Сущность, понятие, субъекты международных отношений. Международные отношения и внешняя политика

Одновременно с развитием и усложнением международных отношений расширился состав субъектов этих отношений. Если государства были по сути единственными акторами международного общения на протяжении XVII - XVII вв., то уже в XIX столетии появляются первые межправительственные (МПО) и неправительственные организации (НПО).

Межправительственные организации создаются государствами на основе международных договоров для реализации общих целей и действуют согласно уставным документам. МПО предполагают институциализацию и создание механизмов реализации своих целей. Членами межправительственных организаций являются государства, которые входят на добровольной основе. Межправительственные организации представляют собой важнейший фактор современной мировой политики. Они могут быть универсальными. И членом их в принципе может стать любое государство мира. Цели таких организаций ориентируются на широкий спектр международной проблематики, включая политические, экономические, военные, социальные и другие вопросы (ООН). Другой тип международных организаций также предполагает множественность целей, но членство в них достаточно жестко ограничено тем или иным параметром, часто географическим положением (ОАЕ). МПО, которые создаются для решения конкретных вопросов в той или иной области, т.е. имеют специальные цели, иногда называют функциональными межправительственными организациями (МОТ, ВОЗ). Первоначально при зарождении межправительственных организаций предполагалось, что МПО станут своеобразными «проводниками» политики государств, которые их создавали. Однако постепенно становилось очевидным, что эти организации начинают играть вполне самостоятельную роль и уже сами оказывают значительное влияние как на международные отношения в целом, так и на своих создателей. О влиянии МПО на современные политические процессы в мире говорит факт, что межправительственные организации занимаются разработкой и осуществление международно-правовых норм. Ими потом в своей деятельности руководствуются государства. В целом же, согласно американским исследователям Р. Кохэну и С. Хоффманну, выделяются 6 основных функций, которые выполняют или могут выполнять современные МПО:

Через МПО государство осуществляет политическое влияние на международные процессы;

МПО служат местом согласования интересов различных государств путем переговоров;

Одни международные организации используются для ослабления других или взаимодействия с ними;

МПО используются государствами для информирования других о своих намерениях и целях;

Документы, принимаемые МПО, служат некими ориентирами для государств, которые входят в них, для выработки собственной политики.

Можно выделить следующие наиболее влиятельные МПО:

  • - ООН (Организация Объединенных Наций). Цели ООН, согласно ее уставу: поддерживать международный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа и самоопределения народов; осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека и основным свободам; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей. В рамках ООН сложился целый ряд организаций: ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения); МОТ (Международная Ассоциация Труда; МВФ (Международный Валютный Фонд); ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и наука); МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии); ЮНКТАД (Конференция ООн по торговле и развитию); Международный суд.
  • - НАТО (Организация Североатлантического договора). Самый мощный и агрессивный военно-политический союз в мире. Созданный в 1949 г., провозглашенный якобы для защиты государств Северной Атлантики от «коммунистической агрессии» и в целях «массированного возмездия», блок расширился за счет стран Южной и Восточной Европы и даже Турции.
  • - ЕС (Европейский союз). Первоначально возник в целях экономического сотрудничества ряда европейских стран, однако впоследствии цели данной организации стали расширяться и включать, в том числе координацию внешнеполитических действий.
  • - ЗЕС (Западноевропейский Союз). Создан в 1955 г. в Европе, Целью его создания было постановлено сотрудничество семи стран в военной, политической и экономической областях, а также наблюдение за выполнением ФРГ норм ограничения послевоенных вооружений. Фактически же ЗЕС способствовал снятию всех ограничений и запретов на обычные вооружения.
  • - ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Создана в 1948 г., ее цель - объединить усилия наиболее промышленно развитых капиталистических стран перед лицом тогда явного роста силы и влияния социалистических государств, а также развития национально-освободительного движения в Африке, Азии и Латинской Америке.
  • - ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти). На их долю приходится более 40% мировой добычи нефти и примерно 60% ее экспорта. ОПЕК устанавливают текущие цены на нефть на мировом рынке.
  • - АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). Создано в 1989 г., занимается широким кругом вопросов: развитие торговли, науки, промышленных технологий, телекоммуникаций, транспорта, энергетики, сохранения морских ресурсов, рационального использования людских ресурсов.
  • - АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Основана в 1961 г. с целью взаимного содействия развитию Юго-Восточных стран Азии и обеспечение безопасности от вмешательства извне.
  • - ОАЕ (Организация африканского единства). Создана в 1963 г., цель - укрепление единства государств континента, развитие политического и экономического сотрудничества, защита суверенитета и территориальной целостности.

Также к МПО можно отнести Лигу арабских государств, Совет Европы и Содружество Независимых Государств.

Что касается неправительственных акторов, то среди них обычно выделяют:

  • * международные неправительственные организации;
  • * транснациональные корпорации;
  • * внутригосударственные регионы.

НПО весьма активны и влиятельны в современном мире. К ним относят организации, которые не учреждены на основании межправительственных соглашений и действуют не только в рамках одного государства. Это могут быть профессиональные организации (Международная организация журналистов); спортивные (Международный Олимпийский комитет); религиозные (Всемирный совет церквей); экологические (Гринпис); гуманитарные (Международный Красный Крест). Для международных неправительственных организаций конца XX - начала XXI в. характерно: резкое увеличение их количества и числа людей, вовлеченных в эту деятельность; расширение географии деятельности; усиление политического влияния; расширение спектра вопросов, которыми они занимаются. Следующий значимый участник международного взаимодействия - транснациональные корпорации. ТНК представляют собой бизнес-структуры, деятельность которых в значительной степени распространяется на несколько стран. В отличии от международных организаций ТНК работают с целью извлечения прибыли. Рост ТНК стимулируется развитием транснациональных банков - ТНБ, которые осуществляют финансовые операции по всему миру. ТНБ делают капитал крайне мобильным, предоставляя возможность быстрого развития транснациональных корпораций. Финансовые рычаги, которыми располагают ТНК, позволяют им порой действовать весьма эффективно на международной арене: инвестиции в экономические проекты дают возможность в ряде случаев предотвратить развитие конфликта. Также ТНК создают рабочие места в развивающихся странах, развивают демократизацию за счет совершенствования рыночных отношений. Одна деятельность ТНК имеет и оборотную сторону. Стремясь к максимальной прибыли, ТНК могут усиливать расслоение мира по линии «богатый Север - бедный Юг» за счет сохранения дешевой, хотя и малоквалифицированной, рабочей силы в странах «Юга». Также ТНК способствуют размыванию национальных особенностей путем внедрения своих технологий и продукции. Одновременно с другими участниками самостоятельные шаги на мировой арене предпринимают внутригосударственные регионы. С правовой точки зрения, они не могут вести самостоятельную внешнеполитическую деятельность, хотя сохраняют внешние связи в области культуры, торговли, науки. Тем самым эти территориальные образования занимаются международной деятельностью. Обычно регионы проявляют наибольшую активность в экономической сфере, поэтому рассматриваются порой как аналоги корпораций, которые конкурируют между собой.

Таким образом, современный мир - это сложнейшее и противоречивое, как никогда прежде, человеческое общество. В мире господствует политика, затрагивающая интересы всех и вся: социальная, экологическая, военная, культурная, демографическая и т.д. Для решения отдельных проблем, актуальных вопросов в своих интересах, отстаивания этих интересов государства, политические партии, отдельные человеческие коллективы все чаще объединяются в различные международные организации - правительственные и неправительственные. Такова ныне одна из тенденций международного развития. Исходя их этого можно проанализировать остальные главные тенденции международных отношений.

Международные отношения и внешняя политика

Вопросы:

    Внешняя политика государства

Понятие и субъекты международных отношений

Международные отношения – это совокупность политических, экономических, научно-технических, военных, правовых, культурных и других связей между субъектами мирового сообщества.

К субъектам международных отношений можно отнести:

    Независимое государство

    Международные организации

    Транснациональные корпорации (ТНК)

Независимое ( суверенитета) государство. Государство, как субъект международных отношений, обладает суверенитетом, т.е. не признает по отношению к себе никакой другой власти, кроме собственной, и никаких других обязательств, кроме тех, которые им взяты добровольно или под воздействием объективных обстоятельств. Государство может участвовать в санкциях, объединять силу в решении угроз глобальных и т.д.

Все государства равноправны, как субъекты международных отношений, но реальная их роль и влияние в мире различна (объясняется ресурсами государства, его авторитетом, возможность влиять на субъекты).

Особое значение занимают «великие державы» или Большая 7. Среди них особенно заметна роль США (имеет супер-державы). Большое значение имеют государства-гиганты (быстро развивающиеся страны: Бразилия, Россия, Индия, Китай). Среди них возрастает очень быстро роль Китая. Региональные державы – Бразилия, Россия, Индия, Китай + претендует Турция (из-за своего расположения), а также Польша. Страны «изгои» или проблемные государства – Ирак, Иран, Куба, Ливия, Афганистан, Северная Корея. А сегодня к этому относят Иран и Северная Корея, а другие перестали быть «изгоями» так как были приняты меры военного воздействия со стороны других государств и НАТО. Непризнанные республики – Абхазия, Южная Осетия, Косово, Приднестровье (в результате распада СССР).

Международные организации делятся на 2 группы:

    Правительственные (межправительственные)

    Неправительственные

Характерно наличие правовой базы, органа правительства. Их возникновение начиналось в Европе в 19 веке. Сфера коммуникации и экономики. Результат развития капиталистических отношений. Которые требуют дополнительные ресурсы. В начале 20 века появляются организации политического характера – Лига Наций. Сейчас быстрый рост выделяется в развитиии таких организаций как Нафтан, Евро лига наций.

К неправительственным относятся организации в области экологии, глобальный экологических фон, международные организации женской направленности и т.д.

Роль этих организаций состоит в том, что они обращают внимание на конкретные проблемы.

Транснациональные корпорации – это бизнес структуры, которые представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из материнской компании (головной) и зарубежных филиалов.

Обладая огромными ресурсами, являясь инвесторами, распространителями современных технологий, они превратились в субъектов политики, поскольку в состоянии оказывать влияние на политику различных государств.

Деятельность ТНК в начале 20 века привела к возникновению «банановой республики», т.е. проводили курс, которые навязывали ТНК.

Основные ТНК расположены в США, Японии, России.

Международные отношения постоянно усложняются, приобретают все более противоречивый характер, увеличивается количество их субъектов.

Ядром международных отношений являются политические отношения, которые составляют суть мировой политики. Мировая политика отражает решение вопросов войны и мира, деятельности по обеспечению всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоление нищеты и отсталости развивающихся стран.

Таким образом мировая политика предполагает решение проблем выживаемости человечества.

Особенности и виды международных отношений

Международные отношения имеют свои особенности:

    Отсутствие единого центра принятия решений и единого центра принуждения

    Политическим регулятором системы международных отношений является баланс сил между государствами, при его нарушении или его отсутствии появляется возможность наиболее крупным субъектам международных отношений произвольно, с учетом собственных интересов трактовать нормы международного права и их нарушать

    Сфера международных отношений – это система нестабильная и поэтому не вполне предсказуемая, поэтому не одно государство не в состоянии длительное время поддерживать одни и те же отношения друг с другом. Эти отношения могут характеризоваться либо сотрудничеством, либо противоречием.

Важнейшими видами международных отношений выступают:

    Политические, которые играют основополагающее значение для развития других видов отношений (экономических, научно-технических…). Среди политических отношений особая роль принадлежит дипломатическим, т.е. признанием одного государства другим. Прекращение их означает осложнение отношений между странами, кризис между ними.

    Экономические

    Научно-технические

Они (экономические и научно-технические) способствуют формированию мирового рынка, международному разделению труда и зависят от уровня развития в государстве, наличие природных ресурсов. И если вы чувствуете, что пришел момент для обновления материнской платы или покупки новой, помните, что плата являет собой, если вдуматься, очень важную деталь в сфере мирового рынка.

    Идеологические выступают как составная часть политических ресурсов, и их роль определяется местом идеологии в государстве. Особое значение приобретает в условие тоталитарного режима.

    Международно-правовые предполагают регулирование связей между субъектами правовыми нормами, которые создаются государствами в соответствии с их согласованной волей. Основой является устав ООН, международные конвенции и т.д.

Сущность и последствия глобализации

С конца 20 века ведущим направлением развития международных отношений стала глобализация.

Глобализация – это процесс всемирной (глобальной), экономической, политической и культурной интеграции, которая отражает возрастание взаимосвязанностей и взаимозависимостей стран, усиления влияния внешнего мира на внутреннюю жизнь государства.

Глобализация отражает превращение мира в единое целое, проявляется в усилении трансграничного расширения потоков товаров, технологий, финансов, миграционных потоков. В ее условиях мир становится все более стандартизированным. Особенно ярко это проявляется в экономике, правовой сфере.

Глобализация – это объективный процесс, который развивается помимо воли людей и охватывает все сферы общественной жизни.

В экономической области глобализация привела к тому, что производство имеет международный характер, когда в создании конечного продукта принимают участие производители различных стран. Поэтому большую часть мировой торговли составляют полуфабрикаты и промежуточные товары.

Глобализация экономики приводит к тому, что происходит перемещение товаров – инвестиция.

Политическая глобализация проявляется в усилении взаимодействия и взаимозависимости национальных элит. Поэтому очень велика роль встреч и саммитов на уровне глав правительств и министров международных конференций и форумов. Особое значение приобретают финансовые структуры международного уровня (валютный фонд, всемирный банк).

В бытовой сфере глобализация проявляется в распространении системы быстрого питания, национальных кухонь, увеличивается влияние универсальных (т.е. всеобщих) тенденций в развитии , отдыха, досуга в целом.

Глобализация распространяется в культурной сфере также. Она находит выражение в развитии образования (когда приобретает универсальный характер – Болонский процесс), т.д.

Движущей силой глобализации являются ТНК и инвестиционные банки, деятельность которых позволяет объединять производство в единую глобальную систему.

Последствия глобализации оцениваются по-разному. Положительной ее стороной является движение к миру без границ, появление понятия прозрачность границ, к единой мировой экономики. Она стимулирует развитие науки, технологий и их быстрое распространение, что позволяет увеличивать производительность труда более эффективно использовать ресурсы. Но от глобализации, прежде всего выигрывают развитые страны и те, которые сумели обеспечить ускоренное развитие в последнее десятилетие.

      Государственные субъекты (участники) международных отношений.

      Негосударственные субъекты (участники) международных отношений.

2. Цели, интересы и средства участников международных отношений.

1. Общая характеристика и типы участников международных отношений

В начале изучения темы следует обратить внимание, что многовековой монополизм государства в международных отношениях обусловил тот факт, что международные отношения, дипломатия, внешняя политика, война и мир – все это было и есть отношения между государствами. Но три основные тенденции 20 века, особенно второй его половины и в настоящее время сломали эту самоочевидную гармонию, систему участников международных отношений. Среди таких тенденций следует назвать:

    высокая и возрастающая степень интернационализации всех сфер современной жизни. Ранее основными объектами внешней политики государства, участия его в международных отношениях были дипломатия, военная политика и разведка. В нынешних условиях, в условиях растущей интернационализации общественных отношений, государство вынужденно заниматься экономической, финансовой, научно-технической, миграционной, экологической и т.д. внешней политикой;

    распространение демократии как внутри государства, так и во всем мире. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, с точки зрения права от имени государства могут выступать только его законные органы и (или) назначенные им представители; с другой стороны, – в демократической стране многопартийная система оппозиции имеет отличные от правительства интересы, оценки, цели. В связи с этим оппозиция фактически влияет в немалой степени на отношения демократии с другими участниками международных отношений;

    в условиях глобализации, интернационализации формируются негосударственные институты и роль их в государствах, на международной арене постоянно возрастает.

Юридически суверенитет и власть государства внутри государства (как принципы) остаются неизменными. Но на практике возможности государства ограничиваются значительно, благодаря растущему числу сфер (объектов) международных отношений.

Так или иначе, с учетом этих тенденций в настоящее время структура (состав) субъектов (участников, акторов) международных отношений значительно расширяется. Исходя из этого целесообразно всех участниковмеждународных отношений по определенным критериям разделить на 2 основные категории. Одним из таких основных критериев является отношение их к государственности. С этой точки зрения различаются: а) государственные субъекты и б) негосударственные субъекты.

    1. Государственные субъекты (участники) международных отношений.

Необходимо понимать, что главным субъектом международных отношений в настоящее время является государство, которое представляет собой политическое устройство, организацию общества.

Развитие государства, как субъекта международных отношений,имеет длительную историю. Происхождение государства связано с:

а) переходом человечества к оседлости;

б) разделением (специализацией) труда;

в) обособлением управленческих функций, сосредоточением его в руках особого социального слоя;

г) установлением политической власти над населением в пределах определенной территории.

В настоящее время, государство,как субъект международных отношений,должно обладать следующими признаками:

    национально-государственный суверенитет;

    функционирование независимого правительства;

    наличие определенной, принадлежащей ему территории;

    проживание определенной общности, которую объединяет язык, культура, обычаи и т.д.

Сущность, роль, место государства в системе международных отношений проявляется в его функциях, среди которых выделяются основные:

    поддержание порядка и безопасности в рамках определенной границами территории;

    создание условий для социального и экономического развития; рационального распределения благ и услуг; поддержания занятости; удовлетворения основных потребностей населения;

    внешнеполитические функции.

Особенности внешней политики в значительной степени зависят от организационных форм государств, или от государственного устройства.

В истории развития государства с точки зрения его организационных форм выделяется ряд этапов, на каждом из которых существовала своя форма, а именно:

      мировые империи;

      античные полисы (города-государства);

      европейские монархии;

      национальные государства.

Современная форма государственности связана с понятием суверенитет. В 18 векеначинае формироватьсятакая форма государственности, как национальное государство. Начиная с 19 века такая форма государственного устройства распространяется на весь европейский регион, а затем (с крушением колониальных империй) – на весь мир.

Таким образом, важно усвоить, что развитие и существование современной формы государственности самым тесным образом связано с формированием и развитием нации, как особого вида социальной общности.

Национальные государства – это независимые, самостоятельные образования, главным общим признаком которых является суверенитет. Но они имеют существенные отличия, различия, а именно: по своей территории, по населению, экономическому потенциалу, социальной стабильности, политическому авторитету, вооруженным силам, по своей истории (возрасту).

С учетом этих различий существует определенная классификация (или стратификация) стран мирового сообщества. Классификация осуществляется по различным критериям, в т.ч. по уровню социально-экономическоймощи (развитые страны, среднеразвитые,развивающиеся, сверхдержава). Исходя из этого, каждое государство в отдельности играет неодинаковую роль в системе международных отношений. А поэтому, далее, несмотря на национальный, государственный суверенитет, формируется система зависимости, что значительно усложняет систему международных отношений и способствует возникновению негосударственных участников международных отношений.

План

Лекция №5. Современная система международных отношений

Наш народ есть самый лучший из всех народов,

и потому он предназначен так или иначе покорить себе

все другие народы или, во всяком случае, занять первое,

высшее место между ними...

Такою формулой освящается всякое насилие, угнетение,

бесконечные войны, все злое и темное в истории мира.

B.C. Соловьев

В.1. Субъекты международных отношений.

В.2. Мировой порядок.

В.3. Международные конфликты и методы их урегулирования.

Международные отношения продолжают оставаться борьбой за богатство и власть между независимыми акторами в состоянии относительной анархии.

Систему международных отношений образуют субъекты мирового сообщества. Данная система иерархична и включает в себя подсистемы, уровни – глобальные, региональные и локальные.

Главными актором международных отношений является государство; его политика определяет характер данных отношений.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его целостность и осуществляющая суверенную публичную власть посредством государственного механизма. Признаки государства: территория, граница; население; публичная власть; аппарат принуждения; суверенитет; нормативно-правовая база; налоги, казна, бюджет; символика.

(В современном мире идет процесс увеличения числа государств. С начала 20 века количество государств увеличилось более чем в три раза. В 1960-е года рост численности государств было следствием крушения империй, а в 1990-х – распадом тоталитарных государств.)

Государство – единственный субъект мировой политики, обладающий суверенитетом. Категория «суверенитет» имеет два аспекта – первый определяется свободой выбора населением политического режима и пути экономического развития. Второй – обозначает независимость и равенство государств, их невмешательство в дела друг друга.

Фактор суверенитета обусловливает главную особенность международных отношений – отсутствие у них единого ядра власти и управления.

Формальные процессы мировой дезинтеграции, образование новых государств уравновешиваются реальным процессом их интеграции и ростом их взаимозависимости в ходе глобализации. С развитием информационных технологий, возникает и мировое коммуникационное сообщество, возрастает проницаемость границ, государственные структуры теряют часть властных полномочий. На мировую арену выходят новые субъекты политики: неправительственные организации, транснациональные корпорации, межгосударственные регионы и т.д.

Политика есть деятельность по поводу завоевания, удержания власти и распоряжения ею. Политика государства бывает внутренней и внешней, причем внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Под внешней политикой понимается курс государства (цели и способы их достижения) в международных отношениях. Она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Вместе с тем внешняя политика имеет собственные цели и обратное влияние на внутреннюю.



Некоторые геополитики разрабатывают теорию геополитических кодов государств – набора стратегических предположений, которые правительство составляет о других государствах при формировании своей внешней политики.

Внешняя политика опирается на потенциал государства – экономический, демографический, военный, научно-технический, культурный. В современных государствах руководство внешней политикой осуществляет глава государства. Для ведения внешнеполитического курса существуют специализированные органы – МИДы, парламентские комитеты по внешней политике, посольства и т.д.

Формально внешняя политика выражается в выработке и принятии внешнеполитических решений.

Определяющим фактором внешней политики является национальный интерес. Это осознание коренных потребностей общества и их отражение в деятельности органов власти.

К сфере национальных интересов любого государства относятся:

1) обеспечение внутренней и внешней безопасности государства, поддержание его суверенитета и территориальной целостности,

2) повышение материального и духовного благосостояния населения,

3) рост влияния государства на мировой арене.

Специфические интересы России:

Построение эффективной экономики;

Создание дееспособных государственных институтов;

Оптимальное сочетание интересов всей страны и ее регионов;

Достижение относительно высокого уровня жизни;

Создание гражданского общества и развитие демократии;

Сохранение благоприятной внешней среды.

Национальные интересы не являются неизменными. Они изменяются с изменением самого государства и окружающей среды. Перед властной элитой стоит задача определения содержания национальных интересов на каждом этапе развития страны. Средствами достижения национальных интересов и проведения внешней политики являются: политические, экономические, военные и культурно-идеологические средства.

Международную организацию можно определить как стабильную, структурированную форму сотрудничества ее членов, созданную на добровольной основе для совместного решения общих проблем и функционирующую в рамках устава. По характеру членства выделяют два вида международных организаций:

1) межправительственные – созданные на основе договоров;

2) неправительственные организации, объединяющие неправительственные институты и граждан разных государств.

Существуют разные типологии межправительственных международных организаций:

1. По территориальному признаку:

Глобальные;

Региональные;

Межрегиональные;

Субрегиональные.

2. По сфере деятельности:

Организации экономического характера;

Отраслевые организации;

В области культуры и спорта;

Военно-политические;

Универсальные.

Международная организация – это явление историческое и динамично развивающиеся. Повышение их активности произошло во 2 пол. 19 века, в связи с увеличением числа суверенных государств и усилением контактов между ними в 1-ю волну глобализации. Так возникли: Всемирный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз, Международное бюро мер и весов, Международный красный крест и др.

После Второй мировой войны возникло около трех тысяч межправительственных организаций и 20 тысяч неправительственных, из которых около 2 тысяч имеют статус наблюдателей при ООН. Великобритания, США, Япония, Бразилия участвуют более чем в 100 организациях, Франция, Дания – более чем 150.

Некоторые международные организации обладают атрибутами политической власти. В первую очередь, это - ООН. Ее органы могут принимать решения (резолюции СБ), являющиеся обязательными для всех членов мирового сообщества. ООН включает в себя ряд суборганизаций, например: МАГАТЭ, ВОЗ, МВФ, МОТ, ЮНЕСКО, Международный суд.

В последнее время ООН в значительной мере утратило свое влияние, поэтому многие проблемы мировой политики решаются вне ее рамок. Например, в рамках «восьмерки», «двадцатки», ЕС, НАТО и т.д.

Неправительственные международные организации – это союзы, которые состоят из общественных групп и граждан ряда стран. Это могут быть организации: профессиональные, демографические, религиозные, правовые, экологические, гуманитарные, спортивные, в защиту мира и др.

Транснациональные корпорации – это специализированные неправительственные международные коммерческие организации. Огромные ресурсы позволяют им существенно воздействовать на мировую политику. В 2007 г. в мире насчитывалось 79 тыс. транснациональных корпораций. ТНК имели около 790 тыс. филиалов за рубежом. В 2007 г. их экспорт составлял одну треть мирового экспорта. Они контролируют 50% мирового промышленного производства, почти 2/3 внешней торговли, ¾ информуслуг и 4/5 рынка программных продуктов, 4/5 патентов и лицензий. Ядро хозяйственной системы составляют около 500 транснациональных корпораций, обладающих неограниченной экономической властью. Их потенциал сопоставим с валовым продуктом крупных государств. ТНК объединены в 50-60 финансово-промышленных блоков.

Деятельность транснациональных корпораций приводит к различным последствиям. В позитивном плане они способствуют развитию мировой экономики и торговли, созданию рабочих мест, внедрению процедур мирного решения конфликтов. Отрицательными сторонами являются размывание национального суверенитета, прогрессирующее расслоение мира (богатый Север – бедный Юг).

Итак, в современной системе международных отношений просматриваются следующие глобальные тенденции:

1. Расширение состава и увеличение разнообразия политических акторов.

2. Размывание государственного суверенитета вследствие прозрачности государственных границ, усиления сепаратизма, выхода регионов на международный уровень.

3. Формирующаяся многополярность. Конфигурация общемировой структуры является переходной (которую можно определить как плюралистическую однополярность).

4. Прогрессирующая проницаемость грани между внутренней и внешней политикой.

5. Демократизация как внутриполитической, так и международной жизни.

6. Усиливающееся воздействие на мировое развитие комплекса глобальных проблем (политических, экономических, экологических, гуманитарных).

Международные отношения - совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:

  • - Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.
  • - Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.
  • - Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.
  • - Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.

Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.

Субъекты международных отношений - это такие социальные общности, которые своими практическими действиями решают вопросы, влияющие на судьбы всего человечества. В качестве субъектов международных отношений рассматривают:

  • -национальные государства
  • -международные правительственные и неправительственные (негосударственные) организации;
  • -транснациональные корпорации;
  • -религиозные объединения;
  • -общественно-политические движения.

Международные отношения между их субъектами строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер.

Среди субъектов международных отношений особое место принадлежит государству, так как именно государство презентует на международной арене общество в целом, а не отдельные социальные группы или организации. Государство рассматривается в качестве единственного общенационального института, который имеет легитимные полномочия осуществлять политику на международной арене: объявлять войну, заключать договоры о сотрудничестве и т.д. Поэтому важнейшей составляющей международных отношений являются межгосударственные отношения, которые испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации. Влияние отдельных государства на международные отношения различно, оно связано с определением мощи государства, его международной конкурентоспособностью, что определяется экономическим военным потенциалом, природными и трудовыми ресурсами, уровнем развития науки и культуры, достижениями в сфере высоких технологий, уровнем социальной стабильности. Могущество государства является показателем того, какие силы государство имеет в своем распоряжении и какой мерой оно может их использовать в отношениях с другими государствами или негосударственными, отношений есть так называемые сверхдержавы, которые получили такой статус благодаря возможности влиять на условия существования всего человечества; великие державы, которые могут оказывать существенное влияние на мировое развитие; средние державы, которые оказывают серьезное влияние на свое близкое окружение, но такое влияние не выходит на пределы региона; малые державы, которые имеют достаточно сил для обеспечения своего суверенитета, территориальной целостности и независимости, но их влияние на ближайшее окружение слабое; микродержавы, которые не способны защитить свой суверенитет собственными силами.

В основе такого субъекта международных отношений как международные правительственные организации лежат совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать, совокупную силу для достижения своих целей. Важнейшей универсальной организацией является ООН, которая призвана содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов и ослаблению конфронтации между государствами. Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует выделить Организацию Африканского единства, Организация Американских государства, Совет Европы, Европейский Союз, Содружество независимых государств (СНД), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига арабских государств (ЛАГ) и др. Неправительственные организации, объединяют людей доброй воли различных государств в деле достижения каких-либо общих целей, наиболее распространенными являются различные правозащитные организации вроде Хельсинских групп на территории бывшего Советского Союза. Среди неправительственных ассоциаций следует выделить международные организации ученых, общественных деятелей, политиков: Римский клуб, который объединил представителей различных стран в рассмотрении проблем эффективного природопользования и перспектив мирового развития; сходные цели преследует и Комиссия Улафа Пальме.

Транснациональные корпорации в качестве субъектов международных отношений начали рассматриваться в ХХ веке, что связано с их влиянием и огромными экономическими возможностями, когда, по сути, их деятельность зачастую носит глобальный характер.

Сегодня определяющими тенденциями развития международных отношений являются гуманизация и демократизация. Гуманизация означает переход к такому типу международных отношений, которые в наибольшей мере служат интересам личности, способствуют созданию максимальных возможностей для ее дальнейшего развития и совершенствования, для повышения качества самой ее жизни. Демократизация международных отношений выступает в качестве средства построения гуманного миропорядка.

Понимание системы международных отношений только как "естественного", "предгражданского" состояния не учитывает тенденции к их социализации, игнорирует нарастающие свидетельства преодоления такого состояния и становления нового мирового порядка. С другой стороны, если исходить только из указанной тенденции, то тоже можно придти к ошибочному выводу, не учитывающему, что, несмотря на возрастающую целостность и взаимозависимость мира, на усиливающиеся процессы международной интеграции и сотрудничества различных государств и народов в экономической, политической, социальной и др. областях, международные отношения и сегодня во многом остаются сферой несовпадающих интересов, соперничества и даже противоборства и насилия. Это уже не "джунгли", не "война всех против всех", но и не единое сообщество, живущее по единым законам и в соответствии с общими, разделяемыми всеми его членами, ценностями и нормами. Это, скорее, переходное состояние, когда усиливающаяся тенденция к становлению мирового сообщества не стала необратимой, когда элементы регулирования и "плюрализм суверенитетов", расширение сотрудничества на основе взаимных интересов и совершенствование средств насилия сосуществуют друг с другом, то взаимно уравновешиваясь, то вновь вступая в противоборство

Все это говорит о том, что вышеуказанных критериев по крайней мере недостаточно для определения специфики международных отношений, что они должны быть если не заменены, то дополнены еще одним критерием. Известный французский исследователь М. Мерль, предложивший такой критерий, назвал его "критерием локализации". В соответствии с этим критерием, специфика международных отношений определяется как "совокупность соглашений или потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ". Исходя из факта разделения мира на государства, сохраняющие суверенитет над своими территориальными границами, такое понимание позволяет как учитывать особенности каждого этапа в развитии международных отношений, так и не сводить их к межгосударственным взаимодействиям. В него вполне вписываются и самые различные классификации международных отношений. Обобщая высказанные в этом отношении в научной литературе позиции, можно говорить о различных типах, видах, уровнях и состояниях международных отношений