Оружие ближнего боя на Руси. V-X века. Холодное оружие древней руси

Примерно до XIII века острие не затачивалось.Было это связано с тем что мечом наносились, в основном, рубящие удары.Первый же колющий удар упоминается в летописи под 1255 годом.

В погребениях древних славян мечи начинают появляться с конца IX века, но это не означает, что именно в этот период наши предки впервые познакомились с этим оружием.Вероятно, в этот период происходит окончательное отождествление меча с хозяином, и оружие отправляется за ним в мир иной, чтобы продолжать защищать владельца даже после смерти.На заре развития кузнечного ремесла, когда широкое распространение получил малоэффективный по сравнению с обычным метод холодной ковки, меч был просто сокровищем, поистине бесценным, никому и в голову не приходило предать его земле, этим также объясняется редкость археологических находок мечей.

Славянские мечи IX-XI веков современные ученые разделяют на два десятка типов, которые, однако, различаются в основном формой крестовины и рукоятки.Клинки же этих мечей практически однотипны - длиной 90-100 см, шириной у рукоятки 5-7 см, к концу же клинок сужался.Посередине клинка проходил дол, иногда неправильно называемый «кровоспуском». Поначалу дол был достаточно широк, однако со временем он сузился, а затем и вовсе исчез.

Истинное предназначение дола - уменьшение веса клинка, а вовсе не сток крови, ибо, как уже говорилось, колющие удары мечом были до XIII века крайне редки.Толщина клинка в области дола была около 2,5 миллиметров, а по бокам - 6 мм.Однако, благодаря особой выделке металла, такое различие в толщине никак не влияло на прочность клинка.Вес такого меча составлял в среднем полтора килограмма.Мечом обладал не каждый воин.Во-первых, они были очень дорогими из-за того, что процесс производства хорошего меча был долог и сложен. Во-вторых, меч - это оружие профессионала, требующее недюжинной физической силы и ловкости во владении этим благородным оружием.

Как же наши предки изготавливали, мечи, пользовавшиеся заслуженным уважением в тех странах, куда они вывозились? Когда речь заходит о высококачественном холодном оружии ближнего боя, то сразу вспоминается знаменитый булат. Булат - это особый вид стали с содержанием углерода более 1 процента и с неравномерным его распределением в металле.Меч, выполненный из такой стали, обладал поистине взаимоисключающими свойствами - например, булатный клинок был способен рубить железо и даже сталь, в то же время он не ломался, будучи согнут в кольцо.Всем он был хорош, но… не выдерживал лютых северных морозов, поэтому был практически непригоден в условиях русского климата.

Как же славяне выходили из положения? Чтобы получить металл с неравномерным содержанием углерода, славянские кузнецы брали прутья или полосы железа и стали, складывали или скручивали их вместе через один и затем множество раз проковывали, вновь складывали в несколько раз, перекручивали, собирали «гармошкой», резали вдоль, проковывали ещё раз и так далее.Получались полосы красивой и очень прочной узорчатой стали, которую травили для выявления характерного рисунка «ёлочкой». Эта-то сталь и позволяла делать мечи достаточно тонкими без потери прочности, это благодаря ей клинки распрямлялись, будучи согнуты вдвое.Часто полосы сварочного булата («Дамаска») составляли основу клинка, по краю же приваривали лезвия из высокоуглеродистой стали: её предварительно подвергали так называемой цементации — нагреванию в присутствии углерода, который пропитывал металл, придавая ему особую твёрдость.Подобный меч вполне способен был рассекать панцири и кольчуги врага, ведь их, как правило, делали из стали или железа более низких сортов.Перерубали они и клинки мечей, изготовленных менее тщательно.

Специалисты подчёркивают, что сварка железа и стали — сплавов, заметно различающихся температурой плавления, — процесс, требующий от кузнеца высочайшего мастерства.И археологические данные подтверждают, что в IX—XI веках наши предки вполне владели этим мастерством, а не только «умели изготавливать простые железные предметы»!

В связи с этим нелишне рассказать историю меча, найденного в местечке Фощеватая, что в Полтавской области на Украине.Его долгое время считали «бесспорно скандинавским», поскольку на рукояти просматриваются узоры в виде переплетающихся чудовищ, очень похожие на орнамент памятных камней Скандинавии XI века. Правда, скандинавские учёные обращали внимание на некоторые особенности стиля и предлагали искать родину меча в Юго-Восточной Прибалтике.Но когда в конце концов клинок обработали специальным химическим составом, на нем неожиданно проступили четкие кириллические буквы: «ЛЮДОТА КОВАЛЬ».

В науке разразилась сенсация: «бесспорно скандинавский» меч оказался сделан у нас, на Руси!Чтобы не обмануться, покупатель первым делом проверял меч по звону: хороший меч от лёгкого щелчка по клинку издавал чистый и долгий звук.Чем он выше и чище, тем лучше булат.Испытывали и на упругость: не останется ли искривлённым после того, как его положили себе на голову и пригнули (к ушам) за оба конца. Напоследок меч должен был легко (не тупясь) перерубить толстый гвоздь и разрезать тончайшую ткань, брошенную на лезвие.Хорошие мечи, как правило, богато украшались.В рукоять меча некоторые воины вставляли драгоценные камни, словно в благодарность за то, что меч не подвел своего хозяина в бою.Такие мечи ценились поистине на вес золота. В дальнейшем мечи, как и прочее вооружение, существенно изменяются.

Сохраняя преемственность развития, в конце XI — начале XII века мечи становятся короче (до 86 см), легче (до 1 кг) и тоньше, их дол, занимавший в. IX—X веках половину ширины клинка, в XI—XII веках занимает лишь треть, чтобы в XIII веке вовсе превратиться в узкий желобок. В XII—ХШ веках, по мере усиления воинского доспеха, клинок снова вытягивается в длину (до 120 см) и утяжеляется (до 2 кг). Становится длиннее и рукоять: так появились на свет двуручные мечи.Мечами XII—XIII веков по-прежнему большей частью рубили, но ими можно было и колоть.

Примерно в XII - XIII веках выделяется еще один вид мечей: т.н. двуручный.Вес его составляет примерно 2 кг, длина увеличивается до 120 см. Дол полностью исчезает, поскольку упор вновь делается на массу, существенные изменения претерпевает техника работы мечом; в это же время острие приобретает исконные колющие свойства, что связано с появлением составного доспеха. Носили меч в ножнах, как правило, деревянных, обтянутых кожей, либо на поясе, либо за спиной. (Всадники мечами практически не пользовались из-за того, что центр тяжести был смещен к рукояти, а это делало затруднительным нанесение удара сверху вниз, из седла). Ножны имели две стороны - устье и наконечник.Вблизи устья ножен располагалось кольцо для крепления перевязи.Однако бывало и так, что мечи носили, просто продев в два кольца, отчасти из желания продемонстрировать клинок, отчасти… просто из-за нехватки средств.Ножны отделывали не менее богато, нежели меч. Порой стоимость оружия намного превышала стоимость прочего имущества владельца.

Как правило, позволить себе приобрести меч мог княжеский дружинник, реже - зажиточный ополченец.Применялся меч в пехоте и коннице вплоть до 16 века. Правда, в коннице он был существенно «потеснен» саблей, более удобной в конном строю.Однако меч навсегда остался, в отличие от сабли, исконно русским оружием.

Источники: М. Семенова «Мы - славяне!»
М.Горелик «Воины Киевской Руси IX-XI вв»

Вооружение русского воина состояло из меча, сабли, копья, сулицы, лука, кинжала-ножа, различных видов ударного оружия (топоры, булавы, кистени, шестоперы, клевцы), коляще-рубящих бердышей-алебард; различного защитного вооружения, включавшего, как правило, шлем, щит, нагрудник-кирасу, некоторые элементы доспеха (наручи, поножи, наплечники). Иногда защитным вооружением убирались и кони богатых воинов. В этом случае защищалась морда, шея, грудь (иногда вместе грудь и круп) и ноги животного.
Славянские мечи IX-XI веков мало чем отличались от мечей Западной Европы. Тем не менее современные ученые разделяют их на два десятка видов, различающихся в основном формой крестовины и рукояти. Клинки славянских мечей IX-X веков практически однотипны - длиной от 90 до 100 см, с шириной клинка у рукоятки 5-7 см, с сужением к острию. Посередине клинка проходил, как правило, один дол. Иногда этих долов было два и даже три. Истинное назначение дола - повышение прочностных характеристик меча, прежде всего рабочего момента инерции лезвия. Толщина клинка в глубине дола 2,5-4 мм, вне дола - 5-8 мм. Вес такого меча составлял в среднем полтора-два килограмма. В дальнейшем мечи, как и прочее вооружение, существенно меняются. Сохраняя преемственность развития, в конце XI - начале XII века мечи становятся короче (до 86 см), легче (до 1 кг) и тоньше, их дол, занимавший в IX-X веках половину ширины клинка, в XI-XII веках занимает лишь треть, чтобы в XIII веке вовсе превратиться в узкий желобок. Рукоять меча чаще выполнялась из нескольких слоев кожи, редко с каким-либо, чаще деревянным, наполнителем. Иногда рукоять обвивалась веревкой, чаще со специальной пропиткой.
Гарда и "яблоко" меча нередко украшались тонкой выработкой, драгоценными материалами и чернением. Лезвие меча зачастую покрывалось узорами. Рукоять венчалась так называемым "яблоком" - набалдашником на конце. Он не только украшал меч и предохранял руку от соскальзывания с рукояти, но иногда выступал в качестве баланса. Мечом, в котором центр тяжести был приближен к рукояти, биться было удобнее, но удар при одинаковом заданном импульсе силы получался более легким.
На долы древних мечей зачастую наносились клейма, чаще представляющие собой сложные сокращения слов, со второй половины XIII века клейма уменьшаются в размерах, наносятся не на дол, а на грань лезвия, а впоследствии кузнецы наносят клейма в виде символов. Таковым является, например, "пассаурский волчок", нанесенный на довмонтов меч. Изучение кузнечных клейм клинков и доспехов составляет отдельный раздел исторической сфрагистики.
При столкновениях с легкими и подвижными кочевниками для кавалеристов более выгодным оружием становилась более легкая сабля . Удар сабли получается скользящим, а ее форма определяет смещение оружия при ударе в сторону рукояти, способствуя выходу оружия. Думается, уже в X веке русские кузнецы, знакомые с изделиями восточных и византийских мастеров, выковывали сабли со смещенным к острию центром тяжести, что позволяло, при одинаковом заданном импульсе силы, нанести более мощный удар.
Надо заметить, что некоторые клинки XVIII-XX веков хранят следы перековки (более вытянутые, "перекрученные" зерна металла видны при микроскопическом анализе металлографических шлифов), т.е. старые клинки, в том числе и мечи, становились в кузницах "новыми" по форме, более легкими и удобными.
Копье было в числе первых орудий труда человека. На Руси копье было одним из наиболее распространенных элементов вооружения как пешего, так и конного воина. Копья всадников имели длину около 4-5 метров, пехотинцев - чуть более двух. Отдельным видом русского копья была рогатина - копье с широким ромбовидным или лаврововидным наконечником длиной до 40 см (только наконечник), посаженное на древко. Таким копьем можно было не только колоть, но и рубить и резать. В Европе сходный тип копья имел название протазана .
Кроме рогатины, имя собственное в источниках получило метательное копье - сулица . Эти копья были сравнительно короткими (вероятно, 1-1,5 метра) с узким легким острием. Некоторые современные реконструкторы добавляют к древку сулицы ременную петлю. Петля позволяет бросить сулицу дальше и точнее.
Археологические находки позволяют говорить, что в Древней Руси имели распространение и пиллумы , оружие, состоявшее на вооружении еще у римских легионеров, - метательные копья с длинной, до 1 м, шейкой наконечника и деревянной рукояткой. Помимо поражающей функции, эти копья, пробившие простой щит и застрявшие в нем, становились существенной помехой для владельца щита и не позволяли правильно его использовать. Кроме того, по мере усиления доспеха появляется еще один тип копья - пика . Пика отличалась узким, чаще трехгранным наконечником, насаженным на легкое древко. Пика вытеснила и копье, и рогатину сначала из конного, а затем и из пешего вооружения. Пики состояли на вооружении различных войск до начала Второй мировой войны.
Среди нескольких типов ударного оружия основным по распространенности является топор . Длина лезвия боевого топора составляла 9-15 см, ширина - 12-15 см, диаметр отверстия под рукоять - 2-3 см, вес боевого топора - от 200 до 500 г.
Археологами обнаружены и топоры смешанного назначения весом до 450 г, и чисто боевые топоры - чеканы - 200-350 г. Длина рукояти боевого топора составляла 60-70 см.
Использовались русскими воинами и специальные метательные топоры (европейское название франциска ), имевшие скругленные формы. Как и мечи, топоры чаще делались из железа, с узкой полосой углеродистой стали на лезвии. За счет своей дешевизны, универсальности, простоты применения и высокого давления, развиваемого на противостоящей удару поверхности, топоры стали фактически народным русским оружием.
Гораздо более редкой разновидностью топора была секира - более крупный и тяжелый, до 3 кг, а иногда и более, боевой топор.
Булава также распространенное ударное ручное оружие, имеющее шарообразное или грушевидное навершие (ударную часть), иногда снабженное шипами, которое насаживалось на деревянную или металлическую рукоять или выковывалось вместе с рукоятью. В позднем Средневековье булавы с острыми шипами получили название "моргенштерн" - утренняя звезда - один из ранних примеров "черного" юмора. Некоторые булавы имели пирамидальную форму с четырьмя шипами. Именно такие навершия встречаются у первых русских булав, сделанных из железа (реже из бронзы). Булава, имевшая в боевой части несколько острых граней (4-12), на Руси именовалась перначом . В XI-XII веках стандартный вес русской булавы без рукояти составлял 200-300 грамм. В XIII веке булава нередко преобразуется в шестопер (пернач), когда в ударной части появлялись лопасти с острыми углами, позволяющими пробивать более мощный доспех. Рукоять булавы достигала 70 см. Удар такой булавой, даже нанесенный в шлем или доспех, способен нанести серьезный ущерб здоровью в виде сотрясения или, например, через щит травмировать руку. В незапамятные времена появились парадные булавы, а позднее маршальские жезлы, выполненные с использованием драгоценных металов.
Боевой молот , по сути, являлся той же булавой, но к XV веку развился в настоящего монстра с острием, свинцовым утяжелением и длинной, до полутора метров, тяжелой рукоятью. Такое оружие, в ущерб боевым качествам, было устрашающим.
Кистень представлял из себя ударную часть, прикрепленную к рукояти прочной гибкой связью.
Боевой цеп фактически являлся кистенем на длинной рукояти.
Клевец , по сути, был той же булавой с одним-единственным, иногда слегка загнутым к рукояти, шипом.
Орудие убийства с красивым итальянским названием пломмея представляло собой боевой цеп с несколькими ударными частями.
Бердыш представлял собой широкий длинный топор в виде полумесяца (с длиной лезвия от 10 до 50 см), со стороны обратной рукояти обычно оканчивающийся острием.
Алебарда (от итальянского alabarda) - оружие колюще-рубящего типа, конструктивно близкое к бердышу, совмещающее в себе длинное копье и широкий топор.
Имеются и десятки других элементов вооружения, безусловно, состоявших в употреблении русских воинов. Это и боевые вилы , и совны , и экзотичные гвизармы .
Сложностью и тонкостью своей конструкции поражает средневековый лук , собранный иногда из десятков деталей. Заметим, что сила натяжения боевого лука доходила до 80 кг, тогда как современный мужской спортивный лук имеет силу натяжения лишь в 35-40 кг.
Защитный доспех чаще всего состоял из шлема, кирасы-нагрудника, поручей, поножей и некоторых элементов менее распространенного защитного вооружения. Шлемы IX-XII веков склепывались обычно из нескольких (как правило, 4-5, реже 2-3) секторовидных фрагментов либо с наложением частей друг на друга, либо с применением перекрывающих пластин. Визуально монолитными (склепанными впотай и отполированными таким образом, что создается впечатление одного куска металла) шлемы становятся лишь в XIII веке. Многие шлемы дополнялись бармицей - кольчужной сеткой, прикрывающей щеки и шею. Иногда, из цветных металлов с золочением или серебрением, делались украшающие шлем элементы. Один тип шлема становится полусферическим, глубже садится на голову, закрывая висок и ухо, другой сильно вытягивается и к тому же увенчивается высоким шпилем. Происходит и модернизация шлема в шишак - невысокий, с высотой меньше радиуса, полусферический шлем.
Думается, что как шлем, так и доспех русского, а скорее всего, и средневекового воина чаще всего был кожаным, выполненным из специально обработанной кожи. Только этим можно объяснить столь незначительное количество находок элементов защитного доспеха археологами (до 1985 года на всей территории СССР были найдены: 37 шлемов, 112 кольчуг, части 26 пластинчатых и чешуйчатых доспехов, 23 фрагмента щита). Кожа, при соответствующей обработке, по прочностным характеристикам почти не уступала некачественным сортам стали. Ее вес был меньше почти на порядок! Твердость поверхностного слоя обработанной кожи оказывается выше твердости "мягких" сталей, некоторых сортов латуни и меди. Главным недостатком кожаного доспеха была его низкая "носкость". Трех-четырех циклов термоциклирования, порой просто продолжительного дождя хватало, чтобы снизить прочность кожаного доспеха в 2-3 раза. То есть после 4-5 "выходов" кожаный доспех, строго говоря, приходил в негодность и переходил к младшему "по званию" или по состоянию.
Те наборные брони, которые мы видим на средневековых рисунках, были прежде всего кожаными. Кожаные кусочки склепывались кольцами или связывались кожаной же тесьмой. Так же, из четырех-шести кусков кожи, собирался шлем. На это замечание могут возразить: почему же столь незначительны и остатки древнего холодного оружия. Но холодное оружие перековывалось - ведь сталь в Средние века стоила дорого, а перековать меч в саблю могло большинство кузнецов, а вот изготовить сталь, даже весьма невысокого качества, могли только единицы.
Большинство средневековых рисунков представляют нам воинов в чешуйчатых доспехах, выполненных именно из кожи. Так, на известном "Ковре из Байи" нет ни одного воина в кольчужных чулках; Энгюс Макбрайд - главный художник серии "Оспри" - в такие чулки "одел" почти половину воинов, нарисованных им в книге "Норманны". Из полутора сотен средневековых рисунков я нашел только семь, где воины были изображены предположительно в кольчужных чулках, большинство - в кожаных оплетках и сапогах. Конечно, и кольчужные чулки, и пластинчатый кованый доспех, и стальные шлемы с забралом или с "личиной" имели место. Но заказать и одеть их могла только высшая знать - короли и князья, состоятельные рыцари и бояре. Даже воинственный богатый горожанин, с удовольствием и гордостью отправлявшийся в ополчение, далеко не всегда мог позволить себе полного металлического доспеха - столь дорого он стоил и медленно выполнялся. Стальной пластинчатый доспех все более распространялся, но чаще как турнирный, со второй четверти XIV века.
Удивительную, фактически композиционную по материалу конструкцию представлял собой средневековый щит. Между слоями толстой, специально обработанной кожи, составлявшей его, помещались и прочные тонкие плетеные формообразующие ветки, и плоские сланцы, и слои рога, и такой же плоский, тонкий металлический облой. Такой щит был исключительно прочным и легким и, увы, совершенно недолговечным.
Артели оружейников были уважаемы и популярны в Средние века, но отсутствие специальной литературы, закреплявшей для потомков достигнутые успехи, делали это тонкое производство неустойчивым, когда итоговые изделия, будь то щит или меч, сделанные лукавым ремесленником, уступали лучшим образцам многократно. Труднодостижимая, дорогой ценой покупаемая прочность все чаще уступала место декоративной отделке, частью превратившейся в Западной Европе в целую искусственную науку - геральдику.
Надо ли говорить, что одетые в металлические доспехи воины производили на современников исключительное впечатление. Художники старались запечатлеть поразившее их сверкание изящных металлических форм на элегантных фигурах знати. Доспех, как элемент живописного усиления образа, использовали почти все великие живописцы позднего Средневековья: и Дюрер, и Рафаэль, и Боттичелли, и Брейгель, и Тициан, и Леонардо, и Веласкес. Удивительно, но нигде, кроме мускульной кирасы на гробнице Медичи, не изображал доспехов великий Микеланджело. Сдерживаемые суровыми религиозными ограничениями, очень осторожно рисовали в иконах и иллюстрациях доспехи и русские художники.
Элементами пластинчатого защитного вооружения, однажды и навсегда нашедшими свое место и прошедшими вместе с гоплитами и центурионами, рыцарями и витязями, кирасирами и сегодняшними спецназовцами, были и остаются шлем и кираса. Хотя между "мускульной" кирасой IV века до нашей эры и сегодняшним "композитным" бронежилетом "дистанция огромного размера".
Рассматривая вооружение русского воина, можно предположить возможную последовательность его действий в наступательном бою. На боку дружинника висел меч или сабля в кожаных или матерчатых ножнах. Скользящий удар сабли со смещенным к острию центром тяжести, нанесенный умелой рукой вперед-вниз, был страшнее удара мечом.
У пояса в колчане из бересты, обтянутой кожей, воин хранил до двух десятков стрел, за спиной - лук. Тетиву лука натягивали непосредственно перед применением во избежание потерь упругих свойств лука. Лук требовал специальной тщательной подготовки и ухода. Нередко их замачивали в специальных рассолах, натирали составами, суть которых держали в секрете.
К вооружению русского лучника стоит отнести и специальный наруч (предохраняющий от удара отпущенной тетивой), надеваемый правшой на левую руку, а также полукольца и хитроумные механические приспособления, позволявшие натягивать тетиву.
Нередко русские воины применяли и самострел , сегодня более известный под названием арбалета.
Иногда тяжелые, а иногда легкие длинные копья служили в самом начале боя. Если не удавалось в первом столкновении издалека поразить врага стрелой, воин брался за сулицу - короткое метательное копье, оружие ближнего боя.
По мере сближения конного дружинника с противником одно оружие могло сменять другое: издалека он осыпал врага стрелами, сблизившись, стремился поразить брошенной сулицей, затем шло в дело копье и, наконец, сабля или меч. Хотя скорее на первое место выступала специализация, когда лучники осыпали врага стрелами, копейщики "брали в копья", а "мечники" до устали работали мечом или саблей.
Вооружение русских воинов не уступало лучшим западноевропейским и азиатским образцам, отличалось универсальностью, надежностью и высочайшими боевыми качествами.
К сожалению, постоянная модернизация лучших образцов, проводившаяся порой не лучшими мастерами, не донесла их до нас, далеких потомков воинов, когда-то вооруженных ими. С другой стороны, низкая сохранность древних книжных богатств Руси и политика, проводимая некоторыми влиятельными слоями русского средневекового государства, даже не донесли до нас упоминаний о производстве на Руси качественных сталей, искусстве кузнецов и щитников, конструкции метательных орудий...

Меч славянский - это орудие, которое в наше время считается настоящей реликвией и пользуется особым спросом у коллекционеров. Вот только не все знают, что когда-то существовало такое холодное оружие.

Историческая справка

Официальная историческая наука утверждает, что Русское Государство сформировалось в 862 году. Однако некоторые источники пытаются опровергнуть данный факт, будто бы в действительности дохристианская государственность у возникла еще в начале нашей эры. Наши далекие предки хорошо овладели военным искусством, причем еще с детских лет. К этому принуждали суровая жизнь, специфика той среды.

Мысленно возвратившись в ту эпоху, можно представить, в каких условиях приходилось жить нашим предкам: дикая природа, маленькие поселения, разделенные большими расстояниями и плохим сообщением. Как защититься от многочисленных набегов, спастись от междоусобных конфликтов? Славянский меч должен был защитить древних людей от недругов.

Древнее орудие

Всеми видами холодного оружия, распространенными в ту эпоху, будь то копье, топор или секира, овладели в совершенстве. Но всё же предпочтение отдавали мечу. В умелых руках это было грозное оружие, которое ассоциировалось не только с силой, но и с властью и доблестью.

Внушительные размеры и немалый вес славянского меча требовали от его обладателя наличия физической подготовки, чтобы иметь возможность точными и мощными ударами сокрушать противников. Его мечтал получить каждый мальчишка того времени. Меч славянский своими руками делался кузнецами и особыми умельцами. Его преподносили в дар в честь уважения. Только храбрые мужи могли похвастаться таким оружием в своем доме.

Устройство

Что представлял собой славянский меч? Широкая боевая часть, называемая клинком, возле самого острия имела некоторое сужение. Часто встречались мечи, вдоль средней линии клинка которых проходила неглубокая и неширокая канавка. По версии, основанной на преданиях славян, вдоль этого самого «дола» стекала кровь поверженного врага. Более правдоподобным является объяснение роли данного элемента: меньший вес меча, легче им было орудовать.

Интересным считается подробное описание меча руссов ученым из Хорезма, который жил в эпоху Средневековья, - Бируни. Боевую часть изготавливали из твердой стали-уклада под названием шапуркан. Средняя часть, там, где проходил дол, наоборот, должна быть пластичной, т. е. с содержанием мягкого железа. Именно благодаря такому умно продуманному устройству меч славянский был очень прочным, чтобы выдерживать мощные удары, но и нехрупким.

Оригинальный дизайн

Нельзя обойти вниманием внешний вид. Достойны восхищения рукоятка и гарда в плане дизайна. Гарда - элемент меча в виде перекрестия, который располагался между рукоятью и клинком, защищал руку воина от ударов противника. Меч, при изготовлении которого мастер вкладывал всю душу, представлял собой поистине шедевр, произведение искусства. Удивляет ювелирная точность и сложность выполнения узоров, элементами которых были такие популярные символы того времени, как инглия (Первичный Огонь), святодар, коловрат (солнцеворот).

Магические рисунки также присутствовали на самом клинке. Инкрустирование рукоятки драгоценными камнями подчеркивало факт того, насколько трепетно относился к нему хозяин. Славянский меч - оберег его обладателя. Было честью отобрать орудие у врага, но иногда такие трофеи приносили только несчастья. Люди считали, что это из-за колдовских чар.

Кому и когда разрешалось носить меч?

Всё указывает на то, что меч славянский воспринимался не как оружие в обычном понимании. Его повседневно носили только представители элиты - князь со своими дружинниками. На обычных граждан в период между военными действиями такая привилегия не распространялась. Игнорирование этого правила этикета указывало на плохие манеры, также это можно было толковать как проявление неуважения к тем, кто занимал высокое положение в обществе.

Меч - это не предмет украшения, которое можно выставлять напоказ, а прежде всего, оружие для защиты родной земли от посягательства врагов. Истинный воин должен иметь такое орудие. Женщины старались не трогать «игрушки» мужчин. Особое место занимал в жизни каждого князя меч славянский. Фото холодного орудия публикуются многими археологами, которые обнаружили эту дорогостоящую находку.

Значение меча в жизни славян

Меч у славян был своего рода которую представители сильной половины старшего поколения передавали своим наследникам. Более того, часто отец почти с нищенским достатком ничего другого, кроме меча, оставить после себя своему сыну не мог. Грозное оружие давало возможность отважному и доблестному воину прославиться в ратном бою и, если повезет, улучшить материальное положение.

Характерно, что русская речь изобилует множеством словесных оборотов, содержащих термин «меч», употреблением которого подчеркивалась значимость славянского меча. Вот некоторые примеры. Из уст в уста передается легендарная фраза, изреченная Александром Невским о том, что ждет врага, пришедшего с мечом на русскую землю. Таким образом, великий полководец не только предупредил тевтонских рыцарей. Фраза стала не только крылатой, но и пророческой, что доказано многовековой историей России. Менее известны следующие фразы: «взимать меч против» употреблялась в знак призыва к началу военных действий, а лаконичное словосочетание «зайти мечом» служило призывом к захвату крепости противника или чужой местности с последующим укреплением позиций.

Примерно с начала 13-го века прослеживается следующая тенденция. Оружейники разных районов Руси при изготовлении мечей перестали придерживаться единых стандартов, появились разновидности меча, которые отличались друг от друга весом и формой. Так продолжалось до 19-го века.

Меч славянский часто используется как татуировка. Изображение символизирует стойкость, мощь, силу духа, в некотором смысле служит патриотическому воспитанию нынешнего и всех последующих поколений русского народа.

Тяжеловооруженный воин в XII–XIII века владел холодным оружием — копьём и мечом.

В XII–XIII веках на Руси использовались мечи всех видов, известных в то время в Западной Европе. Основным типом холодного оружия воинов XII–XIII века был обоюдоострый клинок шириной 5-6 см, и длиной около 90 см с глубоким долом, короткой рукоятью с небольшой гардой, общий вес меча составлял около 1 кг.

В западной Европе длинный меч получил название «каролингский», названный так по имени Карла Великого, родоначальника Каролингов — королевской и императорской династии правителей Франкского государства в 687 — 987 годов. «Каролингский меч» нередко обозначается, как «меч викингов» — это определение введено исследователями и коллекционерами оружия XIX-XX веков. Как правило, русский меч и меч «каролингский» были изготовлены в одних и тех же оружейных мастерских.

Крупные оружейные производства были в Ладоге, Новгороде, Суздале, Пскове, Смоленске и Киеве. Есть находка клинка из Фощеватой, считавшаяся скандинавской из-за скандинавского орнаментального украшения, хотя этот орнамент можно считать стилизованным змеевиком. К тому же при расчистке найденного клинка вскрылась надпись ЛЮДОТА или ЛЮДОША КОВАЛЬ, что однозначно говорит о русском мастере-оружейнике. На втором мече есть надпись СЛАВ, что тоже подтверждает работу русского оружейника. Выковать меч в XII–XIII веках могли себе позволить только состоятельные воины.


Древнерусская подвеска оберег-змеевик

Мечи из Гнёздовского кургана просто неимоверно богато украшены. Отличительно особенностью славянских мечей, кроме формы навершия и орнаментов, можно считать искусную роскошь отделки.

Известен самый поздний меч начала 12-го века, найденный в Восточной Германии , представляющий собой единственный образец, сочетающий в себе подпись Vlfberht с христианской надписью «во имя Бога» (+ IINIOMINEDMN).

Мечи с надписью «+VLFBERHT+» были настолько прочными, что в средневековье считались почти волшебным оружием. Пользовались такими мечами, конечно, только самые знатные и искусные воины. В эпоху, когда лучшие воины носили кольчуги, меч Ульфберхта пробивал эту защиту лучше, чем другие мечи.

Самое загадочное в находках мечей Ульфберта (Ulfberht) заключается вовсе не в их серийном, массовом производстве, а в том, насколько искусно они были изготовлены . Результаты современных металлографических исследований показывают, что франконско-алеманнские мечи раннего средневековья представляли собой изделия высочайшего уровня мастерства. Металлографические данными меча показали, что он состоит из сварной в гоночной печи стали особого образца с очень низким содержанием серы и фосфора и пиком углерода 1,1%. Если в стали будет присутствовать слишком много углерода, то меч станет ломким, а если углерода будет слишком мало, то меч просто согнётся. Структура ранних средневековых клинков была очень изменчивой: были простые науглероженные железные мечи и сложные композитные клинки, как в дамаскских мечах. Можно предположить, что ценность «бренда Ulfberht» возникла благодаря прогрессивной технологии гоночной печи и ковки.

Что касается использования тигельной стали в европейском оружии , надежных доказательств пока нет. В качестве показателя использования тигельной стали Уильямс указал измеренное содержание углерода около 1,0%


Археологи и специалисты по металлу считают, что мечи с надписью «+VLFBERHT+» слишком хорошо выполнены для средневековья, современные учёные не могут понять, как простым ремесленникам средневековья удалось добиться такой высокой чистоты сплава, обеспечившего невероятную прочность холодного оружия изготовленного из высококачественной стали . Подобная улучшенная композиция металла была достигнута почти на тысячелетие позже — лишь в период промышленной революции восемнадцатого-девятнадцатого веков.

2017-03-13

До широкого распространения железа и стали мечи делали из меди, а затем из сплавов меди с оловом либо мышьяком - бронза. Бронза очень устойчива к коррозии, поэтому мы имеем достаточно много археологических находок бронзовых мечей, правда, атрибуция и чёткая датировка их довольно часто очень затруднены.

Бронза - довольно прочный материал, хорошо держащий заточку. В большинстве случаев применялась бронза с содержанием олова порядка 10 %, отличающаяся умеренной твёрдостью и сравнительно высокой пластичностью, однако в Китае использовалась бронза с содержанием олова до 20 % - более твёрдые, но при этом и более хрупкие (иногда из твёрдой бронзы делали только лезвия, а внутреннюю часть клинка - из более мягкой).

Бронза является дисперсионно-твердеющим сплавом и не может подвергаться закалки подобно стали, однако может быть значительно упрочнена холодной деформацией (проковкой) режущих кромок. Бронза не может «пружинить», как закалённая сталь, зато сделанный из неё клинок может гнуться в значительных пределах, не ломаясь и не теряя свойств - выправив, его можно снова использовать. Часто для предотвращения деформации на бронзовых клинках присутствовали массивные рёбра жёсткости. Длинные клинки из бронзы должны были быть особо склонны к изгибанию, поэтому применялись довольно редко, типичная длина клинка бронзового меча - не более 60 сантиметров. Тем не менее, называть короткие бронзовые мечи исключительно колющими совершенно неверно - современные эксперименты, напротив, показали весьма высокую рубящую способность данного оружия, его сравнительно небольшая длина ограничивала лишь дистанцию боя.

Так как основной технологией обработки бронзы было литьё, из неё было сравнительно просто изготовить более эффективный сложноизогнутый клинок, поэтому бронзовое оружие древних цивилизаций нередко имело изогнутую форму с односторонней заточкой - сюда относятся древнеегипетский хопеш, древнегреческая махайра и позаимствованный греками у персов копис. Стоит отметить, что все они по современной классификации относятся к саблям или тесакам, а не мечам.

На титул самого древнего меча в мире на сегодняшний день претендует бронзовый меч, который найден российским археологом А. Д. Резепкиным в Республике Адыгея, в каменной гробнице новосвободненской археологической культуры. Этот меч в настоящее время выставлен в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Данный бронзовый протомеч (общая длина 63 см, длина рукояти 11 см) датируется второй третью 4-го тысячелетия до н. э. Нужно отметить, что согласно современным стандартам это скорее кинжал, а не меч, хотя форма оружия говорит о том, что оно вполне подходило и для рубящих ударов. В мегалитическом захоронении бронзовый протомеч был символически согнут.

До этой находки самыми древними считались мечи, найденные итальянским археологом Пальмиери, который в верховьях Тигра в древнем дворце Арслантепе обнаружил клад с оружием: наконечники копий и несколько мечей (или длинных кинжалов) длиной от 46 до 62 см. Находки Пальмиери датируются концом 4-го тысячелетия.

Следующей по времени крупной находкой являются мечи из Арслантепе (Малатья). Из Анатолии мечи постепенно распространяются как на Ближний Восток, так и в Европе.

Меч из местечка Бет-Даган вблизи Яффы, датируемый 2400-2000 годами до н. э., имел длину порядка 1 метра и сделан из практически чистой меди с небольшой примесью мышьяка.

Также весьма длинные бронзовые мечи, относящиеся примерно к 1700 г. до н. э., были обнаружены в ареале Минойской цивилизации - так называемые мечи «тип А», имевшие общую длину около 1 метра и даже больше. Это были преимущественно колющие мечи с сужающимся клинком, видимо, рассчитанные на поражение хорошо бронированной цели.

Очень древние мечи были найдены при раскопках памятников Харрапской (Индской) цивилизации, с датировкой по некоторым данным вплоть до 2300 г. до н. э. В ареале культуры охряной расписной керамики найдено множество мечей, датируемых 1700-1400 г.г. до н. э.

Бронзовые мечи были известны в Китае как минимум со времён государства Шан, самые ранние находки относятся примерно к 1200 г. до н. э..

Множество кельтских бронзовых мечей обнаружено на территории Великобритании.

Железные мечи известны как минимум с с VIII века до н. э, а активно начинают применяться с VI века до н. э. Хотя мягкое, не поддающееся закалке железо и не имело особых преимуществ над бронзой, оружие из него быстро стало дешевле и более доступно, чем бронзовое - железо встречается в природе намного чаще меди, а необходимое для получения бронзы олово в древнем мире вообще добывалось всего лишь в нескольких местах. Полибий упоминает, что галльские железные мечи III века до н. э. часто гнулись в бою, вынуждая владельцев выправлять их. Некоторые исследователи считают, что греки просто неправильно интерпретировали галльский обычай изгибать мечи, приносимые в жертву, однако сама способность сгибаться без излома является отличительной особенностью именно железных мечей (из стали с низким содержанием углерода, не поддающейся закалке) - меч из закалённой стали можно только сломать, а не изогнуть.

В Китае стальные мечи, значительно превосходящие по своим качествам и бронзовые, и железные, появились уже в конце периода Западного Чжоу, хотя и не получили широкого распространения вплоть до эпохи Цинь или даже Хань, то есть, конца III века до н. э.

Примерно тогда же стали применять оружие из стали, в том числе - подобной сварной дамасской, жители Индии. Согласно периплу Эритрейского моря, в I веке н. э. индийские стальные клинки поступали в Грецию.

Найденный в Ветулонии этрусский меч VII в. до н. э. был получен соединением нескольких частей с различным содержанием углерода: внутренняя часть клинка была выполнена из стали с содержанием углерода порядка 0,25 %, лезвия - из железа с содержанием углерода менее 1 %. Другой романо-этрусский меч IV века до н. э. имеет содержание углерода до 0,4 % что подразумевает применение в его изготовлении науглероживания. И тем не менее, оба меча отличались невысоким качеством металла, с большим количеством примесей.

Повсеместный переход к клинкам из закалённой углеродистой стали сильно затянулся - так, в Европе он закончился лишь около X века н. э. В Африке железные мечи (мамбеле) применялись ещё в XIX веке (хотя стоит отметить, что обработка железа в Африке началась очень рано, причём за исключением средиземноморского побережья, Египта и Нубии Африка «перескочила» бронзовый век, сразу перейдя к обработке железа).

Самую большую известность в классической древности получили следующие виды колюще-рубящих мечей:

-Ксифос

Древнегреческий меч общей длиной не более 70 см, клинок заостренный, листовидной формы, реже прямой;

Общее название всех мечей у римлян, сегодня обычно ассоциируется со специфическим коротким мечом легионера;

Скифский меч - с VII до н. э.;

Меотский меч - с V по II век. до н. э.

Позднее рубящие мечи начали использовать кельты и сарматы. Сарматы применяли мечи в конном бою, их длина доходила до 110 см. Перекрестье сарматского меча достаточно узкое (шире лезвия всего на 2-3 см), рукоять - длинная (от 15 см), навершие - в форме кольца.

Спата, имеющая кельтское происхождение, использовалась как пешими воинами, так и всадниками. Общая длина спаты доходила до 90 см, крестовины не было, навершие - массивное, шаровидное. Первоначально острия спата не имела.

В последний век существования Римской империи спата стали стандартным оружием легионеров - как кавалеристов, так и (более короткий вариант, иногда называемый «полуспатой» - англ. semispatha) пехотинцев. Последний вариант считается переходным от мечей античности к оружию Средних веков.