

Урожая орехов два года подряд не бывает.

В этот день перестают петь птицы. Кто шумит — кли-ка ет на свой дом беду.

24 августа

День Евпла . По поверьям, в ночь на мученика Евпла привидения ищут встречи с людьми. Росы становятся целебными — росу собирают на год.

25 августа

Читали заговоры на урожай и прибыль.

26 августа

День Тихона Задонского . К нему об-ращались с молитвой об избавлении от греха уныния.

27 августа

День Михея-тиховея . Начинается ли-стопад.

Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекли-каются.

Михей с бурей — к ненастному сентябрю.

На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведренной осени.

Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а нет — зима позже придет.

28 августа

Успение , окончание жатвы («дожин-ки»). Из последних оставшихся в поле колосьев жницы устраивали «козу» — связывали их в пучок наподобие шалаша и клали внутрь ломоть хлеба, посыпанный солью. Женщины обращались к Богу с благодарностью за благо-получное завершение жатвы, а затем гадали: старшая из них садилась на землю спиной к «козе», остальные по-давали ей серпы, а та бросала их назад через голову. Чем ближе серп оказывался к «козе», тем более счастливое будущее ожидало его владелицу. Серп, который воткнулся в землю, предвещал несчастье.

Ниву сажали,

Страду пострадали,

Гибкими спинами,

Острыми серпами.

Слава Богу,

До Нового году.

Оставленную на поле горсть несрезанных колосьев «за-вивали в бороду» — перевязывали лентой, приговаривая: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Эту «бороду» предназначали Велесу — покровителю домаш-него скота, или Илье-пророку, или Николаю-чудотворцу. Считалось, что вместе с несрезанными колосьями на поле остается плодоносящая сила зерна, которая пригодится для будущих урожаев.

Последний, «дожиночный» сноп наряжали в сарафан или обвивали яркими платками и несли на пир честной, ко-торый устраивали вскладчину. Его называли именинником и сохраняли до Нового года, приписывая ему магическую силу. Соломой из этого снопа лечили заболевших живот-ных, а зерно подсыпали в решето, начиная новый сев.

Уставшие жницы ложились в поле на последнюю сжатую полосу и просили землю вернуть им потраченные силы:

Нива, нива,

Дай мою силу на другую ниву.

Я тебя жала, силу потеряла!

Домой жницы возвращались, надев на головы венки, сплетенные из колосьев. Особой удачей считалось найти «жнивную матку» — колос с очень крупными зернами, и «спорыш» — двойной колос.

Окончание полевых работ отмечали пиршеством с обя-зательным выпеканием караваев из муки нового урожая. Женщин-тружениц воспевали в песнях.

В поле жито я дожала,

Пять стогов наметала,

А шестой ячменю —

На утеху свою.

Я всю нивку прошла,

Под межой венок нашла.

Покатился венок с поля,

Прикатился до покоя.

Кто веночек выкупит —

Бочку меда выкатит.

Ваня венок выкупил,

Бочку меда выкатил —

Чтобы жнеек угощать,

Угощать, величать,

В хороводе примечать!

Дожали, дожали,

Спожинки дожали.

Зерно гребли,

Каравай пекли.

Гостей угощали,

Нивку поминали.

Житушко, расти-расти!

Времечко, лети-лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Этот день — последний срок отлета ласточек. Начина-ются холодные утренники. С Успенья начинается и «мо-лодое бабье лето», продолжающееся до 11 сентября:

Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается. Если молодое бабье лето ведренное — жди ненастья в старое.

На Успенье вода тиха — осень и зима тихи.

В разгаре сезон домашних заготовок:

Хороши огурцы, на Успенье засоленные!

29 августа

Третий Спас, или Спас на полотне , праздник в честь Нерукотворного образа Спасителя. Он называется также хлебным, ореховым, холщовым: пекутся пироги из но-вого хлеба, поспели орехи, открываются ярмарки. Покупают льняные изделия — долгие будут в носке.

Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают.

Три августовских Спаса — дни подведения итогов крестьянского труда. По прошествии их погода, как пра-вило, меняется. После третьего Спаса улетают последние ласточки и стрижи.

Если журавль отлетает к третьему Спасу, то на По-кров будет мороз.

30 августа

День Мирона . Начало листопада. Первой начинает ронять лист береза, за ней липа, вяз, черемуха.

Если утром туман и роса — погода будет хорошая.

Нужно сытно кормить домашних животных, чтобы на протяжении года были здоровы.

31 августа

Фрол и Лавр , лошадники. Конский празд-ник. Лошадям давали отдохнуть от работы. Их выводили на луг, чистили, с ладони закармливали овсом, гривы и холки убирали лентами. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священ-никам. Для табунщиков устраивали мирское угощение, пекли им пироги, потчевали медовухой.

Если умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра.

Начинаются осенние утренники, заморозки и сентябрь-ские туманы, очень вредные для здоровья. Из дома стара-ются не выходить, особенно в безветренные дни. Фролов день считался концом основных полевых работ. К этому дню старались управиться с озимым севом, и этот день назывался досевками.

Коли до Фрола не отсеешься, Фролы и родятся (цве-точки).

Смотрели у полыни корни: если корни толсты — сле-дующий год будет урожайным.

Народные названия и традиции дня В народе также говорили, что наступил Лошадиный праздник. Обычно к этому времени старались закончить работы, связанные с посевом ржи. Хозяйки 31августа солили огурцы и заготавливали их н... >>>>>

Народные названия и традиции дня В православной церкви 30августа почитают память святого Мирона, который был пресвитером в Ахаии. Происходил Мирон из знатного рода, но при этом был очень кроток, никогда не кичился ни де... >>>>>

Народные названия и традиции дня В народе этот праздник также называли Спожинками. Отмечали 29 августа приход осени. Ласточки улетали в теплые края. Воздух становился более прохладным. Пекли хлеб из нового урожая. К 29... >>>>>

Народные названия и традиции дня Обычай отмечать праздник Успения Пресвятой Богородицы берет свое начало еще с апостольских времен. По Воскресении Спасителя ученики его во время трапезы обязательно оставляли за столом о... >>>>>

Народные названия и традиции дня Как и многие другие августовские деньки, Михей был своими ветрами знаменит, по силе которых о предстоящей осени судили: «Михей с бурей - к ненастному сентябрю», «На Михея дуют ветры-тихо... >>>>>

Народные названия и традиции дня На Руси в этот день почитали память Тихона Задонского (Тимофея Савельевича Соколова), который был широко известен как богослов и церковный деятель, живший в XVIII в. Были и приметы, за к... >>>>>

Народные названия и традиции дня В народе знали, что на Фотия возможны первые заморозки, несмотря на то, что август, по сути, был летним месяцем. Но это время, когда в воздухе уже чувствовалась осень. Клены 25 августа р... >>>>>

Народные названия и традиции дня Удивительно - но факт. Даже сегодня можно встретить человека, убежденного в том, что он своими глазами видел, как в ночь на мученика Евпла на могилах загораются нерукотворные огни, появл... >>>>>

Народные названия и традиции дня С надеждой и тревогой ждали мужики на Руси тихоню Лаврентия. Он хоть и кроток был, да, разозлившись на что-то, мог не хуже Мирона-ветрогона разойтись. Тогда, считай, пропала рыбалка, при... >>>>>

Народные названия и традиции дня Говорили, что на Матвея вода в реках и озерах остывает – в воздухе уже начинает чувствоваться осень. Были и важные приметы! В церкви 22 августа почитают память святого Матфия – одного и... >>>>>

Народные названия и традиции дня Говорят, сколько людей - столько характеров. Мирон наверняка в миру человеком вспыльчивым слыл, а иначе зачем его таким днем заведовать поставили, да еще и Ветрогоном нарекли. «21 август... >>>>>

Народные названия и традиции дня «Пришли Пимены-Марины - не ищи в лесу малины», отошла сладка ягода, уступила место бруснике, а следом за ней и клюква поспешает, рябина соком наливается. Примеряют пестрые желто-красные... >>>>>

Народные названия и традиции дня Это один из самых важных праздников для крестьян. Говорили, что 19 августа можно встречать осень – погода становится прохладной. «Пришел Спас – держи рукавички про запас», - именно так г... >>>>>

Народные названия и традиции дня В последние дни уходящего лета убирали крестьяне урожай с необмолоченных полей споро, сосредоточенно и молча. Потому что, зажиная снопы, нельзя было болтать, ссориться и без толку вертет... >>>>>

Народные названия и традиции дня День этот в разных областях России называл всяк по-своему. Одни его считали Авдотьей-огуречницей, собирая с грядок последние огурчики и оставляя лишь семенники. А другие Авдотью сеногной... >>>>>

Народные названия и традиции дня В народе праздник называли Малинником, поскольку в это время как раз и созревала малина. Если мужчины 16 августа были заняты полевыми работами, то отправлялись собирать ее женщины и дети... >>>>>

Народные названия и традиции дня Степан Сеновал известен как покровитель лошадей. Согласно традициям, в этот день положено поить лошадей освященной водой, погрузив в нее любой серебряный предмет. Считали, что это поможе... >>>>>

Народные названия и традиции дня 14 августа Православная Церковь отмечает сразу несколько памятных дат. Одна из них - праздник Происхождение (изнесение) древ Креста Господня, с помощью которого в глубокой древности «отв... >>>>>

Народные названия и традиции дня Этот день известен как заговенье перед наступающим Успенским постом, который проходит с 14 по 27 августа. Вообще же, сам по себе Успенский пост нельзя считать голодным – в этот период по... >>>>>

Народные названия и традиции дня Как приметливы, как точны были предки наши, назвавшие август так емко и ласково «жнивень». И то правда, красуются в это время хлебные нивы золотыми колосьями, которые в ожидании хлебор... >>>>>

Народные названия и традиции дня Именно с этого дня отмечали, что по утрам становится достаточно холодно. Низкая температура негативным образом сказывается на урожае. В Калинов день существовала примета, что человек, ко... >>>>>

Народные названия и традиции дня 10 августа день принято было славить кузнецов, поскольку именно с их помощью крестьяне справлялись с полевыми работами – они не могли бы сделать этого без соответствующего инвентаря. ... >>>>>

Народные названия и традиции дня Ах, какой чудесный, какой дразнящий, аппетитный дух витал в этот день над деревнями российскими! Потому что не было дома, в котором не пекли бы первых в новом году пирожков с капустой, у... >>>>>

Народные названия и традиции дня Как правило, 8 августа радовало хорошей погодой, а потому, крестьяне старались расправиться со всеми полевыми работами. В православной церкви 8 августа почитают память святого Ермолая, ... >>>>>

Народные названия и традиции дня Все-таки удивительный месяц - август. Ведь лето еще, и солнца, а значит, света и тепла на все хватить должно. А прошла неделя, и оказывается, только на Трофима-бессонника и можно было по...

Последний летний месяц когда-то называли «жнивень» или «серпень», очень говорящие названия, так как в это время начинается пора интенсивного сбора урожая. А потому и народный календарь на август связан в основном с полевыми и огородными работами и наблюдением за приметами, по которым можно судить о погоде.

Август - чудесный месяц! Дни стоят еще жаркие, наполненные ароматами цветов и созревших плодов. А вот ночи уже не такие теплые, да и темнеет заметно раньше. В августе кельты отмечали очередной праздник Колеса года - Лугнасад (Ламмас) . А в наших краях последний месяц лета примечателен:

    Успенским постом;

    Медовым, яблочным и ореховым спасами;

Народный календарь на август

В августе 31 день, и каждый из них подмечен в народном календаре. Каждый имеет свои особенности и приметы.

На Мокрины все летние работы в полях уже заканчивались - приходило время осенней страды. В народе Макринин (Мокринин) день был примечателен тем, что он должен быть «мокрым», отсюда и второй смысл названия.

По дождь 1-го августа судили об урожае, и если Мокрины выдавались сухими, надо было «вызвать» дождь. С этой целью проводился специальный ритуал: женщины искали в деревню девушку, рожденную 1-го августа, нарекали ее Мокриной, наряжали и давали ей колосья пшеницы. Их она должна была отнести к реке, чтобы та передала их влаге, и пошел дождь.

Если дождь и так был, то рожденные 1-го августа не выходили из дома, а то могли вызвать жуткий ливень и даже потоп.

А еще в Макринин день «оводы кусались в последний раз». Дескать, лето закончилось, даже для насекомых.

Один из больших праздников на Руси. Считалось, что после Ильина дня лето кончилось. Да, до осени было еще далеко, но она чувствовалась во всем.

В Ильин день категорически нельзя работать. Илья суров и за нарушение запрета может наказать. Выпускать скот в поле тоже не желательно - наши предки верили, что 2-го августа всякие гады выползают из своих нор и могут доставить массу неприятностй.

В этот день народного календаря мало говорили, в память о монахе, которого чтят 3-го августа.

Крестьяне продолжали готовиться к осени, на этот раз ухаживали за амбарами: вычищали, латали, проветривали их. Было принято запускать туда кошек, чтобы те ловили мышей.

И, конечно, наблюдали за приметами.

Еще один день, в который не желательно было работать в поле. Зато надо было ходить по ягоды: поспевала черная, красная смородина, черника. А потому хозяйки делали сладкие запасы на зиму.

Второе название дня - Мария Сладостница.

Бессонник это день не зря. Крестьянам приходилось очень рано вставать, чтобы успевать в срок завершить все уборочные работы в поле.

Плюс ко всему, на Трофима начинали собирать калину и малину. А хозяйки продолжали варить компоты, варенья и делать повидло.

Второе название этого дня - Паликопны, от «палить копны». Существовало поверье, что в этот день лучше не выезжать в поля или на луг - будет пожар. А все потому, что август - время грома и молний. Предосенние грозы могли поджечь стога и поля.

В лесах начинался сбор черемухи. Из ее ягод делали угощения, или просто засушивали на будущее.

К этому дню уже созревал молодой картофель - основное блюдо августа.

Важным атрибутом этого дня являлось наблюдение за погодой и животными. По некоторым признакам можно было узнать, какая будет зима.

Чаще всего теплый погожий день. Каждый был занят своими делами: кто-то убирал хлеб, кто-то делал заготовки впрок, а вот травники шли искать травы, чтобы тоже запастись ими. Считалось, что именно в этот день в них концентрируется сила:

...осенние марева по травам идут, целебную мощь травам дают...

Второе название этого дня народного календаря августа - Пантелеймон Целитель, именно этого Святого чтут 9-го числа.

К этому времени уже начинала завязываться молодая капуста, а потому хозяйки доставали из закромов прошлогодний урожай и пускали его в дело:

пекли пирожки и пироги и угощали все, от детворы до случайных путников.

Еще очень важным действом был «заживный праздник» - крестьяне относили в церковь колосья хлеба, святили их, а затем хранили в доме.

10-е Прохоры-Пармены

В деревнях и селах продолжали готовиться к зиме:

  1. собирали груши;
  2. выкапывали на зиму тюльпаны.

А еще этот день - праздник кузнецов, которые пользовались огромным уважением на Руси.

11-е Калинник

С этого дня начинался интенсивный сбор калины - ягоды, которую очень любили и продолжают любит. У нее много полезных свойств.

Примерно с этих чисел августа уже начинали прихватывать морозы (их так и называли «калинники»), что могло негативно сказаться на урожае. В некоторых губерниях существовала присказка-молитва:

Пронеси, Господи, мороком (то есть туманом - прим. ред.), а не морозом

12-е Силуан и Сила

Обычно в это день начинали сеять озимую рожь, считалось, что такой посев будет наиболее урожайным. Наши предки считали, что на Силу и Силуана сил у всех прибавляется:

  • животных,

    растений.

... на Силу от земли берут силу...

13-е Евдокимов день

Довольно значимый день народного календаря августа. Люди в этот день праздновали, так называемое Евдокимово заговенье перед очередным, уже Успенским постом.

А знающие люди рассказывали, что нужно обязательно заговорить борону, чтобы при полевых работах не ломалась.

14-е Медовый Спас

Про этот праздник слышали все, и многие его любят: Медовый , он же Первый, он же Маковый, он же Спас на воде. Каждое его название «говорящее». Например:

    Первый, потому что первый.

    Медовый - потому что в этот день обычно заламывали соты. Кстати, как говорили в народе, если это не сделать на Медовый спас, то соседские пчелы прилетят и утащат ваш мед.

    Маковый - потому что в юных регионах к этому времени поспевал мак, и его активно добавляли в сладости.

Именно с Первого спаса раньше начинали распашку поля на зиму.

15-е Степан Сеновал

На Степена следили за погодой, по приметам вычисляли, какая будет осень. Но самое главное - лошади, их нужно было поить «через серебро». Делалось это так:

  1. вели лошадь к роднику (лучше лесному);
  2. бросали на дно ключа серебряную монету;
  3. набирали в шапку воды, кидали туда еще одну серебряную монетку;
  4. поили коня из этой шапки;
  5. монету доставали и тайком прятали под яслями в конюшне.

Это нужно было сделать, чтобы лошади были спокойные, не пугливые и покладистые.

16-е Антон Вихровей

Второе и третье название Вихровея - Малинник и Орешник. Дело в том, что к середине августа малины было достаточно много, и ее активно перерабатывали впрок. А Орешник - потому что в лесу уже можно было собирать орехи.

По приметам этого дня угадывали погоду на зиму. Особенно по ветру.

Ни в коем случая нельзя было убираться в этот день. Ни подметать, ни выносить сор - вместе с мусором можно было выкинуть и достаток на целый год.

17-е Авдотья Малиновка

Авдотью в народе называли:

    Малиновкой. Потому как продолжалась ягодная-малиновая пора.

    Огуречницой. Хозяйки продолжали заготавливать огурцы на зиму. А этот сбор должен был быть последним в этом году.

    Сеногнойкой. В это время часто начинают идти дожди, которые могут стать причиной гниения сена в стогах (если его не убрать как следует).

18-е Евстигней Житник

По Евстигнею Житнику судили о том, какой будет декабрь. И старались найти на поле стебель с 12-ю колосьями. Если такой попадался, то его нужно было хранить до весны, как залог нового хорошего урожая.

Важным обрядом этого дня считался - заклинание жнивы. Это делалось, чтобы отвести оттуда всякую нечисть.

19-е Яблочный Спас

Еще один всем знакомый день - Яблочный Спас. До этого времени есть я блоки не разрешалось, зато начиная с 19 августа их начинали добавлять в выпечку, смешивать с медом и готовить иные угощения.

Все в этот день вращается вокруг яблок:

    ими угощали;

    торговали;

    их собирали и начинали заготавливать впрок.

20-е Марины-Пимены

В этот день августа нужно наблюдать за аистами. По их поведению можно судить о погоде на осень: если птицы улетают, то осень скоро, и она будет холодная и дождливая.

Прекращали сбор малины, хотя на столах еще стояли пироги с малиной, в лес за ягодами ходили реже и реже.

21-е Мирон Ветрогон

Ветреный день, потому и название такое. Примечателен тем, что с него начинали сбор ежевики в лесах.

Наблюдали за погодой, и по приметам, судили о будущей зиме.

22-е Матфей Змеесос

День связан с мрачным поверьем о том, что змеи выползают из своих нор и высасывают из коров молоко. Поэтому их старались оберегать в это время, и даже не выпускали на пастбища.

В воздухе уже во всю чувствовалась осень. Люди старались завершить уборочные работы.

23-е Лаврентьев день

    если вода спокойная - осень и зима будут без ветра.

24-е Евпатий Коловрат

Очень страшный день народного календаря. Наши предки верили в легенду про белого призрачного коня, который якобы появляется в полях, лугах или лесах. Он ищет своего погибшего хозяина. Приходит на кладбища, раскапывает могилы, жалобно стонет.

Еще на болотах и кладбище можно увидеть блуждающие огни - души утопленников или убиенных. Пить 24 августа нельзя! Умершие предки накажут за такой проступок.

А вот стричь овец можно и нужно, этим и занимались. А мастера готовились к зиме: кто-то валял валенки, кто-то вязал теплые вещи и ткал шерстяные полотна.

25-е Фотя Поветенный

Особое внимание в этот день уделяли уборке в конюшне. И, по обыкновению, наблюдали за приметами.

26-е Тихон Страстной

Крестьяне наблюдали за ветром, по которому судили о будущей погоде, и прибирались в погребах, сараях и других схронах. Очень желательно было заговорить все эти места от нечисти.

27-е Михей Тиховей

Свадебный день, в него часто играли свадьбы. И почитали каменщиков, с ними, вообще, старались быть осторожней, ведь каменщик, если его обидеть, мог сыграть злую шутку - заложить в дымоход печи гусиное перышко. Если это сделать, то печь во время топки будет страшно «стонать».

28-е Успение

Большой праздник, еще со времен славянства. Это именины земли. Второе название этого дня в календаре - Дожиток, что говорит о том, что хлеб заканчивали жать.

Хозяйки же приступали к приготовлению разносолов. Отсюда и третье название - Соление.

29-е Спас Нерукотворный

Третий Спас - Нерукотворный. Еще его называют Ореховый, потому как орехи уже окончательно поспевали и их можно было начинать заготавливать.

Неплохо было бы и за приметами наблюдать.

30-е Вдовьи помочи

В этот день нужно было помогать всем нуждающимся - вдовам, сиротам, обездоленным.

...На вдовий двор хоть щепку кинь...

Обычно желающие помочь мужчины косили сено, помогали заготавливать дрова и выполняли иную тяжелую работу в семьях, которые остались без кормильца.

31-е Флор и Лавр

31 августа совершенно все работы в поле должны быть закончены. Это событие празднично отмечалось.

Второе название августовского денька - Лошадиный праздник. Лошадок в этот день не заставляли работать. Совсем. У них был выходной.

На этом все. Вот такая вот краткая выжимка по каждому дню народного календаря, и по приметам на каждый день августа у нас получилась.

Август – жнивень, серпень (время разгара жатвы), припасиха, собериха, щедрый, густоед, густарь (август обильный, густой на еду месяц), льнорост, ленораст (лен), прашник, осемник (восьмой, в старину, осьмой), госпожник, разносол, великсерпен, женчь, коловоц, кимовец, зорник, зарев (от зарниц), зарник, зорничник, великомешняк. Также в старину, в зависимости от района обитания, люди нарекали август в зависимости от обрядов, обычаев, которые проводились на Спасы, которых в августе три – медовый спас, яблочный спас, ореховый спас).

Название Августа месяца пришло к нам из римской империи. Август был назван в честь римского императора Августа. Изначально август был шестым по счету в году, а после 1700 года, стал двенадцатым месяцем, и только после Петровской реформы – август месяц стал восьмым, как принято его считать и по сей день. Август последний месяц лета, с его приходом начинается ощущение того, что осень уже не за горами. Погода в августе становится непостоянной: то ярко светит солнце, то льет, не переставая дождь, то ветер с ног сбивает, но июльская жара при этом уже начинает спадать и становиться комфортнее. Август богат праздниками, Спасами, вначале Медовый (начинаются проводы лета), затем Яблочный и последний Ореховый (лесные орехи) – именно Ореховым Спасом заканчивается жатва хлеба. Как и в старину, люди также и в наше время идут в церковь и освящают на Спас (мед, яблоки, лесные орехи) – которые после освящения в церкви ставят на стол, это считается знаком достатка. В августе яблоки начинают наливаться, созревает первая капуста, начинают собирать первые помидоры. В августе, полным ходом идет уборка хлебов с полей. На полях и огородах у людей наступает самое тяжелое время – от зари до зари, не разгибая спины. В августе месяце простому мужику и дохнуть нету часу, надо косить, сеять, пахать и возить». Лес в августе приносит много ягод, орехов и грибов. Целебные травы на полях и в лесах, в августе находятся во всей целебной силе. Именно в августе начинают заготавливать березовые веники. В конце августе птицы начинаются собираться в стаи, начинают готовятся к перелету. В августе месяце в реках и водоемах начинает вода цвести, а вместе с ней и камыши, и лилии, и кувшинки. С Ильина дня, вода в реках и озерах становится холодная, плавать по старинным обычаем запрещается. Именно в августе начинаются первые листопады.

Народные поверья, приметы, пословицы и поговорки августа

  • Август – месяц жатвы.
  • Август пришел, свои порядки навел.
  • Август на дары щедр.
  • В августе варится, а в сентябре на стол подается.
  • В августе каторга, но после будет мятовка.
  • В августе и жато и мято (обильное), а ничего и не взято.
  • В августе лето не догнать, а еще надо успеть и спахать, и покосить и засеять.
  • Что в августе соберешь, тем зимой и сыт будешь.
  • В месяце августе до обеда лето красуется, а после осень наступает.
  • Август от дня убавляет, к ночи прибавляет.
  • В августе ночь становится длинная, а вода морозильная.
  • В августе всему час: надо держать и рукавички про запас.
  • В августе у мужика три заботы: косьба, паханья и сеянье.
  • Баба в августе и жнец и мнец, а все равно на льны все оглядывается.
  • Баба в августе хребет на поле свой гнет, ломота в спине, а после разносол на столе.
  • Коли грибов в августе много, то и хлебов будет много.
  • В августе рыба всегда сыта.
  • Если в лесу появились опята – значит лето закончилось.
  • Если дуб на желуди богат – это к хорошему урожаю.
  • В августе смотрят листья на деревьях – если снизу начинают желтеть, то ранний посев будет хороший.
  • Если в августе иней выпал, то зима будет ранняя и с сильными морозами.
  • Август не август без утренников (заморозков).
  • В августе внимательно осматриваются корни полыни: если корни толстые – год будет богатым на урожай.
  • Если вьюн днем закрылся, значит быть дождю.
  • Перед ненастьем, певчие птички перестают распевать свои песни.

Народный календарь погоды и примет на август

День Макриды. Макринин день

На Макринин день летние работы заканчиваются, а осенние начинаются.

Если на Макриду идет дождь, значит, страда будет в дожде, но посев озимых хлебов будет хорошим. Макрида мокрая, значит и осень мокрая (если дождь с утра на Макриду идет, то и осень всю лить будет)

Если на Макридин день нет дождя, то сухая погода будет стоять долго.

Если звезды на Макридин день падают, значит, ветра придут.

Дождь на Макриду пошел, значит орехов в этом году не будет.

Оводы на Макриду, кусаются последний день.

Если пух с осины начал лететь, значит подосиновики в лесу появились.

Ильин день. День Ильи-пророка

С Ильина дня в озерах и водоемах купаться было нельзя. На Ильин день лето кончается.

С Ильина дня, лето начинает поворот на осень.

На Илью-пророка и камень замерзает (утренние заморозки).

Со дня Ильи-пророка на полях заканчивается сенокос и начинается жатва.

Пришел Илья-пророк – значит пришел косьбе срок.

Если до Ильина дня сено сметать, то пуд меду в него накласть.

До Ильина дня в сене много меда, а после Ильина дня в себе пуд назова.

Если сенокос до дня Ильина не успел высушить, то после Ильи, придется на вилах сено сушить.

Первый сноп ставился на день Ильи-пророка – первый осенний праздник.

До дня Ильина, пашню необходимо было хоть одним зубом подереть.

После Ильина ночь становится длинная: и работник высыпается, и кони наедаются.

Как Илья пришел, в поле ночью и коня не увидишь (ночи темные).

После Ильина дня, ночь длинна, и вода холодна.

На день Ильина до обеда лето, а после обеда наступает осень.

Павел и Петр на час день убавил, а Илья – два часа уволок.

Придет Петро – отщипнет листок, а придет Илья отщипет и два.

Если на Илью глухой гром, то значит, будет небольшой дождь, а если громкий, то к сильному ливню.

Если на Илью гром долгий, протяжный, значит, будет ненастье, а если гром непродолжительный и отрывистый, значит, вскоре будет хорошая погода.

Если на Илью гром гремит беспрерывно – значит, будет град.

Пришел Илья принес гнилья (много дождей).

До дня Ильи-пророка, облака и тучи ходят по ветру, а после дня Ильи-пророка – уже против ветра.

До дня Ильи-пророка, и поп дождя не вымолит, а после дня Ильи-пророка, даже баба дождь фартуком нагонит.

Если на день Ильина шел дождь, то это означало хороший урожай зерновых на следующий год.

Если на день Ильина с утра много облаков, затянуто небо, то посев в следующим году надо было делать ранний, и ожидать хорошего раннего урожая, а если в полдень затянет небо, то посев будет средний, и урожай будет средний, а если вечером затянется небо, то и сев будет поздний, а урожай будет плохой.

Пришел Илья-пророк, пора и горох собирать впрок.

В день Ильи-пророка было принято спать на первой соломе (деревенская перина).

Начиная со дня Ильи, люди выходили на охоту на волков.

До дня Ильина муха кусается, а после уже запасается.

После Ильина дня, комары больше не кусаются.

В день Ильи-пророка, в старину скот не выгоняют на поля, так как в этот день было много гроз и градов.
После Ильи-пророка не ешь землянику, иначе везде засыпать станешь.

На день Ильи-пророка, пчеловоды перегоняют пчел, прибираются в ульях, подрезывают первые соты.

После дня Ильина, грачи начинают собираться в небольшие стаи, и больше не летают по одиночке.

День Марии Магдалины. Мария Ягодница. День громов.

В этот день начинается уборка пшеницы.

В день Марии Магдалины, в поле никто не работал – гроза могла убить.

Коли в этот день гроза – будет сена за глаза.

Если в этот день была сильные росы, то и льна будут косы.

На Марию Магдалины, достают из земли цветочные луковицы.

В этот день собирается красная и черная смородина.

День Трофима-Бессонник. Трофим – калинник-малинник.

На день Трофима-Бессонника – хорошему хозяину и день мал. Когда идет работа, то и спать неохота. Если долго спасть, то и добра будет не видать.

С дня Трофима-Бессонника начиналась пора страды, тяжелой работы. В страде одна лишь забота – как бы не застоялась работа.

На Трофима с малинника и лыко не велико, да ягоды сладкие, а с калинника и лык можно надрать, да ягоду в рот не положишь.

День Бориса и Глеба

На Бориса и Глеба – палятся копна (гроза).

На Бориса и Глеба поспел хлеб.

В день Бориса и Глеба, было принято не браться за уборка хлеба.

День Макария. День Анны Холодницы, зимоуказательницы.

По этому дня, судили о предстоящей зиме. Если утром (утренник) был холодный, это означало, что и зима будет студеной.

Каков день до обеда, такова и зима до декабря. Тепло и светло на день Анны Холодницы, означало студеную зиму, а если в этот день шел дождь, означало теплую и снежную зиму.

День Николы Кочанского, Кочанного. Кочанный день. День Пантелеймона Целителя. Палий день

На Николу Кочанского вилки в кочаны завиваются.

В этот день начинается уборка овса.

В этот день, в старину было принято начинать осенний сбор целебных трав.

В этот день люди бояться грозы.

Нельзя было в этот день возить копны сена на гумно, иначе Палий – спалит.

Также нельзя было возить хлеб.

День Прохоры и Пармены

В День Прохора и Пармены, не надо затевать обмена (мена).

День Калинника, Калинов день. День туманов

Если на день Калинника туман – то стоит припасти косы про овес с ячменем.

В старину говорили: Пронеси Господь день Калинника мороком, а не морозом.

Если в день Калинника, второй раз за год зазеленеет овес, то осень будет дождливой.

Если в этот день туман, то это считается неблагоприятным времени для пчел: «В мороки даже пчеле ходу нет».

День Силы. Силуянов день

На день Силы, рожь в поле стоит пьяная (налитая зерном, клонится к земле).

Если рожь сеяться на Силу, то и родится сильной.

Сила хлебам придает сил.

Если в день Силы, на улице пасмурно, прохладно, то дождя в этот день не будет, и работать можно до темноты, а если парит, то обязательно будет дождь.

Если в день Силы пойдет мелкий дождь, то это к долговременному дождю.

На Силу, если ведьмы опивались молоком, то они умирали.

Святой Сила прибавляет силы мужику.

В день Силы, бессильный начинает богатырем жить. Много хлеба, много сытной пищи.

Евдокимов день. Евдокимово.

Евдокимов день, заговенье перед постом Успенским – Успенский пост не голодный, в нем много хлеба, ягод, овощей, плодов.

Первый спас. Медовый спас. Мокрый спас. День Маккавея.

На Медовый Спас даже нищий мед пробует.

Первый Спас. Первые проводы лета. Первый Спас – мокрый. С первого Спаса и роса хорошая.

В первый Спас в деревнях освящают колодцы.

После Медового Спаса, пчела перестает носить мед. Подрезаются соты, пасечниками.

В день Маккавея начинают собирать мак. Дикий мак в старину использовали как средство от злых ведьм.

В первый Спас начинают отцветать розы, начинаются холодные росы.

На первый Спас, отлетают первый поток ласточек и стрижей.

Если на Спас малина крупная, то и рожь можно сеять раньше обычного, а если мелкая или средней величины, то и рожь лучше позже сеять.

Домашний скот на Медовый спас, купают в этом году в последний раз.

Если на Медовый Спас стоит хорошая погода, то и уродится много приплоду.

На Медовый Спас начинается ранний сев озимых. Если в этот день идет дождь, то рожь не сеяли.

День Степана Сеновала

Этим днем заканчиваются все сенокосные работы.

Каков будет Степан Сеновал, такой будет и Сентябрь.

На Степана, лошадей было принято поить через серебро, т.е. в воду клали что-нибудь серебряное.

На полях ко дню Степана отрастала отава – вторая трава, начиналась косьба.

Отава на лугах – осеннее сено. Отава летнее сено прибережет.

С 15 по 19 августа, в старину, люди наблюдали за погодой, какова была погода, такова была погода с сентября по январь.

День Антона Вихревея, День Исаакия Малинника

Каков Антон Вихревей, такой будет и октябрь.

Если на Антона Вихревея сильный ветер, то ожидалась снежная зима.

На день Исаакия Малинника, в лесу созревает лесная малина.

День Авдотьи Сеногнойки, Авдотьи Малиновки, Авдотьи Огуречницы, День Семи Отроков Эффесских.

Какая Авдотья, такой будет и ноябрь.

На Авдотью Огуречницу, срывают последние огурцы.

На Авдотью убирайют чеснок и лук.

Если на Авдотью Сеногнойку идет дождь, то и все неубранное сено сгинет.

Семь Отроков Эффесских – семь дождей принесут.

День Евстигнея Житника

Какой Евстигней Житник, такой и декабрь будет.

На день Житника, одной рукой жнут, другой сеют.

Если на Житника день прозевал, то значит и урожай потерял.

На Евстигнея Житника убирают лук.

В старину на поле петь нельзя, только по дороге на поле и с поля.

На Евстигнея Житника, заклинали жнивы на все четыре стороны, тем самым призывали мать землю на помощь.

В день Евстигнея едят лук с хлебом и солью, и обязательно должен был быть квас.

Начиная со дня Евстигнея Житника, развешивались по всему дому связки с луком, для того, чтобы воздух в доме очищался.

Второй спас. Яблочный спас. Преображение. Встреча осени.

Один из самых больших крестьянских праздников – Второй Спас. Яблочный Спас. Встреча осени. Осенины.

Яблочный Спас – к этому времени созревают яблоки. В это время можно срывать спелые яблоки. С яблоками и медом идут в церковь и освящают эти продукты.

До Яблочного Спаса не ели плодов, кроме огурцов.

На Яблочный Спас, даже нищий яблоки да попробует.

На Яблочный Спас, надо взять голицу про запас.

Каков Яблочный Спас, такой будет и январь.

Закат на Яблочный Спас провожают с поля песнями.

Ночь после Яблочного Спаса становятся холоднее.

После Второго Спаса, шубу припасай.

Если сразу после Яблочного Спаса стояла хорошая погода, то это считалось лучшим временем для посева ржи.

После Второго Спаса, начинали посев озимых.

Рожь, старались сеять, когда дул северный ветер, рожь росла крупнее и крепче.

На Яблочный Спас улетают журавли.

Какая погода на Яблочный Спас, такая погода будет и на Покров.

Если сухой день на Яблочный Спас – то будет сухая осень, если дождь – то будет мокрая осень, а если день на Второй Спас ясный – то будет студеная зима.

День Марины – Пимены

На день Марины-Пимены, в лес за малиной более не ходят.

Если на день Марины-Пимены аисты готовятся улететь к жаркие страны, то осень будет холодная.

В этот день сеяться озимые.

День Мирона Ветрогона

Если в это время появляется иней с утра, то урожай будет богатым в следующем году.

Пришел Мирон Ветрогон значит, в лесу появилась брусника, и опята.

Какой будет день Мирона Ветрогона, такой будет и январь.

На день Мирона Ветрогона часто бывают сильные ветры.

День Лаврентия

На день Лаврентия, в озерах и реках вода полностью остывает.

Если на Лаврентия стоит жаркая погода или идут сильные дожди, то такая погода будет еще долго, и будет осень затяжной.

В полдень на Лаврентия, смотрят на воду в озерах и водоемах, если вода тихая, то и осень будет спокойной, а зима без сильных вьюг и завирух.

День Евпла

На день Евпла начинается первый легкий листопад.

В ночь на мученика Евпла, считалось, что на кладбищах ходят приведения, слышны всякие посторонние звуки, песни, вой, свист и т.д.

День Михея Тиховея

Этот день известен своими сильными ветрами, по которым в старину судит о предстоящей погоде. Если на день Михея Тиховея сильный ветер, то это означало, что будет дождливый сентябрь. Если ветра нет, или ветер не сильный, то это означало, что будет сухой сентябрь.

Листопад начинает набирать обороты.

В этот день возможны заморозки.

Если в этот день журавли улетают в теплые края, то в середине октября будет мороз, а если журавли остаются еще, то зима будет поздней.

В этот день на полях сеют озимые.

Конец Успенского поста. Успение. Дожинки. Оспожники. Начало бабьего лета.

В этот день ласточки улетают в теплые края.

Солнце на успенье начинает засыпать.
В деревнях в этот день был обычай солить огурцы.

Считалось, что озимые культуры необходимо сеять за три дня до Успенья и три дня после Успенья.

Если до Успенья успеть распахать, то в следующем году лишнюю копну сена нажать.

Успенье – это начало осени, также считается большим крестьянским праздником. Знаменовалось окончанием жатвы, уборки урожая.

Если на Успенье в небе появится радуга, то теплая осень будет в этом году.

Начинается уборка картофеля с полей.

Третий спас. Ореховый спас. Спожинки

Созревают в лесах орехи. Начинается сбор.

На Ореховый Спас последние ласточки улетают в теплые края.

Если на Ореховый Спас последний журавль улетит, то на Покров уже будет очень холодно.

На Ореховый Спас выпекают хлеб, пироги из нового урожая.

Если хорош будет Третий Спас, то и зимой будет квас.

День Фрола и Лавра Лошадников. Конский (лошадиный) праздник

На Фрола и Лавра заканчивается посев ржи. После этого дня, рожь считается не совсем хорошей.

Если до Фрола и Лавра не успеешь отсеять, то в следующем году, снимешь одни цветочки.

В этот день солят огурцы.

С Фрола и Лавра начинаются утренние заморозки.

Этим днем заканчивается посев любых озимовых.

У баб по вечерам работы не початый край (заготовки, закатки).

В этот день на лошадях работать в этот день запрещалось. Лошадь надо было кормить в полную меру, даже запрягать в телеги было запрещено.

Тавро на домашней скотине в этот день не выжигают.

Лошадей в этот день прибирали, купали, расчесывали, вплетали ленты.

Лошадей на день Фрола и Лавра Лошадников, обязательно надо было окропить Святой Водой.

Август (жнивень) Густарь. Жнивень. Льнорост. Разносол. Густоед. Зарев. Зорник. Зарник. Серпень. Щедрый. Собериха. Припасиха. Август носледний летний месяц, и с первых дней его начинает ощущаться приближение осени. Август когда-то был шестым по счету, затем, до 1700 года, - двенадцатым, последним перед сентябрьским Новым годом, а после петровской реформы стал восьмым. В Древней Руси Август называли «зорником», чехи и словаки - «серпенем», сербы - «прашником» и «женчем». В этом месяце запасали еду на всю зиму, поэтому урожайный август, по пословице, кормил всю зиму. В Августе лес щедро распахнул кладовые и спешит отдать свои дары. Погода в августе непостоянна: то дождь, то ветер, то жара.

Народные праздники и приметы в августе.

Мы очень надеемся, что эти народные праздники и приметы августа будут полезны и познавательны - ведь это – жизнь наших с вами предков. Это те народные приметы, по которым жили наши деды и прадеды.

Приметы Августа.

В августе дуб желудями богат - к урожаю.
Хорошие урожаи грибов повторяются каждые 3-6 лет.
Теплый и сырой август - к урожаю грибов.
Полетел пух с осины - иди за подосиновиками.
Ранние инеи в конце лета - к урожаю будущего года.
Дружный подъем стай домашних гусей пророчит раннюю осень и зиму.
Туман долго не рассеивается - к ясной погоде.
Август без дождя - к теплой и сухой осени.
Много гроз в августе - к длительной осени.
Пчелы рано замазывают воском леток в улей - к суровой зиме.