Тактика применения ввс, вмс, и войск пво во второй мировой войне. Пво германии времен второй мировой. Войсковая пво Вермахта

ПВО МОСКВЫ И ЛОНДОНА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Истории известно немного случаев эффективной организации и осуществления противовоздушной обороны крупных административных и промышленных центров страны, подвергшихся массированным воздушным ударам. Наиболее показательными в этом смысле являются действия войск ПВО по прикрытию Москвы и Лондона.

Общие черты и отличия.
Первое — массированный характер применения авиации. Документы свидетельствуют: уже в первом налете на Москву 22 июля 1941 года участвовало 220 бомбардировщиков . Во втором, ровно через сутки — 200 самолетов. До конца августа, чередуя массированные и групповые удары, противник применил 1700 боевых машин. Аналогично высокая степень массирования наблюдалась в период так называемой «Битвы за Англию». 7 сентября 1940 года 550 бомбардировщиков люфтваффе сбросили на британскую столицу в течение нескольких часов более 100 тысяч бомб. В этот период немецкая авиация совершала от 1000 до 1500 самолетовылетов в день. Второе — эшелонированное построение воздушных ударов. Например, удар по Москве 22 июля 1941 года был построен в 4 эшелона с интервалами 40 минут и продолжался в течение 5 часов. Аналогично строились удары и по Лондону. В массированном налете на Лондон 7 сентября интервал между эшелонами составил 2 часа. Третье — преимущественно ночной характер боевых действий. Достаточно сказать, что из 31 налета, предпринятого фашистами в октябре 1941 года на советскую столицу, 18 были ночными.

Города Великобритании, включая ее столицу, в начальный период воздушной агрессии были подвергнуты бомбардировкам 57 ночей подряд. Вместе с тем в характере воздушных ударов по двум столицам были и отличия.

Первое. Лондон подвергался бомбардировкам гораздо более продолжительное время. А именно — в течение 5 лет с 1940 по 1945. Интенсивность и способы действий люфтваффе были различными. Наибольшая плотность ударов авиации наблюдалась в 1940-1941 годах. В дальнейшем гитлеровская авиация осуществляла в основном систематические беспокоящие удары. А в период с 1944 по 1945 удары совершались принципиально новым средством воз- душного нападения крылатыми ракетами ФАУ-1 и баллистическими ракетами ФАУ-2. Напротив, Москва подвергалась воздействию немец- кой авиации относительно недолго. Основные действия фашистских бомбардировщиков отмечены в период с конца июля 1941 по октябрь 1941 г. За октябрь — ноябрь 1941 г. противник совершил 72 налета на Москву. В январе 1942 г. налетов было всего четыре. В марте — 7, причем одиночными самолетами. С апреля 1942 г. воздействия по Москве прекратились. Второе — различные условия воздушных ударов. Германские войска наносили удары по Лондону, используя одну и ту же аэродромную сеть Германии и оккупированной Польши. Поэтому их удары были в основном предсказуемыми. Препятствием для приближения мест базирования авиации к объектам поражения была морская акватория, отделявшая завоеванные фашистами земли от непокоренной Великобритании. Условия бомбардировок Москвы находились в тесной зависимости от результатов общего наступления. Первоначально немецкая авиация действовала с аэродромов Кенигсберга, Бобруйска, Барановичей, Радома. Позже — с аэродромов Смоленского аэроузла. Чем ближе фашистская армия подходила к столице СССР, тем лучшие условия создавались для бомбардировок. И наоборот, когда Красная армия перешла в наступление, аэродромная сеть люфтваффе удалялась от Москвы. Войскам ПВО надо было постоянно приспосабливаться к этим изменениям в группировке противника.

Это действия немецкой авиации. Теперь поговорим непосредственно об организации ПВО. Общими чертами были сами подходы к ее организации. С началом войны ПВО г. Москвы осуществлялась 1-м корпусом ПВО и 6-м истребительным авиационным корпусом ПВО. ПВО Лондона осуществлялась крупными войсковыми формированиями — истребительными авиационным группами, зенитно-артиллерийскими дивизиями, прожекторными бригадами, королевским корпусом наблюдателей, группами отрядов заграждения.

Истребители и зенитная артиллерия при обороне обеих столиц действовали в разных зонах. В основу организации ПВО Москвы (рис. 1 ) были положены принципы: территориальности, эшелонированности, кругового построения с усилением на западном и южном направлениях. По своему характеру противовоздушная оборона столицы СССР была общевойсковой, то есть разнородной. Пространство обороны Москвы было разделено на шесть секторов действий ЗА. Истребители действовали на дальних подступах к Москве .

ПВО Лондона также строилась на принципах комплексного использования всех сил и средств ПВО, на их тесном взаимодействии, эшелонирования в глубину при централизованном управлении. Она также была круговой с неравномерным распределением усилий. Наибольшее внимание уделялось южному и юго-восточному направлениям. Пространство обороны Лондона также делилось на сектора. Но различий в организации ПВО двух городов было больше.

Во-первых, Великобритания имела богатый опыт организации ПВО Лондона, накопленный в Первую мировую войну, и многие ее черты перенесла на Вторую мировую. Москва ранее не нуждалась в подобной защите от воздушного нападения, поэтому соответствующего опыта не накопила.

Во-вторых, к началу Второй мировой войны войска ПВО Великобритании уже представляли собой самостоятельный вид вооруженных сил с четко выраженной стратегической задачей — обороной Британских островов от ударов авиации противника. В СССР такой вид вооруженных сил формировался уже в ходе военных действий.

В-третьих, Британия опережала Россию технически, что отразилось на некоторых видах военной техники. В частности, отмечался больший процент современных истребителей «Харрикейн» и «Спитфаер» в общей численности самолетов. В Красной армии современных Миг-3 было еще очень мало. В британских войсках ПВО было больше зенитных орудий малого калибра, современных приборов ПУАЗО, а главное — радиолокационных станций, чего так недоставало нашим войскам.

В-четвертых, британским вооруженным силам при- шлось, по сути, организовывать две системы ПВО Лондона: противосамолетную, о ней было сказано выше, и противоракетную, создавать которую пришлось с началом применения совершенно нового оружия вермахта — ракет Фау-1 и Фау-2.

В-шестых, при обороне Лондона было реализовано уникальное техническое решение — построены так называемые форты ПВО (рис. 4 ). Они были построены прямо в акватории моря — на наиболее опасном направлении действий воздушного противника. Каждый форт представлял собой единый комплекс, в котором центральная башня управления оснащалась радиолокатором и была окружена пятью боевыми — артиллерийскими, расположенными вокруг нее. Одна башня оснащалась мощным прожектором. Баш- ни соединялись мостиками между собой.

Сравнение результатов.

Интерес представляет сравнение результатов действий двух систем ПВО — Лондона и Москвы. Сначала о Москве. За период с 22 июня по 31 декабря 1941г. немецкая авиация совершила 122 налета на Москву, из них 90 налетов но- чью. В налетах участвовало более 8300 самолетов. К сто- лице прорвалось 229 самолетов (всего 2,7%). С января по апрель 1942 г. включительно противник совершил только 11 налетов, после чего нале- ты на Москву прекратились.

За весь период ПВО Москвы и Московского промышленного района части ПВО уничтожили 1305 самолетов противника (60% из них - бомбардировщики), 450 танков, до 250 артиллерийских батарей, до 5000 автомашин и более 50 000 военнослужащих вермахта. В ходе налетов немецкой авиации на Москву потери населения города составили 1356 человек убитыми. При этих налетах было разрушено 2 предприятия и 167 домов. В целом жизнедеятельность населения города и работа предприятий продолжали функционировать в режиме военного времени. Москва оказалась надежно защищена. Теперь о Лондоне. По данным английских историков, воздушное наступление против Англии в 1940 — 1941 гг. обошлось Германии в 1733 уничтоженных самолета. Интенсивность бомбардировок с средины 1941 года резко уменьшилась, а с 1944 года немцы возобновили удары, но уже ракетами ФАУ-1 и Фау-2.

Количество ФАУ-1, обнаруженных системой ПВО, — 763. Уничтожено 493 ракеты. Баллистические Фау-2 оказались неуязвимыми для оружия ПВО того времени. Впрочем, они были и весьма неточными ракетами.

В результате налетов немецкой авиации в Англии было разрушено более миллиона жилых домов, убиты около 40 тыс. и ранены 46 тыс. человек, в основном это было мирное население. Однако главная цель наступления — подавить английскую истребительную авиацию, сломить дух английского народа — достигнута не была. Немецкой авиации также не удалось нанести и серьезного ущерба промышленности. Английские ВВС потеряли 915 самолетов. Таким образом, по показателю ущерба противнику более эффективной была ПВО Лондона. По показателю сохранения объекта — ПВО Москвы.

Но справедливости ради следует признать, что объективное сравнение организации ПВО двух столиц невозможно ввиду принципиально разных условий ведения войны. Стратегический расчет гитлеровского командования — сломить сопротивление Англии и Советского Союза посредством уничтожения с воздуха их главных городов — оказался несостоятельным. И это главный вывод проведенного авторами анализа.

ЛИТЕРАТУРА:

1. 100-летие противовоздушной обороны России. Т. 2. — М.: Русские витязи, 2014. — 632 с.

2. Ашурбейли И.Р., Волков С.А. История вооруженной борьбы в воздушном пространстве в ХХ веке. — М., 2014. — 446 с.

3. Войска противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне. Т. I. М.: Воениздат, 1954.

4. Д. Ричарде, X. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне 1939— 1945 гг. М., Воениздат, 1963. С 115.

5. Изотов В.И. Противовоздушная оборона Англии и фашистской Германии во Второй мировой войне. М.: ВАГШ, 1962.

Понимая всё возрастающую роль авиации в современной войне, руководство РККА было озабоченно созданием современных средств ПВО.
Царское наследство в виде: 76-мм зенитных пушек Лендера, немногочисленных 40-мм автоматов Виккерса и полукустарных установок пулемёта Максим, не удовлетворяло современным требованиям.

Первая советская зенитная установка была сконструирована М.Н. Кондаковым под пулемёт системы Максим обр. 1910 г. Она была выполнена в виде треноги и соединена с пулемётом с помощью вертлюга. Обладая простотой и надёжностью, установка обр. 1928г. обеспечивала круговой обстрел и большие углы возвышения.

К ней был принят кольцевой прицел, предназначенный для стрельбы по самолетам, движущимся со скоростью до 320 км/ч на дальности до 1500 м. В дальнейшем с увеличением скорости полётов, прицел неоднократно модернизировался.

В ПКБ Тульского оружейного завода в 1930 г. была спроектирована спаренная зенитная установка, которая получилась гораздо более массивной. Была сохранена возможность вести огонь из каждого пулемёта отдельно, что снижало расход патронов при пристрелке.

Она так же поступила на вооружение, хотя по ряду причин большого распространения не получила.

В связи с необходимостью оснащения войск ПВО более мощными установками способными обеспечить массированный огонь, известным оружейником Н.Ф. Токаревым была создана счетверённая зенитная установка пулемёта Максим обр. 1931г.

Она обладала высокой скорострельностью, хорошей манёвренностью, постоянной боеготовностью. Стрельба по воздушным целям из неё велась при помощи тех же прицелов, что в одиночных и спаренных установках.

Благодаря наличию жидкостной системы охлаждения и большой ёмкости лент, она являлась для своего времени эффективным средством борьбы с низколетящими самолётами. Обладала высокой боевой скорострельностью и плотностью огня.

Хорошую боевую эффективность установки, впервые применённую в бою на Хасане, отметили иностранные военные наблюдатели, присутствовавшие в японской армии.

Счетверённая установка системы Токарева являлась первой комплексной зенитной установкой принятой на вооружение сухопутных войск.
Во время Великой Отечественной войны счетверённая зенитная установка успешно применялась для прикрытия войск, важных военных объектов и городов, неоднократно с большой эффективностью использовалась для борьбы с живой силой противника.

После принятия на вооружение авиационного скорострельного пулемёта ШКАС, в 1936г. начался серийный выпуск спаренной зенитной установки. Однако на земле ШКАС не прижился. Для этого пулемёта требовались патроны специального выпуска, использование обычных пехотных боеприпасов вело к большому количеству задержек в стрельбе. Пулемёт оказался мало приспособлен для службы на земле: сложен по конструкции и чувствителен к загрязнению.

Большая часть имеющихся зенитных установок с пулемётами ШКАС использовалась для ПВО аэродромов, где имелись к ним кондиционные боеприпасы и квалифицированное обслуживание.

В начальный период войны, для укрепления ПВО и компенсации понесённых потерь, было решено использовать имеющиеся на складах авиационные пулемёты ПВ-1, ДА и ДА-2.

При этом было решено идти по пути максимального упрощения, без существенного снижения боевой эффективности.

На базе ПВ-1 Н.Ф.Токаревым в августе 1941г. была создана строенная ЗПУ. В 1941-42г. было изготовлено 626 таких установок.

Значительная часть их использовалась при обороне Сталинграда.

Спаренные и одиночные авиационные пулемёты ДА конструкции В.А.Дегтярёва монтировались на простейший вертлюг.

Часто это происходило в войсковых мастерских, в полевых условиях. Несмотря на относительно низкий темп стрельбы и дисковый магазин вместимостью всего 63 патрона, эти установки сыграли свою роль в начальный период войны.

В ходе войны в связи с повышением живучести самолётов, значение установок винтовочного калибра в борьбе с авиацией противника заметно падает, и они уступают первенство крупнокалиберному пулемёту ДШК, хотя и продолжают играть определённую роль.

26 февраля 1939г. постановлением Комитета Обороны на вооружение принимается 12.7-мм. станковый пулемёт ДШК (Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный) на универсальном станке Колесникова. Для стрельбы по воздушным целям пулемёт был снабжен специальными зенитными прицелами. Первые пулемёты поступили в войска в 1940г. Но к началу войны в войсках их было ещё очень мало.

ДШК стал мощным средством борьбы с вражеской авиацией, обладая высокой бронепробиваемостью он значительно превосходил ЗПУ калибра 7,62-мм. по дальности и высотности эффективного огня. Благодаря положительным качествам пулемётов ДШК количество их в армии постоянно росло.

В ходе войны были спроектированы и выпускались спаренные и строенные установки ДШК.

Кроме отечественных пулемётов для зенитной стрельбы использовались поставляемые по Ленд-лизу: 7,62-мм «Браунинг» М1919А4 и крупнокалиберные 12,7-мм. «Браунинг» М2, а также трофейные MG-34 и MG-42.

Особенно в войсках ценились мощные счетверённые 12.7-мм. установки М17 американского производства, смонтированные на шасси полугусеничного бронетранспортёра М3.

Эти САУ показали себя очень эффективным средством защиты танковых частей и соединений на марше от воздушного нападения.
Кроме того, M17 успешно использовались о время боев в городах, ведя плотный огонь по верхним этажам зданий.

Довоенная промышленность СССР не смогла в полной мере оснастить войска необходимым зенитным вооружением, противовоздушная оборона СССР на 22.06.1941 года была укомплектована зенитными пулеметными установками всего на 61%.

Не менее сложная ситуация была с крупнокалиберными пулемётами.1января 1942г. в действующей армии их было всего-720 шт. Однако с переходом на военные рельсы промышленность во всё возрастающих объемах войска насыщаются вооружением.

Через полгода в армии уже -1947 шт. ДШК, а к 1 января 1944 г.-8442 шт. За два года количество увеличилось почти в 12 раз.

Значение пулеметного огня в войсковой ПВО и ПВО страны сохранялось на протяжении всей войны. Из 3837 самолетов противника, сбитых войсками фронтов с 22 июня 1941 г. по 22 июня 1942 г., 295 приходились на зенитные пулеметные установки, 268 - на ружейно-пулеметный огонь войск. С июня 1942 г. в штат армейского зенитно-артиллерийского полка входила рота ДШК, имевшая 8 пулеметов, а с февраля 1943 г. - 16 пулеметов.

Формировавшиеся с ноября 1942 г. зенитные артиллерийские дивизии (зенад) РВГК имели по одной такой же роте в каждом полку малокалиберной зенитной артиллерии. Достаточно характерен резкий рост количества крупнокалиберных пулеметов в войсках в 1943-1944 гг. Только при подготовке к Курской битве на фронты было направлено 520 12,7-мм пулеметов. Правда, с весны 1943 г. количество ДШК в зенад уменьшалось с 80 до 52 при одновременном увеличении числа орудий с 48 до 64, а согласно обновленному весной 1944 г. штату, зенад имела 88 зенитных орудий и 48 пулеметов ДШК. Но при этом приказом Наркома обороны от 31 марта 1943 г. с 5 апреля в штат танковых и механизированных корпусов вводился зенитно-артиллерийский полк (16 зенитных орудий калибра 37 мм и 16 крупнокалиберных пулеметов, такой же полк ввели и в состав кавалерийского корпуса), в штат танковых, механизированных и моторизованных бригад - зенитно-пулеметная рота с 9 крупнокалиберными пулеметами. В начале 1944 г. зенитно-пулеметные роты по 18 ДШК ввели в штат некоторых стрелковых дивизий.

Пулеметы ДШК обычно использовали повзводно. Так, зенитно -пулеметная рота дивизии обычно четырьмя взводами (12 пулеметов) прикрывала район огневых позиций артиллерии, двумя взводами (6 пулеметов) - командный пункт дивизии.

Зенитные пулеметы вводили и в состав зенитных батарей среднего калибра для прикрытия их от атак противника с малых высот. Пулеметчики нередко успешно взаимодействовали и с истребителями ПВО - отсекая огнем истребители противника, они обеспечивали своим летчикам уход от преследования. Зенитные пулеметы располагали обычно не далее 300- 500 м от переднего края обороны. Они прикрывали передовые подразделения, пункты управления, прифронтовые железнодорожные и автомобильные дороги.

Весьма сложной к началу войны была ситуация с зенитной артиллерией.

По состоянию на 22 июня 1941 г. имелось:
-1370 шт. 37-мм. автоматические зенитные пушки обр.1939 г.(61-К)
-805 шт. 76-мм. полевые пушки обр.1900 г. на зенитных установках системы Иванова
-539 шт. 76-мм. зенитные пушки обр. 1914/15 г. системы Лендера
-19 шт. 76-мм. зенитные пушки обр. 1915/28 г.
-3821 шт.76-мм. зенитные пушки обр. 1931 г.(3-К)
-750 шт.76-мм. зенитные пушки обр. 1938 г.
-2630 шт. 85-мм. обр. 1939 г.(52-К)

Значительная часть из них были безнадёжно устаревшими системами, со слабой баллистикой, не имеющими Приборов Управления Зенитным Огнём (ПУАЗО).

Остановимся на орудиях, которые имели реальную боевую ценность.

37-мм. автоматическая зенитная пушка обр.1939 г. была единственным малокалиберным автоматом, принятым на вооружение до войны, она создана на основе шведской 40-мм пушки Bofors.

37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года представляет собою одноствольное малокалиберное автоматическое зенитное орудие на четырёхстанинном лафете с неотделяемым четырёхколёсным ходом.

Автоматика пушки основана на использовании силы отдачи по схеме с коротким откатом ствола. Все действия, необходимые для производства выстрела (открывание затвора после выстрела с экстрагированием гильзы, взведение ударника, подача патронов в патронник, закрывание затвора и спуск ударника) производятся автоматически. Вручную осуществляется прицеливание, наведение орудия и подача обойм с патронами в магазин.

Согласно руководству службы орудия, главной его задачей признавалась борьба с воздушными целями на дальностях до 4 км и на высотах до 3 км. В случае необходимости пушка может быть успешно использована и для стрельбы по наземным целям, в том числе по танкам и бронемашинам

В ходе боёв 1941 года, зенитные орудия понесли значительные потери - до 1 сентября 1941 года было потеряно 841 орудие, а всего за 1941 год - 1204 пушки. Огромные потери с трудом восполнялись производством - на 1 января 1942 года в наличии имелось около 1600 37-мм зенитных пушек. На 1 января 1945 года имелось около 19 800 орудий. Однако в это количество вошли 40-мм. пушки Bofors поставляемые по ленд-лизу.

61-К в течение Великой Отечественной войны являлись основным средством противовоздушной обороны советских войск в прифронтовой полосе.

Незадолго до войны была создана 25-мм автоматическая зенитная пушка образца 1940 года (72-К), позаимствовавшая ряд конструктивных решений от 37-мм. 61-К. Но к началу боевых действий в войска она не попала.

Зенитные автоматы 72-К предназначались для противовоздушной обороны уровня стрелкового полка и в РККА занимали промежуточное положение между крупнокалиберными зенитными пулемётами ДШК и более мощными 37-мм зенитными пушками 61-К. Однако применение обойменного заряжания для зенитного автомата малого калибра сильно снижало практическую скорострельность.

Из-за трудностей с освоением их серийного производства в значительном числе 25-мм зенитные пушки появились в Красной Армии только во второй половине войны. Зенитные автоматы 72-К и спаренные установки 94-КМ на их базе с успехом применялись против низколетящих и пикирующих целей. По количеству выпушенных экземпляров они сильно уступили 37-мм. автоматам.

Самая многочисленная на момент начала войны 76-мм. зенитная пушка обр. 1931 г. (3-К) была создана на базе германской 7,5-см зенитной 7,5 cm Flak L/59 фирмы «Рейнметалл» в рамках военного сотрудничества с Германией. Оригинальные образцы, изготовленные в Германии, в феврале-апреле 1932 года прошли испытания на Научно-исследовательском зенитном полигоне. В том же году пушка была принята на вооружение под названием «76-мм зенитная пушка обр. 1931 г.».

Для неё был разработан новый снаряд, с бутылочной формой гильзы, который использовался только в зенитных орудиях.

76-мм зенитная пушка обр. 1931 года является полуавтоматической пушкой, так как открывание затвора, экстрактирование стреляных гильз и закрывание затвора во время стрельбы производятся автоматически, а подача патронов в патронник и выстрел производятся вручную. Наличие механизмов полуавтоматики обеспечивает высокую боевую скорострельности пушки – до 20 выстрелов в минуту. Подъемный механизм позволяет вести огонь в диапазоне углов вертикальной наводки от -3° до +82°. В горизонтальной плоскости стрельба может вестись в любом направлении.

Пушка обр. 1931 года была вполне современным орудием с хорошими баллистическими характеристиками. Ее лафет с четырьмя откидными станинами обеспечивал круговой обстрел, причем при весе снаряда 6,5 кг вертикальная дальность стрельбы составляла 9 км. Существенным недостатком пушки являлось то, что перевод ее из походного положения в боевое занимал относительно много времени (более 5 минут) и представлял собой довольно трудоемкую операцию.

Несколько десятков орудий было установлено на грузовики ЯГ-10. САУ получила индекс 29К.

В кузове грузового автомобиля ЯГ-10 с усиленным дном размешалась качающаяся часть 76,2-мм зенитной пушки обр. 1931 г. (3К) на штатной тумбе. Для увеличения устойчивости платформы при стрельбе орудийная тумба была опущена относительно платформы на 85 мм. Автомобиль дополнялся четырьмя откидными "лапами" – упорами "домкратного типа". Кузов был дополнен защитными броневыми щитками, которые в боевом положении откидывались горизонтально, увеличивая площадку обслуживания орудия. В передней части у кабины установлены два зарядных ящика с боеприпасами (2x24 патрона). На откидных бортах находились места для четырех номеров расчета "в походе".

На базе орудия 3-К была разработана 76-мм зенитная пушка образца 1938 года. Тоже самое орудие было установлено на новую, четырёхколёсную повозку. Что существенно сократило время развёртывания и увеличило скорость перевозки системы. В этом же году был разработан синхронно-следящий привод системы академика М. П. Костенко.

Однако рост скоростей и "потолка" самолетов, повышение их живучести потребовали увеличения досягаемости зенитных орудий по высоте и повышения мощности снаряда.

Спроектированное в Германии 76-мм. зенитное орудие имело повышенный запас прочности. Расчёты показали, что возможно увеличить калибр орудия до 85-мм.

Главное преимущество 85-мм зенитной пушки перед ее предшественницей - 76-мм зенитной пушкой образца 1938года - в увеличенной мощности снаряда, который создавал больший объем поражения в районе цели.

Из-за чрезвычайно сжатых сроков, отведенных на разработку новой системы, ведущий конструктор Г.Д.Дорохин принял решение наложить 85-мм ствол на платформу 76-мм зенитного орудия обр. 1938 года, использовав затвор и полуавтоматику этого орудия.

Для уменьшения отдачи был установлен дульный тормоз. После доводочных испытаний зенитное орудие запустили в массовое производство на упрощенном лафете (с четырехколесной повозкой) 76,2-мм зенитной пушки обр. 1938 г.

Таким образом, минимальными затратами и в сжатые сроки было создано качественно новое зенитное орудие.

В целях повышения точности стрельбы по воздушным целям, батареи 85-мм зенитных пушек комплектовались приборами управления артиллерийским зенитным огнем ПУАЗО-3, позволявшими решать задачу встречи и вырабатывать координаты упрежденной точки цели в пределах по дальности 700-12000 м, по высоте до 9600 м при величине базы до 2000 м. В ПУАЗО-3 использовалась электрическая синхронная передача вырабатываемых данных на орудия, что обеспечивало высокие темпы ведения огня и его точность, а также возможность стрельбы по маневрирующим целям.

85-мм. зенитное орудие 52-К стало самым совершенным советским зенитным орудием среднего калибра времён войны. В 1943г. в целях повышения служебно-эксплуатационных характеристик и снижения стоимости производства, оно было модернизировано.

Очень часто советские зенитные орудия среднего калибра применялись для стрельбы по наземным целям, особенно в противотанковой обороне. Зенитки порой становились единственным заслоном на пути немецких танков.

Средства противовоздушной обороны сыграли очень важную роль в Великой Отечественной войне. По официальным данным, в ходе войны наземными средствами ПВО сухопутных войск было сбито 21 645 самолётов, в том числе зенитными пушками калибра 76 мм и более - 4047 самолётов, зенитными автоматами - 14 657 самолётов, зенитными пулемётами - 2401 самолёт, ружейно-пулемётным огнём - 540 самолётов

Но нельзя не отметить ряд промахов в создании средств ПВО.
Кроме явно не удовлетворительного количественного насыщения войск зенитным вооружением, были серьёзные недостатки при проектировании и создании новых образцов.

В 1930 году СССР и немецкая фирма «Рейнметалл» в лице подставного ООО «БЮТАСТ» заключили договор на поставку ряда образцов артиллерийского вооружения, в том числе и автоматических зенитных пушек. Согласно условиям договора, фирмой «Рейнметалл» в СССР были поставлены два образца 20-мм автоматической зенитной пушки и полная конструкторская документация на это орудие. Оно было принято в Советском Союзе на вооружение под официальным названием «20-мм автоматическая зенитная и противотанковая пушка обр. 1930 г.». Однако, в СССР по производственным причинам, их так и не смогли довести до приемлемого уровня надёжности. В Германии этот автомат получивший обозначение 2 cm Flugabwehrkanone 30 был принят на вооружение и массово применялось до самого конца войны.

В конце 1937 года на заводе им. Калинина был изготовлен первый опытный образец 45-мм автоматической зенитной пушки, получившей заводской индекс ЗИК-45, позднее изменённый на 49-К. После доработок оно успешно прошло испытания, однако военное руководство недальновидно посчитало, что 45-мм. снаряд имеет избыточную мощность, и конструкторам предложили разработать аналогичную 37-мм. зенитку.
Конструктивно 49-К и 61-К почти не отличались, имели близкую стоимость (60 тыс. рублей против 55 тыс. рублей), но при этом досягаемость и разрушительное действие 45-мм снарядов существенно выше.

Вместо не слишком удачного 25-мм. автомата 72-К имевшего ручное обойменное заряжание, что ограничивало темп стрельбы, для нужд ПВО полкового звена больше подошла бы 23-мм авиационная пушка конструкции Волкова-Ярцева (ВЯ), имеющая ленточное питание и высокую скорострельность. Во время войны ВЯ устанавливались на штурмовики Ил-2, где отлично себя зарекомендовали. Только во флоте, для вооружения торпедных катеров, использовалось некоторое количество спаренных 23-мм. зенитных автоматов.
Лишь в после войны, под патрон пушки ВЯ были созданы спаренные зенитные автоматы ЗУ-23 и ЗСУ «Шилка».

Также была упущена возможность создания во время войны высокоэффективного зенитного средства под 14,5-мм. патрон ПТР. Это было сделано только после окончания военных действий в Крупнокалиберном Пулемёте Владимирова (КПВ), который состоит на вооружении до сих пор.

Реализация всех этих упущенных возможностей значительно бы повысило потенциал войск противовоздушной обороны РККА и ускорило победу.

По материалам:
Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии.
Иванов А.А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне.
http://www.soslugivci-odnopolhane.ru/orugie/5-orugie/94-zenitki.html
http://www.tehnikapobedy.ru/76mm38hist.htm
http://alexandrkandry.narod.ru/html/weapon/sovet/artelery/z/72k.html

После поражения в Первой мировой войне, Версальским договором Германии было запрещено иметь зенитную артиллерию вообще, а имевшиеся зенитные орудия подлежали уничтожению. Поэтому с конца 20-х годов до 1933 г. немецкие конструкторы работали над зенитными орудиями тайно как в Германии, так и в Швеции, Голландии и других странах. В начале 30-х годов в Германии создаются и зенитные части, которые в целях конспирации до 1935 г. носили название «железнодорожные батальоны». По той же причине все новые полевые и зенитные пушки, спроектированные в Германии в 1928-1933 гг., носили название «обр. 18». Таким образом, в случае запросов правительств Англии и Франции немцы могли ответить, что это не новые орудия, а старые, созданные еще в 1918 г. во время первой мировой войны.

В начале 30-х годов, в связи с бурным развитием авиации, увеличением скорости и дальности полёта, созданием цельнометаллических самолётов и применением авиационной брони, остро встал вопрос прикрытия войск от штурмовой авиации.
Имеющиеся зенитные орудия созданные в годы Первой мировой мало соответствовали современным требованиям по скорострельности и скорости наводки, а зенитные пулемёты винтовочного калибра не удовлетворяли по дальности и могуществу действия.

В этих условиях востребованными оказались малокалиберные зенитные автоматы (МЗА), калибра 20-50-мм. Имеющие хорошие показатели скорострельности, дальности эффективного огня и поражающего действия снаряда.

Зенитный автомат 2,0 cm FlaK 30 (нем. 2,0 cm Flugzeugabwehrkanone 30 — 20-мм зенитная пушка образца 1930 года). Разработана фирмой "Рейнметалл” в 1930 году. В Вермахт пушки стали поступать с 1934 г. Кроме того, 20-мм Flak 30 фирма "Рейнметалл” экспортировала в Голландию и Китай.

Достоинствами 2-см автомата Flak 30 были простота устройства, возможность быстрой разборки и сборки, и сравнительно малый вес.

28 августа 1930 г. с германской фирмой БЮТАСТ (подставной конторой фирмы "Рейнметалл”) было подписано соглашение о поставке в СССР среди других орудий 20-мм зенитной автоматической пушки. Фирма "Рейнметалл” поставило всю документацию на 20-мм зенитную пушку, два образца пушки и одну запасную качающуюся часть.
После испытания 20-мм пушка фирмы "Рейнметалл” была принята на вооружение под названием 20-мм автоматическая зенитная и противотанковая пушка обр.1930 г. Производство 20-мм пушки обр.1930 г. Было передано заводу №8 (г.Подлипки Московской области), где ей присвоили индекс 2К. Серийное производство пушек было начато заводом №8 в 1932 г. Однако качество выпускаемых автоматов оказалось крайне низким. Военная приёмка отказывалась принимать зенитки. В итоге бракоделы с завода им.Калинина (№8) не сумели справиться с производством пушки.

По результатам боевого применения 20-мм Flak 30 в Испании фирма "Маузер” провела ее модернизацию. Модернизированный образец получил название 2,0 см Flak 38 . Новая установка имела ту же баллистику и боеприпасы.

Все изменения в устройстве были направлены на увеличение темпа стрельбы, который возрос с 245 выстр/мин до 420-480 выстр/мин. Имела досягаемость по высоте: 2200-3700 м, дальность стрельбы: до 4800 м. Масса в боевом положении: 450 кг, масса в походном положении: 770 кг.
Легкие автоматические пушки Flak-30 и Flak-38 имели в принципе одинаковую конструкцию. Обе пушки устанавливались на легком колесном лафете, обеспечивающем в боевом положении круговой обстрел с наибольшим углом возвышения 90°.

Принцип действия механизмов автомата обр.38 остался прежним - использование силы отдачи при коротком ходе ствола. Увеличение темпа стрельбы было достигнуто за счет уменьшения веса подвижных частей и увеличения их скоростей движения, в связи с чем были введены специальные буферы-амортизаторы. Кроме того, введение копирного пространственного ускорителя позволило совместить отпирание затвора с передачей ему кинетической энергии.
Автоматические построительные прицелы этих пушек вырабатывали вертикальные и боковые упреждения и позволяли наводить орудия непосредственно в цель. Входные данные в прицелы вводились вручную и определялись на глаз, кроме дальности, которая измерялась стереодальномером.

Изменения в лафеты были минимальные, в частности была введена вторая скорость в ручных приводах наведения.
Существовала специальная разбирающаяся «вьючная» версия для горных армейских частей. В данном варианте орудие Flak 38 осталось прежним, однако использовался маленький и, соответственно, более легкий лафет. Пушка называлась 2-см горной зениткой Gebirgeflak 38 и являлась орудием, предназначенным для поражения как воздушных, так и наземных целей.
В войска 20-мм Flak 38 начала поступать во второй половине 1940 г.

Зенитные пушки Flak-30 и Flak-38 были весьма широко используемым средством ПВО Вермахта, Люфтваффе и войск СС. Рота таких пушек (12 штук) входила в состав противотанкового дивизиона всех пехотных дивизий, такая же рота являлась составной частью каждого моторизованного зенитного дивизиона РГК, придававшегося танковым и моторизованным дивизиям.

Кроме буксируемых, было создано большое количество самоходных пушек. В качестве шасси использовались грузовики, танки, различные тягачи и бронетранспортёры.
Кроме прямого назначения, к концу войны они все больше использовались для борьбы с живой силой и лёгкой бронетехникой противника.

О масштабах использования пушек Flak-30/38 говорит тот факт, что в мае 1944 г. сухопутные войска располагали 6 355 пушками этого типа, а обеспечивающие ПВО Германии части люфтваффе - более чем 20000 пушками калибра 20-мм.

Для увеличения плотности огня на базе Flak-38 была разработана счетверённая установка 2-cm Flakvierling 38 . Эффективность зенитной установки оказалась весьма высокой.

Хотя немцы в течении всей войны постоянно испытывали нехватку этих зенитных установок. Флаквирлинг 38 находили применение в армии Германии, в противовоздушных частях люфтваффе и в немецком ВМФ.

Для повышения мобильности, на их базе было создано немало различных зенитных самоходок.

Существовала версия, предназначавшаяся для установки на бронепоездах. Разрабатывалась установка, огнем которой предполагалось управлять с применением радара.

Кроме Flak-30 и Flak-38 в ПВО Германии, в меньших количествах применялся 20-мм автомат 2 cm Flak 28 .
Это зенитное орудие ведёт свою родословную от германской «пушки Беккера», которая была разработана ещё в Первую мировую. Фирма «Эрликон», названная так по месту расположения — пригороду Цюриха, приобрела все права на разработку пушки.
К 1927 году фирма «Эрликон» разработала и поставил на конвейер модель, названную Эрликон S (тремя годами позже ставшую просто 1S). По сравнению с первоначальной моделью, она созданна под более мощный патрон 20×110 мм и характеризовалась более высокой начальной скоростью снаряда в 830 м/с.

В Германии орудие получило широкое применение в качестве средства противовоздушной обороны кораблей, однако существовали и полевые варианты пушки, широко применявшиеся в Вермахте и зенитных войсках Люфтваффе, под обозначением - 2 cm Flak 28 и 2 cm VKPL vz. 36 .

В период с 1940 по 1944 годы объём сделок головной компании Werkzeugmaschinenfabrik Oerlikon (WO) только с державами оси — Германией, Италией и Румынией — составил 543,4 млн шв. франков, и включали поставки 7013 20-мм пушек, 14,76 млн. штук патронов к ним, 12 520 запасных стволов и 40 тыс. патронных ящиков (вот такой швейцарский ”нейтралитет”!).
Несколько сотен этих зенитных автоматов было захвачено в Чехословакии, Бельгии и Норвегии.

В СССР слово “Эрликон”, стало именем нарицательным для всей малокалиберной зенитной артиллерии периода Второй мировой войны.

При всех своих достоинствах, 20-мм зенитные автоматы оказались неспособны гарантировать 100% пробитие бронирования штурмовиков Ил-2.
Для исправления этой ситуации в 1943 году, фирмой «Маузер», путем наложения 3-см авиационной пушки МК-103 на лафет 2-см автоматической зенитной пушки Flak 38, была создана зенитная установка Flak 103/38. Пушка имела двухстороннее ленточное питание.Действие механизмов автомата было основано на смешанном принципе: отпирание канала ствола и взведение затвора осуществлялось за счет энергии пороховых газов, отводимых через боковой канал в стволе, а работа механизмов подачи производилась за счет энергии откатывающегося ствола.

В серийное производство Flak 103/ 38 запущена в 1944 году. Всего произведено 371 орудие.
Кроме одноствольных в небольшом числе были выпущены спаренные и счетверенные 30-мм установки.

В 1942―1943 гг. предприятие «Ваффен-Верке» в Брюне на базе 3-см авиационной пушки MK 103 создало зенитную автоматическую пушку MK 303 Br . От пушки Flak 103/38 ее отличала лучшая баллистика. Для снаряда весом 320 г начальная скорость его у MK 303 Br составляла 1080 м/с против 900 м/с у Flak 103/38. Для снаряда весом 440 г эти величины составляли 1000 м/с и 800 м/с соответственно.

Автоматика работала как за счет энергии газов, отводимых из канала ствола, так и за счет отдачи ствола при его коротком ходе. Затвор — клиновой. Досылка патронов производилась досылателем на всем пути движения патрона в камору. Дульный тормоз имел эффективность 30 %.
Производство пушек MK 303 Br началось в октябре 1944 г. Всего до конца года было сдано 32 пушки, а в 1945 г. — еще 190.

30-мм установки были значительно эффективней 20-мм, однако развернуть широкомасштабное производство этих зенитных автоматов немцы не успели.

В нарушение «Версальских» соглашений, фирмой «Рейнметалл» в конце 20-х начались работы по созданию 3,7-см автоматической зенитной пушки.
Автоматика пушки работала за счет энергии отдачи при коротком ходе ствола. Стрельба велась с тумбового лафета, опиравшегося с помощью крестообразного основания на грунт. В походном положении орудие устанавливалось на четырехколесную повозку.

37-мм зенитная пушка предназначалась для борьбы летящими на небольших высотах (1500-3000 метров) самолётами и для борьбы с наземными бронированными целями.

3,7-см пушка фирмы «Рейнметалл» вместе с 2-см автоматической пушкой в 1930 г. были проданы конторой БЮТАСТ Советскому Союзу. Фактически были поставлены только полная технологическая документация и комплект полуфабрикатов, сами же пушки не поставлялись.
В СССР пушка получила наименование «37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1930 г.». Иногда ее называли 37-мм пушкой «Н» (немецкой). Производство пушки было начато в 1931 г. на заводе № 8, где пушка получила индекс 4К. В 1931 г. были предъявлены 3 пушки. На 1932 г. план составлял 25 пушек, завод предъявил 3, но военная приемка не приняла ни одной. В конце 1932 г. систему пришлось снять с производства. В РККА не попало ни одной 37-мм пушки обр. 1930 г.

3,7-см автоматическая пушка фирмы «Рейнметалл» поступила на вооружение в 1935 г. под названием 3,7 cm Flak 18 . Одним из существенных недостатков была четырехколесная повозка. Она оказалась тяжелой и неповоротливой, поэтому на смену ей был разработан новый четырех станинный лафет с отделяющимся двухколесным ходом.
3,7-см зенитная автоматическая пушка с новым двухколесным лафетом и рядом изменений в устройстве автомата получила название 3,7 cm Flak 36 .

Существовал еще один вариант, 3.7-cm Flak 37 , отличавшийся только сложным, управлявшимся прицелом со счётно-решающим устройством и упреждающей системой.

Кроме штатных лафетов обр. 1936 г., 3,7-см автоматы Flak 18 и Flak 36 устанавливались на железнодорожных платформах и различных грузовиках и бронетранспортёрах, так же на танковые шасси.

Производство Flak 36 и 37 велось до самого конца войны на трёх заводах (один из них находился в Чехословакии). К концу войны в люфтваффе и вермахте имелось около 4000 37-мм зениток.

Уже в ходе войны на базе 3,7 cm Flak 36 фирма «Рейнметалл» разработала новый 3,7-см автомат Flak 43 .

Автомат обр. 43 имел принципиально новую схему автоматики, когда часть операций производилась за счет энергии отводимых газов, а часть — за счет откатывающихся частей. Магазин Flak 43 вмещал 8 патронов, а у Flak 36 он был рассчитан на 6 патронов.

3,7-см автоматы обр. 43 устанавливались как на одиночных, так и на двухорудийных установках.

Во время Второй мировой войны существовал «трудный» для зенитных орудий уровень высот от 1500 м до 3000. Здесь самолеты оказывались мало досягаемыми для легких зениток, а для пушек тяжелой противовоздушной артиллерии эта высота была слишком мала. В целях разрешения проблемы казалось естественным создать зенитки некоего промежуточного калибра.

Немецкие конструкторы фирмы «Рейнметалл» предложили военным пушку, известную под индексом 5-cm Flak 41.

Действие автоматики основано на смешанном принципе. Отпирание канала ствола, экстракция гильзы, отбрасывание затвора назад и сжатие пружины накатника затвора происходили за счет энергии пороховых газов, отводимых через боковой канал в стволе. А подача патронов осуществлялась за счет энергии откатывающегося ствола. Кроме того, в автоматике использовался частичный фиксированный выкат ствола.
Канал ствола запирался клиновым продольно скользящим затвором. Питание автомата патронами боковое, по горизонтальному столу подачи с помощью обоймы на 5 патронов.
В походном положении установка перевозилась на четырехколесной повозке. В боевом положении оба хода откатывались.

Первый экземпляр появился в 1936 г. Процесс доработки шел весьма неспешно, в результате орудие было запущено в серийное производство лишь в 1940 году.
Всего было выпущено 60 зениток данной марки. Как только первые из них поступили в действующую армию в 1941 г., выявились крупные недостатки (как будто их не было на полигоне).
Основной проблемой являлись боеприпасы, которые были мало приспособлены для использования в зенитном орудии.

Несмотря на относительно большой калибр, 50-мм снарядам не хватало мощности. Кроме того вспышки выстрелов ослепляли наводчика, причем даже в ясный солнечный день. Лафет оказался слишком громоздким и неудобным в реальных боевых условиях. Механизм горизонтальной наводки был слишком слабым и работал медленно.

Flak 41 выпускался в двух версиях. Мобильная зенитка передвигалась на двухосном лафете. Стационарная пушка предназначалась для обороны стратегически важных объектов, таких, как Рурские дамбы. Несмотря на то, что орудие получилось, мягко говоря, неудачным, оно продолжало нести службу до конца войны. Правда, к тому времени их осталось всего 24 единицы.

Справедливости ради стоит сказать, что орудия такого калибра так и не были созданы ни в одной из воюющих стран.
Зенитная 57-мм С-60 была создана в СССР В.Г. Грабиным уже после войны.

Оценивая действия немецкой малокалиберной артиллерии, стоит отметить её исключительную эффективность. Зенитное прикрытие германских войск было значительно лучше советского, особенно это относится к начальному периоду войны.

Именно зенитный огонь погубил большую часть потерянных по боевым причинам Ил-2.
Сами же высокие потери Ил-2 следует объяснить, прежде всего, спецификой боевого применения этих штурмовиков. В отличие от бомбардировщиков и истребителей, они работали исключительно с малых высот - а значит, чаще и дольше, чем другие самолеты, находились в сфере действительного огня малокалиберной зенитной артиллерии немцев.
Чрезвычайная опасность, которую представляли для нашей авиации немецкие малокалиберные зенитки, была обусловлена, во-первых, совершенством материальной части этого оружия. Конструкция зенитных установок позволяла очень быстро маневрировать траекториями в вертикальной и горизонтальной плоскостях, каждое орудие было оснащено прибором управления артиллерийским зенитным огнем, который выдавал поправки на скорость и курс самолета; трассирующие снаряды облегчали корректировку огня. Наконец, немецкие зенитки обладали высокой скорострельностью; так, 37-мм установка Flak 36 выпускала 188 снарядов в минуту, а 20-мм Flak 38 - 480.
Во-вторых, насыщенность этими средствами войск и ПВО тыловых объектов у немцев была очень высокой. Количество стволов, прикрывавших объекты ударов Ил-2, непрерывно возрастало, и в начале 1945 г. по штурмовику, работающему в полосе немецкого укрепленного района, в секунду (!) могло выпускаться уже до 200—250 20- и 37-мм снарядов.
Очень небольшим было время реакции, с момента обнаружения, до открытия огня. Первый прицельный выстрел малокалиберная зенитная батарея была готова дать уже через 20 секунд после обнаружения советских самолетов; поправки на изменение курса Ил-2, угла их пикирования, скорости, дальности до цели немцы вводили в течение 2—3 секунд. Применявшаяся ими концентрация огня нескольких орудий по одной цели также увеличивала вероятность поражения

Гонка вооружений - это не атрибут нескольких последних десятилетий. Она началась давно и, к сожалению, продолжается в настоящее время. Вооружение государства - один из основных критериев его обороноспособности.

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века стремительно начало развиваться воздухоплавание. Осваивались воздушные шары, а чуть позже - дирижабли. Гениальное изобретение, как часто бывает, было поставлено на военные рельсы. Беспрепятственно попадать на территорию противника, распылять над позициями противника отравляющие вещества, забрасывать диверсантов в тыл врага - предел мечтаний военных деятелей того периода.

Очевидно, что для успешной обороны своих границ любое государство было заинтересовано в создании мощного оружия, способного поражать летающие цели. Именно такие предпосылки и обозначили необходимость в создании зенитной артиллерии - вида вооружения, способного ликвидировать воздушные объекты противника, не позволяя им проникнуть на свою территорию. Следовательно, неприятель лишался возможности нанести войскам серьезный урон с воздуха.

В статье, посвященной зенитной артиллерии, рассматривается классификация этого вооружения, основные вехи его развития и совершенствования. Описаны установки, состоявшие на вооружении Советского Союза и Вермахта в годы Великой Отечественной войны, их применение. Также рассказывается про разработку и испытания этого зенитного оружия, особенности его использования.

Возникновение артиллерии для борьбы с воздушными целями

Представляет интерес само название данного вида вооружения - зенитная артиллерия. Свое название данный вид артиллерии получил благодаря предполагаемой зоне поражения орудий - воздуху. Следовательно, угол обстрела таких орудий, как правило, составляет 360 градусов и позволяет вести огонь по целям, находящимся в небе над орудием - в зените.

Первые упоминания о данном виде вооружения относятся к концу девятнадцатого века. Причиной появления такого вооружения в российской армии была потенциальная угроза атаки с воздуха со стороны Германии, с которой у Российской империи постепенно обострялись отношения.

Не секрет, что Германией давно велись разработки летательных аппаратов, способных участвовать в боевых действиях. Фердинанд фон Цеппелин, немецкий изобретатель и конструктор, значительно преуспел в этом деле. Результатом плодотворной работы стало создание в 1900 году первого дирижабля - цеппелина LZ 1. И хоть данный аппарат еще был далек от совершенства, определенную угрозу он уже представлял.

Дабы иметь оружие, способное противостоять немецким аэростатам и дирижаблям (цеппелинам), Российская империя начала свои разработки и испытания. Таким образом, в 1891 первом году проходят первые испытания, посвященные стрельбе из имеющегося в стране оружия по крупным воздушным целям. В качестве мишеней для таких стрельб выступили обыкновенные воздушные баллоны, перемещаемые с помощью лошадиных сил. Несмотря на то что стрельбы имели определенный результат, все военное командование, задействованное в учении, было солидарно в том, что для эффективной противовоздушной обороны армии необходимо специальное зенитное орудие. Так начались разработки зенитной артиллерии в Российской империи.

Пушка образца 1914-1915 годов

Уже в 1901 году отечественные оружейники вынесли на обсуждение проект первой отечественной зенитной пушки. Тем не менее высшее военное руководство страны отвергло идею создания такого оружия, аргументируя свое решение отсутствием в нем крайней необходимости.

Однако в 1908 году идея зенитной пушки получила "второй шанс". Несколько талантливых конструкторов разработали техническое задание к будущему орудию, а реализовывать проект доверили конструкторской группе под руководством Франца Лендера.

В 1914 году проект был реализован, а в 1915-м подвергся модернизации. Причиной тому послужил закономерно возникший вопрос: как перемещать такое массивное орудие в нужное место?

Решение было найдено - оснастить пушкой кузов грузового автомобиля. Таким образом, к концу года появились первые экземпляры пушки, смонтированные на автомобиль. Колесной базой для перемещения пушки послужили российские грузовики "Руссо-Балт-Т" и американские "Уайты".

Так была создана первая отечественная зенитная пушка, получившая в народе название "Пушка Лендера" по фамилии ее создателя. Оружие неплохо зарекомендовало себя в сражениях Первой мировой войны. Очевидно, что с изобретением самолетов данное оружие постоянно утрачивало свою актуальность. Тем не менее последние образцы этого орудия были на вооружении до конца Великой Отечественной войны.

Применение противовоздушной артиллерии

Зенитные орудия использовались при ведении боевых действий для достижения не одной, а нескольких целей.

Во-первых, стрельба по воздушным объектам противника. Это то, ради чего и создавался этот вид вооружения.

Во-вторых, ведение заградительного огня - специального приема, используемого неожиданно при отражении атаки либо контратаки неприятеля. В таком случае орудийному расчету давались конкретные участки, которые должны были простреливаться. Такое применение также оказалось достаточно эффективным и наносило значительный урон личному составу и технике противника.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации зенитной артиллерии. Рассмотрим наиболее распространенные из них: классификацию по калибру и классификацию по способу размещения.

По типу калибров

Принято различать несколько типов зениток в зависимости от размера калибра ствола пушки. По такому принципу выделяют оружие мелкого калибра (так называемая малокалиберная зенитная артиллерия). Он варьируется от двадцати до шестидесяти миллиметров. А также среднего (от шестидесяти до ста миллиметров) и крупного (более ста миллиметров) калибров.

Для данной классификации характерен один закономерный принцип. Чем больше калибр пушки, тем она массивнее и тяжелее. Следовательно, крупнокалиберные пушки сложнее перемещать между объектами. Зачастую крупнокалиберные зенитки размещались на неподвижных объектах. Мелкокалиберная зенитная артиллерия, напротив, обладает наибольшей мобильностью. Такое орудие легко транспортируется при необходимости. Следует отметить, что зенитная артиллерия СССР так и не пополнилась крупнокалиберными пушками.

Многие орудия времен Великой Отечественной войны стоят в музеях, парках и скверах, посвященных Победе. Часть зениток до сих пор используется в горной местности как противолавинные орудия.

Особенности ПВО в годы 2 мировой

Существует множество факторов, влиявших на эффективность перехвата бомбардировщиков во времена 2 мировой. Мастерство телефониста или синоптика, а также специалистов, обслуживающих радиолокационную станцию и даже обслуживающих двигатель самолета командира эскадрильи, – все это может повлиять на эффективность противовоздушной обороны данного района.

Во время войны 1914–1918 годов положение с противовоздушной обороной было ясным. Вплоть до последнего года войны явное преимущество имели немцы. К концу 1915 года зенитная артиллерия англичан сбила только один цеппелин. Английским ночным истребителям не удавалось перехватить атакующие самолеты противника. Среди невежественных представителей английских военных кругов шли разговоры о том, что одной из трех самых бесполезных вещей на свете является зенитная пушка. В то время система связи «самолет‑земля» и «земля‑земля», от которой зависит успех действий противовоздушной обороны, была слабой. Однако в 1916 году противовоздушная оборона действовала против цеппелинов более успешно, и немецкие воздушные корабли ввиду сильного огня зенитной артиллерии, который велся с помощью прожекторов, часто вынуждены были поворачивать назад. В 1917 году немецкие самолеты «Гота» поставили английскую противовоздушную оборону перед новой проблемой. В июне 20 немецких самолетов сбросили днем на Лондон около десяти тонн бомб и безнаказанно ушли обратно. Это событие вызвало бурную реакцию населения и волну протестов в печати. Английская противовоздушная оборона была реорганизована. Прожекторы были перемещены ближе к внешним артиллерийским позициям, чтобы обеспечить более раннее предупреждение; был разработан способ определения высоты полета самолетов, введена система воздушного заграждения, хотя военное министерство было, очевидно, недовольно этими нововведениями . В течение 1918 года система противовоздушной обороны продолжала совершенствоваться. Так, за одну ночь (19 мая) 9 из 40 участвовавших в налете самолетов «Гота» было сбито.

Несмотря на усиление английской противовоздушной обороны, ее слабые стороны продолжали существовать вплоть до конца войны. Управление истребителями с земли отсутствовало, и они часто попадали под сильный огонь своей зенитной артиллерии. Это были трудности рождения и развития противовоздушной обороны. Терпеливый английский народ, удовлетворенный случайными успехами противовоздушной обороны, вносил пожертвования в рождественский фонд, предназначенный для артиллеристов и операторов прожекторных установок. Но если страна была благодарна своим защитникам, то военные специалисты Англии и Германии были далеко не удовлетворены состоянием противовоздушной обороны, бомбардировщики продолжали оставаться серьезным фактором в войне. Было достаточно примеров, когда налеты даже незначительного числа бомбардировщиков во время первой мировой войны могли вызывать серьезные срывы в производстве и подрывать моральный дух населения. Противовоздушная оборона создавала угрозу бомбардировщикам, но не являлась мерой, которая могла бы полностью исключить их действия.

Во время первой мировой войны способы бомбардировок и ведения воздушного боя были примитивными, и они очень мало усовершенствовались в период между двумя мировыми войнами. Важнейшим событием, которое значительно повлияло на повышение эффективности противовоздушной обороны, было появление в тридцатых годах радиолокатора. С тех пор эффективность действия радиолокатора в соединении с радиотелефоном явилась решающим фактором в развитии всех средств противовоздушной обороны – прожекторов, зенитных пушек и истребителей. Во время второй мировой войны этот процесс развития продолжался: стали применяться радиопомехи, реактивные и ракетные истребители и экспериментальные радиоуправляемые снаряды. Последние успешно использовались немцами только как средство бомбардировки. Имелись управляемые авиабомбы двух типов: крылатая авиабомба Hs‑293 и более тяжелая бомба FX‑1400, снабженная хвостовыми стабилизаторами. Эти авиабомбы успешно применялись в 1943 году против английских кораблей в Атлантическом океане, против американских боевых кораблей у Салерно и, наконец, наиболее успешно против итальянского военного флота, когда он уходил от своих немецких союзников в более безопасные гавани о. Мальта. В Германии также было создано несколько управляемых реактивных снарядов, но они не могли быть применены главным образом вследствие бомбардировочных ударов союзников по территории Германии. Один или два экспериментальных управляемых снаряда, такие, как снаряд класса «воздух‑воздух» Hs‑298, имеющий дальность действия около 3 км, и управляемый снаряд класса «земля‑воздух» «Шметэрлинг», имеющий теоретический потолок свыше 13,5 км и расчетную дальность действия 15–20 км, являлись многообещающими образцами. Наличие подобных управляемых снарядов говорит за то, что Германия в 1945 году в отношении развития средств противовоздушной обороны находилась далеко впереди по сравнению с другими странами.

Несмотря на то, что во время второй мировой войны истребители с реактивными и ракетными двигателями, а также управляемые снаряды применялись в ограниченных масштабах, из воздушных операций 1939–1945 годов можно извлечь много уроков для действий средств противовоздушной обороны в будущем. Пожалуй, самым важным уроком является то, что бесполезно делать какие‑либо обобщающие выводы об эффективности средств противовоздушной обороны против бомбардировщиков. В ноябре 1940 года английским авианосцам удалось нанести сокрушительные удары по итальянскому флоту в Торонто потому, что итальянские истребители «Фиат» и «Макки» уже устарели; в военно‑воздушных силах Италии почти не существовало системы раннего предупреждения, а зенитное артиллерийское прикрытие было слабым. Большие силы американской авианосной авиации в 1945 году смогли безнаказанно совершать налеты на Японию, потому что система ее противовоздушной обороны оказалась слабой и плохо организованной, радиолокационных частей она имела мало, причем действовали они неэффективно. Важно также отметить, что японский язык, как и любой восточный язык, в экстренных случаях очень неудобен для передач команд по радиотелефону. Гораздо легче произнести слово «Роджер» или «Энджелс 5» на хорошем английском языке, что будет всем понятно, чем трудно произносимые и неблагозвучные слова на китайском, японском или корейском языках. В этом отношении летчики западных держав имеют несомненное преимущество перед летчиками стран Востока. Языковые трудности летчиков Китая, сказавшиеся при переговорах по радио во время воздушных боев над рекой Ялуцзян, явились одной из причин того, что в последние два года войны в Корее гидроэлектростанции были слабо прикрыты.

Воздушные бои над Японией и Италией во время второй мировой войны имели лишь второстепенное значение в деле решения общей задачи завоевания господства в воздухе. Было только два примера, когда страны создавали сильную противовоздушную оборону, способную заставить атакующие бомбардировщики при проведении серьезных воздушных операций действовать в разомкнутых боевых порядках. Первым примером является противовоздушная оборона Англии, особенно летом 1940 года и во время обстрела немецкими реактивными снарядами Фау‑1 и Фау‑2 в 1944–1945 годах; вторым примером является попытка Германии создать систему противовоздушной обороны в Западной Европе в период с 1941 по 1945 год. Ни Соединенным Штатам, ни Советскому Союзу не приходилось подвергаться угрозе длительной бомбардировки в больших масштабах. Противовоздушная оборона Японии никогда не была первоклассной. Между истребительными эскадрильями армии и флота Японии никогда не существовало тесного взаимодействия, ее радиолокационная система и система раннего предупреждения были несовершенны, хотя и оснащены почти всем современным оборудованием, включая радиолокационные станции, радиотелефонные и радиотелеграфные средства связи. Кроме того, система раннего предупреждения включала группу патрульных кораблей, выполнявших задачи по обнаружению самолетов противника на дальних подступах к побережью, что было бы целесообразно применить в современной системе раннего предупреждения ПВО США . Италия занималась созданием системы противовоздушной обороны только на словах. Немцы не поощряли строительства современной системы противовоздушной обороны в Италии и не помогали ей, за исключением поставки некоторого количества истребителей и радиолокационных станций.

ПВО в битве за Англию во 2 мировой

В битве за Англию противовоздушная оборона сыграла решающую роль. Немецкая авиация несла тяжелые потери и не смогла выполнить поставленных задач по уничтожению английских истребителей и создать условия для осуществления немецкого плана вторжения, так называемой операции «Морской лев». ВВС и зенитная артиллерия Англии одержали победу. Однако тактический опыт противовоздушной обороны во время этого важного воздушного сражения летом 1940 года уже во многом устарел, так как в последующие годы был сделан значительный прогресс в области развития авиационной техники. В начале битвы за Англию тяжелые стратегические бомбардировщики с мощным вооружением не применялись. В 1940 году в бомбардировочных частях военно‑воздушных сил Германии состояли на вооружении только двухмоторные бомбардировщики «Дорнье», «Юнкерс» и «Хейнкель». Эти самолеты могли брать авиационные бомбы и мины весом не более одной тонны. Несмотря на то, что радиус действий бомбардировщиков позволял достигнуть любой цели в Англии, применение их ограничивалось тем, что в Германии не хватало истребителей сопровождения. Когда в 1941 и 1942 годах инициатива перешла к ВВС Англии и воздушные бои стали проводиться по другую сторону Ла‑Манша, над территорией Франции, то скоро стало ясно, что необходимо иметь минимум 4 или 5 истребителей сопровождения на каждый бомбардировщик для обеспечения непосредственного охранения, прикрытия сверху и с тыла при действиях против больших сил истребительной авиации, опирающейся на эффективно действующие радиолокационные станции, радиосвязь и огонь зенитной артиллерии. Ни на одном этапе битвы за Англию немцы не могли обеспечить такое истребительное сопровождение бомбардировщиков, за исключением случаев налетов отдельных небольших групп. Численность самолетов в истребительных частях, вооруженных одномоторными и двухмоторными истребителями, фактически была меньше численности бомбардировщиков почти на протяжении всей войны, поэтому обеспечить истребительное сопровождение даже в пропорции два истребителя на один бомбардировщик являлось проблемой. Более того, немецкие истребители совершенно не могли сопровождать бомбардировщики при полете к многим важным районам целей. Немцы, например, не могли безнаказанно применить свои дневные бомбардировщики для налетов на важнейшие моторостроительные заводы «Роллс‑Ройс» в центральной Англии.

Во время битвы за Англию впервые были широко использованы радиолокационные станции. Эти станции явились ключом современной противовоздушной обороны. С их появлением стало возможным экономно использовать истребители. Отпала необходимость в непрерывном патрулировании истребителей в воздухе и появилась возможность сосредоточивать эскадрильи истребителей ПВО на важных участках воздушного боя. Радиолокационные станции позволили более эффективно использовать прожекторы и зенитную артиллерию. Прежде для достижения скромных результатов от истребителей требовались огромные усилия, теперь же им стало легче вести регулярную борьбу с бомбардировщиками. В 1940 году у немцев не было оборудования для создания помех работе английских радиолокационных станций. Они имели лишь незначительный опыт применения радиолокаторов. Если бы немцы были более сведущи в вопросах радиолокации, они, возможно, додумались бы производить бомбардировочные налеты на малых высотах, ниже завесы, создаваемой действием английских радиолокационных станций. Весь ход боевых действий мог измениться, если бы немцы предприняли один этот тактический шаг. В 1940 году применение радио – и радиолокационных помех и средств по введению противника в заблуждение находилось в зачаточном состоянии. В последующих боях между бомбардировщиками, с одной стороны, и истребителями ПВО и зенитной артиллерий – с другой, стало очевидным, какую важную роль могли бы сыграть радиотехнические помехи, особенно в ходе боевых действий англо‑американской авиации против Германии и во время действий немецкой авиации против Англии в течение последнего года войны.

В 1941 и 1942 годах, когда немцы начали использовать истребители‑бомбардировщики днем на малых высотах, работа английских радиолокационных станций стала менее эффективной, чем во время битвы за Англию. В 1943 году, когда немцы начали использовать скоростные двухмоторные истребители‑бомбардировщики, такие, как Мессершмит‑410 и одномоторный ночной бомбардировщик Фокке‑Вульф‑190, а также применять радиотехнические помехи, которые еще больше усложнили проблему перехвата небольших групп высокоскоростных летящих на малой высоте самолетов, перед английской противовоздушной обороной встали новые проблемы. Незначительные помехи на экране радиолокационной станции сильно затрудняли определение высоты, скорости и направления полета самолетов противника. А когда в 1944 году немцы начали сбрасывать с самолетов ленты фольги, операторы радиолокационных станций были дезориентированы еще больше. Английская противовоздушная оборона остро реагировала на новые трудности. Были изобретены новые прожекторы, которые могли освещать цели до высоты 7500 м, которая раньше считалась недосягаемой. Американцы создали автоматический установщик трубки взрывателя, и хотя немецкие ленты фольги серьезно влияли на работу английских радиолокационных станций управления истребителями‑перехватчиками, они часто не могли помешать управлению прожекторами и огнем зенитной артиллерии. Создание местных пунктов управления с полным вычислительным оборудованием и системой раннего обнаружения, имеющей радиус сплошного радиолокационного наблюдения порядка 130 км, также усилило противовоздушную оборону, так как было налажено более тесное и гибкое взаимодействие между истребительной авиацией и зенитной артиллерией.

Применение ПВО против Фау-1 и Фау-2

В конце второй мировой войны появилось новое оборонительное оружие, которое временно изменило соотношение сил в пользу противовоздушной обороны, и особенно в пользу зенитной артиллерии. Соединенные Штаты Америки, перед которыми тогда не стояла проблема создания собственной противовоздушной обороны, предоставили в распоряжение Англии свои технические и производственные ресурсы для борьбы с немецкими самолетами‑снарядами и более опасными реактивными снарядами дальнего действия Фау‑2. На американских заводах, на основе исследований английских фирм, был выпущен новый радиолокационный дистанционный взрыватель. С его помощью снаряды могли взрываться автоматически при действии на них электромагнитных излучений атакующих самолетов или реактивных снарядов. Такие снаряды почти всегда взрываются на расстоянии, обеспечивающем поражение цели. Применение дистанционного взрывателя значительно повысило эффективность зенитного огня и внушило расчетам зенитных орудий оптимизм в отношении их собственных способностей. Необходимо было сконструировать небольшую электронную лампу для взрывателя, которая не выходила бы из строя при выстреле. Эта проблема была разрешена, и в течение трех месяцев положение во всей системе противовоздушной обороны Англии значительно улучшилось. Генерал Ф. Пайл с большим энтузиазмом реагировал на новый успех зенитной артиллерии. Он писал: «…вполне очевидно, что мы уже близки к тому времени, когда поражение любых пилотируемых самолетов не будет являться проблемой». И далее: «…за восемьдесят дней мы познали больше, чем за предыдущие тридцать лет» .

Боевой заряд самолета‑снаряда Фау‑1 содержал только около одной тонны взрывчатого вещества. Максимальная скорость полета составляла лишь около 580 км/час. Фау‑1 не являлся управляемым снарядом. Он удерживался на курсе и заданной высоте с помощью автопилота. Сначала высота полета самолетов‑снарядов несколько смущала зенитчиков; скорость их полета немного превышала скорость английских истребителей «Спитфайр». Однако летчики быстро нашли, что снаряды можно легко перехватывать, пикируя на них с высоты. Вскоре к снарядам приспособились и зенитчики, они стали устанавливать взрыватели на снарядах с учетом особенностей полета Фау‑1.

Если создание радиолокационного взрывателя дало временное преимущество зенитной артиллерии, то появление в сентябре 1944 года немецких ракет дальнего действия вновь изменило положение всей системы противовоздушной обороны. Первое заявление по этому вопросу было сделано Уинстоном Черчиллем в палате представителей 10 ноября 1944 года. Оно было лаконичным и сдержанным. Черчилль заявил: «В течение последних нескольких недель противник применяет новое оружие – ракеты дальнего действия; несколько таких ракет упало в далеко отстоящих друг от друга пунктах». В этом кратком заявлении было объявлено о появлении нового оружия, которое должно сделать переворот в характере современной воздушной войны. Было бы бесполезным занятием оценивать военное значение 4300 немецких снарядов Фау‑2, выпущенных за период с сентября 1944 года до конца второй мировой войны, и принять эту оценку в качестве критерия целесообразности применения ракет дальнего действия в будущем. Боевой заряд Фау‑2 весил лишь одну тонну. Точность попадания его была недостаточна. Даже при стрельбе через Ла‑Манш по такому большому городу, как Лондон, около 40 процентов снарядов не попало в цель. В снаряде Фау‑2 сгорало восемь с половиной тонн дорогостоящего жидкого кислорода и этилового спирта. Эффективная дальность действия снаряда составляла лишь 400–480 км.

Несмотря на то, что во время второй мировой войны система противовоздушной обороны Германии была наиболее эффективной и развитой, основной урок, который необходимо извлечь из воздушной войны англо‑американской авиации против Третьего рейха с 1942 по 1945 год, заключается в том, что равновесие между воздушным нападением и противовоздушной обороной постоянно изменяется. Эти изменения являются результатом постоянной борьбы великих держав за стратегическое превосходство в воздухе. Когда в 1939 году английская авиация впервые подвергла бомбардировке объекты в Германии, она располагала столь незначительными силами, что вряд ли они заслуживали названия «бомбардировочное авиационное командование». Вплоть до 1942 года налеты производились незначительными силами, и противовоздушная оборона немцев не была по‑настоящему проверена. В английских военно‑воздушных силах насчитывалось менее 50 четырехмоторных бомбардировщиков, а американские «Летающие крепости» еще не поступили на вооружение. Не удивительно, что командование ВВС Германии было слишком самоуверенно и даже бравировало тем, что немецкая ПВО уже выдержала все испытания. ВВС Германии создавались и готовились для ведения наступательных действий, а не для обороны. Немцы очень медленно вводили в бой ночные истребители и сначала полагались на огонь зенитной артиллерии, как на преграду для ночных бомбардировщиков. В дневное время система раннего предупреждения и патрулирование самолетов Мессершмит‑109, которых насчитывалось около 250, вполне могли обеспечить Германию от налетов незначительных сил авиации западных держав.

Начиная с 1942 года Германия должна была обеспечивать противовоздушную оборону большей части Европы. Радиолокационное обеспечение и система раннего предупреждения были несовершенными. В Голландии же и Западной Германии они были достаточно эффективными. Но в Дании, Норвегии (где по условиям местности использование радиолокационных станций затруднительно), а также в Румынии, Восточной Пруссии и Польше противовоздушная оборона была слабой и для ее совершенствования требовалось время.

Уровень подготовки операторов радиолокационных станций часто был недостаточным, поэтому англо‑американская авиация несла меньшие потери от немецких истребителей и огня зенитной артиллерии, когда налеты производились с юга или через Балтийское море с целью отвлечения внимания противника. Оборона обширных территорий, конечно, представляет большие трудности; это неизбежно влечет за собой распыление усилий и нарушение обычного порядка действий. До 1942 года Германия могла использовать для обороны западной и северо‑западной части страны 10 тыс. зенитных пушек, управляемых радиолокационными средствами и укомплектованных первоклассными расчетами. Затем немцы были вынуждены выделить часть зенитных пушек для Восточной Германии, Австрии и Балканских стран, чтобы обеспечить оборону Третьего рейха от круглосуточных налетов авиации, которые могли быть предприняты с любого направления. В систему противовоздушной обороны Германии были включены неквалифицированные фабричные рабочие, военнопленные и фанатичная нацистская молодежь.

Наиболее интересное состязание в тактических приемах и коварстве способов борьбы между атакующими бомбардировщиками и обороняющимися истребителями ПВО происходило в воздушном пространстве Германии в 1943 году. В стратегическом отношении обстановка также была интересной, так как в 1943 году более 60 процентов немецких зенитных пушек и свыше 70 процентов личного состава зенитной артиллерии, а также четвертая часть всего боевого состава военно‑воздушных сил Германии были заняты в системе стратегической обороны. Это происходило в то время, когда все эти средства были крайне необходимы для обеспечения действий немецких войск в Африке, на Сицилии, в Италии, на Украине и в Белоруссии.

При проведении дневных бомбардировок объектов в Германии положение, конечно, было менее сложным, особенно в ясную погоду. В это время радио – и радиолокационные помехи играли незначительную роль. Основным средством обороны бомбардировщиков являлся истребитель сопровождения дальнего действия. Действия бомбардировщиков В‑29 против Японии не являются типичными для оценки эффективности противовоздушной обороны в дневное время. Типичными в этом отношении можно считать действия бомбардировщиков В‑17 против Германии. До тех пор, пока не появилось необходимого количества истребителей дальнего действия типов «Лайтнинг», «Мустанг» и «Тандерболт», для обеспечения действий бомбардировщиков «Летающая крепость», американские дневные бомбардировки Германии находились под угрозой срыва. Конечно, если бы Германия начала увеличивать выпуск истребителей раньше, например в 1941 году, когда она должна была использовать свою авиацию на трех фронтах: на Западе, на Востоке и в районе Средиземного моря, – она могла бы выиграть войну в воздухе, а особенно, если бы она начала производить двухмоторные реактивные истребители Мессершмит‑262 раньше, чем она смогла это сделать. Даже в конце войны этих истребителей было очень мало; но и эти немногие истребители, обладавшие максимальной скоростью свыше 800 км/час, имея 30‑мм пушки на борту, внушали страх английским и американским бомбардировщикам в 1944–1945 годах. В Германии разработка истребителя с ракетным двигателем не была завершена, и хотя эскадрильи, вооруженные ракетными истребителями Мессершмит‑163, существовали почти в течение года, их действия редко были успешными. Летные характеристики истребителя Мессершмит‑163 были очень высоки, даже слишком высоки, чтобы на нем можно было летать с какой‑либо гарантией безопасности. Этот истребитель имел максимальную скорость 880 км/час и мог набрать высоту около 9000 м примерно за две с половиной минуты; но этот истребитель мог применяться только при наличии длинных и исправных взлетно‑посадочных полос, которыми немцы в последний год войны не располагали.

В 1944 году, когда в ВВС Германии проходило формирование эскадрилий, вооруженных истребителями с турбореактивными и ракетными двигателями, была также предпринята попытка создать так называемую «кнопочную» противовоздушную оборону с использованием управляемых снарядов, запускаемых с земли или с самолетов. Этими управляемыми снарядами являлись «Шметэрлинг», «Вассэрфаль» (оба класса «земля‑воздух») и Хеншель‑298 (класса «воздух‑воздух»). Имелись также экспериментальные управляемые реактивные снаряды «Рейнтохтэр», «Фоерлилие» и Х‑4. Несмотря на то, что ВВС Германии имели опыт применения управляемых снарядов, система управления этими снарядами действовала неудовлетворительно, и немцы были вынуждены обращаться к другим средствам, к которым относится, например, пилотируемый ракетный истребитель «Наттэр» фирмы «Бахем Верке», управляемый с помощью радиолокационных средств, способный взлетать вертикально. Для него не требовалась взлетно‑посадочная полоса; он вмещал в носовой части более 30 реактивных снарядов, мог набрать высоту 10,5 км за одну минуту и имел максимальную скорость свыше 960 км/час. Этот истребитель не был принят на вооружение ВВС Германии; при его испытании погибло несколько хороших летчиков.

Фактически ни Германия, ни Англия не смогли широко использовать в целях противовоздушной обороны новейшие оборонительные средства. Во время второй мировой войны в системе ПВО истребители с турбореактивными и ракетными двигателями, а также управляемые снаряды не использовались в больших количествах; поэтому наилучшая тактика использования этих средств еще не выработана.