Маленький рассказ о белочке. Белка обыкновенная. Отношение белки к детям и домашним животным

Ирина Азаренко
Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа о белке по схеме

Тема : Составление рассказа по схеме .

Цель : Расширение представлений о жизни белки .

Задачи :

1. Учить составлять описательный рассказ про белку , с опорой на схему .

2. Упражнять в умении отвечать на вопросы предложениями.

3. Активизировать словарь по теме.

4. Развивать мышление , память.

5. Воспитывать внимание к слову педагога.

Словарная работа : дупло, ушки с кисточками, лапки с коготками, запасы, запасливая, шелушит.

Оборудование :

Демонстрационный материал : игрушка- белка , схема , картинка с заданием «Найди дом для белочки» ; звучащая панель.

Раздаточный материал : карточки с заданием «Найди дом для белочки» , карандаши.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением белочки, дидактические игры «Что делает?» , «Чей дом?» , рассматривание и шелушение шишки .

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Послушайте и угадайте, кто так кричит?

(Белочка) .

Про нее говорят – белка уркает .

II. Работа по теме :

I. Беседа по вопросам.

А вот и белка .

Посмотрите на нее. Она какая по размеру? (Маленькая, с ладошку.)

Какие части есть у белочки?

На что похожи глазки? (На бусинки)

Почему? (Бусинки круглые и глазки круглые) .

- Расскажем про ушки белочки ?

На кончиках что? (Кисточки)

Вспомним, сколько лапок у белки ?

Что есть на лапках?

Для чего белке коготки ? (Они помогают крепко хвататься за ветки и быстро перепрыгивать с дерева на дерево.)

Хвост какой? белки большой , пушистый хвост.)

Когда белка спит , она сворачивается в клубок и укрывается хвостом, как теплым одеялом.

А еще для чего белке нужен хвост ? (Когда белка прыгает с дерева на дерево, управляет им как рулем.)

Наступила зима. Сейчас какого цвета шубка у белочки? А летом? (Летом белка рыжая , а зимой - серая.)

Где живет белка ?

А что любит белочка? (Грибы, орешки, шишки)

- Белка шелушит шишки , грызет орехи, ест грибы. А еще, она любит лакомиться ягодами.

Почему белку называют запасливой ? (Белка на зиму делает запасы, поэтому ее называют - запасливой.)

Сегодня мы будем учиться рассказывать про белку , а поможет нам в этом – схема .

2. Рассматривание схемы .

Что вы здесь видите? (Кружочки)

Какие они по размеру?

Сначала мы расскажем , какая белка по размеру .

А тут, что нарисовано? (Лапки, хвост, ушки)

Мы будем говорить о том, какие части тела есть у белочки.

А эта подсказка, о чем нам поможет рассказать ? Почему пятнышки разного цвета? (Потому что белка летом рыжая , а зимой – серая)

Что вы видите в этой клеточке? (Грибы, шишки, желуди)

О чем мы скажем? (О том, что любит белочка)

И в конце рассказа , мы скажем, у белки есть бельчата .

III. Физкультминутка.

На лесной опушке

Прыгают зверушки.

Косолапый мишка,

Заинька – трусишка.

Маленькая мышка

И ежик, ни головы, ни ножек.

Мишка топнул, и заснул,

Зайка прыгнул, и скакнул,

Ежик хлопнул и моргнул.

А мышка …. побежала.

IV. Продолжение работы по теме.

1. Рассказ воспитателя .

Послушайте, как я расскажу про белочку .

Это белка . Она маленькая, с ладошку. У белки большой , пушистый хвост, лапки с коготочками, ушки с кисточками. Белка летом рыжая , а зимой – серая. Белка живет в дупле , на дереве. Она грызет орехи, ест грибы, шелушит шишки. У белки есть маленькие бельчата.

А сейчас вы будете рассказывать . Слушайте внимательно. Один начнет, а другой продолжит.

2. Составление рассказа детьми .

(2-3 ребенка)

V. Работа на карточках.

1. Игра «Найди дом для белочки»

Кого вы видите на картинке?

Что вы видите справа от белки ?

Поможем найти дом для белочки. Слушайте задание :

Проведите дорожку от белочки до ее домика.

(Один ребенок проводит дорожку на доске)

VI.Итог занятия .

О ком мы сегодня с вами рассказывали ?

(О белочке) .

Мне очень понравились ваши рассказы , вы молодцы!

Конспект занятия по теме: «Составление рассказа-описания «Белка» предназначен для детей 3 класса КРО. Занятие построено на использовании метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР.

Пояснительная записка

Конспект занятия по теме: «Составление рассказа-описания «Белка» предназначен для детей 3 класса КРО. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ЗПР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Ограниченные представления об окружающем мире, бедный словарный запас и грамматически неправильное оформление речи являются результатом несформированной связной речи.

Составление рассказа-описания в календарно-тематическом планировании входит в структуру работы над связной речью. В основу занятия положено использование метода мнемотехники.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. При помощи схем-моделей в процессе составления рассказа зарисовываются опорные картинки-символы, которые впоследствии помогают воспроизвести текст связно, в логической последовательности.

Мнемотехника как метод помогает привлечь внимание детей к процессу рассказывания, а также удержать в памяти структуру содержания текста.

Конспект занятия: Рассказ-описание «Белка»

Цели: научить составлять рассказ-описание на тему «Белка»

  • упражнять детей в умении составлять рассказ-описание с использованием мнемосхемы;
  • закреплять умение составлять рассказ связно, в логической последовательности;
  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ;
  • обогащать активный словарный запас такими словами как «дупло», «шалунья», «игривая», «задорная», «чудесный», «пушистый», «чёрные кисточки», «нрав»;
  • совершенствовать грамматический строй речи.

Ожидаемый результат: сформировано умение составлять рассказ-описание на тему «Белка».

Оборудование: картинка с изображением белки; альбомные листы с пустыми жёлтыми окружностями и одной красной по количеству детей; цветные ручки, фломастеры, карандаши, в том числе и простые, корректоры письменных ошибок; слайд «Лес»; слайд, на котором окружности открываются по щелчку; аудиодиск «Звуки леса», разрезные картинки (от 3 до 6 составных частей) с изображением грибов, ягод, орехов и жёлудей, сигнальные кружки чёрного, зелёного и красного цветов.

Белка – дикое животное. Её можно встретить в лесу или в парке. Белка живёт на дереве в дупле. У этой красавицы шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые. На ушках чёрные кисточки. У белки чудесный пушистый хвост. Она любит есть грибы, орехи, ягоды и жёлуди. У этой шалуньи весёлый нрав. Она легко прыгает с ветки на ветку. Мне нравится белка, потому что она игривая и задорная.

План занятия

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Перед вами лежат листы с окружностями, цветные карандаши, ручки, простые карандаши, стёрки, корректоры. Всё это вам понадобится на занятии.

Сегодня мы составим рассказ про животное (слайд «Лес»). Послушайте загадку и отгадайте, про какое животное идёт речь.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

II. Основная часть.

1. Про кого будем составлять рассказ? (про белку). Как будет называться наш рассказ? («Белка») – слайд с окружностями + картина «Белка».

В центральном кружочке пишем букву «Б». Это будет название нашего рассказа – «Белка».

Посмотрите на картинку и подумайте, как ещё можно заменить слово «белка» в рассказе? Какие слова вы подберёте? (белка, красавица, шалунья, она) – запись на доске. (По просьбе логопеда слова читает ученик). Эти слова мы будем использовать с вами в рассказе.

Прежде чем начать рассказ, нужно выяснить, белка какое животное – дикое или домашнее? (дикое). Какое предложение составим? (Белка – дикое животное). Пишем в первом красном кружочке – с него мы начнём наш рассказ — букву «Дик.».

Где её можно встретить? (в лесу или в парке). Составьте предложение. (Её можно встретить в лесу или в парке.) Рисуйте в следующем кружочке лес так, как вы его представляете.

Теперь закройте глаза, и давайте представим, что мы находимся в лесу. Послушаем голоса птиц, представим себе белочку на дереве (используется аудиозапись).

Молодцы! Теперь давайте подумаем, в чём белка живёт на дереве? (в дупле). Дупло – это жилище белки, её дом.

Каждый проговорите это слово.

Составьте предложение. В чём белка живёт на дереве? (Белка живёт на дереве в дупле.)

Рисуем в следующем кружочке дупло на дереве.

Давайте опишем внешность белки. Какого цвета у нашей красавицы шерсть, грудка и живот? (шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые).

Составляем предложение. (У этой красавицы шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые.)

Рисуем штрихи оранжевого и белого цветов. Белый цвет можно сделать штрих-корректором.

Что на ушках? (чёрные кисточки). Повторите каждый эти слова. Какое предложение составим? (На ушках чёрные кисточки.)
Рисуем в следующем кружочке чёрные кисточки.

Какой у белки хвост? (чудесный, пушистый). Составляем предложение. (У белки чудесный пушистый хвост.) Рисуем в следующем кружочке хвост.

Что она любит есть? (грибы, орехи, ягоды, жёлуди) Какое предложение составим? (Она любит есть грибы, орехи, ягоды и жёлуди.) Рисуем в следующем кружочке грибы, ягоды, орехи и жёлуди.

Давайте поможем белке сделать запасы на зиму. Соберите разрезные картинки (используются картинки «гриб», «ягоды», «жёлуди», «орехи»)

Физкультминутка:

Ребята, встаньте!

Кто собирал картинку «гриб» — поднимите руки вверх и хлопните в ладоши.

Кто собирал картинку «орех» — покивайте головой.

Кто собирал картинку «ягоды» — присядьте.

Кто собирал картинку «жёлудь» — подпрыгните.

Мы приходим в лес. Что мы видим? Чем она занимается? (прыгает с ветки на ветку) Как она прыгает с ветки на ветку? (легко) Составляем предложение. (Она легко прыгает с ветки на ветку.) Рисуем ветку в следующем кружочке.

Теперь нам нужно заклнчить наш рассказ. Вам нравится белка? Почему вам нравится белка? Какие слова мы подберём? Она любит играть? (да) Значит она игривая. Она весёлая? (да) Значит она задорная. Какое предложение составим? (Мне нравится белка, потому что она игривая и задорная).

3. Послушайте, какой рассказ у нас получился. Я рассказываю – вы следите по своим мнемосхемам.

4. Пользуясь своими рисунками по тексту, перескажите рассказ «Белочка».

III. Итог занятия.

Ребята, я хочу вас поблагодарить за вашу работу. Все старались, были внимательными. Каждый оцените себя – поднимите чёрный кружок, если считаете, что рассказали плохо; зелёный – хорошо, но с ошибками; красный – очень хорошо. Назовите, по вашему мнению того ученика, чей рассказ вам понравился больше всего. (Далее логопед высказывает своё мнение и рекомендации по работе каждого ученика).

«Белка, белка расскажи. О чем задумалась в тиши.
Быть, может, ты забыла, где осенью орех зарыла?…»

Сказочно красивая попрыгунья из отряда грызунов рыжего цвета белка известна каждому из нас с детства. Огромное количество стихов посвящено ей, она является героиней многих народных сказок, о ней загадывают загадки и поют песенки.

Трудно сказать, когда и откуда пришла эта настоящая любовь человека к белке. Известно только, что все это идет издавна и ничего не изменилось по наше время. Этими шаловливыми и на удивление быстрыми животными любуются все от мала до велика в парках, где они смело прыгают с ветки на ветку в поисках пищи и новых ощущений.

Это красивое животное трудно с кем-либо перепутать. Белка имеет небольшие размеры. Длина ее тела обычно достигает от 20 до 40 см, а вес до 1 кг. Ее шикарный пушистый хвост имеет длину туловища. Ушки у белки небольшие, в виде кисточек. В окрасе шерсти преобладает рыжий цвет, но ближе к зиме добавляются серые и белые тона.

Летом шерсть коротенькая и грубая, а зимой становится мягкой и пушистой. Поближе к Северу можно увидеть полностью черных белок. Прыгать животные могут на расстояние от 4 до 10 метров. Их большой и пушистый хвост служит им при этом рулем, помогает корректировать движения при прыжке.

Особенности и среда обитания белок

Живут эти чудные звери везде, кроме . Для них главное, чтобы были рощи, глухой лес, густые парки. Слишком солнечные места белки почему-то обходят стороной. На счет жилища этот зверек очень продуманный.

Они либо устраивают себе домик в дуплах деревьев, либо строят гнездо на дереве недалеко от ствола, заранее беспокоясь о том, чтобы жилище было защищено от сложных погодных условий.

Прутья веточек, мох, старое птичье гнездо – это строительные материалы для гнезд белок. Для того, чтобы скрепить все это между собой чаще всего служит им глина и земля.

Отличительной особенностью в их гнезде является два выхода, главный – основной и запасной, как стратегический выход во время возможной опасности. Этот факт говорит о том, какое белка животное , она дружелюбна, но не до такой степени доверчива.

Характер и образ жизни белок

Белка животное , которое считают очень умными. И не только двойной выход является этому доказательством. Они готовятся к зиме загодя, запасая при этом себе еду. Орехи в основном они закапывают в землю недалеко от своего жилища или просто прячут их в дупле.

Многие ученые склоняются к мысли, что благодаря тому, что память у белок не слишком хорошая из многих ими спрятанных орешков, о которых белки забывают иногда, вырастают деревья.

Они могут выкопать только что посаженное растение в надежде, что можно будет добыть из-под земли семена. Могут заселиться без колебаний и страха на мансарде. Они с легкостью идут на контакт с человеком, если видят в его руках еду и могут брать ее бесконечно, пряча в дупло.

Белки, которые живут в городских парках, давно усвоили для себя одну истину, что человек для них это источник питания. Но кормить их с рук нежелательно. Часто они могут болеть чумой или другими заболеваниями, которые могут навредить здоровью человека. Даже, если и нет никакой болезни, белка может попросту очень больно укусить. Они умело и искусно разгрызают орешки. Наблюдать за этим одно удовольствие.

Кроме того, что белка полезное животное она может причинить и некоторый вред человеку. Их зубы очень крепкие и грызть ими белка может все подряд. Если они обитают рядом с жилищем человека, это может быть полной катастрофой.

Для того, чтобы белки не навредили в подвале или на горище и не попортили имущество в тех местах желательно положить шкуры животных. Чучела при этом не помогают. От шкуры исходит запах животного и белок это в какой-то мере отпугивает.

Даже при сильных морозах не оставляют свое жилище. Бывает такое, что они собираются в одном дупле по три-четыре зверя, закрывают вход мхом и греются, таким образом, спасаясь от лютых морозов.

Хоть у них и теплая шубка, в морозы ниже 20 градусов они не выходят из своих гнезд. Спать могут в такое время сутками. И лишь во время оттепели выходят из дупла, чтобы насобирать шишек и пополнить свой продуктовый запас.

При случае неурожайных сезонов белки целыми потоками двигаются в том направлении, где больше еды. Белка очень проворна и ловка. Они осмотрительны и осторожны, их гнездо или дупло трудно заметить.

Домашние белки в последнее время не редкость. Их покупают в зоомагазинах. Но часто маленьких бельчат находят выпавшими из дупла и оставляют жить у себя дома. Всем, кто решил завести у себя это животное следует помнить, что это эмоциональный зверек и подвержен стрессам. В таких ситуациях белка может заболеть.

Для домашней необходимо соорудить небольшой вольер или посадить ее в клетку. Но периодически ее необходимо выпускать побегать по квартире, не оставляя ее без присмотра.

Это довольно независимое животное, которое в домашних условиях не быстро привыкает к человеку. Должно пройти немало времени для того, чтобы белка дала себя хотя бы просто погладить.

Питание

Белка предпочитает растительную пищу в виде орехов, семян, грибов, ягод. Но и яйца, лягушки и насекомые ей тоже по душе. Грибов животное собирает много, нанизывает их на ветку рядом с дуплом.

Жизненный тонус и полностью жизнь целиком и полностью зависит от наличия пищи. Чем больше у них запасов и чем они калорийнее, тем лучше себя белка чувствует и тем она здоровее.

Неблагоприятные погодные условия заставляют белок съедать все свои запасы продуктов. Это приводит к гибели животного. Белкам, которые живут в парках с этим немного проще ведь на помощь всегда приходит человек.

Размножение и продолжительность жизни белок

Март и апрель для озорных белок наступает брачный период. Самцы десятками толпятся около одной самочки, пытаясь завоевать ее благосклонность. Очень часто при этом происходят драки. Самка выбирает самого сильного и от их совокупления рождаются малыши, обычно их от двух до восьми.

Они слепые и совершенно беспомощные. Изначально на протяжении полугода бельчата питаются молоком матери. После перехода на обычное вскармливание пищу им носят родители по очереди.

Через две недели бельчата покрываются шерстью, и становится видно, какого цвета белка , а через месяц уже открывают свои глазки. Уже после исполнения малышам двух месяцев они готовы к самостоятельной жизни и могут сами добывать себе пищу.

В неволе животные тоже размножаются, но при условии должного за ними ухода. В природе белки живут от двух до четырех лет. В домашних условиях период их жизни достигает до пятнадцати лет.


Факт первый. Секрет ловкости – в ее чудо-хвосте

Свой хвост белка использует как руль: благодаря нему она может прыгать с дерева на дерево на 15 метров по кривой и на 4 метров по прямой. При этом на земле белка прыгает не так далеко: всего на 1 метр в длину.

Хвост зверька исполняет роль парашюта: даже при падении с 30-метровой высоты белка останется живой и невредимой.

Помимо помощи в движении, хвост играет и другую важную роль в жизни животного. Белка-самец предпочтет самочку с более пышным хвостом. Также хвостик служит и теплым уютным одеялом, которым можно укрыться в холодные ночи. Правда, эта конечность может стать причиной смерти зверька: несмотря на то, что белки – отличные пловцы, намокший хвост может утянуть беднягу на дно, как якорь.

Источник: http://vse-krugom.ru

Факт второй. Белка должна все время грызть

У белки четыре передних зуба, и они постоянно растут. Если зубы окажутся слишком длинными, белка не сможет справиться с орехами и шишками и умрет с голоду. Поэтому зверек постоянно грызет, стачивая лишнюю длину зубов и натачивая их.

Источник фото: http://life.pravda.com.ua

Факт третий. Белка владеет особой технологией разгрызания орехов

Орехи белочка раскалывает необычным способом: со стороны, где у него острый кончик, она прогрызает небольшое отверстие и всовывает туда два нижних резца. Нижняя челюсть белки состоит из двух частей, между которыми находится эластичная и очень крепкая мышца. Когда белка стягивает две части вместе, резцы расходятся и орешек раскалывается.

С шишками зверек справляется так же быстро и умело: извлекает семечки, задев зубами чешуйку, она ее откусывает, и семечка выскальзывает наружу. На одну сосновую шишку уходит три минуты. На протяжении дня белка может добыть семена из 15 еловых и около 100 сосновых шишек.

Источник: http://ru.gde-fon.com

Факт четвертый. Хитрые белки умеют воровать

Белка – не только умный, но и хитрый зверь. В поисках еды она приспособилась к жизни рядом с человеком: белки находят что-то питательное для себя в кормушках для птиц, умеют просить вкусненькое у прохожих, вырывают посаженные людьми растения в поисках семян. Любители орехов иногда могут стянуть с поля или огорода что-то вкусненькое, чему учатся друг у друга. Иногда, чтобы пойти «на дело», они специально собираются в группы от двух до пяти зверьков, и распределяют роли. Задание одних – отвлекать внимание, в то время как другие, посыльные, забирают присмотренную добычу.

Источник: http://kotelna.org.ua

Факт пятый. Белка – чемпион по разнообразности рациона

Белки всеядны, их рацион включает в себя около 150 семян разных деревьев. Основная его часть – семена хвойных: ели, сосны, кедра, пихты, лиственницы. В дубовых лесах белка тоже не пропадет – будет есть желуди и лесные орехи. Также в меню белки входят грибы, ягоды, травы, мхи, лишайники, клубни и корневища. Если урожай орехов был недостаточно хорошим, белочки питаются почками и молодыми побегами деревьев.

Белки могут быть хищниками. Помимо растительной пищи, они любят также полакомиться насекомыми, яйцами и даже небольшими птицами, млекопитающими и лягушками.

Зверек любит покушать: за неделю белка съедает количество еды, равное ее весу.

Источник: http://topilche.te.ua

Факт шестой. Название зверька произошло от слова «белый»

Интересна этимология слова белка. Оно походит от общеславянского «belъ», что означает белый. В старину слово «белый» обозначало не только цвет, а также «призрачный, невидимый» . Из-за быстроты белку и могли назвать призрачной.

В древние времена этот зверек назывался «въверица». Осенью белки линяют и их мех становиться беловатым. Именно таких белок называли «бъла въверица». Охотились именно на этих зверьков, со светлой шерсткой. Название упоминали часто, и со временем оно сократилось до «бъла», позже прибавился суффикс -к-.

Существует также предположение, что в старину существовала особая порода белок с белой шерсткой. Отсюда и название зверька.

Источник: http://kotelna.org.ua

Факт седьмой. Забывчивость белки приносит пользу лесу

Как многие грызуны, белка делает запасы на зиму – они прячут орехи, желуди, шишки и грибы в дуплах деревьев, а некоторые виды – зарывают в землю. Но часто зверек забывает, где спрятал свой корм. В этом случае плохая память белок служит на пользу лесу – забытые в земле орехи прорастают и пополняют лес новыми деревьями.

Забытый запас белки может составлять около трех килограммов отборного корма. Птицы, мелкие грызуны и даже бурый мишка пользуются забывчивостью прыгуньи и часто подкармливаются из белкиных «каморок». Впрочем, сама белка часто подъедает запасы мышей, бурундука и других грызунов, откапывая их даже под полутораметровым слоем снега.

Источник: http://probilo4ok.wordpress.com

Факт восьмой. Белки строят по 15 гнезд сразу

Гнездо белки называется «гайно», и один зверек обычно заводит много, до 15 таких жилищ. Чаще всего гнездо обустраивает в дупле дерева или в скворечнике, выстилая все внутри сухими листьями, стебельками, мхом, перьями. Если нет подходящего дупла или скворечника, зверьки строят свое жилище между веток дерева, на высоте 7-12 метров.

Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!
Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.

Белки

Кто из вас, кому приходилось бывать в лесу, не видел этого лёгкого и проворного зверька? Идёшь по лесной тропинке, собираешь в кузовок грибы и вдруг услышишь резкий чекочущий громкий звук. Это играют, резвятся на дереве весёлые проворные белки. Можно долго любоваться, как гоняются они друг за дружкой, носясь по сучьям и по стволу дерева, иногда вниз головою.

Белки никому не причиняют вреда. Зимою и летом живут белки в хвойных лесах. На зиму они заботливо запасают в дуплах корм. Летом и осенью сушат шляпки грибов, ловко нанизывая их на голые ветки деревьев. Я не раз находил в лесу грибные хранилища белок. Сидя под деревом в глухом лесу, я увидел однажды скакавшую по земле рыжую белку. В зубах она несла большую тяжёлую гроздь лесных спелых орехов. Белки умеют выбирать самые спелые орехи. Они прячут их в глубоких дуплах и зимою безошибочно находят свои запасы.

Обычная пища белок - семена хвойных деревьев. В лесу на снегу под деревьями можно видеть зимою шелуху разгрызенных белками еловых и сосновых шишек. Сидя высоко на сучке дерева, держа шишку в передних лапах, белки быстро-быстро выгрызают из неё семена, роняя вертящиеся в воздухе чешуйки, бросают на снег обгрызенный смолистый стержень.

В зависимости от урожая сосновых и еловых шишек белки кочуют на большие расстояния. В пути они переплывают широкие реки, ночами пробегают через многолюдные города и посёлки. Плывущие по воде белки высоко задирают пушистые хвосты. Их можно увидеть издалека.

Белок можно легко приручить и держать в неволе. Некогда у меня был приятель, археолог и книголюб. В его большой комнате жила проворная весёлая белка. Она доставляла много забот и хлопот хозяину-книголюбу. Без устали носилась она по книжным полкам, случалось, грызла переплёты дорогих книг. Пришлось посадить белку в проволочную клетку с широким вращавшимся колесом. По этому проволочному колесу белка носилась неутомимо. Белкам нужно постоянное движение, к которому они привыкли в лесу. Без такого постоянного движения, живя в неволе, белки болеют и умирают.

Осенью и весною белки линяют. На лето они одеваются в лёгкую рыжую шубку, поздней осенью эта рыжая шубка становится серой, густой и тёплой. Белки строят уютные, тёплые и прочные гнёзда, похожие на сплетённые из тонких ветвей закрытые домики. Домики эти обычно строятся в развилинах густых и высоких хвойных деревьев, с земли их трудно увидеть. Внутри домик белки покрыт мягкой подстилкой. Там белки выводят и выкармливают маленьких своих бельченят. Самым грозным врагом белки является куница. Сильные и злые куницы беспощадно преследуют белок, ловят их и поедают, разоряют гнёзда...

Совсем недавно, прошлой зимою, у окна нашего лесного домика каждый день появлялись две белки. Мы выбрасывали в форточку на снег небольшие кусочки чёрного хлеба. Белки подхватывали их и взбирались на росшую под окном густую тёмную ёлку. Усевшись на сучок, держа в передних лапках кусочек хлеба, они быстро съедали его. С нашими белками часто ссорились сероголовые галки, всякий день прилетавшие под окно нашего домика, чтобы полакомиться приготовленным для них угощением. Проходя однажды тропинкой в лесу, жена увидела знакомую белку с хлебной коркой во рту. Она удирала от двух настойчиво преследующих её галок, старавшихся отнять хлеб.

Удивительно красивы следы белок в лесу на только что выпавшем чистом снегу. От дерева к дереву чётким и лёгким пушистым узором тянутся эти следы. Белки то перебегают от дерева к дереву, то взбираются на вершины, покрытые тяжёлыми гроздьями шишек. Распушив лёгкий хвост, они, стряхивая снежную навись, легко перемахивают с ветки на ветку соседних деревьев.