Классификация рыб: основы систематики и примеры. Основные систематические группы рыб












Костистая группа Насчитывает около видов. Представители карась, налим, окунь, щука, сельдь, лосось. Тело покрыто мелкой чешуей. Жаберных щелей одна пара, есть жаберные крышки. Имеется плавательный пузырь. Скелет костный.




1. Из перечисленных признаков, обозначенных арабскими цифрами, напишите, какие из них характерны для классов: I. Хрящевые рыбы II. Костные рыбы III. Хрящекостные рыбы IV. Двоякодышащие рыбы V. Кистеперые рыбы 1. Приспособлены к обитанию в пересыхающих, обедненных кислородом водоемах 2. Хорда сохраняется в течение всей жизни 3. Чешуя в виде крупных костных блях 4. Череп хрящевой 5. Позвоночник костный, состоит из туловищного и хвостового отделов 6. Плавники располагаются горизонтально 7. Мозговой череп хрящевой, снаружи прикрыт костями 8. Жаберная крышка 9. Плавательный пузырь 10. Большая часть скелета – хрящевая 11. Один, или два пузыря в области пищевода 12. Впадает в спячку 13. Позвонки зачаточные 14. Обитает в затененных водоемах 15. Мясистые плавники 16. Жаберные крышки отсутствуют 17. Хвостовой плавник имеет две неравные лопасти 18. Тело покрыто чешуей 19. Чешуя защищена слизью

Цель урока :

обучающий аспект:

  • выявить характерные и общие признаки классов Хрящевые и Костные рыбы;
  • установить и уметь объяснять взаимосвязь строения со средой обитания;
  • формировать умения работать с учебным пособием, печатным материалом (извлекать нужную информацию, систематизировать и структурировать её, пользоваться текстом, рисунками для выполнения самостоятельной работы и работы в малых группах);
  • освоить способ систематизации признаков на примере надкласса рыб;

развивающий аспект:

  • развивать речь (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании биологических терминов темы «Основные систематические группы рыб»);
  • развивать мышление: умение сравнивать (внешнее и внутреннее строение разных подклассов Костных рыб), устанавливать взаимосвязи (связь строения с образом жизни и средой обитания), выделять главное (из перечня признаков выделить главные, существенные), делать выводы, систематизировать и структурировать результаты;
  • развивать умение управлять своими действиями (планировать учебные действия, контролировать свои действия, распределять рабочее время);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, уважение к мнению окружающих присовместной деятельности в малых группах;
  • воспитывать дисциплинированность (при прослушивании отчетов о проделанной работе учащихся), аккуратность (при проведении самостоятельного оформления результатов).

Формирование компетенций : коммуникативной, информационной, учебно-познавательной компетенций.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Этапы урока: подготовка к активной познавательной деятельности, усвоения новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания, итог на рефлексивной основе.

Граница знания – незнания

Единица содержания : способ систематизации признаков надкласса рыб

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап подготовки к активной познавательной деятельности

Цели: обеспечить мотивацию к принятию цели УПД.

Постановка задач урока и их актуализация.

Обучающий аспект: осуществить детскую рефлексию понимания и владения опорными знаниями для освоения материала урока;

развивающий аспект: развивать умения анализировать, объяснять;
воспитывающий аспект: при работе в парах умение слушать других, терпимость к ошибкам товарищей.

Формы работы : фронтальная.

Методы работы : репродуктивные, продуктивные.

Перед учащимися ставятся вопросы, подводящие их к осознанию необходимости коснуться вопросов о систематике рыб.

Исходя из темы урока, какие задачи ставим?

(Добиваюсь постановки задач учащимися.)

1. Выявить основные характерные признаки систематических групп рыб.

2. Познакомиться с многообразием представителей классов рыб.

3. Раскрыть роль рыб в природе и жизни человека.

Подвести учащихся к целеполаганию урока: способы систематизации и структуриро-вания материала.

Фиксация темы на доске.

Актуализация опорных знаний позволяет подготовить учащихся к активной УПД.

1.В ходе фронтальной беседы восстанавливаются знания признаков типа хордовые (слайд 2, приложение 3), подтипа позвоночных (слайд 3, приложение 3), надкласса рыб (слайд 4, приложение 3) (ученики отвечают на вопрос, используя рабочие тетради).

2.Отвечают на вопрос: «Зачем нам нужно систематизировать материал?»

3.Ответ учащихся должен привести к формулировке целей данного урока.

Этап усвоения новых знаний

Цели : преодолеть границу знание-незнание, ответить на вопрос ЕС.

О: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний о характерных и общих признаках классов Рыб и подкласса Костные рыбы;

Р: обогащение и усложнение словарного запаса при использовании биологической терминологии, развивать умение сравнивать, проводить аналогии, анализировать, делать выводы;

В: воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, аккуратность при выполнении работы в малых группах и при представлении материала у доски.

Формы работы : групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы работы : продуктивные, частично-поисковые.

1.Организация деятельности по достижению первой целей урока.

Учащиеся получают задания для поиска информации по материалу учебника:

1. Выполнение работы в парах - 12 минут

2. При ответе ОБЯЗАТЕЛЬНО выделить явные признаки отличия систематических групп рыб:

задание группе №1 - Хрящевые рыбы

2. Выбирают выступающего у доски для представления материала (по 3 минуты).

А) выделяют особенности чешуи

Б) жаберные щели (нет жаберных крышек)

задание группе №2 - Костно-хрящевые

А) вдоль тела 5 рядов костных пластинок и мелкие пластиночки

Б) широкий однолопастный плавник

задание группе №3 - Двоякодышащие рыбы

А) плавники похожи на лопасти

Б) тело покрыто массивной чешуей

задание группе №4 - Кистеперые рыбы

А) жаберные крышки

Б) самая многочисленная группа

задание группе №5 - Костистые рыбы

По ходу выступлений демонстрируются кадры презентации (приложение 3).

3. Выделить признаки, которые объединяют подтипы в один класс Костные рыбы.

Фиксация особенностей на доске.

Отмечают наличие жаберных крышек и наличие костного скелета в той или иной степени развития.

Этап первичной проверки понимания

Цели:

О: работать с пониманием полученных теоретических знаний, установить правильность, осознанность усвоения знаний о способе систематизации;

Р: усложнение словарного запаса, умение проводить аналогии, установить правильность усвоения нового материала; выявить пробелы, неверные представления, их корректировка.

Формы работы : индивидуальная, фронтальная.

Методы работы : продуктивный.

1. Что новое вы сегодня делали?

Чему научились на уроке?

Проверяю, как усвоили.

2. Выполнение задания: предложенных представителей рыб расположить согласно систематическим особенностям.

3. По кадру презентации (приложение 3) выполнить

  • «Недостающая рыба»
  • «Лишнее слово»

4. Реализовали мы поставленную задачу?
Есть ли вопросы, затруднения?

6. Работа с дневниками.

1.Отвечают, возвращаясь к цели урока.

Провели классификацию

Систематизировать

2. Каждый ученик прикрепляет изображение рыб к нужной систематической группе.

3. Выполняют задание.

  • лопатонос
  • щука панцирная и африканский чешуйчатник

4. Ученики отвечают.

5. Самооценка работы на уроке.

6. Выставление оценок в дневник.

Подведение итогов на рефлексивной основе

Цели : рефлексия учащимися своей деятельности на уроке; анализ и оценка успешности достижения цели урока.

Формы работы : индивидуальная.

Методы работы : продуктивный.

Обсуждение вопросов, вызвавших затруднения, подведение итогов.

Продолжите фразы:

  • Сегодня на уроке………
  • Интересным было……..
  • Я понял, что……

Выявление причин ошибок.

Класс Рыбы - это наиболее многочисленная группа современных позвоночных животных, которая объединяет более 25 тысяч видов. Рыбы являются обитателями водной среды, они дышат жабрами и передвигаются с помощью плавников. Рыбы распространены в разных уголках планеты: от высокогорных водоёмов до океанических глубин, от полярных вод до экваториальных. Эти животные населяют солёные воды морей, встречаются в солоноватых лагунах и устьях крупных рек. Они обитают в пресных реках, ручьях, озёрах и болотах.

Внешнее строение рыбы

Основными элементами внешнего строения тела рыбы являются: голова, жаберная крышка, грудной плавник, брюшной плавник, туловище, спинные плавники, боковая линия, хвостовой плавник, хвост и анальный плавник, это можно увидеть на рисунке ниже.

Внутреннее строение рыб

Системы органов рыб

1. Череп (состоит из мозговой коробки, челюстей, жаберных дуг и жаберных крышек)

2. Скелет туловища (состоит из позвонков с отростками-дугами и ребер)

3. Скелет плавников (парные -грудные и брюшные, непарные - спинной, анальный, хвостовой)

1. Защита мозга, захват пищи, защита жабр

2. Защита внутренних органов

3. Движения, поддержание равновесия

Мускулатура

Широкие мышечные ленты, раз-деленные на сегменты

Движение

Нервная система

1. Головной мозг (отделы - передний, средний, продолговатый, мозжечок)

2. Спинной мозг (вдоль позвоночника)

1. Управление движениями, безусловные и условные рефлексы

2. Осуществление простейших рефлексов, проведение нервных импульсов

3. Восприятие и проведение сигналов

Органы чувств

3. Орган слуха

4. Осязательные и вкусовые клетки (на теле)

5. Боковая линия

2. Обоняние

4. Осязание, вкус

5. Ощущение направления и силы течения, глубины погружения

Пищеварительная система

1. Пищеварительные пути (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие)

2. Пищеварительные железы (поджелудочная железа, печень)

1. Захват, измельчение, перемещение пищи

2. выделение соков, способствующих перевариванию пищи

Плавательный пузырь

Наполнен смесью газов

Регулирует глубину погружения

Дыхательная система

Жаберные лепестки и жабер-ные дуги

Осуществляют газо-обмен

Кровеносная система (замкнутая)

Сердце (двухкамерное)

Артерии

Капилляры

Снабжение всех кле-ток тела кислородом и питательными ве-ществами, отведение продуктов распада

Выделительная система

Почки (две), мочеточники, мочевой пузырь

Выделение продук-тов распада

Система размно-жения

У самок: два яичника и яйцеводы;

У самцов: семенники (два) и семяпроводы

На рисунке ниже показаны основные системы внутреннего строения рыбы

Классификация класса Рыбы

Живущих в настоящее время рыб делят на 2 основных класса: хрящевые рыбы и костные рыбы. Важные отличительные черты хрящевых рыб - наличие внутреннего хрящевого скелета, нескольких пар жаберных щелей, которые открываются наружу, и отсутствие плавательного пузыря. Почти все современные хрящевые рыбы обитают в морях. Среди них наиболее распространены акулы и скаты.

Подавляющее большинство современных рыб относится к классу костных рыб. Представители этого класса обладают окостеневшим внутренним скелетом. Пара наружных жаберных щелей у них прикрыта жаберными крышками. У многих костных рыб есть плавательный пузырь.

Основные отряды Рыб

Отряды рыб

Основные признаки отряда

Представители

Хрящевой скелет, отсутствует плава-тельный пузырь, нет жаберных крышек; хищники

Тигровая акула, китовая акула, катран

Манта, скат-хвостокол

Осетровые

Костно-хрящевый скелет, чешуя - пять рядов крупных кост-ных пластин, между которыми находятся мелкие пластинки

Осетр, белуга, стерлядь

Двоякодышащие

Имеют легкие и мо-гут дышать атмо-сферным воздухом; сохраняется хорда, нет тел позвонков

Австралийский рогозуб, африкан-ский чешуйчатник

Кистеперые

Скелет в основном состоит из хряща, есть хорда; плохо развит плавательный пузырь, плавники в виде мясистых вы-ростов тела

Латимерия (един-ственный предста-витель)

Карпообразные

В основном пресно-водные рыбы, на че-люстях зубов нет, но есть глоточные зубы для измельчения пищи

Сазан, карась, плотва, лещ

Сельдеобразные

Большинство - стай-ные морские рыбы

Сельдь, сардина, шпрот

Тресковые

Отличительный при-знак - наличие усика на подбородке; большинство - хо-лодноводные мор-ские рыбы

Пикша, салака, на-вага, налим, трес-ка

Экологические группы рыб

В зависимости от мест обитания выделяют экологические группы рыб: пресноводные, проходные, солоноватые и морские.

Экологические группы рыб

Основные признаки

Пресноводные рыбы

Эти рыбы постоянно обитают в пресной воде. Некоторые, например караси и лини, предпочитают стоячие водоёмы. Другие, такие как пескарь обыкновенный, хариус, голавль, приспособились к жизни в текущих водах рек.

Проходные рыбы

Сюда относят рыб, которые для размножения переходят из морской воды в пресную (например, лосось и осетровые) или из пресной воды идут размножаться в солёную (некоторые виды угрей)

Солоноватые рыбы

Населяют опреснённые участки морей, устья крупных рек: таковы многие сиги, вобла, бычок, речная камбала.

Морские рыбы

Живут в солёной воде морей и океанов. Толщу воды населяют такие рыбы, как анчоус, скумбрия, тунец. У дна живут скат, камбала.

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.


Сходство и различия в форме и окраске тела, в строе- нии плавников и многие другие признаки развились у рыб в связи с приспособлением к жизни в сходных или разных местах обитания. Такие признаки называют при- способительными (биологическими). Они не служат до- казательством родства между животными (дельфины по форме тела сходны с рыбами, но они не рыбы, а млекопи- тающие). Признаки сходства и различия в строении ске- лета и жаберного аппарата объясняются близким или даль- ним родством рыб и развились у их предков независимо от приспособления к тем или иным местам обитания. Такие признаки называют систематическими.

По систематическим признакам рыб подразделяют на класс хрящевых рыб и класс костных рыб.

Класс хрящевых рыб . К хрящевым рыбам относятся представители нескольких отрядов скатов и акул (рис. 203, 204, 205). Они имеют хрящевой скелет. Кожа у боль- шинства видов покрыта чешуей с зубообразными шипа- ми, покрытыми эмалью (рис. 206). Жабры открывают- ся наружу 5–7 жаберными щелями. Большинство хря- щевых рыб - обитатели морей и океанов.

Акулы живут в основном в толще воды. Большинство из них - хищники. Средиземноморская голубая акула, на-


пример, нападает на самых различных морских живот- ныхидаже людей. Живущаяв Черномморе колючаяаку- ла, или катран (длина тела до 2 м), питается главном обра- зом мелкими рыбами. Голова у акул оканчивается вытя- нутым рылом - рострумом. Большой рот расположен на нижней стороне головы и имеет вид поперечной щели. Че- люсти вооружены несколькими рядами острых зубов. Тор- педообразное тело, мощный неравнолопастной хвостовой плавник дают возможность акулам развивать большую ско- рость. У акул нет плавательного пузыря, и поэтому они находятся в постоянном движении, даже во время сна.

Самые крупные из акул - гигантская (длина тела до 15 м) и китовая (длина тела до 20 м и более) - питаются планктоном.

Скаты имеют уплощенное, широкое тело. Кожа у них голая или покрыта шипами. Края грудных плавников срослись с боками головы и туловища. Спинные плавни- ки смещены на хвост, или их совсем нет. Большинство скатов ведет придонный образ жизни. Питаются они пре- имущественно моллюсками. Самые крупные скаты - манты; их длина около 6 м.



Класс костных рыб . К костным рыбам относится боль- шинство видов рыб. Их подразделяют на костно-хряще- вых, двоякодышащих, кистеперых и костистых.

К костно-хрящевым, или осетровым , рыбам относят- ся белуга, стерлядь, русский осетр (рис. 207). У них кос- тно-хрящевой скелет с хорошо развитой хордой, имеют- ся жаберные крышки, плавательный пузырь. Вдоль тела осетровых проходит 5 рядов костных пластинок, между которыми располагаются мелкие костные пластиночки. Голова, как у акул, имеет вытянутое рыло. Около рта, рас-

Рис. 204. Хрящевые рыбы. Акулы

Рис. 206. Зубообразные шипы на коже акулы

Рис. 205. Китовая акула


ОСНОВНЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ РЫБ

положенного на нижней стороне головы, находятся уси- ки. Хвостовой плавник неравнолопастной.

Осетровые - проходные рыбы северного полушария. Они живут до 50–100 и более лет. Эти рыбы широко изве- стны из-за особо вкусного мяса и черной икры. Типич- ный представитель осетровых - русский осетр, обычный обитатель Волго-Каспийского и Черноморского бассей-

нов. Бол´ ьшую часть времени проводит в море, нерестится


Рис. 207. Осетровые рыбы

Различают 2 класса рыб: класс хрящевых и класс костных.

Класс Хрящевые рыбы. К хрящевым рыбам относятся акулы и скаты. Они имеют хрящевой скелет. Кожа у большинства видов покрыта чешуей с зубообразными шипами, покрытыми эмалью. Жабры открываются наружу 5-7 жаберными щелями. Плавательного пузыря нет.

Акулы живут в основном в толще воды. Большинство из них - хищники. Голова у акул оканчивается вытянутым рылом - рострумом. Рот расположен на нижней стороне головы и имеет вид поперечной щели. Челюсти с несколькими рядами острых зубов. Торпедообразное тело, мощный неравнолопастной хвостовой плавник дают возможность акулам развивать большую скорость.

Скаты имеют уплощенное, обычно дисковидное тело. Кожа у них голая или покрыта шипами. Края грудных плавников срослись с боками головы и туловища. Спинные плавники смещены на хвост или их совсем нет. Большинство скатов ведет придонный образ жизни. Питаются они преимущественно моллюсками.

Класс Костные рыбы объединяет большинство видов рыб, которые подразделяются на костно-хрящевых, двоякодышащих, кистеперых и костистых.

Костно-хрящевые, или Осетровые, рыбы (белуга, стерлядь, русский осетр) имеют костно-хрящевой скелет с развитой хордой, жаберные крышки, плавательный пузырь. Вдоль их тела проходит 5 рядов костных пластинок, а между ними - мелкие пластиночки. Голова с вытянутым рылом. Рот на нижней стороне головы. Хвостовой плавник неравнолопастный. Осетровые проходные рыбы водоемов Северного полушария. Они широко известны из-за особо вкусного мяса и черной икры.

Двоякодышащие (всего 6 видов) - древняя группа рыб. В их числе австралийский рогозуб, африканский и южноамериканский чешуйчатники. У этих рыб сохраняется хорда, не развиваются тела позвонков. Наряду с жабрами они имеют легкие, развившиеся из плавательного пузыря.

Кистеперые рыбы - древняя группа рыб. Скелет у них в основном хрящевой, имелась хорда. Плавники кистеперых были похожи на мясистые лопасти, плавательный пузырь превратился в парное легкое. До XX в. считались вымершими. В Настоящее время известен один современный вид латимерия, потомок морских кистеперых.

Костистые рыбы - наиболее многочисленная группа современных рыб (около 96% всех видов). Скелет у них окостеневший, хорда развивается только у зародышей, чешуя костная, обычен плавательный пузырь. Обитают эти рыбы почти во всех водоемах Земли. К этой группе относятся отряды сельдеобразных (сельди, сардины, анчоусы, два вида которых называют хамсой), лососеобразных (благородный лосось, или семга, кета, горбуша, чавыча), карпообразных (голавль, лещи, язь, жерехи, сазан, караси), сомообразных (сомы), трескообразных (треска, пикша, путассу, минтаи, налимы), камбалообразных (камбалы, палтусы). Всего более 40 отрядов.


Также смотрите:

Витамин D - кальциферол (антирахитический).
Ещё в середине ХVII века английский врач Глиссон описал болезнь, распространённую среди детей Лондона, при которой поражались костная ткань, что проявлялось деформацией трубчатых костей, костей черепа и др. У маленьких детей в местах сращения ребер с грудиной вследств...

Задачи, цели и методы популяционной экологии
Почти все виды животных, описанные выше, играют существенную роль в жизни людей. Это не случайно: наши знания о том или ином виде животных часто бывают непосредственно связаны с его практическим значением. Дикие кролики (Oryctolagus cuniculus), завезенные в Австралию, ...

Биологическое действие витамина В1.
Ещё в 1933 г. Питерс заметил, что мозговая ткань авитаминозных голубей потребляет значительно меньше кислорода, чем ткань нормально питающихся. Изучая химический состав мозга у голубей с явлением пилоневрита, он обнаружил в нём большое содержание пировиноградной кисло...