Как быстро и правильно делать домашнее задание? Обучение только по учебнику. Расположение учебных принадлежностей

Кажд ый вечер в миллионах домов по всей стране разыгрывается одна и та же старая пьеса о детях и их домашнем задании. В ней могу участвовать разные действующие лица, но сценарий всегда один и тот же. Родители на протяжении всей истории всегда пытались помочь детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания родителем вместо ребенка. В любом случае существует масса проблем. В попытках справиться с этими проблемами родители используют метод проб и ошибок, подкуп, подарки, рассуждения, и все, что может, по их мнению, сработать в этом случае.

Нет никакого сомнения в том, что мотивы родителей самые естественные. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? На самом деле, беспокойство и напряженность и для детей, и для родителей, вызывает не сама причина, а приемы, используемые для достижения цели.
Для некоторых детей школа является источником постоянного стресса. Если принять во внимание, какие требования предъявляются в школе к выполнению заданий, беспокойство относительно того, одобрят ли тебя родители, страх неудачи и так далее, становится ясно, что дети могут рассматривать дом как что-то вроде рая, где они могут спокойно отдохнуть.
Если же они испытывают стресс и дома, когда родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, то где тогда то место, где они могут «повесить шляпу на гвоздь»? Для работающих родителей это можно сравнить с такой ситуацией, когда вы работаете целый день и получаете свою долю стресса, и возвращаетесь домой в такую же напряженную обстановку. Прикиньте, сколько вы будете в состоянии выдержать подобную ситуацию.
Помните при этом, что у взрослых всегда есть возможности выхода из ситуации, когда давление становится непереносимым, а дети такой возможности лишены.
Ниже приведен список приемов, призванных помочь процессу выполнения домашних заданий и предотвратить фрустрацию, гнев и разочарование.
1.Расписание для домашней работы.
Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико бремя ответственности, если им приходится самим решать, когда приниматься за домашнюю работу. Такие дети могут принять решение, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или после ужина. Это их личное дело, которое зависит от их стиля учебы.
Однако, после того, как время определено, нужно придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. Это поможет, в частности, справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное расписанием на домашнюю работу, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное могут подождать, пока работа не будет завершена.
Вечером обязательно проверьте выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, что могут принести в школу работу с ошибками, и поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу.
Это действие родителей дает ребенку чувство завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также чувство безопасности и уверенности, что работа выполнена без ошибок. Эту уверенность ребенок принесет с собой в класс, и, соответственно, будет более уверен в себе, когда будет выполнять классную работу. Однако, если вам очевидно, что ребенок не понял какой-то определенный материал, вам нужно дать знать об этом учителю.
2.Распределите задания по важности.
Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут очень долго мучаться этой проблемой.
Есть дети, которые пользуются горизонтальной перспективой. Так происходит, когда они считают все задания одинаково значимыми, и не устанавливают никаких приоритетов. Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое - вторым, и так далее.
Многие дети имеют тенденцию использовать количественный подход (сколько заданий осталось сделать) вместо качественного (учитывающего относительную трудоемкость заданий). Это означает, что если им задано пять различных заданий, то они в первую очередь выполнят четыре наиболее легких. С их точки зрения, таким образом у них остается несделанным всего одно задание, даже если оно на самом деле самое трудное.
3.Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки.
Для многих родителей это большая и постоянная проблема. Единственное, что можно сказать по этому поводу, это то, что родители, использующие такой способ контроля, не только подвергают себя огромной фрустрации и гневу, но и создают «выученную беспомощность».
Многие родители скажут вам на это, что их дети просто не умеют работать, если родители не сидят рядом с ними. На самом деле, не верно, что дети не могут работать, они сознательно решают не работать. Часть детей перестает работать, когда родитель решает отойти от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание.
Это - очень нездоровая «зависимость», потому что ничего подобного ребенок не может воспроизвести в классе. Вследствие этого, ребенок может решить вообще не делать работу в классе, и приносить недоделанные задания домой.
Таким образом, они могут полностью завладеть вниманием мамы или папы. Проведя целый день на работе, родители очень устали, и одна мысль о том, что им придется три часа подряд провести, сидя около ребенка, может привести к проблемам.
Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно.
4.Сначала проверьте то, что выполнено правильно.
Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п.
Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ».
Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения и без чувства «несоответствия». Если же вы начнете с разбора ошибочных заданий, да еще и рассердитесь, то ребенок, вместо того, чтобы исправлять задание, будет переживать, что он вызвал ваше неудовольствие.
Может оказаться удобным проверять маленькие порции заданий. Для многих детей лучше, если они немедленно могут получить подтверждение, что все сделано правильно.
Попросите ребенка, чтобы он сделал сначала только пять примеров и дал их вам проверить.
Отметьте те, которые сделаны правильно, и предложите ребенку перейти к следующей группе примеров.
Таким образом ребенок получает немедленную обратную связь и одобрение, и у него появляется положительная мотивация для того, чтобы выполнять следующее задание.
Кроме того, если ребенок начал что-то делать неправильно, есть возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку, так что ребенку не придется потом переделывать все задание целиком.
5.Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет.
Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если ребенок все это время действительно работает, и если задание действительно требует столько времени на выполнение.
Однако если вы видите, что через час или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность.
Единственное, чего вы достигните в противном случае, это добьетесь возросшего чувства «несоответствия» у ребенка. Возможно, вы примите решение завершить работу ребенка после определенного времени и напишите учителю записку, объясняющую все обстоятельства. Скорее всего, такого типа проблемы могут быть разрешены на встрече с учителем.
Для такого поведения ребенка может быть несколько причин.
Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание.
Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями.
В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий.
6.Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику.
В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов.
Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.
У некоторых детей существует тенденция запоминать абсолютно все.
Возможно, стоит дать такому ребенку карандаш и попросить отметить слово или предложение, которое, возможно, является ответом на один из вопросов. Тогда ребенку будет легче ориентироваться в тексте, когда он будет искать ответы на вопросы в книжке.
Рассмотрите возможность записать главу из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что, чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность, что информация будет усвоена.
Так что, имеет смысл записать на магнитофон главы из учебников по истории или естествознанию, чтобы ребенок слушал эти записи одновременно с чтением. Таким образом будут задействованы как визуальные, так и аудио каналы приема информации.
Время от времени добавьте шутку, или песню, или какое-то обращение к ребенку, чтобы поддержать его интерес.
7.Обращайте внимание на невербальные сигналы.
Родители часто говорят, что никогда не впадают в фрустрацию и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки.
Все было бы хорошо, если бы все общение происходило на вербальном уровне.
Но мы знаем, что невербальные способы передачи информации являются очень существенной частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы очень просто, даже если вы сами об этом не подозреваете.
Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является невербальными ответами. Если дети достаточно чутки, то они примут эти сигналы, что только добавит напряженности в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.
Все это особенно важно в отношении маленьких детей, которые не делают различия между неодобрением родителями их деятельности и потерей родительской любви.
Такое состояние только добавит стресс и ухудшит их возможность работать продуктивно.
8.Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка.
Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. Хотя исходно мотивом родителей может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный результат может быть разрушителен.
Дети чувствуют себя «неадекватными», когда родители доделывают за них их работу.
Во-первых, они это воспринимают как свой провал.
Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама или папа.
Встречаются родители, которые выполняют за своих детей полностью годовой проект (аналог курсовой работы, по объему и значимости в итоговой оценке, но они бывают не только в ВУЗе, но и в школе- Прим. переводчика) Такая практика увеличивает зависимость детей и их чувство беспомощности.
Если ребенок не может доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителю, в которой объясните все обстоятельства. Большинство учителей среагируют адекватно.
Подытоживая все сказанное, прежде чем сесть помогать ребенку в его домашней работе, убедитесь, что вы не видите никаких симптомов более серьезных проблем. Когда родители пытаются работать с детьми, имеющими серьезные проблемы с обучаемостью и пониманием материала, или очень сильно напряженными, они могут получить в результате фрустрацию, гнев и растерянность.
Если же вы будете следовать правилам, о которых было рассказано выше, результат и для детей, и для родителей будет более благоприятным.

Рождаясь, ребенок часто попадает сразу в университет. И этот университет – его родители, которые с пеленок начинают растить гения. Вспомним хотя бы методику обучения чтению Глена Домана, которую можно тестировать на годовалом малыше. Стараясь обогнать время и воплотить в детях свои несбывшиеся надежды и амбиции, родители создают условия вечной гонки для ребенка, который часто совсем к этому не готов. И часто, как следствие, к школьному возрасту семилетке становится в лучшем случае неинтересно учиться, в худшем - нервные расстройства из-за умственной нагрузки просто не дают ему это делать. А ведь из школы ребенок приносит домой не просто знания, но и много домашних заданий для закрепления пройденного материала, моральных сил на выполнение которых уже не хватает. Ведь решение математических примеров или заучивание исторических дат не может сравниться с игрой в футбол во дворе или катанию на велосипеде. Когда родители не знают, как мотивировать ребенка в выполнении домашней работы, борьба за знания становится мучительной для обеих сторон. Предлагаем 10 способов мотивации школьника, который с трудом приступает к выполнению домашнего задания.

Способ № 1: Позитивный настрой

Если говорить ребенку примерно следующие слова: «Я знаю, что "домашка" это не совсем то, что тебе охотно хочется делать, но придется, потому что НАДО», то это будет самый верный путь демотивировать ребенка.

Наоборот, мыслите позитивно, основываясь на трех главных китах - целях домашнего задания:

    «Закрепи то, что вы прошли в школе. К тому же, ты узнаешь еще что-то новое и интересное. Это легко и полезно»;

    «Как хорошо, что, делая домашнее задание, ты учишься заниматься самостоятельно, отдельно от класса. Это поможет тебе в жизни»;

    «Как хорошо, что ты учишься планировать свое время, это пригодится тебе в дальнейшей жизни».

Домашняя работа - это особый вид

самостоятельной работы, он происходит без
непосредственного руководства учителя, поэтому
нуждается в создании необходимых условий для
успешного его выполнения.
На домашнюю работу учащихся возлагаются
важные функции обучения, воспитания и развития.
В расчете на какого ученика давать домашнее
задание – на сильного, среднего или слабого? Чаще
мы даем домашнее задание с учетом на среднего
ученика.
Установлена закономерность 1: 6,
что означает, что если ориентироваться на слабого
или среднего, то сильный ученик выполнит домашнее
задание в 6 раз быстрее. Если ориентироваться на
сильного ученика, то слабый ученик потратит время в
6 раз больше, что, безусловно, будет сказываться на
занятости ученика и на его самочувствии.
Одно и то же задание для сильных может быть
легким, для слабых - трудным. Первые не тренируют
себя на трудном для них материале, вторые теряют
уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни
у других не вырабатывается ответственного
отношения к тому, что задается на дом. Домашняя
работа эффективна только тогда, когда все дети
готовы к самостоятельному ее выполнению.
Одна из
главных
подрастающего поколения
самостоятельности мышления,
творческой деятельности.
-
задач воспитания
формирование
подготовка к
Разным ученикам

Основным
требуется разное время, разный объем, разные виды
и формы работы,чтобы овладеть программным
учебным материалом.
путем
осуществления данной задачи является дифференци-
рованный подход, который состоит в том, чтобы
учитывать тем или иным образом эту разницу. Он
необходим на всех этапах обучения: как на уроке, так
и в домашних условиях при выполнении домашних
работ. Любое домашнее задание должно выводить
школьника на более высокий уровень его
интеллектуального развития и самостоятельности
решений.
Дифференцированный подход к объему и
содержанию домашних заданийосуществляется с
учетом познавательных
возможностей и
особенностей учащихся.

При этом происходит закрепление знаний, умений
развитие логического мышления,
самоконтроля
и навыков,
формирование самостоятельности,
ответственного отношения к учебе.

Предлагая дифференцированные домашние
задания необходимо учитывать:
способность ребенка к учебной деятельности
(быстрое освоение учебного материала, глубину
его осмысления);
умение выражать свои мысли;
познавательную активность (проявление
интереса к знаниям);
организованность в работе (умение доводить
начатое дело до конца).

Исходя из индивидуальных особенностей детей,
задания подбираются так, что при подчинении
единой познавательной цели и одной теме они
отличаются разной степенью трудности.

Три группы (уровня) сложности: (учащиеся сами
выбирают вариант, или каждый вариант учитель
заранее предназначает определенной группе
учеников):

1. Выполнение домашних заданий, требующих
усвоения правил в пределах образовательного
стандарта изучаемых тем и получение оценки - 3-4;

2. Выполнение домашних заданий, требующих
выхода за пределы объема, требующих усвоения
правил, выходящих за пределы образовательного
стандарта и стимулирующих более высокую оценку -
4-5;

3. Выполнение домашних заданий, требующих
самостоятельных решений,
идей,
творческого подхода и стимулирующих высокую
оценку – 5.
находок,
Для 3 уровня можно использовать такие задания,
как:
задания на выявление закономерностей;
задания на развитие логики;
рассмотрение задач с лишними или
недостающими данными;
составление обратных задач, подобных заданий;

Разгадывание ребусов, головоломок,
кроссвордов;
составление предложений и текстов;
составление схем предложений;
составление загадок;
составление вопросов к тексту;
составление плана текста;
выполнение заданий, требующих
энциклопедических знаний;
Примеры дифференцированных заданий:
Русский язык:
1 группа учащихся - задания вида ЗВ_НОК,
СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА вставить
пропущенную согласную букву. (Это домашнее
задание связано с повторением и закреплением
правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости
от выполнения и индивидуальности ребёнка)
2 группа учащихся - предложено вставить
пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это

выполнения)

Необходимо придумать несколько слов на это
правило и составить с ними предложения на
определённую тему. (Оценивается на «5»)
Математика:
1 группа учащихся - задания вида: начертить
ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это


ребёнка)
2 группа учащихся - предложено начертить
ломаную, узнать её длину и выразить её в
миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это
задание направлено на больший объем и умение
правильно и самостоятельно подобрать проверочное
слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от
выполнения)
3 группа учащихся - должны не только выполнить
предыдущее задания, но и подойти к нему творчески.
Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с
большим количеством звеньев. (Оценивается на «5»)

Чтение:
1 группа учащихся – Прочитать выразительно
стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это
домашнее задание связано с повторением и
закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в
зависимости от выполнения и индивидуальности
ребёнка)
2 группа учащихся - Прочитать выразительно
стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать
рифму к словам:
- лягушка
- кошка
- мальчик
(Это задание направлено на больший объем и
умение правильно и самостоятельно подобрать
проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в
зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить
предыдущее задания, но и подойти к нему творчески:
придумать к словам рифму и сочинить с одной из
рифм короткое стихотворение (двустишие).
(Оценивается на «5»)

Эти задания способствуют развитию
способностей детей, углублению знаний. Выполняя
такие задания, учащиеся становятся субъектом
познавательной деятельности, которая воспитывает
инициативность (в данном случае выбор уровня),
самостоятельность в усвоении знаний, умений и
навыков, в развитии мышления, памяти и
творческого воображения.

удовлетворяют потребность учащихся в
тренировке, позволяют восполнить пробелы в
знаниях, дают возможность неуверенным ученикам
укрепиться в своих возможностях, сильным –
развить свои интересы до глубокой увлеченности,
тех и других учат самостоятельному познанию.

Когда же и как давать дифференцированное
домашнее задание?
Лучше всего домашнее задание давать детям до
окончания урока, когда внимание детей не так
рассеяно и силы не на пределе. Задание должно
сопровождаться чётким инструктажем учителя:
внимание может быть сосредоточено либо на
анализе его содержания, либо на анализе способа
выполнения или на его оформлении. Ученики
делают выбор и записывают задание в дневники.

за
Задача учителя активно наблюдать
обучающимися, чтобы они не привыкали выполнять
тот вариант домашних заданий, которые не требуют
интеллектуальных затрат, а всё время стимулировать
их мотивацию на успех, преодоление трудностей.

ГОБУ МО ЦППМС- помощи

для родителей

«Правила помощи ребенку при выполнении домашнего задания»

Эргономика рабочего места школьника

С началом учебы в школе на ребенка резко увеличивается нагрузка. Те часы, которые он изо дня в день проводит за школьной партой или рабочим столом, делая уроки, могут не лучшим образом повлиять на его развитие.

Поэтому особое внимание родители должны уделять осанке и зрению.

Организация рабочего места школьника включает несколько моментов: расположение в комнате, размеры школьной мебели, освещение рабочего места школьника и расположение канцелярских принадлежностей. В этой статье мы остановимся на каждом из них.

Расположение рабочего места школьника дома.

Продумывая расположение рабочего места школьника дома, надо учитывать источник света. Стол для ребенка нужно размещать как можно ближе к окну и ставить боком, т.к. недостаточная освещенность рабочего места может вызвать ухудшение зрения.

При этом важно учитывать правша ребенок или левша. Так, если ребенок правша, то свет должен падать на стол слева и спереди, т.к. если он будет падать справа или сзади, то тень от руки и корпуса ребенка будет ложиться на тетрадь, а если ребенок левша – то справа. Не рекомендуется ставить стол прямо. В этом случае свет, падая на рабочую поверхность, будет отражаться от нее, негативно влияя на зрение школьника.

Освещение рабочего места школьника.

Ребенок делает уроки во второй половине дня. Очень часто в это время не хватает естественного освещения, поэтому родителям необходимо задуматься о том, как грамотно организовать искусственное освещение рабочего места школьника. В соответствии с требованиями эргономики и гигиены рабочего места школьника лампу необходимо ставить с учетом право- или леворукости ребенка.

Так для левши лампа ставится справа, а для правши слева. Во время выполнения домашнего задания лучше задействовать два источника света – люстру и настольную лампу. При этом предпочтение стоит отдать не люминесцентной лампе, от которой быстро устают глаза, а обычной лампе накаливания.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

До 1 часа – в первом классе;

До 1, 5 часов – во втором;

До 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Выбор стола и стула для школьника.

Очень часто, организуя рабочее место ребенка, родители покупают ему стол «на вырост». Выполняя письменные задания за таким столом, ребенок находится в неестественной позе, быстро утомляясь и приобретая проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Лучший и наиболее бюджетный вариант в этом случае – мебель, которая «растет» вместе с ребенком. Сегодня на рынке есть большой выбор столов и стульев для школьников с регулировкой по высоте. С одной стороны это позволит сэкономить семейный бюджет, так как не надо будет покупать каждый год новую мебель, с другой вы всегда сможете отрегулировать ее под рост ребенка.

Идеальными для ребенка, особенно в начальной школе, считается стол с наклонной поверхностью 14-15 °. При этом обращайте внимание, чтобы внизу был специальный фиксатор, который не позволит тетрадям, ручкам и учебникам сползать со стола. Углы у школьной мебели должны быть закругленные, механизмы снабжены защитой от защемления пальцев. В точки зрения психологии предпочтение стоит отдавать светлым тонам окраски мебели.

Как правильно отрегулировать стол для школьника:

столешница письменного стола должна находиться на уровне солнечного сплетения, локти при опущенных вниз руках должны быть ниже поверхности стола на 5-6см, оптимальный размер столешницы – 60*120см. Что касается стула, то у него должна быть упругая спинка и немного выпуклой для обеспечения поддержки в поясничном отделе позвоночника. Сидение – вогнутое, благодаря чему вес тела ребенка и соответственно кровообращение будут распределяться равномерно по всей поверхности сидения, предотвращая онемение отдельных участков тела.

Расположение учебных принадлежностей.

В идеале все школьные принадлежности должны располагаться в одном месте. Часто столы для школьника комплектуются ящиками, куда можно сложить всю канцелярию. А учебники положить на полки, прибитые рядом со столом ребенка, или в шкафчик.

И еще. Не располагайте рядом с рабочим местом ребенка яркие предметы, которые могут отвлекать его от занятий. А после 40 минут сидячей работы делайте небольшую разминку по 5 минут, чтобы избежать гиподинамии.

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками?

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. На столе все должно находиться на своих местах. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом. Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков. Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление.

Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при

температуре 18-22t.

Памятка контроля по выполнению домашних заданий

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

    Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

    Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.

    Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

    Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

    Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

    Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

    Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.

    Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.

    Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

    Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

    Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

    Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

    Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

    Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Памятка «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

1.Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.

2.Математика . Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей, покажите, как это сделать на примере аналогичной задачи.

3.Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.

4.Русский язык . При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.

5. Окружающий мир – не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе.

Памятка ребенку «Садимся за уроки»

    Садись за уроки всегда в одно и то же время.

    Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

    Выключи компьютер, телефон, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

    Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

    Приготовь письменные принадлежности для занятий.

    Убери со стола все лишнее.

    Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…