Международные отношения второй половины 20 века периоды. Международные отношения второй половины хх века. Вопросы и задания

Международные отношения - явление, в котором отражается историческая эпоха. В XIX в. они были не такими, как в XVIII в., а во второй половине XX в. не такими, как в его начале. Особенности международных отношений второй половины XX в. определялись целым рядом обстоятельств, в том числе расколом мира на две противостоявшие друг другу системы; созданием атомного и других видов оружия, способных мгновенно уничтожить все человечество; глобализацией международных конфликтов и др. Это вызывало, с одной стороны, повышенную напряженность в мире и, с другой стороны, стремление тысяч людей защитить себя от угрозы уничтожения. Большая часть рассматриваемого периода прошла под знаком двух тенденций: противоборства и (или) мирного сосуществования. С первой тенденцией были связаны «холодная война», гонка вооружений, создание сети военных баз, региональные конфликты и войны и др.; со второй - обоснование программ мирного сосуществования, борьба за разоружение, движение за мир, безопасность и сотрудничество народов. В отдельные десятилетия брала верх то одна, то другая из названных тенденций. Так, например, 1950-е годы стали временем наибольшего развертывания «холодной войны», а 1970-е годы - периодом разрядки международной напряженности. Что касается 1990-х гг., то они связаны с общим изменением геополитической ситуации в Европе и мире.

О многих событиях международных отношений второй половины XX в. мы говорили в предыдущих параграфах. Вы уже знаете о начале «холодной войны», послевоенном урегулировании в Европе и германской проблеме, конфликтах и войнах в Юго-Восточной Азии, ближневосточ­ном и Карибском кризисах и др. На основе этих событий можно составить конкретное представление о том, кто и как осуществлял международную политику, почему возникали и чем завершались те или иные конфликты и т.д.

Вместе с тем важно рассмотреть вопросы международных отношений данного периода в целом, так как это позволяет увидеть общую картину мировой политики этого периода - расстановку сил и характер отношений между отдельными государствами и группами стран; изменения международного климата от обострения к «потеплению» отношений и наоборот; деятельность международных организаций и движений и т. д.

«Холодная война» началась на исходе 40-х гг. XX в. Когда же она закончилась? Некоторые пытались говорить о завершении этого состояния в международных отношениях в 70-е гг., когда наступила полоса разрядки международной напряженности. Но последовали афганские события, приход к власти неоконсерваторов с их жесткими внешнеполитическими позициями, начался новый виток гонки вооружений. Про­тивостояние продолжилось. Другим рубежом называли середину 80-х гг., когда советским руководством были обоснованы принципы нового мышления в международных отношениях. Третий рубеж - начало 90-х гг., когда распался СССР и «восточный блок», а с ними и одна из составляющих биполярного мира. Но и после этого в международных отношениях продолжают сохраняться некоторые явления, характерные для периода «холодной войны». Рассмотрим основные этапы «холодной войны».

Решающим десятилетием в развертывании «холодной войны» стали 50-е годы, когда и в США, и в СССР было создано атомное и термоядерное оружие, а позже - межконтинентальные баллистические ракеты, которые могли доставить его к цели. Между двумя лидерами развернулась гонка вооружений. Наращивание военной мощи со­провождалось созданием в противостоявших друг другу странах определенного общественного настроения. Это было ощущение постоянной внешней угрозы, запугивание силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция двух лагерей, враждебного окружения. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес, бывший тогда государственным секретарем США, говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооруженных сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».

Стремление укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Первенство в этом принадлежало США.

Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жестких формах в других регионах мира, в первую очередь там, где народы, освободившиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это были государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлек внимание великих держав. СССР выступил в поддержку арабских стран. США встали на сторону Израиля. В 1956 г. произошел Суэцкий кризис. Поводом для него стала национализация Суэцкого канала правительством Египта. В ответ на это войска Израиля, Великобритании и Франции вторглись в Египет. СССР заявил о готовности оказать помощь Египту. Страны-агрессоры вынуждены были вывести свои войска.

1949 г. - создан блок НАТО.

1951 г. - образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).

1954 г. - создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).

1955 г. - заключен Багдадский пакт (Великобрита­ния, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО.

1955 г. - образована Организация Варшавского договора.

СОБЫТИЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

1946-1954 гг. - война вьетнамского народа против французских колонизаторов.

1950-1953 гг. - корейская война.

1964-1973 гг. - участие США во вьетнамской войне.

За мир и безопасность

Люди, относившиеся к поколениям, прошедшим через войну, не хотели ее повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений, вспыхивали военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге состоялся Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов этого движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.

В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству.

В Бандунгской декларации были предложены следую­щие принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:

1) Уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН.

2) Уважение территориальной целостности всех стран.

3) Признание равенства всех рас и равенства всех на­ций, больших и малых.

4) Воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другой страны.

5) Уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН.

6) а) Воздержание от использования договоренности о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;

б) воздержание любой страны от оказания нажима на другие страны.

7) Воздержание от актов или угроз агрессии или применения силы против территориальной целостности или политической независимости другой страны.

8) Урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими, как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, так же как другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН.

9) Содействие взаимным интересам и сотрудничеству.
10) Уважение справедливости и международных обязательств.

В 1961 г. освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включилось около 100 государств.

В 70-е гг. XX в. антивоенная деятельность получила новое развитие в Европе в рамках движения «зеленых». Первоначально это было движение «гражданских инициатив» в защиту окружающей среды. Защищая природу и человека от угрозы уничтожения, «зеленые» включились в антиядерное движение, развернули акции протеста против гонки вооружений, конфликтов и войн.

Проблемы разоружения

В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность вопроса о разоружении была признана в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан Международный комитет по разоружению. Однако практическое решение поставленных вопросов оказалось делом сложным. Одним из достижений на этом пути стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Советским Союзом, США и Великобританией Договора о прекращении испытаний ядерного оружия в трех средах - атмосфере, космическом пространстве и под водой. Позже к договору присоединились свыше 100 государств. В 1972 г. началось подписание Международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и об их уничтожении.

Поворот к разрядке международной напряженности

Разрядка международной напряженности началась там же, где эта напряженность возникла, - в Европе. Ее отправным пунктом стало урегулирование отношений вокруг Германии. Следующим важным шагом явились советско-американские переговоры на высшем уровне, состоявшиеся в 1972-1974 гг. На них был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Договоренности по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, стали предпосылками для развития общеевропейского сотрудничества. Для того чтобы прийти к названным соглашени­ям, каждой из сторон потребовалось приложить серьезные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особый вес достигнутому.

Г. Киссинджер, государственный секретарь США в 1973-1977 гг., написал в своих воспоминаниях: «Важно напомнить, чем была и чем не была разрядка. Ричард Никсон пришел к власти с честно заслуженной репутацией антикоммуниста… Никсон никогда не доверял Советскому Союзу, он твердо верил в проведение переговоров с позиций силы. Коротко говоря, он был классическим воителем «холодной войны». Тем не менее после четырех бурных лет у власти именно он, так не похожий на миролюбца в расхожем представлении интеллектуалов, как ни парадоксально, впервые за 25 лет вел переговоры с СССР по такому широкому кругу вопросов, касавшихся отношений между Западом и Востоком… Парадокс, однако, не по существу, а внешне. Мы не считали ослабление напряжения уступкой СССР. У нас для этого были свои причины. Мы не отказывались от идеологической борьбы, а, как это ни было трудно, соразмеряли ее с национальными интересами». (Как вы полагаете, что побудило Р. Никсона к переговорам с СССР?)

30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Заключительный акт совещания, подписанный руководителями 33 европейских государств, США и Канады, содержал положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так было положено начало Хельсинкскому процессу, встречи руководителей государств - участников СБСЕ стали проводиться регулярно.

10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975):

суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

К концу 70-х гг. снизилась напряженность в Азии. Установился мир во Вьетнаме. Распались военно-политические блоки СЕАТО и СЕНТО.

Перемены 80-90-х гг

На рубеже 70-х и 80-х гг. международная обстановка обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ), которая предусматривала развертывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали програм­мой «космических войн». В эти годы значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

Перемена в международном климате началась с середины 80-х гг. после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачева, который предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Принципиальная позиция новой концепции состояла в том, что глобальной проблемой в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений. Советский руководитель сумел установить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачев, Р. Рейган, Дж. Буш-старший), проведенные в 1985-1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и малой дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 80-х - начала 90-х гг. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз это было связано с объединением двух германских государств.

Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО.

Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, а в ряде случаев - возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 90-е гг. Эта и многие другие международные проблемы XX в. перешли в XXI столетие.

Речь уже шла о начале «холодной войны», послевоенном урегулировании в Европе и германской проблеме, конфликтах и войнах в Юго-Восточной Азии, ближневосточном и Карибском кризисах и др. На основе этих событий можно составить представление о том, кто и как осуществлял международную политику, какую роль в ней играли политические лидеры и доктрины, почему возникали и чем завершились те или иные конфликты и т. д.

«Холодная война» разгорается

Вместе с тем важно рассмотреть вопросы международных отношений второй половины XX в. в целом, так как это позволяет увидеть общую картину мировой политики данного периода: расстановку сил и характер отношений между отдельными государствами и группами стран; изменения международного климата - от обострения к «потеплению» отношений, и наоборот; деятельность международных организаций и движений и т. д.

Итак, вспомним об уже известных событиях международной жизни и попытаемся подняться на более высокую ступень их осмысления.

К середине 1950-х годов на международной арене сложились два блока государств - «восточный» и «западный». Расхождение бывших союзников по антигитлеровской коалиции - СССР и западных держав - началось ещё при решении проблем послевоенного устройства Европы. Его основы определялись итогами Ялтинской и Потсдамской конференций (1945), а также подготовленными на Парижской мирной конференции (1946) мирными договорами с бывшими союзниками Германии - Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией. Договоры были подписаны в феврале 1947 г. «Пробным камнем» урегулирования в Европе стала судьба Германии. Углубление противоречий между СССР и западными державами привело к расколу Германии на два государства с различным общественным строем. К концу 1940-х годов организационно оформился раскол Европы. В 1949 г. были созданы военно-политический блок НАТО и экономическая организация восточноевропейских государств - Совет экономической взаимопомощи (СЭВ); в 1955 г. появилась Организация Варшавского договора.

США и СССР, возглавлявшие эти военно-политические группировки, обладали атомным оружием. В 1950-е годы учёные и конструкторы создали также термоядерное оружие, а позже и межконтинентальные баллистические ракеты, способные доставить его в любую точку земного шара. Сверхдержавы развернули гонку вооружений. Наращивание военной мощи сопровождалось формированием в противостоявших друг другу странах общественного настроения, которое основывалось на ощущении постоянной внешней угрозы и запугивании силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция существования в Европе и мире в целом двух лагерей. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес (бывший тогда государственным секретарём США) говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооружённых сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».

Стремление ведущих держав укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию военно-политических блоков в разных регионах.

Даты и события:

  • 1949 г. - создан блок НАТО (США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия; в 1952 г. присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1981 г. - Испания, в 1999 г. - Польша, Венгрия, Чехия).
  • 1951 г. - образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).
  • 1954 г. - создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).
  • 1955 г. - заключён Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО. 1955 г. - образована Организация Варшавского договора (СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия. С 1962 г. Албания перестала участвовать в деятельности ОВД).

Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жёстких формах в тех регионах мира, где народы, освобождавшиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В конфликтах и войнах в Корее, Вьетнаме одну из сторон поддерживали СССР, Китай и государства «восточного блока», а другую - США и их партнёры по военно-политическим блокам.

Даты и события

Военные события в странах Восточной и Юго-Восточной Азии:

  • 1950-1953 гг. - Корейская война.
  • 1946-1954 гг. - война вьетнамского народа против французских колонизаторов.
  • 1960-1975 гг. - гражданская война в Южном Вьетнаме.
  • 1964-1973 гг. - участие США в войне во Вьетнаме.

Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлёк внимание великих держав: СССР поддержал арабские страны, США встали на сторону Израиля.

В 1962 г. столкновение интересов СССР и США в отношении Кубы привело к Карибскому кризису, поставившему мир на грань ядерной войны.

Цифры и факты

  • За период с 1945 по 1985 г. в локальных войнах и вооружённых конфликтах в мире участвовали свыше 12 млн солдат и офицеров. В результате погибли, включая мирное население, 20-22 млн человек.
  • По оценкам специалистов, на средства, затрачиваемые на производство одного самолёта «Торнадо», можно построить первоклассный отель на 300 мест со всем комплексом услуг, конференц-залами, плавательным бассейном и т. д. Стоимость военной техники в сопоставлении с мирными расходами: один истребитель F-14 равен стоимости строительства 9 школ; одна атомная подводная лодка «Трайдент» - стоимости обучения в течение года 16 млн детей.

За мир и безопасность

Люди поколений, прошедших войну, не хотели её повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений и возникали новые военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге проводился Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов данного движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.

В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству. В 1961 г.освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включились около 100 государств.

В Бандунгской декларации были предложены принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:

  • уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН;
  • уважение территориальной целостности всех стран;
  • признание равенства всех рас и наций, больших и малых;
  • воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другого государства;
  • уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН;
  • отказ от использования договорённости о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;
  • воздержание любой страны от оказания нажима на другие государства;
  • воздержание от актов или угроз агрессии либо применения силы против территориальной целостности, политической независимости другой страны;
  • урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, а также другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН;
  • содействие взаимным интересам и сотрудничеству;
  • уважение справедливости и международных обязательств.

Организации, выступающие за мир и разоружение:

  • Всемирный Совет Мира (создан в 1950 г. на Всемирном конгрессе сторонников мира),
  • Пагуошское движение (международное движение учёных за мир и разрядку; основано в 1957 г. на созванной по инициативе известных учёных - А. Эйнштейна, Ф. Жолио-Кюри, Б. Рассела и других - конференции в местечке Пагуош в Канаде),
  • Врачи мира за предотвращение ядерной войны (движение образовано в 1981 г. по инициативе советских и американских медиков),
  • Азиатская буддийская конференция за мир,
  • «Паке Кристи» - международное католическое движение за мир,
  • Христианская мирная конференция.

Здесь перечислена лишь часть движений и организаций, специально созданных для защиты мира и безопасности народов. Эти задачи решают и другие международные организации, например ООН, а также профсоюзные, женские, молодёжные, религиозные организации и комитеты.

В 1970-е годы антивоенная деятельность получила новое развитие в Европе в рамках движения «зелёных». Оно возникло как движение гражданских инициатив в защиту окружающей среды. Защищая природу и человека от угрозы уничтожения, «зелёные» включились в антиядерную борьбу, участвовали в выступлениях против гонки вооружений, конфликтов и войн.

Проблемы разоружения

В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность проблемы разоружения признавалась в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан международный Комитет по разоружению. Но практическое решение поставленных задач оказалось делом сложным. Одним из достижений на этом пути стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Советским Союзом, США и Великобританией Договора о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Его назвали «первой трещиной в вечной мерзлоте “холодной войны”». Позже к договору присоединились свыше 100 государств.

Летом 1968 г. был открыт для подписания, а в марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия. Подписавшие его государства, имеющие такое оружие, обязывались не передавать ядерное оружие или взрывные устройства другим странам, а государства, не имеющие этого оружия, обещали не принимать и не приобретать его. К началу 1990-х годов договор подписали более 135 стран.

В 1972 г. началось подписание международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении.

Поворот к разрядке международной напряжённости

Разрядка международной напряжённости началась там же, где эта напряжённость возникла, - в Европе. Отправным пунктом разрядки стало урегулирование отношений вокруг Германии. Следующим важным шагом явилась серия советско-американских переговоров на высшем уровне, состоявшихся в 1972-1974 гг. Их возглавили Л. И. Брежнев и Р. Никсон. В итоге переговоров был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Чтобы прийти к названным соглашениям, каждой из сторон потребовалось приложить серьёзные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особую значимость достигнутому.

Г. Киссинджер (в те годы государственный секретарь США, глава Государственного департамента, отвечающего за внешнюю политику, первый советник президента страны по внешнеполитическим вопросам) впоследствии писал в своих воспоминаниях: «Важно напомнить, чем была и чем не была разрядка. Ричард Никсон пришёл к власти с честно заслуженной репутацией антикоммуниста на протяжении всей своей жизни... Никсон никогда не доверял Советскому Союзу, он твёрдо верил в проведение переговоров с позиций силы. Коротко говоря, он был классическим воителем “холодной войны”. Тем не менее после четырёх бурных лет у власти именно он, так не похожий на миролюбца в расхожем понимании интеллектуалов, как ни парадоксально, впервые за 25 лет вёл переговоры с СССР по такому широкому кругу вопросов, касавшихся отношений между Западом и Востоком... Парадокс, однако, не по существу, а внешне. Мы не считали ослабление напряжения уступкой СССР. У нас для этого были свои причины. Мы не отказывались от идеологической борьбы, а, как это ни было трудно, соразмеряли её с национальными интересами».

Договорённости по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, явились предпосылкой для развития общеевропейского сотрудничества.

30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В заключительном акте совещания, подписанном руководителями 33 европейских государств, США и Канады, были сформулированы положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так начался хельсинкский процесс, встречи руководителей государств - участников СБСЕ стали проводиться регулярно.

10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975 г.):

  1. суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы;
  2. неприменение силы или угрозы силой;
  3. нерушимость границ;
  4. территориальная целостность государств;
  5. мирное урегулирование споров;
  6. невмешательство во внутренние дела;
  7. уважение прав человека и основных свобод;
  8. равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
  9. сотрудничество между государствами;
  10. добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Во второй половине 1970-х годов установился мир во Вьетнаме. Прекратили своё существование военно-политические блоки СЕАТО (1977) и СЕНТО (1979). Разрядка приносила свои плоды.

Старое и новое политическое мышление

На рубеже 1970-1980-х годов международная обстановка вновь обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ), которая предусматривала развёртывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали программой «космических войн». С конца 1970-х годов значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

Цифры и факты

В 1982 г. военные расходы на душу населения составили:

  • в мире в целом -145 долл.;
  • в странах Северной Америки - 797 долл.,
  • Европы - 265 долл.,
  • Латинской Америки -34 долл.,
  • Азии - 25 долл.,
  • Африки - 22 долл.

Перемены в международном климате начались в середине 1980-х годов, после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачёва. Он предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Её создатели считали, что глобальной в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений.

Из книги М. С. Горбачёва «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», изданной в 1988 г. в СССР и США:

«Образ мысли и образ действия, основанные на применении силы в мировой политике, формировались веками, даже тысячелетиями. Они укоренились в качестве, казалось бы, незыблемых аксиом. Теперь же они утратили всякое разумное основание. Бывшая для своего времени классической формула Клаузевица, что война есть продолжение политики, только другими средствами, - безнадёжно устарела. Ей место в библиотеках. Впервые в истории жизненной потребностью стало положить в основу международной политики общечеловеческие морально-этические нормы, очеловечить, гуманизировать межгосударственные отношения.

Из невозможного военного, ядерного разрешения международных противоречий следует новая диалектика силы и безопасности. Безопасность не может быть ныне обеспечена военными средствами - ни применением оружия, ни устрашением, ни постоянным совершенствованием «меча» и «щита»... Единственный путь к безопасности - это путь политических решений, путь разоружения. Подлинная, равная безопасность в наш век гарантируется всё более низким уровнем стратегического баланса, из которого необходимо полностью исключить ядерное и другие виды оружия массового уничтожения...

Новое политическое мышление требует признания ещё одной простой аксиомы: безопасность - неделима. Она может быть только равной для всех, или же её не будет вовсе».

Вслед за выдвижением теоретической концепции советский руководитель сумел наладить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачёв, Р. Рейган, Дж. Буш), проведённые в 1985-1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 1980-х - начала 1990-х годов. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз речь шла об объединении двух государств. Договор об окончательном урегулировании данного вопроса был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел свои войска и согласился на вхождение объединённого германского государства в НАТО.

Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, в ряде случаев - возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 1990-е годы.

В последнее десятилетие XX - начале XXI в. многие политические деятели и общественные движения наряду с обсуждением и решением региональных проблем обратились к идеям установленного нового мирового порядка, основанного на международной безопасности и сотрудничестве. На первый план были выдвинуты следующие задачи:

  • создание экологически, экономически и социально ответственного порядка, предусматривающего равноправие всех поддерживающих его государств;
  • защита международного порядка от непродуманной, опасной политики отдельных государств;
  • поиск действенных механизмов предотвращения международных конфликтов;
  • охрана жизненно важных для человечества достояния и ценностей: атмосферы, климата, почвы, водных ресурсов Земли, её обитателей, созданной людьми материальной и духовной культуры.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Подробное решение параграф § 26 по истории для учащихся 9 класса, авторов Л.Н. Алексашкина 2011

Вопросы и задания:

1. От чего зависело изменение характера международных отношений (переходы от обострения к разрядке, и наоборот) во второй половине XX в.? Рассмотрите это на конкретных примерах. Сделайте общие выводы.

К середине 1950-х годов на международной арене сложились два блока государств – «восточный» и «западный». Расхождение бывших союзников по антигитлеровской коалиции – СССР и западных держав – началось ещё при решении проблем послевоенного устройства Европы. Его основы определялись итогами Ялтинской и Потсдамской конференций (1945), а также подготовленными на Парижской мирной конференции (1946) мирными договорами с бывшими союзниками Германии – Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией. Договоры были подписаны в феврале 1947 г. «Пробным камнем» урегулирования в Европе стала судьба Германии. Углубление противоречий между СССР и западными державами привело к расколу Германии на два государства с различным общественным строем. К концу 1940-х годов организационно оформился раскол Европы. В 1949 г. были созданы военно-политический блок НАТО и экономическая организация восточноевропейских государств – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ); в 1955 г. появилась Организация Варшавского договора.

США и СССР, возглавлявшие эти военно-политические группировки, обладали атомным оружием. В 1950-е годы было создано также термоядерное оружие, а позже появились межконтинентальные баллистические ракеты, способные доставить его в любую точку земного шара. Сверхдержавы развернули гонку вооружений. Наращивание военной мощи сопровождалось формированием в противостоявших друг другу странах определённого общественного настроения, которое основывалось на ощущении постоянной внешней угрозы и запугивании силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция существования в Европе и мире в целом двух лагерей. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес (бывший тогда государственным секретарём США) говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооружённых сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».

Стремление укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию военно-политических блоков в разных регионах.

В целом переход к разрядке или обострению между США и СССР зависел от того, кто стоял у руководства этих стран. Кроме того в 1960-х годах был достигнут паритет (равенство) военной мощи двух государств. Это равновесие объективно укрепило международный мир, хотя и крайне непрочно. Количество ядерного оружия переросло все мыслимые пределы. Стратегия устрашения стала абсурдной, грозя взаимоуничтожением. Мир рассматривался как двухполюсная конструкция через призму противостояния ракет СССР и США. Однако при этом обе страны заявляли о неприменении первыми ядерного удара.

Такая ситуация создавала уникальную возможность для радикального изменения международных Отношений, для ослабления угрозы термоядерного конфликта, для ограничения и сокращения вооружейных сил и вооружений, для установления доверия между всеми странами.

Практическими шагами на пути разрядки явилось подписание в 1968 г. Советским Союзом, США и Великобританией Договора о нераспространении ядерного оружия, в 1971 г. – Договора о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и -океанов и в их недрах, а также других видов массового поражения.

На рубеже 1970 – 1980-х годов международная обстановка вновь обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ), которая предусматривала развёртывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического бази¬рования. СОИ не без основания назвали программой «космических войн». С конца 1970-х годов значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

Перемены в международном климате начались в середине 1980-х годов, после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачёва. Он предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Её создатели считали, что глобальной в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений.

2. Покажите на карте, где происходили основные конфликты в период «холодной войны». В чём, по вашему мнению, состояли главные причины этих конфликтов?

На карте необходимо указать:

1. Корейская война (1950-1953 гг.)

2. Берлинская стена (1961-1989 гг.)

3. События в Венгрии (1956 г.)

4. Карибский кризис (1962 г.)

5. Вьетнамская война (1964-1968 гг.)

6. Пражская весна (1968 г.)

7. Война в Афганистане (1979-1989)

8. Ближневосточный конфликт (1948-наше время)

Причиной всех этих событий было существование биполярного мира и борьба за влияние между СССР и США.

3. Охарактеризуйте силы, выступавшие во второй половине XX в. за мир и безопасность народов (организации и движения, их участники, формы деятельности, оценка достигнутого).

Люди поколений, прошедших войну, не хотели её повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений и возникали новые военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге проводился Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов данного движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.

В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству. В 1961 г. освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включились около 100 государств.

В Бандунгской декларации были предложены принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:

Уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН;

Уважение территориальной целостности всех стран;

Признание равенства всех рас и наций, больших и малых;

Воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другого государства;

Уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН;

Отказ от использования договорённости о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;

Воздержание любой страны от оказания нажима на другие государства;

Воздержание от актов или угроз агрессии либо применения силы против территориальной целостности, политической независимости другой страны;

Урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, а также другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН;

Содействие взаимным интересам и сотрудничеству;

Уважение справедливости и международных обязательств.

Организации, выступающие за мир и разоружение:

Всемирный Совет Мира (создан в 1950 г. на Всемирном конгрессе сторонников мира);

Пагуошское движение (международное движение учёных за мир и разрядку, основано в 1957 г.;

Врачи мира за предотвращение ядерной войны (движение образовано в 1981 г. по инициативе советских и американских медиков);

Азиатская буддийская конференция за мир;

Паке Кристи – международное католическое движение за мир, также многие международные организации – ООН, профсоюзные, жен¬ские, молодёжные, религиозные организации и комитеты.

В 1970-е годы антивоенная деятельность получила новое развитие в Европе в рамках движения «зелёных». Первоначально это было движение гражданских инициатив в защиту окружающей среды. Защищая природу и человека от угрозы уничтожения, «зелёные» включились в антиядерную борьбу, участвовали в выступлениях против гонки вооружений, конфликтов и войн.

Движение неприсоединения – международная организация, объединяющая 120 государств мира на принципах неучастия в военных блоках (под которыми на момент основания организации подразумевались, прежде всего – Организация Североатлантического договора (НАТО) и Организация Варшавского договора, а также Организация Центрального Договора, Организация Договора Юго-Восточной Азии, АНЗЮС и т.п.).

Движение неприсоединения официально создано на Белградской конференции в сентябре 1961 года. Созданию Движения предшествовали Бандунгская конференция 1955 года, трёхсторонние консультации Иосифа Броза Тито, Гамаля Абдель Насера и Джавахарлала Неру в 1956 году.

Значение создания Движения неприсоединения очень высокое для развития международных отношений. По сути, создавался третий блок стран, которые не хотели становиться ни на сторону США, ни на сторону СССР, а выбирали свой путь развития. Возникло движение неприсоединения именно тогда, когда получили независимость ряд азиатских и африканских стран и они должны были выбрать свой путь развития.

5. Сопоставьте основные положения документов об отношениях между народами, принятых разными организациями и движениями во второй половине XX в. (используйте материал из § 16 и 26). Что в них общего? Каким принципам отводится главная роль?

Общим во всех документах об отношениях между народами, принятых разными организациями и движениями во второй половине ХХ века был отказ от войны, признание равенства народов и прав на самоопределение, урегулирование всех международных споров мирными средствами, свободный выбор своей политической, экономической и культурной системы; неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничество между государствами, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

То есть главенствующая роль отводилась принципам мирного сосуществования народов и признание равенства всех государств.

6. Какую роль в современных международных отношениях играют политические лидеры? Покажите на примерах конкретных событий и ситуаций (используйте при этом и материал из курса отечественной истории).

Роль лидера в международных отношениях огромна, так как политические лидеры обладают авторитетом, распространяющимся практически на все общество.

Например, речь Черчилля в Фултоне, именно после неё сформировался блок противников СССР, он повлиял на ход истории своим авторитетным мнением.

Или другой пример, новое политическое мышление М.Горбачёва позволило полностью перестроить принципы международных отношений и привело к очередной разрядке.

Дополнительные вопросы для обсуждения:

От чего зависит международный авторитет политического лидера? Приведите примеры. Чем определяются внешнеполитические действия государственных руководителей – личной позицией, предложениями советников, политической обстановкой в стране, союзническими обязательствами?..

В качестве примера можно привести США, Россию, Китай, страны Западной Европы, которые обладают и первым и вторым качеством, поэтому лидеры данных стран занимают главенствующую роль на международной арене.

Внешнеполитические действия государственный руководителей определяются всеми перечисленными пунктами в задании.

7. *Наше исследование. Подготовьте информационный материал

Урегулирование межгосударственных отношений на основе мирных договоров 1919-1922 гг. создавало условия для политической и экономической стабилизации в мире. В Европе Версальская система легализовала процесс формирования независимых национальных государств. Их число увеличилось за счет развала Австро-Венгрии и Турции, сокращения территории Германии. Среди них – Чехословакия, Австрия, Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. Югославия), Польша, также Румынское королевство, расширившее свою территорию (в его состав вошли Северная Буковина, Бессарабия и Южная Добруджа), существенно уменьшенные в размерах Болгария и Венгрия. На северо-востоке Европы появились Финляндия и Прибалтийские республики – Эстония, Литва, Латвия.

Значительное расширение круга новых активных участников европейской политики явилось одним из ее важных факторов. Но новая государственно-политическая карта Европы не везде совпадала с этнонациональной картой: германский народ был разделен границами нескольких государств; в многонациональных Чехословакии и Югославии национальный вопрос использовался в политических целях, стал основой для роста сепаратизма и территориальных претензий и обостряло межгосударственные отношения.

Две ослабленные, но потенциально влиятельные державы – Советская Россия и Германия фактически были поставлены жесткими условиями победителей – ведущих стран Антанты вне Версальской международной системы. В межвоенный период возникло два главных вопроса – русский и германский, требовавшие совместного решения международным сообществом.

Русский вопрос в международных отношениях и дипломатии

После заключения сепаратного Брест-Литовского мира и выхода Советской России из войны сформировалась жесткая антироссийская позиция британского и французского правительств. Действия нового советского режима – красный террор, а также аннулирование всех царских долгов западным державам, – вызвали недовольство союзников. Они установили блокаду России, прервали все отношения. Державы Антанты настаивали на создании санитарного кордона в Восточной Европе, не пригласили Россию на Парижскую конференцию. В надежде на скорое падение Советской власти они поддержали внутренние и внешние антисоветские силы. Россия была охвачена гражданской войной.

В марте 1918 г. началась иностранная военная интервенция против Советской России. Английские и французские войска высадились на севере в Мурманске, захватили Архангельск и Соловецкие острова, на российский Дальний Восток при поддержке англичан и американцев стали вторгаться японцы. Интервенция отрезала центральные районы России от Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Вместе с тем, силами Красной Армии в Белоруссии и Украине была установлена Советская власть. Правительство РСФСР признало национальную независимость Прибалтийских республик – Эстонии, Литвы и Латвии, и ранее, в декабре 1917 г. – Финляндии.

На Парижской мирной конференции Д. Ллойд Джордж изложил три способа решения русского вопроса: продолжение военной интервенции, блокада или попытка соглашения. При этом он признал гибельной открытую военную интервенцию и высказался против организации длительной блокады. В. Вильсон предложил план созыва специальной конференции по вопросу о восстановлении мира в России под названием «Принцевы острова», условием участия было прекращение с ее стороны военных действий. Против этих предложений выступила Франция. В результате дискуссии Совет десяти принял решение организовать защиту Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии, а также Польши от вторжения. Антанта рассчитывала превратить их в своеобразный барьер между Советской Россией и другими странами Европы.

Неудивительно, что на мирной конференции вместе с русским вопросом ставилась прибалтийская проблема, выявившая серьезные разногласия между Англией и Францией. Англия настаивала на признании независимости Прибалтийских стран. Представители Франции высказывались за их автономию в пределах единой восстановленной России. В январе 1920 г. в Гельсингфорсе состоялась конференция пяти стран – Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии и Польши. В резолюции по основному вопросу об отношении лимитрофов к Советской России указывалось на обязательность согласования их действий с Антантой. Территориальные споры между Литвой и Польшей вели к срыву планов по организации блока балтийских государств.

Территориальный и приграничный вопрос не был также урегулирован между Россией и Польшей. В апреле 1920 г. началась советско-польская война. Западные страны прилагали усилия для установления перемирия. Еще на Парижской конференции линию прохождения временной восточной границы Польши определила специальная комиссия по польским делам. При создании польского государства в него были включены только этнографические польские земли. Особая декларация Верховного совета Антанты (8 декабря 1919 г.) за подписью Ж. Клемансо утвердила эту линию как восточную границу Польши.

На конференции в Спа (1920) министр иностранных дел Великобритании лорд Дж. Керзон направил правительству РСФСР ноту с предложением заключить перемирие между Польшей и Россией и немедленно приостановить военные действия. Войска воюющих сторон предполагалось отвести по обе стороны от линии, которая «приблизительно проходит так: Гродно – Яловка – Немиров – Брест–Литовск – Дорогуск – Устилуг, восточнее Грубешова через Крылов, далее западнее Равы-Русской, восточнее Перемышля до Карпат». Эта линия, как восточная граница Польши, получила название «Линия Керзона».

После преодоления разногласий 18 марта 1921 г. был подписан Рижский мирный договор . Советско-польская граница устанавливалась восточнее «линии Керзона»: к Польше отходили Западная Украина, Западная Белоруссия и часть литовских земель. Взаимные гарантии о полном уважении государственного суверенитета способствовали установлению дипломатических отношений. Приложения к договору регулировали ряд экономических и правовых вопросов.

Выход Советской России из международной изоляции, в которой она оказалась после первой мировой войны, был обусловлен как внутренними потребностями сохранения государственности, так и внешними интересами. Россия не имела практически ни с одним государством дипломатических и торгово-экономических отношений. Так, Верховный совет Антанты в январе 1920 г. отменил экономическую блокаду России. Правительство же Советской России в 1921 г. взяло курс на проведение новой экономической политики (НЭП) с целью восстановления разрушенной экономики. Для этого разрешалось использовать иностранный капитал, а зарубежным предпринимателям предоставлялись концессии. НЭП трактовался как «отступление» или даже «возвращение» России к капитализму. Поэтому первые контакты с Россией, на которые шел Запад, являлись торговые.

Одной из первых стран Европы, установивших деловые отношения с Россией, была Швеция. В политический диалог западные государства вступили с ней только после заключения мирных договоров с прибалтийскими странами и окончания войны с Польшей.

К числу наиболее важных соглашений относился англо-советский торговый договор (март 1921 г.). Англии нужны были большие рынки сбыта своих товаров на территории России и Германии. В целом договор выходил далеко за рамки торговли, де-факто он означал признание советского государства. Вскоре торговые соглашения были заключены с Германией, Италией, Австрией и рядом других стран.

Нормализация отношений сопровождалась требованиями Запада уплатить дореволюционные долги (царского и Временного правительств), отменить национализацию иностранной собственности и советской монополии внешней торговли. Проявляя готовность к компромиссам, стороны обсуждали довоенные долги и вопросы экономического сотрудничества на международных конференциях.

Генуэзская конференция и попытки решения русского вопроса

Международная конференция по экономическим и финансовым вопросам, созванная по решению Верховного совета Антанты в Генуе (10 апреля - 19 мая 1922 г.), ставила непосредственной задачей решение русского вопроса и вопроса о репарациях. На конференцию впервые были приглашены делегации Советской России и Германии в качестве полноправных участников. Обе страны находились на тот момент в политической изоляции. Проект Ллойд Джорджа, председателя конференции, предполагал возвращение Германии и России в круговорот мирового хозяйства и международной торговли.

Для решения данной проблемы, которая привела к серьезным разногласиям между Англией и Францией, были созданы политическая, финансовая, экономическая и транспортная комиссии. Всего в конференции принимали участие представители 29 государств, 5 доминионов Великобритании, наблюдатель от США и делегации Германии и России.

Советская делегация во главе с министром иностранных дел Г.В. Чичериным преследовала две цели: пацифистскую и торговую. Программа, имевшая паллиативный характер, включала аннулирование всех долгов, радикальный пересмотр Версальского договора, предоставление на льготных условиях займов наиболее разоренным войной странам, соглашение о мерах борьбы с инфляцией, топливным кризисом и т. д. Россию и Германию сближали общие экономические и социальные проблемы, а также проблема фактического выхода из международной изоляции. Прочной основой сближения была антиверсальская позиция двух стран.

Рапалльский договор . Между РСФСР и Германией действовало временное соглашение 1921 г. о консульских сношениях. По пути в Геную в Берлине были проведены переговоры о соглашении между двумя государствами. Стороны обязались поддерживать тесный контакт на конференции. В условиях противоречий по русскому вопросу, которые возникли между союзниками, делегации Германии и РСФСР продолжили переговоры. В результате16 апреля 1922 г . в предместье Генуи Рапалло министры иностранных дел Г.В. Чичерин (РСФСР) и В. Ратенау (Германия) подписали договор о восстановлении дипломатических отношений.

Его значение оценивалось очень высоко. Договор устанавливал мирные отношения между странами без аннексий и контрибуций и в полном объеме восстанавливались дипломатические и консульские отношения. Последнее фактически означало, что обе страны вышли из политической изоляции.

Договор признавал национализацию германской государственной и частной собственности в РСФСР; в основу торгово-экономических отношений был положен принцип наибольшего благоприятствования; германские офицеры танковых войск и летчики могли обучаться на советской территории, а советская сторона получала помощь немецких военных специалистов и инженеров для восстановления народного хозяйства и производства вооружения. В результате открывался период активного экономического и военно-технического сотрудничества двух государств.

Подписание Рапалльского договора стало неожиданным для остальных участников Генуэзской конференции, последовали ноты протеста с требованием его отмены как противоречащего Версальскому договору. Не в силах что-либо изменить, конференция не пришла к единому решению по «русскому вопросу». В речи на ее закрытии Ллойд Джордж высказался за оказание помощи в восстановлении России и предложил передать его для изучения комиссии экспертов в Гааге.

Гаагская конференция (15 июня – 20 июля 1922 г.) носила финансово-экономический характер. Советская делегация заняла ту же позицию, что и в Генуе. Она готова была рассмотреть требования Антанты о долгах царского правительства при условии предоставления Советской России кредитов для восстановления экономики, пострадавшей от антисоветской интервенции 1917-1922 гг. и блокады и, если будет снят вопрос об уплате военных долгов. Советские делегаты составили список предприятий, которые предоставлялись иностранным собственникам на правах концессии или аренды.

На конференции развернулась борьба за концессии на русские нефтяные источники между представителями наиболее влиятельных мировых нефтяных компаний: «Ройяль Детч» (Англия), «Стандарт Ойл» (США), франко-бельгийский синдикат. Ни одна из них не желала уступать кавказскую нефть и ни одно государство не пошло на предоставление советскому правительству кредитов из-за нерешенного вопроса о реституции. Из-за противоречий между союзниками Гаагская конференция завершилась безрезультатно. Обе конференции показали, что Советская Россия отстаивает свои интересы во внешней политике и действует сообразно новой идеологии.

«Полоса признаний» Советской Россиисо странами Востока и на Западе в первой половине 20-х гг. (1921-1925 гг.) вошла в историю становления ее внешней политики. Раньше других новый строй советского государства нашел политическое признание в сопредельных с Россией странах Востока – Персии, Афганистане, Турции. Установление с ними дипломатических отношений относится к безусловным успехам советской дипломатии.

Договор с Персией (Ираном) от 26 февраля 1921 г. – первое соглашение Советской России. Его подписали Г.В. Чичерин, Л.М. Карахан и посол Ирана Мошавер-оль-Мемалек (Али Голихан Ансари), в тот же день он вступил в силу. Отношения строились на принципах невмешательства во внутренние дела друг друга, недопущения на своей территории организаций, групп или отдельных лиц, ставящих своей целью борьбу против Ирана или России. В Договоре речь шла о праве свободного плавания по Каспийскому морю под своим флагом, о возобновлении торговых сношений и предоставлении права транзита товаров через свои территории, об обмене полномочными дипломатическими представителями.

Советско-афганский договор (28 февраля 1921 г.) подтвердил признание независимости друг друга и установление дипломатических отношений.

Договор «О дружбе и братстве» (16 марта 1921 г.) между РСФСР и Турцией признавал единственной законной властью в независимой Турции правительство М. Кемаля (Ататюрка). Ему была оказана военная и экономическая помощь. Договор установил новую северо-восточную границу Турции, к которой отошли Карс, Ардаган и Артвин, к Грузии – Батуми, к Азербайджану – Нахичеванская область. Следующий «Договор о дружбе и нейтралитете» (1925 г.) развивал политику «добрососедства» в советско-турецких отношениях.

К осени 1921 г. при поддержке РСФСР было создано суверенное государство Монголия. Территорию этой страны еще раньше освободил от китайцев белый барон Р.Ф. Унгерн-Штернберг. Захватив столицу город Ургу, он провозгласил себя правителем Монголии и имел тесный контакт с японской армией. Для Советской России существовала опасность превращения Внешней Монголии в японскую сферу влияния и базу белого движения. Летом 1921 г. туда вошли войска Красной Армии, они разбили отряды Унгерна и при содействии Коминтерна привели к власти Народное правительство. Монголия стала проводником интересов советского государства.

События в Монголии осложняли нормализацию отношений с Китаем , которые он прервал как член Антанты после подписания Россией Брестского мира. Поэтому представители РСФСР вели переговоры, как с центральными властями, так и с правительством Сунь Ятсена на юге Китая.

Нормализация отношений на западном участке границы Китая с РСФСР (территория Средней Азии и Казахстана) происходила в ходе официальных переговоров властей Синьцзяна с советскими представителями в Кульдже. Результатом явился Илийский протокол о нормализации отношений между РСФСР и провинцией Синьцзян (Китай) и о репатриации беженцев ( 1920 г.). Были учреждены советское агентство в Кульдже и китайское в г. Верном; подтверждена таможенная автономия Синьцзяна. Россия отказывалась от прав экстерриториальности для своих подданных на территории Илийского округа; китайские власти обязались принять меры к репатриации беженцев в Россию, главным образом казахов и киргизов – участников восстания 1916 г. и белогвардейского движения.

Советско-китайское сближение началось в 1922 г. в Пекине. Переговоры от имени РСФСР вел полпред А.А. Иоффе, от имени Гоминдана – Сунь Ятсен. 31 мая 1924 г. СССР и Китай подписали в Пекине соглашение об общих принципах урегулирования отношений. Устанавливались дипломатические и консульские отношения; КВЖД признавалась совместной собственностью и «чисто коммерческим предприятием». Соглашение значительно усилило позиции СССР в Маньчжурии и ограничило влияние Японии в этом регионе.

Таким образом, в 1920-1924 гг. закладывались основы взаимоотношений между Советской Россией и странами Востока.

Протест держав Антанты относительно проникновения большевиков в Маньчжурию и соглашения о КВЖД положил начало сильнй антисоветской кампании. В течение 1923 г. обострились отношения с Англией. Весной этого года министр иностранных дел Дж. Керзон направил советскому правительству меморандум - «ультиматум Керзона», где выдвигались требования в 10-дневный срок освободить задержанные в советских водах английские траулеры, выплатить компенсации, отозвать советских представителей из Афганистана и Ирана. Англия грозила разорвать отношения с СССР. Но смена британского правительства и его политики, умелые действия советских дипломатов, в целом потепление отношений, вело Запад к отказу от политики непризнания СССР.

1924-й стал годом официального дипломатического признания Советского Союза основными европейскими государствами: Великобританией, Италией, Францией, Норвегией, Швецией, Австрией, Данией, Грецией. На американском континенте СССР признала Мексика, в Азии – Китай и в январе 1925 г. – Япония. Важные соглашения, подписанные с 22 государствами различных континентов, официально признававших Советскую Россию (за исключением США до 1933 г.), оказали в целом оздоровляющее влияние на всю международную обстановку.

Германский вопрос в международных отношениях и дипломатии

В европейской политике межвоенного периода германская проблема была одной из самых острых. Версальский договор вызвал в стране болезненную реакцию, последовала волна реваншизма и националистического экстремизма. Потеря колониальных владений и европейских территорий значительно снизила экономический потенциал промышленных мощностей и сырьевой базы страны. Немецкая нация была морально подавлена, общество доведено до острейшего социально-экономического и политического кризиса.

Германия являлась основным должником по репарациям. А в центре внимания практически всех международных конференций вплоть до мирового экономического кризиса стоял нерешенный на Парижской мирной конференции вопрос о репарационных выплатах Германии победителям и связанное с ним экономическое и политическое регулирование. Оно возлагалось прежде всего на дипломатию стран Антанты.

Конференция в Спа (1920 г.) – одно из первых мероприятий, где рассматривались вопросы о репарациях и разоружении Германии. Союзники, учитывая тяжелое финансовое и экономическое положение Германии, предоставили ей кредит в виде авансов. Не определив окончательную совокупную сумму репараций, конференция утвердила квоты каждой страны: Франция – 52%, Великобритания – 22%, Италия – 10%, Бельгия – 8%, Япония и Португалия – по 0,75%. Остальные 6,5% составляли резерв в пользу Королевства сербов, хорватов и словенцев, Греции, Румынии и некоторых других стран. За США и Россией сохранялось право получения своей доли репараций. Также устанавливались пропорции в распределении репараций, взимаемых с Австрии и Болгарии. В связи с угрозой революции германскому правительству была дана отсрочка выполнения военных статей Версальского договора. До 1 января 1921 г. продлевался срок реализации мер по сокращению численности рейхсвера до 100 тыс. человек. На следующей конференции в Брюсселе Франция настояла на общей сумме репараций в 230 млрд. зол. марок. Англичане предупреждали, что такая сумма превышает возможности Германии.

На Лондонской конференции по вопросу о репарациях (март 1921 г.) союзники отказались обсуждать германские контрпредложения о том, что она сможет выплатить только 30 млрд. зол. марок. Страны Антанты установили размер репараций объемом в 132 млрд. зол. марок (31,4 млрд. долл.), снизив первоначальную сумму. Свою жесткую позицию Франция и Англия выразили в меморандуме, который вручили 3 марта Германии. Они потребовали до 7 марта 1921 г. принять план репараций; в течение 25 дней выплатить 1 млрд. зол. марок. В обратном случае союзники оккупируют Рурскую область и установят таможенные пункты на Рейне. В нем указывались неоднократные нарушения: невыдача военных преступников, невыполнение условий разоружения; неуплата 20 млрд. зол. марок; создание военных формирований по стране и др.

Германское правительство не дало к указанному сроку ответа. Войска Антанты 8 марта оккупировали рейнские города и приступили к осуществлению экономических санкций. Ссылаясь на Устав Лиги наций, немецкое правительство заявило протест против оккупации и обратилось к США с просьбой о посредничестве.

Свои претензии Антанта обнародовала в мае 1921 г. на второй Лондонской конференции (Лондонский ультиматум). Сумма репараций превосходила всю внутрикоалиционную военную задолженность, исчисленную в 15% от военных издержек союзников, определенных в 17,6 млрд. долларов. Германия одна должна была покрыть почти 18% общих военных расходов Антанты. Ультиматум, кроме репарационной суммы в 132 млрд. марок, включал требование выполнить все остальные условия мира о разоружении и выдаче виновников войны. Ультиматум союзников повлек политический кризис в стране. С трудом президенту Ф. Эберту удалось склонить нового канцлера К.Й. Вирта принять 11 мая условия ультиматума, за 2 часа до истечения срока. Одновременно проблема осложнялась военными стычками между Германией и Польшей из-за территории Верхней Силезии. По решению Совета Лиги наций этот спорный район был поделен между двумя государствами.

В 1922 г. в развитии репарационного вопроса наступила новая и самая острая фаза. Германские промышленники саботировали все мероприятия правительства по выплате репараций. Оккупация Рура представлялась для них выгодной, ибо вела к обострению отношений между Англией и Францией. Новое немецкое правительство В. Куно приступило с конца 1922 г. к проведению так называемой «политики катастроф».

Между Англией и Францией разгорелась полемика по вопросу об оккупации Рура и репарациях. Она была по существу борьбой за влияние в послевоенной Европе. Италия во главе с Муссолини поддерживала позицию Франции по репарационному вопросу. Британская дипломатия стремилась сохранить европейское равновесие, закрепив за собой роль арбитра в международных спорах, и не допуская дальнейшего усиления Франции. Р. Пуанкаре выдвинул новую программу так называемых «продуктивных залогов»: вместо финансовых платежей репарации выплачиваются поставками натурой. На Лондонской конференции 1922 г. была предпринята последняя попытка решения германского вопроса коллективными усилиями европейской дипломатии, но Франция уже взяла курс на самостоятельные действия.

Когда в начале января 1923 г. на Парижской конференции Лондон предложил предоставить мораторий на выплату репараций и снизить их общую сумму до 50 млрд. золотых марок, разногласия между союзниками достигли небывалой остроты. Франция, с негодованием отвергнув все предложения, не поддержала Великобританию. Заявив, что Германия умышленно не выполняет обязательства по поставкам угля, Р. Пуанкаре решил применить санкции к Германии и завладеть «продуктивным залогом»: угольными шахтами Рурского бассейна и сталелитейной промышленностью Рейнской области.

Рурский конфликт

10 января 1923 г. в Берлин была направлена франко-бельгийская нота. Она извещала германское правительство о нарушениях Германией параграфов 17 и 18 восьмого раздела Версальского договора. 11 января 1923 г. франко-бельгийская армия начала оккупацию Рура. Германия отозвала из Парижа и Брюсселя своих послов и заявила протест. Призыв канцлера В. Куно к пассивному сопротивлению означал ненасильственное сопротивление оккупации, а именно саботаж всех мероприятий оккупационных властей и прекращение поставок по углю. Вместе с этим Рурский кризис вызвал новую волну реваншизма в Германии.

Правительство Р. Пуанкаре расширило район оккупации Германии и она лишилась 88 % угля, 48 % железа, 70 % чугуна. Только осенью 1923 г. Германия отказалась от политики пассивного сопротивления. Под нажимом Англии и США Франция приступила к досрочной эвакуации войск с территории левого берега Рейна. Для обеспечения своей безопасности в новых условиях Франция построила укрепленную оборонительную линию вдоль франко-германской границы. Она получила название «линия Мажино» по имени ее инициатора военного министра А. Мажино.

События рурского кризиса 1923 г. значительно изменили соотношение сил крупнейших держав в Европе. Англия и США выдвинули собственный вариант решения репарационной проблемы, который предусматривал стабилизацию экономического и политического положения Германии.

План Дауэса по решению репарационного вопроса

В рамках репарационной комиссии был создан международный комитет экспертов по выработке предложений о методах сбалансирования бюджета Германии, стабилизации ее валюты и обеспечения более прочной базы для выплаты ею репараций. Комитет возглавил директор крупного Чикагского банка Чарлз Дауэс (банковская группа Моргана). В послании к Конгрессу от 6 декабря 1923 г. новый президент К. Кулидж подчеркивал обязательства США по оказанию помощи Европе с тем, чтобы обеспечить получение европейских долгов, которые вместе с процентами составляли 7 200 млн. долл. Одновременно министр иностранных дел Германии Г. Штреземан заявил английскому послу лорду Э. д’Абернону о необходимости участия Германии в работе репарационной комиссии в качестве равноправного партнера. Он требовал также твердых обещаний по выводу войск с территории Германии.

На Лондонской специальной конференции союзных держав (июль-август 1924 г.) был утвержден доклад экспертов – «план Дауэса ». 16 августа был подписан договор германского правительства с репарационной комиссией. Основной задачей плана ставилось реальное обеспечение уплаты репараций Германией. Для этого ей был выделен крупный международный заем в размере 800 млн. золотых марок. Эти средства направлялись на восстановление германской экономики, и, прежде всего, в тяжелую индустрию и на стабилизацию финансовой системы.

План Дауэса не фиксировал общей суммы репараций и окончательного срока выплат. Были установлены ежегодные суммы платежей, но их значительно снизили вплоть до завершения процесса восстановления экономики. Предполагалось, что в течение первого года они составят 1 млрд. марок, затем будут постепенно увеличиваться и, достигнув к 1928-1929 финансовому году 2,5 млрд. марок, стабилизируются на этом уровне.

Более четко были определены источники выплат репараций: отчисления от прибылей германских железных дорог и промышленности, выплачиваемые в виде процентных сумм на специально выпускаемые облигации. Также репарации покрывались за счет средств государственного бюджета. С этой целью предусматривалось введение высоких косвенных налогов на предметы широкого потребления (сахар, табак, пиво, ткани, обувь), в результате чего бремя репараций возлагалось в основном на население Германии.

Вся финансовая система Германии была поставлена под контроль союзных держав, но отменялся контроль над германской военной индустрией и народным хозяйством, установленный Версальским договором. Конференция отвергла метод самостоятельного решения репарационного вопроса со стороны Франции и признала, что конфликтные вопросы должны решаться арбитражной комиссией во главе с представителями США. Французские войска в течение одного года выводили из Рурского бассейна, немедленно были сняты экономические санкции с Рейнской области.

Таким образом, ключом решения проблемы репараций и европейских долгов стал план Дауэса, принятие которого меняло соотношение сил на международной арене. Прежде всего, произошло усиление позиций США. За счет репараций с Германии Англия, Франция и другие европейские страны начали регулярно выплачивать Соединенным Штатам военные долги. Широкий поток займов обеспечил американскому капиталу господствующее положение в Германии, а затем финансовую гегемонию в Западной Европе.

Осуществление репарационного плана принесло немалые финансовые выгоды германскому капиталу. Крупные иностранные займы, заключение выгодных торговых договоров позволили стабилизировать немецкую марку и не только быстро восстановить экономический потенциал, а также модернизировать и развить промышленность Германии. Уже в 1927 г. германский экспорт превысил довоенный уровень. В конце 20-х годов остро встала проблема новых рынков сбыта и источников сырья. Экономическое усиление Германии способствовало укреплению ее внешнеполитических позиций, что неизбежно вело к изменению соотношения сил в мировой системе, сложившейся в результате первой мировой войны.

Пацифизм в международных отношениях и Женевский протокол

В 20-е гг. усилились пацифистские настроения в странах Европы. Их отличали ненависть к войне и насилию, горечь утрат, тяжких жертв, а также решимость не допустить повторения подобной катастрофы. Поэтому 20-е гг. были названы «эрой пацифизма». Правительства стран Европы и США могли договариваться и разрешать противоречия мирными средствами. Ведущим политикам межвоенного времени, несмотря на военно-силовое мышление, приходилось считаться с пацифистскими настроениями и антивоенным движением и находить компромиссы.

Попытки преодоления конфронтации, заложенные в Версальской системе, предпринимались под эгидой Лиги наций в 1922-1923 гг. В XIV-й резолюции Ассамблеи Лиги предусматривалось заключение между государствами-членами договора о коллективной безопасности. В 1923 г. обсуждался вопрос о взаимной помощи. После Рурского кризиса и прихода к власти новых политических сил во Франции и Великобритании европейская политика стала кардинально меняться в сторону стабилизации отношений. По предложению премьер-министра Франции Э. Эррио в Лиге Наций были утверждены принципы мировой политики, в основе ее лежали идеи пацифизма. Пацифизм рассматривался как всеобъемлющая система международных отношений, основанная на равноправии всех стран и отказе от насилия как средства политики. Под эгидой Лиги наций формировалась система коллективной безопасности, международного арбитража, обеспечивался эффективный механизм разоружения.

После долгих дискуссий Англия и Франция представили Лиге Наций проект всеобщего гарантийного соглашения по безопасности. В октябре 1924 г. в Женеве на сессии Лиги утвердили Протокол о мирном урегулировании международных споров (Женевский протокол). Его целью указывалось «сократить национальные вооружения до минимума, совместимые с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств». В случае возникновения споров между членами Лиги наций страны обязывались прибегать к процедуре арбитража – передаче этих вопросов Постоянному органу Международного Суда. Если какое-либо государство отказывалось от арбитража, то оно могло рассматриваться в качестве агрессора. Совет Лиги наделялся правом налагать на него соответствующие санкции, одобренные большинством в 2/3 голосов.

Обязательства, которые принимали на себя державы, подписавшие протокол, носили ограниченный и условный характер. В ходе переговоров 1924-1925 гг. британская дипломатия отвергла проект договора о взаимной помощи и протокол о мирном разрешении международных споров. Правительство Великобритании рассматривало пацифистскую политику в качестве элемента создаваемой системы равновесия и «разумного баланса сил» в Европе, но не арбитражного механизма, который усиливал бы влияние наднациональных международных структур.

Во время обсуждения Женевского протокола министр иностранных дел Германии Г. Штреземан направил представителям десяти держав Антанты меморандум о желании Германии вступить в Лигу наций. Особую активность в переговорах проявляла английская дипломатия. В отличие от французского плана решения проблемы безопасности в Европе, предусматривавшего создание системы военных союзов на континенте под эгидой Франции (Малая Антанта), планы Англии заключались в том, что Германия станет членом Лиги наций и участницей многостороннего пакта. Посол в Берлине лорд д’Абернон и германский статс-секретарь Шуберт в январе 1925 г. разработали меморандум о пакте безопасности, гарантирующий статус-кво на Рейне, то есть безопасность границ Франции и Бельгии с Германией.

Таким образом, первыми шагами на пути регулирования спорных вопросов Версальской системы и создания системы равновесия в Европе являлось решение «русского» и «германского» вопросов. И Германия, и Россия к середине 20-х гг. получили дипломатическое признание, требовалась корректировка многосторонних отношений, назрел вопрос об усилении Версальской системы путем включения этих стран в договорные обязательства, что гарантировало бы безопасность в Европе.

Международные отношения после Второй мировой войны отличаются динамизмом развития и непредсказуемостью. Великие державы мира (СССР, США, Великобритания и Франция) приступив к разделу военных трофеев спровоцировали «холодную войну», проходившую в 2 этапа (А. 1946 – 1975; Б. 1979 – 1985 гг.). Опорными датами холодной войны являются:

А. Выступление У.Черчилля в Фултоне (США) 5 марта 1946 г. – подписание Хельсинского Заключительного Акта (Финляндия) 1 августа 1975 г.;

Б. Введение советских войск в Афганистан с 29 декабря 1979 г. – 5 апреля 1985 г. пленум ЦК КПСС, утвердивший Генсеком М.С.Горбачева. «Холодная война» на десятилетия разделила территорию планеты на «капиталистический мир» и «социалистический лагерь», между которыми и развернулась гонка вооружений. «Болевыми точками» периода холодной войны» были «германская проблема», ситуация с Западным Берлином, «корейский вопрос» и многое другое, что в условиях биполярного мира и генезиса противостоящих военно-политических блоков (ОВД, НАТО, СЕНТО, СЕАТО, АЗПАК, АНЗЮС) не раз ставило народы Земли перед угрозой начала Третьей мировой войны.

Стремление народов к миру, миротворческая деятельность ООН, осознание политической элитой факта того, что в «ядерной войне не бывает победителя» приводит к эволюции от догм «холодной войны» к сотрудничеству государств с различным социальным строем, к идее «мирного сосуществования». В условиях наметившегося стратегического паритета СССР – США, на фоне Берлинского и Карибского кризисов, прорывом к ослаблению международной напряженности стал Московский договор от 5 августа 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах: в атмосфере, в космосе и под водой, к которому позже присоединится свыше 130 держав мира.

Следует отметить, что реализм и определенное «потепление» американо-советских отношений оказали влияние на мировую политику в целом. Изменение взаимоотношений США – СССР содействовали и внешнеполитической переориентации ряда ведущих западноевропейских государств, и в частности ФРГ. «Новая восточная политика» ФРГ (Московский Договор 1970 г.; Варшавский Договор 1970 г.; Берлинский Договор 1972 г. и т. д.) привели к нормализации отношений Западной Германии со странами Восточной Европы, что содействовало курсу на разрядку международной напряженности в целом. В свою очередь, изменение политической атмосферы в Европе, привело к радикальным стратегическим американо-советским договоренностям 1972-1976 гг., остановивших процесс накопления в мире арсеналов ядерного и обычного вооружений – договор ОСВ-1, договор о системах ПРО и др. Постепенный переход от конфронтации к сотрудничеству государств с различным социальным строем завершился и организационно оформился на Совещании по вопросам безопасности и сотрудничеству в Европе с участием 33 европейских держав, США и Канады, проходившем в г.Хельсенки (Финляндия) 30 июля – 1 августа 1975 г.

Заключительный Акт Хельсинского Совещания от 1 августа 1975 г. ввел в международные отношения новые нормы государственных контактов и закрепил нерушимость государственных границ в Европе, сложившихся после

Второй мировой войны. Заключительный Акт 1975 г. предполагал непрерывность встреч на высшем уровне и переговоров в рамках Общеевропейского или, так называемого «Хельсинского процесса». Он же явился основой для генезиса СБСЕ – постоянно действующего Совещания по вопросам Безопасности и Сотрудничеству в Европе. Позже, Венская встреча 1989 г., Парижские форумы 1991 – 1992 гг. подтвердят жизнеспособность СБСЕ.

Ставка советского руководства на расширение сферы влияния и ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. спровоцировали срыв разрядки международной напряженности и возвращение к «холодной войны». Став в глазах мирового общественного мнения «империей зла», Советский Союз катализировал новую фазу гонки вооружений, перечеркнув мирные инициативы и достижения 60-х – 70-х гг.

Лишь приход в СССР к власти М.С.Горбачева в апреле 1985 г. и стратегическая переориентация внешней политики Советского Союза в рамках «нового мышления» вновь создадут условия для прекращения «холодной войны» и победоносного завершения «крестового похода» США против СССР Стремление к «обновлению социализма» и «перестроечные» процессы внутри советского общества содействовали демократическим революциям 1989 – 1990 гг. в Восточной Европе, исчезновению к началу 90- гг. XX в. лагеря социалистических государств, а с декабря 1991 г. к краху СССР, что заложило основу нового соотношения сил в мире и мировой политике, Распад СССР и самоликвидация социалистической системы проходили на фоне интеграционных процессов в Европе и Америке. В 90-е гг. новыми факторами в международных отношениях стали Европейский Союз, Совет Европы, возникший на развалинах СССР Союз Независимых Государств -СНГ, члены которого делают первые шаги в мировой политике. Будучи составной частью СНГ, Украина самостоятельно выступает на международной арене, последовательно проводит миролюбивую внешнюю политику, активно участвует в работе общемировых институтов (ООН, ЮНЕСКО и др.) и в процессах общеевропейской интеграции.

Итоги

1) Основные этапы развития международных отношений после 2-ой мировой войны.

2) Роль ООН в современном мире.

3) Дезинтеграция (распад) многонациональных государств (на примере СССР, Югославии, Чехословакии): общее и особенное.

4) Интеграционные проекты в Европе и на американском континенте: общее и особенное.

5) Внешнеполитический курс независимой Украины: основные приоритеты.

6) Политические портреты ведущих политиков мира.

Итоговый урок готовится заранее, с использованием как текста всего данного учебника, так и дополнительной литературы. Завершить итоговый урок мы рекомендуем терминологическим опросом.

Терминологический словарь
Специфика Латинской Америки
Олигархия в странах Латинской Америки
Политическая жизнь в Латинской Америке