Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в Осень. Конспект НОД «Путешествие в осенний лес

Конспект НОД по окружающему миру для детей средней подгруппы

« Путешествие в осенний лес »

подготовила воспитатель

БДОУ МО « Динской район « Детский сад № 37»

Симонян А.В.

Цель: Всесторонне развивать личность ребенка, его ценностные представления об окружающем мире, кругозор, личностные качества.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать отзывчивость, любовь к природе.

Развивающие:

Развивать наглядно-образное мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение, умение работать в коллективе, взаимодействовать;

Развивать фантазию, воображение.

Образовательные:

Расширить и обобщить представления детей об осени, лесе, деревьях, лесных обитателях;

Формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения.

(На земле разбросаны листья ярких цветов.Звучит музыка)

Воспитатель: Какие красивые листья!

(Поднимает несколько листьев и рассматривает)

Воспитатель : Вот этот похож на солнышко, такой же жёлтый. А этот лист красный.

Соберу ещё листьев и у меня получится букет.

(Дети совместно с воспитателем начинают собирать листья)

Воспитатель: Интересно, а почему же они лежат на земле?

Полина: Потому что наступила осень.

Воспитатель: А какая она эта осень?

Альбина: Дождливая

Арина: Холодная

Настя: Разноцветная

Воспитатель: А какие приметы осени вы знаете?

Вероника: Осенью птицы улетают в тёплые края

Аня: Листья на деревьях начинают опадать

Воспитатель: Совершенно верно. Осень разукрасила листья в яркие цвета, а шалун ветер

сорвал их с деревьев и принёс нам.

Воспитатель: Как называется это явление в природе?

Яна: Листопад

Воспитатель: Ой, как же сейчас красиво в осеннем лесу. Ребята, я предлагаю вам

отправиться в осенний лес и посмотреть всю красоту осеннего леса.

Физкультминутка

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (ходьба)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Воспитатель: Ну вот, мы с вами и в лесу. Скажите, а в какой лес мы с вами попали?

Артём: В смешанный

Воспитатель: Как вы догадались?

Виталий: Здесь много разных деревьев

Воспитатель: А какие еще виды леса вы знаете?

Максим: Лиственный

Аня: Хвойный

Воспитатель: Почему его называют лиственным?

Арина: Там растут только лиственные деревья

Воспитатель: Какие лиственные деревья вы знаете?

Вероника: Берёза, дуб

Яна: Ива, тополь

Воспитатель: А почему хвойный лес?

Артём: Потому что там растут только хвойные деревья

Воспитатель: Какие хвойные деревья вы знаете?

Полина: Ель, сосна

Воспитатель: Ой, ребята, слышите, кто-то сюда идет?

(Выходит расстроенный старичок - лесовичок с корзиной).

Воспитатель: Вы кто?

Старичок – лесовичок: Я хранитель леса, Старичок - лесовичок.

Воспитатель: А почему вы такой расстроенный?

Старичок – лесовичок: Я собирал листья, чтобы сделать букет. Но подул ветер и

разбросал их. Теперь я не знаю, как мне быть?.

Воспитатель : Не расстраивайтесь, ребята помогут вам собрать листочки.

(Ребята собирают листья и отдают их старичку-лесовичку)

Старичок – лесовичок: Спасибо, ребята. Сейчас мы посмотрим. Какие же вы листочки собрали?

(Старичок-лесовичок показывает листок, а дети называют с какого он дерева)

Старичок – лесовичок: За вашу помощь и доброту я хочу поиграть с вами в игру «К

названному дереву беги».

(Проводится игра)

Старичок – лесовичок: Какие вы молодцы. А кто знает как себя надо вести в лесу?

Полина: Хорошо

Максим: Тихо

Старичок – лесовичок: А почему?

Вероника: Чтобы не разбудить животных

Старичок – лесовичок: Ребята, а какие животные живут в лесу?

Аня: Медведи, волки

Настя: Тигры, белочки

Старичок – лесовичок: Как их можно назвать?

Виталий: Дикие животные

Старичок – лесовичок: А как они осенью к зиме готовятся?

Маша: Запасаются едой, ягодами, грибами

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла!

(Приносит и показывает гриб)

Воспитатель : Что это?

Данил: Гриб

Воспитатель: Рассмотрим его повнимательнее. Из чего же он состоит?

Аня: Из ножки

Полина: Из шляпки

Воспитатель: А для чего нужны грибы? Кто, кроме людей, употребляет грибы в еду?

Максим: Чтобы их кушать

Аня: Их любят и животные

Воспитатель: Какие грибы относятся к съедобным?

Арина: Лисички, опята

Виталий: Белый гриб

Воспитатель: Мы с вами знаем, что есть съедобные…и какие еще грибы?

Артём: Ядовитые

Воспитатель: Какие грибы относятся к ядовитым? Назовите ядовитые грибы?

Полина: Мухоморы, бледная поганка

Старичок – лесовичок: Взгляните на полянку, сколько много тут грибов! Предлагаю

вам поиграть. Я раздам вам корзинки, а вы будете собирать грибы и складывать их туда..

Но мы собираем только какие грибы?

Максим: Съедобные

Старичок – лесовичок: Правильно, съедобные!

(Игра «В лес за грибами я пошѐл»)

Старичок – лесовичок: Молодцы, ребята, сколько грибов собрали! И что же мне с ними

Воспитатель: Старичок--лесовичок, а ты передай их белочке, они зимой ей пригодятся! А

нам пора возвращаться в детский сад.

Старичок – лесовичок: Спасибо, ребята, что помогли мне. Я снова вас жду в гости в

своем лесу. До свидания!

Дети хором: До свидания!

(Старичок-лесовичок уходит)

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу и чтобы вернуться обратно в детский

сад, нужно сказать волшебные слова:

Чтобы в садик возвратиться

Нужно в листья превратиться

Покружиться, покружиться

И на землю опуститься

Воспитатель: Ну вот мы и вернулись.

Где мы сегодня с вами были?

Вероника: В осеннем лесу

Воспитатель: Кого мы там встретили?

Артём: Старичка-лесовичка

Воспитатель: Что мы делали в лесу?

Виталий: Любовались его красотой, играли

Воспитатель: А ещё?

Арина: Помогли Старичку-лесовичку собрать листочки и приготовили запасы на зиму

для белочки

Данил: Принесли полную корзину разноцветных листьев

Воспитатель: А что мы можем с ними сделать?

Настя: Украсить нашу группу к осеннему празднику

Воспитатель: Совершенно верно, осень наградила нас такой красотой и сейчас мы с вами

украсим нашу группу, наполним её ароматом и осенними красками.

(Дети совместно с воспитателем украшают группу)

Образовательные задачи : систематизировать знания детей об осени, осенних приметах и явлениях; упражнять детей в умении рассказывать об осени с использованием наглядных пособий (иллюстрации, мнемотаблицы) ; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе; закреплять умение отгадывать описательные загадки; совершенствовать умение работать с интерактивной доской.

Развивающие задачи: развивать речь и память детей; способствовать развитию зрительного восприятия, слухового и зрительного внимания; развивать мелкую моторику, наблюдательность, интерес к миру природы.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе; воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.

Оборудование : интерактивная доска, иллюстрации с осенними приметами, мнемотаблица «Осень»,бумажные заготовки листьев, Лесовичок, игра для интерактивной доски «Осенние загадки» .

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, чтение художественной литературы, беседы о временах года, отгадывание загадок о временах года, составление рассказов с использованием наглядных пособий (иллюстраций, мнемотаблиц).Д/и «Угадай по описанию», «Назови правильно».Наблюдение в природе.

Словарная работа: осень, осенний ветер, осенний дождь, осенняя туча, осеннее солнце, осенняя одежда; лист, листья, листопад; лес, Лесовичок.

Ход занятия.

Ребята, к нам в гости пришёл Старичок -Лесовичок. Ему сорока настрекотала, что вы умные и дружные ребята и он хочет в этом убедиться. Он приглашает вас в путешествие. На чем можно путешествовать? (Ответы детей)

А мы сегодня отправимся в путь с помощью волшебного зонта (появляется на экране).

1,2,3 волшебный зонт нам дорогу покажи!

Посмотрите, куда нас перенес волшебный зонт? (на экране изображение осеннего леса). Что это за листья? (ответы детей), в какое время года опадают листья? Значит, куда мы попали? (в осенний лес).

Сейчас мы поиграем в игру. Я буду говорить слова, а вы отвечаете на вопросы: какой, какая, какие со словом "осенний". Но нужно не просто сказать, а еще нажать на нужное слово на интерактивном экране.

Небо какое?

Ветер какой?

Солнце какое?

Цветок какой?

Погода какая?

Лес какой?

Пальто какое?

Сапоги какие?

Аллея какая?

Парк какой?

(дети проговаривают предложение и нажимают на соответствующее слово на экране).

Ребята, осень приходит к нам со своими тремя братьями. Как их зовут вы узнаете, отгадав загадки Лесовичка.

Сентябрь:
Опустел наш детский сад,
Паутинки в даль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришёл?

Дети: Сентябрь.

Октябрь:
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды.
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?

Дети: Октябрь.

Ноябрь:
Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?

Дети: Ноябрь.

А теперь найдите на экране осенних братьев и расположите в каком порядке они приходят.

Знаете, я обнаружила кое-что интересное. Давайте рядышком выпишем первые буквы осенних месяцев. Получилось какое слово? СОН

Я думаю, что неслучайно у нас получилось такое "осеннее"слово. Как вы считаете? Осенью вся природа готовится к отдыху: растения будут спать род снежным одеялом, некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести не такой активный образ жизни как летом.

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Дети, а какая бывает погода осенью:
когда

*Идет дождь - дождливая.
*Когда дует ветер - ветреная
*Холодно - холодная
*Пасмурно - пасмурная
*Сыро - сырая
* Хмуро - хмурая
* Ясно - ясная

*Светит солнце -солнечная

*Нет ветра -безветренная

*Мороз- морозная

Ребята, Лесовичок решил нас запутать. Он написал рассказ об осени и нарочно сделал там ошибки. Послушайте внимательно, а потом скажете, что в рассказе неправильно.

"Наступила осень. Дети загорают, купаются, носят лёгкую одежду. Под ногами шуршат сухие разноцветные листья. На ветках деревьев набухают почки. Люди собирают урожай овощей и фруктов. У зверей появляются детёныши, а у птиц-птенцы".

Осенью все любят собирать листья. Давайте мы с вами тоже соберем осенний букет.

Динамическая пауза.

1,2,3,4,5 будем листья собирать,

Листья березы, листья рябины,

Листики клена, листья осины,

Листики дуба мы соберем

В группу осенний букет принесем!

А теперь мы посмотрим на картины, которые нам нарисовала осень о себе и расскажем, какие перемены она принесла в жизнь природы. (работа с мнемотаблицей)

Закончилось наше путешествие. Вот уже и Лесовичок спешит по своим делам.

Давайте мы его порадуем нашими знаниями об осенних приметах.

Д\игра "Да-нет"

-Осенью растут грибы?

-Тучки солнце закрывают?

-Колючий ветер прилетает?

-Туманы осенью плывут?

-Ну а птицы гнезда вьют?

-А букашки прилетают?

-Урожай все собирают?

-Птичьи стаи улетают?

-Часто-часто льют дожди?

-Достаем ли сапоги?

-Солнце светит очень жарко?

-Можно детям загорать?

-Ну а что же надо делать-

-Куртки, шапки надевать?

Лесовичок убедился, что вы умные и дружные ребята, а теперь пора с ним прощаться, а нам в группу возвращаться.

Какие задания мы выполняли во время путешествия?

-Называли осенние приметы

-Называли правильно слова (согласовывали существительные с прилагательными)

-Составляли рассказ по иллюстрациям и мнемотаблице

-Играли с мячом

-Отгадывали загадки

Что вам понравилось больше всего?

Министерство образования и науки РФ

Братский педагогический колледж

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального обучения

«Братский государственный университет»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в средней группе

на тему: «Путешествие в осенний лес»

МБДОУ «ДСКВ»№98

Выполнил: Круглова Е.Е.

Дата защиты:

Оценка:

Братск 2014г

Цель: развитие познавательных способностей детей.

Задачи:

Закреплять у детей навыки счета предметов в пределах 3,закреплять умение различать понятия много и один; упражнять в различении геометрических фигур.

Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе, о диких животных.

Развивать умственные способности: сообразительность, внимание, смекалку, логику;

Воспитывать любовь к природе, умение слушать друг друга, воспитателя

Активизация словаря: квадратной, круглой, треугольной

Оборудование : магнитофон, корзина, музыка для игры с листьями

Дидактический материал : картинки животных, корзина, игрушки –заяц, еж.

раздаточный материал: геометрические фигуры; мешочек и яблоки, клей.

Ход:

Дети заняты свободной деятельность, воспитатель обращает внимание на корзину стоящую на столе.

1.Организационный момент

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что лежит в корзине? (в корзине лежат осенние листочки) Ребята, как вы думаете, кто нам принёс корзину? (ответы детей). А почему вы думаете, что осень? (ответы детей). Я вам предлагаю отправиться в осенний лес. Согласны? (ответы детей)

1 – 3топаем ногами

1 – 3 хлопаем руками

1 – 3 не будем отвлекаться

1– 3будем в лес мы отправляться.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в осенний лес (слышится голоса леса). Ребята, посмотрите как красиво в лесу! А какие звуки услышали?

Сколько много лежит листвы на земле! А почему листики лежат на земле, вы знаете?

(ответы детей – листопад).

А сколько листиков лежит на земле? (ответы детей). Ребята возьмите по одному листику. Вова, сколько у тебя листиков? (воспитатель поочередно спрашивает у детей сколько у него листиков). А давайте с вами устроим листопад.

Физминутка с листочками

(под веселую музыку)

Дружно мы гуляем, листья собираем.

Листья расписные, листики сухие (гуляют с листиками)

Листья расписные весело поднимем,

И помашем ими

(машут над головой)

Листик желтый, листик красный покружись.

Вместе с нами покружись, не ленись.(Кружатся)

Воспитатель: А теперь все листики сложим в корзинку.

Сколько корзинок? (ответы детей).

А сколько листиков в корзине? (ответы детей)

Игра «Кто, где живёт?»

Воспитатель: А мы продолжим путешествие по лесу. А кто живет в лесу? (ответы детей). А давайте с вами вспомним кто где живёт? медведь в ….., белка в …., лиса в …., ёж в ……., заяц ……..

Д/игра «Заштопай штанишки»

Ребята, посмотрите кто это под елочкой сидит? (заяц)

Ребята у зайчика беда, он зацепился за веточку и порвал штанишки. Как ему можно помочь? (ответы детей)

Давайте зашьем штанишки, поставим заплатки на них.

(Воспитатель предлагает детям пройти к столам и выполнить задание: с помощью клея и геометрических фигур «заштопать» штанишки )

Посмотрите какая заплатка подойдет к каким штанишкам по цвету и форме. Сначала подберите заплатки, а потом приклеивайте.

Саша, тебе нужны заплатки какой формы (круглой, квадратной, треугольной)
- Молодцы, помогли зайчику, заштопали все штанишки. Давайте отнесем штанишки зайчику.

Упражнение «Посчитай яблоки для ёжика»

Ребята посмотрите, чей –то мешочек с яблоками. - Ребята, как вы думаете, кто оставил эти запасы в мешочке? (ответы детей). Правильно,ёжик. А давайте, с вами посчитаем для ёжика, сколько яблок в мешочке?

Воспитатель достаёт яблоки,выкладывает их на стол и предлагает детям посчитать, сколько же всего яблок было в мешочке.(по очереди)

Молодцы ребята, посчитали для ёжика яблоки и отнесем мешочек ежику.

Ну что ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

1 – 3топаем ногами

1 – 3 хлопаем руками

1 – 3 не будем отвлекаться

1– 3 будем в сад мы отправляться.

Рефлексия : - Ребята понравилось вам путешествие в осенний лес, а что больше всего понравилось?

Ребята, Осень подарила нам листики, давайте ими порисуем.(печатание листиками)

Переход в другой вид деятельности : на столах приготовлены кисти, гуашь, бумага, салфетки.

Конспект занятия «Путешествие в осенний лес»

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках.

1. Расширять знания детей о времени года - осени.

2. Способствовать развитию творческих и познавательных способностей.

3. Закреплять цвета: желтый, красный, зелёный.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

6. Развивать интонационную выразительность речи, активизировать и обогащать словарь.

Средства: картина осеннего леса, листья из цветной бумаги (красные, желтые, зеленые, лист клена, дуба и березы, гуашь, разведенная с водой, листы бумаги с силуэтом дерева, салфетки.

Способы работы с детьми: беседа, наблюдение, художественное слово, сюрпризный момент, дидактическая игра «С какого дерева листочек», дыхательная гимнастика «Дуем, дуем на листочки», пальчиковая игра «Осенние листья», индивидуальная работа, рисование в нетрадиционной форме.

Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений об осени, наблюдения за осенними явлениями на прогулках, проведение дидактических игра, дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, рассматривание иллюстраций по темам: «Осень», «Деревья».

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте поприветствуем, друг друга, встанем в круг. Дети встают в круг и улыбаются - приветствуя друг друга. Раздается стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму от Зайчика, который приглашает детей на прогулку в осенний лес. Но сначала давайте вспомним, какое сейчас время года.

Ребята послушайте стихотворение …

Если на деревьях листья пожелтели.

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим про прекрасное время года - осень.

Воспитатель: Ребята, а вы любите осень? За что? (Дети отвечают: «Осенью красиво. Много листьев. Ими можно пошуршать, поиграть». А играть вы любите? Давайте с вами поиграем в игру «Да - нет» и еще раз вспомним, что происходит осенью в природе.

Дидактическая игра «Да- нет». Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают:

Осенью цветут цветы? Да!

Тучки солнце закрывают? Да!

Холодный ветер прилетает? Да!

И букашки прилетают? Нет!

Звери норки закрывают? Да!

Урожай все собирают? Да!

Часто - часто льют дожди? Да!

Солнце светит очень жарко? Нет!

Можно детям загорать? Нет!

Ну а что же надо делать,

Куртки, шапки надевать? Да!

Воспитатель. Все верно ответили! Молодцы!

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

Воспитатель: Сначала давайте вспомним, кто же нас пригласил в гости.

Дети: Зайчик

Воспитатель: Отправляемся в путь.

Физкультминутка «По ровненькой дорожке». Дети строятся в колонну.

По ровненькой дорожке,

В лесок шагают ножки - раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед)

В яму - бух, (присаживаются на корточки)

Вылезли из ямы, (дети поднимаются).

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке (дети идут шагом)

Шагают наши ножки - раз, два, раз, два.

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в осенний лес. (На полу разложены цветные листочки). Посмотрите, как много на земле листочков, как будто все покрыто красивым, ярким ковром. А какого они цвета? (Ответы детей.) У нас есть и красные, и зеленые, и желтые листья.

Воспитатель: Как шуршат, шелестят осенние листья? (Дети изображают звук: «ш-ш-ш». Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Давайте поиграем с опавшими листочками.

Положите на ладошку листочек и попробуйте его сдуть. (Ребята выполняют дыхательную гимнастику «Сдуем листочки» 2-3 раза) - Ребята, посмотрите, нас кто-то уже встречает? (Воспитатель показывает игрушку Зайчик)

Дети: Зайчик.

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй!

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на Зайчика и скажите, какой он?

Дети: Серенький, ушки длинные, у него есть маленький круглый хвостик.

Воспитатель: А где живет зайчик?

Дети: В лесу.

Зайчик: Ребята, я очень спешу, мне пора возвращаться в осенний лес. Пора мне разноцветных листиков набрать, чтобы украсить мой дом. А как мой дом называется?

Дети: Норка.

Зайчик: Правильно. Молодцы!

Воспитатель: Давай зайка и мы тебе поможем. (дети соглашаются помочь)

Зайчик. Ребята, я приготовил для вас игру. У меня есть 3 корзиночки: красная, желтая и зеленая. Помогите мне разложить листочки в корзинки по цветам.

Проводится дидактическая игра «Разноцветные листочки». (Дети под музыку берут листочки и раскладывают их по корзинам) .

Зайчик: Молодцы, ребята! Я возьму эти листочки и украшу ими свой домик.

Воспитатель: Давайте сейчас с вами представим, что мы осенние листочки, которые играют с ветром. Поиграем?

Физкультминутка «Осенние листочки». Дети приглашают поиграть зайчика в игру. (Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)

Мы листики осенние.

На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Воспитатель: Ребята, а как называется пора, когда много-много листьев падает на землю?

Дети: листопад.

Воспитатель: Дети, скажите, а листья у всех деревьев одинаковые?

Дети: У всех деревьев разные листочки.

Воспитатель: Давайте вспомним, на каком дереве, какие листочки растут.

Дидактическая игра «С какого дерева листок». (Назвать листья, изображённые на картинке. Детям предлагаются кленовый, березовый и дубовый листья)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Зайчик: А сейчас мне пора к себе в норку. До свидания, ребята.

Дети: До свидания, зайка.

Воспитатель: Ребята, мы с вами попутешествовали по осеннему лесу. Полюбовались яркими картинами осени. Но пока мы с вами играли, листочки совсем облетели с деревьев. Как грустно стало в лесу! А я придумала, давайте мы нарисуем листья на деревьях. Для этого нам надо вернуться в группу.

Физкультминутка.

(Дети строятся в колонну и, повторяя слова, возвращаются на свои места.)

Вместе по лесу идем

Не спешим, не отстаем

Дружно, весело идем,

Скоро в садик мы придем, (обычная ходьба.)

Воспитатель: Вот мы и пришли. Теперь тихонько садимся за столы и с помощью красок будем творить чудеса. Но сначала подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Осенние листья».

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (сжимаем кулачки)

Красный листик,

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

Воспитатель раздает каждому ребенку листы бумаги с силуэтом дерева и показывает, как с помощью поролоновой губки и гуаши раскрасить осенние деревья. Просит показать сначала желтую краску, затем красную и зеленую. Воспитатель объясняет принцип рисования поролоном.

Воспитатель: Обмакиваю поролон в желтой краске, прикладываю к листу и сразу же убираю (отрываю, прикладываю - отрываю…

Затем тоже проделать с красным и зеленым цветом.

Самостоятельная работа детей. По ходу занятия воспитатель подходит к ребятам и помогает. В конце дети составляют из рисунков большую панораму и любуются красивым осенним лесом.

Итог занятия.

В конце занятия воспитатель задает вопросы детям:

Что вам больше всего сегодня понравилось на занятии?

А где мы были?

У кого мы побывали в гостях?

Что мы рисовали?

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, спасибо вам за ваши рисунки! Вы все сегодня замечательно работали. Молодцы!

Зайцева Ирина Ивановна
МАДОУ ДС КВ "Ёлочка" Дятьковского района
Брянская область, город Дятьково
воспитатель

Конспект НОД "Путешествие в осенний лес"

Цель: создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создать чувство группового единства. Развивать речь, воображение, творческие способности. Дать детям возможность испытывать разнообразные мышечные нагрузки. Формировать чувство ритма, координацию движения. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук. Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки. Закрепить основные цвета.

Ход

Пальчиковая гимнастика «Колокольчик»

Динь - динь, динь - динь

Колокольчик, поскорей!

Динь - динь, динь - динь

Созывай моих друзей!

Воспитатель: Ребята возьмите колокольчики и позвоните(громко, тихо 2 раза)

Воспитатель: Молодцы!

Ребята, я сегодня пришла в детский сад, а у меня на столе лежит письмо. Я не знаю кто его прислал. Хотите узнать? Тогда нужно сложить целое из частей (складывают).

Кто это? (старичок - лесовичок).

Какой он? (грустный, печальный, сердитый, хмурый).

Покажите мимикой какой он.

(Психогимнастика)

Давайте прочитаем текст:

«Дорогие ребята, я не смог к вам прийти в детский сад, так как не узнаю знакомые места, все изменилось вокруг: на деревьях нет листьев. Трава пожелтела, стало холодно, и в лесу я не встретил знакомых животных, тихо там, не скем поговорить. Мне очень грустно!»

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поедем сами в гости к

старичку - лесовичку. Становитесь паровозиком друг за другом.

(массаж спины) «Паровоз»

Паровоз кричит: «Ду - ду». (кулачками)

Я иду, иду, иду!

А вот вагоны стучат,

А вагоны говорят:

«Так, так, так» (ладошками)

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес.

Здравствуй лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Все открой, не утаи!

Ты же видишь - мы свои!

Вот мы и попали в лес на полянку.

Загадывает загадку.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает?

Ребята скажите, а какие приметы осени вы знаете?

Дети: Стало холодно, солнышко реже светит, деревья приготовились к зиме - сбросили листву.

Воспитатель: А каких вы знаете птиц, которые улетели на юг в теплые края?

Дети: Ласточки, скворцы, грачи, жаворонки, журавли, соловьи.

Воспитатель: Ребята, давайте тихонько постоим и послушаем голоса птиц. (звучит грамзапись)

А теперь на одной ножке поскачем на другую полянку.

Как вы думаете, на какую полянку мы попали?

Дети: Цветочную!

Воспитатель: Ребята, а разве осенью растут цветы?

Дети: Нет!

Воспитатель: Почему?

Дети: Холодно.

Воспитатель: Наверное эти цветы не простые, а волшебные. Давайте ребята понюхаем их.

Дыхательное упражнение

«Аромат цветов»

(Через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание, медленно выдыхаем «А -ах» - 3 раза

Воспитатель: А теперь скажите, какого цвета вы понюхали цветы.

(красный, синий, желтый, белый)

(Раздается музыка дождя)

Воспитатель: Ой, ребята! Набежала тучка, закапал дождь - стучат пальцами по полу.

Дождь стал стихать и совсем прекратился (стучат тише)

Воспитатель: Давайте мы с вами теперь на двух ногах поскачем на другую полянку. А вот и полянка, но что- то на ней темно. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что солнышко не светит ярко, у него нет лучиков

Какого цвета солнце? (желтое)

Возьмите по две прищепки и сделайте солнышку лучики.

Воспитатель: Какое солнце у нас получилось? (красивое, яркое, теплое, большое).

Воспитатель: Ребята, а что это за корзиночка тут стоит, посмотрим. Это наверное старичок- лесовичок оставил (бумажные комочки с изображениями животных). Нам надо взять бумажные комочки и разгладить их (на них изображены лиса, заяц, медведь, волк, еж, барсук, белка и лось). Это обитатели леса, а как их можно назвать одним словом?

Дети: Дикие!

Воспитатель: Молодцы. Ой, ребята, смотрите наш старичок - --лесовичок стал веселым, потому что вы побывали у него в гостях. Давайте покажем это.

(Психогимнастика)

А сам он не стал к нам выходить, наверное ушел по своим лесным делам.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте расскажем и покажем, как мы живем в нашем детском саду.

Игра Как живешь?»

Как живешь - вот так,

Как бежишь - вот так,

Как стоишь - вот так,

Как шалишь - вот так,

Как смешишь - вот так,

Как дружишь - вот так,

Воспитатель: Молодцы!