Супер пушки второй мировой войны. Толстый Густав - самая большая пушка Гитлера

В 5 часов 35 минут 5 июня 1942 года долину близ Бахчисарая потряс громоподобный звук, который через 20 лет люди приняли бы за термоядерный взрыв. На железнодорожной станции и в домах обывателей в южной части Бахчисарая вылетели стекла. Через 45 секунд огромный снаряд упал севернее станции Мекензиевы Горы в нескольких десятках метров от полевого склада боеприпасов 95-й стрелковой дивизии. Следующие семь выстрелов были произведены по старой береговой батарее № 16 южнее поселка Любимовка. Еще шесть выстрелов 5 июня были сделаны по зенитной батарее Черноморского флота. Последний выстрел в этот день прозвучал в сумерках — в 19 часов 58 минут.

Технические характеристики Эффективная дальность стрельбы — 40 км. Общий вес 1344 тонны, вес ствола 400 тонн, длина ствола 32 м, калибр 800 мм, длина снаряда (без метательного заряда) 3,75 м, вес снаряда 7,1 тонны


Останки «Доры» потрясли американских солдат

Уникальные фотографии: транспортировка трофейного «Густава» в Сталинград

Вплоть до 26 июня снаряды чудовищного калибра накрывали советские позиции с частотой от пяти до шестнадцати выстрелов в день. Обстрел закончился так же внезапно, как и начался, оставив советскую сторону с неразрешенным вопросом: что это было?

Полная «Дора»

По Севастополю стреляла «Дора» — самая большая и самая мощная пушка, созданная за всю историю человечества. Еще в 1936 году при посещении завода Круппа Гитлер потребовал у руководства фирмы сверхмощную артсистему для борьбы с долговременными сооружениями линии Мажино и бельгийскими фортами. Конструкторскую группу фирмы Круппа, занявшуюся разработкой нового орудия по предложенному тактико-техническому заданию, возглавил профессор Эрих Мюллер, который закончил проект в 1937 году. Заводы Круппа немедленно приступили к производству колоссов.

Первое орудие, названное в честь жены главного конструктора «Дорой», было закончено в начале 1941 года и обошлось в 10 млн. рейхсмарок. Затвор у пушки был клиновой, а заряжание раздельно-гильзовое. Полная длина ствола составляла 32,5 м, а вес 400 тонн (!). В боевом положении длина установки была 43 м, ширина 7 м, а высота 11,6 м. Полный же вес системы составлял 1350 тонн. Лафет суперпушки состоял из двух железнодорожных транспортеров, и стреляла установка со сдвоенного железнодорожного пути.

Летом 1941 года первое орудие доставили с завода Круппа в Эссене на экспериментальный полигон Хиллерслебен в 120 км к западу от Берлина. С 10 сентября по 6 октября 1941 года на полигоне были проведены стрельбы, результаты которых полностью удовлетворили руководство вермахта. Одновременно возник и вопрос: а где можно применить это суперорудие?

Дело в том, что линию Мажино и бельгийские форты немцы успели захватить в мае-июне 1940 года без помощи супероружия. Гитлер нашел «Доре» новую цель — укрепления Гибралтара. Но и этот замысел оказался неосуществим по двум причинам: во‑первых, железнодорожные мосты Испании строились без расчета на перевозку грузов такого веса, во‑вторых — генерал Франко вовсе не собирался пропускать немецкие войска через территорию Испании.

В конце концов в феврале 1942 года начальник генерального штаба сухопутных войск генерал Гальдер приказал отправить «Дору» в Крым и передать в распоряжение командующего 11-й армией генерал-полковника Манштейна для обстрела Севастополя.

На курорте

25 апреля 1942 года пять эшелонов с разобранной артустановкой и обслуживающим дивизионом скрытно прибыли на полустанок Ташлых-Даир (ныне село Янтарное) в 30 км южнее железнодорожного узла Джанкой. Позиция для «Доры» была выбрана в 25 км от предполагавшихся к обстрелу целей в Севастополе и в 2 км к югу от железнодорожной станции Бахчисарай. Сверхсекретную позицию орудия решили строить в чистом поле, на голом как стол участке, где не имелось ни скальных укрытий, ни хотя бы небольшого леска. Невысокий холм между рекой Чурук-Су и железной дорогой был вскрыт продольной выемкой глубиной 10 м и шириной около 200 м, до станции Бахчисарай провели километровую ветку, а западнее холма уложили «усы», которые обеспечивали угол горизонтального обстрела в 45 градусов.

Работы по строительству огневой позиции велись круглосуточно в течение четырех недель. Было привлечено 600 военных строителей-железнодорожников, 1000 рабочих «Трудфронта» организации «Тодт», 1500 человек местных жителей и несколько сот военнопленных. Противовоздушная оборона обеспечивалась надежной маскировкой и постоянным патрулированием над районом истребителей из состава 8-го авиакорпуса генерала Рихтгофена. Рядом с позицией выстроили батарею 88-мм зенитных орудий и 20-мм зенитных автоматов. Кроме того, «Дору» обслуживали дивизион дымомаскировки, 2 румынские пехотные роты охраны, взвод служебных собак и специальная моторизованная команда полевой жандармерии. В общей сложности боевую деятельность орудия обеспечивало более четырех тысяч человек.

Орудие-призрак

Гестапо объявило весь район запретной зоной со всеми вытекавшими из этого последствиями. Принятые меры оказались столь успешными, что ни о прибытии в Крым, ни даже о самом существовании «Доры» советское командование так и не узнало до 1945 года!

Вопреки официальной истории командование Черноморского флота во главе с адмиралом Октябрьским творили одну глупость за другой. До 1943 года оно свято верило, что еще в июне 1941-го в Черное море вошел итальянский флот, и вели с ним упорные бои — ставили минные заграждения, бомбили мифические вражеские подводные лодки и торпедировали существовавшие только в воспаленном воображении вражеские корабли. В результате от собственных мин и торпед погибли десятки боевых и транспортных кораблей Черноморского флота! Командование Севастопольского оборонительного района то отправляло под трибунал за паникерство красноармейцев и младших командиров, докладывавших о взрывах огромных снарядов, то, наоборот, докладывало в Москву о применении немцами 24-дюймовых (610-мм) железнодорожных установок.

После окончания боев в Крыму в мае 1944 года специальная комиссия занималась поиском огневой позиции сверхтяжелого орудия в районах сел Дуванкой (ныне Верхнесадовое) и Заланкой (Фронтовое), но безуспешно. Документов об использовании «Доры» также не оказалось среди трофеев Красной армии, захваченных в Германии. Поэтому советские военные историки сделали вывод, что «Доры» под Севастополем вообще не было, а все слухи о ней — дезинформация абвера. Зато писатели «оттянулись» по «Доре» по полной программе. В десятках детективных историй героические разведчики, партизаны, летчики и моряки находили и уничтожали «Дору». Нашлись люди, которые «за уничтожение «Доры»» были награждены правительственными наградами, а одному из них даже присвоили звание Героя Советского Союза.

Психологическое оружие

Зарождению мифов вокруг «Доры» способствовало и действие ее 7-тонных снарядов, эффективность которых была близка к… нулю! Из 53 выпущенных 800-мм снарядов лишь 5 поразили цель. Наблюдательными постами дивизиона 672 отмечены попадания по батарее № 365, опорному пункту стрелкового полка 95-й стрелковой дивизии и по командному пункту зенитного дивизиона 61-го полка ПВО.

Правда, Манштейн в своей книге «Утерянные победы» писал: «Орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на берегу бухты Северная, укрытый в скалах на глубине 30 м». Заметим, что ни одна из штолен Сухарной балки не была взорвана огнем немецкой артиллерии до последних дней обороны Северной стороны Севастополя, то есть до 25−26 июня. А взрыв, о котором пишет Манштейн, произошел от детонации боезапаса, открыто выложенного на берегу бухты и подготовленного для эвакуации на Южную сторону. При стрельбе по остальным объектам снаряды легли на расстоянии от 100 до 740 м от цели.

Штаб 11-й германской армии выбирал цели довольно неудачно. В первую очередь целями для бронебойных снарядов «Доры» должны были стать береговые башенные батареи № 30 и № 35, защищенные командные пункты флота, Приморской армии и береговой обороны, узлы связи флота, штольни подземных арсеналов, спецкомбинаты № 1 и № 2 и склады горючего, укрытые в толще Инкерманских известняков, однако по ним почти не стреляли.

Что же касается восьми снарядов, выпущенных по береговой батарее № 16, то это не что иное, как конфуз немецкой разведки. Установленные там 254-мм пушки были сняты еще в конце 1920-х годов, и с тех пор там никого не было. Кстати, я облазил и отснял всю батарею № 16 вдоль и поперек, но никаких серьезных повреждений не обнаружил. Позже начальник Генерального штаба вермахта генерал-полковник Гальдер оценил «Дору» так: «Настоящее произведение искусства, но, к сожалению, бесполезное».

Металлолом

Помимо «Доры» в Германии были изготовлены еще две ее 800-миллиметровые сестры, которые, однако, в боевых действиях не участвовали. В 1944 году немцы планировали применить «Дору» для стрельбы с французской территории по Лондону. Для этой цели были разработаны трехступенчатые реактивные снаряды Н.326. Кроме того фирма Круппа спроектировала для «Доры» новый ствол с гладким каналом калибра 52 см и длиной 48 метров. Дальность стрельбы предполагалась 100 км. Однако сам снаряд содержал всего 30 кг взрывчатого вещества и его фугасное действие было ничтожно по сравнению с ФАУ-1 и ФАУ-2. Гитлер приказал прекратить работы над 52-см стволом и потребовал создания орудия, стреляющего фугасными снарядами весом 10 тонн с 1,2 тоннами взрывчатого вещества. Понятно, что создание такого орудия было фантазией.

22 апреля 1945 года, во время наступления в Баварии 3-й американской армии, передовые патрули одной из частей при прохождении через лес в 36 км севернее города Ауэрбах обнаружили в тупике железнодорожной линии 14 тяжелых платформ и разбросанные вдоль путей остатки какой-то огромной и сложной металлической конструкции, сильно поврежденной взрывом. Позже в близлежащем тоннеле были найдены и другие детали, в частности — два гигантских артиллерийских ствола (один из которых оказался неповрежденным), части лафетов, затвор и т. д. Опрос пленных показал, что обнаруженные конструкции принадлежат сверхмощным орудиям «Дора» и «Густав». По завершении обследования остатки обеих артсистем сдали в металлолом.

Третье сверхмощное орудие — один из «Густавов» — оказалось в советской зоне оккупации, и дальнейшая его судьба западным исследователям неизвестна. Автор обнаружил упоминание о нем в «Отчете уполномоченного Министерства вооружений о работе в Германии в 1945—1947 гг.» т.2. Согласно отчету: «…в июле 1946 года специальная группа советских специалистов по заданию Министерства вооружений предприняла изучение 800-мм установки «Густав». Группой составлен отчет с описанием, чертежами и фотоснимками 800-мм орудия и проведена работа по подготовке к вывозу 800-мм железнодорожной установки «Густав» в СССР».

В 1946—1947 годах эшелон с частями 80-см орудия «Густав» прибыл в Сталинград на завод «Баррикады». На заводе орудие изучалось в течение двух лет. По сведениям, полученным от ветеранов КБ, заводу было поручено создать аналогичную систему, но в архивах подтверждения этому я не нашел. К 1950 году останки «Густава» были отправлены на заводской полигон, где они хранились до 1960 года, а затем были сданы на лом.

Вместе с орудием на завод «Баррикады» было доставлено семь гильз. Шесть из них впоследствии сдали в металлолом, а одна, использовавшаяся как пожарная бочка, уцелела и позже была отправлена на Малахов Курган. Это все, что осталось от величайшего орудия в истории человечества.

Сверхтяжелое артиллерийское орудие на железнодорожном ходу «Дора» было разработано в конце 30-х годов прошлого века немецкой фирмой «Крупп». Это орудие было предназначено для разрушения фортификационных сооружений на границах Германии с Бельгией, Францией (линия Мажино). В 1942 году «Дора» была использована для штурма Севастополя, а в 1944 году для подавления восстания в Варшаве.

Развитие артиллерии Германии после 1-й мировой войны было ограничено Версальским договором. Согласно положениям этого договора, Германии запрещалось иметь любые зенитные и противотанковые пушки, а также орудия, калибр которых превышал 150 мм. Таким образом, создание крупнокалиберной и мощной артиллерии было вопросом чести и престижа, считали лидеры нацисткой Германии.

Исходя из этого, в 1936 году, когда Гитлер посетил один из заводов фирмы «Крупп», он категорически потребовал от руководства компании спроектировать сверхмощное орудие, которое было бы способно разрушить французскую линию Мажино и бельгийские пограничные форты, например «Эбен-Эмаль». Согласно требованиям Вермахта, снаряд пушки должен быть способен пробить бетон толщиной 7 м., броню 1 м., твердый грунт 30 метров, максимальная дальнобойность орудия должна составлять 25-45 км. и иметь угол вертикального наведения +65 градусов.

Группу конструкторов концерна «Крупп», которая занялась созданием новой сверхмощной пушки по предложенным тактико-техническим требованиям, возглавлял профессор Э.Мюллер, имевший громадный опыт в данном вопросе. Разработка проекта была завершена в 1937 году, и в этом же году концерну «Крупп» был дан заказ на производство новой пушки калибра 800мм. Строительство первого орудия было завершено в 1941 году. Орудию, в честь жены Э.Мюллера, дали название «Дора». Второе орудие, которое в честь руководства фирмы Густава фон Болена и Гальбаха Круппа было названо «Толстый Густав», было построено в середине 1941 года. Кроме того, было спроектировано третье орудие калибра 520 мм. и длиной ствола 48 метров. Оно называлось «Длинный Густав». Но это орудие не было достроено.

В 1941 году в 120 км. западнее Берлина, на полигоне «Рюгенвальде-Хиллерслебен», прошли испытания орудий. На испытаниях присутствовал сам Адольф Гитлер, его соратник Альберт Шпеер, а также другие высокие армейские чины. Гитлер остался доволен результатами испытаний.

Хотя пушки и не имели некоторые механизмы, они соответствовали требованиям, которые были указаны в техзадании. Все испытания были закончены к концу 42-го года. Орудие было поставлено в войска. К этому же времени на заводах компании было изготовлено свыше 100 снарядов калибра 800 мм.

Некоторые особенности конструкции орудия.

Запирание затвора ствола, а также досылка снарядов проводились гидравлическими механизмами. Пушка была оборудована двумя подъемниками: для гильз и для снарядов. Первая часть ствола была с конической нарезкой, вторая с цилиндрической.

Орудие монтировалось на 40-ка осном транспортере, который располагался на сдвоенном ж/д пути. Расстояние между путями составляло 6 метров. Кроме того, по бокам орудия прокладывалось еще по одному ж/д пути для монтажных кранов. Полная масса орудия составляла 1350 тонн. Для ведения огня орудию необходим был участок длиной до 5 км. Время, которое затрачивалось для подготовки пушки к ведению огня, состояло из выбора позиции (могло достигать 6 недель) и самой сборки орудии (около 3-х суток).

Транспортировка орудия и обслуживающий персонал.

Перевозка орудия осуществлялась ж/д транспортом. Так, под Севастополь «Дора» была доставлена 5-ю поездами в 106 вагонах:

1-й поезд: обслуга (672-й артдивизион, около 500 человек), 43 вагона;

2-й поезд, вспомогательное оборудование и монтажный кран, 16 вагонов;

3-й поезд: части пушки и мастерская, 17 вагонов;

4-й поезд: механизмы заряжания и ствол, 20 вагонов;

5-й поезд: боеприпасы, 10 вагонов.

Боевое применение.

Во второй мировой войне «Дора» принимала участие всего дважды.

Первый раз орудие было использовано для взятия Севастополя в 1942 году. Во время этой кампании был зафиксирован всего один случай удачного попадания снаряда «Доры», который вызвал взрыв находившегося на глубине 27 метров склада боеприпасов. Остальные выстрелы «Доры» проникали в грунт на глубину до 12 метров. После взрыва снаряда в грунте образовывалась каплеобразная форма диаметром около 3 метров, что не причиняло особого вреда защитникам города. В Севастополе орудием было выпущено 48 снарядов.

После Севастополя «Дора» была отправлена под Ленинград, а оттуда на ремонт в Эссен.

Второй раз «Дора» использовалась в 1944 году для подавления Варшавского восстания. Всего Варшаве орудием было выпущено больше 30 снарядов.

Конец «Доры» и «Густава».

22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудий «Дора» и «Густав». В последующем, все, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.

Остатки взорванных немцами орудий «Дора» и «Густав»

«Дора» - прекрасное произведение искусства, но бесполезное

Фото: самая большая немецкая пушка Дора

В 1936 году во время посещения фюрером заводов фирмы «Krupp» он потребовал от руководства фирмы создать артиллерийскую систему, с помощью которой можно было бы сокрушить французские форты на линии Мажино и бельгийские укрепления. Крупповские специалисты подсчитали: для того, чтобы пробить бетонные перекрытия толщиной семь метров и стальную плиту толщиной один метр, понадобится бронебойный снаряд весом около семи тонн, что предполагало калибр будущей артсистемы не менее 800 мм.

«Жена» весом в 400 тонн

Конструкторскую группу фирмы «Krupp», начавшую разработку нового орудия, возглавил профессор Эрик Мюлле. По имени его жены будущую пушку назвали «Дорой». Расчёты показали, что для того, чтобы вести огонь с дистанции 35-45 км и не попасть под ответный огонь вражеской артиллерии, снаряд должен был иметь большую начальную скорость. А для этого орудие должно иметь длинный ствол и, по расчётам инженеров фирмы «Krupp», весить не менее 400 тонн!
Работа над орудием-монстром началась в 1937 году. Но из-за возникших при этом сложностей создать артиллерийскую систему , способную сделать первый выстрел, удалось лишь к сентябрю 1941 года. Линия Мажино и бельгийские форты к тому времени уже были захвачены германскими войсками. Тем не менее работа над «Дорой» была продолжена. К бою чудо-пушка была полностью готова в январе 1942 года. Её строительство обошлось германской казне в чудовищную сумму - 10 миллионов рейхсмарок.

Как она была устроена?

Как и все подобные ей артиллерийские установки , «Дора» состояла из двух частей - собственно орудия и железнодорожного транспортёра. Длина ствола пушки составляла 32 калибров - 32,48 м, из них длина нарезной его части - 36,2 калибра - 28,9 м. Запирание ствола производилось клиновым затвором с гидравлическим приводом. Заряжание «Доры» было раздельно-гильзовым.

Живучесть ствола оценивали в сто выстрелов, однако, как показала практика, уже после пятнадцати выстрелов начинался износ канала ствола. Масса пушки составляла 400 тонн.

Из-за огромных размеров и массы пушки конструкторам фирмы «Krupp» пришлось сконструировать уникальный железнодорожный транспортёр, занимавший сразу две параллельные рельсовые колеи. Таким образом, получался гигантский транспортёр на сорока осях и восьмидесяти колёсах по сорок колёс на колее.

После сборки транспортёра на нём устанавливался нижний станок с люлькой и противооткатной системой. Вслед за этим производился монтаж ствола пушки и сборка платформы для заряжания. В хвостовой части платформы устанавливались два подъёмника с электрическим приводом для подачи с железнодорожной колеи на платформы снарядов и зарядов. Механизм вертикальной наводки использовал электрогидравлический привод и обеспечивал наведение орудия в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0 до 65 градусов. А горизонтальная наводка осуществлялась благодаря тому, что железнодорожные колеи были выполнены в виде кривых определённого радиуса. При этом стрельба велась только строго параллельно этим путям - любое отклонение грозило перевернуть установку под влиянием огромной силы отката. В боевом положении длина установки была 43 м, ширина 7 м, высота 11,6 м.

Время подготовки орудия к ведению огня складывалось из времени оборудования огневой позиции (от трёх до шести недель) и времени сборки артустановки (трое суток). Для оборудования огневой позиции требовался участок размерами 4,5x4,5 км и 250 человек личного состава. С учётом электроагрегата масса артиллерийской установки «Дора» составляла 1350 тонн.

Поход на Севастополь

В феврале 1942 года начальник штаба сухопутных войск генерал Гальдер приказал отправить суперпушку «Дора» под Севастополь и передать её в распоряжение командующего 11-й немецкой армией генерала Манштейна. Под Севастополь «Дора» была доставлена в 106 вагонах пятью поездами. Обслуживающий персонал перевозили в 43 вагонах первого поезда, там же располагались кухня и средства маскировки. Монтажный кран и вспомогательное оборудование перевозили в 16 вагонах второго поезда. Части самой пушки и мастерскую транспортировали в 17 вагонах третьего состава. В 20 вагонах четвёртого поезда перевозили ствол и механизмы заряжания. Последний пятый состав в количестве 10 вагонов перевозил снаряды и пороховые заряды, в его вагонах поддерживался искусственный климат с постоянной температурой 15°С.

Непосредственное обслуживание пушки возлагалось на специальный 672-й артиллерийский дивизион «Е» численностью около пятисот человек под командованием полковника артиллерии Бова и состоявший из нескольких подразделений, в том числе штабной и огневой батарей. В составе штабной батареи имелись вычислительные группы, производившие все необходимые для наводки на цель расчёты, а также взвод артиллерийских наблюдателей, в котором, кроме обычных средств (теодолиты, стереотрубы), использовалась и новая для того времени инфракрасная техника.

В расчёт орудия также включался транспортный батальон, комендатура, маскировочная рота и полевой хлебозавод. Кроме того, в личный состав входили отделение полевой почты и походный публичный дом . Плюс ко всему к дивизиону были прикомандированы два десятка инженеров концерна «Krupp». Для инженерной подготовки позиции под Севастополем была выделена тысяча сапёров и полторы тысячи местных жителей, принудительно мобилизованных для земляных работ. Охрана позиции «Доры» возлагалась на караульную роту численностью триста человек, а также большую группу фельджандармов и специальную группу со сторожевыми собаками.

Кроме того, к группе обеспечения «Доры» было придано усиленное военно-химическое подразделение численностью 500 человек, предназначенное для постановки дымзавесы в целях маскировки с воздуха, и усиленный артиллерийский дивизион ПВО с 88-мм зенитными орудиями и батареей 20-мм зенитных автоматов. С воздуха над огневыми позициями «Доры» барражировали истребители из состава 8-го авиакорпуса генерала Вольфрама фон Рихтгофена.

Общая численность личного состава, привлеченного к обслуживанию суперпушки, составляла четыре тысячи человек.

Много шума - и ничего?

25 апреля 1942 года эшелоны с разобранной на части артустановкой с соблюдением всех мер предосторожности прибыли в Крым. Позиция для «Доры» была выбрана в 25 километрах от Севастополя и в двух километрах от железнодорожной станции Бахчисарай. В ходе подготовки позиции для «Доры» была проложена километровая железнодорожная ветка и уложены «усы», которые обеспечивали угол горизонтального обстрела 45 градусов. Работы по строительству огневой позиции велись в течение четырёх недель.

5 июня 1942 года на рассвете орудие было выведено на боевую позицию, и из вагона-погреба бронебойный снаряд был поднят на зарядный стол, а с него - в казённую часть ствола.

В 05:35 утра прозвучал первый выстрел чудо-орудия, от которого в вагоне-столовой, стоящем в трёх километрах от огневой позиции «Доры», с полок слетела посуда, а в Бахчисарае вылетели стёкла в жилых домах. Через 45 секунд немецкие наблюдатели на переднем крае зафиксировали взрыв огромного снаряда в районе полевого склада боеприпасов 96-й стрелковой дивизии. Последующие за этим семь выстрелов «Доры» были произведены по старой береговой батарее №16 южнее посёлка Любимовка. Ещё шесть выстрелов в этот день были сделаны по зенитной батарее Черноморского флота в районе станции Мекензиевы горы. Последний выстрел «Доры» в этот день прозвучал около восьми часов вечера.

6 июня суперпушка выпустила шестнадцать снарядов, 7 июня «Дора» произвела семь выстрелов по штольням арсенала в Сухарной балке. Всего же под Севастополем «Дора» выпустила 48 снарядов. Каков же результат этой стрельбы?
Артиллерийские наблюдатели не сумели зафиксировать падение семи снарядов. По некоторым данным, они легли с перелётом и упали в море. И лишь пять снарядов пушки-гиганта поразили цели. Генерал Манштейн, в конце концов взявший Севастополь и получивший за это жезл фельдмаршала, писал в своих воспоминаниях: «Это было чудо артиллерийской техники. Ствол имел длину порядка 30 м., а лафет достигал высоты трёхэтажного дома. Потребовалось около 60 железнодорожных составов, чтобы по специально проложенным путям доставить это чудовище на огневую позицию. Для его прикрытия постоянно стояло наготове два дивизиона зенитной артиллерии. В целом эти расходы, несомненно, не соответствовали достигаемому эффекту. Орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в скалах на глубине 30 м.» .

В прочих случаях снаряды «Доры» проникали в грунт на глубину до 12 метров. После взрыва снаряда в грунте образовывалась воронка каплеобразной формы диаметром около 3 метров, что не причиняло особого вреда защитникам города.

Как резюме, можно привести слова, сказанные начальником генерального штаба вермахта генерал-полковника Гальдера, который, кстати, сам был артиллеристом: «Настоящее произведение искусства, однако бесполезное».

Бесславный конец

После «гастроли» под Севастополем «Дору» отправили под Ленинград. Правда, прибыла она туда без самой важной своей части - без ствола. Ввиду полного его износа он был отправлен для ремонта в Эссен, а пока на станции Тайцы оставался лафет и всё прочее оборудование артустановки. Туда же собирались привезти вторую суперпушку, построенную на заводах концерна «Krupp» и получившую в честь главы концерна Густава фон Болена и Гальбаха Круппа имя «Толстый Густав». Но вскоре наступление Красной армии по прорыву Блокады заставило немцев вывезти свои суперпушки из прифронтовой зоны.

Ещё раз «Дора» поучаствовала в боевых действиях в сентябре-октябре 1944 года. Тогда артустановку привезли под Варшаву, где она выпустила около тридцати своих снарядов по восставшей столице Польши. Больше эти суперпушки нигде не стреляли. Правда, в 1944 году Гитлер приказал использовать «Дору» для обстрела с территории Франции Британских островов. Для этого были разработаны специальные трёхступенчатые реактивные снаряды. Но к тому времени войска союзников продвинулись далеко вглубь Франции, и идея со стрельбой из суперпушки по Лондону стала неактуальной…
Весной 1945 года во время наступления англо-американских союзников передовые дозоры обнаружили в лесу неподалёку от баварского города Ауэрбах, в тупике на железнодорожных путях, платформы, загруженные какими-то металлическими конструкциями, и валявшиеся поблизости искорёженные взрывами куски металла. Это были остатки двух суперпушек Гитлера. После изучения и тщательного фотографирования остатки «Доры» и «Густава» отправили в металлолом.

Если учесть, что из пушки-монстра «Дора» было выпущено по противнику 78 снарядов, а «Густав» вообще в боевых действиях не участвовал, то проект «Дора» можно считать самой дорогостоящей ошибкой в планировании развития артиллерии.

Орудие «Дора»

Масса в боевом положении: 1350 т.

Масса в походном положении: 317 т.

Длина транспортёра: 41 300 мм.

Калибр: 807 мм.

Длина ствола: 40 калибров.

Начальная скорость снаряда: 1500 м/сек.

Угол возвышения: до 65°.

Скорострельность: 1 выстр/20мин.

Дальность стрельбы: фугасным снарядом - до 47 км, бронебойными - 38 км.

Пушка Дора характеристики и устройство

Пушка Дора характеристики и устройство

1. Ствол
2. Лафет
3. Железнодорожный транспорт
4. Ограждения для личного состава
5. Противооткатная система
6. Казённая часть с клиновым затвором
7. Электродвигатель механизма вертикальной наводки
8. Досылатель снаряда
9. Платформа для заряжания
10. Подъёмник для снарядов с электроприводом

Суперснаряды для суперпушки

«Дора» стреляла 7-тонными бетонобойными и 4,8-тонными фугасными снарядами, содержавшими, соответственно, 250 кг. и 700 кг. взрывчатки. Бетонобойный снаряд пробивал броню толщиной до 1 метра, бетон - до 8 метров, твёрдый грунт - до 32 метров.

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:
Cамая большая пушка Гитлера

В 1936 году перед Адольфом Гитлером встала проблема преодоления французской линии обороны Мажино, 400-километровой защитной линии, состоящей из укрепленных бункеров, оборонительных сооружений, пулеметных гнезд и артиллерийских точек. Было принято решение построить орудие такой мощи, которое сумело бы разрушить долговременные укрепления линии. На заводах компании Friedrich Krupp A.G выпустили целых две монструозных пушки: Большую Дору и Толстого Густава. «Густав» (Schwerer Gustav) весил целых 1344 тонны и мог передвигаться только по железной дороге, а на подготовку к стрельбе уходило целых три дня. В боевых действиях эта штуковина поучаствовала всего раз и была захвачена союзниками у Севастополя.


Орудие "Толстый Густав" весило 1344 тонны и для передвижения его по железнодорожным путям требовался демонтаж некоторых частей. Орудие высотой с четырехэтажный дом, имело ширину 6 метров и длину 42 метра. Обслуживание орудия "Толстый Густав" занималась команда в 500 человек под командованием высокопоставленного армейского чина. Команде требовалось почти три дня времени, что бы подготовить орудие к стрельбе.

Диаметр снаряда пушки "Толстый Густав" составлял 800 мм. Для выталкивания снаряда из ствола использовался заряд бездымного пороха весом 1360 килограмм. Боеприпасы для пушки были двух типов:
фугасный снаряд весом 4800 килограмм, начиненный мощным взрывчатым веществом, и цельнометаллический снаряд, весом 7500 килограмм для разрушения бетона.

Скорость полета снарядов, вылетевших из ствола пушки "Толстый Густав" составляла 800 метров в секунду.

Угол поднятия ствола пушки "Толстый Густав" составляет 48 градусов, благодаря чему она может поразить цель фугасным снарядом на расстоянии 45 километров. Снаряд, предназначенный для разрушения бетона, мог поразить цель на расстоянии 37 километров. Взорвавшись, фугасный снаряд пушки "Толстый Густав" оставлял воронку глубиной 10 метров, а бетонобойный снаряд мог пробить около 80 метров железобетонных конструкций.


Закончили его строить к концу 1940 года и первые пробные выстрелы были произведены в начале 1941 на полигоне Ругенвальде (Rugenwalde). По этому поводу с визитом прибыл Гитлер и Альберт Шпеер (Albert Speer), рейхсминистр вооружений и боеприпасов.

Установку орудия начали в начале мая и к 5 июню пушка была готова к стрельбе. Она выпустила по Севастополю 300 снарядов (с частотой примерно в 14 штук в день) ещё 30 раз стреляла во время подавления восстания в Варшавском гетто, после чего орудие попало в руки союзхников, которые сдали его в металлолом.

Не так просто зарядить

Снаряд и заряд в гильзе 800-мм пушки

Сооружение "Толстого Густава" часто описывали как бесполезную трату времени и денег, что отчасти так и было, хотя защитники Севастополя могли иметь другое мнение. С другой стороны, если бы линию Мажино не удалось обойти и получилось бы пострелять по Гибралтару, то орудие могло бы сыграть важную роль в войне. Но тут слишком много "бы".

Во время осады Севастополя выстрелы пушки направлялись данными самолёта-разведчика. Первым поражением из пушки была группа береговых орудий, разрушенная в общей сложности 8 залпами. 6 залпов были сделаны по форту Сталин с таким же эффектом. 7 выстрелов было выпущено по форту "Молотов" и 9 - по Северной бухте, где удачное попадание тяжелого снаряда пробило форт в глубину, до складов боеприпасов, что погубило его целиком.

Ни помогло нацистам, ни мощное оружие, ни хорошо обученная армия. История все расставила на свои места.

В годы Второй мировой войны нацисты пытались создать новое разрушительное оружие, против которого СССР и Союзники не смогли бы ничего противопоставить. Одна из таких разработок – огромные орудия «Густав» и «Дора». Эти суперпушки применялись в ходе боевых действий, и если бы не некоторые проблемы, могли бы привести Третий Рейх к победе.


Орудие «Толстый Густав» было названо в честь Густава Круппа, главы немецкого промышленного концерна Friedrich Krupp AG. Это была самая большая пушка в мире, когда-либо использовавшаяся в бою. Ее начали проектировать еще в 1934 году, и Гитлер планировал, что орудие будет готово к началу войны с Францией.




Как подтвердилось в дальнейшем, огромные снаряды «Густава» пробивали до 7 метров железобетона или бронированную сталь толщиной 1 метр. Именно такая пушка сверхкрупного калибра была нужна для разрушения укреплений фортов линии Мажино.

Производство орудий было развернуто на военном заводе Круппа в Эссене в 1937 году. Кроме «Густава», строилась еще и «Дора», названная в честь жены главного конструктора. Суперпушка обошлась Германии в 7 миллионов рейхсмарок, в то время как «Густава» концерн «Крупп» изготовил совершенно бесплатно, в качестве своего вклада в войну.




Длительное время пушки испытывали, а в начале 1941 года официально приняли на вооружение вермахта. Поучаствовать в кампании 1940 года «Густаву» не пришлось, так как Франция успешно сопротивлялась всего полтора месяца.

«Густав» и «Дора» представляли собой однотипные артиллерийские установки калибра 80 сантиметров. Главный инженер Эрик Миллер разработал платформу-лафет длиной 47 м и шириной 7 м, весом 1350 тонн, перемещаемую по железной дороге. Это оказался единственный способ сделать орудие мобильным.


Снаряды для суперорудия и сейчас поражают воображение. Так, бетонобойный весит 7 тонн и начинен 250 килограммами взрывчатки. А фугасный боеприпас чуть легче, но несет уже 700 кг заряда.

Снаряды вылетали из стального ствола длиной 32 метра, который наводился по горизонтали за счет перемещения всей артустановки по изогнутой дуге железной дороги. Для обслуживания «Густава» требовался экипаж в 250 человек. Еще 2500 солдат обеспечивали прокладку ж/д пути, противовоздушную оборону, наземную охрану.




«Густав» использовался во время осады Севастополя в 1942 году. Солдаты вермахта весь май готовили огневые позиции, а в июне по укреплениям советских воинов было выпущено 48 снарядов. Немецкие артиллеристы подбили несколько фортов.

После падения Севастополя в «Густав» перевезли под Ленинград, а «Дора» прибыла под Сталинград. Во время отступления вермахта суперорудия были отведены в Польшу для подавления Варшавского восстания, а затем в Германию.


В конце войны оба орудия были разрушены, а на заводе в Эссене обнаружены остатки еще одной, третьей пушки серии. Она была построена на том же лафете, но для увеличения ее дальнобойности ствол спроектирован длиннее (48 метров) при меньшем калибре (52 сантиметра).

В целом, суперпушки Гитлера показали себя как крайне дорогое оружие, которое очень сложно применить, а полученные результаты иначе как скромными сложно назвать. Тем не менее, в Германии считали, что подобное вооружение способно принести победу.

Огромные пушки Третьего Рейха – это лишь один из