Ракетные поезда россии выходят с запасного пути. Ядерные поезда-призраки снова в россии. почему нервничает нато

«Ядерный поезд» - боевой железнодорожный ракетный комплекс - любимая страшилка в разговорах про стратегические вооружения, уступает, пожалуй, только легендарной «нейтронной бомбе». Недавно российским гражданам сообщили об отказе от запуска в серию новейшего БЖРК «Баргузин». Мы подумаем - а так ли он был нужен?

Чёрной-чёрной ночью чёрный-чёрный поезд мчится по заснеженному-заснеженному полю и несёт в себе ядерные-ядерные ракеты. Примерно так и представляется обывателям работа боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Неотличимый от простых поездов, он скрытно курсирует по необъятным просторам нашей страны. Внутри же сидят суровые и насторожённые военные, пьют чай из стаканов с подстаканниками и думают о судьбах Родины, готовые в любой момент запустить ракеты с ядерной боеголовкой.

Недавно стало известно, что разработка БЖРК нового поколения «Баргузин» была прекращена на этапе проектирования. И это не так плохо, как может показаться сразу, и уж точно не подразумевает серьёзных прорех в ядерном щите нашей страны. Всё дело в том, что поезд с ядерными ракетами был идеальным оружием только с точки зрения запугивания обывателей. С практической же стороны к этому чуду техники было очень много вопросов. Начнём с начала: в предыдущем подходе к теме было сформировано 12 поездов, каждый из которых нёс три ракеты, итого 36. По сравнению с общим советским арсеналом это была капля в море.

Боевые железнодорожные ракетные комплексы РТ-23 «Молодец» несли боевое дежурство с 1987 года. В 2003–2007 годах они были утилизированы по договору СНВ-2, но две демилитаризованные пусковые установки сохранены в качестве музеев.

Вообще основная задача любого мобильного носителя - незаметно добраться на оптимальную точку пуска, отстреляться и постараться удрать живым на максимальной скорости. Ближе всех к противнику могут «подъехать» подводные лодки и самолеты-ракетоносцы, которые больше других подходят для всяких хитрых планов, с пусками из неожиданных мест и по нестандартной траектории.

Мобильные комплексы на колёсах справятся с этим хуже, зато могут двигаться, как тараканы, - легко менять направление и разбегаться после нанесения удара в разные стороны. Поезд же, как справедливо отмечал Андрей Макаревич, «проедет лишь там, где проложен путь».

еперь посмотрим на карту железных дорог нашей страны. Эффективно прятать поезд от всевидящих глаз спутников можно только в европейской части России, где есть разветвлённая сеть железных дорог. Гнать его по нитке Транссиба весело, но глупо. Но и в европейской части БЖРК не будет чувствовать себя вольготно: за последние годы среднесуточная скорость движения транспортных составов значительно снизилась из-за необходимости часто останавливаться и пережидать пассажирские поезда и составляет - та-дамм! - девять километров в час! То есть даже если спутник-шпион будет снимать «Баргузин» раз в сутки, он не уедет дальше чем на 200 с небольшим километров от последней фотографии.

Теперь немного о пресловутой незаметности. В сети есть воспоминания «матёрых» железнодорожников, оказавшихся неспособными отличить советский БЖРК «Молодец» от обычного поезда. Честно говоря, в это не очень верится. Три локомотива, за ними три пассажирских вагона, четыре почтовых, а затем рефрижераторные вагоны не с четырьмя, а с восемью осями. Вы часто видите такие поезда? Вообще микс из пассажирских и рефрижераторных вагонов - это уже очень редкое явление на желеной дороге. Предполагалось, что новые «Баргузины» будут использовать обычные четырёхосевые вагоны, однако это не сильно исправит ситуацию, хотя, конечно, они не будут выделяться так радикально, как «Молодцы» с их системами перераспределения массы на соседние вагоны.

Поверьте, знать о том, что к ним приехал «ядерный поезд», будут все работники от диспетчерской до депо. А в эпоху мобильников, инстаграма и повсеместной геолокации это превратится в увлекательнейшую игру по поиску в сети хэштега #nucleartrain и #barguzin. Фото на фоне поезда с ракетами - это прекрасно. Что уж говорить про современные цифровые системы учёта вагонов, способные запалить такие поезда в моменты выхода на линию. В итоге мы имеем очень интересный, сложный технически и дорогой проект сомнительной полезности. Опять-таки, в качестве страшной сказки на ночь ядерный поезд идеален. Он останавливается в чистом поле, из вагона-электростанции поднимаются специальные выдвижные устройства. Они закорачивают контактную сеть, во все стороны летят искры и молнии, на протяжении ближайших километров останавливаются все электропоезда. Затем провода отводятся в стороны, ракеты поднимаются и выбрасываются из пусковой установки на небольшую высоту, включаются маршевые двигатели, и вот подарки уже летят в сторону мирно спящей Оклахомщины. Увидишь такое во сне - проснёшься в холодном поту.

С точки же зрения практической реализации всё очень дорого, сложно и ещё раз дорого. Бросковые испытания система прошла, а значит, в случае строгой необходимости может быть достаточно оперативно доведена до практической реализации. Пока же наш поезд будет «стоять на запасном пути», и ничего страшного. Тем же, кто хочет лить слёзы по «мы в советские времена уууу», я рекомендую посетить питерский музей железнодорожной техники возле Балтийского вокзала. БЖРК «Молодец» там есть - можно поностальгировать.

Мировое сообщество в шоке: ах-ох, такая и сякая Россия зачем-то восстанавливает свои боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК). Беспросветный тоталитаризм и зажим свободы.

Подумаешь, НАТО всего-то немножечко продвинулась на Восток – это только на пользу демократии. Подумаешь, США вышла из договора по ПРО и строит «оборонительные площадки» для антиракет в Польше и Румынии – они исключительно против ракет северокорейцев и иранцев, несущих угрозу «Свободному Миру». Алё, Россия, тебе никто и ничто не угрожает, прекрати вооружаться!

– Зачем Россия вооружается, когда во всём мире так хорошо и прекрасно? Не лучше ли вместе с западными странами строить дивный новый мир, где нет места оружию массового уничтожения?

– У России много атомных субмарин. Зачем ей ещё и какой-то «атомный поезд»? У этих русских тяга вооружаться до зубов в генах. Они хотят войны. У них всё плохо, и поэтому им хочется утащить весь Запад с собой в могилу!

– «Атомный поезд»? Это бесчеловечно! Россия не думает о своих пассажирах на железнодорожном транспорте! Это значит, что теперь любой российский пассажирский поезд становится законной целью. Русские ещё бы атомные бомбы к пассажирским воздушным и морским лайнерам прицепили…

– Это блеф. Российская экономика лежит в руинах. Русские сейчас понастроят «атомных поездов» на последние деньги, а чем потом питаться будут? Сырым ураном? Несчастные ублюдки…

– Россия подаёт сигнал: не лезьте к ней и её союзникам. Зачем Запад полез разрушать Украину? Хотите новую войну, как в Корее? Надеюсь, наши военные и политики всё правильно поймут.

Что же так обеспокоило обитателей сытого демократического свинарника?

Существует не то чтобы легенда, а неподтверждённая из авторитетных источников информация, что тему БЖРК Советскому Союзу подбросили США. Некогда в Америке разрабатывался железнодорожный комплекс для скрытой перевозки и пуска баллистических ракет, да только проект светозарные джедаи не вытянули, ухлопав на него миллиарды денег. Во всяком случае, ни одного БЖРК в вооружённых силах США нет и не предвидится.

Впрочем, как утверждают оружейные историки, американцы в данном вопросе не пионеры. Впервые на железнодорожную платформу безуспешно попытались взгромоздить и запустить баллистическую ракету ФАУ-2 сумрачные тевтонские гении III Рейха.

В 50-е годы в СССР тему железнодорожных стартовых столов для баллистических ракет разрабатывали такие прославленные конструкторы, как Лавочкин, Королёв, Янгель, но их работы на тот момент не увенчались успехом.

Вот и решили «американские партнёры» подложить советским товарищам хорошенькую свинью в красивой упаковке «Америка строит «атомный поезд», а вам слабо, красные?».

Правда это, или нет, но только научная и конструкторская мысль СССР с задачей справилась благодаря конструкторскому коллективу под руководством академика Алексея Уткина. Проблема была решена благодаря появлению твердотопливных ракет. НИОКР по проекту «Молодец» начались в середине 60-х, но родился БЖРК «Молодец» и встал на боевое дежурство только в 1987 году. И немедленно превратился в головную боль, занозу в заднице, в «ужас, летящий на крыльях ночи» для Пентагона.

Судите сами. Каждому «Молодцу» досталось по кладенцу из трёх баллистических ракет «Скальпель» РТ-23 УТТХ. Каждая ракета имела дальность 10 тыс. км и несла в себе «гостинец» из 10 разделяющихся боеголовок индивидуального наведения с ядерным зарядом в 430 килотонн в тротиловом эквиваленте. Целых 900 хиросим для супостата. Всего к началу 90-х было построено 12 БЖРК и неизвестное количество фальшивых «молодцов».

Внешне состав «атомного поезда» ничем не отличался от тысяч других составов, колесящих вдоль и поперёк по развитой сети железных дорог СССР. Типичный набор вагонов «Молодца» выглядел как грузо-пассажирский поезд: почтовые, пассажирские вагоны и рефрижераторы. Правда, у вагонов, несущих в себе ракеты, вместо четырёх колёсных пар было восемь, а сам состав тянули три магистральных тепловоза, но число колёс со спутника не видать, да и большегрузные составы в СССР возили трехсекционные локомотивы – пойти, разберись, где какой поезд проехал.

А если ещё добавить сюда многочисленные скальные тоннели и укрытия, созданные специально для БЖРК, в которых их никакой чёрт не найдёт, да ещё неизвестное количество поездов-«пустышек», созданных для отвлечения внимания слишком любопытных…

В терминах советских железнодорожников БЖРК назывались «поезд номер ноль».

Как признавались сами американцы, отследить советские БЖРК для их и натовской военной разведки было задачей непосильной. Даже несмотря на то, что только ради обнаружения и наблюдения за «молодцами» Пентагоном была запущена на орбиту целая спутниковая группировка.

В конце 80-х, когда «молодцы» вовсю сновали по широким просторам нашей страны, американская разведка затеяла операцию по техническому обнаружению наших БЖРК. Под видом коммерческого груза во Владивосток был доставлен стандартный грузовой контейнер, нашпигованный шпионской аппаратурой, следовавший транзитом в Швецию. Хитрый контейнер был вовремя распознан советской контрразведкой и, по некоторым данным, благополучно достиг пункта назначения. Вот только ничего интересного в Пентагоне для себя с этой «большой прогулки» не поимели. Ибо нефиг.

О надёжности «Молодца» свидетельствуют проведенные в 1991 году испытания «Сияние» (эксперимент на устойчивость к ЭМИ) и «Сдвиг» – имитация близкого взрыва килотонной мощности. На полигоне в Плесецке в 650 метрах от БЖРК из 100 тыс. противотанковых мин, вывезенных из ГДР была выложена и взорвана 20 метровая пирамида. Чудовищной силы взрыв вырвал в земле воронку 80 метров в диаметре, уровень звукового давления в жилых отсеках БЖРК достиг болевого порога 150 дБ. Одна из пусковых установок из трёх показала отмену готовности, но после перезагрузки бортового вычислителя запустила ракету в штатном режиме.

В 1993 году по договору о СНВ-2 все БЖРК подлежали уничтожению. Причём уничтожение «молодцов» и запрет на разработку аналогичных комплексов было непременным условием американской стороны при подписании договора. До 2007 года 10 поездов были уничтожены, а 2 стали музейными экспонатами. Надо сказать, что «наши американские партнёры» даже не скрывали своей радости по этому поводу.

Интересно, что летом 1993 года в тупике Киевского вокзала Москвы стоял состав, в сцепке которого имелся один «хитрый» вагон БЖРК (возможно, списанный), набитый прохладительными напитками польского производства, которые предприимчивый сторож продавал всем желающим оптом и в розницу.

С приходом во власть США неоконов, Америку, после терактов 11 сентября, захлестнула паранойя, перешедшая в новую экспансию и гонку вооружений.

В ответ на развёртывание американцами глобальной системы ПРО, руководство России в 2013 году приняло решение воссоздать БЖРК с учётом современных научно-технических достижений. На смену «Молодцу» в 2020 году должен прийти «Баргузин». Ограничение было снято подписанием договора СНВ-3 с Обамой, наивно считавшим, что воскресить «Молодца» Россия будет неспособна. Ведь ракеты «Скальпель» делала Украина.

Как уточняет командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев, «Баргузин» поначалу планировали ввести в строй в 2019 году, но в связи с ухудшением финансовой обстановки график был смещён на год. В данный момент новый БЖРК находится на стадии технической документации. В 2017 году Владимир Путин заслушает доклад по теме и рассмотрит график выпуска «баргузинов» военпромом.

Согласно организационно-штатной структуре, каждый «ракетный поезд» будет приравнен к полку, пять поездов составят дивизию.

Если железнодорожная часть «Баргузина» находится на стадии проекта, то с ракетной частью всё давно в полном порядке. По всем параметрам «Баргузин» превзойдёт своего старшего брата «Молодца». Новый БЖРК получит не три, а шесть новейших МБР РC-24 «Ярс» («Ярс-М») с миномётным стартом и дальностью полёта 11 тыс. км. Правда, БЧ «Ярс» содержит только четыре боеголовки по 250 килотонн, но и этого достаточно, чтобы в случае необходимости испепелить какой-нибудь Род-Айленд.

Судя по поступающей информации, «Баргузин», помимо б0льшего ракетного вооружения, будет оснащён новейшими средствами маскировки и системой РЭБ. Учитывая, что ракеты «Ярс» в два раза легче «скальпелей», вагонам с пусковыми установками ракет внутри более не понадобятся восемь колёсных пар. Мало того, вместо сцепки из трёх магистральных тепловозов «Баргузину» понадобится только один. Вот что значит новые технологии. Сюда же можно добавить, что в сутки «Баргузин» способен удалиться от станции отправления на 2500 км, так что ищи ветра в поле. Автономность комплекса составляет 30 суток, время реакции на команду Генштаба о запуске ракет – 3 минуты.

Зачем России понадобились БЖРК, может спросить иной пытливый читатель. Ведь есть МБР шахтного базирования, мобильные комплексы «Тополь-М», атомные субмарины, наконец. Проблема в том, что дислокация ракетных шахт противнику хорошо известна, как и маршруты мобильных ракетных комплексов. Обнаружение российских подводных ракетоносцев представляет для них серьёзную проблему, даже несмотря на разрекламированную океанскую систему акустического обнаружения SOSUS, но атомных субмарин у России мало. Гораздо меньше, чем их было в СССР. Поэтому БЖРК с их летучестью и неуловимостью вносят в натовские планы серьёзный фактор непредсказуемости. И хотя информация о «баргузинах» поступает уже довольно давно, «партнёры» всерьёз обеспокоились после сообщения об удачном испытании ракеты для «Баргузина», запущенной с космодрома «Плесецк».

И это хорошо. Поскольку фактор непредсказуемости заставляет усомниться в собственных силах и, как следствие, приводит к отрезвлению и желанию договариваться.

Россия прекратила создание боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин», разработку которого только в июле анонсировал заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин. Проект «Баргузин» отложен в долгий ящик, сообщает «Российская газета» . Официально об этом пока не объявлено.

«Проект «Баргузин» находится на уровне абсолютной готовности промышленности к созданию в случае, если решение будет принято и включено в государственную программу вооружения», — рассказывал летом в интервью РИА «Новости» Рогозин, являющийся также председателем Комиссии военно-промышленного комплекса.

Тогда же сообщалось, что БЖРК «Баргузин» планируется разработать до 2018 года. Новый БЖРК должен был значительно превосходить советского предшественника в точности, дальности полета ракет и другим характеристикам. Это позволило бы поезду как минимум до 2040 года находиться в боевом составе РВСН. Таким образом, сообщалось, что ракетные войска стратегического назначения возвращаются к трехвидовой группировке, содержащей комплексы шахтного, подвижного и железнодорожного базирования.

В конце 2015 года главнокомандующий РВСН Сергей Каракаев рассказал о завершении эскизного проектирования БЖРК и начале разработки рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса. В свою очередь, начальник Главного штаба РВСН в 1994 — 1996 годах генерал-полковник Виктор Есин в мае 2016 года сообщил, что сроки создания «Баргузина» будут определены в государственной программе вооружений на 2018 — 2025 годы.

В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк состоялись успешные бросковые испытания модификации ракеты специально для БЖРК. Известно, что один «Баргузин» планировалось приравнивать к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН должны входить пять ракетных полков — 30 пусковых установок.

Бросковые испытания — первый этап проверки любых ракет. В ходе этих испытаний проверяется, в частности, правильно ли разработаны алгоритмы подготовки ракеты к пуску, как ракета покидает пусковую установку и как срабатывает пусковое оборудование. В январе нынешнего года в оборонно-промышленном комплексе поясняли, что летные испытания ракеты намечены на 2019 год.

Приказ «О создании подвижного БЖРК» с ракетой РТ-23 был подписан 13 января 1969 года. Комплекс должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал мобильностью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара. Головным разработчиком было КБ «Южное», расположенное в городе Днепропетровск (нынешний Днепр).

Главными конструкторами БЖРК стали академики братья Алексей и Владимир Уткины — выдающиеся создатели советского ракетного оружия. БЖРК представляет собой стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования, внешне неотличимый от обычного товарняка. В его вагонах установлены полностью снаряженные межконтинентальные баллистические ракеты, командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и размещен личный состав офицеров-ракетчиков.

В случае угрозы ядерной войны БЖРК по плану выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов.

Если же командование отдает приказ о боевом применении, поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трех вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Через две минуты комплекс уже готов выпустить три ракеты, суммарно несущие 30 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый. Для сравнения — мощность сброшенной на Хиросиму атомной бомбы «Little Boy» («Малыш») составляла около 18 килотонн.

В конце октября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков рассказал, что глава государства Владимир Путин принял личное участие в тренировке по управлению стратегическими ядерными силами. Песков добавил, что Путин запустил четыре баллистические ракеты. Он также уточнил, что испытание «ядерной триады» — это постоянный процесс, который проходит в строгом соответствии с международными правилами, и эти учения не могут негативно влиять на международную обстановку или усиливать напряженность.

МОСКВА. 28 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Тридцать лет назад в Советском Союзе завершилась программа испытаний уникального стратегического оружия — боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) РТ-23 УТТХ "Молодец", известного на Западе под именем "Скальпель". Этот поезд, способный обрушить на вероятного противника три межконтинентальные баллистические ракеты, "наградил" руководителей западных разведок неутихающей головной болью. Учитывая огромную протяженность железных дорог СССР и количество курсирующих по ним составов, обнаружить среди них замаскированную под обычный вагон пусковую установку было невозможно.

Военный эксперт: разведка противника не сможет распознать БЖРК "Баргузин" Ракета для боевого железнодорожного ракетного комплекса "Баргузин" успешно прошла бросковые испытания. Об особенностях элементов БЖРК в эфире радио Sputnik рассказал военный эксперт Виктор Мураховский.

К моменту распада СССР у нашей страны имелось три ракетные дивизии — 12 поездов с 36 пусковыми установками. Однако в 1993 году Россия согласилась подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II, предусматривавший утилизацию всех ракет РТ-23. В период с 2003 по 2007 год все "Молодцы" были утилизированы, кроме двух, оставленных в качестве музейных экспонатов. Тогда казалось, что в них нет надобности. О БЖРК вновь вспомнили в текущем десятилетии, когда отношения России и Запада стали резко ухудшаться. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России этих комплексов на новой технологической основе. А в июле 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия готова к созданию новых БЖРК по проекту "Баргузин".

Состав с "сюрпризом"

БЖРК представляет собой стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования, внешне неотличимый от обычного товарняка. В его вагонах установлены полностью снаряженные МБР, командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и размещен личный состав — офицеры-ракетчики. В случае угрозы ядерной войны БЖРК выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов. Если же "сверху" поступает приказ о боевом применении, поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трех вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Еще пара минут — и в сторону агрессора минометным стартом вылетают три ракеты, суммарно несущие 30 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый.

В СССР разработкой БЖРК занималось КБ "Южное". Главными конструкторами стали академики Владимир и Алексей Уткины. Задача перед братьями стояла нетривиальная: "впихнуть" ракету с пусковой установкой общим весом более 150 тонн в обычный железнодорожный вагон. При этом БЖРК был должен разгоняться по рельсам до 120 километров в час. Решить этот вопрос удалось, создав для комплекса усиленные вагонные тележки и специальные разгрузочные устройства, перераспределявшие часть веса на соседние вагоны. БЖРК получил возможность двигаться по путям без риска их "сломать". В конечном счете "Молодец" выглядел как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имели по восемь колесных пар, а три — по четыре. Благодаря всем необходимым запасам БЖРК мог работать в автономном режиме до 28 суток.

Летные испытания ракет комплекса производились в 1985-1987 годах на космодроме Плесецк, всего было произведено 32 пуска и 18 выходов БЖРК на железные дороги страны. В рамках опытной эксплуатации они прошли более 400 тысяч километров по всем климатическим зонам страны — от тундры до пустынь. Все это время существование комплексов оставалось тайной для западных разведок. БЖРК были замаскированы на совесть. Единственным демаскирующим фактором была необычная конфигурация поезда — его тянули сразу три тепловоза. Тем не менее бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники в упор не могли понять, что с этим составом "не так".
Официально на вооружение "Молодца" приняли в 1989 году. К тому времени уже было развернуто пять ракетных полков — четыре в Костромской области и один в Пермской.

В 2000-х годах БЖРК, согласно международным договоренностям, начали утилизировать. Командование РВСН решило сделать ставку на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) "Тополь-М" как основу мобильной компоненты сил ядерного сдерживания. Однако со временем стало ясно, что ПГРК хоть и сложно отследить, но все же легче, чем БЖРК, которые могут "затеряться в толпе". И в 2012 году в Московском институте теплотехники (МИТ) начались работы над новым поездом стратегического назначения.

Гарантированный ответ

Информации о перспективном БЖРК в открытых источниках немного, но известно, что один состав будет нести уже шесть межконтинентальных баллистических ракет — скорее всего, трехступенчатых твердотопливных РС-24 "Ярс", также разработанных специалистами МИТ. Одна такая МБР способна забросить от трех до шести боевых блоков мощностью около 300 килотонн каждый на дистанцию 12 тысяч километров. Поменьше, чем у РТ-23 УТТХ, однако "Ярс" и весит вдвое меньше, что упрощает его монтаж и транспортировку в стандартном вагоне. Кроме того, для тяги будет использоваться лишь один локомотив, что делает эксплуатацию комплекса более легкой и лучше его маскирует. Предполагается, что новый БЖРК сможет перемещаться по всей стране, преодолевая тысячу километров в сутки.

© Министерство обороны РФ Загрузка баллистических ракет РС-24 "Ярс" в пусковую установку. Кадры Минобороны


© Министерство обороны РФ

В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк состоялись успешные бросковые испытания модификации ракеты специально для БЖРК. Известно, что один "Баргузин" будет приравниваться к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН должны входить пять ракетных полков — 30 пусковых установок. Вероятнее всего, работы над БЖРК получат финансирование в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы и могут встать на боевое дежурство уже в 2020-2021 годах.

"В условиях развертывания США новых средств высокоточного оружия, в том числе и на территории Америки, наличие у нас БЖРК станет козырем, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. — Эти комплексы создают фактор неопределенности. БЖРК наряду с мобильными ПГРК — ответ на американскую концепцию глобального обезоруживающего удара неядерными средствами, главным образом крылатыми ракетами. Эта доктрина подразумевает уничтожение военно-политического руководства страны, пунктов управления войсками, шахтных пусковых установок одним мощным ударом. Но если у противника нет точных координат всех пусковых установок, эта концепция уже не работает".

Более того, даже полностью уничтожив нашу "ядерную триаду" массированным ракетным ударом, вероятный противник не сможет лишить РВСН возможности нанесения ответного удара. Многие километры железнодорожных путей в России проходят через скальные тоннели, которые можно использовать как укрытие для БЖРК. И нет никакой гарантии, что, когда отгремят взрывы, один единственный поезд-призрак не отстреляет по агрессору весь боекомплект откуда-нибудь из Уральских гор.

© Фото: предоставлено пресс-службой РВСН

© Фото: предоставлено пресс-службой РВСН

Вчера СМИ со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщили, что работы по созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) "Баргузин" временно приостановлены. Причём отмечается, что опытно-конструкторские работы были завершены, а ракетный комплекс может встать на рельсы в случае необходимости. В Минобороны никак не прокомментировали эту информацию. Новость удивила военных экспертов и не только их.

Что такое "Баргузин"

"Баргузин" представляет собой обычный состав, внешне неотличимый от обычного товарного поезда. В его вагонах устанавливаются межконтинентальные баллистические ракеты "Ярс" с 30 боеголовками мощностью 550 килотонн каждая. Кроме того, "на борту" размещены командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и личный состав.

В случае угрозы ядерной войны БЖРК выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов. В случае приказа о боевом применении поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трёх вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Затем в сторону цели миномётным стартом вылетают три ракеты.

У "Баргузина" был предшественник - советский БЖРК с ракетой "Молодец". К 1991 году у России были три ракетные дивизии - 12 поездов с 36 пусковыми установками. Благодаря маскировке и автономности "поезд-призрак" был неуловим для спутников-шпионов. Однако в 1993 году Россия согласилась подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II, предусматривавший утилизацию всех ракет РТ-23. В период с 2003 по 2007 год все "Молодцы" были утилизированы, кроме двух, оставленных в качестве музейных экспонатов.

О реанимации проекта по созданию БЖРК было заявлено в декабре 2013 года. А в июле 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия готова к созданию новых БЖРК по проекту "Баргузин".

"Баргузин" планировали разработать до 2018 года. Ранее командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев заявил, что новый БЖРК будет значительно превосходить советского предшественника по точности, дальности полёта ракет и другим характеристикам. По задумке военных, введя в строй "Баргузин", Россия получала триаду - то есть комплексы шахтного, подвижного и железнодорожного базирования.

Почти готов?

В ноябре прошлого года консультант командующего РВСН генерал-полковник Виктор Есин заявил, что бросковые испытания ракеты для боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) "Баргузин" прошли успешно. Пробный запуск ракеты состоялся в начале ноября на космодроме "Плесецк" под Архангельском.

"Результат, как говорят, приемлемый - то есть задачи, которые ставились перед испытанием, были решены. Ракета подтвердила способность стартовать с железнодорожной платформы ", - рассказал Есин. Речь идёт о ракете типа РС24 "Ярс".

Впрочем, уже тогда представители Минобороны не утверждали конкретных сроков введения в строй "поездов-призраков".

"Развитие железнодорожного комплекса зависит от целой совокупности факторов. Тут должны быть учтены и другие компоненты "ядерной триады". Всё это и будет увязано в новой госпрограмме, которая начнёт действовать с 2018 года. Так что сейчас сказать что-либо однозначное было бы преждевременным ", - заявлял Есин.

Испуганное НАТО

Любая новость про "Баргузины" вызывает на Западе шквал критики. И их боязнь объяснима: при размещении ракет на поездах очень сложно отследить перемещение подобных составов. Сверху вагоны вообще идентичны обычным, к тому же они в любой момент могут поменять направление, что делает уничтожение комплекса в случае пуска очень затруднительным. Так почему же тогда решили отказаться от столь грозного оружия? Разберём несколько версий.

Первая - дезинформация противника. Да-да. Старый добрый приём. Пусть западные военные думают, что мы правда решили отказаться от поездов с ракетами.

Баргузинов", и в Генштабе есть как противники, так и сторонники данного вида вооружений. Не исключено, что при формировании госпрограммы статья расходов на поезда-призраки просто исчезла. Тем более что и раньше создание БЖРК не было приоритетной задачей для армии. Так, в декабре 2015 года источник в российском ОПК сообщил СМИ, что из-за сложной финансовой ситуации сроки работ по созданию "Баргузина" перенесены более чем на один год и завершатся не ранее 2020 года.

Против "Баргузинов" выступили РЖД. Сначала железнодорожники, по слухам, были крайне недовольны ускоренным износом железнодорожных путей, по которым должен был передвигаться"Баргузин". Из-за тяжёлых ракет весом в 105 тонн для их размещениятребовалось усиливать колёсные пары. Но в новых БЖРК тяжёлые ракеты использовать не планировалось - там должны были разместить лёгкие ракеты РС-24.

Сегодня, когда вопросы прибыли и коммерции вышли на первый план, в РЖД наверняка не готовы, как это было раньше, ради обороны страны ущемлять свои интересы, а также нести расходы по ремонту полотна, в случае если будет принято решение, что по их дорогам снова должны курсировать БЖРК. Именно коммерческая причина, по мнению некоторых специалистов, могла сегодня стать препятствием для окончательного решения к принятию их на вооружение.

Ярс", а потому вес вагона оказывается сравним с обычным, что позволяет добиться идеальной маскировки боевого состава. Но, как рассказывают, железнодорожники по-прежнему были не в восторге от необходимости встраивать в систему перевозок ещё и поезда с ядерными боеголовками.

БЖРК должен был стать самым сильным аргументом, главным нашим козырем в споре с американцами по поводу целесообразности развёртывания глобальной системы ПРО. "Поезд-призрак" мог встать где угодно, где есть шпалы и рельсы, повернуть в любую сторону и даже использоваться в тот момент, когда потенциальный противник атаковал. Теперь его может постигнуть судьба "Молодца". Но это не точно.