Волоки северо-восточной европы. Река Унжа (приток Оки) - Меленки - История - Каталог статей - Любовь безусловная

Унжа (от тюрк. «песчаная», по другим источникам - «тихая, спокойная», «неприступная») - река в Вологодской и Костромской областях, крупный левый приток Волги, основная водная артерия Кологривского, Макарьевского и Мантуровского районов.

Берёт начало со склонов Северных Увалов, в болотах Тотемского района Вологодской области. около села Николо-Макарово (напротив г.Юрьевец Ивановской области).

Длина 426 км.

Площадь бассейна 27.800 км2.

Средний расход воды в 50 км от устья - 158 м3/с.

Максимальный - 2520 м3/с, минимальный 7,82 м3/с. Скорость течения около 2 км/ч.

Вологодская область - верховья реки Унжа

Основные притоки:

Кунож, Вига, Нея (правые); Княжая, Межа, Пумина, Белый Лух, Сёрный Лух (левые). Ширина (по данным Словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона конца XIX - начала XX вв.) в верхнем течении 30 саженей (65 м), у г.Кологрива - 80 саженей (175 м), в низовье - 200-250 саженей (450-550 м), где теперь ещё сказывается подпор . На последних 20 километрах река расширяется настолько, что чаще об этом участке говорят, как об Унженском заливе Горьковского водохранилища.

И притока - реки Унжа

У́нжа — река на территории Вологодской и Костромской областей Российской Федерации, левый приток Волги.
Образуется при слиянии рек Кемы и Лундонги и, протекая по территории Костромской области, впадает в Унженский залив Горьковского водохранилища около города Юрьевца.

слияние Кемы и Лундонги - исток Унжи

Протяжённость реки Унжи — 426 км, площадь бассейна — 27 800 км².

Среднегодовой расход воды — в 50 км от устья — 158 м³/с, наибольший — 2520 м³/с, наименьший — 7,82 м³/с.
Основные притоки — Юза, Кунож, Вига, Понга, Нея (правые); Княжая, Межа, Пеженга, Ужуга, Пумина, Белый Лух, Чёрный Лух (левые).
На реке расположены города Кологрив, Мантурово, Макарьев.

мост на Унже у города Кологрив

Уже после своего образования из Кемы и Лундонги Унжа довольно широка, а после впадения Куножа и Виги река расширяется до 60 метров. В верхнем и среднем течении в малую воду обнажаются небольшие перекаты, скорость течения небольшая. Правый берег почти на всём протяжении реки высокий, крутой, селения располагаются преимущественно на нём. Левый берег — более низкий, местами заболоченный, лес часто отделяется полосой кустарника. Встречаются песчаные пляжи.
В нижнем течении у Макарьева Унжа расширяется до 300 метров, ещё ниже начинает сказываться . На последних 20 километрах река расширяется настолько, что чаще об этом участке говорят, как об Унженском заливе Горьковского водохранилища.
Ранее по Унже проводился интенсивный лесосплав. Сейчас он прекращён, однако на отдельных участках в реке до сих пор большое количество топляка.
Судоходство по Унже осуществляется в низкую воду — до Макарьева, в высокую — до Кологрива.

деревня Кунож, рядом устье реки Кунож река Унжа

Данные водного реестра
По данным государственного водного реестра России и геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов:
Бассейновый округ — Верхневолжский
Речной бассейн — (без бассейна Оки)
Речной подбассейн — Волга ниже Рыбинского водохранилища до впадения Оки
Водохозяйственный участок — Унжа от истока до устья
Код водного объекта — 08010300312110000014368


Притоки (км от устья)
1,5 км: река Водгать (Язвица) (пр)
3,2 км: река Чёрный Лух (лв)
13 км: река Пода (лв)
23 км: река Белый Лух (лв)
33 км: река Нея (пр)
54 км: река Лехта (лв)
56 км: река Серженка (лв)
66 км: река Яхронка (лв)
74 км: река Большая Низмица (лв)
80 км: ручей Калега (лв)
96 км: река Лопыриха (пр)
97 км: река Шевелевская (пр)
101 км: река Пузовца (пр)
103 км: река Тоехта (Летняя Тоехта) (лв)
113 км: река Кастово (лв)
116 км: река без названия, у с. Леонтьево (пр)
119 км: река Пумина (лв)
138 км: река Меремша (Неремша) (лв)
142 км: река Водгать (Водготь)(пр)
144 км: река Болть (лв)
151 км: река Янга (пр)
160 км: река Межа (лв)
181 км: река Касуг (лв)
200 км: река Килг (пр)
203 км: река Юрас (лв)
230 км: река Воймас (лв)
238 км: река Княжая (лв)
258 км: река Шилекша (пр)
260 км: река Крутовка (лв)
261 км: река Олексинка (лв)
267 км: река Нижняя Ичежа (пр)
270 км: река Вонюх (пр)
275 км: река Нижняя Варзенка (пр)
276 км: река Верхняя Варзенка (пр)
281 км: река Ужуга (лв)
289 км: река Пеженга (лв)
297 км: река Заездная (Колохта) (лв)
316 км: река Марханга (лв)
330,4 км: река Понга (пр)
330,7 км: река Ичеж (Пчеш) (лв)
339 км: река Святица (лв)
342 км: река Вига (пр)
351 км: река Кунож (пр)
354 км: река Нижняя Шунда (лв)
362 км: река Верхняя Шунда (лв)
368 км: река Криночевка (лв)
388 км: река Юза (пр)
391 км: река Митюг (лв)
411 км: река Пожла (пр)
426 км: река Кема (пр)
426 км: река Лундонга (лв)

устье реки Вига, граница Костромской и Вологодской области

Город Макарьев-на-Унже.
Город основан рядом с существовавшим с 1439 г.
Троице-Макарьевским монастырем на реке Унже.

Нижегородский монах Макарий в начале XV века основал на левом берегу Волги монастырь, названный по его имени. А по цвету желтых песков и воды монастырь звался Желтоводским. В 1439 г. казанские татары хана Улу-Махмета разорили Желтоводский монастырь, но не причинили вреда игумену Макарию, только взяли с него обязательство не основывать новых монастырей. Макарий ушел с Волги вверх по Ветлуге на Унжу и в 1439 г. все же основал новый монастырь.
В 1608 г. монастырь территориально находился в Понизовской волости Унежской осады (уезда). Земли по Унже были разделены на две волости — Верховскую (верхняя часть реки) и Понизовскую, охватывавшую нижнее течение Унжи до устья.
В 1608 г. московским великим князем была дана монастырю жалованная грамота на деревни в Понизовской волости — Коврове, Ярцево, Уколово и починок Гаев. Тогда эти деревни принадлежали лично московскому государю и назывались «черными» (не освобожденными от податей).

В переписной книге 1628 г. записано: «В Унежской осаде волость Понизовская а в ней монастырь живоначальные Троицы, преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца а в монастыре соборная церковь Троица теплая с трапезой, да другой храм во имя Чудотворца Макария, а третий храм на воротах во имя Николая Чудотворца да к тому монастырю вотчина-сельцо, что была деревня Коврове на реке Унже а в ней храм во имя Фрола и Лавра и к церкви двор попа Якова Тихонова да в селе ж двор монастырский, четыре двора служебниковых двор Мишки Иевлева двор Ульянки Иванова двор Якунки Савина, двор Боженки Шишкина да слободка под монастырем а в ней крестьян двор Федька Дементьев двор бобыля Фролка Тимофеев да за монастырем деревня Ярцево, починок Гаево, деревня Волкове, починок Горлищев (Белошеина тож) того ж монастыря вотчина отхожее село Тимошино починок Акатиха да к селу на все четыре стороны бортные ухожья (пчелиные.— Д.Б.) да у монастыря Спасская пустошка на реке на Унже а в ней храм Преображения да на пустошке две келии и живут в них монастырские служебники да келия беличия (игуменская белая.— Д.Б.) да по государевой грамоте 1627 г. тому монастырю рыбные ловли в Унже да озерко Свиное».

река Унжа недалеко от впадения в Волгу

Рыбалка на реке Унжа
Мы были в районе города Кологрив. От Москвы это 676 км.
Ехать через Ярославль, Кострому, Кадый, Макарьев. В самом Кологриве есть гостиница. Расценки на фото.
О рыболовных местах:
подлещик, окунь, судачок, - ловятся повсеместно по всей реке. Бель надо приваживать. Насадка: червяк, опарыш, перловка, макароны, ну и всё такое прочее.
За раками надо ехать дальше Кологрива на 15-20 км выше по Унже в район Красного бора.
Налим начнёт брать в октябре. Насадка ёрш (ловится здесь же), лягушёнок, пучок червей. Хорошие налимьи места в районе д.Бурдово.(Также за Кологривом выше по Унже.) река Унжа

В Кологривском музее продают карту-схему района. Купите - очень удобно. Есть все населённые пункты.
По речкам есть крупный хариус (червяк, на удочку), ((но лазить придётся по непроходимым почти зарослям))
Голавля лучше ловить на "кораблик", на кузнечика. Но и на мелкие вращалки попадается.
Щука также есть повсеместно. Лучше всего ловить на живца, так как она в основном стоит в траве у берега. Из блёсен предпочитает крупные удлинённые колебалки. На джиг ловить не возможно - всё дно в топляках, - река раньше была сплавной.
Асфальта за Кологривом нет. Вдоль всей реки идёт укатанная песчанно-гравийная дорога. Скорость по ней - 15-40 км в час. Подъезды к реке есть, их довольно много. Вполне можно выбрать заезд, где пройдёт легковушка, и даже "мелкосидящая" иномарка.
Браконьерство у местных не приветствуется. Ружья есть у всех.
Люди простые, но природу берегут.
И ещё - не удивляйтесь, если дорогу вам перейдёт медведь или лось, - этого добра там хватает. В лесу волки и рыси. Надо это учитывать.



"Отчёт о сплаве по реке Унжа 2-6 июня 2009 года" /автор Волков Алексей/
2 июня
Прибыли около 12-00 в Кологрив из Шарьи на арендованной за 2000 рублей Газели-маршрутке. Проехав через весь городок (и немало удивив жителей столь необычным для этого города транспортом!), выехали на автомобильный мост, с которого открылся живописный вид на реку Унжа и заливные луга. Диких гусей не наблюдали - видимо они уже улетели на север. Спустились с моста по бетонным лестницам.
14-00 - надувка резиновых лодок, обед, упаковка вещей в лодку перед сплавом.
15-00 - спуск на воду, сплав!
Погода пасмурная, тихая, прохладная. По берегам сидят рыбаки. Пару раз мы наблюдали как они ловили и вытаскивали на берег мелких плотвичек (или верхоплавок).
Выбрали оптимальную для сплава тактику: сцепили лодки (три двухместки, из них одна с грузом) одна за другой. На вёслах был лишь один Сергей в первой лодке. Остальные расслаблялись. Периодически “бросали” спиннинг. Использовали блёсны-“вертушки” и “колебалки”. Поклёвок - ноль! Похоже, что из-за "большой воды" - перед началом сплава прошли значительные дожди.
Через несколько километров от Кологрива по по левому берегу начался сосновый лес. Рыбаки постепенно исчезли, как и населённые пункты. Затем лес начался и по правому берегу. Проплыли под ЛЭП через реку.
19-00 - увидели подходящее место для ночёвки на левом берегу: деревянные столик и скамейки на лугу с редкими соснами. Не заметить их, проплывая мимо, было невозможно!
Как оказалось, место было выбрано в районе деревни Шоргутово (8-9 км от начала сплава).
Поставили палатку. Надо признаться, не без труда! Китайцы шьют ткань явно не по размеру дуг каркаса палатки. Разожгли костёр. Поужинали. Кстати, на лугу было очень много молодого щавеля, чем не преминули воспользоваться: сварили отличный суп, добавив в него картошки и тушёнки.
После 20-00 стало ОЧЕНЬ много комаров и мошек. Нещадно брызгались аэрозолями от насекомых. Как здорово, что в палатке была предусмотрена противомоскитная сетка - ни одно насекомое внутрь не проникло за всё время путешествия!
Пробовали ловить рыбу на поплавочную удочку - безрезультатно! Тот же эффект с донной снастью. Поставили сетку вдоль берега. Проверили через 3 часа. Пусто.
Темнело неспешно. Около 24-00 - еще совсем вечер!

река Унжа около Макарьево

3 июня
00-30 - легли спать.
01-00 - стал накрапывать легкий дождь.
06-00 - проснулись от треска дождя по палатке. Костер практически потух (а ведь специально оставляли тлеть большие брёвна на утро). Варили суп и грели чай на бензиновой горелке. Вещь незаменимая в такую погоду, как оказалось!
12-00 - решили всё-таки отплывать. Отплыли. Дождь снова усилился. Вымочили насквозь ноги. Азарт постепенно сник. Удовольствия никакого!
15-00 - остановились на днёвку у деревни Большая Чежма на правом берегу на лугу-выпасе (16 км от точки старта). В 100 метрах от места стоянки обнаружили ржавый остов катера. Как потом, объяснили местные жители - этот катер в советские годы использовался для переправки людей на левый берег, где ждала машина, отвозившая на “большую землю”. С постройкой автомобильной трассы по правому берегу до Кологрива необходимость в катере исчезла и он теперь доживает свой век на берегу.
18-00 - приняли решение остаться на ночёвку. Хорошенько просушили вещи у костра. Погода улучшилась, выглянуло солнце.
19-00 - я открыл купальный сезон! Вода - градусов 14-15. Немного неприятно, но отлично взбодрило!
20-00 - снова пробовали ловить на спиннинг. Поклёвок не было вовсе. В сетку поймали окунька и подлещика. Сварили суп - ухой назвать язык не поворачивается!
С раннего вечера в соседнем кустарнике пьянствовали местные мужики. Выяснилось, что у одного из них “день рождения”. В контакт вступать с ними не хотели, но пришлось, так как у одного из них заглох мотоцикл. Подтолкнули. Пообщались. Тип этот рассказал, что местные ребята как-то несколько лет назад "уделали" москвичей и на спор переехали Унжу на УАЗике, в то время как джип гостей заглох посередине реки, наглотавшись воды моторным отсеком! :-)
24-00 - началась гроза. Еле-еле успели убрать вещи в палатку. Хорошо, что в ней был предусмотрен специальный отсек для вещей.

4 июня
01-30 - вышел из палатки проверить на месте ли лодки (так как затаскивать на высокий берег мы их не стали). Уже светлело!
08-00 - завтрак, отплытие. Погода ясная, ветреная. Волны почти как на море, местами даже с барашками. Девчонки подвизгивали при ударах о борта лодок!
13-00 - остановились в устье реки Княжая - притока Унжи (24,5 км от начала сплава) в одном километре от живописно расположившейся на левом берегу Унжи деревни Ильинское. Как ни удивительно, на этот раз снова были лавки и столик. Почти по-домашнему. Да и пляж песчаный очень порадовал!
15-00 - немного позагорали несмотря на ветер и температуру не выше +22 градусов.
16-00 - перегородили Княжую сеткой без особой надежды на успех. Через пару часов, убедившись в безрезультатности, переставил сеть на Унжу (вдоль берега).
Целый день наблюдали летящие на разных эшелонах самолеты в западно-восточном (и обратно) направлениях. По всей видимости где-то в этих местах проходит одна из воздушных трасс из Европейской части в Сибирь и на Дальний Восток страны. На следующий день, кстати, самолетов уже видно не было!
18-00 - пытался “бросать” спиннинг на Княжей. Использовал самый легкий воблер из имевшихся. В душе надеялся поймать хариуса, про которого много слышал. Говорят, европейский хариус до сих пор есть в верховьях Унжи и её притоках.
23-00 - принялся небольшой дождь.
23-30 - легли спать из-за усилившегося дождя.

5 июня
10-00 - отплыли. Проверили сеть. Ура!!! Щурёнок, голавль и подлещик. Для такого бесклёвья - большая удача!
Плыли практически весь день с часовой остановкой на поздний обед у деревни Шлыково (39 км от Кологрива). Много фотографировали.
17-00 - с трудом нашли место для причала. Разместились на песчаном наносе-выступе, образовавшемся благодаря впадению маленького ручейка. Набирали воду прямо из него, даже не использовали фильтр. Вода - кристально чистая, в отличие от торфяно-коричневой унженской, которую фильтр мог очистить лишь до жёлтого цвета.
Набрали много “сувениров” на этой отмели: окаменелые остатки раковин древних моллюсков и отпечатки в окаменелых глинах. Река Унжа весьма известна такими древностями!
18-00 - отведав НАИВКУСНЕЙШЕГО (как нам показалось) борща из пакетиков с добавлением тушёнки, отправились дальше.
В скором времени пропала сотовая связь всех операторов.
20-00 - причалились, не доплыв до деревни Лисицыно нескольких километров. Берег оказался очень крутой. Лодки из воды доставать не стали, а только привязали покрепче.
Следов пребывания человек замечено не было. Места совсем дикие. Возможно, здесь появляются только рыбаки. Лая собак тоже слышно не было как на прошлых стоянках. Так что - полное уединение и слияние с природой!
22-00 - уха!!!
22-30 - красивейший закат и тихий вечер! Но комарья-я-я!! Просто жуть!
24-00 - отбой.

6 июня
10-00 - отплытие.
10-15 - поняли, что сделали ошибку с выбором последней стоянки: замечательный песчаный пляж оказался буквально в 300 м ниже по течению!
11-00 - заметили рыбака из местных. Ловил на поплавочную удочку с берега.
Начал подниматься сильный ветер. Грести приходилось вдвоём. Снова волны, брызги, визги!
С обеда небо стало хмуриться, с запада приблизилась огромная серая туча. Естественно, нас снова замочило! Хорошо, что туча задела лишь краем.
Не обращая на трудности внимания, продолжали грести. Планировали закончить сплав в деревне Высоково. Но она почему-то всё не хотела показываться!
16-00 - доплыли! Пристали к широкому песчаному пляжу на левом берегу. Правый берег очень крутой и сильно подмыт - сплошная осыпь (что видно на одной из фотографий). Итого прошли 57 км от Кологрива. Суммарно затратили на сплав приблизительно 25-27 часов. На первый раз неплохо!
17-00 - сдули и просушили на солнце лодки. Доели остатки провианта. Поднялись на крутой берег в деревню (вид сверху - очень живописный!), откуда уехали на машине в Шарью. река Унжа

______________________________________________________________________________________________________

Источник информации и фото
Команда Кочующие
Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 10. Верхне-Волжский район/ Под ред. В. П. Шабан. — Л.: Гидрометеоиздат, 1966. — 528 с.
Государственный водный реестр РФ: Унжа. Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012.
http://kostromka.ru/
http://www.rusfishing.ru/
Рыжавский Г. Я. Бассейн Верхней Волги. — М.: Физкультура и спорт, 1981. — С. 108—109, 113. — 192 с. — (По родным просторам). — 56 000 экз. (обл.)
http://manturovo.sitecity.ru/
Унжа — статья из Большой советской энциклопедии
Унжа в «Словаре современных географических названий»
Шестакова Л. Г. Унжа // Вологодская энциклопедия / гл. ред. Г. В. Судаков. — Вологда: Русь, 2006. — С. 482. — ISBN 5-87822-305-8.
Сайт Википедия.
http://www.skitalets.ru/

Вот и подходит к концу мой небольшой цикл заметок о Кологривском крае. Но без рассказа о реке Унжа не обойтись. Здесь будет больше туристической информации, в приложении треки и карты с привязками, но и фото немного будет, правда они всё больше ландшафтные.

Мой проводник по лесам Костромской области, директор заповедника "Кологривский лес" Павел каждый раз спрашивал меня: "Ну что ты все в лесу, да в ёлках комаров кормишь, давай на реку, на простор. Отправимся сплавом от песчаного холма, на котором была крепость Старого Кологрива! Извилистыми меандрами, по чистой воде дойдем до нового Кологрива." Наконец мы решились. Взяли маленькую надувную лодочку на двоих, но только чтобы вошел туда рюкзак с фототехникой, приготовили на всякий случай маленький трехсильный бесшумный четерехтактный мотор, и пошли, дней на пять.

Увидев наш тяжелый для двоих скарб, инспектора решили подвезти путешествующих, погрузили лодку на прицеп. За рекой Унжей, за Кологривским мостом надо двигаться направо, в сторону Варзенги и Шаблово по широкой грунтовой грейдерной догоге. Вот промелькнула слева заброшенная деревня Павлово, а слева популярная у летних дачников Бурдово. Дома в Бурдово выходят прямо у речным отмелям, поэтому деревня не умирает. Махнула рукой деревянная скульптура, указывающая путь к Музею Ефима Честнякова и Ефимову ключику.

У деревни Черменино есть удобных спуск, автомобиль может подобраться прямо к воде. Тишина, Высокие ели правого берега, растущие на холмах, темнеют, рассказывая о скором вечере. Почти неслышно мы начинаем свой путь вверх, мимо холма, на котором был Старый Кологрив. Его мы излазим завтра, с утра, погода обещает быть хорошей.

Павел спешит подняться вверх, до деревни Вяльцево, чтобы на берегу поставить скромную палатку и переночевать. Мы идем по реке в межень (маловодный период), не стоит опасаться резкого подъема воды, как это бывает в горных или дальневосточных реках. Так что твердый и чистый берег очень подходит для стоянки, с открытого места ветер сдувает комариков. То, что у нас с собой газовая горелка, помогает не рубить ивняк на берегу (от него все равно мало толку), и весь произведенный мусор мы забираем с собой.

Как говорит один известный пейзажный фотограф: "Я достаю фотокамеру, когда солнце уже скрылось за горизонтом". Это как раз такой случай, небо и отблески закатного солнца большим отражателем освещают реку, в которой плещется рыба. Плеск рыбы и игра воды на перекатах у камней стали единственными звуками, которые слышны. Нет даже тонкого писка вездесущего среднерусского комара.

Зато утром есть возможность осмотреть русло. Река ощутимо мелеет выше по течению.

Попробуем разобраться, почему год от года мелеет не только Унжа, но и десятки других рек Средней полосы, Севера. Верховья Оки, Дона, раньше были судоходными, до Кологрива ходили пароходы известного по произведениям классиков товарищества "СамолетЪ". Есть несколько разных мнений, мы беседуем об этом с Павлом. Он местный житель, вырос на реке и отлично знает ее характер и изменения, произошедшие за последние 40 с лишним лет.

По мнению О. ЧИЖОВА, доктора географических наук, виной всему стал молевой сплав леса, который начался на Унже и других реках Вологодской и Костромской области. Он сам был в числе исследователей, проектировавших использование этого метода в 1928 году. Вот что он пишет. "Объясняются столь большие изменения в состоянии реки тем, что с 1930 года перешли на молевой сплав —лес пошел россыпью, отдельными бревнами. Я тогда был, в сущности, мальчишка, мне было 25 лет, и не понимал, к каким последствиям это может привести.Да и начальник партии инженер В.В.Цинзерлинг и начальник сплавного отряда инженер А.В.Прилуцкий, организатор этого более «рационального» способа (меньше работы, не нужно бревна сплачивать в плоты прим. автора), думаю, тоже не представляли себе последствий молевого сплава, считали его временной мерой — ради скорейшего выполнения плана первой пятилетки (в четыре года, как известно). А последствия оказались страшными, и не только для Унжи и ее притоков, но и для многих других сплавных рек севера России.

Вот как виделось это художнику из городка Мантурово, ниже по Унже.

Ранней весной, по большой воде бревна сталкивались в реку и вода несла их вниз, они были почти неуправляемые. Много тонуло, какие-то заносило песком или выбрасывало на берег. За этим не следили.

До сих пор в некоторых местах можно видеть дно, устланное стволами из Кологривского леса. Река измельчала, множество вырубленных деревьев уменьшило объем переносимой воды из лесных ручьев. Правда, некоторые ученые эту теорию опровергают. Но все равно, пару десятков лет берега могли выглядеть вот так.

Сейчас стволы по берегам почти все заросли ивняком, который во время ледохода не дает расчистить мелеющее русло. Однако, путь для байдарки, небольшой лодки средь безлюдных берегов пока остается свободным, течение довольно быстрое, вода чиста и прозрачна. На кадре ствол дерева, сохранившийся с середины прошлого века.

Так, за историями из прошлого и обсуждением теорий обмеления, мы доходим до большого песчаного обрыва, за которым был наверное, мифический Старый Кологрив. На карте Костромского наместничества 1792 года он присутствует, на карте Стрельбицкого 1874 года носит название местечка Горка, на советской топографической 1989 года он уже исчез, край реки зарос лесом.

Обрыв впечатляет. На песчаном холме ели и пихты растут под самыми разными углами, на вершине уже старые, почти столетние хвойные деревья. Угол подъема, на мой взгляд, почти 70 градусов. Приходится осторожно подниматься по ложбине слева, стараясь не сорваться.

В отвесных обнажениях хорошо видны почвенные слои, в песчаных прослойках я обнаруживаю несколько окаменелостей.

Некоторые из них напоминают мне картинки из Большой советской энциклопедии, где рассказывается о древней фауне морей Юрского периода.

Вот справа белая трубочка в сечении - наверное точно известный каждому школьнику семидесятых "чертов палец". Помнится, я собирал их в подмосковье, в ельниках Клинского района. Эти же пусть полежат тут, а то нечего будет показывать другим гостям отвесного склона.

На вершине холма муравейник. В моховом слое хороша видна старая муравьиная дорога, по которой система лесных "общежитий" сообщается между собой или расселяется, когда семья становится слишком большой.

Но солнце, время, течение зовут нас дальше, к следующей стоянка. Следующий обрыв на левом берегу, не менее высокий, но обжит. Беседка, оборудованное кострище предлагает следующий лагерь сделать тут. Я спускаюсь с обрыва вниз за вещами и на меня буквально налетает черный коршун, наверное молодой. Он кружит рядом, интересуется, старается запомнить странное существо с большой белой трубой, а потом усаживается на отмель противоположенного берега. Различаю коншуна я похвосту, который имеет заметный треугольный вырез внутрь.

Стоянка эта находится в высокоствольном сосновом бору чуть выше деревни Колохта. Напротив - песчаная коса и пляж, на котором нет человеческих следов. Вода прозрачная, видно дно.

А если пройти несколько сот метров вперед, можно увидеть следы подсочки деревьев. Сейчас этот промысел почти не используется, а раньше так добывали сосновую смолу, для того чтобы делать канифоль. Или скипидар, лечебно - воспитательное средство от лени и других разных болезней. Обычно специальным резцом делали очень много надрезов по коре в виде елочки, вершиной вниз, смола стекала в специальную емкость.

Наша лодка отходит от высокоствольного соснового бора.

Впереди, за Колохтой нас ждет другой мир, влажный и тенистый. Начинаются Ельники.

Прибрежная полоса встречает зарослями хвощей такой пышности, что я делаю заметку на память. Это все потому что влажность реки соседствует с солнечным, освещенным склоном. Наверное, здесь хорошо делать фотографии насекомых или девушек в росе, в стиле Юли Втюриной или Римантаса Дихавичуса. Как говорится, кому что ближе.

Я же довольствуюсь водомерками, которые скопились у солнечного луча, который пробивается через лапы елей. Рискуя свалиться прямо в небольшой омут, с нимней точки делаю примерно 500 кадров хаотично двигающихся созданий. А в видоискателе у меня космические звездолеты, ранний Лукас со звездными войнами и молодой Люк Экайуокер. Из всей серии только в одном кадре сложилось положение водомерок в организованный звездный патруль.

Река то мелеет и мы выходим из лодки, ведем ее в поводу в высоких болотных сапогах, то попадаем в стремнину. Мотор выключен. Бесшумно двигаемся вперед, я с биноклем и телеобъективом на носу, Павел на руле. И конечно видим много птиц. Очень много, причем ниже по течению, ближе к заповеднику, разнообразие увеличивается.

Кряквы даже не стали взлетать, вероятно хорошо им было на солнечном теплом камне, покрытым подсохшими водорослями.

Серая цапля, более осторожная, маскируется под ветку дерева. Но все равно потом привыкла, дала себя рассмотреть.

Особенно удивила меня встреча с белолобым гусем, невесть как оказавшимся летом на Унже.

Дело в том, что Кологрив считается Гусиной столицей России, это в городе такой бренд. Местные жители организовали заказник "Кологривская пойма", запретили в нем охоту и подкармливают зерном на пролете стаи гусей и казарок. А ученые их изучают, ставят передатчики и логгеры на пернатых. В определенный период, на майские праздники в окрестностях города сосредотачиваются несколько тысяч гусей, я правда еще не был в это время на Унже, поэтому фото будет от Алексея Терентьева, местного жителя.

Еще несколько птичек, которых к слову, можно увидеть и в центре города Кологрива, на пруду.

Следующая стоянка - на высоком левом берегу чуть выше деревни Илешево. Здесь уже немного больше мусора, оставленного различными туристами. Но все равно комфортно, есть навес и стол.

Следующий переход будет прямо до Кологривского моста, осталось несколько километров. А дальше уже можно решать, покидать реку или продолжать сплав вниз, до Мантурово. Русло становится шире, река глубже, берега меняются.
Участок, который мы прошли показался мне безопасным приспособленным для неспешного семейного отдыха. Я видел грудного младенца с молодыми родителями на байдарке, купающихся детей, людей в возрасте. Прямо в нескольких сотнях метров от реки Шаблово с его музеем Ефима Честнякова, воду из реки можно смело пить, рыбаков в летний период немного, раньше говорили о засилии сетей и электроудильщиков на реке - но мы не зацепили не одну сеть опущенным мотором, подплывали к плавающим пластиковым меткам, там тоже на было сетей. Весной характер реки конечно будет другим. И все же приглашаем читателей на верховья Унжи.

Поскольку река не входит в запрещенную территорию заповедника, быть на ней можно всякому. А сотрудники заповедника помогут словом или каким-нибудь делом, поскольку прекрасно знают эти места.

И напоследок. Несколько привязанных к местности карт для Ozy Explorer (космическая, стрельбицкого, двухкилометровка) можно скачать тут/data/away/732cb0925f3879bea451e99470d14751/ с моего Яндекс - диска. Это будет полезно тем, кто хорошо знает программу и понимает, зачем она нужна. Всем остальным мой набор с границами заповедника (куда не стоит лазить), точками стоянок, маршрутом по реке для для бесплатной Google Планета Земля вот тут/data/away/e73d90e9f9c83abd8efe520ee90413ec/ , опять же на моем Яндекс - диске. Мой живой рассказ о Кологривсом крае, встреча с сотрудниками заповедника и музея состоится в субботу, 7 февраля в 16 часов на фестивале "Первозданная Россия" В Центральном Доме Художника, Москва, ул. Крымский Вал, 10, ЦДХ на втором этаже. Приходите.

04:54 pm - Унжа у её истоков

У́нжа - река на территории Вологодской и Костромской областей Российской Федерации, левый приток Волги. Образуется при слиянии рек Кема и Лундонга и, протекая по территории Костромской области, впадает в Унженский залив Горьковского водохранилища около города Юрьевец(Ивановская область). Протяжённость реки Унжи - 426 км, площадь бассейна - 27 800 км². Средний расход воды в 50 км от устья 158 м³/с, наибольший - 2 520 м³/с, наименьший - 7,82 м³/с.

Основные притоки - Кунож, Вига, Нея (правые) ; Княжая, Межа, Пумина, Белый Лух, Чёрный Лух (левые) .

На реке расположены города: Кологрив, Мантурово, Макарьев.

Уже после своего образования из Кемы и Лундонги Унжа довольно широка, а после впадения Куножа и Виги река расширяется до 60 метров. В верхнем и среднем течении в малую воду обнажаются небольшие перекаты, скорость течения небольшая. Правый берег почти на всём протяжении реки высокий, крутой, селения располагаются преимущественно на нём. Левый берег - более низкий, местами заболоченный, лес часто отделяется полосой кустарника. Встречаются песчаные пляжи.

В нижнем течении у Макарьева Унжа расширяется до 300 метров, ещё ниже начинает сказываться подпор Горьковского водохранилища на Волге. На последних 20 километрах река расширяется настолько, что чаще об этом участке говорят, как об Унженском заливе Горьковского водохранилища.

Ранее по Унже проводился интенсивный лесосплав, сейчас он прекращён, однако на отдельных участках в реке до сих пор большое количество топляка.

Верховья Унжи красивейшие места


Унжа образуется слиянием рек Лундонга (на переднем плане) и Кема


Унжа в нескольких километрах от начала


Унжа в верхнем течении


Устье реки Кунож(слева)


Посёлок Кунож - первый населённый пункт на Унже


Вскоре после пересечения границы Вологодской и Костромской областей Унжа принимает в себя реку Вига

January 26th, 2015

Вот и подходит к концу мой небольшой цикл заметок о Кологривском крае. Начало было тут и тут . Но без рассказа о реке Унжа не обойтись. Здесь будет больше туристической информации, в приложении треки и карты с привязками, но и фото немного будет, правда они всё больше ландшафтные.

Мой проводник по лесам Костромской области, директор заповедника "Кологривский лес" Павел каждый раз спрашивал меня: "Ну что ты все в лесу, да в ёлках комаров кормишь, давай на реку, на простор. Отправимся сплавом от песчаного холма, на котором была крепость Старого Кологрива! Извилистыми меандрами, по чистой воде дойдем до нового Кологрива." Наконец мы решились. Взяли маленькую надувную лодочку на двоих, но только чтобы вошел туда рюкзак с фототехникой, приготовили на всякий случай маленький трехсильный бесшумный четерехтактный мотор, и пошли, дней на пять.

Увидев наш тяжелый для двоих скарб, инспектора решили подвезти путешествующих, погрузили лодку на прицеп. За рекой Унжей, за Кологривским мостом надо двигаться направо, в сторону Варзенги и Шаблово по широкой грунтовой грейдерной догоге. Вот промелькнула слева заброшенная деревня Павлово, а слева популярная у летних дачников Бурдово. Дома в Бурдово выходят прямо у речным отмелям, поэтому деревня не умирает. Махнула рукой деревянная скульптура, указывающая путь к Музею Ефима Честнякова и Ефимову ключику.

У деревни Черменино есть удобных спуск, автомобиль может подобраться прямо к воде. Тишина, Высокие ели правого берега, растущие на холмах, темнеют, рассказывая о скором вечере. Почти неслышно мы начинаем свой путь вверх, мимо холма, на котором был Старый Кологрив. Его мы излазим завтра, с утра, погода обещает быть хорошей.

Павел спешит подняться вверх, до деревни Вяльцево, чтобы на берегу поставить скромную палатку и переночевать. Мы идем по реке в межень (маловодный период), не стоит опасаться резкого подъема воды, как это бывает в горных или дальневосточных реках. Так что твердый и чистый берег очень подходит для стоянки, с открытого места ветер сдувает комариков. То, что у нас с собой газовая горелка, помогает не рубить ивняк на берегу (от него все равно мало толку), и весь произведенный мусор мы забираем с собой.

Как говорит один известный пейзажный фотограф: "Я достаю фотокамеру, когда солнце уже скрылось за горизонтом". Это как раз такой случай, небо и отблески закатного солнца большим отражателем освещают реку, в которой плещется рыба. Плеск рыбы и игра воды на перекатах у камней стали единственными звуками, которые слышны. Нет даже тонкого писка вездесущего среднерусского комара.

Зато утром есть возможность осмотреть русло. Река ощутимо мелеет выше по течению.

Попробуем разобраться, почему год от года мелеет не только Унжа, но и десятки других рек Средней полосы, Севера. Верховья Оки, Дона, раньше были судоходными, до Кологрива ходили пароходы известного по произведениям классиков товарищества "СамолетЪ". Есть несколько разных мнений, мы беседуем об этом с Павлом. Он местный житель, вырос на реке и отлично знает ее характер и изменения, произошедшие за последние 40 с лишним лет.

По мнению О. ЧИЖОВА, доктора географических наук, виной всему стал молевой сплав леса, который начался на Унже и других реках Вологодской и Костромской области. Он сам был в числе исследователей, проектировавших использование этого метода в 1928 году. Вот что он пишет. "Объясняются столь большие изменения в состоянии реки тем, что с 1930 года перешли на молевой сплав —лес пошел россыпью, отдельными бревнами. Я тогда был, в сущности, мальчишка, мне было 25 лет, и не понимал, к каким последствиям это может привести.Да и начальник партии инженер В.В.Цинзерлинг и начальник сплавного отряда инженер А.В.Прилуцкий, организатор этого более «рационального» способа (меньше работы, не нужно бревна сплачивать в плоты прим. автора ), думаю, тоже не представляли себе последствий молевого сплава, считали его временной мерой — ради скорейшего выполнения плана первой пятилетки (в четыре года, как известно). А последствия оказались страшными, и не только для Унжи и ее притоков, но и для многих других сплавных рек севера России.

Вот как виделось это художнику из городка Мантурово, ниже по Унже.

Ранней весной, по большой воде бревна сталкивались в реку и вода несла их вниз, они были почти неуправляемые. Много тонуло, какие-то заносило песком или выбрасывало на берег. За этим не следили.

До сих пор в некоторых местах можно видеть дно, устланное стволами из Кологривского леса. Река измельчала, множество вырубленных деревьев уменьшило объем переносимой воды из лесных ручьев. Правда, некоторые ученые эту теорию опровергают. Но все равно, пару десятков лет берега могли выглядеть вот так.

Сейчас стволы по берегам почти все заросли ивняком, который во время ледохода не дает расчистить мелеющее русло. Однако, путь для байдарки, небольшой лодки средь безлюдных берегов пока остается свободным, течение довольно быстрое, вода чиста и прозрачна. На кадре ствол дерева, сохранившийся с середины прошлого века.

Так, за историями из прошлого и обсуждением теорий обмеления, мы доходим до большого песчаного обрыва, за которым был наверное, мифический Старый Кологрив. На карте Костромского наместничества 1792 года он присутствует, на карте Стрельбицкого 1874 года носит название местечка Горка, на советской топографической 1989 года он уже исчез, край реки зарос лесом.

Обрыв впечатляет. На песчаном холме ели и пихты растут под самыми разными углами, на вершине уже старые, почти столетние хвойные деревья. Угол подъема, на мой взгляд, почти 70 градусов. Приходится осторожно подниматься по ложбине слева, стараясь не сорваться.

В отвесных обнажениях хорошо видны почвенные слои, в песчаных прослойках я обнаруживаю несколько окаменелостей.

Некоторые из них напоминают мне картинки из Большой советской энциклопедии, где рассказывается о древней фауне морей Юрского периода.

Вот справа белая трубочка в сечении - наверное точно известный каждому школьнику семидесятых "чертов палец". Помнится, я собирал их в подмосковье, в ельниках Клинского района. Эти же пусть полежат тут, а то нечего будет показывать другим гостям отвесного склона.

На вершине холма муравейник. В моховом слое хороша видна старая муравьиная дорога, по которой система лесных "общежитий" сообщается между собой или расселяется, когда семья становится слишком большой.

Но солнце, время, течение зовут нас дальше, к следующей стоянка. Следующий обрыв на левом берегу, не менее высокий, но обжит. Беседка, оборудованное кострище предлагает следующий лагерь сделать тут. Я спускаюсь с обрыва вниз за вещами и на меня буквально налетает черный коршун, наверное молодой. Он кружит рядом, интересуется, старается запомнить странное существо с большой белой трубой, а потом усаживается на отмель противоположенного берега. Различаю коншуна я похвосту, который имеет заметный треугольный вырез внутрь.

Стоянка эта находится в высокоствольном сосновом бору чуть выше деревни Колохта. Напротив - песчаная коса и пляж, на котором нет человеческих следов. Вода прозрачная, видно дно.

А если пройти несколько сот метров вперед, можно увидеть следы подсочки деревьев. Сейчас этот промысел почти не используется, а раньше так добывали сосновую смолу, для того чтобы делать канифоль. Или скипидар, лечебно - воспитательное средство от лени и других разных болезней. Обычно специальным резцом делали очень много надрезов по коре в виде елочки, вершиной вниз, смола стекала в специальную емкость.

Наша лодка отходит от высокоствольного соснового бора.

Впереди, за Колохтой нас ждет другой мир, влажный и тенистый. Начинаются Ельники.

Прибрежная полоса встречает зарослями хвощей такой пышности, что я делаю заметку на память. Это все потому что влажность реки соседствует с солнечным, освещенным склоном. Наверное, здесь хорошо делать фотографии насекомых или девушек в росе, в стиле Юли Втюриной или Римантаса Дихавичуса. Как говорится, кому что ближе.

Я же довольствуюсь водомерками, которые скопились у солнечного луча, который пробивается через лапы елей. Рискуя свалиться прямо в небольшой омут, с нимней точки делаю примерно 500 кадров хаотично двигающихся созданий. А в видоискателе у меня космические звездолеты, ранний Лукас со звездными войнами и молодой Люк Экайуокер. Из всей серии только в одном кадре сложилось положение водомерок в организованный звездный патруль.

Река то мелеет и мы выходим из лодки, ведем ее в поводу в высоких болотных сапогах, то попадаем в стремнину. Мотор выключен. Бесшумно двигаемся вперед, я с биноклем и телеобъективом на носу, Павел на руле. И конечно видим много птиц. Очень много, причем ниже по течению, ближе к заповеднику, разнообразие увеличивается.

Кряквы даже не стали взлетать, вероятно хорошо им было на солнечном теплом камне, покрытым подсохшими водорослями.

Серая цапля, более осторожная, маскируется под ветку дерева. Но все равно потом привыкла, дала себя рассмотреть.

Особенно удивила меня встреча с белолобым гусем, невесть как оказавшимся летом на Унже.

Дело в том, что Кологрив считается Гусиной столицей России, это в городе такой бренд. Местные жители организовали заказник "Кологривская пойма", запретили в нем охоту и подкармливают зерном на пролете стаи гусей и казарок. А ученые их изучают, ставят передатчики и логгеры на пернатых. В определенный период, на майские праздники в окрестностях города сосредотачиваются несколько тысяч гусей, я правда еще не был в это время на Унже, поэтому фото будет от Алексея Терентьева, местного жителя.

Еще несколько птичек, которых к слову, можно увидеть и в центре города Кологрива, на пруду.

Следующая стоянка - на высоком левом берегу чуть выше деревни Илешево. Здесь уже немного больше мусора, оставленного различными туристами. Но все равно комфортно, есть навес и стол.

Следующий переход будет прямо до Кологривского моста, осталось несколько километров. А дальше уже можно решать, покидать реку или продолжать сплав вниз, до Мантурово. Русло становится шире, река глубже, берега меняются.
Участок, который мы прошли показался мне безопасным приспособленным для неспешного семейного отдыха. Я видел грудного младенца с молодыми родителями на байдарке, купающихся детей, людей в возрасте. Прямо в нескольких сотнях метров от реки Шаблово с его музеем Ефима Честнякова, воду из реки можно смело пить, рыбаков в летний период немного, раньше говорили о засилии сетей и электроудильщиков на реке - но мы не зацепили не одну сеть опущенным мотором, подплывали к плавающим пластиковым меткам, там тоже на было сетей. Весной характер реки конечно будет другим. И все же приглашаем читателей на верховья Унжи.

Поскольку река не входит в запрещенную территорию заповедника, быть на ней можно всякому. А сотрудники заповедника помогут словом или каким-нибудь делом, поскольку прекрасно знают эти места.

И напоследок. Несколько привязанных к местности карт для Ozy Explorer (космическая, стрельбицкого, двухкилометровка) можно скачать тут https://yadi.sk/d/j5jSCsDPeFVhx с моего Яндекс - диска. Это будет полезно тем, кто хорошо знает программу и понимает, зачем она нужна. Всем остальным мой набор с границами заповедника (куда не стоит лазить), точками стоянок, маршрутом по реке для для бесплатной Google Планета Земля вот тутhttps://yadi.sk/d/C2_q1v60eFVrX , опять же на моем Яндекс - диске. Мой живой рассказ о Кологривсом крае, встреча с сотрудниками заповедника и музея состоится в субботу, 7 февраля в 16 часов на фестивале "Первозданная Россия" В Центральном Доме Художника, Москва, ул. Крымский Вал, 10, ЦДХ на втором этаже. Приходите.

Река Унжа, Унженское городище, Макарьев, курганы предков, синяя костромская тайга. Это в той части России, о которой не говорят на страницах глянцевых журналов и в теленовостях. На границе Костромской, Нижегородской области есть дивный затерянный, патриархальный мир, где дети на улицах поселков сами подходят к тебе и говорят “Здравствуйте”, девушки с чуть раскосыми глазами, рыжими волосами и веснушками мило тебе улыбаются, мужики степенны и немногословны, а гостю в знак особого расположения могут поднести драгоценную мерянскую черную соль.

Это Унжа-река, зеленое море лесов с редкими пыльными дорогами и прожилками студеных речек, иногда пересыхающих летом.


Старый вятский тракт у д. Дешуково. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

Столица Унженского края город Макарьев. В Макарьев поезда не ходят. Добраться в этот бывший край лесопромышленников, крестьян-миллионщиков, раскольников и сектантов, народных художников и сильных колдунов можно только на автомобиле. От Костромы почти 200 километров по разбитым дорогам через Судиславль, Островское, Кадый. Зимой дымами печей, а летом травяными улицами и куполами церквей встретит вас патриархальный Макарьев.

Посад переросший позднее в город образовался вокруг монастыря основанного в 1439 г. преподобным Макарием Желтоводским, пришедшим сюда, после разорения татарским ханом Угу-Магометом Желтоводского монастыря, где он был настоятелем.


Река Унжа весной. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

Унжа на которой стоит город - река древнего мерянско-марийского пограничья. Правый берег - мерянский, левый - марийский. Так было в раннем средневековье, так было еще лет сто назад.

Унжа- река..
в ней раки и рыбы
носят мерянские имена:
Айма и Лайви, Пашай и Кираш..
Унжа-река..
Унжа-река..

Перефразированный Денис Осокин. «Овсянки»

  • Этносы

Формирование костромской мери и ветлужских мари, автохтонов нынешней Костромской земли, сложилось на основе двух близких финно-угорских культур раннего железного века: Ананьинской в Волго-Камье, из которой потом развилась Азелинская культура, и Дьяковской в Волго-Окском междуречье. У костромских мерян в большей степени заметно влияние Дьяковской культуры, наслоившейся на протосаамскую культуру более древнего автохтонного населения, а у ветлужских мари преобладают черты Азелинской.

  • Костромские мари

Меря и мари родственники. Даже самоназвание их, похоже. На северо-западном диалекте марийского, самоназвание народа, в отличие от литературного варианта «мари», звучит «мӓрӹ»,. На вопрос «ты чей?» ветлужские мари отвечают «мӓрӹн», то есть марийский, что в славянской транскрипции записывается как «мерен». Это является одним из доводов сторонников культурной близости, если не тождественности мерян и мари. Среди них такие известные историки и языковеды как М. Фасмер, Т. С. Семёнов, С. К. Кузнецов, Д. А. Корсаков.


Меря. Реконструкция Ивана Купцова

Но дело не только в похожести самоназваний народов. Слишком много переплелось между ними в чащах костромской тайги, камышах бесчисленных рек и топей её болот. Об этом мы и расскажем в этом материале, совершив виртуальное путешествие на Унжу.


Унженские плёсы. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

  • Унжа-река

Богатейшая многовековая история и культура древней Унженской земли, наличие множества памятников археологии, удивительная топонимика и этнография - являют собой бескрайнее нетронутое поле деятельности для историков, археологов, краеведов, фольклористов.

  • Мифы финно-угров

Например, еще слабо изучен фольклорный пласт о «панах» который является одним из универсальных мерянских и марийских этнических маркеров.

Многочисленные сказания о «панах», в позднее время, отождествлявшихся с «литовскими воровскими людьми» времен Смутного времени, сохраняют, как увидим ниже, элементы преданий, сложившихся в гораздо более раннюю эпоху.

В стародавние времена, передает одна из легенд, в окрестностях села Валы, рядом с Макарьевым, обитали «паны», люди крупного телосложения, всю жизнь проводившие в военных походах и разбоях.

Кладоискатели в курганах, на берегах рек и в самом деле находили многочисленные костяки больших размеров, оружие и различные шумящие украшения. В легендах «паны» явно мыслятся как аборигены края, не знавшие православной веры, так как в захоронениях не встречаются ни крестики, ни другие изображения христианского культа.
В лесах Ветлужско - Унженского междуречья, ходит такая легенда:

«паны» это не нашей веры люди, которые когда-то в старину жили в этих местах. Они нападали на жителей, уводили скот. Местные жители несколько раз пытались их прогнать, но безуспешно, но не смогли их одолеть, потому, что они были очень сильны и хорошо вооружены. Пока благодаря одному сметливому человеку «панов» не перебили. После панов долго сохранялись в народе перстни и украшения, но теперь их трудно встретить, потому что они были неудобны для ношения - велики и потому переделаны в другие вещи. (Записал священник в.Ильинский)

По своему происхождению все выше перечисленные истории - объединены с идентичными легендами бытующими от Марий Эл до Карелии. В них мы видим один финский мифологический мотив.

Они сходны с наиболее ранними финно-угорскими сказаниями о великанах, восходящими к представлениям наших людей о первопредках. Из них видно, что художественное сознание родоплеменного общества сохранялось в более поздние периоды, чуть отставая от социальной жизни, потому деятельность более поздних народных героев находила отражение в традиционной образной форме.


Архаичная резьба. Фото с сайта http://valuh.livejournal.com

  • Язык

Не был забыт местными жителями и древний язык предков - «панов». По Унже еще в середине 20-го века был распространен удивительный язык называемый «жгонским».

Жгонский язык относится к числу так называемых «условных языков» поволжских ремесленников, которые употребляли подобные языки в качестве особых корпоративных средств общения с целью, чтобы разговоры не были понятны окружающим. Впервые наличие особого языка у костромских шерстобитов отметил В.И. Даль. Региональные и этнические особенности этого языка — интереснейшая тема, совершенно, к сожалению, не затрагиваемая специалистами., а между тем, жгонский содержит не мало мерянской и марийской лексики.

Вот, к примеру, марийско-мерянская лексика в жгонском из собрания Бондалетова, изредка с нашими дополнениями.


Жители Макарьева. Типичные финно-угорские лица. Фото: Татьяна Гапошкина.

Арбез, арбезя - парень; арбезька - ребенок; арба - ребенок, мальчик; арбушка - девочка; Ербез, ербезя - парень; ербезенок - мальчишка, ребенок; ербезеночек - ребенок, ребеночек; ербезька - сын; ербишка, ербишечка - мальчик, мальчишка, мальчишечка; прихлить ербезенка - родить. Марийск. рвезе - малыш, изи рвезе - мальчик
Башково, вашково - скоро, быстро; вашкетно, башкетно - быстро; башкетнее, башковее - быстрее, скорее; башковый, вашкетный - быстрый, скорый; побашковее - побыстрее; Башкетить - торопить. Марийск. вашкаш - торопиться; вашкен - торопливо: вашке - скоро.
Валгаж - день; белгаж (+ явное влияние русского слова "белый") - мел, бумага, сахар, снег, град, все белое; белгажовый - белый; белгажовые - булки; волгаж, волгажовый, Валгажовый - дневной, белый, светлый; валгажовые - сутки; волгаженить, волгажетиться - светать. Марийск. волгыдо - свет, светло; волгыжаш - рассветать.
Вата - баба. Марийск. вате - жена, женщина.
Вид - вода, река; вит - вода, дождь; вид хлит - дождь идет; витить, видить - мыть; Вититься, видиться - мыться; вит, вид - озеро, пруд; повититься - помыться, искупаться; Вывитить - измочить; навитить - налить; витный, видный - мокрый; видник, витник - колодец; витячий - колодец; витовая - река; витовый - пароход; витоносное - ведро; Вительник - полотенце; вительный, витерный, виченный, обвиченный, обвитенный - мокрый. Марийск вуд (у - ипсилон=ижица) - вода, водяной.
Вычур, высур - пять; вычур иксов - пятак, 5 копеек; вычурница - пятерка; вычурный - пятый; вычуром - впятером. Марийск. выч, визьт - пять; вичыр - пятак.
Гогуза, гогузя, гогузень - старик, дед, отец; гогузный - старший. Марийск. о шон гугыза, диал. кугызай - старик; шон го - стариковский.
Елашты, глашты, еланьки - брюки, штаны; елашты кокурные (букв. штаны вторые) - кальсоны; подъелаштники - подштанники. Марийск. йолаш - штаны.

  • Топонимика


Мерянское городище. Фото: Галина Суслова.

Окрест Макарьева как и сотни лет назад простираются нехоженые леса, болота, реки истаринные деревни с причудливыми названиями.

  • Деревни

Пелегово - от личного имени Пелег, пеле - отпрыск.
Аманово - от личного имени Аман, Аманай - видно, похоже.
Карыково - карык диал. вырубка, выем в стене.
Шемятино - от личного имени Шемят, Шемятай - небольшого роста, коротышка.
Лопалово - лоп - низина.
Шохра - шохра - лес на болоте.
Илейкино - от личного имени Илей, Илейка - жизнеспособный, молодой.
Кукуй - кукуй, кук - холм, возвышенность над рекой.
Мелешево - от личного имени Мелеш - близкий к сердцу.
Самылово - от личного имени Самыл, образовано от христианского Самуил.
Сокорново - сокор, сокыр - слепой.
Полома - пола - древн.фин - ягода. родствен. марийск. полан - калина. ягодное место.
Шохра - заболоченный лес.


Нея-река.Фото с сайта: http:// ko44.ru

  • Реки

Унжа - от древнепермского - унджа - ручей, река.
Томша - томаша, тымаша - шум.
Нерег - нёр, нёрго - сырой, влажный, заболоченный.
Шокша - шокшо - тёплый, незамерзающий.
Пода - древне.пермск. пода - корень, побег.
Шомохта - шом - гидрооснова, от др.уральского сом-ручей, ухт или охта - гидроформант- волок.
Койка - кой - древне.пермск. - род, родство, га - гидроформант.
Нозома - от древне.пермск. нёзь, неж - низина, лощина, топкое место, ма - гидроформант.
Водгать - вӱд - вода.
Пизвас - пиз, пиж- корень древне.пермск. происхождения означающий нечистое место, формант вас - возможно видоизмененное вож - корень, источник.
Шолокша - шола - левый, кша, кса - гидроформант.
Кусь - куз, кусь- ель.
Томша - томшо - приятный.
Яхронка - яхр - озеро, пруд.
Воломша - древне.ф-у топооснова вола, вала - провал, долина, ша - гидроформант.
Юронгаш - юр, йыр - древн.пермск. топооснова - омут, глубокое место в воде, глубь, га - гидроформант.
Коклаш - кокла - средний.
Вожора - вож - корень, вожора - корневище; корневая система.
Лахтога - лахт, ляхт - приалто-финск. источник воды.
Тоехта - древн.ф-у. той - поддержка, опора, прут, вершина, хта - гидроформант.
Лехта - лекташ - выходить, выйти; покидать (покинуть) пределы чего-н.
Вонда - ванды, вонды - куст, росток, рукоятка, род большой верши, морды из лоз для ловли рыб в ярах.
Шилекша - ши - древне.ф-у гидрооснова. кша - гидроформант.


Жители Макарьевской стороны. Фото: Петр Бушманов.

  • Ономастика

А современные русские локальные фамилии восходят к древним дохристианским именам и прозвищам напоминающими о недалёких временах, когда жившие здесь меря и мари ещё говорили на родном языке.

Алябышев - московитское мирское имя Алабыш встречается в грамотах уже с XV века. Любопытно, что один из Алабышей (1556), ямщик, был сыном Колоба и, очевидно, по деду носил фамилию Перепечин - пример традиционных родовых имен по сходным предметам или калькамс туземных языков. (Фасмер). Алябыш, олябыш - изделие из теста: у жителей верхнего Поволжья это пирожок, у жителей Вятки - колобок.
Шешин - шеш - ямный овин для сушки снопов перед полотьбой. мерян.-мар.
Мазин - маза, маз- красиво, красивый. От личного имени Мазай. мерян.-мар.
Улегин - улеги, улиги - простые, грубые кожаные башмаки, арханг., вологодск., перм., улеви мн. "крестьянская обувь", перм., унеги "верхние сапоги из оленьей шкуры", сиб., улиги "мягкие женские туфли без каблуков", петергофск. (Булич, ИОРЯС 1, 330). Согласно языковеду Калиме, родственно фин. uilo, uilokas "полусапожки с широкой, загнутой кверху подошвой".
Шурканцев - 1. шурка - хохол, хохолок; торчащий клок перьев у птиц. мерян.-мар. 2. меряно-марийский женский головной убор "шурка". Название происходит от слова «шур» - рог, «шурка» - дословно переводится «рогатый»
Шоляков - мерян.-мар. мирское имя Шоляк - братишка.
Телешев - теле - зима, зимний. мерян.-мар.
Конышев - мерян.-мар. мирское имя Коныш - кон - дом, +ыш - суфф. Домашний.
Вагурин - вага, вагы - рычаг, шест. мерян.-мар.
Шиганов - шига - рыба ёрш. мерян.-мар.
Шабанов - шабан - проклислый, вязкий, топкий. мерян.-мар.
Шабаров - шаба - дитя. мерян.-мар.
Каргашин - каргаш - проклинать, проклясть. мерян.-мар.
Мардасов - мерян.-мар. мирское имя Марда - средний. от др.финн. мардас - существо мужского рода.
Кокырев
Симанов - мерян.-мар. мирское имя Симан - румяный, молодой.
Тетенев - от прозвища Тетень. Оно ведет свое начало от глагола «тетенькать», значение которого В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет следующим образом: «ласкать, качать, тешить ребенка, нянчиться». От тете, тетя - дитя, детский. мерян.-мар.
Чамин - мерян.-мар. мирское имя Чам, Чамай - чам, цам - жеребенок
Катаев - мерян.-мар. мирское имя Катай - ката-й - древн. финнск. стойкий, выносливый
Шинов - шин, шун - глина. мерян.-мар.
Толмаков - мерян.-мар. мирское имя Толмак. От толмаш, толаш - приход, прибытие, приходящий.
Кокурин - кокыр, кокур уст. полкопейки, грош. мерян.-мар.
Серышев - серыш - письмо; текст с сообщением для отправления кому-либо. Серыше - прич. от сераш 2. прил. пишущий. мерян.-мар.
Шабаров - мерян.-мар. мирское имя Шабар. От волго-финнск. шабра - сосед, товарищь.
Суснин - сусна - свинья. мерян.-мар.
Челиков - челык - божница, святое место. мерян.-мар.
Корёгин - фамилия образована от топонима - Корёга - река текущая в тиснине, овраге.
Пагин - мерян.-мар. мирское имя Пагин. От паг+ин - древн. пермск. финнск. - небольшая рыба, потомок.
Таламанов - мерян.-мар. мирское имя Таламан, Талай, Талим. От тале - сильный, быстрый, смелый. мерян.-мар.
Шадрунов - мерян.-мар. мирское имя Шадра, Шадрун. От шадыра, шадра - рябой. мерян.-мар.
Шалагин
Визяев - мерян.-мар. мирское имя Шала, Шалага. От шала - кисть кудели, перен.смс. привет, поклон. мерян.-мар.

Полностью перейдя на русский язык чуть более двухсот лет назад, на территории нынешней Костромской области меря и мари физически никуда не исчезли. Об этом, как мы видим, свидетельствует распространённый среди современных жителей Унженской земли антропологический тип, финно-угорские фамилии, особенности языка, топонимика. Потаённая Финноугрия и ныне живет и здравствует среди нас.