Когда светят мед на медовый спас. Заговоры, обряды и ритуалы на Медовый Спас. Изнесение честных древ или Медовый Спас

14 августа в церковном календаре - праздник с не очень понятным названием «Происхождение (изнесение) древ Креста Господня» и начало Успенского поста. А в календаре народном - медовый Спас или Спас маковый. В Москве уже разворачиваются медовые ярмарки. Продукция «кочевых» пасек прикочевала даже к Красной площади, и приходится придирчиво выбирать, чтобы не понести домой или в храм сахарный сироп вместо меда - тоже сладко, конечно, но бесполезно.

Церковное название августовского праздника объясняется тем, что в Константинополе (нынешнем Стамбуле) в это жаркое время, призывая Бога на помощь в борьбе с эпидемиями, обходили город с частицей креста, на котором был распят Иисус Христос. На Руси в это время освящали новые колодцы и чистили старые, а также шли крестным ходом к озерам и родникам - освящали воду. Поэтому праздник также называли «Спас на воде», или «мокрый Спас».

«Медовое» и «маковое» названия родились в крестьянском быту: считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовый взяток с цветов, так что пчеловоды начинали выкачивать мед или несли соты нового сбора для освящения в церковь. После этого медом угощали всех. Пословица говорит, что «на первый Спас и нищий медку попробует». Строгие блюстители народных обычаев только с 14 августа начинали есть мед нового сбора. К этому же времени считался созревшим мак. Хозяйки пекли к празднику медовые пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.

Сегодня редко можно быть уверенным, что мед попал на прилавок прямо с пасеки. В американской «Энциклопедии пчеловодства» сказано: «Кто ищет чистый мед, должен покупать его в сотах». Председатель президиума Белгородского общества пчеловодов Владимир Сарана рассказал «Известиям», как отличить настоящий мед от суррогата, когда его уже перелили в бочки и банки. «По прозрачности мед ни в коем случае не выбирается», - предупреждает пчеловод. Лучше проверить влажность: чем она меньше, тем лучше. Рефрактометр с собой на рынок не понесешь, но если мед, когда его льют тонкой струйкой, образует столбик, то воды в нем мало, а если под струйкой на поверхности впадинка - он не дозрел, в нем слишком много жидкости. Такой мед может вскоре забродить или закиснуть.

Самый надежный выбор - на вкус: в России около 150 видов медоносов, мед имеет разную вкусовую гамму. «Подходит ли мед лично вам - вы определите только на вкус», - считает пчеловод. Когда настоящий мед льется в стеклянную банку, раздается электрический треск; если разрядов нет, вам наливают замаскированное варенье, говорит Владимир Сарана. Также, не отходя от прилавка, можно капнуть немного меда на тыльную сторону ладони. Настоящий мед в отличие от сахарного сиропа впитывается в кожу; мед перестанет липнуть через пару минут, а сироп останется липким и через десять - так что ступайте мыть руки. Специально для читателей «Известий» пчеловод поделился секретом: возьмите с собой на рынок спички и капните медом на пламя. Настоящий мед не коптит, а сахарный сироп дает черную копоть.

Перед тем как вывезти на рынок, засахарившийся мед нередко нагревают, чтобы он снова стал жидким и прозрачным. Этим способом можно «реанимировать» мед и дома на водяной бане, только нужно проследить, чтобы температура не поднялась до 50 градусов. Непосредственно при покупке опытный человек отличит перегретый мед на вкус: он теряет аромат и послевкусие. При чрезмерном перегреве в меде даже образуется вещество, ядовитое для пчел и вредное для человека, которое придает специфический привкус. Если оставить мед на день на солнцепеке, он также потеряет свои качества. Хранить его следует в темноте, в плотно закрытой посуде из стекла или алюминия. Мед хорошо впитывает запахи - и вы рискуете получить лакомство с ароматом стоявшего рядом тертого хрена.

Сегодня в Россию большими партиями ввозится дешевый китайский сахарный мед-сырец. «Это сахарный сироп, пропущенный сквозь пчелу, - пояснил «Известиям» Владимир Сарана. - Сладкий, но микроэлементов из цветочного нектара в нем нет». В России китайское сырье нагревают и ароматизируют - получается так называемый облепиховый мед, земляничный и так далее. «На облепиху пчела вообще не садится, это растение опыляется ветром. Это суррогат, но с документами все в порядке. Мы даже в лаборатории проверили - и оказалось, что ГОСТу состав соответствует. Но нашим ГОСТом в мире уже не пользуются - его показатели легко фальсифицировать», - предупреждает Владимир Сарана. По признанию пчеловода, на рынке единственный критерий качества меда - совесть пасечника. Самые честные названия - «луговой» или «разнотравье». В таком меде и полезных веществ больше всего.

19 августа, в день Преображения, настанет Спас яблочный: в церкви будут освящать плоды нового урожая. Поскольку традиция пришла из Греции, принято освящать виноград, а в России - яблоки, но это не значит, что нельзя принести в храм абрикосы, груши и даже морковь (только не забыть ее вымыть). Церковнославянский язык, на котором читается молитва на освящение, вообще не различает овощей и фруктов.

Когда-то до освящения крестьяне не ели яблок нового урожая. Сейчас далеко не каждый прихожанин освящает плоды собственного хозяйства - скорее речь идет об импортных фруктах. Если не есть их до Преображения - когда же начинать «яблочный пост»? Тем, кто не собирался соблюдать этот обычай, можно не беспокоиться: испечь шарлотку или похрустеть яблоком - не грех.

Третий Спас - ореховый, хлебный или Спас на холстах - наступит 29 августа. В церкви в этот день молятся перед иконой «Спас Нерукотворный», а народ отмечает его как день благодарения Богу за хлеб насущный на каждый день.

В православном календаре указаны даты четырех многодневных постов. Самым коротким, но в то же время одним из самых строгих считается Успенский пост. Почему он так называется и как был установлен, сколько дней длится и что можно вкушать в это время — об этом читайте далее. А также мы расскажем о главных праздниках этого периода, освящении меда и яблок.

Как питаться в Успенский пост?

Этот пост длится лишь две недели: с 14 по 27 августа. Но по строгости его можно сравнить с Великим.

  • Согласно монастырскому уставу, постное меню исключает мясо, молочные продукты, яйца.
  • В понедельник, среду и пятницу принято употреблять хлеб, овощи и фрукты.
  • Во вторник и четверг — горячую пищу, но без масла.
  • В субботу и воскресенье разрешается вареная еда с растительным маслом.

И лишь на Преображение Господне принято употреблять рыбу.

Но верующие во время поста не чувствуют себя болезненно. Их трапеза обогащена всевозможными витаминами, которые в достаточном количестве имеются в овощах, ягодах, фруктах и меде, который освящают в первый день Успенского поста — на праздник Перенесения Честных Древ, более известный в народе как Медовый Спас.

О том, можно ли вкушать плоды и мед до освящения, мы уже писали в статье «Можно ли есть яблоки и мед до Медового и Яблочного Спаса?» .

Но главное правило поста, о котором часто вспоминают священники, — не ешьте друг друга, то есть не ссорьтесь, не обижайте, не унижайте, не злословьте и так далее.

Все остальные предписания монастырского устава стоит соотносить с состоянием собственного здоровья и условиями жизни. Со всей строгостью поститься не смогут беременные, кормящие мамочки, больные и путешественники. Поэтому им стоит обсудить с духовником или священником, к которому они обращаются, нюансы питания.

Когда и в честь чего был установлен Успенский пост?

Свое название пост получил из-за того, что он предшествует празднику Успения Божьей Матери. Согласно преданию, Пресвятая Богородица знала, что Сын скоро заберет Ее к Себе, поэтому и готовилась к этому событию.

Многие святые указывают на то, что Дева Мария усилила пост и молитву не ради Себя, а ради всего человечества, которое она усыновила в лице апостола Иоанна Богослова.

Например, Симеон Солунский — святой XV века — писал так:

Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас.

Поэтому верующие, соблюдая Успенский пост и пребывая в молитве, благодарят Пресвятую Богородицу за Ее помощь и заботу.
Фактически первое упоминание о том, что христиане постились перед Успением, мы находим в беседе Льва Великого, произнесенной еще в 450 году.

Официально установление подтвердил Константинопольский Собор в 1166 году.

Изнесение честных древ и Преображение Господне: освящение меда и плодов

На период с 14 по 27 августа выпадают два важных христианских праздника, более известных в народе как Медовый и Яблочный Спас. Само слово «Спас» указывает на то, что эти праздники посвящены нашему Спасителю — Иисусу Христу.

Изнесение честных древ или Медовый Спас?

14 августа, в первый день Успенского поста, Церковь отмечает изнесение честных древ Животворящего Креста Господня . Этот праздник установили еще в Константинополе. Так как в августе люди часто болели, то верующие вместе с духовенством 14 августа проходили по улицам города крестным ходом, неся с собой Крест Господень. Эта благодать освящала город, поэтому болезни прекращались.

В Русской Церкви этот день обозначился еще одним праздником — датой Крещения Руси . Хоть у нас День крещения Руси и отмечается 28 июля (в день памяти князя Владимира), но на самом деле Киев крестился 1 августа (по новому стилю 14) 988 года.

В фольклорной традиции день 14 августа известен как «Медовый Спас» и «Маковей». Поэтому люди приносят в храм для освящения мед нового урожая и всевозможные травы. Многие считают, что обязательно надо освятить мак. Но так ли это?

«Маковей» и Маккавеи — есть ли общее?

В первый день Успенского поста выпадает еще один праздник — день памяти семи мучеников Маккавеев . Эти святые жили еще до Рождества Христова в Иудее и пострадали за то, что не преступили закон — не вкусили нечистую пищу. Мученическую кончину они приняли на глазах у родной матери.

Но никакой связи между мучениками Маккавеями и освящением мака нет. Поэтому верующим не стоит так беспокоиться, где бы достать это растение для букета. Можно купить готовый букет из разных растений или собрать его из любимых цветов и целебных трав, ведь 14 августа освящают разные лекарственные растения и мед нового сбора.

В древности существовала традиция приносить часть собранного урожая для освящения в храме — Сам Бог благословлял этот урожай. Соответственно значительная часть принесенного и оставлялась в церкви. Эти продукты затем раздавались бедным.

Сегодня же благочестивая традиция освящения осталась, но, тем не менее, практически никто не оставляет в храме мед, травы или плоды. Некоторые же приходят в церковь лишь для того, чтобы что-то освятить. Такой подход есть не что иное, как превратное понимание церковных обычаев. Для православного молитва и Литургия всегда должны стоять на первом месте, освящение воды, куличей или плодов — лишь дополнение к празднику.

Не просто Яблочный Спас

19 августа Церковь отмечает один из самых важных православных праздников — . В этот день Иисус Христос вместе с тремя апостолами — Петром, Иоанном и Иаковом — взошел на гору Фавор. Там ученики увидели преобразившегося Господа — весь Христос просиял неземным светом.

Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).

Литургия в этот день особо наполнена этим Божественным светом, белые ризы священников тоже символически указывают на свет Христов.

Этот праздник также становится назиданием для верующего, ведь каждый из нас призван к преображению — достижению святости.

Дополнением к празднику Преображения Господнего служит освящение плодов нового урожая. Так как на Руси это были преимущественно яблоки, то и сам день назвали Яблочным Спасом. Но важно не забывать: освящение фруктовых корзинок — это только дополнение к празднику, а не его цель.

Успение ≠ смерть

Заканчивается Успенский пост в праздник Успения Богоматери. Поэтому 28 августа, если это не среда или пятница, можно вкушать любую пищу.

Сам же день в православной традиции изображен как светлый праздник, а не траурный день погребения Девы Марии.

Почему? Да потому, что Пресвятая Богородица словно не умерла, а уснула. И Сын забрал Ее к Себе на Небо. Притом забрал не только душевно, а и телесно. Теперь Она пребывает со Христом в Царстве Небесном и не прекращает молиться за людей.

О соблюдении Успенского поста рассказывает священник Евгений Попиченко:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

28 августа православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Почему праздник называют именно успением, а не смертью? Есть ли этот день у католиков? Что об истории праздника говорит предание? На чем основано почитание Девы Марии как заступницы за весь человеческий род? Читайте об этом далее.

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

Едва ли найдётся человек, который не слышал об этом церковном празднике. В этот праздник в церкви освящается мед. К середине августа заканчивается период медосбора и трудолюбивые пчелы делятся им с человеком, щедро награждая нелегкие труды пчеловодов, помогающих пчелиным семьям перезимовать и прокормиться до начала медосбора. Необычайную целительную силу мед обретает после освящения в праздник медового Спаса. До начала службы столик рядом с кануном заполняется медом, который прихожане приносят для освящения. Золотистое чудо, дарованное человеку, вобравшее в себя все тепло уходящего лета, переливается всеми оттенками янтаря. У каждого меда свой тонкий аромат. Здесь и запах лугового разнотравья и пряный запах цветущей липы и острый запах мяты или пустырника и много других тончайших оттенков запахов.

Для пожилых людей, чье детство пришлось на скудные послевоенные 40-е и 50-е годы, этот праздник дорог еще и тем, что напоминает о простых радостях той поры. Многих детей тогда отправляли на лето в деревню к бабушкам и дедушкам. И часто в деревне оказывался пасечник, который собирал всю детвору в деревне, ставил на стол миску с медом нового сбора, раздавал детям деревянные ложки и по куску настоящего свежего ржаного хлеба. Не было для той детворы слаще угощения и нет для теперешних уже бабушек и дедушек слаще воспоминания о своей детской поре.

В церковном календаре этот праздник называется «Происхождение честных древ честнаго и животворящего Креста Господня». Удивительное название, часто вовсе непонятное для невоцерковленного человека. Праздник этот установлен в Константинополе в IX веке, сначала как местный, а с XII — XIII века как общий праздник. Причиной установления праздника были многочисленные болезни, случавшиеся там в августе. Для избавления от этих болезней часть Креста Господня из домовой церкви износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие, а затем в течение двух недель святыню носили по городу. Затем древо Креста возвращалось в царские палаты, а болезни оставляли город
В России праздник появился в XIV — XV веке. Название «Происхождение», оказывается, — просто неверный перевод с греческого слова, означающего скорее «крестный ход» или «церемония».

В этот же день в православной церкви проводится празднество Всемилостивого Спаса Христу Богу нашему и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его.
Этот праздник установлен в 1164 году Андреем Боголюбским после победы над Поволжскими татарами.
Освящение меда в этот праздник связано с тем, что 1 августа (14 августа по новому стилю) совершается чин освящения воды, наследуя традицию освящения воды 1 числа каждого месяца в Костантинопольской придворной церкви.
Медовый Спас, как название праздника, ближе и понятнее простым русским православным христианам, поэтому такое название праздника стало общеупотребительным.

Медовый Спас — один из немногих праздников в православной церкви, в который для поклонения прихожан из алтаря выносится Крест Господень

В начале праздничного богослужени прихожане прикладываются ко Кресту.

Затепляются свечи перед иконами.

Многие прихожане приходят семьями с детьми, так с детства начинается приобщение к православной традиции.

Постепенно храм заполняется прихожанами и начинается праздничное богослужение

Ход Божественной литургия хорошо знаком воцерковленным прихожанам, но для людей, лишь изредка посещающих церковь, в этом богослужении всегда много удивительного.

Вход с Евангелием и чтение Евангелия являются важной частью богослужения.

Проводится каждение алтаря.

Читается Апостол.

Склонив головы, прихожане слушают чтение Евангелия и книги деяний Апостолов.

В проповеди на праздничном богослужении отец Андрей рассказывает об истории и духовном значении праздника.

Особенное внимание в проповеди уделяется спасительной роли крестного подвига Господа нашего Иисуса Христа, роли Креста Господня в духовной жизни православных христиан..

На Великом входе вначале поминаются иерархи церкви. Завершая Великий вход священник возглашает:
Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Прихожане начинают готовиться к принятию Святых Христовых Таин.

Самый волнующий момент литургии. Священник выносит Святую Чашу. С особым душевным трепетом воспринимает православный человек такие знакомые и такие волнующие слова священника:
Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника и причастницу мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

По сложившейся традиции перывыми к Святой Чаше подходят дети.

Маленьких детей причащают на руках у пап или мам.

В православных многодетных семьях детей причащают по очереди.

Дети постарше причащаются самостоятельно.

В праздники причастников бывает много, и во все время причащени хор поет:
Тело Христово приимете, Источника безсмертного вкусите.

В конце литургии проводится освящение меда. Священник совершает каждение места освящения

Читаются молитвы о благословении и умножении благодатных даров Господних

Венчает чин освящения меда окропление освященной водой

По старинной заповеди вкушение меда до освящения считалось грехом. После медового Спаса вкушение меда разрешается. Многие прихожане оставляют баночки с освященным в церкви медом нетронутыми до самой зимы. Веря в целительную силу освященного меда, они берегут его на случай болезней и недугов.

Подходит к концу праздничное богослужение. Начинается его заключительная часть — отпуст.

Для прихожан участие в праздничном богослужении — радостное событие. В нем обретается мир в душе, гармония внутреннего мира прихожан.

Вот и еще один красивый и своеобразный церковный праздник завершился. Своеобразие его — в удивительном переплетении церковной традиции Византии времен первых христиан и традиций, веками существовавших в России. Необычайной притягательной силой обладают такие церковные праздники в сельских и поселковых приходах, вдали от городской суеты и многолюдья. Не случайно среди прихожан храма много москвичей. Для них участие в богослужении позволяет по-новому увидеть духовную красоту праздника и почувствовать себя не просто гостями в храме, но настоящими прихожанами.

Или Маковей. Узнайте, что нужно положить в корзину, чтобы освятить в церкви.

На первый, или Медовый, Спас принято ходить в храм и нести фрукты и другие дары природы – для освящения. Так мы благодарим Бога за собранный урожай. Август – месяц, когда пчеловоды уже собирают мед на пасеках, поэтому и праздник получил название «Медовый Спас».

Всего в августе празднуется три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Это народные названия церковных праздников в честь Иисуса Христа – Спасителя, отчего и пошло название «Спас».

14 августа церковь отмечает праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста. Согласно легенде, когда в Константинополь пришла страшная эпидемия, то горожане спаслись, освятив все колодцы и источники в городе частью креста, на котором был распят Христос. В память об этом событии в храмах проводится малое водосвятие.

В каждой украинской семье была специальная корзинка, в которой носили продукты для освящения в храм по большим церковным праздникам. В зависимости от праздника – Рождество, Пасха, Спас – корзинка наполняется разным набором продуктов. Ее используют только для этой цели, а потому выбирают нарядную вместительную корзину из лозы, застилают ее красивым вышитым рушником.

В православных храмах 14 августа проводятся торжественные службы. Во время обряда малого водосвячения освящают корзинки прихожан.

Что нести в церковь на Маковея?

Каждый из продуктов, который кладут в корзину и несут в церковь для освящения на Медовый Спас, имеет символическое значение. Поэтому важно понимать, какой смысл заложен в этой старинной традиции.

Главный продукт, который кладут на Спас в церковную корзину, это мед – в сотах или в баночках. Мед служит символом урожая и семейного достатка.

Также в церковь несут для освящения хлеб – это символ семейного благополучия. Кладут в корзинку разнообразную выпечку с медом и с маком.

Не стоит класть в корзину деньги и прочие материальные ценности, это совсем не соответствует духу праздника. Помните, что в первую очередь Спас – это праздник души.

Не забудьте положить в корзину оберег-маковейчик. Это букет из полевых цветов и трав, туда добавляют калину, подсолнух, календулу, душицу, мяту, полынь, любые колоски и маковые головки.