Элон маск родился. Кто такой илон маск и как он меняет мир

Элон Ривс Маск (Еlon Reeve Musk, 28 июня 1971 г.) – американский и канадский миллиардер. Известен как талантливый инженер и изобретатель, основатель и владелец SpaceX. Главный дизайнер Tesla Motors. По оценкам Forbes, имеет состояние более 12 миллиардов долларов.

Детство

Элон родился в ЮАР в городе Претория. Мать мальчика была канадкой и работала диетологом. Отец, уроженец Южной Африки, трудился инженером. Отношения в семье не сложились, поэтому родители вскоре разошлись. Мальчик остался жить с отцом, что стало не лучшим выбором. Мужчина отличался вспыльчивостью и крутым нравом.

Элон хорошо учился в школе и был замкнутым мальчиком. По этим или каким-то другим причинам одноклассники невзлюбили его. Над ребенком постоянно издевались, дело доходило даже до систематических избиений.

Однако у себя дома Элон был совсем другим человеком. В 10 лет сбылась его большая мечта – мальчик получил на день рождения персональный компьютер. В отличие от большинства своих сверстников, которые использовали машины исключительно для развлечений, он заинтересовался программированием. Освоив его самостоятельно, Элон решил, что полученные знания должны принести свои дивиденды. В результате мальчик создал видеоигру, которая пользовалась успехом и разлеталась как горячие пирожки. И это несмотря на серьезную стоимость в 500 долларов.

На этом план заработка не заканчивался. На самом деле, он только стартовал. На вырученные деньги мальчик приобрел акции одной фармацевтической компании.

Подбирал он ее, анализируя информацию из газет. И не прогадал. Вскоре у него на руках была достаточная сумма для осуществления мечты.

Учеба

Элон всегда мечтал попасть в США. Именно эту страну он считал идеальным местом для всех тех, кто обладает острым умом и желанием его применить. Однако он не мог просто приехать в чужую страну. При этом перед юношей замаячила реальная перспектива в скором времени надеть военную форму. Поэтому он решил воспользоваться гражданством своей матери и тем, что в Канаде у нее остались родственники.

Несмотря на протесты родителей, молодой человек собрал вещи и отправился на другой континент. В Канаде он поступил в университет в Кингстоне. Благодаря отличной учебе, Элон получил стипендию от Университета Пенсильвании и вскоре пересек заветную границу.

Среди университетских предметов он отдал предпочтение физике и ведению бизнеса. Не стоит даже говорить о том, что он преуспел в выбранных направлениях. Теперь можно было определяться с будущим. Проанализировав ситуацию, молодой человек понял, что есть три вещи, которые ему интересны.

В те годы только начиналось развитие интернета. В нем Элон увидел неиссякаемый источник возможностей. Также его привлекли альтернативные источники энергии и космос.

В 1995 году молодой человек отправился в Стэнфорд. Он намеревался продолжить образование, но вскоре отказался от этой затеи.

Карьера

Вместо учебы Элон объединился со своим братом и создал компанию Zip2. Она была направлена на разработку программного обеспечения для новостных компаний. Спустя 4 года братья продали ее, в результате Маск стал богаче на 22 миллиона долларов.

Следующим детищем Элона явился сервис интернет-платежей PayPal, который приобрел eBay, заплатив лично Маску 1,5 миллиарда.

Теперь у него было достаточно средств, чтобы посвятить время и усилия своим собственным проектам. Поскольку интернет Маск уже освоил, он обратил свой взор к космосу и альтернативным источникам энергии.

Космос

Элон всегда был одержим идеей колонизации Марса. Его заинтересовал проект размещения там парников, в которых автоматически могли бы выращиваться растения. Поскольку стоимость реализации этого плана не укладывалась ни в какие рамки, бизнесмен решил начать с малого. С собственной ракеты.

В 2002 году он создал компанию SpaceX, а уже в 2006 ракетоноситель Falcon9 совершил свой первый полет. Затем на свет появился космический корабль Dragon, совершающий рейсы на Мировую космическую станцию.

Энергия

Не забыл Элон Маск и об альтернативных источниках энергии. Он вложил крупную сумму денег в компанию SolarSity, занимающуюся установкой солнечных батарей.

Компания TeslaMotors разрабатывает и производит электромобили.

Личная жизнь

Личная жизнь Элона Маска заинтересовала журналистов после его первого развода. Несмотря на то, что супруги разошлись мирно, прессу привлек тот факт, что в семье было пятеро малолетних сыновей. С первой женой Элон познакомился в Канаде, когда был простым студентом.

Второй женой миллиардера стала молодая актриса Талула Райли. Их отношения не продлились долго и завершились разводом.

Критика и скандальные происшествия

Спасательная операция в пещере Тхамлуангнангнон

Большой общественный резонанс вызвали попытка Илона Маска принять участие в спасательной операции, проводившейся в пещере Тхамлуангнангнон и последовавшие за этим события. Американский предприниматель сообщил, что вместе со спелеологами обсуждает варианты спасения людей. 10 июля 2018 года, после того как были спасены 8 детей, он привёз к месту спасательных работ созданную им мини-субмарину, с использованием элементов ракеты-носителя Falcon 9, которая должна была помочь детям, неподготовленным к погружению. Однако спасатели посчитали, что использовать её нецелесообразно.

Спелеолог Верн Ансворт, сыгравший одну из ключевых ролей в операции по спасению, раскритиковал это предложение, назвав его рекламным трюком. По его словам, у этого плана не было никаких шансов на успех: субмарина с жёстким каркасом не прошла бы даже первые 50 метров, попутно он грубо высказался в адрес Маска. В ответ Илон опубликовал твит, в котором обозвал британского дайвера педофилом. Довольно быстро Маск стёр данный твит, однако он уже успел вызвать волну негативной реакции и многочисленные статьи в различных СМИ, ситуация вызвала краткосрочное падение стоимости акций компании Tesla. Через несколько дней Илон извинился перед Ансвортом.

Подкаст Джо Рогана

В сентябре 2018 года Маск посетил шоу американского комика Джо Рогана. Во время беседы предприниматель покурил смесь из марихуаны и табака, предварительно спросив Рогана, легально ли это. Илон сказал, что редко курит марихуану, объяснив это тем, что наркотик не оказывает на него воздействия.

Обвинения в нарушении закона о ценных бумагах

Осенью 2018 года ряд трейдеров и акционеров Tesla подали в суд на Маска и обвинили главу компании в нарушении закона о ценных бумагах. Расследованием по данному административному делу занялась Федеральная комиссия по ценным бумагам США (SEC). В иске утверждалось, что Маск намеренно выдавал ложную информацию в Twitter-аккаунте, чтобы повлиять на цену акций Tesla. В своем личном аккаунте глава компании заявил о решении сделать Tesla частной фирмой и о том, что уже нашел финансы для выкупа акций. В сообщениях он также указал на то, что планирует выкупить ценные бумаги из расчёта 420 $ за акцию, то есть выше их рыночной стоимости.

Из-за критики со стороны пользователей социальной сети и акционеров Маск решил оставить Tesla публичной компанией. В сентябре 2018 года Министерство юстиции США параллельно с административным делом завело уголовное дело в отношении компании Tesla. По иску SEC Маску грозит запрет на занятие руководящих должностей в публичных компаниях.

В ответ на обвинения Илон Маск заявил следующее:

Я глубоко разочарован необоснованными обвинениями SEC. Я всегда действовал в интересах инвесторов, и честность - самая важная ценность в моей жизни. Факты докажут, что я никогда и никого не ставил под угрозу.

29 сентября 2018 года Маск и SEC урегулировали в досудебном порядке эти обвинения. Согласно договоренности, Маск останется руководителем компании Tesla, однако не сможет занимать пост председателя совета директоров три года. Кроме того, он должен выплатить штраф в размере 20 миллионов долларов. Такой же штраф наложен на компанию Tesla.

Филантропия

Илон стал председателем правления благотворительного фонда Musk Foundation. В январе 2015 года фонд пожертвовал 10 млн долларов для Института будущего человечества на исследования контроля над искусственным интеллектом.

В июле 2018 года предприниматель предложил свою помощь в операции по спасению детей из затопленной пещеры Тхам Луанг. На помощь спасателям были отправлены четыре инженера из компаний Tesla, SpaceX и The Boring Company. Разработанная специально для этой операции мини-субмарина была доставлена в Таиланд, однако тайские спасатели отказались её задействовать. Спелеолог Верн Ансворт, сыгравший одну из ключевых ролей в операции по спасению, раскритиковал предложение Маска - по его словам, субмарина с жестким каркасом «не смогла бы проплыть даже первые 50 метров от начала пещеры».

Политика

В декабре 2016 года вошел в состав Президентского форума по стратегии и политике при президенте США Дональде Трампе - группы из 16 американских предпринимателей, задача которой состоит в том, чтобы консультировать 45-го президента США по вопросам, связанным с экономическим ростом, созданием новых рабочих мест и повышением производительности труда, но в 2017 году отказался от дальнейшего участия в форуме в знак протеста против решения Трампа о выходе США из Парижского соглашения.

Кино

По словам Джона Фавро, режиссёра фильма «Железный человек» (2008), Илон Маск послужил прообразом для киновоплощения Тони Старка, которого сыграл Роберт Дауни-младший.

В 2010 году Маск появился в фильме «Железный человек 2» в роли самого себя (по сюжету Илон - приятель Тони Старка). В 2013 году он также сыграл себя в эпизоде фильма «Мачете убивает». Маск виден среди зрителей, пришедших на презентацию искусственного интеллекта в научно-фантастическом фильме «Превосходство» (2014, на отметке 00:07:39-41), и его имя есть в титрах.

Илон Маск озвучил камео в 26 сезоне 12 эпизоде мультсериала «Симпсоны», вышедшего 25 января 2015 года.

В 9 эпизоде 9 сезона сериала «Теория Большого взрыва» играет камео.

В 2017 году снялся в комедии «Почему он?» в роли самого себя.

Также в конце 6 серии 1 сезона сериала «Детство Шелдона» Маск сидит за столом и читает конспект юного Шелдона.

Оценка состояния

В 2015 году в Интернете появились неофициальные данные, согласно которым состояние Илона Маска – 13,1 миллиарда долларов США.

Уже в следующем году появилась и официальная информация, предоставленная изданием «Forbes». Согласно информации американского финансово-экономического журнала, Маск владеет суммой, равной 10,7 миллиарда долларов.

Илон Маск сейчас

Главной целью Илона Маска остается создание человеческой колонии на Марсе. В интервью 2011 года он заявил, что первые поселенцы отправятся на Красную планету в течение следующих двух десятилетий. К 2040 году, предсказывает Маск, на Марсе будут жить 80 тысяч человек.

Продолжается работа над BFR – Big Falcon Rocket – ракетой-носителем и космическим аппаратом с полезной нагрузкой в 150 тонн. Предполагается, что BFR заменит предыдущие поколения Falcon и станет основным инструментом для транспортировки грузов и людей на Марс.

Илон Рив Маск (Elon Reeve Musk, 28.06.1971 г.р., Претория, ЮАР) – американский предприниматель, изобретатель, сооснователь PayPal, учредитель и СЕО в компаниях SpaceX и Tesla, член Совета директоров SolarCity.

Его личное состояние по данным Forbes составляет 20 млрд.$ (на март 2018).

В списках Forbes за 2017-й бизнесмен:

  • №12 среди миллиардеров, сделавших состояние в технической отрасли
  • №21 в списке «Самых влиятельных персон планеты»
  • №30 среди «Богатейших людей США».

Илон Маск берется за развитие глобальных для человечества отраслей: солнечная энергетика, автомобиле- и ракетостроение. За последнее десятилетие он внес наибольший вклад в эти индустрии. Выпущенный компанией Tesla электромобиль Model S разгоняется до 96 км/ч за 2,28 сек, а отработанные разгонные ступени ракето-носителей Falcon от SpaceX успешно возвращаются на Землю и готовы к повторному использованию.

За вклад в коммерциализацию космоса Илон Маск был удостоин премией Хайнлайна и получил 0,5 млн.$ (2011). Издание Fortune присудило ему звание «Бизнесмен года» (2013), а The Wall Street Journal – «CEO года» (2013).

Главная цель Илона Маска – освоение космоса и колонизация Марса. В этом он видит спасение человечества

Как парень, родившийся в ЮАР в семье инженера, сумел сколотить состояние для воплощения своих фантастических идей? Что превратило вчерашнего студента в успешного миллиардера-новатора? Об этом расскажет биография Илона Маска.

Детство и семья

Родители

Будущий изобретатель родился 28 июня 1971 в столице ЮАР Претории. Илон был первым ребенком у четы Масков, старшим из троих детей.

Мама Маска, (1948 г.р.), была моделью и диетологом с канадско-британскими корнями. Мэй хорошо училась, любила науки; с 15 лет училась в модельной школе и вошла в финал конкурса «Мисс Южная Африка». Ее портфолио пополняется, Мэй и сейчас приглашают на фотосессии глянцевые издания.

Отец Маска, Эррол Маск , трудился инженером на крупных строительных объектах и неплохо зарабатывал.

Родители Маска жили в одном квартале и впервые встретились, когда Мэй было 11. Эррол стал постоянным поклонником Мэй: «Он влюбился в мои ноги и зубы», – комментирует она. Периодически встречаясь во время учебы в университете, пара узаконила отношения в 1970. Через 9 месяцев после бракосочетания на свет появился Илон, потом у Масков родился мальчик Кимбал (1972) и девочка Тоска (1974).

Семья жила в одном из самых больших особняков Претории и вела образ жизни состоятельных белых, чьи желания выполняли чернокожие слуги.

Маленького Илона дразнили из-за нестандартного имени, мальчугана нарекли в честь прадеда по маминой линии Джона Илона Халдемана. Илон полагает, что способность рисковать он унаследовал от деда, сына Джона Халдемана. Дед Джошуа Халдеман (1902-1974) был незаурядным человеком. С супругой и детьми он путешествовал на 1-моторном самолете по Канаде и Северной Америке, а в 1954 намотал 48 000 км при перелете в Австралию и обратно! Халдеман был просто одержим исследованиями и приключениями, он погиб при приземлении самолета.

Илон в детстве

Илон рос любопытным и одаренным мальчуганом. Порой он «уходил в себя», и не слышал, когда с ним заговаривали. Родители беспокоились – не развивается ли у него глухота? Но состояние ребенка было связано не со слухом, а с особенностью функционирования мозга: Илон мог мысленно представлять картинки с большой детализацией.

Что касается IQ Илона Маска, то некоторые источники указывают 155 баллов, другие – 190 (100-120 – это средний уровень IQ, более 150 балллов – уровень Нобелевских лауреатов). Среди известных личностей с IQ выше 140 находится и .

Илон настойчив и обладает критическим мышлением. Поражает его работоспособность: он способен трудиться до 80-100 часов в неделю. также посвящал работе до 19 часов ежедневно. Типичная неделя Илона напоминает калейдоскоп, он меняет локации и виды деятельности.

ПН: утро в лос-анджелевском особняке, рабочий день в SpaceX (Хоторн). «Стоило ему остановиться, как к Маску бросались сотрудники и обрушивали на него потоки информации», – описывает автор его биографии поход на завод.

Ночевка в SpaceX.

ВТ: начало рабочего дня в SpaceX, перелет в Пало-Альто, рабочий день в Tesla. Ночевка или в отеле Rosewood, или у друзей (в основном он ночует у приятелей в комнате для гостей, но бывали случаи ночевки «на диванчике»).

СР: рабочий день в Tesla

ЧТ: рабочий день SpaceX

На вопрос, как можно справляться с таким интенсивным графиком, СЕО компаний отвечает, что, возможно, ему помогло трудное детство.

Развлекается Маск так же нестандартно, как и живет: то он переодевается в рыцаря на костюмированной вечеринке, то становиться мишенью у метателя ножей. На 30-ий юбилей Маск ночью с гостями играл в прятки в английском замке, на следующую ночь уже в Париже гонял на велосипедах, а после в Венеции наслаждался жизнью во дворике гостиницы с видом на Большой канал.

Бизнесмен владеет реактивным самолетом Aero L-39 и автомобилем-субмариной Wet Nellie, машиной из фильма про агента 007 «Шпион, который меня любил» (1977).

Фильмы и мультики про Илона Маска

Илона Маска не единожды приглашали сыграть самого себя: «Теория большого взрыва» (9 сезон, 9 серия), «Детство Шелдона» (1 сезон 6 серия), «Железный человек-2» (2010), «Мачете убивает» (2013), «Почему он?» (2016) и др. Режиссер фильма «Железный человек» (2008) Джон Фавро признается, что Маск стал прообразом героя фильма, изобретателя Тони.

Кто скрывается за маской Илона Маска? Технологический утопист, способный сколотить состояние там, где другие лишаются капитала, или гений нашего времени?

Способность Илона спокойно воплощать в жизнь невозможные вещи превратила его в божество Кремниевой долины. Но «божество» ведет вполне земной образ жизни и не зациклен на собственной персоне.

В отличие от подавляющего большинства боссов такого уровня, изобретатель часто передвигается без сопровождающих. Ему доступны «простые житейские радости»: жарить на костре вкусняшки, пить виски и петь https://www.instagram.com/p/BatMhVODF1L/?taken-by=elonmusk

В 2018 SpaceX запустит первый космический тур, парочка космо-туристов уже внесла предоплату за полет вокруг Луны. В мае 2018 планируется первая пилотируемая миссия SpaceX к МКС. В планах 2020-2025 – доставка первого человека на Марс.

Бизнесмен не знает, осуществятся ли все его идеи, но, главное, он будет пытаться их осуществить. Со свойственным ему юмором, он сообщает:

Я бы хотел умереть на Марсе, но только не от удара о поверхность.

Возможно, цель колонизировать Красную планету покажется кому-то сумасшедшей, но для империи Маска она – источник вдохновения всех сотрудников.

Видео на десерт: Головокружительные прыжки со 150-метровой скалы

С чего началась и как развивалась карьера миллиардера, владельца компаний Tesla, SpaceX и SolarCity

1971. Рождается в Претории, Южно-Африканская Республика. Его мать — канадский диетолог, отец — южноафриканский инженер.

1980. Родители Маска разводятся, и он остается жить с отцом в ЮАР.

1983. 12-летний Илон самостоятельно учится программированию. Продает свою первую компьютерную игру Blastar за $ 500.

С 12 до 15 лет переживает "экзистенциальный кризис". Читает Ницше, Шопенгауэра и других хмурых философов. Это не помогает. Позже он знакомится с серией книг "Автостопом по галактике" Дугласа Адамса, которая оказывает на него значительное влияние.

"Книга научила меня тому, что самое сложное это сформулировать правильные вопросы. Как только тебе это удалось, все остальное получается очень просто. Я пришел к выводу, что мы должны стремиться расширять пределы человеческого сознания, чтобы научиться задавать правильные вопросы. Когда я учился в колледже, я постоянно размышлял о том, что больше всего в будущем повлияет на судьбу человечества".

1988. 17-летний Маск получает канадское гражданство и переезжает в Кингстон (провинция Онтарио), чтобы жить отдельной от родителей жизнью.

"Я ставил эксперименты, как выжить меньше чем на 1 доллар в день и не заработать цингу. Например, ел соус для спагетти с зеленым перцем — для витаминов. Выяснил, что, если хот-дог не покупать готовым, а собирать самостоятельно, он обходится в 25—30 центов за штуку".

1991. Получает степени бакалавра экономики и бакалавра физики в Университете Пенсильвании (Филадельфия).

1995. Бросает Стэнфордский университет (и теряет возможность получить докторскую степень).

Основывает с братом компанию Zip2, которая создает софт для публикации контента онлайн для различных новостных организаций. Заключает контракты с New York Times и Chicago Tribune.

Маск не снимал квартиру, а спал в офисе. Душ он принимал в местном подразделении благотворительной организации YMCA.

"У нас с братом был один компьютер на двоих. Днем на нем работал сайт, а по ночам я писал код. Каждый день, в том числе в выходные".

1998. Продает Zip2 за 400 миллионов долларов наличными.

"Я работал с утра до ночи. Жил в том же складе, где снимал офис, а принимать душ ходил в раздевалки местного стадиона. Зато я сэкономил на аренде квартиры и в первые два самых трудных года удержал компанию на плаву. Работайте по 80—100 часов в неделю. Это повысит шансы на успех".

1999. На вырученные от продажи Zip2 деньги покупает болид McLaren F1 (чтобы рассекать на нем по Силиконовой долине) и основывает онлайновую банковскую компанию X.com.

2000. Объединяет X.com с Confinity — компанией, которая занимается написанием программ для проведения платежей и криптографией.

Впервые женится. Его избранницу зовут Жюстин .

2001. По результатам опроса общественного мнения выясняет, что название X.com ассоциируется у людей с порно. Маск переименовывает X.com в PayPal.

2002. После первичного размещения акций PayPal на бирже eBay выкупает компанию за $ 1,5 миллиарда.

Маск получает американское гражданство.

Основывает SpaceX — компанию по производству космических ракет. Чтобы постичь основы ракетостроения, читает книгу пионера биомеханики и материаловедения Дж. Э. Гордона "Структуры, или Почему вещи не падают".

"Я собирал модели ракет в детстве, но никогда не думал, что буду работать в этой сфере. Я убежден, что существует огромная пропасть между увлекательной судьбой человечества, которое покоряет космос, исследует звезды и планеты, и судьбой человечества, которое заточило себя на Земле и несется к неминуемой гибели".

2004. Илон Маск инвестирует $ 7 миллионов в компанию по производству электрокаров Tesla Motors и становится председателем ее правления.

"В стратегии Tesla — три этапа, — объясняет Маск. — Сначала мы ограниченным тиражом запускаем первую модель — дорогой автомобиль. Затем — модель средней ценовой категории со средней партией. И, наконец, третью модель — автомобиль по доступной цене, крупной партией".

2005. Подписывает контракт с автопроизводителем Lotus, который сделает дизайн для первого автомобиля Tesla.

2006. Проводит презентацию Tesla Roadster, электрокара "первого этапа" стоимостью $ 100 тысяч. Tesla Roadster способен разгоняться до 100 км/ч менее чем за 4 секунды. Максимальная скорость принудительно ограничена до 200 км/ч. Заряда батарей хватает на 300—400 км. Полная зарядка аккумуляторов занимает 3,5 часа.

Серийное производство Tesla Roadster начнется в 2008 году.

Основывает компанию SolarCity, которая специализируется на поставке энергетических услуг. В частности, компания разрабатывает, финансирует и устанавливает системы солнечной энергии. Также строит зарядные станции для электрокаров. Один из основных партнеров SolarCity — компания Google.

"Честно говоря, я уверен, что солнечная энергия одержит безоговорочную победу над другими источниками энергии, в том числе природным газом. Это должно случиться. Иначе мы обречены".

Проводит неудачный запуск ракеты-носителя Falcon 1. Такие неудачи постигнут Falcon 1 еще 5 раз.

2008. Tesla и SpaceX оказываются на грани банкротства.

"Мы были очень близки к краху, но нам удалось преодолеть черную полосу в 2008-м. Цель компании SpaceX — развивать космические технологии. В частности, попытаться ответить на насущный вопрос, который стоит перед человечеством: "Как сделать космические путешествия возможными?". Иными словами, как создать ракету, пригодную для частой, неоднократной эксплуатации?"

Журнал Esquire включает Илона Маска в список наиболее влиятельных людей XXI века.

Он разводится с Жюстин после 8 лет брака. У них пятеро сыновей — двойняшки и тройняшки.

2010. SpaceX проводит демонстрационный запуск одноразовой ракеты-носителя Falcon 9, которая выводит на орбиту частный грузовой космический корабль Dragon в рамках программы снабжения Международной космической станции.

Снимается в блокбастере "Железный человек — 2" в роли друга Тони Старка. Режиссер фильма Джон Фавро говорит, что Илон Маск — прототип Железного человека.

Женится на британской актрисе Талуле Райли ("Гордость и предубеждение", "Начало").

2011. Получает Премию Хайнлайна "за достижения в коммерциализации космоса".

Forbes включает Маска в список самых влиятельных CEO в возрасте до 40 лет.

2012. Космический корабль Dragon от SpaceX состыковывается с Международной космической станцией. Впервые в истории коммерческая компания, изготовляющая ракеты, сотрудничает с МКС.

Выпускает Tesla Model S — пятидверный лифтбэк "второго этапа". В 2015 году Маск опустит его стоимость до $ 70 тысяч и позволит за дополнительную плату установить автопилот, "умную" пневматическую подвеску или проапгрейдить скорость.

2013. По итогам продаж Tesla становится третьим по популярности автомобилем бизнес-класса в Калифорнии, уступив только Mercedes-Benz S-класса и BMW 7-й серии. Кроме этого, электрокар очень успешно продается в Норвегии.

Журнал Motor Trend называет Tesla Model S "Автомобилем 2012 года".

В ответ на планы правительства США построить высокоскоростную железную дорогу, которая в 2029 году соединит Лос-Анджелес и Сан-Франциско, Маск презентует проект Hyperloop (вакуумный поезд, который движется быстрее скорости звука) и выкладывает в открытый доступ 57-страничный документ, описывающий планы его создания, чтобы другие смогли продолжить разработку концепции.

Благодаря этому исследованию в мае 2016-го компания ультраскоростных перевозок Hyperloop One (не принадлежащая Маску) представит в Лас-Вегасе первый экспериментальный 800-метровый трек для специальных поездов-капсул, работающих на принципе магнитной левитации. Hyperloop One обещают доставлять "от Хельсинки до Стокгольма за 30 минут" (расстояние почти 500 км). Ожидается, что скорость транспорта будущего будет не менее 1 223 км/час, а со временем и выше.

2014. Ракетоноситель КК Dragon доставляет на МКС 2 200 кг полезного груза и возвращает на Землю груз 1 600 кг, включающий в себя результаты научных экспериментов.

Подает на развод с Талулой Райли.

Основывает экспериментальную школу Ad Astra, в которой учатся всего 20 человек: его собственные дети и дети сотрудников SpaceX. В школе нет деления на классы, а учат там, по словам Илона Маска, "как решать сами проблемы, а не изучать инструменты решения проблем".

2015. Tesla представляет аккумулятор для дома Powerwall, который предлагает независимость от электрической сети. Он весит 100 кг, крепится на стену и запасает 10 кВт-часов электроэнергии.

"Раньше энергоснабжение было монополией, у людей не было выбора. Теперь впервые можно сказать, что у монополистов появились конкуренты. Раньше линии электроснабжения принадлежали электрическим компаниям, а теперь электричество — на крыше вашего дома. Думаю, это расширяет возможности владельцев домов и предприятий. Я уверен, что солнечная энергия составит приличную часть энергетики США. Думаю, это произойдет меньше чем через 20 лет. Я даже заключил пари".

SpaceX успешно тестирует систему катапультирования пассажирского корабля Dragon V2 Сapsule. На борту находился манекен, оснащенный 270 датчиками, микрофонами и видеокамерами, — они передавали данные о нагрузках, которые придется испытать будущим участникам полета.

Dragon V2 Сapsule c 2017 года будет доставлять астронавтов на МКС.

Осенью Tesla запускает свой первый кроссовер — Model X, серийный выпуск которого задерживался два года. В Model X помещается семь человек, а благодаря специальным задним дверцам, открывающимся вверх и получившим название "крылья сокола", пассажиры могут без проблем открыть двери даже при минимальном расстоянии между автомобилями. Стоимость Model X составляет $ 132 тысячи.

2016.

Апрель.

Маск представляет бюджетную модель Tesla 3, примерная стоимость которой $ 35 тысяч. Все вышло так, как он планировал в 2006 году: создать спорткар и использовать деньги от его продажи, чтобы сделать доступную машину. На презентации он благодарит покупателей Model S и Model X за то, что они обеспечили компанию деньгами на разработку Tesla 3.

Новый автомобиль разгоняется до сотни километров за 6 секунд, но его вариации могут быть быстрее. Tesla 3 может проехать на одной зарядке до 346 км, в ней также есть функция автопилота. Продажи стартуют в 2017 году.

Май.

SpaceX успешно запускает ракету Falcon 9, доставив припасы и надувной модуль для МКС. Но главное — ей, после многочисленных провальных попыток в прошлом, удалось без повреждений вернуть первую ступень корабля, посадив ее на морскую платформу.

Успех Falcon 9 свидетельствует о том, что ракету можно будет использовать не единожды. Маск говорит, что Falcon 9 с одной и той же ступенью можно будет запускать 10—20 раз, а это существенно сократит денежные расходы и таким образом космические полеты станут более доступными.

Tesla Motors обновила карту покрытия электрозаправок по всему миру, согласно которой в Украине появится две новые точки в 2016 году.

"Даже если случится зомби-апокалипсис, — говорит Илон Маск, — вы все равно сможете путешествовать, благодаря заправкам и системе Tesla Supercharging".

Июнь.

Илон Маск объявляет о планах объединить компании Tesla Motors и SolarCity. В первой он является CEO, а во второй — главой совета директоров. По его словам, держатели акций солнечной компании получат акций Tesla на $ 2,8 млрд, а клиенты Tesla — возможность купить электрокар, домашнюю батарею и солнечные панели в одном месте.

Выдвигает теорию о том, что мы все живем в симуляции. "Самым сильным аргументом" он называет быстрое развитие компьютерных игр, начиная с простейшей Pong и до современных разработок виртуальной и дополненной реальности.

"Мы находимся на пути к тому, что игры станут неотличимы от реальности и при этом смогут запускаться на любой приставке, компьютере, любом устройстве. И при этом существуют миллиарды таких устройств, кажется логичным предположить: шансы того, что мы сами находимся в объективной реальности, — один к миллиарду".

По мнению Маска, все цивилизации рано или поздно должны прийти к созданию виртуального мира, иначе им грозит исчезновение.

Американский Forbes в последнем рейтинге богатейших людей мира оценил состояние Илона Маска в $12 млрд. С февраля, когда был опубликован рейтинг, до момента подготовки этого материала оценка выросла до $12,5 млрд. Помог успех компании Tesla Motors. Продажи электромобиля Tesla S растут быстрее прогнозов, это уже не игрушка для гиков, в Амстердаме и Осло машины используют как такси. Pазвивается и другой футуристический проект Маска — компания SpaceX, производитель космических ракет и аппаратов, заключила выгодный контракт с НАСА и пытается освоить фантастическую технологию возвращения отработанных ступеней ракеты-носителя на Землю.

Известный технологический журналист Эшли Вэнс стал автором самой полной на сегодня биографии культового бизнесмена «Elon Musk: Tesla, SpaceX and the Quest for Fantastic Future», которая вышла в мае в издательстве HarperCollins. Одновременно издательство «Олимп-Бизнес» выпустило русское издание книги. Forbes публикует отрывки из главы «Электричество», рассказывающей о создании и первых шагах компании Tesla. Хорошо видно, что нынешний успех был бы невозможен без умения Маска преодолевать многочисленные трудности.

В США каждому, кто пытается создать автомобильную компанию, тут же напоминают, что последним успешным начинанием в этой отрасли был Chrysler, основанный в 1925 году. Разработка и производство машин с нуля сопровождаются многочисленными трудностями, однако все неудачи предыдущих попыток были связаны с отсутствием денег и технологий массового производства. Основатели Tesla были прекрасно осведомлены о правилах игры. Тесла построил электромотор сто лет назад, а создание трансмиссии для передачи мощности мотора на колеса выглядело вполне реальной задачей. Слабым местом плана была постройка завода по производству автомобилей и их узлов. Но чем больше партнеры изучали отрасль, тем больше они понимали, что крупные автопроизводители фактически уже не делают автомобили сами. Времена, когда в одни ворота завода Генри Форда в Мичигане завозили материалы, а из других ворот выезжали готовые машины, давно прошли. «BMW не делает ни ветровые стекла, ни обивку, ни зеркала заднего вида, — объясняет Марк Тарпеннинг. — Крупные автомобильные компании сохранили у себя лишь исследования двигателей внутреннего сгорания, продажи, маркетинг и конечную сборку. Мы наивно полагали, что можем приобрести необходимые детали у тех же поставщиков».

«Я в деле»

С самого начала Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг (бизнес-партнеры из Северной Калифорнии основали компанию Tesla в июле 2003 года. — Forbes ) подсознательно рассматривали Маска как основного инвестора. Они оба наблюдали за его выступлением на конференции Марсианского общества в Стэнфорде в 2001-м. Основателям Tesla показалось, что Маск мыслит не так, как все, и сможет воспринять идею электромобиля. Замысел обратиться к Маску за поддержкой Tesla Motors укрепился, когда Том Гейдж из AC Propulsion позвонил Эберхарду и сообщил, что Маск подыскивает объект для инвестиций в сегменте электромобилей. Эберхард и Райт (инженер Иен Райт пришел в компанию третьим, сразу после основателей. — Forbes ) полетели в Лос-Анджелес и в пятницу встретились с Маском. Все выходные Маск дотошно выспрашивал у Тарпеннинга, который уже уехал, детали финансовой модели проекта. «Помню только, что я давал один ответ за другим, снова и снова, — рассказывает Тарпеннинг. — В следующий понедельник мы с Мартином снова полетели на встречу с Маском, и он сказал: «Хорошо, я в деле».

Основатели Tesla обрадовались, что им повезло заполучить отличного инвестора. У Маска были инженерные познания, он готов был воспринять идеи компании и разделял более общую цель — избавление США от нефтяной зависимости. «Бизнес-ангел должен хоть немного верить в проект, и для Маска это не было просто очередной финансовой транзакцией, — говорит Тарпеннинг. — Он хотел изменить энергетический баланс страны». Вложив $6,5 млн, Маск стал основным акционером Tesla и президентом компании. Впоследствии Маск ярко проявил свои бойцовские качества в соперничестве с Эберхардом за контроль над Tesla. «Я совершил ошибку, — рассказывает Эберхард. — Нам нужно было больше инвесторов. Но если бы мне вновь предстояло сделать выбор, я бы взял его деньги. Синица в руках... ну, вы понимаете. Нам нужны были деньги».

Вскоре после встречи Маск позвонил Джей Би Штробелю (создатель компании по разработке литий-ионных батарей, заинтересовавший Маска темой электромобилей. — Forbes ) и попросил познакомиться с командой Tesla. Узнав, что офис Tesla находится в полумиле от его дома, в Менло-Парк, Штробель был одновременно заинтригован и полон скептицизма. Штробель жил электромобилями, и поначалу у него не укладывалось в голове, что паре парней удалось добиться столь многого, а он о них даже не слышал. Тем не менее в мае 2004 года Штробель пришел на встречу и был тут же принят на работу с годовым окладом $95 000. «Я рассказал, что разрабатываю нужный им батарейный блок на деньги Илона прямо за углом, — вспоминает Штробель. — Мы согласились объединить усилия и сформировали нашу группу отщепенцев».

Если бы в тот момент Tesla Motors посетил кто-нибудь из Детройта, он бы лопнул от смеха.

Багаж автомобилестроительного опыта компании состоял из двух парней, обожавших автомобили, и еще одного, создавшего несколько научных проектов на основе технологии, которую автомобильная отрасль считала недостойной внимания. Более того, основатели и не собирались спрашивать совета по созданию автомобильной компании у детройтских гуру. Нет, Tesla решила пойти тем же путем, что и каждый стартап из Кремниевой долины, — нанять группу молодых голодных инженеров и разобраться во всем в процессе работы. И неважно, что в Области залива Сан-Франциско еще ни у кого не получилось создать автомобиль таким образом и что построение сложного объекта физического мира имеет мало общего с разработкой программного приложения. Главное, что понимали в Tesla: литиевые батареи 18650 уже очень хороши и станут еще лучше. Вместе с определенной долей усилий и интеллекта это должно было обеспечить успех…

Спустя еще год доработок инженеры Tesla могли, наконец, отложить в сторону карандаши. Был май 2006 года, штат сотрудников вырос до 100 человек. Команда построила черную версию Roadster, названную EP1, или первый инженерный прототип. «Как говорится, «вот что, оказывается, мы будем выпускать», — рассказывает Тарпеннинг. — Машину можно было почувствовать, и это было восхитительно». Появление EP1 позволило продемонстрировать инвесторам, на что пошли их деньги, и обратиться за дополнительным финансированием к более широкой аудитории. Впечатление, произведенное на венчурные компании, было достаточно сильным, хотя инженерам и приходилось иногда вручную охлаждать автомобиль между тест-драйвами. Инвесторы, наконец, начали понимать долгосрочный потенциал Tesla. Маск дал еще $12 млн, к нему присоединились и другие, включая венчурные компании Draper Fisher Jurvetson, VantagePoint Capital Partners, J. P. Morgan, Compass Technology Partners, а также таких инвесторов, как Ник Притцкер, Ларри Пейдж и Сергей Брин. В сумме было собрано $40 млн.

В июле 2006 года Tesla решила поведать миру о своих планах. Инженеры компании построили красный прототип — EP2. Оба автомобиля были выставлены на мероприятии в Санта-Кларе. Пресса была весьма заинтригована увиденным. Прекрасный двухместный кабриолет Roadster разгонялся до 60 миль в час (100 км/ч) за четыре секунды. «До этого дня, — заявил Маск на мероприятии, — не было ни одного нормального электромобиля».

Мероприятие посетили знаменитости, включая губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера и бывшего руководителя Disney Майкла Айснера, многие из них прокатились на Roadster. Машины были настолько ломкими, что только Штробель и несколько доверенных инженеров знали, как ими управлять. Чтобы избежать перегрева, автомобили менялись каждые пять минут. Tesla раскрыла, что каждый автомобиль обойдется примерно в $90 000 и сможет проехать на одной зарядке порядка 400 км. Компания объявила, что Roadster согласились купить 30 человек, среди них сооснователи Google Брин и Пейдж, а также другие миллиардеры от технологий. Маск пообещал представить более дешевый автомобиль — четырехместную, четырехдверную версию стоимостью менее $50 000 — примерно через три года.

Приблизительно в то же время Tesla заявила о себе в The New York Times, где была опубликована короткая заметка о компании. В ней Эберхард оптимистично заявлял, что начало поставок Roadster состоится в середине 2007 года, а не в начале 2006 года, как планировалось ранее, и излагал стратегию Tesla, основанную на запуске дорогостоящих штучных автомобилей с дальнейшим переходом к более доступным машинам по мере совершенствования технологии и производственных возможностей.

Маск и Эберхард верили в эту стратегию и неоднократно наблюдали за ее успешностью в сфере электронных устройств. «Мобильные телефоны, холодильники, цветные телевизоры — все эти изделия изначально не предлагались в низкоценовом сегменте для массовой аудитории, — объяснял изданию Эберхард. — Эти продукты были изначально дорогими, предназначались только для покупателей, которые могли их себе позволить». Хотя статья и была признанием успеха Tesla, Маску не понравилось, что о нем не было сказано ни слова. «Мы старались подчеркнуть роль Маска, снова и снова повторяли его имя репортеру, но того не интересовал совет директоров компании, — вспоминает Тарпеннинг. — Илон был взбешен. Он побледнел от гнева».

Можно понять, почему Маск так жаждал, чтобы лучи славы Tesla пролились и на него. Машина породила широкий резонанс в автомобильном мире. Электромобили вызывали буквально религиозный трепет как у сторонников, так и у противников, а появление хорошо выглядящего, быстрого электромобиля никого не оставило равнодушным. Кроме того, Tesla впервые превратила Кремниевую долину в реальную угрозу для Детройта, по крайней мере на уровне концепций.

Через месяц после презентации в Санта-Монике проходило знаменитое шоу экзотических автомобилей Pebble Beach Concours d’Elegance. Tesla стала столь популярной темой для разговора, что организаторы мероприятия просто умоляли привезти на выставку Roadster и отменили для компании все сборы за участие. Десятки посетителей прямо на стенде Tesla выписывали чеки на $100 000 на предзаказ автомобиля. «Это было задолго до краудфандинговой платформы Kickstarter, мы и не думали ни о чем подобном, — рассказывает Тарпеннинг. — Но затем мы стали получать миллионы долларов на таких мероприятиях».

Венчурные фонды, знаменитости и друзья сотрудников Tesla стали покупать места в списке ожидания. Дело зашло так далеко, что отдельные представители элиты Кремниевой долины лично являлись в офис Tesla, чтобы купить машину. Однажды компанию посетили предприниматели Константин Отмер и Брюс Лик, знавшие Маска еще по временам его стажировки в Rocket Science Games. Для почетных гостей Маск и Эберхард провели персональную экскурсию, которая продолжалась более двух часов. «В конце мы сказали: хорошо, берем, — рассказывает Отмер. — В то время Tesla еще не было разрешено продавать автомобили, поэтому мы вступили в их клуб. Членство стоило $100 000 и обещало бесплатную машину».

Штурм, отступление, штурм

Инженеры вспоминают, что в первые годы существования компании Эберхард всегда принимал быстрые, четкие решения. Лишь в редких случаях Tesla «зависала» над проблемой, анализируя ситуацию. Компания придумывала план атаки, и если что-то шло не так, то неудача следовала быстро, после чего Tesla сразу меняла подход и двигалась дальше.

Однако многочисленные изменения, запрошенные Маском, стали задерживать Roadster. Маск хотел больше комфорта и требовал изменить сиденья и двери. Он настоял на кузове из углеволокна, а также потребовал, чтобы двери Roadster открывались нажатием пальца на электронные сенсоры, а не с помощью ручки. Эберхард ворчал, что эти дополнительные функции замедляют разработку, многие инженеры были согласны с ним.

Tesla планировала начать поставки Roadster в ноябре 2007 года, но проблемы с коробкой передач не отступали, настал 2008 год, и компания запустила третью попытку создания трансмиссии с чистого листа.

Не все шло гладко и за рубежом. Для создания завода по производству батарей компания решила отправить команду самых молодых и энергичных инженеров в Таиланд, где Tesla заключила партнерское соглашение с исполненной энтузиазма, но не обладавшей необходимыми возможностями производственной компанией. Инженерам Tesla было обещано, что они будут управлять строительством современного завода. Вместо завода они обнаружили бетонный пол с подпиравшими крышу столбами. Здание находилось в трех часах езды к югу от Бангкока и имело практически полностью открытую конструкцию, как и другие заводы, — из-за неописуемой жары. Другие фабрики производили печки, шины и прочие неприхотливые предметы обихода. Целью производства Tesla были чувствительные батареи и электроника. Как и компоненты ракеты Falcon 1, они были бы просто разрушены соленой влажной атмосферой. Партнер Tesla заплатил еще около $75 000 за возведение гипсокартонных стен, укладку напольного покрытия и создание складских помещений с контролем температуры. Инженерам Tesla пришлось потратить немало времени и терпения на попытки обучить тайских рабочих правильному обращению с электроникой. Развитие технологии батарей, ранее шедшее быстрыми темпами, замедлилось до скорости улитки.

Завод по производству батарей был лишь одним из звеньев глобальной цепочки поставок, на всем протяжении которой множились расходы и задержки. Кузовные панели автомобиля производились во Франции, электромоторы должны были поступать из Тайваня. Tesla планировала закупать батарейные ячейки в Китае и доставлять их в Таиланд для сборки батарейных блоков, которые, во избежание порчи, нужно было сразу везти в порт для доставки в Англию, где им предстояло пройти таможню. Затем, согласно планам Tesla, компания Lotus делала кузов, устанавливала в него батарейные блоки и отправляла автомобили Roadster кораблем в Лос-Анджелес через мыс Горн.

В описанном сценарии Tesla должна была оплачивать производство автомобиля в целом, а возможность рассчитать стоимость отдельных узлов и компонентов появлялась лишь по прошествии шести-девяти месяцев. «Мы просто хотели наладить в Азии быстрое и дешевое производство, чтобы заработать на машине, — рассказывает Форрест Норт, один из командированных в Таиланд инженеров. — По нашим данным, в случае действительно сложных устройств работа здесь обходится дешевле, задержек и проблем меньше».

Новых сотрудников непродуманность плана Tesla приводила в ужас.

Райан Поппл, отслуживший четыре года в армии, а затем учившийся по программе MBA в Гарварде, прибыл в Tesla на должность финансового директора. Его основной задачей была подготовка компании к публичному размещению акций. Наскоро просмотрев бухгалтерские книги компании, Поппл спросил директора по производству и операциям, как именно он собирается производить автомобиль. «Тот ответил: ну, мы решаем, что пора запускать производство, и ждем чуда», — рассказывает Поппл.

Узнав о том, как Эберхард управляет компанией, Маск сильно забеспокоился и решил заручиться поддержкой кризис-менеджера. Одним из инвесторов Tesla была чикагская инвестиционная компания Valor Equity, специализировавшаяся на оптимизации производственных процессов. Изучив технологию батарейных блоков и силового агрегата Tesla, компания решила, что даже если Tesla не удастся продать много машин, крупные автопроизводители захотят приобрести ее интеллектуальную собственность. Для защиты своих инвестиций Valor отправила Тима Уоткинса, своего управляющего директора по операциям, который очень скоро пришел к ужасающим выводам.

Британец Уоткинс, обладатель степеней по промышленной робототехнике и электромеханике, умел эффективно решать проблемы. Например, работая в Швейцарии, Уоткинс нашел способ обойти жесткое трудовое законодательство, ограничивающее максимальное время работы сотрудников, за счет автоматизации штамповочного завода. Благодаря этому завод мог работать круглосуточно, а не по 16 часов в день, как предприятия конкурентов…

В середине 2007 года Уоткинс явился к Маску с докладом. Маск был готов к тому, что цена будет высокой, и был уверен, что себестоимость машины удастся значительно снизить по мере отладки производственных процессов компании и повышения объемов продаж. «И тогда Тим велел мне подготовиться к худшему», — рассказывает Маск. Выходило, что стоимость производства каждого Roadster могла достигать $200 000, в то время как Tesla планировала продавать электромобиль всего за $85 000. «Даже в случае полной загрузки производства каждая машина обойдется в лучшем случае в $170 000, — рассказывает Маск. — Разумеется, несколько тысяч долларов ничего не меняли, потому что треть этих чертовых машин мы все равно не выпустили бы…»

Среди инженеров Tesla крепла мысль о том, что Эберхард как президент достиг предела возможностей. Ветераны компании всегда восхищались инженерными способностями Эберхарда, в которых никто не сомневался. При Эберхарде инженерное искусство в Tesla было возведено в культ. К сожалению, другими областями в компании пренебрегали, и мало кто верил, что Эберхарду удастся провести Tesla от этапа исследований и разработок к коммерческому производству. Завышенная стоимость автомобиля, проблемы с трансмиссией, неэффективные поставщики подкосили компанию. И когда Tesla начала переносить сроки поставки, многие ранее фанатичные клиенты, заплатившие авансом крупные суммы, отвернулись от Tesla и Эберхарда. «Добром такое не могло кончиться, — рассказывает Лайонс (инженер-механик, сотрудник № 12. — Forbes ). — В теории все знают, что основатель необязательно приводит компанию к успеху, но на практике смириться с этим непросто».

Эберхард и Маск годами спорили об отдельных аспектах дизайна автомобиля. Обычно они неплохо ладили. Они оба не терпели дураков и одинаково верили в будущее технологии электрических аккумуляторов и их высокую значимость. Однако расчеты Уоткинса положили конец их добрым отношениям. По мнению Маска, Эберхард допустил значительный просчет в управлении компанией, позволив ценам комплектующих вырасти так сильно. Кроме того, Маск считал, что Эберхард скрыл серьезность ситуации от совета директоров, что равносильно мошенничеству. Маск позвонил Эберхарду, когда тот ехал на выступление перед национальной ассоциацией автомобильных журналистов Motor Press Guild в Лос-Анджелес. В ходе короткого и неприятного разговора Эберхард узнал, что он покидает пост руководителя компании…

Маск за работой

Вскоре сотрудники Tesla смогли познакомиться с классическим Маском, хорошо известным тем, кто работал в SpaceX. Любую проблему, вроде подгонки углеволоконных панелей кузова Roadster, Маск решал в лоб. Он полетел в Англию на своем самолете, чтобы забрать новые обрабатывающие инструменты для кузовных панелей, и лично доставил их на французский завод, чтобы в производственном графике Roadster не было простоев. Дни, когда люди пренебрегали расходами на производство Roadster, ушли безвозвратно. «Илон завелся и заявил, что нужно провести программу интенсивного сокращения издержек, — говорит Поппл. — Он выступил с речью, провозгласив, что мы будем работать по субботам и воскресеньям и спать прямо на рабочем месте, пока работа не будет сделана. Кто-то возразил, что люди и так работают на пределе возможностей и не отказались бы отдохнуть и провести время с семьями. Илон ответил: «У этих сотрудников будет более чем достаточно времени на семью, когда мы обанкротимся». Я подумал: «Ничего себе», но все уяснил. Я человек армейский, знаю, что такое выполнять приказ».

Каждый вторник в семь утра сотрудники должны были обновлять ведомость материалов. Цену каждой детали нужно было знать с точностью до цента и иметь аргументированный план ее снижения. Например, если в конце декабря моторы стоили $6500 за штуку, Маск требовал снизить стоимость к апрелю до $3800. Каждый месяц проводился анализ и обсуждение расходов.

«Если ты отставал от плана, неудача обходилась очень дорого, — рассказывает Поппл. — Все это знали. Люди теряли работу, если не могли решить поставленную задачу. У Илона в голове калькулятор. Если в презентацию проберется необоснованная цифра, он это сразу замечает. Илон не пропускает ни одной детали». С точки зрения Поппла, управленческий стиль Маска был агрессивным, но ему нравилось, что Маск всегда был готов выслушать обоснованное, тщательно взвешенное мнение и поменять свою точку зрения, если для этого найдутся веские доводы. «Некоторые считают Илона жестким, вспыльчивым и деспотичным, — говорит Поппл. — Но времена были непростые, и те, кому были известны операционные проблемы компании, понимали это. Я ценю, что Илон не стремился приукрасить реальность».

Занимаясь маркетингом, Маск ежедневно искал через Google новости о Tesla. Если он находил негативную статью, он требовал «исправить ситуацию», хотя у пиарщиков Tesla почти не было аргументов, чтобы переубедить журналистов. Один из сотрудников пропустил мероприятие, так как присутствовал при рождении своего ребенка. Маск немедленно написал ему: «Это не повод. Я весьма разочарован. Тебе необходимо расставить приоритеты. Мы здесь меняем мир, меняем историю, и ты либо с нами, либо нет».

Маркетологи, делавшие грамматические ошибки в текстах, лишались работы, как и те сотрудники, которые за последнее время не сделали ничего крутого. «Временами Маск бывает довольно грозным, хотя сам не чувствует этого, — рассказывает один из бывших менеджеров Tesla. — Перед совещаниями мы делали ставки, кому достанется на этот раз. Если сказать, что решение было принято в соответствии со стандартной практикой, Маск быстро выкинет тебя с совещания, заявив: «Больше не хочу этого слышать. Мы тут пашем как кони, и недоделанные процедуры нам не нужны».

Он тебя сотрет в порошок, и если удастся выжить, он еще должен решить, можно ли тебе доверять.

Он должен понять, что ты такой же сумасшедший, как и он сам». Этот дух пронизывал всю компанию, и вскоре все поняли, что Маск — само воплощение бизнеса.

Выгореть дотла

Другие ключевые сотрудники с удовольствием решали сложные инженерные задачи на протяжении последних пяти лет, но они выгорели дотла. Райт не верил в успех идеи электромобиля для широких масс. Он покинул Tesla и основал собственную компанию по производству малотоннажных электрических грузовичков. Тарпеннингу не очень нравилось в Tesla без Эберхарда. Не найдя общий язык с Дрори, он тоже решил не тратить еще пять лет жизни на седан.

Лайонс задержался несколько дольше, что уже можно считать чудом. Он возглавлял разработку нескольких ключевых технологий Roadster, включая батарейный блок, мотор, силовую электронику и, конечно же, трансмиссию. Пять лет Лайонс оставался одним из наиболее эффективных сотрудников Tesla, тем, кого постоянно обвиняли в отставании и сдерживании развития всей компании.Он не раз выслушивал резкие тирады Маска, обещавшие разные формы членовредительства то ему, то поставщикам, которые подвели Tesla. Лайонсу приходилось видеть и измученного Маска, отхлебывающего и выплевывающего кофе, потому что тот уже остыл, и тут же требующего от сотрудников работать упорнее, делать больше. Как и многие свидетели подобных выступлений Маска, Лайонс не питал иллюзий в отношении его характера, но с величайшим уважением относился к визионерским и управленческим качествам Маска. «Работая в Tesla, ты чувствовал себя полковником Курцем из «Апокалипсиса сегодня», — говорит Лайонс. — Не бойся применять безумные методы, просто сделай работу. Это все от Илона. Он слушает, задает правильные вопросы, быстр и способен докопаться до сути».

Tesla смогла пережить потерю ключевых сотрудников, стоявших у истоков компании. Сильный бренд позволил Tesla и дальше нанимать лучших, включая сотрудников крупных автомобильных компаний, которые знали, как преодолеть последние трудности, мешавшие Roadster наконец добраться до покупателей.

Но главную проблему Tesla не могли решить ни инженерные достижения, ни удачный маркетинг. К 2008 году у компании стали заканчиваться деньги.

Разработка Roadster обошлась в $140 млн — существенно больше $25 млн, заложенных в бизнес-план 2004 года. В обычных условиях Tesla, вероятно, смогла бы получить дополнительное финансирование. Однако рыночные реалии были далеки от обычных. Крупные американские автопроизводители приближались к банкротству в разгар тяжелейшего финансового кризиса со времен Великой депрессии. Посреди этого хаоса Маску нужно было убедить инвесторов Tesla расстаться еще с десятками миллионов долларов. Инвесторам же нужно было представить своим клиентам доказательства целесообразности этих инвестиций. Как сказал сам Маск: «Вот вы пытаетесь обосновать финансирование разработчика электромобилей, а тем временем отраслевые издания буквально кричат, что этот производитель делает туфту, компания обречена, на дворе рецессия, автомобили никто не покупает». Чтобы вытащить Tesla из этой передряги, Маску потребовалось пожертвовать всем своим состоянием и оказаться на грани нервного срыва.