Историия русского танкостроения. Танковое вооружение на пороге XXI века

Танк Тип 99 (Type 99 или ZTZ-99) — основной современный боевой танк производства КНР. Танк Тип 99 создан на основе прототипа Type 98G.

Type 99 по большому счету является дальнейшим развитием ветки советского танка Т-72. Но все же данная модель является прорывом в области китайского танкостроения, несмотря на продолжение ветки 72-х. В чем же особенности сей машины? Начиная с модели Т-64 в районе люка механика-водителя была ослабленная зона, на модели же Тип 99 эта зона стала намного крепче. Так же танк Тип 99 оснащен новой сварной башней.

ИС-1 – тяжелый серийный танк времен Второй мировой войны производства СССР. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин». Соответственно ИС-1 – первый серийный танк этого семейства. Помимо названия ИС-1, он так же известен как ИС-85. Цифра 85 соответствует главному калибру вооружения машины.


– это основной боевой танк Соединенных Штатов. Танк стоит на вооружении многих государств – США, Египта, Ирака, Саудовской Аравии, Кувейта, Австралии. Серийное производство танка было начато в 80-х годах прошлого века. Свое название танк Абрамс М1 получил в честь генерала Абрамса Крейтона.

Теперь немного истории создания танка М1. Танк Абрамс появился в результате третьей программы, которая должна была заменить существующие танки Паттон. С трех программ первых две оказались неудачными, ибо танки Т95 и МВТ-703 не имели превосходств ни по характеристикам, ни по стоимости производства.

Танк Т-72 «Урал» — это боевой танк изготовления Советского Союза. Танк Т-72 являлся основным танком в СССР. В тот же момент он был и самым массовым боевым танком второго поколения. В СССР был принят на вооружение в 1973 году. Конструктором танка Т-72 является Венедиктов В. Н. разработал и производил Уралвагонзавод, что в Нижнем Тагиле. Танк Т-72 экспортировался в Индию, Иран, Ирак, Финляндию, Сирию и страны Варшавского договора. Танками Т-72 вооружены страны СНГ. Модифицированные версии танка Т-72 выпускались по лицензии в Чехословакии, Индии, Польше и Югославии.


Производства Франции. Его основное отличие — наличие качающейся башни. Верхняя часть этой башни оснащена 90 — мм пушкой. Изначально вместо этой пушки устанавливалась 75 — мм нарезная пушка. На небольшом количестве танков установлены 105 — мм орудия, другая же часть оснащена пусковыми установками ПТУР SS-11.

Корпус легкого танка AMX-13 выполнен из алюминиевого сплава методом сварки. Он эффективно защищает экипаж от пуль и осколков артснарядов. Крыша оснащена двумя люками. Башня литая, рассчитана на 2-х человек. Справа от нее размещены 20 — мм автоматическая пушка М 693 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет.

Конструкция танка - совокупность технических (конструктивных) решений и инженерных узлов, определяющая тактико-технические и эксплуатационные характеристики танка . Конструкция танка проектируется таким образом, чтобы обеспечивать оптимальный для выполнения его задач баланс трёх основных составляющих танка - защищённости , огневой мощи и подвижности , при этом обеспечивая выполнение требований к стоимости его производства , эксплуатации и надёжности .

Общие принципы конструкции танка

История конструкции танка

Компоновка танка

Защищённость

Защищённость характеризует защиту экипажа и систем танка от средств поражения противника. Защищённость танка обеспечивается его броневым корпусом и башней и системами активной защиты и маскировки, а также его подвижностью, затрудняющей противнику попадание по танку.

Бронирование

Бронирование состоит из броневого корпуса и башни , на тех танках, на которых она есть. Первоначально корпуса и башни танков состояли из каркаса , к которому заклёпками и болтами крепились броневые листы и плиты. Клёпаное соединение применялось на танках до начала 1940-х годов, но вытеснено сварным, поскольку отличалось повышенной сложностью в изготовлении, дополнительным весом и объёмом, занимаемым каркасом внутри корпуса и тенденцией заклёпок и болтов «выстреливать» внутрь танка при попадании снаряда или крупнокалиберной пули. Сварные корпуса и башни танков появились в начале 1930-х годов и в отличие от клёпаных, выполнялись несущими, без каркаса. Вскоре после клёпаных появились и литые башни, а позже и корпуса, состоявшие из одной или нескольких деталей. Литые корпуса имели ограниченное распространение с 1930-х по 1960-е годы, однако также уступили место сварным, ставшим стандартом на современных танках. Литые же башни применялись вплоть до 1980-х - 1990-х годов, однако из-за проблематичности производства литых башен с комбинированной бронёй , в итоге уступили место сварным.

Активная защита

Система защиты от ОМП

На многих послевоенных танках предусматривалась система защиты от оружия массового уничтожения (ОМП). Главным способом защиты была герметичность танка - смотровые щели заменялись перископами и иными средствами наблюдения. Танки оснащались дегазационными приборами и пакетами. В броню танка могли добавляться компоненты повышающие защиту от радиации.

Огневая мощь

Понятие огневой мощи характеризует способность танка к уничтожению противника. Прямо огневая мощь в конструкции танка обеспечивается его вооружением , косвенно - средствами наблюдения и прицельными приборами , позволяющими своевременно обнаружить противника.

Вооружение

Как правило, танк вооружён одним или несколькими пулемётами , являющиеся вспомогательным, или, на некоторых танках, выпускавшихся до Второй мировой войны - основным вооружением (существовали также и несколько образцов танков с чисто пушечным вооружением).

Иногда на некоторые модели танков устанавливают огнемёты для борьбы на близких расстояниях с живой силой противника.

Прицельные приборы

Средства наблюдения

Приборы связи

Подвижность

Подвижность танка обеспечивается гусеничным движителем , приводящей его силовой установкой и подвеской . Гусеничный движитель является одной из определяющих особенностей танка, обеспечивающей ему высокую проходимость , поэтому абсолютное большинство танков являются гусеничными, хотя в 1930-е - 1940-е годы распространение получили также колёсно-гусеничные танки . Термин «колёсные танки », порой употребляемый по отношению к некоторым современным бронеавтомобилям , специалистами не признаётся и применяется в основном журналистами.

Силовая установка

Гусеничный движитель

Если танк имеет удачную компоновку и надежную ходовую часть, то имеет долгий период эксплуатации и развития - его последующие модификации имеют все более мощную броню, возрастает мощь вооружения, на его базе создаются разные САУ , инженерные и вспомогательные машины. Так Т-34 превратился в Т-34-85 и на его базе были созданы разные САУ, инженерные и вспомогательные машины, немецкий средний Pz. IV короткоствольную 75-мм пушку поменял на длинноствольную и на его базе были созданы разные боевые и вспомогательные машины, Т-64 со 115-мм пушкой превратился в Т-64А со 125-мм пушкой… Таких примеров много, хотя есть исключения - например, ходовая часть немецких легких и средних танков второй мировой войны значительно изменялась, особенно от одной к другой первых модификаций.

Общие понятия и определения

Ходовая часть - совокупность движителя c системой подрессоривания. Иногда вместо ходовой части говорят шасси.

Движитель - совокупность агрегатов и механизмов ходовой части, взаимодействующих с подстилающей поверхностью для создания тягового усилия, движущего машину. Основные танки имеют только сухопутный движитель. Легкие танки, БМП и другие боевые машины могут иметь и водоходный движитель. Сухопутный движитель, кроме обеспечения движения машины, использован для передачи на грунт веса машины.

Как сухопутные на машинах используються гусеничный, колесный, колесно-гусеничный , лыжно-гусеничный, аэросанный движители и их комбинации. Например, современные танки и БМП имеют гусеничный движитель; бронетранспортеры - в основном колесный (БТР-70 , БТР-80) или гусеничный (БТР-50 , М113); бронеавтомобили - колесный; колесно-гусеничный движитель раньше был на некоторых БТР (германские Sd. Kfz. 250 , Sd. Kfz. 251 , американский М3). Пример комбинации двух движителей, гусеничного и колесного, - в основном танки 20-30-х годов - колесно-гусеничные танки Кристи , их наследники БТ и другие.

У применения терминологии некоторая неоднозначность. Под колесно-гусеничными, как правило, подразумевают танки, которые имели два движителя - колесный и гусеничный, использовавшихся независимо друг от друга (например, танк БТ мог двигаться или на колесном или на гусеничном ходах). Машины с колесно-гусеничным движителем (обычно управляемые колеса впереди, гусеницы сзади) называют полугусеничными. Тоесть полугусеничные машины имеют колесно-гусеничный движитель, колесно-гусеничные - колесный и гусеничный переменно (бывают варианты, например: колесный и колесно-гусеничный).

На современных танках применяют гусеничные движители, они по сравнению с другими дают высокую проходимость и быстроходность по пересеченной местности, надежны в эксплуатации и менее уязвимы на поле боя.

Гусеничный движитель - движитель, в котором тяговое усилие создается за счет перематывания гусеничных лент (гусениц) состоящих из отдельных звеньев - траков. Гусеничный движитель состоит в общем из ведущего колеса, опорных катков, направляющего колеса (ленивца), поддерживающих катков и гусеничной ленты. В некоторых устаревших источниках гусеничные ленты называют гусеничными цепями.

Системой подрессоривания или подвеской танка называется совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с осями опорных катков. Система подрессоривания состоит из узлов подвески. Узлом подвески называется совокупность деталей и узлов, связывающих ось одного катка с корпусом или нескольких взаимосвязанных катков, соединенных с корпусом через единый упругий элемент. Каждый узел подвески в общем включает упругий элемент (рессору), амортизатор (демпфер) и балансир. В старых источниках балансир индивидуальной подвески иногда именуется кривошипом.

Статический ход катка - перемещение опорного катка по вертикали из положения полностью разгруженного упругого элемента (например, при поднятии машины краном) в положение его нагружения под весом машины (после опускания на грунт) на ровной горизонтальной площадке.

Динамический ход катка - перемещение опорного катка по вертикали от статического положения до упора в ограничитель хода катка.

Полный ход катка - перемещение опорного катка по вертикали из положения полностью разгруженного опорного элемента до упора в ограничитель хода катка, определяется как сумма статического и динамического ходов катка.

Так как в этой статье основной задачей ставится рассказать про ходовую часть в основном танков, то в дальнейшем под ходовой частью будем подразумевать ходовую часть с гусеничным движителем, если иное особо не оговорено.

Подрессоривание

Подрессоривание служит для смягчения толчков и ударов на танк, и для гашения колебаний танка. От качества подрессоривания в зависят средние скорости движения машин по местности, меткость огня с ходу, боевая готовность экипажа и долговечность танка.

Типы подрессориваний

Подвески гусеничных машин бывают жесткие, полужесткие (иногда называются тракторными) и мягкие.

В жесткой подвеске катки крепят к корпусу машины без рессор. Для сохранности механизмов и нормального состояния водителя скорость с жесткой подвеской не желательна более 3-4 км/ч. Жесткую подвеску применяли на первых английских танках Mark I - Mark VIII и Mark A, Mark B, Mark C .

Полужесткая подвеска - подвеска промежуточного типа - применяется в основном на тракторах. Полужесткая подвеска - две тележки (по одной на борт), в которых крепятся детали ходовой части. Одна (передняя или задняя) часть тележек с корпусом связана шарнирно, противовоположная - через рессору. Такую подвеску имели французский танк Рено ФT-17 и первые советские танки Рено Русский (типа КС). Но опорные катки ФT-17 и Рено Русских к тележкам крепили не жестко, а через промежуточные рессоры.

Эти два типа подвески на боевых машинах не распространены, на них ставят мягкие подвески и дальше жесткие и полужесткие подвески не описываются.

В зависимости от соединения опорных катков между собой и корпусом машины подвески делят на индивидуальные, блокированные и смешанные.

В индивидуальных - независимых подвесках каждый опорный каток соединен с корпусом машины через свою рессору. Такие системы подрессоривания на большинстве современных танков, они наиболее соответствуют требованиям к системам подрессоривания быстроходных гусеничных машин.

В блокированных подвесках несколько опорных катков в тележке соединяются с корпусом общей рессорой. За счет незначительных углов продольных колебаний машины с блокированными подвесками имеют плавный ход на невысоких скоростях, они были широко распространены в 1930-х годах XX. Их недостаток в малой энергоемкости и живучести из-за нарушения действия всех катков тележки при повреждении одного из них. Блокированные подвески использованы на британских «Центурионах» и «Чифтенах» в концепции, когда у танка предпочитается защита и огневая мощь перед подвижностью.

Блокированные подвески по числу катков в одной тележке подвески делят на подвески с двумя (Т-37 , Pz. Kpfw. IV , «Шерман» , «Центурион»), тремя (Валентайн), четырьмя (Т-26 , LT vz.35) и даже шестью сблокированными катками (у Т-28 - на половину борта).

В руководствах, пособиях и литературе 1920-х - 50-х годов блокированную подвеску иногда называли балансирной по названию рычага (балансира), которым в некоторых блокированных подвесках соединяли катки в тележке. Но во многих блокированных подвесках каждый каток имеет свой балансир, а связь между катками только через рессору («Шерман», Pz.Kpfw. IV), поэтому современный термин «блокированная подвеска» более целесообразен.

В смешанных системах подрессоривания часть катков сблокированы, а часть с индивидуальной подвеской (танки Pz. Kpfw. I модификации А , Рено R-35 , Стюарт). Обычно в таких системах подрессоривания независимо подвешены крайние опорные катки, так как они бывают наиболее нагружены. Интересная подвеска на шведском Стрв-103 . В его подвеске, чтобы уменьшить продольные колебания в короткой базе танка, вторые и третьи катки с независимой подвеской, а крайние опорные катки связаны по диагонали системой узлов компенсации.

По материалу упругого элемента подвески делят на металлические, неметаллические и комбинированные.

В подвесках с металлическим упругим элементом работает упругая деформация стали. Металлические рессоры бывают торсионные (одно-, двухторсионные, пучковые); с винтовыми, тарельчатыми и буферными пружинами и с листовыми рессорами. Торсионные применяли на немецком Pz. Kpfw. III , итальянском L6/40 , советских LT vz.38 .

Неметаллические рессоры бывают резиновые (французский R-35), пневматические (боевые машины десанта, шведский Strv-103, японский Тип 74 , Арджун), гидравлические и гидропневматические. На современных танках неметаллические рессоры применяют только пневматические.

Комбинированное подрессоривание применяли в САУ «Фердинанд» с параллельными в узле подвески торсионными валами и резиновыми подушками. В прототипе «Абрамса» танке ХМ1 (вариант фирмы «Дженерал моторс») в подвесках 1-го, 2-го и 6-го катков использовали пневматические рессоры, в подвесках остальных катков - торсионы.

Требования к подрессориванию

Подрессоривание должно отвечать таким требованиям:

обеспечивать плавность хода в разных дорожно-грунтовых условиях;

быть живучим и надежным в разных условиях применения;

быть массой не более 4-7 % массы машины и занимать не более 6-8 % её внутреннего объёма;

быть удобными для обслуживания и ремонта, несложно и быстро ставиться и сниматься.

Высокая плавность хода

Во время движения танк подвергается внешним воздействиям, которые стремятся вывести его из равновесия и он совершает вертикальные и угловые колебательные движения. Наиболее вредны продольные угловые колебания, так как вертикальные ускорения и амплитуда колебаний в носу танка (на месте механика-водителя) наибольшие по сравнению с другими колебаниями и наиболее вероятны пробои крайних узлов подвески (жесткие удары балансиров о ограничители хода катков).

Человек способен безболезненно переносить кратковременные перегрузки с ускорениями до 3-3.5 при частоте до 2 Гц (с периодом колебаний больше 0.5 секунд). При пробоях подвески вертикальные ускорения могут быть выше этого - до 10 g и более, при которых у человека возникают боли и он может получить травму. О вредном влиянии жестких колебаний машины говорит то, что у водителей грузовиков бывающих в средних дорожных условиях, пояснично-седалищные боли (в основном ишиас) в три раза чаще, а у бывающих в плохих дорожных условиях и в пять раз чаще, чем у водителей легковых автомобилей. Радикулит - профессиональная болезнь танкистов, находящихся в более жестких условиях по сравнению с водителями автомобилей, и связано это, в основном, не с переноском и поднятием тяжестей, как принято считать, а с колебаниями танка.

Так одно из основных требований к подрессориванию в том, что на высоких скоростях при движении по длинным неровностям равным или более двух длин опорной поверхности гусеницы и высотой 0.15 м должно быть движение без пробоя подвески и с ускорениями по вертикали до 3.5 g.

При движении по мерзлой пахоте поперек борозд, по мерзлой пахоте поперек борозд, по замерзшим кочкам, буграм и т. д. на корпус машины передаются высокочастотные непрерывные ускорения (тряска). Длина этих неровностей примерно равна или немного отличается от расстояния между ближайшими опорными катками, а высота 5 см и более. При частотах 2-25 Гц человек способен на пороге появления неприятных ощущений переносить вертикальные ускорения около 0.5 g. Поэтому подрессоривание должно быть спроектировано так, чтобы ускорения тряски не превышали 0.5 g.

Ускорение в прямой зависимости от амплитуды колебаний и в обратной зависимости от квадрата периода. Из этого понятно, что наиболее плавный ход обеспечивают подвески с колебаниями меньшей амплитуды и большего периода.

С другой стороны, при значительном в колебаний у танкистов бывают неприятные ощущения - «морская болезнь», что объяснено непривычными частотами колебаний, организм человека наиболее приспособлен к колебаниям с частотой близкой к частоте ходьбы (примерно 1-2 Гц или частота 0.5-1 секунд, по данным западных специалистов - 0.7-0.8 Гц). Для снижения влияния этого по некоторым источникам период колебаний лучше не более 1.55 секунд, по другим - 1.25 секунд (частота 0.8 Гц).

Кроме влияния на эргономику танка, колебания его корпуса ухудшают и условия стрельбы. При отсутствии стабилизатора вооружения значительно ухудшаются наблюдение и прицеливание, особенно через приборы с многократным увеличением. При этом, если наводчик и смог поймать цель в перекрестие прицела, то из-за запаздывания выстрела ствол пушки все равно уйдет с линии прицеливания и снаряд ещё больше отклонится от цели из-за сложения скоростей полета снаряда и движения пушки в сторону от линии прицеливания во время выстрела. В этих случаях чем меньше угловая скорость и амплитуда колебаний, тем лучше.

Внедрение стабилизатора вооружения упростило наведение и повысило точность стрельбы с ходу во много раз. Но исполнительные механизмы стабилизаторов вооружения инерционны и при высоких частотах колебаний не могут достаточно точно удерживать вооружение в заданном наводчиком положении. У современных танков удовлетворительная точность стрельбы на европейском театре военных действий может быть обеспечена при движении по полям со скоростями до 20-30 км/ч.


На вооружении сухопутных войск любой страны находятся специальные многоцелевые боевые машины большого размера с устрашающим видом – танки. Эти неповоротливые монстры сочетают в себе броню, высокий уровень защиты и огневую мощь, чтобы противостоять противнику, поддержать огнем пехоту при захвате и удержании территории. Вот почему они являются важным элементом вооружения любой страны и насчитывают тысячи единиц.

Если на кого-то со скоростью 65 км/ч движется вооруженный монстр весом 70 тонн, то он несколько раз подумает, становиться ли на пути у сильной и современной боевой машины. Назвать точное число танков очень трудно, так как некоторые государства, которые гордятся своим вооружением, в открытую заявляют о количестве этих боевых машин, другие же умышленно замалчивают информацию. Те же цифры, что уже известны, очень противоречивы. Поэтому при составлении обзора принимались во внимание данные, заявленные правительствами государств.

10. Турция: 3 763 основных боевых танка


Турция занимает достойное место в мире по количеству вооруженных сил. На вооружении страны находится много танков американского и немецкого производства, например, М48 Patton и Leopard 2A4. Основные боевые танки Leopard из Германии считаются самыми лучшими в своем роде в мире, а модификация 2A4 приспособлена для ведения боев в городе. Турция заинтересована в наличии больших танковых войск, как противовес силам милитаризированных соседей, Ирана и Сирии.

9. Украина: 3 784 основных боевых танка


Беря во внимание неспокойную ситуацию на Украине, связанную с военным конфликтом, неудивительно стремление государства иметь большое количество танковых войск. По иронии судьбы сложилась ситуация, когда большинство танков составляют Т-64, оставшиеся после развала СССР.

8. Пакистан: 4 000 основных боевых танков


Пакистан – это одна из стран, где цифры относительно количества танков сильно колеблются. Но факт того, что государство имеет на вооружении танки, неоспорим. Большинство танков Пакистан закупил, и что удивительно, в Китае. Пакистанский танк Al-Zarrar основан на китайском танке Type 59, кроме того, на вооружении страны находится танк Type 85.

7. Египет: 4 145 основных боевых танков


Большинство египетских танков американского происхождения, например, танки М60-2000 и М1 Abrams. Печально, что они активно проявили себя на улицах Каира и других городов Египта в недавних противостояниях. Страна также использует танки бывшего Советского Союза, включая основной танк Ramses II, который создан на основе советского Т-54.

6. Сирия: 4 750 основных боевых танков


Не удивительно, что на вооружении Сирии находится большое количество танковых войск. Страна находится в зоне постоянных конфликтов, а сложившаяся на сегодня ситуация обуславливает использование тяжёлой техники против самих же сирийцев. Большинство танков Сирия получила от России, включая Т-55. Танк Т54/55 считается самым многочисленным, Советский Союз выпустил 100 000 экземпляров этой модели до 1981 года, когда его сняли с производства (до 1983 года он ещё выпускался в Чехословакии).

5. Северная Корея: 5 500 основных боевых танков


Любые цифры относительно Северной Кореи необходимо поддавать сомнениям, так как государство стремиться средствами неправдивой, завышенной статистики обеспечить себе превосходство над вечным врагом, Южной Кореей. Китай и бывший СССР поставляли в Северную Корею танки, в то время как страна сама увеличила производство танков Chonma-ho на основе Т-62 и P’okpoong-ho, построенных на северокорейских заводах (North Korean Second Machine Industry Bureau).

4. Индия: 5 978 основных боевых танков


Каждый военный историк и фанат фильма «Принцесса-невеста» знает, что никогда нельзя ввязываться в войну в Азии. Но если страна вынуждена вступить в военный конфликт на этой огромной территории, то обязана иметь большие танковые войска. Четыре самые многочисленные танковые армии в мире принадлежат странам Азии. Большинство танков, которые находятся на вооружении Индии, это Т-72 с 125 мм пушкой и мощным разрушительным эффектом.

3. Китай: 9 000 основных боевых танков


По статистике Китай находится на втором или третьем месте по количеству танковых войск в мире. На вооружении находятся танки Type 59 и Type 96, и большое количество Type 99 с 125 мм пушкой. Броня танка последних оснащена лазерными системами обороны, а сам танк может развивать скорость 80 км/ч.

2. США: 9 125 основных боевых танков


Соседями США являются Канада и Мексика, и государству, казалось бы, не имеет смысла наращивать вооружение, опасаясь вторжения по суше. Действительно, увеличивать количество основных боевых танков для США нет нужды, так как в основном государство делает ставку на развитие военно-морского флота и воздушных сил. На вооружении США находятся тысячи единиц танка М1 Abrams и его модификаций. Будущее танковых войск США за танком М1А3 Abrams, который конкурирует с высоко модернизированным танком Южной Кореи, К2 Black Panther.

1.Россия: 22 710 основных боевых танков


Не удивительно, что Россия находится на первом месте в нашем списке. Количество вооружения обуславливается длинной границы государства, 19312 км, которую необходимо контролировать и защищать. Большинство танков стоят в законсервированном состоянии – танки Т-54, Т-64, а современный танк Т-90 готов вести боевые действия в любую минуту. В будущем Россия рассчитывает создать полностью дистанционно управляемый танк на основе платформы «Армата». Все идет к тому, что танки на полях сражения будут воевать без экипажей и управляться на расстоянии. А возможно, что со временем всю военную технику превратят

Современный российский танк / Фото: Nastol.com.ua

Портал Business Insider проанализировал, какие танки состоят на вооружении российской армии и сколько боевых машин в запасе. Несмотря на то что на параде в 2015 году был показан новейший танк Т-14 Армата, в войсках этих машин немного.


Издание пишет, что танк будет готов к полноценной службе не раньше 2019 года. А пока большинство из 2700 боеготовых танков в российской армии составляют Т-72Б3 и Т-80У.



Разработанный в середине 50-х годов танк Т-55 вооружен 100-мм пушкой и способен разгоняться до 50 км/ч. За годы производства танк не раз модернизовался и сегодня существует большое количество модификаций 55-ки. Сейчас эти танки не используются российскими военными, но на складах по-прежнему хранится около 2800 Т-55.



Производившийся в 1961 по 1975 год танк Т-62 вооружен гладкоствольной пушкой и способен развивать скорость до 50 км/ч по шоссе и до 27 км/ч по пересеченной местности.

Т-62 хорошо зарекомендовал себя во время обеих Чеченских кампаний и сейчас продолжает воевать в Сирии (Россия поставляет эти танки армии Башара Асада). В России эти танки были сняты с вооружения в 2011 году. Сейчас на хранении находится около 2500 Т-62 разных модификаций.



Т-64 оснащен мощной 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания и способен выпустить до восьми снарядов в минуту. Т-64 мог вести огонь управляемыми ракетами «Кобра» на дальность до 4 км и защищен комбинированной броней в лобовой проекции. Эти танки прослужили сравнительно недолго и были отправлены в резерв. Всего на хранении находится около 2000 таких танков разных модификаций.



Производство этого танка началось в 1992 году. Т-90 получил 125-мм пушку 2А46М-2, тепловизор, новый двигатель, усиленное бронирование и другие усовершенствования. Сейчас в России на вооружении находится около 350 танков Т-90/Т-90А различных модификаций и еще 200 хранятся в резерве.



Т-80У поступил на вооружение в 1985 году. Он был первым в мире серийным танком с единой газотурбинной силовой установкой и противоснарядной динамической защитой.

Т-80 можно было разогнать до 80 км/ч, танк просто летал по трассе. Сейчас в войсках находится 450 танков Т-80У, еще 3000 (Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У) находятся на хранении.

Такие боевые машины стоят на вооружении Кантемировской дивизии – элитного танкового подразделения российской армии.



Это самая продвинутая версия танка Т-72 отличается новым двигателем мощностью 1130 лошадиных сил и более совершенной системой управления огнем. Танк стал точнее поражать цели за счет внедрения многоканального прицела наводчика «Сосна-У», разработанного в Беларуси, цифрового баллистического вычислителя с комплектом датчиков метеоусловий, а также автомата сопровождения целей. Всего на вооружении российской армии находится 1900 Т-72, еще 7000 стоит в резерве.

Т-14 «Армата»

Новейший российский танк, оснащенный 125-мм гладкоствольной пушкой 2А82-1C, установленной в необитаемой башне, с полностью дистанционным цифровым управлением.

Дальность его поражения целей до 7000 метров и скорострельность 10-12 выстрелов в минуту. Для сравнения: американский танк M1A2 SEP V3 Abrams может поражать цели на дальности 3,8 км, пишет Business Insider.


Этот танк технологически более продвинут, чем любой российский или западный, но цена его производства очень высока. Поэтому Business Insider сомневается, что Россия сможет в ближайшее время позволить себе массовое производство Т-14 «Армата».

МОСКВА, издание 42.TUT.BY
12

С 1976 г. и до недавнего времени отечественные танки были единственными в мире носителями комплексов управляемого вооружения, выпускаемых серийно. Это давало им преимущество в борьбе с танками противника на больших дальностях (до 5 км), на которых применение кумулятивных и подкалиберных снарядов малоэффективно или нецелесообразно.


Сегодня подобные танковые боеприпасы с аналогичными или превосходящими российские аналоги характеристиками разрабатывают и производят: США - «MRM»; Израиль - «Lahat»; Южная Корея - «KSTAM»; Франция - «Potynege»; Украина - «Комбат», «Стугна» (см. журналы « », №6, 2011; №2 2012).

Тем не менее российские разработки, послужившие основой для украинских танковых управляемых ракет (ТУР), в отличие от большинства перечисленных выше снарядов, давно выпускаются серийно и имеют ряд преимуществ, хотя и уступают по дальности и системе наведения выпускаемому серийно израильскому «Lahat» и другим разрабатываемым зарубежным образцам.

КОМПЛЕКС 9K112 «КОБРА»

Первым танковым противотанковым ракетным комплексом (ПТРК), принятым на вооружение российской армией в 1976 г., был комплекс ЭК112 «Кобра», разработка которого началась ещё в конце 1960-х гг. Головным разработчиком комплекса «Кобра» является ОАО «КБ точного машиностроения им. А. Э. Нудельмана» (КБТМ, Москва).

В комплексе «Кобра» использовался радиокомандный метод наведения с автоматическим слежением за ракетой по световому источнику. Испытания комплекса 9К112 «Кобра» проводились в 1975 г. на переоборудованном танке Т-64А, оснащённом квантовым прицелом-дальномером. Пуск ракеты производился из ствола штатной 125-мм пушки 2А46. После успешных испытаний в 1976 г. модернизированный танк под индексом Т-64Б с ракетным комплексом 9К112-1, включающим управляемую ракету 9М112, был принят на вооружение. Через два года на вооружение поступает танк Т-80Б с газотурбинным двигателем разработки КБ Ленинградского Кировского завода, оснащённый ракетным комплексом 9К112-1 (ракета

9М112М). В дальнейшем комплексом «Кобра» оснащались основные танки Т-64БВ и Т-80БВ и некоторые другие образцы опытных или малосерийных машин.

К сожалению, на техническом облике «Кобры» сказались ограниченные возможности отечественной техники конца 1960-х гг., что и определило использование радиокомандного наведения с аппаратурой, не безопасной по воздействию СВЧ-излучения как для своей пехоты в зоне перед танком на дальности до 100 м, так и для самого экипажа в случае поломки волновода. Аппаратуре требовалось также значительное время для выхода на режим магнетрона при приведении комплекса в боевую готовность. Не вполне отвечала требованиям помехозащищённости и аппаратура автоматического слежения за ракетой по световому источнику.

В настоящее время комплекс 9К112 «Кобра», хотя и продолжает оставаться на вооружении Российских вооружённых сил, морально устарел. В восьмидесятые годы КБТМ была осуществлена модернизация комплекса 9К112 под наименованием «Агона» с применением новой ракеты 9М128. По результатам проведённых работ была обеспечена возможность пробития кумулятивной боевой частью (БЧ) гомогенной брони толщиной до 650 мм. Однако ко времени завершения разработки в 1985 г. на вооружение принимается комплекс 9К120 «Свирь».

Ракета 9М112 в лотке механизма заряжания танка Т-64

Ракета 9М112 «Кобра» (вверху) и модернизированный вариант с тандемной БЧ (внизу)

Танковая управляемая ракета 9М112 «Кобра»

КОМПЛЕКСЫ 9К120 «СВИРЬ» И 9К119 «РЕФЛЕКС»

Комплекс9К120 «Свирь» разработан тульским Конструкторским Бюро Приборостроения (КБП). Он устанавливался на танках Т-72БМ, Т-72Б. Принципиальным отличием «Свири» от «Кобры» была помехозащищённая полуавтоматическая система управления ракетой по лучу лазера. Комплекс управляемого вооружения 9К120 обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днём с места и с коротких остановок на дальностях от 100 до 4000 м. Почти одновременно на вооружение танка Т-80У поступает комплекс «Рефлекс», имеющий ту же, что и «Свирь», ракету 9М119. Различаются комплексы «Свирь» и «Рефлекс» системой управления. В дальнейшем все вновь выпускаемые танки семейства Т-80 оснащались этими комплексами.

Комплекс 9К119 «Рефлекс» был также создан в КБП, г. Тула. В 1985 г. после успешных испытаний он был принят на вооружение. Он позволяет вести огонь управляемыми снарядами из движущегося со скоростью до 30 км/ч танка по бронированным целям противника при скоростях движения цели до 70 км/ч. «Рефлекс» позволяет вести также стрельбу по неподвижным малоразмерным целям типа ДОТ, ДЗОТ и низкоскоростным воздушным целям (вертолёт) на дальностях до 5000 м.

Комплекс может применяться на танках четвёртого поколения вне зависимости от схемы автомата заряжания. В настоящее время он входит в состав штатного вооружения танков Т-80У, Т-80УД, Т-80УМ (КУВ 9К119М «Рефлекс-М»), Т-84, Т-72АГ, Т-90 и предлагается на экспорт.

В состав комплекса входят: артиллерийский выстрел ЗУБК14, состоящий из метательного устройства 9X949 для выталкивания ракеты из канала ствола и управляемой ракеты 9М119, а также аппаратура управления. Основным отличием комплекса «Рефлекс» от 9К112 «Кобра» является новая система наведения ракеты по лучу лазера (телеориентирование ракеты в лазерном луче) и уменьшенные массогабаритные характеристики ракеты 9М119. Ракета выполнена в габаритах обычного осколочно-фугасного снаряда ЗВОФ26 для 125-мм пушки, что позволяет размещать её и метательное устройство в автомате или механизме заряжания танка.

Метательное устройство 9X949 предназначено для удержания ракеты в канале ствола пушки и придания ей начальной скорости. Для снижения перегрузок, действующих на ракету при выстреле, стрельба ведётся на уменьшенном заряде, обеспечивающем скорость вылета ракеты около 400 м/с. Часть длины метательного устройства занимает подпружиненный телескопический шток с фигурным упором для ракеты. На верхней части штока находятся контакты для передачи на борт ракеты электрического сигнала. Подпружиненный телескопический шток обеспечивает постоянное контактирование пусковых цепей ракеты 9М119 и метательного устройства 9X949 при различных категориях износа ствола пушки. Так как стрельба ведётся при значительно меньшем давлении в канале ствола, что не обеспечивает нормальное функционирование эжектора танковой пушки, то внутри метательного устройства помещён кольцевой баллон с двуокисью углерода для вытеснения пороховых газов из канала ствола после выстрела.

Выстрел ЗУБК14 с 125-мм ракетой 9М119

Компоновка ракеты 9М119

Метательное устройство 9X949 I

Ракета 9М119 состоит из отсека управления, маршевого ракетного двигателя твёрдого топлива (РДТТ), кумулятивной боевой части и хвостового отсека. Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка», имеет складывающееся оперение в виде «капустного листа». В сложенном положении лопасти оперения и блок приёмника закрыты поддоном, защищающим их от воздействия газов метательного устройства при выстреле.

После вылета ракеты из ствола поддон сбрасывается, раскрывается оперение, выдвигаются рули и воздухозаборники. Встречный поток воздуха через два воздухозаборника по эластичным трубкам проходит, в зависимости от поступающих команд, в рабочую полость соответствующего силового цилиндра, осуществляя поворот рулей в одну или другую сторону.

Кумулятивная боевая часть, в отличие от большинства противотанковых управляемых ракет (ПТУР), имеет несколько необычное расположение. Она расположена не впереди, а ближе к хвостовой части ракеты за рулевым приводом и ракетным двигателем, что обеспечивает ей наиболее оптимальные условия функционирования. При этом в целях свободного прохода кумулятивной струи, двигатель и рулевой привод имеют центральный канал, обеспечивающий также прокладку кабелей электрической связи передних отсеков с хвостовым отсеком. В хвостовом отсеке располагается блок приёмника лазерного излучения и бортовой источник света - лампа для наблюдения за полётом ракеты. Размещение двигателя в центральной части ракеты и расположение двух сопл в передней части двигателя уменьшает влияние истекающих пороховых газов на устройство приёма лазерного излучения.

Система управления комплекса «Рефлекс» полуавтоматическая. Слежение за целью и наведение осуществляется через прицел-дальномер прибора наведения (ПДПН) 1Г46, входящий в состав комплекса управления оружием 1А45 «Иртыш». Прибор является основным средством управления огнём танка, с которым работает наводчик при стрельбе из пушки, спаренного с ней пулемёта, а также при пуске и наведении управляемой ракеты. Он представляет собой: а - лазерный дальномер; б - информационный блок 9С516; в - перископический дневной прицел-дальномер наводчика с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях и плавно регулируемым от 2,7 до 12-кратным увеличением.

По сигналу «Пуск» информационный блок 9С516 включается в оптическую схему прицела. Зажигается лазер, работающий в невидимом спектре длин волн. Ракета выстреливается в луч лазера, который по мере удаления ракеты с помощью оптики непрерывно сужается таким образом, чтобы в зоне нахождения ракеты диаметр поперечного сечения луча был примерно одинаков и составлял около 6 м.

Принципиальная схема рулевого привода: 1 - воздухозаборник; 2 - трубка; 3 - фильтр; 4 - электромагнит; 5 - струйник; 6 - цилиндр силовой; 7 - руль; 8 - потенциометр обратной связи; 9 - усилитель; 10 - якорь

Носовая часть ракеты 9М119М

Прицел-дальномер прибор наведения (ПДПН) 1Г46

Для осуществления телеориентирования ракеты в поперечном сечении луча лазерное излучение модулируется специальными вращающимися дисками с нанесёнными на них непрозрачными растрами (полосами). Луч лазера проходит через вращающийся модулирующий диск, расположенный в прицеле наводчика. Растры на диске нанесены таким образом, что при вращении диска чередующийся растровый поток движется поочерёдно то вверх, то в сторону. Движущиеся непрозрачные растры с линейной скоростью VP прерывают световой поток с определённой частотой и создают информационное поле луча, воспринимаемое фотоприёмником ракеты. Длительность присутствия на приёмнике ракеты той или иной частоты определяет величину отклонения ракеты от центра луча. При удалении ракеты от центра луча длительность импульсов информационных частот увеличивается, а по мере приближения ракеты к центру луча длительность импульсов информационных частот уменьшается.

В фотоприёмнике световые сигналы преобразуются в электрические, пропорциональные отклонению ракеты от оси луча в горизонтальной и вертикальной плоскости (по курсу и тангажу), которые затем поступают в отсек управления. Благодаря этому, на борту ракеты имеется информация об отклонении ракеты от оси луча наведения, а бортовая аппаратура вырабатывает команды, возвращающие ракету к оси луча. Наводчику остаётся только удерживать марку прицела на цели.

Комплекс обеспечивает возможность стрельбы на пы-леопасных грунтах. Для повышения скрытности стрельбы и исключения влияния на полёт ракеты местных предметов, задымленности и запылённости поля боя в комплексе «Рефлекс» возможен режим стрельбы с превышением траектории полёта ракеты над линией «наводчик-цель» на 2-5 м. После выстрела автоматически поднимается информационный луч. К цели ракета летит на высоте около 5 м над линией «наводчик-цель». Время нахождения ракеты на завышенной траектории определяется дальностью до цели, определяемой с помощью прицела-дальномера. За 2 с до встречи с целью ракета автоматически выводится на линию «наводчик-цель».

Впоследствии комплекс был модернизирован и получил новые артиллерийские выстрелы: ЗУБК20 и ЗУБК20М. Выстрел ЗУБК20 состоит из того же метательного устройства 9X949, что и в комплексе «Рефлекс», и модернизированной управляемой ракеты 9М119М, а выстрел ЗУБК20М включает ракету 9М119М1.

Ракета 9М119М «Инвар» была принята на вооружение в 1992 г., а ракета 9М119М1 «Инвар-М» несколько позже - во второй половине 1990-х гг. Основное отличие ракеты 9М119М от 9М119 - в кумулятивной БЧ тандемного типа. Боевая часть состоит из лидирующего заряда («лидера»), предназначенного для инициирования динамической защиты, и основного заряда повышенной с 700 до 850 мм

Схема наведения танковой управляемой ракеты в луче лазера

Модулирование лазерного луча вращающимися дисками с нанесёнными растрами

бронепробиваемости. Кроме того, в конструкцию ракеты был введён блок электронной задержки, предназначенный для обеспечения временного интервала между срабатыванием лидирующего и основного зарядов, а также внесены некоторые другие конструктивные изменения, связанные с размещением «лидера» в головной части.

Ракета 9М119М1 «Инвар-М» по имеющейся в СМИ информации обладает большей бронепробиваемостью, которая составляет около 900 мм без динамической защиты. Как утверждают разработчики, ракеты 9М119М и 9М119М1 способны поразить любой современный или перспективный танк. При эксплуатации ракеты не требуют обслуживания или проверок и остаются боеспособными, аналогично артиллерийскому снаряду, на протяжении всего срока службы. Ракета также может быть использована в составе комплекса управляемого вооружения «Разрыв» 9К118 - для 125-мм буксируемой противотанковой пушки 2А45М «Спрут-Б».

Для поражения легкобронированной и небронированной техники, а также живой силы, находящейся в зданиях, окопах, пещерах, наиболее целесообразно применение фугасных и осколочно-фугасных боеприпасов. Однако применение неуправляемых осколочно-фугасных (ОФ) снарядов на дальностях свыше 2 км малоэффективно из-за низкой точности попадания. Использование для этой цели описанных выше танковых управляемых ракет с кумулятивной боевой частью не обеспечивает требуемую эффективность действия по живой силе противника и укреплениям. Новым шагом в повышении могущества отечественных танков стало создание управляемых боеприпасов с осколочной и осколочно-фугасной боевой частью: 9М119Ф и 9М119Ф1.

С целью расширения круга решаемых танками огневых задач на «Заводе им. В.А. Дегтярёва» («ЗиД», г. Ковров) был разработан выстрел ЗУБК14Ф с управляемой ракетой 9М119Ф с фугасной боевой частью. Выстрел комплекса управляемого вооружения танков ЗУБК14Ф

Макет ракеты 9М119М «Инвар» в разрезе на выставке военной I техники. Кипр, 2006 г.

Окно приёмника лазерного излучения (а) и лампа (б) для визуальной индикации ракеты 9М119М на траектории

Управляемая ракета 9М119М «Инвар»

предназначен для стрельбы из 125-мм танковой пушки по расчётам противотанковых средств, живой силе противника на открытой местности или в зданиях и укрытиях полевого типа, по малоразмерным наземным целям типа амбразуры ДОТов, ДЗОТов, а также по низколетящим малоскоростным атакующим целям. Высокая вероятность попадания в сочетании с большим могуществом действия фугасного заряда ракеты делают выстрел ЗУБК14Ф незаменимым для решения многих огневых задач с минимальным расходом боеприпасов и привлечением огневых средств. С использованием ракет типа 9М119Ф можно уничтожать одним выстрелом хорошо укреплённые огневые точки вне зоны досягаемости ответного огня противника, так как дальность управляемого полёта ракеты составляет 5 км.

В условиях современных локальных конфликтов, а также при проведении контртеррористических и противо-диверсионных операций актуальной становится задача оснащения танков высокоточными управляемыми боеприпасами осколочного и осколочно-фугасного действия с высокой боевой эффективностью. Использование в таких условиях высокоточных боеприпасов с повышенным могуществом действия осколочно-фугасной боевой части позволит уничтожать мобильные вооружённые группы на местности и во время их движения, а также разрушать здания (дома), укрытия и технику, в которых они находятся.

Для решения таких задач на «ЗиДе» совместно с «ГосНИИмаш» (г. Дзержинск Нижегородской обл.) разработан выстрел ЗУБК14Ф1 с управляемым снарядом 9М119Ф1, оснащённой боевой частью осколочно-фугасного действия повышенного могущества.

Значительное увеличение фугасного и осколочно-фугасного действия было достигнуто за счёт размещения в рамках существующей конструкции ракеты 9М119 модульной боевой части, состоящей из двух блоков, расположенных по оси ракеты: донного (фугасного действия) и дополнительного головного (осколочно-фугасного действия).

Размещение второго блока стало возможным благодаря замене ракетного двигателя на ещё одну боевую часть (на фотографиях снаряда 9М119Ф1 боковые сопла, в отличие от ракеты 9М119, отсутствуют). Отсутствие двигателя привело к тому, что максимальная дальность управляемого полёта снаряда снизилась до 3500 м. Однако с учётом того, какое могущество приобретает снаряд и что дальность начала боя для рельефа равнинного типа примерно соответствует указанной цифре, разработчики пошли на это.

Главное преимущество снаряда - многократное увеличение фугасного и осколочного действия по цели в сочетании с высокой точностью попадания. Использование двухблочной боевой части и применение новых высокоэнергетических взрывчатых составов позволило разместить в ограниченном объёме заряд, эффективность которого в 2-3 раза превосходит действие существующих боеприпасов такого же калибра. За счёт наличия воздушного зазора между головным и донным блоками подрыв головного блока БЧ происходит с некоторой задержкой по времени, что повышает эффективность поражения цели за счёт увеличения фугасного действия в результате приближения точки взрыва заряда к цели. Это также создаёт значительный прирост эффективности осколочного действия вследствие более равномерного распределения поля осколков, чем в других подобных конструкциях. Применение высокоточного управляемого оружия с ОФБЧ (осколочно-фугасной боевой частью) высокой мощности обеспечивает уничтожение с первого выстрела рассредоточенной живой силы противника (в том числе в средствах индивидуальной бронезащиты) в радиусе до 20-25 м, а также находящейся в укрытиях различного типа с одновременным разрушением укрытий, и поражение малоразмерных легкобронированных и небронированных целей.

Выстрел ЗУБК14Ф с управляемой ракетой 9М119Ф и метательным устройством

Выстрел ЗУБК14Ф1 с управляемым снарядом 9М119Ф1

Траектория полёта снаряда 9М119Ф1 при стрельбе из танка Т-90. дистанция около 1300 м. Выставка "RUSSIAN EXPO ARMS», Нижний Тагил, 2009 г. Показательные стрельбы на полигоне

Сравнительный анализ показал, что включение в боекомплект танка вместо штатного выстрела ЗУБК14 с кумулятивной БЧ выстрела ЗУБК14Ф1 с модульной осколочно-фугасной БЧ может до 60% повысить эффективность поражения целей типа «ПТРК», «укрытая живая сила», огневые точки в защитных сооружениях, строениях и т.п. на дальностях до 3200-3500 м. Некоторое преимущество выстрел ЗУБК14Ф1 имеет над штатным ЗУБК14 и в поражении лёгкобронированной техники на указанных дальностях за счёт более высокой условной вероятности поражения (близкой к 1, против 0,7-0,8). Таким образом, выстрел ЗУБК14Ф1 способен эффективно поражать на дальностях до 3,5 км широкий спектр малоразмерных целей, в том числе может применяться и для поражения современных танков, оснащённых динамической защитой. В следствии отсутствия маршевого двигателя управляемый снаряд 9М119Ф1 невозможно обнаружить на траектории с помощью датчиков ультрафиолетового излучения ракетных двигателей ПТУР, устанавливаемых в некоторых зарубежных комплексах.

Управление ракетой 9М119Ф и снарядом 9М119Ф1 осуществляется аналогично ракете 9М119М, при этом доработки танковой аппаратуры управления не требуется. При необходимости выстрелы ЗУБК14Ф и ЗУБК14Ф1 могут быть использованы также в составе самоходной противотанковой пушки 2С25 «Спрут».

Выше было приведено описание современных противотанковых российских управляемых ракет, выстреливаемых из 125-мм танковой пушки. На вооружении российской армии также приняты комплексы управляемого вооружения для стрельбы из 100-мм танковых и противотанковых орудий, а также для стрельбы из 115-мм танкового орудия У-5ТС. Однако все они по своим характеристикам несколько уступают рассмотренным выше образцам. Тем не менее принятие на вооружение этих комплексов существенно расширило возможности устаревших 100-мм противотанковых и 100-115-мм танковых орудий, придавая новые качества и устаревшим танкам, и современным боевым машинам пехоты и десанта.

Таблица 2. ТТХ 125-мм комплексов танковых управляемых ракет и снарядов

Название комплекса

9К119 Рефлекс

9К119М Рефлекс-М

Тактико-технические характеристики ракет

Управляемая ракета

9М119М Инвар

9М119М1 Инвар-М

Метательное устройство

Танковая пушка 2А-46, 2А-46М

Дальность стрельбы, м

Время полёта на максимальную дальность, с

Начальная скорость, м/с

Средняя скорость полёта, м/с

Общий вес выстрела, кг

Масса ракеты, кг

Масса метательного устройства, кг

Масса БЧ. кг

Тандемная КБЧ

Длина ракеты, мм

Длина метательного устройства, мм

Бронепробиваемость под углом 90°,мм

850 без ДЗ, 750 с ДЗ

Вероятность попадания

Система наведения

Полуавтоматическая, по лазерному лучу

КОМПЛЕКСЫ УПРАВЛЯЕМОГО ВООРУЖЕНИЯ ДЛЯ 100-ММ И 115-ММ ОРУДИЙ

КОМПЛЕКСЫ УПРАВЛЯЕМОГО ВООРУЖЕНИЯ 9К116 «КАСТЕТ», 9К116-1 «БАСТИОН», 9К116-2 «ШЕКСНА» И 9К116-3 «БАСНЯ»

Комплекс 9К116 «Кастет» с управляемой по лазерному лучу ракетой после успешных испытаний в 1981 г. был принят на вооружение Сухопутных войск СССР. Он был разработан коллективом Тульского КБП во главе с А.Г. Шипуновым и предназначался для стрельбы из 100-мм гладкоствольной противотанковой пушки МТ-12.

Комплекс состоит из выстрела ЗУБК10 с управляемой ракетой 9М117 и наземной аппаратуры управления и источника питания, располагаемых на боевой позиции рядом с артиллерийской системой.

Управление полётом ракеты осуществляется с помощью аппаратуры наведения по лучу лазера, работающего в невидимой части спектра. Кроме того, на пушке устанавливается блок выключателей, соединённых с прибором управления кабелем, обеспечивающий при выстреле включение лазерного излучателя и программного устройства изменения поля управления, создаваемого в лазерном луче.

Во время работы комплекса по указанию командира расчёта наводчик орудия и оператор прибора управления, независимо друг от друга, наводят перекрестия прицелов на цель и сопровождают её. О готовности к стрельбе наводчик и оператор докладывают командиру. По команде командира наводчик орудия нажимает рукоятку пуска и продолжает следить за целью до момента выстрела. В момент нажатия рукоятки пуска включается лазерный излучатель, а при откате орудия запускается программное устройство изменения поля управления. После выстрела оператор прибора управления с помощью приводов наведения удерживает перекрестие прицела на цели до её поражения.

Скорострельность комплекса при стрельбе управляемыми снарядами на максимальную дальность составляет 3-4 выстрела в минуту. Уменьшенная масса метательного заряда, а также наличие в составе выстрела баллонов с углекислым газом позволили исключить световую вспышку при выстреле, значительно уменьшить пылевое облако и снизить демаскирующий эффект выстрела.

Ещё до завершения отработки комплекса «Кастет» было принято решение развернуть разработку унифицированных с ним комплексов управляемого вооружения для танков Т-54, Т-55 и Т-62. Практически одновременно разрабатывались два комплекса: первый - 9К116-1 «Бастион», совместимый со 100-мм нарезными пушками семейства Д-1 ОТ танков типа Т-54/55; второй - 9К116-2 «Шексна», предназначенный для танков Т-62 с 115-мм гладкоствольными пушками У-5ТС. В обоих комплексах используется одна и та же ракета 9М117 от комплекса «Кастет». Но так как у 115-мм пушки У-5ТС калибр больше, то ракета 9М117 дополнительно оснащалась опорными поясами для обеспечения устойчивого движения по каналу ствола и для предотвращения прорыва газов вперёд снаряда. Кроме того, гильза с метательным зарядом была изменена под камору 115-мм орудия. Разработка танковых комплексов была завершена в 1983 г. В результате при относительно небольших затратах появилась возможность модернизации танков второго поколения, многократно повышающая их боевую эффективность и огневые возможности.

В состав комплекса управляемого танкового вооружения 9К116-1 «Бастион» входят следующие элементы: выстрел ЗУБК10-1 с управляемой ракетой 9М117; аппаратура управления «Волна»; прицел-прибор наведения 1К13-1; преобразователь напряжения 9С831. Стрельба выстрелами ЗУБК10-1 производится из пушки Д10-Т2С танка Т-55А. Наведение на цель ракеты 9М117 осуществляется с помощью поля управления в лазерном луче.

Танковая автоматизированная система управления огнём «Волна» создавалась на базе аппаратуры комплекса «Кастет». Она отличается минимальной массой и объёмом дополнительно устанавливаемых на танке блоков, занимающих 47 л. Система наведения хорошо защищена от различных помех и обеспечивает высокую точность поражения.

Унитарный выстрел ЗУБК10-1 представляет собой единую сборку ракеты и гильзы с пороховым зарядом 9X930. В стальной гильзе, кроме порохового заряда, находятся три трубчатых баллона, расположенных вдоль оси гильзы. Баллоны заполнены жидкой двуокисью углерода и предназначены для вытеснения продуктов сгорания из гильзы и части канала ствола после выстрела до момента окончания экстракции гильзы. Пороховой заряд

Слева: пушка МТ-12 и комплекс «Кастет» на позиции. Слева от орудия - I оператор с прибором управления. I Справа: на переднем плане - прибор управления обеспечивает ракете 9М117 скорость вылета из канала ствола порядка 400-500 м/с.

Ракета 9М117 выполнена по аэродинамической схеме «утка» и состоит из следующих основных частей: блока (1) рулевого привода; боевой части (2); маршевой двигательной установки (4); аппаратурного отсека (5); блока связи (7); поддона (8). В полёте ракета вращается благодаря косопоставленному оперению.

Блок воздушно-динамического рулевого привода закрытой схемы с лобовым воздухозаборником расположен в носовой части ракеты и предназначен для преобразования управляющих электрических сигналов в механические перемещения рулей. Перед выстрелом лопасти рулей сложены вовнутрь блока и закрыты щитками. После вылета ракеты из канала ствола лопасти раскрываются механизмом раскрытия, отбрасывая щитки, и фиксируются в рабочем положении. Рабочим телом в рулевых машинках является набегающий поток воздуха, поступающий внутрь ракеты через центральный воздухозаборник в её носовой части. При полёте встречный поток воздуха через отверстие проходит в ресивер и распределительное устройство рулевых машинок, которое, в зависимости от управляющего электрического сигнала, подаёт воздух в тот или иной рабочий цилиндр рулевой машинки.

Боевая часть 9Н136М кумулятивного типа расположена между блоком рулевого привода и маршевой двигательной установкой. В донной части БЧ находится предохранительно-исполнительный механизм (ПИМ), обеспечивающий самоликвидацию ракеты в случае её промаха. При встрече снаряда с целью сминается обтекатель блока рулевого привода и замыкается электрическая цепь подачи напряжения на электродетонатор ПИМ.

Двигательная установка представляет собой однокамерный ракетный двигатель твёрдого топлива (РДТТ) с передним расположением двух сопл, расположенных под углом к оси ракеты. Заряд твёрдого топлива имеет центральный канал, внутри которого находится термоизолированная трубка, по которой проходит жгут проводов. Жгут обеспечивает электрическую связь боевой части и рулевого привода с аппаратурным отсеком.

За РДТТ расположен аппаратурный отсек, который состоит из блока питания, блока связи, гирокоордина-тора, электронной аппаратуры и блока стабилизаторов. В торце хвостовой части аппаратурного отсека находится блок связи с линзой приёмника лазерного излучения и лампа-фара для слежения за полётом ракеты. В сложенном состоянии лопасти стабилизаторов удерживаются с помощью поддона, сбрасываемого после вылета ракеты из ствола. Поддон обеспечивает защиту хвостовой части снаряда от воздействия газов вышибного заряда при выстреле. В поддоне также размещается магнитоэлектрический генератор.

Поскольку выстрел разрабатывался для стрельбы из буксируемой пушки МТ-12, где воспламенение порохового заряда производится в результате механического воздействия ударника, а не в результате подачи электрического импульса, то необходимо было разработать устройство, генерирующее электрический импульс, подаваемый на электровоспламенитель бортовой батареи питания ракеты и РДТТ. С этой целью в поддоне ракеты была размещена индукторная втулка, внутри которой находится магнитоэлектрический генератор, генерирующий электрический импульс при смещении якоря под воздействием ударника пушки. В результате в двух обмотках катушки индуктора генерируются электрические импульсы. С одной обмотки импульс тока поступает на электровоспламенитель бортовой батареи, а с другой - на электровоспламенитель вышибного порохового заряда гильзы. Причём воспламенение вышибного заряда происходит с задержкой, необходимой для выхода на режим бортовой аппаратуры управления.

Выстрел ЗУБК10-1 с ракетой 9М117: 1 - блок рулевой привода; 2 - БЧ; 3 - сопла; 4-РДТТ; 5 - аппаратурньк отсек; 6 - гильза; 7 - блок связи; 8 - поддон

Головная часть ракеты 9М117

Комплексы «Бастион» и «Шексна» в дальнейшем послужили основой для создания комплекса управляемого вооружения 9К116-3 «Басня» для боевой машины пехоты БМП-3. Машина создана на базе опытной БМП «объект 688» «Басня», разработка которой велась с 1978 г. В 1980 г. для БМП «Басня», КБМ предложило новый комплекс вооружения 2К23 со 100-мм пушкой - пусковой установкой 2А70 и спаренной с ней 30-мм пушкой 2А72. В 1981 г. была создана новая опытная БМП «объект 688М» с комплексом вооружения 2К23. Испытания БМП начались в 1982 г., а в 1985 г. БМП-3 вышла на государственные и войсковые испытания. В мае 1987 г. машина была принята на вооружение ВС СССР. В боекомплект вооружения машины входят

8 выстрелов ЗУБК10-3 с ракетой 9М117. Выстрел (пуск) ракеты производится из нарезной 100-мм пушки 2А70. Ракета наводится прицелом - прибором наведения 1К13-2 с использованием баллистического вычислителя 1В539 и лазерного дальномера 1Д14. Дальность действия комплекса 9К116-3 при стрельбе ракетой 9М117 составляет 4000 м.

В последнее время тульское КБП проводит большую работу по модернизации ракет. В связи с оснащением современных зарубежных танков динамической защитой появилась необходимость оснастить разработанные ранее ракеты тандемной боевой частью, что потребовало некоторых изменений в конструкции ракет. Начиная с 1984 г. КБП приступило к модернизации управляемых ракет калибра 100 мм. Выстрел с модернизированной ракетой, получивший название «Кан», успешно прошёл испытания и был принят на вооружение в 1993 г. В настоящее время в АК «Туламашзавод» освоено серийное производство модернизированной ракеты 9М117М в составе выстрела ЗУБК10М-1 с тандемной кумулятивной боевой частью, способной пробивать броню танков, оснащённых динамической защитой.

С целью повышения эффективности поражения современных и перспективных танков в последние годы проведена дальнейшая модернизация 100-115-мм выстрелов с управляемой ракетой 9М117М «Кан». В результате этого разработано семейство выстрелов ЗУБК23-1, ЗУБК23-2, ЗУБК23-3 с управляемыми ракетами 9М117М1 -1,2,3 «Аркан». Модернизированные ракеты 9М117М1-1,2,3 «Аркан» оснащены тандемной кумулятивной БЧ и используют систему наведения ракет 9М117. Выстрел ЗУБК23-1 с управляемой ракетой 9М117М1-1 предназначен для стрельбы из танка Т-55. Выстрел ЗУБК23-2 с управляемой ракетой 9М117М1-2 - для стрельбы из 115-мм пушки танка Т-62В. Выстрел ЗУБК23-3 с управляемой ракетой 9М117М1-3 - для стрельбы из ранее разработанных БМП-3 и современной боевой машины десанта БМД-4 с боевым модулем «Бахча-У». Новая боевая машина десанта БМД-4 поступает в войска с 2005 г. Её основное оружие - 100-мм пушка - пусковая установка 2А70, которая способна вести огонь как осколочно-фугасными снарядами, так и выстрелами ЗУБК23-3 с ракетой 9М117М1-3 «Аркан».

Модернизация выстрелов позволила увеличить дальность полёта ракеты у БМП-3 с 4 км до 5,5 км и повысить до 750 мм бронепробиваемость, в том числе брони, оснащённой динамической защитой. В 2005 г. выстрел ЗУБК23-3 «Аркан» с управляемой ракетой 9М117М1-3 принят на вооружение ВС РФ для оснащения БМД-4 и БМП-3. Введение выстрелов «Аркан» в состав боекомплекта современных боевых машин БМП-3, БМД-4 и устаревших танков Т-55 и Т-62, позволяет им успешно бороться с большинством современных танков, составляющих основу парка наиболее развитых стран.

Учитывая, что за рубежом на вооружении всё ещё находится большое количество танков со 105-мм пушкой, КБП разрабатывает также выстрел калибра 105 мм для пушек иностранного производства типа L-7.

Семейство выстрелов "Аркан"

Ракета 9М117 и выстрел ЗУБК10-3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на постоянную модернизацию существующих российских комплексов управляемого танкового вооружения, увеличение бронепробиваемости до 750 мм и дальности полёта до 6000 м (ракета 9М117М1-2 «Аркан» для танка Т-62В), все они обладают существенным недостатком - отсутствием возможности стрельбы по целям, находящимся вне зоны прямой видимости. Они могут применяться только в условиях оптической видимости целей. Да и в зоне прямой видимости обнаружить и попасть в боевых условиях в закамуфлированную цель на дальности 5-6 км без дополнительных средств разведки и целеуказания является непростой задачей. Появление у США, Израиля, Франции, Южной Кореи и других стран самонаводящихся танковых боеприпасов с дальностью стрельбы, существенно превышающей российские танковые управляемые ракеты, позволит танкам противника в сочетании с БЛА или другими безэкипажными разведывательными средствами вести огонь по целям вне зоны прямой видимости, а также с закрытых позиций. Это обстоятельство потребует от российских военных изменения тактики ведения боевых действий с применением танков, а от инженеров - разработки ответных мер и создания новых ПТРК третьего поколения с самонаводящимися ракетами, реализующими принцип «выстрелил и забыл» и способными поражать танки противника на дальности свыше 12 км.

В последнее время в некоторых СМИ появилась информация о разработке в России танковых управляемых ракет с пассивными головками самонаведения, работающими в инфракрасном диапазоне длин волн. Сообщается, что московским научно-техническим комплексом «Автоматизация и механизация технологий» («Аметех») разработан комплекс вооружения танков с самонаводящейся ракетой «Сокол-1». Комплекс может применяться всеми отечественными танками, вооружёнными 125-мм, а также и 115-мм пушками.

Ракета 9М117М1-ЗИ выстрел ЗУБК23-3. Выставка, посвящённая 80-летию КБП г.Тула, 28 сентября 2007 г.

Таблица 3. ТТХ 100,115-мм комплексов танковых управляемых ракет

«Кастет»

9К116М

«Кастет»

9К116-1 «Бастион»

9К116М-1 Бастион

9К116-2 «Шексна»

9К116М-2 «Шексна»

9К116-3 «Басня»

9К116М-3 «Басня»

Управляемая ракета

9М11 /М1 2 «Аркан»

Год принятия ракеты на вооружение

Калибр, мм тип орудия

100. гладкоствольная противотанковая пушка МТ-12

100, нарезная пушка Д10-Т2С танка Т-55

115, гладкоствольная пушка У5ТС танка Т-62

100, нарезная пушка 2А70 БМП-3. БМД-4

Калибр ракеты, мм

100, с опорными поясами

Дальность стрельбы, м

Время полёта на макс, дальность, с

Начальная скорость, м/с

Средняя скорость полета, м/с

Общая масса выстрела, кг

Масса ракеты, кг

Тип кумулят. боевой части

Тандемная

Тандемная

Тандемная

Длина ракеты, мм

Длина выстрела, мм

Бронепроби-ваемость под 90" без ДЗ. мм

Вероятность попадания

Система наведения

Полуавтоматическая, получу лазера

Свой комплекс управляемого вооружения танков с самонаводящейся ракетой, оснащённой тандемной боевой частью, разрабатывает и тульское КБП. Ракета будет поражать танки противника на дальности до 8 км со стороны верхней полусферы, а сам танк сможет вести огонь с закрытых позиций по нескольким целям практически одновременно и после пуска уйти в укрытие, не дожидаясь, когда ракета долетит до цели.

Тульское КБП имеет богатый опыт в создании боеприпасов с полуактивными ГСН. Принципы и отработанные технические решения, реализованные в разработанных ими управляемых снарядах комплексов «Краснополь-М2», «Китолов-2М» и других, имеющих полуактивную ГСН и наводящихся по отражённому лазерному лучу, могли бы быть применены и в танковом управляемом боеприпасе. Эти комплексы способны поражать первым выстрелом с вероятностью прямого попадания в цель на уровне 0,8 не только неподвижные, но и движущиеся танки и другие бронированные цели, на дальности 25 и 12 км соответственно. При этом подсветка цели лучом лазера в современных условиях могла бы осуществляться либо с автономных БЛА, по типу американских БЛА класса I «Т-Hawk» и БЛА класса IV «Fire Scout», или с помощью собственного БЛА, выстреливаемого из танковой пушки подобно итальянскому танковому БЛА «Horus» (см. статью «Зарубежные танковые управляемые боеприпасы», «Оружие» № 2, 2012 г.).

В тульском КБП разрабатываются многоцелевые комплексы воздушного («Гермес-А»), наземного («Гермес») и морского («Гермес-К») базирования с самонаводящейся сверхзвуковой ракетой. Максимальная скорость полёта ракеты 1000 м/с, средняя 500 м/с. На участке вывода в район цели предполагается использовать инерциальную или радиокомандную систему наведения, а на конечном участке либо полуактивное лазерное, либо инфракрасное (пассивная тепловизионная ГСН) и их комбинацию (полуактивная лазерная ГСН + ИК-ГСН), либо активное радиолокационное самонаведение.

Комплекс предназначен для поражения, прежде всего, современных и перспективных танков, а также легкобронированных и других подвижных и неподвижных целей. Ракета имеет осколочно-фугасную боевую часть массой 28 кг, содержащую 18 кг взрывчатого вещества. В варианте воздушного базирования максимальная дальность стрельбы днём и ночью составляет 15-20 км, а подсветка цели лучом лазера может осуществляться непосредственно с вертолёта. В 2009 г. комплекс «Гермес-А» впервые был представлен на выставке оборонительных вооружений «ЮЕХ-2009» в Абу-Даби и авиасалоне «МАКС-2009». Предполагается, что он будет входить в состав вооружения вертолётов Ка-52 и МИ-28Н. По словам руководителя делегации КБП Юрия Савенкова лётные испытания нового ракетного комплекса «Гермес» КБП должно было провести в 2010 г., а в 2011-2012 гг. запустить этот комплекс в серийное производство для Минобороны РФ. Так как маршевая ступень ракеты выполнена в калибре 130-мм, то можно предположить, что разработанные для этой ракеты ГСН (в том числе и ИК-ГСН) при некоторых конструктивных изменениях могли бы быть использованы и в 125-мм танковых самонаводящихся ракетах.

К сожалению, сегодня танковых противотанковых ракетных комплексов с самонаведением, принятых на вооружение российской армии, нет. Ссылки высокопоставленных военных на то, что они слишком дорогие и что нет средств для принятия их на вооружение, кажутся странными на фоне миллиардных контрактов по закупке вооружений в других странах, в которых мы закупаем или собираемся закупать вооружение (Израиль, Италия). При этом число этих стран всё увеличивается. Теперь мы постепенно превращаемся из основного поставщика вооружений на мировой рынок в основного покупателя. Это, в конечном итоге, отражается на главных создателях российской техники - инженерах, фактическая (а не средняя) зарплата которых значительно ниже, чем во многих других сферах трудовой деятельности. Отсюда нежелание молодёжи идти в оборонную отрасль, и если ситуация не изменится, то отрасли грозит вырождение и развал.

122-мм управляемый снаряд комплекса «Китолов-2М» I (на переднем плане) и 152-мм управляемый снаряд I комплекса «Краснополь-М2» на выставке МАКС-2009

Ракета комплекса «Гермес-А». Выставка, посвящённая 80-летию КБП г.Тула, 28.09. 2007 г.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter