Кратко о сравнении флотов россии и сша. Россия и США — чей флот сильнее

Всё началось с приходом к власти в СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Пересказывать в сотый раз, что происходило с нашей страной после этого - занятие рутинное и неинтересное. Поэтому перейдем сразу к сути. Задача настоящей работы состоит в том, чтобы понять, насколько сильно окончание холодной войны повлияло на сокращение корабельного состава флотов противоборствующих сторон - США и СССР. Уместно ли говорить об обвале, досрочном списании и деградации ВМФ России в сравнении с аналогичными потерями (если таковые имели место) в США?


Читателю постарше, пережившему 90-е на своей шкуре, сама постановка вопроса покажется абсурдной: ведь всем известно о произошедшем обрушении всего и вся, о царившем бардаке и разрухе. О чем тут вообще можно говорить и спорить? Всё очевидно и давно известно! Не исключение - и автор настоящей статьи.

Однако надо взять себя в руки и встать на место беспристрастного исследователя. Очевидно, что все мы, пережившие 90-е, находимся в положении пострадавших. А пострадавшие, как известно, не только находятся в особом эмоциональном состоянии, но и склонны очень сильно преувеличивать трагичность своего положения. Это не их вина, просто у страха глаза велики. А потому встает законный вопрос: действительно ли все так плохо было в 90-е годы? По сравнению с чем это «плохо» можно считать действительно «плохим»? По сравнению с 80-ми годами? По сравнению с современностью? По сравнению с положением в США в те же временные периоды?

Действительно, кто из тех, кто сокрушается о развале нашего ВМФ в 90-е годы, объективно проводил анализ сокращений в ВМС США? А что, если их сокращения еще масштабнее наших? Получается, что тогда наши потери не столь уж и огромны, если окончание холодной войны одинаково больно ударило и по нашему оппоненту. Вот он, остросюжетный детектив - расследование потерь американского флота!

Другой вопрос: если сокращение действительно было обвальным, то не является ли это следствием объективных процессов? Например, одномоментной утилизацией большого объема устаревшего вооружения. Тогда это просто неизбежная ситуация, и о какой-то катастрофе говорить не приходится.

Ветеранов советского ВМФ, а также остальных патриотично настроенных читателей прошу не закрывать после прочитанного выше эту статью. Самое интересное будет впереди.

Методика расследования

Чтобы ответить на все вопросы, сформулированные выше, нужно изучить и подсчитать все изменения в корабельном составе ВМС США и СССР. Одновременно происходит два процесса - пополнение новыми кораблями и списание выводимых из строя. Между этими двумя потоками находится текущее состояние флота - его боеготовый состав. Таким образом, задача сводится к тщательному учету этих двух потоков.

Работа получается настолько объемной, что требует принятия определенных условий и допущений. Это нормально, ведь любое измерение имеет свою погрешность, свои допуски. Занимаясь данной темой, автор столкнулся с рядом серьезных препятствий, которые и сформировали эти ограничения. Перечислим их ниже.

В расчетах учтены все боевые корабли и подводные лодки, построенные после 1950 года, а также более ранней постройки, выведенные из боевого состава флотов после 1975 года. Таким образом, исследуемый период: 1975-2015 годы.

В качестве основного показателя в подсчетах используется полное водоизмещение кораблей. Это связано с тем, что по ряду кораблей США в иностранных источниках указан только этот показатель и отсутствует стандартное водоизмещение. Поиск вне имеющихся баз данных слишком трудоемок. Чтобы подсчеты были справедливыми для обеих сторон, пришлось и для расчетов по ВМФ СССР также учитывать именно полное водоизмещение.

Очень скудная информация в доступных источниках о послевоенных торпедных катерах всех проектов и ракетных катерах проекта 183Р. Из расчетов они исключены. Однако ракетные катера более поздних типов (205, 205У, 12411, 206МР) учтены, т.к. для советской стороны они были важным фактором боевой мощи в прибрежной зоне.

Исключены из подсчета все боевые корабли с полным водоизмещением менее 200 тонн, а также десантные корабли с полным водоизмещением менее 4000 тонн. Причина - низкая боевая ценность данных единиц.

В качестве даты вывода из боевого состава принимается дата, с которой боевой корабль прекращал службу в своем изначальном качестве. Т.е. корабли, не уничтоженные физически, но переклассифицированные, например, в плавучую казарму, будут считаться списанными в момент перевода в статус ПКЗ.

Таким образом, костяк боевого состава, учтенный в полученном массиве данных, включает авианосцы и авианесущие корабли, подводные лодки, крейсера, эсминцы, фрегаты, БПК, СКР, МРК, МПК, РКА, тральщики и десантные корабли с водоизмещением более 4000 тонн.

Результаты представлены в таблице 1. Как видим, достаточно сложная для восприятия таблица. Потому разобьем ее на несколько этапов. Представим ту же информацию в виде таблицы 2 - средние значения по пятилеткам.

В таблице 3 занесены текущие значение полного водоизмещения кораблей и их число. Данные берутся на конец года.

Уже из этих данных можно заметить интересную особенность - ВМФ СССР имеет больше кораблей, но их общее водоизмещение меньше американского. Это неудивительно: едва ли не половину корабельного состава СССР занимали легкие силы - МРК, МПК и катера. Мы были вынуждены их строить, так как угрозы, исходящие от европейских союзников США в прибрежных морях, были существенны. Американцы обходились лишь крупными океанскими кораблями. Но «малые» силы советского ВМФ надо учитывать обязательно. Несмотря на то, что эти боевые единицы индивидуально были слабее иностранных фрегатов, все же они играли существенную роль. Причем не только в прибрежных морях. МРК и МПК были постоянными гостями в Средиземном, Южно-китайском и Красном морях.

Первый этап. Разгар холодной войны (1975-1985 годы)

За точку отсчета принят 1975 год. Время устоявшегося баланса холодной войны. Обе стороны к этому моменту, если так можно выразиться, успокоились. О быстрой победе никто не помышлял, силы были примерно равны, шла планомерная служба. В морях несли боевое дежурство сотни кораблей, постоянно осуществляя слежение друг за другом. Все размеренно и предсказуемо. Научно-техническая революция на флоте давно свершилась, и новых прорывов не предвиделось. Шло методичное совершенствование ракетного вооружения, боевой состав медленно рос. Обе стороны не ударяются в крайности. Одно слово - застой.

Из таблиц видно, как происходит планомерное развитие флотов без заметных перекосов в сторону утилизации, или, наоборот, резкого строительства. Обе стороны вводят в строй примерно одинаковый тоннаж, но США несколько больше заняты утилизацией. Это объясняется выводом из строя в 1975-1980 годах ряда авианосцев и крейсеров времен Второй мировой войны.

Общие цифры говорят о том, что за 10 лет обе стороны увеличили тоннаж флотов примерно на 800 000 тонн.

Второй этап. Накануне развала СССР (1986-1990 годы)

1986 год отмечается ростом утилизации кораблей в СССР. По сравнению с 1984 годом - увеличение более чем в два раза. Но еще более яркий скачок виден в 1987 году. В СССР начинается массовая утилизация кораблей, достигая к 1990 рекордных цифр: 190 кораблей общим тоннажем более 400 тысяч тонн. Невиданные ранее масштабы.

В США схожие процессы начинаются с отставанием в несколько лет, и скачок менее глобальный. К 1990 году США выходят на уровень 250 тысяч тонн и 30 кораблей. Это в 5 раз больше, чем средний уровень в предыдущие годы. Однако в СССР такой скачок еще сильнее - в 10 раз.

Чем объяснить такую ситуацию? В первую очередь очевидна связь со сменой руководства СССР. Начинания Горбачева и нового командующего ВМФ Чернавина в сторону сворачивания холодной войны приносят определенные плоды. Ясно, что нагрузка на экономику со стороны военных машин была огромна, как для США, так и для СССР, и сокращения были неизбежны. В контексте того исторического периода (конец 80-х) нельзя сделать однозначный вывод о вреде подобных сокращений - наоборот, это скорее нужно приветствовать. Вопрос только в том, как эти сокращения осуществляются, но об этом речь пойдет позднее. Пока отметим только то, что с началом разоружения в СССР начинается гигантская, невиданная ранее компания по утилизации корабельного состава, и то, что США подключаются к этой кампании на несколько лет позже. Очевидно, только после того, как убедились в правдивости намерений СССР начать сокращения. И что особенно важно, даже начав аналогичные процессы сокращения, США не торопятся обогнать в этом деле советского партнера - списание в целом идет в 2 раза меньше.

Что касается пополнения флотов, то и в СССР, и в США объем ввода в строй новых кораблей в этот период продолжает медленный рост. Начавшиеся сокращения в итоге на боевой состав влияют не сильно: общая численность флотов чуть снижается, но не слишком резко.

Третий этап. Разоружение на обломках СССР (1991-2000 годы)

Первые года после ликвидации СССР новая Россия придерживается ранее выбранного курса на массовую утилизацию. Хотя рекорд 1990 года не превзойден, цифры первое время колеблются около 300 тыс. тонн в год. А вот строительство новых кораблей выглядит как налетевший на бетонную стену автомобиль - резкое замедление. Уже в 1994 году введено в строй в 10 раз меньше кораблей, чем в 1990 году. Достраивается в основном советское наследие. Неудивительно, что выросший в 10 раз объем утилизации в сочетании с упавшим в 10 раз объемом строительства приводит к плавному падению численности боевого состава. За 90-е годы он снижается более чем в 2 раза.

США, как было отмечено выше, не торопятся перегнать Россию. Советский рекорд утилизации 1990 года США превосходят только в 1994 году. Далее объемы постепенно снижаются. Вроде бы теперь ярко просматривается паритет с Россией. Но это только если не обращать внимания на строительство новых кораблей. А оно в США хоть и снижается, но не так катастрофично, как в России. Причина понятна: в условиях, когда твой бывший противник отчаянно списывает свое , можно не сильно напрягаться. Однако цифры говорят сами за себя: в США строительство не остановилось, и даже относительно России стало в разы больше. В результате общая численность ВМС США снижается очень плавно и незначительно. Если в России падение в 2 раза, то в США всего на 20% от 1991 года.


И "у них" были преждевременные сокращения. На снимке эсминец DD-990 "Ingersoll", прослуживший всего 19 лет. В 2003 году он поработал в качестве мишени. Зафиксирован момент попадания двух ПКР "Гарпун" в учебной атаке

Четвертый этап. Стабильность (2001-2010 годы)

2002-й год становится для России рекордным: не введено в строй ни одного нового боевого корабля. Советский задел в целом достроен в 90-е годы, и вводить больше нечего. А те крохи, что еще не достроены, фактически остановлены в строительстве. Иссякают и объемы под утилизацию: списали уже почти всё, что можно, поэтому объемы продолжают плавно снижаться. Общая численность флота за 10 лет снижается в 1,5 раза. Падение плавное, но непрерывное.

В США в эти же 10 лет объемы утилизации также несколько снижаются, но остаются в 2-3 раза выше, чем в России, впервые за всю историю в исследуемый период. Но при этом строительство сохраняется на достаточно высоком уровне. По сравнению с РФ выше в фантастические 30-40 раз! Все это позволяет США обновлять боевой состав флота, а его общая численность падает так же плавно - всего на 7% за 10 лет (в то время как в РФ падение в 1,5 раза). Общий тоннаж флота США превышает российский в 3,5 раза, хотя еще в 1990 году отставание было в 1,4 раза.


Эсминец DDG-88 "Preble" в 2002 году после передачи ВМС США. Какой бы ни была масштабной утилизация, американский флот пополнялся новыми кораблями регулярно. В 2002 году ВМФ России впервые не получил ни одного боевого корабля. ВМС США получили три эсминца, включая показанный на фото

Пятый этап. Неустойчивый рост (2011-2015 годы)

Последние 5 лет характеризуются очень малыми объемами утилизации. Списывать, похоже, просто уже нечего. А вот со строительством есть первый, еще неустойчивый рост. Впервые с 1987 года (!) объем ввода в строй новых кораблей превзошел объем утилизации. Произошло это в 2012 году. Благодаря некоторому оживлению строительства за эти 5 лет общая численность боевого состава даже выросла, пройдя дно в 2011 году (опять же, впервые с 1987 года).

В США сохраняется ранее обнаруженная тенденция: плавное снижение численности, сохранение умеренных объемов строительства и списания. За 5 лет боевой состав ВМС США сократился всего на 2,8% и по-прежнему превосходит российский примерно в 3 раза.

Предварительные выводы

Итак, мы выявили главные процессы в области утилизации и пополнения корабельных составов в 1975-2015 годах. Можно подвести предварительные итоги. Но пока постараемся обойти выставления решительных оценок. Просто констатируем факты.

С 1987 года обе страны запустили процессы массового сокращения вооружения. СССР уверенно начал этот процесс первым и решительно, без оглядки на партнеров, наращивал объемы утилизации. США были более осторожны и наращивали объемы сокращений только после СССР. При этом обе стороны сохраняли объемы строительства новых кораблей. После развала СССР Россия продолжила процесс сокращений, но при этом остановила строительство. Вслед за российской стороной США в тот же период (с отмеченным ранее опозданием) нарастили объем утилизации, но от строительства новых кораблей не отказались. Далее Россия, достигнув дна в 2011 году, постепенно свела объемы списания к минимуму и сделала робкую попытку возобновить строительство (после 2012 года). США в то же время сократили как объемы строительства, так и списания, сохраняя при этом общую высокую численность состава флота.

Продолжение следует…

Использованы фото:
http://www.navsource.org/
http://www.navsource.narod.ru/

    Дай бы Бог! Надеюсь и верю в Россию. Уверен, что «Сердюковщину» нужно выжигать калёным железом и из Оборонки и из Гражданки. А Удальцовы-Навальные сами сдуются, как мыльные пузыри. Россия-вперёд!

    Все здорово… Только вот в 2013 г амеры рассчитывают грохнуть Сирию, в 2014г. — Иран, а к 2016 году — Россию и приступить к ликвидации Китая. Причем масштабное применение своих войск они исключают. Новый тип ведения войны отрабатывается в Ливии и Сирии.

    Мечтающим о России не мешало бы изучить «матчасть». Зубешки-то многие себе обломали, а эти чем лучше?

    Не следует забывать о вассалах амеров

    • Правильно там все написано про авианосцы.
      10 авианосцев типа «Нимиц» CVN 68 — CVN 77
      Плюс строится авианосец типа «Джеральд Форд». Этот тип должен придти на замену Нимицу.

      Ссылок по этому поводу полно.
      Получите самую популярную::
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8B_%D0%A1%D0%A8%D0%90

    водоизмещение никак не играет на боевую мощь ПЛ разве что на полезную нагрузку, так что это не аргумент.тем более трайдентов достаточно чтобы накрыть весь земной шар.
    потом один наш АВ против 10 АВ типа Нимиц. все ясно, опять же.
    и в конце написали про нашу ракету, хотя сравнивают ВМС США и ВМФ РФ. причем тут РВСН?

    Бред невероятный!
    1. американские суда 76-89 гг безоговорочно обзываются устаревшими, забыв что у нас 80-90% флота или такие же или старше
    2. все время — сколько судов амеры спишут к 20 году — и при том предполагается что наши ничего списывать не будут.
    3. также автор предполагает что американцы ничего нового не введут в строй за эти годы зато наши все введут по плану.
    4. откуда то автор нашел «3 тяжелых ракетных крейсера» в ВМФ России?
    5. «14 устаревших подводных лодок типа Огайо (постройка 1984-1997 года).» вообще перл! наши подлодки тогда какие?? сверхустаревшие!?
    6. 9 реальных + 13 виртуальных Вирджиний, 3 подлодки Сивулф постройки 1997-2004 года и 4 подлодки Огайо постройки 2004-2007 года. Для справки: подлодка Вирджиния имеет водоизмещение – 7800 тонн. У Ясеня водоизмещение – 13800 тонн. У Борея – 24000 тонн.»
    Для справки. новейшие АПЛ четвертого поколения типа «Вирджиния» и «Сивулф», по совокупности характеристик являющиеся лучшими в мире. Еще четыре американские лодки – конвертированные ракетоносцы типа «Огайо», несущие вместо баллистических «Трайдентов» крылатые ракеты «Томагавк» — всего 154 ракеты в 22 шахтах + 2 шлюзовые камеры для боевых пловцов. Аналогов такой техники у нас нет. И бОльшая водоизмещение Борея это никак не компенсирует!
    7. ну и пр….

    • 1 На все корабли корпуса строятся на много лет вперед. Потом они модернизируются. Смысл менять корпус если он живой и тем более с отлично сохранившимся двигателем? Это я про самый старый корабль у нас в городе на вооружении с 1970 года. У которого корпус в идеале и двигатель. Установлены новые ракетные комплексы, реб, рлс ….. По сравнению Американский флот РФ. По годам. Основной надводный флот примерно равен РФ даже чуть чуть новее. Автор загнул устаревшие. Если брать у нас по годам, то у нас почти весь РФ флот в городе (Главная база ЧФ РФ) 1981-1995. И должны новые прийти скоро.
      2. Ну у нас в городе про списание не слышал. Один возможно из-за аварии в двигателе, старичок хотя очень боеспособный(до аварии) …. У них не могу знать сколько спишут нет…
      3. У нас на вооружение флота пришло много новых РЭБ. Самое главное с 2008 корабли обслуживают регулярно и они как новые у причалов даже самый старый 70го года. Так же на Ракетном Крейсере в комплексе,форт, (нато, Риф,) поменяли в этом году с300 на с400 . 64 ракеты. Да и что-бы многие понимали. За счет того что корабль большой и на нем мощная энерго установка. На флоте все раньше появляется чем в сухопутных… ВВС… Так что по сути флот актуален очень долго… Один пример,палаш, (нато, кортик,) мне он уж очень больно по всему напоминает панцирь с….. А он на кораблях малых по одному. Больших со всех сторон эти комплексы. С 1980х…. И самое главное. По ракетным комплексам и Арте РФ флот превосходит США. (РФ крылатые ракеты ПРО не ловит, США Крылатые ракеты дольние все ловятся ПВО. Те которые почти не реально поймать но есть шанс… У них дальность в 2 раза меньше чем у РФ, а так -же скорость в 3 раза. Хотя из за меньших размеров на США флоте их больше, но у РФ и мощнее боеголовка)
      4. У ВМФ Тяжелые Атомные Ударные Ракетные Крейсера(, Петр Великий,(введен в строй в 1998 году) , Адмирал Нахимов,(спущен на воду в 1988 с 2013 находится на полном перевооружении уже начались раньше срока учения с выходом в море. Несет только Ракет на борту более 300 новых типов только пришедших на вооружение.) Есть еще два… Но их Судьба пока под вопросом. Один на консервации, но иногда на учения выходит в море. Второй на консервации но сейчас собираются списывать на метал из-за дороговизны обслуживания. их года 1980, 1985. Эти корабли США флот боится как огня они были разработаны при СССР для уничтожения в одиночку Авианосных Групп США.(Авианосец с прикрытием Крейсеров, Фрегатов, подводных лодок.) Так же не стоит забывать о Ракетных крейсерах, по сути бюджетной версии (Основные минусы в боевых условиях это Один главный РЛС и ближний бой…. По сути компенсирует Фрегат любой. Т.к РЛС могут распределять нагрузку. А у фрегата ближний бой не намного хуже чем на Ракетном крейсере + на фрегате более мощные РЕБ (в которых по сути и состоит цель их перевооружения)) Рекетных Крейсеров 3три, Москва, Варяг, Маршал Устинов, — Их тоже амеры побаиваются конкретно….
      5. Ну тут автор загнул с устаревшими)))
      6. У Сша нет на вооружении дизель электрических подводных лодок. Они по сути самые без шумные малые убийцы. Типа, Варшавянка, она признана самой без шумной лодкой. У нее с носового торпедного аппарата могут запускаться (после перевооружения) Крылатые ракеты по берегу. — но их мало… Основная цель топить Флот противника незаметно подкравшись. А большие если брать не стоит списывать, Акулы, баллистические ракеты пришли позже… У них и до там были крылатые ракеты, но они у них дальность значительно меньше, за то ПВО ПРО они лучше обходят.). А потом туда воткнули много чего и Булаву. И в, Акулы, Сейчас возвращают Крылатые ракеты. Как вы думаете если в шахты для крылатых ракет впихнули,Булаву, То можно ли впихнуть в, Борей, Крылатые ракеты?) И опять же не забывайте что я выше писал.
      7. У США и РФ разные военные доктрины и флоты строились под разные цели. У США нападать и у РФ Уничтожить нападающего. Долго можно рассуждать кто и кого… Но факт остается фактом. У США флот больше. У РФ более мощное ракетное вооружение. У США было более мощное РЕБ, но перевооружение с РФ уже сыграла роль(До конца пока не известно кто-кого но США явно потеряло свое большое превосходство, а в скоре с таким перевооружением потеряет его вообще и будит в Отстающих).

      Лично мое мнение.
      Просматривал видео про разные учения и тактики флотов (они разные) .
      Вижу в живую из-за места проживания почти каждый день РФ флот. И давно еще несколько раз типа с дружественным визитом заходили пару Штатовских Фрегатов.

      При правильной постановке ударной группы, на данный момент, РФ флот способен уничтожить США флот. Но в силу меньшего количества, нет права на ошибки и тд. Т.к к примеру потеря одного большого корабля для РФ катастрофа. Для США не критично даже несколько.

      И еще раз повторюсь. Из-за доктрин Сша флот специализируется на нанесении удара по суше и в этом больше всего работали их умы. Большая часть РФ флота специализируется именно на уничтожении флота противника.

      К примеру одна из главных целей единственного авианосца РФ. Что бы палубная авиация раскидала по Атлантике 100500 радио буев(Кста они находят все) А ту-160 потом по наводке перепахали Океан уничтожив подводный флот противника. А сам авианосец имеет мощное наступательное вооружения (как на ракетных крейсерах(под взлетной палубой шахты) , чего нет на американских. Ну и для защиты по сути вокруг по всему корпусу зенитные комплексы. У американцев то-же но не в таком количестве и качестве. По тактике на случай войны он должен быть в Атлантике с прикрытием ракетного, либо тяжелого ракетного крейсера и двух БПК И к ним хрен что подойдет. Конкретно такие учения были в 2008 году… Когда Сша очень обеспокоилась. И перепугалась. И после этого и понеслись Грузия, Сирия, Украина. Да и много чего. Они хотят как можно Ближе под предлогом урегулирования конфликтов разместить свои базы к РФ. Так как если выйдет флот РФ в Атлантику. то им Печаль беда будит. А еще и в Тихом Бунт Китая против них по политике и громкие заявления. РФ там перевооружает флот и отправляет новые корабли. Так же. поставляет Ракетные комплексы для Флота Китая. И у РФ с Китаем и Индией постоянные учения ВМФ. Я не говорю уже о том что РФ поставляет подводные лодки Индии. И по одному Авианосцу Китаю и Индии и под них авиацию. Так же если взять учения флота РФ и Китая они стреляют там всем чем есть. А к примеру РФ и Франция ВМФ до кризиса последних лет только артой вместе стреляли… И это не как не тянет на сотрудничество, а как по мне типа на дружбу…

    Все это конечно же осень хорошо, но есть одна серьезная проблема,кто всем этим управлять будет. Может кто нибудь скажет

    • А мы все будем у себя пояса затягивать пока жиды нас добивают — систему надо менять…

    Автор статьи- ты что курил? Что за натянутые за уши факты, откровенная ложь и дешевая пропаганда. Неужели ты думаешь что русский народ такой тупой, что поведется на твою брехню? вот именно из за таких как ты, русский народ в ж*пе.

    Последние события показали, что как раз благодаря флоту в *опе оказались другие, а не русский народ. Оскорбление, конечно, серьезный аргумент, но факты как-то убедительнее. И еще, не выступайте от имени всего русского народа.

    американцы проиграют флоту России, так как у наших моряков есть боевой дух и они прекрасно знают за что они идут воевать,в то время как флот АМЕРИКИ (и армия в том числе) состоит из людей других стран которые воюют ради американского гражданства

    Ребята,не дрейфьте,возродим флот к 20му,если В.В при памяти будет

    я абсолютно согласен с максимом.статья-полнейшая пропагандистская ахинея и ересь.флот и армия в плачевном состоянии,все разворовали и продолжают воровать.и хотя я люблю свою страну,в в такое вранье я верить не могу и не советую.

    Ребята. Главное не количество а качество. Вспомните недавный случай в черном море. Один самолет ослепил эсминец. Флот — ничто без технологий и масштабной поддержки ВВС.

    Итак, давайте посмотрим, что мы имеем во флотах на сегодняшний день. ВМФ США – 286 боевых кораблей, ВМФ России – 196 кораблей. Однако, сравнивать флоты США и России по количественным факторам – бессмысленно, так как со стороны России предмет для сравнения цельно и качественно отсутствует, несмотря на красивый количественный фактор.

    Средний возраст кораблей ВМФ России превышает 25 лет, при этом они эксплуатировались в условиях тотального недофинансирования, сколь-нибудь серьезные модернизации не проводились, часто не было возможности провести плановые ремонты и обслуживание – техническое состояние и боеспособность флота России представить несложно. По этому параметру сравнение с ВМФ США невозможно.

    Комплексные учения и походы за последние два десятилетия можно пересчитать по пальцам одной руки. Параметр боевой подготовки так же совершенно не в пользу ВМФ РФ. Плавучий тыл отсутствует как категория, с ним произошло то же, что со всеми полимерами.
    Смысл существования флота США – проекция силы в любую точку мира. Организационная структура, система базирование и вооружения – соответствуют этой задаче.
    Смысл существования флота России, в том виде, как он есть сейчас – НЕЯСЕН.

    Яндекс.Директ

    Свадьба в Доминикане! Скидка 30%
    Символическая свадьба в Доминикане. Цены 2015. Скидка 30%. Закажи сейчас!
    tropicalwed.comАдрес и телефон
    Россия и США — чей флот сильней?

    Стратегический ядерный компонент

    Во флоте США стратегическим компонентом является весь флот, в том числе и надводные корабли, и авианосцы, и даже потенциально переоборудуемые в ракетные платформы (корабли-арсеналы) гражданские контейнеровозы, лихтеры и танкеры, способные нести и применять сотни «Томагавков».

    США – до половины ПЛАРБ постоянно находятся на боевых позициях, присутствие сил американского ВМФ во всех регионах, система базирования, развитые ВКС позволяют обеспечивать их снабжение информацией и прикрытие, а, следовательно, и применение в любой точке мира.

    Для флота России ПЛАРБ – слишком дорогая и уязвимая пусковая платформа, как компонент сил ядерного сдерживания – сам по себе, без развитого надводного прикрытия, не имел смысла уже 10 лет назад. В нынешних условиях способны только пулять МБР от причальной стенки, и то, если хорошо прикрыты. «Гроза АУГ» подводный крейсер «Курск» был показательно безнаказанно утоплен в собственных водах, находясь под прикрытием всего Северного Флота.

    Надводный компонент

    Авианосцы США: представлены во всех классах.

    Россия – единичный тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) с авиагруппой единичного же состава, самолеты поколения 4+ – в принципе, ударным «авианосным» не является, несмотря на букву «А» в названии класса корабля. Причина – авиагруппа – несколько построенных единиц! Як-41М\Як-141, Су-27К, Су-25ТК и МиГов авианосного варианта, напасть она не в состоянии, а защищать им уже нечего – проводка конвоев неактуальна – некуда, незачем, да и торговые суда в основном попилены еще в 90-х, выведены в оффшоры, проданы, ушли на металл.

    Крейсера УРО США: представлены во всех классах. Характерный пример – крейсера типа «Тикондерога», при практически фрегатском водоизмещении чуть более 10 000 тонн – только универсальных пусковых установок 127 штук – из них возможна стрельба от «Асрока» до «Томагавка», это помимо комплекса ПКР «Гарпун» и ПВО-ПРО «Стандарт» – «Иджис». Аналогов в ВМФ России не имеется и не строится.

    ВМФ России: ТАРК и РКР – полдесятка доживающих свой век ракетных крейсеров советского периода, построенные более четверти века назад, заложенные более 30 лет назад, спроектированные по решениям, концепциям и на платформах полувековой давности. Современные западные эсминцы УРО превосходят их по всем параметрам, стоят дешевле, в содержании несопоставимо дешевле, а по классу систем, по БИУС и по артиллерии – превосходят на порядки.

    Противолодочные корабли – советское наследие, могут эффективно бороться с подлодками прошлых поколений. Актуальность – почти нулевая, задачи по сопровождению сегодня отсутствуют, а чужим подлодкам нет смысла прорываться к нашим морским базам – рубежи пуска КР с ПЛ противника вынесены так далеко, и настолько контролируются флотом вероятного противника, что боевая работа российских противолодочников для срыва ракетного удара – вряд ли возможна.

    К тому же, несмотря на приличное количество, разбросанность их по четырем флотам, нигде, кроме Балтики, не позволяет создать плотную противолодочную завесу, да и там она не актуальна – кто в здравом уме попрётся на АПЛ в Маркизову лужу?

    Корвет «Стерегущий» проекта 20380

    Эсминцы – так же древнее советское наследие, ТТХ ниже существующих западных аналогов постройки середины 90-х, не говоря уже о современных. Интеллектуальные системы – доисторические, дальнобойность и точность артиллерии – проигрыш в разы, о сотне универсальных ракетных контейнеров – не идёт и речи, об интеграции в единую боевую сеть – так же можно только мечтать, корабли почти не автоматизированы, экипажи раздутые, содержание дорогое.

    Фрегаты и корветы УРО – новейшие корветы России – очень сильный класс, не уступающий, и даже превосходящий западные аналоги. Например, корвет проекта 20380 перебалансирован по огневой мощи и более чем универсален – в дополнение к традиционным специализированным комплексам вооружений, имеет УКСК (универсальный корабельный стрельбовый комплекс) на восемь мест, который может нести до 32 ракет различных типов в различных сочетаниях, БИУС «Сигма» построена по сетевому принципу, обеспечивает единое управление всеми средствами корабля, и одновременную работу по воздушным, морским, и подводным целям, несколько БИУС образуют общую сеть соединения.

    Планируется построить 20 единиц. Вот только заказано подобных кораблей – всего 5 единиц, на четыре возможных разнесенных ТВД, причем один из кораблей, вероятно, побил все рекорды по срокам строительства для своего класса – 7 лет.

    С фрегатами всё несколько сложнее – наряду с современными, действительно универсальными и удачными фрегатами проекта 22350, с непонятными целями строятся устаревшие по всем параметрам, кроме наличия одного комплекса «Клаб-Н», еще до спуска фрегаты проекта 11356, и совершенно необъяснимо строительство кораблей проекта 11540. Вероятно, очень захотелось использовать советский задел.

    Сторожевые корабли – охрана границ, рыболовства, пограничный режим. Пока работают советские, замена на современные корветы и фрегаты – планируется в явно недостаточном количестве (см. выше).

    Относительно сильный компонент – ракетные катера, так как по противокорабельным ракетам (ПКР) остался прекрасный советский задел, настолько мощный, что седые конструктора запенсионного возраста, уже практически не генерируя новых идей, до сих пор эффективно эксплуатируют его. Отсюда, так же сильный компонент – комплексы ПКР берегового базирования, в том числе мобильные.

    Тяжелые ракетоносные платформы, корабли-арсеналы – ОТСУТСТВУЮТ во флоте России как класс, несмотря на разработанные и уже эксплуатируемые УКСК. С другой стороны, строить российские корабли подобного класса бессмысленно, так как ВМФ России не в силах организовать не только прикрытие таких кораблей в возможных позиционных районах, но, в отсутствие системы базирование, под вопросом даже их трансокеанский переход, например, в обстановке изоляции, сходной с имевшей место во время перехода II Тихоокеанской эскадры.

    Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

    Морская авиация – НЕСОПОСТАВИМО, у США с авианосной авиацией ВМФ, с авианосной авиацией корпуса морской пехоты и береговой патрульной – более 3800 самолётов.

    Морская авиация берегового базирования РФ – сложно оценивать, вряд ли ситуация там сильно лучше, чем в ВВС.
    ВТА, самолеты-заправщики, самолеты ДРЛО, самолеты РЭБ – НЕСОПОСТАВИМО, единичные экземпляры у России против отлаженной работающей системы в США.

    Морская пехота – в России сейчас добивается, судя по всему, ее постигнет судьба ВДВ, и бригад спецназа ГРУ. В отличие от американской, совершенно не располагает ни организацией корпусного уровня, ни собственной авианосной авиацией, ни компонентом ВКС, ни средствами класса EFV, способными стартовать за десятки километров от точки, не подвергая излишнему риску корабли носители, быстро достигать точки высадки, и выполнять огневые задачи в качестве легкой бронетехники, ни сотнями тысяч подготовленных профессиональных кадров, ни дистанционно управляемыми боевыми дронами типа «Крашер» или «Гладиатор».

    Сильный компонент – десантные корабли, как количественно, так и качественно, на этом фоне непонятно, зачем покупать вертолётоносцы «Мистраль». С другой стороны, по причине отсутствия АУГ, невозможно их боевое применение, нереально прикрыть на переходе, во время высадки, и нечем обеспечить воздушное прикрытие и удары в ходе операции. Целесообразность их существование при отсутствии отечественных авианосцев, как в строю, так и в строительстве – под сомнением. Выброшенные деньги.

    Базирование – США – можно писать десятки, если не сотни диссертаций по системе базирования американского ВМФ.
    Россия – полное отсутствие системы базирования в океанах, единственная договорная недо-база в Сирии – непонятного значения – Средиземное море закрыто Суэцем, Гибралтаром, а вход в него – Босфором с особым режимом прохода военными кораблями.

    Информационное обеспечение – близко к НУЛЕВОМУ, потеряны и зарубежные базы, типа Лурдеса и Камрань, и позиции. Спутниковые группировки – одна устаревшая и выработавшая все плановые ресурсы, и одна недоразвернутая – против нескольких работающих. Когда введено в эксплуатацию последнее «гидрографическое судно»? Вот то-то и оно.

    Многоцелевой фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350

    Возможности развития

    Если в административно-командном тоталитарном СССР мощности судостроительных заводов были сопоставимы с американскими, а непревзойденная нигде в мире советская система образования позволяла быстро готовить обученные экипажи – то сегодня, в молодой демократической всего 20-летней Россиянии (так сказал Президент в новогоднем поздравлении), судостроение успело деградировать, квалифицированные рабочие кадры уничтожены.

    Отечественное тяжелое судостроение уже отсутствует как класс, смежники ликвидированы, как категория, сколь-нибудь грамотные проектировщики и редкие инженеры, обученные частично выжившей профессурой советской школы, при первой же возможности сваливают на запад, да и на восток.

    А что касается подготовки кадров – из среднеобразованных ЕГЭ-тестеров, и «высшеподготовленных юристов-менеджеров», массово производимых новой общностью – россиянским народом, априори невозможно готовить расчеты БЧ для сложных корабельных систем – через понимание не позволяет отсутствующее образование и функциональная неграмотность, а дрессировка – дело долгое, нудное, и неблагодарное – к тому же, любая серьезная модернизация нивелирует результаты предыдущей дрессировки.

    Основной костяк грамотных технических специалистов, непосредственно работающих на боевых постах – мичмана, находятся в плане на ликвидацию. Сержантская замена им предусмотрена, однако пока ее фактически нет.
    Ситуация очень напоминает начало ХХ века – когда 5% грамотного населения не хватало для укомплектования должностей, требующих технической грамотности. Отличие ситуации в том, что тогда происходил рост, как промышленный, так и научный, а сейчас – все более ускоряющаяся деградация.

    Отсюда, задача у флота может быть только одна:
    –- в мирное время – охрана исключительно прибрежных экономических интересов;
    - в военное время – противодесантная оборона первой линии, ценой однозначной собственной гибели, пока РВСН, сухопутные войска и авиация не раскачаются для отражения удара.

    Это неопровержимо, любые другие задачи флот решать не в состоянии, противостоять флотам НАТО, или США, или Европы – или даже одной Турции – он не в силах. В случае потерь в затяжном конфликте – сегодня не могут быть восполняемы ни потери в кораблях, ни потери в людях, поэтому есть смысл строить в мирное время большое количество (десятки) кораблей классов корвет и фрегат, и скорейшим образом вывести из состава ВМФ всю бесполезную рухлядь, приспособленную только отвлекать на себя бюджетные средства.

    А концепция проекции силы для России сегодня может быть только одна – СЯС, «НЕ тронь меня».

    • Ну ты написал. Щас тебя поцреоты в тряпки порвут.

    Андрей! Вы просто феерический при*урок, первой гильдии. И наглый лгун. Вы как плохой повар (и Вам аналогичные поклонники традиционного подхода к оценкам флота) описываете количество и мощь кастрюль и вилок вместо качества еды. Ну вам же конкретно сказано Ракеты главное и РЭБ. И тут у амов провал. А металлобазы, плавучие рыдваны -авианосцы в роли мишеней — да хоть 10 000 000 тонн пускай наделают, как Сталин танков в 41-м. Их ракеты ПКР — это устаревшие тихоходы тамагавк и гарпун. У РФ таких дурацких технологий нет — они нам нахрен не нужны. И Егэ тут не в тему -ибо у них оно же самое — только ещё хуже. Ещё — показано в Крыму — они «прос*али» свою РЭБ, и везде об этом не говорит только ленивый. Но до вас сие не доходит — туго воспринимаете. Или принципиально не воспринимаете. Что за блажь вы пишите про оценки морской авиации — тупой бред. Вот нафига козе баян, если у нас подвижные бастионы стоят!! А вы хоть знаете что это такое? Короче — да, по металлолому Штаты превосходят нас на порядок. А вот по ракетной мощи и эффективности РЭБ — порвём эти плавучие рыдваны на британский флаг. Информационное обеспечение, говорите, =0? Опять тупая и наглая ложь. Да у них куча тупых группировок, только ПО — г… А у нас Воронежи на земле и Лианы в космосе. А вы всё в эпохи Лурдеса, Камрани и Гречко торчите. Кстати, а чё вы забыли про ПЛ «Чёрная дыра». А про АПЛ Лошарик? Глубина погружения 6000 метров. ОН чё, просто так туда ныряет по- вашему. Да нет вообще-то, это основной элемент подводной акустической борьбы. У амеров их нет, а их древний СОСУС, который они тупо непрерывно шаманят — имеет в принципе убогую идею, древнюю, как бивни мамонта. Вот «286 против 186″ — это тупо, как «чего у нас больше, гранат или бульдозеров?» Но ваш опус ещё тупее. Борею или Лошарику вообще не нужны базы, другие АПЛ или корабли — такова ситуация, могут спокойно войти в порты КНР, Индии и Никарагуа. А ваши тупые янки понаделали баз, и теперь они у них как камень на шее. И избавиться не могут, так как структура с Огромным Плавучим Железом и без Лошариков, Бореев, Воронежей и КАЧЕСТВЕННОГО РЭБ и акустики не позволяют сделать инфраструктуру компактней.
    И наконец безмозглый аналитик. Ракеты Трайдент. Это тоже уже бивни мамонта. Это — неплохие баллистические ракеты, и только. А у нас на АПЛ баллистических ракет — как устарелых камней, запускаемых катапультой, уже нет: Булава, Синева, Лайнер — это всё ракеты гибридные, понимаете. И я вас умоляю — учите матчасть

    Пиз*ёж, у нас тоже выводят старье из воружение, а 10 ка американских авианосцев порвет наш флот как тузик грелку

    • Не из «воружение», а из вооружения. Недоумок, выучи сначала русский.
      А потом делай заключения космического масштаба …

Какой-либо повод для научного анализа здесь отсутствует. ВМФ России и ВМС США существуют раздельно друг от друга, в разных временных эпохах. Также, как флоты Первой и Второй мировой войны.

Статистические методы не работают. При многократном количественном разрыве, считать средний возраст корабельного состава не имеет смысла. Также, как и определять %-ое сооотношение новых и старых кораблей. В реальности, эти % будут выражаться различным числом кораблей для каждого из флотов. Слишком различным, чтобы относиться к такому расчету всерьез.

Феномен «средней температуры»

Достаточно исключить из расчетов “устаревшую технику” (корабли, построенные до 2001 г.), как выяснится неожиданное. За первые 15 лет наступившего века американские верфи передали флоту 36 эсминцев (включая, экспериментальный “Замволт” и бёркообразный “Финн” — еще официально не принятые в состав ВМС, но уже спущенные на воду и вышедшие на испытания).

Не менее серьезные результаты показала верфь “Дженерал Дайнэмикс Илектрик Боут”. В указанный период времени были введены в строй 12 многоцелевых атомных подлодок класса “Вирджиния” и одна АПЛ для специальных операций “Картер” (класса “Сивулф”).

Из крупных игроков — два атомных авианосца, “Рейган” и “Джордж Буш”. Еще один (“Форд”), признанный крупнейшим боевым кораблем в истории, был спущен на воду в 2013 г., этой осенью он пополнит боевой состав ВМС.

PCU (pre-comission unit — объект на стадии достройки) Джон Финн. Пройдет еще пара месяцев, и код PCU сменится на USS (Корабль Соединенных Штатов).

Из других авианесущих кораблей, были построены:
— вертолетоносец с неожиданным названием “Америка” (авиакрыло из 30 вертолетов, “Харриеров” и F-35).
— два универсальных десантных корабля класса “Уосп” (“Иводзима” и “Макин Айлэнд”, каждый вдвое крупнее Мистраля);
— экспедиционная плавбаза-вертолетоносец “Пуллер” (78 тыс. тонн).

Из экзотики — морская радарная база системы ПРО, получившая обозначение SBX.

Следующий пункт — шесть быстроходных боевых кораблей прибрежной зоны (LCS), дублирующих задачи сторожевиков, тральщиков и охотников за субмаринами.

Из других крупных единиц: 11 десантных кораблей типа “Сан Антонио” и два морских терминала для загоризонтной высадки бронетехники: “Гленн” и “Монфорд Поинт”.

В сумме — “бригада” из семидесяти кораблей океанской зоны средним возрастом меньше десяти лет. Вот вам и вся статистика.

Без учета “устаревших” кораблей, построенных в период 1980-90х гг. Самым старым действующим кораблем остается “Нимиц” (1975 г). Впрочем, возраст не так страшен для авианосущих кораблей. Их основное оружие непрерывно эволюционирует. За прошедшие 40 лет на палубе “Нимица” сменилось три поколения морской авиации (“Фантом” — F-14 — “суперхорнет”).

И снова о русской угрозе

В реальности все несколько иначе, чем на красивом трейлере российского флота. Успехи отечественных кораблестроителей, ожидаемо, оказались намного скромнее.

За прошедшие 15 лет российский флот получил многоцелевую атомную подлодку “Гепард” (пр. 971), многоцелевой атомоход “Северодвинск” (пр. 885) и три подводных ракетоносца стратегического назначения типа “Борей”.

Четыре дизель-электрические лодки пр. 636.3 (модернизированные “Варшавянки”). Тридцать лет назад такие “черные дыры” представляли смертельную угрозу, однако, в начале XXI века, баланс сил несколько изменился. Лодкам не хватает анаэробной СУ, без которой им не выжить в условиях современной ПЛО (вынуждены всплывать раз в 3-4 дня вместо двух-трех недель у зарубежных аналогов).

Из надводных единиц — пять фрегатов (“Горшков”, “Касатонов”, “Григорович”, “Эссен”, “Макаров”). Четверо их них еще официально не приняты в строй, но мы можем уверенно говорить о них, как о построенных кораблях. Основной фронт работ остался позади; три фрегата уже вышли на этап швартовых испытаний и ГСИ.

Корвет, эсминец и фрегат.
При желании, можно занести в этот список еще семь корветов пр. 20380 и 11611. Говорить о более мелких единицах — МАК и МРК не имеет смысла.

Что такое корвет или малый ракетный корабль?

В ночь на 7 октября 2015 года группировка кораблей Каспийской флотилии в составе ракетного корабля Дагестан и трёх малых ракетных кораблей проекта 21631 произвели групповой пуск 26-ти ракет 3М14 «Калибр-НК» по объектам Исламского государства в Сирии.

Залп малых кораблей Каспийской флотилии равен половине залпа эсминца “Арли Берк” (96 пусковых шахт). Дальнейшие комментарии излишни.

В отличие от кораблей меньших классов, эсминец еще способен поражать боеголовки баллистических ракет и сбивать спутники на низких околоземных орбитах. Не считая крупных гидроакустических станций, вертолетов и пр. оборудования военного назначения на его борту.

В этом смысле, боевая ценность “малюток” сильно преувеличена. Неужели кто-то всерьез решил приравнять МРК к эсминцам? Что ж, статистика все стерпит.

О техническом факторе вспоминать не любят вообще. Суровая истина состоит в том, что в составе ВМФ РФ, как и других флотов мира, в принципе, отсутствует техника, имеющаяся в распоряжении американских моряков.

Морская база ПРО, подводные ракетодромы, несущие в своих хребтах по 150 “Томагавков”, ракетно-артиллерийский эсминец и шестимегаваттный радар “Иджис”…

В своё время, пытаясь удержаться на пике прогресса, СССР генерировал множество свежих и уникальных контр-решений (сверхтяжелые ПКР, титановые подлодки, космическая система разведки “Легенда”). Современный ВМФ вынужден довольствоваться лишь теми из доступных технологий, реализация которых не требует больших затрат. В результате, получается то, чего и следовало ожидать.

Флот — это не только корабли. Это, в немалой степени, — морская авиация.

Потенциал морской авиации ВМФ России, несомненно, возрос с началом поставок палубных истребителей МиГ-29К (4 единицы) и истребителей берегового базирования Су-30СМ (8 единиц для авиации Черноморского флота).

На другой чаше весов — пять сотен F/E-18E и 18F “Супер Хорнет”, поставленных на палубы американских авианосцев с началом нового века.

Из других зарубежных инноваций — создание патрульного беспилотника “Тритон” (модифицированный для морских задач БПЛА “Глобал Хок”). 15-тонный аппарат c 40-метровым крылом и радаром кругового обзора, способный обследовать за сутки до 7 млн. кв. километров поверхности океана. Помимо РЛС с активной ФАР, в инструментарий дрона входит аппаратура радиотехнической разведки и комплекс оптических датчиков с лазерным дальнометром для визуального распознования целей. Новейшая история флота.

Эпилог. «Слон и моська»?

Любимое занятие наших “диванных экспертов” — заведомо бессмысленное сравнение потенциалов флотов России и США. Оно содержит не больше смысла, чем упоминания о “памперсах” и регулярные статьи об озабоченности американского командования в связи с “нарастающим отставанием в области морских вооружений от России и Китая”. Накопленный потенциал так велик, что американские адмиралы могут “не подниматься на мостик” до середины века.

В отличие от них, нам расслабляться противопоказано. Приведенная выше статистика отчетливо показывает, сколь эффективно идет перевооружение ВМФ России. И сколько еще предстоит сделать, чтобы выйти если не на равный (что невозможно ни по экономическим, ни по геополитическим соображениям), то на адекватный уровень по сравнению с “вероятным противником”. Притом, сразу объявлять такую армаду своим противником излишне опрометчиво. Лучше сделать все, чтобы ВМС США оставались союзником или, хотя бы, нейтралом.

Иначе, зачем рваться в битву, в которой невозможно победить?

«Скованные одной цепью»: БПК “Адмирал Пантелеев” и эсминец “Лассен”. Отработка дозаправки на ходу в море

Впрочем… Количественный и качественный уровень ВМФ России и США таков, что у них меньше шансов вступить друг с другом в бой, чем у кораблей периода Перовой и Второй мировой войны.

Из положительных моментов стоит признать, что сложившаяся ситуация не нова и имеет своё логичное объяснение географического характера. История англосаксов неразрывно связана с морем. У нас все совершенно иначе.

Положа руку на сердце — какие серьезные военные последствия имела Цусима? Японцы дошли до Москвы? Нет — вот и весь ответ. Так же, как и потеря части Севастополя во время Крымской войны и его повторная оккупация в годы ВОВ. Все это были совершенно незначительные, второстепенные неприятности для огромной сухопутной державы.

В начале 21 века военное руководство Соединенных Штатов активизировало несколько крупномасштабных программ, главной целью которых являлось совершенствование боевых возможностей, боеспособности и организационной структуры военно-морских сил. В данный момент реорганизационные планы ВМФ США близятся к завершению. Одновременно с этим активно реализуются программы по наращиванию и реструктуризации состава боевого флота, формирующие его будущую основу из 313 кораблей. Существенно расширены и дополнены стратегические принципы боевого назначения ВМС совместно с силами береговой охраны, морской пехоты и с флотами дружественных и союзных стран-партнёров США. Эти принципы закреплены в недавно разработанной американцами морской стратегии.

Организационная структура

США имеет достаточно консервативную и практически неизменную структуру в течение почти двух веков. Текущие изменения затронули в основном внутреннюю структуру отдельных командований (среднего и высшего звена) и главных органов управления. В входят флот и пехота, которые, в свою очередь, состоят из формирований резерва и регулярных сил. При этом пехоту формально можно приравнять к отдельному виду вооружённых сил. Также существует подразделение морской охраны, находящейся в распоряжении министерства внутренней безопасности. Но это только в мирное время. В условиях чрезвычайной обстановки или войны она переходит в подчинение военно-морских сил.

В ВМФ США, состав которого постоянно пополняется, к середине 2008 года входило 332 тысячи человек. Из них 51 тысяча - это офицеры. Численность морской пехоты находится на уровне 175 тысяч человек, из которых 40 тысяч числятся в резерве.

Два флота

Согласно административной организации все сведены в два флота: Тихоокеанский и Атлантический. Они объединяют в себе силы морской пехоты, а также воздушные, надводные и подводные силы. Помимо этого, в ВМС входят 10 береговых и 4 межфлотских командования центрального подчинения.

Атлантический флот

Созданный в 1906 году Атлантический флот несколько раз менял свой статус. В 1923 году его реорганизовали в патрульно-разведывательный. В 1941 году он вновь стал Атлантическим со сменой ранга командования. Если раньше этот флот возглавлял контр-адмирал, то теперь ранг повысился до полного («четырехзвёздного») адмирала. С 1947 по 1985 год флот возглавлял главнокомандующий (ГК). Помимо своих основных обязанностей, он курировал корабли на Атлантике. В 1986 году его перевели на должность заместителя. В конце 2002 года титул главнокомандующего был упразднён министром обороны (стал применим только к президенту США), и занимавших соответствующие должности адмиралов и генералов вновь стали называть командующими. В 2006 году был повышен статус командования силами флота (FFC) до командования силами флота США (USFFC). А командующий Атлантическим флотом стал возглавлять силы флота Соединённых Штатов и получил расширенные полномочия.

Тихоокеанский флот

Глава Тихоокеанского флота находится в прямом подчинении у командующего ВМФ США, который даёт консультации по вопросам тылового обеспечения, учебной подготовки, комплектования личного состава и развёртывания общих сил флота. При этом он курирует силы и Атлантического, и Тихоокеанского. Кроме того, на главу Тихоокеанского флота возложены обязанности по руководству формированиями ВМС, входящими в состав объединённых вооружённых сил (USJFCOM) Стратегического и Северного командований. В административном плане USFFC подчиняется лишь Атлантический флот, а также пять береговых и два межфлотских командования.

Оперативные флоты

Это высшие оперативные объединения в ВМФ США. На базе объединения нескольких структур Атлантического флота были сформированы 2-й (Северная Атлантика), 4-й (Карибский бассейн) и 6-й (Средиземное море) флоты. Однородные силы Тихоокеанского флота представлены 3-м, 5-м и 7-м флотом. Разнородные оперативные отряды, соединения и группы, входящие в состав оперативных флотов, комплектуются вспомогательными судами, кораблями и различными подразделениями (морской пехоты, авиационными и др.).

Министерство ВМС

Это высший административный орган управления морской пехотой и силами флота. В соответствии с десятой статьёй конституции министр ВМС контролирует всю повседневную деятельность министерства, в том числе связанную с проведением демобилизационных, мобилизационных и организационных мероприятий, формированием личного состава, экипировкой, оснащением, снабжением, учебной подготовкой частей и соединений ВМФ США, фото которого прилагаются к данной статье. Также министр занимается рассмотрением программ производства (или строительства), ремонта и модернизации кораблей, оборудования и военной техники, а также береговых сооружений и объектов. Помимо этого, он формулирует стратегические концепции и программы, касающиеся сохранения национальной безопасности, согласно распоряжениям министра обороны и президента страны.

Штаб ВМС

Является высшим органом управления ВМС страны. Его возглавляет главный военачальник (по существу командующий) военно-морских сил. Министр ВМС возложил на него общее командование флотом. Он несёт ответственность за использование всех правительственных ресурсов и оперативное реагирование действующих береговых командований базы ВМФ США. Также он выступает советником министра ВМС и президента по вопросам ведения военных действий и отвечает перед ними за все принятые решения. В подчинении командующего ВМС находятся первый заместитель, административный руководитель штаба и четверо заместителей, возглавляющих главные управления (сетевых систем и связи; разработки и планирования стратегических концепций; образования, кадров и обучения личного состава, которому впоследствии будет подобрана форма ВМФ США; интеграции ресурсов и возможностей).

Штабы оперативных частей флота

Совмещены со штабами других оперативных флотов (4, 5 и 6-го) и имеют чёткую организационную структуру, выверенную многолетним военным опытом. Такой штаб, возглавляемый заместителем командующего, включает в себя штатные управления (разведывательное, оперативное, личного состава, тылового обеспечения и т. д.) и отделы (капеллана, медицинский, обеспечения безопасности и др.).

Боевой состав ВМФ США

Благодаря своему потенциалу (сбалансированной структуре и боевым возможностям) он всегда соответствовал объёму и масштабам оперативных и стратегических задач, ставящихся на протяжении всего двадцатого столетия. После окончания «холодной войны» и существенного «потепления» международного военного климата боевой состав был сильно сокращён. Но это лишь временная мера. Хотя если сравнивать с другими странами, то у Соединённых Штатов не так уж всё и плохо. Например, соотношение ВМФ России и США составляет 1 к 10.

В начале XXI века руководство страны и члены высшего командования ВМС задумались об увеличении морской мощи. Они обосновывали это вступлением США в войну с международным терроризмом. На самом деле причина этой войны заключается не в террористической угрозе, а в угрозе международного энергетического кризиса. Данная война до сих пор идёт на Среднем Востоке, трансформировавшись в откровенную борьбу за тотальный контроль над международными рынками сырьевых ресурсов.

Воздушные силы

Сюда входят многоцелевые авианосцы ВМФ США, которые являются главным ядром ударных групп и соединений и одним из важнейших составляющих оперативных флотов ВМС. В настоящее время на десяти (из 11) кораблях данного класса есть ядерные энергетические установки.

Когда происходит оперативное развёртывание авиационных ударных групп, каждый авианосец начинает принимать на борт закреплённое за ним авиакрыло. Поскольку одно судно из 11 постоянно находится на запланированном капитальном ремонте, руководство регулярных ВМС сформировало десять таких авиакрыльев. В каждое из них входит до 80 вертолётов и самолётов. Причём состав эскадрилий комплектуется из Тихоокеанского и Атлантического флотов и частично из морской пехоты. Всего в распоряжении авиации ВМФ находится 4000 воздушных единиц.

Темпы строительства самолётов, вертолётов, подводных лодок и надводных кораблей обусловлены регламентом формирования необходимых корабельных, экспедиционных и авианосных ударных групп.

Надводные силы

Сюда входят надводные корабли ВМФ США основных классов: 22 крейсера («Тикондерог»), 33 десантных корабля, 52 эсминца («Орли Бёрк»), 30 фрегатов («Оливер X. Перри»), 10 универсальных «Тарав». Помимо этого, имеются 9 вертолётных кораблей-доков, 12 транспортов-доков и 14 минно-тральных «Эвенджеров». Таким образом, общее количество кораблей ВМФ США равно 104 единицам. В дальнейшем планируется значительно увеличить эту цифру.

Надводные военные корабли обеспечивают все виды защиты в местах боевого предназначения и при переходах флота по морю. Также они принимают участие в спецоперациях по нанесению ракетно-артиллерийских ударов по береговым и морским целям. Кроме того, в обновлённый состав флотских формирований включили десантные корабли. Есть ещё минно-тральные судна, самостоятельно участвующие в противоминных операциях. Кстати, совсем недавно в российских СМИ упоминалось про два новых корабля ВМФ США в Черном море. Суда появились там накануне проведения Олимпийских игр в Сочи в целях обеспечения безопасности.

Контракты на строительство 2-х первых эсминцев (DDG -1000 и -1001) были подписаны в начале 2007 года на семи- и восьмилетний сроки. Руководство ВМС также выделило средства на постройку 5 аналогичных кораблей (DDG-1002-1006). К 2018 году они будут полностью готовы. В 2011 и 2013 годах началось строительство 2-х крейсеров проекта CG(X). Их передача флоту состоится в 2019 году. Эти корабли проектировались на базе проекта DD(X) и планировались как замена 22-х крейсеров типа «Тикондерога». Однако продолжать строительство серии судов проекта CG(X) весьма проблематично. Поэтому ВМС рассматривает различные альтернативные варианты. Один из них - это создание 5-ти крейсеров УРО. Но окончательное решение ещё не принято.

Важность боевых действий ВМС в прибрежных районах послужила поводом для создания кораблей совершенно нового класса по проекту LCS - боевых судов прибрежной зоны. Два первых корабля («Индепенденс» и «Фридом») уже переданы флоту в 2008 и 2009 годах. Строительство 2-х следующих судов (LCS-3 и -4) приостановили по причине непомерного повышения стоимости работ по подписанным ранее контрактам. Данные договоры были расторгнуты. Безусловно, многоцелевые корабли этого класса очень важны для ВМС, но финансирование строительства отложено на неопределённый срок. В целом по проекту LCS планировалось построить 55 судов. Окончательное решение будет принято лишь после всестороннего анализа и оценки боевых характеристик уже построенных образцов. Затем ВМС выберет лучший проект. В любом случае дату завершения этой программы придётся перенести гораздо дальше указанного в плане 2020 года.

Подводные силы

Включают в себя 4 ПЛАРК («Огайо»), 52 многоцелевых ПЛА (45 «Лос-Анджелес», 4 «Виргиния» и 3 «Си Вулф») и 14 ПЛАРБ («Огайо»).

Срок эксплуатации атомных подводных лодок (ПЛА) в ВМФ США продлён до 2040 года в соответствии с общим планом развития. К тому времени планируется принять на вооружение нового поколения и подводные ракетоносцы.

Согласно текущей программе развития флота до 2020 года военно-морским силам понадобятся ПЛА в количестве 48 единиц. Но данная цифра не окончательная и может измениться как в большую, так и в меньшую сторону.

Ежегодно, начиная с 2009-го, строилось по одной многоцелевой атомной подводной лодке («Виргиния»). Последняя будет сдана в 2015 году. Эти ПЛА заменят часть лодок «Лос-Анджелес», практически израсходовавших свой эксплуатационный срок. С 2011 года планировалось выделить из бюджета средства для постройки двух ПЛА ежегодно, а к 2018 году - обеспечить военно-морской флот США 30-ю ПЛА подобного типа. Вероятность реализации этого плана очень высока.

Вспомогательный флот

В настоящее время представлен 10 судами тылового обслуживания и 32 подвижного. Помимо этого, плавбаза ПЛА входит в категорию специализированных судов, а плавбаза ПЛАРБ относится к ракетно-ядерным силам МБ. Сейчас в состав флота также входят 5 единиц транспорта боеприпасов (нового вида «Льюис энд Кларк») и снабжения. Общая численность ВМФ США (а именно кораблей) была указана выше.

Между Америкой и Россией давно ведется борьба практически во всех сферах деятельности. Гонка вооружений является постоянным спутником соперничества стран. Абсолютного лидера выявить так и не удалось за многие годы. Первенство в секторе военной промышленности постоянно переходит от одного государства к другому. В такой специфической отрасли, как подводный флот, на данный момент первое место занимают Соединенные Штаты.

Однако так дела обстояли далеко не всегда, в советское время пальму первенства держал отечественный производитель. Благодаря мощной базе, созданной советскими конструкторами, даже на данном этапе в базе российского флота существуют такие исключительные экземпляры, аналогов которым нет во всем мире. Так все-таки, чей подводный флот сильнее - России или США? Кто является победителем в гонке - российская эксклюзивность или американская техничность.

Первый проект подводной лодки

Сравнение, чей подводный флот сильнее (России или США), началось еще с восемнадцатого века. Тогда предметом спора была первая подводная лодка военного назначения. Долго не могли определиться, кто же стал тем самым первым разработчиком такого аппарата.

Конструктором и испытателем первого же подводного судна являлся Корнелиус Дреббель. Это физик и механик из Голландии. Тестирование своей разработки он провел на реке Темзе. Судно представляло собой лодку. Её обшивкой была кожа, пропитанная маслом. Управление и движение осуществлялось благодаря веслам. Они выступали на небольшое расстояние в подводное пространство. В состав экипажа могло входить три офицера и двенадцать гребцов. Согласно историческим данным на испытаниях присутствовал I. Технические характеристики построенного судна позволяли находиться ему в подводном пространстве на протяжении нескольких часов. Предел глубины погружения был равен пяти метрам.

Но дальнейшие разработки прервала смерть Дреббеля. Его последователем и продолжателем идей стал другой ученый из Франции, который написал практическое руководство по построению подводных суден. Согласно его рекомендациям, лодка должна быть изготовлена из металла (преимущественно меди), формой она должна походить на рыбу, однако края должны быть заостренными. Совершенствовать данный аппарат в размерном плане не нужно.

Разработки стран-соперников

Сравнение подводного флота России и США начинается еще с первых аппаратов. К тому же построены они были с разницей в полвека. Это дает право говорить, что начало истории подводного флота у обеих стран приблизительно одинаковое.

Современный подводный флот России во многом обязан своему соотечественнику Ефиму Никонову, с судна которого и началось освоение технологий и методов сооружения подводных лодок. Это был простой плотник из подмосковной деревни Покровское. Он хотел воплотить свою разработку в жизнь и направил прошение к Петру I, в котором предлагал проект подводной лодки. Идея тайного судна, которое будет способно громить вражеские корабли, очень привлекла царя. По его приказу Никонов явился в Санкт-Петербург и приступил к строительству аппарата. Проект был воплощен в жизнь за три года. На первых испытаниях присутствовал лично Петр I. В скором времени, дорабатывая и совершенствуя проект, талантливый плотник приспособил к кораблю пороховые огнеметы. Царь, видя такие успехи, предложил начать постройку аналогичного судна большей конфигурации. Но перспективу в этом деле видел лишь Петр I и после его кончины освоение подводного пространства прекратилось. Так и не завершенная лодка сгнила в сарае.

Совершенствование процессов в производстве

Сравнение подводного флота России и США невозможно без упоминания достижений ученых и инженеров, разработки которых стали основой современной деятельности. Впервые данный проект был запущен в производство в тридцать четвертом году девятнадцатого века. Руководителем проекта был К. А. Шильдер, который являлся военным инженером по образованию.

Конструкция судна включала в себя специальные гребки, с помощью которых осуществлялось перемещение аппарата под водой. При их разработке был взят принцип бионики, то есть для создания технического оснащения были приняты во внимание законы природы. В данном случае инженер обратил внимание на строение гусиных лапок. Такие приспособления были размещены попарно по обеим сторонам корпуса. Для того чтобы запустить такие «лапки», необходимо было приложить усилия матросов-гребцов. Это было очень неудобно, ведь при неимоверных усилиях экипажа скорость не была слишком впечатляющей. Она могла развиваться максимум до полукилометра в час. Для того чтобы усовершенствовать данный процесс и сделать его более производительным и эффективным при меньших затратах, руководитель проекта планировал применять электротехнические устройства. Но развитие данной отрасли шло семимильными шагами, и это сильно тормозило внедрение новых идей.

Лодка была военного образца. На её вооружении находились пусковые ракетные установки. Многочисленные проблемы свели на нет данную задумку, и работы по модернизации судна были прекращены.

Использование двигателя в подводном флоте

Следующим этапом в развитии подводного флота является внедрение в конструкцию суден двигателей. Первым к такому решению пришел изобретатель И. Ф. Александровский. Для реализации своей задумки он избрал мотор, работающий на сжатом воздухе. Изобретатель воплотил свою идею в жизнь. По его проекту была произведена лодка. Но сам проект оказался не особенно успешным, так как продуктивность все равно оставляла желать лучшего. Двигатель позволял на скорости в полтора узла проплыть всего лишь три мили.

Успехов в реализации данной задумки достиг только лишь другой российский изобретатель С. К. Джевецкий. Сравнение подводного флота России и США дает право говорить, что на данном этапе российские изобретатели сделали прорыв, ведь Джевецкий установил на своей лодке двигатель, который приводила в работу аккумуляторная батарея. На тот момент в мире еще не было аналогов такому судну, которое могло передвигаться от электричества. При этом аппарат мог развивать скорость в четыре узла.

По проекту этого же изобретателя была построена лодка «Почтовый». Её главной особенностью, которая при сравнении подводного флота России и США вновь отдает лидерство русским (такого судна больше нигде в мире на тот момент не было), является единый двигатель. Единственным недостатком аппарата является след в виде пузырьков, который она оставляет после себя. То есть из-за низкого уровня маскировки она не может использоваться в военных целях.

В то время в данной отрасли активно шло развитие и внедрение энергетических установок. Именно в тот период были сформированы такие схемы и принципы, которые используются при проектировании лодок до сих пор. Разработки проводились и в секторе вооружения. Джевецким были сконструированы торпедные аппараты, которые стояли на вооружении подводного флота долгий период времени. Но отсталость таких отраслей, как электротехника и двигательная промышленность, не позволяло создать полноценный боевой корабль.

Подводная лодка «Дельфин»

Сравнить подводный флот РФ и США можно именно по этому аппарату. Судно было возведено в начале двадцатого века по проекту Бубнова и Горюнова Балтийским заводом в Санкт-Петербурге. Двигательная система состояла из двух частей. Первой был мотор, работающий от бензина, а второй - электрический двигатель. Разработка была настолько мощная и нестандартная, что по техническим характеристикам превосходила американский аппарат «Фултон».

Начиная с этого момента, развитие подводного флота Российской Федерации пошло очень быстрыми темпами. Подготавливались квалифицированные кадры. Из проектных разработок данная отрасль превратилась в надежный род боевых войск страны. Правительством всячески поддерживался данный сектор. А после введения специального нагрудного знака для офицеров-подводников желание служить в этих войсках возросло, как и авторитет сферы в целом.

Современный состав ВМФ России

На данный момент в Военно-Морской Федерации входит пять подразделений. Каждое из них состоит из надводных и подводных сил. Выделяют следующие составляющие данного подразделения армии:

  1. Балтийский флот. Главная база этой составляющей находится в Балтийске. Флагманом является эскадренный миноносец «Настойчивый». Подводные силы Балтии характеризуются тремя дизельными лодками. Кстати, сравнение подводного флота России и США (2016) говорит о том, что данный тип аппаратов существует лишь на российской территории. В Соединенных Штатах от производства такого рода суден давно отказались.
  2. Северный флот. Главная база этой составляющей находится в Североморске. Флагманом является тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Северный подводный флот России отличается большим разнообразием технических средств. На базе этого подразделения находится три тяжелых ракетных подводных крейсера и восемь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Подводные лодки северного флота России представлены моделями с крылатыми ракетами (3 единицы), многоцелевыми атомными (12 единиц), дизельными (8 единиц), специального назначения (2 единицы).
  3. Черноморский флот. Главная база этой составляющей находится в Севастополе. Флагманом является ракетный крейсер «Москва». Подводная составляющая представлена двумя
  4. Тихоокеанский флот. Главная база этой составляющей находится во Владивостоке. Флагманом является ракетный крейсер «Варяг». Подводные силы имеют на балансе 5 ракетных подводных крейсеров, 6 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 7 многоцелевых атомных подводных лодок и 8 дизельных моделей.
  5. Каспийская флотилия. Главная база этой составляющей находится в Астрахани. Флагманом является сторожевой корабль «Татарстан». Это подразделение не имеет в своем составе подводных сил.

Многоцелевые аппараты

Сравнение подводного флота России и США (2016, как и другие года, не принес значимых прорывов в этой сфере) позволяет в целом оценить потенциал военно-морских сил. Одни из наиболее важных аппаратов, стоящих на техническом оснащении армии любой мощной морской державы - это лодки, перед которыми стоит решение задач оперативно-тактического характера. Цель таких суден - это уничтожение надводных целей противника и нанесение поражения по объектам береговой линии. В качестве оружия используются крылатые ракеты и торпеды. В зависимости от типа вооружения подводные лодки бывают:

  • с крылатыми ракетами;
  • с торпедами;
  • с крылатыми ракетами и торпедами.

Подводный США обладает большим количеством субмарин именно оперативно-тактического характера. Именно на такие судна нацелена общая военная концепция Америки. Если брать другой классификационный признак, такой как качество, то тут нельзя выделить явного лидера. Это обусловлено высоким техническим потенциалом обеих стран.

Лодки оперативно-тактического характера США

Чем опасен подводный флот США, так это именно субмаринами такого типа. На базе американских военно-морских сил находится пятьдесят девять моделей такого типа. Большая их часть (а это тридцать девять суден) поступили на баланс еще в семьдесят шестом году прошлого столетия. Они носят название «Лос-Анджелес» и относятся к третьему поколению. По типу вооружения они относятся к смешанному типу. В их состав входят противокорабельные ракеты «Гарпун» и торпеды. В перспективе планируется постепенно выводить эти судна из оборота и заменять их более новыми моделями. Планируется осуществить такую модернизацию до тридцатых годов.

Ставка делается на лодки четвертого поколения. Именно ими собираются заменить «Лос-Анджелес». К ним относятся такие модели, как «Вирджиния» и «Морской волк». Последняя была разработана еще в девяностых годах. Её построение стоит четыре с половиной миллиарда долларов. Но цена оправдана техническими параметрами. Она оснащена мощным комплексом из крылатых ракет и торпед. Также её особенностью является низкий уровень издаваемого шума. С выпуском каждой модели лодка становится все совершеннее. Однако сравнение подводного флота России и США (2017) дает право говорить, что отечественный «Ясень» ничем не уступает «Морскому волку» первой серии.

Американское преимущество

Подводный флот США и России на 2016 год отличается не только количественным составом, но и поколениями моделей. Американская подводная лодка «Вирджиния» была спроектирована гораздо позже, чем «Морской волк». Но, несмотря на это, по техническим характеристикам «Сивулф» гораздо опережает своего последователя. Если сравнивать обе эти американские модели с отечественным «Ясенем», то он находится где-то между ними. Отличительной особенностью и преимуществом российской субмарины является качество вооружения. Крылатые ракеты «Калибр» по своей эффективности являются гораздо лучше американского «Томагавка».

Среди российских моделей на уровне лучших американских лодок находится лишь «Северодвинск». Но он только один, хотя проектом предусмотрено возведение еще трех. Но к тому моменту, когда они будут построены, Америка перейдет на новый этап развития.

Дизельные модели

Подводный флот России (фото ниже) представлен мощным комплексом дизельных моделей. Этим и отличается отечественный сектор от американского. В Соединенных Штатах от выпуска лодок этого типа отказались еще в середине прошлого столетия. В России такие субмарины не только не собираются снимать с баланса, но и продолжают их активно выпускать и совершенствовать. Большая часть суден такого типа представляет собой модернизированную модель «Варшавянка». По своей техничности они уступают атомным лодкам, но по вооружению - нисколько.

В перспективе планируется запуск дизельного судна «Калина». Его отличием является двигатель, работающий без кислорода. Такая модель может находиться в подводном пространстве около месяца, и ей не нужно будет всплывать.

Итак, сейчас находятся на пике развития. Военно-морской флот России же несколько отстает в качественном смысле, хотя в настоящее время ведется активная исследовательская работа по нескольким направлениям. Правда, пока неизвестно, какая именно разработка окажется наиболее удачной.