О чем произведение лапти. Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ "Лапти". Анализ понимания сюжета. Фронтальная беседа

Сюжет и проблематика рассказа «Лапти». Бунин писал этот рассказ в 1924 году, в эмиграции, на чужбине. Одна из главных задач писателя ~ изобразить русский национальный характер. Тема русского народа, осмысление его характера была продолжена русской литературой XX века. В рассказе Бунина трагическая ситуация передана сжато, как бы краткими вспышками памяти. Бунин выбрал такой способ повествования, наверное, для того, чтобы читатель ярче представил себе беспомощное состояние матери, ее измученность от горя и усталости. И болеющий ребенок в жару и бреду видит сполохи пламени от свечи на темной стене.

Так окружающая реальность рвется на эпизоды, но на эпизоды самые важные: «Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?

Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…» Таким эпизодом стал приход барского слуги Нефеда. Он притворил за собой дверь, и в комнате появилась смутная, хрупкая надежда. Мать говорит Нефеду, что мальчик просит в бреду какие-то красные лапти. Мудрый слуга сразу понимает, что выздоровление мальчика зависит от этих красных лаптей.

Чтобы раздобыть их, он уходит в ночь в соседнее село, хотя на дворе вьюга, и добраться туда почти невероятно: «Еще подумал. - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то… И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Нефед добрался и замерз на обратном пути. Он успел купить лапти и красную краску: «За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином».

Что же главное в этом рассказе: то, что мальчик спасен? Да. Но важно понять и почему он спасен. Вот что сказал Нефед, услышав про красные лапти: «Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать». Чтобы понять, что желает душа другого человека, надо самому иметь душу. Смысл названия рассказа.

Современный исследователь М. Б. Baггe отмечает, что в название рассказа вынесено слово, которое многозначно по смыслу. Лапти - не только вид обуви, лаптем называют человека бесхитростного, незамысловатого, простого, малообразованного. Вот такие они, русские «лапти», незамысловатые русские мужики, подобные Нефеду. Нравственный смысл произведения. Отправляясь в буран за красными лаптями для больного мальчика, Нефед жертвует собой.

Можно ли назвать эту жертву бессмысленной? Финал рассказа открыт: мы не знаем, выздоровел ли ребенок. Но мы знаем точно, что благодаря Нефеду спаслись Новосельские мужики: «Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье». Как утверждает М. Б. Багге, «Нефед показал пример христианской жертвы, жертвы во имя любви, а по мысли Бунина, весь русский мир, его нравственные устои зиждутся на этой жертве. Слово «спаслись» в рассказе не случайно.

Не только физическое спасение ново - сельских мужиков оно означает. Слово «спастись» в русском языке имеет и значение спасти душу живую, то есть спасти душу для вечной жизни». Творчество И. А. Бунина в оценке критиков и литературоведов. «Из-под его пера выходят шедевры художественной прозы, в которых беспощадная правда изобразительности, внутренне напряженной, внешне бесстрастной, сочетается с недосягаемым совершенством формы» (Б. К. Зайцев). «Искусство Бунина первоначально и самостоятельно; оно не живет чужими перепевами и не нуждается в этом; у него свое видение, свои образы и свои слова.

Рассказ «Лапти» И. А. Бунин написал летом 1924 года. Гуманистическая направленность этого произведения весьма очевидна. Краткое содержание рассказа «Лапти» Бунина делает акцент именно на человеческой душе, которая является высшей нравственной ценностью. Поступок Нефеда не считается подвигом, но какая мощная нравственная сила присутствует в его желании помочь умирающему ребенку!

Бунин, «Лапти»: краткое содержание

Уже пять дней хутор заметает непроглядная вьюга, кругом все белым-бело от снега. В одной из хат сумрачно, в бреду и жару лежит в своей постели больной ребенок и слезно умоляет свою мать дать ему красные лапти. Женщина в отчаянии плачет, ее муж в отъезде. На приезд врача в такое время надеяться ей не приходится.

Так трагически закручивает сюжет Бунин. «Лапти» краткое содержание свое продолжают тем, что вдруг в коридоре стукнула дверь, это пришел мужик Нефед, принес соломы для печки. Узнав о том, что ребенок бредит красными лаптями, он решается идти в ближайший поселок Новоселки, что за несколько верст, и купить в лавке лапти и фуксин, которым он покрасит их в красный цвет.

Спаситель

Лошадей он решил не брать, так как доехать никакой возможности не было. Он ушел и долго не возвращался. Все подумали, что он остался ночевать в поселке, от этого ночь показалась еще страшнее. Ребенок не прекращал просить у мамочки красные лапти, а она стояла на коленях и просила у Господа помощи и защиты.

На рассвете во дворе послышались голоса, затем в окно кто-то постучал. Это новосельские мужики привезли окоченелое мертвое тело Нефеда. Оказывается, они ехали из города, их повозка перевернулась, и они заблудились, совсем отчаявшись найти дорогу, они подумали, что пропадут. Но тут увидели из снега торчащие ноги в валенках. Разгребли и узнали Нефеда, и тогда поняли, что хутор уже недалеко.

Так закончил Бунин «Лапти». Краткое содержание произведения указывает на то, что потом за пазухой у него были обнаружены детские лапти и пузырек с фуксином.

Заключение

Анализируя тему «Бунин, «Лапти»: краткое содержание», необходимо отметить главное - сильную молитву матери ребенка к Богу. Поэтому простой мужик Нефед стал той искупительной жертвой, благодаря которой наверняка и вьюга закончилась, и ребенок выздоровел, и мужики заблудившиеся спаслись. А красный цвет лаптей стал символом очищения, любви, милосердия и самопожертвования, которые принес в мир Иисус Христос. Таким образом Нефед стал как бы олицетворением самого Спасителя.

Чтобы исполнить желание больного внука, дед Нефёд отправляется в зимнее ненастье далеко от дома и замерзает по дороге.

Зимний ненастный день. Внук деда Нефёда тяжело заболевает. Мальчик бредит, часто плачет и просит дать ему красные лапти. Над его постелью рыдает мать, но она ничем не может помочь своему сыну.

Ни мать, ни Нефёд не знают, что за красные лапти просит больной мальчик. Подумав, Нефёд решает:

Он хочет покрасить лапти фуксином. Для этого надо отправиться далеко от дома, в Новосёлки. Несмотря на снежную бурю, Нефёд тепло одевается и отправляется в путь. Его ждут, но до наступления ночи он не является. Домашние решают, что он там заночевал. Как только рассвело, в дверь стучат новосельские мужики - они привезли окоченевшего Нефёда, найденного ночью в поле. За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырёк с фуксином.

Рассказ И.А.Бунина актуален для современных читателей благодаря проблематике, которую рассматривает автор. Бунин на примере простой истории показывает одно из важнейших нравственных качеств человека: умение сострадать.

По первым строкам рассказа читатель уже может понять настроение всего произведения: мрачное, печальное и угнетённое. Автор говорит про продолжительную непроглядную вьюгу, которая не прекращается пять дней. В одиноком доме на окраине хутора лежит в бреду больной барский мальчик, который просит свою маму принести ему некие красные лапти, просьбы его полны мольбы и непонимания: почему ему не приносят лапти? Но, из-за описанной в самом начале рассказа непогоды, предсмертное желание мальчика не может быть исполнено, что вселяет в его мать настоящее чувство безысходности и страха. Единственное, что она может – вопрошать к Господу о помощи её сыну.

Но автор посылает матери Господа в обличии обычного сельского мужика – Нефёда. Также примечательным является и тот факт, что только он из всех героев рассказа наделён именем. Этим Бунин подчёркивает то, что Нефёд является ключевым героем произведения.

Несмотря на то, что на Нефёда возложена особая миссия в этом рассказе, он описан как довольно простой и незамысловатый герой. Одет Нефёд, как описывает Бунин, в старый полушубок и старые валенки, речь его не отличается наличием сложных предложений, а наоборот, содержит много просторечий. Но этот образ не влияет на его самоотверженность и мужество. Ведь только сильный духом человек сможет пойти, утопая в сугробах, в непроглядную вьюгу за мечтой маленького мальчика, который болен.

В конце произведения показан мужественный поступок Нефёда: он пожертвовал собой ради исполнения желания больного маленького мальчика. Но, ценой своей жизни он спас не только мальчика, достав ему лекарство, он помог найти дорогу новосельским мужикам тем, что когда они заблудились, и уже отчаялись найти дорогу домой, из-под снега показались ноги бедного замёрзшего Нефёда. И мужики узнали в нём знакомого человека, и благодаря этому нашли путь домой.

Таким образом, Бунин показал читателю самоотверженный поступок обычного сельского человека. Герой рассказа пошёл не смотря ни на что, сквозь вьюгу и ненастье, за осуществлением мечты другого человека. Желание помочь оказалось больше любого страха.

Анализ произведения Лапти №2

В небольшом произведении Бунина рассказывается о маленьком мальчике, который сильно болел. Мальчик постоянно плакал и просил лапти красного цвета. Действие рассказа происходит зимой, поэтому писатель описывает бурю за окном избы, где живет мальчик. Мать не находит себе места. Врач в непогоду не приедет к ним, муж уехал, а ребенок никак не успокоится.

Несмотря на непогоду Нефед отправляется в Новосельск, чтобы исполнить просьбу больного мальчика, а именно купить фуксин для ребенка и лапти, чтобы покрасить их в красный цвет. Нефед хотел, чтобы его подарок помог мальчику почувствовать себя лучше.

Главный герой этого рассказа – очень добродушный человек. Отличительной чертой его характера является смелость. Кроме того, он наделен взаимопониманием и состраданием. Отважному Нефеде не безразлично, что мальчик тяжело болен.

Кроме ребенка, Нефед помог еще двум людям. Благодаря главному герою рассказа двое мужчин, потерявшихся в поле, нашли дорогу домой. Они сбились с пути и потеряли надежду выйти к жилью. В сугробе они увидели валенки. Расчистив снег, мужики откопали Нефеду и поняли, что находятся недалеко от деревни. Таким образом, Нефед дал им надежду на спасение.

Нефед знал, какую опасность представляет буря, когда отправлялся в непогоду в другой город. Он не побоялся рискнуть жизнью, чтобы купить лапти в лавке. Утром его замерзшего занесли в мужики. За пазухой у самоотверженного Нефеды нашли лапти и пузырек с фуксином, чтобы покрасить их в красный цвет.

Бунин не рассказывает, выздоровел ли ребенок или нет, но красные лапти, по всей видимости, придали ему сил. Но ясно одно, что поступок сельского Нефеды не был напрасным.

Рассказ заставляет задуматься о том, что даже в самых сложных ситуациях следует прислушиваться к своему сердцу. Необходимо всегда стараться помочь близкому, сделать приятное, особенно для больного, поступить так, чтобы принести ему радость.

Сам рассказ описывает тесные взаимоотношения между ребенком и взрослым. Он доносить понятие того, что любовь к детям не имеет границ.

Несколько интересных сочинений

    Стать звездой, покорить Эверест, переплыть океан-небольшой перечень того, что может сделать человек. У каждого есть мечты и все они могут сбыться. Но, к сожалению, на пути к успеху встречается множество преград.

  • Примеры сильного человека из жизни для сочинения

    Сильные люди очень выделяются из числа обыкновенных людей, которые привыкли реагировать на многие мелочи, обращать внимание на то, что его совсем не стоит. Сильные люди же выше всего этого. Они научились отделять негатив от позитива.

  • Марк Крысобой в романе Мастер и Маргарита образ и характеристика сочинение Булгаков

    В ершалаимских главах Булгаков представляет в том числе и второстепенных персонажей, которые дополняют повествование. На допросе у Понтия Пилата также присутствует Марк Крысобой

  • Анализ повести Короленко Слепой музыкант

    Для начала следует отметить, что при работе над «Слепым музыкантом» Короленко практически не использовал недостоверных данных. Ведь писатель довольно часто сталкивался с лишенными зрения людьми

  • Образ и характеристика Беликова в рассказе Человек в футляре Чехова

    Беликов, как передал нам модный по тем временам критик, один из большинства людей, что, как и Обломов или Чичиков, выражали всей своей сущностью огромную социальную среду, или направление того времени

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 141

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г. Казани

Конспект урока русской словесности

в 7 классе

В мастерской художника слова.

Урок по рассказу И.А. Бунина «Лапти»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Гиматутдинова Ирина Львовна

г. Казань

2012

ЦЕЛИ:

    Формирование первоначального понятия о художественном мире Бунина.

    Развитие способностей к оценке и интерпретации идиостиля писателя.

ХОД УРОКА

I . Вступление.

– Дома вы познакомились с небольшим (в полторы страницы!) рассказом И.А. Бунина «Лапти». Помните мои рекомендации, сделанные на предыдущем уроке? Не стоит стремиться читать Бунина «залпом», «запоем»: впечатление от его искусного владения словом рождается не количеством, а глубиной и обстоятельностью прочтения.

– Как вы прочли бунинский рассказ? О чем он, на ваш взгляд?

II . Основная часть – анализ рассказа И.А. Бунина «Лапти».

– Своеобразным камертоном урока, который не позволит «сфальшивить» при анализе текста, станут утверждения самого Бунина, сделанные им в статье «Как я пишу» (обращение к основным положениям статьи в течение урока станет возможным, если предложить одному из учащихся работу со статьей Бунина в качестве индивидуального домашнего задания по заранее сформулированным вопросам).

– В какой взаимосвязи, по мнению Бунина, находятся форма и содержание произведения?

(«… у писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания»).

– Постигая бунинскую прозу, мы будем оперировать некоторыми литературоведческими понятиями. (Повторение этих событий идет с помощью теста, выполняемого учащимися по принципу «тест соответствия»; «ключ» для самопроверки предлагается на транспаранте для кодоскопа).

Олицетворение

    Аллитерация

    Сравнение

    Антитеза

    Метафора

    Эпитет

    Повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую выразительность.

    Противопоставление образов, слов. понятий, картин.

    Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета другому.

    Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

    Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления.

    Изображение одного явления с помощью сравнения его с другим.

«Ключ» к тесту:

1 – 5

2 – 1

3 – 6

4 – 2

5 – 3

6 – 4

В какое время года происходит действие рассказа? (вьюжной зимой).

Бунин сравнительно нечасто использует в своих описаниях метафоры, однако если все же прибегает к метафоричности, то добивается поразительной яркости. Найдите такую яркую выразительную метафору в описании вьюжной зимы.

(На протяжении всего рассказа состояние природы приравнивается к состоянию моря во время урагана; Бунин, используя эту метафору, стремится показать буйство природы: «… потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море»; «… в бездне снежного урагана и мрака»; «… потонули вместе с лошадью в страшный снег»).

Обратите внимание на эпитет в последней фразе («страшный снег»). Как он помогает понять чувства людей, котонные вызывает этот разгул стихии?

(разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх; «… в такую страсть» /здесь: в такую плохую погоду/; «такой ужас»; «… ужасала одна мысль»).

Это эпитеты, рисующие состояние души матери. Вам понятен ее страх? Чем Бунин мотивирует ее ужас перед природой?

(У нее боле ребенок, она не знает, что делать, т.к. осталась одна – муж в отъезде. Бунин пишет: «… плакала горькими слезами от страха и от своей беспомощности»).

Еще одно средство раскрытия характеров героев – речь. Какое обращение наиболее часто звучит в словах матери?

(Обращение к Господу: «Господи, помоги! Господи, защити!», «Бог с тобой…», «А Господь его знает!». Частое упоминание имени Господа говорит о полном бессилии матери; ее последняя надежда – Господь).

И все же надежда приходит в образе совсем ином. Обратили ли вы внимание, что в рассказе и мать, и ребенок остаются безымянными, а именем наделен только один персонаж – Нефед? Почему?

(Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа).

Проанализируйте реплики Нефеда. В чем своеобразие речи этого героя?

(Речь героя лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий /»Не полегчало?», «… не хитрое дело», «Она мне будет в зад, пыль-то…»/ и «неправильностей» в построении предложений. Фразы часто обрываются, оставаясь незаконченными. Все это позволяет сделать вывод не только о крестьянском происхождении Нефеда, но и о том, что он человек дела).

Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?

(«Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать»).

Что имеет в виду Нефед, говоря «Душа желает»?

(По народным поверьям, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет).

Немногословность и деловитость этого человека подчеркивается Буниным и в его портретной характеристике и в описании его действий.

(«Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо: Значит, надо добывать…»).

Бунин использует здесь прием предвосхищения трагической развязки рассказа. Прочтите описание Нефеда, которого привозят на розвальнях мужики, обратите внимание на однокоренные слова в том и другом отрывках: «Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, – белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда».

Писатель пользуется этим приемом еще раз, когда рассказывает о приехавших на рассвете мужиках. Прочтите этот отрывок.

«А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно».

Найдите эпитет, предсказывающий скорую развязку. Представьте, что вы не читали рассказа Бунина, о чем мог бы поведать эпитет «зловещий стук»?

(Нефед заблудился в степени, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это означает, что ребенок умрет).

Прервем на время ход анализа рассказа «Лапти» и обратимся еще к одному произведению Бунина «Антоновские яблоки». Бунинский словарь богат, однако он добивается выразительности не столько количественным расширением используемых слов, сколько виртуозностью сочетания одних и тех же «фирменных» эпитетов и сравнений. Одним из любимых, можно сказать, опорных, в бунинской стилистике является слово «свежесть».

(Обращение к рассказу Бунина «Антоновские яблоки» будет успешным, если предложить одному из учащихся работу с текстом рассказа в качестве индивидуального домашнего задания: «Найти наиболее выразительные примеры употребления слов «свежесть», «свежий». Определить контекстуальное значение этих слов в рассказе Бунина. Учащиеся обычно без труда находят и комментируют следующие словосочетания:

«свежее утро» прохладное, приносящее радость;

«свежие озимые» нежно-зеленые, шелковые;

«свежий лес» бодрый, молодой;

«осенняя свежесть» бодрость, гармония, красота).

В каком контексте употреблено это слово в рассказе «Лапти»? Каково его значение?

«… Нефед принес соломы на топку свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул…». «Вьюжная свежесть» это тонкий морозный запах пришедшего с улицы человека. (Возглас из класса: «Я помню: так пахнет принесенное мамой с мороза свежевыстиранное белье!»).

И (добавляю я) у Бунина своеобразный символ душевного здоровья, красоты главного героя. Пожалуй, одной из главных особенностей Бунина как писателя является умение находить, открывать в обычном слове слово сокровенное, заключающее в себе целый мир. Немногословность Нефеда, приверженность крестьянским жизненным устоям (душа больного желает – значит, надо дать), деятельное начало – все рождает ощущение душевного здоровья, внутренней гармонии и красоты простого человека. Его несуетность, внутреннее спокойствие сродни природе. Нефед вышел «из природы» и уходит тоже в нее.

И вновь обратимся к статье И.А. Бунина «Как я пишу». Какую роль отводит писатель первой фразе?

(«… первая фраза имеет решающее значение. Она определяет прежде всего размер произведения, звучание всего произведения в целом»).

Обратимся к началу рассказа.

«Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодом хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти».

Какие цветовые эпитеты использует Бунин? Какие дает температурные характеристики?

(«белый от снега» дом и «красные лапти», «холодный» дом и «в жару… плакал ребенок». Антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному ребенку).

Бунинская техника описания порождаемых предметом ощущений в литературоведении носит название предметной детализации. Не лишни ли эти детали внешней изобразительности (так называл этот прием сам Бунин) в рассказе «Лапти». «Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями…». К чему это, если «… было большое горе: был тяжело болен ребенок»? В отношении стиля других писателей мы привыкли к «служебной» роли изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор и др.) – раскрытие образа героя, характеристика места действия и т.п. Бунин не боится избыточной внешней изобразительности, когда деталь важна сама по себе, без привязки к сюжету. Она свидетельствует о состоянии мира в целом, стремится вобрать в себя всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах.

Грустно напряженная тональность рассказа создается не только словом, но и знаками препинания. Какой особый знак препинания появляется в конце предложений в финале рассказа? Какие значения может выражать этот знак в зависимости от контекста? Прочитайте предложения с многоточием так, чтобы передать интонацией значение знака препинания.

(Многоточие, появляющееся в конце предложений в финале рассказа «Лапти», выражает горькое недоумение и одновременно… радость(1) спасены! жилье рядом!

«Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек…

Тем только и спаслись – поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…».

Смерть Нефеда спасает жизни новосельских мужиков и…).

Перечитайте последнее предложение рассказа: «За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином». Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?

(Да. Мы понимаем, что Нефед спас не только новосельских мужиков, но и мальчика. Я верю, что мальчик выздоровеет).

Как теперь вы ответите на вопрос: о чем этот рассказ?

Ответы на этот вопрос, заданный уже в начале урока, сводились к тому, что это рассказ о доброте, о самоотверженности. Не умаляя значимости этих ответов, в конце урока ребята добавляют, что это рассказ о жизни и смерти, о том, что роднит человека и природу: за смертью неостановимо идет жизнь!

Список использованной литературы

1. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953.М.,1994.

2. Сливицкая О.В. О природе бунинской «внешней изобразительности» // Русская литература.1994.№1.