Размеры М4 Шерман. История создания танка

Не так давно в мировой кинопрокат вышел очередной голливудский военный блокбастер «Ярость» с Бредом Питтом, который сыграл крутого сержанта-танкиста. Фильм получился довольно неоднозначным и вызвал массу дискуссий, но повседневная работа танкового экипажа в нем показана довольно неплохо. Однако главную роль в этой картине сыграл не Питт, а знаменитый американский танк M4 «Шерман», который в фильме имеет собственное имя Fury – «Ярость».

М4 «Шерман» был основным средним танком американской армии в период Второй мировой войны . Свое название танк получил в честь американского генерала Уильяма Шермана.

Кроме вооруженных сил США, эта боевая машина поставлялась и американским союзникам: Великобритании, СССР, Австралии, Канаде. После окончания войны «Шерманы» стояли на вооружении Израиля, Пакистана, Италии, Франции, Индии, Японии и Югославии.

В рамках программы ленд-лиза СССР получил более 4 тыс. танков «Шерман». Советские танкисты называли эту боевую машину «эмча» (от обозначения М4) и любили ее. Попасть служить на американский танк считалось удачей. Удобство работы экипажей выгодно отличало М4 от любых советских машин. Также советские танкисты отмечали высокий уровень изготовления «Шерманов», отличное качество приборов и мощную рацию. В комплект оборудования каждого американского танка входила кофеварка, этот факт неизменно производил на советских бойцов мощное впечатление.

Начиная с 1943 года, «Шерман» стал основным танком, который приходил из США по ленд-лизу. В значительных количествах эта боевая машина также поставлялась Великобритании.

Танк «Шерман» начал свой боевой путь в Северной Африке, затем была высадка союзников в Нормандии и боевые действия в Европе. Американцы использовали М4 на Тихоокеанском театре боевых действий.

И после окончания мировой войны служба этой боевой машины продолжилась. «Шерман» находился на вооружении армии США до конца 50-х годов, принимал участие в Корейской войне, где он «схлестнулся» с советскими танками Т-34-85 .

Из-за огромного количества изготовленных боевых машин, после войны американцы охотно передавали «Шерманы» армиям освобожденных стран и государствам-союзникам. М4 стояли на вооружении армии Израиля во время войны за независимость и шестидневной войны. Во время индо-пакистанского конфликта 1965 года эти боевые машины использовались как Индией, так и Пакистаном.

M4 Sherman – это один из самых массовых танков в истории, за три года (с 1942 по 1945 гг.) американцы успели выпустить более 49 тыс. этих боевых машин. Более массовыми являются только советские Т-34 и Т-55 .

Многие эксперты – в первую очередь иностранные, конечно, - называют средний танк «Шерман» лучшей боевой машиной Второй мировой войны, ставя ее впереди советской «тридцатьчетверки». Данный вопрос является весьма дискуссионным, но эти два танка точно стоили один другого и сопоставимы по боевой мощи и броневой защите.

Однако прежде чем начинать обзор танка «Шерман», следует несколько слов сказать об истории его создания и модификациях машины.

История создания

Армия США подошла к началу Второй мировой войны, не имея не только танковых войск, но и даже нормального среднего танка в серийном производстве. Обладая серьёзной автомобильной промышленностью и развитым тракторостроением, американские генералы не считали танки чем-то заслуживающим серьезного внимания. Считалось, что вражеские машины будут уничтожаться огнем артиллерии и самоходных установок.

Хотя, серьезные работы в области танкостроения в США проводились: танки американского конструктора Кристи стали образцом для создания английского Крузейдера и советских БТ .

История танка «Шерман» начинается в 1939 году. Американские военные были ошарашены эпичными танковыми сражениями, происходившими в Европе, а также той эффективностью, с которой вермахт использовал танковые войска в своих кампаниях. В это же время армия США обладала несколькими сотнями танков, которые по своим характеристикам, не шли ни в какое сравнение с европейскими аналогами.

Единственным серийным американским танком был М2, вооруженный 37-мм пушкой и восемью пулеметами. Его планировали запустить в крупносерийное производство в 1940 году, но в последний момент приказ был отменен. По сравнению с характеристиками немецких танков, 37-мм пушка выглядела абсолютно жалко и бесперспективно. А установить более мощное 75-мм орудие в существующую башню было невозможно. Тогда-то и родилась идея создать многобашенный танк с 75-мм пушкой в бортовом спонсоне.

Так появился танк М3 «Ли». Однако он также перестал удовлетворять американских военных уже на этапе разработки. М3 «Ли» все-таки был запущен в серийное производство (выпущено более 6 тыс. шт.) и принят на вооружение. Этот «уродец» даже поставлялся в СССР по ленд-лизу и получил у советских солдат заслуженное прозвище «братская могила» (экипаж состоял из семи человек).

Параллельно с работами над М3 началась разработка еще одного танка, который предполагалось вооружить одной 75-мм пушкой, размещенной в башне кругового вращения. В его конструкции планировалось использовать шасси танка М3, его ходовую часть, подвеску, трансмиссию и двигатель, то есть, практически всю нижнюю часть боевой машины. Прототип будущего «Шермана» был готов 2 сентября 1941 года и получил обозначение Т6. Он имел бортовые двери и командирскую башенку, которые были устранены после показа прототипа военному руководству. Были и другие мелкие замечания, после доработки танк был принят на вооружение.

Серийное производство было развернуто в феврале 1942 года. Модификация танка со сварным корпусом получила обозначение М4, а с литым – М4А1.

Изначально танк планировали оснастить новым 76-мм орудием М3, но из-за его неготовности на «Шерман» было установлено старая 75-мм пушка от танка М3 «Ли».

Стоимость одного танка М4 составляла 45-50 тыс. долларов, что было процентов на десять меньше, чем у М3 «Ли».

Прототип танка Т6 был изготовлен на Абердинском испытательном полигоне силами военнослужащих и технического персонала. К серийному производству машины были привлечены десятки частных подрядчиков. Обычно один завод занимался изготовлением того или иного элемента: части ходовой, двигателя или вооружения.

Модификации

«Шерман» имел большое количество модификаций, причем особенностью этой машины было то, что различные варианты танка появлялись не в результате модернизации, а просто имели значительные технологические отличия и выпускались параллельно. Часто они были связаны с особенностями предприятий, на которых боевые машины были сделаны. Так, например, модификация М4А1 формально считается второй, но она была запущена в производство на несколько месяцев раньше, чем М4.

Основными отличиями различных модификаций танка «Шерман» являются способ изготовления корпуса и разный тип силовой установки. При этом разные типы боевой машины периодически подвергались различным усовершенствованиям, но это происходило примерно в одно и то же время. При этом модернизированный танк получал дополнительные буквы в обозначения: W, (76) и HVSS. Заводские обозначения отличались, в их состав входила буква Е и цифра. Например, танк M4A3E8 Sherman.

Вот основные модификации боевой машины:

  • M4. Одна из первых модификаций танка, ее выпуск начался с середины 1942 года и продолжался до января 1944 года. Машина имела сварной корпус и карбюраторный двигатель Continental R-975. Общее количество танков этой модификации – 8389 штук, 6748 из которых были вооружены M3, а еще 1641 – 105-мм гаубицей.
  • M4A1. Самая первая модификация, которая пошла в серийное производство. Этот танк имел литой корпус и двигатель Continental R-975, он почти полностью соответствует прототипу T6. Производство данной боевой машины продолжалось с начала 1942 года по конец 1943 года. Общее количество изготовленных машин – 9677 штук, 6281 из которых были вооружены пушкой M3, а 3396 танков получили новое орудие M1. Первоначально М4А1 имели орудие M2 и два курсовых пулемёта.
  • M4A2. Модификация со сварным корпусом, оснащенная силовой установкой, состоящей из двух дизельных двигателей General Motors 6046. Ее выпуск продолжался с апреля 1942 года по май 1945 года. Общее количество изготовленных машин этой модификации составляет 11 283 штук, из них 8053 были вооружены пушкой M3, 3230 машин получили орудие M1.
  • M4A3. Модификация со сварным корпусом и бензиновым двигателем Ford GAA. Танк выпускался с июня 1942 года по март 1945 года. Общее количество: 11 424 единиц, 5015 из которых имели орудие M3, 3039 штук (M4A3(105)) были вооружены 105-мм гаубицей, а 3370 штук (M4A3(76)W) орудием M1.
  • M4A4. Модификация, которая имела сварной удлиненный корпус и силовую установку, состоящую из пяти автомобильных двигателей. Всего было выпущено 7499 боевых машин этой модификации. Все они имели на вооружении орудие M3 и отличались несколько другой формой башни, в кормовой нише была расположена радиостанция, а на левой стороне башни был люк для стрельбы из личного оружия.
  • M4A5. Данное обозначение изначально было зарезервировано для канадского танка Ram, но оно так ему и не было присвоено. Эта машина любопытна тем, что, по сути, является значительно модернизированной версией танка М3. Боевая машины имела на вооружении английскую 6-фунтовую пушку, у нее была литая башня и литой корпус с боковой дверью, ходовая часть практически аналогичная M3. Всего было выпущено 1948 машин. М4А5 не участвовал в боевых действиях из-за слишком слабой пушки, но на его основе было сделано несколько бронемашин.
  • M4A6. Модификация со сварным корпусом, аналогичным по форме и размерам M4A4, но с литой лобовой частью. Силовая установка состояла из дизельного двигателя Caterpillar D200A. Всего было выпущено 75 танков этой модели.
  • Grizzly Bear. Это модификация танка М4А1, которая серийно выпускалась в Канаде, машины имели небольшие отличия в ходовой части. Было выпущено 188 танков этой модели.

Кроме модификаций, существовали и специальные танки, созданные на базе этой боевой машины. Например, Sherman Firefly - танки модификаций M4A1 и M4A4, вооруженные английским 17-фунтовым (76,2 мм) противотанковым орудием, или Sherman Jumbo – штурмовой танк, с усиленным бронированием и 75-мм пушкой М3.

Весьма интересными машинами были так называемые ракетные танки: Sherman Calliope и T40 Whizbang, оборудованные установками для пуска реактивных снарядов. На базе «Шермана» были созданы машины для разминирования (Sherman Crab), инженерные (M4 Dozer) и огнеметные танки.

Описание конструкции

Танк «Шерман» выполнен по схеме, более характерной для немецкого танкостроения тех лет: его трансмиссия и отделение управления размещены в передней части корпуса, а моторное отсек – в задней. Между ними расположено боевое отделение с башней кругового вращения, которая находится по центру корпуса. В состав экипажа входило пять человек.

Внутри танк был покрыт подбоем из пенорезины, который защищал экипаж от осколков.

Подобная компоновка повышала высоту боевой машины: конструкторам пришлось размещать в корпусе карданный вал, который шел от двигателя к коробке передач. Увеличивало высоту танка и вертикальное расположение двигателя.

Разные модификации танка мало отличались по своей конструкции, поэтому ниже приводится описание модели М4А2 с дизельным двигателем, которая наиболее массово поставлялась в СССР по ленд-лизу.

В передней части корпуса располагалось отделение управления, в котором размещались рабочие места механика-водителя и его помощника, контрольные приборы и рычаги управления, элементы трансмиссии и курсовой пулемет с боекомплектом.

За ним находилось боевое отделение с вращающейся башней. В нем располагались места командира машины, наводчика и заряжающего, боекомплект орудия, огнетушители и аккумуляторы. В башне было размещено орудие, прицельные приспособления и приборы наблюдения, подъемный механизм пушки, спаренный пулемет и радиостанция. Также в боевом отделении находился механизм поворота башни.

В задней части танка располагалось моторное отделение, которое было отделено от боевого специальной перегородкой.

Корпус танка модификации М4А2 был выполнен из катаных броневых плит, которые соединялись с помощью сварки. Лобовая часть машины представляла собой одну массивную литую деталь, которая была расположена под углом 56° и имела толщину 51 мм. Толщина бортов корпуса составляла 38 мм. Справа в нижней части листа находилась шаровая пулеметная установка. В днище корпуса имелся люк, который использовался для эвакуации экипажа под огнем противника. Над отделением управления находились два посадочных люка со встроенными приборами наблюдения.

«Шерман» имел литую башню с небольшой кормовой нишей, толщина ее лобовой брони составляла 76 мм, борта и корма имели броню в 51 мм, а маска орудия имела бронирование в 89 мм. На крыше башни располагался двустворчатый командирский люк, который использовался для эвакуации всех членов экипажа, находящихся в боевом отделении. На более поздних сериях машины к нему был добавлен еще один люк для заряжающего.

Первоначально основной боезапас танка находился в надгусеничных полках, которые снаружи имели дополнительное бронирование. Однако практика показала, что такое расположение приводило к детонации боекомплекта, поэтому на машинах поздних серий его перенесли на пол боевого отделения, и была использована так называемая мокрая боеукладка: снаряды заливались водой с добавлением этиленгликоля.

Первоначально на танк модификации М4А2 устанавливалась 75-мм пушка М3, а с 1943 года – 76-мм орудие М1А1. С пушкой был спарен пулемет, 12,7-мм зенитный пулемет был смонтирован на крыше башни.

Прицельные приспособления танка состояли из телескопического прицела М55 и перископического прибора М38. Пушка «Шермана» была стабилизирована в вертикальной плоскости.

Силовая установка М4А2 состояла из двух дизелей GM 6046 с шестью цилиндрами каждый. Общая мощность составляла 375 л. с. Емкость топливных баков танка составляла 590 литров.

«Шерман» оснащался 5-скоростной коробкой передач механического типа, крутящийся момент от двигателя передавался на нее с помощью карданного вала.

Ходовая часть танка состояла из шести одинарных опорных катков на каждый из бортов, они были объединены попарно в три тележки, каждая из которых была подвешена на двух пружинах. Кроме того, на каждом борту было по три поддерживающих катка, ведущее переднее колесо и направляющие колеса. В середине 1942 года ходовая часть танков была несколько модернизирована.

На «Шерманах» устанавливались мощные радиостанции.

Эффективность и боевое применение

Первые «Шерманы» стали поступать в войска в середине 1942 года, но американским танкистам так и не удалось освоить новую технику: вскоре все боевые машины были переданы англичанам. В это время английские части вели тяжелые бои в Северной Африке, и ситуация там складывалась явно не в их пользу. Черчилль лично попросил американского президента о помощи.

В сентябре 1942 года 318 танков «Шерман» прибыли в Египет и почти сразу были брошены в бой. Для немцев появление у противника сотен современных танков стало настоящим шоком. Большинство танков немецкого Африканского корпуса не могли пробить броню американского танка. Можно сказать, что сражение под Эль-Аламейном во многом было выиграно именно благодаря «Шерманам».

Американские танкисты на «Шерманах» впервые вступили в бой во время высадки в Тунисе. Из-за необученности экипажей в первых боях было потеряно много машин, однако позже, отработав тактические приемы, американцы весьма успешно использовали «Шерманы». Вообще, следует отметить, что этот танк прекрасно подходил для условий пустыни. В феврале 1943 года М4 впервые встретился с немецкой новинкой – тяжелым танком PzKpfw VI Tiger. Очень быстро стало понятным, что «Шерман» не может на равных противостоять этой немецкой машине.

Танки М4 и М4А1 принимали участие в высадке войск союзников на Сицилии. Правда, в Италии крупных танковых боев практически не было.

Следующей значительной операцией с участием «Шермана» стала высадка союзников в Нормандии. Американским машинам в Нормандии пришлось трудно. Немцы активно использовали против них новейшие танки «Пантеры », против которых у М4 было мало шансов. К тому же пересеченная местность севера Франции не давала «Шерманам» продемонстрировать свои лучшие качества: скорость и маневренность. Большие потери американские машины несли от «

За девять месяцев боев только 3-я танковая дивизия потеряла 1348 боевых машин.

В ноябре 1942 года первые М4 прибыли в Советский Союз. В СССР наиболее массово поставлялась дизельная модификация танка М4А2, так как бензиновые западные танки не слишком хорошо «переваривали» отечественное топливо. Первыми новые машины получила 5-я гвардейская танковая армия на Северном Кавказе.

М4 активно применялся в кампаниях 1944 и 1945 гг. Наиболее массово «Шерманы» использовались во время операции «Багратион», хотя эти машины воевали по всей линии советско-германского фронта, от Черного моря до Балтики.

Советские танкисты любили американский танк. Он был гораздо более удобен для работы экипажа, чем советские боевые машины. Но, самое главное, обычно он был гораздо надежнее их. Несомненным плюсом «Шерманов» были прицельные приспособления и приборы наблюдения, мощная радиостанция, высокий уровень бронирования и достаточная огневая мощь. Подвеска у М4 была гораздо мягче, чем у Т-34, он гораздо меньше шумел. Пушка американского танка имела стабилизацию, что повышало точность стрельбы во время движения.

В конструкции «Шермана» использовано много узлов и агрегатов серийных автомобилей, что и обеспечило высокую надежность танка.

Среди минусов можно назвать конструкцию траков гусениц, которые были не слишком приспособлены для условий российской зимы. Они обеспечивали слабое сцепление с грунтом, из-за чего танк часто пробуксовывал. К недостаткам «Шерманов» можно отнести слишком высокий силуэт и своеобразную форму корпуса. Дело в том, что «Шерман» был высоким и узким, что в совокупности с неудачными гусеницами часто приводило к опрокидыванию машины.

75-мм пушка М3 примерно соответствовала советскому орудию Ф-34, 76-мм пушка М1 позволяла «Шерманам» уверенно поражать немецкие Pz.IV, но для поединка с «Тиграми» и «Пантерами» необходимо было использовать подкалиберные снаряды.

«Шерман» vs Т-34

Много споров вызывает вопрос, какой из танков был лучше Т-34 или «Шерман». Эти танки неоднократно сталкивались в бою, но уже после Второй мировой войны. Во время Корейской войны основным противником «Шермана» стали советские Т-34-85, которыми управляли корейские и китайские танкисты. Чаще всего противостояния советских и американских танков заканчивались в пользу последних.

Т-34 и «Шерман» были машинами одного класса: они не уступали друг другу в бронировании, американская 76-мм пушка за счет баллистики и боеприпасов лучшего качества как минимум не была хуже советской 85-мм ЗИС-С-53, схожей была и подвижность этих танков. Однако «Шерман» имел преимущество за счет большего удобства работы экипажа, точности стрельбы и скорострельности орудия. Более высоким качеством отличались и прицельные приспособления «американца».

Еще одним важным преимуществом М4 была его надежность. Качество сборки «тридцатьчетверки» военного времени очень часто оставляло желать лучшего.

Учитывая состояние танковое промышленности США в начале войны и практически полное отсутствие опыта в этой сфере, следует признать, что создание «Шермана» в столь короткие сроки – это огромное достижение американцев.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В США в 1920-е и 1930-е годы, несмотря на интенсивные работы в области опытного танкостроения и создание нескольких очень удачных образцов (например, танки Кристи), значение танковых войск явно недооценивалось.

К началу Второй мировой войны танковый парк армии США насчитывал около 400 танков, среди которых было всего 18 средних. Результаты германского «блицкрига» в Польше и Франции вызвали переполох в военных кругах США и способствовали резкому повороту в сторону механизации армии.

ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ

В 1941 году началось производство среднего танка М3. Его вооружение составляла 75-мм пушка, установленная в спонсоне. Общая огневая мощь танка была достаточно велика. Но 75-мм пушка имела ограниченный угол горизонтального обстрела (32°), что снижало ее эффективность. Корпус танка по габаритам и конфигурации был также неудачен. Чрезмерно большая высота (3130 мм) делала его хорошей мишенью. Невысокими были и ходовые качества. Американцы сознавали недостатки этого танка, поэтому сразу после начала его серийного выпуска начали создавать более совершенный средний танк с 75-мм пушкой в башне кругового вращения. В сентябре 1941 года прототип, получивший индекс Т6, был передан на Абердинский полигон.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ОДИНАКОВЫЕ «ШЕРМАНЫ»

Принципиально все модели танка «Генерал Шерман» (М4, М4А1, М4А2, М4А3, М4А4, М4А6) ничем не отличались друг от друга. По внешнему виду резко выделялся лишь М4А1 со своим литым корпусом. Пушки, башни, размещение узлов и агрегатов, ходовая часть — все было одинаковым. Все модели получили единую литую лобовую деталь — крышку трансмиссионного отсека (вместо сборной из трех частей, применявшейся ранее), овальный люк заряжающего, фальшборта, накладную бортовую броню и многое другое. Первоначально танки имели смотровые щели в лобовом листе корпуса; затем их закрыли броневыми кожухами и ввели перископы, и, наконец, в конце 1943-го — начале 1944 года появилась цельная лобовая плита, а люки были перенесены на крышу корпуса. Правда, пришлось изменить угол наклона лобовой брони с 47° до 56°.

Главным же отличием «Шерманов» друг от друга был тип силовой установки. Так, на М4 и М4А1 применялся 9-цилиндровый радиальный карбюраторный двигатель «Континенталь» R975; на М4А2 — спарка дизелей GMC; для М4А3 был сконструирован карбюраторный 8-цилиндровый двигатель «Форд» GAA V8 (кстати, самый мощный из всех применявшихся на «Шерманах» — 500 л. с. при 2600 об/мин) и, наконец, на М4А4 в едином блоке устанавливалось пять бензиновых двигателей «Крайслер Мультибенк» А57. Для установки такого агрегата пришлось немного удлинить корпус. У М4А6 корпус был такой же длины, но в качестве силовой установки использовался дизель «Катерпиллер» RD1820. На всех модификациях трансмиссия располагалась в передней части корпуса, что и обусловило сравнительно большую высоту танка.

НОВЫЕ МОДИФИКАЦИИ

Командование бронетанковых сил армии США пришло к выводу, что война не может быть закончена с танками выпускавшихся модификаций. Эта точка зрения привела к первой крупной модернизации, связанной с установкой новых литых башен с 76-мм длинноствольными пушками и со 105-мм гаубицами. Модернизация не затронула лишь танки М4А4 и М4А6.

К февралю 1944 года фирма «Крайслер» разработала проектную документацию и изготовила прототипы всех новых моделей. В этих танках боеукладка была перенесена из надгусеничных ниш корпуса на пол боевого отделения и размещена по обеим сторонам от карданного вала. Интересной особенностью этой так называемой мокрой боеукладки было размещение пушечных выстрелов в ящиках-кассетах, двойные стенки которых были заполнены водой. Предполагалось, что в случае попадания снаряда в боеукладку вода разольется и предотвратит пожар. На танках со 105-мм гаубицами боеукладка была «сухая», в бронированных ящиках. Появление командирской башенки с перископическим прибором и шестью скошенными блоками триплекс позволило резко улучшить обзор с командирского места. Несколько позже овальный люк заряжающего был заменен круглым двустворчатым. Установка мощной 76-мм пушки М1А1 (с дульным тормозом — M1А2) с начальной скоростью бронебойного снаряда 810 м/с позволила «Шерманам» бороться с тяжелыми немецкими танками.

СНОВА МОДЕРНИЗАЦИЯ

Второй крупной модернизацией танков «Генерал Шерман» стало внедрение на них так называемой горизонтальной подвески и новой 24-дюймовой гусеницы. Опытные образцы были обозначены как М4Е8, М4А1Е8, М4А2Е8 и М4АЗЕ8. Масса танка несколько возросла, но за счет применения более широких гусениц снизилось удельное давление на грунт, и проходимость не только не уменьшилась, но даже увеличилась.

В конце марта 1945 года новую ходовую часть получили все модификации, выпускавшиеся на тот момент. Выделить какую-либо из них как лучшую довольно трудно, так как принципиальных различий в тактико-технических данных между ними не было. Об этом уже говорилось выше. Танки М4А3 разных вариантов никому не поставлялись по ленд-лизу и вследствие этого составляли более половины «Шерманов», имевшихся в армии США. Остальные модификации интенсивно экспортировались. Всего с 1942 по 1945 год было выпущено 49 234 «Шерманов» различных модификаций.

НА ВСЕХ ТЕАТРАХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

«Шерманы» модификации М4А2 стали самыми массовыми ленд-лизовскими танками в Красной армии. Особенно полюбили «Шерман» наши пехотинцы, которые передвигались на нем в качестве десанта.

Танки «Шерман» различных модификаций имели близкие тактико-технические характеристики и во многом были аналогичны по конструкции. Танк модификации М4А2 поставлялся в СССР по ленд-лизу и воевал на советско-германском фронте.

КОНСТРУКЦИЯ М4А2

Компоновка танка классическая, с передним расположением трансмиссии. Корпус разделен на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. В отделении управления располагались сиденья механика-водителя, его помощника, рычаги управления, агрегаты трансмиссии, контрольные приборы и курсовой пулемет с боекомплектом. В средней части танка, в боевом отделении, располагались: сиденья командира танка, наводчика и заряжающего, боекомплект, зарядный агрегат, аккумуляторы и огнетушители. Над боевым отделением устанавливалась башня с пушкой и спаренным пулеметом, прицелом и приборами наблюдения, частью боекомплекта, механизмом поворота башни, подъемным механизмом пушки, гиростабилизатором и радиостанцией.

Моторное отделение с силовой установкой и обслуживающими ее системами находилось в кормовой части танка. Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Лобовая часть состояла из массивной литой детали и верхнего листа, располагавшегося под углом 56°. Верхний лобовой лист приваривался к бортам и крыше корпуса. В нижней его части справа монтировалась шаровая установка пулемета. В верхней части лобового листа имелись два выступа, в которых располагались смотровые щели с триплексами, открывавшиеся изнутри танка. Со второй половины 1942 года к выступам приваривались броневые накладки, а затем литые колпаки, устанавливались перископические приборы наблюдения М6. В конце 1943 года был введен цельный верхний лобовой лист без смотровых щелей, располагавшийся под углом 47° к вертикали. Борта корпуса вертикальные. Кормовая часть корпуса состояла из двух наклонных (10°-12°) листов верхнего и нижнего. Верхний был смещен по отношению к нижнему так, что между ними образовывался карман для выхода воздуха, идущего от вентиляторов. Башня литая, цилиндрической формы с небольшой кормовой нишей. На крыше башни имелись посадочный люк, вентиляционный люк боевого отделения, закрытый броневым колпаком, два лючка приборов наблюдения и антенный ввод. Башня приводилась во вращение гидроэлектрическим поворотным механизмом или вручную.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ

На танке М4А2 устанавливалась силовая установка GMC 6046 модели 71, состоявшая из двух 6-цилиндровых двухтактных бескомпрессорных рядных дизелей, расположенных параллельно и соединенных в один агрегат мощностью 375 л. с. при 2100 об/мин. Система охлаждения жидкостная, с принудительной циркуляцией. Емкость топливных баков — 580-590 л. Трансмиссия состояла из двух однодисковых главных фрикционов сухого трения, поперечной соединительной передачи, карданного вала, коробки передач, механизма поворота и бортовых передач. Коробка передач механическая, пятискоростная, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой и заднего хода. Ходовая часть танка М4А2(76) состояла из шести (по каждому борту) сдвоенных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три балансирные тележки с гидравлическими амортизаторами. Гусеница имела 79 одногребневых траков шириной 584,2 мм.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАНКОВ «ШЕРМАН»

Боевое крещение «Шерманы» получили в Северной Африке. Сражение у Эль-Аламейна осенью 1942 года, ставшее переломным для всей североафриканской кампании, было выиграно англичанами во многом благодаря наличию «Шерманов» в британских войсках. Первое использование «Шерманов» армией США состоялось 6 декабря 1942 в Тунисе. Из-за неопытности экипажей большинство американских танков было подбито. Первое крупное столкновение с немецкими танками состоялось в феврале 1943 года в ходе отражения контрнаступления Африканского корпуса Роммеля. В ходе сражения 1 -й танковый полк 1 -й американской танковой дивизии потерял 44 «Шермана», 15 из которых уничтожили «Тигры». Последовавшая на следующий день контратака американцев стоила им еще 40 М4А1, но при этом они подбили 19 немецких танков. «Шерман» М4 и М4А1 приняли участие в операции по высадке союзных войск на Сицилию. Самой крупной операцией, в которой принимали участие «Шерманы», стала высадка в Нормандии — операция «Оверлорд» — и последующие бои на северо-западе Европы. Для преодоления вплавь прибрежной полосы англичане оборудовали значительное количество «Шерманов» амфибийными приспособлениями. Эти танки получили обозначение DD. Движение танка на плаву обеспечивалось установкой на корме двух трехлопастных гребных винтов, при этом скорость достигала 7,5 км/ч. К концу 1944 года в составе американских и британских войск находилось 7591 «Шерманов», не считая резервов. На Тихоокеанском театре, в силу его специфичности, танков участвовало значительно меньше. Боевое крещение на Тихом океане М4А2 получили в декабре 1943 года, когда в составе 1 -го танкового батальона морской пехоты высадились на Соломоновы острова. Все без исключения японские танки были бессильны против «Шермана».

В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

С весны 1943 года «Шерманы» начали принимать участие в боевых действиях на советско-германском фронте, наиболее активно в 1944 и 1945 годах. Они хорошо зарекомендовали себя в Уманской, Белорусской, Вильнюсской, Варшавской наступательных операциях. Отлично показали себя «Шерманы» 259-го Черкасского отдельного танкового полка в боях под Варшавой против танковой дивизии СС «Викинг». Советские танкисты дали весьма высокую оценку американским машинам. «Шерманы» использовались в разных местах советско-германского фронта от Балтики до Черного моря, в разных климатических зонах. Наиболее же массированно — в ходе Белорусской наступательной операции. В танковых и механизированных частях советских фронтов, принимавших участие в этой операции, по количеству «Шерманы» уступали только Т-34. В ходе войны СССР с Японией «Шерманы» 9-го мехкорпуса, вместе с Т-34-85 5-го гвардейского танкового и 7-го гвардейского механизированного корпусов, преодолели Большой Хинган и вышли на Центрально-Маньчжурскую равнину. Эти стремительные действия оказали решающее влияние на ход всей операции в Маньчжурии. Некоторое время после окончания Второй мировой войны «Шерманы» находились на вооружении Советской армии. В США «Шерманы» состояли на вооружении до середины 50-х годов. Эти танки активно применялись в войне в Корее (1950-1953).

8278

В израильском музее бронетанковых войск есть интересный монумент. На пьедестале из камней три танка – , британский “Кромвель” и американский “Шерман”. Символизм понятен: это машины, выигравшие Вторую Мировую Войну. И на долю “Шермана” испытаний выпало не меньше, чем “тридцатьчетвёрке”.

C 1942 года и до конца войны М4 составляли основу американских танковых войск, повоевав с японскими милитаристами в Азии и с нацистами в Европе. В составе британских войск “Шерманы” воевали в Африке и высаживались в Италии. Советские М4 освобождали Украину и дошли до Берлина. И ещё долгие годы танк, разработанный ещё в начале сороковых, активно применялся и побеждал в схватках с более современными машинами.

История создания танка

Начало Второй Мировой США встретили, только-только начав выпуск среднего танка М2. Анализ боёв в Польше показал, что танк совершенно не отвечает реальным условиям войны, после чего заказ был сокращён, а выпущенные танки переклассифицированы в учебные.

На замену М2 в авральном порядке (не изготавливались даже прототипы) был разработан танк М3 (в последствии получивший названия “Ли” и “Грант”). Он считался временной мерой, и создание нового современного танка началось сразу же после завершения работ по “Ли”.

Для сокращения времени на разработку и внедрение в производство танк был максимально унифицирован с М3.

Конкретно, двигатель, нижняя часть литого корпуса и подвеска заимствовались с минимальными изменениями.

В сентябре 1941 года был построен прототип с литым корпусом, получивший индекс Т6. От последующих серийных машин он отличался наличием двух дополнительных пулемётов во лбу корпуса, а также наличием люка для экипажа в борту корпуса.

Серийное производство танков М4 началось зимой 1942 года. Первые танки были собраны на паровозостроительном заводе компании Lima и относились к серии М4А1. А произведены эти первые танки были для Британии.

Конструкция

“Шерман” имеет такую компоновку: трансмиссия в передней части корпуса, двигатель - в корме. Боевое отделение и башня размещаются между ними, почти по центру. Высота короба трансмиссии и необходимость разместить в корпусе звездообразный двигатель предопределили размер танка - он получился высоким.

Все модификации “Шермана”, кроме М4А1, имели сварной корпус из катаной брони.

На М4А1 корпус был литым. Общей для всех версий была нижняя лобовая деталь корпуса, одновременно служившая крышкой трансмиссии. Верхний бронелист имел толщину 51 мм и устанавливался под наклоном в 56 градусов (позже – 47 градусов). Борта вертикальные, толщиной 38 мм, такую же толщину имеет кормовая броня.

Толщина лба литой башни – 76мм (при наклоне в 60 градусов), борта и корма – 51 мм. Ранние башни имели один люк – для командира и наводчика, позже был добавлен люк заряжающего. Башня имела электрогидравлический или электрический привод механизма поворота.


В случае отказа механизма была предусмотрена возможность поворота вручную.

Башня “длинноствольных” “Шерманов” отличалась толщиной брони – 64мм по кругу.

Вооружение

Изначальным вооружением “Шермана” было орудие М3 калибра 75мм. Эта пушка представляла собой развитие французского полевого орудия образца 1897 года, принятого на вооружение в США. В варианте М2 орудие устанавливалось на ранние танки М3, а поздние “Ли” и “Шерманы” получили уже М3 с увеличенной до 40 калибров длиной ствола.

Бронепробиваемость орудия при использовании сплошного снаряда М72 достигала 110 мм, каморный снаряд М61 броню пробивал чуть хуже – до 90 мм. В начальный период войны, однако, этого хватало для борьбы с любыми танками противника.

Трёхдюймовое орудие М1 разработали в 1942 году, когда характеристик короткоствольной М3 стало недостаточно, а более мощное орудие М7 для “Шермана” оказалось слишком тяжёлым.

В бой “длинноствольные” “Шерманы” пошли в 1944 году. Пробиваемость бронебойного каморного снаряда М62 превышала 120 мм, чего для борьбы с самыми тяжелобронированными немецкими машинами уже было недостаточно. Зато подкалиберный снаряд М93 на небольших дистанциях пробивал свыше 200 мм.

Интересно, что производство “Шерманов” с пушкой М3 не прекратилось – прежнее орудие обладало более мощным осколочно-фугасным снарядом, что было критически важно для американской танковой доктрины. В её рамках основной задачей танков была поддержка пехоты, с чем “длинноствольные” “Шерманы” справлялись слабее.


Свыше двух тысяч “Шерманов” модификаций М4А1 и М4А4, поставленных Великобритании, были перевооружены “17-фунтовой” пушкой калибра 76.2 мм. Эти машины получили наименование Firefly (светлячок). Сплошной бронебойный снаряд, выпущенный из “семнадцатифунтовки”, пробивал броню толщиной до 157 миллиметров, что сделало “Светлячок” способным бороться с любыми немецкими танками.

Курсовой пулемёт со “Светлячков” снимали, чтобы увеличить боекомплект орудия. Это повлекло за собой и сокращение экипажа до четырёх человек. Стабилизатор орудия демонтировался.


Некоторые “Шерманы” серий М4 и М4А3 вооружили 105мм гаубицей М4. Они должны были стать «штурмовыми орудиями» для непосредственной поддержки пехоты. В противотанковых целях гаубичные “Шерманы” использовать не предполагалось, но, тем не менее, в боекомплект входил кумулятивный снаряд М67, пробивающий до 130 мм брони.

Имели такие машины и некоторые конструктивные отличия – орудие не имело стабилизатора, лобовая броня усиливалась.

Дополнительное вооружение, по стандартам того времени, составляли курсовой пулемёт, установленный в шаровой маске в лобовом листе и пулемёт, спаренный с пушкой.

В обоих случаях использовался , модели М1919А4. Калибр – 7.62мм (.30-06). Огонь из курсового пулемёта вёл стрелок-радист, из спаренного – наводчик, при помощи электроспуска.

Над командирским люком в турельной установке размещался пулемёт М2HB калибра 12.7мм, пригодный для ведения зенитного огня. Оснащение танка крупнокалиберным зенитным пулемётом на тот момент было новшевством, и только к концу войны стало применяться повсеместно.

С 1943 года на все “Шерманы” устанавливалась мортирка для постановки дымовых завес.

Размещение экипажа и оборудование танка

Экипаж из пяти человек размещался в танке так: места мехвода и его ассистента (он же стрелок-радист) по обе стороны короба с трансмиссией. У каждого имелся люк с перископом наблюдения, размещённый в выступе лобовой детали или в крыше перед башней. Наводчик и командир танка сидят друг за другом в правой половине башни, а левую занимает заряжающий.


На линейных “Шерманах” устанавливали УКВ-радиостанцию, размещённую в задней нише башни. Её антенна выводилась на крышу башни. Командирские танки дополнительно имели коротковолновую радиостанцию в правой надгусеничной полке, с антенной, выведенной через лобовой бронелист.

Танковое переговорное устройство являлось частью штатной радиостанции, дополнительно мог устанавливаться телефон для связи с танком сопровождающей пехоты.
Для вождения в тяжёлых погодных условиях танк оснащался гирокомпасом.

Танк с 75мм орудием оснащался трёхкратным телескопическим прицелом М55 и резервным прицелом М38А1, встроенным в перископ наводчика.

Гаубичные танки имели вместо прицела М38А1 модель M77C. “Длинноствольные” М4 оборудовались прицелами М51 и М47А2.

Позже их заменили на универсальный перископ М10, в который встраивались два телескопических прицела – шестикратный и не имеющий увеличения. Этот прибор заменил всё прежнее разнообразие прицелов. Для стрельбы с закрытых позиций применялись указатель углов наводки орудия. Орудия М3 и М1 имели гироскопический стабилизатор.

Двигатель и трансмиссия

Различные варианты “Шермана” имели разные двигатели. На М4 и М4А1 устанавливался авиационный звездообразный двигатель R975. М4А2 получил силовую установку из двух сблокированных двухтактных дизелей GM 6-71. М4А3 оснастили бензиновым восьмицилиндровым мотором Ford GAA (разрабатывавшимся, как авиационный, но нашедшим применение только на бронетехнике).

В удлинённый корпус танка М4А4 монтировали конструкцию из пяти автомобильных шестицилиндровых моторов производства Chrysler. Наконец, малосерийный М4А6 имел звездообразный дизельный двигатель Caterpillar. Мощность моторов составляла от 350 до 500 л.с.

В противоположность разнообразию двигателей, коробка передач для “Шермана” предусматривалась только одна – пятискоростная механическая, с синхронизаторами.

Трансмиссия размещалась в лобовой части корпуса, причём её внешний корпус из броневой стали одновременно служил нижней лобовой деталью.

Такое размещение трансмиссии обеспечивало лучшее распределение веса, повышало её ремонтопригодность, а при попадании её узлы могли защитить от поражения членов экипажа. Недостатком была возросшая уязвимость самой трансмиссии, которая могла быть выведена из строя вторичными осколками брони даже без её пробития.

Ходовая часть

Подвеска танка в целом аналогична применённой на танках М3, с тремя двухкатковыми тележками. Каждая из тележек имеет по две вертикальные пружины. За время боевого применения выявились недостатки такой подвески – на мягкой поверхности проходимость танка падала, срок службы узлов был невысоким.

В результате к концу войны в производство пошла подвеска с горизонтальными пружинами и сдвоенными обрезиненными катками.

Ранняя подвеска обозначалась, как VVSS, поздняя – HVSS.

Специальные танки, САУ и БРЭМ

На базе танка серии А3 был создан штурмовой танк М4А3Е2 “Джамбо”. На лобовую плиту и верх борта у него были приварены дополнительные бронелисты толщиной 38мм, крышку трансмиссии усилили. “Джамбо” не предназначался для танковых боёв, он нёс пушку М3, но впоследствии некоторые танки перевооружили длинноствольной М1 и применяли, как тяжёлые истребители танков.


На крышу башни некоторых танков устанавливалась РСЗО “Каллиопа” – 60 направляющих для пуска ракет М8 калибра 114мм. Существовали несколько вариантов огнемётного “Шермана”.

“Шерманы” оснащённые минными тралами и бульдозерными ножами, использовались в инженерных частях. Амфибийная модификация DD применялась при форсировании рек.
На базе “Шермана” строились “истребители танков” – высокомобильные легкобронированные машины с открытой башней. К их числу относятся М10 с 76мм орудием и М36 с 90мм пушкой.

САУ М7 оснащалась 105мм гаубицей в открытой рубке, а на специальном шасси с открытой платформой устанавливали орудия калибром до 203мм.

Для ремонтно-эвакуационных работ были созданы машины М32 и её модернизированная версия М74. Они оснащались подъёмным краном, лебёдками и бульдозерным ножом. М32 без эвакуационного оборудования служила артиллерийским тягачом.

Послевоенные варианты

После войны страны, которые не могли позволить себе новейшие танки, пытались повысить эффективность “Шермана” модернизациями.

В Израиле «Шерманы» прошли первое перевооружение в 1956 году. Им присвоили индекс М50. Три сотни таких танков получили французское 75мм орудие. При следующей модернизации, в 1962 году израильские М4А1 оснастили дизелями Cummins VT8-460, заменили пушку на 105мм орудие, и назвали М51. В 1970е годы некоторые машины передали в Чили, где они служили до 90х годов.

Египетские “Шерманы” представляли из себя М4А4, с дизелем от М4А2. Вместо “родной” башни устанавливалась качающаяся от лёгкого танка АМХ-13. В комплекте с башней шли 75мм орудие и автомат заряжания.

Поставки по ленд-лизу и боевое применение

17181 танк из выпущенных «Шерманов» получили британские войска. “Шерманы” дорабатывались для соответствия британским стандартам и получали новые обозначения. К изменениям относились, например, замена раций на британские, установка дымовой мортирки, дополнительные системы пожаротушения.

Впервые британские “Шерманы” пошли в бой в Африке, в середине 1942 года.

В составе британских сил они приняли участие в сражении под Эль-Аламейном, и, по оценке британцев, внесли существенный вклад в победу. В конце того же года в Тунисе появились и американские “Шерманы”. Африканская кампания доказала высокие боевые качества М4, но после появления в Тунисе немецких танков “Тигр”, стала очевидной недостаточная вооружённость танка.

В СССР с 1943 поставлялись дизельные М4А2, количеством 4065 единиц.

Танки в Красной Армии оценили – экипажи хвалили удобство эксплуатации, качество приборов и средств связи. Меньшая шумность “Шермана” делала их прекрасно подходящими для скрытных атак. В то же время отмечались недостаточная проходимость в зимних условиях и склонность к переворотам из-за высокого центра тяжести.

В Советском Союзе первые “Шерманы” приняли участие в Курской битве. Правда, тогда этих танков было немного. Но с 1944 года количество поступающих “Шерманов” позволило создавать из них даже отдельные корпуса. Советские М4А2 принимали участие во всех последующих сражениях войны, включая разгром Квантунской армии.


В Европе “Шерманы” появились в ходе высадки в Сицилии. А к моменту вторжения в Нормандию уже были подготовлены модификации с усиленным вооружением. Но во время первых боёв танкам М4 не удалось реализовать (из-за специфических природных условий) своё преимущество в мобильности, и танкисты несли тяжёлые потери.

Ситуация изменилась только после выхода сил союзников на оперативный простор. Также во время сражений стала очевидна и недостаточная приспособленность “Шермана” к городским боям. Но к этому времени танк уже оценивался, как устаревающий, и решать эту проблему предстояло новыми танками.

На Тихоокеанском театре военных действий с «Шерманы» встречались редко. Вражеские танки были слишком малочисленны и слабы по вооружению, чтобы представлять из себя эффективную силу. Характер боевых действий позволил полностью раскрыть все сильные стороны американского танка, а также его ракетных и огнемётных модификаций.

К началу корейской войны “Шерман” уже считался устаревшим, но только “Шерманы” можно было оперативно перебросить на фронт из Японии.

А впоследствии выяснилось, что более мощные и современные М26 в корейских горах обладают недостаточной подвижностью. Так “Шерман” и остался основным американским танком в той войне. В боях с Т-34-85 оба танка показали себя примерно равнозначными противниками, причём часто исход боя решала лучшая подготовка американских танкистов.

Во время Суэцкого кризиса модернизированные египетские “Шерманы” столкнулись с модернизированными израильскими. В итоге большинство египетских машин было или уничтожено, или захвачено израильтянами.


К войне 1967 года “Шерманы” Израиля применялись на второстепенных направлениях, но успели проявить себя и там, уничтожив, например, колонну египетских Т-54.
В качестве машин второй линии “Шерманы” применяли обе стороны в индо-пакистанских войнах. По некоторым данным, в 1990е “Шерманы” применялись в Югославии, но точных подтверждений этому нет.

Тактико-технические характеристики

В таблице приведены характеристики «раннего» и «позднего» «Шерманов» в сравнении с его ближайшими аналогами.

ТТХ основных модификаций танков M4 и их ближайших аналогов
M4A1 M4A3(76)W HVSS Т-34 обр. 1942 г. Т-34-85 обр. 1944 г Pz.KpfW.IV Ausf.H
Размеры
Длина с пушкой, м 5,84 7,54 6,628,10 7,02
Ширина, м 2,62 3,00 3,00 3,00 2,88
Высота, м 2,74 2,97 2,52 2,72 2,68
Боевая масса, т 30,3 33,6 30,9 32,0 25,7
Бронирование, мм
Лоб корпуса 51/ 56° 64/ 47° 45/ 60 ° 45/ 60 ° 80
Борта и корма корпуса 38 38 45-40 / 40° 45-40 / 40° 30-20
Лоб башни 76 64…89 53 90 50
Борта и корма башни 51 51 53 52-75 30
Вооружение
Пушка 75-мм M3 76-мм M1 1 × 76-мм Ф-34 1 × 85-мм С-53 75-мм KwK.40 L/48
Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4 2 × 7,62-мм ДТ 2 × 7,62-мм ДТ 2 × 7,92-мм MG-34
Боекомплект, выстрелов/патронов 90 / 300 + 4750 71 / 600 + 6250 77 / 2898 60 / 1890 87 / 3150
Подвижность
Двигатель Бензиновый 9 цилиндровый радиальный «Континенталь» R975 C1, 350 л. с. Бензиновый 8 цилиндровый V-образный «Форд» GAA, 450 л. с. 12 цил. V образный дизель В-2, 500 л. с. Бензиновый 12-цилиндровый Maybach HL 120TRM, 300 л. с.
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 39 42 54 54 38
Запас хода по шоссе, км 190 160 300 300 210

Следует учесть, что приведённая в таблице модификация танка Pz.IV является «промежуточной» между ранними и поздними. Но от предыдущих «Т-4» она отличалась в основном оптимизированной конструкцией без изменения основных характеристик, а на поздних сериях изменения сводились к упрощению и удешевлению. Так что главному сопернику «Шерман» явно не уступал, а если бы смог встретить его в 1941 году - то и превзошёл бы.

Оценка машины

Вооружение “Шермана” на момент его появления можно считать “адекватным”. 75мм пушка М3 по своим характеристикам соответствовала советским орудиям Ф-34 и ЗиС-5, позволяя бороться с любыми средними танками противника. Появление танков Pz.IV с усиленным бронированием, а также “Тигров” и “Пантер” сделало её малоэффективной.


76мм орудие М1 по показателям бронепробиваемости лишь немного уступало советской 85мм пушке Д-5, а при использовании подкалиберного снаряда даже превосходило её. Такие “Шерманы” могли бороться даже с тяжёлыми танками противника. Основной недостаток пушки заключался в небольшой мощности осколочно-фугасного снаряда. Из-за высокой начальной скорости толщину стенок снаряда пришлось увеличить, сведя при этом массу заряда ВВ к минимуму.

В целом М4 по вооружению соответствовал современным ему средним танкам, а по эффективности его применения даже превосходил – за счёт качественной оптики и наличия стабилизатора.

Оценивая защищённость “Шермана”, следует помнить, что в годы его разработки типичным вооружением большинства танков были орудия калибра 40-45мм.

А пехота имела в своём распоряжении только противотанковые ружья и крупнокалиберные пулемёты. В сравнении с Т-34 “Шерман” уступал ему по толщине бортов, лишённых наклона. А вот борта даже поздних вариантов немецкого Pz.IV имели толщину меньшую, чем у М4.

Лобовая броня “Шермана”, по результатам немецких испытаний, при небольшом довороте корпуса могла выдерживать попадания из 88мм орудия “Тигра”. M4A4E2 с усиленной бронёй по защите, конечно, превосходил конкурентов, но таких танков было немного.

Ранние “Шерманы” с боеукладкой, размещённой в надгусеничных полках, страдали от детонации боезапаса при пробитии корпуса. Этот недостаток был исправлен размещением боеукладки на полу корпуса в ящиках с водяной рубашкой (так называемая “мокрая” боеукладка).


Тактическая и стратегическая мобильность “Шермана” оценивались высоко. Танк благодаря небольшим габаритам легко грузился на все виды транспорта, в том числе железнодорожный. При передвижении своим ходом моторесурс позволял проходить большие расстояния, обрезиненные гусеницы не разбивали дороги, а конструкция подвески обеспечивала экипажу некоторый комфорт.

“Шерман” обладал хорошей скоростью хода, неплохой маневренностью, которую несколько ограничивала невозможность разворота на месте. На танках серии Е2 для сохранения подвижности при возросшей массе использовали другие передаточные числа трансмиссии.

Надежность

Высокая культура производства на американских заводах дала “Шерманам” высокое качество изготовления и очень хорошую надёжность. Узлы танков не требовали частой регулировки. Высочайшей оценки заслуживает и ремонтопригодность танка. Советские танки тоже уступали “Шерману” в этом плане.

Из-за низкой культуры производства и технологической оснащённости допуски были таковы, что узлы приходилось подгонять вручную.

Оборотной стороной стала требовательность танков к уровню квалификации обслуживающего персонала.

Аналоги танка

Советский аналог – Т-34 несколько превосходил “Шерман” по эффективности бортовой брони, был примерно аналогичен по вооружению, и значительно проигрывал по удобству работы экипажа.


Более поздний Т-34-85 обладал мощным осколочно-фугасным снарядом (отсутствие которого вынуждало сохранять производство “короткоствольных “Шерманов”), а эффективность, за счёт разделения обязанностей наводчика и командира, в нём улучшились. Стоит заметить, что в “пожароопасном” “Шермане” топливные баки размещались в моторном отсеке, а у Т-34 – в боевом отделении.

Основным немецким аналогом М4 был Pz.IV.

Его ранние модели проигрывали “Шерману” по всем показателям, но к середине войны примерно сравнялись по вооружению и бронезащите. При этом поздние “Пантеры” (Pz.V (Т-5)) отличались плохим качеством сборки.

Хотя “Пантера” превосходила “Шерман” и по мощности вооружения (при равном калибре пушки) и по толщине брони. Основным её недостатком была низкая надёжность.
В британской армии было два танка собственной разработки, примерно аналогичных “Шерману”. Первый – “Кромвель”, пошедший в бой в 1944 году. Его 57мм пушка уступала американским орудиям, да и защищён он был слабее.

Второй танк – “Комет”, вооружённый укороченной версией 17-фунтовой пушки. По огневой мощи он был примерно равен американским “Шерманам“ (но несколько уступал “Светлячкам”), имел равноценную защиту и большую, за счёт мощного двигателя, подвижность.

Танк “Шерман” стал настоящим триумфом американской промышленности. Не имея большого опыта в танкостроении, американцы не только смогли в кратчайшие сроки разработать танк удачной и продуманной конструкции – они массово выпускали его, сохраняя высокое качество изготовления и отделки. А модернизационный потенциал “Шермана” позволил ему с успехом противостоять и более современным танкам.

Видео

Первые 26 «Шерманов» прибыли в СССР в ноябре 1942 года. Первой новые танки получила 5-я гвардейская танковая бригада и 563-й отдельный танковый батальон Северо-Кавказского фронта. 5 января 1943 года 563-й отдельный батальон насчитывал девять «Шерманов» и 21 МЗ «Стюарт», а 5-я гвардейская танковая бригада 17 января 1943 года имела только два «Шермана», четыре МЗ «Ли», 16 МЗ «Стюарт» и 18 «Валснтайнов».

В соответствии с приказом № 08/ ОР командующего фронтом 563-й отдельный батальон вошел в состав 5-й гвардейской танковой бригады. При этом все «Шерманы» из обеих частей были собраны в составе 5-й ГвТБ, а 563-го батальон получил девять танков МЗ «Стюарт» из состава 5-й гвардейской бригады.

Эти перестановки имели целью полностью перевести батальон на легкие танки, поскольку его планировалось испольювать в морском десанте в Южной Озерейке.


Танк М4А2 «Шерман» старшего лейтенанта Сумарокова, 3-й Украинский фронт, зима 1944 года.


БТ-5 и М3А1 «Стюарт», 192-я танковая бригада. Калининский фронт, декабрь 1942 года.


Танки М4А2 «Шерман», 71-й отдельный танковый полк, 5-й гвардейский кавалерийский корпус, 2-й Украинский фронт, Румыния, сентябрь 1944 года.


М4А2 «Шерман», 6-я танковая армия 2-го Украинского фронта, Ботошаны, Румыния, август 1944 года.


Танки М4А2 «Шерман», 6-я танковая армия, Румыния, август 1944 год.


Подбитые и брошенные тачки М4А2 «Шерман» из неустановленной части, район Ковеля, апрель 1944 года.


Немецкий танк М4А2 «Шерман» из 14-й танковой дивизии. Прежде танк принадлежал части 2-го Прибалтийского фронта, октябрь 1944 года.


Колонна танков М4А2 «Шерман», 5-я гвардейская танковая армия, май 1944 г.


М4А2 «Шерман», 2-я танковая армия, район Люблина, июль 1944 года. Колонна польской пехоты из 1-й пехотной дивизии.


M4A2(76W) «Шерман», 1-й гвардейский механизированный корпус. Танк поддерживает действия пехоты, Вена, апрель 1945 года.


Лейтенант И. Г. Дронов и сержант Н. Идрисов на фоне «Шерман», 1-й гвардейский механизированный корпус, Вена, 16 апреля 1945 года.


Танки М4А2(76) «Шерман», 9-й гвардейский механизированный корпус 6-й гвардейской танковой армии, Вена, апрель 1945 года.


M4A2(76)W «Шерман», 1-й гвардейский механизированный корпус, Вена, апрель 1945 года.


M4A2(76)W «Шерман», 2-я танковая армия 1-го Белорусского фронта, Берлин, апрель 1945 года.


Танки М4А2(76) «Шерман», 2-й Украинский фронт, Берлин, май 1945 года.


Верхний снимок - Средние танки М4А2 «Шерман», неизвестная кавалерийская часть, Польша, осень 1944 года. Танк оснащён гусеницами Т49.

Нижний снимок - M4A2(76)W «Шерман», 2-я танковая армия 1-го Белорусского фронта, Берлин, апрель 1945 года.


М4А2(76) «Шерман», 64-й гвардейский танковый полк 2-го Белорусского фронта, район Гданьска, январь 1945 года.


М4А2 «Шерман», неизвестная часть. Переправа в районе Нарвы, февраль-март 1944 года.


Верхний снимок - «Шерман», 2-я танковая армия, предместья Люблина, 26 июля 1944 года.

Нижний снимок - M4A2(76)W «Шерман», 9-й механизированный корпус, 6-я танковая армия, Забайкальский фронт, Манчжурия, август 1945 года.


Советские танкисты хорошо приняли танки М4А2 «Шерман». 23 октября 1943 года 5-я гвардейская танковая бригада докладывала:

«Благодаря большой скорости, танк М4А2 очень удобен для преследования, имеет большую маневренность. Вооружение вполне соответствует его конструкции, так как имеет осколочные и бронебойные снаряды (болванки), пробивная способность которых очень высокая. 75-мм пушка и два пулемета „Браунинг“ в работе безотказны. К недостаткам танка относится большая высота, что является мишенью на поле боя. Броня, несмотря на большую толщину (60 мм), недоброкачественна, так как были случаи, когда на дистанции 80 метров она пробивалась из ПТР. Кроме того, был ряд случаев, когда Ю-87 при бомбёжке обстреливали танки из 20-мм пушек и пробивали боковую броню башни и бортовую броню, в результате чего были потери среди экипажей. По сравнению с Т-34 М4А2 более легко управляемы, более выносливы при совершении длительных маршей, так как двигатели не требуют частой регулировки. В бою эти танки работают хорошо».

Плавность хода «Шерманов» оценили пехотинцы-десантники. Старые солдаты вспоминали, что во второй половине 1944 года танки М4А2 использовались для охоты на немецких фаустников. На танк взбиралось шесть-восемь автоматчиков, которые привязывали себя ремнями к скобам на броне. Танк ехал, а солдаты обстреливали все подозрительные объекты на расстоянии 100–150 м от танка.

Такой тактический приём получил прозвище «метла». Для его выполнения подходили только «Шерманы». На Т-34 из-за слишком жёсткой подвески десант трясло и ни о какой прицельной стрельбе не могло идти и речи. Следует также отметить больший комфорт для экипажа «Шермана» по сравнению с «тридцатьчетвёркой».

В июле 1943 года в 48-ю армию Центрального фронта прибыл 299-й отдельный танковый полк, располагающий 38 танками М4А2. Но массовое оснащение танковых частей Красной Армии танками «Шерман» началось только весной 1944 года.

Можно выделить два типа частей, оснащенных танками М4А2 «Шерман»: отдельные смешанные танковые полки и танковые или механизированные корпуса. Полки обычно имели в составе 11 танков М4А2 и десять «Валентайнов IX». Они действовали в составе общевойсковых армий на различных фронтах.

Танковые и механизированные корпуса входили в состав танковых армий. Например, 3-й Сталинградский гвардейский механизированный корпус действовал в составе 3-го белорусского фронта 22 июня 1944 года, располагал 196 танками: 110 М4А2, 70 «Валентайнов IX», 16 Т-34. 2-й и 4-й гвардейские механизированные корпуса были полностью оснащены советскими танками.

3-й гвардейский танковый корпус (1-й Прибалтийский фронт) также оснащался союзническими танками. 15 августа 1944 года в корпусе имелось 99 «Шерманов» и 23 «Валентайна IX». В мае 1944 года союзническими танками оснастили 1-й механизированный корпус им. Красной Гвардии 1-го Белорусского фронта. В бригадах и полках корпуса находилось 136 танков М4А2, 44 «Валентайна IX», пять «Валентайнов X», 21 самоходка СУ-76, 21 самоходка СУ-85, 43 бронеавтомобиля БА-64 и 47 «Скаут каров». С 29 июля 1944 года корпус участвовал в боях под Слуцком и Барановичами, а позднее участвовал в освобождении Бреста. 5-я гвардейская танковая армия - главная ударная сила 3-го Белорусского фронта во время операции «Багратион» - была наиболее крупным ударным соединением, оснащённым заметным числом западной техники. Всего в армии имелось 350 танков Т-34. 64 «Шермана», 38 танков «Валентайн IX», 29 танков ИС-2, 23 самоходки ИСУ-152,42 СУ-85:, 22 СУ-76, 21 М10 и 37 СУ-57.

С освобождения Белоруссии начинается качественное развитие советских танковых войск. По степени подготовки, опытности и умению проводить боевые операции советские танковые части сравнялись с частями и соединениями всех уровня вермахта и войск СС.

2 июля 1944 года пять танков «Шерман», ведомых гвардии старшим лейтенантом Г. Г. Кияшко (из 9-й гвардейской механизированной бригады 3-го гвардейского механизированного корпуса) атаковали противника и в первом эшелоне форсировали Березину. Тут танкисты получили приказ сходу ворваться в местечко Красное, а в случае отсутствия сопротивления противника, занять местечко. Гарнизон противника не ожидал атаки, поэтому танки ворвались на улицы городка, забитые немецкими грузовиками. Стреляя из пушек и пулеметов, метая ручные гранаты, давя гусеницами танков, танкисты уничтожали гитлеровскую технику. Несколько танков прорвались к соседней железнодорожной станции.

Командир другого взвода, лейтенант Смирнов, получил от Кияшко сообщение по радио и сумел перехватить два паровоза и несколько вагонов, из которых выгружалось военное имущество. Вскоре гитлеровцы были окончательно выбиты из городка. В ходе боя гвардейцы уничтожили четыре полевые пушки, почти 30 автомобилей, убили 80 немецких солдат, потеряв при этом только один «Шерман» старшины А. Е. Башмакова. Танкисты перерезали шоссе и железную дорогу, ведущую на Минск. Кияшко приказал, что три исправные «Шермана» организовали засаду, а машина Е. Н. Смирнова, которая в результате тарана получила повреждение механизма оборота башни, забрала раненых и отступила в расположение основных сил бригады.

Вскоре оставшиеся советские танки были атакованы немецкой группировкой, отходящей из Минска на Молодечно через Красное. Против экипажей трех советских танков было брошено 20 танков и САУ (в том числе несколько «Пантер») и до батальона пехоты. За несколько часов боя три «Шермана» подбили шесть немецких танков PzKpfw IV, одну «Пантеру» и самоходно-артиллерийскую установку StuG III, уничтожили до роты пехоты. Но силы были не равны. Все советские танки были подбиты, остатки экипажей сумели пробиться к своим.

Между тем, с подходом основных сил бригады бои за г. Красное разгорелись с новой силой. 3 июля, потеряв семь «Шерманов», танкисты город не взяли. Немецкая оборона была прочной. На следующий день, обойдя город с флангов, наши части заставили противника начать отход, а 5 июля в Красное ворвалась советская кавалерия генерала Осликовского и полностью очистила город от немцев.


Шасси танка M4A2(76)W HVSS «Шерман» с 23-дюймовыми гусеницами. Шасси использовалось для пуска генераторов вплоть до конца 60-х гг. Отдельные машины применялись на практике еще в 1996 году! Летом 1945 годи СССР успел получить партию таких танков, которые использовал в войне с Японией.


Танки M4A2(76)W «Шерман», 9-й механизированный корпус 6-й танковой армии. Забайкальский фронт, построение перед началом войны с Японией, 8 августа 1945 года.


Танки «Шерман» использовались в Красной Армии до конца войны. Например, 8-й гвардейский Александрийский механизированный корпус 2-го Белорусского фронта на 14 января 1945 года имел 185 М4А2, пять Т-34, 21 ИС, 21 СУ-85, 21 СУ-76, 53 «Скаута», 52 БА-64 и 19 ЗСУ M17. 9-й гвардейский мехкорпус 2-го Украинского фронта на 10 августа 1944 года насчитывал 100 М4А2, 40 «Валентайн IX» и три СУ-76, а 5-й гвардейский кавалерийский корпус на 5 августа 1944 года имел 26 Т-34, 41 М4А2 и 19 СУ-76. Танки «Шерман» брали Вену (в составе 1-го гвардейского мехкорпуса) и участвовали в Берлинской операции (в составе войск 2-й танковой и 33-й армий). Свой боевой путь в Красной Армии они закончили на Тихом океане: во время войны с Японией в составе войск Забайкальского фронта находилось более 250 этих машин, в 9-м гвардейском мехкорпусе 6-й гвардейской танковой армии было 137 «Шерманов», в 201-й танковой бригаде - 65, а в 48-м отдельном танковом батальоне два Т-34, два «Шермана» и две СУ-100.

23-01-2017, 01:37

Привет всем танкистам и танкисткам, с вами сайт! Друзья, сейчас речь у нас с вами пойдет об очень интересном и необычном аппарате, американском среднем танке шестого уровня с длинным названием – это M4A3E2 Sherman Jumbo гайд .

Главный интерес состоит в том, что если укомплектовать данный аппарат особым образом, по факту, он превращается в подвижный тяжелый танк, но об этом позже. Кроме того, M4A3E2 Sherman Jumbo WoT в ветке исследования стоит на распутье, то есть после него можно продолжить прокачку средних танков, а можно уйти к тяжам, выбор за вами.

ТТХ M4A3E2 Sherman Jumbo

Давайте начнем с комплектации данного аппарата, ведь она может быть совершенно разной и стиль игры от вашего выбора будет отличаться в корне. В первую очередь мы можем выбирать между стоковой и топовой башней.

Гораздо эффективнее остановиться на стоковой башне, так как она очень твердая. Только вдумайтесь с ней у M4A3E2 Sherman Jumbo характеристики бронирования по кругу составляют 152 миллиметра, кроме того, во лбу имеется внушительная маска орудия. Все этого говорит о том, что одноклассники нас вообще практически не пробивают, да и танковать более высокоуровневую технику можно довольно неплохо.

При такой комплектации вы экономите массу опыта и серебра, получаете возможность отлично танковать, но есть несколько нюансов. Во-первых, со стоковой башней получает всего 330 метров обзора, в то время как в топовой комплектации эта цифра составляет 370 метров. Во-вторых, мы не сможем ставить топовое орудие с высоким уроном в минуту и придется довольствоваться фугасницей.

Что же касается бронирования корпуса, тут все относительно. При довороте корпуса можно неплохо держать удар одноклассников, но техника седьмого и тем более восьмого уровня довольно легко пробивает M4A3E2 Jumbo WoT в лоб. Что же касается бортов, их всегда следует прятать, так как сюда нас шьют даже машины пятого и четвертого уровня.

Если же обратить внимание на подвижность, она у нас несвойственна среднему танка, скорее движется как подвижный тяж. Наша максималка у нас низковатая, динамика тоже не очень большая, да и поворачиваемся на месте мы довольно медленно.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что со стоковой башней ездить рациональнее. Да, обзор будет слабый, пушка необычная, но ввиду того, что подвижность M4A3E2 Sherman Jumbo танк имеет посредственную всегда, так вы хотя бы сможете танковать и превосходно себя чувствовать вверху списка, да и экономия получается очень существенная.

Орудие

Вооружение представляет собой не менее занятную тему в нашем случае, но тут все будет несколько проще, так как выбор пушек напрямую зависит от того, с какой башей вы решили ездить.

Если вы отдали предпочтение бронированной стоковой башне, тогда на M4A3E2 Sherman Jumbo орудие ставится гаубичного типа, то есть фугасница. Как всегда, такая пушка имеет большой альфастрайк, и как ни странно, хорошую скорострельно.

Однако пробитие у фугасов крайне низкое, так что наносить полноценный урон вы будете очень редко. Зато высок шанс, что при выстреле средний танк M4A3E2 Sherman Jumbo гарантированно нанесет хоть какой-то урон. Что же касается золотых кумулятивов, ими стреляем только тогда, когда уверены, что не попадете в экран или гуслю, иначе толку не будет, только затраты.

В плане точности фугасница, как и полагается, слаба. С этим стволом M4A3E2 Jumbo танк страдает от очень большого разброса и плохой стабилизации, но сведение у нас быстрое, так что больших неприятностей не предвидится.

Кроме того, у нас есть отличные углы вертикальной наводки, ствол опускается аж на 10 градусов вниз, так что играть от крепкой башни будет еще комфортнее.

Для тех, кто выбрал топовую башню, орудие также полагается топовое. С этой пушкой M4A3E2 Sherman Jumbo World of Tanks получается маленький альфастрайк, но очень быструю перезарядку, благодаря чему можно наносить примерно 2100 урона в минуту, без учета оборудования и перков.

Проблема в бронепробитием, к сожалению, все равно остается. Разумеется, тут ситуация намного лучше, танк M4A3E2 Jumbo сможет стабильно пробивать одноклассников и достаточно уверенно воевать с седьмыми уровнями, если выцеливать уязвимые места. Но для восьмерок все равно нужно возить приличное количество голды.

С точностью тут дела обстоят тоже несколько лучше, но до совершенства все равно очень далеко. Разброс с этим орудием у M4A3E2 Sherman Jumbo WoT великоват, при этом сведение то же, что и у фугасницы, а стабилизация по-прежнему хромает. Касательно углов наводки, мы сохраняем те же комфортные 10 градусов.

Преимущества и недостатки M4A3E2 Jumbo в стоке

Ввиду того что вариантов комплектации нашего танка несколько, то и подводить итоги стоит дважды. В первом случае рассмотрим стоковое состояние M4A3E2 Jumbo World of Tanks , которое я считаю более выгодным во всех смыслах.
Плюсы:
Отлично бронированная башня;
Мощный альфастрайк при полном пробитии;
Быстрое сведение для фугасницы;
Хорошая скорострельность;
Комфортные углы вертикальной наводки;
Значительная экономия серебра и опыта.
Минусы:
Слабоватая броня корпуса;
Посредственная подвижность;
Очень плохой обзор;
Слабое пробитие;
Плохая точность.

Преимущества и недостатки танка в топе

Для тех, кто предпочитает топовую комплектацию этого американца, крайне важно знать сильные и слабые стороны такого выбора, ведь только так можно сделать взвешенный выбор. Итак, с топовой башней M4A3E2 Sherman Jumbo WoT получает следующие «за» и «против».
Плюсы:
Отличный базовый обзор;
Высокая скорострельность и ДПМ;
Хорошие углы вертикальной наводки;
Более комфортная точность.
Минусы:
Слабое бронирование теперь уже всего танка;
По-прежнему посредственная подвижность;
Все равно слабое пробитие;
Маленький альфастрайк;
Значительные затраты опыта и серебра.

Оборудование для M4A3E2 Sherman Jumbo

Так как все характеристики танка рассмотрены, подведены итоги, в которых мы выяснили сильные и слабые стороны машины, то можно подумать о том, как сделать процесс игры на ней более комфортным. Разумеется, важно правильно расставить приоритеты, но в данном случае все будет довольно просто и для M4A3E2 Sherman Jumbo оборудование лучше выбрать следующее:
1. – необходим всегда, всем и отлично подойдет при любом вооружении, так как мы повышаем свой урон в минуту.
2. – у американских средних танков шестого уровня есть уникальная возможность поставить данный модуль, который значительно улучшит точность орудия, упускать такой шанс нельзя.
3. – это необходимый выбор для тех, кто остановился на стоковой башне, ведь иначе такой серьезный недостаток в обзоре никак не компенсировать.

Но если ваш выбор пал на топовую комплектацию танка с гораздо более хорошим базовым обзором, вполне можно обойтись , с которой вы и так будете видеть достаточно далеко. Кроме того, если параметр обзора для вас не столь важен, можете даже поставить .

Обучение экипажа

К счастью, процесс прокачки умений никак не зависит от предпочтений в комплектации танка и тут стоит отметить, что внутри сидит 5 танкистов, что также хорошо, ведь не придется терзаться в сомнениях. Таким образом, на танк M4A3E2 Jumbo перки стоит изучать в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для M4A3E2 Sherman Jumbo

Еще один устоявшийся и более чем стандартный момент заключается в подборе и покупке расходников. Тут, если ваши запасы серебряных кредитов на исходе, лучше взять , , . Но когда подобных проблем нет и экономить не приходится, гораздо лучше возить на M4A3E2 Sherman Jumbo снаряжение из , , , а ввиду того, что горит наш американец нечасто, огнетушитель можно заменить на .

Тактика игры на M4A3E2 Sherman Jumbo

Про этот американский аппарат можно сказать, что он весьма универсален, ведь от того, какой комплектации вы отдали предпочтение, будет менять и стиль игры. Конечно, слабая подвижность накладывает определенные ограничение, но все же, универсальность присутствует.

Итак, для тех, кто выбрал топовую башню и пушку, на M4A3E2 Sherman Jumbo тактика ведения боя будет более просто и прозаической. Из-за слабого бронирования лучше не сближаться с врагом, а значит вам самое место на второй линии. Если не попадать в засвет, можно очень эффективно реализовывать свой высокий ДПМ, но в боях внизу списка, придется частенько стрелять голдой.

Если же стоковая комплектация показалась вам более дельным вариантом, действия будут другими. В этом случае американский средний танк M4A3E2 Jumbo превращается в подобие тяжелого танка. Мы приобретаем потенциал штурмовой машины и способны очень достойно отыгрывать на первой линии, к тому же в таком случае будет легче реализовать косоватую фугасницу.

Разумеется, если у нас крепкая башня, а корпус слабоват, необходимо стараться играть только от башни. Заняв выгодную позицию, играя от рельефа местности или спрятав свою тушку за каким-либо укрытием, M4A3E2 Jumbo танк WoT может очень уверенно танковать. Одноклассники практически не будут вас пробивать, семерки через раз, ну а с восьмерками будет сложнее.

Вообще, когда мы внизу списка, потенциал теряется. Фугасы будут наносить маленький урон, так как большинство целей бронированы весьма неплохо, и пробивать вас будут куда чаще. То есть воюя против восьмерок, играем более осторожно и стараемся не подставляться. Но будучи в топе, M4A3E2 Sherman Jumbo World of Tanks становится королем положения. Тут больше уязвимых целей, тут мы можем держать удар и тут вы получите максимум удовольствия от сделанного выбора в пользу стоковой комплектации.

Однако помните, что этот танк все равно сильно боится артиллерии, вы должны быть осмотрительными, следить за мини-картой и не пускать противников себе в борт.