Сценарий познавательный час полна чудес могучая природа. Сценарий мероприятия "маленькие чудеса большой природы". которые находятся на грани вымирания

МБОУ «РСОШ №4»

Презентация на тему:

«Чудес полна могучая природа…»

Рыльск, 2017 г .


Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь!



Природа - это все, чем наполнена и заселена наша планета: леса, горы, моря, океаны, растения, животные, человек...


Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.


Лес – это наше богатство и источник жизни на земле. Он дарит нам тенистую прохладу, сказочную красоту трав и цветов, волшебный и разноголосый мир звуков , упоительный кристальной чистоты воздух , а также целительный урожай своих деревьев и кустарников, трав и цветов. Дары леса – это огромный питательный и витаминный вклад природы в пищевой рацион человека.
















ЧЁРНАЯ СМОРОДИНА

Смородина высоко ценится в народе, в ней большое содержание витамина С, особенна полезна для укрепления иммунитета.


МАЛИНА

Малина лечит, кормит и угощает десертом. Малиновое варенье – лучший помощник при простуде.


КЛЮКВА

Клюква лечит и кормит, защищает и укрепляет, помогает при болезнях. Сок клюквы снижает температуру, очищает раны, ускоряет их заживление, лечит кашель.


РЯБИНА

Рябина горькая на вкус, но после первого мороза становится сладкой,. Ягоды рябины заготавливают, варят из нее отвары, лечат и очищают печень. Любят ее и птицы .


ЗЕМЛЯНИКА

Долгое время люди довольствовались дикой лесной земляникой. Раньше всех стали возделывать землянику во Франции (в XIV веке) В России впервые земляника была посажена в саду царя Алексея Михайловича под Москвой. Эта душистая и полезная ягода очень любима детьми.


БРУСНИКА

Сок из брусники укрепит организм в целом, поможет при отравлениях. А настойка из листьев брусники не только успокаивает нервную систему, но и помогает справиться с высоким давлением, нормализует его.


ЧЕРНИКА

Черника очень полезна для зрения: на ее основе разрабатывается целый комплекс лекарственных препаратов. Ученые доказали благотворное влияние ягоды на остроту зрения.


ЕЖЕВИКА

Ежевика – близкая родственница малины. Ежевика вкусная и полезная. В ягодах много витаминов. Еще из ежевики делают разные вкусные сладости: конфеты, мармелад, джем. В старину из сушеных ягод люди умели получать фиолетовую краску и окрашивали ею бумагу и ткани.


КОСТЯНИКА

Костяника - чисто лесная ягода. Садоводов она не интересует: мала урожайность, да и косточки слишком крупные и твердые. Своим не только вкусом, но и строением, надоедливыми косточками напоминает костяника далекий гранат, потому ее прозвали «северным гранатом». Варенье, приготовленное из костяники, изумительно по вкусу.




В одной книге не может уместиться такое большое количество рисунков, фотографий и рассказов, поэтому под одним названием скрывается целая серия книг.

Каждая страница книги имеет свой цвет:

Чёрная Красная Серая

Жёлтая Зелёная Белая



Животные и растения,

которые находятся на грани вымирания!






Мероприятие.

Сценарий.

«Маленькие чудеса большой природы».

4 класс.
Мероприятие организовано в форме игры-путешествия с элементами соревнования, что способствует активизации познавательного интереса обучающихся. Занимательные викторины и конкурсы способствуют развитию творческих способностей и мышления обучающихся. В процессе игры решения принимаются коллективно, что формирует коммуникативные качества и способствует воспитанию культуры общения школьников. Музыкальное сопровождение способствует созданию комфортного психо-эмоционального климата на мероприятии.
Задачи:
- формировать у обучающихся устойчивую систему взглядов ценностного отношения к природе;
- расширять представления обучающихся о природе родного края;
- способствовать развитию мышления, творческих способностей обучающихся;
- активизировать познавательный интерес к изучению биологии.
Ход

Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг природа!
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на мероприятии посвященном природе. Сегодня мы совершим незабываемое путешествие в удивительный мир природы, окунемся в его тайны и сделаем для себя новые открытия.
Деление ребят на команды. Собери название команд.
Начинается путешествие по станциям.
Станция «Остроглаз»
1 команда:

1. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (У вороны оно, как лоток, у сороки - круглое, с крышей.)
2 команда:

2. Как по клюву можно отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)
1 команда:

3. Какие птицы прилетают весной раньше: стрижи или ласточки, почему? (Ласточки прилетают раньше, они могут ловить насеко¬мых у земли, а стрижи ловят насекомых в воздухе.)
2 команда:

5. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый, почему? (Кричат голодные птенцы, птицы-родители, привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), суют корм в раскрытый клюв птенцов.)
2 команда:

6. На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья это работа? (Дя-тел весной пал березовый сок.)
1 команда:

Кто кукует у кукушки? (Самец.)
8. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)
2 команда:

9. Что означает «плач» березы весной, почему? (Сокодвижение начинается ранней весной, если кора повреждена, сок вытекает наружу.)
1 команда:

10. Какое травянистое растение зацветает первым, когда? (Мать-и-мачеха, апрель.)
2 команда:

11. Какое растение называют «цветок-букетик», почему? (Меду-ница, сначала все цветки розовые, через несколько дней можно уви¬деть на стебельке голубые, синие, фиолетовые.)
1 команда:

12. Почему у березы молодые листья клейкие? (Смолистые ве-щества защищают листья от заморозков.)
2 команда:

13. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)
Станция «Маленькие тайны природы»
1 команда:

1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну, что это такое? (Это домик личинки цикады-пеннщы, или слюняницы, она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)
2 команда:

2. «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский.) Объ¬ясните это явление, когда оно бывает? (Летающие нити - это пау¬тина, на которой летят маленькие паучки осенью.)
1 команда:

3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его?
(Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)
2 команда:

4. Какое дерево «переодевается», становясь то серым, то серебристым, то зеленым? (Осина, это дрожат ее листочки, что может быть даже в безветренную погоду, так как черешок листа в верх ней части сильно сплющен.)
1 команда:

5. Почему крапива сильно «жжется»? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку и вызывает жжение.)
2 команда:

6. Как называется гнездо белки? (Тайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано ветками ели, листьями, внутри выстлано мхом, шерстью.)
1 команда:

9.Назовите самого прожорливого хищника планеты.
(Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама.)
1 команда:

10. Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят.)
2 команда:

11. Над цветком на миг замрет
Быстрокрылый самолет.
На былинке посидит -
Вдруг вспорхнет и полетит. (Стрекоза.)
1,2 команда:

12.. Почему муравьи передвигаются не врассыпную, а по тропинкам? (Дороги муравьев особые, душистые. Муравьи ползут по своим же следам. Все муравьи оставляют свои следы и по ним возвращаются, как бы далеко они ни уползли от своего муравейника.)
Станция «Зеленый друг»
1 команда:

1. Какие деревья и кустарники растут в наших лесах? Какие из них вы знаете?
2 команда:

2. Чем ценится древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяют для подводных сооружений, в производстве самолетов, кораблестроении.)
1 команда:

3. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от замороз¬ков и от лучей солнца.)
2 команда:

4. Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое растение.)
1 команда:

5.Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые дере-вья? (В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса.)
2 команда:

6. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)
1 команда:

7.Какое дерево цветет позднее всех? (Липа.)
2 команда:

8.Какое дерево называют северной мимозой? (Кислица. За то, что она от солнечных лучей, капель дождя складывает свои лис-точки.)
1 команда:

9.Какие ядовитые грибы растут в ваших лесах? (Бледная поганка, мухомор и др.)
2 команда:

10. Съедобен ли дождевик? (Молодые грибы едят.)
Станция «Охрана природы»
1 команда:

1.Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?
(Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы ли-стья деревьев. Она влияет на рост растений, молодых всходов, со¬здает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насе¬комых, предохраняет корни растений от заморозков, жары.)
2 команда:

2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и под¬стилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Он погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет, значит, грибов здесь больше не будет.)
1 команда:

3. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух.)
2 команда:

4. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек - искать укромные места.)
1 команда:

6. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? (Птицы учат их летать, искать пищу, защи¬щаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю птенец будет беспомощным, умрет.)
1 команда:

7.Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень осторожно, бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)
2 команда:

8.Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния, спички.) 9.Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Станция «Лесная аптека»
1 команда:

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2 команда:

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)
1 команда:

3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она со-держит лимонную кислоту.)
2 команда:

4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смо¬родины, шиповника.)
1 команда:

5. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха? (Отвар из листьев и цветов - хорошее средство от кашля.)
2 команда:

6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли, настои употребляют при нервных рас¬стройствах, бессоннице.)
1 команда:

7. Какие болезни лечит красавица береза? (Березовые почки ис-пользуют как мочегонное средство.)
2 команда:

8. Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными соля-ми, полезны при малокровии, содержат много витаминов.)
1 команда:

9. Как нужно собирать лекарственные травы? (Цветки - в начале цветения, корни и корневища - весной или осенью, листья - в сухую погоду.)
2 команда:

10. Черемуха - любимое дерево русского народа, почему ее называют лекарственным растением? (Ягоды используют как закрепляющее и вяжущее средство.)
1 команда:

11. И если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка.)
2 команда:

12. Чем знаменита пастушья сумка? (Настои, препараты из этой травы хорошо останавливают кровь, средство против рвоты.)
Дискотека(1-2 танца)
Конкурс загадок
1 команда:

1. Здесь идет борьба за свет
У березы с юной елью
Дайте правильный ответ
Кто своей добьется цели?
(Победитель - ель, она более выносливая порода, она перерастет березу и, лишив ее необходимого света, погубит.)
2 команда:

2. Я имею кислый вкус
И для щей всегда гожусь
Я люблю в тени таиться
И название….. (кислица).
1 команда:

3. Почему мы дышим вольно
И судьбой всегда довольны,
Хоть растем мы вдоль дорог,
И нас топчут сотни ног? (подорожник)
(Листья подорожника благодаря упругим жилкам не рвутся и не мнутся под ногами)
2 команда:

4. По какой такой причине
Так высоко на осине,
Присосавшись, как полип,
Появился старый гриб?
(Гриб появился из споры, занесенной ветром в трещину ствола осины)
1 команда:

5. В летнюю пору растут золотые горы. (Хлеб)
2 команда:

6. Кругла, да не луна, зелена, да не дубрава, с хвостиком, да не мышь. (Репа)
1 команда:

7. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (Огурец)
2 команда:

8. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна» (Картофель)
1 команда:

9. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
2 команда:

11. Первый слог - нота, второй - тоже, а в целом на горох похожа (Фа-соль)
2 команда:

12. Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали, это ….. (свекла)
1 команда:

13. Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры)
2 команда:

14. Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок-зеленый лесок. (Редиска)
1,2 команда:

15. Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились успешно!
(Снимает следующий цветок)
- Вы хорошо знакомы с природой родного края? Давайте проверим.
Конкурс « Кто первый?»
кто первый ответит, приносит 1 балл своей команде.
Какое растение дает самый лучший мед? (Липа)
Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел)
Никто не пугает, а она дрожит. (Осина)
Хищное растение. (Росянка)
Растение, носящее название глаза животного. (Вороний глаз)
Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки. (Незабудка)
Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)
Растет ли дерево зимой? (Нет)
Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный)
Что вниз растет? (Сосулька)
Когда цветет сирень? (Весной)
Спит на земле, утром исчезает. (Роса)
Что за трава, которую узнают слепые? (Крапива)
Какой страшный зверь ест малину? (Медведь)
Сколько крыльев у жука? (4)
На какое дерево садится ворона в дождь? (На мокрое)
Кто два раза родится? (Птица)
«Занимательные загадки»
Каждый правильный ответ приносит дополнительный балл команде.
Всем командам, кто быстрей ответит.
Если мне на место «а» мягкий знак дадите, сразу сорную траву в птицу превратите. (Лебедь-лебеда)
Меня за аромат давно ты ценишь, всюду я красой своей горда, но если «р» на «к» ты переменишь, то вырастут рога и борода. (Роза-коза)
Чтоб отгадать – имей терпенье. С «л» - часть лица, а с «б»- растенье. (Лоб-боб)
Первое - личное местоимение. Второе - пение лягушки. Всё – растение, у которого плод – ягода. (Ты-ква)
Буква шипящая, гласная буква, нота, назойливое двухкрылое насекомое, все – дерево с пахучими белоснежными цветками и вяжущими плодами. (Че-ре-муха)
Первое – песня весенней капели, второе – рот. Все – растение, про которое сложены загадки. (Капуста)
С первой буквой похож я на траву, но меня не косят, без нее меня больной часто произносит. (Мох – ох)
- Молодцы, ребята! Вы успешно справились со всеми конкурсами.
Подводятся итоги игры. Жюри выбирает победителей в различных номинациях.
Смотрю на глобус, шар земной
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос той реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты береги нас, береги!»
Сморю на глобус, шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы – не солгу:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Объявляются итоги игры и награждаются команды.
3. Подведение итогов
- Наше путешествие в мир природы подошло к концу. Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какие новые открытия для себя вы сделали сегодня?
- Пригодятся ли вам знания, полученные в этом путешествии в дальнейшей жизни?
- Я прощаюсь с вами. Желаю вам счастья и успехов, хорошего настроения. Но самое главное, вы должны всегда оставаться такими дружными и находчивыми, как сегодня! До новых встреч!

1 слайд

«Полна чудес могучая природа. Весенняя сказка «Снегурочка» Руководитель проекта учитель ИЗО Чаврина М. А. Проект выполнила ученица 10 «А» Федорук Анна

2 слайд

Цель проекта: Сопоставить культурные традиции славян с традициями современного времени. Сопоставить образ Снегурочки в литературе, мифологии, музыке и изобразительном искусстве. Задача: Познакомиться с фольклором, а также творчеством В. Васнецова, А. Островского, Н. Римского-Корсакого.

3 слайд

4 слайд

Обычаи, верования, обряды и традиции русского народа уходят глубоко в древность, в славянскую мифологию, необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов и образов. С детства мы знакомимся со сказками, былинами и баснями. С ними мы познаём мир, пытаясь ответить на многие интересующие нас вопросы.

5 слайд

6 слайд

Славянский праздник весны. Праздник Святой Троицы Праздник Ивана Купала – Костромы.

7 слайд

Снегурочка – новогодний персонаж русских легенд. Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка – вечно молодая и жизнерадостная, одетая только в белые одежды (редко в пастельные тона). Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

8 слайд

Снегурочка в народной сказке. В. Васнецов. «Снегурочка» По мотивам «Весенней сказки» А.Н. Островского.

9 слайд

10 слайд

Существует версия, что страна берендеев - не совсем сказочное место. Все, что происходит в «Весенней сказке» Островского,- это ранняя пора жизни русского народа, память о которой он сохраняет в преданиях и песнях, уцелевших от седой старины.

11 слайд

Царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил немало, поэтому знает многое. Он беспокоится о своём народе, ему кажется, что в сердцах у людей что-то недоброе рождается. Царя не беспокоят деньги и власть, его больше беспокоит состояние душ его подданных. «Честной народ, достойна смертной казни Вина его; но в нашем уложенье Кровавых нет законов, пусть же Боги Казнят его по мере преступленья, А мы судом народным Мизгиря На вечное изгнание осуждаем.»

12 слайд

Программа проходит под девизом:
«Мы хотим от человека всю природу оградить»
Цели:
1. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе, Земле,
чувства ответственности за нее.
2. Развитие наблюдательности и мыслительной деятельности учащихся.
3. Воспитание творческого отношения к решению экологических проблем.
4. Формирование ответственности за свои действия и поступки.
5. Развитие речи и эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
1. Привить познавательный интерес к изучению особенностей природы
родного края.
2. Заложить основы природоохранного поведения.
Место проведения: актовый зал
Время проведения: 1 час
Оборудование:
Иллюстрации с изображением лекарственных растений, зверей, птиц;
аудиозапись «Звуки природы»;
фрагментов песен из мультфильмов про животных и птиц;
презентация по теме «Запрещающие знаки»;
карточки с запрещающими знаками;
заповеди юного эколога;
цветные карандаши, фломастеры, бумага;
цветные салфетки, ножницы, клей.
Оформление:
1. Зал оформлен плакатами и высказываниями. (Приложение № 17)
2. Выставка книг по экологии.
3. Красная книга.
Ход программы

Вступление:
(звучит музыка «Звуки природы)
Чтец:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний
Добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую.
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
В. Шефнер
Запомните заповеди юного эколога:
 не только смотри, а наблюдай,
 не шуми, а слушай и понимай,
 не обижай, не мешай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым,
птицам, животным.
Кто выполнит эти заповеди, тот станет юным экологом, то есть защитником
природы.
Ведущий:
Добрый день, девчонки и мальчишки! Добрый день, уважаемые взрослые! Я
рада вас приветствовать на конкурсно­игровой программе «Всё это
называется природой».
Все мы ­ жители Земли. Мы шагнули в 21 век, имея множество достижений в
области техники науки, искусства, образования. Но наряду с достижениями у
человечества появились и большие проблемы. К числу самых ­ волнуемых
относятся проблемы экологии.
Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень
серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ.
Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» ­ «дом» и «логос»­
«наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем
доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей
от боли, взывающей о помощи. Сегодня каждый человек должен знать, чем мы
обязаны растениям и животными и как сохранить всё живое на Земле.
Надеюсь, что конкурсно­игровая программа «Всё это называется природой».
поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот
дом надо любить и беречь.
Для того чтобы начать нашу программу я хотела бы представить наше
многоуважаемое жюри. (Представление жюри) Оценивать наше жюри будет по
пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд.
За участие команды будут получать жетоны. Итак, начнём!
Играть мы с вами будем двумя командами: Кузнечики и Васильки.
Прошу команды представиться.
Представление команд. (Приложение № 1).
Команды занимают место за столом.
Ведущий:
Наша программа будет проходить по станциям. Путь вы узнаете, если
правильно выполните задание.
Команды получают конверты с заданиями.
Ведущий:
Распределите слова в два столбика по принципу «живая ­ неживая природа»:
солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва,
дерево. (Приложение № 2)
Жюри оценивает конкурс.
Каждая команда получает маршрутный лист, в который она будет заносить
свои баллы. (Приложение № 3, 4)
Станция 1 «Природная аптечка»
Ведущий:
Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы загадки. Команды будут
отвечать по очереди. Если команда не может дать правильный ответ, ответить
может следующая команда.
1. Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)
2. Золотая середина и лучи идут кругом.
Это может быть, картина –
Солнце в небе голубом? (ромашка)
3. Вся в белое платье одета,
В сережках в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной. (береза)
4. Кто ни прикасается, за того цепляется,
Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки (репей, или лопух)

5. Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (ландыш)
6. Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (подорожник)
7. Растет зеленый кустик
Цветы ангельские,
Когти дьявольские –
Дотронешься укусит. (шиповник)
8. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. (одуванчик)
После загадок командам раздаётся пазл о лекарственных растениях.
Пазл необходимо собрать и прочитать о целебных свойствах растений.
(Приложение № 5)
Конкурс для болельщиков «Лекарственное растение»
Пока участники команд собирают пазлы, болельщикам каждой команды
раздаётся изображение лекарственного растения (одуванчика), который
нужно собрать из заготовок. Какая команда болельщиков быстрее?
За
команде приплюсовывается дополнительные баллы. (Приложение № 6)

собранный одуванчик и быстроту «их»
правильно
Станция 2 «Музыкальная»
Ведущий:
Командам нужно угадать мелодию из известных песен о природных явлениях,
растениях, животных и т.д. Отвечает та команда, которая первая поднимет
табличку «Ответ». Если команда не даёт правильный ответ, ответить может
следующая команда. (Приложение № 7)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 3. «Загадки из земли»
Ведущий:

Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки.
Отвечает та команда, которая первая поднимет табличку «Ответ». Если
команда не даёт правильный ответ, ответить может следующая команда.
1. Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)
2. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)
3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)
4. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
5. Без неё машина даже километра не пройдёт,
Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,
Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть.)
6. Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)
7. Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)
8. А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, ­
Я лед, я пот, я ­ облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза ­ застываю. (Вода)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 4 «Экознаки»
Ведущий:
Мы имеем право, пользоваться природными богатствами. Это право
закреплено конституционно, но многие люди все, же не умеют или не хотят
бережно относиться к природе (обращается внимание участников на
запрещающие знаки, прикрепленные к доске).
Повторяем правила поведения в природе, объяснив знаки. (Приложение № 8)
Ведущий:
Подумайте, что бы вы не разрешали делать людям, чтобы не губить природу.
Изобразите свой запрещающий знак природы. (Командам вручается бумага и
фломастеры)
А пока команды выполняют задание, я хочу, обратить внимание болельщиков
на цифры и факты.

Зачитывается текст «Знаешь ли ты...», который помещен на доске.
(Приложение №9)
Команды предоставляют и защищают свои знаки. Прикрепляют их к доске.
Ведущий комментирует.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 5 «Расшифруйте криптограмму»
Ведущий:
Каждая команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого
нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых
словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали.
12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

Ключевые слова:
1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)
6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)
10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)
12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы.
(Ботва.)
Ответ: Береги лес – наше богатство.
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные
итоги. (Приложение № 10)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Игра с болельщиками
Каждый получает карточку с изображением животного. Игрокам необходимо
объединиться по группам, но нужно определить, по какому признаку, надо
собраться в группу. (Приложение № 11)
Станция 6 «Жалоба»
Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы»
животного и определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.
Жалоба №1.
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то
ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня
на руках бородавки бывают. Чушь какая­то. Не всем же быть красавицами!

А польза от меня людям большая.
Ответ:
Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме
завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут. (Приложение № 12)
Жалоба № 2
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы
столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что
на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги.
Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть головой вниз.
А обижают нас незаслуженно.
Ответ:
Летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от неё огромна. Она
уничтожает насекомых. (Приложение № 13)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 7 «Птичий базар»
Ведущий:
Вы знаете, что с приходом осени многие птицы улетают на юг, чтобы пережить
холодное время и бескормицу. И только весной они могут нас порадовать
своим пением и звучным щебетом, когда прилетают обратно, чтобы свить
гнёзда и вывести птенцов. И лишь немногие остаются с нами коротать долгую
зиму.
Ведущий предлагает распределить картинки с названием птиц под
соответствующими названиями (перелётные или зимующие).
Журавль, ворона, лебедь, синица, ласточка, клёст, соловей, дятел, кукушка,
скворец, сорока, утка, сова. (Приложение № 14)
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 8 «Капитаны»
Выходят капитаны от каждой команды. Они становятся на одинаковом
расстоянии от жюри и по очереди рассказывают о роли птиц в природе и
значении их для человека, делая шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым
дойдёт до столика жюри.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Станция 9 «Расшифруйте словосочетание»

Каждая команда получает словосочетание которое необходимо
расшифровать.
АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.)
(Приложение № 15)
Ведущий:
Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Есть такая книга,
которая не просто говорит, она кричит, только не каждый ее слышит. Это -
КРАСНАЯ КНИГА. На ее страницах записаны имена исчезающих животных и
растений. Красный цвет - сигнал запрета, понятный людям всего мира:
остановись, человек! Подумай, почему каждый день на планете становится
все меньше животных и растений! Оставь после себя не кучу мусора, а
посаженное дерево, чистую реку, спасенную птицу. Услышь тех, кто зовет на
помощь. В этом тебе поможет КРАСНАЯ КНИГА.
Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.
Жюри подводит окончательные итоги.
Объявляется и награждается команда победитель. (Приложение № 16)
Ведущий:
Друзья! Вот и подошла к финалу наша конкурсно­игровая программа «Земля
– наш общий дом». Надеюсь, что она поможет нам с вами ещё раз задуматься
о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.
Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих
поколений – наша задача и долг.
Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина. «Для
рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях,
горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи,
горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна
Родина. И охранять природу – значить охранять Родину».
Чтец:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!
Чтец:
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету,
Во всей Вселенной она одна,
Что будет делать без нас она!

Медрисова Асель Балтабаевна.

учитель начальных классов

Областной специальной коррекционной школы – интернат №3 города Степногорска

Вводное слово: Нет такого человека, которого бы совершенно не волновало судьба окружающей природы и соответственно его собственная судьба. Экологический кризис, угрожающий нашей планете, заставляет задумываться над этой проблемой. Мы долго жили представлениями о том, что природа вечна, бесконечна, неисчерпаема, щедра и всегда будет осыпать бесплатными подарками – человека.

Наша жизнь неотделима от природы. Она дает нам все для жизни и требует от нас бережного, уважительного отношения к себе.

Однако порой и взрослые и дети бездумно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоемы превратились в сточные канавы, пересохли реки, ручьи…

СЦЕНКА. «РАЗНОЦВЕТНАЯ РЕЧКА»

Ведущий. Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарникам, текла речка – чистая и прозрачная со студеной водой.

Бежит она, струится,

Сверкает и журчит…

Зарю встречая, птицы,

Кружатся у реки.

Щебечут над волной,

Их песенка звонка:

Ой, небо голубое!

Ой, реченька – река.

К реке спешил и животные, чтобы напиться; дети чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку… Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, желтой, красной, черной.

Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой-тонкой,

Обмела на глазах. (В. Викторов)

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтами цветных рыбок.

Желтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая как лимон?

Желтая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне груз лежал? Банки, бревна, даже колеса! Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка. Ой, смотрите, кто это?

Фиолетовая рыбка. Среди своих родичей я таких не видела.

Черная рыбка. Не пугайтесь, подружки, я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

Черная рыбка. Давайте попросим ребят помочь нам. Как очистить речку?

Ведущий. Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните, отчего река стала цветной?

Составление модели на магнитной основе (или на доске)

Источники сточные воды заводов

загрязнения разливы нефти

воды мусор с кораблей

Ведущий. Один литр сточных вод приводит в негодность сто литров чистой воды. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. 5 граммов нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в их навеки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку светлую мою! (Э. Огнецвет)

Ведущий. Ребята, а чем каждый из вас может помочь нашей речке?

Дети. Не бросать в воду мусор, не мыть в речке велосипеды и т.д.

Участник. В природе строгий порядок. Все в ней крепко-накрепко связано: живут по строгим законам и растения, и животные, и насекомые, рыбы, птицы. Волка, ястреба, тигра иногда называют «разбойниками». Попадает и зубастой щуке. А если разобраться, то нет у природы ни плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны, все они важны. Много хищников – плохо, мало – тоже плохо. Не зря говорит пословица: «На то и щука, чтобы карась не дремал»

Участник. Многие думают, что хищным зверям легко живется. Ведь они сильные, у них острые зубы. Цепкие когти и грозные клыки. Плохо тем, за кем они охотятся. Ведь эти бедняги совсем беззащитные! Нет, не такие уж они и беззащитные! Никого Бог не обидел, у оленя – большие рога, у кабана – мощные клыки и толстая кожа, у черепахи – панцирь, у зайца – чуткие уши, косые глаза и быстрые ноги, птица от врага улетает, пчела – жалит. Еж – сворачивается в клубок, и попробуй его достань! Но выживает тот, кто ловчее, умнее, хитрее, кто лучше приспособлен к трудной, полной опасностей жизни.

Участник. Человек слишком долго брал все от природы. Леса вырубаются, моря мелеют, трудно представить себе землю без леса. Лес – чудесное творение природы! Без него давно бы прекратилась жизнь. Ведь листья деревьев, трава поглощает углекислый газ. Который мы выдыхаем и который выпускают фабрики, заводы, автомобили. Лес – это легкие нашей планеты. Он помогает сохранять в почве влагу. Без него окончательно бы пересохли реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут ягоды, грибы, многие лекарственные растения, живут птицы и звери. Из деревьев люди изготавливают множество полезных вещей: дома, мебель, бумагу, ткань, карандаши и спички. Вот почему его надо сохранять и беречь. И хотя лесов на земле много, надо знать, что ни одно деревце нельзя сгубить зря.

Участник. Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Какой-то хулиган.

Мне кажется, из-под коры

Моя слеза течет.

От этой черствости людской

Болит душа моя!

Под искалеченным дубком

Не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой,

Мне кажется, горит не он,

А дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах,

Как в дни большой беды,

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной

Все листья слезы льют.

Участник. Забывчивый охотник не разметал

Не растоптал костер, он в лес ушел,

А ветки догорали,

И нехотя, гадали до утра.

А утром ветер разогнал туман,

И ожил потухающий костер.

И сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

И, как испуганная стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол,

И лес гудел от огненной метели,

С грозным треском падали стволы,

И как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Появляется плакат: «Берегите лес от пожара!»

Участник. В лесу живут «братья наши меньшие», среди них много верных друзей. Птицы – защитники лесов, садов и огородов. Они уничтожают огромное количество прожорливых насекомых. Хищные птицы ловят на полях вредных грызунов. Птицы, украшают нашу жизнь. Для зверей и птиц созданы заповедники, но, не смотря на это, они гибнут от браконьеров.

Участник. Раненая птица в руки не давалась,

Раненная птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний

До сих пор мне снится,

На траве кровавой вздрагивает птица

Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят

Вы их жалейте, люди.

Не убивайте зря.

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А лес без зверей – не лес!

СЦЕНКА «РАЗГОВОР НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ»

Ворона. (Оглядываясь, она в страхе…) Кар – р, кар – р, хулиганы! Ох, и тяжко нам живется, сколько бед от ребятишек! Как только увидят, так и норовят что-то кинуть!

На сцене появляется синица.

Синица. Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона! А я слышу, кто-то каркает, дай, думаю, посмотрю. А тут вы, с кем это вы?

Ворона. Кар-р-р…еле ноги от школы унесла, отдышаться не могу! Хулиганье! (Ворона грозит крылом в сторону города). Сидела на заборе, смотрела, чем поживится, а ребята снежками в меня…

Синица. (Вздыхая) Да и нам, синицам, зимой не легче. Все летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдёшь, голодный засыпаешь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только девять…Бедные мы, бедные…

Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила, на голод жаловался, говорит, что не знает, как переживёт зиму.

Синица А я тут недавно слышала, сорока трещала, что следующей зимой птицам легче будет. Говорит, школьники по всему городу кормушки развесят. А в них: семечки, хлебные крошки, сало…

Ворона. Что это ещё за кормушки?

Синица. Да вон, видишь(показывает «крылом» в зал, где висит плакат, на нём – ребята, в руках их кормушки).

Ворона. Кар-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году, помню, три дня не ела, сил нет. Ну, думаю, всё, конец пришёл. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула в неё, а там семечки…

Синица. И мне той зимой плохо было: иногда подлетишь к кормушке, а там уже нет ничего…

Ворона. Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала? А здорово было бы с кормушками!

Синица. Тётушка Ворона, а давай сами попросим ребят, чтобы они все – такие кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда зима нам ни почём! Ребята давайте бережно относиться к птицам.

Участник. Удивителен и мир насекомых. Их насчитывается около 2 миллионов видов. Некоторые насекомые опыляют растения. Это пчёлы и шмели. А другие – божьи коровки, и муравьи уничтожают тлю на кустах и деревьях, стрекозы – поедают комаров …

Ребята! Никогда не разоряйте муравейников. Лес, где живут муравьи всегда чист и свеж.В нём много ягод и грибов.

Участник. Конечно, беречь каждое деревце, каждую веточку, каждый цветок, не губить, не ломать их, не разорять птичьи гнёзда, не трогать муравейники очень трудно. Не загрязнять реки, пруды и озёра – ещё труднее.Но у нас, мне кажется, нет иного выбора.

Природа – наш дом мы должны содержать свой дом в чистоте.

Вода бесценна. Без нее нет жизни на земле.

Сохранять мы должны

Экологию страны!

Обращайтесь бережно с водой –

И будет она всегда живой!