Невзрывные заграждения. Противотанковый ров

Противотанковый ров

Противотанковый ров с заросшими берегами и заполненный водой, как природный памятник прошлой войны тянулся с юго-западной части местности и обходя наш военный городок продолжался дальше на северо-восток, огибая подковой районный провинциальный городок. Рядом с ним и на прилегающих опушках леса остались тоже со времен войны заросшие травой и кустарниками капониры артиллерийских позиций и полуразрушенные ДОТы.
Когда-то здесь шли ожесточённейшие бои. Данный район входил в систему оборонительных сооружений Ржевского фронта. При производстве земляных работ по отрывке траншей под фундаменты зданий и наружные коммуникации строители постоянно натыкались на брошенные боеприпасы, гильзы и осколки снарядов и бомб. Следы былых сражений.
После того как пробуренная до глубины 95 метров скважина под основным зданием комплекса вместо нужного дебита 30 м3 пресной воды показала всего 5м3 соленой воды, гидрогеологи не на шутку встревожились, так как из – за них срывались работы по запуску системы кондиционирования технологической вентиляции и пусконаладочные работы инженерно-технического оборудования этого военного комплекса.
Рисковать соответственно больше они не захотели и определили с гарантией на основе гидрогеологических карт места будущих новых скважин в трех километрах от объекта. При этом совершенно не затруднили себя заботой, что водовод от скважины должен пересекать оставшийся после войны противотанковый ров, заполненный водой и труднопроходимое болото, заросшее кустарником шириной около километра. Это все стало нашей военных строителей заботой и проблемой.
Пробурив скважины, мы действительно убедились, что воды здесь тройной запас нужного качества.
Заложив подземные насосные станции, мы приступили к монтажу электролиний и прокладке подземного водопровода от объекта до насосных станций. Для прокладки водопровода через болото пригласили наиболее опытных экскаваторщиков. Но имеющиеся колесные и гусеничные экскаваторы по этому болоту пройти не могли. Болотных экскаваторов в нашем управлении не было.
Решили на открытых водных пространствах делать бревенчатые гати – настилы, а местные «Кулибины» установили на болты на траки гусениц экскаватора куски металлического швеллера длиной до одного метра., тем самым, расширив гусеницы, чтобы увеличить площадь опоры. Неудобство заключалось в том, что эти швеллеры наматывали на себя растительность и хворост, а иногда попадая на твердые пни или камни загибались. Но это были наши издержки, с которыми, как могли боролись
Однажды утром подходит подполковник Кустов С.М. начальник ПТО УНР механизации и пригласил меня на трассу водопровода.
- Болото, Петрович, с горем пополам прошли, теперь надо пересечь противотанковый ров.
- Отлично Сергей Михайлович, глядишь, и вправду уложимся в установленный срок. А какие у тебя проблемы по пересечению противотанкового рва. В войну его рыли руками полуголодные тысячи женщин, стариков и даже детей, а у нас мощная техника.
- Петрович, поехали и все посмотрим на месте. Ров же шириной около пяти метров и глубиной тоже наверное метра четыре будет. Нужно принять решение. Он же до краев наполнен водой. Это теперь, как искусственная река.
В назначенное время, рано утром мы выехали на место пересечения водопровода с противотанковым рвом. Погода была прекрасная. Экскаватор Э-652 -«Драгляйн» уже вплотную подошел ко рву. По берегам рва, как воробьи на проводах, сидели местные жители и дети с удочками и ловили белых и золотистых карасиков величиной с ладонь. Ров, недалеко от места пересечения с водопроводом был перекрыт искусственной земляной плотиной, которая одновременно являлась и переездом для конного и колесного транспорта с одного берега на другой с небольшой трубой для водосброса паводковых и дождевых вод.
- Ну теперь видишь на месте всю картину. Сказал Сергей Михайлович.
- Да. И что ты, Сергей Михайлович, предлагаешь? – спросил я.
- А, что Петрович тут предлагать. Подгоним экскаватор разберем эту колхозную плотину, спустим воду из рва и бульдозером сделаем спуски, как для прохода танков. Экскаватор пророет траншею, уложим с опрессовкой трубы и зароем траншею.
- Сергей Михайлович! Ты варвар! Мы должны вести работы с учетом экологических особенностей местности.
- Не понимаю тебя. Мне что, сюда вызывать отряд для подводных работ? Где ты найдешь денежки для их оплаты?. У них расценки не соскучишься.
- Сергей! Но мы же не можем себе позволить спустить этот искусственный водоем длиной около двух километров, которым теперь пользуются жители близлежащих деревень. Да, когда-то это был военный противотанковый ров, а теперь он превратился в искусственный водоем на радость окружающим людям и кроме того, если хочешь, стал священным памятником войны. О войне люди уже забывают. Ну и пусть этот ров им служит во все века для жизни и памяти.
- Петрович! Мы с тобой инженеры. Водопровод проложить надо. Воду из рва спускать нельзя. Подводников у нас нет. Ты, кроме философии скажи: «Как будем переходить водопроводом этот заполненный водой ров»!
- Сергей Михайлович! Я из чисто человеческих гуманных побуждений предлагаю воду из всего рва не спускать. Подгоняй свой Драгляйн с навесным ковшом и пересыпай ров новой плотиной недалеко от места перехода. И насыпай, накую же плотину, как старая колхозная, чтобы по ней могли проезжать повозки и колесная техника. А затем перегони экскаватор ниже к старой плотине и разбери ее. Спустим этот тридцатиметровый участок рва между плотинами. Ущерб, нанесенный нами экологии будет нулевой. Весной и дождями ров снова пополниться на радость местной детворе.
- Жалостливый, ты Петрович мужик. Но, пожалуй здесь ты прав. Так и сделаем.
- Когда будешь переходить противотанковый ров?
- Сейчас сделаем разбивку, подвезем материалы и сбросную трубу на новую плотину и приступим. Сегодня вечером думаю ров перейдем.
- Ты держи меня в курсе дела.
После обеда Сергей Михайлович прислал мне с попутной машиной записку, сотовых телефонов тогда не было, в которой проинформировал меня, что переходить ров будут во вторую смену, и чтобы и подослал щебня и рабочих для укладки сбросной трубы, и если можно, что-нибудь ребятам перекусить вечером из столовой отряда
В конце рабочего дня, я не выдержал и на машине с материалами и рабочими выехал сам на место работы. То, что я застал, походило на перекрытие реки, солдатский бивуак и ловлю рыбы невиданным раньше способом при помощи экскаватора. Бульдозер и экскаватор с рычанием заканчивали новую плотину. Старая плотина уже была наполовину разрушена и вода с шумом вытекала в этот проем.
Но перед провалом заблаговременно бала установлена преграда из панцирных солдатских кроватей и плетеная сетка, в которую набивались блестящие караси и два военных строителя их собирали в ведра. В стороне на лугу под кустом рябины горел костер и по запаху я понял, что варилась первая уха. Рядом с костром находился повар сержант и довольный до ушей Сергей Михайлович.
Он очень обрадовался моему приезду: -Я знал, что ты не выдержишь и приедешь.
- Точно не выдержал.
- А ужин ребятам привез?
- Конечно, Сергей Михайлович.
- Ну, мы кое-чего сами припасли для такого торжественного момента, как преодоление противотанкового рва.

Первым тостом здесь же возле костра при свете вечернего заката мы вспомнили тех, кто воздвигал этот ров и защищал здесь до последнего дыхания нашу свободу и страну в суровые годы войны.
Второй тост мы подняли, глядя на уже, появившиеся на небе звезды за наших людей и сегодняшние дела по укреплению и защите Отечества.

Много в последнее время говорят о ВОВ, пышно празднуют День Победы, но многие героические деяния советских людей остаются позабытыми.

Одним из вычеркнутых подвигов ростовчан является противотанковый ров. Вокруг Ростова во время ВОВ была обустроена целая система земляных укреплений для отражения в первую очередь танковых атак немецких войск. Масштабы проделанной работы огромны. Уже к осени 1941 года оборонительная полоса вокруг Ростова достигла почти 100 км в длину. Особенно наглядно это заметно, если посмотреть на схему противотанковых рвов, которые опоясывали город в несколько линий. Основная начиналась на берегу Мертвого Донца, в районе поселка Каратаево. Далее ров шел на север вдоль левого берега Сухочалтырьской балки до армянского хутора Красный Крым, где поворачивал на восток к поселку Темерницкому. От него он продолжался к балке Щепкина по территории современного лесхоза, вдоль правого берега которой выходил к месту слиянии ее с балкой Большой Камышевахой. По левому берегу этой балки ров доходил до поселка Рассвет и шел еще дальше через населенный пункт Мускатный к поселку Александровка на реке Аксайке. По стандартам Красной Армии противотанковый ров мог быть в профиле треугольным или трапециевидным. Ростовский был сделан в виде правильной трапеции, метров 5-7 в ширину и метра 2 в глубину. Сейчас он, конечно, выглядит по-другому, чем в годы войны. Борта рва заплыли, дно в некоторых местах заросло кустарником, но все равно пространственно-планировочная система, да и сам профиль и сейчас представлены в достаточно фотогеничном состоянии.

Другая оборонительная линия была выполнена ближе к тогдашним границам города. Если посмотреть на спутниковый снимок северо-восточной части современного Ростова, несколько южнее Ростовского моря, в районе здешних садовых товариществ, можно увидеть некоторую зигзагообразность селитебной планировки. На самом деле это не изыски архитекторов, а сохранившиеся на местности очертания еще одного участка противотанкового рва, вырытого горожанами для защиты Ростова от фашистских войск. От самого рва здесь мало что осталось. Он почти полностью нивелирован. И только ориентация дач и лесополос выдает, что ров когда-то существовал. После войны по его дну провели водопровод, который ныне тоже разрушен или реконструирован. Бетонные глыбы и осколки труб часто попадаются на обочине построенной недавно асфальтированной дороги. Эта дорога или улица Золотистая повторяет зигзаги рва, что так хорошо видно из космоса.

Есть небольшой фрагмент противотанкового рва в районе Лесхоза севернее 2 поселка Орджоникидзе и на территории садовых товариществ восточнее комплекса зданий ЮФУ (РГПУ) на переулке Днепровском (поселок им. Чкалова). В этих местах ров почти везде снивелирован, и только в Лесхозе, в районе недавно запроектированных улиц Панорамной и Усадебной, где идет активная постройка недешевых коттеджей, остались еще на «целине» кое-какие очертания этого оборонительного укрепления.

Выше перечисленные укрепления существовали на ближних подступах к Ростову. Еще один противотанковый ров был обустроен вдоль правого берега реки Тузлов от станицы Грушевской почти до Петровки. Его остатки хорошо просматриваются везде. Примерное современное состояние его можно увидеть, например, в районе хутора Каменный Брод.

Ближе к Ростову хорошо сохранившиеся участки рва тоже есть. Не весь он нивелирован в ходе послевоенной хозяйственной деятельности, в основном, методом запахивания. Наиболее плохо сохранилась западная часть рва , лишь возле элеватора, около ост. пл. 1330, есть небольшой отрезок с узнаваемым профилем противотанкового укрепления.

Еще более удачно ров смотрится в его восточной части, северо-западнее поселка Опытный. Здесь на южном берегу небольшой балки, принадлежащей к водотоку Большого Лога, есть короткий отрезок рва в прекрасной сохранности. Его и сейчас можно использовать как наглядный пример для обучения военных инженеров строительству подобных противотанковых преград. Особенно впечатляет он, когда на бортах рва цветет соломоцветный ковыль-тырса. Другая часть рва уходит в лесополосу и почти незаметна среди древесной растительности.

Но самым впечатляющим отрезком рва является, конечно, его северный участок, примерно от хутора Красный Крым и до поселка Рассвет. Здесь есть места, где можно даже без дофантазирования представить, как выглядело это укрепление в деталях и в целом представить общую картину системы противотанковой обороны Ростова во время войны.

Немного западнее садового товарищества «Урожай» есть два кургана , которые могли бы служить дополнительными пунктами обороны в комплексе с противотанковым рвом. Сейчас рядом с курганами ров запахан, но на северной окраине с\т «Урожай» он уже очень хорошо просматривается на местности. С небольшими разрывами отсюда его можно проследить в восточном направлении почти до поселка Рассвет.

Отмечая огромные масштабы проделанной работы, для властей было бы умным делом установить в каком-нибудь месте сохранившегося участка рва памятный знак, посвященный героическому вкладу мирного населения Ростова в оборону своего города от фашистов.

К противотанковым заграждениям относятся:

а) минированные отдельные участки, полосы или сооружения;
б) искусственно созданные препятствия в виде земляных рвов, эскарпов, лесных завалов, надолб и т. п.;
в) разрушенные отдельные сооружения (мосты, дамбы, плотины, броды, дороги и т. п.).

Все эти препятствия создаются с целью задержать или совершенно исключить движение танков в определенных районах. Они возводятся преимущественно обороняющимся в предполье, на флангах оборонительной полосы и в самой оборонительной полосе.
Как в предполье, так и в оборонительной полосе эти препятствия прикрываются различными огневыми средствами: противотанковыми ружьями, пулеметами, противотанковыми пушками. Ряд препятствий, возведенных в предполье или на флангах обороняющегося, может быть заражен стойкими отравляющими веществами.

ИСКУССТВЕННЫЕ ПРОТИВОТАНКОВЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Трапецеидальный ров (рис. 125). Трапецеидальный, безбрустверный ров устраивается на ровной местности перед передним краем и внутри оборонительной полосы. Отсутствие бруствера позволяет

Рис.125. Ров без бруствера

легко маскировать ров под окружающую местность. Размеры зависят от того, против каких типов танков он применяется.
Брустверный ров (рис. 126).
Бруствер создает дополнительное сопротивление и позволяет делать ров несколько уже. Устраивается такой ров на пересеченной местности - в предполье и внутри оборонительной полосы. Без маскировки сетью ров легко может быть обнаружен.

Рис. 126. Ров с бруствером

Ров с обратным бруствером (рис. 127).
Насыпь, вынесенная вперед, создает дополнительное сопротивление: танк от удара о крутую насыпь теряет скорость и падает носом к основанию тыльного откоса рва.

Рис.127. Ров с обратным бруствером

Треугольный ров (рис. 128) устраивается на ровной местности.
Легко маскируется под окружающий фон. Танк при неудавшейся попытке преодолеть ров легко может уйти с препятствия задним ходом.

Рис.128. Треугольный ров

Эскарп (рис. 129).
Эскарп устраивается на холмистой местности на передних скатах. Эскарпирование может также применяться для увеличения крутизны берега реки, откосов, насыпей, выемок и т. п.

Рис.129. Эскарп

Контрэскарп (рис. 130).
Контрэскарп у страивается на холмистой местности на обратных скатах. Он имеет вид обрыва, затрудняющего спуск танка. Стенки эскарпов и контрэскарпов могут быть одеты бетоном, камнем или деревом, и тогда сопротивляемость их значительно увеличивается.

Рис.130. Контрэскарп

Ловушки (рис. 131).
Ловушки устраиваются на дорогах в виде ям размерами 4X3 1/2 метра и глубиною до 2 метров. Сверху яма покрывается накатником и жердями и тщательно маскируется. Прочность перекрытия рассчитывается на разрушение при наезде определенного груза.

Рис.131. Ловушка

Воронки (рис. 132).
Воронки устраивают в таких местах дороги, где затруднен или невозможен объезд (насыпи, выемки, болотистые участки). На дне воронок и вокруг них могут устраиваться фугасы - ловушки, тщательно замаскированные ветками, сучьями, травой и т. п.

Рис.132. Воронка

Завалы из деревьев (рис.133).
Завалы устраиваются на лесных дорогах или дорогах, обсаженных деревьями, в тех местах, где невозможен объезд. Завалы, как правило, оплетаются колючей проволокой, усиливаются фугасами, минами и иногда заражаются СОВ. В горах на дорогах устраиваются каменные завалы.

Рис.133. Завалы из деревьев

Противотанковый барьер (рис. 134 и 135).
Противотанковый барьер устраивается в лесу средней густоты, в котором толщина отдельных деревьев не менее 40-50 сантиметров. К деревьям на определенной высоте прикрепляются бревна диаметром в 25-28 сантиметров. Вместо бревен иногда могут применяться проволочные канаты, скрученные из 40-50 ниток колючей проволоки.
Деревянный барьер (рис. 136). Высота стенки делается различной в зависимости от типа танков, против которых барьер применяется. Такой барьер устраивается преимущественно на дорогах, в дефиле, оврагах и т. д. в виде деревянных стенок, преграждающих путь движения.
Надолбы (рис. 137). Надолбы делаются из бревен диаметром в 25-30 сантиметров. Бревна зарываются или забиваются в землю на глубину 11/2 - 2 метра в шахматном порядке, несколько наклонно вперед. Иногда перед надолбами могут устраиваться пороги. Надолбы могут устраиваться также из рельсов, железобетона и камня.

Рис.134. Противотанковый барьер из бревен

Рис.135. Противотанковый барьер из металлического каната

Рис.136. Деревянные барьеры на дороге

Рис.137. Надолбы

Рис.138. Противотанковые мины

Противотанковые мины (рис. 138). Мина представляет собою плоскую коробку, начиненную взрывчатыми веществами. Мина взрывается при наезде на нее гусеницей танка. От взрыва мины гусеница пробивается и танк останавливается. Мины бывают нажимного, электрического и дистанционного действия.

Мины нажимного действия взрываются обыкновенным запалом; мины дистанционного действия могут взрываться не в момент первого нажима (наезда), а с некоторым запозданием. Уложенные поперек дороги 2-3 мины могут быть соединены жердью, отчего при наезде танком происходит одновременный взрыв всех мин. Соединительная жердь и мины сверху присыпаются грунтом и тщательно маскируются. При благоприятных естественных условиях (наличие кустарника, высокой травы), когда к тому же ограничено время, мины могут не зарываться в землю, а разбрасываться по земле.

Минные поля могут устраиваться из одного, двух и более рядов мин, расположенных различным способом. Демаскирующими признаками минного поля являются: тропинки, протоптанные при укладке мин, пятна свежей земли, высохшей или помятой травы, бугорки в местах укладки мин при твердом грунте, случайно оставленные предметы и т. п.
Против плавающих танков могут устраиваться подводные заграждения: проволочные сети, надолбы, береговые эскарпы и мины.
В зимнее время противотанковые заграждения могут устраиваться из снега в виде снежных заборов высотой 1,2-1,5 метра и шириной 3-5 метров.

Невзрывные заграждения

Противотанковый ров

Противотанковые рвы, пожалуй, самое известное среди москвичей и ленинградцев уходящего сейчас из жизни поколения, противотанковое заграждение начального периода Великой Отечественной войны (1941-45гг.). В конце лета - начале осени 41-го года десятки тысяч горожан копали эти рвы. Миллионы кубометров грунта было вынуто, миллионы человеко-часов было затрачено на эти в общем-то бесполезные сооружения.

Дело в том, что трудоемкость отрывки 100 метров противотанкового рва составляет около 20-25 машино-часов экскаватора. Если перевести на ручной труд, то на 100 метров рва требуется 125 человеко-дней квалифицированных землекопов. Если устраивать ров взрывным способом, то на 100 метров рва требуется 40-50 человеко-часов и 2-3 машино-часа экскаватора плюс 1200-1600 кг. тротила.

И в то же время на устройство перехода через ров требуется от 3 минут (танковый мостоукладчик), до 5 человеко-часов труда землекопов. Взрывным способом переход устраивается за 30-40 минут.

История войны достаточно убедительно показала, что устройство многокилометровых ПТ рвов при огромных трудозатратах не обеспечивает сколько-нибудь серьезную задержку танков противника. Сам ПТ ров и его отрывку невозможно скрыть от противника, а следовательно, в своих боевых планах он будет учитывать наличие рва и предпримет соответствующие меры.

И все же совсем скидывать со счетов этот вид противотанкового препятствия не стоит. Он может сыграть некоторую роль в благоприятных условиях. Например, с помощью рва длиной 100-200 метров можно закрыть промежуток между болотом и рекой. Под противотанковый ров можно дооборудовать овраг, ручей или речку с крутыми берегами, канал.

Однако, чтобы ров выполнил свою роль, требуется выполнение определенных условий.

Глубина рва должна составлять не менее 2 метров, ширина не менее 5 метров. Стенка, обращенная в сторону противника должна иметь уклон 45-60 градусов, а противоположная 60-65 радусов. Более крутые стенки делать нецелесообразно, т.к. земля с крутых откосов будет осыпаться, облегчая противнику работы по преодолению рва. Высота брустверов должна быть не выше 0.5 метра и края брустверов обращеные в поле должны быть пологими шириной около 7 метров. Такие брстверы в некоторой степени маскируют ров при наблюдении местности с уровня приборов наблюдения механика-водителя. Края брустверов, обращенные ко рву должны быть крутыми, причем напольный бруствер должено отстоять от края рва не менее чем, на 1.5 метра, но не более 2 метров. Эти полтора-два метра как бы уширяют ров. Дело в том, что при попытке перепрыгнуть ров, отрыв гусениц танка от земли будет происходить не от края рва, а с расстояния 1.5-2 метра до края рва. Берма противополжного брствера делается шириной около 40-50 см. Это диктуется тем, чтобы грунт с бруствера не осыпался бы в ров.

Ширина рва по низу выбрана, исходя из того, что танк, попавший в такой ров, не может развернуться вдоль рва, подняться по откосу назад. Глубина в 2 метра в сочетании с шириной 2 метра исключает танку возможность пользоваться своим оружием.

Естественно, что ПТ ров должен быть прикрыт огнем противотанковых средств и огнем пулеметов или снайперов. Минирование ПТ минами допустимо только в противоположном бруствере, причем мины должны быть неизвлекаемые, иначе противник может использовать их для взрывных работ при устройстве перехода через ров. Исходный бруствер может минироваться ПП минами для затруднения работ саперов противника.

А в общем-то, в условиях современной войны ПТ ров нельзя считать серьезным ПТ препятствием. В танковом полку Российской Армии для преодоления подобных преград имеется три мостоукладчика типа МТУ, МТУ-20, МТ-55, МТУ-72, плюс четыре пролета механизированного моста ТММ. Итого семь мостов. Кроме того, в каждом танковом батальоне три танка имеют навесные танковые бульдозеры (всего 9 бульдозеров БТУ). Плюс в саперной роте имеется путепрокладчик БАТ-М или БАТ-2. С такими средствами ров для полка не помеха.

От автора. Просматривая кинохронику работ москивчей и ленинградцев на противотанковых рвах, невозможно отделаться от мысли, что эти рвы скорее спасали многих начальников от тяжелого сталинского гнева, нежели обороняющиеся войска от немецких танков. В отчаянных стараниях хоть как-то остановить немцев на подступах к Москве Сталин, вполне возможно, приказал бросить на подготовку оборонительных рубежей все, что возможно, всех более или менее свободных людей. А что могли делать тысячи неквалифицированных конторских работниц, студенток, домохозяек? Могли только копать.
А нужны были десятки и сотни военных инженеров специалистов в области фортификации, способных разметить на местности оборонительные сооружения; тысячи сержантов инж.войск, знающих размеры фортсооружений и приемы их возведения, тысячи бетонщиков, плотников, арматурщиков.
Однако как было до 41-го, как будет и потом, о нужности инженерных специалистов спохватились только тогда, когда сделать ничего уже было нельзя.
Нужны были тысячи тонн фортификационного бетона, стали, сотни тысяч кубометров леса, миллионы мин, сотни тонн взрывчатки. Но этого ничего не было, как не было уже и времени на организацию серьезных оборонительных работ.
Однако, вряд-ли кто решился бы сказать Сталину в то время о бессмысленности посылки десятков тысяч горожан "на окопы". Вот и ковыряли стылую осеннюю землю, набивали себе кровавые мозоли, простывали, гибли под пулеметными очередями немецких самолетов безответные бабы, да читали издевательские листовки министерства пропаганды Гебельса, сбрасываемые вместе с бомбами с самолетов: "Русские дамочки, не ройте ваши ямочки, приедут наши таночки, зароют ваши ямочки".

Сегодня положение еще страшнее. Армия теряет не только саперов, но и танкистов, летчиков, моряков, артиллеристов. Что, снова будем учиться под огнем и оплачивать учебу кровью?

Источники и литература

1. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство МО СССР. Москва. 1982г.
2.Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
3.Е.С.Колибернов, В.И.Корнев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя. Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
4.А.М Андрусенко, Р.Г.Дуков, Ю.Р.Фомин. Мотострелковый (танковый) взвод в бою. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
5.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
6.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
7.Г.Гудериан. Танки вперед!. Военное издательство МО СССР. Москва. 1962г.
8.Г.Гудериан. Внимание -танки!. Военное издательство МО СССР. Москва. 1967г.
9.O.Rule.Der Kampf mit den Panzrer auf Der ostlichen Front. Berlin. 1944
10. Журнал "Die Wehrmacht" №№ 11, 12-42, 4,6,9-43