Наблюдение за отношением детей к природе во время прогулок. Наблюдения за природой в рамках воспитания дошкольников (из опыта работы). В процессе воспитания детей

I. Словесные приемы:

2. Художественное слово.

4. Сравнение.

1. Сюрпризный момент.

2. Игровая ситуация.

3. Имитация.

5. Игровое упражнение.

1. Практические действия.

2. Практические задания.

Классификация и характеристика дидактических игр

Использование природоохранных акций и экологических праздников

В процессе воспитания детей

Экологическая акция - ряд конкретных действий, проводимых с целью
формирования экологической культуры, экологического сознания, мировоззрения
у детей и взрослых.

Акции представляют собой комплекс мероприятий, проводимых в достаточно длительный период (например, в течение месяца).

К мероприятиям акции привлекаются как взрослые, так и дети.

Акции, как правило, приурочены к определенным датам, например

В новогодние праздники проводится акция "Зеленая елочка - живая иголочка". Ее цель: показать бессмысленность вырубки елей. В акцию входит ряд мероприятий:

Цикл наблюдений за елью на участке.

Создание плакатов в защиту елей.

Новогодний утренник у искусственной елки.

Украшение живой ели на участке.

Наблюдение за выброшенными елками.

Цель экологических праздников - вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их содержание.

Праздники посвящаются временам года, уборке урожая, отдельным датам. Например: "Здравствуй, лето!", "День Рождения Земли", "Праздник зубной щетки", "Праздник Воды" и т.д.

Праздники готовятся на знакомом детям материале, но не чаще одного раза в 2 месяца.

Программа по ознакомлению с природой определяет объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно определить в три группы:

Внешний вид животного, его жизненные проявления

Среда обитания, характер приспособленности к условиям жизни

Приносимая польза.

При ознакомлении с животным миром особое внимание следует уделить отбору программного содержания, которое поможет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным.

В младшей группе нужно воспитывать интерес и бережное отношение к живым существа, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными.

Ознакомление детей с животными и в целом с природой, осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Занятия проводятся во всех возрастных группах, в младшей - 2 занятия в месяц. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. Целевые прогулки проводятся, начиная со второй младшей группы (с выходом за пределы участка детского сада - к водоему, на луг и т.д. На них малышей знакомят с природными явлениями (гнездование грачей и т.д.)

Целенаправленная педагогическая работа проводится не только на занятиях. Для углубления интереса детей к миру животных воспитатель использует любые моменты, которые предоставляет повседневная жизнь.

Знания о животных дети получают разными методами: наглядными (через книгу и картинку, кинофильм); практическими (игровой метод, труд); словесными (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы).

Особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой - наблюдение. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.

Наблюдение - важнейший метод познания животного мира - характеризуется следующими особенностями:

Его можно организовать в обстановке, естественной для животного, где оно ведет себя свободно, непринужденно

Наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становиться объектом длительного изучения

Оно способствует непосредственному общению с животным.

Наблюдение за домашними животными с малышами должны быть не длительными. Особенно важно продумать организацию работы: посадить малышей так, чтобы всем был виден объект наблюдения; с самого начала сосредоточить внимание ребят, заинтересовать их; создать условия для животного, чтобы в его поведении проявились наиболее характерные особенности и повадки.

Малыши выражают свои переживания возгласами, жестами, смехом, часто повторяют звуки, издаваемые животными. Воспитатель должен спокойно реагировать на первые эмоциональные реакции детей, дать им возможность высказаться, а затем интересным вопросом, несложным заданием привлечь их к целенаправленному наблюдению.

Наблюдения в младшей группе должны прежде всего вызывать эмоционально-положительную реакцию ребенка, его интерес к животному, желание общаться с ним. На это нацеливаются первые вопросы и высказывания воспитателя: «Посмотрите, какой симпатичный котенок, пушистый, полосатый...», «Кто это? Щенок!». Возникновению первых эмоциональных реакций способствуют загадки, потешки, которые предшествуют началу непосредственного наблюдения. Например: «Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет».

Вопросы, задаваемые во время непосредственного наблюдения, должны направляться прежде всего на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет и величина) и его проявлениях (движение, питание, издаваемые звуки). Характер вопросов зависит от цели наблюдения, а последовательность часто определяется его ходом.

Детям младшего дошкольного возраста целесообразно предлагать конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?), учитывая особенности возраста, иногда целесообразно задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например: «Уши у кролика длинные или короткие?». Воспитатель старается связать новое с тем, что уже дети знают: «Расскажите о своей кошке», «А кто еще видел кроликов?».

Малыши быстро утомляются, поэтому педагогу не следует затягивать наблюдение длинными объяснениями. Воспитатель должен обобщать высказывания детей короткой, образной фразой: «Кролик белый, пушистый, длинноухий, прыгает ловко, любит морковку».

В связи с тем, что занятия, проводимые с детьми младшего дошкольного возраста, коротки, а живой объект вызывает у них обычно большой интерес и эмоциональную активность, при проведении наблюдения не нужно увлекаться использованием таких средств, как художественная литература и иллюстративный материал. Внимание в процессе наблюдения должно быть сосредоточено на животном, поэтому использовать указанные средства можно лишь в начале или в конце занятия.

Так, стало традиционным начинать занятие с загадки, небольшого стихотворения об этом животном, а заканчивать показом картинок с изображением животного с детенышами или его жилища, место обитания. Дети могут придумать животному кличку, послушать про него песенку или спеть ее вместе с воспитателем. Это придает занятию завершенность и вместе с тем нацеливает на продолжение разговора о наблюдаемом животном.

Среди приемов ознакомления детей с животными большое значение имеют рассказы педагога. Особая ценность рассказов в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.

К рассказу предъявляют следующие требования:

Материал необходимо излагать доступно;

В рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособленности к условиям жизни.

Речь педагога должна быть эмоциональной. Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес и у детей.

Рассказ воспитателя о пользе, приносимой домашними животными, обычно является частью занятия по ознакомлению с ними. Так, дети младшей группы получают очень простые представления о полезности некоторых млекопитающих: корова дает молоко, овца -шерсть, собака стережет дом. Такое занятие проводится с использованием иллюстративного материала. Постепенно, группа к группе, знания углубляются и расширяются.

Интересной формой работы с детьми может быть составление рассказов по картинкам, соединенным в виде ширмы. На них изображены животные в естественных условиях обитания. Малыши с помощью воспитателя называют животное, рассказывают, где оно живет («Это зайка, он живет в лесу»).

Наряду с наблюдениями и рассказами для расширения представлений о животных используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и т.д.

При ознакомлении детей с животными используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально-положительный настрой способствует углублению их интереса к животным.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. Дети помогают воспитателю в уходе за животными в уголке природы. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций. Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.


Приемы руководства наблюдениями в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования

Этап Цель каждого этапа Приемы Руководство
Младшая группа Средняя группа Старшая группа
Подготовительный Вызвать интерес к объекту наблюдения Показ диафильма иллюстраций - Обращение к личному опыту - Обращение к личному опыту; - Краткая беседа, ориентирующая на новое
Начало наблюдения Сосредоточить и направить внимание детей на объект, вызвать интерес к объекту наблюдения - Сюрпризный момент; - Момент ожидания; - Рассматривание иллюстраций; - Чтение стихотворения - Привлечение детей к созданию обстановки; - Сюрпризный момент; - Чтение стихотворения; - Загадывание загадки; - Привлечение прошлого опыта детей; - Рассматривание иллюстраций - Прямая постановка познавательной задачи
Основная часть Формирование точного представления об объекте наблюдения: - восприятие объекта в целом; - рассматривание отдельных особенностей внешнего вида; - наблюдением за поведением - Вопросы конкретные, констатирующие (Что? Кто? Какой? Что делает?); - Включение обследовательских действий (потрогать, посмотреть, понюхать и т.д.); - Проговаривание новых слов; - Игровые приемы; - Имитация движений, звуков; - Трудовые поручения; - Приближения объекта к детям и установление своеобразных контактов с детьми (котенок хочет, чтобы...(имя ребенка) послушал, как он мяукает); - Выделение общевитальных признаков (ты смотришь глазками, а у котика есть глаза?) - Вопросы не только конкретные, но и проблемные, поисковые (Зачем? Почему?); - Включение обследовательских действий; - Сравнение 2-х непосредственно представленных объектов; - Показ способов ухода; - Привлечение детского опыта; - Поручения поискового характера - Вопросы проблемные, поисковые; - Вопросы-задания (наблюдайте за кроликом и скажите, почему он прыгает, а не ходит); - План ответа на вопрос; - Сравнение: один объект наглядно представлен, другой - на картине; один представлен наглядно, другой - по памяти; - Дидактические игры, упражнения, игры-поручения; - Практические занятия; - Рассказ воспитателя с использованием наглядного материала (картины, слайды, диафильмы)
Заключительная часть Подведение итога, закрепление полученных знаний, поддержание интереса к объекту наблюдения - Чтение стихотворения; - Исполнение песенки; - Игра; - Обобщающий рассказ воспитателя; - Поощрение всех детей - Обобщающий рассказ детей по вопросам воспитателя; - Составление детьми загадки-описания; - Чтение стихотворения; - Игра; - Обобщающий рассказ детей; - Составление загадок детьми; - Дидактическая игра; - Дифференцированная оценка

с "пятью помощниками" (на примере одного)

В средней группе даем детям знания, что про все, что происходит вокруг, дети узнают с помощью "пяти помощников", это глаза, уши, нос, язык, руки.

Например, о помощнике "Нос" дети должны знать: у каждого человека есть нос. Носы бывают разные: большие и маленькие, длинные и курносые. Все они одинаково красивые и хорошие "помощники". Носом дышат и различают запахи. Нос имеет ноздри и крылья. Нос надо держать в чистоте, чтобы хорошо дышать и чувствовать запахи.

Для того чтобы дать детям эти сведения, используем разнообразные методы и приемы:

Рассматривание модели "Нос";

Самонаблюдение с помощью зеркала;

Заполнение альбома "Про меня" (дети рисуют на портрете свой нос);

Взаимонаблюдения, в процессе которых убеждаются, что носы бывают разные;

Рассматривание фотографий, рисунков проводится с этой же целью;

Дидактические игры "Узнай по запаху", "Найди такой же по запаху";

Опыты: дышать, зажав нос; "понюхать" ртом;

Наблюдение в природе "Чем пахнет осень?";

Художественное слово (загадки про нос).

Методические приемы руководства за наблюдениями в природе

Наблюдение - основной метод познания природы. Приемы можно условно классифицировать на словесные, игровые и практические.

I. Словесные приемы:

1. Вопросы /активизируют мышление, речь, должны ставиться в соответствии с возрастом, в четкой последовательности, быть конкретными, задаваться всем детям/.

2. Художественное слово.

3. Словесное пояснение /объяснение/.

4. Сравнение.

II. Игровые приемы - делают наблюдение интересным, сосредотачивают внимание детей; закрепление.

1. Сюрпризный момент.

2. Игровая ситуация.

3. Имитация.

4. Приближение объекта к детям.

5. Игровое упражнение.

III. Практические приемы способствуют применению и закреплению полученных в ходе наблюдения знаний.

1. Практические действия.

2. Практические задания.

Экологическая тропинка /оборудование, подбор объектов/

Экотропинка - это специально проложенный маршрут по естественным ландшафтам с целью изучения природы. Бывает двух видов: 1) на территории земельного участка д/с; 2) за ее пределами /в природном ландшафте/.

Основным критерием выбора маршрута является как можно большее количество объектов, их разнообразие и доступность.

Составляется план экотропы на бумаге. В начале тропы таблица - стенд; на каждой остановке таблички с фотографиями объекта. Вместе с детьми воспитатель придумывает название каждой остановки ("Березовая роща", "фитоогород",...).

Необходимо составить паспорта тех объектов, которые есть на тропе и рекомендуем по использованию тропинки, выбрать "хозяина" тропинки, чтобы детям было интереснее общаться с природой. /Например, хозяин - лесовичок./

Экотропинка выполняет оздоровительную, познавательную, релаксационную функции.

Жизнь в дикой природе [Инструкция по выживанию] Гриллс Беар

Глава 8 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ Знание животных, умение различать их следы и наблюдать за ними

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ

Знание животных, умение различать их следы и наблюдать за ними

За животными очень интересно наблюдать, и выслеживание горностая не менее трудно, чем выслеживание львов.

Лорд Роберт Баден-Пауэл, кавалер ордена Бани II степени

Местность, по которой проходит наш поход, нам не принадлежит – мы делим ее с сотней других обитателей. Но если вы не умеете наблюдать за природой, вам это простительно. Когда вы находитесь в лесу, то вам кажется, что в нем нет никаких животных, но это неправда. Если бы вы знали, кого и как надо искать, природный мир открыл бы для вас множество разных созданий. А ведь наблюдать за этими созданиями в естественных условиях обитания – самое увлекательное занятие, которое может быть на свете. Когда вам удается подобраться к дикому животному на расстояние нескольких метров и сфотографировать его так, чтобы оно этого не заметило, вас охватывает незабываемое чувство восторга!

Если вы хотите испытать этот восторг, то должны научиться наблюдать и маскироваться. Это две стороны одной и той же медали. Новобранцев в армии учат, что наблюдение – это умение раскрыть маскировку врага, а маскировка – это умение скрыться от наблюдения врага, сделать себя невидимым. Скаутам необходимо пополнить этими умениями свой богатый арсенал.

Мне довелось поучиться этому у бушменов Сана, которые живут в Намибии, в Южной Африке. Ни одно племя не умеет лучше их выслеживать зверя. Для меня было большой честью наблюдать, как они движутся и наблюдают за окружающей местностью. То, что нетренированному взгляду покажется простым кустом или зарослями, для бушмена – настоящий кладезь информации. Двигаясь, они внимательно наблюдают и, заметив что-то, тихо переговариваются, обсуждая каждый замеченный ими знак; потом они идут по следу, слушают (и часто курят!) и, наконец, приближаются, загнав зайца в его нору. Раскопав эту нору, они достают оттуда зайца, и все это делается при минимальной затрате физических усилий, но при максимальной умственной работе. Их главная задача – перехитрить животное. Конечно, для совершенствования этого умения потребовалось много поколений, и мы можем многому научиться у бушменов, чтобы стать такими же умелыми следопытами, как и они.

Из книги Думай! Бодибилдинг без стероидов! автора МакРоберт Стюарт

Наблюдение Без постороннего наблюдателя вам будет трудно сохранять правильный темп до конца сета. Даже если вы и начнете считать секунды, ваше внимание в дальнейшем переключится на выполнение самих сверхмедленных повторений. Тем более, что они очень утомительны и

Из книги Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте автора Алексеев А В

«СЛЕДЫ» В ПАМЯТИ Представим себе поляну, покрытую свежим снегом. По ней аккуратно прошел лыжник, оставив после себя ровный след. Если, возвращаясь, он так же аккуратно пройдет по уже проложенной лыжне, она точно сохранит свой первоначальный рисунок и лишь станет несколько

Из книги Интуитивное тело. Мудрость и практика айкидо автора Палмер Венди

Глава 7. Не-знание Превращение в противоположное есть действие дао, слабость есть свойство дао. В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии. Лао-цзы, «Дао Де Цзин» На протяжении тысячелетий люди стремились понять цель жизни. Величайшие мудрецы, такие как

Из книги Дао шахмат. 200 принципов изменить вашу игру автора Курцдорфер Питер

Глава 25 УМЕНИЕ ЗАГЛЯНУТЬ ВПЕРЕД Умение визуализировать возможные в будущем положения – это одно из тех важнейших умений, к овладению которыми стоит стремиться.Принцип 121: Играйте вслепую при любом удобном случае.Игра вслепую – это игра не глядя на доску и фигуры.

Из книги Ци-бег. Революционный метод бега без усилий и травм автора Дрейер Дэнни

Из книги Жизнь в дикой природе [Инструкция по выживанию] автора Гриллс Беар

Глава 2 ПОХОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Применение инструментов в походе и уход за ними Если вы отправились в длительный поход, вам не обойтись без хорошего ножа или даже нескольких ножей. Они понадобятся во многих случаях: при заготовке дров для костра, при расчистке дороги сквозь

Из книги Тайцзи-цюань Стиль Чэнь ПУШЕЧНЫЕ УДАРЫ автора Люсинь Гу

Глава 5 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ В ПОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ Умение запасти продукты, сохранить их свежими и приготовить из них еду Говорят, что солдаты передвигаются с помощью своих желудков, и это истинная правда. Не загрузив в себя топлива, мы, в конце концов, не сможем двигаться

Из книги Хроники Дао автора Мин Дао Ден

Умение наблюдать Перед тем как выследить кого-нибудь, надо знать, как смотреть, а чтобы научиться маскироваться, надо понимать, как другие существа воспринимают человека. Кому-то это может показаться очень простым делом – ведь мы все время смотрим на что-то, не правда ли?

Из книги Тяжелый круг автора Дедюхин Борис Васильевич

Как научиться различать следы животных и выслеживать их Умению выслеживать животных надо учиться. Для этого надо уметь не только наблюдать, но и знать, как выглядят следы того или иного животного и как по ним идти, как ведет себя это животное в природных условиях и,

Из книги Палеодиета – живое питание для здоровья автора Вулф Робб

Выслеживание животных Если вы хотите понаблюдать за животным в его естественной среде, одного умения ходить по следу будет недостаточно. Дикие животные всегда пребывают настороже, они прислушиваются и принюхиваются, не приближается ли к ним хищник. Не будешь осторожным

Из книги автора

Глава 9 ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ И СПАСЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ Умение оказывать медицинскую помощь в походе Умение оказывать квалифицированную первую помощь в походных условиях может спасти чью-то жизнь. В патруле спецназа, состоящем из четырех человек, один

Из книги автора

Глава 3. Особенности пушечных ударов и связанные с ними вопросы 1. Особенности пушечных ударовРассматриваемые здесь особенности «пушечных ударов» (паочуй) сопоставляются с первым комплексом. Ядром служит усилие-цзинь наматывания нити, правящей силой – внутреннее

Из книги автора

Из книги автора

Глава V, в пользу того мнения, что на ипподроме соревнуются не только скакуны, но и те, кто с ними работает В конце апреля Николай начал выводить Анилина на утренние проездки - это нам, людям, кажется «проездками» то, что делают лошади, а для них это самая главная работа и

Из книги автора

Знание – сила Поскольку я выходец из научной среды, мне порой нравятся всякие умные штучки. Вы сможете многое почерпнуть из этой книги. Возможно, вы удивитесь, но несколько фактов не сделают из вас ботаника. Вы узнаете, почему так много людей в нашем современном обществе

Из книги автора

Глава 3. Знание – сила, но ее недостаточно для того, чтобы заработал фен Я не собираюсь тратить массу времени на то, чтобы пугать вас, побуждая к действию. Но вам, возможно, понадобится усвоить немного дополнительной информации для собственного успокоения. У вас

Привет всем постоянным и новым читателям блога Татьяны Сухих! Одним из самых действенных методов развития речи, наблюдательности, понимания окружающего мира является визуальное активное изучение разных составляющих природы. Пристально всматриваясь во все, что нас окружает, ребенок постигает законы вселенной, ни больше, ни меньше. Наблюдение за природой – обязательное занятие с детками во время прогулки.

По картинкам и компьютеру невозможно понять наш мир, на словах тоже не вложишь в голову ребенку знания о природе, живой и неживой. Только личные активные наблюдения с комментариями взрослых и собственные исследования малыша помогут ему постичь кое что о нашем мире.

В детском саду мы целенаправленно соответственно плану развиваем у детей умение видеть и осознавать окружающее. Я делаю специальную картотеку наблюдений, о которой расскажу ниже. Родителям же, которые хотят дать своему ребенку максимум в эмоциональном плане, советую не пренебрегать возможностями обычного созерцания облаков, листопада, поникшей осенней травки…

Чуткое отношение к человеку формируется через тонкое понимание, ощущение ценности природы – от цветка на клумбе до домашнего питомца. Поймите, что главная задача родителей – вырастить не только физически, но и психически здорового человека, а это значит – доброго, отзывчивого, чуткого к красоте природы, к страданиям людей, способного сопереживать живому и любоваться красотой нашего мира.

Мы показываем ребенку – смотри, какой листик красивый, а малыш учится «включать» свою чувствительность. Умение замечать красоту дано не каждому, но с малых лет можно воспитать восприимчивость к прекрасному.

Вы уже привыкли, что я всячески стараюсь оказать вам методическую поддержку в виде тематической литературы и других полезных товаров. Не отступлю от своей привычки и на этот раз.

Подбирая хорошую литературу, я, естественно, в первую очередь заглянула в «УчМаг»:

  • «Организация деятельности детей на прогулке » – хорошее пособие для воспитателей в старшей группе и для активных родителей;
  • Младшим школьникам пригодится «Дневник наблюдений за погодой » – дети научатся ориентироваться в погоде, времени, направлению ветра и т.п.;
  • «Календарь погоды » – набор дидактических карточек «Зима»;
  • Прогулочные карты по сезонам (112 штук) – подходят для детей в младшей группе, тема – осень.

«Лабиринт.ру», в свою очередь, подготовил очередную книгу Татьяны Зениной «Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг, развлечения » – прекрасное пособие для воспитания основ экологической культуры у малышей.

Как мы наблюдаем за природой с воспитанниками детского сада?

Осенью самое время созерцать, как меняется окружающий мир, готовясь с трудным холодным временам. Буквально на глазах все вокруг преображается. Еще вчера на березке во дворе были желтенькие листочки, а сегодня – уж стоит голый ствол…

Итак, как я уже говорила, у воспитателей заготовлена картотека наблюдений, которая помогает планировать занятия с детками. Например, в подготовительной группе можно провести наблюдение за … песком. Как это сделать?

Цель практического занятия на прогулке: познакомить ребят с песком как одним из компонентов неживой природы. Позже можно продолжить работу с песком и в группе.


Я предлагаю детям взять горсть сухого песочка и рассмотреть его. Мы видим, что это сыпучее вещество, которое состоит из крошечных песчинок. Можно взять кусок белой или черной бумаги, насыпать немного песка и предложить детям посмотреть на него через лупу.

Дети обычно с удовольствием проводят простейшие опыты, а разглядывание предметов через увеличительное стекло – увлекательное занятие. Мы можем рассмотреть, что каждая песчинка выглядит по-другому. Оказывается, что песок состоит из неодинаковых элементов, они все разных оттенков и формы.

Дошкольники ощущают себя исследователями, они получают колоссальные впечатления и приобретают опыт познания. Дети средней группы также заинтересуются лупой, ну а маленьким ребяткам достаточно продемонстрировать, как песок сыпется, что он может сохранять форму, если влажный.

Во время прогулки и разглядывания песка хорошо бы прочитать малышу тематический стишок или загадать загадку. Также нужно провести дидактическую словесную игру – пусть дети вспомнят, что можно сделать из песка. Так мы тренируемся составлять предложения на заданную тему.

Кроме того, мы обязательно играем в подвижную игру, которая тоже чему-то научит детей. Например, бегать, не толкаясь, ходить на цыпочках, быстро становиться в пару и т.п. Также полезно немного поработать на участке – убрать листву из павильона, подмести дорожки.

По такому же принципу мы наблюдаем за изменениями в природе, изучаем ветер, солнце, тучки.

Как разнообразить прогулки с ребенком?

Помните, в нашем детстве мы любили смотреть в калейдоскоп? Это такая типа подзорная труба, внутри которой особым образом установлены зеркальца и насыпаны разноцветные осколки стекла. Вращая трубу, осколки пересыпались, отражались в зеркалах и создавали красивые узоры.


Вот я нашла нечто подобное на «Али экспресс» – 3D калейдоскоп, который понравится детям всех возрастов. Подходящая вещь для приятного времяпрепровождения на прогулке. Я думаю, может пристроить такой калейдоскоп в нашем уголке природы? Тем более, что разрисована эта «подзорная труба» изображениями животных.

Собираясь гулять с ребенком, подумайте, за какими явлениями природы вы будете наблюдать сегодня. Вспомните что-то интересное о ветре, солнце, растениях и расскажите малышу. Приучайте его с раннего возраста к активным прогулкам, а не просто усаживайте его в песочницу и щелкайте семечки на лавочке.

Очень будет полезно во время общения на свежем воздухе делать заготовки для поделок и гербария. Маленькие дети будут в восторге, когда посмотрят, что можно сделать из природных материалов, которые они сами собрали на улице.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, мы воспитываем многие положительные качества личности, такие как жизнерадостность, чуткое отношение ко всему живому.

Наблюдение – основное средство познания природы. Оно даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. Наблюдение за расстояниями можно проводить с детьми, начиная с младшей группы, так как уже в этом возрасте они учатся устанавливать взаимосвязи в природе, замечают зависимость роста и развития растения от разных условий. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающих их мир. В задачи, которые я запланировала, входит научить их не только смотреть, но и видеть, какие изменения происходят в природе в течение года.

В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять. Сопоставление имеет место лишь при условии, что образ, отражающий предыдущее состояние объекта, достаточно отчётлив, чтобы его можно было сравнить с особенностями объекта, имеющимися в данный момент. Учитывая, что процесс наблюдения растянут во времени (наблюдать можно один раз в неделю), образ предыдущего объекта в представлении ребёнка может оказаться нечётким, и это не позволит осуществить на должном уровне сопоставление и выявить характер произошедших изменений. В результате наблюдений необходимо фиксировать объект природы (рисовать или фотографировать).

В процессе сопоставления рисунков или фотографий у детей формируется представления о росте и развитии растений.

Чтобы увидеть изменения, происходящие с растениями, необходимо проводить наблюдения регулярно. Это одно из условий наблюдений. Важным также являются выбор объекта и содержание наблюдения. Объектом для нашего наблюдения я выбрала овощные культуры. Они быстро растут и набирают массу, и эти изменения хорошо видны детям. Первым овощем, за которым велись наблюдения, был лук, который легко прорастает в комнатных условиях.

Задача этого наблюдения состояла в том, чтобы показать детям влияние света, тепла, влаги и питательных веществ на рост овощей. Наблюдения проходили в 4 этапа.

  • 1 этап. Рассматривали луковицы вместе с детьми. Обратила внимание на то, что у луковицы верхняя часть узкая, а нижняя – широкая, которая называется донцем, на ней растут корешки, она должна быть в земле. Из верхней части растут зелёные перышки, она должна быть над землёй. Показывать детям, как правильно посадить луковицу в землю.
  • 2 этап. Посадка луковиц в землю. Каждый ребёнок брал одну луковицу и сажал её сам в землю. После этого я показывала детям, как полить луковицу водой. При этом объяснила детям, зачем мы полили растения (влага нужна, чтобы лук пророс)
  • 3 этап. На четвёртый день после посадки у луковиц появились маленькие зелёные пёрышки.
  • 4 этап. В процессе дальнейшего наблюдения дети заметили, что перышки лука подросли, стали длиннее на этом этапе необходимо подвести детей к тому, что для роста растений необходимы все условия: влага, свет, тепло.

Чтобы закрепить у детей понятие о том, что всем растениям для роста необходимы три условия: влага, свет и тепло, летом я проводила наблюдение за свеклой.

Задача данного эксперимента состоит в том, чтобы показать детям, что семя живое, из него вырастает новое растение. А так же показать влияние условий (тепло, свет, влага, воздух, питательные вещества) на рост и развитие растений.

  • 1 этап. Рассмотрели семена свеклы, которые намочили водой для проращивания. Через три дня посмотрели с детьми, что же произошло с семенами. Дети увидели маленькие ростки. Сделали вывод, что семечко живое.
  • 2 этап. Проросшие семена посадили в заранее подготовленную землю. После посадки хорошо полили.
  • 3 этап. Через неделю дети увидели, что в земле появились зелёные расточки. Мы вместе с детьми каждый день утром поливали их и наблюдали, что же дальше произойдёт.
  • 4 этап. Затем наблюдения проводились 1 раз в неделю, чтобы лучше были видны изменения в росте. Дети замечали, что у свеклы увеличились в размере листья. Каждый раз после наблюдения с детьми проводила беседу о том, что овощи так быстро растут потому, что они политы, земля взрыхленная, на улице тепло и светло.
  • 5 этап. Заключительный этап наблюдения. Это сравнения рисунков растений на разных этапах. В процессе наблюдений дети не только понимают взаимосвязь роста растений и природных условий, но и начинают более бережно относиться к растениям.

Аналогичную работу хочу продолжать и в будущем. В старших, подготовительных группах, провести циклические наблюдения в течение года. Так, например, наблюдать за изменениями, происходящими с рябиной в разные времена года (весной, летом, осенью, зимой) в зависимости от условий внешней среды. Весной обращать внимание детей на красоту соцветий рябины - сочетание зеленого и белого цвета. Летом следить за появлением маленьких зелёненьких ягод. А осенью необходимо обратить внимание детей на красоту осенней рябины, на яркость её наряда. Зимой обратить внимание на грозди ярко-красных ягод. Зимой дерево спит, ствол стал темнее, потому что прекратилось сокодвижение, на улице сильные морозы. Также можно провести цикл наблюдений за мать-и-мачехой в течение апреля и мая.

Таким образом, можно сказать, что при правильной организации наблюдение становится не только фактором умственного воспитания, но и нравственного: у ребёнка формируется отчетливые представления о закономерностях в росте и развитии растений, понимание взаимосвязи развития растения и факторов внешней среды, обеспечивающих его выживание. Полученные знания позволяют дошкольникам лучше понимать свойства живого организма, вырабатывать правильное отношение к растениям и животным, самостоятельно проектировать своё поведение по отношению к живому.

Зеленые советы для наблюдения за природой, птицами и животными

    Наблюдайте за природой не только глазами, а используйте различные вспомогательные средства - бинокль, лупу, микроскоп – при их помощи можно увидеть совершенно другой, существующий рядом мир!

    Даже если вы очень эрудированны, воспользуйтесь услугами гида латвийской среды - они дадут много новых знаний, к тому же в непривычном для вас виде!

    Если вы наблюдаете за птицами или животными, делайте это на расстоянии, не нарушая их покой или места гнездования. Используйте бинокль. Благополучие животных – это самое главное!

    Для изучения природного объекта, не наступайте на него, не ходите по его поверхности, не разрыхляйте до основания! Мы же в чужом доме не забираемся на антикварную мебель и культурно-исторические достопримечательности!

    Не концентрируйтесь только на редких видах растений и животных, и на наблюдении за ними. Иногда наиболее интересны часто встречающиеся и находящиеся в непосредственной от нас близости виды.

    Не ходите на животных, особенно в их место обитания в период размножения, гнездования или зимовки. Не беспокойте животных в их привычной среде, они же не беспокоят нас в наших домах!

    Не уносите с собой разные природные вещи и образования в качестве сувениров - образцы горных пород, окаменелостей, раковин. Даже они, хотя и неживые, являются жизненно важной составляющей природной среды и экосистемы. Рано или поздно вы все равно выбросите их в мусорное ведро!

    Не собирайте растения или животных для коллекции, гербария и для других целей, так как это не оправдывает полученный результат!

    Не оставляйте автографов и петроглифов на природных образованиях! Вы ведь не оставляйте их на усадьбах, замках, церквях или стенах вашего дома!

Хорошие принципы практики наблюдения за птицами

    Не пугайте и излишне не беспокойте птиц

    Помните, что в природе все породы птиц одинаково важны

    Берегите местожительство птиц

    Уважайте права других людей и не нарушайте свои

    Записывайте свои наблюдения

    Старайтесь узнать больше

Источник: Латвийское общество орнитологов

Правила наблюдения за зверями

Наблюдать за животными можно только в сопровождении гида, в небольших группах (1 - 5 человек, рекомендуемый возраст от 15 лет и старше), используя специальные вышки и проводя на них несколько часов - по этой причине наблюдение за животными проводится в теплое время (при температуре выше 0 С). Необходима водонепроницаемая, удобная для ходьбы обувь, теплая и «тихая» одежда (нешуршащая, нешелестящая, неярких тонов). Во время тура обычно проходят ~ 2 км. Рекомендуется взять с собой бинокль, фотоаппарат, закуску и безалкогольные напитки.

Безопасность на смотровой вышке

    Видом, открывающимся с вышки, наслаждайтесь только тогда, когда не употребляли алкоголь, одурманивающие вещества, лекарства и т.д.

    Подняться на вышку можно лишь в небольшой группе, число которой указано на информационной табличке около вышки или в информации предоставленной другим способом (также в предоставленной гидом). Вышке «не нравится» раскачивание и перевешивание или облокачивание на перила.

    Защитите ваши камеры, бинокли и другие предметы от падения, так как кто-то может находиться внизу.

    Во время сильного ветра или грозы или в неподходящих метеорологических и климатических условиях (обледенение ступенек), или, если вышка повреждена, наблюдение откладывается на другой раз или переносится в другое место.

    Не оставляйте свои автографы на наблюдательных вышках, стенах песчаника, остатки пирожных и т.д. Сохраним природные и культурные ценности и для будущих поколений.