Кто убил вирджинию вульф. Вирджиния Вульф — биография. Непреодолимая тяга к чтению

Вирджиния Вульф - английская писательница, критик, литературовед, переводчик, одна из основательниц издательства "Хогарт Пресс". Первой в мировой литературе 20 века решилась привлечь внимание к своеобразию социального опыта женщин, помогая им становиться "видимыми" в обществе и реализовать возможность психологической откровенности, доселе бывшую запретной для них.

Родилась 25 января 1882 года в Лондоне, в фешенебельном районе английских аристократов - Кенсингтоне. Отец, Лесли Стефенс, был популярным, преуспевающим писателем и критиком, философом и историком литературы, а мать, - леди Джулия Дакворт - светской дамой, подругой Мериам Хариетт, дочери Уильяма Теккерея. Дом Стеффенсов был известнейшим литературно-художественным салоном артистического Лондона. В нем говорили об импрессионистах, о теории американского психолога Уильяма Джойса, с легкой руки которого в обиход вошло понятие "поток сознания"; зачитывались работами Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, в нем бывали писатели Дэвид Герберт Лоуренс, Генри Джеймс. Четверо детей Стефенсов воспитывались в среде, где все "имели свободный доступ к большой библиотеке, где никакие книги ни от кого не прятались".

Все это благополучие рухнуло, когда Вирджнии исполнилось 13 лет. Сначала она пережила попытку изнасилования со стороны ее кузенов, гостивших в доме. Это положило начало стойкой неприязни к мужчинам и к физической стороне отношений с ними на протяжении всей жизни Вирджинии. Вскоре после этого от воспаления легких скоропостижно скончалась ее мать. Нервная, впечатлительная девочка от отчаяния попыталась покончить с собой. Ее спасли, но глубокие, затяжные депрессии стали с тех пор частью ее жизни. Она страдала от ощущения незащищенности: братья, с которыми было проведено детство, поступили в Кембриджский университет, она же осталась дома вместе с сестрой.

Когда в 1904 году скончался ее отец, Вирджиния с сестрой Ванессой и братьями приняла решение продать дом и переехать из Кенсингтона в квартал, где проживала лондонская богема - Блумсбери. Новый дом ей хотелось сделать началом новой жизни - по примеру матери Вирджиния основала нечто вроде литературного салона. С 1905 года она регулярно писала для "Литературного приложения" к газете "Таймс", и очерки ее пользовались популярностью. Новая смерть - ее брата Тобиаса в 1906 году - стала новым страшным ударом и ввергла ее в очередные разочарования.

После того, как в 1907 году сестра Вирджинии вышла замуж и уехала из дома в Блумсбери, Вирджиния со вторым братом, Эдриеном еще раз поменяла квартиру. В новом месте, на Фитцрой-сквер, она стала душой так называемой "блумсберийской группы". Сформировавшись как коллектив свободно объединившихся поэтов (Томас Элиот), литературоведов (Роджер Фрай), писателей (Эдуард М. Форстер), философов (Бертран Рассел), а также экономистов и искусствоведов-единомышленников (большинство из них были гомосексуалами), группа эта возникла с круга знакомств, которые братья Вирджнии приобрели во время учебы в Кембридже. Находясь под влиянием идей философа Г. Е. Мура, они исходили из того, что идеалы дружбы, любви и взаимной притягательности являются главенствующими и что процветать они могут лишь в том случае, когда искренность и свобода превалируют над притворством и жеманностью. Внимание людей друг к другу превозносилось группой в качестве высшей цели, девизом были слова писателя Э. Форстера "Ничто не заменит общения".

В 1912 году среди членов "блумбергской группы" появился выпускник Кембриджа критик Леонард Вульф. В том же году - честно заявив о том, что ей противна телесная близость с мужчиной - Вирджиния вышла за него замуж. Брачные узы, объединившие Вирджинию и Леонарда на 29 лет, стали образцом взаимоуважения и эмоциональной поддержки.

Леонард активно поддерживал в своей жене тягу к литературному творчеству. Благодаря ему она и состоялась как писательница. Вдвоем с мужем Вирджиния учредила издательство "Хогарт Пресс", занималась переводами, издав в Англии и русских классиков: Ивана Сергеевича Аксакова, Льва Николаевича Толстого, Ивана Сергеевича Тургенева.

Работая над своим первым романом "Путешествие", Вульф пережила еще один серьезный нервный срыв, доведший ее в 1915 году до новой попытки самоубийства. Однако она оправилась, и в 1919 году опубликовала написанное. Успех "Путешествия" стал основанием для продолжения литературной деятельности: в том же году вышел роман В. Вульф "Ночь и день", далее последовали "Комната Якоба" (1922 ) и "Миссис Делоуэй" (1925 ). У "обыкновенных" женщин вехами жизни становились в это время любовные связи и рождение детей, у Вирджинии в такие вехи превращались ее книги.

Она писала много, неутомимо, помимо романов выпустив в 1925 -1940 годах несколько трудов по литературной критике, в том числе литературно-критические: эссе "Обычный читатель", "Обычный читатель: часть вторая" и "Смерть мотылька" (вышла после ее смерти, в 1942 году). Литературное наследие Вирджинии включает также десятки эссе, тысячи писем, пять тысяч страниц дневниковых записей и, конечно, рассказы... В. Вульф стала создательницей новой манеры письма - где сюжет может оборваться на полуслове, где вместо привычного мира действия присутствует "тайнопись души", где авторское письмо движимо более чувствами и схоже с акварельными зарисовками. Новаторские в способах изложения преходящей мирской суеты, отображения внутреннего мира героев, описания множества путей преломления сознания, произведения Вирджинии Вульф вошли в золотой фонд литературного модернизма и принимались с восторгом многими современниками. Признание и слава, однако, не радовали Вирджинию, и лишь поддержка мужа и сестры заставляли ее продолжать заниматься писательским ремеслом.

Она всегда была эмоционально более привязана к женщинам: к сестре Ванессе (любимой "чуть ли не до мысленного инцеста"), подругам (М. Ван, В. Дикинсон, Э. Смит). Влюбившись в 1922 году в Викторию (Виту) Сэквилл-Уэст, Вирджиния оказалась вовлеченной в отношения, продолжавшиеся почти 20 лет. В 1928 году Вульф отобразила свою подругу в романе "Орландо" - фантасмагорической биографии, где жизнь эфемерного главного героя, становящегося то мужчиной, то женщиной, продолжается в течение трех веков. Сын Виктории назвал это произведение "самым очаровательным любовным письмом в истории литературы".

Эмоционально-откровенные письма и произведения Вирджинии Вульф дают основания для вывода о нетрадиционной сексуальной ориентации писательницы - следствии пережитой в детстве трагедии, страха, который она испытывала перед мужчинами и их обществом. Она влюблялась в женщин - но при этом питала отвращение ко всем формам близости, в том числе и с ними, не выносила объятий, не позволяла даже рукопожатий. Романы с женщинами Вульф переживала в воображении, поэтому включение Вульф в круг "самых известных лесбиянок мировой истории" (а имя ее часто упоминается в справочниках именно в таком контексте) представляется неверным.

Новаторские произведения Вирджинии Вульф являли современницам писательницы пути протеста против патриархальных устоев. Знаменитое эссе Вирджинии "Собственная комната" (1929 ), а также роман "Три гинеи" (1938 ) по сей день считаются основополагающими произведениями феминистской литературы. Давая ответ на вопрос "А что бы, скажем, было, если бы у Шекспира была не менее одаренная, чем он, сестра?" - Вульф придумала мини-роман ("Собственная комната") - историю о том, что случилось бы, если бы Шекспир был женщиной, как бы эта женщина прожила и трагически завершила свою жизнь - не имея возможности быть оцененной, оставшись оскорбляемой и угнетаемой мужчинами. Со страниц романа Вульф призывала своих современниц не довольствоваться "своим углом в общей комнате" (как миллионы женщин прошлого), но "обживать свои комнаты, развивая в себе привычку свободно и открыто выражать мысли, признав, наконец, факт, что опоры - нет, мы идем одни..."

Страдая из-за того, что она не состоялась как мать, Вирджиния страстно привязывалась к детям - прежде всего к многочисленным племянникам. Любимым из них был Джулиан - подающий большие надежды поэт. И она сама, и муж Леонард относились к нему как к сыну. Гибель Джулиана в Испании в 1938 году повергла семью Вульфов в новое море отчаянья. Писательница опять попыталась с головой уйти в работу, вновь и вновь обосновывая самоценность женской жизни как таковой.

В замыслах Вирджинии Вульф был новый, масштабный роман "Между актами", который она начала писать уже в состоянии тяжелой депрессии, мучимая галлюцинациями, ночными видениями, кошмарами. Врачи настаивали на лечении в психиатрической клинике: ночная бомбардировка Лондона в начале 1941 года, во время которой был разрушен дом писательницы, сгорела библиотека, едва не погиб любимый муж, - окончательно расстроили ее нервную систему. Вирджиния и Леонард Вульф переехали в город Родмэлл в графстве Сассекс. Находясь в глубокой депрессии от всего связанного с войной и будучи психически истощенной, Вирджиния стала жаловаться домашним на то, что все время "слышит голоса птиц, поющих на оливах Древней Греции". Не желая, чтобы остаток своей жизни муж провел в заботах, связанных с ее помешательством, она 28 марта 1941 года исполнила то, что не раз описывала в своих произведениях и что не раз пыталась осуществить на практике - покончила с собой, утопившись в реке Оус.

История жизни
От своих родителей Вирджиния унаследовала красоту (ее мать Джулия Дакуорт была известной красавицей) и ум (ее отец сэр Лесли Стивен был одним из ведущих литераторов Англии). Она была высокой, строй ной, элегантной и хрупкой. У нее были тонкие черты лица классической красавицы. Эту страсть Вирджиния пронесла через всю жизнь. Вирджиния производила впечатление человека не от мира се го, что часто становилось причиной ее отчуждения от других людей. Общение с Вирджинией, женщи¬ной с весьма сложным характером, становилось иногда просто невыносимым, когда она порой ста¬новилась практически безумной. Виржиния начинала вдруг слышать какие-то голоса, у нее появлялись галлюцинации. По несколько месяцев подряд Вирджиния проводила иногда в психических лечебницах. У нее было четыре сильных нервных приступа. В 25-летнем возрасте она начала встречаться с друзьями своих братьев из Кембриджа (их кружок позже стал известен под названием " Блумсбери"). В этом кружке Вирджиния прославилась остроумием и богатым воображением. Вирджиния вышла замуж в 30-летнем возрасте, хотя многие мужчины и до этого активно добивались ее руки и сердца. На следующий год после замужества она завершила работу над своим первым романом, после чего с ней произошел самый тяжелый в ее жизни нервный срыв, от которого она полностью оправилась только через два года. После этого на протяжении достаточно продолжительного периода времени Вирджиния была относительно здорова. Она много работала и создала целый ряд литературных произведений, в среднем публикуя по од ному роману в два года. С самого начала своей писательской карьеры Вирджиния пользовалась уважением и широкой популярностью. Когда ей было уже 40, она стала широко известным романистом, чьи книги издавались огромным тиражом и быстро раскупались. В разгаре второй мировой войны Вирджиния почувствовала, что опять впадает в безумие. Будучи не в силах страдать больше от своих нервных припадков, она наполнила карманы камнями и бросилась в реку. Ей было 59 лет.
Вирджинию познакомили с миром секса ее единокровные братья Джеральд и Джордж Дакуорты. Сделали они это очень рано и крайне неудачно. Когда ей было 6 лет, Джеральд, которому было уже больше 20 лет, однажды стал ощупывать руками все ее тело, включая и самые интимные его уголки. Это событие осталось в памяти Вирджинии до конца ее жизни. Когда Джордж стал юношей, он начал часто приходить к ней в спальню по ночам. Он бросался в кровать рядом с ней и начинал ласкать и целовать ее. Вирджиния, получившая строгое викторианское воспитание, переносила эти ласки в мертвой тишине до тех пор, пока ей не исполни лось 22 года.
Неудивительно поэтому, что Вирджиния стала влюбляться в женщин, хотя и не отказывалась иногда от флирта с мужчинами. Когда ей исполни лось 16 лет, объектом ее поклонения стала красивая романтическая Мэдж Воген, которая полностью разделяла литературные вкусы Вирджинии. Они стали близкими подругами, но Мэдж вскоре вышла замуж. В 20-летнем возрасте Вирджиния начала страстную любовную переписку с 37-лет ней Вайолет Диккинсон, давней знакомой их семьи. В ее письмах, адресованных Вайолет, есть, например, строки, говорящие о любви и в физиче ском смысле. В одном из своих писем Вирджиния, например, написала: "Когда ты просыпаешься ночью, ты все еще чувствуешь, я надеюсь, как я тебя обнимаю". Их связь, продолжавшаяся 10 лет, была, однако, чисто эмоциональной.
В 1909 году Литтон Стрейчи, один из членов "кружка Блумсбери", сделал Вирджинии предло жение. Она прекрасно знала о том, что Литтон был гомосексуалистом, но приняла его предложение, поскольку высоко ценила его остроумие и интел лект. На следующий же день он, однако, отказался от своего предложения. "Я был в ужасе от того, что она ведь могла бы попытаться меня поцеловать", сказал Литтон друзьям. Вирджиния и Литтон, не смотря на этот инцидент, остались хорошими друзьями, и именно Литтон предложил Леонарду Вулфу, писателю и политическому деятелю, поухаживать за Вирджинией.
В 30-летнем возрасте Вирджиния вышла замуж за Вулфа, после чего сразу выяснилось, что она была абсолютно фригидна. Она заявила: "Я теперь считаю, что все, что говорят об оргазме, сильно преувеличено". Сексуальные отношения между супругами закончились почти сразу же после окон чания их медового месяца, хотя они и жили вместе счастливо на протяжении 28 лет, что может кому-то показаться весьма странным. Вирджиния любила Леонарда больше любого другого человека на свете, за исключением, вероятно, лишь своей сестры Ванессы, чьей женственности она весьма завидовала. О себе Вирджиния однажды сказала так: "Я ни то, ни другое. Я и не женщина, и не мужчина". Вскоре после замужества Вирджиния полностью посвятила свою жизнь литературной деятельности. Сначала она мечтала о материнстве, любви и страсти, о чем ей постоянно напоминал вид счастливой и цветущей Ванессы, но Вирджиния так и не смогла избавиться от своего отношения к сексу, граничившего с отвращением, которое она пронесла через всю свою жизнь с детских лет. Вирджиния однажды написала: "Этот туманный мир литературных образов, похожий на сон, без любви, без сердца, без страсти, без секса - именно этот мир мне нравится, именно этот мир мне интересен".
И все-таки у Вирджинии были в жизни и любовные связи. В 40-летнюю Вирджинию влюбилась 30-летняя Вита Сэквил-Уэст. Это чувство вскоре стало взаимным. Вита неплохо писала и происходила из старинной аристократической семьи. Их любовная связь продолжалась 5 лет, и они спали вместе десяток раз. Этот роман с женщиной стал единственным в жизни Вирджинии Вулф, в котором присутствовал элемент физического секса. Он же стал и самым продолжительным романом в ее жизни. Леонард тоже не имел по этому поводу ни каких возражений, поскольку эта связь не представляла никакой угрозы их браку. Сама же Вирджиния в письме Вите однажды написала: "Как все-таки хорошо быть евнухом, как я".
Если в Вирджинии и была какая-то сексуальность, то она вся направлялась на ее литературную деятельность. Именно за годы своей связи с Витой и их тесной дружбы, которая последовала за их романом, Вирджиния Вулф написала самые лучшие свои литературные произведения. После окончания их романа в Вирджинию страстно влюбилась композитор Этель Смит, но она не сумела добиться взаимности от объекта своей любви. Вирджиния тем временем написала еще два романа.
В записке, которую Вирджиния написала Леонарду перед своим самоубийством, были и такие слова: "Мне кажется, что два человека не смогли бы прожить более счастливую жизнь, чем прожили ее мы с тобой".

Вирджиния Эделин Вульф (урожденная Стефенс) - знаменитая английская писательница, критик, литературовед, переводчик. Автор романов "На маяк", "Миссис Делоуэй", "Волны" "Между актами", многочисленных рассказов, эссе и критических статей. Вместе с мужем, Леонардом Вульфом, основала элитарное издательство "Хогарт Пресс", существующее и поныне. Переводила и издавала в Англии русских классиков: Аксакова, Толстого, Тургенева. Покончила с собой в 1941 году.
Вирджиния Эделин Вульф родилась 25 января 1882 года в Лондоне. Кончина матери в 1895 году потрясла тринадцатилетнюю девочку, и она пережила нервный срыв. С этого времени она воспитывалась дома отцом и "имела свободный доступ к большой библиотеке, где никакие книги ни от кого не прятались". В отличие от своих братьев, она не училась в университете. Когда в 1904 году скончался ее отец, Вирджиния со своей старшей сестрой Ванессой и с братьями Эдриеном и Тоби переехали из фешенебельного района Кенсингтон в квартал, где проживала лондонская богема. В 1905 году она регулярно писала для "Литературного приложения" "Таймс". Еще одна смерть, на этот раз ее брата Тоби в 1906 году, черным ураганом пронеслась по ее жизни.
В 1907 году после того как сестра Ванесса вышла замуж, Вирджиния и Эдриен переехали в Блумсбери. Именно там проходили встречи так называемой "блумсберийской группы". Сформировавшись как коллектив свободно объединившихся индивидуумов-единомышленников, причем большинство из них были гомосексуалами, группа началась с круга знакомств, которые Тоби приобрел во время учебы в Кембридже. Находясь под влиянием идей философа Г. Е. Мура, они исходили из того, что идеалы дружбы, любви и взаимной притягательности являются главенствующими и что процветать они могут лишь в том случае, когда искренность и свобода превалируют над притворством и жеманностью. Общение людей друг с другом превозносилось группой в качестве высшей цели.
В 1912 году, заранее предупредив своего жениха - выпускника Кембриджа, Леонарда Вульфа, о том, что ей противен секс с мужчиной, Вирджиния вышла за него замуж. Их брак был образцом взаимоуважения и эмоциональной поддержки, а сексуальные отношения были сведены к минимуму. Вдвоем они учредили издательство "Хогарт Пресс".
Работая над своим первым романом "Путешествие", Вульф пережила еще один серьезный нервный срыв, доведший ее в 1915 году до попытки самоубийства. Однако она оправилась и в 1919 году опубликовала очередной роман. Вирджиния Вульф эмоционально всегда была более привязана к женщинам: к сестре Ванессе (которую она любила чуть ли не до "мысленного инцеста"), позднее к Мэдж Ван (дочери Дж. А. Саймондса), к Вайолет Дикинсон и к не знающей покоя Этель Смит. В 1922 году Вульф влюбилась в Виту Сэквилл-Уэст. Через некоторое время между ними начался роман, который продолжался почти все 20-е годы. В 1928 году Вульф отобразила Биту в романе "Орландо" - фантасмагорической биографии, где жизнь эфемерного главного героя, становящегося то мужчиной, то женщиной, продолжается в течение трех веков. Сын Виты Николсон назвал это произведение "самым длинным и самым очаровательным любовным письмом в истории литературы".
После того как их дом в результате бомбардировок немецкой авиации Лондона был разрушен, Вирджиния и Леонард Вульф переехали в город Родмэлл в графстве Сассекс. Находясь в глубокой депрессии от всего связанного с войной и будучи психически истощенной работой над романом "Between the Acts", Вульф внутри себя вновь стала слышать голоса птиц, поющих на оливах Древней Греции, - точно то же самое она ощущала перед нервным срывом 1915 года. Желая избавить Леонарда от страданий, связанных с ее помешательством, она 28 марта 1941 года утопилась в реке Оус.

Годы жизни: с 25.01.1882 по 28.03.1941

Английская писательница, литературный критик. Ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века.

Родилась в Лондоне в семье известного литературного критика сэра Лесли Стивена и Джулии Дакуорт. Вирджиния была третьим общим ребёнком Лесли и Джулии. Когда Вирджинии было 13 лет, она пережила смерть матери, что стало причиной первого нервного срыва писательницы.

Старшая сестра Вирджинии Стелла в течение некоторого времени выполняла роль хозяйки дома, но вскоре умерла. Ванесса - следующая по старшинству - вынуждена была заниматься домом, но, в отличие от своей старшей сестры, она обладала твёрдым характером и крепкими нервами, и могла дать отпор отцу, постепенно превращавшемуся в деспота.

В своём самом значительном романе «На маяк» Вирджиния до некоторой степени обнажает обстановку собственного детства - нервный резкий мистер Рэмзи, похожий на Лесли Стивена, несёт в себе постоянное напряжение, поминутно ищет к чему бы придраться, проводит время в учёных разговорах. Этот холодный мир абстракций, логических построений, нетерпимости и самоутверждения, с одной стороны, стимулировал интеллектуальное совершенствование детей в семье, с другой - убивал живую душу, подавлял чувственность. Впечатлительной, талантливой Вирджинии отцовский рационализм стоил такого внутреннего напряжения, что она расплатилась за него душевным здоровьем и постоянными нервными срывами.

За фасадом внешней аристократической благопристойности скрывались, по-видимому, ещё более сложные проблемы, с которыми столкнулась маленькая Вирджиния. По одной из версий, с шестилетнего возраста она подвергалась сексуальным домогательствам своих взрослых дядюшек. Эти детские впечатления принесли в мир Вулф болезненный страх к физической любви.

Сэр Лесли Стивен умер от рака 22 февраля 1904. Все его дети, кроме Вирджинии, восприняли этот факт с огромным облегчением. Однако Вирджиния не чувствовала себя вполне свободной даже после смерти отца. До конца своей жизни она вела с ним непрекращающиеся внутренние споры, то обвиняя, то оправдывая его.

Сразу же после смерти отца семейство переехало из дорогого респектабельного Кенсингтона в дешёвый богемный район Блумсбери, который вскоре прославился на весь мир благодаря кружку интеллектуалов, центром которого вскоре стала Вирджиния. Здесь, в спорах с представителями новой, молодой британской культуры она оттачивала своё мастерство, формировала свою эстетическую программу.

В 1905 она начинает свою писательскую карьеру. Первые её публикации - это статьи и рецензии для литературного приложения к «Таймс» и других изданий, посвящённые произведениям классиков и современных авторов.

Однако череда несчастий не оставляет семью Стивенов. В 1906 Ванесса, Вирджиния, Тоби и Адриан отправляются в путешествие по Греции, во время которого Тоби, любимый брат Вирджинии, подающий большие надежды в области математики, заразился тифом и по возвращении в Лондон умер. Ему было всего 26 лет.

В 1912 Вирджиния вышла замуж за журналиста и писателя Леонарда Вулфа, завсегдатая собраний блумсберийцев. Это был брак, потребовавший обоюдной терпимости. Физическая близость супругов, по признанию самой Вулф, принесла обоим разочарование и продлилась не больше месяца. Брак стал интеллектуальным союзом уважающих друг друга людей.

В 1917 году супруги основывают издательство «Хогарт Пресс», откуда вышли в свет все произведения писательницы. Вирджиния сама набирала, редактировала тексты. Издательство, по-началу не приносившее доходов, стало надёжным источником доходов семьи Вулф. Леонард создал идеальные условия для работы им обоим, он всячески поддерживал Вирджинию.

Свой первый роман «Путешествие вовне» Вирджиния опубликовала в 1915 году. Наиболее знаменитые творения ее пера - романы «Ночь и день», «Миссис Дэллоуэй», «На маяк». За годы ее творчества в свет еще вышли и две биографии, сборники рассказов и др. произведения.

В романах Вирджинии Вулф большое внимание уделяла не конкретным событиям, а изображению психических состояний. Читатель ее романов погружается в мысли разных героев, а эти внутренние монологи помогают увидеть разные точки зрения на одни и те же события.

В биографии Вулф примечательна одна любовная связь: в сорокалетнюю Вулф влюбилась тридцатилетняя Вита Сэквил-Уэст. Это чувство стало взаимным. Вита неплохо писала и происходила из аристократической семьи. Их любовная связь продолжалась 5 лет. Леонард по этому поводу не имел возражений, так как связь между двумя женщинами не представляла угрозы браку. Именно в годы связи с Витой Вирджиния Вулф написала лучшие свои книги; в частности, отношения с Витой и обиды на неё стали основой романа «Орландо», в котором главный герой превращается в женщину.

Роман «Миссис Дэллоуэй» принёс известность Вулф в литературных кругах. Как и все её произведения книга писалась с невероятным напряжением сил, с множеством набросков и этюдов, переросших позже в рассказы. Вирджиния панически боялась оказаться просто формалисткой, которую могут обвинить в игре со словом. Она слишком трагически воспринимала своё миросуществование, чтобы кокетливо играть с литературными образами. «Я принялась за эту книгу, надеясь, что смогу выразить в ней своё отношение к творчеству… Надо писать из самых глубин чувства - так учит Достоевский. А я? Может быть, я, так любящая слова, лишь играю ими? Нет, не думаю. В этой книге у меня слишком много задач - хочу описать жизнь и смерть, здоровье и безумие, хочу критически изобразить существующую социальную систему, показать её в действии… И всё же пишу ли я из глубины своих чувств?.. Смогу ли я передать реальность? Думаю о писателях восемнадцатого века. Они были открытыми, а не застёгнутыми, как мы теперь».

Вирджиния Вулф была очень требовательна к себе и своим работам, переписывала романы десятки раз. Она прекращала вести дневник только во время болезней - дневники вышли отдельным изданием в 4 тома, также значительную часть наследия писательницы составляет её переписка.

Романы Вирджинии издавались не только в Англии, но и в Америке. С началом Второй мировой войны страх за мужа, который был евреем, стал причиной возвращения приступов и головных болей. Их лондонский дом был разрушен во время бомбёжки. Психическое состояние Вулф ухудшалось. Она мучалась головными болями, слышала голоса, впадала в невероятную раздражительность, пыталась убить себя несколько раз.

По мнению современных психиатров писательница страдала серьёзной формой маниакально-депрессивного психоза, при котором стадии мании (т. е. душевного подъёма, прилива физических и творческих сил) чередуются со стадиями депрессии (полной апатии, физической и эмоциональной угнетённости, зачастую сопровождающейся суицидальным синдромом).

После завершения работы над манускриптом последней (посмертно опубликованной) новеллы «Между актами» (Between the Acts), Вулф впала в глубокую депрессию. Посчитав, что больше не может мучить Леонарда и что без неё ему будет легче, Вирджиния Вулф, оставив письмо мужу и сестре, 28 марта 1941 года надела пальто, наполнила карманы камнями и утопилась в реке Оуз, неподалёку от их дома в Сассексе. Тело нашли дети через две недели после трагедии. 18 апреля 1941 г. Муж писательницы похоронил ее кремированные останки под вязом в саду дома в Сассексе.

В предсмертной записке мужу Вирджиния написала: «Мой дорогой, я уверена, что снова схожу с ума. Я чувствую, что мы не сможем пережить это заново. И на этот раз я не поправлюсь. Я начинаю слышать голоса. Я не могу сосредоточиться. Поэтому я приняла единственно верное решение и делаю то, что кажется мне наилучшим. С тобой я была счастлива абсолютно. Ты был для меня всем, о чём я только могла мечтать. Не думаю, что два человека могли бы быть счастливее, чем были мы, пока не пришла эта страшная болезнь. Я больше не в силах бороться. Я знаю, что порчу тебе жизнь, что без меня ты мог бы работать. И ты сможешь, я уверена. Видишь, я даже не могу подобрать нужных слов. Я не могу читать. Я просто хочу, чтобы ты знал - за всё счастье в моей жизни я обязана тебе. Ты был безмерно терпелив со мной и невероятно добр. Все это знают. Если кто-нибудь и мог бы спасти меня, это был бы ты. Всё ушло. Всё оставило меня, кроме уверенности в твоей доброте. Я просто не могу больше портить твою жизнь. Я не думаю, что в этом мире кто-то был бы счастливеe, чем были мы».

Вконтакте

Одноклассники

Вирджиния Вульф является английской писательницей, критиком, литературоведом, переводчиком, одной из основательниц издательства «Хогарт Пресс». Первой в мировой литературе 20 века отважилась привлечь внимание к своеобразию социального опыта женщин, помогая им становиться «видимыми» в обществе и реализовать возможность психологической откровенности, до этого времени бывшую запретной для них.

Появилась на свет 25 января 1882 года в Лондоне, в фешенебельном районе английских аристократов — Кенсингтоне. Отец, Лесли Стефенс, был известным, преуспевающим писателем и критиком, философом и историком литературы, а мать, — леди Джулия Дакворт — светской дамой, подругой Мериам Хариетт, дочери Уильяма Теккерея. Дом Стеффенсов являлся популярнейшим литературно-художественным салоном артистического Лондона. В нем говорили об импрессионистах, о теории американского психолога Уильяма Джойса, с легкой подачи которого в обиход вошло понятие «поток сознания»; зачитывались трудами Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, сюда приходили писатели Дэвид Герберт Лоуренс, Генри Джеймс. Четверо детей Стефенсов росли в среде, где у всех «был свободный доступ к большой библиотеке, где никакие книги ни от кого не прятались».

Все это благополучие рухнуло, когда Вирджнии исполнилось 13 лет. Сначала её хотели изнасиловать ее кузены, гостившие в их доме. Это стало началом стойкой неприязни к мужчинам и к физической стороне отношений с ними в течении всей жизни Вирджинии. В скором времени после этого от воспаления легких скоропостижно умерла ее мать. Нервная, впечатлительная девочка от отчаяния хотела совершить самоубийство. Ее смогли спасли, однако глубокие, длительные депрессии стали с тех пор частью ее жизни. Она страдала от ощущения незащищенности: братья, с которыми он выросла, поступили в Кембриджский университет, она же осталась дома вместе со своей сестрой.

Когда в 1904 году умер ее отец, Вирджиния с сестрой Ванессой и братьями приняла решение продать дом и перебраться из Кенсингтона в квартал, где жила лондонская богема — Блумсбери. Новый дом она хотела сделать началом новой жизни — по примеру своей матери Вирджиния создала нечто вроде литературного салона. С 1905 года она все время писала для «Литературного приложения» к газете «Таймс», и очерки ее были популярными. Очередная смерть — ее брата Тобиаса в 1906 году — оказалась новым страшным ударом и ввергла ее в очередные разочарования.

После того, как в 1907 году сестра Вирджинии вышла замуж и уехала из дома в Блумсбери, Вирджиния со вторым братом, Эдриеном в очередной раз сменила квартиру. В новом месте, на Фитцрой-сквер, она стала душой так называемой «блумсберийской группы». Сформировавшись как коллектив свободно объединившихся поэтов (Томас Элиот), литературоведов (Роджер Фрай), писателей (Эдуард М. Форстер), философов (Бертран Рассел), а также экономистов и искусствоведов-единомышленников (большая их часть были гомосексуалами), группа эта появилась с круга знакомств, которые братья Вирджнии приобрели, когда учились в Кембридже. Вдохновившись идеями философа Г. Е. Мура, они исходили из того, что идеалы дружбы, любви и взаимной притягательности являются главенствующими и что процветать они могут только тогда, когда искренность и свобода превалируют над притворством и жеманностью. Внимание людей друг к другу превозносилось группой в качестве высшей цели, девизом являлись слова писателя Э. Форстера «Ничто не заменит общения».

В 1912 году в числе членов «блумбергской группы» появился выпускник Кембриджа критик Леонард Вульф. В том же году — откровенно рассказав о том, что ей противна телесная близость с мужчиной — Вирджиния вышла за него замуж. Союз, объединивший Вирджинию и Леонарда на 29 лет, стал образцом взаимоуважения, а также эмоциональной поддержки.

Леонард очень поддерживал в своей супруге тягу к литературному творчеству. Благодаря ему она и стала писательницей. Вдвоем с супругом Вирджиния учредила издательство «Хогарт Пресс», занималась переводами, издав в Англии также и русских классиков: Ивана Сергеевича Аксакова, Льва Николаевича Толстого, а также Ивана Сергеевича Тургенева.

Работая над своим первым романом «Путешествие», Вульф пережила еще один сильный нервный срыв, который довел ее в 1915 году до очередной попытки самоубийства. Но она оправилась, и в 1919 году опубликовала написанное. Успех «Путешествия» послужил основанием для продолжения литературной деятельности: в том же году выпустился роман В. Вульф «Ночь и день», далее пошли «Комната Якоба» (1922) и «Миссис Делоуэй» (1925). У «обыкновенных» женщин вехами жизни были в это время любовные связи и рождение детей, у Вирджинии в такие вехи превращались ее работы.

Она писала много, неутомимо, кроме романов выпустив в 1925-1940 годах пару трудов по литературной критике, в частности литературно-критические: эссе «Обычный читатель», «Обычный читатель: часть вторая» и «Смерть мотылька» (вышла после ее смерти, в 1942 году). Литературное наследие Вирджинии включает в том числе десятки эссе, тысячи писем, пять тысяч страниц дневниковых записей и, разумеется, рассказы… Она стала основательницей новой манеры письма — где сюжет может оборваться на полуслове, где вместо привычного мира действия присутствует «тайнопись души», где авторское письмо движимо более чувствами и схоже с акварельными зарисовками. Новаторские в способах изложения преходящей мирской суеты, отображения внутреннего мира героев, описания большого количества путей преломления сознания, произведения Вирджинии Вульф вошли в золотой фонд литературного модернизма и принимались с восхищением многими современниками. Признание и слава, однако, не радовали Вирджинию, и только поддержка супруга и сестры заставляли ее продолжать заниматься писательским делом.

Вульф на протяжении всей жизни была эмоционально более привязана к женщинам: к сестре Ванессе (любимой «чуть ли не до мысленного инцеста»), подругам (М. Ван, В. Дикинсон, Э. Смит). Влюбившись в 1922 году в Викторию (Виту) Сэквилл-Уэст, Вирджиния оказалась вовлеченной в отношения, которые продолжались практически 20 лет. В 1928 году Вирджинии отобразила свою подругу в романе «Орландо» — фантасмагорической биографии, где жизнь эфемерного главного героя, который становится то мужчиной, то женщиной, продолжается на протяжении трех веков. Сын Виктории назвал данное произведение «самым очаровательным любовным письмом в истории литературы».

Эмоционально-откровенные письма и произведения Вирджинии Вульф дают основания думать о нетрадиционной сексуальной ориентации писательницы — следствии пережитой в детском возрасте трагедии, страха, который она испытывала перед мужчинами и их обществом. Она влюблялась в женщин — однако при этом испытывала отвращение ко всем формам близости, в частности и с ними, не любила объятий, не позволяла даже рукопожатий. Романы с женщинами Вульф переживала в своем воображении, поэтому включение Вульф в круг «самых знаменитых лесбиянок мировой истории» (а имя ее обычно упоминается в справочниках именно в этом контексте) представляется неверным.

Новаторские произведения Вирджинии Вульф являли современницам писательницы пути протеста против патриархальных устоев. Знаменитое эссе Вирджинии «Собственная комната» (1929), а также роман «Три гинеи» (1938) до сегодняшнего дня считаются основополагающими произведениями феминистской литературы. Отвечая на вопрос «А что бы, скажем, было, если бы у Шекспира была не менее одаренная, чем он, сестра?» — Вульф придумала мини-роман («Собственная комната») — историю о том, что произошло бы, если бы Шекспир был женщиной, как бы эта женщина прожила и трагически закончила свою жизнь — не имея шанса быть оцененной, оставшись оскорбляемой и угнетаемой мужчинами. Со страниц романа Вирджинии призывала своих современниц не довольствоваться «своим углом в общей комнате» (как большинство женщин прошлого), однако «обживать свои комнаты, развивая в себе привычку вольно и открыто выражать мысли, признав, наконец, факт, что опоры — нет, мы идем одни…»

Мучаясь из-за того, что она не состоялась как мать, Вирджиния страстно привязывалась к детям — в первую очередь к многочисленным племянникам. Любимым среди них был Джулиан — подающий большие надежды поэт. И она сама, и супруг Леонард относились к нему как к своему сыну. Гибель Джулиана в Испании в 1938 году повергла семью Вульфов в очередное море отчаянья. Писательница снова попыталась полностью погрузится в работу, вновь и вновь обосновывая самоценность женской жизни как таковой.

В замыслах Вирджинии Вульф был новый, масштабный роман «Между актами», который она стала писать уже в состоянии сильной депрессии, мучимая галлюцинациями, ночными видениями, а также кошмарами. Медики настаивали на лечении в психиатрической больнице: ночная бомбардировка Лондона в начале 1941 года, во время которой был разрушен дом писательницы, сгорела библиотека, едва не погиб любимый супруг, — окончательно расстроили ее нервную систему. Вирджиния и Леонард Вульф перебрались в город Родмэлл в графстве Сассекс. Находясь в глубокой депрессии от всего связанного с войной и будучи психически истощенной, Вирджиния начала жаловаться домашним на то, что постоянно «слышит голоса птиц, поющих на оливах Древней Греции». Не желая, чтобы остаток своей жизни супруг провел в заботах, связанных с ее помешательством, она 28 марта 1941 года исполнила то, что много раз описывала в своих произведениях и что много раз хотела осуществить на практике — покончила с жизнью, утопившись в реке Оус.

Вирджиния Вулф — английская писательница, литературный критик.

Родилась в Лондоне в семье известного литературного критика сэра Лесли Стивена и Джулии Дакуорт. Вирджиния была третьим общим ребёнком Лесли и Джулии. Когда Вирджинии было 13 лет, она пережила смерть матери, что стало причиной первого нервного срыва писательницы.

Старшая сестра Вирджинии Стелла в течение некоторого времени выполняла роль хозяйки дома, но вскоре умерла. Ванесса — следующая по старшинству — вынуждена была заниматься домом, но, в отличие от своей старшей сестры, она обладала твёрдым характером и крепкими нервами, и могла дать отпор отцу, постепенно превращавшемуся в деспота.

Сэр Лесли Стивен умер от рака 22 февраля 1904. Все его дети, кроме Вирджинии, восприняли этот факт с огромным облегчением. Наконец-то они были свободны! Однако Вирджиния не чувствовала себя вполне свободной даже после смерти отца. До конца своей жизни она вела с ним непрекращающиеся внутренние споры, то обвиняя, то оправдывая его.

Сразу же после смерти отца семейство переехало из дорогого респектабельного Кенсингтона в дешёвый богемный район Блумсбери, который вскоре прославился на весь мир благодаря кружку интеллектуалов, центром которого вскоре стала Вирджиния. Здесь, в спорах с представителями новой, молодой британской культуры она оттачивала своё мастерство, формировала свою эстетическую программу.

В 1905 она начинает свою писательскую карьеру. Первые её публикации — это статьи и рецензии для литературного приложения к «Таймс» и других изданий, посвящённые произведениям классиков и современных авторов.

Однако череда несчастий не оставляет семью Стивенов. В 1906 Ванесса, Вирджиния, Тоби и Адриан отправляются в путешествие по Греции, во время которого Тоби, любимый брат Вирджинии, подающий большие надежды в области математики, заразился тифом и по возвращении в Лондон умер. Ему было всего 26 лет.

Через два дня после этого последовал новый удар: Ванесса приняла предложение Клайва Белла, одного из членов «блумсберийского кружка», и Вирджиния осталась вдвоём с братом Адрианом. В 1907 она пишет «Воспоминания», где повествует о семейной истории и своём отношении к ней. Официально книга писалась для первого ребёнка Беллов, но на самом деле это была попытка психологической самотерапии.

В 1912 Вирджиния вышла замуж за журналиста и писателя Леонарда Вулфа, завсегдатая собраний блумсберийцев. Это был брак, потребовавший обоюдной терпимости. Вирджиния не могла преодолеть фригидности, которая стала следствием домогательств её сводных братьев в детстве, а потому физическая близость супругов, по признанию самой Вулф, принесла обоим разочарование и продлилась не больше месяца. Брак стал интеллектуальным союзом уважающих друг друга людей.

Леонард создал практически идеальные условия для писательской деятельности своей жены. В 1915 выходит её первый роман — «По морю прочь». Можно без преувеличения сказать, что в этом браке Леонард играл роль заботливой жены.

Однако и в этом счастливом браке мысли о родителях не оставляли Вирджинию. В 1927 она опубликовала роман «На маяк», в котором попыталась воссоздать характеры Джулии и Лесли Стивена в образах миссис и мистера Рэмзи. И хотя опыт был успешным, произведение не избавило писательницу от навязчивых мыслей об отце. До самой её смерти сэр Лесли не покидал её сознания.

Можно без преувеличения сказать, что гнев, вызванный семейной тиранией отца, а также неравными условиями материального обеспечения и образования, установленными в семье по отношению к мальчикам и девочкам, лег в основу феминистских произведений Вулф.

Патриархальный уклад в собственной семье породил отторжение патриархального уклада в обществе, что и выразилось в двух эссе Вирджинии, которые стали классикой феминистской критики: «Своя комната» (1929) и «Три гинеи» (1938). В последнем эссе, в частности, она возлагает на общество, устроенное по законам патриархата, всю ответственность за ставшую реальной угрозу Второй мировой войны.

Как и Э. М. Форстер в своих «Записках об английском характере», Вирджиния видит пороки общества в жёсткой системе образования, основанной на беспощадной конкуренции. Именно эта система воспитывает мужчин жестокими, беспощадными и лишёнными воображения. В этой же системе образования она видела и корни всех ужасных качеств характера своего отца.

В первые месяцы войны образ отца вновь занимает её мысли. В апреле 1940 она пишет в дневнике:

Как ребёнок, я его осуждаю, как 58-летняя женщина — понимаю, то есть я хочу сказать — отношусь терпимо. Возможно, оба взгляда правильны?

Но даже написание мемуаров не помогло Вирджинии избавиться от демонов прошлого. Нервные срывы становились всё чаще и протяжённее.

К тому же континентальная Европа была охвачена войной, и угроза вторжения фашистских войск на территорию Британии была вполне реальной. В Лондоне во время бомбёжки был разрушен дом Вулфов, уничтожена библиотека, полная редких книг — для Вирджинии это было знаком не личной потери, но крушения культуры и цивилизации в целом. Леонард был евреем, в случае вторжения немецких войск его судьба была бы печальной. Вирджиния и Леонард договорились, что как только будет объявлено о вторжении, они вместе покончат жизнь самоубийством.

На протяжении 1940-1941 психическое состояние Вулф ухудшалось. Она мучалась головными болями, слышала голоса, впадала в невероятную раздражительность. Леонард несколько раз приглашал известного в то время доктора-психиатра Октавию Уилберфорс, которая отмечала ухудшения в состоянии Вирджинии, но помочь ничем не могла.

По мнению современных психиатров и психологов, которые тщательно изучили историю болезни Вулф по сохранившимся документам и воспоминаниям современников, писательница страдала серьёзной формой маниакально-депрессивного психоза, при котором стадии мании (т. е. душевного подъёма, прилива физических и творческих сил) чередуются со стадиями депрессии (полной апатии, физической и эмоциональной угнетённости, зачастую сопровождающейся суицидальным синдромом).

Возможно, причиной болезни была опухоль головного мозга, однако уровень медицины и особенно диагностики в то время не был так высок, как сегодня, поэтому лечение Вулф сводилось, в основном, к усиленному питанию и полному покою — т. е. как раз к тому, что она ненавидела больше всего.

28 марта 1941, оставив прощальное письмо Леонарду, Вирджиния утопилась в реке Оуз неподалеку от их загородного дома в Сассексе. Немало знакомых семейной пары Вулф считали, что эта смерть стала избавлением для Леонарда. Так считала и сама Вирджиния, о чём она и написала в предсмертной записке.

Интересно, что вплоть до 1960-х в аннотациях на обложках книг Вирджинии Вулф писательница рекомендовалась как «дочь сэра Лесли Стивена и жена Леонарда Вулфа», т. е. считалось, что эти мужчины внесли в культуру Великобритании более весомый вклад, нежели сама Вирджиния. Однако вскоре ситуация изменилась, и сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что именно творчество Вулф во многом определило векторы развития мировой прозы в ХХ веке и стало поворотным пунктом в формировании такого феномена как женская проза.