Скоростное конспектирование. Способы конспектирования

Конспектирование – это умение быстро мысленно произвести анализ текста и записать на бумаге самое важное. Существует большое разнообразие способов конспектирования лекций. Однако, подобным навыкам, к сожалению, нигде специально не обучают. В то же время, умение конспектировать очень важно для студентов и школьников. Без умения быстро и грамотно писать лекции нельзя рассчитывать на получение хороших знаний. Но как овладеть этим навыком? Какой способ конспектирования выбрать?

Для тех, кто хочет овладеть навыками конспектирования и записи лекций, есть хорошая новость – существуют способы и технологии эффективного конспектирования лекций, которые разработали для себя люди, добившиеся успехов в различных областях. Взяв их на вооружение, можно овладеть умением конспектирования, значительно облегчив себе жизнь.

Способы и технологии эффективного конспектирования лекций

Метод конспектирования Корнелла

Около полувека назад жил профессор по имени Вальтер Паук, преподававший в Корнелльском университете (отсюда и название), разработавший способ записи лекций, который по сей день популярен среди учащихся, особенно в американских учебных заведениях. В чем же заключается метод конспектирования Корнелла?

Лист бумаги (формат А4) необходимо разлиновать таким образом, чтобы вверху появилась горизонтальная колонка для даты и оглавления и внизу для записи главной мысли лекции, сформулировав ее несколькими предложениями. Оставшееся свободное пространство листа расчерчивается одной продольной линией, образуя две колонки – правая должна быть широкой, левая – узкой.

Конспектирование методом Корнелла осуществляется в правую колонку с промежутками для добавления, в случае необходимости, информации, а левая используется для выписывания в нее ключевых названий, фраз, цифровых данных. После лекций посредством анализа информации, содержащейся в правой колонке, выводится главная мысль и фиксируется в нижнем поле.

Суть данного способа записи лекций заключена в повторении информации, при ее анализе для выведения главных мыслей и идей, что способствует лучшему усвоению знаний. Но, при невыполнении последнего этапа, теряется вся практическая польза данного способа конспектирования, и он становится обычным записыванием лекции.

Способ конспектирования Билла Гейтса

Данная технология эффективного конспектирования была впервые отмечена Робом Ховардом. Предприниматель Роб Ховард однажды во время деловой встречи с Гейтсом обратил внимание на то, что во время переговоров миллионер все темы и данные, представляющие интерес, записывал вручную, не прибегая к помощи электронных носителей. Взглянув в его блокнот, бизнесмен увидел страницу, расчерченную на квадратные блоки, каждый из которых был заполнен данными определенной тематики.

Существует мнение, что способ конспектирования, используемый Гейтсом, – трансформированная копия способа квадратов. Использовать его можно, переделав под себя и свои цели. Например, размеры, формы и разделение по темам геометрических фигур могут быть абсолютно разными.

Технология эффективного конспектирования по методу ментальных карт

В семидесятых годах прошлого века известный телеведущий передачи «Думай головой», транслируемой одним из британских каналов, Тони Бьюзен использовал метод ментальных карт в своей программе. Так и получил распространение этот способ конспектирования, который широко применяется и по сей день. Особенно он популярен на западе среди людей, практикующих мозговой штурм для генерирования решений и идей.

Как же записывать лекции данным способом? Метод заключается в том, что на листе в центре чертится круг, допустима любая удобная геометрическая фигура, внутри которого пишется лекция. Затем, рисуются еще квадраты (круги), содержащие основные мысли, определения, цифры, и соединяются прямыми линиями с блоком в центре. Для записи лекций с помощью данного способа рекомендуется использовать разноцветные ручки, чтобы визуально выделять тексты определенной тематики, тем самым облегчая восприятие и запоминание.

Способ конспектирования лекций по методу красной строки

Все вышеперечисленные способы конспектирования созданы людьми для собственного удобства и имеют особенности, которые могут не совсем устроить других. Поэтому тем, кто хочет освоить навыки конспектирования с использование более легкой методики, можно предложить способ, являющийся вариантом классического конспектирования. Смысл его состоит в записи лекции с использованием красной строки для каждого нового предложения и проставлением порядкового номера.

Способ удобен тем, что при появлении связи последующих абзацев с начальными, можно поставить ссылку в виде номера нужного предложения и впоследствии, не просматривая всей лекции, быстро найти необходимые данные. Этот способ помогает составлять аккуратный, структурированный конспект, схожий с перечнем, что улучшает восприятие и запоминание информации.

Метод течения как технология эффективного конспектирования лекции

Консультант Скотт Янг утверждает, что лекция приносит пользу в том случае, если она непросто записывается, но вдумчиво прослушивается и анализируется. Понятно, что при конспектировании все внимание направлено на запись информации, а не на мысленную обработку. Данная технология конспектирования предполагает запись только главных идей и мыслей с добавлением личных умозаключений. Конечно, при этом конспект будет иметь значительные отличия от самой лекции, поэтому иметь диктофон на занятиях просто необходимо.

Как же развить умение конспектирования?

Умение и навыки конспектирования вырабатываются постепенно. Обычно у усердных студентов через некоторое время формируется свой индивидуальный способ грамотного конспектирования, и вопрос о том, как записывать лекции отпадает сам собой. Вы можете комбинировать выше приведенные методы и технологии и выработать, таким образом, свой уникальный способ конспектирования. Здесь, как и в любом другом деле, главное не лениться и не сдаваться при первых же неудачах. Помните: все приходит с опытом!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Конспект для студента -- хорошее подспорье, которое поможет быстро вспомнить учебный материал, подготовиться к контрольной работе или экзамену. Это отличный инструмент упорядочивания информации в голове. Конечно, одного конспекта мало для хорошей подготовки: без собственного размышления и обобщения, без труда на занятиях и без работы с научными источниками тяжело достичь отличных результатов в учебе. Но конспект представляет собой своеобразный фундамент, «компас», если хотите, который поможет на пути овладения знаниями. От умения конспектировать зависит способность воспроизвести прочитанный или прослушанный материал. Поэтому, первое, чему должен научиться студент -- это конспектирование.

Нужно понимать, что слушать и записывать лекцию - это сложный вид вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.

Внимание человека очень неустойчиво. Чтобы быть сосредоточенным, требуются волевые усилия, поэтому важно систематически контролировать себя в этом отношении, во время прислушивания лекций.

Конспектирование развивает ум, внимательность, способствует закреплению знаний в памяти. Если же студенты во время лекции отключается и начинает записывать все под диктовку - это приводит к деградации. Механическое бездумное записывание под диктовку бессмысленно.

Конспект -- сокращенная запись устного или письменного текста, которую студент создает для личного пользования, поэтому каждый конспект -- неповторим, уникален и непохож на конспект соседа по парте. Это не точная запись текста лекции слово в слово, а запись смысла, сути лекции, самого главного. Когда студент пишет конспект, он выполняет своеобразное «свёртывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты. Всё остальное выкидывается: в первую очередь, это слова и фразы, которые организуют связность текста или являются комментариями автора к сказанному. Такие элементы можно убрать из конспекта, не опасаясь за целостность информации, тем более, что их можно будет легко вспомнить, просмотрев законспектированные ключевые записи.

Кроме умения конспектировать немаловажно научиться продуктивно работать со своими записями. Ведь каждый из конспектов пригодится не только при подготовке к определённым экзаменам, но и во время всего обучения и последующей сдачи государственных экзаменов.

Примеры конспектирования. Напомним основные приемы конспектирования. Их можно разделить на три группы. 1.Сокращение слов, словосочетаний, терминов. Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипераббревиатуру терминов (начальная буква термина обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), иероглифику и пиктографию (работа рисунками), способы записи окончаний.

2.Переработка фразы. Это самые эффективные, но трудно осваиваемые приемы. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги). приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста и макроконтекста.

3.Использование цвета. Включает довольно просто осваиваемые приемы: рубрикацию. выделение цветом существенных деталей, работу цветом в зависимости от степени важности текста и по соответствию частей текста.

1.Запись слов, словосочетаний, терминов

Аббревиатуры

Аббревиатура - сложносокращенное слово, образованное из начальных букв или начальных элементов слов (АТС, прораб). Это эффективное средство, ускоряющее запись и позволяющее избегать повторений часто употребляемых слов.

В настоящее время при аббревиации используются следующие виды сокращений:

сокращения слов, обозначающих населенные пункты (г. - город, обл. - область);

названия месяцев и даты (15.06.02);

телеграфные графические сокращения (тчк, зпт);

условные обозначения величин и единиц измерений (Ом, В, км, см);

сокращения, принятые в планово-учетной документации (Госбанк, квит.№);

официальные наименования организаций, учреждений, предприятий, их подразделений (СМ, АН, хозчасть, главк, финотдел);

названия некоторых материалов (кожимит, лавсан);

названия изделий, машин и приборов (мопед, ГЭС, РЛС, запчасть);

названия документов (ГОСТ, ОСТ, ОРМ, ТУ, ТЗ, госзаказ);

наименование должностей, ученых званий (акад., член-корр., проф., зав., зам., и. о.)

Существуют определенные правила аббревиации. При введении аббревиатур необходимо особое внимание уделять тому, чтобы они были единообразны на протяжении всей записи.

Сокращение не должно совпадать по форме с существующим словом или совпадать с другим сокра­щением. Сокращение должно быть обратимым, т. е. полученное сокращение можно однозначно развернуть в полное наименование. Сокращения должны удовлетворять нормам русского произношения. Сокращения, являющиеся названиями учреждений, предприятий, организаций, а также обозначающие марки изделий и т. д., пишутся с прописной буквы.

Слово «год» после дат сокращают, оставляя одну букву «г.», а после нескольких дат ставят буквы «гг.» (точка между ними не ставится). Например: 2001 г., 1996-2000 гг. Учебный и финансовый годы пишут через косую черту, сокращая последний год на две первые цифры и употребляя слово год в единственном числе. Например, в 1998/99 учебном году.

Рубли и копейки сокращаются «руб.» и «коп.», если они употребляются отдельно. В смешанном числе их сокращают - «р.» и «к.». Например, 2000 руб., 80 коп.,2000 р. 80 к.

Гипераббревиация

Гипераббревиация - это аббревиатура одной буквой. Существуют два основных приема применения этого способа скоростного конспектирования. 1. Обозначение слова начальной буквой с точкой (например, К. - конспект, С. - система, А. - аудит и т. п.). Такой способ часто применяется в словарях. Но применять его допустимо на коротком интервале однородного текста. 2. Способ, который называют применением букв «в обертке». Например, - алгоритм, - система, - экономика и т. п.

Чаще всего этот прием используется для сокращенного обозначения терминов.

Использование иероглифической записи. Иероглифы наиболее древние изобразительно-образные знаки. Большинство иероглифов были фонограммами, они обозначали либо сочетание 2-3 согласных звуков либо отдельные согласные. Среди иероглифов были и идеограммы, то есть знаки, обозначавшие отдельные слова и понятия. Из иероглифического письма развился курсив и лигатуры. Курсив - начертание типографского шрифта с наклоном вправо, близким к рукописному, возникший в результате стремления к быстроте и удобству письма, не отнимая пера.

Лигатура - буква или знак, образованный из соединения элементов двух и более букв или знаков в один, передающих один звук (например, в немецком языке sch - «ш» или tsch - «ч»).

Одними иероглифами писать не очень удобно. Но использование их отдельных элементов при конспектировании очень эффективно.

Иероглифами мы пользуемся постоянно, особенно в математических текстах, но они могут использо­ваться и в других текстах для замены одним знаком нескольких слов. При конспектировании имеет смысл использовать простейшие иероглифы, как общепринятые, так и придуманные.

В группе общепринятых это, прежде всего:

математические и логические символы: +, -, =, х, :, >,<;

Знак принадлежности, составная часть (например, А?В);

Знак импликации, одна из логических операций, ей соответствует связка «если... то»;

& - знак конъюнкции, одна из логических операций; отражает употребление союза «и» в логических выводах;

V - знак дизъюнкции; соответствует союзу «или»; ? - знак отрицания, одна из логических операций; отражает употребление выражения «неверно, что...». В качестве удачных примеров применения придуманных иероглифов, можно привести: /\/ - противоречие; N - наоборот; ? - взаимосвязаны и т. п.

Использование пиктограмм. Пиктография - отображение содержания сообщения в виде рисунка. Рисунок не определяет ни слов, в которых должно быть изложено сообщение, ни языка сообщения. В пиктограмме возможна условная символика (например, два соединенных сердца - «любовь»). Элементы пиктографического письма могут успешно использоваться при конспектировании, т. к. обладают повышенной наглядностью. Примеры пиктограмм при конспектировании: F(x)? - функция возрастает, F(x)? - убывает, F(x)? - возрастает и ограничена сверху. Пиктограмма создает образ, что важно для использования механизма зрительной памяти. Поэтому пиктограммы не только ускоряют запись, но и значительно улучшают восприятие конспекта, способствуют запоминанию материала, так как заставляют работать зрительную память и дают возможность воспринимать не слова, а образы. На пиктографическом письме построена вся схемо­техника. Примеры пиктограмм:

В сфере гуманитарных и социально-экономических дисциплин этот прием сокращения применяется мало, поскольку понятия этих дисциплин в виде рисунка изобразить трудно. Хотя можно найти варианты использования пиктограмм, например: ? - план, ? - документация.

Методы скоростного конспектирования слов. Эти приемы индивидуальны и требуют творческого подхода. В качестве общих рекомендаций можно предложить: 1. Обозначение часто употребляемых слов и словосочетаний начальными и конечными буквами. Например: м.б. - может быть; д. - должен; т.е. - то есть; т.к. - так как; и т.д. - и так далее; и т.п. - и тому подобное; и др. - и другие; и пр. - и прочие; р-м - рассмотрим; п-м - получим; с-т - существует.

2. Сжимание слова путем недописывания гласных как малоинформативных знаков, обеспечивающих главным образом благозвучие, речи. Ярким примером такого приема является известный прием «письмо без гласных». Например, фразу «Кто послал тебе письмо без гласных?» можно заменить однозначно читаемым, но труднопроизносимым «кт псл тб псм бз глснх?». Ряд согласных, образующих слова, несет больше информации, чем гласные. Для сравнения информативности согласных и гласных можно привести ту же фразу, написанную только гласными: «о оа ее ио е аы». Поскольку при письме без гласных теряется информация о падежах и других грамматических особенностях, можно использовать смешанный прием, то есть сохранять гласные лишь в оконча­ниях, например, трбвния, тргвля, зрбтная плта. Сокращения слов путем перерыва в начертании на гласной букве (например, отмена частной собственности - отм ча сбствти; несвоевременная выплата заработной платы - нсврмая вы зрбтной плты).

Пропуски букв и обозначение пропущенных букв дефисом (например, работа - р-та; менеджмент - м-нт; маркетинг - м-нг; коммерция - к-ция). Сокращение слова путем обозначения частей слов в начале и в конце несколькими буквами (например, конференция - конф или кф, количество - клво). Сокращенное обозначение часто встречающихся местоимений (например, который - крый, чтобы - чбы).

2. Скоростное конспектирование фраз

Рассмотренные приемы записи слов, символов и словосочетаний просты и после непродолжительной тренировки выполняются автоматически. Приемы конспектирования фраз более сложные, так как требуют осмысления и творческой переработки текста. Но они дают гораздо больший эффект как в скорости записи, так и в последующем восприятии и запоминании текста. Основной идеей является перекодирование и свертывание текста. Объективной предпосылкой этой идеи является избыточность языка. Исследования показали, что русский язык обладает избыточностью около 80 %. То есть, если из текста убрать до 80 % символов, то можно понять, о чем идет речь. Именно эта избыточность позволяет легко понимать друг друга, несмотря на особенности произношения каждого человека (акцент, нечеткое произношение окончаний, неправильное ударение) и естественные помехи (шум, музыкальный и зрительный фон). Правда, после удаления 80 % символов текст приходится не читать, а расшифровывать, что для конспектирования неприемлемо.

Если же из текста убрать не 80 %, а меньше символов и слов, то можно и текст сократить, и читать его будет несложно. Свертывание фразы с использованием контекста. Сущность этого приема состоит в том, что из текста при конспектировании убираются те слова, кото­рые можно без труда восстановить по смыслу. Автор любого текста (учебника, текста лекций) не может пропускать такие слова, иначе его речь станет сухой, потеряет стройность и будет хуже восприниматься. Поэтому сокращение должен выполнять слушатель.

В первую очередь из фразы может быть удалена группа подлежащего, поскольку оно совпадает с содержанием контекста и поэтому легко по нему восстанавливается. Например, если темой лекции является рациональное конспектирование, то из фраз «конспект применяется для...», «достоинствами конспекта являются...» можно оставить «применяется для...», «достоинства...». К чему это относится, легко восстанавливается по смыслу: вся лекция о конспекте, значит, и эти фразы относятся к нему. Во вторую очередь из фразы удаляется часть словосочетания, которая по смыслу дублирует другую его часть.

Например, если на лекции сравниваются по своим характеристикам крыло самолета и винт вертолета, то нет необходимости в конспекте употреблять полностью названные словосочетания, а можно их сократить до «крыло» и «ротор», поскольку и так понятно, к какому летательному аппарату они относятся. Следующим кандидатом на удаление является группа сказуемого. В этой группе глагольные слова, особенно связанные с перечислением (типа «бывают», «состоит», «включают»), заменяются графическими символами, например, вилкой или скобкой.

Преобразование фразы. Применение этого приема требует понимания конспектируемого текста, творческой его переработки и высокой скорости мышления. По ускорению записи этот прием наиболее эффективен. Суть его заключается в том, чтобы найти фразу, эквивалентную данной, но более короткую. Поиски такой фразы можно вести в нескольких направлениях: подобрать более короткие синонимы для составляющих фразу слов (например, с использованием известных слов иностранного языка); сформулировать то же самое другими словами, устранив, например, некоторые прилагательные, выполняющие лишь функции «украшения»; подобрать более короткий текст, используя систему сокращений слов и словосочетаний. Тренировку этого приема целесообразно начинать с конспектирования печатных текстов, поскольку при этом есть время для осмысления и свертывания текста с постепенным ускорением.

3.Использование цвета

Цвет несет дополнительную информацию, способствуя лучшему запоминанию и акцентированию внимания при чтении конспекта.

Для этого можно использовать цветные фломастеры. Опасения о дополнительных затратах времени на это напрасны, поскольку использование других приемов, например, подчеркивание, охват рамкой, применение разных размеров букв и т.д., ведет к еще большим потерям времени и к тому же обладают меньшей информативность.

Выделение цветом является особенностью рукописной записи. Это связано с тем, что в рукописи трудно сделать, например, шрифтовые выделения, а в книгах цветная полиграфия гораздо сложнее и дороже, поэтому в полиграфии часто используется сочетание разных шрифтов (жирный, курсив, различные гарнитуры).

Полезно освоить несколько основных приемов использования цвета.

Начинать новую тему, параграф или пункт с красной строки в буквальном смысле слова, то есть, выделяя цветами заголовки или отчеркивая концы пунктов. Этот прием особенно эффективен, если конспект используется в справочных целях.

Можно воспользоваться правилом «светофора», то есть, подчеркивать запрещающим красным цветом то, что не надо делать, и зеленым разрешающим то, что надо делать.

Можно выделять работа цветом по степени важности. Поэтому красным цветом в конспекте выделяют те места, на которые обращает внимание лектор: определение, формулировка законов, теорем и т. д. Развивая эту идею и вводя в конспект не только красный цвет, но и зеленый, синий и другие, можно различным цветом выделять части записи в конспекте, имеющие разную значимость.

Удобно и эффективно пользоваться этим приемом при конспектировании математических текстов. Например, формулировки теорем выделяют красным цветом, определения - зеленым, а прочий текст - синим или черным. Если читать конспект (особенно при повторном чтении в процессе подготовки к экзамену) в основном по красному и зеленому цветам, получается то, что можно назвать скелетом дисциплины, т. е. выделяются заслуживающие первостепенного внимания положения. Такое чтение не распыляет, внимание, позволяет более четко увидеть цели, стоящие перед разделами, связь между ними, отдельными положениями и определениями.

Идея приема выделения цветом по соответствию такова: одинаковым цветом записываются связанные между собой части материала.

Чаще всего этот прием применяется, когда необходимо выделить:

описание конструкций, состоящих из нескольких частей, при этом разными цветами изоб­ражаются составные части схемы и тем же цветом дается их описание; запись динамики процессов, при этом разными цветами показывается положение частей конструкции и тем же цветом дается их описание;

изображение и описание вариантов какого-либо решения, имеющих небольшие различия; при этом разными цветами показываются и описываются разные варианты вместо повторного их изображения.

Изображение разными цветами и при необходимости описание семейств кривых, особенно если они носят немонотонный характер.

Но не следует применять много цветов, желательно не более трех-четырех.

информация конспектирование фраза запись

Техника рационального конспектирования - это один из основных навыков обучающихся, преподавателей и научных работников. Знаниям, умениям и навыкам в этой области надо учить так же, как учим всему остальному, поскольку самостоятельно изобретенная техника конспектирования обычно оказывается примитивной.

Естественно, что конкретную систему этих приемов, особенно сокращений, каждый должен выбрать сам, исходя из своих собственных потребностей и вкусов. При этом понятно, что такой конспект сможет читать только его автор, что создает правильное отношение к лекции и повышает эффективность учебного процесса.

В качестве общей рекомендации можно отметить, что приемы скорописи, особенно сокращения, следует вводить постепенно 3-5 в неделю, чтобы успеть привыкнуть к ним. При этом полезным может оказаться ведение одновременно с сокращениями их словарика.

Опыт показывает, что на изучаемые в вузе предметы достаточно 50-70 сокращений, часть из которых окажутся типовыми, а часть - индивидуальными. Освоить их можно за несколько месяцев.

Образованный человек активно использует около 2000 слов своего родного языка, еще примерно столько же составляет его пассивный словарный запас (для сравнения: в словаре Ожегова - около 57 000 слов). К нагрузке на память добавляются таблица умножения, грамматические правила, имена, фамилии, адреса, телефоны и т. п.

Так что 50-70 сокращений составляют незначительную долю от общего объема имеющейся в памяти информации (менее 0,1 %). И после необходимой тренировки сокращения, будут восприниматься как вполне естественные.

Использованная литература

1. Г. Алдер, "Техника развития интеллекта", "Питер", С-Пб., 2001.

2. Э. Боно, "Нестандартное мышление", "Попурри", Минск, 2000.

3. Т. Бьюзен, "Максимально используйте свой разум", "Попурри", Минск, 2000.

4. Т. Бьюзен, "Научите себя думать", "Попурри", Минск, 2000.

5. Б. Депотер, М. Хенаки, "Квантовое обучение", "Попурри", Минск, 1998.

6. М. Зденек, "Развитие правого полушария", "Попурри", Минск, 1997.

7. Д. Кехо, "Подсознание может все", "Попурри", Минск, 2000.

8. Э. Минько "Ускоренное конспектирование и чтение", "Питер", С-Пб, 2003.

9. Х. Сильва, Б. Голдман "Управление интеллектом по методу Сильва", "Попурри", Минск, 2000.

10. Р. Штернберг, "Отточите свой интеллект", "Попурри", Минск, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Техника скоростной записи слов и предложений. Применение цветных ручек и карандашей при конспектировании. Способы сокращения слов. Принципы скоростного конспектирования, приемы увеличения скорости. Методические рекомендации по освоению данной техники.

    презентация , добавлен 21.08.2016

    Особенности конспектирования как процесса мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. Несколько основных подходов к записыванию лекций. Культура письма в системе конспектирования.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Понятие "словарный запас" и его связи с уроком русского языка. Особенности младшего школьного возраста. Основные методы и приемы, направленные на обогащение словарного запаса учащихся. Экспериментальное исследование усвоения детьми различных групп слов.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    План-конспект урока на тему "Способы записи алгоритмов". Понятие алгоритма как одно из основных в программировании и информатике. Школьная лекция, беседа, работа с учебником и книгой как методы обучения. Документация на программно-педагогическое средство.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

    Эффективные способы и приемы обучения в общеобразовательной системе. Методика и особенности работы со стихотворным материалом, анализ работы педагогов на уроках. Специфика иностранной поэзии как одного из стимулирующих факторов в изучении языка.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2010

    Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Основные группы значений лексически несвободных слов: фразеологически связанные и синтаксически обусловленные.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2011

    Понятие морфем, их значения. Методика изучения состава слова в начальных классах. Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу. Распределение программного материала и содержание работы. Методы и приемы изучения состава слов.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2008

    Понятие и закономерности лексической сочетаемости слов, особенности овладения ею детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Содержание и методы коррекционной работы по обучению детей сочетаемости слов, определение ее эффективности.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2011

    Понятие о лексической сочетаемости слов. Овладение лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста. Содержание и методы коррекционно-логопедической работы по обучению детей лексической сочетаемости слов детьми с системными нарушениями речи.

    дипломная работа , добавлен 09.07.2011

    Понятие памяти и приемы ее развития, разработанные современной психологией. Современная методика преподавания иностранного языка о приемах работы по запоминанию слов, словосочетаний и предложений. Обучение на основе приемов развития произвольной памяти.

  • Метод течения
  • Метод Корнелла
  • Метод Билла Гейтса
  • Ментальные карты
  • Метод красной строки

Быстрое конспектирование - один из важнейших навыков для тех, кто учится в школе или вузе. Казалось бы, этому вопросу необходимо уделить внимание в первую очередь, чтобы облегчить ученикам процесс сохранения информации на бумаге. Но, как ни странно, быстрому конспектированию не учат совсем - притом, что это напрямую влияет на успехи в учебе. Много ли студентов вообще способны разобрать то, что в спешке написали на лекциях?

Поэтому сегодня мы с вами поговорим о нестандартных методах конспектирования, изобретенных успешными людьми для собственного пользования - они пригодятся тем, кто предпочитает сохранять данные на бумаге, не доверяя электронике.

Метод течения

Недавно коуч Скотт Янг изобрел довольно оригинальный метод конспектирования, призванный не столько записывать информацию, сколько выражать мнение слушателя. Он заключается в том, чтобы не просто пассивно прослушивать лекцию, а вникать в сказанное, анализировать и формировать собственные идеи на основе полученной информации. В конспект записываются основные тезисы лекции и ваши размышления по поводу услышанного. Само собой, подобный конспект будет кардинально отличаться от того, что излагает преподаватель, поэтому для сохранения самого текста лекции лучше подстраховаться с помощью диктофона.

Метод Корнелла

Он получил свое название от Корнелльского университета, где преподавал придумавший его профессор Вальтер Паук. С того времени прошло больше полувека, но метод и сейчас пользуется успехом среди преподавателей и студентов, особенно в американских колледжах.

Для конспекта вам понадобится лист формата А4, ручка и линейка. Сверху страницы проведите горизонтальную черту, отделив ею поле для даты и заглавия. Таким же образом отделите нижнюю часть страницы - в это поле вы напишете несколько предложений, в которых сконцентрируйте главную мысль лекции. У вас останется средняя часть листа - ее необходимо расчертить вертикальной линией на большую правую колонку и маленькую левую.

Конспектируйте лекцию или параграф учебного пособия в большой колонке так, как вы привыкли это делать в тетради. Желательно оставлять после предложений небольшие промежутки, чтобы по мере необходимости что-то туда добавить. Затем нужно заполнить узкую колонку - выписать ключевые даты, фамилии и названия напротив того места, где они встречаются в тексте. В течение последующих суток заполните нижнюю часть страницы - несколькими фразами обрисуйте суть того, что написали в большой колонке.

Этот метод хорош тем, что вынуждает человека все время возвращаться к конспектам, пересматривать их и тем самым лучше запоминать информацию. Но если записи не дорабатывать, то метод Корнелла теряет свою главную идею и превращается в обычный короткий конспект.

Метод Билла Гейтса

В начале двухтысячных годов Роб Ховард, занимавшийся предпринимательской деятельностью, встретился с Биллом Гейтсом на переговорах. Это знакомство принесло ему много интересных наблюдений, поэтому Ховард поделился впечатлениями с читателями своего блога.

Наиболее поразительным было то, что один из самых богатых людей планеты не использовал для своих записей ноутбук или диктофон. Он все писал от руки на бумаге.

Ховард заглянул в блокнот собеседника и заметил, что страница разделена на несколько квадратов, в каждом из которых размещалась информация определенной тематики. К примеру, один из блоков отводился под вопросы, возникавшие у Билла в ходе общения.

Есть мнение, будто метод Билла Гейтса - не что иное, как несколько переделанный метод Корнелла, поэтому его можно трансформировать согласно потребностям пользователя, а не просто бездумно копировать. Размещение, величина квадратов и их тематика могут быть любыми - лишь бы они выполняли свое назначение.

Ментальные карты

На западе широко используется эта техника сохранения информации. Ее распространение связано с именем британского телеведущего и психолога Тони Бьюзена, активно применявшего ментальные карты в семидесятых годах минувшего века в своей телевизионной передаче «Думай головой» (Би-Би-Си). Сегодня этот метод довольно популярен среди тех, кто использует мозговой штурм для поиска новых идей .

Для начала нужно нарисовать в центре страницы круг или квадрат, в котором вы напишете тему лекции. После этого от центрального блока с помощью лучей отводите новые квадраты или круги, помещая в них важные понятия и данные. При использовании этой техники лучше писать ручками разных цветов, чтобы ответвления разных тематик объединялись с помощью цвета. Получить больше информации о правилах составления ментальных карт , вы сможете в одной из наших статей.

Метод красной строки

Если все вышеперечисленные методики кажутся вам слишком уж неординарными, предлагаем воспользоваться способом, не сильно отличающимся от классического конспектирования. Заключается он в том, что вы записываете лекцию привычным способом, но каждое новое предложение начинаете с новой, красной строки, и при этом нумеруете их по порядку. Таким образом, каждое предложение получает свой персональный номер.

Это поможет отсылать читателя (то есть самого себя) к разным частям конспекта с помощью цифровых пометок. К примеру, если в тексте имеется связь с каким-то фактом, указанном в начальных абзацах, то не нужно рисовать неудобные стрелки, а достаточно написать: «см. № 48». И тогда записи будут выглядеть намного аккуратнее, а структура, похожая на список, поможет в усвоении информации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


ПШЕНИЧНОВ М.В.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

"Практическое использование интеллектуальных возможностей"

Часть 2. "Рациональное эффективное конспектирование"

Информация и тенденции ее развития

Источником и носителем знаний является информация, то есть, све­дения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом, напри­мер, при помощи тех­нических средств.

Информация всегда играла важную роль в жизни человека. Однако в 20 веке в результате бурного развития на­уки и техники, начался лавинообразный рост объема информации, получивший название информационного взрыва.

В связи с ростом значения информации, ее понимание было расширено и включило обмен сведениями не только между людьми, но и между человеком и автоматом, между автоматами, а также обмен сигналами в животном и раститель­ном мирах, в том числе и на кле­точном уровне. Кроме того, была предложена количественная мера информации, что привело к созданию теории информации.

Источником информации может быть любая система, вырабаты­вающая сообщение или содержащая информацию, пред­назначенную для ее передачи в пространстве и времени.

По форме представления источники ин­формации могут быть очень разнообразны:

  • текстовые (книга, журнал, газета, отчет, реферат, кон­спект и т. д.);
  • графические (график, чертеж, план, карта и т. п.);
  • аудиовизуальные (звукозапись, устная речь, кино­фильм, и т. п.);
  • компьютерные.
За всю исто­рию цивилизации, ориентировочно 6600 лет, человечеством накоплен огромный объем информации, который стремительно увеличивается. Так, если в начале прошлого века удвоения объема информации происходило за 50 лет, то сейчас это происходит за 2 года. А по данным академика А. Н. Несмеянова, если бы ученый все 24 часа в сутки только и делал, что знакомил­ся с накопленной информацией в его узкой области, на­пример в области органической химии, то за всю жизнь ему удалось бы ознакомиться только с 20 % информации в этой области.

Проблема эта не нова и угнетает человечество много веков. Так, в Древнем Вавилоне го­ворили: «Настали тяжелые времена - прогневались бо­ги, дети перестали слушаться родителей, и каждый стре­мится написать книгу...»

Известный схоласт Б. Рич в 1613 г. сказал: «Одна из болезней нашего века - засилье книг. Их столько расплодилось в мире, что и не уследишь за всей той чепухой, которая выводится каж­дый день и идет гулять по миру».

Естественно встает вопрос, как организовать работу с информацией, если мы хотим быть профессионалами в своей области, при ог­раниченных возможностях восприятия человеком ин­формации.

Проведены измерения емкости памяти человека в единицах теории информации - битах. Один бит - ко­личество информации, равное сведению о том, какое из двух равновозможных событий наступит (1 бит - это информация «да - нет», т. е. информация, почерпнутая при разрешении дилеммы положительного или отрица­тельного ответа на вопрос с равновероятными решени­ями).

Установлено, что индивидуальная человеческая па­мять способна осваивать до 50 битов в секунду. Прини­мая время бодрствования человека в течение периода его сознательной жизни равным 10 9 секундам, становится ясно, что за всю жизнь он может освоить объем инфор­мации приблизительно равный 50x10 9 битов. Это пассив­ный фонд памяти. Активный фонд, то есть то, что человек мо­жет выполнить сейчас, равен 10 5 битов, а оперативная память (количество информации, которую человек име­ет в определенный момент времени перед своим мыслен­ным взором) равна 100 битам. Средний объем информа­ции по какому-либо узкому конкретному вопросу при­нимается равным 10 9 битам, ежедневно публикуется до 100 печатных листов или 1600 страниц текста.

Не менее сложным является противоречие между скоростью передачи информации и скоростью ее фиксации. Особенно это ха­рактерно для учебного процесса в школах и вузах. Ведь для обучающихся учебный процесс - это их профессиональная деятельность, кото­рую надо осуществлять грамотно.

Основными источниками информации в учебном процессе являются лекции, учебная и научная литература, которые необходимо конс­пектировать для последующей самостоятельной работы. И здесь возникает противоречие, неразрешимое без знания рационального, в частности ускоренного, конспектиро­вания и чтения.

Суть этого противоречия состоит в суще­ственной разнице между скоростью устной речи, например, лектора и скоростью записи.

Темп устной речи в зависимости от характера излагаемого материала колеблется в пределах от 342 до 835 знаков в минуту. При этом:

  • темп лекции с одновременным выполнением схем, чертежей, записей формул - 375 зн/мин;
  • темп лекции без использо­вания заранее написанного текста лекции - 492-795 зн/мин;
  • темп лекции с использованием текста - 612-835 зн/мин.
Средний темп речи равен 670 зн/мин, а средний темп чтения текста - 620 зн/мин.

При чтении текста также имеются различия в темпе в зависи­мости от цели чтения:

  • при чтении для выявления основного смысла (т. е. выбо­рочного, а не сплошного чтения) - 1000-2000 зн/мин.
  • при избирательном чтении с целью предварительно­го знакомства с материалом - 4000-8000 зн/мин.
  • при поисковом чтении для выявления фактографи­ческих данных - 10000-20000 зн/мин.

Средняя скорость записи материала при конспек­тировании без применения специальных приемов составляет 50-60 зн/мин, то есть, одна строка в минуту в переводе на ма­шинописный текст.

Сравнение показывает, что ско­рость изложения материала лектором в среднем темпе превышает скорость конспектирования более чем в 10 раз. Отсюда же­лание и просьбы слушателей снизить темп изложения материала.

Если лектор усту­пает и переходит на чтение в темпе записи ими материала, это сопровождается огромными поте­рями информативной емкости лекции, а лекция превращается в диктант.

Если же лектор сохраняет темп чтения лекции, это вы­зывает протест слушателей, что может приве­сти к потере контакта с аудито­рией и к снижению информационной емкости.

Поэтому обычно находят компромисс: лектор не­сколько снижает темп изложения, а слуша­тели ищут способы ускорения за­писи, главным образом путем сокращения неко­торых слов.

Использование приемов ускоренного конспектирования позволяет повысить скорость запи­си в 7-10 раз, что повышает эффективность и качество учебного процесса.

Конспектирование в учебном процессе

В процессе познания каждому, кто приходится конспекти­ровать, т. е. кратко излагать содержание какого-либо воп­роса. По­нятие «конспективный» означает «краткий», «сжатый».

Первоочередным объектом конспектирования явля­ется лекция, то есть учебное занятие, состоящее в устном изложении предмета. Но лекция не единственный источник информации. Есть еще учебная литература - учебники, учебные посо­бия, монографии, научные статьи, обязательно использование которых, предусмотрено приказом Министерства образо­вания, особенно при выставлении от­личных и хороших оценок.

Однако лекция является основной формой учебного процесса, поскольку дает возможность:

  • проследить логику предмета, не всегда полно раскры­тую в учебнике;
  • общаться с преподавателем и ученым, как правило, опытным профессионалом высокого уровня - акаде­миком, профессором;
  • расставить необходимые акценты, выделить главное в предмете;
  • получить самые новые, современные сведения, которые отсутствуют в учебной литературе, учитывая длительный цикл ее издания.

Овладение студентами методами рационального конспекти­рования благотворно сказывается на содержании лек­ции. Известно, что преподаватели стремятся насытить лекции новейшими достижениями, еще не нашедшими отражения в учебной ли­тературе. В этом случае особенно важно, чтобы слушате­ли записали сведения такого рода достаточно подробно и точно. При отсутствии у них навыков рационального конспектирования преподаватели вынуждены снижать темп изложения материала, а, следовательно, сокращать информационную емкость лекции.

Это приводит к тому, что кроме потери информатив­ности лекции у слушателей вырабатывается неправильное к ней отношение: они считают воз­можным пропускать лекции, ведь нужный им конспект они могут получить или переписать у товарища.

Как показывает опыт, большинство обучающихся конспектировать не умеют. А неуме­ние быстро, удобно для последующей расшифровки за­писать лекцию, чтобы осмыслить изучаемый материал, приводит к потере логики его изложения.

Главные требования к конспектированию, его ин­формативность и быстрота, ведь конспект - это модель, а не копия лекции или статьи.

Поэтому методам, технике и приемам кон­спектирования надо учить, поскольку для студентов это один из основных навыков в период учебы. Но сейчас это пущено на са­мотек, а литературы учебного характера по этим вопросам крайне мало. Иногда проблему пытаются подменить ссылками на использование стенографии.

Однако, в отличие от стенографии, носящей общий и универ­сальный характер, рациональное конспектирование яв­ляется инди­видуализированным процессом, т. е. ориентированным на каждого студента и каждую дисциплину.

Это означает, что по общей схеме слушатель подбирает себе личные приемы записи, учитывая и ха­рактер текстов, и особенности своей моторики и почер­ка.

Стенография же предлагает приемы, общие для всех людей и всех текстов. Кроме того, конспектирование предполагает быстрое последующее считывание записанных данных, а стенография требует последующего дословного расшифровывания записей.

При конспектировании не надо записывать все, доста­точно записать так, чтобы был понятен смысл, т. е. конс­пектирование, в отличие от стенографии - это запись смысла, а не текста.

Основные организационно-методические особеннос­ти рационального конспектирования, его назначения и форм записи состоят в следующем.

Все конспекты одного человека индивидуальны, поэтому в них можно ввести элементы и приемы записи, специфич­ные для автора.

Конспект пишется от руки, поэтому в нем можно ис­пользовать приемы записи, которые невозможно вы­полнить с помощью технического средства. Использование диктофона приводит к двойной работе, связанной с переводом уст­ного текста в конспект. Поскольку у слушате­лей в значительной степени развита зрительная память, поэтому подготовка к экзаме­ну с использованием диктофона весьма затруднительна.

Конспект содержит рафинированный материал лек­ции, в сжатом смысле отражающий его смысл, что по­зволяет его читать достаточно быстро.

Конспект - это записка себе, поэтому в нем можно использовать формы записи, понятные только автору.

По конспекту не требуется восстанавливать исходный текст лекции или изданного материала, поскольку кон­спект, как уже отмечалось, это запись смысла, а не
текста.

В отличие от конспектирования стенография дает общие для всех текстов методы записи, ориентированные на точную за­пись, позволяющую однозначно восстановить текст.

Но любая универсальная система всегда менее эффективна в конкретном примене­нии, чем специализированная. Поэтому система конс­пектирования эффективнее системы стенографии в ско­рости и удобстве чтения.

С учетом этого можно сформулировать основные направления рационального конспекти­рования:

  • организация конспекта;
  • скоростное конспектирование;
  • обработка конспекта и его подготовка к чтению.

Организация конспекта

Организация, то есть, упорядочение конспекта, осуществ­ляется с целью повышения удобства записи, воспроизве­дения и акцентирования смысла. Основными направлени­ями организации конспекта являются:
  • размещение записи;
  • использование цвета.

Размещение записи

Всю ширину страницы для записи текста целесообраз­но разделить на 3 поля.

Первое поле предназначено для знаков акцентирова­ния, второе - для основного текста, третье - для по­яснений, дополнений и примечаний.

Если конспект ведется в тетради, то размещать запись лучше не вдоль страницы тетради, как это делается в книгах, а поперек, поскольку при такой разметке поле для записи основного текста ста­новится слишком узким. Кроме того, такое размещение текста не отвлекает внимание на соседнюю страницу, особенно если она насыщена знаками акцентирования и цветовыми вклю­чениями.

Сначала такое расположение тетради кажется необычным, но после нескольких дней работы оно оказывается очень удобным.

Знаки акцентирования применяются для выделения, привлечения особого внимания к отдельным частям текста, а также для пояснения роли этого места в тексте.

Примерами знаков акцентирования являются:

Особое внимание;

Повышенное внимание;

Особенно важно;

Неясно, следует обратиться за консультацией или к литературе;

NВ - взять на заметку для дальнейшей проработки;

 - смотри выше, повтор;

 или ∫ - итог, заключительная мысль;

Д.С. - материал для справки (а не для запомина­ния);

>, √ - сделать вставку в текст, дополнить его;

Р.S. - постскриптум, дополнение; ставится, если лектор, возвращаясь к ранее изложенному, ре­комендует дополнить текст.

Дополнения и примечания, размещаемые в третьем поле, как правило, носят характер рекомендуемой лек­тором ссыл­ки на соответствующий источник. При этом за­пись делается либо словами, либо номером источника по рекомендованному перечню литературы.

Полезно оставлять свободные места для дополнительных записей.

Интервалы между строками долж­ны быть в 1,5-2 раза больше размера букв, чтобы вно­сить исправления и делать необходимые вставки в от­дельные строки.

Рубрикацию, т. е. заголов­ки разделов, подразделов, необходимо четко выделять, например, с помощью цвета или более крупными буквами с отступами от предыдущего и последующе­го текстов.

Перечисления в тексте можно делать с нумерацией или с отступами в тексте и использованием дефиса или других символов.

Нумерацию лекций и ее дату в тексте проставлять не рекомендуется, а если это делается, то на левом поле, чтобы не разрывать основной текст лекции в конспекте.

Использование цвета

Цвет несет дополнительную информацию, способствуя лучшему запоминанию и акцентированию внимания при чтении конспекта.

Для этого можно использовать цветные фломасте­ры. Опасения о дополни­тельных затратах времени на это напрасны, поскольку использование других приемов, например, подчеркивание, охват рамкой, применение разных размеров букв и т.д., ведет к еще большим потерям времени и к тому же обладают меньшей информа­тивность.

Выделение цветом является особен­ностью рукописной записи. Это связано с тем, что в рукописи трудно сделать, например, шрифтовые выделения, а в книгах цветная полиграфия гораздо сложнее и дороже, поэтому в полиграфии часто используется сочета­ние разных шрифтов (жирный, курсив, различные гарнитуры).

Полезно освоить несколько основных приемов использования цвета.

Начинать новую тему, параграф или пункт с красной строки в буквальном смысле слова, то есть, выделяя цветами заголов­ки или отчеркивая концы пунктов. Этот прием особенно эффективен, если конспект используется в справочных целях.

Можно воспользоваться правилом «светофора », то есть, подчеркивать запрещающим красным цветом то, что не надо делать, и зеленым разрешающим то, что надо делать.

Можно выделять работа цветом по степени важности . Поэтому красным цветом в конспекте выделяют те места, на кото­рые обращает внимание лектор: определение, формулировка законов, теорем и т. д. Развивая эту идею и вводя в конспект не только красный цвет, но и зеленый, синий и другие, можно различным цветом выделять части записи в конс­пекте, имеющие разную значимость.

Удобно и эффективно пользоваться этим при­емом при конспектировании математических текстов. Например, формулировки теорем выделяют красным цветом, определения - зеленым, а прочий текст - синим или черным. Если читать конспект (особенно при повторном чтении в процессе подготовки к экза­мену) в основном по красному и зеленому цветам, получается то, что можно назвать скелетом дисципли­ны, т. е. выделяются заслуживающие первостепенно­го внимания положения. Такое чтение не распыляет, внимание, позволяет более четко увидеть цели, сто­ящие перед разделами, связь между ними, отдельны­ми положениями и определениями.

Идея приема выделения цветом по соответствию такова: одинаковым цветом записываются связанные между собой части материала.

Чаще всего этот прием применяется, ког­да необходимо выделить:

  • описание конструкций, состоящих из не­скольких частей, при этом разными цветами изоб­ражаются составные части схемы и тем же цветом дается их описание;
  • запись динамики процессов, при этом разными цветами показывается положение частей конструкции и тем же цветом дается их описание;
  • изображение и описание вариантов какого-либо решения, имеющих небольшие разли­чия; при этом разными цветами показываются и описываются разные варианты вместо повторного их изображения.
Изображение разными цветами и при необходимости описание семейств кривых, особенно если они носят немонотонный характер.

Но не следует применять много цветов, желательно не более трех-четырех.

Методы, и приемы скоростного конспектирования

Цель и основная задача применения методов и при­емов повысить скорость записи, приблизить ее к тем­пу устной речи средней скорости.

Приемы эти индивидуальны, но к общим приемам скорописи в первую очередь относится уменьшение размеров букв в разумных пределах, поскольку при этом путь, проходимый пи­шущим инструментом, уменьшается, а, следователь­но, скорость возрас­тает. Оптимальный размер букв не должен превышать 2-2,5 мм.

Кроме того, писать следует «вязью», т. е. не отрывая ручки от бу­маги, что не менее чем в 2 раза повышает скорость записи. Для этого следует упро­щать начертания букв, приспосабливая их к безотрывному письму. В качестве примера, мож­но привести такой вариант:



Методы скоростного конспектирования слов

Эти приемы индивидуальны и требуют творческого подхода.

1. Обозначение часто употребляемых слов и словосочетаний начальными и конеч­ными буквами. Например: м.б. - может быть; д. - дол­жен; т.е. - то есть; т.к. - так как; и т.д. - и так далее; и т.п. - и тому подобное; и др. - и другие; и пр. - и прочие; р-м - рассмотрим; п-м - получим; с-т - сущест­вует.

2. Сжимание слова путем недописывания гласных как малоинформативных знаков, обеспечивающих глав­ным образом благозвучие, речи.

Ярким примером такого приема является известный прием «письмо без гласных». Например, фразу «Кто послал тебе письмо без глас­ных?» можно заменить однозначно читаемым, но труднопроизносимым «кт псл тб псм бз глснх? ».

Ряд согласных, образующих слова, несет больше информации, чем гласные.

Для сравнения информативности согласных и глас­ных можно привести ту же фразу, написанную только гласными: «о оа ее ио е аы ».

  1. Поскольку при письме без гласных те­ряется информация о падежах и других грамматичес­ких особенностях, можно использовать сме­шанный прием, то есть сохранять гласные лишь в оконча­ниях, например, трбвния, тргвля, зрбтная плта .
  2. Сокращения слов путем перерыва в начертании на гласной букве (например, отмена частной собственно­сти - отм ча сбствти ; несвоевременная выплата зара­ботной платы - нсврмая вы зрбтной плты ).
  1. Пропуски букв и обозначение пропущенных букв де­фисом (например, работа - р-та ; менеджмент - м-нт ; маркетинг - м-нг ; коммерция - к-ция ).
  2. Сокращение слова путем обозначения частей слов в начале и в конце несколькими буквами (например, конференция – конф или кф , количество - клво ).
  3. Сокращенное обозначение часто встречающихся местоимений (например, который - крый , чтобы - чбы ).

Кванторизация

Этот прием ввел математик Георг Кантор. Квантор - логическая операция, дающая количественную ха­рактеристику области предметов. В обычном языке носителями таких характеристик слу­жат слова типа «все», «каждый», «некоторый», «любой», «всякий», «несколько», «существует».

В формализованных языках для выражения по­добных характеристик оказывается достаточно кванто­ров нескольких видов. Например:

Квантор общности:  - каждый, всякий (перевернутая начальная буква немецкого слова alle - «все»);

Квантор существования:  - существует (переверну­тая начальная буква немецкого слова existieren - «су­ществовать»).

Идея кванторизации выходит за рамки буквально­го смысла, и означает перевертывание букв, например: Ь (или q) - рассмотрим ;  - получим ; ⊐ - построим ; и т. п.

Применение кванторов зависит от характера текста: технического, экономического, общественно-политиче­ского, математического, естественнонаучного и т. д.

На­пример, в экономических текстах могут применяться та­кие кванторы: λ - управлять ,  - резервировать , Ь - руководить и т. п.

Словообразование с помощью суффиксов, окончаний

Приставки и суффиксы служат для сло­вообразования, окончания необходимы для связи слов. Без приставок обойтись невозможно, так как они изменяют смысл слов. Пропущенный суф­фикс или окончание часто можно восстановить по кон­тексту.

Если к сокращению необходимо добавить приставку или суффикс, чтобы не тратить много времени, можно воспользоваться приемом, применяемым в стеногра­фии: для типовых концовок слова можно применять про­стые обозначения. Например, «~» - «ение» или «ание», «↿» - «ческий».

Применять эти символы можно как в сочета­нии с обычным текстом, так и с сокращениями всех ви­дов, в частности с кванторами, например:  - существует, ~ - су­ществование,  - всякий, ↿ - всяческий.

Часто для конспектирования достаточно использо­вать не конкретное окончание, а какой-то признак речи - существительного, глагола, прилагательного, причастия. Опыт показывает, что достаточно иметь четыре-пять типовых концовок слов. Например:

  • «~» - признак существительного,
  • «↿ » - признак прилагательного,
  • «» - признак активного причастия («ущий», «ающий»),
  • «» - признак пас­сивного причастия («ованный», «еванный»),
  • «» - признак глаго­ла.
Например,  - существует, ~ - существование,  - существующий,  - существенный.

Аббревиатуры

Аббревиатура - сложносокращенное слово, образованное из начальных букв или начальных элементов слов (АТС, прораб). Это эффективное средство, уско­ряющее запись и позволяющее избегать повторений часто употребляемых слов.

В настоящее время при аббревиации используются следующие виды сокращений:

  • сокращения слов, обозначающих населенные пункты (г. - город, обл. - область);
  • названия месяцев и даты (15.06.02 );
  • телеграфные графические сокращения (тчк, зпт );
  • условные обозначения величин и единиц измерений (Ом, В, км, см );
  • сокращения, принятые в планово-учетной докумен­тации (Госбанк, квит.№ );
  • официальные наименования организаций, учрежде­ний, предприятий, их подразделений (СМ, АН, хоз­часть, главк, финотдел );
  • названия некоторых материалов (кожимит, лавсан );
  • названия изделий, машин и приборов (мопед, ГЭС, РЛС, запчасть );
  • названия документов (ГОСТ, ОСТ, ОРМ, ТУ, ТЗ, госзаказ );
  • наименование должностей, ученых званий (акад., член-корр., проф., зав., зам., и. о. )

Существуют определенные правила аббревиации. При введении аббревиатур необходимо особое внима­ние уделять тому, чтобы они были единообразны на протяжении всей записи.

Сокращение не должно совпадать по форме с суще­ствующим словом или совпадать с другим сокра­щением.

Сокращение должно быть обратимым, т. е. получен­ное сокращение можно однозначно развернуть в полное наимено­вание.

Сокращения должны удовлетворять нормам русского произношения.

Сокращения, являющиеся названиями учреждений, предприятий, организаций, а также обозначающие марки изделий и т. д., пишутся с прописной буквы.

Слово «год» после дат сокращают, оставляя одну букву «г. », а после нескольких дат ставят буквы «гг .» (точка между ними не ставится). Например: 2001 г., 1996-2000 гг .

Учебный и финансовый годы пишут через косую чер­ту, сокращая последний год на две первые цифры и употребляя слово год в единственном числе. Напри­мер, в 1998/99 учебном году.

Рубли и копейки сокращаются «руб .» и «коп .», если они употребляются отдельно. В смешанном числе их сокращают - «р .» и «к .». Например, 2000 руб., 80 коп .,
2000 р. 80 к .

Гипераббревиация

Гипераббревиация - это аббревиатура одной буквой. Существуют два основных приема применения этого способа скоростного конспек­тирования.

1. Обозначение слова начальной буквой с точкой (на­пример, К. - конспект, С. - система, А. - аудит и т. п.).

Такой способ часто применяется в словарях. Но применять его допустимо на коротком интервале однородного текста.

2. Способ, который называют применением букв «в обертке». Например, - алгоритм, - система, - экономика и т. п.

Чаще всего этот прием используется для сокращенно­го обозначения терминов.

Использование иероглифической записи

Иероглифы наиболее древние изобразительно-образные знаки. Большинство иероглифов были фонограммами, они обозначали либо сочетание 2-3 согласных звуков либо отдель­ные согласные. Среди иероглифов были и идеограммы, то есть знаки, обозначавшие отдельные слова и понятия.

Из иероглифического письма развился курсив и лигатуры.

Курсив - начертание типографского шрифта с наклоном впра­во, близким к рукописному, возникший в результате стремления к быстроте и удобству письма, не отнимая пера.

Лигатура - буква или знак, образованный из соединения элементов двух и более букв или знаков в один, передающих один звук (например, в не­мецком языке sch – «ш» или tsch – «ч»).

Одними иероглифами писать не очень удобно. Но использование их от­дельных элементов при конспектировании очень эффективно.

Иероглифами мы пользуемся постоянно, осо­бенно в математических текстах, но они могут использо­ваться и в других текстах для замены одним знаком не­скольких слов. При конспектировании имеет смысл ис­пользовать простейшие иероглифы, как общепринятые, так и придуманные.

В группе общепринятых это, прежде всего:

  • математические и логические символы: +, -, =, х, :, >,
  •  - знак принадлежности, составная часть (напри­мер, АВ);
  •  - знак импликации, одна из логических операций, ей соответству­ет связка «если... то»;
  • & - знак конъюнкции, одна из логических операций; отражает употребление союза «и» в логических выводах;
  • V - знак дизъюнкции; соответствует союзу «или»;
  •  - знак отрицания, одна из логических операций; отражает употребление выражения «неверно, что...».
В качестве удачных примеров применения придуман­ных иероглифов, можно привести: /\/ - противоречие; N - наоборот;  - взаимосвязаны и т. п.

Использование пиктограмм

Пиктография - ото­бражение содержания сообщения в виде рисунка. Рисунок не определяет ни слов, в которых должно быть изложено сообщение, ни языка сообщения.

В пиктограмме возможна услов­ная символика (например, два соединенных сердца - «любовь»).

Элементы пиктографического письма могут успешно использоваться при конспекти­ровании, т. к. обладают повышенной наглядностью.

При­меры пиктограмм при конспектировании:

F(x) - функ­ция возрастает,

F(x) - убывает,

F(x)⊼ - возрастает и ограничена сверху.

Пиктограмма создает образ, что важно для использования механизма зритель­ной памяти. Поэтому пиктограммы не только ускоряют запись, но и значительно улучшают воспри­ятие конспекта, способствуют запоминанию материала, так как заставляют работать зрительную память и дают возможность воспринимать не слова, а образы. На пиктографическом письме построена вся схемо­техника. Примеры пик­тограмм:



В сфере гуманитарных и социально-экономических дисциплин этот прием сокращения применяется мало, поскольку понятия этих дисциплин в виде рисунка изобразить трудно. Хотя можно найти варианты использования пиктограмм, например:  - план,  - документация.

Скоростное конспектирование фраз

Рассмотренные приемы записи слов, символов и словосочетаний просты и после непродолжительной тре­нировки выполняются автоматически. Приемы кон­спектирования фраз более сложные, так как требуют ос­мысления и творческой переработки текста. Но они дают гораздо больший эффект как в скорости записи, так и в последующем восприятии и запоминании текста.

Основной идеей является перекодирование и свертыва­ние текста. Объективной предпосылкой этой идеи является избыточность языка. Исследования показали, что рус­ский язык об­ладает избыточностью около 80 %. То есть, если из текста убрать до 80 % символов, то можно понять, о чем идет речь.

Именно эта избыточность позволяет легко понимать друг друга, несмотря на особенности произношения каж­дого человека (акцент, нечеткое произношение оконча­ний, неправильное ударение) и ес­тественные помехи (шум, музыкальный и зрительный фон). Правда, после удаления 80 % символов текст приходится не читать, а расшифровывать, что для конс­пектирования неприемлемо.

Если же из текста убрать не 80 %, а меньше символов и слов, то можно и текст сократить, и читать его будет несложно.

Свертывание фразы с использованием контекста

Сущность этого приема состоит в том, что из тек­ста при конспектировании убираются те слова, кото­рые можно без труда восстановить по смыслу. Автор любого текста (учебника, текста лекций) не может пропускать такие слова, иначе его речь станет сухой, потеряет стройность и будет хуже восприниматься. Поэтому сокраще­ние должен выполнять слушатель.

В первую очередь из фразы может быть удалена группа подлежащего, поскольку оно совпадает с содержанием контек­ста и поэтому легко по нему восстанавливается.

Например, если темой лекции является рациональное конспектирование, то из фраз «конспект применяется для...», «достоинствами конспекта являются...» можно оставить «применяется для...», «достоинства...». К че­му это относится, легко восстанавливается по смыслу: вся лекция о конспекте, значит, и эти фразы относятся к нему.

Во вторую очередь из фразы удаляется часть словосо­четания, которая по смыслу дублирует другую его часть. Например, если на лекции сравниваются по своим характеристикам крыло самоле­та и винт вертолета, то нет необходимости в кон­спекте употреблять полностью названные словосоче­тания, а можно их сократить до «крыло» и «ротор», поскольку и так понятно, к какому летательному аппарату они относятся.

Следующим кандидатом на удаление явля­ется группа сказуемого. В этой группе глагольные сло­ва, особенно связанные с перечислением (типа «быва­ют», «состоит», «включают»), заме­няются графическими символами, например, вилкой или скобкой.

Свертывание текста путем использования макроконтекста

Макроконтекстом называется совокуп­ность знаний конкретного человека. Часто вместо это­го термина употребляется понятие тезауруса. В широком смысле тезаурус - это описание системы знаний о действительности, которыми располагает индивиду­альный носитель информации. Естественно, макроконтекст, или тезаурус, каждого человека сугубо индивидуален.

Значит то, что человеку хорошо известно благодаря индивидуальному контексту, можно не записывать вообще.

Пример из области математики: если лектор произно­сит «пусть функция непрерывна вместе со своей первой производной», то в этой фразе можно опустить упомина­ние о самой непрерывности функции, так как из одного только существования производной следует непрерыв­ность функции, и этот факт должен быть известен лю­бому студенту технической или экономической специ­альности.

Или в экономическом тексте вместо фразы «прибыль как разность между доходами и расходами...» пояснение может быть опущено, поскольку оно хорошо известно даже начинающему изучать экономику.

Для свертывания записи фразы за счет макроконтек­ста надо понимать смысл лекции, этот прием неприме­ним для бездумной записи. Если слушатель не записывает то, что ему известно, то его конспект может быть полезен только ему самому. Ис­пользование макроконтекста - это особенность именно конспективной записи, учитывающая, что читать конс­пект будет только его автор.

Преобразование фразы

Применение этого приема требует понимания конспектируемого текста, творческой его переработки и высокой скорости мыш­ления. По ускорению записи этот прием наиболее эф­фективен.

Суть его заключается в том, чтобы найти фра­зу, эквивалентную данной, но более короткую. Поиски такой фразы можно вести в нескольких направ­лениях:

  • подобрать более короткие синонимы для составляю­щих фразу слов (например, с использованием извест­ных слов иностранного языка);
  • сформулировать то же самое другими словами, устра­нив, например, некоторые прилагательные, выполня­ющие лишь функции «украшения»;
  • подобрать более короткий текст, используя систему сокращений слов и словосочетаний.
Тренировку этого приема целесообразно начи­нать с конспектирования печатных текстов, поскольку при этом есть время для осмысления и свертывания тек­ста с постепенным ускорением.

Пространственная запись текста

Этот прием позволяет ускорить запись и полностью использовать пространство листа. Кроме того, этот прием обладает повышенной образнос­тью, облегчает запоминание и пригоден для текстов из многих областей знаний, в которых использу­ются перечисления.

Варианты пространственной записи достаточно раз­нообразны, но можно рекомендовать использовать «вил­ку», соответствующую словосочетанию «бывают следу­ющих видов» или «подразделяются на...», и скобку, соот­ветствующую словосочетанию «состоит из...».

Рассмотрим несколько примеров:



К разновидностям пространственной записи можно отнести и простейшие способы:

  • аб­зацы,
  • выделение формул в отдельную строку,
  • отступы от начала строки.
Например, программисты применяют специальную систему отступов, называемую «запись ле­сенкой».

Кроме ускорения и компактно­сти записи этот прием улучшает восприятие и запомина­ние. Такой конспект теряет внешнее однообразие, каждая страни­ца приобретает индивидуальный вид, что активирует механизмы зрительной памяти и облегчает запоми­нание.

Использование табличной записи

Этот прием применяется как компактная форма класси­фикаций, перечислений и позволяет избежать повторе­ния многих однородных слов.

Обработка конспекта

После завершения конспектирования конспект нужно обработать, чтобы повысить его информативность и полноценность. Обработку конспекта желательно про­водить в тот же день, пока еще свежи в памяти материа­лы лекции, ее нюансы, ссылки на дополни­тельные источники информации. Обработка конспекта повышает его читаемость и облегчает запоминание.

Обработка конспекта проводится в два этапа.

На пер­вом этапе, в процессе изучения дисциплины в течение се­местра, в конспект вводятся пропущенные слова, фразы, уточняются определения, вносится дополнительная ин­формация из рекомендованных источников (для этого в конспекте следует оставить свободное место), проставля­ются дополнительные знаки, акцентирования.

На втором этапе, перед сессией, проверяется комп­лектность конспекта, вносится пропущенная информа­ция, снимаются вопросы путем общения с коллегами и преподавателем.

Использование всех рекомендуемых приемов рацио­нального конспектирования с учетом его обработки по­зволяет значительно упорядочить конспект, ускорить запись, повысить его информативность, облегчить запо­минание, читаемость, а, следовательно, эффективность конспектирования и, в конечном счете, качество учеб­ного процесса.

Примеры ускоренного конспектирования

Политические тексты

Исходный текст. Без серьезной теории и программы не может быть успешной деятельности любой политиче­ской партии. А для либеральных партий в России значе­ние теории и практики еще более возрастает в связи с тем, что:
  1. эти партии еще только складываются;
  2. либеральное движение международно по своему существу, и мы должны изучать опыт других стран;
  3. национальные задачи российского либерального дви­жения такие, каких не было еще ни перед одной либе­ральной партией в мире.

Экономико-управленческие тексты

Исходный текст. В условиях рыночной экономики механизм ценообразования во многом определяется со­отношением спроса и предложения, ориентирующим на равновесные цены (эквилибриум). Спрос в свою очередь зависит от характера потребностей с учетом сегмента­ции рынка, уровня их удовлетворения и платежеспо­собности потребителей. Предложение определяется про­изводственным потенциалом производителя (уровнем технологии и организации производства, наличием необ­ходимых производственных ресурсов: трудовых, финан­совых, современного оборудования, площадей, управ­ленческих кадров и т. п.) и уровнем цен, определяющим получение необходимой прибыли.




Технические тексты

Исходный текст 1. Нажать клавишу «Сеть». Если заго­рается красная лампочка, то нажать клавишу «Сброс». Тумблер «Вкл.» перевести в верхнее положение. В за­висимости от предполагаемого вида работы поставить переключатель вида работ в положение «Прием» или «Передача». При работе на прием включить усили­тель, установить напряжение 127 В. При работе на пере­дачу - включить усилитель, генератор, установить на­пряжение 220 В. Подключить антенну. Прибор к рабо­те готов.

Сокращенный текст:

Исходный текст 2. Велосипед является механическим средством передвижения и состоит из несущей и ходовой частей Несущая часть включает в себя раму и седло, а хо­довая часть - колеса, привод и руль. Привод в свою оче­редь состоит из ведущего зубчатого колеса с педалями, цепи и ведомого зубчатого колеса. Колеса включают обод, соединенный спицами с втулкой, и надувную камеру с покрышкой.




Сокращенный текст:

Юридические тексты


Исходный текст. Сделка по гражданскому праву. Действия субъектов гражданского права, направленные на изменение, возникновение, прекращение права и обя­занностей, называются сделкой. Сделки могут быть одно­сторонние, двусторонние, многосторонние. При односто­ронней сделке волеизъявление исходит от одного лица, и этого достаточно для возникновения права и обязанно­сти. Например, завещание о наследстве. Для двусторонней сделки необходимо волеизъявление двух лиц. Воля может быть встречной, состыкованной, например договор. Для мно­госторонней сделки требуется, чтобы волеизъявление ис­ходило от нескольких лиц, например бригадный договор.

Вариант сокращения текста:


Выводы

Техника рационального конспектирования - это один из основных навыков обучающихся, преподавателей и научных работников. Знаниям, умениям и навыкам в этой области надо учить так же, как учим всему остальному, поскольку самостоятель­но изобретенная техника конспектирования обычно ока­зывается примитивной.

Естественно, что конкретную систему этих приемов, особенно сокращений, каждый должен выбрать сам, ис­ходя из своих собственных потребностей и вкусов. При этом понятно, что такой конспект сможет чи­тать только его автор, что создает пра­вильное отношение к лекции и повышает эффективность учебного процесса.

В качестве общей рекомендации можно отметить, что приемы скорописи, особенно сокращения, следует вво­дить постепенно 3-5 в неделю, чтобы успеть привыкнуть к ним. При этом полезным может оказаться ведение одновременно с сокращениями их словарика.

Опыт показывает, что на изучаемые в вузе предметы достаточно 50-70 сокращений, часть из кото­рых окажутся типовыми, а часть - индивидуальными. Осво­ить их можно за несколько месяцев.

Образованный человек активно использует око­ло 2000 слов своего родного языка, еще примерно столько же составляет его пассивный словарный запас (для срав­нения: в словаре Ожегова - около 57 000 слов). К нагрузке на память добавляются таблица умно­жения, грамматические правила, имена, фамилии, адре­са, телефоны и т. п.

Так что 50-70 сокращений состав­ляют незначительную долю от общего объема имеющейся в памяти информации (менее 0,1 %). И после необходимой тренировки сокращения, будут восприниматься как вполне естественные.

Использованная литература:

  1. Г. Алдер, "Техника развития интеллекта", "Питер", С-Пб., 2001.
  2. Э. Боно, "Нестандартное мышление", "Попурри", Минск, 2000.
  3. Т. Бьюзен, "Максимально используйте свой разум", "Попурри", Минск, 2000.
  4. Т. Бьюзен, "Научите себя думать", "Попурри", Минск, 2000.
  5. Б. Депотер, М. Хенаки, "Квантовое обучение", "Попурри", Минск, 1998.
  6. М. Зденек, "Развитие правого полушария", "Попурри", Минск, 1997.
  7. Д. Кехо, "Подсознание может все", "Попурри", Минск, 2000.
  8. Э. Минько "Ускоренное конспектирование и чтение", "Питер", С-Пб, 2003.
  9. Х. Сильва, Б. Голдман "Управление интеллектом по методу Сильва", "Попурри", Минск, 2000.
  10. Р. Штернберг, "Отточите свой интеллект", "Попурри", Минск, 2000.

Существует несколько способов конспектирования текста, среди них следующие:

Тезисы - кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. При ступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.

Линейно-последовательная запись текста, при котором целесообразно использование плакатно-оформительских средств, таких как:

· сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;

· выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов; использование различных цветов;

· подчеркивание;

· заключение в рамку главной информации.

Способ «вопросов-ответов» заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Одна из модификаций способа «вопросов-ответов» - таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.

1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, :место издания.

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон.

Слева на нолях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа - способы фиксации прочитанной информации.

Схема с фрагментами - это способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, - при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного конспекта.

Простая схема - способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.

Параллельный способ, при котором конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и левой частях листа.

Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.

Комбинированный конспект - вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используют все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.