Гарри Гудини: биография и фото короля иллюзий. Таинственная смерть на Хэллоуин: почему умер Гарри Гудини

Биография

Как свидетельствуют документы, будущий фокусник родился в Будапеште в семье раввина , хотя сам Гудини утверждал, что местом его рождения является американский штат Висконсин . Его родители эмигрировали в США 3 июля 1878 года , когда Эрику было четыре года. Первоначально семейство обосновалось в городке Эпплтон (штат Висконсин), где его отец - Меер Сэмюэл (Шамуэль) Вайс (1829-1892) - получил пост раввина реформистской синагоги Zion Reform Jewish Congregation (реформистская еврейская община Сиона ). В 1887 году Гудини с отцом переехали в Нью-Йорк , где к ним вскоре присоединились мать артиста Сесилия (Цецилия) Штайнер (1841-1913) и шестеро его братьев и сестёр. В семье говорили на идиш, немецком и венгерском языках.

Гарри публично показывал карточные фокусы в увеселительных заведениях с 10 лет. В 1892 году принял псевдоним Гудини, в честь французского фокусника Робер-Удена (фамилию которого он по ошибке прочитал в соответствии с правилами английского, а не французского языка). Позже к фамилии добавилось имя Гарри в честь Гарри Келлара , хотя по свидетельствам близких уже в детстве друзья называли его Эри (Ehrie ) или Гарри (Harry ). Первоначально гастролировал по США вместе с братом. В ранней карьере Гудини преобладали номера по самоосвобождению от наручников и из резервуаров с водой. В рекламных целях он практиковал эффектные трюки, которые могли быть засвидетельствованы целыми толпами зевак. Так, однажды он был подвешен в мешке к карнизу небоскреба, но успешно освободился. В другой раз прошёл на глазах множества зрителей через кирпичную стену. В 1903 году был сброшен с моста в Темзу закованным в наручники и кандалы с 30-килограммовым шаром, но через несколько минут всплыл, размахивая наручниками.

Во время тура по Европе в 1900 г. Гудини поразил Лондон номером «Исчезновение живого слона», который был им воспроизведен на нью-йоркском ипподроме в 1918 г. Вновь гастролировал по России в 1908 г., демонстрируя самоосвобождение из камеры смертников в Бутырской тюрьме и Петропавловской крепости . Маг также выступал и в тюрьмах Вашингтона. Вот как описывают этот трюк авторы книги «От магов древности до иллюзионистов наших дней»: «Запертый в камере тюрьмы, облаченный в арестантскую одежду, он через две минуты вышел, открыл двери соседних камер и, шутки ради, поменял местами заключенных. Затем проник в гардеробную и через пятнадцать минут после того, как был заперт, появился в караульном помещении переодетым в свой костюм» .

C возрастом постановочные трюки давались Гудини все сложнее. Даже после удачных выступлений он не раз попадал в больницу. С 1910 г. он стал сниматься в кино. В том же году поставил номер по освобождению из жерла пушки за считанные секунды до того, как сработает запал. Заинтересовавшись авиацией, он приобрел биплан и совершил первый в истории полет над Австралией. Он также сблизился с бывшим президентом Теодором Рузвельтом . Появились слухи, что Гудини связан с американскими спецслужбами и со Скотленд-Ярдом .

В зените славы Гудини зарабатывает огромные деньги. В 1920-х годах газеты писали, что его жалование почти вдвое больше, чем у президента США. Страх закончить жизнь в нищете, как это было с его отцом, не оставлял его. Гудини совсем не умел обращаться с деньгами: он трясся над каждым центом и в то же время тратил огромные суммы на картины и книги. Посылал чеки старикам, подавал золотые монеты нищим, давал благотворительные концерты в больницах, детских домах и даже в тюрьмах для заключённых.

Гудини был серьёзно обеспокоен тем, что под влиянием популярного в те годы спиритизма многие иллюзионисты стали маскировать свои трюки видимостью общения с потусторонними силами. В сопровождении переодетого в штатское констебля Гудини стал инкогнито посещать спиритические сеансы для того, чтобы разоблачать шарлатанов, и заметно преуспел в этом. Последствием стал разрыв со старым товарищем, Артуром Конан Дойлем , который был убежденным приверженцем спиритизма и почитал Гудини за очень сильного медиума .

Смерть иллюзиониста

Во время гастролей в Монреале он отдыхал в своей гримерке, как к нему вошли трое студентов, один из которых был чемпионом колледжа по боксу. Он спросил мистера Гудини, действительно ли тот способен выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав. Гудини, погружённый в свои мысли, кивнул, и студент неожиданно нанес артисту два или три удара. Гудини еле остановил его: «Подождите, мне надо подготовиться», после чего напряг пресс - «Вот, теперь можете бить». Студент ударил пару раз и на себе почувствовал железный брюшной пресс Гудини. Несколько дней Гудини не обращал внимания на боль, но эти удары спровоцировали разрыв аппендикса, в результате которого развился перитонит . В 1926 г. антибиотиков не существовало, и 31 октября 1926 года Гарри Гудини умер в Детройте .

Гудини оставил жене секретный код, без помощи которого его «истинный» дух не смог бы связаться с живыми во время сеансов столоверчения. Сделано это было для того, чтобы шарлатаны не подстроили сеансов общения с духом Гудини − «грозы спиритов».

    Weiss with mother and wife.jpg

    Гудини с матерью Сесилией Штайнер и женой Бэсс (Элизабет) в 1907 году

    HarryHoudini-1899.jpg

    Гарри Гудини перед выполнением трюка с самоосвобождением, 1899 год

    Mastermystery-1919poster.jpg

    Плакат 1919 года, анонсирующий фильм с Гудини в главной роли

    Houdini Gravesite 1024.jpg

    Могила Гарри Гудини

Премия Гарри Гудини

В 2015 году в России была учреждена премия имени Гарри Гудини , призванная привлечь внимание общественности к проблеме некритичного восприятия заявлений о существовании паранормальных явлений и сверхспособностей.

В искусстве

Гудини - один из героев бестселлера Э. Л. Доктороу «Рэгтайм», переведённого на русский в 1975 году Василием Аксёновым . В 1998 г. по мотивам романа был поставлен мюзикл , в котором Гудини является второстепенным персонажем.

Кинематограф

  1. 1953 - «Гудини» (в роли Гудини: Тони Кёртис)
  2. 1976 - «Великий Гудини» (в роли Гудини: Пол Майкл Глейзер)
  3. 1987 - «Молодой Гарри Гудини» (в роли Гудини: Уил Уитон)
  4. 1998 - «Гудини» (в роли Гудини: Джонатон Шэк)
  5. 2007 - «Смертельный номер » (в роли Гудини: Гай Пирс)
  6. 2008 - «Чудеса Гудини» (в роли Гудини: Эрнест Боргнайн)
  7. 2014 - «Гудини» (в роли Гудини: Эдриен Броуди)
  8. 2016 - «Гудини и Дойл » (в роли Гудини: Майкл Уэстон)

Напишите отзыв о статье "Гарри Гудини"

Примечания

Ссылки

  • Журнал «Вокруг Света», № 6 (2597) | Июнь 1975

Отрывок, характеризующий Гарри Гудини

Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну.
– Слушай, – сказал он, – о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда.
Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь.
– Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу.
Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.
– Всё исполню, батюшка, – сказал он.
– Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он.
– Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын.
Старик замолчал.
– Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста.
– Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся.
Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
– Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.
– Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках.
Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил.
– Ну, – сказал он, обратившись к жене.
И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки».
– Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа.
Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо.
Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло.
– Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты.
Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.
Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.
– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А?
Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.
– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали.
– Что? – сказал командир.
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.
Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.
К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.

Плакат 1919 года, анонсирующий фильм с Гудини в главной роли

В последнее десятилетие своей карьеры Гудини выпустил ряд книг, раскрывавших секреты его мастерства. Он был серьёзно обеспокоен тем, что под влиянием популярного в те годы спиритизма многие иллюзионисты стали маскировать свои трюки видимостью общения с потусторонними силами. В сопровождении переодетого в штатское констебля Гудини стал инкогнито посещать спиритические сеансы для того, чтобы разоблачать шарлатанов, и заметно преуспел в этом. Последствием стал разрыв со старым товарищем, Артуром Конан Дойлем , который был убежденным приверженцем спиритизма и почитал Гудини за очень сильного медиума .

Обстоятельства смерти Гудини окутаны тайной. Во время гастролей в Монреале он отдыхал в своей гримерке, как к нему вошли трое студентов, один из которых был чемпионом колледжа по боксу. Он спросил мистера Гудини, действительно ли он способен выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав. Гудини, погружённый в свои мысли, кивнул, и студент неожиданно нанес магу два или три удара. Гудини еле остановил его: «Подождите, мне надо подготовиться», после чего напряг пресс - «Вот, теперь можете бить». Студент ударил пару раз и на себе почувствовал железный брюшной пресс Гудини. Когда студенты ушли, Гудини лишь потёр место, ушибленное от первых неожиданных ударов.

Несколько дней Гудини, как всегда, не обращал внимания на боль, но эти удары спровоцировали разрыв аппендикса , в результате которого развился перитонит . В 1926 г. никаких антибиотиков не было, и выжить можно было лишь чудом, но Гудини опять поразил всех: поклонники ликовали - вот он Гудини, победитель смерти, который не подчиняется земным законам. Однако, через девять дней, 31 октября 1926 г, в канун празднования Хеллоуина , Гарри Гудини умер в Детройте . Он оставил жене секретный код, без помощи которого его «истинный» дух не смог бы связаться с живыми во время сеансов столоверчения. Сделано это было для того, чтобы шарлатаны не подстроили сеансов общения с духом Гудини − «грозы спиритов».

Различные эпизоды жизни Гудини не раз экранизировались. В 1999 г. по мотивам его биографии был поставлен мюзикл , а в 2007 г. на экраны США вышел фильм «Смертельный номер », в котором роль Гудини исполнил австралиец Гай Пирс , а роль его пассии - Кэтрин Зета-Джонс .

Интересным фактом также является то, что Гудини 17 июля 1923 года прошёл масонское посвящение в нью-йоркской ложе «St. Cecile » № 568. Очень быстро (31 июля 1923 года) был посвящён в степень подмастерья, и 21 августа того же года стал мастером-масоном .

Литература

  • Вадимов А. А., Тривас М. А. От магов древности до иллюзионистов наших дней.- М., 1979.
  • Доктороу Э. Л. Рэгтайм . Роман. / Перевод с англ. Василия Аксенова, 1975.

На английском языке

  • Houdini’s Escapes and Magic by Walter B. Gibson, Prepared from Houdini’s private notebooks Blue Ribbon Books, Inc., 1930. Reveals some of Houdini’s magic and escape methods (also released in two separate volumes: Houdini’s Magic and Houdini’s Escapes ).
  • The Secrets of Houdini by J.C. Cannell, Hutchinson & Co., London, 1931. Reveals some of Houdini’s escape methods.
  • Houdini and Conan Doyle: The Story of a Strange Friendship by Bernard M. L. Ernst, Albert & Charles Boni, Inc., NY, 1932.
  • Sixty Years of Psychical Research by Joseph F. Rinn, Truth Seeker Co., 1950, Rinn was a long time close friend of Houdini. Contains detailed information about the last Houdini message (there are 3) and its disclosure.
  • Houdini’s Fabulous Magic by Walter B. Gibson and Morris N. Young Chilton, NY, 1960. Excellent reference for Houdini’s escapes and some methods (includes the Water Torture Cell).
  • The Houdini Birth Research Committee’s Report , Magico Magazine (reprint of report by The Society of American Magicians), 1972. Concludes Houdini was born March 24, 1874, in Budapest.
  • Mediums, Mystics and the Occult by Milbourne Christopher, Thomas T. Crowell Co., 1975, pp. 122-145, Arthur Ford-Messages from the Dead,
  • Arthur Ford: The Man Who Talked with the Dead by Allen Spraggett with William V. Rauscher, 1973, pp. 152-165, Chapter 7, The Houdini Affair contains detailed information about the Houdini messages and their disclosure.
  • Houdini: Escape into Legend, The Early Years: 1862-1900 by Manny Weltman, Finders/Seekers Enterprises, Los Angeles, 1993. Examination of Houdini’s childhood and early career.
  • Houdini Comes To America by Ronald J. Hilgert, The Houdini Historical Center, 1996. Documents the Weiss family’s immigration to the United States on July 3, 1878 (when Ehrich was 4).
  • Houdini Unlocked by Patrick Culliton, Two volume box set: The Tao of Houdini and The Secret Confessions of Houdini , Kieran Press, 1997.
  • The Houdini Code Mystery: A Spirit Secret Solved by William V. Rauscher, Magic Words, 2000.
  • Final Séance. The Strange Friendship Between Houdini and Conan Doyle by Massimo Polidoro, Prometheus Books, 2001.
  • The Man Who Killed Houdini by Don Bell, Vehicle Press, 2004. Investigates J. Gordon Whitehead and the events surrounding Houdini’s death.
  • Disappearing Tricks: Silent Film, Houdini, and the New Magic of the Twentieth Century by Matthew Solomon, University of Illinois Press, 2010. Contains new information about Houdini’s early movie career.
  • Houdini Art and Magic by Brooke Kamin Rapaport, Jewish Museum, 2010. Essays on Houdini’s life and work are accompanied by interviews with novelist E.L. Doctorow, Teller, Kenneth Silverman, and more.
  • Houdini The Key by Patrick Culliton, Kieran Press, 2010. Reveals the authentic working methods of many of Houdini effects, including the Milk Can and Water Torture Cell. Limited to 278 copies.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Great Escapes . American Memory Web Site, Hosts Houdini Collection . Library of Congress. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 24 марта 2011.
  • Houdini Tribute 400+ Photos, videos, multimedia, and hear Houdini’s voice.
  • Wild About Harry -Website devoted to what’s new in the world of Houdini; books, DVDs, auctions, movies, events, and pop culture references.
  • «No Escaping Houdini» -A documentary on PBS in 2010
  • House of Deception article on Houdini’s handwriting & signature.
  • CFI’s 10th Annual Houdini Séance - Halloween 2006 - séance held to get in touch with Houdini, Point of Inquiry, October 31, 2006.
  • The History Museum operated by the The History Museum at the Castle|Local History Museum in Appleton, WI home of the AKA Houdini Exhibit.
  • Houdini in Russia. (in Russian).
  • The Final Halloween Houdini Seance -audio documentary.
  • Festival of Flight Official website for Houdini Centenary celebrations.
  • «Tricks of Fake Mediums» by Harry Houdini , Liberty, November 25, 1925
  • Harry Houdini (англ.) на сайте Find a Grave
  • findacadabra - карта мира с указанием мест, связанных с иллюзионизмом и с именем Гарри Гудини.
  • Последний трюк Гудини Журнал «Вокруг Света», №6 (2597) | Июнь 1975

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 24 марта
  • Родившиеся в 1874 году
  • Умершие 31 октября
  • Умершие в 1926 году
  • Родившиеся в Будапеште
  • Умершие в Детройте
  • Иллюзионисты США
  • Артистические псевдонимы
  • Умершие от перитонита
  • Иммигрировавшие в США из Венгрии
  • Масоны США

Wikimedia Foundation . 2010 .

Прославившийся разоблачением шарлатанов и сложными трюками с побегами и освобождениями.

Биография

Как свидетельствуют документы, будущий фокусник родился в Будапеште в раввинской семье, хотя сам Гудини утверждал, что местом его рождения является американский штат Висконсин . Его родители эмигрировали в США 3 июля 1878 года , когда Эриху было четыре года. Первоначально семейство обосновалось в городке Эпплтон (штат Висконсин), где его отец Меер Сэмьюэл Вайс (1829-1892) получил пост раввина реформистской синагоги Zion Reform Jewish Congregation (реформистская еврейская община Сиона ). В году Гудини с отцом переехали в Нью-Йорк , где к ним вскоре присоединились мать артиста Сесилия Штайнер (1841-1913) и шестеро его братьев и сестёр.

Гарри публично показывал карточные фокусы в увеселительных заведениях с 10 лет. В 1892 году принял псевдоним Гудини, в честь французского фокусника Робер-Гудена . Позже к фамилии добавилось имя Гарри в честь Гарри Келлара , хотя по свидетельствам близких уже в детстве друзья называли его Эри (Ehrie) или Гарри (Harry). Первоначально гастролировал по США вместе с братом. В ранней карьере Гудини преобладали номера по самоосвобождению от наручников и из резервуаров с водой. В рекламных целях он практиковал эффектные трюки, которые могли быть засвидетельствованы целыми толпами зевак. Так, однажды он был подвешен в мешке к карнизу небоскреба, но успешно освободился. В другой раз прошёл на глазах множества зрителей через кирпичную стену. В 1903 году был сброшен с моста в Темзу закованным в наручники и кандалы с 30-килограммовым шаром, но через несколько минут всплыл, размахивая наручниками.

Гарри Гудини перед выполнением трюка с самоосвобождением, 1899 год

Во время тура по Европе и России в 1900 г. Гудини поразил Лондон номером «Исчезновение живого слона», который был им воспроизведен на нью-йоркском ипподроме в 1918 г. Вновь гастролировал по России в 1908 г., демонстрируя самоосвобождение из камеры смертников в Бутырской тюрьме и Петропавловской крепости . Вот как описывают этот трюк авторы книги «От магов древности до иллюзионистов наших дней»: «Запертый в камере тюрьмы, облаченный в арестантскую одежду, он через две минуты вышел, открыл двери соседних камер и, шутки ради, поменял местами заключенных. Затем проник в гардеробную и через пятнадцать минут после того, как был заперт, появился в караульном помещении переодетым в свой костюм».

Гудини с матерью Сесилией Штайнер и женой Бэсс (Элизабет) в 1907 году

Плакат 1919 года, анонсирующий фильм с Гудини в главной роли

В последнее десятилетие своей карьеры Гудини выпустил ряд книг, раскрывавших секреты его мастерства. Он был серьёзно обеспокоен тем, что под влиянием популярного в те годы спиритизма многие иллюзионисты стали маскировать свои трюки видимостью общения с потусторонними силами. В сопровождении переодетого в штатское констебля Гудини стал инкогнито посещать спиритические сеансы для того, чтобы разоблачать шарлатанов, и заметно преуспел в этом. Последствием стал разрыв со старым товарищем, Артуром Конан Дойлем , который был убежденным приверженцем спиритизма и почитал Гудини за очень сильного медиума .

Обстоятельства смерти Гудини окутаны тайной. Во время гастролей в Монреале он отдыхал в своей гримерке, как к нему вошли трое студентов, один из которых был чемпионом колледжа по боксу. Он спросил мистера Гудини, действительно ли он способен выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав. Гудини, погружённый в свои мысли, кивнул, и студент неожиданно нанес магу два или три удара. Гудини еле остановил его: "Подождите, мне надо подготовиться", после чего напряг пресс - "Вот, теперь можете бить". Студент ударил пару раз и на себе почувствовал железный брюшной пресс Гудини. Когда студенты ушли, Гудини лишь потёр место, ушибленное от первых неожиданных ударов.

Несколько дней Гудини, как всегда, не обращал внимания на боль, но эти удары спровоцировали разрыв аппендикса , в результате которого развился перитонит . В 1926 г. никаких антибиотиков не было, и выжить можно было лишь чудом, но Гудини опять поразил всех: поклонники ликовали - вот он Гудини, победитель смерти, который не подчиняется земным законам. Однако, через девять дней, 31 октября 1926 г, в канун празднования Хеллоуина, Гарри Гудини умер в Детройте. Он оставил жене секретный код, без помощи которого его «истинный» дух не смог бы связаться с живыми во время сеансов столоверчения. Сделано это было для того, чтобы шарлатаны не подстроили сеансов общения с духом Гудини − «грозы спиритов».

Различные эпизоды жизни Гудини не раз экранизировались. В 1999 г. по мотивам его биографии был поставлен мюзикл , а в 2007 г. на экраны США вышел фильм «Смертельный номер», в котором роль Гудини исполнил австралиец Гай Пирс , а роль его пассии - Кэтрин Зета-Джонс .

Источники

  • А. А. Вадимов, М. А. Тривас. От магов древности до иллюзионистов наших дней. Москва, 1979.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гудини" в других словарях:

    Гудини (фильм, 1976) Гудини Houdini: The Untold Story Жанр Триллер … Википедия

    Гудини Houdini: The Untold Story Жанр Триллер Режи … Википедия

    Гарри Гудини в последние годы жизни Гарри Гудини (англ. Harry Houdini, наст. имя и фамилия Эрих Вайс; англ. Erich Weiss или Ehrich Weisz; 24 марта 1874, Будапешт, Австро Венгерская империя 31 октября 1926, Детройт) знаменитый американский… … Википедия

    В последние годы жизни Имя при рождении: Эрик Вайс Род деятельности: Иллюзионист, гипнотизёр … Википедия

    Гарри Гудини в последние годы жизни Гарри Гудини (англ. Harry Houdini, наст. имя и фамилия Эрих Вайс; англ. Erich Weiss или Ehrich Weisz; 24 марта 1874, Будапешт, Австро Венгерская империя 31 октября 1926, Детройт) знаменитый американский… … Википедия

    Гарри Гудини в последние годы жизни Гарри Гудини (англ. Harry Houdini, наст. имя и фамилия Эрих Вайс; англ. Erich Weiss или Ehrich Weisz; 24 марта 1874, Будапешт, Австро Венгерская империя 31 октября 1926, Детройт) знаменитый американский… … Википедия

    Гарри Гудини в последние годы жизни Гарри Гудини (англ. Harry Houdini, наст. имя и фамилия Эрих Вайс; англ. Erich Weiss или Ehrich Weisz; 24 марта 1874, Будапешт, Австро Венгерская империя 31 октября 1926, Детройт) знаменитый американский… … Википедия

    Профессор Уильям Крукс и материализованный фантом «Кэти Кинг». Медиум Флоренс Кук лежит на полу. Фотоснимок 1874 года Материализация в оккультизме, парапсихологии и спиритуализме феномен, характеризующийся возн … Википедия

    Медиум Флоренс Кук (на полу) и профессор Уильям Крукс. Над ними фигура «Кэти Кинг». Фотоснимок 18 … Википедия

(настоящее имя - Эрих Вайс)

(1874-1926) американский фокусник

Сегодня имя этого выдающегося человека стало нарицательным, оно превратилось в легенду и стало символом человека, который может легко выпутаться из любого, даже самого затруднительного положения. А ведь прошло совсем немного времени с тех пор, как этот человек жил, выступал и был необычайно популярен в народе, хотя из всех наград был удостоен всего лишь права называться президентом Американской ассоциации фокусников.

Судьба Гарри Гудини довольно необычна. Он был старшим сыном в многодетной семье Мейера Самуэля Вайса и Сесилии Стейнер, выходцев из Венгрии, поселившихся в городке Эпплтон в штате Висконсин. В двенадцать лет Эрих убежал из дома.

Свою карьеру в цирке он начал в качестве гимнаста на трапециях, а затем начал выступать как фокусник. Вначале его партнером был младший брат Теодор, а потом жена. Любопытно, что своих детей у семейной пары не было, хотя они и писали друг другу письма, где рассказывали о своем сыне.

Определившись со своим выбором, Вайс решил придумать себе псевдоним. Тогда-то он и превратился в Гарри Гудини, назвавшись так в память о фокуснике, которому он поклонялся. Новый Гудини начал изобретать фокусы, которые в основном сводились к тому, что он попадал в разные ловушки из веревок, цепочек, кандалов, наручников и очень ловко распутывал их. Он стал артистом-эскапистом (от англ. escape - бежать), т.е. демонстрировал трюки, суть которых состояла в том, чтобы любым хитроумным способом освободиться от всевозможных запоров и выйти из закрытых помещений - тюремных камер, резервуаров с водой, сундуков и т.д.

Самым известным его трюком считалась «китайская камера пыток», в которой артист находился в висячем положении, с лодыжками, зажатыми в деревянные колодки. Сохранилась фотография, где Гарри Гудини стоит в кандалах в лодке, перед тем как очутиться в сундуке, который потом скрепляли стальной лентой и опускали в воды залива Беттери в Нью-Йорке.

В предвкушении потрясающего зрелища, зрители могли заранее познакомиться со всеми приспособлениями, в которые будет закован и завязан Гарри Гудини во время представления. Для этого перед выступлениями артиста выпускалась специальная афиша с надписью: «Гудини. Чемпион мира по освобождению из наручников и тюремных камер». И зрители валом валили на его представления, тем более что о нем рассказывали самые невероятные истории: например, о том, как, заключив пари, он каким-то образом умудрился совершить побег из нескольких тюрем, а оказавшись в Великобритании, сумел убежать даже из знаменитого Скотланд-Ярда.

Среди других трюков, у Гарри Гудини были фокусы, которые никак нельзя объяснить по-другому, кроме как мистикой. Очевидцы рассказывали, как он заставлял слона исчезнуть в кирпичной стене, при этом не разрушая ее.

Известно, что даже самые хитроумные фокусы объясняются совсем просто. У каждого фокусника есть набор приемов, с помощью которых он и демонстрирует различные чудеса. Однако фокусы Гарри Гудини выходили за рамки обычных представлений о ловкости рук и мастерстве артиста, хотя он не обладал никакими сверхъестественными способностями.

Секрет выдающегося артиста заключался в том, что он хорошо знал не только возможности человеческого организма, но и особенности человеческой психики. Гудини не делал тайны из своей работы. Он написал несколько книг, в которых рассказывал о том, как он делает чудеса. Первая его книга «Разоблачение Роберта Гудини» вышла в 1908 году, в 1920 году появилась книга «Торговцы чудесами и их методы», потом следующая - «Фокусник среди духов». Но тем не менее и для своих современников, и для следующих поколений работа артиста представлялась таинственной. Так, даже спустя почти три десятилетия после его смерти, появилась новая книга под названием «Гудини о магии», в которой раскрывались секреты его лучших фокусов с использованием магии.

Оказывается, Гарри Гудини всю свою жизнь интересовался магией и собирал книги об этом явлении. Его библиотека по магии до сих пор не имеет себе равных. Согласно завещанию мастера, она была передана вместе с его собранием театральных афиш в Библиотеку Конгресса.

Название же книги «Фокусник среди духов» было выбрано не случайно. Гарри Гудини увлекался и спиритизмом. Он настолько верил в существование потустороннего мира, что однажды даже разработал специальный код и сказал, что если позволят обстоятельства, то он передаст послание потомкам через десять лет после своей смерти. Потом многие пытались во время спиритических сеансов связаться с духом Гудини, но из этого так ничего и не вышло.

И все-таки вера людей в магические способности фокусника казалась беспредельной. Даже великая французская актриса Сара Бернар после ампутации ноги надеялась, что Гудини каким-то образом сумеет вернуть ей ее. В свою очередь, Артур Конан Дойль полагал, что Гудини был наделен способностью дематериализовываться в пространстве. Прославленный писатель даже приехал в Америку, чтобы вызвать дух Гарри Гудини. Однако сведений о том, что во время своих спиритических сеансов писателю удалось пообщаться с духом великого фокусника, не сохранилось.

О смерти Гарри Гудини рассказывают разное. Некоторые полагают, что он погиб на дне Гудзонова залива. Однако большее распространение получила другая версия. Говорят, что однажды к Гудини подошел человек и ударил его в живот. Это было так неожиданно, что Гудини не сумел напрячь брюшные мускулы и умер на месте.

Он был похоронен в гробу, который использовал во время своего трюка «похороны живьем». Во время похорон Гарри Гудини, Чарльз Диллингман и Флоренс Зигфрид готовы были побиться об заклад, что фокусник уже успел выскочить из гроба, который они несли, и в очередной раз одурачить присутствующих.

После смерти Гарри Гудини его имя стало нарицательным, и в этом качестве оно оказалось не менее популярным, чем раньше. «Гудини в Белом доме» называли президента Франклина Рузвельта за его умение выкручиваться из самых щекотливых ситуаций. Похожего прозвища - «Гудини американской политики» - был удостоен и другой президент - Р. Никсон, которого называли так за политическую ловкость и авантюризм, проявившиеся в деятельности президента еще до пресловутого уотергейтского скандала.

Любопытно, что внешне Гарри Гудини не представлял собой ничего особенного. У него были кривые ноги (вероятно, вследствие перенесенного в детстве рахита), а рост составлял всего 167 см. Сейчас его внешность можно представить себе не только по описаниям людей, знавших артиста. Облик Гарри Гудини запечатлен на фотографиях, с участием артиста вышло также три кинофильма. Так что современники Гудини нисколько не грешат против истины, описывая неказистую внешность выдающегося фокусника. Да и характер Гарри Гудини оставлял желать лучшего: в нем соединялись агрессивность и сентиментальность. К тому же он был несколько скуповат и не любил расплачиваться по счетам.

И все-таки для многочисленных поклонников, которые были у Гудини во всем мире, он остался великим магом, чародеем, приемы которого старалось перенять не одно поколение артистов. В настоящее время об этом человеке написано очень много книг и воспоминаний, в которых его близкие и знакомые приводят разные забавные случаи из жизни мастера и своего с ним общения. Так, например, оказывается, что известный актер Бастер Китон своим сценическим именем «Бастер», то есть «крепкая спина», тоже обязан Гудини. Однажды тот оказался свидетелем небольшого происшествия, когда шестилетний мальчик по имени Джозеф Френсис упал с высокой лестницы и не получил ни одной царапины. После этого Гарри Гудини и подарил ему прозвище, которое Френсис, став артистом, сделал своим псевдонимом. Очень многое в воспоминаниях о Гарри Гудини связано также с его занятиями магией и спиритизмом.

Может быть, он имел в виду именно такую, живую память о себе, когда обещал вернуться к потомкам с того света.

Место рождения Дата смерти 31 октября (1926-10-31 ) […] (52 года) Место смерти Страна Род деятельности Отец Меер Сэмюэль Вайс Мать Сесилия Штайнер Супруга Бесс Гудини Автограф Гарри Гудини на Викискладе

Биография [ | ]

Как свидетельствуют документы, Гудини родился в Будапеште в семье раввина , хотя сам он утверждал, что местом его рождения является американский штат Висконсин . Его родители эмигрировали в США 3 июля 1878 года, когда Эрику было четыре года. Первоначально семейство обосновалось в городке Эпплтон (штат Висконсин), где его отец - Меер Сэмюэл (Шамуэль) Вайс (1829-1892) - получил пост раввина реформистской синагоги Zion Reform Jewish Congregation (реформистская еврейская община Сиона ). В 1887 году Гудини с отцом переехали в Нью-Йорк , где к ним вскоре присоединились мать артиста Сесилия (Цецилия) Штайнер (1841-1913) и шестеро его братьев и сестёр. В семье говорили на идише, немецком и венгерском языках.

Вайс публично показывал карточные фокусы в увеселительных заведениях с 10 лет. В 1892 году принял псевдоним Гудини в честь французского фокусника Робер-Удена (фамилию которого он прочитал в соответствии с правилами английского, а не французского языка). Позже к фамилии добавилось имя Гарри в честь Гарри Келлара , хотя, по свидетельствам близких, уже в детстве друзья называли его Эри (Ehrie ) или Гарри (Harry ). [ ]

Первоначально гастролировал по США вместе с братом. В ранней карьере Гудини преобладали номера по самоосвобождению от наручников и из резервуаров с водой. В рекламных целях он практиковал эффектные трюки, которые могли быть засвидетельствованы целыми толпами. Так, однажды он был подвешен в мешке к карнизу небоскреба, но успешно освободился. В другой раз прошёл на глазах множества зрителей через кирпичную стену. В 1903 году был сброшен с моста в Темзу закованным в наручники и кандалы с 30-килограммовым шаром, но через несколько минут всплыл, размахивая наручниками. Во время тура по Европе в 1900 г. Гудини поразил Лондон номером «Исчезновение живого слона», который был им воспроизведен на нью-йоркском ипподроме в 1918 г.

Летом 1903 года в Москве на открытой сцене летнего сада Эрмитаж , Гудини, будучи запертым в арестантской карете, высвобождался из нее, на глазах у публики . В гастролях по России 1908 года демонстрировал самоосвобождение из камеры смертников в Бутырской тюрьме и Петропавловской крепости . Маг также выступал и в тюрьмах Вашингтона. Как описывают этот трюк авторы книги «От магов древности до иллюзионистов наших дней»: «Запертый в камере тюрьмы, облаченный в арестантскую одежду, он через две минуты вышел, открыл двери соседних камер и, шутки ради, поменял местами заключенных. Затем проник в гардеробную и через пятнадцать минут после того, как был заперт, появился в караульном помещении переодетым в свой костюм» .

C возрастом постановочные трюки давались Гудини все сложнее. Даже после удачных выступлений он не раз попадал в больницу. С 1910 г. он стал сниматься в кино. В том же году поставил номер по освобождению из жерла пушки за считанные секунды до того, как сработает запал. Заинтересовавшись авиацией, он приобрел биплан и совершил первый в истории полет над Австралией. Он также сблизился с бывшим президентом Теодором Рузвельтом . Появились слухи, что Гудини связан с американскими спецслужбами и со Скотленд-Ярдом .

В зените славы Гудини зарабатывает огромные деньги. В 1920-х годах газеты писали, что его жалованье почти вдвое больше, чем у президента США. Страх закончить жизнь в нищете, как это было с его отцом, не оставлял его. Гудини совсем не умел обращаться с деньгами: он трясся над каждым центом и в то же время тратил огромные суммы на картины и книги. Посылал чеки старикам, подавал золотые монеты нищим, давал благотворительные концерты в больницах, детских домах и даже в тюрьмах для заключённых.

Гудини был серьёзно обеспокоен тем, что под влиянием популярного в те годы спиритизма многие иллюзионисты стали маскировать свои трюки видимостью общения с потусторонними силами. В сопровождении переодетого в штатское констебля Гудини стал инкогнито посещать спиритические сеансы для того, чтобы разоблачать шарлатанов, и заметно преуспел в этом. Последствием стал разрыв со старым товарищем, Артуром Конан Дойлем , который был убежденным приверженцем спиритизма и почитал Гудини за очень сильного медиума .

Смерть [ | ]

Во время гастролей в Монреале в гримерку к Гудини вошли трое студентов, один из которых, Гордон Уайтхед, был чемпионом колледжа по боксу. Он спросил Гудини, действительно ли тот способен выдержать несколько сильных ударов в живот, ничего при этом не почувствовав. Гудини, погружённый в свои мысли, кивнул, и студент неожиданно нанес артисту два или три удара. Гудини еле остановил его: «Подождите, мне надо подготовиться», после чего напряг пресс - «Вот, теперь можете бить». Студент ударил пару раз и почувствовал железный брюшной пресс Гудини. Несколько дней Гарри не обращал внимания на усиливающуюся боль в области живота. Во время выступления в Детройте иллюзионист упал прямо на сцене, и его пришлось госпитализировать. Удары студента спровоцировали разрыв аппендикса , в результате которого развился перитонит . К сожалению, в 1926 г. антибиотиков не существовало, врачи прогнозировали скорую смерть, но иллюзионист продержался несколько дней, что достаточно долго для такого случая. 31 октября 1926 года Гарри Гудини умер в Детройте , его тело было доставлено в Нью-Йорк и похоронено в бронзовом коробе, который он использовал для своих трюков. После похорон появились неподтвержденные слухи о том, что фокусника отравили его завистники. Внучатый племянник Гудини Джордж Хардин (анг. George Hardeen ) в 2007 году настаивал на необходимости эксгумации тела Гудини, придерживаясь гипотезы, что его знаменитый родственник стал жертвой умышленного заговора и был на самом деле отравлен ядом. Студент, нанесший роковые удары, не понес за это никакой ответственности.

Завещание [ | ]

Спустя 100 лет со дня рождения Гудини (намеченная дата была 6 апреля 1974 года, так как данные о месте и дате рождения иллюзиониста противоречивы) должно было быть обнародовано его завещание, в котором будут раскрыты секреты его трюков. Многие газеты на первых полосах специально оставили место для экстренного сообщения о завещании. Но ни в указанный день, ни в любой последующий ни одна нотариальная контора и ни один нотариус не подтвердили факт существования самого завещания. Этот поступок иногда в шутку называют «последним фокусом Гудини».

Премия Гарри Гудини [ | ]

В 2015 году в России была учреждена премия имени Гарри Гудини , призванная привлечь внимание общественности к проблеме некритичного восприятия заявлений о существовании паранормальных явлений и сверхспособностей.

В искусстве [ | ]

Гудини - один из героев бестселлера Э. Л. Доктороу «Рэгтайм», переведённого на русский в 1975 году Василием Аксёновым . В 1998 г. по мотивам романа был поставлен