«Сатана» против «Миротворца»: Межконтинентальная баллистическая ракета. Недаром натовцы её прозвали «Сатаной Ракетный комплекс шахтного базирования воевода

Наши системы вооружений, как правило, носят абстрактно-нейтральные названия, которые в случае частичной утечки информации мало что скажут разведчикам иностранных спецслужб. Взять, к примеру, тот же «Тополь» или «Ясень». Деревья как деревья. А то и вовсе «Буратино» какой-нибудь сказочный. Но есть одно оружие, которое и на Западе, и у нас называют зловеще: «Сатана» - ракетный комплекс третьего поколения, он же 15П018, он же Р-36, он же SS-18, он же РС-20Б, он же «Воевода». Такое большое количество имен имеет свою причину. Пользоваться советскими кодами среди специалистов НАТО традиционно не принято, они придумывают собственные обозначения каждому образцу нашей техники, обычно тоже довольно безобидные. Так чем же их так пугает 15П018 и что собой представляет эта гроза американцев - ракета «Сатана»?

как инструмент агрессии

Создание комплекса баллистических ракет - дело дорогое, наукоемкое и технологически сложное. Принудить СССР к участию в гонке вооружений долгое время было целью американских администраций разных времен, от Трумэна до Рейгана. По различным причинам Америка всегда была богаче Советского Союза, и изматывание его непосильными тратами в конечном счете обеспечило победу в Холодной войне. В немалой мере и сегодня эта политика применяется к новой России.

Наш ответ американцам

Примерно к 1965 году мощность американских межконтинентальных ракет серьезно возросла, равно как и другие технические параметры, в том числе точность попадания. Это создавало угрозу советским пусковым установкам, большинство которых в то время были стационарными и располагались в шахтах, сосредоточенных в оперативных районах по групповому принципу. Таким образом, одна американская МБР в случае удачного попадания могла накрыть несколько советских, еще не успевших стартовать. Срочно требовалось реагировать на возникшую угрозу. Выхода было два: рассредоточить пусковые установки, упрочнив шахты, или сделать их мобильными, сохранив при этом высокую мощность, а значит, вес и размеры. Но в век спутников трудно скрыть перемещение подвижных пусковых комплексов. Проблемы требовали решений. В результате появилась Р-36 «Сатана» - самая мощная ядерная ракета в мире.

Великий Уткин

Академик при жизни знаменитым человеком не был. Но его друзья, единомышленники, коллеги и бывшие подчиненные, отмечая 17 октября день рождения своего шефа, без тени сомнения называют его гением. И для этого есть основания. Под руководством этого ученого был создан ракетный комплекс «Сатана», вернее, 15П018 (дьявольское прозвище детищу академика дали американцы). Все началось с общей концепции, затем ее разбили на отдельные технические задачи, каждая из которых была успешно решена.

Ракетный комплекс «Сатана» - система очень сложная, каждый ее агрегат должен работать согласованно, а любой сбой может привести к непоправимым последствиям. Кроме этого, грозное оружие должно было стартовать как из стационарных шахт, так и со специальных железнодорожных платформ, замаскированных под обычные вагоны.

Как запустить тяжелую ракету из шахты

Корпус ракеты сделан из алюминия и магния - металлов довольно мягких. Толщина стенки - 3 мм, иначе снаряд получится слишком тяжелым. Вес ракеты - более 210 тонн, и ее нужно запустить из глубокой шахты. Несложно представить, что произойдет, если столь тяжелый и хрупкий предмет начнет омываться раскаленными газами, вырывающимися из сопел. Внутри - 195 тонн топлива, не просто горючего, а взрывоопасного. Но и это не все. В головной части находятся ядерные боеприпасы мощностью в четыреста Хиросим.

Вот такая техническая задача. И ее советские инженеры решили. Ракету плавно и бережно извлекают на поверхность три особых пороховых заряда, называемых аккумуляторами давления, поднимают на десятки метров, и только после этого запускаются предварительно подготовленные («поддутые») двигатели стартовой ступени.

Это решение позволило также существенно увеличить боевой радиус системы. На начальное преодоление расходовалось большое количество топлива, в данном случае его экономия составляет примерно 9 тонн.

Это только один из примеров изящества решений, иллюстрация гениальности великого Уткина. Их много, на описание других ушла бы целая книга. Возможно, многотомная.

Страшный атомный поезд

СССР недаром называли великой железнодорожной державой. Большие расстояния побудили строить рельсовые магистрали невиданными темпами еще царскую Россию, в советские же годы были протянуты новые линии, покрывшие всю территорию нашей страны сетью путей. День и ночь по ним идут составы, среди которых никогда нельзя отличить те, под крышами вагонов которых притаились многие мегасмерти. Передвижной комплекс «Сатана» мог базироваться на железнодорожной платформе, замаскированной под обычный поезд, отличить который от обычного не сможет самый совершенный разведывательный спутник. Разумеется, вес пусковой установки в 130 тонн не позволял использовать простой так что, помимо технических задач, пришлось решать и транспортные, причем во всесоюзном масштабе. Деревянные шпалы меняли на железобетонные, качество и прочность полотна доводились до высочайшего уровня, ведь любая авария мгновенно могла превратиться в катастрофу. Ракетная установка «Сатана» имеет длину 23 метра, как раз под размер рефрижераторного вагона, но головной обтекатель пришлось разрабатывать особый - складной конструкции. Были и другие проблемы, но результат оправдывал затраты. Ответный удар мог быть нанесен из непредсказуемой точки, а значит, был гарантированным и неотвратимым.

Ракета

Средство доставки головной части, в которой расположены ядерные заряды, представляет собой межконтинентальную двухступенчатую ракету, зона досягаемости которой имеет площадь 300 тысяч квадратных километров. Она в состоянии преодолевать рубежи высокоэффективных и перспективных систем ПРО и поражать десять разных целей разделяющимися компонентами общей мощностью в эквиваленте восьми мегатонн тротила. Нейтрализовать ее действие после запуска практически невозможно, за что она и получила столь звучное имя - «Сатана». Ракетный комплекс снабжен тысячей объектов, имитирующих ядерные боеголовки. Десять из них имеют массу, близкую к реальному заряду, остальные изготовлены из металлизированного пластика и приобретают форму боевых блоков, раздуваясь в стратосферном вакууме. Ни одна противоракетная система не справится с таким количеством целей.

Электронный мозг

Разработкой системы управления занимался заместитель Генерального конструктора Владимир Сергеев. Она построена на инерциальном принципе, имеет три канала и многоярусное мажоритирование. Это означает, что система проверяет себя сама, производя самотестирование. При каком-либо несовпадении результатов управление принимает на себя канал, успешно прошедший тест. Интерфейс кабельный, и считается идеально надежным, отказов линий связи не было зафиксировано ни разу за все время, в течение которого ракетный комплекс Р-36М «Сатана» состоит на вооружении.

Раздражение американцев

Программа, развернутая в США и получившая название стратегической оборонной инициативы, имела целью создание глобального «зонта», который смог бы защитить страны «свободного мира», и в первую очередь США, от последствий ответного термоядерного удара в случае возникновения мирового конфликта. Стратегический ракетный комплекс 15П018 («Сатана») полностью лишил эту затею смысла. Никакие средства противоракетной обороны, даже с дорогостоящими элементами космического базирования, не смогли бы гарантировать безопасное поражение объектов на территории СССР американскими «Першингами». Что и говорить, это вызывало досаду у обитателей Белого дома и Капитолия. Снимать с вооружения эти комплексы советское руководство не спешило, справедливо полагая, что они обеспечивают надежный ядерный щит. Но дело сдвинулось с мертвой точки после прихода к власти «Горби» и начала перестройки.

Как сокрушали «Сатану»

Каждая вторая ракетная установка «Сатана» была уничтожена по условиям договора СНВ-1, подписанного Генеральным секретарем М. С. Горбачевым. После дело продолжил Президент РФ Б. Н. Ельцин. Справедливости ради следует отметить тот факт, что снятие с вооружения и последующая утилизация многозарядных ракет производились не столько из-за давления американской стороны или национального предательства (на чем настаивают излишне экзальтированные патриотически настроенные сограждане). Причины были куда прозаичнее и носили экономический характер. Бюджет страны не выдерживал столь высокого уровня военных расходов, к которым можно отнести и траты на поддержание упомянутых железнодорожных путей. А без них мог случиться еще один Чернобыль, только куда более страшный. Ракетный комплекс «Сатана» стал жертвой общей разрухи, которой сопровождался распад Советского Союза.

В мирных целях

После того как на территории некогда нерушимого СССР возникли молодые государства, вдруг обнаружилось, что все производственные, научные и экспериментальные силы, которыми создавался комплекс, являются исключительно украинскими. Дальнейшее совершенствование и производство мощной оборонной системы стало невозможным, по крайней мере, в ближайшей перспективе.

Снятие с вооружения опасной для американцев ракеты не означало запрета на ее использование в других целях, чем не замедлили воспользоваться владельцы последних экземпляров. Как и в случае с прославленным «Востоком», носитель был конверсирован, его применяли для вывода на орбиту коммерческих и научных грузов, в том числе и иностранных. Что делать? Когда стране нужны деньги, в ход пойдет и «Сатана». Межконтинентальная в период с 1999 по 2010 годы по программе «Днепр» вывела на орбиту четыре десятка искусственных спутников. Пусков состоялось 14, из них один оказался неудачным.

«Воевода»

В конце восьмидесятых годов была произведена модернизация ракеты Р-36М с целью повышения ее устойчивости к последствиям возможного ядерного удара и улучшения характеристик по точности. Кроме этого, требовалась доработка с учетом новых возможностей новейших американских систем ПРО. КБ «Южное» (г. Днепропетровск) успешно справилось с заданием, результатом работы стало изделие 15А18М, названное «Воеводой». При составлении текста договора СНВ-1 ее обозначили кодом «РС-20Б», а по своей сути это был все тот же ракетный комплекс «Сатана», только модернизированный.

Изменение международной обстановки, выраженное в стремлении руководства стран НАТО, и в первую очередь США, размесить свои базы как можно ближе к границам России, побудили пересмотреть условия договора СНВ-2, который так и не прошел ратификации, в той его части, которая касается многозарядных МБР. Ракеты 15А18М (вооруженные моноблоками), стоящие на боевом дежурстве в настоящее время, планируется заменить новыми российскими комплексами «Сармат», способными нести разделяющиеся боеголовки. Но о них рассказ уже другой…

РС-20А )

Пуск ракеты-носителя «Днепр», конверсионной переделки МБР 15А18

Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищенности 15П714 вело КБ «Южное ». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса - Р-36 .

Примененные при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника - Р-36:

  • по точности стрельбы - в 3 раза.
  • по боеготовности - в 4 раза.
  • по энергетическим возможностям ракеты - в 1,4 раза.
  • по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации - в 1,4 раза.
  • по защищенности пусковой установки - в 15-30 раз.
  • по степени использования объема пусковой установки - в 2,4 раза.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для оптимизации использования объема из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенного переходника второй ступени. Примененные конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.

На первой ступени применена двигательная установка РД-264, состоящая из четырех однокамерных двигателей 15Д117 работающих по замкнутой схеме разработанных КБЭМ (главный конструктор - В. П. Глушко). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

На второй ступени применена двигательная установка состоящая из основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) работающего по замкнутой схеме и четырехкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230) работающего по открытой схеме.

Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.

Благодаря усовершенствованной пневмогидравлической системе ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты, удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10-15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.

Система управления ракеты - автономная, инерциальная. Её работу обеспечивал бортовой цифровой вычислительный комплекс. Все основные элементы вычислительного комплекса имели резервирование. Применение БЦВК позволило добиться высокой точности стрельбы - круговое вероятное отклонение боевых блоков составило 430 м.

Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трех вариантов ГЧ:

  • Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полета 16000 км;
  • Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 25 Мт с дальностью полета 11200 км;
  • Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью 1 Мт;

Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО . Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжелые ложные цели. Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.

Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение минометного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК) . Впервые в мировой практике была разработана и внедрена минометная схема для тяжелой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления, выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер , транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удаленного командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.

Бросковые испытания ракеты с целью отработки системы минометного старта начались в январе года, лётные испытания проводились с 21 февраля . Из 43 испытательных запусков 36 прошли успешно и 7 окончились неудачей.

Моноблочный вариант ракеты Р-36М был принят на вооружение 20 ноября г. Вариант с разделяющейся головной частью был принят на вооружение 29 ноября г. Первый ракетный полк с МБР Р-36М заступил на боевое дежурство 25 декабря г.

В 1980 г. ракеты 15А14, находившиеся на боевом дежурстве, были переоснащены без извлечения из ШПУ усовершенствованными РГЧ, созданными для ракеты 15А18. Ракеты продолжили боевое дежурство под обозначением 15А18-1.

В 1982 г. МБР Р-36М были сняты с боевого дежурства и заменены ракетами Р-36М УТТХ (15А18).

Основные характеристики

  • Принятие на вооружение:
  • Масса: 210 т
  • Диаметр: 300 см
  • Длина: 34,6 м
  • Забрасываемый вес: 7300 кг
  • Тип ГЧ: 1х20 Мт или 1х8 Мт или РГЧ ИН 8х1 Мт
  • Дальность стрельбы: 11200-16000 км

Р-36М УТТХ (индекс 15А18 , код СНВ РС-20Б )

Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения 15П018 (Р-36М УТТХ) с ракетой 15A18, оснащенной 10-блочной разделяющейся головной частью, началась 16 августа года.

Ракетный комплекс создавался в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного комплекса 15П014 (Р-36М). Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные либо особо крупные площадные цели, расположенные на местности площадью до 300000 км², в условиях эффективного противодействия средств ПРО противника. Повышение эффективности нового комплекса было достигнуто за счет:

  • повышения точности стрельбы в 2-3 раза;
  • увеличения количества боевых блоков (ББ) и мощности их зарядов;
  • увеличения района разведения ББ;
  • применения высокозащищенных шахтной пусковой установки и командного пункта;
  • повышения вероятности доведения команд на пуск до ШПУ.

Компоновочная схема ракеты 15А18 аналогична схеме 15А14. Это двухступенчатая ракета с тандемным расположением ступеней. В составе новой ракеты без доработок использованы первая и вторая ступени ракеты 15А14. Двигатель первой ступени - четырехкамерный ЖРД РД-264 закрытой схемы. На второй ступени используется однокамерный маршевый ЖРД РД-0229 закрытой схемы и четырёхкамерный рулевой ЖРД РД-0257 открытой схемы. Разделение ступеней и отделение боевой ступени - газодинамическое.

Основное отличие новой ракеты заключалось во вновь разработанной ступени разведения и РГЧ с десятью новыми скоростными блоками, с зарядами повышенной мощности. Двигатель ступени разведения - четырехкамерный, двухрежимный (тягой 2000 кгс и 800 кгс) с многократным (до 25 раз) переключением между режимами. Это позволяет создавать наиболее оптимальные условия при разведении всех боевых блоков. Еще одна конструктивная особенность этого двигателя - два фиксированных положения камер сгорания. В полете они располагаются внутри ступени разведения, но после отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводят камеры сгорания за наружный контур отсека и разворачивают их для реализации «тянущей» схемы разведения боевых блоков. Сама РГЧ выполнена по двухярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем. Также были увеличены объем памяти БЦВМ и модернизирована система управления, для использования улучшеных алгоритмов. При этом точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза, а время готовности к запуску сократилось до 62 секунд.

Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) устанавливается в шахтную пусковую установку и находится на боевом дежурстве в заправленном состоянии в полной боевой готовности. Для загрузки ТПК в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости с тягачом на базе МАЗ-537 . Используется минометный метод запуска ракеты.

Летно-конструкторские испытания ракеты Р-36М УТТХ начались 31 октября г. на полигоне Байконур . По программе летных испытаний проведено 19 пусков, из них 2 неудачно. Причины этих неудач были выяснены и устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего проведено 62 пуска, из них 56 - успешных.

Также было создано совместное российско-украинское предприятие по разработке и дальнейшему коммерческому использованию ракеты-носителя легкого класса «Днепр » на базе ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2

Основные характеристики

  • Принятие на вооружение:
  • Масса: 211 т.
  • Диаметр: 300 см.
  • Длина: 34,3 м.
  • Забрасываемый вес: 8800 кг.
  • Тип ГЧ: РГЧ ИН 10х550 кт
  • Дальность стрельбы: 11500 км.

Р-36М2 (индекс 15А18М , код СНВ РС-20В )

Ракетный комплекс четвертого поколения Р-36М2 «Воевода» (15П018М) с многоцелевой межконтинентальной ракетой тяжелого класса 15А18М предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району. Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара.

В результате применения новейших технических решений, энергетические возможности ракеты 15А18М увеличены на 12 % по сравнению с ракетой 15А18. При этом выполняются все условия ограничений по габаритам и стартовому весу, накладываемые договором ОСВ-2 . Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов в мире. В ракетном комплексе применена активная защита шахтной пусковой установки от ядерных боевых блоков и высокоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлен маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.

По сравнению с прототипом, в новом комплексе удалось добиться улучшения многих характеристик:

Для обеспечения высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения при разработке комплекса Р-36М2 «Воевода» особое внимание уделялось следующим направлениям:

  • повышение защищенности и живучести ШПУ и КП;
  • обеспечение устойчивости боевого управления во всех условиях применения комплекса;
  • увеличение времени автономности комплекса;
  • увеличение гарантийного срока эксплуатации;
  • обеспечение стойкости ракеты в полете к поражающим факторам наземных и высотных ядерных взрывов;
  • расширение оперативных возможностей по перенацеливанию ракет.

Одним из основных преимуществ нового комплекса является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счет повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости ракеты в полете к поражающим факторам ядерного взрыва. Корпус ракеты имеет многофункциональное покрытие, введена защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения , в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов, двигатели первой и второй ступеней ракеты форсированы по тяге.

В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ядерном взрывом, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению - в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ядерном взрыве.

Для ракеты построены ШПУ со сверхвысокой защищенностью от поражающих факторов ЯВ путем переоборудования ШПУ ракетных комплексов 15А14 и 15А18. Реализованные уровни стойкости ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва обеспечивают ее успешный пуск после непоражающего ядерного взрыва непосредственно по ПУ и без снижения боевой готовности при воздействии по соседней ПУ.

Ракета выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней. На ракете применяются аналогичные схемы старта, разделения ступеней, отделения ГЧ, разведения элементов боевого оснащения, показавшие высокий уровень технического совершенства и надежности в составе ракеты 15А18.

В состав двигательной установки первой ступени ракеты входят четыре шарнирно закрепленных однокамерных ЖРД, имеющих турбонасосную систему подачи топлива и выполненных по замкнутой схеме.

В состав двигательной установки второй ступени входят два двигателя: маршевый однокамерный РД-0255 с турбонасосной подачей компонентов топлива, выполненый по замкнутой схеме и рулевой РД-0257, четырехкамерный, открытой схемы, ранее уже использовшийся на ракете 15А18. Двигатели всех ступеней работают на жидких высококипящих компонентах топлива НДМГ +АТ , ступени полностью ампулизированы.

Система управления разработана на базе двух высокопроизводительных ЦВК (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе боевого дежурства высокоточного комплекса командных приборов.

Для ракеты разработан новый головной обтекатель, обеспечивающий надежную защиту головной части от поражающих факторов ядерного взрыва. Тактико-технические требования предусматривали оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:

  • две моноблочные ГЧ - с «тяжелым» и «легким» ББ;
  • РГЧ с десятью неуправляемыми ББ мощностью 0,8 Мт;
  • РГЧ смешанной комплектации в составе шести неуправляемых и четырех управляемых ББ с системой самонаведения по картам местности.

В составе боевого оснащения созданы высокоэффективные системы преодоления ПРО («тяжелые» и «легкие» ложные цели, дипольные отражатели), которые размещаются в специальных кассетах, применены термоизолирующие чехлы ББ.

Летно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в г. Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля г. 11 августа ракетный комплекс принят на вооружение. Летно-конструкторские испытания новой межконтинентальной ракеты четвертого поколения Р-36М2 (15А18М - «Воевода») со всеми видами боевого оснащения были завершены в сентябре года. На май 2006 года в состав РВСН входит 74 шахтных пусковых установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащенными 10 боевыми блоками каждая.

21 декабря 2006 года в 11 часов 20 минут по московскому времени был произведен учебно-боевой пуск РС-20В. По словам главы службы информации и общественных связей РВСН полковника Александра Вовка, учебно-боевые блоки ракеты, запущенные из Оренбургской области (Приуралье), с заданной точностью поразили условные цели на полигоне полуострова Камчатка в Тихом океане. Первая ступень упала в зоне Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов. Она отделилась на высоте 90 километров, остатки топлива сгорели во время падения на землю. Пуск прошёл в рамках опытно-конструкторской работы «Зарядье». Пуски дали утвердительный ответ на вопрос о возможности эксплуатации комплекса Р-36М2 в течение 20 лет.

Основные характеристики

  • Принятие на вооружение:
  • Масса: 211 т.
  • Диаметр: 300 см.
  • Длина: 34,3 м.
  • Забрасываемый вес: 8800 кг.
  • Тип ГЧ: РГЧ ИН 10х750 кт или 1х20 Мт.
  • Дальность стрельбы: 11000 - 16000 км.

Источники

См. также

  • Р-36 (SS-9) - МБР тяжелого класса, предшественник Р-36М
  • Днепр - ракета-носитель легкого класса созданная на базе ракеты Р-36М

Ссылки

  • Стратегический ракетный комплекс 15П018 (Р-36М УТТХ) с ракетой 15A18
  • Министерство обороны - Ракетные войска стратегического назначения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Для новичка старт самой мощной из существующих в мире межконтинентальных баллистических (по классификации НАТО — SS-18 Satan) неизменно оборачивается разочарованием . Полдня трясёшься попутным транспортным «бортом» на Байконур. Потом пару часов приплясываешь на наблюдательном пункте, стараясь согреться под пронизывающим казахстанским степным ветром (за 45 минут до старта служба безопасности полностью перекрывает движение по дорогам полигона, и после этого туда уже никак не попадешь). Наконец предстартовый отсчёт завершен.

Далеко на краю горизонта из земли, как чёртик из табакерки, выскакивает крохотный «карандашик», зависает на долю секунды, а затем в сияющем облаке стремительно уносится ввысь. Лишь пару минут спустя тебя накрывает отголосками тяжёлого грохота маршевых двигателей, а сама ракета уже посверкивает в зените далекой звёздочкой. Над местом старта оседает желтоватое облако пыли и невыгоревшего амилгептила.

Всё это не идёт ни в какое сравнение с величественной неторопливостью старта мирных космических ракетоносителей. К тому же их запуски можно наблюдать с куда более близкого расстояния, поскольку кислородно-керосиновые двигатели даже в случае аварии не грозят уничтожением всего живого вокруг. С «Сатаной» иначе. Снова и снова разглядывая потом фото и видеосъемку запуска, начинаешь понимать: «Мама моя! Это же совершенно невозможно!»

Вот и сам создатель «Сатаны» конструктор Михаил Янгель и его коллеги-ракетчики поначалу так и отнеслись к идее: «Чтобы 211 тонн «выпрыгивали» из шахты?! Это невозможно! » В 1969-м, когда возглавляемое Янгелем КБ «Южное» приступило к работе над новой тяжелой ракетой Р-36М, нормальным способом запуска из шахтной пусковой установки считался «горячий» газодинамический старт, при котором маршевый двигатель ракеты включался уже в шахте.

Конечно, некоторый опыт проектирования «изделий», использующих «холодный» («миномётный») старт, был накоплен . Сам Янгель экспериментировал с ним почти 4 года, разрабатывая так и не принятую на вооружение ракету РТ-20П. Но ведь РТ-20П была «сверхлёгкой» – всего 30 тонн! К тому же она была уникальной по компоновке: первая ступень – твёрдотопливная, вторая – жидкотопливная. Это избавляло от необходимости решать связанные с «минометным» стартом головоломные проблемы гарантированного зажигания первой ступени.

Разрабатывавшие пусковую установку Р-36М смежники Янгеля из питерского ЦКБ-34 (ныне КБ «Спецмаш») поначалу категорически отвергали саму возможность «минометного» старта для жидкотопливной ракеты весом более 200 тонн. Только после смены руководства ЦКБ-34 его новый главный конструктор Владимир Степанов решил попробовать. Экспериментировать пришлось долго. Разработчики пусковой установки столкнулись с тем, что масса ракеты не позволяла применять для ее амортизации в шахте обычные средства – гигантские металлические пружины , на которых покоились ее более легкие собратья. Пружины пришлось заменять мощнейшими амортизаторами, использующими газ высокого давления (при этом амортизационные свойства не должны были снижаться за весь 10-15-летний срок боевого дежурства ракеты).

Потом настал черёд разработки пороховых аккумуляторов давления (ПАД), которые бы выбрасывали эту махину на высоту не менее 20 м над верхним краем шахты . Весь 1971 год на Байконуре проводились необычные эксперименты. Во время так называемых «бросковых» испытаний массогабаритный макет «Сатаны», заправленный вместо азотного тетраоксида и несимметричного диметилгидразина нейтральным щелочным раствором, вылетал под действием ПАД из шахты.

На высоте 20 м включались пороховые ускорители, которые сдергивали с ракеты поддон, прикрывающий ее маршевые двигатели в момент «минометного» старта, но сами двигатели, естественно, не включались. «Сатана» валилась на землю (в специально подготовленный рядом с шахтой огромный бетонный лоток) и разбивалась вдребезги. И так девять раз.
И всё равно первые три реальных старта Р-36М уже по полной программе лётно-конструкторских испытаний были аварийными . Лишь на четвертый раз, 21 февраля 1973 года, «Сатане» удалось не уничтожить собственную пусковую установку и улететь туда, куда её и запускали, – на камчатский полигон Кура.

Ракета в стакане

Экспериментируя с «миномётным» стартом, конструкторы «Сатаны» решали несколько задач. Без увеличения стартовой массы повышались энергетические возможности ракеты. Немаловажным было и снижение неизбежно возникающих при газодинамическом старте вибрационных нагрузок на взлетающую ракету. Однако главным было всё же повышение живучести всего комплекса в случае первого ядерного удара противника . Принятые на вооружение новые Р-36М размещались в шахтах, в которых прежде стояли на боевом дежурстве их предшественницы – тяжёлые ракеты Р-36 (SS-9 Scarp).

Точнее сказать, старые шахты использовались частично: газоотводные каналы и решетки, необходимые для газодинамического старта Р-36, «Сатане» были ни к чему. Их место занял металлический силовой «стакан» с системой амортизации (вертикальной и горизонтальной) и оборудованием пусковой установки, в который прямо в заводском транспортно-пусковом контейнере и загружалась новая ракета. При этом защищённость шахты и находящейся в ней ракеты от поражающих факторов ядерного взрыва повышалась более чем на порядок.

Мозг в отключке

Кстати, «Сатана» защищена от первого ядерного удара не только своей шахтой. Устройство ракеты предусматривает возможность беспрепятственного прохождения через зону воздушного ядерного взрыва (на тот случай, если противник попытается накрыть им позиционный район базирования Р-36М, чтобы вывести «Сатану» из игры). Снаружи на ракете есть специальное теплозащитное покрытие, позволяющее преодолевать пылевое облако после взрыва.

А чтобы излучение не повлияло на работу бортовых систем управления, специальные датчики просто отключают «мозг» ракеты при прохождении через зону взрыва: двигатели продолжают работать, но системы управления застабилизированы . Лишь после выхода из опасной зоны они вновь включаются, анализируют траекторию, вводят поправки и ведут ракету к цели.

Непревзойдённая дальность пуска (до 16 тыс. км), огромная боевая нагрузка в 8,8 тонн, до 10 разделяющихся боеголовок индивидуального наведения плюс самый совершенный из имеющихся на сегодня комплекс преодоления противоракетной обороны, оснащённый системой ложных целей, – всё это делает «Сатану» страшным и уникальным оружием. На Западе ракету Р-36М прозвали «Сатаной» не только за громадную разрушающую мощь, но и за неотвратимость её запуска.

Для её последнего варианта (Р-36М2 «Воевода») разрабатывалась даже платформа разведения, на которую можно было установить 20 или даже 36 боевых блоков. Но по договору их не могло быть больше десяти. Немаловажно и то, что «Сатана» – это целое семейство ракет с подвидами. И каждая может нести разный набор полезной нагрузки .

В одном из вариантов (Р-36М) размещено 8 боевых блоков, прикрытых фигурным обтекателем с 4 выступами. Выглядит это как будто на носу ракеты закреплено 4 веретена. В каждом – по две соединенных попарно (основаниями друг к другу) боеголовки, которые разводятся уже над целью. Начиная же с Р-36МУТТХ, у которой была повышена точность наведения, появилась возможность поставить боевые блоки послабее и довести их количество до десяти.
Они крепились под сбрасываемым в полете головным обтекателем по отдельности друг от друга на специальной раме в два яруса. Позднее от идеи самонаводящихся головок пришлось отказаться : они оказались непригодны для стратегических баллистических носителей из-за проблем при входе в атмосферу и по некоторым другим причинам.

Многоликая «Сатана»

Будущим историкам придётся поломать голову над тем, чем на самом деле была «Сатана» – оружием нападения или обороны. Орбитальный вариант её прямой «прародительницы», первой советской тяжелой ракеты SS-9 Scarp (Р-36О), принятый на вооружение в 1968 году, позволял забрасывать ядерную боеголовку на околоземную орбиту, чтобы наносить удары по противнику на любом витке. То есть, атаковать США не через полюс, где за нами постоянно следили американские радары, а с любого незащищенного системами слежения и противоракетной обороны направления.

Это было, по сути, идеальное оружие, о применении которого противник мог узнать, только когда над его городами уже поднимутся ядерные грибы . Правда, уже в 1972 году американцы развернули на орбите спутниковую группировку предупреждения о ракетном нападении, которая засекала не подлёт ракет, а момент старта. Вскоре Москва заключила с Вашингтоном соглашение о запрещении выведения в космос ядерного оружия.

Теоретически, «Сатана» унаследовала эти возможности. По крайней мере сейчас, когда ее запускают с Байконура в виде конверсионной ракеты-носителя «Днепр», она легко выводит на околоземные орбиты полезные нагрузки, вес которых немногим меньше устанавливаемых на ней боевых блоков. При этом ракеты приходят на космодром из строевых полков РВСН, где они стояли на боевом дежурстве, в штатной комплектации.

Для космических программ нештатно работают разве что двигатели разведения ядерных боеголовок индивидуального наведения. При выведении на орбиту полезных нагрузок, их используют в качестве третьей ступени. Судя же по рекламной кампании, развёрнутой для продвижения «Днепра» на международный рынок коммерческих пусков, он вполне может использоваться и для ближних межпланетных перевозок – доставки грузов к Луне, Марсу и Венере. Получается, что при необходимости «Сатана» может доставить туда и ядерные боеголовки.

Впрочем, вся последовавшая за снятием с вооружения Р-36 история модернизации советских тяжёлых ракет вроде бы свидетельствует об их сугубо оборонительном предназначении. Уже то, что при создании Янгелем Р-36М серьёзная роль отводилась живучести ракетного комплекса, подтверждает, что его планировалось использовать не при первом и даже не при ответно-встречном ударе, а при «глубоком» ответном ударе, когда ракеты противника уже накроют нашу территорию . То же самое можно сказать и о последних модификациях «Сатаны», разработкой которых уже после смерти Михаила Янгеля занимался его преемник Владимир Уткин.

Так что в недавнем заявлении российского военного руководства о том, что срок службы «Сатаны» будет продлён ещё на десятилетие, прозвучала не столько угроза, сколько озабоченность американскими планами развёртывания системы национальной ПРО. И регулярный запуск с Байконура конверсионного варианта «Сатаны» (ракеты «Днепр») подтверждает, что она в полной боеготовности.

«Воевода» - ракета, которая относится к межконтинентальным ракетам тяжелого класса и была разработана на Украине. Комплекс был создан для поражения разных видов целей, которые защищаются современными средствами ПРО, причем применяются они в условиях любых боев.

Ракетные войска - мощь России

Особенные, поскольку они являются главным компонентом стратегических страны. Главная задача ракетных комплексов - сдерживать возможную агрессию и поражать разными типами ударов стратегические объекты противника. В составе ракетных войск специального назначения России три ракетные армии и 12 ракетных соединений. Вооружение комплексов - это 6 типов ракет 4-го и 5-го поколений, три из которых базируются в шахтах, три - имеют мобильное грунтовое базирование.

Самым мощным ракетным комплексом в мире по праву считается баллистическая ракета «Воевода». Она способна доставить порядка 10 боевых блоков массой 8 тонн на расстояние до 11,5 тысячи километров. Ее технические характеристики во многом лучше самых мощных американских комплексов.

Как проводились испытания

Первые испытания ракетного комплекса пришлись еще на 1986 год - они проводились на Байконуре. А уже через пару лет комплекс был принят на вооружение, после чего он испытывался с применением разного вида боевого оснащения. «Воевода» - ракета, которая считается одной из самых мощных среди межконтинентальных. Технологическое оснащение комплекса не находит равных среди аналогов по всему миру, а высокий уровень тактико-технических характеристик служит залогом того, что с помощью ракеты можно легко поддерживать военно-стратегический паритет.

Стоит отметить, что «Воевода» испытывалась непросто, поскольку из 43 пусков удачными были лишь 36. А самый первый старт закончился аварией: ракета, выйдя из шахты, упала обратно в ствол, обошлось без жертв. Но последующие испытания были безопасными и успешными, и «Воевода» (она же «Сатана») была признана одной из самых надежных в мире. Планируется, что ракета будет на вооружении аж до 2022 года, а затем предполагается замена ракеты «Воевода» современной межконтинентальной баллистической ракетой «Сармат».

Главные цели

Во время разработок производители преследовали цель обеспечить качественно новый уровень ТТХ и высокую боевую эффективность. Как следствие, межконтинентальная баллистическая ракета «Воевода» разрабатывалась в следующих направлениях:

  1. Повышалась живучесть ПУ и КП.
  2. Обеспечивалась устойчивость боевого управления в любых условиях применения комплекса.
  3. Расширялись оперативные возможности по переприцеливанию ракет, в частности при стрельбе по неплановым целеуказаниям. Скорость ракеты «Воевода» и время пуска из полной боевой готовности поражает показателями - с ними не сравнится ни один другой ракетный комплекс в мире.
  4. Обеспечивалась стойкость ракеты в полете к поражающим факторам с земли и высотным ядерным взрывам.
  5. Увеличивалась автономность комплекса.
  6. Увеличивался гарантийный срок эксплуатации

Комплекс «Воевода» - ракета, которая отличается надежностью эксплуатации и живучестью в несколько раз больше по сравнению со многими ракетными комплексами.

В чем особенности?

В ходе тестирований ракета обрела большую стойкость к различным воздействиям. Боевое применение комплекса стало эффективнее и оперативнее благодаря нескольким факторам:

  1. Точность комплекса была повышена в 1,3 раза.
  2. Стали применяться заряды большей мощности.
  3. Площадь зоны разведения боевых блоков увеличилась в 2,3 раза.
  4. Комплекс запускается из разных режимов.
  5. Ядерная ракета «Воевода» стала работать в три раза дольше в режиме автономности.
  6. Время на боеготовность уменьшилось в два раза.

Благодаря оснащению комплекса прогрессивными техническими решениями он стал обладать лучшими энергетическими возможностями.

Система амортизации

Разработка ракетного комплекса велась на основе достижений прошлого с использованием по максимуму имеющихся современных инженерных сооружений, коммуникаций и систем. Как следствие, «Воевода» - ракета, которая отличается высокой эффективностью, работает на жидком топливе, полностью ампулизирована и рассчитана для поражения особо важных объектов в разном диапазоне дальности. Разработка ракеты велась по двухступенчатой схеме, в которой последовательно располагались ступени и системы, разводящие основные элементы оснащения. Энергетические возможности комплекса были увеличены за счет нескольких факторов:

  1. Были улучшены характеристики двигателя, внедрена оптимальная схема выключения ДУ.
  2. В полости горючего была выполнена двигательная установка II ступени.
  3. Улучшению подверглись аэродинамические характеристики.

Двигательная установка разведения - это четырехкамерный ЖРД, который оснащен поворотными камерами сгорания - они выдвигаются в полете в рабочее положение. В ракете также используется универсальная жидкостная система, которая стала залогом быстрой и качественной сборки комплекса на заводе.

Особенности управления

Межконтинентальная баллистическая ракета «Воевода» имеет управляемый боевой блок, который имеет форму биконического тела и обладает минимальным аэродинамическим сопротивлением. Система управления ракетой продумывалась таким образом, чтобы достигались сразу несколько целей:

  1. Обеспечивалась работоспособность после воздействий ядерного взрыва в полете.
  2. Разводились боевые блоки максимально высокоточно.
  3. Использовался прямой метод наведения, не требующий подготовки специального полетного задания.
  4. Обеспечивается дистанционное нацеливание.

Специально для решения этих задач ракета оснащается мощным бортовым вычислительным комплексом. Ракета «Воевода», характеристики которой внушали страх, отличается уникальными боевыми и эксплуатационными показателями. Все характеристики комплекса подтверждаются многочисленными испытаниями в воздухе и на земле. Проведенные показали, что она отличается надежностью.

Самая мощная в мире

«Воевода» - ракетный комплекс, который вступил на боевое дежурство еще в прошлом веке. В 1979 году генеральный конструктор Уткин В. Ф. предложил новое техническое решение, касающееся ракетного комплекса. В 1992 году было развернуто около 88 пусковых установок, причем ракета остается самой мощной и тяжелой в мире. Ее вес - больше 200 тонн, а суммарный залп одной ракетной дивизии по мощности равен 13 000 атомных бомб.

Ракета Р-36М2 «Воевода» оснащается совершенным и модернизированным комплексом средств, способных преодолевать ПРО и прорывать систему СОИ. В ракете имеются 10 боевых блоков, которые прикрыты сбрасываемым в полете обтекателем, - они размещаются на специальной раме в два ряда. Двигатель ракеты - это 4-камерный ЖРД, который имеет поворотные камеры сгорания - они выдвигаются в рабочее состояние при полете.

Основные отличия

  1. Ракета отличается высокой стойкостью к поражающим факторам вследствие
  2. Она может быть запущена даже после того, как противник нанес удар по позициям ракетного комплекса.
  3. Специальное темное теплозащитное покрытие облегчает прохождение ракеты через облако пыли, которое образуется после ядерного взрыва. Такое покрытие обеспечивает живучесть ракетного комплекса.
  4. Ракета оснащена специальными датчиками, которые измеряют нейтронное и гамма-излучение, регистрируя опасный уровень. Когда ракета проходит ядерный «гриб», система управления выключается, но двигатели продолжают работу.
  5. Для создания корпуса ракеты использовались материалы высокой прочности - алюминиево-магниевый нагартованный (упрочненный) сплав.
  6. Межконтинентальная баллистическая ракета «Воевода» имеет продуманную систему управления, которая скрыта в герметичном корпусе приборного отсека. Система остается стабилизированной до тех пор, пока ракета не покинет опасную зону. После этого автоматика включается, и системой управления корректируется траектория комплекса.
  7. Пневмогидравлическая система ракеты простая, в ней довольно мало автоматических элементов. Соответственно, нет необходимости в проведении профилактических работ.

Ракетный комплекс заправляется агрессивными компонентами жидкого топлива, но при этом он находится в боевой готовности порядка 25 лет. Адаптированы к сложным боевым условиям двигатели ракеты: они увеличили их тягу, сделали более стойкими основные системы и элементы комплекса.

Особенности «Воеводы»

Ракета «Сатана» («Воевода») является многоцелевой и предназначена для поражения самых разных целей. К особенностям комплекса можно отнести следующее:

  1. Пуск выполняется из шахты.
  2. Ракета двухступенчатая и работает на высококипящих компонентах топлива.
  3. Управление комплексом автоматическое, на основе бортовой вычислительной машины.
  4. Могут применяться разные виды боевого оснащения (головные части).
  5. Ноу-хау, воплощенное только в данной ракете, - минометный старт.

Модификации

Существует несколько модификаций «Воеводы». Первая - Р-36М УТТХ, представляющая собой ракетный комплекс третьего поколения. Он способен поразить одной ракетой до 10 целей, в том числе особо крупные или маленькие цели на площади. Данный комплекс отличается повышенной точностью стрельбы, увеличением количества боевых блоков.

«Днепр» - созданная на базе комплекса «Воевода» ракета. Фото показывает, что перед нами модифицированная ракета, в которой подверглись доработке дополнительные двигатели ориентации и стабилизации, система управления, а также использовался удлиненный головной обтекатель.

Основные перспективы

Изначально предельный срок боевого дежурства ракет «Воевода» ставился на 2018 год, а теперь речь идет о 2026 годе. Специалисты говорят о том, что уже сейчас ракетный комплекс превысил гарантийный срок эксплуатации, при этом срок его боевого дежурства уже составляет около 24 лет. На данный момент проводятся работы с целью повышения срока эксплуатации ракеты до 30 лет, поэтому планируется сохранить данный комплекс в боевом составе стратегических ракетных войск вплоть до 2022 года.

Эксперты считают, что повысить максимально возможный срок эксплуатации ракет «Воевода» возможно благодаря тому, что они отличаются техническим совершенством, которое выражается в конструктивных и технологических решениях комплексов. Также было отмечено, что «Воевода» РС-20В будет находиться в боевом составе российских ракетных войск вплоть до 2026 года.

Выводы

Ракетный комплекс «Воевода» уникален: впервые запущенный еще в 1986 году, он вызвал много споров и расхождений во мнениях. Чего стоили только неудачные пуски, которые могли бы поставить крест на этих комплексах... Но своевременная модернизация и использование современных технологий привели к тому, что ракета «Воевода» со временем стала самой мощной и тяжелой в мире, попав по этим показателям в Книгу рекордов Гиннеса. Благодаря продуманной конструкции и совершенным системам, которыми оснащена ракета, она находится на вооружении в боевой готовности уже четверть века.

Ракетный комплекс «Воевода» («Сатана») хорош тем, что он неуязвим для ПРО, поскольку боеголовки комплекса в полете сопровождают ложные блоки. При этом площадь их рассеивания и плазменные следы такие же, как у реальных боеголовок, что путает противника. Кроме того, это очень защищенное оружие, расположенное в недоступных для атак противника шахтах. И главное: комплекс может простоять в законсервированном состоянии порядка 10 лет и всего за 30 секунд начать старт.

Р-36М - двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета. Оснащалась моноблочной ГЧ и РГЧ ИН с десятью боевыми блоками. Разработана в КБ "Южное" под руководством Михаила Янгеля и Владимира Уткина. Проектирование начато 2 сентября 1969 года. ЛКИ проводились с 1972 года по октябрь 1975 года. Испытания ГЧ в составе комплекса проводились до 29 ноября 1979 года. Комплекс поставлен на боевое дежурство 25 декабря 1974 года. Принят на вооружение 30 декабря 1975 года.Первая ступень оснащена маршевым двигателем РД-264, состоящим из четырёх однокамерных двигателей РД-263. Двигатель создан в КБ Энергомаш под руководством Валентина Глушко. Вторая ступень оснащена маршевым двигателем РД-0228, разработанным в КБ химической автоматики под руководством Александра Конопатова. Компоненты топлива - НДМГ и азотный тетра-оксид. ШПУ ОС доработана в КБСМ под руководством Владимира Степанова. Способ старта - минометный. Система управления - автономная, инерциальная. Спроектирована в НИИ-692 под руководством Владимира Сергеева. Комплекс средств преодоления ПРО разработан в ЦНИРТИ. Боевая ступень оснащена твердотопливной двигательной установкой. Унифицированный КП разработан в ЦКБ ТМ под руководством Николая Кривошеина и Бориса Аксютина.
Серийное производство ракет развернуто на Южном машиностроительном заводе в 1974 году.


2 сентября 1969 года вышло постановление правительства о разработке ракетных комплексов Р-36М, МР-УР-100 и УР-100Н, оснащённых РГЧ ИН, преимущества которых объясняются, главным образом, тем, что позволяет наилучшим образом распределить имеющиеся боевые блоки по объектам поражения, повышая возможности и обеспечивая гибкость планирования ракетно-ядерных ударов.

Разработка Р-36М и МР-УР-100 начата в КБ "Южное" под руководством Михаила Янгеля, который предложил использовать минометный старт, "апробированный" на ракете РТ-20П. Концепция тяжелой ракеты холодного (минометного) старта была разработана Михаилом Янгелем в 1969 году. Минометный старт позволял улучшить энергетические возможности ракет без увеличения стартовой массы. Главный конструктор ЦКБ-34 Евгений Рудяк не согласился с этой концепцией, считая невозможной разработку системы минометного запуска для ракеты весом более двухсот тонн. После ухода Рудяка в декабре 1970 года Конструкторское бюро специального машиностроения (бывшее КБ-1 Ленинградского ЦКБ-34) возглавил Владимир Степанов, который положительно отнесся к идее "холодного" запуска тяжелых ракет с помощью порохового аккумулятора давления.

Главной оказалась проблема амортизации ракеты в шахте. Раньше амортизаторами служили огромные металлические пружины, однако вес Р-36М не позволял их применить. Было решено использовать в качестве амортизаторов сжатый газ. Газ мог удержать и больший вес, но встала проблема: как удержать сам газ высокого давления на протяжении всего срока службы ракеты? Коллективу КБ Спецмаш удалось решить эту проблему и доработать шахты Р-36 под новые более тяжелые ракеты. К выпуску уникальных амортизаторов приступил Волгоградский завод "Баррикады".

Параллельно с КБСМ Степанова доработкой ШПУ для ракеты занималось Московское КБТМ под руководством Всеволода Соловьева. Для амортизации ракеты, находящейся в транспортно-пусковом контейнере, КБТМ была предложена принципиально новая компактная маятниковая система подвески ракеты в шахте. Эскизный проект был разработан в 1970 году, в мае этого же года прошла успешная защита проекта в Минобщемаше.
В окончательном варианте принята доработанная шахтная пусковая установка Владимира Степанова.
В декабре 1969 года был разработан проект ракеты Р-36М с четырьмя видами боевого оснащения - моноблочная легкая ГЧ, моноблочная тяжелая ГЧ, разделяющаяся ГЧ и маневрирующая ГЧ.

В марте 1970 года разработан проект ракеты с одновременным повышением защищенности ШПУ.

В августе 1970 Совет обороны СССР одобрил предложение КБ "Южное" о модернизации Р-36 и создании ракетного комплекса Р-36М с ШПУ повышенной защищенности.

На заводе-изготовителе ракеты размещались в транспортно-пусковом контейнере, на котором было размещено и всё необходимое для пуска оборудование, после чего на заводском контрольно-испытательном стенде проводились все необходимые проверки. При замене отслуживших свой срок Р-36 новыми Р-36М в шахту вставлялся металлический силовой стакан с системой амортизации и оборудованием ПУ, а вся укрупненная сборка на полигоне, упрощённо, сводилась лишь к трем (поскольку пусковая установка состояла из трех частей) дополнительным сварным швам на нулевой отметке стартовой площадки. При этом выбрасывались из конструкции пусковой установки оказавшиеся ненужными при минометном старте газоотводящие каналы и решетки. В результате защищённость шахты заметно увеличилась. Эффективность выбранных технических решений была подтверждена испытаниями на ядерном полигоне в Семипалатинске.

Ракета Р-36М оснащена маршевым двигателем первой ступени, разработанным в КБ Энергомаш под руководством Валентина Глушко.

"Проектировщики скомпоновали первую ступень ракеты Р-36М в составе шести однокамерных двигателей, а вторую ступень - из одного однокамерного двигателя, максимально унифицированного с двигателем первой ступени - отличия были только в высотном сопле камеры. Все как и прежде, но... Но к разработке двигателя для Р-36М Янгель решил привлечь КБХА Конопатова... Новые конструкторские решения, современные технологии, усовершенствованная методика доводки ЖРД, модернизированные стенды и обновленное технологическое оборудование - все это мог КБ Энергомаш положить на чашу весов, предлагая свое участие в разработке комплексов Р-36М и МР-УР-100... Глушко предложил для первой ступени ракеты Р-36М четыре однокамерных двигателя, работающих по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа, каждый тягой по 100 тс, давление в камере сгорания 200 атм, удельный импульс тяги у земли 293 кгс.с/кг, управление вектором тяги путем отклонения двигателя. По классификации КБ Энергомаш двигатель получил обозначение РД-264 (четыре двигателя РД-263 на общей раме... Предложения Глушко были приняты, КБХА была поручена разработка двигателя второй ступени для Р-36М". Эскизный проект двигателя РД-264 был выполнен в 1969 году.
К конструктивным особенностям двигателя РД-264 следует отнести разработку агрегатов наддува баков окислителя и горючего, состоявших из окислительного или восстановительного низкотемпературных газогенераторов, корректоров расхода и отсечных клапанов. Кроме того, этот двигатель имел возможность отклонения от оси ракеты на 7 градусов для управления вектором тяги.

Сложной была проблема обеспечения надежного запуска двигателей первой ступени при минометном старте ракеты. Огневые испытания двигателей на стенде начаты в апреле 1970 года. В 1971 году конструкторская документация передана на Южный машиностроительный завод для подготовки серийного производства. Испытания двигателей проводились с декабря 1972 года по январь 1973 года.

В ходе летных испытаний ракеты Р-36М выявилась необходимость форсирования двигателя первой ступени на 5 процентов. Стендовая отработка форсированного двигателя была завершена в сентябре 1973 года, и летные испытания ракеты продолжены.

С апреля по ноябрь 1977 года на стенде "Южмаша" была проведена доработка двигателя с целью устранения причин выявленных высокочастотных колебаний при запуске. В декабре 1977 года вышло решение Министерства обороны о доработке двигателей.

Маршевый двигатель второй ступени Р-36М разрабатывался в КБ химической автоматики под руководством Александра Конопатова. К разработке ЖРД РД-0228 Конопатов приступил в 1967 году. Разработка была завершена в 1974 году.

После смерти Янгеля в 1971 году главным конструктором КБ "Южное" был назначен Владимир Уткин.

Система управления МБР Р-36М разработана под руководством главного конструктора харьковского НИИ-692 (НПО "Хартрон") Владимира Сергеева. Комплекс средств преодоления ПРО разработан в ЦНИРТИ. Твердотопливные заряды пороховых аккумуляторов давления разработаны в ЛНПО "Союз" под руководством Бориса Жукова. Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разработан в ЦКБ ТМ под руководством Николая Кривошеина и Бориса Аксютина. Первоначально был установлен гарантийный срок хранения ракеты 10 лет, затем - 15 лет.

Большим достижением новых комплексов являлась возможность дистанционного перенацеливания перед пуском ракеты. Для такого стратегического это новшество имело огромное значение.

В 1970-1971 годах в КБТМ были разработаны проекты двух наземных стартовых комплексов для обеспечения бросковых испытаний на площадке № 67 полигона Байконур. Для этих целей использовалось основное оборудование стартового комплекса 8П867. Монтажно-испытательный корпус построен на площадке № 42. В январе 1971 года начались бросковые испытания ракеты для отработки минометного старта.

Суть второго этапа бросковых испытаний состояла в том, чтобы отработать технологию минометного старта ракеты из контейнера с помощью порохового аккумулятора давления, который выбрасывал ракету, заправленную щелочным раствором (вместо реальных компонентов) на высоту более 20 м от верхнего среза контейнера. В это же время три пороховых ракетных двигателя, расположенных на поддоне, отводили его в сторону, так как поддон предохранял двигательную установку первой ступени от давления газов ПАД. Далее ракета, потеряв скорость, падала недалеко от контейнера в бетонный лоток, превращаясь в груду металла. Всего для исследования минометного старта проведены 9 пусков ракет.

Первый пуск по программе лётно-конструкторских испытаний Р-36М в 1972 году на полигоне Байконур оказался неудачным. После выхода из шахты она поднялась в воздух и вдруг упала прямо на стартовую площадку, уничтожив пусковую установку. Аварийными были второй и третий пуски. Первый успешный испытательный пуск Р-36М, оснащенной моноблочной ГЧ, проведен 21 февраля 1973 года.

В сентябре 1973 года вышел на испытания вариант Р-36М, оснащеннной РГЧ ИН с десятью боевыми блоками (в печати приводятся данные о варианте ракеты, оснащенной РГЧ ИН с восемью боевыми блоками).

Американцы внимательно следили за испытаниями наших первых МБР, оснащённых РГЧ ИН.

"Корабль ВМС США "Арнольд" во время пусков ракет находился у берегов камчатского полигона. Над тем же районом постоянно барражировал четырёхмоторный самолет-лаборатория В-52, оснащенный телеметрической и другой аппаратурой. Как только самолет улетал на дозаправку, на полигоне проводился пуск ракеты. Если же пуск во время такого "окна" осуществить не удавалось, то ждали до следующего "окна" или применяли технические меры по закрытию каналов утечки информации" . Закрыть эти каналы полностью было невозможно. Например, перед пуском ракет Камчатка предупреждала по радиосвязи своих гражданских летчиков о недопустимости полётов в определенный промежуток времени. Осуществляя радиоперехват, американские спецслужбы анализировали метеорологическую обстановку в районе и приходили к выводу, что единственной помехой полётам могут быть предстоящие пуски ракет.

В октябре 1973 года постановлением правительства КБ поручена разработка самонаводящейся ГЧ "Маяк-1" (15Ф678) с газобаллонной ДУ для ракеты Р-36М. В апреле 1975 года разработан эскизный проект самонаводящейся ГЧ. В июле 1978 года начаты летные испытания. В августе 1980 года испытания самонаводящейся ГЧ 15Ф678 с двумя вариантами аппаратуры визирования местности на ракете Р-36М завершены. Эти ракеты не были развёрнуты.

В октябре 1974 года вышло постановление правительства о сокращении типов боевого оснащения комплексов Р-36М и МР-УР-100. В октябре 1975 года завершены лётно-конструкторские испытания Р-36М в трех видах боевой комплектации и РГЧ 15Ф143.

Разработка головных частей продолжалась. 20 ноября 1978 года постановлением правительства принята на вооружение моноблочная ГЧ 15Б86 в составе комплекса Р-36М. 29 ноября 1979 года принята на вооружение РГЧ 15Ф143У комплекса Р-36М.

В 1974 году Южный машиностроительный завод в Днепропетровске приступил к серийному производству Р-36М, головных частей и двигателей первой ступени. Серийное производство боевых блоков 15Ф144 и 15Ф147 было освоено на Пермском заводе химического оборудования (ПЗХО).

25 декабря 1974 года ракетный полк вблизи города Домбаровский Оренбургской области заступил на боевое дежурство.

Ракетный комплекс Р-36М принят на вооружение постановлением правительства от 30 декабря 1975 года. Этим же постановлением были приняты на вооружение МБР МР-УР-100 и УР-100Н. Для всех МБР была создана и впервые применена унифицированная автоматизированная система боевого управления (АСБУ) Ленинградского НПО "Импульс". Вот как осуществлялась постановка ракеты на боевое дежурство.



"По проекту была предусмотрена схема "завод-старт", т.е. ракета транспортировалась с завода-изготовителя прямо на шахтную пусковую установку. Такой порядок был применен впервые, и была подтверждена высокая надежность систем ракеты. При этом во много раз было сокращено время на-хождения ракеты в незащищенном состоянии: только в пути следования. Таким образом, во время проведения ЛКИ технология подготовки ракеты к пуску заключалась в следующем:

1. С железнодорожной платформы контейнер перегружался на транспортную тележку (была применена бескрановая погрузка: контейнер перетягивался с платформы на тележку). Затем контейнер транспортировался на стартовую позицию, где аналогичным образом перемещался на установщик, который загружал контейнер в ШПУ на вертикальный и горизонтальный амортизаторы. Это позволяло перемещать его по горизонтали и вертикали, что повышало его защищённость (точнее - защищённость ракеты - прим. авт.) при ядерном взрыве.

2. Проводились электрические испытания, прицеливание и ввод полётного задания.

3. Производилась заправка ракеты -одна из трудоемких и опасных операций. Из подвижных заправочных емкостей в баки ракеты заливалось 180 т агрессивных компонентов, поэтому работать приходилось в средствах защиты.

4. Пристыковывались головная часть (РГЧ или моноблок). Затем приступали к заключительным операциям. Закрывалась поворотная крыша, все проверялось, опечатывались люки, и ШПУ сдавалась под охрану караулу. С этого времени несанкционированный доступ в ШПУ исключен. Ракета ставится на боевое дежурство, и с этой секунды ею может управлять только боевой расчёт командного пункта". .
Отметим, что боевой расчёт (дежурная смена) не "управляет ракетой", а исполняет приказы вышестоящих звеньев управления и следит за состоянием всех систем ракеты.
Боевые ракетные комплексы с МБР Р-36М размещались в ракетных дивизиях, имевших ранее на вооружении ракеты Р-36, и находились на вооружении до 1983 года.
С 1980 по 1983 год ракеты Р-36М заменены ракетами Р-36М УТТХ.