Перспективное планирование по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой

Цель: рассказать детям о пробуждении природы весной; воспитывать любовь к природе.

Зал украшен репродукциями на тему «Весна»: А. К. Саврасов, «Грачи прилетели»; И. И. Левитан, «Март», «Весна. Большая вода», «Первая зелень»; Ф. А. Васильев, «Оттепель»; И. И. Шишкин, «Апрель»; А. А. Вялое, «Зеленый шум».

Ход занятия

I. Вводная часть занятия.

Ведущий. Ребята! Обратите внимание на репродукции. В них отражены три периода весны: весна света, весна воды и весна травы.

1-й ребенок.

Март - первый месяц весны:

Природа гонит зимние сны,

Солнышко светит ярче, теплее,

И день становится длиннее.

Ведущий . 22 марта солнце светит целых 12 часов. Это день весеннего равноденствия. День равен ночи.

II. Отгадывание загадок.

2-й ребенок . Минутка загадок пришла,

Нам про весну задачу задала.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

3-й ребенок . Ходит по земле девица,

Все поет и веселится.

Взмах рукой - в цветах поляна,

Взмах другой - закат румяный. (Весна.)

III. Стихами и песнями встретим весну.

Ведущий . Чтобы побыстрее пришла весна, споем песню. Дети поют песню о весне.

Весна

(сл. Вышеславцевой, муз. В. Герчик)

Скоро снова зашумят

Листья молодые,

Загудят, заговорят

Пчелки золотые.

Затрепещет мотылек,

Желтый, как цветочек,

И пушком коснется щек

Теплый ветерочек.

Окропит поля дождем

Тучка голубая.

Загрохочет первый гром,

Землю облетая.

В нежной зелени кустов

Ручеек проснется.

Звонкой песней в небесах

Птичка отзовется.

Ведущий.

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая,

Гонит с нашей речки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Подснежник».

4-й ребенок.

В лесу, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу: погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?».

5-й ребенок.

Возвращаются певцы

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей.

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка, и дрозд

Занялись устройством гнезд.

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Дети исполняют песню.

Птичий дом

(сл. О. Высотской, муз. И. Дунаевского)

Чуть растопит солнце вешнее

На дворе у нас снежок.

Птичьи домики - скворечники

Мы построим из досок.

Припев:

Тук-тук молотком,

Строим, строим птичий дом!

На дворе тепло и весело,

Лед ломается в реке.

Птичий домик мы повесили

На березовом сучке.

Припев:

Ждем, ждем, птички, ждем,

Прилетайте в новый дом.

Ведущий. Мы ведем разговор о весне, а где же она сама? Надо ее обязательно позвать.

Дети .

Выйди к нам, Весна-красна!

Мы давно ждем тебя.

Выходи скорее,

Будет веселее!

Весна (вбегает на сцену в ярком платье, украшенном цветами, на голове — венок из цветов).

А вот и я, Весна-красна!

Кому я здесь была нужна?

Дети . Нам! Нам!

Весна .

Я - Весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки,

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду - в поле и в лесу -

Людям радость я несу.

Кто друг весне, спеши ко мне!

Чтобы заслужить одобрение,

6-й ребенок.

Пришла весна, пришла красна,

Цветы пестреют в поле,

И неба ширь светла, ясна,

И все живет на воле.

7-й ребенок.

Ручей бежит, бежит, шумит,

И шепчет лес листвою;

От птичьих песен лес звенит.

Как хорошо весною!

Ведущий.

Апрель - замечательный месяц

В наряде весенних цветов,

И пахнет пушистая зелень

Зеленых и круглых кустов.

Весна под музыку вальса кружит по сцене.

Весна.

Приметы весны

С неба солнце светит ярко,

Верба ранняя цветет.

Прилетели трясогузки,

Скоро будет ледоход.

Кукушка стала куковать -

Морозам больше не бывать.

Цветы черемухи цветут -

Похолоданье тут как тут.

Дым из труб и от костра

Кверху поднимается -

Значит, ясная погода

Завтра ожидается.

Ведущий . Последний месяц весны - май. В мае бывают грозы. В конце мая весна дарит людям праздник - бело-розовое душистое море цветущих яблонь, вишен, груш, черемухи.

8-й ребенок.

Все пышней и кудрявей

Березовый лес зеленеет;

Колокольчики ландышей

В чаще зеленой цветут;

На рассвете в долинах

Теплом и черемухой веет,

Соловьи до рассвета поют.

IV. Заключение.

Ведущий . Много было сказано о весне. Теперь предлагаю вам посмотреть видеофильм «Природа весной».

ПРОГУЛКИ В МАЕ

Прогулка 1 рассматривание ивы

Цели: расширять знания о растительном мире; учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями погоды; продолжать обучать описывать растения, отмечая различия сходства между ними.

Воспитатель обращает внимание детей на иву, чем она отличается от других деревьев. Все рассматривают крону, кору, листочки. Почему иву называют плакучей? Прикасаясь к коре, сравнивая ее с березовой, вспоминают, для чего служит кора дереву? Выполняет защитную функцию), есть ли кора на молодых веточках (есть, только она пока еще очень тоненькая).

Приметы: с листа ивы падают капли - будет дождь; туманы мае предвещают плодородие.

Поговорки и пословицы: «Аи да месяц май: и тепел, и голоден»; «Где в апреле река, там в июле лужица».

Стихотворение С. Вышеславцевой «Весна».

Загадки:

Тонкая красавица, косы распустила,

Зеленые веточки до земли спустила.

(Ива.)

Малоподвижная игра «Взрослому мяч бросай и живот-

называй».

Цели: расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов; развивать внимание и память. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бро-мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч, назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Например: фрукты -яблоко, груша, лимон, апельсин.

Можно использовать другие темы: овощи, деревья, домаш-же, и дикие животные, птицы, мебель, посуда, одежда, транспорт.

Подвижная игра «Картошка».

Прогулка 2

наблюдение за посадкой рассады на огороде

Цел и: формировать систему представлений о росте и развитии растений «от семени до семени»; закрепить представленияI о том, что растение выращивают из семян; упражнять в навыках посева и посадки; вызвать радость от совместного со взрослыми труда.

Перед высадкой рассады воспитатель спрашивает у детей почему это делают сейчас, а не месяц назад. Подводит детей к пониманию того, что для роста растения в грунте нужно тепло прогретая земля, достаточное количество солнечного света. Вместе с детьми сажает всходы, рассказывает технику посадки привлекает детей к посильной помощи.

Поговорки и пословицы: «Земля - тарелка, что положит: то и возьмешь»; «Без капусты щи негусты»; «Кто весной трудиться рад, тот осенью будет богат».

Стихотворения:

МАЙ

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад.

Пчелы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай! Что за месяц?

Это май!

Загадки:

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом... (картошка).

Дидактическая игра «Вершки - корешки».

Подвижная игра «Волк».

Малоподвижная игра «Волшебное зеркало».

ПРОГУЛКИ В МАЕ

Прогулка 3

рассматривание цветущего абрикосового дерева

Цели: уточнить представления о растениях весной (быстрый рост появление листьев и цветов); воспитывать бережное отношение к родной природе.

Воспитатель показывает детям цветущие плодовые деревья абрикос). Ветки у абрикоса растут в разные стороны, одну из них он осторожно наклоняет, чтобы дети рассмотрели бутоны | понюхали нежные белые цветки. Вспоминает названия других плодовых деревьев, которые дети знают (следует напомнить, что се плодовые деревья посадили люди; они заботятся о них, ухаживают за ними). Рассказывает о пользе фруктов для здоровья человека.

Приметы: если пчела садится на вишневый цвет, вишня уродится, если нет - вишни не будет; если пчелы роем гудят в цветущем абрикосе - завтра будет ясный день.

Поговорки и пословицы: «Май холодный - год голодный»; Дерево скоро садят, да не скоро от него плоды едят».

Стихотворения:

О чем мечтает садовод?

В его мечтах весь мир цветет

И люди, глядя на цветы,

Становятся добрей.

Пусть эти славные мечты

Исполнятся скорей!

Е. Серова

Дидактическая игра «Скажи, что ты слышишь?».

Цель: развивать фразовую речь.

Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, вни­мательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.).

Правила игры. Дети должны ответить полным предложением.

Цель: закреплять умения употреблять в речи глаголы, со­гласовывать слова в предложении.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен ответить на заданный вопрос. Игру желательно проводить по теме.

Пример: тема «Весна».

Взрослый. Солнце что делает? Дети. Светит, греет.
Ручьи что делают? Бегут, журчат.

Снег что делает? Темнеет, тает.

Птицы что делают? Прилетают, поют

Капель что делает? Звенит.

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту».

Труд на участке. Вместе с детьми подготовить грядки по I посадку, разровнять землю, сделать грядки. Закрепить с детьми умение правильно пользоваться инструментами: граблями, лопатой. В процессе трудовой деятельности развивать дружественные взаимоотношения, ответственность за порученное дело, умение доводить начатое до конца.

ПРОГУЛКИ В МАЕ

Прогулка 4

наблюдение за посадкой семян в клумбы

Цели: формировать навыки посадки растений; закрепим, представления о том, что растение вырастает из семени; напомнить фазы роста и развития растения, какие условия необходимы для нормального роста и развития.

При посадке различных семян в цветники напомнить детям, какие условия необходимы для нормального роста и развития растения. Почему мы сажаем семена тогда, когда солнышко хорошо прогрело землю. Вспомнить сбор семян осенью. Сказан, семена каких цветов будут высажены в клумбы, сравнить их по внешнему виду, цвету, форме, величине, попросить залом нить, где какие посажены цветы.

Приметы: багровые зори - к ветру.

Поговорки и пословицы: «Майский мороз не выдавит слез».

Стихотворения:

Как у нас на нашей грядке

Столько цветиков цветет!

Маргаритки, ноготки,

Астры - пестрые цветки,

Георгины и левкой.

Выбираешь ты какой?

Е. Благинина

Загадки:

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

(Ромашка.)

Дидактическая игра «Что это значит?».

Подвижная игра «Лягушки и цапля».

Дидактическая игра «Что происходит в природе?».

Труд на участке. Освобождение цветника от прошлогодних;высохших стеблей и листьев, мусора и камней. Подготовка к посеву семян. Выдергивать стебли надо аккуратно, чтобы не повредить корневую систему растения, находящуюся под землей.

Прогулка 5

наблюдение за движением солнца

Цели: обобщать и систематизировать представления о временах года; показать, что продолжительность дня зависит от времени года, от вращения Земли вокруг Солнца; закрепить знания детей о роли солнца в жизни растений, животных и человека.

На прогулке воспитатель обращает внимание детей на то, Как увеличилась долгота дня. Зимой дети приходили и уходили 13 детского сада в темноте. Сейчас они это делают в светлое время суток. Объясняет, почему это происходит.

Опыт по выявлению движения солнца по небосводу. Измерить длину тени дерева в одно и то же время в течение Недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Сделать вывод: солнце с каждым днем поднимается все выше и выше.

Приметы: во время восхода солнца духота - к ненастью.

Поговорки и пословицы: «Пришел май - под кустом рай»; |«<Май леса наряжает, в гости лето приглашает».

Стихотворения:

СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ

Скачут побегайчики,

Солнечные зайчики.

Мы зовем их - не идут.

Были тут и нет их тут.

Загадки:

Я всегда со светом дружен, если солнышко в окне, Я от зеркала, от лужи пробегаю по стене.

(Солнечный зайчик

Дидактическая игра «Что это такое?».

Дидактическая игра «Хорошо - плохо».

Цел ь: продолжать закреплять знания о правилах поведении на природе.

Ход игры. Воспитатель показывает детям значки правил поведения на природе, дети должны как можно полнее рассказать о том, что там изображено, что можно и что нельзя делам и почему.

Подвижная игра «Волк» (2-я половина дня).

Труд на участке. Помочь дворнику в уборке территории детского сада. Напомнить, как называются орудия труда дворника.

ПРОГУЛКИ В МАЕ

Прогулка 6

наблюдение за птицами

Цели: обогащать и систематизировать знания о птицах развивать наблюдательность, внимание; воспитывать бережное отношение к живой природе.Воспитатель вместе с детьми наблюдает за повадками и внешним видом птиц, кто где любит находиться: вороны - на толстых ветках деревьев, воробьи - на ветках кустов, голуби - на карнизах жилищ. Весна - период обустройства гнезд, соединения в пары выведения птенцов. Все слушают веселый гомон птиц. Песте заводят, как правило, птицы-самцы, тем самым привлекая самочку для создания семьи и выведения птенцов.

Приметы: голуби разворковались - к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: «Соловей - птица малая, и та знает, когда месяц май»; «Увидел скворца - весна у крыльца».

Стихотворение про птиц.

Загадки про птиц.

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Подвижная игра «Не намочи ног».

Игра-забава «Успей подхватить».

Подвижная игра «Пустое место».

Прогулка 7 наблюдение за растениями - барометрами погоды

Цели: учить наблюдать за растениями и животными как 1выми барометрами погоды, предсказывать погоду по наблюдениям за явлениями природы; формировать желание наблюдать за растениями.

Воспитатель рассказывает детям о том, что люди издавна замечали, как ведут себя растения в разное время года и в разное время суток. Особенно это было важно земледельцам: наблюдательному человеку растения порой «сообщали» сведения, заставлявшие его срочно принимать меры по спасению урожая. Растения могут предсказывать погоду. Береза весной выделяет жидкость к потеплению. Много желудей - к теплой снежной зиме. Сирень пахнет сильнее обычного - к дождю. Ягоды в изобилии –быть долгой холодной зиме.

Стихотворения: ВЕСНА

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Теперь весна-красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов. К. Кубилинскас

Загадки:

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Береза.)

Цель: развивать умение обобщать и классифицировать. Ход игры. Воспитатель называет обобщающие слова, а дети - видовое понятие.

Воспитатель. Насекомое-это...

Дети. Муха, комар...

Дидактическая игра «Что происходит в природе?».

Подвижная игра «Карусель».

Цель: учить одновременно двигаться и говорить, быстр* > действовать после сигнала.

Ход игры. Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правом рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

В соответствии с текстом дети идут по кругу: сначала мед ленно, потом быстрее, а под конец бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли». После того как дети пробегут два раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой ру кой, и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжаем вместе с детьми: Тише-тише, не спешите!

Карусель остановите! Раз-два, раз-два! Вот и кончилась игра!

Движение карусели становится постепенно все медленнее При словах «Вот и кончилась игра!» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.После того как дети немного отдохнули, воспитатель дает три звонка или три раза ударяет в бубен. Играющие спешат за­нять места на карусели, то есть становятся в круг, берут шнур.Игра возобновляется. Не успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда будет но­вая посадка.

Русская народная игра «Мячик кверху» (2-я половина дня).

ПРОГУЛКИ В МАЕ Прогулка 8

рассматривание божьей коровки (защита от врагов)

Цели: расширять и обогащать знания детей о мире насе­комых; показать детям средства защиты насекомого (яркая окраска, едкая жидкость).

Воспитатель находит вместе с детьми жучка, берет в руки, вместе любуются красотой маленького существа. Обращает внимание на желтое пятно, оставшееся после божьей коровки, защитная реакция насекомого. Эта жидкость очень горькая птицы, попробовав жука, больше никогда не будут есть его из-за горького вкуса. Птицам легко запомнить жука по его яркой предостерегающей окраске: «Меня есть нельзя - я не вкусный». просит детей вспомнить еще защитные приспособления насекомых (кузнечик - цвет, палочник - форма тела. Напоминает детям о бережном отношении к живым существам.

Приметы: комаров мало - овса и трав не будет.

Поговорки и пословицы: «Весной сверху печет, снизу морозит»; «Ласточка весну начинает, а соловей заканчивает».

Стихотворения:

Я - пятнистая букашка.

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.

Загадки:

У кого вся спинка в точках?

Кто пасется на листочках?

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам Оттуда хлеба?

(Божья коровка.)

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Дидактическая игра «Помнишь ли ты эти стихи?».

Подвижная игра «Не замочи ног».

Труд на участке.

Прогулка 9

наблюдение за растениями

Цели: продолжать устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов; выявить при­чины происходящих изменений; формировать желание наблю­дать за явлениями природы; обогащать знания о растительном мире ближайшего окружения.

Воспитатель обращает внимание детей на растения, вспоми­нает формы, изменения, происходящие в живой природе с при­бавлением светового дня, с увеличением количества теплых дней, прогревом почвы. Все подходят к наблюдаемым растени­ям (1-2 для наблюдения), что изменилось, почему?

Приметы: майская травка и голодного кормит.

Поговорки и пословицы: «Весной оглобля за одну ночь травой обрастает»; «Весной сверху печет, снизу морозит».

Стихотворение «Май».

Загадки: Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет все лето.

Коровам без нее - беда: Она их главная еда. (Трава.)

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающи­ми действия процесса.

Ход игры. Карлсон просит посмотреть на картинки и расска­зать, какие действия там совершаются.

Метель - метет, вьюжит, пуржит.

Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет...

Ворона - летает, каркает, сидит, ест, пьет, присажива­ ется... и т. д.

Дидактическая игра «Кто знает, пусть продолжит».

Подвижная игра «Ручейки и озера».

Цель: развивать ловкость

Ход игры. Дети строятся друг за другом по 4-6 человек, руки кладут на пояс или плечи стоящему впереди - это ручейки. По сигналу «Ручейки бегут!» дети бегут каждый в своей колон­не за ведущим. По сигналу «Озеро» каждая команда, взявшись за руки, образует круг. Выигрывает команда, которая быстрее построила круг. При повторении игры дети бегут с высоким подниманием колен, в полуприсиде.

Игра-забава «Развиваем внимание».

Труд на участке. Вместе с воспитателем работа на огороде. Выравнивание грядок.

ПРОГУЛКИ В МАЕ Прогулка 10 наблюдение за солнцем

Цели: учить наблюдать изменения в живой и неживой природе, рассуждать, сравнивать; прививать интерес к природе, к жизни растений и животных; развивать речь детей.

Воспитатель уточняет у детей, когда солнце сильнее греет -утром, днем или вечером. Вместе с детьми думает, что будет, если солнце перестанет светить. Подвести к значимости тепла и света для всего живого на земле.

Опыт с металлическими предметами.

Проверить, где они на улице больше нагреваются в тени или на свету - и в какое время суток. Перед заходом в группу потрогать землю руками в тени и на солнце. Сделать вывод, что на солнце земля теплее, поэтому и трава вырастает быстрее.

Стихотворение Я. Коласа «Песня о весне».

Загадки про солнце.

Дидактическая игра «Придумай другое слово».

Игра-забава «Считайте ногами».

Подвижная игра «Пятнашки».

Цель: развивать ловкость, умение ориентироваться в про­странстве.

Ход игры. Выбирается водящий, который получает цвет­ ную повязку и становится в центр площадки. После сигнала «Лови» все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-либо из играющих. Тот, кого коснулся водящий, отходит в сторону. Через некоторое время воспитатель подает команду «Стой!», игра останавливается, подсчитывают количе­ство пойманных и выбирают нового водящего.

Труд на участке. Поддерживать чистоту и порядок на своем участке и дорожках возле него. Помочь в уборке детям младших групп. Учить подбирать необходимые инструменты, оценивать результаты своего труда, гордиться выполненной работой.

Прогул ка 11 наблюдение за муравьями

Цели: углубить знания о муравьях, их образе жизни, роли в природе; формировать бережное отношение к муравьям.

Найти муравейник и понаблюдать за его обитателями. Под­нести маленькую травинку к ползущему муравью, и он крепко вцепится в нее. Дети могут увидеть, как муравей тащит груз, во много раз превышающий его самого. Если понаблюдать вни­мательно, то можно увидеть, что у муравьев есть усики, кото­рыми они все время шевелят: они ими чувствуют запах и осяза­ют. Встречаясь, они также трогают друг друга усиками, как будто здороваются. А на самом деле они узнают своих муравьев по запаху. Чужого муравья они выгоняют.

В муравейниках существует строгое разделение профессий. Одни муравьи ухаживают за потомством - это няньки. Другие чистят помещения гнезда - это уборщики. Третьи - строители, они возводят стены и крышу «дома». Муравьи-фуражиры - до­бытчики пищи, наблюдатели. На первый взгляд кажется, что муравьи вокруг муравейника бегают беспорядочно, мечутся, суе­тятся. На самом деле они движутся по строго определенным, постоянным дорогам. Более того, каждый муравей-охотник до­бирается по такой дороге до своего собственного охотничьего участка и только там ищет добычу. Участок этот довольно долго остается закрепленным за ним.Приметы: если вокруг муравейника много муравьев - к хо­рошей погоде; если муравьи прячутся в кучи, жди сильного вет­ра, дождя, грозы.

Поговорки и пословицы: «Весенние воды никто не уймет»; «Без дождя и травка не растет».

Стихотворения: МУРАВЬИ

Погляди на молодцов:

Веселые бойкие;

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг.

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может муравей!

Не обижайте муравья,

Его обидеть просто,

Ведь муравьи - они совсем,

Ну очень маленького роста.

Загадки: В лесу у пня суетня, беготня,

Народ рабочий весь день хлопочет:

Из лесного сора строит себе город. (Муравьи.)

Подвижная игра «Сороконожка идет по детсадовской до­рожке».

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры. Дети встают друг за другом, берут впереди стоящего за пояс, садятся на корточки и двигаются по кругу. За­дача - не упасть.

Дидактическая игра «Кто больше вспомнит».

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Русская народная игра «Большой мяч».

ПРОГУЛКИ В МАЕ

Прогулка 12 рассматривание одуванчика и его семян

Цели: вызвать интерес к самостоятельным наблюдениям за знакомыми растениями; уточнить представления дошкольников о последовательности роста и развития растения; учить на­ходить одуванчик в разных стадиях развития.

Во время прогулки попросить детей найти одуванчики, рас­смотреть. Не все одуванчики одинаковы, одни только расцвета­ют, у других уже желтая головка, а у некоторых - белая.

Рассмотреть семя «парашютик», выяснить его приспособи­тельное значение.

Приметы: если пасмурно, но цветки одуванчика открыты -дождя не будет.

Поговорки и пословицы: «Малая птичка соловей, а знает май»; «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами».

Стихотворения:

ОДУВАНЧИК

Белый одуванчик на солнышке блестит И легкою пушинкой на воздухе летит.

И. Полянский

Загадки:

Я шарик пушистый, белею в поле чистом. А дунул ветерок, остался стебелек.

(Одуванчик.)

Дидактическая игра «Бывает - не бывает». Дидактическая игра «Что это такое?». Подвижная игра «Стайка».

Подвижная игра «Маргаритки»

Цели: закрепить знания о растениях цветника; упражнять в беге с увертыванием.

Ход игры. С помощью считалки выбирают ведущего. Он в игре будет исполнять роль девочки Маргариты. Все остальные дети будут представлять цветы маргаритки. «Цветы» становятся в круг, а Маргарита находится в его центре. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:

Собирала Маргарита маргаритки на горе,

Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Хочет снова все собрать,

Только надо нас догнать.

Дети разбегаются по всей площадке, а Маргарита пытается их догнать и запятнать. Ведущий, догоняя ребенка, произносит:«Цветник». По этому сигналу запятнанный игрок должен пойти в «цветник». Когда там будет 5-6 детей, игра останавливается. Маргарита считает, сколько собрала «маргариток», и называет других соседей маргариток в «цветнике». Воспитатель отмечает, кто из детей был ловким в игре, кто назвал больше растений цветника.

Правила игры. «Маргаритки» начинают убегать только после команды «Догнать!». Названные растения второй раз по­вторять нельзя.

Прогулка 13

Цели: формировать познавательный интерес к лекарствен­ным растениям (подорожник, календула, одуванчик, крапива); показать их роль в жизни человека.

рассматривание лекарственных растений

Воспитатель проводит беседу о лекарственных травах и на прогулке показывает детям некоторые из них: знакомые (подо­рожник, календула, одуванчик) и новые (крапива), вспоминает с детьми, как люди используют свойства этих растений в лечеб­ных целях.

Приметы: сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.

Поговорки и пословицы: «Весна днем красна».

Стихотворения:

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ

Есть очень много трав полезных

На земле страны родной.

Помогут справиться с болезнью

Ромашка, мята, подорожник,

Крапива, ландыш, зверобой.

Загадки:

Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня!

(Крапива.)

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

(Подорожник.) Дидактическая игра «И я». Подвижная игра «Повар». Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

ПРОГУЛКИ В МАЕ

Прогулка 14

наблюдение за небом

При наблюдении за облачностью отмечать количество и фор­му облаков, напомнить их название, направление их движения. Количество облаков можно определить на глаз, характеризуя его словами «ясно», «облачно», «пасмурно».

Приметы: облака движутся с севера на юг - к ясной погоде.

Стихотворение С. Михалкова «Облака».

Загадки про облака.

Дидактическая игра «Дополни предложение».

Дидактическая игра «Кому что нужно?».

Подвижная игра «Кот на крыше».

Русская народная игра «Стадо».

Прогулка 15

наблюдение за ростом и развитием всходов

Цель: развивать любознательность, желание трудиться.

Во время осмотра грядок воспитатель вспоминает, какие культуры высажены на огороде. Находит изменения, произо­шедшие на них (увеличение количества листьев, рост стебля, появление новых частей: усов, бутонов, цветов). Вспоминает с детьми, какие условия необходимы для нормального роста и развития растений. Отмечает значение деятельности человека для посаженных всходов растений на огороде.

Стихотворение Е. Серовой «Садовод».

Загадки:

Что за скрип, что за хруст?

Как же быть без хруста, если я... (капуста).

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке

Зеленые пятки.

(Морковь.)

Дидактическая игра «Наоборот».

Подвижная игра «Повар».

Труд на участке. Прополка огорода. Показать, какие сорня­ки и как надо выдергивать. В первую очередь - лебеду. Выры­вать надо ближе к корню, чтобы удалить его вместе с растением.

Во время прополки у каждого ребенка должно быть ведерко для сорняков. Показать место, куда надо относить и складывать сорняки. По окончании работы пусть дети полюбуются грядка­ми, посмотрят, как просторно стало растениям после прополки, теперь они будут хорошо расти.

Прогулка 16 наблюдение за ветром

Цель: уточнять и расширять знания о многообразии нежи­вой природы, о воздухе, природном явлении «ветер», причинах его возникновения.

Воспитатель предлагает детям ответить, по каким признакам можно узнать, есть ли ветер, и как можно определить его силу.

Приметы: подул северный ветер - похолодает.

Поговорки и пословицы: «Зима весну пугает, а сама тает»; «Весною сутки мочит, а час сушит».

Стихотворения: «К нам весна шагает» И. Токмаковой, отрывок из «Сказки о мертвой царевне...» «Ветер, ветер! Ты могуч...» А. С. Пушкина.

Загадки:

Гнет к земле деревья, тучи нагоняет,

Пыль с дороги темной нам в лицо бросает.

И в реке, и в море волны поднимает.

Кто о нем загадку, дети, отгадает?

(Ветер.)

Дидактическая игра «Это правда или нет».

Подвижная игра «С кочки на кочку».

Подвижная игра «Хитрая лиса».

Весна идёт!.. Весне — дорогу!..Когда начинается весна, радуются все! Синички весело цвиринькают, собаки-улыбаки блаженно греются на солнышке, а коты почему-то стаями собираются на деревьях, сидят и молчат о чём-то своём кошачьем, весеннем!

И даже взрослые серьёзные люди (надеюсь, Вы себя к таковым не относите?:), перестают хмурится и думать о работе, а думают о Весне! Ну а что уж говорить о детишках! Для них всё весеннее удивительно, все здорово и весело! Мамы-папы, давайте поддержим это любопытство, давайте радоваться и удивляться вместе. А что может лучше подкрепить наблюдение за , чем хорошие весенние стихи для детей?

Михаил Пляцковский

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей — весеннее!

С. Вышеславцева

Весна

Скоро снова зашумят
Листья молодые,
Загудят, заговорят
Пчёлки золотые.

Затрепещет мотылёк,
Жёлтый, как цветочек,
И пушком коснётся щёк
Тёплый ветерочек.

Окропит поля дождём
Тучка грозовая,
Загрохочет первый гром,
Землю облетая.

В нежной зелени, в кустах
Ручеёк проснётся.
Звонкой песней в небесах
Птичка отзовётся.

И. Токмакова

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.

Алексей Плещеев

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…

Ну кто не знает это замечательное, солнечное, весеннее стихотворение про ласточку!..

Ласточка-касаточка

— Ласточка, ласточка, милая касаточка,
Где ты была? С чем ты пришла?
— За морем бывала, Весну добывала.
Лечу, несу
Весну-красу!

А воробушки, которые зимовали вместе с нами, тоже радуются весне!

М. Клокова

Воробей с берёзы
На дорогу — прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик!
Вот журчит в канавке
быстрый ручеек,
и не зябнут лапки —
Скок,скок, скок!
Высохнут овражки —
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки —
Чик-чирик!

В этой подборке я собрала для Вас и Ваших деток самые лучшие, самые любимые детские весенние стихи, с которыми мы встречаем весну — как классические, так и наши авторские. С Весной!!!

Самый первое стихотворение,которое вспоминается, как только начинают проглядывать первые весенние лучики и согревать землю, только начинается таять снег, -это знаменитое «Весна недаром злится…» Ф.И. Тютчева. Я помню, как этот стих мне рассказывала моя бабушка, а теперь я рассказываю его своим деткам.

Это — как раз про раннее весеннее время, когда идешь утром в садик — морозно, на ветках замерзли сосульки, на траве иней, и лужицы покрыты тонкой, прозрачной корочкой льда, которая так интересно хрустит и по ней разбегаются паутинка трещин, если наступишь. А можно взять ледяное стёклышко в руки и удивляться, какое оно тонкое и прозрачное, не каждый стеклодув сможет выполнить столь тонкую работу!

А идёшь в обед — солнышко пригревает, куда и подевались соульки и лед — вовсю капает, весело журчат ручейки, сверкая на солнце!.. ну а вечером снова ручьи замерзают, чтобы еще веселее побежать на следующий день.

Эта пора называется у нас «Весна с зимой борется».


Весна с зимой борется!

Ф.И. Тютчев

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

А жаворонки, которые «подняли трезвон в небе! Вы хоть раз их видели, живя в городе? Мы не видели настоящих жаворонков, зато спекли сдобные жаворонки из теста ! А попутно выучили несколько стихов и песенок об этих славных пташках.

Это даже не стих, а романс! Я помню первые строчки из эпиграфа к повести Виталия Бианки «Оранжевое Горлышко», про жаворонка и перепелок — замечательные рассказы о природе для детей у этого писателя, советую и Вам почитать с детками.

слова Н. Кукольника, музыка М. Глинки

Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей
Громче, громче льется.

Не видать певца полей!
Где поет так громко
Над подружкою своей
Жаворонок звонкий.

Ветер песенку несет,
А кому - не знает.
Та, к кому она, поймет.
От кого - узнает.

Лейся ж, песенка моя,
Песнь надежды сладкой…
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.

Вот такой он, жаворонок

А.К. Толстой

Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.

Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив,

И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землей.

Жуковский В.А.

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

А тепер — давайте вітати Весну українською мовою! Адже є чимало віршів для дітей про Весну!

Для найменших діток — дуже простий та гарний віршик:)

Вийди, вийди, сонечко,
На дідове полечко,
На бабине зіллячко,
На наше подвір’ячко.

Там маленькі діточки,
Як весняні квіточки,
Там вони граються,
Тебе дожидаються!

Павло Тичина

Блакить мою душу обвіяла.
Душа моя сонця намріяла,
Душа причастилася кротості трав –
Добридень я світу сказав!

Струмок серед гаю як стрічечка.
На квітці метелик мов свічечка.
Хвилюють, маюють, квітують поля
Добридень тобі, Україно моя!

А ще мені дуже подобається цей віршик про чорного кота. Коли він переходить дорогу,знайте: насправді чорні коти несуть Весну!..

М. Вінграновський

Іде кіт через лід
чорнолапо на обід.
Коли чує він: зима
його біла підзива.
— Ти чого йдеш через лід
І лишаєш чорний слід?
— Бо я чорний, — каже кіт, —
Я лишаю чорний слід.
Коли ж біла ти сама,
то білій тут дотемна!
І пішов кіт через лід
чорнолапо на обід.
Стала зимонька сумна:
за котом ішла весна.

Золотые искры на хвостах!

Тает лёд на заспанных озёрах,
И парует влажная земля.
Ранним утром сосны повивает
Тонкая тумана кисея.

Где растут, переплетясь ветвями,
Верболоза гибкие кусты,
Таинство свершается — в тумане
Расцветают первые коты.

Это происходит на рассвете,
И никто не видел никогда,
Как из почки, лопнувшей внезапно,
Кончик появляется хвоста.

Небольшой он, серый и пушистый,
И еще зеленоватый чуть.
И, на мир взирая в удивленьи,
С нетерпеньем котики растут!

Расцветут — и солнце зажигает
Золотые искры на хвостах…
Ну, а в городе приход Весны встречают
Песнями коты на гаражах!

Поздравляю Вас, клёны, с цветеньем,
С молодыми листками — кусты,
С тёплым солнцем — весеннюю землю,
Ну а солнышко — с небом Весны!

С появленьем — листки одуванчика,
С тёплым ласковым ветром — сосну,
С пробуждением — равлика-павлика,
Выполз он, чтобы встретить Весну.

И поводит он рожками сонно:
«Как тепло!Ничего не пойму!..»
Всё щебечет, растёт и смеётся,
И — представьте! — я тоже — цвету!..

А с какими стихами и песнями Вы встречаете Весну? Может, Вы тоже сочиняете что-то своё под весенним вдохновением?… Пишите в комментариях, присылайте фото, мы будем очень рады!..

P.S. Конечно, детских весенних стихов на самом деле гораздо больше, и в одну публикацию их не уместишь — тут нужен целый сайт! Но самые известные и лучшие мы постараемся выбрать. Ждите в следующем выпуске — !

(Прочитано 1 раз, 15 визитов сегодня)

Цикл произведений
для чтения детям в разных возрастных группах
на тему "Времена года"

Автор-составитель: заместитель заведующего по ВМР
Баженова Ольга Юрьевна


ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

ОСЕНЬ: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Художественная литература учит детей быть внимательными и бережно относиться к растениям и животным, показывает многообразие окружающего мира природы. Объяснить доступно ребёнку, почему нужно любить и беречь природу, поддержать их желание, узнавать окружающий мир, помогут художественные произведения:
В. Стоянов "Воробей";
А. С. Пушкин "Ветер, ветер, ты могуч…", "Осень";
М. Пришвин "Листопад";
Е. Чарушин "Кошка";
Е. Благинина "Дождик, дождик, не дожди…";
А. Толстой "Осень";
А. Плещеев "Птички улетели";
А. Твардовский "Лес осенью";
М. Волошин "Осень";
М. Авдеева "Разноцветный парк";
И. Бунин "Осенние листья по ветру кружатся";
А. Майков "Кроет уже лист золотой";
В. Мирович "Листопад".
Потешки:
"Солнышко, вёдрышко"
"Дождик, дождик, полно лить…"
"Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!"
"Котя, котя, коток"
"Ой, бычок, мой".

ЗИМА: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Закрепляем знания ребёнка об изменениях в зимней природе, стремимся вызвать у него чувство любования, восторга перед красотой зимнего пейзажа. В этом Вам, несомненно, помогут потешки:
"Как по снегу, по метели";
"Уж ты зимушка - зима";
"Ты, мороз, мороз, мороз",
а также считалки, загадки о зиме и произведения русских поэтов и писателей:
А. Барто "Ёлка";
И.Никитин "Зашумела, разгулялась";
Я.Аким "Первый снег";
И.Суров "Зима";
К.Чуковский "Ёлка";
В.Берестов "Снегопад";
А.Кондратьев "Метель";
С.Маршак "Декабрь", "Февраль";
М.Рагозин "Снежинка";
И.Токмакова "Медведь";
Е.Чарушин "Собака";
Л.Воронков "Снег идёт".

ВЕСНА: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Воспитать в ребёнке интерес к художественной литературе, научить его правильно воспринимать, чувствовать красоту пробуждающейся весенней природы Вам помогут произведения русских поэтов и писателей:
З. Александрова "Капель";
А. Майков "Весна";
В. Баратынский "Весна, весна";
С. Маршак "Апрель";
Г. Ладонщиков "Весна";
С. Вышеславцева "Весной";
А. Бродский "Солнечные зайчики";
А. Прокофьев "Солнышко";
А. Плещеев "Трава зеленеет";
Е. Благинина "Одуванчик"
П. Воронько "Березка".
Чтение и обсуждение следующих книг поможет Вам воспитать в ребёнке любовь к животным и бережное отношение к ним:
В. Сутеев "Кто сказал "Мау"?", "Три котёнка"
Г. Балл "Желтячок"
Е. Чарушин "На нашем дворе"
Д. Новиков "Кот Васька", "Воробьи".
Разучите с ребёнком потешки и заклички о весне:
"Весна, весна красна…"
"Травка-муравка"
"Солнышко-ведрышко"
"Дождик, дождик пуще…"

ЛЕТО: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!

В. Берестов "Веселое лето",
Б. Заходер "Волчек",
В.Жуковский "Знать солнышко утомлено",
А.Толстой "Колокольчики мои…",
З.Александрова "Ромашки",
Н.Курочкина "Нарядные платьица, желтые брошки",
С.Прокофьева "Сказка про холодную воду",
Я.Аким "Лето",
В. Сутеев "Цыпленок и утенок",
Д.Новиков "Пес Барбос", "Коза", "Утка", "Бычок",
М.Пришвин "Ребята и утята", "Береза", "Дуб", "Божья коровка", "Мать и мачеха",
М.Калинина "Про жука",
Ю. Тувим "Овощи",
Е. Чурушин "Коза", "Корова",
О.Григорьева "Хорошие родители", "Хозяин".
При описании явлений природы вы можете использовать песенки, потешки, заклички, пословицы: "Радуга-дуга",
"Дождик, дождик пуще!",
"Ты, рябинушка раскудрявая….",
"Привязала я козлика",
"Я козочка Ме-ме-ме",
"Ой, ду-ду",
"Ой бычок, мой бычок….",
"Дождик, дождик веселей" и др.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

ОСЕНЬ: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Сказки:
"Война грибов с ягодами", обр. В. Даля;
"Жихарка", обр. И. Карнауховой;
"Колосок", обр. С. Могилевской;
"Воробьишко" М. Горький;
"Волшебная иголочка" В. Осеева;
"Сказка о кругленьких и длинненьких человечках" Р. Сеф;
"Телефон", "Тараканище" К. Чуковский;
"Винни-Пух и все-все-все" А. Милн, пер. с англ. Б. Заходера.
Поэзия:
"Листопад" (отрывок) И. Бунин
"Осенние листья по ветру кружат..."А. Майков
"Уж небо осенью дышало..." А. Пушкин
"Мама! Глянь-ка из окошка..." А. Фет
"Первый снег" Я. Аким
"Уехали" А. Барто
"Добежали до вечера" Э. Мошковская
"Ветрено!" И. Токмаковой
"Чудеса" Ю. Тувим,
пер. с польск. В. Приходько.
Проза:
"Братишка" В. Вересаев;
"Показательный ребенок" М. Зощенко;
"Лисята" Е. Чарушин.

ВЕСНА: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Прочтите и выучите с ребенком стихотворение С. Маршака "О весне". Спросите, о каких признаках весны говорится в стихотворени Разберите с ребенком фразы "Облака бегут быстрее", "Весной природа просыпается". Обсудите, какое настроение вызывает у ребенка это стихотворение? Почему?
Прочитайте рассказ Е. Чарушина "Воробей". Побеседуйте с ребенком о прочитанном.
Что вы услышали: рассказ, сказку, стихотворение? (рассказ)
Как ребенок узнал, что это рассказ?О чем говорится в этом рассказе?Как бы ребенок назвал этот рассказ? Предложите придумать загадку о главном герое.
Предложите прослушать сказки: "Петушок и бобовое зернышко", "Лиса-лапотница" и пр.
Для заучивания наизусть: "Ножки, ножки, где вы были?", "Я знаю, что надо придумать",
"Олененок", "Пять котят спать хотят", "Кто рассыпал колокольчики".
Разберите с ребенком стихотворение, а затем его выучите.
Снег теперь уже не тот-
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.

ЛЕТО: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Художественная литература оказывает большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Чтение произведений русских поэтов и писателей поможет вам научить ребенка видеть красоту летнего пейзажа, развить в нем чувство прекрасного. Предлагаем ознакомить ребенка со следующими произведениями.
Е. Серова
Одуванчик
Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.
Легкое,
Воздушное, Ветерку послушное.

Л. Квитко
Одуванчик
Одуванчик серебристый,
как чудесно создан он:
Круглы-круглый и пушистый, солнцем теплым напоен.
На своей высокой ножке
Подымаясь к синеве,
Он растет и на дорожке,
И в ложбинке, и в траве.

СТАРШАЯ ГРУППА

ОСЕНЬ: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Познакомить ребенка с осенними явлениями вам поможет художественная литература.
Прочитайте ребенку отрывки из стихов русских поэтов.
А. Пушкин "Уж небо осенью дышало…", "Осень"
А. Майков "Осень"
И. Бунин "Листопад", "Первый снег"
А.К. Толстой "Осень. Обсыпает весь наш бедный сад"
А. Плещеев "Осень"
Выясните у ребенка о чем рассказывается в этих стихотворениях, пожеланию ребенка можно выучить одно
из них, например, А. Плещеев "Осень":
Осень наступила
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Почитайте ребенку рассказы об осени русских писателей:
Г. Скребицкий "Осень"
Н. Павлова "Осень"
А. Климов "В воде осенью"
В. Бианки "Сова", "Когда готовятся к зиме"
Выясните, что запомнил ребенок об осени из этих произведений, о каких приметах осени шла речь в рассказах.
Так же познакомьте ребенка с загадками, пословицами и поговорками об осени.
Например, пословица: "День прозевал- урожай потерял".

ЗИМА: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Прочитайте ребенку сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Выясните, понял ли он, какой была Снежная королева (холодной, бессердечной, равнодушной), какой была Герда (самоотверженной, доброй, решительной), почему Герде удалось спасти Кая (она была настоящим другом).Предложите рассмотреть картинки и назвать предметы, о которых говориться в сказке «Снежная королева» (ящик с кустом роз, санки, красные башмачки, муфта, золотая карета, длинный нож). Пусть подумает и скажет, кому из героев сказки принадлежит каждый из этих предметов (ящик с розами - бабушке, санки - Каю, красные башмачки, муфта и карета - Герде, длинный нож - маленькой разбойнице).
Прочитайте ребенку стихотворение русской поэтессы Т. Днепровской «Зимние дни».
Вьются, серебрятся
Звездные снежинки,
В роще опустелой
Замело тропинки.
Клонится под снегом
Сук седой, рогатый,
Скачет в белой шубке
Заюшка мохнатый.
Предложите выучить его, поработайте над правильным произношением звуков, четкости дикции и выразительностью речи.
Прочитайте ребенку русские народные сказки «Заяц - хвастун», «Финист - Ясный Сокол», «Хаврошечка», «Лиса и кувшин». Обратите внимание ребенка на красоту русского языка, образные выражения. Объясните, что народные сказки учат добру. Пусть ребенок попробует пересказать эпизоды сказок.

ВЕСНА: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Читайте ребенку дома и во время прогулок.
Почитайте рассказ К. Ушинского "История одной яблоньки".
Задайте ребенку вопросы по тексту:
- Как появилась в лесу хорошенькая яблонька?
- Что сделал с яблонькой садовник, когда пришел в лес?
- Что думала о себе яблонька, когда садовник посадил ее в саду?
- Что произошло с деревцем через год?
- Какие яблоки выросли на яблоне?
Прочитайте ребенку стихотворение Е. Стюарт о весне. Предложите выучить его, поработайте над правильным произношением звуков, четкостью дикции, выразительностью речи.Предложите ребенку нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Если потребуется, окажите ему необходимую помощь.
Прочитайте ребенку стихотворение С. Михалкова "Трезор".
Пусть ребенок даст характеристику щенку, расскажет, каким он был (шаловливым, непослушным, неугомонным), а потом, после повторного чтения, перечислите все, что натворил щенок, не пропуская ни одной из шалостей щенка и не меняя их порядок.

ЛЕТО: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Художественная литература оказывает большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Чтение произведений русских поэтов и писателей поможет вам научить ребенка видеть красоту летнего пейзажа, развить в нем чувство прекрасного. Предлагаем ознакомить ребенка со следующими произведениями.
Божья коровка
Мне на пальчик села.
«Божья коровка,
Ты куда летела?
И куда, малютка,
Ты теперь спешишь?
Скоро пальчик кончится,
Ты и улетишь.
Крылышки-скорлупки
Весело расправишь...
Поиграть тебя со мной
Как заставишь?»

Евгений Корюкин

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

ОСЕНЬ: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Ваш ребенок уже довольно взрослый, может достаточно долго слушать Ваше чтение и полноценно обсуждать услышанное. Поэтому мы рекомендуем:
читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день;
перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату;
если ребенок устал, проведите физкультминутку;
во время чтения книги выясните значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации;
беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал;
предложите ребенку нарисовать картину к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Помните, что книга помогает ребенку познавать мир. Также Вы можете использовать рекомендуемые произведения для закрепления знаний ребенка о явлениях природы, для иллюстрации наблюдаемых явлений.

И. Соколов-Микитов "Осень в лесу", "Золотая осень", "Листопадничек".
М. Лессовая "Листья солнцем наливаются…"
Г. Снегирев "Как птицы и звере к зиме готовятся"
Л. Кон "Рожь"
С. Есенин "Нивы сжаты…"
В. Бианки "Как муравьишка домой спешил"
Прочтите ребенку стихотворение И. Бунина "Листопад" и предложите его выучить:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца…
Не забывайте разбирать и пояснять непонятные слова и речевые обороты.
Вопросы по содержанию:
- С чем сравнивает поэт осенний лес? Почему?
- Какие цвета нашел поэт в осеннем лесу?
- Что имеет в виду автор, говоря о "лазури голубой"?
- Почему о листве клена говорится, что она сквозная?
- С чем сравнивает поэт елочки? Почему в своем стихотворении он говорит: елочки темнеют?
- Какое настроение возникает у ребенка во время чтения этого стихотворения?
- Каким голосом нужно читать, тихим или громким?
Предложите ребенку нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.



Предложите ребенку придумать загадки о буйном Ветре, шибком Вихре, добром Дожде и матушке Осени.
Прочитайте ребенку русскую народную сказку "Золотой венок", предложите ответить на вопросы:
- Зачем Маша отправилась в поле?
- Кем оказались три молодца, которые загадывали девушке загадки?
- Какой подарок получила Маша от Осени?
Прочитайте ребенку рассказ К. Паустовского "Первый снег" (отрывок из рассказа "Прощание с летом").
Задайте вопросы по тексту:
- Почему писатель считает ноябрь самым грустным временем в деревне?
- Как он почувствовал тишину?
- Что сказал о первом снеге дед Дмитрий?
- Сто было последней памятью о лете?
коры. В такое время необходимо подкармливать птичек. Синички любят сало.

ЗИМА: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Рекомендуемая литература для чтения детям:
Н. Сладков "Суд над декабрём";
В. Одоевский "Мороз Иванович";
"Двенадцать месяцев" (славянская сказка) перевод С. Маршак;
Г.-Х. Андерсен "Снежная королева";
Ю. Дмитриев "Для чего нужен снег?";
С. Есенин "Пороша";
А. С. Пушкин "Зима! Крестьянин торжествуя…";
А. Яшин "Покормите птиц";
"Два Мороза" в обработке М. Л. Михайлова;
Л. Чарская "Зима".
Прочтите детям рассказ В. Бианки "Синичкин календарь. Январь". После прочтения выясните: Почему синичка не поняла, что ночью в доме была елка? Как воробьи объяснили ей, что такое календарь? Что сказал синичке Старый Воробей о январе?
Прочтите ребенку отрывок из стихотворения А. С. Пушкина о зиме. Предложите выучить его. Выясните с ребенком значение не совсем понятных ему слов и выражений.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы...

ВЕСНА: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге рекомендуется продолжить через изучение следующих произведений.
Март
Нанайская сказка "Айога" (помочь понять сказку, оценить характер главной героини; воспитывать отрицательное
отношение к лени; постарайтесь вспомнить пословицы о трудолюбии и лени).
Русская народная сказка "Снегурочка" (рассказывание).
Апрель
А. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" (побуждать детей давать оценку поступкам и действиям героев).
Е. Благинина "Шинель" (заучивание).
- Почему ты шинель бережешь?-
Я у папы спросила,-
Почему не порвешь, не сожжешь?-
Я у папы спросила.-
Ведь она и грязна и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
- Потому я ее берегу,-
Отвечает мне папа.-
Потому не порву, не сожгу,-
Отвечает мне папа.
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!
Май
П. Воронько. "Лучше нет родного края" (заучивание).
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!

ЛЕТО: ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!
Художественная литература оказывает большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Чтение произведений русских поэтов и писателей поможет вам научить ребенка видеть красоту летнего пейзажа, развить в нем чувство прекрасного. Предлагаем ознакомить ребенка со следующими произведениями.

Когда солнышко взойдет
Когда солнышко взойдет,
Роса на землю падет,
Пастух выйдет на лужок.
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет.
Выговаривает:
«Вы гоните-ка скотину
На широкую долину,
На большую луговину».
Гонят, гонят молодицы.
Гонят красные девицы,
Гонят стары-старики.

  • < Назад
  • Вперёд >