Заха хадид ушла из жизни. Какой Заха Хадид была в жизни. Личные истории друзей и близких

В конце марта 2016 года мир потрясла новость о смерти британского дизайнера и архитектора Захи Хадид. Невероятно талантливая женщина скончалась в возрасте 65 лет во время прохождения курса лечения от бронхита. Тем не менее, официальная причина смерти Захи Хадид была несколько иной.

Краткая биография и личная жизнь Захи Хадид

Заха Мохаммад Хадид появилась на свет в 1950 году в довольно богатой багдадской семье. С детства девочка отличалась выразительными творческими способностями и художественным талантом, поэтому ее призвание было предопределено с самого начала.

Сразу после окончания школы юная Заха отправилась учиться в Бейрут, а через некоторое время – в Лондон, где впоследствии поступила в Архитектурную ассоциацию. В период обучения девушки в данном учебном заведении ее наставником был голландец Рем Колхас, обожавший русский авангард. Любовь к этому направлению передалась и самой Захе – в ее дипломном проекте моста-отеля через Темзу отчетливо прослеживается техника и стиль Казимира Малевича.

Окончание обучения не стало для Захи поводом навсегда расстаться с учителем Ремом Колхасом – в 1977 году они стали партнерами в бюро ОМА, однако, еще через 3 года девушка смогла основать собственную архитектурную компанию Zaha Hadid Architects.

За все время работы ею было создано огромное количество различных проектов. Все они становились предметом ошеломительного восторга поклонников и поклонниц невероятно талантливой художницы. В 2004 году заслуги Захи были оценены по достоинству – она стала первой женщиной, которой вручили престижную Притцкеровскую премию.

Наряду с огромным талантом женщина-архитектор Заха Хадид имеет сложный характер, поэтому семьи и детей у нее так и не появилось. Хотя в некоторых интервью художница утверждала, что хотела бы иметь сына или дочь, в действительности, личную жизнь для нее заменила , а нерожденных детей – многочисленные проекты.

Читайте также
  • Счастливы вместе: Бейонсе и Джей Зи появляются на публике только вдвоем

От чего умерла Заха Хадид?

В 2016 году сильную и относительно здоровую женщину сразил бронхит. Для лечения данного заболевания дизайнера и архитектора поместили в одну из клиник Майами, где она и скончалась 31 марта. Между тем, по сообщениям большинства таблоидов причиной смерти знаменитости стал сердечный приступ. По всей видимости, женщина уже довольно давно имела проблемы с сердцем, но не обращалась к врачам.

Борис Бернаскони

архитектор, руководитель бюро Bernaskoni

«В первую очередь Заха - дизайнер, которая смогла реализоваться в архитектуре. Ее пространствами часто нельзя пользоваться по назначению: они представляют собой сильный жест, который и делает ее необыкновенной. Пусть ее проекты были в основном бессмысленными - как у Гэри. Его здания - это музей, в котором выставить ничего нельзя, все стены кривые, об энергоэффективности не идет речь. Это абсолютно безответственная архитектура - как гламурный парень, который пошел в клуб, чтобы найти себе трех телок. Гэри и Заха, по сути, производят экстравагантные здания haute couture. То, что делала в начале своей карьеры Заха, - это Лисицкий, а в конце - Кандинский. Удержать такой подход на протяжении долгого времени должно быть невероятно сложно, и, наверное, оттого она и умерла так скоропостижно, от сердечного приступа - тяжело все проводить через себя. Принято считать, что сердце - мышца, которая связана с чувствами: Заха - тот человек, который создавал архитектуру сердцем, и оно не выдержало в конце - потому что в профессии много препятствий».

Юрий Пальмин

архитектурный фотограф

«Вся история карьеры Захи - это история эмансипации. Она занималась освобождением архитектуры от всего, что исторически стало частью ее образа в популярном представлении. Той же эмансипацией занимался авангард в начале XX века, но тогда архитекторы сталкивались с противоречием между теоретической безграничностью, своей свободой и ограниченностью материалов, в которых это можно было воплотить. Заха тоже находилась постоянно в столкновениях: столкновения постмодернизма и цифровой эпохи, на которое пришлось ее становление. Она работала с четырехмерным пространством так, как это делает современная физика. Она освободила архитектуру и от параметризма, привнесла в нее личность - то, что свойственно классике».

Олег Шапиро

партнер архитектурного бюро Wowhaus

«Заха единственная женщина, которая на сегодняшний день получила Притцкеровскую премию. Она упорно шла по собственному пути, и это стоило ей того, что большую часть жизни она ничего не строила. В 1994 году возвела пожарную станцию в Германии, а первые ее большие проекты начинаются в 2000-х. Она была предана себе и своей философии - идее текучести и изменчивости пространства, его неустойчивости, - а окружающий мир ее, в общем-то, не очень интересовал. То, что она создавала, было очень эмоциональным и напрямую влияло на человека. Ее архитектура понятна. Интересно, что прославилась она своей графикой в рисунках. Кроме того, она сделала ряд громких высказываний, которые вызывали ответную реакцию публики. Я думаю, Хадид удалось сказать все, что только может сказать подобная архитектура, но ее смерть все равно большая утрата. Что такое 65 лет? Гэри за 90, и он продолжает строить великие дома».

Оливер Уэйнрайт

архитектурный критик The Guardian

«Заха Хадид стремилась раздвинуть границы материального мира (как, впрочем, и карманы ее клиентов) с каждым своим проектом, и от этого ее работа неизбежно становилась неоднозначной. Каждый раз, когда она получала международную награду, сыпались протесты - от вопросов о правах человека, которые возникли в связи со строительством Центра Гейдара Алиева в Азербайджане, до переплаты за строительство Центра водных видов спорта в Лондоне и частых нападок архитектурной оппозиции на местах. В итоге это привело к тому, что строительство уже почти готового ее стадиона в Токио в прошлом году было остановлено. Возможно, стадион стал ее самой горькой неудачей».

Видеонекролог газеты The Guardian

Джон Сибрук

«Я не знал никого, чья репутация пугала бы так сильно и кто вместе с тем был настолько забавным в реальной жизни, как Заха Хадид. В мире архитектуры всегда царили непростые персонажи - профессия сама по себе кажется просто созданной для того, чтобы превратить человека в малоприятного эгоиста. Меня всегда поражало, что Хадид как-то удалось заработать себе репутацию человека, с которым исключительно сложно работать. Хотя если ее сравнить с другими выдающимися архитекторами, никто не был ближе к земле, никто не был настолько живым, как она». [

31 марта 2016 года умерла Заха Хадид. Она скончалась от сердечного приступа, когда лечила бронхит в госпитале Майами. Ей было 65 лет. К первой посмертной выставке кураторы собрали каталог из почти 70 воспоминаний близких Захи Хадид. Рем Колхас, Патрик Шумахер, Фрэнк Гери — все они возносят талант архитектора и рассказывают истории из жизни. Публикуем перевод наиболее эмоциональных моментов.

Фрэнк Гери

«Вчера утром моя подруга Заха Хадид умерла. Я встретил ее много лет назад, когда Заху только что представили миру как победительницу конкурса на проект The Peak в Гонконге. Ее рисунки показали новую идею, новый мир архитектуры. Мы все долгие годы смотрели на конструктивизм и всегда им вдохновлялись, но Заха привнесла в это течение характерные черты. Она дала новую свободу, новые обязательства и новые возможности. И это было „вау“. За три-пять лет она зарекомендовала себя как аристократка архитектурного клана, образно говоря, она стала одной из нас, одной из „мальчиков“».

Рана Хадид

Племянница Захи Хадид

«Она часами учила нас рисовать. Она рассказывала, зачем на самом деле нужны цветные карандаши и как ими пользоваться: как наклонить стержень, чтобы добиться цвета; как притупить кончик, чтобы получилась тень или как, наоборот, заострить стержень, чтобы вышло очень четкое, рельефное изображение. Это было задолго, сильно задолго до того, как она стала архитектором. Насколько я помню — с Захой всегда все начиналось с рисунка».

Стивен Холл и Заха Хадид на открытии первой крупной реализации архитектора — пожарной станции Vitra

Патрик Шумахер

«Заха была невероятно застенчивой и, пожалуй, уязвимой. Когда меня наняли, все 4-5 человек работали в одной студии № 9. Тем не менее Захе удавалось избегать меня, за первые четыре недели мы ни разу словом не перекинулись — даже ни разу не поздоровались. Она меня просто игнорировала. Думаю, она подозрительно ко мне относилась. Только потом, увидев, что я тружусь изо дня в день не поднимая головы, что ухожу очень поздно, она растаяла и начала смотреть на меня с меньшим скептицизмом и недоверием.

Только когда конкурс, над которым мы тогда работали, стал набирать обороты и отнимать все больше сил и времени, мы начали общаться. Она тогда взяла на себя руководство проектом, поэтому наставляла меня и говорила, что хочет видеть в итоге. Только после долгих затянувшихся рабочих вечеров, ночной работы, после незабываемой утренней поездки в Берлин, где мы представляли проект, я стал частью группы по-настоящему. Однако у этой приятной стороны была своя цена: много насмешек и гораздо большее давление на меня. Все это нужно было для того, чтобы достичь того нечеловеческого совершенства, к которому стремилась сама Заха.

У Захи был огромный интерес к жизни и странностям. Почти каждые ночь, будни и выходные, она стремилась завязать новые знакомства, она всегда поддерживала старую дружбу. Она была виртуозом мессенджеров и электронной почты — использовала три разных телефона, чтобы всегда оставаться на связи в любых странах и любых часовых поясах».

Брайан Кларк

Художник, один из попечителей Фонда Хадид

«Заха оставила 1381 платье, 471 пару обуви и 284 сумочки. Ее квартира на Даллингтон-стрит, конечно, была маловата.

Именно там Заха Хадид устроила обед для одних клиентов из Японии. Когда я приехал, то увидел, что они замешкались около гостиной, где она должна была появиться. Заха редко приходила вовремя — даже если встреча была в ее собственном доме. Гости пытались присесть на авторские диваны Захи, но не были уверены, на какую именно часть нужно сесть. Они все ждали, стараясь аккуратно примоститься в диванных трещинах, пытаясь не соскользнуть с полированных поверхностей, балансируя на обитой сталагмитами мебели. Наконец Заха появилась. За ней шла леди, она несла самый обычный стул, чтобы Захе было куда сесть. На нем она и устроилась».

Заха Хадид в своих апартаментах в Лондоне Miles Aldridge

Эва Иржична

Архитектор, Eva Jiricna Architects

«Заха была очень трудолюбивой. Для нее было естественным поздно встать, но и поздно закончить рабочий день. Она была настолько предана своему творчеству, что ждала такого же поведения и от остальных — она ждала, что люди вдохновятся ее примером. Когда во время поездок Заха пыталась связаться с архитекторами поздно вечером, а те были вне доступа — или даже не в офисе — она не понимала этого. С такими людьми она говорила раздражительно и всячески показывала, что недовольна их отношением к проекту — недовольна их незаинтересованностью и безответственностью. Но когда Заха клала трубку, она смотрела на часы и шептала: „Полагаю, все-таки уже довольно поздно“».

Питер Айзенман

«У меня был свой способ связываться с Захой Хадид — вероятно, как и у других ее друзей. Я научился до нее дозваниваться и обходить все эти бесконечные уровни безопасности телефонной связи, когда она уже стала феноменом мирового уровня.

Моим способом был специальный код, который всегда работал. Код был простым. Когда я звонил, то по голосовой связи спрашивал не Заху, а Зу Ху. После неловкой паузы и некоторого оцепенения на том конце, Лондон уточнял: „Кто звонит?“. Я всегда говорил: „Малыш“. Это было паролем. И независимо от того, насколько сильно Заха была занята, она всегда отвечала. Мы могли бы и сейчас сплетничать и смеяться вместе, и я мог бы называть ее Зу Ху. Для меня она всегда останется Зу Ху».

Рем Колхас

«Без сомнения, Заха была самым харизматичным человеком из всех, кого мне довелось встретить. Заха много плакала (боюсь, часто из-за меня). Ее слезы не текли струйками вниз, они надвигались на вас, как пули. Эти слезы выражали не грусть, но возмущение: они были свидетельством непоколебимых убеждений.

Со своим интеллектом и чрезмерным талантом Заха бы успешно занялась политикой, вопросами глобализации и технологий, архитектурой, она бы сдружила государства — ее жизнь в высшей степени прекрасная история нашего времени».

Заха Хадид с преподавателями и коллегами: Ремом Колхасом, Элиа и Зои Зенгелис и Маделон Вризендроп

Хани Рашид

На открытие павильона Серпентайн вместе с Захой ехал Хани Рашид, его супруга Лиза и сын Тайнан, или как его звала Хадид, Маленькая Пчела. Только они направились в сторону галереи, Заха велела остановить машину, открыла окно, что-то обсудила с продавцом на улице, купила непонятный сверток и вручила его Тайнану.

«Это оказался мыльный пистолет, странный, выпуклый и разноцветный. За считанные секунды Тайнан начал заполнять салон машины огромными, сияющими, прозрачными, тончайшими — словно стеклянными — пузырями всех размеров. Заха пришла в бесконечный восторг от этого потока геометрии, которая заполнила абсолютно все пространство — в котором мы и так были довольно ограничены.

Мы мгновенно погрузились с головой в пространство, которое сотворила мыльная пушка. Оно было и миром Захи Хадид — созданным ее безумным и прекрасным воображением. Мы замерли в нем, полностью состоящим из шаров, то появляющихся, то исчезающих, постоянно меняющихся цветами и формой. Этот временный мир красоты и волшебства открывался нам под аккомпанемент смеха: нашего, Тайнана и Захи. И этот мир остался с нами, он настолько врезался в память, что даже сегодня мы вспоминаем его — так, словно это был какой-то дурманящий сон».

***

Заха Хадид завела друзей по всему миру. Почти 70 человек поделились своими воспоминаниями в каталоге — и среди них были не только архитекторы. «Мир будет скучать по ней. Я буду скучать по ней», — эти строчки оставил дизайнер Карл Лагерфельд. Но под ними мог бы подписаться каждый.

В каталог вошло и эмоциональное эссе «Новое путешествие в пространстве», в котором архитектор Стивен Холл представил свою версию биографию Захи Хадид из рисунков, реализованных и нереализованных работ и выставок. Полную галерею мы собрали в материале .

Издание The Guardian. Хадид умерла в госпитале, где лечилась от бронхита.

Заха Хадид родилась в Багдаде в 1950 году. В 1977 она окончила обучение в Архитектурной ассоциации в Лондоне и начала карьеру в бюро OMA, созданном Ремом Колхасом, преподавателем Хадид. В 1979 году она основала свою собственную архитектурную компанию — Zaha Hadid Architect.

Заха Хадид является обладательницей «Нобеля» в области архитектуры — Притцкеровской премии (2004). В 2016 году она стала первой женщиной, которая получила золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA).

В своем Twitter мэр Лондона Борис Джонсон прокомментировал смерть Хадид. «Очень грустно слышать о смерти Захи Хадид. Она вдохновляла, и ее наследство — это ее здания в Стратфорде и по всему миру», — отметил он.

Заха Хадид проектировала не только здания. Она разрабатывала дизайн яхт, обуви, ювелирных украшений и даже парфюмерных флаконов.

«РБК Стиль» вспомнил самые знаменитые работы
легендарной женщины-архитектора:

Центр Гейдара Алиева, Баку (открыт в 2012). За это здание Хадид получила премию «Дизайн года» британского Музея дизайна.

zaha-hadid.com

Центр водных видов спорта, Лондон (открыт в 2011). Дизайн-проект этого здания был разработан в 2004 году и получил Притцкеровскую премию еще до того, как Лондон выиграл право на проведение Летних Олимпийских игр-2012.

zaha-hadid.com

Мост шейха Зайеда, Абу Даби (открыт в 2010). Строительство этого сооружения обошлось в $300 млн. Изогнутые линии моста напоминают пустынные дюны.

Depositphoto.com

Dominion Tower, Москва (открыт в 2015). Офисное здание состоит из семи этажей и выступающих консолей, а его общая площадь составляет 22 тыс. кв. м.

zaha-hadid.com

Оперный театр в Гуанчжоу (открыт в 2011). Общая площадь здания составляет около 70 тыс. кв. м. По форме оно напоминает камень. Частично остекленные фасады способствуют хорошему освещению внутреннего пространства.

depositphoto.com

На выставке Baselworld 2016 рядом с павильоном ювелирной датской марки Georg Jensen была установлена архитектурная инсталляция Захи Хадид — обладательница Притцкеровской премии создала коллекцию серебряных украшений для Georg Jensen. В нее вошли 8 предметов с характерной линейной структурой — в том числе перекрученный браслет и кольцо на два пальца.

пресс-служба Baselworld 2016

пресс-служба Baselworld 2016

пресс-служба Baselworld 2016

Первая линия золотых украшений, выпущенных в 2013 году совместно со швейцарской ювелирной маркой Caspita, была вдохновлена клеточной структурой предметов окружающего мира.

facebook.com/Caspita-Haute-Joaillerie

В рамках прошлогоднего Salone del Mobile в Милане Заха Хадид представила инсталляцию, вдохновленную ювелирной коллекцией

пресс-служба Bulgari

пресс-служба Bulgari

В 2008 году Хадид в сотрудничестве с французским спортивным брендом Lacoste создала лимитированную коллекцию обуви (всего 850 пар). Мужская и женская версия кед были выплавлены из резины, чья фактура имитировала кожу крокодила. В том же году бразильская марка Melissa выпустила пару женских босоножек, придуманных Хадид в стиле архитектурных пространств собственных зданий.

facebook.com/zaha.hadid

facebook.com/zaha.hadid

В 2015 году Заха Хадид вместе с музыкантом Фарреллом Уильямсом разработала модели кроссовок для коллекции "Supershell" Adidas.

zaha-hadid.com

Для мирового турне Pet Shop Boys 1999 года, которое называлось Nightlife Tour, Хадид разработала дизайн сцены и свет.

В 2012 году Заха Хадид спроектировала для американского дизайнера Донны Каран флакон для нового аромата Donna Karan Woman.

facebook.com/zaha.hadid

С начала 2000-х архитектор активно сотрудничала с крупнейшими итальянскими производителями мебели и товаров для дома, такими как Sawaya and Moroni, Poltrona Frau Contract, Slamp и другими. Самыми известными из ее изделий стали кресло Kuki и стул Z-Chair.

facebook.com/zaha.hadid

Zephyr Sofa ( facebook.com/zaha.hadid)

Кресла Array ( facebook.com/zaha.hadid)

Сегодня сообщили, что от сердечного приступа в Маями в возрасте 65 лет умерла британский архитектор Заха Хадид.

Заха Хадид (Zaha Hadid) — выдающийся архитерктор иракского происхождения, жила и работала в Великобритании. Она известна, как первая женщина архитектор, получившая Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской премии в области арихтектуры). Заха Хадид работала в стиле деконструктивизма, а здания, построенные ей, всегда хорошо узнаваемы. Давайте вспомним ещё раз её удивительные работы, которые представляют собой странную смесь воображения, искусства и архитектуры.

Проект Performing Arts Centre в Абу-Даби

Хадид изучала архитектуру в Архитектурной ассоциации с 1972 года и получила диплом в 1977 году. Затем она стала партнером комании Office for Metropolitan Architecture, а позднее возглавила собственную студию, чем занималась до 1987 года. С тех пор Хадид не раз становилась приглашенным профессором в архитектурных институтах по всему миру, проводила множество мастер-классов в школах дизайна и архитектуры. Кроме того, Заха Хадид была почетным членом Американской академии искусств и литературы и научным сотрудником Американского института архитектуры, является профессором в университете прикладных искусств в Вене.

Заха Хадид испытывала границы архитектурного проектирования в серии исследований, а также принимала участие в архитектурных конкурсах. В числе проектов Захи, которые получили призы, входят: Пик в Гонконге (1983), Kurfürstendamm в Берлине (1986), Центр искусства и масс-медиа в Дюссельдорфе (1992/93), здание оперы Cardiff Bay в Уэльсе (1994), Thames Water/Royal Academy Habitable Bridge Competition (1996), Центр современного искусства в Цинциннати (1998), Университет Северного моста Холлоуэй-роуд в Лондоне (1998), центр современного искусства в Риме (1999) и станция для лыжных прыжков в Инсбруке, Австрия (1999).

Кроме архитектуры Заха Хадид занимается созданием мебели, широко известны такие её работы как кресло Cristal и светильник Chandelier Vortexx. Интересно, что Заха Хадид не раз бывала в России, в том числе в Эрмитажном театре в Санкт Петербурге в 2004 году, где состоялась церемония вручения Притцкеровской премии, лауреатом которой стала Заха.

Performing Arts Centre - проект архитектуры будущего в Абу-Даби

Лондонская студия архитектора Захи Хадида предложила на суд властей Абу-Даби и широкой общественности свой новый арт-проект Performing Arts Centre, который предлагают возвести на острове Саадият.


Объект будет строиться в общем проекте Zayed National Mueum. Футуристическая архитектура национального музейного комплекса одним своим видом может привлечь в ОАЭ множество туристов. Концепция строилась на увлечении главного шейха ОАЭ, Заида бен Султана Аль Нахайяна, соколиной охотой. Такие же сильные и стремительные линии охватывают все здание, превращая здание в некий аллегорический объект. Основным наполнением данного гигантского проекта будут 5 театров: оперный театр, мюзик-холл, концертный зал, драматическая сцена и театр для разных видов творчества.

National Stadium of Japan - проект стадиона в Японии от Zaha Hadid Architects


Впрочем, нужно отметить, что, несмотря на великолепное портфолио Захи Ахдид, за новый контракт ее фирме пришлось соперничать с другими дизайнерскими и архитектурными бюро со всего мира, включая серьезных конкурентов из самой «Страны восходящего солнца».


Новый Национальный Стадион сделают своего рода символом японского лидерства в Азии: сооружение будет располагаться на месте старого стадиона, который также был построен для Олимпийских игр (которые проходили в Токио в 1964 году и должны были показать миру, что Япония восстановила свою мощь после Второй Мировой Войны).


Старый стадион планируют разобрать в 2015 году, тогда же начнется строительство нового спортивного комплекса. Япония выиграла право на проведение у себя мирового чемпионата по регби в 2019 году - именно к этому сроку японцы и собираются построить Национальный Стадион.


Дизайн будущего сооружения выполнен в традиционном для множества других проектов Захи Хадид футуристичном стиле и внешне напоминает, к примеру, Аква-Центр в Лондоне, открытый к Летней Олимпиаде 2012.


Проекты Захи Хадид превосходны тем, что в них продумана каждая деталь: даже если это «обычный» жилой дом, дизайн квартир в нем обязательно окажется в фокусе внимания компании Zaha Hadid Architects.

Комплекс Galaxy SOHO в Пекине по проекту Захи Хадид

Строительные работы на участке 47 000 кв.м продолжались около тридцати месяцев, то есть, с 2009 по 2012 год. Это первый объект, возведенный по проекту Захи Хадид в столице Китая и, пожалуй, самая заметная ее работа в Азии.

«Без углов» - так можно было бы назвать концепцию, разработанную Zaha Hadid Architects (критично настроенные коллеги по цеху часто называют объекты Хадид жестче - «обмылками»), но соратник Захи Патрик Шумахер придумал более изящный термин - «панорамная архитектура».

Комплекс площадью 330 000 кв. м состоит из пяти объемных элементов, но все внимание фиксируется сразу на четырех из них. Это куполообразные структуры высотой до 67 м, плавно соединенные между собой на разных уровнях платформами этажей и крытыми переходами. Скругленные межэтажные перекрытие создают ощущение постоянного движения, трансформации, перехода из одного состояния в другое. Четыре купола образуют в центре композиции атриум с балконами и галереями и несколько замкнутых внутренних дворов, которые можно назвать данью традиционной китайской архитектуре. Внутренний двор в культуре Поднебесной играет важнейшую роль, как пространство, соединяющее интерьер и окружающую среду.

Официальный сайт архитектурного бюро: zaha-hadid.com

В столице Сербии планируется построить многофункциональный комплекс на месте фабрики Beko. В него войдут жилье, магазины и кафе, конгресс-центр и отель 5*. Все корпуса и элементы программы соединены вместе как «текучие», извивающиеся объемы, сочетающиеся с аналогичным решением ландшафта.

Специфика проекта — в его расположении в самом центре города, рядом с парком Калемегдан, у стен Белградской крепости. Как и недавний проект Со Фудзимото, работа Хадид может нарушить цельность этого исторического ландшафта.

Кроме того, как отмечают комментаторы, инвесторы нередко предлагают реализовать в Белграде проекты зарубежных «звёзд», но дело редко доходит до строительства: причина и в сложной сербской бюрократической системе, и в уловках самих застройщиков: они получают разрешение на строительство для одного проекта, а реализуют другой, дешевый. Хотя подобный метод практикуется и на Западе, например, в Нью-Йорке.

В Багдаде Хадид собирается построить не менее амбициозное сооружение. Это новая штаб-квартира Центрального банка Ирака.

Это будет 37-этажное здание на берегу Тигра с фасадами, облицованными стеклом и светлым металлом. Обращенная к реке сторона будет полностью остеклена, чтобы «обеспечить» сотрудников панорамными видами реки.

Центральный банк Ирака Zaha Hadid Architects

http://www.zaha-hadid.com/
http://en.wikipedia.org/ wiki/Zaha_Hadid



Культурный центр имени Гейдара Алиева .

«Эта страна, расположенная на перекрестке Восточной Европы и Западной Азии, пережила головокружительное число оккупаций и освобождений. Так что просто сделайте глубокий вдох и пропустите эту историю, чтобы оказаться в самом ее конце, или, если быть более оптимистичным, в самом начале новой истории современного Азербайджана», - отмечает Ведущий телеканала «Discovery», эксперт по глобальной архитектуре Дэнни Форстер, который снял один из сюжетов о Культурном Центре Гейдара Алиева по проекту Захи Хадид.



Это масштабное сооружение общей площадью 111292 квадратных метров станет доминантой нового района в Баку, где, помимо него, будут созданы также жилые, административные, торговые, офисные и культурные здания.

















В самом же Культурном центре имени Гейдара Алиева будет находиться музей, библиотека, конференц-холл, а также зал для торжественных и культурных мероприятий. В здании будет максимум прозрачных, стеклянных стен, как наружных, так и внутренних, что позволит уменьшить до минимума необходимость в искусственном свете. А самое светлое место (север здания, где солнечного света максимум от возможного) в этом комплексе будет отдано под библиотеку.








Тайчжун Метрополитен -опера , Тайвань. (Metropolitan Opera House. Taichung, Taiwan)















Cairo-Expo-City

За достижения в области архитектуры Заха Хадид в 2004 году стала первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию. А в июне этого года Заха Хадид получила титул Дамы-Коммандора ордена Британской империи, что соответствует рыцарскому званию и позволяет использовать перед именем приставку «Дама». Обе премии архитектор получила, когда ей было уже за 50. Ее путь к славе был долгим и нелегким.

Courts of Law (Civil Courts of Justice), Madrid, Spain (Здание Гражданского суда комплекса «Кампус правосудия», Мадрид, Испания)

Заха Хадид родилась в 1950 году в Ираке. Девочка росла в мусульманской стране. Однако, ей повезло — ее отец был одним из основателей Национальной Демократической партии Ирака, крупным промышленником прозападной ориентации. Заха Хадид никогда не носила паранджу и, в отличие от остального населения страны, имела возможность свободно ездить по миру. В 11 лет девочка уже точно знала, что хочет стать архитектором, а в 22 поехала учиться в Архитектурной ассоциации в Лондоне. В 1980 Заха Хадид основывает собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects.

Она предлагала варианты постройки обитаемого моста над Темзой, перевернутого небоскреба для английского города Лестера и клуба на вершине горы в Гонконге. Проектировала здание оперы в Кардиффе, Центры современного искусства в Огайо и Риме. Эти и другие проекты приносят ей победу в престижных архитектурных конкурсах, интерес, а затем и популярность среди профессионалов, но остаются на бумаге. Во многом — из-за неготовности заказчиков принять ее нестандартный и оригинальный дизайн.

Пожарная часть «Витра»

Первым реализованным проектом Хадид стала пожарная часть компании Vitra (1994). Всплеск интереса к ее творчеству начался после того, как в 1997 году было построено здание музея Гуггенхейма в Бильбао по проекту Фрэнка Гери. А после участия в строительстве Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США, открывшегося в 1998 году, идеи Захи Хадид становятся по-настоящему востребованными.

Центр современного искусства Розенталя

Сегодня Заха Хадид строит много, строит по всему миру, не стесняясь смелости стоимости собственных проектов. Кроме работы с крупными формами, Заха Хадид создает инсталляции, театральные декорации, выставочные и сценические пространства, интерьеры, обувь, картины и рисунки. Ее работы есть во многих музейных коллекциях — таких, как MoMA, Немецком музее архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM) и других. Также она читает лекции и устраивает мастер-классы по всему миру, каждый раз собирая полные аудитории. Заха Хадид неоднократно бывала и в России.

Оперный театр Гуанчжоу