Зона лесов. Сообщение по окружающему миру на тему: «Природные зоны России. Леса России

Цели урока:

Изучить разнообразие лесов России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с особенностями природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы.

Оборудование:

Физическая карта России, карта природных зон России, мультимедийная презентация «Лесные зоны России» .

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания по предыдущей теме.
  3. Изучение нового материала.

Учитель рассказывает

Леса России - это глухомань ельников, и величие дубрав, и пропитанные солнцем сосновые боры, и белоствольные березняки. Леса России охватывают целых четыре природные зоны: тайга, смешанные леса, широколиственные леса, мелколиственные леса.

Лес - основной тип растительности нашей страны, они занимают 60% ее территории.

Наряду с Канадой и Бразилией, Россия - величайшая лесная держава мира. Россия обладает самыми большими в мире запасами леса. По данным государственного учета лесного фонда - лесопокрытая площадь нашей страны составляет 763,5 млн. га (22 % лесных площадей мира). Кроме того, в нашей стране сохранились первичные, старовозрастные леса.

Поэтому каждый житель России должен распознавать различные зоны лесов, уметь выявлять взаимосвязи природных компонентов, из которых складывается природная зона лесов (рельеф, почвы, климатические условия, растительный и животный мир).

Учитель открывает первый слайд "Лесные зоны России" :

Теперь приступим к рассмотрению лесных зон (щелчок по ссылке «Тайга»).

За кадром звучат стихи или высказывания известных путешественников.

Открывая слайд №2 (карта лесной зоны) и по гиперссылкам уходим на различные по местоположению таежные зоны, а также по гиперссылке – «Почвы» - можно рассмотреть типы почв тайги.

Тайга Русской (Восточно-Европейской) равнины. Умеренно-континентальный тип климата господствует в европейской части России. Основные признаки этого климата: теплое лето(t июля +120 ,+200),морозная зима (t -40до -200 С), годовое количество осадков от 800мм на западе и 400 мм на востоке.

Формируется этот климат под влиянием западного переноса атлантических воздушных масс, относительно теплых зимой и прохладных летом, постоянно влажных. Увлажнение изменяется от избыточного на севере, до достаточного на юго-востоке (при этом показываем очередной слайд).

Таким же образом рассказываем по слайду – «Флора и фауна» - о растительном и животном мире Русской равнины.

Тип климат Западной Сибири – континентальный. Континентальность возрастает с запада на восток, т.е. разница между зимой и летом более резкая, вследствие более низких температур зимы. Это объясняется несколькими причинами:

  1. Равнина расположена в умеренных широтах, а северная часть равнины заходит за Северный Полярный круг;
  2. Удаленность от Атлантики, т.е. ослабление влияния Атлантического океана;
  3. Открытость ветрам с Северного Ледовитого океана;
  4. Зима в Западной Сибири холоднее, чем зима на Русской равнине;
  5. Осадков в Сибири выпадает за зиму меньше, но снежный покров больше, из-за отсутствия оттепелей.

Тайгу образуют различные хвойные породы деревьев, что и объясняет разный внешний облик тайги. Часто встречаются темнохвойные елово-пихтовые леса, где к ним присоединяются кедровники. Кроны елей плотно сомкнуты, под ними селятся ковры изо мха, а другие растения в нижних ярусах плохо переносят постоянную тень и поэтому развиты слабо. Так же западносибирская тайга богата сосной, лиственницей, на местах пожарищ растут береза и осина.

Богат животный мир тайги: в ней водятся «европейцы» - норка, лесная куница, и «восточносибирцы» - соболь. Обитают в тайге бурундук, барсук, медведь, глухарь, дятел, горлицы, по болотам гнездятся серые журавли.

Тип климата Восточной Сибири – резко континентальный, что объясняется следующими причинами:

  1. Удаленность от океанов (Атлантического), закрытость хребтами (от Тихого);
  2. Огромная протяженность с севера на юг;
  3. Зима самая холодная в России и в северном полушарии. На территории находятся «полюса холода» - Оймякон и Верхоянск с абсолютными минимумами температур: -71 0 С и -68 0 С соответственно. Это происходит в результате действия Сибирского антициклона (азиатского максимума).

Большая часть Восточной Сибири покрыта светлохвойными лиственничными лесами. Повсюду на песчаных и щебнистых почвах произрастают сосновые леса. Сосна и лиственница имеют высокую и несомкнутую крону,

поэтому в этих лесах всегда много света.

В нижнем ярусе наряду с мохово-лишайниковым покровом распространены и травянистые растения. Наиболее яркими представителями животного мира являются: бурый медведь, волк, заяц-русак, белки, глухари, рябчики, лисы и других.

Для Дальнего Востока характерна муссонная циркуляция, т.е. активный обмен воздушными массами между континентом и океаном.
Главная черта климата – крайне неравномерное распределение большого количества осадков по сезонам года. Годовая сумма осадков возрастает от 500 – 600 мм на Зейско-Буреинской равнине до 800-1000 мм и более в горах Сихотэ-Алиняю основная масса осадков выпадает летом в виде ливневых дождей.
Зимой осадков выпадает мало, мощность снежного покрова не велика.

Хвойно-широколиственная зона, расположенная на территории Дальнего Востока удивительным образом сочетаются хвойные и древесные и кустарниковые породы, характерные для лесов Кореи, Японии, Монголии. Корейские кедры и пихты, перевитые лианами, соседствуют с пробковым дубом и Амурским Бархатом, маньчжурским орехом, лимонником и женьшенем.

Животный мир так же, как и растительный имеет эндемичные виды - уссурийский тигр, кожистая черепаха, утка-мандаринка, черный гималайский медведь, куница – харза.
Встречаются также и таежные виды - лось, кабан, волк.

Зона смешанных лесов является переходной зоной - от тайги к широколиственным лесам.

Характеризуется более мягким климатом - теплое и более продолжительное лето, основное количество осадков приходится на лето и составляет 500-800 мм в год, испарение примерно равно годовой сумме осадков, поэтому увлажнение достаточное, что благоприятно влияет на развитие лиственных пород деревьев. Почвы - более плодородные, так как достаточное количество осадков не позволяет вымываться плодородному слою (гумусовый горизонт) - дерново-подзолистые и серые лесные почвы.

Здесь можно встретить как хвойные (сосна, ель, пихта…), так и лиственные (береза, осина, дуб, клен, ясень…) породы деревьев.

Встречается зона смешанных лесов встречается широкой полосой на Русской равнине и узкой полоской в Западной Сибири.

«…а тут в полосе смешанных лесов, угрюмость ели смягчена широколиственностью дуба, узловатость дуба сглажена мягкостью хвои…

Мягкий, нежный лес. Ель растет рядом с дубом, медноствольной колонной взмыла над лесом сосна с взлохмаченной вершиной, показались остролистый клен и округлая липа, взмахнул своими перистыми листьями ясень, встрепенулась осина…

Н.Михайлов»

Зону широколиственных лесов можно встретить на Восточно-Европейской равнине и потом встречается на территории Дальнего Востока, а на территории Западной Сибири зона широколиственных лесов замещена зоной мелколиственных лесов.

Климат наиболее благоприятный для широколиственных пород деревьев - теплое и продолжительное лето, мягкая зима, достаточное количество осадков. Почвы еще более плодородные - серые лесные и бурые лесные почвы.Многие животные встречаются как в тайге так и в широколиственных лесах – лиса, волк, медведь; но есть и такие, чья жизнь связана только с широколиственными лесами – зубр, рысь, туры, тарпаны. К сожалению, животный мир этой зоны сильно потеснен человеком, поэтому многие виды можно увидеть только в заповедниках.

Яркими представителями широколиственных лесов являются: граб, дуб, липа, ясень, вяз, бук, березы и осина.

Зону мелколиственных пород можно встретить на территории Русской равнины на местах лесных вырубок (как пионеры зарастания территории) и на местах пожарищ. В западной Сибири данная зона замещает зону широколиственных пород и проходит тонкой полосой, часто сливаясь с зоной смешанных лесов.

Так как мелколиственные леса встречаются в разных зонах лесов, выступая в роли вторичных, поэтому климатические условия будут меняться в зависимости от местоположения: от умеренно-континентального до континентального; от холодной зимы до мягкой. От более влажных территорий до более сухих.

Мелколиственные леса представлены небольшими площадями в лесах европейской части России, особенно на местах пожарищ и лесных вырубок, в Западной Сибири данные леса замещают зону широколиственных лесов.

Они представлены такими видами как береза, осина, ива, рябина, в нижнем ярусе произрастают осоковые, некоторые виды цветковых растений – ромашки, лютики и др.

Представители животного мира встречаются как таежные, так и жители смешанных и широколиственных лесов.

Сегодня мы с вами рассмотрели разнообразие лесных территорий России, попытались рассмотреть взаимосочетаемые компоненты природы, которые определяют внутреннее содержание леса и его внешний облик.

Домашнее задание составить кроссворд "Лесные зоны России".

Подготовить сообщения: тайга, широколиственные леса, Уссурийская тайга.

Смешанные леса характерны для природных зон с умеренным, более или менее выраженным континентальным климатом. По сравнению с широколиственными лесами он больше приспособлен для холодных арктических влияний и стойко переносит морозы и сильные ветра, выдерживая низкие температуры (от -16 до -30градусов). Ближе к северу количество хвойных пород значительно возрастает.

Состав смешанного леса включает в себя хвойные деревья - ель, сосну, пихту и широколистные породы, такие, как берёзы, тополя, дубы, клёны и многие другие деревья. В таких лесах почвы не отличаются плодородием, но вполне годятся для возделывания под луга и пашни.

В смешанных лесах живут волки, медведи, лоси, бобры, из мелких млекопитающих - белки, хорьки, горностаи и др.

Даже сегодня огромные площади таких лесов не полностью освоены человеком.

Русская равнина

Зона смешанных (хвойно-лиственных) лесов Русской равнины характеризуется мягким, влажным умеренно континентальным климатом из-за непосредственной близости с Атлантическим океаном, тёплый влажный воздух которого существенно влияет на формирование природной зоны. Севернее равнина граничит с тайгой, где погодные условия более суровы, на юге с лесостепью, а на западе смешанные леса плавно переходят в широколиственные лесные массивы Европы. В южной и западной части равнины выпадает много осадков - до 800 мм в год. Такой баланс тепла и влажности позволяет выращивать здесь самые различные культуры: пшеницу, лён, сахарную свёклу, картофель и т.д.

Западно-Сибирская равнина

Западно-Сибирская равнина представляет собой обширную низменность шириной до 1900 км и площадью около 3 млн. км 2 . Климат в разных частях равнины колеблется от резко континентального до умеренно континентального. В отличие от Русской равнины, здесь нет широколиственных лесов. А зона смешанных лесов Западной Сибири проходит по линии Екатеринбург-Новосибирск и характеризуется самой большой влажностью на территории России. В основном, смешанные лесные массивы находятся в водоразделах рек - Енисея, Оби и Иртыша. Из-за большой влажности, принесённой тёплыми воздушными массами с Атлантического Океана, здесь много участков заболоченной местности. Зимой средняя температура колеблется от -15 до -30 градусов на северо-востоке. В июле здесь от +5 до +20 на юге.

Приамурье

Смешанный лес Приамурья и Уссурийского края покрывает горы региона, плавно переходя в широколиственные леса на низменностях. Здесь преобладает муссонный климат, и растут кедры, японские берёзы, клёны, маньчжурские ясени, липы, грабы и черёмуха. Густая растительность очень разнообразна, много ползучих растений, таких, как лимонник, амурский виноград, актинидия. В тени этих зарослей пышно разрастаются мхи и папоротники. Климат здесь отличается влажным и жарким летом и суровой зимой с сухими, холодными северо-западными и северными ветрами. Поэтому именно летом здесь выпадает до 95% годовых осадков.

Приморье Сихотэ-Алиня

Приморский край занимает юго-восточную часть Дальнего востока и омывается Японским морем.

Смешанные и широколиственные леса занимают почти две трети всей площади Приморья. Горы Сихотэ-Алиня занимают большую часть территории Приморского края. Южный берег располагается на широте Чёрного моря.

Смешанный лес состоит из монгольского дуба, берёзы, ели, корейской сосны. В уссурийской тайге рядом с лианой соседствует лиственница. Климат здесь умеренный, муссонный. Зимой преобладают холодные воздушные массы, снега очень мало, но погода, как правило, солнечная. Лето, напротив, хоть и тёплое, но туманное и дождливое благодаря выпадению большого количества осадков.

Брянская область

Брянская область находится на западе Русской равнины и занимает водораздел между Десной и Окой. Брянщина захватывает две природные зоны и отличается большим разнообразием растительности. Хвойные леса здесь перемежаются со смешанными, широколиственными и даже с лесостепью.

На климат области влияют влажные воздушные потоки, приходящие с Атлантического побережья. Для этого региона характерны прохладное лето и тёплая зима с оттепелями. В регионе произрастают сосны, ели и берёзы. В поймах рек часто встречаются дубовые рощи. В восточной части области растут осина и ольха.

Нижегородская область

Климат в Нижегородской области умеренно-континентальный, что объясняет тёплое лето и снежную зиму. Здесь часто встречаются очень красивые рощи из дубов и сосново-березовые подлески. Почва в Нижегородской области достаточно плодородная, поскольку в этой природной зоне почти идеальное соотношение между влажностью и теплом, что вообще характерно для Восточно-Европейской равнины.

В Левобережной части области растут таёжные и смешанные лесные массивы, в Правобережье большей частью широколиственные деревья. В области встречаются такие древесные породы, как сосна, пихта, ель. Из лиственных деревьев - дуб, вяз, ясень, ива, рябина, дикая яблоня. Кустарники представляют крушина, орешник и др. Южные зоны лесостепей бывают подвержены сильной жаре и засухам.

Исключение составляет приокская часть, расположенная на юго-западе. Здесь климат более мягкий и влажный из-за влияния Атлантического воздуха.

Широколиственные леса

Широколиственные леса располагаются в умеренном поясе и чувствуют себя привычно при достаточно тёплой зиме (-10 градусов) и прохладном лете (до +24 градусов). Поэтому растут в регионах с умеренным морским или умеренно континентальным климатом.

Почвы широколистных лесов обогащены гумусом и в некоторых областях - чернозёмом, поэтому растительность отличается большим разнообразием. Древесные породы представлены дубом, каштаном, буком; для подлесков типичны черёмуха, лещина. Травянистые растения представляют медуница, осока, копытень и т.д.

В широколистных лесах помимо хищников и грызунов, много птиц и копытных животных: оленей, кабанов, косуль, лосей.

Курская область

Курская область находится на Средне-Русской возвышенности и её склонах. Характер местности - пересечённый с множеством оврагов и балок. Природная зона региона - лесостепь. Широколиственные леса растут на территории между долинами рек Тускари и Сейма. Большие лесные массивы встречаются и на правом берегу реки Псел. Леса, в основном, состоят из дуба, липы, сосны и ясеня.

Климат здесь умеренно-континентальный, летом часто бывают сильные дожди, зимой много снежных масс. Большее количество всех осадков, а это примерно 600 мм в год, приходится на южные и восточные районы области.

Молдавские леса

Молдавия располагается в юго-западной части Восточно-Европейской равнины между реками Днестр и Прут, а также занимает левый берег Днестра. Для природы этого региона характерно чередование, лесных, лесостепных и равнинных участков. На территории произрастает около ста видов кустарников, среди которых - кизил, боярышник, лещина, барбарис. Из деревьев - дуб, а также дубовые леса вперемежку с вязом, клёном, грабом, тополем.

Климат Молдавии - умеренный, континентальный, отличается короткой мягкой зимой и долгим жарким летом.

Тульская область

Область располагается в северо-восточной части Средне-Русской возвышенности и представляет собой сильно пересечённую местность с речными долинами, множеством холмов и оврагов. Для территории характерны лесные и лесостепные природные зоны.

В области правит умеренный, континентальный климат с большим количеством осадков в начале тёплого лета, зима не слишком холодная и сухая. Широколиственные леса живописно располагаются в долинах рек - Оки, Зуши, Упы и в верховьях Дона. Деревья, наиболее распространённые в этой местности, дуб, липа, тополь, клён, берёза. В северной и западной части располагаются хвойные леса. В Тульской области около 25 видов деревьев и 50 видов кустарников.

Казанский район

Казанский район занимает Ишимскую равнину и берега рек Ишим и Алабуга, и относится к лесостепной природной зоне. На территории находится множество озёр, в поймах которых растут берёзовые и осиновые леса.

Климат в этом местности континентальный с коротким летом и продолжительной довольно холодной зимой. Область часто подвергается вторжению холодных арктических масс, способных принести значительные похолодания даже летом. Но основное влияние всё же оказывает Атлантическое направление, смягчающие слишком сильные морозы. Как правило, холодно здесь становится уже в конце сентября, а в ноябре возможно и выпадение снега.

Природная зона широколиственных лесов была значительно окультурена, но многие виды деятельности человека нарушили естественный баланс среды, чем нанесли большой ущерб земле и многим видам растений и животных.

Несколько миллионов лет назад леса покрывали примерно 80% суши Земли. За последние 10 тысяч лет наша планета лишилась 2/3 покрывавшей ее лесной растительности.

В настоящее время леса занимают около трети поверхности суши (не включая площадь Антарктиды). Площади, занятые лесами, продолжают ежегодно сокращаться.

Географический объект (значение лесов)

Лесом называют природный комплекс, который состоит из древесных растений одного или многих видов, произрастающих близко друг от друга и образующих полог из частично или полностью сомкнувшихся крон, множества организмов других царств в совокупности с почвами, поверхностными водами и прилегающим слоем атмосферы. Все компоненты лесной экосистемы влияют друг на друга, а также взаимодействуют со всеми другими экосистемами планеты, включая экосистему человека.

Лес имеет общепланитарное значение, поскольку оказывает значительное влияние на климат Земли, поверхностный и подземный водные стоки и почвообразование. Русские ученые Г.Ф. и В.Н.Сукачев первыми выделили глобальную роль леса как аккумулятора живого вещества в биосфере планеты.

Благодаря фотосинтезу лес накапливает и трансформирует солнечную энергию, вырабатывая кислород. Он активно участвует в глобальных циклах углеродного баланса. Изменение климата Земли и проблема парниковых газов, значительной мере связаны с уничтожением лесных экосистем.

Характеристика лесов

Выделяют два мировых лесных пояса: Северный и Южный. К Северному относятся Россия, Финляндия, Швеция, Канада и США, а к Южному — Юго-Восточная Азия, Амазония и бассейн Конго.

По природно-территориальным признакам принято выделять леса по континентам и крупным регионам:
- европейские,
- леса Восточной Европы,
- дальневосточные,
- сибирские,
- леса Юго-Восточной Азии,
- леса Северной Америки
и другие.

Природные зоны и типы лесов

В пределах природных территориальных зон используют описание породного состава деревьев и климатические характеристики. Леса мира подразделяют на леса тропических поясов и леса умеренных поясов.

Тропические влажные леса (дождевые) имеют нижний и горный пояса. Вегетируют в период дождей. Эти экваториальные вечнозеленые леса отличает огромное видовое разнообразие представителей флоры и фауны. К ним относятся леса Амазонии, бассейна реки Конго и джунгли Индии. Высота деревьев достигает здесь десятков метров. В верхнем ярусе произрастают фикусы и пальмы, внизу - лианы и древовидные папоротники. Сведено уже больше половины этого типа леса.

Сухие тропические листопадные и горные леса опадают во время засухи и вегетируют в дождливое время года. Они известны также под названием «каатинга», что в переводе с языка тупи-гуарани означает «белый лес».

В лесах умеренных поясов выделяют широколиственные, мелколиственные, таежные и смешанные типы леса.

Широколиственные леса умеренного климата расположены в Центральной Европе, на востоке Северной Америке, востоке Китая, горных районах Крыма, Кавказа и Карпат, Дальнем Востоке России, Новой Зеландии, Японии. Породный состав деревьев включает дуб, вяз, липу, каштан, платан, граб. От древних широколиственных лесов в настоящее время остались лишь небольшие зеленые островки в заповедниках и сильно пересеченных районах.

Таежные леса с хвойными породами деревьев занимают самый обширный ареал. В них входит большая часть лесов Сибири.

На смену широколиственным и хвойным лесам обычно приходят мелколиственные. Для этого типа леса характерны различные породы берез, ольха, тополь, осина, ива. Их древесина гораздо мягче, чем у широколиственных пород деревьев, поэтому эти леса называют также мягколиственными. Они составляют значительную часть лесов России, причем преобладают березняки.

Смешанные леса включают в себя широколиственные, хвойные и мелколиственных и хвойные породы деревьев и занимают ареал в Центральной и Западной Европы.

Климат лесов

Влажный и жаркий экваториальный климат, где круглый год температура не снижается меньше 24 - 28°С — условия произрастания влажных тропических лесов. Обильные дожди идут здесь часто, количество осадков составляет до 10000 мм в год. Сухой сезон чередуется здесь с тропическими ливнями при влажности воздуха от 80 %.

Преодолевать засуху и жару от 4 до 6 месяцев в году приходится сухим тропическим лесам. Им достается от 800 до 1300 мм осадков в год.

Климат тайги колеблется от мягкого морского на западе до резко континентального на востоке, где зимой морозы могут доходить до отметки -60°С. Количество осадков составляет от 200 до 1000 мм. В условиях вечной мерзлоты влага застаивается, что приводит к образованию заболоченных редколесий.

Умеренно континентальный климат смешанных и широколиственных лесов относительно мягкий и достаточно теплый летом, с длинной и холодной зимой. Среднегодовое количество осадков — примерно 700 мм. Если влажность избыточна и испарение недостаточно, начинаются процессы заболачивания.

Самые большие леса в мире

Даже в авторитетных источниках встречается утверждение, что самые большие лесные массивы расположены в бассейне Амазонки. Но на самом деле это не так. Первенство принадлежит тайге. Она заняла бореальную зону Евразии, Канады и Аляски, разместилась в Северной Америке, на значительных территориях в Финляндии, Швеции и Норвегии, растянулась через всю территорию России. Ее площадь составляет 10,7 млн.кв. км.

Растительный мир тайги

Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья - ель , сосна , лиственница , пихта , кедровая сосна (её часто называют кедром) - менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Эти древья образуют хвойные леса - тайгу. Тайга занимает большую часть лесной зоны.

Хвойные деревья

Ель Сосна Лиственница Пихта Кедровая сосна

Лето в тайге намного теплее,чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Правда, летом поверхность земли оттаивает на большую глубину чем в тундре. Это очень важно для деревьев с их мощными корнями.

Растительный мир смешанных и широколиственных лесов

Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса. Здесь как бы смешались хвойные и лиственные деревья. Ещё южнее раскинулись широколиственные леса . Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. К таким деревьям относятся дуб , клён , липа , ясень , вяз . Эти породы называют широколиственными, в отличие от мелколиственных, к которым относят берёзу, осину.

Лиственные деревья

Дуб Клён Липа Ясень Вяз

Животный мир лесов

На данной странице мы с Вами поговорим о некоторых животных, которые обитают в лесах.

Вопросы и задания

Тест

1. Природные зоны России расположены так:
а) тундра,арктическая зона, зона лесов
б) арктическая зона,зона лесов,тундра
в) арктическая зона,тундра,зона лесов.

2. В тайге растут:
а) пихты,ели,лиственницы
б) дубы,сосны,ели
в) берёзы,липы, лиственницы.

3.В лесах обитают...
а) песцы,лемминги,волки.
б) соболя, бурундуки,белки.
в) тюлени,моржи,киты.

4. Где расположены смешанные леса?
а) к югу от тайги
б) к северу от тайги

5. Какие из деревьев являются лиственными?
а) клен, лиственница, сосна
б) ель, пихта, лиственница
в) вяз, ясень, липа

Ребусы




Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Природные зоны России. Зона лесов» подготовлен с применением кейс - технологии. Кейс - метод - это разновидность интерактивных методов обучения создаёт на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией; позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушивать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. Использование этого метода помогает увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни и развивает важные для дальнейшей жизни качества, такие как: умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого, коммуникабельность, социальная активность. Класс разбивается на группы, каждая группа работает над своим кейсом (набором материалов) и выполняет предложенные задания. Впоследствии каждая группа отчитывается о проделанной работе. Роль учителя: п омочь детям в поиске источников информации, быть самому источником информации, поощрять активность учащихся на уроке.

Методы, используемые на уроке: разбор деловой корреспонденции, проигрывание ролей, групповая дискуссия, ситуативные упражнения.

Вид кейс-метода: информационный.

Тема урока «Природные зоны России. Зона лесов".

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне лесов.

Задачи урока: познакомить с лесной зоной, её географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны лесов, хозяйственной деятельности населения.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.

Предметные УУД: получить представление о лесной зоне; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны лесов, хозяйственной деятельности населения.

Оборудование: карта природных зон, иллюстрации с изображением арктической зоны, тундры, кейсы с материалами и заданиями, гербарий растений леса, атласы-определители «От земли до неба».

Ход урока

    Организационный момент. (Слайд 2)

Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок наш пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу дружок!

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.

2. Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён чёткий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с двумя зонами России. Назовите зоны в порядке, их изучения. (Зона арктических пустынь, тундра.) (Слайд 3)

Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (Возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами.)

Вспомните, какую составили схему влияния? (С олнце - климат - почва - растения – животные)

Узнайте по описанию изученные зоны и соотнесите с соответствующими фото. (Слайд 4)

    Зима в этой природной зоне длится около полугода. Уже в октябре морозы достигают -40 градусов С. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Можно увидеть и лес - высотой по колено? Деревья в нем толщиной с карандаш стелятся по земле Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения.

    Летом - полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается, прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях очень ограничен в хозяйственной деятельности - рыбная ловля, охота на морского зверя.

3. Создание проблемной ситуации.

Послушайте ещё одно описание. (Слайд 5)

    Зима здесь суровая, с морозами до – 40 градусов С и ниже, но лето теплее и продолжительнее, чем в тундре. Здесь могут вырастать не только кустарники и травы, но и большие деревья с глубокой и мощной корневой системой.

Занятия населения: охота, лесозаготовка, изготовление товаров на фабриках и заводах.

Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?

А есть ли общее? (с тундрой)

Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться.

(Слайд 6)

5. П остановка цели урока.

Как вы думаете, а что нам сегодня предстоит выяснить? (Климат, почвы, растительный и животный мир, экологические проблемы лесной зоны ) (Слайд 7)

6. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.

Работа по группам. Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.

А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.

Кейс № 1 для географов (Слайд 8)

1) Где протянулась зона лесов?

2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой природной зоной: равнина, горы, возвышенность.

3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).

4) Какая там почва? Почему?

Источник 1.

У чебник О.Т. Поглазова "Окружающий мир" (стр.124).

Источник 2.

Иллюстрации с изображением леса.

Источник 3.

Карта природных зон.

Источник 4.

Южнее зоны тундры находится лесная зона. На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов находится в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Эта самая крупная зона раскинулась на Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнинах, прихватила немного и Средне- Сибирское плоскогорье. В этой зоне три части: самая большая часть – тайга , она закрашена тёмно- зелёным цветом. Тайга составляет почти 90% площади всей лесной зоны, которая занимает более 1/3 территории России. Климат тайги характеризуется сравнительно теплым и довольно влажным летом и прохладной, а местами холодной зимой. Температура воздуха летом нередко превышает +30 °С; зимой морозы достигают 30... 50°С. В Восточной Сибири наблюдается жаркое и сухое лето, суровая и малоснежная зима.

Смешанные и широколиственные леса закрашены более светлым зелёным оттенком. Смешанные и широколиственные леса занимают в лесной зоне значительно меньшую территорию, чем тайга. Они произрастают в западной части нашей родины и на юге Дальнего Востока. По сравнению с тайгой климат смешанных и лиственных лесов менее суровый. Зима не такая долгая и морозная, лето тёплое. Снежный покров менее мощный, чем в тайге, слоем от 20-30 (на западе) до 80-90 см (на востоке). Держится он в среднем 140-150 дней в году, в южных районах - 30-60 дней.

Источник 5.

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шёлк...

Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжёлый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна.

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И, кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

И. Бунин

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

И.Бунин

Кейс №2 для ботаников: (Слайд 9)

Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка- опора с вопросами:

1) Как выглядит лес в разное время года? Почему?

2) Какие бывают леса? Какие растения растут в лесу?

3) Рассказать о корнях, стеблях листьях растений леса.

4) Почему в лесу снег тает позже, чем на открытой местности?

Источник 1.

У чебник О.Т.Поглазова "Окружающий мир" (стр.126-127).

Источник 2.

Тексты с описанием леса.

В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко-зеленое убранство, мягкая трава стелется по земле. Воздух напоен запахом трав и разогретой солнцем древесины. А если очутиться в лесу ранним утром, можно наблюдать, как на траву выпадает свежая роса, как распускается множество лесных цветов.

Осенний лес – это удивительное зрелище! Деревья ещё не до конца сбросили умершую листву и стоят, окаймленные кронами цвета заходящего солнца. Если на минуту остановиться и перестать шуметь ботинками по оранжевому покрывалу, то можно услышать, что лес наполняют тысячи звуков. Это прощальный «концерт» из птичьих голосов, суетливого шуршания насекомых и прочих маленьких обитателей, дуновения последнего теплого ветра. Совсем скоро лес погрузится в зимнюю дремоту и его окутает звенящая морозная тишина.

Зимой лес замирает. Не слышно щебетания птиц, шелеста листвы и звуков животных, обитателей леса. На деревьях большими сугробами лежит снег, который падает от легкого вздрагивания птицы, сидевшей на ветке. Тишина. Ничто не может нарушить покой зимнего леса. А какая красота, когда нетронутый снег переливается на занесенных им тропинках!

Весной лесные деревья и кусты надевают новый наряд. Свежая зеленая листва снова шелестит на ветвях. Земля под деревьями покрывается травкой и мягким мхом. Всё в лесу обновляется весной. Белые берёзки, например, украшаются пахучими «серёжками». Даже вечнозеленые сосны и ели в мрачном бору не остаются в стороне от весны. Они меняют свою темную хвою на новую, светлую и нежную. По стволам деревьев бегут свежие соки, обновляется даже кора. Яркое весеннее солнце освещает стволы, и они как будто тоже светятся янтарным светом.

В какое время года лес особенно прекрасен? Почему?

Источник 3.

Гербарий растений лесов.

Источник 4.

Атлас "От земли до неба"

Источник 5.

Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поверхность земли получает меньше тепла. Поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это ель, сосна, пихта, лиственница, кедр.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Она светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья человека. Сосна – одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было ещё на земле зелёных лиственных лесов. Недаром жёсткой хвоей сосны питаются глухари, тоже древнейшая на земле птица. Из сосновых брёвен строили и строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола сосны, которую собирают, надрезая сосновую кору.

Ель влаголюбива, растёт на влажных почвах. Еловые леса тёмные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы.

Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опадением хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке 20-60 хвоинок.

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. Хвоя пихты - хорошее средство для ванн и бани. Пихтовый веник обладает большей целебной силой. Хвоинки из живицы пихты получают лечебный бальзам, который в научную медицину был введён профессором А.В. Вишневским

Кедр – красавец сибирских лесов, могучее дерево с тёмной хвоей. Хвоинки кедра длинные, мягкие отходящие от стебля пучком в 5 хвоинок, а семена - кедровые орешки, из которых изготовляют кедровое масло.

Кейс №3 для зоологов: (Слайд10)

Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка- опора с вопросами:

1) Какие группы животных обитают в лесу? Почему среди них нет земноводных?

2) Как животные приспособились к жизни?

3) Чем питаются лесные животные?

4) Какие животные взяты под международную охрану?

Источник 1.

У чебник О.Т.Поглазова "Окружающий мир" (стр.128-129)

Источник 2.

К

артинки с изображением животных лесной зоны.

Источник 3.

Бурый медведь. С виду бурый медведь неуклюж, хотя в действительности очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья, плавать. Ходит по лесу осторожно и почти бесшумно. В спокойное время шагает медленно, ставя ноги немного внутрь, оправдывая народное название «косолапый». Другое название «медведь» связано с тем, что этот зверь очень любит мед и ведает (знает), где его искать. За ним он залезает на высокие деревья в дупла с сотами диких пчел, нередко делает набеги на пасеки. Лес доставляет медведю обильную и разнообразную пищу.

К осени медведи жиреют, накапливая в организме питательные вещества на период зимней бескормицы. Большинство медведей в берлоге впадают в состояние зимнего сна, не нуждаясь в пище и питье. Однако распространено представление о том, будто бы медведи, находясь в берлоге без пищи, сосут лапы, чтобы извлечь из них питательные соки и утолить голод. В действительности это недоразумение, здесь причина другая. У медведей примерно в феврале происходит отслаивание с поверхности подошв старой, огрубевшей за лето кожи. Молодая, нежная кожица на лапах зудит и мерзнет, поэтому медведь облизывает подошвы горячим языком, причмокивая при этом губами. Вот почему со стороны кажется, что медведь сосет лапу. Человека медведи боятся и, почуяв его запах, уходят в глухую чащу. Случаи нападения на человека очень редки

Тигр - один из самых красивых зверей на земле. Люди любуются тигром, восхищаются им и даже боятся его – ведь это самый крупный из всех кошачьих и самый свирепый хищник. Амурские тигры самые крупные. Вес взрослого самца достигает до 400кг. Амурские тигры уникальны еще и тем, что в отличие от своих собратьев, живущих в жарких тропиках, облюбовали для себя таёжные леса. Добычей таежных тигров становятся кабаны, лоси и благородные олени.

Лось , прозванный сохатым – один из самых знаменитых обитателей таёжных и смешанных лесов. Неуклюжие, длинноногие, горбоносые, лоси мало напоминают изящных оленей. Тем не менее, лось- это олень, причём самый крупный. Летом лось чувствует себя почти в безопасности. В это сытное время его основные враги – волки и медведи - могут найти более лёгкую добычу. А вот зимой лосям приходится туго. В эту пору голодные волки сбиваются в стаи и медведь – шатун рыщет в поисках любой добычи. К тому же зимой лоси сбрасывают рога. Правда, рога служат лосю не только средством защиты, сколько турнирным оружием в поединках за самку. Но и безрогий, лось не так уж беззащитен - мощный удар большого переднего копыта вполне способен раскроить череп волку.

Кедровки. Эти птицы особенно многочисленны в хвойных лесах Сибири. По размерам они немного меньше галки. Держатся стаями и ведут оседлый образ жизни. До созревания шишек кедровки питаются лесными насекомыми, их личинками, ягодами, позже - кедровыми орехами и семенами ели. На зиму они устраивают кладовые, разыскивая их затем под снегом даже на полуметровой глубине. В гнездовой период забираются в глухую чащу, устраивая гнезда на высоте 4-6 м. Кладка состоит обычно из 3-5 яиц. Насиживание длится более полумесяца. Птенцы через 3-4 недели могут уже покинуть гнездо. Кедровки приносят большую пользу, способствуя расселению кедра на больших территориях.

Кукушка. Эта небольшая птица, несколько меньше голубя. Присутствие кукушки легко обнаружить по характерному пению самцов. Кукуют только самцы! Самки куковать не умеют. Кукушка не строит гнезда. В течение весны самка сносит 10-20 яиц, причём с большими промежутками во времени, и подбрасывает их в чужие гнезда. Интересно, что по цвету, величине и форме яйцо кукушки очень похоже на яйцо той птицы, в гнездо которой она его подбрасывает. Взрослые и молодые кукушки питаются насекомыми, поедая, в частности, множество волосатых гусениц, которых другие птицы избегают. Кукушка в день съедает 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки- капустницы, 5 личинок майского жука, 4 паука, 3 куколки бабочки.

Источник 4.

А знаете ли вы?

Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, значит, одна сова спасёт в год 1т хлеба!

У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, то она расправляется с ними в течение нескольких дней.

Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.

У тигров, оказывается, полосатый не только мех, но и кожа. И, между прочим, рисунок этих полос уникален у каждой особи, как отпечатки пальцев у человека. А на каждой из передних лап этого хищника пять пальцев, в то время как на задних – только по четыре. Кстати, ночное зрение этих могучих хищников в 6 раз лучше, чем у человека, благодаря механизму отражения.

Источник 5.

Из жизни животных. Инсценировка «Почему ёж всю зиму спит, а зайка - нет».

Позавидовал я Мишке, -

как-то ёж сказал зайчишке ,

В лютый холод, в снег, в пургу

Спит себе и не гу-гу!

Чепуха, - сказал зайчишка.

Спать всю зиму – это слишком!

И к тому же, ты заметь,

Спит не кто-нибудь – медведь!

А усну -ка я надолго,

Так проснусь в зубах у волка.

Нет уж, мне дороже жизнь,

Да и ты, брат, не ложись.

Кейс №4 для экологов: (Слайд 10)

Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка - опора с вопросами:

    Какие экологические проблемы есть в лесной природной зоне?

    Кто может уничтожить лес? Чтобы этого не произошло, что необходимо выполнять?

3) Что делается для охраны природы?

Источник 1.

У чебник О.Т.Поглазова "Окружающий мир" (стр.130-131)

Источник 2.

Есть много замечательных стихов о добром, трепетном отношении человека к лесу, что свидетельствует о любви русского человека к родной природе. Но, к сожалению, приметой сегодняшнего дня становится появление вот таких стихов:

Леса уходят, жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и березы,

Рябины гасят пламенные гроздья,

Когда- то жили в тех лесах дубы

И ясени, и золотые клёны

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают океан зелёный!

Причины сведения лесов на нашей планете: рубка, пожары, загрязнение воздуха, захламление лесов, влияние отдыха и туризма.

Тропические леса, наиболее значимые для биосферы, уже уничтожены на 40%, а оставшиеся вырубаются со скоростью 20 га в минуту.

В результате аварии на Чернобольской АЭС поражено 2,1 млн. га лесных массивов.

В результате массовых вырубок и пожаров в 17 веке лесистость уменьшилась до 53%, в 18 веке - до 30%, в 19 веке -до 30%, в 20 веке -до 24%. Что же нас ждёт в 21 веке? Как можно этого избежать?

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны.

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И как, снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Иногда пожары сами возникают в лесу от ударов молнии, но чаще причина их возникновения - человек, точнее неосторожное обращение человека с огнём.

Человек является не только причиной пожаров. Наши братья меньшие ежедневно гибнут под выстрелом ружья.

Стреляют по птице, стреляют по зверю,

И с выстрелом каждым все меньше зверья...

Природа приносит нам с детским доверьем

Не только добычу, приноси себя.

Стреляет добытчик, и меры не знает,

Вот снова к ружью потянулась рука.

Не слышит, как лис по лисице рыдает.

Зайчиха уже не увидит сынка,

Как лось протрубит нам прощальную песню

И как застонал каждой веткою лес.

Частички природы уже не воскреснут,

В крови запечётся на сердце порез.

Источник 3.

К нам поступили жалобы. Разберитесь, кто жалуется, чем помочь.

Я живу в тропической степи, не умею летать, хотя и птица, зато я умею быстро бегать. Длина моего шага 2 метра, но все равно нас догоняют и истребляют. Всему виной наши драгоценные перья. Пожалейте нас, пожалуйста.

Летом мы любим греться на солнышке. Совсем безопасны для человека. Питаемся насекомыми или мелкими животными. Обладаем удивительной особенностью – оставляем свой хвост в руках “ напавшего” на нас. Интересно? А они нас палкой по голове

Мы всем мешаем. Вот я – всего 16 кг зерна припас в норку и сплю, никого не трогаю. А меня вредителем и расхитителем называют. Несправедливо!

На кого жалуются эти животные? Как следует называть таких людей?

Источник 4.

Экологические проблемы лесной зоны:

исчезновение животных и растений;

браконьерство;

загрязнение окружающей среды;

разрушение почвы техникой;

вырубка лесов;

пожары;

Выход из проблем: создание заповедников

запрещение охоты

ограничение ловли рыбы

бережно относиться к природным богатствам

восстановление вырубленных участков

предупреждение пожаров

Источник 5.

Растения и животные лесов, занесённые в Красную книгу. (Приложение 1)

    Закрепление.

Показ вариантов дискуссии. Выступления групп (географов, ботаников, зоологов и экологов).

1. Выслушать вариант решения проблемы каждой группы.

2. При этом полученные знания корректируются, уточняются, дополняются.

3. Нахождение оптимального решения экологической проблемы лесной зоны.

    Рефлексия. Итог урока.

Какое у нас сейчас время года?

Мы скучаем по летнему, осеннему лесу, когда лес «одет листвою». Давайте на миг превратимся в волшебников и подарим дереву его листву:

Если вам было интересно, если вы многое узнали и активно работали – зелёный листик.

Если желаете себе быть более активным на уроке – то жёлтый.

Если вам было не интересно, то веточку оставляете без листика.

Выслушав утверждения, ответьте на них знаками +, если согласны и -, если нет.

    Зона лесов протянулась с запада на восток России.

    В лесной зоне холодное лето и жаркая зима.

    В лесной зоне обитает бурый медведь.

    Растения лесов травянистые растения, кустарники, деревья.

    У растений лесной зоны корень представлен длинным корневищем, корнями пучками.

    Окраска животных лесов яркая, броская, заметная издали.

    Кукушка – лесная птица.

    В Красную книгу занесены: амурский тигр, речной бобёр, журавль.

    В лесу нет экологических проблем.

Кто может подвести итог урока и сделать вывод? Зона лесов находится южнее тундры, на карте окрашена в зелёный цвет, климат влажный…

9. Домашнее задание

На следующем уроке мы продолжим разговор о взаимоотношениях леса и человека.

Домашнее задание страница 130-131, рабочая тетрадь страница 34,задание № 8, №9, со звездочкой по желанию.

Приложение 1.

Растения и животные лесной зоны, занесённые в Красную книгу

Назовите животных.


Амурский тигр